Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия

Неделя о мытаре и фарисее.
Неделя о мытаре и фарисее – первый воскресный день, с которого начинается приготовление верующих к началу Великого поста. Фарисей считал высшим проявлением праведности внешнее выражение почитания Бога: пост, исполнение обрядовых законов – и тем самым растил в своей душе тяжелейший грех гордости. Мытарь же – сборщик налогов, презираемый всеми людьми, - осознавал свою греховность и искренне исповедовал ее перед Богом, не считая возможным превозноситься перед кем-либо или кого-то осуждать; поэтому Господь и именует его «более оправданным».
Молитва мытаря – «Боже, милостив буди мне грешному» - принята Церковью как общеупотребительная, уместная всегда и для каждого из нас.
* * *
«..Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи или, как этот мытарь; пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне, грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот; ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18, 9-14).
Милостью Божией мы дожили в этом году до начала песнопений Великого поста. Входя в храм во время всенощного бдения, слышим слова, воспеваемые Церковью, обращенные к нам: «Покаяние отверзи ми двери, Жизнодавче». Это обращение Господь вкладывает нам в уши, ум, сердце, чтобы встрепенулись, остановились в своем беге по жизни и сказали себе: «Куда и зачем?». Почему нет радости в душе? Почему весь свет не мил? Почему так далек и невидим Бог? Какие-то двери моей совести закрыты и не дают пробиться слову Божию, и замок на них не открывается, и нет у нас ключа. Что делать?
Мать Церковь устами евангелиста Луки отвечает нам притчей о мытаре и фарисее. Два человека встали перед Богом и просили у создателя общения с Ним, искали потерянный Рай, который был дан первому человеку, Адаму.
Молитвам обоих Господь внимал, но более словам мытаря, потому что в жизни своей он дошел до самого дна греха и духовно почувствовал, что нет в человеке добра, пока Господь не даст за покаяние дар бесценный любить и прощать, и считать хоть кого-нибудь ниже себя. Будем стучаться в эти двери нашего сердца: «Боже милостив, буди мне грешнику», и непременно замок откроется, створки распахнутся, и любовь милующего Господа покроет нас.
Игумен Иларион (Кильганов)
Важеозерский Спасо-Преображенский монастырь.
Газета «Святая обитель».

Неделя о блудном сыне.
Второе приготовительное к Великому посту воскресенье именуется Церковью Неделей о блудном сыне. Притча о блудном сыне, читаемая за литургией в этот день, являет нам образ истинного покаяния грешного человека и милосердия Божия к нему. Сын уходит из дома, чтобы получить независимость и узнать настоящую жизнь. В результате он теряет имение и становится батраком. Осознав свою неблагодарность, он со страхом возвращается в отчий дом. Но отец ждет его и выбегает навстречу, чтобы обнять оборванного путника. Блудный сын – это каждый из нас, наделенный от Бога своей «частью имения» – великим даром жизни, свободой воли – и тем не менее далеко не всегда употребляющий эти дары так, как должно, впадающий в грехи и нарушающий заповеди Божии. Но милостивый Господь, как любящий отец, ждет нашего покаяния, осознания греховности нашей жизни, желания «возвратиться к отцу». И если это желание будет подкреплено делом, то Бог вновь принимает нас, как отец с радостью принял своего блудного сына.

Неделя мясопустная, о Страшном Суде .
Два последних подготовительных к Великому посту воскресенья посвящены темам о начале и конце человечества и истории мира в том виде, в каком явлены они нашему человеческому опыту и восприятию: это, предпоследнее перед Постом воскресенье, погружает наше сознание в последние события истории человечества: второе пришествие на землю Иисуса Христа - судить живых и мертвых. Церковь подводит нас духовно к той последней грани, которая отделит царство истории от Царства Божия, время от вечности.
С понедельника начинается «сырная» седмица – масленица , на которой устав предписывает воздерживаться от употребления мяса, зато разрешается вкушать молоко, сыр, масло и яйца.
До Великого поста осталась всего одна неделя и сейчас в полном разгаре масленица, славная на Руси блинами. В это время издревле отмечали приближащийся приход весны. Существовали специальные названия и ритуалы каждого дня недели. В первый день начинали печь блины на заготовленной с вечера опаре. Первый блин отдавали отдавали нищим - на помин души усопших родичей. На блины приглашали родственников. Блины ели со сметаной, яйцами, икрой и другими вкусными приправами. Пир горой шел в каждом доме.
Масленичный вторник называли «заигрыши». В среду , которую величали «лакомки», собирала гостей теща. Главным гостем был зять, которого теща потчевала блинами и пирогами. Четверг называли «широким». В этот день к ломящимся от масленичных яств столам прибавлялись потехи самые разные: балаганы, качели, кулачные бои, катания на санках и шумные пирушки. В пятницу наступал черед зятьям угощать тещ блинами - этот день так и называли «тещины вечерки». А в субботу приглашала к себе родных молодая невестка - на «золовкины посиделки». Невестка одаривала золовок подарками. Веселился на масленицу не только простой народ. Москва видывала и удивительные царские увеселения, приуроченные к сырной неделе.
«Широкая масленица» - изобретение скорее мирское, или даже языческое, чем христианское. Трудно себе представить, чтобы, напомнив нам о Страшном Суде, Церковь сразу же за этим благословила нас на обжорство, пьянство и безудержное веселие. Такого благословения мы и не отыщем ни в одном уставе. Наоборот, запретив в употребление мясных продуктов, Церковь вплотную подводит нас к началу совершенного поста. Для человека, любящего храм Божий, сырная седмица пронизана размышления о Страшном суде Христовом. Стало быть, земное веселье в эти дни у православных христиан умеряется церковной службой, а сама масленица никак не становится временем чревоугодия.
Название Масленицы закрепилось не ранее XVI века. Это время массовых народных гуляний, дух которых попытался воссоздать в своем красочном фильме “Сибирский цирюльник” Сергей Михалков, показавший утопавшую в веселье широкой Масленицы старинную Москву. В картине с некоторой долей ностальгии воспроизведены живописные “картинки” народного праздника: шумные выезды на санях, пестрые ярмарочные представления “пред очами векового Кремля”, аппетитные баранки и блины с икрой и даже такая “старая русская традиция”, как суровый кулачный бой на льду Москва-реки в окружении разгоряченных зрелищем зрителей. Но в фильме показаны только два последних дня Масленицы, завершающейся Прощеным воскресеньем, когда, попросив прощение у близких, человек вступал в суровый семинедельный Великий пост внутренне обновленным и очищенным.
В храмах уже в ближайшую среду начинают читать великопостную молитву великого восточного подвижника IV века преподобного Ефрема Сирина с поклонами: “Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.”.

Неделя сыропустная. Адамово изгнание из Рая. Прощеное воскресенье.
В Прощеное воскресенье вспоминается библейское сказание об изгнании праотца Адама из рая. Библия говорит нам, что первой заповедью, которую Бог дал человеку, было беспрекословное послушание. Повиновение - это простое и ясное предписание. Из повиновения и смирения рождаются все другие добродетели, из умствования же - все греховные помыслы. Человеку не надо было ни знать ничего, ни рассуждать, поскольку повиновение есть главная обязанность разумной души, признающей своего Создателя. Ведь человек сотворен по слову Божьему, чтобы отразить природу Бога. Он имеет изначальную ценность творения. Но из-за грехопадения внутренняя изначальная природа, данная человеку, была им утрачена.
Адамово изгнание... Это и есть отправная точка нашего земного странствия в поисках утраченного Отечества - Царства Божия. Причина изгнания Адама - грех, совершенный прародителем. Грех же причина страданий, болезней, скорбей и самой смерти. Поэтому борьба с грехом - это главный подвиг на пути к Богу. Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной (так как именно сегодня заканчивается употребление в пищу молочных продуктов), или Прощеным воскресеньем. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.
В канун Великого поста люди на Руси исполняли обряд высочайшего смирения. Старший и властный просил прощение у последнего и ничтожного. С закатом солнца, но до того как погаснет вечерняя заря, ходили православные из дома в дом, с преклоненной головой, тихим голосом выпрашивая прощение, особенно у тех, кому чаще других наносили в этом году обиды и огорчения, покорно кланялись в ноги и покорно ожидали отпущения поцелуем в уста, а на слове «Прости меня», отвечали «Бог простит, меня прости». Суть обычая просить прощение в конце масленицы – духовно-нравственное очищение через примирение, через взаимное прощение прегрешений.
К сожалению, в широко распространенных у нас представлениях о масленице и особенно в современных попытках воспроизводить какие-то ее элементы, учитывается только развлекательная часть масленичной недели. Она очень интересна и богата как яркое проявление народной праздничной культуры. Но именно после бурного веселья последней перед Великом постом недели, во время которой как бы прощались с обильным столом и другими мирскими радостями, обычай просить прощение заставлял ощутить переход к духовным задачам, к строгим семи неделям, продолжавшимся до Пасхи, к повышению нравственных требований к себе.

В это воскресенье на Литургии читается библейское повествование об Адаме и Еве, злоупотребивших даром свободной воли и нарушивших божественную заповедь послушания. Окончилось блаженное младенчество человечества. “Открылись глаза”, как сказано в Библии, но ослепло сердце. В мир вошел грех, а через него пришла смерть. Потеряв первозданную свободу, человек отдал себя в рабство. Рабство греху, который стал мерой расстояния от Бога, увеличивающееся в наши дни, когда попирается само понятие нормы.
Спасение от этого рабства принес Христос – Богочеловек. Этим исполнилось обещание Божие о пришествии в мир Того, Кто будет победителем над злом, грехом и смертью. Он примирил человека с Богом. И, закончив Свой подвиг, оставил человеку новое обещание, заключил с ним Новый Завет о втором Своем пришествии в мир “судити живых и мертвых, Его же Царствию не будет конца”. Вот для чего пост. Для того, чтобы постоянно готовиться к достойному восхождению в это Царствие.
Сегодня же читается Евангельское повествование, в котором Господь Иисус Христос поясняет содержание молитвы “Отче наш”: “Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших”. Прощать и просить о прощении. Это два самых великих качества, принадлежащих человеку. Оба требуют напряжения веры и воли. Оба требуют подвига любви. И оба включают “свет разума”, ясность ума, зоркость мудрости.
В Прощеное воскресенье Церковь дает наставления верующим относительно правильного поведения во время Великого поста и призывает прихожан покаяться друг перед другом во всех обидах и грехах, помириться и простить все накопившееся. При этом священники сами подают добрый пример и первыми просят у своей паствы прощения. Полагается в этот день посещать могилы родных и друзей, дабы еще раз попросить прошения и у них. С этого момента верующие должны строго соблюдать чистоту телесную и душевную и впредь уже никого не осуждать.

Страстна́я неде́ля - следует после Вербной , седьмая последняя неделя перед Великоднём (Пасхой), продолжительностью шесть дней; она начинается в понедельник и завершается в субботу, предшествующую пасхальному воскресенью .

В течение всей недели шла подготовка к главному празднику: мыли столы, скамейки, лавки, окна, двери. Белили печь, а то и стены. Выскабливали, вымывали пол, вытряхивали половики, перемывали посуду. С четверга до субботы шло приготовление у печи и во дворе: хозяйки пекли пасхальные куличи, красили яйца, запекали мясо; мужчины ставили качели, заготавливали дрова на время праздника и др. Селяне старались быть немногословными. Как и в течение всего поста, избегали громкого уличного пения, не было уличных игр и хороводов. По поверьям болгар, за соблюдением традиций следили самовилы . Согласно славянским поверьям, перед Великднём или после него, предки возвращаются на землю, где пребывают в течение некоторого времени .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ Страстная неделя, последняя неделя Великого поста перед Пасхой

    ✪ Правда о КРЕЩЕНИИ Руси. Русь До КРЕЩЕНИЯ. Как жили Славяне БЕЗ ЦЕРКВИ?

    ✪ ПАСХА у Славян - глубинная суть / Неизвестные факты / Виктор Максименков

    Вербное воскресенье

    Субтитры

    Страстная неделя Страстная неделя – особый период в христианстве. Это последняя неделя перед Пасхой, следующая за Вербным воскресением и установленная в память о страданиях и мученической смерти Иисуса Христа. Называют эту неделю еще: Страстной седмицей, Страстной неделей, Страшной неделей, Великой седмицей, Великой неделей, Красной, Червоной, Святой неделей, Білий тиждень, Чистий тиждень. Последние шесть дней Великого Поста посвящены воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. Эта неделя особо чтится Церковью. Называется эта седмица Великою, потому что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя. В христианстве все дни Страстной седмицы носят название «Великих» - Великий понедельник, Великий вторник и т. д., употребляется также эпитет «Страстной». Согласно древнему обычаю, Страстная неделя начинается в воскресенье и заканчивается в субботу. Во время Страстной недели вспоминаются Тайная Вечеря, предание на суд, распятие и погребение Иисуса Христа. Богослужению в Страстную седмицу придается особое значение. В Страстную седмицу пост особенно строг. Путь Страстной седмицы – путь поста, исповеди и причащения. Каждый день Страстной недели исполнен сакрального значения. В течение всего одной недели Иисус Христос познал цену человеческой любви и предательству, жизни и смерти. В начале страстной недели он въехал в Иерусалим, в середине – был схвачен и предан страданиям, в конце недели - распят. Ход церковной службы меняется в зависимости от того, какое событие произошло в определенный день предшествующей Пасхе недели. Каждый день Страстной недели – великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы. В дни Страстной недели Православная Церковь не празднует дни своих Святых, не поминает умерших и не проводит таких таинств, как венчание, крещение. Это неделя перед Пасхой, каждый день которой велик и свят. Православные христиане проводят это время, усердно молясь и пребывая в строгом воздержании. Рассмотрим каждый день отдельно. Вербное воскресенье В вербное воскресенье Спаситель вошел в Иерусалим для того, чтобы проповедовать там, быть схваченным и принять страдания. Иисус Христос знал о том, что ему предстоит, и шел на сознательную жертву ради того, кого любил больше всего на свете – ради человека. Обитатели Иерусалима приняли Иисуса как пророка и встречали его, держа в руках пальмовые ветви. В славянских странах решили заменить их веточками вербы. Люди в этот освящают в храмах вербу. С понедельника по среду Иисус Христос проповедовал в Иерусалиме. Зная о том, что срок его земной жизни подходит к концу, он старался вложить в уши слушателей как можно больше информации. Великий понедельник В понедельник вспоминается история смоковницы, на которой Иисус не обнаружил плодов и иссушил ее. Это бесплодное дерево символизирует души, которые не приносят в Царстве Божьем духовные плоды - истинное покаяние, веру, молитвы и добрые дела. В этот день вспоминается и библейский Иосиф – сын Иакова, которого братья продали в рабство в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа. Иосиф был выведен из темницы и поставлен над Египтом. Есть разрешается овощи, фрукты, хлеб. Великий вторник В Великий вторник воспоминается обличение Иисусом фарисеев и книжников, а также притчи, произнесённые Им в Иерусалимском Храме: о дани кесарю и о воскресении мёртвых, также о Страшном суде и кончине мира, о десяти девах и талантах. Едят в этот день горячее без наличия в пище растительных сортов масла. Великая среда Среда Страстной Седмицы является днем, в который Христа предали страданиям. В среду происходит два важнейших события: раскаявшаяся грешница Мария из Магдалы выливает драгоценное миро на ноги уставшего Иисуса и получает прощение, омыв слезами и помазав драгоценным миром ноги Христа, подготовила Его таким образом к погребению. В Великую среду христиане со скорбью вспоминают решение Иуды Искариота о предательстве своего Учителя за 30 сребренников. Этот день знаменателен проведением Литургии Преждеосвященных даров, прекращением великих поклонов. Великий четверг В Великий четверг христиане вспоминают четыре события: 1.В четверг происходит Тайная вечеря, во время которой Иисус Христос дает последние наставления своим ученикам и предвещает свою скорую смерть и воскрешение. 2.Омытие Господом ног своих учеников 3.Спаситель следует в Гефсиманский сад, где совершает молитву и напоминает апостолам о том, что в эту ночь им спать нельзя. 4.Но апостолы засыпают, и, преданный Иудой, Христос в ночь с четверга на пятницу попадает в руки римских солдат. На долю Христа приходится еще одно предательство: перепуганный Петр отрекается от учителя перед солдатами. День Великого Четверга, называют также «Четверток» Великая пятница - Страстная пятница Страстная пятница – это день, когда Иисус Христос был предан пыткам, судим и распят на кресте. После нескольких часов невыносимых страданий Христос умирает распятый на кресте. Это самый скорбный день страстной недели, день печали и самого строгого поста. В Великую пятницу литургия не совершается. Богослужения посвящаются распятию на кресте и смерти Христа. Литургия отсутствует, а христиане держат горящие свечи – символ величия Господа. По обычаю нищим подают милостыню, принято раздавать различные продукты питания бедным людям. Даже тем, кто не постился в течение Великого поста, священники настоятельно рекомендуют воздержаться в эту пятницу от употребления скоромной пищи, алкоголя. Великая суббота В субботу верные ученики хоронят тело Иисуса Христа. Суббота – самый таинственный день Страстной недели. Пока тело Христа лежит в гробу, душа его сходит в ад, где прощает древних пророков и праведников, живших до рождения Иисуса. Ад стонет от злости, так как Христос устанавливает свою власть даже в царстве дьявола. Остается всего несколько часов до Пасхи - великого дня, ознаменовавшего победу над смертью. В Великую Субботу следует готовиться к наступлению Воскресения Христа. По прошествии утреннего богослужения во всех храмах освящаются пасхи, яйца, пасхальные куличи. Священники облачаются в светлые одежды и проводят литургию. В субботу в Иерусалиме сходит благодатный огонь. После Великой субботы – наступает праздник Пасхи Страстная неделя для христиан Для христианина Страстная неделя – время строгого поста и покаяния. Отцы церкви предписывают проводить это время в молитвах и воздержании, посещать храм, присутствовать на службах, исповедоваться в грехах. Присутствуя в Страстную седмицу на церковных службах, представляющих все события последних дней Спасителя как бы совершающимися пред нами, мы проходим мысленно всю величественно трогательную и безмерно назидательную историю страданий Христовых. Святая Церковь призывает нас в эту неделю оставить все суетное и мирское и последовать за нашим Спасителем. Отцы Церкви так составили и расположили богослужения Страстной недели, что в них отражаются все страдания Христовы. Храм в эти дни попеременно представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу. Богослужения Страстной седмицы Святая Церковь обставила особым внешним величием, возвышенными, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных обрядов, которые совершаются только в эту седмицу. Славянские традиции Истинно верующим людям рекомендуется в течение Страстной недели размышлять о жизни и учении Иисуса Христа, о событиях последних дней его земной жизни. Русские люди выполняли заветы Православной Церкви: молились, соблюдали строгий пост, старались посещать всю неделю церковь, вести себя с достоинством, в это время запрещалось веселиться, петь песни, смеяться. В течение всей недели идет подготовка к главному празднику Пасхи: приводят в порядок дома, дворы, ворота, колодцы. Раньше белили печь, а то и стены. Считается, что Страстная неделя - это временем разгула нечистой силы. Согласно славянским традициям, перед Велик днём или после него предки возвращаются на землю, где пребывают в течение некоторого времени. В течение Страстной недели проводилось множество обрядов очистительного и предохранительного характера. Страстной Четверг, Великий Четверг. Обычаи предписывают проснуться перед наступлением рассвета и приступить к очищению самого себя и своего дома. Народные традиции именуют этот день "Чистым Четвергом". Соответственно, верующие люди в это время стремятся как к духовному, так и к телесному очищению. Свечи, зажженные в церкви и внесенные в родной дом, по преданию приносят счастье. В Чистый четверг, по русскому обычаю, необходимо было вымыть весь дом: полы, потолки, стены, двери и окна, очистить оклады икон, просушить все, что хранилось целую зиму в сундуках, сжечь старые соломенные постели, выбросить старую обувь, одежду, вынести весь мусор, тщательно вымыть всю посуду в доме. После Чистого четверга и до самой Пасхи включительно в доме уже не убирали и не подметали, этот запрет объяснялся боязнью засыпать пылью глаза Иисуса Христа, лежащего во гробе. В этот же день были распространены ритуальные омовения людей, которые должны были очистить человека от грехов, дать ему здоровье, красоту. Они проводились обычно на восходе солнца, до пробуждения птиц, когда вода еще «ничем не запачкана». Омовение проводились на реке, пруду, озере или дома. Магическое действие воды люди старались усилить, проводя различные дополнительные ритуальные действия. Так, в воду, приготовленную для омовения, а также в естественный водоем бросали серебряные монеты, обладавшие, по поверью, очищающими свойствами. В Чистый четверг, по обычаю, красили яйца, выпекали кулич, изготавливали из творога пасху. Кулич надо было выпекать, по мнению крестьян, именно в четверг, так как в этот день Иисус Христос преломил хлеб и дал вкусить от него своим ученикам со словами «сие Тело Мое». В Страстную пятницу - день распятия Христа на кресте - были запрещены все работы. В Страстную субботу освящали в храмах кулич, пасху и крашеные яйца. Великой субботой оканчивается Великий пост. Нужно сходить в церковь и освятить приготовленные куличи и другую пасхальную еду. Не разрешается употребление пищи до окончания ночной службы. После окончания крестного хода наступает Великая Пасха

Другие названия

Чистый, Страшной, Великий понедельник

Начинается неделя подготовки к встрече святого Воскресения . В этот день мыли и белили хаты, чистили скотину . Тот, кто в Чистый понедельник искренне постится (не ест и не пьёт целый день), будет, как говорили на Витебщине, успешно находить летом птичьи гнезда. Гомельские полещуки избегали держать в доме в этот понедельник и вторник что-либо нечистое (из продуктов), чтобы на людей и говяду (скотину) не напала порча . Крестьяне говорили про этот день: «С великого понедельника до Великого Дня целая неделя, по горло бабам дела!» .

На Херсонщине на «Жиловий понеділок» совершаются большие поминки по предкам - «Мертвецький Великдень» .

Чистый вторник

Во вторник последней недели великого поста в селениях Тульской губернии сбирают из закромов семена льняные и конопляные вместе, толкут их в ступке и потом с водою приготовляют из них соченое молоко. Все это делается утром, до рассвета. Таким молоком на рассвете поят всех домашних животных, в предосторожность от будущих болезней. Здесь главное условие: мужчины не должны знать сего дела, а иначе оно будет без пользы. По замечаниям старушек известно, если животное не пьёт сочёного молока, то в нём нельзя ожидать никакого прока; оно бывает тогда уже или больным, или очарованным [ ] .

Страстная среда

В страстную среду обливают скотину снеговой водой .

В Белоруссии накануне Чистого четверга клали под крышу хлеб, соль и мыло. С тем хлебом на Юрия выгоняли скот из хлева, соль в дальнейшем использовали как средство от сглаза, а мылом назавтра до восхода солнца мылись в бане, чтобы быть чистыми (здоровыми) целый год. Если вынесенный хлеб за ночь замерзал, предполагали, что и яровые вымерзнут .

Чистый четверг

Чистый четверг, в зависимости от региона, называли: «Навський Великдень» (укр.), Деревесный четверг (белорус.), Жильник (белорус.)

До восхода солнца («пока ворóна своих детей не выкупала») вся семья должна искупаться, чтобы весь год не приставали болезни и недуги, а днём убирали воду, вывешивали сушить зимнюю одежду. Из воспоминаний воронежской крестьянки: «Чистый четверг - это купание. Вставали утром рано, до зари, до восхода солнца. Бабушка кипятила воду с чередой, будила меня рано, до восхода солнца, и начинала с мытья головы. Она мне голову вымыла - „Отче наш“ раз прочитала; она меня по пояс вымыла - „Отче наш“ второй раз прочитала; и третий раз она читает „Отче наш“, когда она мне вымыла ножки и всё, что ниже пояса. Трижды она читала „Отче наш“, заканчивала: „Пошли, Господи, здоровья мне и моему ребёнку“. Потом мылась сама. Вот эту воду она не выливала, она отдавала её козам пить. Козы пили её с удовольствием. Все мылись до восхода солнца. Чистый четверг не праздновали. Четверг, пятница, суббота почитались как строгие дни. Все были дома, в селе было тихо. Ночи были тёмные, жуткие». Купались, стирались, всё мыли-перемывали. Забивали поросёнка тоже до солнца, его сало считалось целебным .

На Киевщине, Подолье и Левобережье «чистый четверг» - Навский Великдень (навь , др.рус. - покойник, потусторонний мир). По старым поверьям Бог трижды в год выпускает души умерших из «потустороннего мира»: первый раз в «чистый четверг», второй раз - когда цветёт жито (вероятно на Семик), и третий раз - на Спас . Сохранились мифологические рассказы о выходе мёртвых в Страстной четверг в севернорусских и русинских (у лемков) материалах [ ] [ ] .

На русско-белорусском пограничье, на востоке Белоруссии и на западно-русских территориях в Страстной четверг жгут большие общесельские костры .

Страстная пятница

О пятнице на страстной неделе говорили: «кто сию пятницу постится, тот человек от неприятелей и разбойников сохранён будет» [ ] .

Чехи и словаки старались умыться или искупаться в речной воде до рассвета в великую пятницу. Считалось, что это принесёт здоровье. Хозяйки несли к воде кухонную утварь и сельскохозяйственные орудия, купали и скот. Верили, что в этот день вода превращается в вино. В Страстную («белую») субботу воду святили и кропили ею дом, хозяйственные постройки и двор, чтобы предохранить свое имущество от злых сил .

Страстная суббота

На западе Полесья, в Польше, Словении запрет спать во время всенощной мотивировался угрозой неурожая: верили, что у хозяина, заснувшего/лежащего в пасхальную ночь, полягут рожь, пшеница и лен, поля зарастут сорняками и т. д. .

Угощенье водяного

Считалось, что водяной всю зиму лежит на речном дне и спит глубоким сном. К весне он - изрядно наголодавшийся за зимнюю спячку - просыпается, начинает ломать лёд и до смерти мучит рыбу: назло рыболовам. Вот потому-то они и стараются умилостивить угощением гневливого речного воеводу. После этого он делается покладистей-сговорчивее и сам начинает стеречь рыбу, переманивать «на княжеский хлеб» крупных рыб из других рек, спасает рыбаков на водах во время бурь и распутывает им невода [ ] .

Поговорки и приметы

См. также

Примечания

  1. , с. 161.
  2. , с. 267.
  3. , с. 102.
  4. , с. 54.
  5. «Руса́льна недзе́ля, йих тры: велико́-дня , на Тру́йцу и на Рожэство́ ». –См.: Толстая С. М. Полесский народный календарь - М.: Индрик, 2005 - С. 216.
  6. Kvetná nedeľa // Tradičná ľudová kultúra Slovenska
  7. , с. 230.
  8. , с. 163.
  9. , с. 603.
  10. , с. 209.
  11. , с. 257.
  12. , с. 88.
  13. Четверговая свеча // РЭМ
  14. Вытирание огня // РЭМ
  15. Четверговый хлеб // РЭМ
  16. Четверговая соль // РЭМ
  17. Верес // РЭМ
  18. Холодная В. Г. Четверговая соль (неопр.) . Российский этнографический музей . Архивировано 21 августа 2011 года.
  19. Ошибка в сносках : Неверный тег ; для сносок ВС не указан текст
  20. , с. 621.
  21. , с. 604.
  22. , с. 231.
  23. , с. 51.
  24. Народни обичаји и веровања
  25. , А. Коринфский считал, что в старину Страстная неделя посвящалась Перуну, и в его честь разжигали на холмах костры., с. 213, 222.
  26. , с. 642.
  27. , с. 214-215.
  28. , с. 214-215.
  29. , с. 459.
  30. , с. 457.

Литература

  • Костер / Т. А. Агапкина // Славянские древности : Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; . - М. : Межд. отношения , 2004. - Т. 3: К (Круг) - П (Перепёлка). - С. 620–6271. - ISBN 5-7133-1207-0 .
  • Агапкина Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл . - М. : Индрик , 2002. - 816 с. - (Традиционная духовная культура славян . Современные исследования).
  • Пасха /

Через два месяца весь православный мир будет отмечать свой главный праздник – Воскресение Христово. Но, как и всякое значимое событие, этот день потребует от христианина продолжительной и тщательной подготовки, имя которой – Великий пост.

Великий пост, он же “Четыредесятница”, продолжается шесть недель (42 дня) и установлен в подражание сорокадневному посту Спасителя в пустыне перед Его выходом на общественное служение. Так как Великий пост привязан к Пасхе, которая является переходящим праздником, он также может выпадать на разные месяцы и числа, хотя его структура и продолжительность при этом остаются неизменными.

Многие ошибочно причисляют Страстную неделю к Великому посту в качестве её седьмой недели, но это неправильно. Великий пост заканчивается празднованием Входа Господня в Иерусалим, а сразу после него начинается Страстная неделя – отдельный и особенный малый пост, во время которого христиане подробно вспоминают всю последнюю неделю жизни, предание на расправу, страдания и крестную смерть Господа Иисуса Христа.

К самому посту православные христиане тоже готовятся – в течение четырёх подготовительных недель, постепенно отказываясь от мяса (после недели о Страшном Суде) и от молока и яиц (после воспоминания Адамова изгнания), когда в воскресенье перед самым постом стремятся простить друг другу старые обиды.

Великий пост очень строгий. В плане пищи он предписывает воздерживаться не только от мяса, молока и яиц, но и от рыбы, которую позволяется вкушать в двунадесятые праздники, или растительного масла и вина, которые разрешается добавлять к рациону в выходные. Впрочем, диетарные правила вторичны по отношению к духовной составляющей поста и могут быть смягчены духовником для больных, путешествующих или учащихся.

Великим постом не принято ходить в гости и посещать увеселительные мероприятия, а свободное время Церковь предлагает христианину употребить на взгляд внутрь себя, покаяние, усиленную молитву, чтение Евангелия и духовной литературы, а также помощь окружающим его людям.

В литургической жизни Церкви Великий пост отличается многими особенными богослужениями и песнопениями, которые в другое время не употребляются или употребляются нечасто: Литургия Преждеосвященный Даров и Литургия Василия Великого, молитва Ефрема Сирина, Великий покаянный канон Андрея Критского, пассия и т.п.

О неделях и седмицах: в церковно-славянском языке привычные нам недели (7 дней) именуются седмицами, а “неделями” называются воскресные дни. Дни, когда ходят на богослужение, а в бытовом плане ничего не делают . Выше слово “неделя” употреблено в современном понимании.

Подготовительные недели

Самый долгий пост церковного года предваряется четырьмя неделями подготовки. Это недели: о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном Суде и воспоминание Адамова изгнания.

Неделя о мытаре и фарисее даёт христианину возможность укрепить свои телесные силы перед постом. На этой неделе отменены традиционные посты в среду и пятницу. В воскресенье за богослужением начинают читаться стихиры “Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче”.

Воскресное Евангелие повествует нам о мытаре и фарисее, молившихся в храме (Лк.18:10-14). Фарисей заранее считал себя благочестивым, и гордость сделала его молитву ничтожной, а мытарь искренне раскаивался в своих неблаговидных поступках и за своё смирение был оправдан Богом. В этом новозаветном примере содержится первый намёк на покаяние и смирение, которые должен пробудить Великий пост в наших душах.

Неделя о блудном сыне сменяет первую подготовительную неделю. Как явствует из названия, здесь воскресное евангельское чтение тоже особенное – Притча о блудном сыне. В этой притче Христос указывает слушателям на покаяние как начало пути к воссоединению человека с Богом, которым прошёл беспутный сын отца, тяжко оскорбивший его, промотавший всё отданное ему богатство, но раскаявшийся и прощённый родителем (Лк.15:11-32).

Стоит обратить внимание на развитие покаяния в этих двух частях Евангелия. Если грешный мытарь просто просил прощения у Бога, то блудный сын предпринял труд ломки своей гордости, путешествия к отцу и был готов доказывать ему покаяние работой на правах наёмника.

Неделя о Страшном Суде напоминает нам о непременном воздаянии за наши поступки. Причём не столько справедливом, сколько милосердном. Ведь праведники, делившиеся земными благами с нищими и больными, в сущности отдавали им не своё богатство, а данное Богом. Но Господь принимает их в Царство Небесное, вознаградив за их доброе намерение, подкреплённое делом, и за смиренное сознание ими своего недостоинства (Мф.15:31-46).

В предшествующую субботу совершается заупокойное богослужение, во время которого Церковь особо молится обо всех умерших.

Начиная с этого воскресенья положено воздерживаться от мясной пищи, поэтому неделя о Страшном Суде также часто называется мясопустной.

Неделя воспоминания Адамова изгнания также называется “сырной”, “сыропустной” или “масленицей”. В эти дни ещё можно есть рыбу и молочные продукты, а со следующего понедельника уже начинается пост. Неделя сплошная и не имеет постов в среду и пятницу.

На сырной неделе начинается чтение молитвы преподобного Ефрема Сирина: “Господи и владыка живота моего…” с земными поклонами. На воскресном богослужении вспоминается изгнание из Эдемского сада прародителей Адама и Евы и через этот пример Церковь ещё раз призывает нас пройти по пути покаяния и вернуться к Небесному Отцу.

Начать путь примирения с Богом Церковь советует с примирения с ближними. После Литургии в храмах совершается Чин прощения, когда все православные христиане просят друг у друга прощения за обиды, вольно или невольно нанесённые в этом году.

Недели Великого поста

Шесть недель Великого поста также имеют определённую последовательность и особенности. Они посвящены знаковым моментам церковной истории или великим святым: неделя Торжества Православия, неделя святителя Григория Паламы, неделя Крестопоклонная, неделя преподобного Иоанна Лествичника, неделя преподобной Марии Египетской и неделя Входа Господня во Иерусалим.

В первые пять воскресений Великого поста совершается литургия Василия Великого, которую служат всего десять раз в году. Кроме Великого поста – только в Великий Четверг и Великую Субботу Страстной недели, а также в день памяти святителя Василия, навечерие Рождества и навечерие Крещения.

Каждую среду и пятницу Великого поста, в четверг недели преподобной Марии Египетской, с понедельника по среду Страстной недели и в некоторые другие дни служится ещё одно уникальное великопостное богослужение – Литургия Преждеосвященных Даров.

Её авторство приписывают римскому папе Григорию Великому (он же “Двоеслов” – по одному из главных написанных им трудов). Особенностью этой литургии является отсутствие анафоры с призыванием Духа Святого на хлеб и вино ради их преложения в Тело и Кровь Христовы. На этом богослужении верующих причащают Святыми Дарами, заранее освящёнными на предыдущей воскресной Литургии, отсюда и название. Кроме того, она сильно отличается от прочих литургий своим чинопоследованием.

По понедельникам, вторникам и четвергам (если не выпадет праздника) литургии не совершается. Вместо неё читаются и поются часы и особый чин подражания литургии – “изобразительны”.

Вечером во 2, 3, 4 и 5 воскресенья Великого поста совершается пассия (“стадание” – лат.). Особое богослужение, заимствованное митрополитом Петром Могилой у католиков и переработанное для православного употребления. За этим покаянным богослужением читаются евангельские отрывки о страданиях Христа.

Великим постом с понедельника по четверг первой недели на великих повечериях читается Великий покаянный канон святого Андрея Критского. Канон этот назван Великим за богословскую и поэтическую глубину, а также за количество содержащихся в нем тропарей – около 250.

Неделя Торжества Православия открывает Великий пост. В первый понедельник постятся наиболее строго, как в сочельники, стараясь вообще не вкушать до вечера никакой пищи.

Празднование Торжества Православия установлено с 843 года. В этот день в Константинополе был созван собор, окончательно восстановивший в Византии иконопочитание после второго иконоборческого периода. Этому предшествовала долгая и трудная борьба иконопочитателей с иконоборцами (с 730 года), в ходе которой многие святые были сосланы и замучены до смерти императорами, поддерживающими иконоборческую ересь.

В этот день вспоминаются и другие ереси, с которыми боролась Церковь, а на придерживающихся их накладывается анафема – отлучение от церковного единства.

Неделя святителя Григория Паламы также посвящена серьёзным церковным спорам. Святитель Григорий много лет провёл на Святой горе Афон и придерживался практики исихазма – “умной молитвы”. Афонские подвижники утверждали, что Бог открывается им через восприятие Его Божественной энергии – благодати, хотя и остаётся недоступен им сущностно. Западные полемисты считали, что Бог непознаваем ни в каком виде и полностью отделён от тварного мира.

Весь опыт Церкви и феномен святых свидетельствует о том, что правы были восточные подвижники, в защиту которых святитель Григорий Палама и написал несколько своих трактатов, главный тезис которых: “Бог есть и называется природой всего сущего, ибо Ему всё причастно и существует в силу этой причастности, но причастности не к Его природе, а к Его энергиям”.

А раз Бог причастен к нашему миру своими энергиями, мы можем познавать Его и обоживаться, накапливая в себе благодать Духа Святого. Это означает, что для нас открыта возможность спасения. Вот почему вторая неделя посвящена святителю Григорию.

Неделя Крестопоклонная . В среду этой недели в центр храма торжественно выносится украшенный цветами Крест Христов и оставляется для поклонения верующим до пятницы следующей недели поста.

В эти дни православные христиане поклоняются самому позорному и жуткому орудию казни в Римской империи, внезапно ставшему самым святым и значимым орудием спасения человеческого рода, благодаря которому Господь совершил свой искупительный подвиг. Торжественное поклонение Честному и Животворящему Кресту Христову верующие совершают в воскресенье 3-й недели, а также в понедельник, среду и пятницу следующей недели.

Неделя преподобного Иоанна Лествичника является 4-й неделей поста и посвящена памяти творца одной из самых популярных аскетических книг в православном мире.

Суббота этой недели называется субботой акафиста или Похвалой Пресвятой Богородицы. В этот день читается акафист Божьей Матери с кондаком “Взбранной Воеводе…”. Это празднование установлено в память чудесного спасения Константинополя от нашествия славян и булгар при императоре Ираклии в 626 году.

В VI веке преподобный Иоанн Синайский (Лествичник), игумен мужского монастыря во имя святой великомученицы Екатерины, резюмировал святоотеческий опыт борьбы с грехом. Его книга “Лествица райская или Скрижали духовные”, написана по просьбе Иоанна, игумена Раифского монастыря.

“Лествица” перечисляет человеческие грехи, сводя их к семи смертным грехам и показывая, как один грех в душе человека влияет на зарождение другого. Но она же перечисляет и человеческие добродетели, даёт рецепт исцеления от страстей посредством восхождения по лестнице в небо (аллюзия на ветхозаветное видение Иакова). Преподобный Иоанн выделяет на райской лестнице тридцать ступеней и призывает христианина терпеливо восходить по ним к Богу.

Неделя преподобной Марии Египетской . Эта неделя посвящена памяти святой, которая в юности была великой грешницей, глубоко погрузившейся в смертный грех блуда. В Иерусалиме будущая святая была поражена чудом – неведомая сила не впускала её в христианский храм. Тогда Мария осознала свою греховность, принесла покаяние и приняла Крещение.

Обратившись ко Христу, преподобная Мария ушла в пустыню и за много лет поста и молитвы не только победила в себе всяческие страсти, но даже достигла святости и просвещения ума. Биограф преподобной Марии старец Зосима свидетельствовал, что святая знала Священное Писание, хотя никогда в жизни не имела возможности прочесть или хотя бы прослушать его. Монах Зосима, которому она рассказала свою историю, видел, как святая переходила по воде реку, а во время молитвы немного приподнималась над землёй.

Через пример преподобной Марии Египетской Церковь говорит нам, что для каждого, даже самого пропащего грешника существует возможность покаяния и прощения. Нужно только захотеть спасения, принести покаяние и начать жить по-христиански.

Неделя Входа Господня во Иерусалим , она же Неделя Ваий, Цветоносная Неделя или Вербное Воскресенье. Эта неделя завершает Великий пост.

Этот двунадесятый праздник установлен в память дня, когда Господь торжественно вступал в Иерусалим на спине молодого ослёнка, а народ приветствовал и славил его как пророка и Мессию, постилая по дороге одежды и ветви ваий – пальм. В России пальмы не растут, поэтому православные россияне приходят на этот праздник с пучками верб и вербами же украшают храм.

Народ приветствовал Господа не просто так. Народ был поражён очередным чудом Спасителя, которое он совершил накануне – в Лазареву Субботу. В этот день он воскресил своего умершего друга Лазаря, который к тому времени уже три дня находился во гробе. Узнавшие о чуде люди восклицали: “Осанна Сыну Давидову!”, – и надеялись на создание чудесного и богатого царства на земле. Уже через несколько дней, убедившись, что Царство Христово не от мира сего, они будут кричать: “Распни, распни Его!”.

Вход Господень в Иерусалим предваряет искупительную Жертву Спасителя и как одно из наиболее значимых событий евангельского повествования содержится у всех четверых евангелистов: Матфея (21 глава), Марка (11 глава), Луки (19 глава), и Иоанна (12 глава).

На всенощном бдении освящаются вербы, а воскресная Литургия служится по чину Иоанна Златоуста. В этот день разрешается вкушение рыбы.

Страстная седмица

Великий пост заканчивается праздником, за которым начинается крестный путь Спасителя – Страстная седмица, каждый день которой посвящён отдельным событиям в земной жизни Господа.

В эти дни принято поститься особенно строго и читать отрывки из Евангелия, соответствующие событиям дня. В первые три дня прочитывается вся Псалтирь кроме 17-й кафизмы, а на утрени поётся тропарь: “Се Жених грядет в полунощи…”.

В Великий Понедельник воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также история о проклятии Господом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов – истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

В этот день патриарх начинает варить Святое миро.

В Великий Вторник Церковь вспоминает притчи Господа о десяти девах и о талантах, призывающие православных христиан к духовному бодрствованию. Также читаются притчи о дани кесарю, Страшном Суде и воскресении мёртвых.

В этот же день говорится и об обличении фарисеев в храме, где Спаситель рассказал им притчи о двух сыновьях и о злых виноградарях, чтобы дать им последнюю возможность для покаяния.

Вместо этого, израильские законоучители окончательно возненавидели Господа и стали искать случая убить Его.

Великая Среда посвящена истории предательства апостола Иуды Искариота. Читаются соответствующие места Евангелия, где Иуда соглашается предать своего Учителя синедриону за 30 сребренников. Он обещает первосвященникам показать Христа воинам в уединённом месте, чтобы те могли взять Его под стажу.

В этот день все стараются прийти на исповедь. Также в Великую Среду в последний раз читается молитва преподобного Ефрема Сирина.

В Великий Четверг Церковь вспоминает события Тайной Вечери, когда Господом было установлено Таинство Евхаристии (Причащения). Апостолы с Господом Иисусом Христом собрались на ужин в Сионской горнице, где Он дал им последнее наставление и в ходе трапезы установил главное христианское Таинство.

Каждый православный христианин в Великий Четверг стремится причаститься и совершить омовение, чтобы в духовной и телесной чистоте встретить будущий праздник Воскресения Христова. Великий Четверг иногда также именуется “Чистым”.

В кафедральных соборах в этот день совершается чин омовения ног, а также читаются 12 Евангелий, посвящённых Страстям Христовым и описывающих последние часы Его жизни и крестную смерть.

В этот день обычно убирают жилище перед Пасхой, а также готовят яйца и другие праздничные блюда.

Великая Пятница – день без совершения Литургии, так как Жертва в этот день принесена не бескровная, а кровавая – на Кресте на Голгофе. В этот день Христос был осуждён на смерть, претерпел оскорбления, бичевание, путь с Крестом на Голгофу, страдания и смерть на Крестном Древе, а также был погребён.

Утром Великой Пятницы читаются царские часы. Днём совершается чин выноса Плащаницы, символизирующий положение во Гроб Тела Господа Иосифом Аримафейским. До этого времени принято полностью воздерживаться от пищи.

На часах вторично (после 12-ти Евангелий) читаются отрывки о Страстях Христовых, а вечером о них же напоминается в третий раз в одном большом составном Евангелии.

Великая Суббота начинается с Литургии с чтением 12-ти паремий, после которой освящается принесённая в храм праздничная еда.

В этот день вспоминаются события сошествия Христа во ад, проповеди находящимся там людям, победы над смертью, а также выведения из ада находившихся там праведников, которые заслужили Царство Небесное.

В древности в этот день совершалось массовое Крещение оглашенных, которые готовились к этому дню на протяжении всего Великого поста. Отсюда традиция служить в этот день в белых одеждах.

Вечером этого дня пост заканчивается и начинается богослужение Светлого Христова Воскресения – главного праздника православного мира.

Желаем нашим читателям правильно приступить к Великому посту и ответственно пройти этот этап духовной подготовки к Пасхе. Без покаяния и смирения Великого поста радость встречи Воскресения Христова не будет такой острой, как должна быть.

Помните молитву мытаря, которая была принята Господом, в отличие от молитвы фарисея: “Господи, милостив буди мне грешному!”. Как знать, не он ли потом стал апостолом и евангелистом Матфеем?

Андрей Сегеда

Последняя, седьмая неделя Великого Поста - Страстная, Святая, Великая - включает шесть дней; она начинается в понедельник и завершается в субботу, предшествующую пасхальному воскресенью. Все дни на Страстной седмице называются Великими. А вся неделя - Страстной: неделя, когда Христос был предан, осужден, возведен на Голгофу, распят и воскрес.

Поскольку в 2018 году Пасху будут праздновать 8 апреля, Страстная неделя приходится на 2-7 апреля.
На страстную неделю выпадают семь самых строжайших дней в году. Питайтесь правильно, в соответствии с рекомендациями церкви, чтобы вылечить многие болезни и очистить свою душу от грехов.

  • Страстная неделя 2018: что можно есть по дням
    • Страстная неделя: Правильный рацион питания на неделю
  • Страстная неделя (перед Пасхой): что нельзя делать
  • Запреты и рекомендации в Страстную седмицу
  • Страстная неделя: обычаи и приметы
  • Страстная неделя 2018: православный календарь

Последняя неделя перед Пасхой является самой сложной и строгой по сравнению с остальными днями. Этот период очень важен для православных людей, ведь мы вспоминаем о последних днях жизни Иисуса на земле и о его страданиях. Страстную неделю желательно проводить в молитвах, которые помогут вам лучше понять себя.

В Страстную неделю каждый человек очищается духовно. И это зависит не только от воздержания в пище, но и от отказа от всех порочных намерений. В это время нельзя поселять жестокость в своем сердце, совершать злых деяний и произносить ядовитых слов. Это такие же грехи, как чревоугодие, поедание мяса и распитие спиртных напитков. Читайте на сайте poleznue-soveti.ru , что можно и нельзя делать перед Пасхой.

Полезно знать!Что едят в вербное воскресенье:В этот день разрешается есть рыбу, горячую пищу, с растительным маслом и вином. Далее начинаются Великие дни.

  • Понедельник: самый сложный день Страстной недели.

Помимо того, что вкушать еду можно только один раз за 24 часа, есть ее необходимо в сыром виде. Поэтому для большинства из нас это тяжело и непривычно. Праведные люди, которые свято верят в Бога, стараются вообще отказаться от еды в этот день.

Для начинающих позволительно включить в рацион понедельника мучные продукты, в частности хлеб и овощи. Их можно употреблять в любом виде: сушеные, жареные и маринованные.

Также для этого дня характерно использование в пищу фруктов и грибов. В неограниченном количестве можно пить воду, прохладные компоты и морсы. Важно знать, что кушать можно только вечером.

  • Вторник: во вторник можно кушать все, что вы готовите.

Однако помните, что во время Великого поста мы исключаем из привычного рациона сладкое, мучное, мясное, рыбное, молочное и яйца. Позволительно употреблять во вторник овощи и фрукты, но только в ограниченном количестве. Принимать пищу следует, как и в понедельник, в вечернее время и только один раз в день.

  • Среда: в этот день люди вспоминают Иуду, который предал Христа.

Следует посетить церковь и покаяться в своих грехах. Известно, что это самое лучшее время, чтобы очистить свою душу. К столу подается сухая пища, желательно вообще отказаться от еды, чтобы ничто не мешало очистить тело и помыслы в этот день.

  • Четверг: проходит легче, чем предыдущие дни, потому что с этого момента можно питаться два раза в день.

В ежедневном рационе появляется горячая пища, которая до этого была под запретом, и растительное масло. Начинается активная подготовка к Пасхе: люди пекут куличи, красят яйца, подготавливают угощения к праздничному столу.

Для четверга характерны различные обряды, чтобы изгнать нечисть и зло из дома. Один из них заключается в том, что при уборке жилища нужно бросить горсть мелочи в таз с водой. Это привлечет процветание и богатство в будущем.

Вода в Чистый четверг обладает магической силой, поэтому вы сможете освятить квартиру и, помывшись, избавить себя от болезней на целый год.

  • Пятница: является временем скорби у православных людей.

Именно в пятый день недели распяли Иисуса Христа. В страстную пятницу запрещается употреблять любую еду, исключение распространяется только на младенцев и немощных людей. Любые домашние дела стоит отложить. Что-то делая в этот день, вы показываете ваше неуважение к Богу. Необходимо набраться сил и постараться выдержать этот день, почтив Христа, который отдал жизнь за наши грехи.

  • Суббота: остается всего один день до святого праздника.

В субботу можно питаться так же, как и в четверг. В ежедневный рацион входят такие блюда, как: мед, хлеб, сухие и сырые фрукты, овощи. Весь день до следующего утра люди должны освятить продукты, которые поставят на стол. Церковь разрешает приносить любую пищу, которую вы посчитаете нужной, чтобы встретить Пасху.

До конца вечера вы должны приготовить все угощения, так как ночью проходят Пасхальные богослужения. Еще в этот день родительская суббота.

  • Воскресенье: светлый день Великой Пасхи.

Кушать можно только то, что вы освятили, если этого не сделано, то утром еще освящают свои продукты в Храме, поспешите. Обязательно на столе должны присутствовать яйца, сало, сыр, колбаса и куличи. Вы должны вкусить эти продукты сначала, а затем уже все остальное, что есть из угощений.

В воскресенье все должны радоваться и праздновать воскресение Сына Божьего. В Пасху нужно посетить церковь для причащения, а еще узнайте о традициях и народных приметах этого православного праздника.

Страстная неделя очень важна для людей: в эти дни ко многим приходит переосмысление жизни. За это время человек очищается духовно и встречает Пасху с чистыми и светлыми мыслями. Обязательно нужно соблюдать все заповеди, молиться и не очернять себя грешными делами и помыслами. Известно, что если покаяться в Светлое Христово Воскресение с чистым сердцем и твердой верой, то Бог обязательно простит вас за все.

Понедельник.

В этот день начинается большая приборка. Дом очищается от старых, громоздких вещей.

Закупаются продукты для Пасхи. Женщины готовят лечебные настои. Мужчины же не должны даже касаться трав, настоек, порошков.

Это день стирки и всяких протираний. В среду желательно тщательно вымыть, выскоблить полы, выбить ковры.
В среду на Страстной неделе вспоминали особый обряд против всякой телесной немочи. Нужно было зачерпнуть кружкой воду из колодца или из бочки на улице или набрать воду в реке. Трижды перекрестясь, накрывали кружку чистым или новым полотенцем, а в 2 часа ночи, снова трижды перекрестясь, обливались этой водой, оставив немного в кружке. После на мокрое тело, не вытираясь, надевали одежду, а ту воду, которая оставалась в кружке, выливали до 3 часов на куст или цветы. Говорят, что таким образом омытое тело как заново нарождается.

Великий Четверг советовали подстригать в первый раз волосы годовалому ребенку (до года стричь считалось грехом), а девушкам - кончики кос, чтобы росли длиннее и гуще. У всего домашнего скота тоже советовали выстригать клок шерсти для здоровья и благополучия.

В этот день готовят четверговую соль: ее прокаливают на сковороде, и соль приобретает лечебные свойства. Желательно эту соль освятить в Храме.

Великий Четверг традиционно называют «чистым», причем не только потому, что в этот день каждый православный человек стремится очиститься духовно, причаститься, принять таинство, установленное Христом. В Чистый Четверг был широко распространен народный обычай очищения водой – купание в проруби, реке, озере или обливание в бане до восхода солнца.

С этим днем связано много традиций. В Великий Четверг убирали в домах, все мыли и чистили. Принято было собирать и сжигать ветви можжевельника для окуривания жилища и хлева. Считается, что целебный можжевеловый дым защищает человека и «животинку» от нечисти и болезней.

  1. Бытовало и такое поверье, что снесенные в страстной четверг яйца, съеденные на Пасху, предохраняют от недуга, а скорлупа яиц, зарытая в землю на пастбище, надежно защищает домашний скот от сглаза.
  2. Начиная с Чистого Четверга готовились к праздничному столу, красили и расписывали яйца. По древней традиции крашеные яйца укладывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы.
  3. С утра в Четверг начинали печь куличи, бабы, мелкие изделия из пшеничной муки с изображением крестиков, барашков, голубков, жаворонков, а также медовые пряники. Вечером готовили пасху.
  4. В Чистый четверг следует пересчитать деньги три раза, чтоб весь год «водились» деньги.
  5. Следует всем в семье взять по горстке соли и ссыпать в один пакет. Эту соль убирают и хранят, и называется она «четверговая соль», т.е. Великого Четверга. Ею вы можете лечить себя, а также своих родных и близких. Этой солью делают обереги для семьи, скота, огорода, дома и т.д.
  6. В Страстную Среду и Великий Четверг принято было омывать водой, натаянной из снега, всю домашнюю живность - от коровы до курицы - и пережигать соль в печи, которая, по народным поверьям, приобретала от этого целебные свойства.
  7. В некоторых деревнях в полночь Великого Четверга женщинам также предписывалось окатить себя водой для ограждения от болезней.
  8. Если до зари умываться на Великий (Чистый) Четверг, нужно приговаривать при этом: «Смываю то, что на меня напустили, то, чем душа и тело мается, все Чистым Четвергом снимается».
  9. Утром в Пасху умываются водой, оставленной с Чистого Четверга. В нее хорошо класть серебряную вещичку или ложку, можно монетку. Умываются для красоты и богатства.

Если девушка не может выйти замуж, нужно то полотенце, которым она вытерлась в Чистый Четверг, отдать людям на Пасху, тем, которые просят милостыню, вместе с крашенками и куличом. После этого вскоре выходят замуж.

Существовал также обычай выжигать свечой кресты на дверях и потолках, чтобы уберечь дом от нашествия нечистой силы.

Страстные свечи давали в руки тяжелобольным или мучающимся трудными родами, они обладают целебной силой. С Великого Четверга запрещено было подметать пол в доме вплоть до самой Пасхи.

Кулинария в этот день спорится, все хозяйки в этот день пекут куличи и Пасхи. Продолжали печь и готовиться к празднованию Пасхи. «Ангелы помогают», - говорят набожные люди.

В пятницу обметают углы тряпкой, эта тряпка поможет избавиться от болей в пояснице, если ею обвязать себя. Этой же тряпкой вытирают ноги в бане после мытья, чтобы ноги не болели. Зола, взятая в пятницу перед Пасхой, поможет вылечиться от алкоголизма, черной тряски, от сглаза и от смертной тоски.

Последняя (тихая) приборка. Еще можно красить яйца. В этот день готовят общие праздничные блюда. В Субботу несли в церковь освящать крашеные яйца, куличи, пасхи и другие изделия. И перед тем, как в пасхальную ночь идти на службу, оставляли на столе угощение, чтобы потом можно было разговеться. Правда ели понемногу – только символически, после чего шли спать. Зато поздним воскресным утром начинался настоящий пир, который продолжался всю неделю.

Само собой, все подготовительные работы: стряпня, покраска яиц должны быть закончены до Светлого Воскресения.

Церковный устав предписывает следующие правила:

  • в первую и последнюю (Страстную седмицу) недели - особо строгий пост;
  • полностью запрещается скоромное - продукты животного происхождения;
  • в будние дни едят один раз в день, вечером; по субботам и воскресеньям два раза - в обед и вечером;
  • в понедельники, среды и пятницы - холодная пища без масла;
  • во вторники и четверги - горячая пища без масла;
  • по субботам и воскресеньям можно употреблять растительное масло и по желанию немного виноградного вина (кроме субботы Страстной седмицы);
  • в великую субботу многие верующие также не едят до наступления Пасхи.

Для Страстной седмицы характерны свои приметы и обычаи, которые всегда имели свойство сбываться. Вот несколько из них:
В среду собирали по оврагам остатки снега, дабы добавив в талую воду прошлогоднюю четверговую соль, окропить домашнюю скотину. Это верная защита живности от порчи и сглаза.

В ночь с субботы на воскресенье, день, когда наступает православная Пасха, старались не спать. Для девушек такое бодрствование сулило замужество, для парней – успешность в работе, а для людей старшего возраста – здоровье.

Очень эффективными и действующими в последнюю неделю Великого поста были заговоры на избавления от пьянства, депрессии и плохого самочувствия, от завистников и врагов, а также от проблем со здоровьем. Целью Страстной недели, венчающей Великий предпасхальный пост – является завершение этапа духовного и физического очищения человека.

Это период, который связан не только с ограничениями в приёме пищи, но также отказом от курения и других вредных привычек. Страстная седмица даёт возможность каждому верующему человеку переосмыслить свою жизнь и стать на путь праведный, которым тридцать три года шёл Иисус Христос.

Страстная седмица – последняя неделя перед Пасхой. В православной Церкви это самая важная неделя всего года, посвященная последним дням земной жизни Христа, Его страданиям, распятию, крестной смерти, погребению.

Страстная Седмица – это уже не Великий пост, хотя пост в эти дни соблюдается особенно строгий.

В первые три дня Страстной седмицы Церковь подготавливает верующих к сердечному соучастию в Крестных страданиях Спасителя.

Новости СМИ

Новости партнеров

Слово «страсть» в церковнославянском языке означает «страдание». В это время верующий народ вспоминает, какие муки испытал Спаситель перед смертью, как произошло его распятие и счастливое воскресение. Все дни этой недели принято называть Великими. Каждый посвящён определённому евангельскому событию и расписан в церковных канонах и у православных верующих.

Всю Великую неделю христиане проводят в строжайшем воздержании и усердной молитве, в совершении добрых дел и проявлении милосердия. В народе сложилось огромное множество примет и поверий, связанных с Великой седмицей.

В Страстную неделю во всех храмах священники проводят особые церковные службы. С понедельника по среду они готовят верующих к тому, чтобы достойно созерцать и искренне соучаствовать Крестным мукам Спасителя. В утренних молитвах и литургиях они воспроизводят картины последних дней жизни Иисуса Христа, напоминают Его наставления и призывают верующих к терпению и умиротворению.

Великий понедельник

Великий понедельник знаменует собой приход Иисуса в Иерусалим. Поэтому верующие творят молитвы на встречу Спасителя. После утренней молитвы люди начинают подготовку своего дома и двора к предстоящему празднику. Мужчины проводят мелкий ремонт жилых и подсобных помещений, мебели. Женщины мажут и белят печи, моют потолки, стены, окна, снимают занавески, выносят на улицу и выколачивают постели и ковровые изделия. В домах начинают большую стирку, перебирают одежду. Зимнюю - убирают на хранение, а летнюю - достают и готовят к носке.

Чистое небо и яркое солнце в Великий понедельник предвещало урожайное лето и щедрую осень. Молодые люди, которые поженятся в предстоящем году, будут жить счастливо, в согласии и достатке. Чтобы сохранить молодость, здоровье и быть с деньгами, люди умывались из серебряного или золотого блюда.

Великий вторник

В Великий вторник церковь и верующие вспоминают, как Господь обличал фарисеев и книжников. В этот день принято воспроизводить его беседы и притчи, которые он произносил в Иерусалиме. Во вторник женщины и девушки заканчивают стирать, гладят бельё, вешают занавески, шьют и готовят одежду для праздника. Особенно тщательно выбирают скатерти и полотенца. Они должны быть светлых оттенков, а лучше белыми. Приветствуется орнаментальная вышивка красной, зелёной, золотистой нитью. Скатертью будет покрываться праздничный стол, а с лучшим полотенцем пойдут на Пасхальную службу в храм.

Великая среда

Великая среда – день, когда вспоминается факт согласия Иуды, совершить предательство против Господа за 30 серебренников. В молитвах Храмов порицается сребролюбие, корысть, мнимая забота о ближних. Священники воспроизводят притчу о великой грешнице, которая омыла своими слезами и помазала миром ноги Господа, чем приготовила его к погребению. В этот день православные христиане заканчивают уборку в доме и занимаются его украшением к празднику. На окна вешают белые тюлевые занавески. По карнизам и дверным проёмам крепят венки из цветов и зелени. Повсюду ставят букеты с тюльпанами, нарциссами или другими растениями. Если в Вербное воскресенье удалось принести распустившиеся веточки ивы (вербы), то они становятся первым декором дома. В Великую среду покупают яйца для праздника. Считается, что они долго не испортятся, хорошо окрасятся и будут особенно вкусными.

Великий четверг – чистый четверг

На четвёртый день Страстной седмицы церковь вспоминает 4 Евангельских события: Тайную вечерю, Причащение, умовение Спасителем ног своим ученикам, Молитву Господа в Гефсиманском саду и Предательство Иуды. Это особый предпасхалный день, когда миряне могут покаяться в грехах и получить прощение, изменить жизнь к лучшему. Большую роль в этом играет вода.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия