Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия

Глава 2. Факторы, влияющие на формирование и развитие правового сознания

Внешние факторы, влияющие на формирование правосознания можно определить в зависимости от количества субъектов.

К официальным источникам формирования правосознания относят:

1) органы власти и должностные лица, влияющие на формирование правосознания, путем вырабатываемой государственной политикой, а как ее результат - правотворческая и правоприменительная деятельность;

2) образовательные учреждения (не зависимо от форм собственности), формируют правосознание путем правового обучения в различных учебных заведениях, например, школе, колледже, Вузе, которое должно быть направлено на приобретение ребенком позитивных, духовных ориентиров, усвоение им нравственных норм, воспитание уважения к праву, развитие его воли;

3) средства массовой информации являются одним из основных источников формирования правосознания, а также средством правовой пропаганды, которая заключается в распространении правовых идей и правовых требований в обществе. И от того, насколько грамотной, объективной будет данная информация, зависит уровень правосознания и потребность совершать правомерные и противоправные действия .

К неофициальным источникам, влияющим на формирование правосознания, относят: религия, ближайшее окружение человека.

Религия, а именно ее исповедание, является фактором, влияющим на формирование правосознания. Именно этого мнения придерживаются многие авторы. Религия является источником, не только религиозных норм, но и нравственных, придавая им божественную силу, и ставит перед собой задачу воспитания законопослушной личности. Это не относится к деструктивным сектам, например, к сектам, которые способствуют формированию деформированного правосознания .

Огромное влияние на формирование правосознания человека оказывает его ближайшее окружение.

Рассмотрим наиболее значимые объекты:

· мнение большинства, усредненное мнение социально-демографической группы, к которой причисляет себя индивид - один из факторов, оказывающих существенное влияние на формирование правосознания. Оно может быть позитивным и негативным, способствующее или препятствующее осуществлению определенных общественных процессов, применению норм права;

· в ближайшем окружении, особое место занимает семья, в которой начинается процесс социализации, т.е. формирование основы социально адаптированного поведения, путем прививания ребенку социальных ценностей связей .

Анализируя основные факторы, детерминирующие процесс формирования правосознания, можно отметить: все они - социальные, экономические, политические, психологические, образуют сложную систему взаимодействия общества и личности. Подобное несогласованное воздействий влечет за собой негативное отношение к праву.

Для того чтобы изменить направление регрессивного развития правосознания, необходимо так организовать систему правового воспитания, чтобы к одной из его первостепенных задач относилась коррекция и гармонизация влияния всех факторов, формирующих правосознание и как следствие, правомерного поведения.

Осуществление правового поведения проходит в несколько стадий:

потребности - интерес как осознанная потребность - борьба мотивов при выборе вариантов поведения - определение цели и средств ее достижения - оценка реальной ситуации - принятие решения - действия по реализации принятого решения

Сбой и деформация желаемого для общества поведения, возможны на каждой из перечисленных стадий.

Так, на стадии формирования интереса искаженно могут восприниматься потребности, вызывающие, например, преступления против собственности.

В то же время нормальные потребности и интересы могут вступать в противоречие с имеющимися возможностями их удовлетворения, что негативно сказывается на выборе средств достижения поставленной цели.

Иногда искаженно воспринимается конкретная жизненная ситуация, нарушается сложившаяся система ценностных ориентиров, что ведет к противоправному поведению.

Кроме того, правосознание является специфическим регулятором правового поведения, так как:

Ш включает процесс отражения и осмысления различных явлений общественной жизни и практической деятельностью людей в области функционирования права;

Ш правосознание всегда отражается в поведении людей, в их деятельности в правовой сфере;

Ш оказывает воздействие на мотивы, которые используются людьми при принятии определенных решений. Оно включает в сознание индивида, а также социальной группы, избираемой установочной оценки для выработки определенных отношений к разнообразным правовым явлениям. В том числе к праву в целом, его идеям и принципам, к императивности провозглашенных норм права;

Ш затрагивает интересы и потребности человека, вызывает у него определенные переживания, определенные эмоционально-волевое отношение к фактам, явлениям и процессам социально-правовой действительности.

Одно и тоже по содержанию правосознание, но различное по характеру настроение и эмоциональной направленности, оказывает далеко не одинаковое воздействие на поведение и поступки индивида, его деятельность .

Отклонения от норм сознания и поведения личности зависят от целого ряда причин, среди которых большое значение имеет влияние отрицательных факторов на формирование сознания личности.

Исследования лиц, совершивших преступления, в целом подтвердили изложенный выше вывод и позволили выявить следующие закономерности:

правосознание лица, совершившего преступление, как правило, по ряду аспектов не совпадает с существующим общественным правосознанием, противоречит правовым нормам;

преступник отрицает конкретную правовую норму или группу норм, защищающих те общественные отношения, на которые он посягнул;

преступник принимает как правильную и справедливую действующую правовую норму, в соответствии с которой он был осужден, в ее абстрактном понимании, однако считает приговор несправедливым (обычно излишне суровым) в отношении себя.

Следовательно, при перевоспитании осужденных необходимо работать над восстановлением не правосознания вообще, а именно тех его аспектов, которые утрачены или отрицаются данной личностью.

Правосознание является функцией возраста. Оно формируется в течение всей жизни индивида. Новорожденный ребенок правосознанием не обладает, оно формируется в личности по мере ее социализации. Развитие индивидуального правосознания тесно связано с правоспособностью и дееспособностью личности .

В нормативно-оценочной стороне правосознания могут содержаться консервативные элементы, развитие которых отстает от задач, стоящих перед общественной группой, общественным субъектом. Такими консервативными элементами являются социальные привычки и традиции правового характера. Высокий уровень индивидуального правосознания является фактором, обеспечивающим права и интересы личности в условиях, когда большинство граждан смирились с этими нарушениями.

Причины и условия деформации правового сознания - это социальные явления и процессы объективного и субъективного характера, которые детерминируют искаженное правосознание как свое следствие. Данные факторы по своей природе всегда противоречат интересам общества и причиняют вред отношениям в обществе.

Все вместе они формируют определенную систему. Для того чтобы изучить сущность этих явлений необходимо классифицировать их в зависимости от содержания, последствий и уровня функционирования .

Главными причинами правового инфантилизма в настоящее время являются:

· не продуманный курс преобразований, которые проводятся в стране;

· частичная ликвидация бесплатного высшего образования;

· нет хорошо организованной системы юридической подготовки;

· низкий образовательный уровень отдельной части населения;

· низкие моральные качества значительной части членов общества .

Причинами правового нигилизма российских граждан выступают:

· социально-экономический кризис;

· политическая напряженность;

· кризис правовой системы и отсутствие правовой стабильности .

Инфантилизм, нигилизм, негативизм, идеализм, эгоцентризм как формы деформации правового сознания располагаются в органической взаимосвязи и единстве:

1. они взаимосвязаны структурно и функционально;

2. каждая из них обладает качественным своеобразием и несводимостью к другим формам.

Структурная их взаимосвязь проявляется в том, что каждая предыдущая по степени регрессивности форма в определенной степени включается в последующую более регрессивную, но не исчерпывает ее содержание.

Различные формы деформации правосознания имеет свои специфические детерминанты, они имеют и общие для всех причины. Инфантилизм, нигилизм, негативизм, идеализм, эгоцентризм отличаются степенью деформированности правового сознания, что определяются неодинаковым объемом и интенсивностью детерминирующих факторов и что самое важное специфическим их сочетанием . К ним относятся:

1) экономические факторы (спад производства, снижение объема промышленной и сельскохозяйственной продукции, снижение реальной заработной платы и т.д.);

2) социальные процессы (резкое расслоение российского общества и т.д.);

3) политические явления (борьба за власть в центре и в регионах, нестабильность политических институтов и т.д.);

4) правовые, факторы (эволюция российской правовой системы);

5) факторы общественной и духовной жизни (отсталое мировоззрение, мнимые ценности и т.д.).

На искажение индивидуального правосознания, которое получило широкое распространение, наравне с факторами социальной среды, влияют также личностные качества и условия микросреды окружения .

Организация работы по преодолению деформации правового сознания должна быть максимальный эффект. В связи с этим нужно учитывать ряд особенностей по преодолению деформации, а именно:

1) учет действительно существующих процессов и противоречий социальной жизни, которые вызывают как свое следствие данное явление;

2) определение главных направлений по преодолению различных видов деформации правового сознания;

3) формулировка целей, способов и средств данной деятельности.

Итак, основная работа по преодолению деформации правового сознания должна учитывать причины и условия возникновения данного явления. И на основе этого и должна строиться политика преодоления деформации правового сознания.

Так как деформация правового сознания возникает и из-за недостатков учебно-воспитательной работы, а также вследствие воздействия отрицательных факторов внешней можно выделить два основных направления в разрешении имеющейся проблемы :

1. Организация воспитательной работы по выработке положительного правосознания и недопущение его деформации.

2. Активное воздействие, как на пораженное правосознание, так и на породившие его причины и условия.

Данные направления деятельности по преодолению деформации правового сознания требуют применения специальных методов воспитательного, предупредительного и принудительного характера.

Главное место в механизме выработки позитивного правосознания и преодоления деформации правового сознания занимает социально-нормативное воспитание, основой которого выступает правовое обучение.

Правовое воспитание - это процесс целеустремленного и систематического воздействия на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемый для достижения необходимого уровня правовых знаний, выработки глубокого уважения к закону и привычки точного соблюдения его требований на основе личного убеждения. Оно способствует укреплению законности и правопорядка в обществе.

Правовое воспитание граждан осуществляется путем широко организованного преподавания правовых знаний, пропаганды права в средствах массовой информации. Большое значение для правового воспитания масс имеет практическая работа правоохранительных органов, деятельность которых широко освещается также в средствах массовой информации и становится достоянием общественности .

Таким образом, принимать участие в правовом воспитании должны все граждане на протяжении всей жизни, они могут быть как в качестве воспитателей, так и в качестве воспитуемых, все зависит от того какие социальные роли они выполняют. Только в этом случае оно способно формировать у граждан позитивное правосознание.

Влияние социально–психологических факторов на формирование коллектива класса начальной школы

Исследование проблем демографии

Существует несколько основных факторов, оказывающих влияние на демографическую ситуацию. 1) Фактор политики государства. Абсолютно ясно, что политика, проводимая государством влияет и на экономическую ситуацию в стране...

Особенности общения в городе

Современная речь отражает неустойчивое культурно-языковое состояние общества, балансирующее на грани литературного языка и жаргона. В разные периоды развития общества разным был и язык. В 20-30-е гг...

Особенности политического сознания современной студенческой молодёжи

Становление личности гражданина, члена той или иной политической системы происходит в процессе политической социализации, которая формирует политическое сознание и политическое поведение индивида. Социализация (от лат...

Особенности социальной работы с несовершеннолетними, склонными к совершению правонарушений на примере Санкт-Петербургского государственного учреждения "Центр социальной помощи семье и детям Калининского района Санкт-Петербурга"

Анализ причинных факторов преступного поведения несовершеннолетних на протяжении многих десятилетий неизменно остается в фокусе интересов отечественных и зарубежных исследователей в различных областях научного знания: юриспруденции...

Политический пиар в современной России

Правильное общение с целевой аудиторией, выявление истинного мнения - генератор коммерческого успеха любой фирмы и компании...

Правосознание относится к числу явлений, которые не могут быть раскрыты в какой-то одной системе представлений. Необходимо по меньшей мере несколько сечений, чтобы обнажить его сложную структуру...

Правовое сознание молодежи на современном этапе

По степени общности правосознание подразделяется на массовое, групповое и индивидуальное. Массовое - это когда определенные правовые взгляды, идеи...

Роль прогноза занятости в регулировании рынка труда

Важнейшими факторами, которые окажут влияние на динамику развития рынка труда и его структуру применительно к Нижневартовску...

Современный доброволец: социально-демографический и психологический портрет

Современный доброволец: социально-демографический и психологический портрет (на примере добровольцев г. Ярославля)

Доброволец, как и любой человек, развивается как личность и приобретает характерные ему черты под влиянием окружающего мира в общем, и социума в частности. В процессе социализации немаловажную роль играют определенные факторы...

Социальная защита и обеспечение населения на муниципальном уровне (на примере МО "Сосновоборский городской округ")

Социальная среда образовательной организации как важный фактор социализации обучающихся

Социализация личности осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения и активности...

Социально-психологические аспекты семейной жизни моряков-подводников

В психологии под удовлетворённостью браком понимают субъективную оценку каждым из супругов характера их взаимоотношений. По определению удовлетворенности браком А.В. Шавлова «супружеская удовлетворенность браком есть не что иное...

Социально-экономические проблемы современной России

В 2009 г. доля бедных в России составляла 16%, малообеспеченных - 56%, благополучных слоев населения - 28%. Малообеспеченность в России в настоящее время в большой степени, зависит от таких характеристик как тип населенного пункта, возраст...

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

УДК 340. 114. 5

Осипов М.Ю.* ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Осипов М.Ю. Основные факторы, влияющие на правосознание и правомерное поведение. - Статья.

Одной из актуальных проблем в области общей теории права является проблема формирования правосознания и правомерного поведения.

В представленной статье рассмотрены основные факторы, влияющие на правосознание, и правомерное поведение а также механизм его формирования.

Ключевые слова: правосознание, механизм формирования, общая теория права.

Osipov M. The main factors influencing the legal consciousness and lawful behavior. -

One of the important problems in the general theory of law is the problem of legal consciousness and lawful behavior formation .

The main factors influencing the legal consciousness and lawful behavior are described in this article, as well as the mechanism of its formation .

Keywords: legal consciousness, the mechanism of formation, the general theory of law

Осіпов М.Ю. Основні фактори, що впливають на правосвідомість і правомірну поведінку. - Стаття.

Однією з актуальних проблем в області загальної теорії права є проблема формування правосвідомості та правомірної поведінки.

У представленій статті розглянуті основні фактори, що впливають на правосвідомість і правомірну поведінку, а також механізм її формування.

Ключові слова: правосвідомість, механізм формування, загальна теорія права.

* Осипов Михаил Юрьевич - старший научный сотрудник Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Институт законоведения и управления Всероссийской полицейской ассоциации», кандидат юридических наук.

Одной из важнейших и фундаментальных проблем в теории права является проблема формирования правосознания и правовой культуры. Актуальность этой проблемы связна с тем, что по сути дела, право есть продукт деятельности человека, и его содержание и исполнение во многом зависит от людей, от их сознания. В связи с этим Г. В.Ф. Гегель писал: «Существуют законы двоякого рода: законы природы и законы права. Законы природы абсолютны и имеют силу, так как они есть: они не допускают ограничения... Правовые же законы - это законы, идущие от людей. Внутренний голос может вступить с ними в коллизию, либо согласиться с ними. Человек не останавливается на налично-сущем, а утверждает, что внутри себя обладает масштабом правового: он может подчиниться необходимости и власти внешнего авторитета, но никогда не подчиняется им так, как необходимость природы, ибо его внутренняя сущность говорит ему, как должно быть, и он в самом себе находит подтверждение или не-подтверждение того, что имеет силу закона» .

То, посредством чего индивид оценивает существующие законы, именуется в юридической науке правосознанием Правосознание - это форма человеческого сознания, представляющая собой отражение правовой реальности, представляющая собой совокупность знаний, представлений, мыслей, убеждений и чувств, возникающих у индивидуума, группы лиц или всего общества по отношению к действующему праву и к правовой реальности .

Какие же факторы влияют на правосознание и правовую культуру? Для ответа на данный вопрос необходимо обратится вначале к структуре правосознания, ибо существуют факторы, которые влияют, как на правосознание в целом, так и на его отдельные структурные элементы.

Как известно, в структуру правосознания входят два элемента: а) правовая идеология; б) правовая психология Следовательно, все факторы, влияющие на правовое сознание можно разделить на факторы, влияющие на формирование правовой идеологии, и факторы, влияющие на формирование правовой психологии

Поскольку правовая идеология -это совокупность знаний и представлений о действующем праве и явлениях правовой реальности, то к числу факторов, влияющих на формирование правовой идеологии, можно отнести: доступность нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения, входящие в предмет правового регулирования. Доступность выражается в частности в обнародовании закона или иного нормативно-правового акта или международного договора В соответствии со ст. 15 Конституции РФ «Законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» . Таким образом, все нормативно-правовые акты, нормативные договоры, за исключением локальных нормативных актов, подлежат официальному опубликованию

Локальные нормативные акты должны быть доведены до сведения членов и работников указанной организации Например, согласно абзацу 3 ст. 68 Трудового Кодекса «работодатель при приеме на работу обязан знакомить работника с действующими в организации правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными актами, имеющими отношение к трудовым функциям работника, коллективным договором» С точки зрения формирования правосознания данные положения способствуют доведению норм права до участников, регулируемых ими общественных отношений, способствуют формированию правовой идеологии

Следующим фактором, влияющим на формирование правосознания, является способность индивида воспринимать правовую информацию В психологии восприятие толкуется как «психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств» . Восприятие - непосредственночувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков» Когда мы говорим о восприятии правовой информации, то мы говорим о комплексе психологических процессов, в результате которых у индивидуума формируется определенные знания и представления о действующем праве

Следующим фактором, влияющим на формирование правосознания, является активность самого индивида по поиску правовой информации В ре-

зультате всех этих факторов осуществляется формирование соответствующих знаний и представлений о действующем праве (правовой идеологии).

Что же касается факторов, влияющих на формирование правовой психологии (то есть совокупности убеждений, чувств, эмоций, оценок действующего права и явлений правовой реальности), то к числу факторов, влияющих на ее формирование, можно отнести осознание ценности права В философии под ценностью понимается «объект или процесс мира, имеющий положительное значение для жизни человека» .

Ценность права - способность права содействовать удовлетворению основных потребностей субъектов права путем устранения препятствий, стоящих на этом пути Ценность права проявляется, в частности, через создание условий, при которых «произвол одного совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы» . Данное понимание ценности права характерно, прежде всего, для «западного» понимания ценности права, тогда как для «восточного» понимания ценность права (закона), заключается в том, что право содействует установлению определенного порядка Для «русского» же понимания, ценность права, заключается в том, что право способствует торжеству Правды (справедливости) .

Когда мы говорим о «западном», «восточном», «русском» понимании ценности права, мы не имеем в виду, что указанные представители обязательно живут на западе, на востоке или в России. Носители того или иного понимания ценности права могут рас-

полагаться географически где угодно Речь идет о исторически сложившемся понимании ценности права в том или ином культурно историческом типе, о которых писал Н. Я. Данилевский Как отмечает А. В. Петровская, «Идея Правды является доминантной в русском правовом сознании; ее можно считать близкой к смыслу и духу правового закона Правда - есть высшее благо, полнота удовлетворения, а, следовательно, ее нужно искать Поиск правды вырастает в традицию, которая тесно связана с российской ментальностью, с представлением о лучшем устройстве общества, месте человека в нём. Поэтому в рамках российской правовой культуры идея правового закона преломляется через идею правды, где причудливо сочетаются закон и благодать» .

Таким образом, на наш взгляд, ценность права состоит в том, что право, содействуя удовлетворению потребности одного субъекта права путем предоставления ему свободы, но не абсолютной, а такой, которая не противоречит свободе другого субъекта права; установления определенного порядка и обеспечения справедливости Следовательно, первой стадией механизма ценностно-мотивационного действия права является осознание ценности свободы, порядка, справедливости Нет такого осознания - и ценностномотивационный механизм не работает Так, например, если индивидуум не осознает ценность свободы, то он и не может осознать ценность субъективного права, которое является мерой возможного поведения участников правоотношения . Но если индивидуум не осознает ценность субъективного

права, то он не может осознать и ценность объективного права, поскольку основным содержанием объективного права являются субъективные права и обязанности

Вторым фактором, влияющим на формирование правовой психологии, является осознание не только своей, но и чужой свободы, т е признание принципа «моя свобода начинается и заканчивается там, где соответственно заканчивается и начинается свобода другого» . Без этого осознания субъект права будет предъявлять к другим постоянно претензии и одновременно нарушать чужие права. Такое постоянное игнорирование чужих прав может сформировать негативную установку по отношению к действующему праву Третьим является осознание того, что право есть нормативная форма свободы, порядка, справедливости К числу факторов, влияющих на правовую психологию, можно отнести: умение индивида анализировать полученную правовую информацию; умение оценивать значимость той или иной правовой нормы для индивида; умение индивида формировать соответствующее отношение к действующему праву, к деятельности по толкованию норм права к своим правам и обязанностям и к правам и обязанностям других субъектов права Под влиянием этих факторов индивид либо осознает необходимость соблюдать нормы права, либо стремиться игнорировать правовые предписания при каждом удобном случае, что и воплощается в поведении и деятельности субъекта права.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на правосознание влияют множество факторов, которые в

своей совокупности образуют механизм формирования правосознания, состоящий из следующих элементов:

а) идеологические элементы: обнародование нормативно-правового акта или международного договора; восприятие правовой информации, формирование соответствующих знаний и представлений о действующем праве и правовой реальности; б) психологические элементы: осознание ценности права, анализ полученной правовой информации с целью выявления в этой информации положений, обеспечивающих свободу субъекту права, а также порядок и справедливость; оценка значимости данных положений для индивидуума; формирование соответствующего отношения к действующему праву, к деятельности по толкованию норм права, к своим правам и обязанностям и к правам и обязанностям других субъектов права; осознание необходимости соблюдать нормы права или стремление игнорировать правовые предписания при каждом удобном случае, и воплощение этого элемента в поведении субъекта права

Помимо общих факторов, влияющих на правосознание можно выделить специфические факторы: факторы, которые влияют на правосознание того или иного субъекта правового процесса

Так, например, для субъекта правотворчества специфическими факторами, влияющими на правосознание субъекта правотворчества, будут:

а) осознание субъектом правотворчества степени определенности правового статуса субъектов общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования;

б) осознание субъектом правотворчества степени определенности правового режима объектов общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования;

в) осознание субъектом правотворчества степени определенности субъективных прав и обязанностей участников общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования;

г) осознание субъектом правотворчества степени определенности оснований возникновения, изменения или прекращения правовых отношений;

д) осознание субъектом правотворчества степени определенности способов и сроков реализации субъективных прав и обязанностей участников общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования;

е) осознание субъектом правотворчества наличия или отсутствия мер защиты и мер ответственности за несоблюдение юридических обязанностей или нарушение субъективных прав и их эффективности;

ё) осознание субъектом правотворчества наличия или отсутствия иных источников права, регулирующих данный вид общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования;

ж) осознание субъектом правотворчества степени определенности пределов действия этих источников во времени, в пространстве и по кругу лиц;

з) осознание субъектом правотворчества степени конкретности и определенности правовых предписаний;

и) осознание субъектом правотворчества степени соответствия состояния правового регулирования обществен-

ных отношений принципам правового регулирования и требованиям, предъявляемым к нему;

к) осознание субъектом правотворчества степени реализации основных функций правового регулирования;

л) осознание субъектом правотворчества наличия ошибок в правовом регулировании и необходимости их устранения

Что касается специфических факторов, влияющих на правосознание субъектов правоприменения, то к их числу можно отнести следующие факторы:

а) осознание лицом, наличия повода и основания для возбуждения процесса правоприменения. Данный фактор является очень важным, поскольку, если правоприменитель не осознает наличия повода и основания для возбуждения процесса правоприменения, а еще хуже, если правоприменитель считает, что повод и основание для возбуждения процесса правоприменения имеются, тогда, как в действительности они отсутствуют, это приводит к ошибкам в правоприменении;

б) осознание субъектом правоприменения наличия либо отсутствия оснований, исключающих процесс правоприменения по данному делу;

в) осознание субъектом правоприменения степени установленно-сти обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного дела;

г) осознание субъектом правоприменения необходимости соблюдения законных процедур сбора, проверки и оценки доказательств по данному делу;

д) осознание субъектом правоприменения смысла и содержания нормы, которая подлежит применению в данном конкретном деле;

е) осознание лицами, участвующими в процессе правоприменения, незаконности и необоснованности вынесенного решения по делу, если оно действительно незаконно и необоснованно;

ё) осознание органом, уполномоченным принимать решение о пересмотре решения, вынесенного по делу, незаконности и необоснованности вынесенного решения

Таковы основные факторы, влияющие на правосознание

Помимо факторов, влияющих на правосознание, в юридической науке выделяют основные факторы, влияющие на правомерное поведение

В теории права под правомерным поведением понимают вид правового поведения, которое соответствует нормам права

Какие же факторы, влияют на формирование правомерного поведения? Можно выделить несколько видов факторов, влияющих на правомерное поведение: психологические факторы (особенности правосознания индивидуума); нормативные факторы (содержание правовых норм), социальные факторы (состояние окружающей социальной среды)

Знание факторов, влияющих на формирование правомерного поведения, позволяет дать прогноз относительно его формирования Особенности формирования различных типов правомерного поведения представлены в следующей таблице.

Таблица 1

Особенности формирования правомерного поведения

№ Наименование фактора Социально активное Конформное Маргинальное

2 Значимость норм права Высокая Зависит от значимости норм права в социальном окружении Высокая, но только норм, устанавливающих ответственность

3 Влияние различных факторов Доминируют психологические Доминируют социокультурные Доминируют юридические (нормативные)

4 Формирование поведения Под влиянием внутренних установок, убеждений и т. д. Под влиянием социальной среды, окружающей индивида, уровня правовой культуры Под влиянием страха наказания

Таким образом, на основе всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что социально активное поведение характерно для индивидуума, у которого в качестве авторитета выступают нормы права, справедливости и добра, для которого нормы права являются высоко значимыми Оно формируется под влиянием внутренних установок, убеждений и т д Основными факторами, влияющими на формирование социально-активного поведения, являются психологические факторы

Формирование же конформного поведения происходит по другому механизму

Авторитетом для индивидуума с конформным типом правомерного поведения является социальная среда, значимость норм права для индивида с подобным типом правомерного поведения во многом зависит от значимости норм права в той социальной среде, которая его окружает Доминирующими факто-

рами, влияющими на тот или иной тип правомерного поведения, являются социокультурные факторы. Оно формируется под влиянием среды, окружающей индивида, уровня правовой культуры Авторитетом или ценностью для лиц с маргинальным типом правомерного поведения является угроза наказания. Значимость для индивида норм права высокая, но только норм, устанавливающих ответственность. Оно формируется под влиянием юридических факторов: под влиянием страха наказания

Знание особенностей формирования правомерного поведения субъектов права, а также особенностей основных факторов, влияющих на правосознание и правомерное поведение, позволяет дать прогноз поведения индивидуума в той или иной ситуации Так, попадание индивидуума с конформным поведением, чаще всего подростка, в криминальную среду делает из него наиболее опасного преступника,

готового исполнять приказы главарей банды, которые впоследствии чаще всего его и подставляют, чтобы уйти от ответственности. Для лиц с маргинальным типов правомерного поведения риск совершения правонарушений есть, но он гораздо ниже, чем для лиц с конформным поведением, происходит это, как правило, тогда, когда лицо ошибочно полагает, что ничего ему за это (совершенное правонарушение) не будет. Самый низкий риск совершения правонарушения характерен для лиц с социальноактивным поведением Они совершают правонарушения лишь в исключительных случаях, чаще всего в состоянии аффекта, или когда ситуация складывается так, что у них просто не видят иного выхода из сложившейся ситуации, кроме как совершить правонарушение.

Таковы, на наш взгляд, факторы и механизм формирования правосознания и правомерного поведения.

Список использованных источников

1. Гегель Г В.Ф. Философия права / Пер. с нем.: Ред. и сост. Д. А. Керимов и В С Нерсесянц; Авт вступ ст и примеч В. С. Нерсесянц. - М. : Мысль, 1990. - 524 с.

2. Гранат Н. Л. Правовое воспитание: понятие, методы и формы ее осуществления / Н. Л. Гранат // Общая теория права. Академический курс в 3-х т. Т 3. - М. , 2007,- С. 460-464.

4 Трудовой Кодекс РФ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №1 (ч 1) - Ст 3 7

5 Столяренко Л Д Основы психологии: Практикум для студентов вузов /

Л. Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 566 с.

6. Еникеев М. И. Общая и социальная психология / М. И. Еникеев. - М. : НОРМА-ИНФРА, 2000. - 624 с.

7 . Современная философия: Словарь и хрестоматия. / Под ред. В. П. Коханов-ского - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996 -511 с

8 . Рабинович П. М. Социалистическое право как ценность / П М Рабинович - Львов: Вища шк Изд-во при Львов. ун-те, 1985. - 167 с.

9 Кант И Метафизика нравов // В кн: Кант И Основы метафизики нравствен-ности - М: Изд-во «Мысль», 1999,- С. 563-909.

10 Данилевский Н Я Россия и Европа / Н Я Данилевский - М: «Книга», 1991,- 576 с.

11 Исаев И А Сферы власти и круги закона: рождение иерархий / И А Исаев // Право и государство: теория и практика. - 2006. - № 10. - С. 4-20.

12. Петровская А. В. Идея правового закона в контексте характеристики различных правовых культур / А. В. Петровская // История государства и права. - 2007. - № 4 . - С. 38-40.

13 Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 1996.- 472 с.

14. Матузов Н. И. Право как мера политико-юридической свободы / Н. И. Матузов // В кн.: Политология для юристов: Курс лекций / Под ред проф Н. И. Матузова и проф. А. В. Малько. - М.: Юристъ, 1999. - 774 с.

15. Щербакова Н.В. Правовая установка и социальная активность личности / Н. В. Щербаков. - М. : Юридическая лит., 1986. - 192 с.

Общественное сознание - главный элемент духовной сферы

Введение

Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же возникли и представления о душе и были поставлены вопросы: что представляет собой душа? Как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолжаются споры о сущности сознания и возможности его познания. Первоначальные философские взгляды не содержали строгого различения между сознанием и неосознанным, идеальным и материальным.

Впервые сознание как особая реальность, отличная от материальных явлений была выявлена Парменидом. Продолжая эту традицию, софисты, Сократ, Платон рассматривали различные грани и стороны мыслительной деятельности и утверждали противоположность духовного и материального. В античной философии активно развивались идеи сопричастности индивидуального сознания человека мировому разуму, которому придавалась функция объективной универсальной закономерности.

В средневековой философии сознательная человеческая деятельность рассматривается как “отблеск” всемогущего божественного разума, что являлось убедительным доказательством сотворенности человека. Наибольшее влияние на разработку проблем сознания в Новое время оказал Декарт, который главное внимание акцентировал на высшей форме сознательной деятельности - самосознании.

Французские материалисты XVIII века (Ламетри, Кабанис) обосновывали положение о том, что сознание является особой функцией мозга, благодаря которой он способен приобретать знания о природе и себе самом. Немецкий классический идеализм составил особый этап в развитии представлений о сознательной деятельности. Основополагающим принципом развития сознания являлся по Гегелю исторический процесс становления Мирового духа. Развивая идеи своих предшественников Канта, Фихте, Шеллинга, Гегель рассматривал такие проблемы, как различные формы и уровни сознания, историзм, учение о диалектике, деятельностная природа сознания и другие.

В XIX веке возникают различные теории, ограничивающие сознательную деятельность, настаивающие на врожденном бессилии разума, проповедующие иррационалистические подходы к оценке человеческой духовной деятельности (Шопенгауэр, Ницше, фрейдизм, бихевиоризм и другие).

К.Маркс и Ф.Энгельс продолжили материалистические традиции в философии, сформулировали идею вторичности сознания, его обусловленностью внешними факторами и прежде всего экономическими. Марксизм активно использовал различные взгляды и особенно диалектические идеи немецкой классической философии.

1. Духовная реальность как составная часть и отражение общественного бытия

Духовная сфера общества - это система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Изучение духовно-нравственной жизни общества с необходимостью предполагает выделение ее структурных элементов. Такие элементы называют формами общественного сознания. К ним относят моральное, религиозное, политическое, научное, эстетическое сознание. Эти формы определяют соответствующие подсистемы духовной сферы общества, отличаясь друг от друга, не только содержанием и способом познания своего объекта, но также временем возникновения в процессе развития общества.

Общественное сознание – совокупный продукт духовной деятельности общества, отражающий общественное бытие в форме духовно-практического освоения социальной действительности и в форме духовного освоения окружающего мира.

Общественное и индивидуальное сознание находятся в тесном единстве. Общественное сознание носит межиндивидуальный характер и не зависит от отдельной личности.

Для конкретных людей оно носит объективный характер. Общественное сознание можно определить как общественный разум, который развивается и функционирует по своим законам.

Индивидуальное сознание - это сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие и через посредство его в той или иной степени общественное бытие. Общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознании.

Наряду с особенностями сознании отдельных индивидов оно несет в себе общее содержание, присущее всей массе индивидуальных сознании. Как совокупное сознание индивидов, выработанное ими в процессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание может быть определяющим только по отношению к сознанию данного индивида. Это не исключает возможности выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного сознания.

Каждое индивидуальное сознание формируется под влиянием индивидуального бытия, образа жизни и общественного сознания. При этом важнейшую роль играет индивидуальный образ жизни человека, посредством которого преломляется содержание общественной жизни.

Другим фактором формирования индивидуального сознания является процесс усвоения индивидом общественного сознания.

Индивидуальное сознание определяется индивидуальным бытием, возникает под воздействием сознания всего человечества. Основные уровни индивидуального сознания:

1. Начальный (первичный) - «пассивный», «зеркальный». Формируется под воздействием на человека внешней среды, внешнего сознания. Главные формы: понятия и знания, в целом.

Главные факторы формирования индивидуального сознания: воспитателная деятельность окружающей среды, образовательная деятельность общества, познавательная деятельность самого человека.

2. Вторичный - «активный», «творческий». Человек преобразует и организовывает мир. С этим уровнем связано понятие инителлекта. Конечным продуктом этого уровня и сознания в целом являются идеальные объекты, возникающие в человеческих головах. Основные формы: цели, идеалы, вера. Главные факторы: воля, мышление - ядро и системообразующий элемент.

Общественное бытие и общественное сознание – это две стороны, материальной и духовной жизни общества, находящиеся между собой в определенной взаимосвязи и взаимодействии. Вопрос о взаимоотношении общественного бытия и общественного сознания является конкретизацией основного вопроса философии в применении к обществу. До марксизма господствующим в философии воззрением было представление об определяющей роли сознания в жизни общества.

В действительности же общественное сознание есть не что иное, как «осознанное бытие», т. е. отражение в духовной жизни людей их общественное бытие.

Первую формулировку этого положения дали Маркс и Энгельс в «немецкой идеологии»: «… люди, развивающие свое материальное производство и свое материальное общение, изменяют вместе с этой деятельностью также свое мышление и продукты своего мышления.

Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание». Марксизм показал, что взаимоотношения общественное бытие и общественное сознание сложны, подвижны и развиваются вместе с развитием и усложнением общественной жизни.

Если на первых ступенях истории общественное сознание формируется как непосредственное порождение материальных отношений людей и как бы «вплетено» в материальную деятельность, то в дальнейшем, с расчленением общества на классы, возникновением политики, права, политической борьбы, общественное бытие воздействует определяющим образом на сознание людей через множество промежуточных звеньев, каковыми являются государство и гос. строй, правовые и политические отношения и т. п.

В то же время необходимо видеть и учитывать большую роль общественного сознания и его воздействия на развитие самого общественного бытия.

Методологическая роль общественного бытия в том чтобы научить человека жить здесь и сейчас.

Методологическая роль общественного сознания в том чтобы рассказать человеку о том как жить завтра.

Поэтому общественное бытие – это базис для общественного сознания. Они так же взаимосвязаны как прошлое и будущее.

В первобытном обществе умственный труд, сознание людей, как отмечал Маркс, было «непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни» . Такое состояние называется синкретизмом. С разделением труда появился слой людей, для которых духовная деятельность становится основной формой деятельности. Развитие и усложнение общественной жизни привело к развитию общественного сознания, его дифференциации, выделения в нем самостоятельных форм и уровней.

На формирование и развитие общественного сознания влияет ряд факторов, среди которых можно выделить следующие:

Географическая среда, в которой живет социальная общность;

Уровень материальной жизни и характер потребления;

Формы общественной жизни;

Историческое прошлое и т. д.

На определенном этапе развития общественного сознания оно более или менее соответствует характеру общественного строя, общественной жизни. Объективным основанием этого соответствия является соответствие производительных сил и производственных отношений. Когда же это соответствие нарушается, создается возможность для возникновения нового общественного сознания, которое побеждает в конкуренции со старым общественным сознанием. Новое общественное сознание будет соответствовать новому соответствию производительных сил и производственных отношений.

Но переход к новому общественному сознанию не является полным отрицанием старого. С изменением общества, с возникновением нового общественного сознания сохраняются элементы старого. Так, не уходят в небытие произведения искусства, нравственные нормы и т. д. Они продолжают существовать, хотя и претерпевают определенное переосмысление. И хотя давно нет ни античного общества, ни общества эпохи Возрождения, но и сегодня сохраняют художественную ценность произведения искусства этих эпох.

Общественное сознание каждой эпохи опирается на обычаи, традиции, взгляды и теории предшествующих эпох. При этом общественное сознание может в определенном смысле отставать от нового уровня общественной жизни, когда в нем сильны пережитки прошлого. Но с другой стороны, новые идеи и теории могут опережать уровень развития общественного строя.

Нужно отметить известную неравномерность развития общественного сознания. В различные исторические эпохи преимущественное развитие получают те или иные формы общественного сознания.

Общественное сознание оказывает активное воздействие на все сферы общественной жизни. На основе своих взглядов и теорий люди осуществляют практическую деятельность в экономике, политике и т. д. Общественное сознание оказывается духовным стимулом, направляющим людей на преобразование природы и общества, создание разнообразных ценностей. Рассмотрим это детальнее.

1. Экономическое сознание становится стимулом практической деятельности по созданию продуктов и услуг, необходимых для жизни людей.

2. Нравственное сознание ориентирует на поступки, поведение, способствующие достижению общественного порядка, сочетанию личных и общественных интересов.

3. Экологическое сознание способствует сохранению природы.

4. Демографическое сознание влияет на динамику народонаселения.

5. Эстетическое сознание стимулирует деятельность по созданию художественных ценностей, обогащению духовного мира людей.

6. Религиозное сознание способствует преодолению страха, страданий из-за зависимости людей от стихийных сил природы и неизвестных им общественных влияний.

7. Политическое сознание социальной группы направляет ее политику на завоевание или сохранение власти с целью осуществления ее интересов.

8. Правовое сознание ведет к практической деятельности по созданию и сохранению порядка, законов государства в интересах господствующих групп.

9. Историческое сознание способствует сохранению социального наследия.

Если иметь в виду уровни общественного сознания в целом, то обыденное сознание выступает духовным стимулом практической деятельности людей, направленной на удовлетворение их повседневных, ближайших потребностей – труда, деятельности по производству и потреблению материальных и духовных благ, поступков, исполнения религиозных обрядов и т. д. А идеология является духовным стимулом практической деятельности социальных групп, направленной на осуществление их коренных экономических, социальных, политических и духовных интересов.

Общественное сознание формируется как отражение социальной действительности, но оно и обратно влияет на всю общественную жизнь, стимулируя возникновение и совершенствование различных видов деятельности.

В предыдущих главах речь шла уже о некоторых формах общественного сознания. Но пока еще не было более-менее детального разговора о морали, религии и эстетическом сознании. Обратимся к их характеристике.

Основным фактором, который влияет на развитие индивидуума в окружающем мире, являются, в первую очередь, взаимоотношения между людьми, и обмен как субъективным, так и объективным опытом между ними. По средствам наблюдения за основными факторами, влияющими на развитие личности, которые происходят во время социализации индивидуума, были отмечены некоторые ключевые моменты, которые в итоге были разделены и организованы в систему основных уровней развития личности.

В первую очередь стоит отметить, что каждый человек, стремится сначала обустроить свою жизнь, а потом уже начинает думать обо всех тех, кто его окружает. Такая эгоцентричная точка зрения заложена в нас самой природой, и является частью нашей человеческой натуры, которую очень сложно нарушить, и что-то в ней изменить. Как-никак, люди, которые мыслят исключительно на таких низких уровнях сознания, способны обустраивать лишь свою собственную жизнь и благополучие, но при этом все окружающие будут терпеть сплошные неудобства, и поэтому такой человек, никогда не сможет стать достаточно социализированным в плане взаимоотношений с другими людьми.

Далее по списку следует, более развитый уровень сознания, который подразумевает собой узконаправленную организацию тех, или иных людей, объединенных какими-либо взглядами, либо убеждениями. Такого рода отношения позволяют вести эффективные и организованные действия против каких-то определенных вещей и понятий. Зачастую массовое сознание не имеет большой ценности как индивидуума, а лишь находится в подчинении более развитых структур.

На ступень выше от группоцентрического уровня стоит просоциальный, концепция которого заключается во взаимопонимании и взаимопомощи людей, которые считают себя полноценными частицами общества, и при этом, они сполна понимают свою роль, и свои обязанности в социуме. Людям подобного склада ума обычно свойственна чрезмерная самоотдача, и они при этом являются трудолюбивыми работниками, которые готовы жертвовать собой во благо великой цели, процветания общества в дальнейшем.

На духовном уровне развития сознания факторы влияющие на развитие личности могут находиться люди, имеющие совершенно различные взгляды на мир, но при этом они думают об одних и тех же насущных вопросах, о смысле жизни и бытия, о роли человека на земле, о духовности и религии.

Тем не менее, нельзя отделять людей на приверженцев к тем, или иным уровням сознания, поскольку все четыре уровня присутствуют в каждом индивидууме, отличается лишь только баланс между ними. Иногда баланс может нарушаться, например, если человек попадет в ситуацию, в которой ему нужно будет быстро принимать ряд важных решений, либо ему будут навязаны устои другой, доселе не известной ему культуры.

В нашем государстве, основным стрежнем нашей ментальности и культуры является стремление к духовному обогащению человека. Издавна было принято, что настоящий русский человек должен в первую очередь думать о совести, о порядочности и действовать в соответствии с христианскими традициями и устоями.

Советская же культура, значительно изменила склад мышления типичного русского человека, который хоть и помнил о своих личностных и духовных ценностях, но при этом вынужден был воспринимать себя в качестве части коллектива, с которым он, по сути, просто обязан был сосуществовать. Общество коммунистов в своей концепции представляло типичный группоцентиреский тип сознания, в котором каждый должен был думать скорее об обустройстве всей коммуны, чем о своем собственном благополучии.

Решающим моментом в формировании современного русского менталитета стало массовое внедрение западных культурных ценностей. В результате они очень сильно смогли повлиять на типичного советского человека, и в корне смогли изменить большинство ценностей русских людей, что в конечном итоге перенесло всю русскую нацию на переходную культурную ступень, находящуюся в преддверии к окончательному прорыву к более высокому уровню сознания общества.

Тем не менее, какой бы хорошей не казалась ситуация на первый взгляд, каким бы близким не казался долгожданный прорыв общественного сознания на более высшие уровни, в нашем современном обществе все еще имеют место предпосылки прошлого, которые подразумевают собой все те же организованные структуры, в виде различных группировок, и оппозиций. Подобного рода явления в русском современном обществе являются лишь тормозом прогресса, и развития общества в целом.

Психологические консультации. Индивидуальная, семейная
и групповая психотерапия

Психологи оказывают помощь взрослым в форме разовых психологических консультаций и долгосрочной индивидуальной, семейной или групповой психотерапии. Как правило, консультация сконцентрирована на узкой теме, в то время как психотерапия – это более длительная, глубокая, занимающая порой несколько лет, работа, сконцентрированная на личности в целом. Именно психотерапия направлена на глубинные и стойкие изменения проявлений характера, мешающих полноценно жить и развиваться.

Семейная психотерапия сконцентрирована на отношениях членов семьи (на семье в целом) и позволяет скорректировать и оздоровить атмосферу в семье.

Групповая психотерапия в силу своей формы дает уникальные возможности для работы над проблемами индивидуализации и установления отношений. Атмосфера терапевтичекой группы дает возможность участникам исследовать свои чувства, потребности и поведение.


Похожая информация.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия