Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия

Святой праведный Иоанн Кронштадтский своим собственным живым примером, своим рвением, стремлением жить в Боге и с Богом старался указать направление к пути спасения, по которому должно идти все человечество. Он стремился к постоянной неразрывной связи с окружающими его людьми, и весь опыт духовной жизни он передавал своей пастве, для членов которой он был больше, чем просто священник.


Содержание:

1. Служение доброго пастыря Кронштадтского

2. Иоанн Кронштадтский и российская действительность конца 19 - начала 20 веков.

  • Благотворительная деятельность отца Иоанна
  • О Церкви и спасении
  • О таинстве Евхаристии
  • О таинстве Покаяния
  • О молитве
  • Иоанн Кронштадтский и Лев Толстой
  • Иоанн Кронштадтский о России и вере
  • 3. Поучения св. прав. Иоанна: цель и смысл жизни православного христианина

  • Земная жизнь человека как приготовление к вечности
  • Духовная жизнь и ее необходимость в деле спасения человека

  • Святой праведный Иоанн Кронштадтский является великим духовным пастырем и учителем Церкви. Такого влияния на все слои русского народа, какое имел святой праведный Иоанн, такой славы, какой пользовался любвеобильный пастырь и благотворитель, ни у кого из общественных деятелей не было, и знали о нем даже за пределами нашей страны.

    Служение доброго пастыря Кронштадтского

    Кронштадтский пастырь родился в 1829 году в Архангельской губернии. Окончил Архангельское приходское училище, затем там же учился в семинарии, после чего был принят в Санкт-петербургскую духовную академию, которую окончил в 1855 году. Тогда же познакомился с дочерью недавно скончавшегося настоятеля Андреевского собора Кронштадта Елизаветой Константиновной Несвицкой. Он сделал ей предложение, и вскоре они поженились. Кронштадт стал городом, в котором отцу Иоанну суждено было промыслом Божиим нести свой пастырский крест до самой смерти. В то время в Кронштадт высылались из Петербурга все бедные и неустроенные жители, среди которых было много порочных людей. Повсюду царила нищета и страдания. Но именно этим людям был близок отец Иоанн.

    Уже через пятнадцать лет его служения Кронштадт стал трезв, светел, чист. Преображенный город превратился в место всероссийского паломничества. Бедняки здесь обретали жилища и работу. Безбожники и скептики возвращались глубоко верующими. Из города греха Кронштадт превратился в город святого праведного Иоанна - верного служителя Господня. К нему тянулись со всех мест.

    Ежегодно Кронштадт посещало более двадцати тысяч паломников

    В Андреевском соборе собиралось до пяти-шести тысяч молящихся. Ежегодно Кронштадт посещало более двадцати тысяч паломников. Почти ежедневно святой праведный Иоанн совершал Божественную Литургию, за исключением тех дней, когда болел. Слушая его пастырские наставления, многие исправляли свой образ жизни, приносили истинное покаяние. Желающих исповедаться у святого праведного Иоанна стало так много, что это желание было физически невозможно воплотить. Поэтому он проводил общие исповеди для всех присутствующих. Отец Иоанн получал огромное количество писем. Люди выражали свою любовь к отцу Иоанну в различных подарках, которые очень часто шли на нужды бедняков.

    Во всех своих испытаниях он прибегал к Богу и к Пресвятой Богородице. Господь и Божия Матерь никогда не оставляли своего служителя Своею милостью. Когда отец Иоанн молился, всем казалось, что он видит перед собой Бога и дерзновенно говорит с Ним. В последние годы жизни популярность отца Иоанна Кронштадтского достигла совершенно необыкновенных размеров. «Стоило ему появиться в столице, - его едва не рвали на части, перевозили из дома в дом... на улице ему трудно было дойти до своей кареты, за каретой его бегала толпа, хватаясь руками за колеса, готовая подвергнуться всякого рода опасностям, лишь бы увидеть дорогое лицо Батюшки, лишь бы услышать его слово, уловить его взор» .

    В последние три года своей многотрудной жизни он часто болел. 9 декабря 1908 года отслужил свою последнюю Литургию в Андреевском соборе. С этого дня он совсем ослабел, перестал выходить из дома. Ежедневно к нему приходил священник и причащал его. Поэтому отец Иоанн находил великое утешение в соединении с Господом. Он уже перестал принимать пищу, только пил понемногу святую воду. За пятнадцать лет до этого, при закладке нового собора в Кронштадте, отец Иоанн как бы предсказал свою кончину, сказав: «Когда стены нового храма подведут под кровлю, то меня уже не станет». Так и случилось. В семь часов сорок минут утра 20 декабря 1908 года святой праведный Иоанн Кронштадтский мирно отошел ко Господу. Священномученик Иоанн Восторгов в своей проповеди 22 декабря 1908 года произнес: «Когда догорела эта лампада, когда погасла эта свеча Божия, - общее чувство несказанной горести охватило все сердца. Точно каждый потерял близкого, родного человека, точно каждый понес личное невознаградимое лишение! Не было уголка и ни одного самого малого поселения на Русской земле, где весть о смерти всероссийского пастыря и молитвенника не встречена была слезами горести и молитвы. Плачь, Россия! Болезнуй, осиротелая! К кому придут за молитвой и словом утешения бесчисленные страдальцы? Кому будут писать и посылать умоляющие письма и телеграммы? У кого будут искать чудодейственной молитвы? Плачь, Россия!»

    Одна из последних фотографий св. Иоанна Кронштадтского

    Иоанн Кронштадтский и российская действительность конца 19 - начала 20 веков

    Благотворительная деятельность отца Иоанна

    В конце XIX- начале XXстолетия в духовной жизни российского общества наблюдался сильный упадок веры и нравов. Повсюду царило неверие, особенно в образованной части общества. Святой праведный Иоанн Кронштадтский в своих проповедях с конца 60-х годов XX века говорит об отпадении от Бога. В это время происходит разрушение традиционных устоев жизни российского общества. Интеллигенция постепенно перестает признавать и понимать первостепенную роль Христа в их жизни. Трудность в служении отца Иоанна состояла и в том, что Кронштадт был портовым городом и, как уже говорилось, служил местом высылки всех порочных и неправоспособных людей. В городе было много пьяных, немало людей просили милостыню, а некоторые ночью совершали грабежи и разбои. Повсюду царила нищета, люди жили впроголодь.

    Иоанн Кронштадтский сам обходил дома бедняков и бродяг, оказывая им как духовную, так и материальную поддержку

    Иоанн Кронштадтский сам обходил дома бедняков и бродяг, оказывая им как духовную, так и материальную поддержку. Он старался никому не отказывать в посильной помощи. Отец Иоанн, невзирая на состояние этих людей, приходит к ним для совершения треб и наставления на истинный путь спасения. Благодаря такой самоотверженной деятельности пастыря начал возгораться огонек спасения и надежды у этих, казалось бы, совсем пропащих людей. Иоанн Кронштадтский беседовал с ними, сидя за ужином или чаем, благодаря чему между ними все преграды окончательно разрушались. Иоанн Кронштадтский сам вырос в бедной семье и знал, как трудно живется малоимущим. Поэтому он с большой пастырской любовью заботился о всех нуждающихся и обремененных.

    Постепенно о благотворительности и сострадании к нищим этого чудного пастыря разнеслась молва. Поэтому постепенно за ним стало ходить множество нищих и обездоленных, которые искали поддержку. А Иоанн Кронштадтский как истинный пастырь Христов никогда не отказывал, да и не мог отказать им ни в чем. Случалось, что при возвращении поздним вечером домой к нему подходил нищий, но у отца Иоанна уже нечего было ему дать. Поэтому он снимал с себя обувь и верхнюю одежду и отдавал нищему, а сам в таком виде отправлялся дальше к себе домой.

    Иоанн Кронштадтский раздавал милостыню и призывал, чтобы и все окружающие люди поступали также. Он укорял обеспеченных людей, которые не подавали нищим и обездоленным, а тратили свои огромные средства на увеселения. Он также укорял лавочников, которые не занимаются благотворительностью, хотя у них есть огромное количество товара, которое не продается, и которое они могли бы использовать по назначению.

    Однако бедняков в Кронштадте было очень много. Поэтому отец Иоанн хотел, чтобы они сами своим собственным трудом зарабатывали себе на хлеб и тем самым полностью уничтожили бы нищету. В 1881 году в Кронштадте для бездомных и нищих был организован Дом Трудолюбия. Со временем здесь появились всевозможные мастерские, аптека, библиотека, была организована школа для бедных и действовал даже православный храм. Помимо Дома Трудолюбия Иоанн Кронштадтский поддерживал и другие благотворительные организации, чтобы помочь и поддержать всех нуждающихся.

    О Церкви и спасении

    Святой праведный Иоанн Кронштадтский огромную пастырскую заботу и попечение оказывал детям, в которых видел будущее России, потому что благодаря им, порой, постепенно приходили к Богу и их родители, если они были далеки от Него. Это был особый путь наставления на истинный путь спасения, который был так необходим в то время всеобщего неверия и духовного кризиса российского общества.

    На протяжении всей своей пастырской практики Иоанн Кронштадтский огромное количество времени проводил в разъездах по всем уголкам России, повсеместно совершая молебны и требы, благодаря которым приблизил огромное количество людей к истинному пути спасения.

    Всероссийский пастырь в своих проповедях объяснял Божественное домостроительство спасения всех православных людей, смысл богослужения, молитв, показывал значение личного участия каждого человека в деле своего спасения для достижения вечной жизни в единении с Богом - Создателем нашего мира и всего человечества. Иоанн Кронштадтский говорил только то, чем сам жил, что сам испытал на своем личном опыте. Все его слова были пропитаны пастырской любовью, сердечностью, искренностью, духовным единением со своей паствой. Все его проповеди пронизывали душу каждого слушающего и отличались глубокой верой и преданностью Господу.

    Иоанн Кронштадтский считал Церковь настоящей школой спасения всего человечества. Он видел в Церкви единение всех людей, которые неразрывно связаны между собой с Богом и считал Церковь хранительницей истины. На страницах своих дневников и проповедей Иоанн Кронштадтский постоянно предостерегает от католичества и протестантских деноминаций, а так же от всевозможных сект, которые так широко распространились и наплодились и встали на пути ко спасению всего человечества и препятствуют ему. Он постоянно говорит, что только в Православной Церкви догматическое вероучение неискаженно и потому является истинным. Иоанн Кронштадтский постоянно говорит, что именно без Православной Церкви нет и не может быть спасения.

    Святой праведный Иоанн Кронштадтский считал, что в христианском усовершенствовании и воспитании каждого христианина огромную роль играет богослужение и литургическая жизнь. С помощью совершения богослужения всероссийский пастырь зажег спасительный огонек веры в каждом, приходящем в храм. Святой праведный Иоанн Кронштадтский поставил себе в обязанность ежедневно совершать Божественную Литургию, совершение которой привлекало к себе огромное количество верующих. Центральное место в духовной жизни святого праведного Иоанна Кронштадтского занимало общественное богослужение и совершение им Божественной Литургии, к чему он относился с особенным благоговением и трепетом, полностью уходя в себя. Огромное впечатление на окружающих людей производило то, с каким рвением служил Кронштадтский пастырь. Во время чтения молитв он плакал, улыбался, восклицал слова из богослужения. Все это рвение пастыря конечно же передавалось окружающей его пастве, привлекая все большее и большее число прихожан. Благодаря этому вся паства начинала участвовать вместе со своим пастырем в этом чудном богослужении. Как известно, молитвенное состояние во время богослужения передается через пение хора. Поэтому святой праведный Иоанн Кронштадтский огромное внимание и значение уделял этому, благодаря чему приходило на истинный путь спасения очень много людей. Простым людям очень нравилось церковное пение, особенно если оно было пропитано большим воодушевлением и глубокой верой. Даже сам Иоанн Кронштадтский поднимался на клирос и начинал регентовать, что придавало богослужению особый характер.

    О таинстве Евхаристии

    Центральное место в жизни и в пастырской практике святого праведного Иоанна Кронштадтского занимало Таинство Евхаристии, о котором он так много писал свои переживания и размышления на страницах дневников и о котором говорил в проповедях. В народе считалось, что причащаться нужно не чаще одного раза в год. Поэтому Таинство Евхаристии переставало занимать центральное место в жизни каждого православного христианина.

    В конце 19 - начале 20 столетия все чиновники, военные и учащиеся в обязательном порядке один раз в год должны были причащаться Святых Тела и Крови Христовых. Поэтому Причащение для некоторой части российского общества носило принудительный, а иногда и чисто юридический характер. Благодаря своей литургической практике святой праведный Иоанн Кронштадтский разорвал сложившийся порядок нечастого причащения. В своих проповедях и поучениях он всех призывает к частому и регулярному Причащению, к евхаристическому общению. Пастырская деятельность святого праведного Иоанна Кронштадтского является литургическим прогрессом, преобразованием в жизни Церкви, возрождением литургической жизни российского общества конца 19 - начала 20 столетия. В этом состоит огромная заслуга Кронштадтского пастыря.

    О таинстве Покаяния

    Огромное значение в духовной жизни российского общества святой праведный Иоанн Кронштадтский придавал совершению таинства Покаяния, от которого многое зависит в духовном преуспевании и усовершенствовании каждого христианина, идущего по пути спасения. Когда Иоанн Кронштадтский исповедовал, то он стремился, чтобы исповедь проходила плодотворно. Он старался как можно глубже исповедовать каждого пришедшего и избегал формальной и очень краткой исповеди. Кронштадтский пастырь настаивал, чтобы каждый пришедший на исповедь каялся от всей души, осмысливая всю свою жизнь. Очень часто он принимал исповедь одного кающегося по несколько часов.

    Постепенно молва об этом стала распространяться по всей стране. Со временем к этому чудному пастырю стало приходить огромное число кающихся, которых он просто не мог исповедовать из-за нехватки времени. Поэтому по благословению высшей церковной власти он прибегает к практике общей исповеди, которая сопровождалась всевозможными поучениями и наставлениями в духовной жизни. На эту общую исповедь в Андреевский Собор города Кронштадта собиралось несколько тысяч кающихся, которые, не стесняясь окружающих их людей, выкрикивали все свои содеянные грехи. Проведение такой общей исповеди откладывало очень огромное впечатление как на самого Иоанна Кронштадтского, так и на всех исповедующихся, благодаря чему прервалась преграда между пастырем и кающимися.

    О молитве

    Святой праведный Иоанн Кронштадтский основой духовной жизни считал молитву. В своих дневниках он дает наставления, каким образом необходимо молиться, и показывает, какую неоценимую пользу она приносит в духовной жизни каждого христианина, ищущего спасения. Иоанн Кронштадтский не рекомендует в духовной жизни во время прохождения подвига молитвы практику воображения телесного вида Спасителя, Божией Матери и святых. Благодаря подвигу молитвы происходит преображение духовной жизни каждого христианина. Молитва является средством, которое помогает приблизиться к Богу - нашему Создателю. Поэтому молитва к Богу должна составлять неотъемлемую часть жизни каждого христианина, идущего по пути спасения. Сам Иоанн Кронштадтский на своем примере показал, как необходимо проходить подвиг молитвы. По молитвам этого чудного пастыря на глазах у окружающих его людей по милости Божией совершались всевозможные чудеса и исцеления, многие становились на истинный путь, ведущий ко спасению.

    Святой праведный Иоанн Кронштадтский призывал всех любить и быть снисходительными к окружающим людям, переносить всевозможные обиды, оскорбления, которые так часто встречаются в окружающем мире. Он призывал все усилия направлять на приобретение душевного мира, который так необходим каждому, идущему по пути спасения.

    Иоанн Кронштадтский и Лев Толстой

    Когда на арене общественной жизни появляется граф Лев Николаевич Толстой со своим лжеучением, святой праведный Иоанн Кронштадтский все свои усилия направляет на его обличение, а также на обличение образованной интеллигенции, которая оказывала негативное влияние на духовную жизнь российского общества.

    Лев Николаевич Толстой полностью исказил смысл Евангелия и всего Священного Писания; отрекся от Церкви, которая была основана Самим Спасителем; многих совратил вслед за собой и погубил их. Он полностью попрал благодать Причащения, Покаяния и всех таинств. Толстой своей деятельностью разрушил сложившиеся и существующие вот уже несколько столетий устои духовной жизни российского общества. Он полностью отрицал Церковь, выдумал свое учение о Боге, извратил все христианство. Лев Толстой выступил против Церкви и Бога, отрицал Воскресение Христово. Последователи Толстого настаивали на недопущении хождения в храм детей школьного возраста - будущего поколения российского общества. Лев Толстой имел много своих последователей. Последователи Толстого переставали ходить в православный храм, исповедоваться и причащаться. Они говорили, что необходимо жить по своей плотской жизни и удовлетворять все потребности своей плоти. Они не верили в воскресение мертвых, бессмертие души и в Суд Божий.

    Святой праведный Иоанн Кронштадтский много сил и времени уделял на то, чтобы разоблачить учение Толстого и его лжехристианство; направить на истинный путь всех тех, кто поддался этому соблазну. Иоанн Кронштадтский называет Толстого врагом не только Православия, но и всей России и общества. Кронштадтский пастырь постоянно говорит, что всем нужно молить Бога, чтобы Он открыл глаза всему русскому народу и всем, кто следует за Толстым.

    Иоанн Кронштадтский о России и вере

    В 1881 году происходит убийство Александра II, которое показывает тяжелый духовный кризис российского общества конца 19 столетия. Повсюду царил террор. Святой праведный Иоанн Кронштадтский всех призывал к покаянию и изменению своей жизни, нравственному преображению. Духовный кризис российского общества он видел в самом правительстве, которое во многом способствовало различным беспорядкам.

    Святой праведный Иоанн Кронштадтский в одной из своих проповедей за 1907 год говорил, что Русское Царство колеблется, шатается и близко к падению, и если в России и дальше так пойдут дела и она не очистится от всего этого, то опустеет как стертые с лица земли Божиим правосудием древние царства и города за свое безбожие и за свою безнравственную жизнь. Но Господь по Своему милосердию и любви ведет Россию на путь возрождения, не оставляет ее в гибельном состоянии.

    Святой праведный Иоанн Кронштадтский всеми силами старался преобразить российское общество и направить его на истинный путь спасения. Он все время обличал, говорил только правду, независимо от жизни общества, никого не боясь. Святой праведный Иоанн Кронштадтский видел возрождение России и современного общества только в жизни с Богом, пребывании в Церкви, а также в любви к царю и, конечно же, своему Отечеству.

    Поучения св. прав. Иоанна: цель и смысл жизни православного христианина

    Земная жизнь человека как приготовление к вечности

    Если мы посмотрим на наш современный мир, то увидим самое разнообразное понимание и осмысление человеческой жизни. Для одних целью является ее материальное устроение, достижение славы и почестей. Другие считают, что счастье заключается в стяжании земных богатств. Из-за пристрастия к земным благам происходит опустошение сердца человеческого.

    Иоанн Кронштадтский говорил: «В том вся мудрость и заслуга христианина, чтобы отвергнуть все пристрастия земные, презреть сласти, корысть, красоту земную, славу земную, ибо, презревши все это, мы удобно возлюбим Бога всем сердцем и ближнего, как себя, и не будем иметь случаев возмущаться, утесняться, унывать» .

    Через наши повседневные дела растет и укрепляется пристрастие к земным благам и происходит охлаждение любви к окружающим нас людям. «Отчего мы часто прельщаемся земными вещами? Оттого, что очень любим плоть и мир и нерадим о душе бессмертной, оттого, что любим сладко есть, пить, изящно одеваться, а богомыслием и созерцанием духовным не занимаемся» .

    «Земные блага почитай столь маловажными и ничтожными, что из-за них никогда и не думай терять благ духовных - любви, которой нет ничего выше на свете, мира и радости о Дусе Святе; никогда не меняй последних на первые. Имея последние, можно быть счастливым и блаженным без первых, а имея первые без последних, никогда нельзя быть счастливым. Помни это всегда» .

    «Если оставим пристрастие к себе и к земным благам, то сердца будут наши, и мы спасем души свои; а если не оставим пристрастия к земным благам и к себе, то сердца наши будут в руках диавола, и мы погибнем... Великая утрата для благочестия - пристрастие к земным вещам и погубление энергии душевной и телесной» .

    «Ибо враг не чрез что так не посевает зло в наших сердцах, как чрез пристрастие к земным вещам, и не чрез что так не уловляет в погибель, как чрез пристрастие. Пристрастный к земным благам человек подвержен и гордости, и злобе, и зависти, и роскоши и невоздержанию, и искушениям блудным, и ропоту с нетерпением, и хуле, и жестокосердию, столь гибельному, наипаче в христианине, и неверию, и отчаянию, и другим бесчисленным грехам. А презревший земные блага имеет все противоположные добродетели. Пристрастие к земным вещам служит крайним препятствием христианину к христианскому совершенству» .

    Очень многие люди неправильно смотрят на свою жизнь и окружающий их мир. Они забывают о тленности, непостоянстве и исчезновении всех вещественных благ и практически не думают о цели своей жизни. «Цель нашей жизни (и нашего сотворения) есть соединение с Богом, от Которого мы отпали и отпадаем чрез грех. Соединение с Богом и вкушение сердечного упокоения в Нем предначинается еще здесь, - к тому направлено все богослужение церковное и таинства, особенно Крещение, Покаяние и Причащение, священнодействия Церкви, - и совершится окончательно в будущем веке. Для того-то ныне посты, говения, хождения к службам и усиленные молитвенные подвиги, Покаяние, Причащение» .

    Святой праведный Иоанн Кронштадтский на страницах своего дневника удивляется непониманию многими людьми человеческой жизни. «Странное дело. Большинство людей, весьма мало или совершенно не заботясь о достижении Царствия Небесного, об очищении себя от всякой скверны плоти и духа, думают, что Царствие Небесное само собою (достанется им), придет к ним; не радят об Христа - в причащении, и то - по вопиющей необходимости, и то - как бы по принятому другими обычаю» .

    К сожалению, очень много людей на протяжении всей своей жизни так и не находят Христа и не понимают своего истинного предназначения как этой жизни, так и вечной. «Не нашедшие Христа живут в этой жизни без сердечной веры, думают и заботятся больше о житейском: как бы повеселиться, сладко попить да поесть; как бы одеться поизысканнее, как бы удовлетворить своим похотям, которыми они сгорают день и ночь; как бы время убить, которого не знают куда девать, хотя время их ищет и, не находя их, быстро мчится в их глазах: летят дни за днями, ночи за ночами, месяцы за месяцами, годы за годами, пока, наконец, ударит последний, грозный час и ему скажут: стой, твое течение совершилось, твое время померено и грехи и беззакония твои все пришли пред тебя, и всею своею силою обрушатся на тебя, и своею тяжестию будут вечно подавлять тебя» .

    «По временам надо огорчать нашу земную жизнь, чтобы из-за постоянного наслаждения ею нам не привязаться к здешней жизни и не забыть о будущей. Господь попускает нам с этою целию огорчаться неправдами людскими, болезнями, напастями, потерями, искушениями» .

    «Познай, человек, свое величие и ничтожество. Знай, что ты рождаешься на свет с растленной грехом природою и тебе предстоит борьба всю жизнь с грехами. Знай, что тебе предстоит дать отчет Богу, создавшему тебя, во всей своей жизни; помни, что ты умрешь и что по смерти сейчас следует частный суд» .

    Если мы посмотрим, то можем увидеть, что никакая роскошь, никакие удовольствия не могут сделать человека по-настоящему счастливым. Достигая одного человек не успокаивается и начинает искать другое и так далее. Если человек не находит полного счастья в этом мире, то обязательно должно существовать другое неземное счастье. И это неземное счастье заключается в жизни с Богом, Создателем нашего мира. Поэтому главной целью для человека является жизнь в Боге. К этой жизни с Богом и должен стремиться человек.

    Духовная жизнь и ее необходимость в деле спасения человека

    Обязательным условием для спасения является духовная жизнь каждого христианина. «Жизнь истинного христианина нельзя и представить иначе, как непрестанным бодрствованием над собой, вниманием себе, борьбой с ветхим человеком, наследованным от прародителей, истлевающим в похотях прелестных. Да, жизнь христианина есть непрестанная борьба со страстями и похотями, с миром, во зле лежащим, с начальствами и властями и миродержителями тьмы века сего, духами злобы поднебесными. Жизнь христианина есть непрестанная война духовная... Затем, жизнь христианина есть постоянное упражнение в самоотвержении, милосердии, очищении себя от всякого житейского пристрастия, упражнения в созерцании Божественной красоты, благости...»

    «Кто достоин Небесного Царствия из людей? Тот, кто старается всеми силами уподобиться в святости, благости, милости к ближнему, подобно Богу Отцу, Сыну и Духу Святому, кто старается уподобляться святым в покаянии, молитве, воздержании, терпении, кротости, тихости, послушании, смирении, любви нелицемерной. На небе - место только святости, любви, единомыслию, единой воле святой и непорочной» .

    «Сердечная энергия человека должна быть направлена к Богу, к любви Его, к исполнению святых заповедей, к борьбе со злом или грехами всякого рода, к сохранению душевного мира, кротости, смирения, свободы духа, сочувствия человечеству в его немощах. Между тем, враг усиливается всю энергию сердца и воли нашей устремить к суете, к страстям плоти и духа, к люблению мира и всего, что в мире: похоти плоти, похоти очей и гордости житейской и, таким образом, постоянно крадет самое дорогое благо человека - спасение души» .

    «Но не думайте вы, что, если вы называетесь христианами, если вы ходите в церковь и причащаетесь - так вы уже и спасетесь: не тут-то было! Если вы не исправляетесь, не каетесь, то вы ложно называетесь христианами и - погибнете. Хотите спастись? Так исправляйтесь, делайтесь из гордых смиренными, из злых добрыми, из прелюбодейных целомудренными, из сребролюбивых щедрыми; будьте милостивы, желайте - хорошо, если бы и творили! - творить милостыню и, сколько можно, творите ее» .

    Каждый христианин должен быть уверен, что Бог постоянно печется о его спасении, что он ни на минуту не оставляется Богом без попечения о спасении его бессмертной души. «Христианин должен соблюдать спокойствие духа при всех искушениях и неправдах человеческих. Что я говорю? Хотя бы мир стал рушиться, и тогда он должен быть величественно покоен духом своим, будучи утвержден сердцем во Христе. Признак истинно христианской души - всегдашний внутренний мир и спокойствие. А мы каковы? От всего беспокоимся, да еще сами даем простор в сердце беспокойным мыслям: растите и множитесь себе на беду душе» .

    Главная цель жизни человека на земле состоит в достижении душевного мира и спокойствия. «Бывают в жизни христианина минуты, когда не блестит в голове ни одна мысль светлая и не приходит на призыв души, и чувствуешь лишь один страшный мрак и смятение в душе. В это время темная сила покрывает душу. Тут-то мы опытно узнаем, что мы сами - не свои, а Божии и от Него получаем силу» .

    «Какой знак того, что человек-христианин близок ко Христу? Близкий ко Христу человек обращается часто с верою и любовию ко Христу, часто произносит сладчайшее Его имя, часто призывает Его в помощь, часто обращает к Нему взоры, потому что не может не произносить, не обращать взоры и не призывать: наполняя его мысли и сердце, Христос Бог естественно показывается у него и на языке, и во взоре, потому что без Христа он слаб, бессилен, нерадостен. Далекий от Христа человек редко-редко обращается мыслями ко Христу, и то не с сердечною верою и любовию, а так - только по какой-нибудь необходимости, и то как к Лицу, Которое мало знакомо его сердцу, Которое не радует или не услаждает его сердце, не имеет для него привлекательности» .

    Завершая разговор о жизни и некоторых поучениях святого праведного Иоанна Кронштадтского, нельзя не отметить одно: удивляет, что на протяжении всей жизни у Иоанна не было духовного отца. На протяжении всей своей жизни он полностью руководствовался Священным Писанием и святоотеческим наследием и ими жил, постоянно ища в них путь ко спасению. Удивляет также и то, что свой пастырский подвиг кронштадтский пастырь проходил в миру с его всевозможными соблазнами и искушениями. Многие удивлялись этому высокому пастырскому самоотвержению в повседневной жизни. Вся жизнь Иоанна Кронштадтского была во Христе и только в Нем, была исполнением Его заповедей. В этом и кроется главная причина его всероссийской популярности и преданности людей этому чудному пастырю. Святой праведный Иоанн Кронштадтский своим собственным примером показал те пути спасения, которые необходимы для каждого христианина, желающего унаследовать жизнь вечную с Богом - Создателем мира и всего человечества.

    Иеродиакон Питирим (Ануфриев)

    Ключевые слова: Иоанн Кронштадтский, пастырство, таинства, Церковь, покаяние, история России, воцерковление


    Альбицкий Петр, прот. О. Иоанн Кронштадтский как пастырь и общественный деятель / В мире молитвы. - Нью-Йорк, 1987. - С. 125.

    Слово, сказанное 22 декабря 1908 года в Москве в церкви Епархиальнаго дома на панихиде, совершенной митрополитом Владимиром в сослужении пяти епископов //

    Отец Иоанн Кронштадтский о католиках и папстве
    Выдержки из дневника Отца Иоанна Кронштадтского.
    http://leushino.ru/ioann/o_katolikah.html

    Святая Церковь - величайшее, святейшее благостнейшее, премудрое, необходимое учреждение Божие на земле: это истинная скиния Божия, иже водрузи Господь, а не человек,- не Лютер, не Кальвин, или Магомет, или Будда, или Конфуций и другие подобные, грешные, страстные люди. Церковь - богоучрежденный союз людей, соединенных между собою верою, учением, священноначалием и таинствами: это духовное ополчение Христово, вооруженное духовным всеоружием против вооруженного бесчисленного полчища диавольского; ибо "несть наша брань к крови и плоти, но к началам, и ко властем и миродержителем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным" (Еф. 6, 12). Это - духовная Врачебница, где немощствующее язвою греха человечество врачуется благодатными врачеваниями, данными от Бога - покаянием и причащением святых Христовых Тайн - Тела и Крови Христовых, и - словом Божиим, наставлениями, советами и утешениями пастырей словесного стада Христова; это - общая купель очищения, возрождения и освящения; это - святилище Божие, в котором все освящается Духом Святым чрез крещение, миропомазание и прочие тайнодействия и богослужение; это - духовное солнце в мире, просвещающее и оживотворяющее всех во тьме и сени смертной селящих и умерщвленных грехами.

    Бог един, вера едина, и Церковь Божия едина, ибо Глава ее Христос Бог и Кормчий, одушевляющий все тело Церкви - Дух Божий, животворящий, Который и всю вселенную наполняет и оживляет.
    Без Главы Христа Церковь не Церковь, а сборище самочинное. Таковы - лютеране, раскольники русские, пашковцы и толстовцы. "Аз с вами есмь во вся дни до окончания века" (Мф. 28, 20). Сам Господь всегда присущ Своей Церкви,для чего же наместник - папа? И может ли грешный человек быть наместником Господа? Не может. Наместник Царя, наместник Патриарха в каком-либо городе может быть и бывает, а наместником, заместителем Господа, безначального Царя и Главы Церкви, никто не может быть. Верно. Католики заблуждаются. Внуши им, Господи, яко нелепи суть тако утверждающие и гордостью обложены как ожерельем.

    Самое вредное дело в христианстве, в этой богооткровенной, небесной религии есть - главенство человека в церкви, например папы, и его мнимая непогрешимость. Именно в его догмате непогрешимости и заключается величайшая погрешность, ибо папа есть человек грешный и беда, если он помнит о себе, что он непогрешим. Сколько погрешностей величайших, гибельных для душ человеческих выдумала католическая, папская церковь - в догматах, обрядах, в канонических правилах, в богослужении, в мертвящих, злобных отношениях католиков к православным, в хулах и клеветах на Православную Церковь, в ругательствах, обращенных к Православной Церкви и к православным христианам! И во всем этом виноват непогрешимый якобы папа, его и иезуитов доктрина, их дух лжи, двоедушия и всяких неправильных средств ad maiorem Dei glorian (к большей якобы славе Божией).
    Папа сковал духовную свободу и совесть христиан-католиков.

    Католики о папе ревнуют, а не о Христе, за папу воюют, а не за Христа, и их ревность по вере переходит всегда в фанатизм страстный, человеконенавистнический, остервенелый, фанатизм крови и меча (костры), непримиримости, двоедушия, лжи, хитрости. У протестантов - немцев и англичан - совсем извращено понятие о Церкви, ибо нет у них благодати законного священства; нет таинств, кроме крещения и (самого главного) причащения Тела и Крови Христовых; нет колена небесного - Церкви небесной: не признают святых; нет и колена преисподнего - умерших не признают и не молятся за них, считая это ненужным. Слава Церкви Православной! Слава Христу Богу - святейшей Главе, единой Главе Церкви Божией на земле! Слава Богу в Троице, что мы не впали в хулу на Бога, не признали и не признаем во веки главою Церкви святой грешного человека!

    Англиканам и лютеранам: вы хотите, чтобы не было образов, чтобы их не почитали! Да это нелепость, абсурд. Человек есть образ Божий, и вы почитаете его в лице отца, матери, начальников, Государя, благодетелей разных; а изображение Бога во плоти, Отца, Начальника веры. Царя, Спасителя, Благодетеля или Пречистой Его Матери Девы, высшей Херувим и всей твари, пророков, апостолов, мучеников, иерархов, преподобных почитать не хотите? Ведь Святые - други Его, храмы, члены Его, в коих Он почивает. Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? (Кор. 3, 16). Да и все мы - уди есмы тела Его, от плоти Его, и от костей Его (Ефес. 5, 30), сыны и дщери Его, рождие Его. Как же не чтить их изображений?

    Насаждени в дому Господни, дворех Бога нашего процветут (Стих. на стих. Василия Блаженного). Только в Церкви Божией православной бывает нетление мощей, а вне Церкви - нет, т.е. ни у католиков, ни у лютеран, тем менее у евреев и магометан. Держитесь Церкви православной искренним сердцем!
    В католической вере нет идеи о Церкви. Она пошла насмарку: проскомидии в ней нет, пречистой Крови не дают мирянам, а она-то именно необходима. Пейте из нея все, говорит Господь, сия есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая, во оставление грехов (Мф. 26, 27-28).

    Господи, ты истинный Господь твари. Что замышляют против России и против Святой Церкви Твоей финляндцы, поляки, немцы, исказившие Евангелие Твое, отпадшие от Церкви Твоей! Господи, что они замышляют! Они хотят до конца поглотить нас и разорить Церковь Твою, храмы Твои, богослужение Твое, уставы Твои, постановления святых апостолов и святых отцов, вселенских и поместных соборов. До чего мы дожили!

    Не доброе ли семя сеял ты на поле твоем (Церкви Твоей)? откуда же на нем плевелы (Мф. 13, 27): ереси, расколы, допущение новых догматов, всякие пороки, желание господствовать, главенство в церкви католической, искажение богослужения, таинств, обрядов (опресноки)? Господь отвечает: враг человек сделал это (Мф. 13, 28), гордость и злоба человеческая, но Господь дает расти всему до конца, а в будущем веке даст оценку каждому по делам его.

    Господи, выведи Россию на путь истинный и спасительный за все страдания и мученическую кончину от смертоносных орудий верных чад ее, такого множества во всех концах ее. Господи, насади твердую веру в сердцах всех сынов ее, да сияет Церковь Твоя православием, благочестием нелицемерным; все сословия научи верить и ходить путями заповедей Твоих.

    Кто бы не желал соединиться из православных с католиками или лютеранами и быть с ними одно - во Христе, одною Церковью, одним обществом верующих! Но кто из членов этих глаголемых церквей, особенно предстоятелей, именующихся папами, патриархами, митрополитами, архиепископами и епископами или же ксендзами, патерами, - согласится отречься от своих заблуждений? Никто. А мы согласиться с их еретическим учением не можем без вреда своему душевному спасению. А вражда их к нам вековечная. Предубеждения против нас, их уверенность, что мы схизматики, - разве не великое препятствие к единению? Вот и попробуйте соединиться. Разве можно соединить несоединимое - ложь с истиною?

    Католические иезуиты в угоду папе и своим эгоистическим низшим видам и целям извратили закон совести и закон Евангелия, утверждая, что для достижения своекорыстных целей или целей религиозных католики могут употреблять и всякие незаконные средства: значит, и убивать, и всячески ехидничать, и гнать православную веру, обзывать схизматическою и песьей верою, и на кострах сожигать православных, как Гуса и прочих.

    Вследствие уклонения от истины Евангельской папы и католичество стали предметом жаркого пререкания ради истины, и католики, защищая неправду свою, злятся на православных, ненавидят их, поносят всякими неправедными и хульными словами и саму истинную веру нашу всячески поносят. Что бы им для восстановления правды и мира отказаться от своих ложных, вредных и пагубных мнений и прийти в согласие с православием, так нет ведь: считают себя вправе стоять за ложь и утверждать ложь, на погибель свою и католиков. Католики, одумайтесь, очнитесь! Вас ввели в заблуждение! Возвратитесь к истине!

    Гвоздь католической гордости и католических лживостей в догматах, в управлении и нравоучении есть главенство папы, мнимое и неправильное понимание изречения Спасителя: ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18). Всеми святыми отцами, первых и последующих веков, признано и самыми первыми, православными папами, что под основным Камнем надо разуметь Самого Иисуса Христа - Камень же был Христос (1 Кор. 10, 4). В доказательство этой истины, самое верное и наглядное, привожу слово, имеющее подобный оборот в Евангелии от Иоанна: разрушьте храм сей (Ин. 2, 19). (Под храмом разумеется нерукотворенный храм Тела Господня, а не Иерусалимский храм; это явствует по течению речи.) Под церковью Господь разумеет именно Свое пречистое Тело, как и под Камнем основания нужно разуметь Самого Христа, а не преемников Петра апостола или самого Петра. Это ясно. А папы вообразили себя главами церкви и основанием ее и даже наместниками Христовыми, что нелепо и ни с чем не сообразно. А отсюда все кичение римских пап и их давнишняя претензия на главенство и самовольное управление всею вселенской церковью. Ну уж и натворили папы в своей папской церкви разных фокусов, разных ложных догматов, ведущих к фальши и в вере, и в жизни. Это вполне еретическая церковь.

    Папа - глава ли церкви? Нет, это нелепо. Церковь объемлет собою и святых угодников, и ангельский собор, - это одно тело под главою Единым Христом. При чем тут грешный папа!

    Если бы Иисус Христос имел в виду дать церкви Своей, по вознесении на небо, другого главу вместо Себя, или наместника, как говорят папы, считая себя наместниками Христа на земле, то Он ясно объявил бы об этом прежде Своего вознесения, ибо это столь важный для спасения душ человеческих догмат; да и апостолы бы объявили об этом или себя кто-либо из них назвал наместником, а то никто из них не обмолвился, памятуя слова Господа: кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою (Мф. 20, 26), все же вы - братья (Мф. 23, 8).

    Если бы римский папа был совершенно единомыслен и единодушен, единоучителен с Господом, он мог бы, хотя не в собственном смысле, называться главою церкви, но как разномыслен и противоучителен Христу, то он еретик и не может называться главою церкви и учить церковь: ибо Она есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15), а папа и паписты - трость, ветром колеблемая, и совершенно извратили истину Христову и в учении, и в богослужении (опресноки и без проскомидии), и в управлении, поработив своей ереси все католичество и сделавши его неисправимым, ибо папа, при всех своих ересях, признан непогрешимым от католической церкви, и, значит, неисправимым, противомыслящим.

    Католики, признавая главою церкви папу, настоящую Главу церкви - Христа потеряли и остались без Главы. Вся история папства свидетельствует, что у католиков нет Главы, потому что они творят неподобные вещи, воинствуют против православной церкви не духовно, а по плоти, - ненавистью, злобою, мщением, ругательствами всякими, убийствами из-за угла, поджогами, мятежами, буйством, непокорством, сепаратизмом, несмотря на то, что полякам в России живется вольно, льготно, попустительно, в довольстве всяком, как и прочим нациям. Ненависть католиков к православным - историческая, самая исступленная: ксендзы и епископы католические, да и польские интеллигенты многие готовы живьем проглотить нас. Просвети, вразуми и спаси их, Господи! Где же у них Глава церкви - Христос? Он есть любовь, благость, кротость, милосердие, долготерпение, а у католиков ничего подобного нет. А в догмате сколько ересей, нововведений, отступлений от истины! О гибельная папская система!

    Единая Глава церкви небесной, земной и преисподней - Христос Бог. Может ли человек папа быть главою Церкви, сущей на небесах? Не может. Да и вообще может ли быть главою всей земной церкви и распоряжаться участью земною и загробною - папа, человек грешный? Разве папа распинался за нас? Разве Христос разделился? Разве твердым основанием Церкви, существующей через все века, может быть человек, так сказать, однодневный и непрестанно изменяющийся, наподобие калейдоскопа, в мыслях, расположениях, намерениях, предприятиях? Прочитайте историю пап: каковы они были? Много ли было из них вполне достойных своего седалища? И только в первые века было несколько достойных, а в последующие века сколько было недостойных и порочных к стыду всей римской церкви! Это ли главы церквей? Католики указывают на то, что и в наших богослужебных книгах Петр называется главою церкви, но называется не в собственном смысле, а как первостоятель церкви римской, но не вселенской. В таком смысле назывались главами церкви русской митрополиты Древней Руси - Петр, Алексий и прочие.

    Ходатайство крови. Верую во всеочистительное ходатайство пречестнейшей Крови Христа Бога, излиянной во оставление грехов всего мира (верующего точно и по истине) и моих грехов, верую во всесильное ходатайство этой Крови, лучше глаголющей (ходатайствующей), нежели Авелева. Папы и католики отринули относительно мирян эту Кровь всеходатайственную и не дают ее им, вероятно из экономии, чтобы вина меньше выходило!

    А с каким бешеным рвением увлекают они православных в католичество, в свою погибельную веру! Защити, Господи, православие от лютого католичества, в котором все подчиняются произволу папы, иезуитов.

    Враг нашего спасения, диавол, зная всю спасительность нашего союза с Богом посредством веры и церкви и благодати Божией, всеми силами и коварствами старается порвать нашу связь с Богом чрез грех, чрез страсти плотские, пристрастия мирские. Крепко держаться надо всем союза с Богом и Церковью, соблюдая законы Господни.

    СВ. ПРАВЕДНЫЙ ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ

    В своей работе "Мысли о Церкви" св. праведный Иоанн Кронштадтский пишет:

    "Ни одно исповедание Христианской Веры, кроме Православного, не может привести христианина к совершенству христианской жизни или святости и к совершенному очищению грехов и к нетлению, потому что другие исповедания неправославные "содержат истину в неправде" (Рим. 1, 18), примешали суемудрие и ложь к истине и не обладают теми богодарованными средствами к очищению, освящению, возрождению, обновлению, какими обладает Православная Церковь. Опыты веков, или история Православной Церкви и прочих церквей показали и показывают это с поразительной очевидностью. Припомните множество святых нашей Церкви, прежних и нынешних времён, - и отсутствие их, по разделению церквей, в других, неправославных церквях: католической, лютеранской, англиканской".

    А вот духоносные мысли св. прав. Иоанна Кронштадтского, направленные против экуменических положений: "Множество существует отдельных вероисповеданий христианства, с различным устройством внешним и внутренним, с различными мнениями и учениями, нередко противными божественной истине Евангелия и учению св. Апостолов, Вселенских и поместных соборов и св. отцов. Нельзя считать их все за истинные и спасительные: безразличие в вере, или признание всякой веры за одинаково спасительную, ведёт к безверию или охлаждению к вере, к нерадению об исполнении правил и уставов веры, к охлаждению христиан друг к другу . "Симоне, Симоне, се сатана просит вас, дабы сеял, яко пшеницу" (Лук. 22, 31). Это он, сатана, и сделал и делает, то есть породил расколы и ереси. Строго держитесь Единой Истинной Веры и Церкви: "Едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех" (Ефес. 4, 5).

    В чём безмерное превосходство нашей св. Православной Церкви?

    "Православная Церковь превосходит все церкви неправославные, во-первых, своей истиной, своим православием, соблюдённым и завоеванным кровью апостолов, иерархов, мучеников, преподобных и всех святых; во-вторых, тем, что вернейшим образом руководит ко спасению (ровным, прямым и верным путём), что верным образом очищает, освящает, обновляет посредством иерархии, Богослужения, таинств, постов; в-третьих, что наилучшим образом научает угождать Богу и спасать душу свою, наилучшим образом руководствует к покаянию, исправлению, молитве, благодарению, славословию. Где есть такие молитвы, славословия, благодарения и прошения, такое чудное Богослужение, как в Православной Церкви? - Нигде".

    Как сильно, выразительно и доказательно говорит св. прав. Иоанн Кронштадтский о всей нелепости краеугольного камня догматической системы католицизма - лжеучении о главенстве Римского папы как непогрешимого "наместника Христова". Вот его слова:

    "Азь съ вами есмь во вся дни до скончания века" (Мф. 28, 20). Сам Господь всегда присущ Своей Церкви - для чего же наместник - папа? И может ли грешный человек быть наместником Господа? - Не может. Наместник Царя, наместник Патриарха в каком-либо городе может быть и бывает, а наместником, заместителем Господа, Безначального Царя и Главы Церкви, никто не может быть. Верно. Католики заблуждаются. Внуши им, Господи, яко нелепы суть тако утверждающий и гордостию обложены как ожерельем".

    От этого пагубного ложного "догмата", по мысли о. Иоанна, ведёт своё происхождение, как от своего корня, и всё зло и искажение правды в католицизме:

    "Самое вредное дело в христианстве, - говорит он в этой Богооткровенной, небесной религии есть главенство человека в Церкви, например, папы и его мнимая непогрешимость. Именно в догмате его непогрешимости и заключается величайшая погрешимость , ибо папа есть человек грешный, и беда, если он возомнит о себе, что он непогрешим. Сколько погрешностей величайших, гибельных для душ человеческих выдумала католическая, папская церковь - в догматах, в обрядах, в канонических правилах, в богослужении, в злобных отношениях католиков к православным, в хулах и клеветах на Православную Церковь, в ругательствах, обращенных к Православной Церкви и к православным христианам! И во всём этом виноват непогрешимый, якобы, папа, его и иезуитов доктрина, их дух лжи двоедушия и всяких неправильных средств "ad majorem Dei gloriam" (к большой славе Божией)".

    "Необходимо принадлежать к Церкви Христовой, коей Глава есть Всемогущий Царь, Победитель ада Иисус Христос. Царство Его есть церковь воинствующая с началами и властями и миродержателями тьмы века сего, с духами злобы поднебесными, которые составляют искусно организованное царство и воюют крайне опытно, умно и сильно со всеми людьми, хорошо изучивши все их страсти и наклонности. Один Человек тут в поле не воин; да и великое общество, но неправославное и без Главы - Христа - ничего не может сделать с такими врагами, хитрыми, тонкими, постоянно бодрствующими, превосходно изучившими науку своей войны. Христианину православному нужна сильная поддержка свыше от Бога и от св. воинов Христовых, победивших врагов спасения силой благодати Христовой, и от Церкви земной Православной, от пастырей и учителей, потом - общественной молитвы и таинств. Вот такая-то помощница человека-христианина в борьбе с невидимыми и видимыми врагами есть именно Церковь Христова, к которой, Божией милостью, мы и принадлежим. Католики выдумали новую главу, унизив Единую истинную главу Церкви - Христа ; лютеране отпали и без Главы остались; англиканцы тоже: Церкви нет у них, союз с Главою порван, помощи всесильной нет, а Велиар воюет всей силой, коварством и всех держит в своей прелести и погибели. Погибающих множество в безбожии и разврате".

    "Догмат" о главенстве папы, как неоднократно подчёркивает св. праведный Иоанн Кронштадтский, наложил удушливую печать гордыни и фальши на всю деятельность папистов:

    "Причина всех фальшей римско-католической церкви есть гордость и признание папы действительной главой Церкви, да ещё - непогрешимой. Отсюда весь гнёт западной церкви, гнёт мысли и веры, лишение истинной свободы в вере и жизни. На всё папа наложил свою тяжелую руку; отсюда - ложные догматы, отсюда - двойственность и лукавство в мысли, слове и деле; отсюда - различные ложные правила и постановления при исповедании грехов; отсюда - индульгенции; отсюда - искажение догматов; отсюда - фабрикование святых западной церкви и несуществующих мощей, не прославленных Богом; отсюда - "и всякое превозношение, восстающее против познания Божия" (2 Кор. 10, 5) и всякое противление Богу под видом благочестия и ревности о большей славе Божией".

    "Папа и паписты до того возгордились и вознесли себя, что вздумали критиковать Самого Христа, Саму Ипостатсную Премудрость Божию и простерли (под предлогом развития догматов) гордость свою до того, что извратили некоторые Его словеса, заповеди и установления, которые не должны быть изменяемы до скончания века, например слово о Духе Святом, заповедь о чаше пречистой Крови Его, Которой они лишили мирян, ни во что поставили слова апостола Павла: "Елижды бо ясте Хлеб сей, и Чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дондеже приидет" (1 Кор. 11, 26); вместо квасного хлеба употребляют на литургии опресноки".

    "Ненависть к православию, фанатизм и преследования православных, убийства - проходят красной нитью через все века жизни католичества. От плодов их познаете их. Таков ли дух заповедан нам Христом? Если кому, то католикам, лютеранам и реформаторам можно всегда сказать: "Не весте, коего духа есте" (Лк. 12, 51-52)".

    "У католиков глава Церкви собственно не Христос, а папа, и католики о папе ревнуют, а не о Христе, за папу воюют, а не за Христа, и их ревность по вере переходит всегда в фанатизм страстный, человеконенавистный, остервенелый, фанатизм крови и меча (костры), непримиримости, двоедушия, лжи, хитрости".

    В нашей Православной Церкви, по мысли св. праведного Иоанна Кронштадтского, даже самое богослужение постоянно напоминает нам о нашем духовном единстве под общим для всех нас, христиан, Главою - Христом, что нарушено совершенно и у римо-католиков, и у протестантов, исказивших самую идею Церкви.

    "При всяком богослужении церковном, - говорит св. прав. Иоанн, - домашнем, частном и общественном - духовному взору православного христианина представляется мысль, идея об едином духовном теле, которым является Церковь Христова, столп и утверждение истины, Глава коего есть Сам Христос Бог. Эта Церковь Христова, или духовное Тело Христа состоит из трёх колен - небесного, земного и преисподнего, потому св. Церковь земная (или колено земное) ежедневно ходатайствует перед своим Главою о прощении грехов усопших в вере и покаянии и о водворении их в Царстве Небесном. И в посредники своего ходатайства призывает членов Церкви Небесной и Саму Начальницу мысленного назидания церковного - Матерь Божию, да молитвами их Господь покроет грехи их и не лишит Царства Небесного. Нам, живущим на земле членами Церкви Божией, - весьма отрадно и утешительно всегда веровать, знать и надеяться что духовная Мать наша св. Церковь непрестанно тайно день и ночь молится и за нас, что мы находимся всегда под покровом благодатным Самого Господа, Богоматери, св. Ангелов, предтечи и всех святых. У католиков глава Церкви - папа, человек погрешающий (хотя и провозглашен он неправильно непогрешным) и, как таковой, допустил множество погрешностей в Церкви Христовой, и самыми делами сказался таковым, и самое понятие о Церкви Божией исказил и сковал духовную свободу и совесть христиан-католиков, подвергая в то же время неправильной хуле и неприязни католиков св. Православную Церковь, столп и утверждение истины. У протестантов - немцев и англичан - совсем извращено понятие о Церкви, ибо нет у них благодати законного священства, нет таинств, нет колена небесного - Церкви Небесной: не признают святых; нет и колена преисподнего - умерших не признают и не молятся за них, считая это ненужным. Слава Церкви Православной! Слава Христу Богу ~ Святейшей Главе, единой Главе Церкви Божией на земле! Слава Богу в Троице, что мы не впали в хулу на Бога, не признали и не признаем во веки главою Церкви святой грешного человека!".

    А вот как смотрел св. прав. Иоанн Кронштадтский на всех не принадлежащих к нашей св. Православной Церкви:

    "Благодарю Господа, послушавшего и слушающего молитвы мои при виде всеспасительной и страшной Жертвы (Тела и Крови Христовых) о заблудших в вере великих обществах, христианскими именуемых, но в существе отступнических: католического, лютеранского, англиканского и иных".

    "Чин обращения от разных вер и исповеданий и присоединения к Православной Церкви - что показывает? Необходимость - оставления ложных вер и исповеданий, отрицания заблуждений, исповедания Истинной Веры и - покаяния во всех прежних грехах и обещания Богу хранить и твёрдо исповедовать веру непорочную, беречься грехов и жить в добродетели".

    Вот - ясная и недвусмысленная оценка св. прав. Иоанна Кронштадтского столь модного теперь "экуменизма", уже захватившего многие поместные христианские церкви, вот - сильный и решительный ответ всем "экуменистам", пропагандирующим, под предлогом мнимой "любви", равноценность и равноправие всех вер и исповеданий!

    В заключение необходимо нам упомянуть, в качеств наглядной и красочной иллюстрации к словам св. праведного отца нашего Иоанна Кронштадтского о "духе лжи" в римско-католическом папизме, как католические ксендзы усиленно распространяли клевету на св. прав. Иоанна, что будто бы он перешёл в католичество и потому так прославился своей прозорливостью и чудотворениями. Вот как отвечает на такую бесстыдную ложь сам св. праведный Иоанн Кронштадтский в своём слове, сказанном в г. Витебске в Петро-Павловской Церкви 7-го апреля 1906 года:

    "Сильно желал я, дорогие отцы, братия и сестры, побеседовать с вами здесь в нашем городе и храме, во славу Божию и святой, непорочной нашей веры и Церкви, и к утверждению вашему на спасительном пути. Почему я хотел с особым желанием побеседовать с вами? А вот почему. Живя и служа в Кронштадте священником вот уже пятьдесят первый год, я за последнее время получал много писем из западного польского края, особенно гродненской и виленской губерний, писанных, так сказать, кровавыми слезами с горькими жалобами на католических патеров и их приспешников мирян-католиков, на гонение от них православных христиан и принуждение ими всякими насильственными мерами к переходу в католичество, причём патеры без всякого зазрения совести клеветали на меня, что я будто перешёл в католическую веру, да и сам Царь якобы сделался католиком и всем велит принимать католическую веру. Столь бессовестно оклеветывая меня и Царя, католики многих православных крестьян заставили принять католичество и навязать им чуждую веру. Это ли дух Христов? Не доказывают ли патеры образом своих действий, что католическая вера не имеет сама в себе жизненной силы, покоряющей ум, сердце и волю человека к добровольному последованию ей, и что последователи её завлекают людей правомыслящих только насилием и обманом?

    Дорогие отцы и братья! Вы знаете моё твёрдое пребывание и служение в Церкви Православной вот уже пятьдесят лет, знаете, может быть, и мою всегдашнюю ревность по вере правой, знаете о моих многочисленных писаниях во славу Божию и Церкви Православной и о многочисленных знамениях силы Божией, явленных не только над православными христианами, но и над католиками и лютеранами и даже евреями и магоме- танами, когда они с верой обращались к посредству моих молитв. Об этом свидетельствовали и свидетельствуют хроники газетные, - и неложные, правдивые показания очевидцев. Свидетельствую и я ныне перед всеми вами и перед Всевидящим Богом, что и поныне не оскудевают у нас чудеса исцелений. Значит ли это, что Вера Православная - мёртвая вера, как клевещут католики? Не свидетельствует ли она непрестанно о своей жизненности и спасительности, о своей Богоугодности?

    Я не хочу приводить во свидетели католической всякой неправды беспристрастную тысячелетнюю историю: она довольно известна всему образованному миру. Ещё свежа память злополучной унии семнадцатого века у нас в России: свежа память фанатической ненависти, с которой истреблялись католиками православные храмы в западном крае; памятны все ужасные поношения и ругательства, какими обзывалась православная вера и Православная Церковь и несчастные православные христиане. Теперь возобновились опять времена унии. И это когда? Когда католикам дана полная свобода, свобода, конечно, не для гонения Православия и православных, а для взаимного, мирного, братского сожития с православными согражданами.

    Я привёл в начале слова апостола Павла о церкви как Теле Иисуса Христа. И о Христе как Главе Церкви, "Которая есть полнота Наполняющего всё во всём" (Ефес. 1,23).

    Мы твёрдо веруем в эту единую главу Церкви, и другой, видимой главы непогрешимой признать не можем, ибо нельзя работать двум господам. Вполне довольно нам единой Главы, всеправедной, всеведущей, всемогущей, всенаполняющей (полнота Наполняющего всё во всём). Эта Глава управляет нами, защищает нас и укрепляет в вере Духом Святым, священнодействует, просвещает, спасает, приводит к совершенству.

    А если хотите видеть славные и богоприятные плоды веры нашей православной, - то мы укажем врагам нашим на множество орлов небесных, взлетевших от земли нашей на небо к Самому Солнцу Правды - всех святых наших древних и новых, прославленных равноангельской жизнью, нетлением мощей и бесчисленными чудесами.

    В заключение скажу, что истина нашей веры заключается в ней самой, в самом существе её: в ней - "Да", и в ней самой - "Аминь".

    Для всех, кто чтит великого святого Православной Церкви, угодника Божия, Земли Русской св. праведного отца Иоанна Кронштадтского, его вышеприведённых слов более чем достаточно, чтобы духом, сердцем, умом и всею жизнью своей принять и исполнять во всей полноте, целостности и чистоте догматы Православной Веры.

    В переживаемое нами время, когда столько лживых речей слышится о так называемом «соединении церквей», когда ширится и укрепляется вызывающее восторг многих «экуменическое движение» и периодически собирается на свою очередную «сессию» Ватиканский «Вселенский собор», благовременно будет всем истинно-православным христианам вспомнить, какого мнения держался о римско-католическом папизме наш только что светло прославленный великий праведник и чудотворец святой .

    Вот так, например, пишет он в своих «Мыслях о Церкви» (стр. 13):

    «Ни одно исповедание христианской веры, кроме Православного, не может привести христианина к совершенству христианской жизни или святости и к совершенному очищению грехов и к нетлению, потому что другие исповедания, неправославные,содержат истину в неправде (), примешали суемудрие и ложь к истине и не обладают теми богодарованными средствами к очищению, освящению, возрождению обновлению, коими обладает Православная .

    Опыты веков, или история Православной Церкви и прочих церквей, показали и показывают это с поразительной очевидностью. Припомните множество святых нашей Церкви, прежних и нынешних времен,– и отсутствие их, по разделении церквей, в других, неправославных церквах, католической, лютеранской, англиканской».

    А вот потрясающие мысли святого праведного отца Иоанна, направленные как раз против последнего «экуменического» постановления Ватиканского собора:"Множество существует отдельных вероисповеданий христианства, с различным устройством внешним и внутренним, с различными мнениями и учениями, нередко противными Божественной истине Евангелия и учению святых Апостолов, вселенских и поместных соборов и святых отец. Нельзя считать их все за истинные и спасительные: безразличие в вере или признание всякой веры за одинаково спасительную ведет к безверию или охлаждению к вере, к нерадению об исполнении правил и уставов веры, к охлаждению христиан друг к другу. Симоне, Симоне, се сатана просит вас, дабы сеял, яко пшеницу (). Это он, сатана, и сделал и делает, то есть породил расколы и ереси. Строго держись Единой, Истинной Веры и Церкви: Едина вера, едино крещение, един и Отец всех ()» (стр. 31).

    В чем безмерное превосходство нашей святой Православной Церкви?

    «Православная Церковь превосходит все церкви неправославные, во-первых, своею истиною, своим , соблюденным и завоеванным кровию апостолов, иерархов, мучеников, преподобных и всех святых, во-вторых, тем, что вернейшим образом руководит ко спасению (ровным, прямым и верным путем); что верным образом очищает, освящает, обновляет посредством иерархии, богослужения, таинств, постов; в-третьнх, что наилучшим образом руководствует к покаянию, исправлению, молитве, благодарению, славословию. Где есть такие молитвы, славословия, благодарения и прошения, такое чудное богослужение, как в Православной Церкви? Нигде» (стр. 38).

    Как сильно и выразительно говорит святой праведный отец Иоанн о всей нелепости краеугольного камня догматической системы папизма – лжеучения о главенстве римского папы как непогрешимого «Наместника Христова»! Вот его слова:

    «Аз с вам есмь во вся дни до скончания века (). Сам Господь всегда присущ Своей Церкви – для чего же наместник – папа? И может ли грешный человек быть наместником Господа? Не может. Наместник царя, наместник патриарха в каком-либо городе может быть и бывает, а наместником, заместителем Господа, Безначального Царя и Главы Церкви никто не может быть. Верно. Католики заблуждаются. Внуши им, Господи, яко нелепи суть тако утверждающий и гордостию обложены как ожерельем». (стр. 43–44).

    От этого пагубного ложного «догмата», по мысли о. Иоанна, ведет свое происхождение, как от своего корня, и все зло в папизме:

    «Самое вредное дело в христианстве,– говорит он,– в этой богооткровенной небесной религии, есть главенство человека в Церкви, например, папы, и его мнимая непогрешимость. Именно в догмате его непогрешимости и заключается величайшая погрешность, ибо папа есть человек грешный, и беда, если он возомнит о себе, что он непогрешим. Сколько погрешностей величайших, гибельных для душ человеческих выдумала католическая, папская церковь – в догматах, в обрядах, в канонических правилах, в богослужении, в мертвящих, злобных отношениях католиков к православным, в хулах и клеветах на Православную , в ругательствах, обращенных к Православной Церкви и к православным христианам! И во всем этом виноват непогрешимый якобы папа, его и иезуитов доктрина, их дух лжи, двоедушия и всяких неправильных средств admajorem Deigloriam (к большей славе Божией)» (стр. 44).

    «Необходимо принадлежать к Церкви Христовой, коей Глава есть Всемогущий Царь, Победитель ада . Царство Его есть Церковь воинствующая с началами и властями и миродержителями тьмы века сего, с духами злобы поднебесными, которые искусно составляют организованное царство и воюют крайне опытно, умно, метко и сильно со всеми людьми, хорошо изучивши их страсти и наклонности. Один человек тут в поле не воин; да и великое общество, но неправославное и без Главы – Христа – ничего не может сделать с такими врагами – хитрыми, тонкими, постоянно бодрствующими, превосходно изучившими науку своей войны. Христианину православному нужна сильная поддержка свыше от Бога и от святых воинов Христовых, победивших врагов спасения силою благодати Христовой, и от Церкви земной Православной, от пастырей и учителей, потом – от общественной молитвы и таинств. Вот такая-то помощница человека-христианина в борьбе с невидимыми и видимыми врагами есть именно Церковь Христова, к которой, Божией милостью, мы и принадлежим. Католики выдумали новую главу, унизив Единую Истиную Главу Церкви – Христа: лютеране отпали и без Главы остались; англиканцы – тоже: Церкви нет у них, союз с Главою порван, помощи всесильной нет, а велиар воюет всею силою, коварством и всех держит в своей прелести и погибели. Погибающих множество в безбожии и разврате» (стр. 52)

    А вот что, как глубоко и метко указывает святой праведный Иоанн, является первопричиной зла в римско-католическом папизме:

    «Причина всех фальшей римско-католической церкви есть гордость и признание папы действительной Главой Церкви, да еще – непогрешимою.Отсюда весь гнет западной церкви. Гнет мысли и веры, лишение истинной свободы в вере и жизни, на все папа наложил свою тяжелую руку: отсюда – ложные , отсюда – двойственность и лукавство в мысли, слове и деле; отсюда – различные ложные правила и постановления при исповедании грехов; отсюда – индульгенции; отсюда – искажение догматов; отсюда – фабрикование святых западной церкви и несуществующих мощей, непрославленных Богом; отсюда – взимание на разум Божий () и всякое противление Богу под видом благочестия и ревности о большей славе Божией» (стр. 58).

    «Папа и паписты до того возгордились и вознесли себя, что вздумали критиковать Самого Христа, Саму Ипостасную Премудрость Божию и простерли (под предлогом развития догматов) гордость свою до того, что извратили некоторые его словеса, заповеди и установления, которые не должны быть изменяемы до скончания века, например, слово о Духе Святом, заповедь о Чаше пречистой Крови Его, Которой они лишили мирян, ни во что поставили слова апостола Павла: «Елижды бо ясте Хлеб сей, и Чашу сию пиете, Господню возвещаете, дóндеже приидет (); вместо квасного хлеба употребляют на литургии опресноки» (стр. 59).

    Эта гордость и явилась источником безмерного фанатизма и убийственной ненависти ко всем инакомыслящим, которой так прославился римско-католический папизм на протяжении истории:

    «Ненависть к Православию, фанатизм и преследования православных, убийства проходят красной нитью чрез все века жизни католичества. От плодов их познаете их. Таков ли дух заповедован нам Христом? Кому как не католикам, лютеранам и реформаторам можно всегда сказать: «Не весте, коего духа есте» ()» (стр. 58).

    Вот к чему привела римо-католиков подмена Главы Церкви Христа папою!

    «У католиков глава Церкви собственно не Христос, а папа, и католики о папе ревнуют, а не о Христе, за папу воюют, а не за Христа, и их ревность по вере переходит всегда в фанатизм страстный, человеконенавистный, остервенелый, фанатизм крови и меча (костры), непримиримости, двоедушия, лжи, хитрости"(стр. 87).

    В нашей Православной Церкви, по мысли святого праведного Иоанна, даже самое богослужение постоянно напоминает о нашем духовном единстве под общим для всех нас, христиан, Главою – Христом, что нарушено совершенно и у римокатоликов, и у протестантов, исказивших самую идею Церкви.

    «При всяком богослужении церковном,– говорит святой праведный Иоанн – домашнем, частном и общественном – духовному взору православного христианина представляется мысль, идея о едином духовном теле, которое есть тело Христа, столп и утверждение истины, Глава коего есть Сам Христос Бог; эта Христова, или духовное Тело Христа, состоит из трех колен – небесного, земного и преисподнего, потому святая Церковь земная (или колено земное) ежедневно ходатайствует пред своим Главою о прощении грехов усопших в вере и покаянии и о водворении их в Царстве Небесном и в посредники своего ходатайства призывает членов Церкви небесной и Саму начальницу мысленного назидания церковного – Матерь Божию, да молитвами их Господь покроет грехи их и не лишит Царства Небесного. Нам, живущим на земле членам Церкви Божией, весьма отрадно и утешительно всегда веровать, знать и надеяться, что духовная Мать наша святая Церковь непрестанно день и ночь молится и за нас, что мы всегда находимся под покровом благодатный Самого Господа, Богоматери, Святых Ангелов, Предтечи и всех святых. У католиков глава Церкви – папа, человек погрешительный (хотя и провозглашен. он неправильно непогрешимым) и, как таковой, допустил множество погрешностей в Церкви Христовой, и самыми делами сказался таковым, и самое понятие о Церкви Божией исказил и сковал духовную свободу и совесть христиан-католиков, подвергая в то же время неправильной хуле и неприязни католиков святую Православную , столп и утверждение истины. У протестантов – немцев и англичан – совсем извращено понятие о Церкви, ибо нет у них благодати законного священства, нет таинств, кроме крещения и (самого главного) причащения Тела и Крови Христовой; нет колена небесного – Церкви небесной: не признают святых, нет и колена преисподнего – умерших не признают и не молятся за них, считая это ненужным. Слава Церкви Православной! Слава Христу Богу – Святейшей Главе, единой Главе Церкви Божией на земле! Слава Богу в Троице, что мы не впали в хулу на Бога, не признали и не признаем во веки главою Церкви святой грешного человека!» (стр. 65–66).

    А вот как смотрел святой праведный Иоанн на всех не принадлежащих к нашей святой Православной Церкви:

    «Благодарю Господа, послушавшего и слушающего молитвы мои, при виде всеспасительной и страшной Жертвы (Тела и Крови Христовых) о заблудших в вере великих обществах, христианскими именуемых, но в существе отступнических: католического, лютеранского, англиканского и иных» (с. 59).

    «Чин обращения от разных вер и исповеданий и присоединения к Православной Церкви – что показывает? Необходимость оставления ложных вер и исповеданий, отрицания заблуждений, исповедания Истинной Веры и покаяния во всех прежних грехах и обещания Богу хранить и твердо исповедовать веру непорочную, беречься грехов и жить в добродетели» (стр. 57).

    Вот ясное и категорическое осуждение святым Иоанном Кронштадтским столь модного теперь «экуменизма», уже захватившего все поместные православные церкви, вот – сильный и решительный ответ всем «экуменистам», пропагандирующим под предлогом мнимой «христианской любви» равноценность и равноправие всех вер и исповеданий!

    В заключение необходимо нам упомянуть в качестве наглядной и красочной иллюстрации к словам святого праведного отца нашего Иоанна Кронштадтского о «духе лжи» в римско-католическом папизме, как римско-католические ксендзы в нашем западном крае усиленно распространяли клевету на святого праведного Иоанна, что будто бы он перешел в католичество и потому так прославился своей прозорливостью и чудотворениями. Эта клевета, несмотря на всю ее нелепость, повторялась и впоследствии. В 1932 году в г. Вильно в иезуитском журнале «К соединению» некий ксендз Семяцкий не постыдился напечатать следующие строки: «О. Иоанн Кронштадтский много совершал чудес, пока был католиком, но как только отрекся от католичества, сила чудотворения оставила его».

    Вот как отвечает на такую фантастическую небылицу сам святой праведный Иоанн в своем слове, сказанном в г. Витебске в Петро-Павловской церкви 7 апреля 1906 года:

    «Сильно желал я, дорогие отцы, братия и сестры, побеседовать с вами здесь, в вашем городе и храме, во славу Божию и святой, непорочной нашей веры и Церкви и к утверждению Вашему на спасительном пути. Почему я хотел с особенным желанием побеседовать с вами? А вот почему. Живя и служа в Кронштадте священником вот уже пятьдесят первый год, я за последнее время получал много писем из западного польского края, особенно гродненской и виленской губерний, писанных, так сказать, кровавыми слезами, с горькими жалобами на католических патеров и их приспешников, мирян-католиков, на гонение от них православных христиан и принуждение ими всякими насильственными мерами к переходу в католичество, причем патеры без всякого зазрения совести клеветали на меня, что я будто перешел в католическую веру, да и сам царь, якобы, сделался католиком и всем велит принимать католическую веру. Столь бессовестно оклеветывая меня и царя, католики многих православных крестьян заставили принять католичество и навязать им чуждую веру. Это ли дух Христов? Не доказывают ли патеры образом своих действий, что католическая вера не имеет сама в себе жизненной силы, покоряющей ум, сердце и волю человека к добровольному последованию ей, и что последователи ее завлекают людей правомыслящих только насилием и обманом?

    Дорогие отцы и братия! Вы знаете мое твердое пребывание и служение в Церкви Православной вот уже пятьдесят лет; знаете, может быть, и мою всегдашнюю ревность по вере правой, знаете о моих многочисленных писаниях во славу Божию и Церкви Православной и о многочисленных знамениях силы Божией, явленных не только над православными христианами, но и над католиками и лютеранами и даже евреями и магометанами, когда они с верою обращались к посредству моих молитв? Об этом свидетельствуют хроники газетные – и неложные, правдивые показания очевидцев. Свидетельствую и я ныне пред всеми вами и пред Всевидящим Богом, что и поныне не оскудевают у нас чудеса исцелений. Значит ли это, что Вера Православная – мертвая вера, как клевещут католики? Не свидетельствует ли она непрестанно о своей жизненности и спасительности, о своей Богоугодности?

    Я не хочу приводить во свидетели католической всякой неправды беспристрастную тысячелетнюю историю: она довольно известна всему образованному миру. Еще свежа память злополучной унии семнадцатого века у нас в России: свежа память фанатической ненависти, с которой истреблялись католиками православные храмы в западном крае; памятны все ужасные поношения и ругательства, коими обзывалась православная вера и Православная Церковь и несчастные православные христиане. Теперь возобновились опять времена унии. И это когда? Когда католикам дана полная свобода, свобода, конечно, не для гонения Православия и православных, а для взаимного мирного, братского сожития с православными согражданами.

    Я привел в начале слова Апостола Павла о Церкви, как Теле Иисуса Христа, и о Христе, как Главе Церкви, »...которая есть полнота Наполняющего все во всем"().

    Мы твердо веруем в эту единую Главу Церкви, и другой, видимой, главы непогрешимой признать не можем, ибо нельзя работать двум господам.Вполне довольно нам единой Главы, всеправедной, всеведущей, всемогущей, всенаполняющей (полнота Наполняющего все во всем). Эта Глава управляет нами, защищает нас и укрепляет в вере Духом Святым, священнодействует, просвещает, спасает, приводит к совершенству.

    А если хотите видеть славные и богоприятные плоды веры нашей православной, то мы укажем врагам нашим на множество орлов небесных, возлетевших от земли нашей на небо к самому Солнцу Правды – всех Святых наших древних и новых, прославленных равноангельной жизни, нетлением мощей и бесчисленными чудесами.

    В заключение скажу, что истина нашей веры заключается в ней самой, в самом существе ее, в ней – «да», и в ней самой – «Аминь».

    И я кончаю мое слово словом – аминь».

    Для всех, кто свято чтит нашего новоявленного великого угодника Божия святого праведного отца Иоанна Кронштадтского , вышеприведенных свидетельств его более чем достаточно, тем более что правдивость и убедительность их подтверждается самой жизнью и беспристрастной историей.

    Какое же после этого доверие можем мы иметь к основанному на лжи и пропитанному насквозь ложью римско-католическому папизму, пока он не отречется решительно и всенародно от своей пагубной лжи и порожденных ею гибельных для душ людских заблуждений?

    Никаких компромиссов с ним не может быть и никакого общения, ибо кое причастие правда к беззаконию? или кое общения свету ко тьме?().

    Единственный правильный путь в наше лукавое, исполненное всякой лжи и обмана время, это путь, указываемый тем же нашим великим праведником:

    «Борись со всяким злом, немедленно гаси его, воюй с ним данным тебе от Бога оружием Святой Веры, Божественной мудрости и правды, молитвою, благочестием, крестом, мужеством, преданностью и верностью!»

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия