Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра поликультурного образования

Тема конспекта урока:

МОНАСТЫРЬ

Слушатель курсов повышения квалификации (шифр курса 00967)

по предмету ОРКСЭ (ОПК)

Гродская Александра Михайловна

Место работы: САО Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы

"Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 1794"

Москва 2017

Методический комментарий.

Данный урок входит в систему уроков по курсу ОРКСЭ (ОПК). Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения.

Класс: 4

Предмет: Основы православной культуры

Тема урока: Монастырь.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный)

Место урока в системе уроков по данной теме: Урок 25, Блок 3 "Православие в России. Православный храм и другие святыни"

Цель урока:

    мотивировать учащихся на ознакомление с православными монастырями и особенностями монастырской жизни;

    формировать у учащихся навыки работы с текстом;

    мотивировать учащихся на правильное осознание понятия "Свобода выбора";

    мотивировать учащихся на развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

Задачи:

обучающие:

    формировать у учащихся первоначальные представления о православном монастыре и его жителях;

    сформировать у учащихся навыки поведения в монастыре;

воспитательные:

    воспитывать у учащихся чувства доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;

развивающие:

    развивать у учащихся нравственные качества личности, развивать коммуникативные, информационные компетенции.

Планируемые результаты урока:

Личностные:

    формирование положительной мотивации к изучению православной культуры;

    нравственно – этическое оценивание нового материала;

    развитие способности к эмпатии – пониманию чувств других людей и сопереживанию им.

Предметные:

    знание, понимание и принятие людей, выбравших монашеский путь.

Метапредметные:

Познавательные УУД: формировать умение видеть, отбирать и синтезировать главное; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; оценивать увиденное и услышанное на уроке с целью подготовки к последующему изложению материала в виде творческой работы.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; давать оценку услышанному и делать определенные прогнозы на опережающие задания; делать выводы в результате совместной работы всего класса; рефлексия.

Коммуникативные УУД: формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно –речевой ситуацией, владеть монологической и диалогической формами речи.

КЭС:

3.4 Человек в системе ценностей мировых религий.

3.5 Культовые сооружения и их особенности в различных религиях.

Основные термины и понятия: монастырь, монашество, монах, послушание, монашеское облачение.

Информационно-образовательная среда информационный материал, в том числе используемая литература, электронные источники информации, демонстрационный, диагностический):

1. Оптина пустынь. Видеоматериал: https://www.youtube.com/watch?v=dwoa25JmYJM

2. Учебник "Основы Православной Культуры" (Кураев А.В.)

3. Презентация

4. Рабочие листы.

Межпредметные связи (указать предметы и темы): русский язык ("Синонимы", "Части речи"), литературное чтение (составление синквейна).

Этапы урока (план с указанием времени на каждый этап):

1. Орг.момент (2 мин.)

2. Поисково-исследовательский этап (3 мин.)

3. Актуализация знаний (4 мин.)

4. Работа по усвоению и осмыслению учебного материала (18 мин.)

5. Закрепление. Работа по применению знаний на практике. (13 мин.)

6. Рефлексия. Д/з (5 мин.)

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Способы организации деятельности

Средства обучения

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку.

Дежурный:

Быть должны у нас в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

А девиз у нас какой?

Всё, что нужно под рукой.

Посмотрели, все ли готовы к уроку ОПК?

Фронтальная

Просмотр видеофрагмента про Оптину пустынь.

Где происходило действие?

Что такое Оптина пустынь? Подберите синоним.

Верно. Определите тему нашего урока.

Ученики анализируют и объясняют свой выбор.

Примерный ответы:

В Оптиной пустыне

Монастырь

Монастырь

Фронтальная

ТСО (просмотр видеофрагмента)

Составьте синквейн к слову "монастырь"

по плану:

1. Одно имя существительное.

2. Два имени прилагательного.

3. Три глагола.

4. Фраза (выражение), отражающая (выражающая) главную мысль.

5. Вывод (одно существительное).

Проверка работ.

Самостоятельная работа. Составление синквейна.

Дети по очереди высказывают свои предположения.

Примерный ответ:

1. Монастырь

2. Священный, открытый

3. Принимает, очищает, направляет

4. Монастырь - это дом монахов и монахинь.

Фронтальная и групповая

ТСО, синквейн

Кто живёт в монастыре?

Верно. Кто такие монахи? Найдите определение в учебнике и запишите его в тетрадь.

Монашество - это особый исповеднический подвиг. В мире существует большое количество пословиц на эту тему.

Прочитайте несколько пословиц. Объясните их смысл.

1. Монах - это тот, кто хранит ум, а не вещи.

2. Монах - это тот, кто днём хранит себя, а ночью хранит весь мир.

Для чего люди идут в монахи?

Как вы думаете, трудно ли стать монахом? Какими качествами должен обладать монах? Что должен делать монах? Найдите и прочитайте.

Что нужно сделать, чтобы стать монахом?

Какое прекрасное слово - призвание... Чистое и высокое. Когда мы говорим: "он нашел свое призвание", то имеем в виду, что человек обрел себя самого в любимом занятии, отдается ему полностью, без остатка, трудится и служит не за деньги, не как ремесленник, а из любви к творчеству и созиданию.

Издавна считается, что среди разнообразных и благородных служений самых высоких на земле три. Учительство, врачевание и священство. Почему, как вам кажется?

Христиане воспринимают призвание, как Богом дарованную способность к определенным занятиям. Христиане считают, что религиозное призвание свойственно каждому человеку. Религиозное призвание проявляется там, где человек чувствует потребность к общению с Богом. Религиозное призвание может проявляться на разных уровнях: например, человек в трудных случаях своей жизни обращается к Богу, или чувствует потребность каждый вечер помолиться перед сном, или, как монахи, не может жить без постоянного общения с Богом. Так что Монашество - это тоже призвание.

Как выглядят монахи? Что они носят? Найдите и прочитайте.

Монахи и монахини.

Ученики записывают ответ в тетрадь: "Монах (монахиня) - это человек, который по своим религиозным убеждениям решил жить без семьи."

Учащиеся объясняют смысл пословиц.

Примерный ответ:

1. Для монаха в монастыре вещи не имеют ценности. В стенах монастыря ценны знания.

2. Монах - это служитель Бога. Он заботиться об окружающих, молясь за них.

Люди идут в монахи, чтобы быть ближе к Богу.

Ответы детей.

Ученики зачитывают материал учебника (с.81 - 82) от слов "Монахом стать трудно" до слов " Но это самый прямой путь к святости".

1. Стать послушником.

2. Принести монашеские обеты.

Я думаю потому, что в основе всех трех служений лежит любовь.

Ученики зачитывают материал учебника (с.81) из рубрики "Это интересно".

Парная и групповая

ТСО (Интернет), толковые словари

Выполните задание на Рабочем листе 1.

Проверка

Прослушайте притчу "Два весла".

О каком главном монашеском правиле говорил рыбак?

Выполните задание на Рабочем листе 2.

Проверка

Выполнение заданий детьми.

Дети читают притчу.

Рыбак перевозил на лодке одного человека. Пассажир торопил рыбака: - Быстрее, опаздываю на работу!

И тут он увидел, что на одном весле написано «молись», а на другом - «трудись».

- Зачем это? - спросил он.

- Для памяти - ответил рыбак. - Чтобы не забыть, что надо молиться и трудиться.

- Ну, трудиться, понятно, всем надо, а молиться, - человек махнул рукой, - это не обязательно. Никому это не нужно, зачем терять время на молитву.

- Не нужно? - переспросил рыбак и вытащил из воды весло с надписью «молись», а сам стал грести одним веслом. Лодка закружилась на месте.

Вот видишь, какой труд без молитвы. На одном месте кружимся и никакого движения вперед. Отсюда понятно: чтобы успешно плыть по бурному житейскому морю, надо крепко держать в руках два весла: молиться и трудиться.

Молись и трудись.

Дети отгадывают кроссворд

Индивидуальная и групповая

Раздаточный материал (кроссворд), ТСО

Итак, где живут монахи?

По каким правилам живут монахи?

Как выглядело монашеское облачение?

Заполните лист "Рефлексии" (приложение)

В монастыре

Молиться и трудиться

Клобук, мантия, чётки, пояс.

Заполнение листов "Рефлексии"

Фронтальная

Раздаточный материал ("Рефлексия")

Методы и приёмы обучения

1 этап урока - Орг.момент. Мотивация (2 мин.)

Дидактическая задача этапа: организовать самоопределение деятельности.

Умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе.

2 этап урока - Поисково-исследовательный. Открытие темы урока учащимися (3 мин.)

Дидактическая задача этапа: открытие темы урока

Признаки решения дидактической задачи: анализ, рациональное использование информации.

Анализ и обсуждение

3 этап урока - Актуализация знаний (4 мин.)

Дидактическая задача этапа: систематизировать имеющиеся знания у учащихся

Признаки решения дидактической задачи: беседа по уточнению и конкретизации знаний из личного жизненного опыта.

Синквейн, беседа, метод критического мышления

4 этап урока - Работа по усвоению и осмыслению учебного материала (18 мин.)

Дидактическая задача этапа: уметь анализировать информацию и применять на практике; уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, в группе/детском коллективе.

Признаки решения дидактической задачи: организация работы, последовательность выполнения операций, контроль и коррекция действий учеников.

5 этап урока - Закрепление. Работа по применению знаний на практике. (13 мин.)

Дидактическая задача этапа: уметь анализировать информацию и применять полученные на практике; уметь сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе.

Признаки решения дидактической задачи: выполнение индивидуальных работ, умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль).

Метод сравнения версий (приём французских технологий), анализ, синтез, контроль, коррекция, беседа.

6 этап урока - Рефлексия. Д/з (5 мин.)

Дидактическая задача этапа: умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе.

Признаки решения дидактической задачи:

Анализ, самоанализ и обсуждение

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

УЧЕБНИК "ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ" (КУРАЕВ А.В.)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Рабочий лист 2

"КРОССВОРД"

    Что означает это слово.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Рабочий лист 2

"КРОССВОРД" (Правильный ответ)

Решите кроссворд и отгадайте ключевое слово.

    От какого греческого слова произошло слово «монах».

    Что означает это слово.

    Работы по монастырскому хозяйству, помощь при богослужении.

    Облачение, окутывающее все тело, знак под Божией защитой.

    Быть монахом – очень нелегкий путь, но это самый прямой путь к … .

    Бусинки-узелки, их перебирание помогает монаху сосредоточиться на молитве.

    При принятии послушника в монахи он приносит … .

    Церковный обряд, совершаемый при посвящении в монашество.

    Одно слово из главного правила монашеской жизни.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Рабочий лист 1

"МОНАШЕСКОЕ ОБЛАЧЕНИЕ"

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Рабочий лист 1

"МОНАШЕСКОЕ ОБЛАЧЕНИЕ"(Правильный ответ)

Подпишите названия монашеского облачения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Лист "Рефлексия"

1. На уроке я работал активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3.Урок для меня показался коротким / длинным

4.За урок я не устал / устал

5.Мое настроение стало лучше / хуже

6.Материал урока мне был понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Православные монастыри работа ученика 4 «Г» класса МБОУ гимназии № 36 Юраша Егора руководитель-Павлова Е.В.

Православные монастыри Монастырь в переводе с греческого обозначает «келья отшельника». Монастырь - это место, где живут монахи или монахини. Они подчиняются единому закону, и посвящают себя служению Богу. Монастыри бывают и очень большие, и очень маленькие. Крупнейшие монастыри насчитывают иногда до нескольких тысяч монахов и называются «Лавра». Меньшие по размеру монастыри часто называются "Скиты". Сейчас в Русской Православной Церкви более 800 монастырей

Православные монастыри История христианских монастырей начинается в III веке н.э. Первые поселения отшельников появились в Египте. Отшельники уходили от обычной жизни и посвящали себя молитвам и служению Богу. Основателем христианского монашества считают Антония Великого. К старцу приходили ученики и проводили время в молитве и посте. В IV в. появились монастыри, где собиралось несколько отшельников. Они жили вместе и подчинялись общим правилам. Первая такая община была основана Пахомием Великим. Постепенно монастыри стали появляться в Палестине, Византии, Средиземноморье, а затем и в Европе.

Православные монастыри На Руси возникновение монастырей связано с принятием христианства киевским князем Владимиром в 988 году. Первая обитель, которая упоминается в летописи,– Киево-Печерская лавра (XI в.). Позже монастыри появились и в других княжествах. Они становились центрами просвещения и культуры. Здесь вели летописи, собирали книги, работали ремесленные мастерские. В монастырях работали знаменитые иконописцы Феофан Грек и Андрей Рублев. Неприступные монастырские стены часто выполняли роль крепостей, задерживая неприятеля во время войн.

Православные монастыри Ежегодно монастыри посещает множество паломников, чтобы укрепиться в вере и поклониться христианским святыням. Традиция религиозного паломничества возникла много веков назад. Уже в то время люди стремились увидеть почитаемые святыни и произнести перед ними свои молитвы. Верующие на пути к цели преодолевали огромные расстояния. Вернувшись домой, они получали всеобщее почтение и уважение.

Православные монастыри Жизнь в монастыре трудна и лишена удобств. Иногда монахов называют «бескровными мучениками». День в обители начинается с рассветом и длится до ночи. Несколько часов занимают богослужения и молитвы. В большинстве обителей все работы выполняются монахами. Это возделывание огорода, работа на скотном дворе, приготовление пищи, уборка. Любое дело или должность в монастыре называется послушанием. В монастырях нет газет, радио, телевидения. Монастыри бывают мужскими и женскими. Мужской монастырь возглавляет настоятель, а женский монастырь – настоятельница. Мужчины и женщины дают клятву послушания, отказываются от собственности, им нельзя жениться и выходить замуж.

Православные монастыри Православие широко распространено не только в России, но и в Сербии и Греции. На греческом острове Крит в окружении гор на высоте 622 метра находится женский монастырь Керы Кардиотисса - Богородицы Сердечной. Он был построен в XIII веке. Главная святыня монастыря - чудотворная икона Богородицы Сердечной. Она исцеляет больных и немощных.

Православные монастыри Три раза чудотворную икону воровали турки и увозили в Константинополь, но она чудесным образом возвращалась. Они даже приковывали икону цепью к мраморной колонне, но и это не дало результатов. Икона Богородицы снова вернулась домой. А сейчас в монастырском дворе стоит та самая колонна, а на иконостасе рядом с образом находится цепь. Я был в этом монастыре. Видел чудотворную икону. Это тихое, спокойное и очень красивое место. Там живут всего несколько монашек. На территории монастыря находится музей, в котором представлены предметы церковной утвари и книги.


Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Цель урока: знакомство детей с православными монастырями и особенностями монашеской жизни.

1. Познакомить учащихся с жизнью православных монастырей.

2. Развивать умение самостоятельно добывать знания при работе с разными источниками.

3. Воспитывать уважение к людям, выбравшим монашеский путь, к православным святыням России.

Формирование УУД:

Познавательные: формировать умение отбирать главное, синтезировать. Оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала.

Коммуникативные: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, строить монологическое высказывание.

Личностные: нравственно-эстетическое оценивание нового материала, эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Регулятивные: формировать способность принимать учебную цель и задачи, давать оценку услышанному и делать определенные прогнозы на опережающие задания, рефлексия.

Формы и виды деятельности: беседа, выборочное комментированное чтение, работа в группах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа по развивающим заданиям, участие в диалоге.

Понятийный ряд: монах, монастырь, хитон, мантия, апостольник, четки, клобук, ряса, подрясник.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, листы для групповой работы, слова для составления кластера, презентация , выставка книг.

Ход урока

1. Организация начала урока.

Вот опять звенит звонок,
Начинается урок.
Мы не можем расслабляться,
Пора в работу нам включаться.

2. Проверка домашнего задания.

Ребята, с какой темой мы познакомились на прошлом уроке? (Таинство Причастия)

Давайте проверим, как вы поняли материал прошлого урока?

Поработаем в группах.

1 группа. Напишите, какие вы знаете таинства? Слайд №4

3 группа. Закончите предложения. Выберете вариант правильного ответа.

1. Таинство – это действие

Бога по молитве человека,

Лекарств,

Телевизионных программ.

2. Таинство называется так, потому что

Земному человеку нельзя до конца понять его воздействие;

К нему хотят привлечь внимание;

О нём нельзя рассказывать.

3. Люди прибегают к таинствам, чтобы

Появился интерес к жизни,

Стать ближе к Богу,

Чтобы развлечься.

2 группа. Работа по слайду №2. Икона Тайная вечеря.

Что изображено на слайде? Тайная вечеря – последний ужин.

Перед Своим уходом на крест Христос собрал апостолов. Это была прощальная трапеза. Взяв в руки чашу с вином, Христос сказал апостолам: “ Пейте всё. Это Кровь Моя Нового Завета, которая за вас и за многих изливается”.

После этого он разломил хлебную лепёшку и протянул апостолам: “ Вкусите. Это Тело Моё, ломимое во оставление грехов” Мы знаем, что, Христос хотя и принял смерть на кресте, но затем воскрес.

Чтобы люди стали частичками Христа, Его причастниками, Христос на Тайной вечере дал людям Своё Тело. Но чтобы люди не пугались, Свои Тело и Кровь Христос дал людям в виде хлеба и вина.

Первыми причастниками стали апостолы. Затем ту святыню, которой они стали причастны, они передали другим людям.

Проверка 1 группа

– Какие таинства вы знаете?

(Крещение, Причастие, Брак, Миропомазание, Соборование, Покаяние, Священство)

Проверка 3 группа (по слайду №3)

Проверьте, так ли у вас получилось?

Молодцы. Я вижу, что вы хорошо поняли тему предыдушего урока.

3. Актуализация опорных знаний.

Сейчас мы с вами попробуем определить тему сегодняшнего урока. Послушайте песню. Слайд №5

Прослушивание песни о монастыре.

4. Сообщение темы урока.

  • Формулировка темы урока совместно с учащимися.
  • Ребята, давайте сформулируем тему нашего урока. Предложения учащихся. Запишите тему урока в тетрадь.
  • Что бы вы хотели узнать о монастырях и о монашестве?
  • Целеполагание.
  • Итак, тему мы обозначили. Давайте теперь поставим цель сегодняшнего урока. Ответы учащихся. (Познакомиться с разными монастырями и жизнью в них) Слайд №6
  • Сегодня мы с вами откроем дверь в новый для нас мир, и пусть это будет доброе открытие .

    Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. Монастыри бывают мужские и женские. Туда приезжают люди, чтобы поклониться святыням, очистить свою душу. Некоторые люди едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезни. А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия.

    Первые христианские монахи появились в конце III века от Рождества Христова. С тех пор главное правило для монахов: “Трудись и молись”. Сначала монахи жили в далёких от людей пустынях, но, встречаясь с монахами, люди стали замечать в их глазах какую – то особую тишину, радость, свет и мир. И люди стали просить монахов поселиться поближе, чтобы они могли приходить к ним для участия в молитве, в церковных службах, чтобы у мирян была возможность получить духовные советы.

    Слово “монах”, происходит от греческого слова “монос” - один. Монахами становятся люди, которые решили посвятить свою жизнь служению Богу, для которых главным призванием в жизни является всегда быть с Богом. Монах в своем послушании Богу подобен самим ангелам, бесплотным духам, являющимся посланцами Бога.

    Стать монахом непросто, для этого он проходит определённые этапы жизни в монастыре.

    5. Работа с учебником.

    Откройте страницу 81 учебника.

    Давайте прочитаем о жизни в монастыре.

    А теперь найдите этапы жизни в монастыре и запишите их в тетрадь.

    6. Проверка самостоятельной работы. Слайд №7.

    1. Послушание.

    2. Монашеский обет.

    3. Постриг.

    4. Получение нового имени.

    Составление кластера “Монастырь”.

    В монастыре каждый несёт своё послушание – обязанность. Стать монахом не просто. Сначала человек должен стать просто послушником, чтобы пожить в монастыре, посмотреть на монахов и их образ жизни. После того, как послушник или послушница твёрдо решили связать свою жизнь с монастырём, они просят принять их в монахи. Для этого существует специальный обряд, называемый постриг.

    Сначала будущий монах произносит монашеские обеты, которые включают в себя:

    1. Исполнение заповедей Господних.
    2. Добровольная нищета.
    3. Совершенное отречение от собственной воли и послушание духовному наставнику.

    После приношения обетов, с головы монаха состригают несколько прядок волос, что означает добровольное и самостоятельное решение отдать себя в слуги Христу. Для него начинается совсем другая жизнь, и поэтому при постриге он получает новое имя.

    Послушайте притчу.

    Один из мирян, решив уйти от житейских проблем, поселился в одном из монастырей. В монастыре было такое правило: через 10 лет можно обратиться с любой краткой просьбой к игумену. Прошло 10 лет.

    – Как твои дела? – спросил игумен у монаха.

    – Еда противная!

    Прошло ещё 10 лет.

    – А теперь как твои дела? – интересуется настоятель.

    – Постель жёсткая – слышит в ответ.

    Проходит ещё 10 лет.

    Тот же вопрос задаёт игумен.

    Я ухожу! – ответил несостоявшийся монах.

    В чём смысл этой притчи?

    Если же монах остаётся в монастыре на него торжественно надевают его новую одежду.

    7. Знакомство с одеянием монахов. Слайд №8

    Составление кластера. (на доске)

    апостольник клобук параман

    хитон Монах подрясник

    ряса мантия пояс чётки

    Хитон - длинная рубашка из простой ткани.

    Подрясник - черное платье, своей простотой напоминающий монаху его обет добровольной нищеты.

    Параман – небольшой четырёхугольный плат с изображением креста.

    Пояс - является символом того, что монах постоянно должен быть готов к подвижническому деланию.

    Ряса - символ отложения всех печалей и смущений, которые обыкновенно происходят от постигающих нас скорбей и бед, а также непрестанное духовное радование. А чёрный цвет является символом покаяния, скорби о грехах, плача об утраченном райском блаженстве .

    Мантия – с одной стороны, она означает охраняющую и покрывающую силу Божию, с другой, - неуклонное исполнение монахом правил избранного им образа жизни. Мантия очень просторна и может свободно развеваться, чем напоминает крылатых быстродвижных ангелов и обозначает, что монах, как ангел, должен быть всегда готов ко всякому Божьему делу.

    Клобук - именуется шлемом спасения и напоминает о том, что монах должен защищать свой ум от плохих мыслей.

    Чётки - называемые при этом мечом духовным, и теперь монах должен непрестанно молиться, перебирая узелки чёток, что помогает ему сосредоточиться на молитве

    Апостольник – головной платок с вырезом для лица, ниспадающий на плечи, покрывающий грудь и спину

    8. Физкультминутка

    А сейчас мы с вами, дети,
    Отдохнём и разомнёмся.

    Покажите, где носят клобук, пояс, мантию, чётки, (руки к голове, руки на пояс, руки к плечам, хлопок).

    Монастырь (посмотрите по сторонам).

    Учитель называет слова – учащиеся выполняют действия.

    9. Работа со стихотворением.

    Монах Павел Груздев написал шуточное стихотворение о монашеской жизни.

    Послушайте. (уч-ся) Слайд №9

    Главу клобуком покрыли,
    Очи в землю опустили,
    В чёрну мантию облекли
    И монахом нарекли.
    Подавали чётки в руки,
    Чтобы меньше было скуки,
    Вместо сладких всяких вин
    Наливают квас един.
    Подавают кислы щи –
    Ешь, монах, и не ропщи…

    Ответьте на следующие вопросы:

    1. Как вы думаете, почему монах должен опустить “очи в землю” ? Что значит это выражение? (Это значит, что монах должен стараться не отвлекаться от внутренней молитвы, меньше смотреть на внешний мир и больше заботиться о состоянии своей души.)
    2. Что вы можете сказать о монашеской еде, после прочтения данного стихотворения? (Монах должен ограничивать себя в еде, кроме того, монахи не употребляют в пищу мясо.)
    3. Как вы понимаете значение слова ропот? (Роптать, значит осуждать, жаловаться на свой образ жизни).

    Просмотр слайдов о жизни монахов. Слайд №10

    Какие черты характера воспитываются в монастыре?

    (Ответы учащихся: терпимость, смирение, милосердие).

    Вывод: Вот такие люди – монахи, особенные, прощают и любят. Но для нас, мирских людей, такое качество как терпимость тоже нужно и ценно.

    Чтобы усмирить свою гордыню и страсти, монахи иногда сами по своей воле накладывают обеты – обет молчания, обет столпничества (не садиться в течение длительного времени). Некоторые монахи даже заковывают себя в кандалы и вериги. Вериги – это тяжелые металлические оковы. Слайд №11

    10. Знакомство с монастырями.

    В России существует много монастырей. Они есть и в нашей Нижегородской области.

    Посмотрите на слайды №12, 13, 14, 15,16,17.

    Одним из известных монастырей – Серафимо-Дивеевский.

    Рассказ о Серафимо-Дивеевском монастыре. (Учащиеся)

    Один из наиболее почитаемых монастырей России, Серафимо-Дивеевским женским монастырём, который называют четвёртом Уделом Пресвятой Богородицы. История Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря начинается с 1760 года. Сама Царица Небесная, Пресвятая Богородица Мария, Матерь Божия возвестила матушке Александре (Мельгуновой), будущей первоначальнице Дивеевской обители, что на этом месте будет великая обитель, равной которой не было, нет и не будет никогда во всём свете.

    Чтобы незабвенна была тропа, по которой “стопочки Царицы Небесной прошли”, батюшка Серафим благословил в 1829 году дивеевским сёстрам копать Святую Канавку. Он говорил: “Кто Канавку с молитвой пройдёт, да полтораста “Богородиц” прочтёт, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!”

    В 2003 году Православной Церковью и Российским государством широко отмечалось 100-летие прославления преподобного Серафима Саровского в лике святых, а в 2004 году – 250-летие со дня его рождения. В связи с этими торжествами большая часть храмов и зданий монастыря была поновлена, а старинная Казанская церковь восстановлена в прежнем виде. Святая Канавка ныне устроена так, как велела Сама Царица Небесная преподобному Серафиму.

    Не устарели слова, написанные в начале XX века православным писателем С. Нилусом: “Святыня – это весь Дивеев и вся его святая любовь, которая прорывается, бьёт ключом из каждого уголка этого удивительного места”. Слайд №18, 19, 20, 21

    Кроме Серафима Саровского были и другие святые старцы.

    Давайте прочитаем в учебнике о Святом Луке. С. 83. Слайд № 22

    11. Закрепление изученного на уроке.

    Первая загадка:

    В чёрном, с чётками в руках,
    О душе своей в слезах
    Богу молится… (Монах)

    Вторая загадка:
    Ряса, клобук, параман
    Говорят о многом нам:
    Так одет монах, друзья,
    Жить, как все, ему нельзя!
    Инок, мантией одетый,
    Давший Господу… (Обеты)

    Давайте составим правила поведения в монастыре.

    Проверка.

    Назовите правила. Те, которые называли, не повторяйте.

    В монастыре запрещается:

    Громко разговаривать, кричать, включать громкую музыку;

    Говорить по мобильному телефону на территории монастыря;

    Носить шорты на территории монастыря;

    Лицам женского пола находиться без головного убора.

    Составить синквейн со словом “Монастырь”.

    12. Итог урока.

    Какова тема нашего урока?

    Узнали мы то, что хотели?

    Что такое монастырь?

    Монах – кто это?

    13. Рефлексия.

    Как вы считаете, ответили ли мы на все интересующие вас вопросы?

    А если вы что-то не поняли, то прочитайте ещё раз об этом в учебнике.

    Слайд №23, 24

    1. Тема урока: Урок 4 курса «Основы Православной культуры» Монастырь.

    2. Цели урока: дать учащимся первоначальные представления о православном монастыре, монахах, познакомить с понятием молитва, Святые старцы.

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: углубление знаний о православии.

    РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ: развивать нравственные качества личности, развивать коммуникативные, информационные компетенции.

    ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: эстетическое, нравственное, трудовое воспитание, любовь к изучению предмета. Сформировать навыки поведения в монастыре. Воспитывать уважение к Святым отцам. Воспитание любви к Родине на примере Преподобного Сергия Радонежского.

    3. ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, наглядные пособия, видео экскурсия, проектор.

    4. ФОРМЫ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: рассказ учителя, беседа, чтение, работа в парах, группах, работа с иллюстративным материалом (презентация), самостоятельная работа по развивающим заданиям, участие в диалоге.

    ХОД УРОКА

    АКТУАЛИЗАЦИЯ (5-7 минут).

    Учитель предлагает детям прослушать отрывок песни «Монастырь»

    Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня?

    (Ответы детей)

    Учитель: А хотите, сегодня отправиться в виртуальное путешествие?

    Какие вопросы поставим перед собой?

    Что такое монастырь, как живут в монастыре, что такое молитва, Святые старцы.

    ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ:

    Учитель показывает детям таблички «Монастырь», «Монахи», «Келья», «Молитва», «Жизнь в монастыре», «Святые старцы».

    Нам сегодня предстоит ответить на вопросы, которые мы поставили перед собой.

    Учитель вывешивает первую карточку «Монастырь»

    Что такое монастырь? Кто был в монастыре?

    Ответы детей.

    Появляется первый слайд с фотографией монастыря.

    Монастырь – это место, где небо сходится с землей. Это и чувствует душа человека, отворившего скромную деревянную дверь. Разделяющую мир и монастырь и ступившего на его благодатную землю. Святые Старцы.

    Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. Туда приезжают люди, чтобы поклониться святыням, очистить свою душу. Некоторые люди едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезни. А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия.

    А кто и как живёт в монастыре?

    Почему люди идут в монахи?

    От чего отказываются монахи?

    (Ответы детей).

    Появляется Слайд 2 (Фото монахов)

    Монах (монахиня) – это человек, который по своим религиозным убеждениям и призванию согласился жить без семьи. Сам он считает, что не столько отказался, сколько согласился: согласился с неким зовом- зовом Бога, который указал на его призвание.

    Что такое призвание?

    (Ответы учащихся).

    Призвание – это смысл жизни конкретного человека. Призвание - неповторимость в этом мире. Бог создает людей для какой-то задачи, а если мы отклоняемся, то это наша вина перед Богом. Каждый из нас должен понимать самого себя и свои обязанности.

    А как вы думаете, чем занимаются монахи? Появляется карточка на доске.

    Монашество – это счастье, но это и крест. Да это часто можно сказать и о том, с чем имеешь дело, живя в миру: о работе, детях, семье. В жизни радости и горести всегда идут бок о бок. В жизни монаха бывают моменты, когда он с особой силой ощущает радость своего пребывания с Господом. А вот другая сторона медали. Господь не сразу «нагружает» монаха всеми теми скорбями, которые его ожидают, а с течением времени и по мере его духовного возрастания, крепчания. Чтобы монах мог их выдержать. А еще для того Господь так поступает, чтобы монах, почувствовав всю тяжесть монашеского креста, не ужаснулся, не впал в уныние и не пожалел о своем выборе. Потому что поначалу он действительно не готов понести скорби в «полном объеме».

    Порой кажется, что монах – это неудачник, который вместо того чтобы прилагать усилия и строить свою жизнь, уходит от проблем в монастырь…

    Появляется на доске карточка «Келья».

    Кто из вас, сможет объяснить что это?

    Келья-жилое помещение в монастыре.

    Ребята, обсудите в группах, всё что вы знаете о жизни монахов.

    Прочитайте в учебнике рубрику «Это интересно». Подготовьте выступление «Монашеское облачение» (Клобук, мантия, чётки, пояс)

    Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, который принимает монашеский постриг?

    (Прослушиваем выступления каждой группы)

    А теперь, ответим на вопрос? Монах – это неудачник, который вместо того чтобы прилагать усилия и строить свою жизнь, уходит от проблем в монастырь…

    Так может ответить нецерковный человек. А православный знает, главное правило в монашестве «Трудись и молись». Утро в монастыре начинается очень рано, в 3 – 4 часа мы еще, а монахи уже совершают утреннюю молитву. Принимают пищу один раз в день, бывает два раза. Монахи усердно трудятся, выполняют послушания, - работают на полях, в монастырской кухне или ремонтируют здания монастыря и т.д. Все остальное время молятся.

    Что мы знаем о молитве? Появляется карточка «Молитва»

    У православных людей есть три вида молитвы.

    Самая распространенная молитва – это просьба. «Подай, Господи».

    Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: здоровья или успеха.

    Более редкая молитва – благодарение. Редкая потому, что люди чаще просят, чем благодарят. Получив желаемое, мы часто забываем поблагодарить. Так и в отношениях людей между собой, и в отношениях людей с Богом.

    Самая высокая молитва – славословие. В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. Переходя к славословию, в православных храмах часто поют: «Аллилуйя!» («Слава Богу»).

    Произнося такую молитву, человек не думает о своих интересах. Именно бескорыстная радость – самая сильная и чистая. Можно радоваться новой игрушке или вещи. Но есть такие поводы для радости, которые нельзя унести к себе домой. Разве можно унести красивый закат, радугу, запах свежей зелени после дождя, соловьиную трель?

    Православный человек может молиться сам и вместе с другими людьми. Он может молиться на любом языке. Он может молиться в любом месте.

    Если человек молился искренне и правильно – он, как говорит опыт православной культуры, прикасается сердцем к Богу и внутренне меняется. Действие Бога, меняющее человека, называется благодать («благой, добрый дар»). Люди, которые под действием благодати изменились так, что из их сердец и поступков струятся вера, надежда, любовь, называются святыми.

    (Ответы учащихся).

    Каких известных Святых Старцев вы знаете?

    Кого называют Святыми Старцами?

    (Ответы учащихся).

    Мы сегодня многое узнали о монастырях и вам, наверное, захотелось в ближайшее время своими глазами посмотреть на монастырскую жизнь.

    Сегодня мы отправимся в виртуальное путешествие в Сергиев Посад. Посетим Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.

    Просмотр презентации сопровождается рассказом учителя.

    Кирилл и Мария были людьми добрыми и богоугодными: помогали бедным и больным, принимали странников. Супруги имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им другого сына - будущего основателя Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, преподобного Сергия. С самого начала, еще до появления на свет было понятно, что родится необычный ребенок. За долгое время до появления на свет этого святого младенца дивный знак был подан со стороны Бога, который нес в себе такой смысл, что будет рожден великий избранник. Несколько раз младенец, будучи еще в материнском чреве, кричал во время церковной службы. И вот 3 мая 1314 года в доме боярина Кирилла была всеобщая радость и веселье. Марии и ее мужу Бог послал сына. В сороковой день после рождения Мария и Кирилл понесли своего младенца в церковь, чтобы совершить над ним святое крещение, и в то же время исполнить свое обещание представить дитя в непорочную жертву Богу, который дал его. Благоговейный иерей, по имени Михаил, нарек младенцу во святом крещении имя Варфоломей – СЫН РАДОСТИ. Между тем мать, а потом и другие стали примечать в младенце нечто необыкновенное: младенец всем на удивление не пил материнского молока по средам и пятницам, также он не брал грудь матери, если Мария съедала перед кормлением мясное блюдо. Время шло. На седьмом году жизни Варфоломея родители отдали учиться грамоте. Вместе с Варфоломеем учились и два брата. Братья обучались успешно, хотя Петру в то время не было и шести лет, а Варфоломей далеко отставал от них. Учитель наказывал его, товарищи упрекали и даже смеялись над ним, родители уговаривали; да и сам он напрягал все усилия своего детского ума, проводил ночи над книгою, и часто, укрывшись от взоров людских, где – нибудь в уединении, горько плакал о своей неспособности, горячо и усердно молился Богу и просил его: “дай же Ты мне, Господи, понять эту грамоту; научи Ты меня, просвети и вразуми!” Но грамота все же ему не давалась. Раз отец послал его в поле искать убежавших жеребят. Это поручение пришлось особенно по душе мальчику, любившему уединяться от людей. Идя по дороге мальчик увидел, что очень старый человек молится на коленях под дубом. Отрок тихо подошел к нему и стал терпеливо ждать окончания молитвы. После того, как старец поднялся с колен, он посмотрел на мальчика и спросил его, “что тебе надобно, чадо?” и с детской простотой поведал старцу свое сердечное горе. - “Меня отдали учиться грамоте”, сказал сквозь слезы Варфоломей: “ и больше всего желала бы душа моя научиться читать, но вот сколько ни стараюсь, никак не могу выучиться; помолись за меня Богу, отче святой, - попроси у Господа, чтобы Он открыл мне учение”. Старец же вознес руки к небу, поднял свои глаза на небо, прочитал надлежащую молитву, а по окончании ее благословил Варфоломея и дал поцеловать свой крест. А затем произнес: “Веруешь ли, и больше сих узриш и о грамоте, чадо, не скорби; ведый буди известно, яко от сего дня дарует ти Господь грамоте”. Мальчик поклонился старцу и пригласил к своим родителям в дом отдохнуть, сказав, что в его доме таких людей почитают.А дальше произошло настоящее чудо. Когда они прибыли в боярский дом, их встретили благочестивые родители Варфоломея Кирилл и Мария. Но прежде чем сесть за стол, они прошли в моленный покой, и старец - инок повелел отроку Варфоломею взять Псалтирь и читать. Варфоломей моляще смотрел на инока, как бы взглядом прося отпустить его. Но инок ласково и строго сказал: "Читай”. И произошло чудо Божие. Как будто темная завеса спала с глаз Варфоломея, и он без запинки, бегло стал читать Псалтирь. Тишина царила в молельне, а он все читал псалом чисто, красиво. Голос его звучал как родник. Закончен псалом. Стало совсем тихо в молельне. Это воистину было чудо. Ликовало от радости сердце Варфоломея. Уходя, старец предсказал Варфоломею необычное будущее. С детских лет, когда у большинства подростков на уме игры и забавы, его сердце пламенело любовью к Богу. Давней мечтой Варфоломея было уединиться и молиться. Однако он был единственной опорой престарелых родителей. Когда Варфоломею исполнилось 18 лет, у него умирают родители. Он вместе со старшим братом решают стать монахами, пойти в лес, построить там монастырь и служить богу. Так и сделали. Облюбовали место на горе Маковец и построили там небольшой деревянный монастырь. Через некоторое время к нему пришёл инок Митрофан, от которого Варфоломей принял пострижение в монашество с именем Сергий, было ему 23 года. Жил Сергий близ Радонежа, поэтому и прозывать его стали Радонежский, т.к. в те далёкие времена фамилий у людей не было. Им давались прозвища или по ремеслу, которым они занимались, или по характеру, или по месту жительства. И был Сергий первый постриженик своей уединенной обители, первый начинанием и последний мудрованием, первый по счету, и последний по тем смиренным трудам, которые сам на себя возлагал. О Сергии Радонежском узнали другие люди. Они приходили к монаху и оставались с ним жить, строить себе деревянные дома, церковь. Все работали сообща, вместе. Сергий Радонежский трудился вместе со всеми. Только своим личным примером учитель мог убедить учеников в том, что хлеб нужно добывать трудом собственных рук. Это правило остается верным и для нынешнего времени. Пройдя через тяжелый период одинокого подвижничества, Сергий хочет построить монастырь и руководить братией. За духовной жизнью братии наблюдал и был строг. Во всем остальном был смиренен. Был все так же прост, беден и равнодушен к мирским благам. Голос его был негромкий, лицо спокойное. За полгода до смерти Преподобный уже знал о ней, собрал всех учеников, отдал распоряжения, а сам начал безмолвствовать. Перед кончиной он оставил братьям такое завещание: строго хранить чистоту православной веры, сохранять единомыслие, чистоту душевную и телесную, любовь нелицемерную, удаляться от злых желаний, воздерживаться в пище и питии, смирять свою гордыню, проявлять милосердие. Память преподобного Сергия Радонежского Православная Церковь чтит 8 октября. Это день смерти святого. Он умер 25 сентября (8 октября по новому стилю) 1392 года. В 1452 году преподобный Сергий Радонежский был причислен к лику святых.

    В наше время к Сергию Радонежскому обращаются с просьбой помочь в учебе. Вся земля русская наполнилась слухом о святом старце, и до сей поры тянутся к обители поломники. Никто не уходит в обратный путь неутешенным. Вместе с просфорой монастырской, водой из святого источника люди приносят к своим домашним очагам самое драгоценное – благословение. Слайд 2

    Чудеса В житии говорится, что предзнаменования чудесной судьбы младенца случались ещё до того, как он родился. Когда его мать приходила в храм на молитву, младенец в определённые моменты службы вскрикивал в её чреве. С первых дней жизни ребёнок, которого назвали Варфоломеем, отказывался сосать материнское молоко по постным дням - средам и пятницам.

    Учёба Варфоломея На седьмом году жизни Варфоломея родители отдали учиться грамоте. Варфоломей далеко отставал детей. Учитель наказывал его, товарищи упрекали и даже смеялись над ним. Варфоломей часто, укрывшись от взоров людских, горько плакал о своей неспособности, горячо и усердно молился Богу и просил его: “дай же Ты мне, Господи, понять эту грамоту; научи Ты меня, просвети и вразуми!”

    Просьба Варфоломея - “Меня отдали учиться грамоте”, сказал сквозь слезы Варфоломей: “ и больше всего желала бы душа моя научиться читать, но вот сколько ни стараюсь, никак не могу выучиться; помолись за меня Богу, отче святой, - попроси у Господа, чтобы Он открыл мне учение”. Старец же вознес руки к небу, поднял свои глаза на небо, прочитал надлежащую молитву, а по окончании ее благословил Варфоломея и дал поцеловать свой крест.

    Постриг Около 1328 года родители мальчика переехали в маленький город Радонеж, недалеко от Москвы. Варфоломей и его брат решили уйти в монастырь. О ни поселились в глухом лесу в двенадцати вёрстах от Радонежа. Однако брату стало тяжело жить в столь пустынном месте, и он перешёл в один из московских монастырей. А Варфоломей постригся в монахи под именем Сергия.

    Дружба Медведь подружился с Сергием. Сергий его не прогонял, кормил, даже было такое, что отдавал медведю последнюю еду, а сам оставался голодным. Это говорит о том, что Сергий был действительно особенным человеком

    Преподобный Постепенно к Сергию стали приходить другие иноки, желавшие послужить Богу своими трудами. Преподобный с радостью принимал их. Так зачался Сергиев монастырь - нынешняя Троице-Сергиева лавра (по-гречески лаура - крупный, большой монастырь). "Примером своей жизни, высотой своего духа преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в будущее". Из его поколения вышли основатели 150 новых монастырей.

    Сергиев Посад Со временем места в монастыре для всех становилось всё меньше и меньше. И люди стали строить свои дома и селиться вокруг него. Вот так и появился город Сергиев Посад.

    Сергий Радонежский Умер преподобный Сергий в 1392 году в возрасте 78 лет, и не было дня, когда к нему не приходили за помощью со своими заботами и скорбями.


    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия