Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия

§ 52-53 ОСНОВНЫЕ МОРАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ

Оценочные понятия морали. Моральные категории.

Моральный идеал.

Оценочные понятия морали. В качестве руководства в действиях человека используются определенные оценочные понятия - моральные категории. Моральных категорий множество. Основными из них являются добро, зло, долг, ответственность, честь, совесть, достоинство и др. Категория выражает некое качественное свойство, которое может быть положительным (хорошее свойство) или отрицательным (плохое свойство).

Добро и зло - основные оценочные понятия морали. Сущность оценочных понятий проявляется в их сравнительности. Например, как категории морали добро и зло равнозначны, а в качестве оценочных понятий они противоположны: добро - положительное свойство, зло - отрицательное. Посредством этих понятий все действия человека получают оценку - "хорошо” или "плохо”.

Сделать что-либо хорошее - добро, а сделать пло­хое - зло. В народном фольклоре, художественной литературе показывается нескончаемая борьба добра и зла. Большинство людей всегда стоят на стороне добра, желают его победы. Причиной этого, по- видимому, является то, что само возникновение мира добро. Но победить зло очень нелегко. Зло всегда очень сильно и располагает большим арсеналом: ложь, обман, хитрость, предательство. Зло не выбирает средств для достижения своих целей и действует скрытно.

Добро и зло противоположны друг другу, но вместе с тем они органически неразрывны. Добро и зло так же, как день и ночь, свет и тьма, белое и черное,- вечные взаимодополняющие категории. Сущность каждой из них раскрывается в сопоставлении ее с противоположностью. С этой точки зрения они являются элементами всемир­ного равновесия и проявляются в единстве и борьбе противоположностей. "Чем темнее ночь, тем ярче звезды”- так же и сущность добра раскрывается существованием зла, и наоборот.

Люди, защищая какие-либо моральные ценности, отказываются от материальных выгод: жертвуют ради

Родины своей жизнью, ради любви жертвуют богатством. Добро не требует никакого вознаграждения, оно делается от чистого сердца и богатства души.

Зло делится на природное и общественное. К при­родному злу относятся землетрясения, наводнения, сели, ураганы, извержения вулканов, болезни и другие природные бедствия.

Зло, которое происходит в человеческом обществе и совершается руками человека, относится к обществен­ному. Войны, революции, рабство заставляют страдать миллионы людей. Зло рождается в сознании и по воле человека. Опасность вражды, агрессии, массового истребления, грабежей в том, что они направлены на уничтожение таких высоких ценностей, как семья, нация, страна, государство.

В борьбе добра и зла победу добра мы расцениваем как справедливость, а победу зла как несправедливость. За добро нужно бороться, нужно помогать тем, кто делает добро, и делать это честно.

Моральный долг. Моральный долг определяет обязан­ности человека перед другими лицами^ семьей, коллективом, группой, нацией, обществами возникает вследствие объективного развития общества. Понимание морального долга, подчинение ему своих действий определяют уровень морального сознания человека. Моральный долг - требования, которые ставит общество перед человеком. Эти требования изменяются в процессе исторического развития общества.

В жизни моральный долг и личные желания человека не всегда совпадают. Иногда человек бывает вынужден делать нечто, что он совершенно не желает делать. Выполнение человеком своего морального долга прежде всего необходимо обществу.

Долг, будучи совокупностью нравственных требований, обязывает человека соблюдать определенные нормы поведения. Моральный долг классифицируется так: гражданский долг, воинский долг, товарищеский долг, семейный долг и т.д. Честное и полное исполнение общественного долга высоко ценится в обществе. Еще лучше, если долг становится традицией или целью в жизни. В таком случае человек расценивает свои обязанности не как бремя, навязанное обществом, а как свою собственную волю, находит в них смысл и цель жизни. Моральный долг - это не просто внешняя обязанность, а естественная человеческая потребность. В нашей стране очень много людей, сознательно, от чистого сердца исполняющих свой общественный долг. Человек, который осознанно, с пониманием и без принуждения, исполняет свой долг, признается действительно высоконравственным человеком.

Совесть - этическая категория , выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю. В отличие от мотива и долга, совесть включает и самооценку уже совершенных действий на основе пони­мания человеком своей ответственности перед обществом. Совесть обязует человека своими действиями не просто заслужить уважение к себе (не унижать себя), как, скажем, чувство чести и личного достоинства, но полностью отдавать себя служению обществу.

Совесть - общественно воспитуемая способность человека. Она определяется мерой его исторического развития, а также его социальной позицией в тех объек­тивных условиях, в которые он поставлен. Как активная ответная реакция человека на требования общества и его прогрессивного развития, совесть является не только внутренним двигателем нравственного самосовершен­ствования личности, но и стимулом ее деятельность но ­практического отношения к действительности. Совесть может проявляться как в рациональной форме осознания нравственного значения своих действий, так и в комплексе эмоциональных переживаний (угрызения совести). Воспитание в каждом человеке совести - одна из важных сторон формирования нравственности.

Честь одно из широко распространенных понятий морального сознания. Как и совесть, честь относится к этическим категориям, она включает в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и призна­ния этого значения со стороны общества. По своему содержанию и природе понятие чести близко понятию достоинства. Будучи формой проявления отношения индивида к самому себе и общества к индивиду, честь, как и достоинство, соответствующим образом регулирует поведение человека и отношение к нему со стороны окружающих. Но, в отличие от понятия достоинства, понятие чести основывается не на принципе равенства всех людей в моральном отношении, а на их дифферен­цированной оценке в зависимости от социального положе­ния. Честь и возможности защиты чести у различных людей разные.

Пример

С точки зрения морали, общество не делает различий в достоинстве людей: академик и спортсмен, президент и рабочий, инженер и дворник - все имеют равное достоинство. Они имеют равные права, свободы и обязанности, точно так же личность каждого человека одинаково уважаема. А в отношении чести не может быть подобного равенства: честь связывается с личными возможностями человека, в основе которых лежат его реальные заслуги перед другими людьми или обществом.

Проявление чести может быть индивидуальным или коллективным (профессиональным, национальным). Критерии оценки и требования к человеку, связываемые с его честью, изменяются исторически. Честь отдельного человека связана с его стремлением сохранить и приумножить уважение к себе со стороны окружающих. Честь коллектива или общества определяется социальным положением и возможностями этого коллектива.

Главной особенностью чести является ее исключи­тельный статус как высшей ценности - священность. Поэтому люди прилагают все усилия и возможности для ее защиты.

Достоинство - понятие морального сознания, выра­жающее представление о ценности личности , категория этики , отражающая моральное отношение человека к самому себе и общества к индивиду . Сознание собственного достоин­ства является формой самоконтроля личности, на кото­рой основывается требовательность индивида к себе. В стремлении не унизить своего достоинства человек ста­рается строго выполнять требования, идущие от общества.

Достоинство личности регулирует также отношение к ней со стороны окружающих и общества в целом, заключая в себе требования уважения личности, признания ее прав.

Эгоизм (лат. ego - "я”) - жизненный принцип , выражающийся в том , что человек руководствуется в своем поведении лишь собственными интересами, не считаясь с интересами общества и окружающих. Эгоизм оценивается как негативное качество, хотя в период борьбы с сословно-иерархической организацией феодального обще­ства он сыграл определенную роль в обосновании права каждого индивида на стремление к счастью. С одной стороны, эгоизм выглядит как универсальная мера активности человека. Человек, придерживающийся такого принципа, ради собственного благополучия идет на любые поступки - ложь, предательство, клевету и т.д. Но, с другой стороны, он энергично защищает свою жизнь, свои интересы, умеет представить себя личностью, высоко ценит собственное достоинство. Сам себе помогает, создает условия для своей жизни и развития. Принимает на себя всю ответственность и только себе отдает отчет в своих действиях, уважает себя и не упускает ни одной удачной возможности. Хорошо знает свои возможности и развивает свои способности. Стремится к улучшению своего материального положения, практическими дейст­виями достигает положения, должностей, званий. Если человек поступает подобным образом, то это не является чем-то предосудительным, напротив, такое поведение показывает жизненную активность человека. Однако эгоистам свойственны алчность, скупость, зависть. Они свое внутреннее "я” противопоставляют другим, стараются за счет интересов окружающих решать свои собственные проблемы.

Альтруизм (фр. altruisme , лат. alter - "другой”) - нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении другим людям, в готовности жертвовать для их блага личными интересами. Альтруизм противоположен эгоизму.

Альтруизм основывается на идеях коллективизма, сотрудничества, взаимопомощи; считается, что каждый человек должен в первую очередь заботиться об общественных интересах, а затем уже о личных. Альтру­исты в жизни встречаются очень часто. Такой человек, как правило, полон достоинств: относится к окружающим только с добрыми намерениями, всегда готов оказать помощь. От альтруиста исходят доброжелательность и милосердие.

Моральный идеал. В сознании каждого человека существует некий совершенный образ, к которому он стремится, старается быть похожим на него. Молодежь, как правило, особенно подвержена таким стремлениям. Моральный идеал может представляться в виде образа реально существующей личности, с которой человек встречался, быть может, даже знаком с ней, а иногда идеал - это персонаж литературного произведения или образ, воплощенный в произведении искусства.

Моральный идеал (гр. idea - "вид, образ, представление, понятие”) - представления о нравственном совершенстве, чаще всего выражающиеся в образе личности, воплотившей такие моральные качества, которые могут служить высшим моральным образцом. Он отражает социально- экономическое положение группы и соответствует его критерию нравственности и общественному идеалу.

Образ идеала в человеческом сознании порождают личности, придерживающиеся справедливости, чистоты, пожертвовавшие собой ради высших ценностей. Человек стремится достичь своего идеала. Общество тоже придерживается определенного идеала в своем развитии. Личный моральный идеал - стремление человека к внутреннему удовлетворению. Умение строить отношения с другими людьми, правильно выбирать характер обще­ния- способы достижения идеала. Достижение идеала - это основное, главное направление в жизнедеятельности человека.

Идеал побуждает человека к достижению определен­ных целей, совершению хороших поступков. В обществе социально-политический идеал объединяет людей с близкими моральными позициями и нравственными устремлениями.

Идеал- явление общественное, с изменением общества меняются и идеалы. Например, нельзя сравнивать идеал женщины XVIII в. с идеалом современной женщины. Современная женщина - деловой, интеллигентный, целе­устремленный человек. В настоящее время и человеческие качества оцениваются иначе - в каждом обществе существуют свои критерии оценки. Те требования, которые предъявлялись к средневековым рыцарям, ханам, батырам и биям, сегодня не актуальны, равно как и требования, предъявлявшиеся к аристократии, например, в эпоху Возрождения. Смена идеалов может происходить в сложных условиях и приводить к тяжелым социальным потрясениям.

Вопросы и задание

1. Назовите основные категории морали и дайте каждой из них краткую характеристику. 2. Что относится к оценочным понятиям морали? 3. Как вы думаете, много ли в нашей жизни альтруистов? Как вы относитесь к их бескорыстию?

2. Что мы называем культурой? Культура. Материальная и

духовная культура. Функции культуры в обществе.

Мораль — это в обществознании одна из ключевых характеристик человека, которая определяет не только его поведение, поступки, но и внутренние стремления, мотивы, выбор способов достижения жизненных целей.

Вокруг этого понятия постоянно стоят споры, ведутся горячие дискуссии и возникают недоразумения.

Стоит только случиться где-то какому-нибудь неоднозначному событию, как ту же его участники подвергаются тщательному анализу и обсуждению, и на первый план практически всегда выходят вопросы нравственной морали, человечности.

Ценности человека – это очень сложные вещи, в которых порой непросто разобраться. Приемлемые в обществе правила поведения, общения, способы заработка денег и тому подобное постоянно заставляют философов, социологов и представителей религии снова и снова возвращаться к вопросам морали.

Рассмотрим это понятие более подробно и попытаемся понять, что же это такое – мораль.

Мораль — понятие и происхождение

Сам термин мораль, который на латыни звучит, как moralitas, был введен в обиход великим философом Древнего Рима Цицероном.

В общих чертах под этим термином характеризуются принятые в данном обществе взгляды на то, что хорошо и что плохо, что стоит считать злом, а что относится к добру, какая разница между правильными и неправильными поступками и т. д.

В каждой отдельной социальной группе могут быть совершенно разные представления о морали, поэтому нередко этот термин используется в применении не ко всему обществу в целом, а к отдельным его частям: буржуазная мораль, христианская мораль и тому подобное.

Та часть морали, которая наиболее понятна и близка всем членам ее общества, считается общественной.

Характеристика данного понятия в русском языке тесно переплетается с нравственностью. Чаще всего данные слова считаются синонимами. Происхождение же упомянутого выше латинского слова moralitas обязано понятию mores, что с латыни обозначает общепринятые в обществе традиции.

Когда вопросы нравственности впервые пришли в головы людей – сказать невозможно. Скорее всего, что эта проблема существовала ровно столько, сколько существует человечество. Но постепенно она все более усложнялась и меняла свои формы.

Отличительные признаки

Так как в области психологии у людей существует масса сходных между собой терминов (моральность, религиозность, нравственность и т. д.), то возникает проблема как-то обособить и выделить именно рассматриваемое понятие.

Какой существует отличительный признак именно морали, по которому ее нельзя спутать с другими сходными терминами?

К примеру, если отличительной особенностью искусства является влияние на эмоциональное состояние человека, религии – на ее отношение к всевозможным сверхъестественным явлением, то мораль отличается тем, что поднимает вопросы разделения добра и зла, правильного и неправильного.

Функции морали

Как и другие философские и социологические категории, рассматриваемое понятие имеет не только отличительные характеристики, но и некоторые важные функции. Показатель действенности любого термина – это часто именно те функции, которые под ним имеются ввиду.

Если говорить про мораль, то она традиционно закрепляет за собой такие важнейшие для жизни каждого индивидуума функции, как:

  1. Оценочная. Здесь происходит рассмотрение явления, его анализ и проявляются различия: выступает ли это событие в качестве добра либо же зла, нравственный поступок был совершен или нет, можно ли его считать правильным или же нет и пр.
  2. Регулятивная. Наука о морали не просто констатирует определенные факты и говорит об их качествах, но и устанавливает определенные шаблоны поведения, принципы, правила взаимодействия между людьми. Это очень важно для того, чтобы люди могли жить в одной системе ценностей и составлять цельное общество, а не атомизированное собрание непонятных друг другу людей. Именно регулятивная функция делает огромный вклад в облик человека в любую эпоху.
  3. Контролирующая. Позволяет влиять на поведение человека, заставлять его следовать принятым шаблонам не только внешне, на виду у других людей, но и в своем внутреннем мире, самоощущении и мыслях. В обществе эта функция помогает навести порядок, мир и нормальные дружественные или хотя бы нейтральные отношения.
  4. Интегрирующая. Позволяет людям не просто жить в одной системе ценностей, но и образовывать между собой прочные общины, каждый член которой хорошо понимает друг друга и готов прийти на помощь и оказать поддержку.
  5. Воспитательная , свойства которой заключаются в том, чтобы прививать человеку правильное мировоззрение и ориентиры, заставлять вести себя адекватно общественной ситуации и делать правильный нравственный выбор в любой ситуации.

Это основные функции морали, благодаря которым она регулирует жизнь людей во всем мире.

Морально-этические нормы

Под морально-этическими нормами понимается набор понятий, которые культивируются и приветствуются в данном обществе, так как именно они позволяют добиться мирной жизни, сплоченности, минимизации деструктивного поведения отдельных индивидов и т. д.

Примеры таких норм может видеть каждый: мы уступаем старикам и беременным в метро и трамвае, здороваемся со старшими, подаем руку выходящей из транспорта даме.

Во всем этом нет жизненной необходимости, но воспитанные люди, признающие действующие морально-этические нормы и воспитанные в их парадигме, делают это, чтобы выразить свою принадлежность к культурным людям.

Этика подразумевает, что человек уважает имеющиеся общественные устои и готов им подчиняться, часто даже против собственного желания и в не самых подходящих условиях (особенно актуально для детей).

Предел идеала в этом плане – если человек не отказывается от установленных правил даже в самых экстремальных ситуациях, таких как войны, нахождение в заключении и т. п.

Моральные принципы

Все действовавшие в любые времена жизни людей моральные принципы чем-то схожи между собой и ставили своей задачей достижение максимальной эффективности управления людьми.

Выглядят они следующим образом:

  1. Принцип талиона. Самый первый возникший принцип, который воплотился в виде кровной мести своим обидчикам. Если вам причинили зло, то вы получаете право причинить такое же зло обидчику. До того, как возникло государство и взяло на себя правоохранительную и судебную функции, правило талиона было актуально. Но со временем в нем отпала необходимость, и сейчас оно встречается все реже.
  2. Принцип нравственности. Особенности этого пункта в том, что он проповедует доброе отношение между людьми. Универсальное правило: «относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе», является его ярким воплощением.
  3. Принцип середины. Еще древний философ Аристотель призывал людей всегда соблюдать меру и ни в чем не впадать в крайности. Никогда не нужно допускать никаких перегибов, так как они в любом случае окажутся ошибочной стратегией поведения.
  4. Принцип наибольшего счастья. Универсальное правило, которое философия предложила в 17 веке, гласит, что каждый человек должен жить так, чтобы предоставить себе и окружающим наибольшее количество счастья и позитива. Важно поступать так, чтобы максимум окружающих получили от этого поступка плюсы.
  5. Принцип справедливости. Предложен относительно недавно, в 20 веке. Его суть сводится к тому, что общество должно быть устроено так, чтобы даже самые угнетенные его слои получали какое-то счастье и возможность нормально жить. Люди должны иметь доступ ко всем свободам, возможность продвигаться в социальных лифтах, право на хорошую работу и т. д.

Такие высокие принципы являются идеалом, к которому должен стремиться каждый человек.

Чем отличается мораль от нравственности

Понятия морали и нравственности очень близки и часто школьники, студенты и даже взрослые люди путаются в них.

Значение каждого термина уже упоминалось выше, пусть и кратко, а вот отличие здесь состоит в следующем: нравственность связана не с общественными устоями, как рассматриваемое понятие, а с внутренним настроем человека, его духовной сферой.

Мораль в обществе может изменяться прямо на глазах в зависимости от различных событий и обстоятельств, нравственность же составляет базовую характеристику личности, основные черты которой сохраняются в любых условиях, невзирая на пол, возраст и социальное положение.

Следует учесть: нередко нравственность воспринимается как синоним моральности, но это является ошибкой.

Соотношение понятий мораль и этика

Морализм и этика – также понятия достаточно разные и путать их нельзя.

Этика – это набор внешних правил поведения индивида в данном обществе.

Конечно, правила этики напрямую выходят из действующих в обществе моральных принципов и устоев, но это понятие более узкое и к нему выставляются существенно меньшие требования.

Некоторые исследователи даже считают, что главная функция рассматриваемого термина – именно генерация этических норм, но это довольно узкий взгляд.

В качестве заключения стоит отметить, что мораль, а также задачи, которые ставятся перед этим понятием – это сложные общественные и философские вопросы, которые занимают умы лучших людей в течение тысячелетий.

Разные виды сообществ, мировоззрений и психотипов людей могут смотреть на эти вещи по-разному, но все они стремятся к тому, чтобы объединиться в единую систему ценностей и дать человечеству более четкие ориентиры правильного поведения.

Нравственно-историческое понятие соотносится с сущим. Система ценностей, существующих в форме всеобщих безусловных принципов бытия, система неписанных законов, в некоторых из них находит отражение общепринятые нормы и оценки человеческих поступков. Нравственность проявляется в отношении к семье, к Родине, народу, коллективу, к другому, к самому себе. Нравственность формируется вместе с личностью, составляя принцип и способ ее бытия, не отделима от каждого конкретного "Я".

Определяется ответственностью перед коллективом и самим собой. Правила, которыми люди руководствуются в отношении с другими - нормы нравственности.

1) Добро и зло;
2) Честь;
3) Совесть;
4) Достоинство;
5) Справедливость;
6) Ответственность;
7) Долг.

Список нравственных категорий обширен, в него входят понятия, характеризующие:

А) нравственные нормы,
б) нравственные ценности,
в) нравственные качества,
г) нравственные принципы,
д) нравственные идеалы.

Гуманизм, бескорыстие, патриотизм, чуткость, отзывчивость, трудолюбие, совесть, доброта, честность, доброжелательность, мужество, взаимопомощь, долг, ответственность, достоинство, справедливость, сознательность, принципиальность, целеустремленность, преданность делу, решительность, аккуратность, скромность, самоуважение, вежливость, бережливость, великодушие, равнодушие, безответственность, черствость, беспринципность, приспособленчество, предательство, стяжательство, эгоизм, самоуверенность, высокомерие, зависть, трусость, неряшливость, беззастенчивость, грубость, лицемерие, терпимость, недовольство, преданность, застенчивость, гордость, непримиримость, зло, добро, порядочность, стыд и т.д.

В этическом смысле идеал предполагает некоторый универсальный, т.е. не изменяющийся в зависимости от обстоятельств, лиц, индивидуальных вкусов, стандарт. Нравственный мир человека - это мир ценностей, которые выражаются моральными категориями.

Добро и зло. В число основных категорий морали традиционно включаются добро и зло - центральные понятия морального сознания. Первое обозначает несомненные положи-тельные качества, которых придерживается общество в целом или отдельный человек, а второе - абсолютные негативные. Представления людей о добре и зле, долге и совести исторически менялись, выражая интересы разных классов, слоев, политических режимов, меняющихся эпох и форм религий.

В древности была глубоко осмыслена идея непреодолимой связи добра и зла. Один из древних мудрецов сказал: кто не узнал и не пережил зла, тот не может быть по-на-стоящему, деятельно добр.

Без готовности сопротивляться злу недостаточно понимания зла и противостояния злу. Само по себе это не приведет к добру. Добро практически утверждается в отвержении зла.

Добродетель и порок. Добродетель - моральная категория, выражающая совокупность только положительных качеств и поступков человека, в отличие от порока, олицетворяющего сумму отрицательных качеств и поступков. Сравним два ряда понятий этики: добро и зло, добродетель и порок. Чем они различаются? Добро и зло выражают абстрактные понятия пользы и вреда для человека, они - абсолютны и никому из людей не принадлежат. Добродетель - это воплощение конкретным человеком принципов добра либо в своем характере, либо в сумме поступков. Точно так же и порок есть сумма качеств и поступков человека. Правда, существует и более широкое понимание добродетели и порока - как моральных ценностей (подобных добру и злу), выражающих некие абстрактные нормы поведения. Честность, щедрость, великодушие, сострадательность и т.п. - это добродетели, а лживость, скаредность, мелочность, черствость и т.п. - пороки.

В самом деле, добродетель не абстрактна, она достигается благодаря длительной практике совершения добрых дел и поступков. Справедливыми люди становятся, поступая всегда справедливо, благоразумными - поступая благоразумно, мужественными - действуя храбро и решительно. Знать, в чем заключена добродетель, еще не значит осуществлять ее на практике.

Слово «добродетель» имеет два значения. В одном оно употребляется как обозначение личностного качества, а в другом - как обобщенный показатель характера человека. По характеру человек действительно либо морален (добродетелен), либо аморален (порочен).

Если добро существует в единственном числе, то добродетелей может быть множество, тогда они обозначают конкретные моральные качества индивида. О человеке в таком случае говорят, что у него множество добродетелей: он пунктуален, трезв в образе жизни, рассудителен, справедлив (защищает обиженных), милосерден (помогает малоимущим и сиротам), смел и честен. Но и пороков (отрицательных качеств) у человека может быть немало: он пьет, неопрятен, несдержан в словах и груб в поступках, нарушает данное слово, злопамятен, подвержен гордыне и т.д.

Уже в античности философы считали, сколько же добродетелей может быть у человека и как их наилучшим образом систематизировать. Одним из первых предложил типологию добродетелей великий древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н. э.). Он различал разумные и нравственные добродетели, или, иными словами, добродетели ума и добродетели характера. Первые развиваются в человеке благодаря обучению; таковы мудрость, сообразительность, рассудительность. Вторые рождаются из привычек-нравов: человек действует, приобретает опыт, и на основе этого формируются черты его характера. Конкретизируя понятие «добродетель», Аристотель строит теоретическую схему добродетелей и пороков. Здесь добродетель предстает как золотая середина между различными крайностями. Так, в отношении к опасности мужество - середина между отвагой и трусостью, благоразумие - середина между распущенностью и холодностью чувств, щедрость - середина между мотовством и скупостью, правдивость - середина между хвастовством и притворством, остроумие - середина между шутовством и неотесанностью, дружелюбие - середина между подхалимажем и угодничеством, стыдливость - середина между бесстыдством и робостью и т.д. У Аристотеля знание о добродетели тесно связано с практикой добрых поступков. Согласно его учению, если человек знает одно, а поступает по-другому, значит, он обладает не знанием, а мнением, и ему следует добиться истинного знания, выдерживающего испытание в практической деятельности.

Парадокс добродетели заключается в разрыве между знанием и делом: благодаря воспитанию, обучению в школе, чтению книг, воздействию печати и телевидения, люди в цивилизованном обществе в целом знают, что такое добродетель, но многие (а иногда большинство) поступают порочно. Что это - абстрактные знания, которые в принципе нельзя осуществить на практике, или некие особенности поведения человека?

Возможно, что второе. Ведь от других мы требуем добродетельности и возмущаемся, когда они поступают порочно, особенно по отношению к нам. Но когда дело доходит до нас самих, то мы ведем себя не так, как правильно, а так, как нам приятно. Адресуя добродетель другим, мы ограждаем себя от мучительного выбора между приятным и должным, облегчаем себе жизнь и вновь уходим от того, что душа должна трудиться. Двойственность человека, разлад личности состоят в противоречии, а затем и столкновении духовных заповедей - знания добродетели и плотских устремлений.

В списке человеческих добродетелей одно из почетных мест занимает долг. Долг представляет собой осознание личностью безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется моральным идеалом и из него следует. Психологически долг осознается как необходимость совершения определенных действий. В русском языке слова «долг» и «обязанность» используются как синонимы.

Стыд. Невыполненный долг ведет к появлению у человека чувства стыда. Это еще одна моральная категория. Стыд - а) внутренний контрольный механизм, б) осознание чело-веком своего несоответствия принятым нормам или ожиданиям окружающих, а значит, появления чувства вины. Стыд полностью ориентирован на мнение других лиц, которые могут выразить свое осуждение по поводу нарушения норм, и переживание стыда тем сильнее, чем важнее и значимее для человека эти лица. Поэтому индивид может испытывать стыд - даже за случайные, непредполагаемые результаты действий или за действия, которые ему кажутся нормальными, но, как он знает, не признаются в качестве таковых окружением.

Совесть. С чувством стыда неразрывно связана этическая категория «совесть». Совесть представляет собой способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному - неисполненность долга. Совесть независима от мнения окружающих. Древнегреческий философ Демокрит на рубеже V и IV веков до н.э. советовал: «Не делай ничего непристойного даже наедине с собой, учись стыдиться самого себя больше, чем других». Что это значит? Совесть требует быть честным тогда, когда никто не может проконтролировать тебя. Субъективно она может восприниматься как чужой голос внутри человека, голос «другого я». Отсюда делаются два противоположных вывода о природе совести. Один состоит в том, что совесть - это голос Бога, другой предполагает, что совесть - это обобщенный и перенесенный во внутренний план голос значимых других. В том и другом случае совесть истолковывается как особая форма стыда.

Совесть формируется в процессе социализации и воспитания, через постоянные указания ребенку на то, «что такое хорошо и что такое плохо» и т.д. На ранних стадиях становления личности совесть проявляется как «голос» значимого окружения (референтной группы) - родителей, воспитателей, сверстников, как повеление некоторого авторитета, и соответственно обнаруживается в страхе перед возможным неодобрением, осуждением, наказанием, а также в стыде за свои действия. Мы часто корим случайно причинившего нам неприятность человека: «Как вам не стыдно?!» Чего мы добиваемся этим? Мы обращаемся к его совести, надеясь найти в его душе скрытый запас нравственных принципов, которые заставят виновного пожалеть о содеянном.

Совесть разговаривает с нами на языке вечных истин, и от их имени она обращается к достоинству личности. Совесть - это ответственность человека перед самим собой.

В муках совести - не только презрение к самому себе, но и желание исправить ошибку, ответить за проступок. Муки совести знаменуют начало исправления, первые шаги к нрав-ственному совершенствованию, так как в осуждении себя заключается уже определенное раскаяние, сожаление о содеянном и намерение не совершать подобного впредь. В призна-нии своей вины и состоит содержание понятия «угрызение совести».

Свобода. Помимо мук и угрызений совести встречается выражение «свобода совести». Оно обозначает право человека на независимость внутренней духовной жизни и возможность самому определять свои убеждения; в узком и более распространенном смысле «свобода совести» означает свободу вероисповедания и организованного отправ-ления культа.

Свобода имеет несколько значений. Юридическая свобода - это предоставленность самому себе, незаключенность под стражей. Политическая свобода выражает право слова, право собраний, печати, совести и т.д. Философская свобода - свобода воли, действия и поведения.

В самом общем смысле свобода - это отсутствие давления или ограничения. Это значение слова отражено в словаре В. Даля: «свобода» - это воля. Но они несинонимичны. Свобода понимается как отсутствие давления, а воля - как свобода от рабства, крепостного состояния, как отсутствие неволи, принуждения. От слова «воля» берут начало два негативных понятия - «своеволие» и «произвол», а от слова «свобода» никакой негативный след не тянется.

Свобода человека выражается в свободе выбора. Если, к примеру, человек находится в тюрьме или живет в тоталитарном обществе, то ни о какой свободе в политическом смысле речи быть не может. Его выбор, а с ним и свободу жестко ограничивает кто-то другой. Но даже при отсутствии тюремных стен и политического давления свободу человека могут ограничивать, например, обывательские стереотипы, ложные суждения, национальные предрассудки, склонность к порочной жизни. Вы задумали жениться на девушке другой национальности или из другого класса, а родственники и знакомые вас наставляют: она тебе не ровня, счастлив с ней не будешь. Свобода выбора ограничена, хотя никакого политического давления на вас не оказывали. Свобода связана с сознатель-ным выбором и собственной волей. Человек ответствен за свой выбор.

Милосердие. Оно представляет собой сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку, стремление помочь каждому нуждающемуся. В Древней Греции оно обозначало чувство, которое возникает при виде незаслуженных страданий, в Древней Индии - любовь к ближнему. Во многих культурах милосердие и сострадание выделяются в ряду человеческих мотивов и противопоставляются влечению, выгоде, славе, почету. В понимании выдающегося русского философа XIX века B.C. Соловьева милосердие состоит в том, чтобы делать другому все то, чего сам хотел бы от других.

Милосердие и справедливость (о ней более подробно речь пойдет далее) представляют две фундаментальные добродетели, соответствующие разным сферам или уровням нравствен-ного опыта. На первом, низшем, уровне человек, стремящийся стать глубоко нравственным, соблюдает принцип справедливости, т.е. воздает людям пропорционально их заслугам и прегрешениям, защищает свои права, не посягая на чужие. На втором, более высоком уровне его поведение определяется заповедью любви («Возлюби ближнего своего как самого себя») прежде всего к другим, а не к себе. Помогать страждущим означает любовь к ним, проявление милосердия. В милосердии скрыта готовность жертвовать своими личными интересами ради блага ближнего: «отдавай другому, не рассчитывая заранее, что получишь взамен». Таким образом, милосердие - высший, а справедливость - низший принцип морали. Второй предполагает первый. Быть справедливым легче, чем стать милосердным, поэтому принципы справедливости разделяет большее число людей, а милосердие - меньшее. Милосердие вменяется человеку как моральное долженствование, однако он сам вправе требовать от других лишь справедливости и не более того.

    Добро и зло - наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.

    Справедливость - представление о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми.

    Совесть - характеризующая способность человека осуществлять внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности.

    Достоинство - особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, основанное на признании ценности человека как личности.

    Честь - моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами.

    Гуманизм - принцип мировоззрения, означающий признание человека высшей ценностью, веру в человека, в его способность к совершенствованию, требование защиты достоинства личности, идея о том, что удовлетворение потребностей и интересов личности должно быть конечной целью общества.

ДЕ 3. Принципы этикета.

9. Вежливость и сдержанность как принцип этикета.

Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стрем­ление избежать конфликтов. В свою очередь, уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанно­сти. Вежливость имеет такие проявления, как внимательное отношение, готовность предоставить услуги другому человеку. Доброе отношение к людям - это главная основа нравственности служебного этикета современной организации. Сдержанность человека - это умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми.

10. Деликатность как принцип этикета.

Деликатность- это свойство действительно воспитанных, интеллигентных людей, высшее выражение доброжелательности и приветствия. Это вежливость с глубоким пониманием внутреннего состояния и настроения других людей.

11. Тактичность и чуткость как принцип этикета.

Тактичность и чуткость - это чувство меры, которую следует соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях, умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов и поступков у человека возникает незаслуженная обида, огорчение, а иногда и боль.

12. Скромность как принцип этикета.

Скромность– это умение не переоценивать себя, свою значимость, не афишировать достоинства и заслуги, уметь сдерживать себя, быть умеренным, простым и пристойным. Скромный человек: не станет добиваться победу любой ценой в малозначительном споре; не станет навязывать свои вкусы и симпатии; никогда не будет выставлять на показ свои заслуги.

ДЕ 4. История возникновения этики.

Мораль как форма общественного сознания. Особую роль в жизни общества, в регулировании поведения его членов играет мораль. Мораль – форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.

Наряду с правом мораль выполняет роль регулятора поведения людей, но вместе с тем имеет отличительные особенности.

Мораль - такая регулятивная система, которая обязательна для каждой формационной и цивилизационной ступеней развития общества. Право же является атрибутом только «государственных» формаций, в которых мораль, сама по себе не может обеспечить соответствующее данному общественному порядку поведение людей.

Нравственные нормы поведения поддерживаются лишь общественным мнением, правовые нормы – всей силой государственной власти. Соответственно и нравственная санкция (одобрение или осуждение) имеет идеально-духовный характер: человек должен осознавать оценку его поведения общественным мнением, понять его внутренне и скорректировать свое поведение на будущее. Юридическая же санкция (награда или наказание) принимает характер принудительной меры общественного воздействия.

Принципиально отличаются друг от друга и категории правовых и моральных систем. Если основными категориями права выступает законно и незаконное, правомерное и неправомерное, то основными оценочными категориями морали и этики (науки, изучающие моральные отношения и моральное сознание) являются: добро, зло, справедливость, долг, счастье, совесть, честь, достоинство, смысл жизни.

Моральные нормы распространяются и на такие отношения между людьми которые не регулируются государственными органами (дружба, товарищество, любовь и т.д.)

С появлением классового общества мораль принимает во многих своих проявлениях классовый характер не только по своему содержанию, но и по своему субъекту: можно совершенно точно говорить о морали классов господствующих и о морали классов угнетенных. В связи с этим можно выделить исторические типы морали: мораль рабовладельцев и мораль рабов, мораль феодалов и мораль крепостных крестьян, мораль буржуазии и мораль пролетариата.

Основными понятиями морали являются «добро» и «зло», «справедливость», «правильное» и «неправильное», «честь», «долг», «стыд», «совесть», «счастье» и др. В истории общества менялось содержание категории морали. Люди по-разному понимали, к примеру, что такое «добро» или «счастье». Однако оставалось, несомненны, что высшими ценностями являются добро, совесть, справедливость, честь, долг, счастье человека. Опираясь на соответствующие представления, люди вырабатывали правила или заповеди, принципы поведения, отношения к себе подобным и к обществу в целом. Ряд таких правил (заповедей) сформулирован в религии, в частности, в христианской.



Рассмотрим основные категории морали .

Добро – это нравственное выражение того, что способствует счастью людей. Понятию «добро» противостоит понятие «зло». Добро и зло проявляются как нормативно – оценочные понятия и явления, и в зависимости от того, что подлежит оценке, выделяют добродетели, имеющие моральную ценность и пороки, не содержащие ее. К наиболее известным комплексам добродетелей относится мудрость, мужество, умеренность, справедливость; христианские добродетели веры, надежды, любви, покаяния и смирения, милосердия и сострадания; добродетели этики ненасилия: толерантность, согласие, понимание. Проявления добра в жизни вязаны с ценностями здоровья, мира, идеями альтруизма, добровольности, долженствованием, отношением к человеку как цели. К проявлениям зла относят различные формы деструктивности и девиаций, враждебность и равнодушие к человеку, отношение к нему как к средству, греховность и порочность, корыстные ориентации.

Справедливость - это общая нравственная санкция совместной жизни людей, рассмотрено главным образом под углом зрения сталкивающихся желаний, интересов, обязанностей; справедливость есть нравственно санкционированная соразмерность в распределении выгод и тягот совместной жизни людей, степень совершенства самого способа кооперирования деятельностей и взаимного уравновешивания конфликтующих интересов в обществе и государстве. Справедливость требует наказания за зло и воздаяние за добро.

Счастье. Существует множество его определений в различных словарях и энциклопедиях. Это объясняется емкостью, глубиной, многогранностью этого понятия и неизбежной субъективностью его оценки. «Счастье – понятие, обозначающее высшее благо как завершенное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная субъективная цель деятельности человека». В.И.Даль определяет счастье как отсутствие несчастья, или жизнь без горя.

Совесть – способность человека, критически оценивать себя, осознавать и переживать свое несоответствие должному – неисполненность долга, феноменологическими проявлениями совести является внутренний эмоциональный дискомфорт, чувство вины и раскаяние.

Долг неотделим от осознания его индивидом как своей внутренней задачи. Осознающим субъектом долг воспринимается как раздвоение сознания на «я хочу» и «я должен». Это раздвоение – необходимое условие его функционирования. Долг обозначает нравственно аргументированное принуждение к поступкам, нравственную необходимость, фиксированную в качестве субъективного принципа поведения.

Честь (по В.И.Далю) есть внутренне нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. В содержание этого понятия входят также умение держать слово и выполнять свой долг. Понимание чести, как отмечает С.И. Попов, определяется положением человека в конкретной социальной среде; поэтому нет единого равнозначного для всех кодекса чести. Социально-групповые, сословные, национальные, профессиональные и другие социальные отношения оказывают решающее влияние на формирование кодексов чести.

Рассмотренные науки выше понятия морали составляют важнейшую часть науки этики. Этика исследует место морали в системе других общественных отношений, анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную ее систему. Этик включает в себя помимо философского анализа морали и истории этических учений, нормативную этику, теорию нравственного воспитания, а также методологические проблемы профессиональной этики.

Профессиональная этика играет большую роль в жизни людей, в деятельности специалистов, врачей, инженеров и т.

Профессиональна этик есть совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к совокупному профессиональному долг, а посредством его– к людям, с которыми он связан в сил характера своей профессии,и, в конечном счете, к обществу в целом.

Люди разных профессий трудятся с не совсем одинаковых практических, конкретно-социальных условиях. У одних профессий совершенно отсутствует живой объект труда, у других он есть и к тому же различен (больные – у медицинских работников, ученики у педагогов, клиенты у юристов). Не совсем одинаково складывается внутри определенных профессий и отношение к сотоварищам по труду. Таки образом, профессиональная сфера деятельности вызывает определенную модификацию нравственной психологии индивидов.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия