Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия

По мере того как приближается Вербное Воскресенье, приметы становятся особо важными и значимыми. В это время принято делать прогнозы практически на год вперед о погоде и будущем урожае.

Лазарева суббота

Еще один праздник, который отмечают в субботу Вербной недели, - Воскрешение Лазаря.

Иисусу прислали весть, что его друг и сподвижник Лазарь из Вифании серьезно болен, и просили поспешить. Непонятно было, почему Христос не спешил. И лишь после известия, что Лазарь умер, он тронулся в путь.

Когда он прибыл в Вифанию, то со дня смерти прошло уже четыре дня. Родные и близкие почившего были в глубокой скорби. Иисус же усердно молился возле пещеры, где похоронили Лазаря.

Он взывал к Богу с просьбами совершить чудо. После молитвы отодвинули закрывающий вход камень, и присутствующие увидели чудо воскрешения. 4 дня назад Лазарь оказался живым.

Лазареву субботу христиане празднуют с IV века. Спустя три с половиной столетия выработался определенный канон проведения богослужений в этот день. Песнопения во время службы указывают не на случайное чудо, а на важный символ укрепления веры.

После заката, во время вечерней службы, начинают освящать ветки вербы. Это и есть начало празднования Вербного воскресенья.

Праздник Вербное воскресенье

Как уже писалось выше, Вербное Воскресенье по церковным канонам начинается с вечера субботы. Но основные службы и освящение вербы проводятся в воскресенье.

Кроме всего прочего, на Руси этот праздник олицетворяет пробуждение природы после долгой зимы. Недаром северные славяне выбрали символом этого дня вербу. Дерево является предвестником весны. Как только солнце прогревает воздух, проклевываются на свет пушистые комочки. Именно они дарят веру в скорые теплые дни.

Православные христиане с радостью встречают Вербное воскресенье. Как празднуют этот день в России? Люди любого возраста отправляются в воскресное утро в ближайшую церковь, чтобы освятить веточки вербы. Оцерковленные прихожане стоят службу, совершая молитвы и участвуя в песнопении. По возвращении домой принято слегка отстегать домашних вербой с пожеланиями здоровья и благодати.

Освященные ветки ставят рядом с иконами, заплетают в косы, делают из них обереги, прибивают на хозяйственные постройки. Через год, в преддверии нового праздника, вербу сжигают.

Если знать точную дату празднования, можно заблаговременно подготовиться. Как просчитать, какого числа Вербное воскресенье будет отмечаться в тот или иной год? Для определения даты нужно знать, в какой день будет Пасха. Ровно за неделю до Воскресения Господня отмечают вход Иисуса Христа в Иерусалим.

Чего не нужно делать

Вербное Воскресенье - значимый праздник для христиан. Любые работы в этот день нежелательны. Некоторые даже не рекомендуют приготовление пищи. В современном мире все намного упростилось. Есть такие службы и профессии, которые подразумевают ежедневное выполнение работы, вне зависимости от календарных дат. Но если нет особой нужды в каком-либо деле, то лучше, конечно, его отложить.

В старину женщинам запрещалось расчесывать волосы в этот день, так же, как и на Благовещенье. Понятно, что сейчас такое вряд ли возможно. Хотя обладательницам длинных локонов можно и соблюсти запрет. Заплетенные в косу волосы, прикрытые сверху косынкой, вполне могут обойтись сутки без расчесывания.

Какие еще существуют запреты в Вербное воскресенье? Что делать совершенно недопустимо, так это предаваться чревоугодию. Конец шестой недели поста не подразумевает обильного застолья. Немного вина, постные блюда, приготовленные с растительным маслом, рыба - вот основа праздничного стола.

Традиции праздника

Главной и основной традицией праздника является освящение веточек вербы. Считается, что их должно быть ровно столько, сколько человек в семье. У некоторых народов из этих веток плетутся семейные обереги. Сила их велика. Они защищают дом от недобрых людей и огня, спасают от ураганов и наводнений, от бедности, уныния и болезней.

На Вербное Воскресенье приметы на погоду и урожай особо достоверны. Поколениями поддерживаются они в семьях. Особо важно это для жителей, занимающихся сельским хозяйством.

Традиция закладывать в хлебцы монетки родом из Беларуси. Таким образом можно определить, кому будет сопутствовать удача и благополучие весь год.

В отдельных областях принято вкладывать освященные ветви в гроб к покойнику. Эта традиция уходит корнями в самое начало христианства. Считается, что благодаря вербе можно войти во врата рая и там приветствовать Спасителя. Кроме всего прочего, дерево вербы является символом жизни и пробуждения.

Традиционны вербные базары. Особо любят это развлечение дети, так как основным товаром являются сладости. Кроме этого, предлагаются приятные мелочи для хозяйства и все та же верба, собранная в букеты и украшенная лентами и бумажными ангелочками.

Деревце, выращенное из освященной ветки, приумножает достаток в доме. Поэтому принесенные из церкви букеты ставят в воду и тщательно следят, не появятся ли корешки.

Обряды и обычаи

Многие народные приметы на Вербное воскресенье давно переросли в обряды, обычаи и ритуалы.

Если вы живете возле реки, то попробуйте опустить веточку вербы на воду. Если она поплывет от вас, то в ближайшем будущем ожидается прибавление достатка в доме.

Ветки, прикрепленные к крыше, защитят обитателей дома от болезней и душевных терзаний.

Хлестание детей ветками в праздник - самый распространенный обряд. С каждым ударом наговаривается и пожелание здоровья.

А вот еще один обычай на преумножение достатка. При полном запрете что-либо делать в этот день все равно рекомендуется посадить комнатное растение с толстыми круглыми листьями. Если цветок примется и будет бурно расти - можно быть уверенным, что богатство в дом придет.

Обряды на Вербное Воскресенье - традиции, уходящие в глубину веков. Верить им, соблюдать ли - каждый решает для себя сам. Для одних это - принцип жизни, а для других - лишь красивое приложение к выходному дню.

Использование освященной вербы в народной медицине

Издавна считалось, что в вербе заключена огромная лечебная сила. Окропление святой водой приумножает ее в несколько раз. Как можно использовать веточки, принесенные из церкви в Вербное воскресенье? Что делать с ними для улучшения здоровья? Вот некоторые примеры использования вербы в лечебных целях:

  • Принимая отвар из веток, можно избавиться от головной боли, лихорадки, температуры, бессонницы.
  • Втирание отвара в больные места избавляет от ревматических болей.
  • Настой ивы на водке поможет справиться с кишечными инфекциями и расстройствами.
  • Листья способны заживлять раны.
  • Глотание освященных распустившихся почек помогает при бесплодии.
  • Младенцы спят спокойнее после купания в воде, настоянной на ивовых ветках.

Верба в народной медицине используется повсюду, где она произрастает, и пользуется заслуженным уважением.

Народные приметы

Народные приметы на Вербное воскресенье давно вошли в обиход. Они передаются от старших к младшим и становятся частью нашей жизни.

Спокойная солнечная погода обещает теплое безветренное лето и богатый урожай. Сильный ветер сулил прохладную погоду.

Холодный, но ясный день давал надежду на урожайность яровых.

Вербное воскресенье без заморозков повышает шанс на обилие фруктов.

Количество распустившихся сережек также служило показателем будущего урожая.

А еще в этот день принято мысленно призывать любимого человека, и встреча обязательно состоится.

Каждый год уже много веков подряд церковь распахивает двери каждому, кто верит в спасение. Вербное воскресенье - праздник, символизирующий силу веры, ее возрождение. Ветки и букеты вербы приносят в дом спокойствие и защиту. Вслед за первыми солнечными лучами в сердцах зарождается надежда на лучшее. И пусть этот день таит много грусти, все равно он - предвестник Светлого Христова Воскресенья и спасения всего человечества.

06:36 — REGNUM

Сегодня Православная церковь празднует вход Господень в Иерусалим — Вербное воскресенье. Как мы прежде говорили, путь Христа на земле можно характеризовать как «один в поле воин». Характеристика верна относительно всех дел Его на земле. На арест и смерть пошел тоже в одиночку, никого из апостолов не взяли и не судили, поскольку «судьи» не могли сообразить, понять, что семя уже посеяно, скоро начнутся всходы, которые, впрочем, потом станут агрессивно выпалывать.

«Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною ». Какие бы толпы, порою, не сопровождали Иисуса, помощников у Него так никогда по-настоящему и не было. Были ученики, которых Он учил до последнего часа. И вход Иисуса в Иерусалим, от которого многие из свидетелей ожидали большего — объявления Себя Царем — закончился ровно тем же, что и прежде. Довольно традиционно для Себя разогнал торговцев, сорвав им бизнес, вытеснил из Храма и после, на расчищенном месте, принялся за обычное: исцелять и учить. На следующий день, продолжая учить людей, передают евангелисты, Он рассказал две притчи. Первая о двух сыновьях: «У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца?» .

Вторую сразу вслед за этой о злых виноградарях: «Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями ?» Обе притчи обличали тогдашнюю показную религиозность, по сути сводились к одной мысли. Называющие себя верующими, послушно, на словах обещали исполнять волю Божью, а на деле лишь пристроились на плодах, которые давала религия. И так привыкли с них кормиться, что не подпускали уже к ним никого, кто даже очевидно говорил от Бога.

Христос подытожил Свои притчи тем, что «сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его ». Под «народом» не имеется в виду какая-то этническая группа. Не говорится о том, что будет выбран «сверху» какой-то народ, которому выдадутся патенты на пользование правильной религией. Любая группа людей, дающая ожидаемые плоды, будет тем самым народом, а не те, кто в очередной раз говорит «иду, государь, и не пошел ». Как говорится в сегодняшнем апостольском чтении, «братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте ». Именно коллективные, «братские»: честность, справедливость, добродетельность, перечисленные апостолом, способны давать эти плоды. Не для того Иисус учил апостолов, чтобы они после прославлялись как святые и по этой причине им надо было бы молиться. Не готовил Он праведников, озабоченных исключительно собственным спасением. Он посеял семя, которое должно было прорасти в народ, способный сообща делать такие же дела, которые творил Христос.

Церковный сегодняшний праздник предписывает памятно воспроизвести вход Христа в Иерусалим. Само возвращение Его в город было рискованным шагом, не одобряемым апостолами. Если бы не смерть друга, возможно, Он повременил бы еще некоторое время. Слухи о воскрешении Лазаря, подтверждаемые свидетелями, добавили Иисусу популярности в народе, который, как сказано, «неотступно слушал Его» . Поэтому несмотря на продолжающиеся агрессивные расспросы Его религиозными вождями, арестовать Его прилюдно они не могли, и у Христа выдалась еще неделя, чтобы продолжить учить, и Он этими днями воспользовался. Понимая неизбежность Своей казни, Иисус при том видел, что настало время оставить апостолов одних, не боясь, что они разбредутся по домам и обо всем забудут: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода ».

Зная, чем все кончится, Иисус также понимал, что, находясь при Нем, ученики остаются все еще несамостоятельными, не способными к принятию решений. Но еще немного, и вместе они составят Его Тело, не порознь, а только вместе. Но не одних апостолов, конечно, Он подготавливал к этому. Многое из того, что Иисус делал в последние дни Свои на земле, было «для народа» (Ин. 12:30). Народу тоже следовало знать, что с Его смертью ничего не закончится. Все только начиналось. «Виноградари», обещавшие исполнять работу, не справились, поспешив избавиться от «наследника». Но вместо одного наследников сразу стало много.

Что такое добрая воля к смерти? Как объяснить загадку клинической смерти? Почему умершие приходят к живым? Можно ли дать и получить разрешение умереть? Мы публикуем фрагменты выступления на семинаре, который провел в Москве Андрей Гнездилов, врач-психотерапевт, доктор медицинских наук, почетный доктор Эссекского университета (Великобритания), основатель первого в России хосписа, изобретатель новых методов арт-терапии и автор многочисленных книг.

Смерть как часть жизни

В быту, когда мы разговариваем с кем-то из знакомых, и он говорит: «Ты знаешь, вот такой-то умер», обычная реакция на это вопрос: как умер? Очень важно, как умирает человек. Смерть важна для самоощущения человека. Она имеет не только негативный характер.

Если философски смотреть на жизнь, мы знаем, что нет жизни без смерти, понятие жизни может быть оценено только с позиции смерти.

Мне как-то пришлось общаться с художниками и скульпторами, и я спросил их: «Вы изображаете различные стороны жизни человека, можете изобразить любовь, дружбу, красоту, а как бы вы изобразили смерть?» И никто не дал сразу внятного ответа.

Один скульптор, который увековечил блокаду Ленинграда, обещал подумать. И незадолго до смерти он мне ответил так: «Я бы изобразил смерть в образе Христа». Я спросил: «Христос распятый?» – «Нет, вознесение Христа».

Один немецкий скульптор изобразил летящего ангела, тень от крыльев которого и была смерть. Когда человек попадал в эту тень, он попадал во власть смерти. Другой скульптор изобразил смерть в образе двух мальчиков: один мальчик сидит на камне, положив голову на колени, он весь устремлен вниз.

В руках второго мальчика, свирель, голова его запрокинута, он весь устремлен вслед за мотивом. И объяснение этой скульптуры было таким: невозможно изобразить смерть без сопутствующей жизни, и жизни без смерти.

Смерть – естественный процесс. Многие писатели пытались изобразить жизнь бессмертной, но это было ужасное, страшное бессмертие. Что такое бесконечная жизнь – бесконечное повторение земного опыта, остановка развития или бесконечное старение? Трудно даже представить то мучительное состояние человека, который бессмертен.

Смерть – это награда, передышка, она ненормальна только тогда, когда наступает внезапно, когда человек еще на подъеме, полон сил. А пожилые люди хотят смерти. Некоторые старушки просят: «Вот, зажилась, пора бы и умереть». И образцы смерти, о которых мы читаем в литературе, когда смерть постигала крестьян, носили нормативный характер.

Когда деревенский житель чувствовал, что он уже не может работать, как прежде, что он становится обузой для семьи, он шел в баню, надевал чистую одежду, ложился под образа, прощался с соседями и родными и спокойно умирал. Его смерть наступала без тех выраженных страданий, возникающих, когда человек борется со смертью.

Крестьяне знали, что жизнь – это не цветок-одуванчик, который вырос, распустился и рассеялся под дуновением ветра. Жизнь имеет глубокий смысл.

Этот пример смерти крестьян, умирающих, дав себе разрешение на смерть – не особенность тех людей, подобные примеры мы можем встретить и сегодня. Как-то к нам поступил онкологический больной. Бывший военный, он держался молодцом и шутил: «Я прошел три войны, дергал смерть за усы, а теперь вот наступило ее время подергать меня».

Мы, конечно, его поддерживали, но вдруг однажды он не смог подняться с постели, и воспринял это совершенно однозначно: «Все, я умираю, я уже не могу встать». Мы говорили ему: «Не волнуйтесь, это метастаз, люди с метастазами в позвоночнике живут долго, мы будем ухаживать за вами, вы привыкнете». – «Нет, нет, это смерть, я знаю».

И, представьте себе, через несколько дней он умирает, не имея к этому никаких физиологических предпосылок. Он умирает потому, что он решил умереть. Значит, эта добрая воля к смерти или какая-то проекция смерти совершается в реальности.

Нужно предоставить жизни естественную кончину, ведь смерть запрограммирована еще в момент зачатия человека. Своеобразный опыт смерти приобретается человеком в родах, в момент рождения. Когда занимаешься этой проблемой, видно, как разумно построена жизнь. Как человек рождается, так он умирает, легко рождается – легко умирает, тяжело рождается – тяжело умирает.

И день смерти человека также не случаен, как и день рождения. Статисты первые поднимают эту проблему, открыв частое совпадение у людей даты смерти и даты рождения. Или, когда мы вспоминаем какие-то значимые годовщины смерти наших родных, вдруг оказывается, что бабушка умерла – родился внучок. Вот эта передача в поколения и неслучайность дня смерти и дня рождения – бросается в глаза.

Клиническая смерть или другая жизнь?

Ни один мудрец до сих пор не понял, что такое смерть, что происходит во время смерти. Оставлен практически без внимания такой этап как клиническая смерть. Человек впадает в коматозное состояние, у него останавливается дыхание, сердце, но неожиданно для себя и для других он возвращается к жизни и рассказывает удивительные истории.

Недавно умерла Наталья Петровна Бехтерева. В свое время мы часто спорили, я рассказывал случаи клинической смерти, которые были в моей практике, а она говорила, что это все ерунда, что просто в мозге происходят изменения и так далее. И однажды я привел ей пример, который она потом стала сама использовать и рассказывать.

Я работал 10 лет в Онкологическом институте в качестве психотерапевта, и как-то раз меня позвали к молодой женщине. Во время операции у нее остановилось сердце, его долго не могли завести, а когда она очнулась, меня попросили посмотреть, не изменилась ли ее психика из-за долгого кислородного голодания мозга.

Я пришел в реанимационную палату, она только-только приходила в себя. Я спросил: «Вы можете со мной поговорить?», – «Да, только я хотела бы извиниться перед вами, я причинила вам столько хлопот», – «Какие хлопоты?», – «Ну, как же. У меня же остановилось сердце, я пережила такой стресс, и я видела, что для врачей это было тоже большим стрессом».

Я удивился: «Как вы могли это видеть, если вы были в состоянии глубокого наркотического сна, а потом у вас остановилось сердце?», – «Доктор, я бы вам рассказала гораздо больше, если вы пообещаете не отправлять меня в психиатрическую больницу».

И она рассказала следующее: когда она погрузилась в наркотический сон, то вдруг почувствовала, что как будто мягкий удар в стопы заставил что-то внутри нее повернуться, как выворачивается винт. У нее было такое ощущение, что душа вывернулась наружу, и вышла в какое-то туманное пространство.

Приглядевшись, она увидела группу врачей, склонившихся над телом. Она подумала: какое знакомое лицо у этой женщины! И потом вдруг вспомнила, что это она сама. Вдруг раздался голос: «Немедленно прекращайте операцию, сердце остановилось, нужно заводить его».

Она подумала, что умерла и с ужасом вспомнила, что не попрощалась ни с матерью, ни с пятилетней дочерью. Тревога за них буквально толкнула ее в спину, она вылетела из операционной и в одно мгновение очутилась у себя в квартире.

Она увидела довольно мирную сцену – девочка играла в куклы, бабушка, ее мать, что-то шила. Раздался стук в дверь, и вошла соседка, Лидия Степановна. В руках у нее было маленькое платье в горошек. «Машенька, – сказала соседка, – ты все время пыталась быть похожей на маму, вот я сшила для тебя такое же платье, как у мамы».

Девочка с радостью бросилась к соседке, по дороге задела скатерть, упала старинная чашка, а чайная ложка попала под ковер. Шум, девочка плачет, бабушка восклицает: «Маша, как ты неловка», Лидия Степановна говорит, что посуда бьется к счастью – обычная ситуация.

И мама девочки, забыв о себе, подошла к дочке, погладила ее по головке и сказала: «Машенька, это не самое страшное горе в жизни». Машенька посмотрела на маму, но, не увидев ее, отвернулась. И вдруг, эта женщина поняла, что когда она прикасалась к головке девочки, она не почувствовала этого прикосновения. Тогда она бросилась к зеркалу, и в зеркале не увидела себя.

В ужасе она вспомнила, что должна быть в больнице, что у нее остановилось сердце. Она бросилась прочь из дома и очутилась в операционной. И тут же услышала голос: «Сердце завелось, делаем операцию, но скорее, потому что может быть повторная остановка сердца».

Выслушав эту женщину, я сказал: «А вы не хотите, чтобы я приехал к вам домой и сказал родным, что все в порядке, они могут повидаться с вами?» Она с радостью согласилась.

Я поехал по данному мне адресу, дверь открыла бабушка, я передал, как прошла операция, а затем спросил: «Скажите, а в пол-одиннадцатого не приходила ли к вам соседка Лидия Степановна?», – «Приходила, а вы что, с ней знакомы?», – «А не приносила ли она платье в горошек?», – «Вы что волшебник, доктор?»

Я продолжаю расспрашивать, и все до деталей сошлось, кроме одного – ложку не нашли. Тогда я говорю: «А вы смотрели под ковром?» Они поднимают ковер, и там лежит ложка.

Этот рассказ очень подействовал на Бехтереву. А затем она сама пережила подобный случай. В один день она потеряла и пасынка, и мужа, оба покончили жизнь самоубийством. Для нее это было жутким стрессом. И вот однажды, войдя в комнату, она увидела мужа, и он обратился к ней с какими-то словами.

Она, прекрасный психиатр, решила, что это галлюцинации, вернулась в другую комнату и попросила свою родственницу посмотреть, что в той комнате. Та подошла, заглянула и отшатнулась: «Да там же ваш муж!» Тогда она сделала то, о чем просил ее муж, убедившись, что подобные случаи не выдумка.

Она говорила мне: «Никто лучше меня не знает мозга (Бехтерева была директором Института мозга человека в Петербурге). И у меня ощущение, что я стою перед какой-то громадной стеной, за которой слышу голоса, и знаю, что там чудесный и огромный мир, но я не могу передать окружающим то, что я вижу и слышу. Потому что для того, чтобы это было научно обоснованно, каждый должен повторить мой опыт».

Как-то я сидел около умирающей больной. Я поставил музыкальную шкатулку, которая играла трогательную мелодию, затем спросил: «Выключить, вам мешает?», – «Нет, пусть играет». Вдруг у нее остановилось дыхание, родственники бросились: «Сделайте что-нибудь, она не дышит».

Я сгоряча сделал ей укол адреналина, и она снова пришла к себя, обернулась ко мне: «Андрей Владимирович, что это было?» – «Вы знаете, это была клиническая смерть». Она улыбнулась и говорит: «Нет, жизнь!»

Что это за состояние, в которое переходит мозг при клинической смерти? Ведь смерть есть смерть. Мы фиксируем смерть тогда, когда мы видим, что остановилось дыхание, остановилось сердце, мозг не работает, он не может воспринимать информацию и, тем более, посылать ее наружу.

Значит, мозг только передатчик, а есть нечто в человеке более глубокое, более сильное? И тут мы сталкиваемся с понятием души. Ведь это понятие почти вытеснено понятием психики. Психика – есть, а души нет.

Как бы вы хотели умереть?

Мы спрашивали и здоровых, и больных: «Как бы вы хотели умереть?». И люди с определенными характерологическими качествами по-своему строили модель смерти.

Люди с шизоидным типом характера, типа Дон Кихот, довольно странно характеризовали свое желание: «Мы бы хотели умереть так, чтобы никто из окружающих не видел моего тела».

Эпилептоиды – считали немыслимым для себя спокойно лежать и ждать, когда придет смерть, они должны были иметь возможность каким-то образом участвовать в этом процессе.

Циклоиды – люди типа Санчо Панса, хотели бы умереть в окружении родных. Психостеники – люди тревожно-мнительные, беспокоились, как они будут выглядеть, когда умрут. Истероиды хотели умереть на восходе или на закате солнца, на берегу моря, в горах.

Я сравнивал эти желания, но мне запомнились слова одного монаха, который сказал так: «Мне безразлично, что будет меня окружать, какая будет обстановка вокруг меня. Мне важно, чтобы я умер во время молитвы, благодаря Бога за то, что Он послал мне жизнь, и я увидел силу и красоту Его творения».

Гераклит Эфесский говорил: «Человек в смертную ночь свет зажигает себе сам; и не мертв он, потушив очи, но жив; но соприкасается он с мертвым – дремля, бодрствуя – соприкасается с дремлющим», – фраза, над которой можно ломать голову чуть ли не всю жизнь.

Находясь в контакте с больным, я мог договориться с ним, чтобы, когда он умрет, он попытался дать мне знать, есть ли что-то за гробом или нет. И я получал такой ответ, не один раз.

Как-то я договорился так с одной женщиной, она умерла, и я скоро забыл о нашем договоре. И вот однажды, когда я был на даче, я вдруг проснулся от того, что в комнате зажегся свет. Я подумал, что забыл выключить свет, но тут увидел, что на койке напротив меня сидит та самая женщина. Я обрадовался, начал с ней разговаривать, и вдруг я вспомнил – она же умерла!

Я подумал, что мне все это снится, отвернулся и попытался заснуть, чтобы проснуться. Прошло какое-то время, я поднял голову. Свет снова горел, я с ужасом оглянулся – она по-прежнему сидит на койке и смотрит на меня. Я хочу что-то сказать, не могу – ужас. Я осознал, что передо мной мертвый человек. И вдруг она, печально улыбнувшись, сказала: «Но ведь это не сон».

Почему я привожу подобные примеры? Потому что неясность того, что нас ожидает, заставляет нас возвращаться к старому принципу: «Не навреди». То есть «не торопи смерть» – это мощнейший довод против эвтаназии. Насколько мы имеем право вмешиваться в состояние, которое переживает больной? Как мы можем ускорять его смерть, когда он, возможно, в этот момент переживает ярчайшую жизнь?

Качество жизни и разрешение на смерть

Важно не количество дней, которое мы прожили, а качество. А что дает качество жизни? Качество жизни дает возможность быть без боли, возможность контролировать свое сознание, возможность быть в окружении родственников, семьи.

Почему так важно общение с родственниками? Потому что дети часто повторяют сюжет жизни своих родителей или родственников. Иногда в деталях, это удивительно. И это повторение жизни часто является и повторением смерти.

Очень важно благословение родных, родительское благословение умирающего детям, оно даже потом может спасти их, уберечь от чего-то. Опять-таки, возвращаясь к культурному наследию сказок.

Помните сюжет: умирает старик-отец, у него трое сыновей. Он просит: «После моей смерти три дня ходите на мою могилу». Старшие братья или не хотят идти, или боятся, только младший, дурак, ходит на могилу, и в конце третьего дня отец открывает ему какую-то тайну.

Когда человек уходит из жизни, он иногда думает: «Ну, пусть я умираю, пусть я заболел, но мои родные пусть будут здоровы, пусть болезнь оборвется на мне, я заплачу по счетам за всю семью». И вот, поставив цель, неважно рационально или аффективно, человек получает осмысленный уход из жизни.

Хоспис – это дом, в котором предлагается качественная жизнь. Не легкая смерть, а качественная жизнь. Это место, где человек может завершить свою жизнь осмысленно и глубоко, в сопровождении родственников.

Когда человек уходит, из него не просто выходит воздух, как из резинового шара, ему нужно сделать скачок, ему нужны силы для того, чтобы шагнуть в неизвестность. Человек должен разрешить себе этот шаг. И первое разрешение он получает от родственников, затем – от медицинского персонала, от волонтеров, от священника и от самого себя. И это разрешение на смерть от самого себя – самое сложное.

Вы знаете, что Христос перед страданиями и молитвой в Гефсиманском саду просил своих учеников: «Побудьте со мной, не спите». Три раза ученики обещали Ему бодрствовать, но засыпали, не оказав поддержку. Так вот хоспис в духовном смысле является таким местом, где человек может попросить: «Побудьте со мной».

И если такая величайшая личность – Воплощенный Бог – нуждался в помощи человека, если Он говорил: «Я уже не называю вас рабами. Я назвал вас друзьями», обращаясь к людям, то последовать этому примеру и насытить духовным содержанием последние дни больного – очень важно.

Андрей Гнездилов
Подготовила текст; фото: Мария Строганова

Вход Господень в Иерусалим (Неделя ваий, Вербное воскресение ) - двунадесятый праздник, который совершается в шестое воскресенье Великого поста и установлен в воспоминание торжественного входа Господня в Иерусалим. Праздник этот переходящий, то есть дата его каждый год меняется и зависит от Пасхи . С Вербного воскресенья начинается Страстная седмица - последняя и самая важная часть Великого поста.

Вербное воскресение. Событие праздника

Торжественному входу Господа в Иерусалим предшествовало чудо воскрешения Лазаря из Вифании. Трогательный рассказ об этом событии мы находим в Евангелии от Иоанна. Когда Лазарь заболел, его сестры Марфа и Мария тотчас же послали сказать об этом Спасителю. Лазарь вскоре умер и был похоронен, и только спустя четыре дня Господь пришел в Вифанию. «Господи, если бы ты был здесь, не умер бы брат мой!», - сказала Марфа. Спаситель ответил, что Лазарь воскреснет, и пошел к пещере, где тот был похоронен. Когда отвалили камень, Господь помолился, и затем громким голосом воззвал: «Лазарь, иди вон!» И опутанный погребальными пеленами Лазарь вышел из гроба, в котором пролежал четыре дня.

Господь и раньше воскрешал умерших, вскоре после смерти. Но это чудо особенно потрясло всех присутствовавших, ведь от умершего уже исходил запах тления, он был погребен и несколько дней пролежал во гробе. Многие, видевшие и слышавшие об этом событии, уверовали во Христа.

Когда на следующий день Спаситель вошел в Иерусалим, где перед праздником ветхозаветной Пасхи собралось множество паломников, Его встречали как победителя. Книжники и первосвященники, искавшие малейшего повода, чтобы убить Исуса Христа, хотели умертвить и воскрешенного. Лазарь скрылся и впоследствии был первым епископом Кипра. Он прожил еще 30 лет.

Вход Господа в Иерусалим, его торжественную встречу описывают все четыре Евангелиста. Ученики по повелению Господа привели к нему ослицу и молодого осла, на которого постелили свои одежды, и Он сел поверх них. Множество народа, узнавшего о великом чуде, встречали Спасителя: постилали на дорогу свою одежду, другие клали срезанные ветви. Сопутствующие и встречающие громко восклицали:

Осанна Сыну Давыдову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!

Ослица и молодой осел, еще не ходивший под седлом, символизировали ветхозаветный Израиль и язычников, которые также уверовали во Христа. Евангелисты обращают внимание, что Исус Христос, как Сын Давыдов, въезжает в Иерусалим на молодом осле, как и Давыд после победы над Голиафом.

Народ встречал Христа как победителя и триумфатора, но Господь шел в Иерусалим не для земной власти, не для того, чтобы освободить евреев от власти захватчиков-римлян. Он шел на страдания и крестную смерть. С Вербного воскресенья начинается Страстная седмица. Пройдет всего несколько дней, и вновь соберется множество народа. Но на сей раз толпа будет кричать: «Распни, распни Его!»

Вербное воскресение. История праздника

Праздник Входа Господня в Иерусалим известен с первых веков христианства. Уже в III веке его упоминает в своем поучении святитель Мефодий Патарский. Святые отцы Амвросий Медиоланский и Епифаний Кипрский, жившие в IV веке, в своих проповедях говорят о том, что праздник совершается торжественно, множество верующих идут в этот день торжественным крестным ходом с пальмовыми ветвями в руках. Поэтому праздник получил и другое название - Недели ваий или цветоносной. Поскольку на Руси климат холодный, пальмы не растут, их заменили вербой, на которой как раз в это время распускаются пушистые сережки. Отсюда и народное название праздника - Вербное воскресенье . В этот день разрешается пища с рыбой. Накануне, в Лазареву субботу, принято вкушать икру.

Вход Господень в Иерусалим. Праздничное богослужение

В стихерах празднику прежде всего указывается на смирение Спасителя, скромно шествующего на бессловесном жеребенке, и содержится призыв к верующим встречать Грядущего ликующим пением: «Благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних ». Тексты православной службы не просто описывают события, происходившие в Иерусалиме две тысячи лет назад, но и показывают нам их значение, в частности, исполнение ветхозаветных пророчеств. В первой паремии (Быт. XLIX, 1-2, 8-12) содержится пророчество патриарха Иакова сыну Иуды о том, что из его рода будут происходить цари до тех пор, пока не явится Примиритель (т.е. Господь Исус Христос); во второй паремии (Софонии III, 14-19) пророчествуется о торжестве Сиона и ликовании Израиля, потому что среди них находится Господь, Царь Израилев. В третьей паремии (Захарии IX, 9-15) предсказы­вается о торжественном входе Исуса Христа в Иерусалим на молодом осле:

Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий; Он кроток и восседает на подъяремной и осленке молодом.

В каноне изображается радость истинного Израиля, удостоенного быть свидетелем Царского входа Господня в Иерусалим, и злоба книжников и фарисеев и первосвященников иудейских, с какою они смотрели на торжество Сына Давыдова. Все живущее призывается прославить Господа, идущего на вольные и спасительные страдания.

Вечернее богослужение имеет особенность, отличающую этот праздник от прочих: после Евангелия священник читает молитву над вербой, в которой вспоминается голубь, принесший Ною ветвь маслины, и дети, которые с ветвями маслин и пальм встречали Христа со словами: «Оса́нна в вы́шних! Благослове́н гряды́и во́ имя Госпо́дне ». Приложившись к Евангелию, молящиеся получают от священника несколько ветвей освященной вербы и всю оставшуюся службу держат их в руках вместе с горящими свечами. Вернувшись домой, верующие помещают вербу рядом с иконами. Прошлогодние «букетики» не принято выбрасывать, их сжигают или опускают в реку.

В Апостоле (Фил. IV, 4,-9) верующие призы­ваются к кротости, миролюбию, молитвенному настроению и верности учению Христову. В Евангелии повествуется о входе Господнем в Иерусалим (Иоанна XII, 1-18) и о вечери в Вифании.

Тропарь праздника объясняет нам духовный смысл торжественного входа Господа в Иерусалим:

Џбщее воскRсeніе прeжде своеS стрaсти ўвэрsz, и3з8 мeртвыхъ во€дви1глъ є3си2 лaзарz хrтE б9е. тёмъ же и3 мы2 ћкw џтроцы, побёдныz џбразы носsще, тебЁ победи1телю смeрти вопіє1мъ, nсaнна в8 вhшнихъ блгcвeнъ грzдhи во2 и3мz гDне.

Русский текст

Всеобщее воскресение прежде Твоих страданий удостоверяя, из мертвых Ты воздвигл Лазаря, Христе Боже. Потому и мы, как дети, нося символы победы, говорим Тебе - Победителю смерти: осанна в вышних! Благословен идущий во имя Господне!

Кондак празднику. Церковно-славянский текст:

На пrт0лэ нa нб7си, на жребsти на земли2 носи1мь хrте б9е, t ѓнGлъ хвалeніе, и3 t дэтє1й воспэвaніе пріимaше, зовyщихъ ти, бlгословeнъ є3си2 пришeдыи ґдaма во€дви1гнути.

Русский текст

Христе Боже, носимый на престоле, а на земле на осленке, Ты, принял воспевание от детей и хвалу от Ангелов взывающих: «Благословен Господь, Идущий вызвать (из ада) Адама».

«Шествие на осляти»

В XVI–XVII вв. на Руси в Москве, Великом Новгороде и других больших городах существовал обычай совершать крестный ход в день праздника особенным образом. В Москве торжественный крестный ход направлялся из Успенского собора Кремля к собору Покрова на Рву (храму Василия Блаженного), один из приделов которого был освящен во имя входа Господня в Иерусалим. Патриарх ехал на молодом осле, которого вел под узцы царь. Чаще всего «осел» был символическим - конь светлой масти. Такой же символической со временем стала и «верба». В XVII веке это было уже дерево, украшенное искусственными цветами, орехами и засахаренными фруктами. После окончания крестного хора дерево рубили на части, угощение отправляли в царские палаты и раздавали народу.

На Руси этот обычай возник не самостоятельно, а был заимствован у греков. В Константинопольской церкви «шествие на осляти » было известно еще в IX–X вв. Самое раннее русское свидетельство такого обычая имеется в расходных книгах Софийского собора Великого Новгорода за 1548 год. Новгородский наместник водил осла, на котором сидел архиепископ. Процессия шла из Софийского собора до Входоиерусалимского храма и назад. Известно, что такая церемония проводилась в XVII веке также в Ростове Великом, Рязани, Казани, Астрахани и Тобольске. В конце XVII века обычай был упразднен.

Вербное воскресение в народных традициях

К Вербному воскресенью были приурочены некоторые народные обряды и обычаи. Крестьяне во время утрени молились с освященной вербой и, придя домой, глотали вербные почки для того, чтобы предохранить себя от болезни и прогнать всякую хворь. В этот же день женщины пекли из теста орехи и давали их для здоровья всем домочадцам, не исключая и животных. Освященную вербу берегли до первого выгона скота (23 апреля), причем всякая благочестивая хозяйка выгоняла со двора скот непременно вербой, а самую вербу затем или «пускали на воду», или втыкали под крышу дома. Это делали с той целью, чтобы скотина не только сохранилась в целости, но чтобы и домой возвращалась исправно, а не блуждала бы в лесу по нескольку дней.

Русский историк и этнограф второй половины XIX века М. Забылин в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» так описывает традиции Вербной недели.

«Вербная неделя , или неделя Ваий, у нас оживляется чисто праздником начала весны; верба или ветла, не давшая еще листьев, цветет и тем как бы заявляет, что наша северная природа скоро наградит нас и все живущее на земле новыми благами. Самый праздник Воскрешение Лазаря служит символом возобновления, оживления могущественной природы. На Вербной неделе в столицах учреждены детские базары, где торгуют преимущественно детскими игрушками, вербами, цветами и сластями, как бы в ознаменование того, что маленькие дети встретили весну своей жизни и должны радоваться в этой жизни, а смотря на игрушку, изучать на ней суть своего будущего, так как каждая игрушка есть наглядная грамота, наглядное учение, развивающая дальнейшее понимание в ребенке, сближающее его с= жизнью и развивающее его мыслительность через наглядность, сравнение действия и образов. В Лазареву субботу все допускают употребление в пищу икры, постных блинов и разного кухонного печения.

В Вербное воскресенье, возвратясь из церкви с освященными прутьями вербы, деревенские бабы хлещут ими своих ребят, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез! » В Нерехте крестьянки пекут барашки в Вербное воскресенье, и когда придут из церкви, то этими барашками кормят скотину, а вербу втыкают в сельнике у св. икон и берегут ее круглый год до Георгиева дня. Это обыкновение сохраняется во многих губерниях. Известно, что у нас первый весенний выгон скота начинается с Георгиева дня. Крестьяне в этот день берут годовалую вербу, мочат в святой воде, окропляют ею скот на дворе и потом этою вербою хлещут скотину, приговаривая: «Господь, благослови и здоровьем награди! » А иногда просто: «Благослови тебя, Господи, и будь здорова »… и с вербою в руках доводят до места пастбища. Освященная верба у нас в России то же, что пальмовая ветвь Палестины, уважается высоко и обыкновенно сохраняется у русского благочестивого народа за образами в течение целого года. В некоторых губерниях вербу, освященную в Вербное Воскресенье, употребляют как симпатическое средство и кладут в пойло больным коровам или телятам».

Церковь вступает сегодня в особые дни - дни, полные ликования и трагизма. В дни, в которых почти нет границы между «ОСАННА!» и «РАСПНИ!»…

Как это страшно - жаждать и желать земного царя и не рассмотреть перед собою Живого Бога! Кругом ликований вайи, восклицания, постеленные одежды… А Христос идет через все это - к Своей смерти.

Он знает, что руки, которые сегодня держат цветы, завтра с ненавистью сожмут камень. И глаза, которые сегодня хранят улыбку, через несколько дней зажгутся недобрым огнем и нальются кровью.

Он говорил им о Царствии Небесном, а они ждали только удовлетворения своих земных проблем! Он возвещал им о Божественной Любви и Сам был Любовь, а они эту любовь безжалостно растоптали!

Проповедь в Вербное Воскресенье «Пришел час, - говорит Господь, - прославиться Сыну Человеческому». Но прославление это будет не через блеск политической славы… Прославление Его будет через смерть!

Разочарование ждет каждого, кто от Христа ожидает только земной победы. Они хотели посадить Его на блистательный царский земной трон, он выбрал Крест и Смерть. Смерть, через которую всему человечеству откроется Вечная Жизнь!

Труден и трагичен сегодняшний праздник. Им открываются двери Страстной седмицы - самого напряженного, самого драматичного времени церковного года. Мы стоим с вайями сегодня, и Господь так хочет, чтобы никто из нас от Него никогда не отвернулся. Чтобы мы стояли при Кресте Его, а не грелись у костра земной жизни.

Господь не вымогает нашу любовь к Нему. Он ждет свободного, радостного, вдохновенного ответа на Его Любовь! Любовь - это всегда движение и это движение должно быть взаимным!

Достоевский как-то очень ярко сказал о своем жизненном пути: «Через огромное горнило сомнений моя «Осанна» прошла!» Путь каждого из нас - это огненное горнило сомнений, болезней, скорбей, слез, неожиданных испытаний, тревог и волнений. И какая радость, что мы в Церкви! Церковь - это драгоценнейший опыт Вечной Жизни, которая начинается сегодня, сейчас, здесь и простирается в Царствие Небесное. Вера дарит нам вдохновение! Дает силы и мужество нести наш жизненный крест.

Верующий человек старается «держать ум свой во аде», как это было сказано Богом преподобному Силуану Афонскому. Но в то же время с радостью и огромным, глубоким упованием думает о будущем преображенном Космосе, когда «Бог будет всяческая и во всем» и где «око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, что уготовал Бог любящим Его».

Но чтобы наследовать Жизнь Вечную, нужен гигантский труд, неимоверное усилие души, огромная искренняя любовь к Богу и ближним.

Как-то ученик пришел к своему старцу и спросил: «Как узнать, что я живой человек, а не мертвый?»

«Ты жив, - сказал старец, - если твое сердце еще не засыпано, как могильной землей, - суетой, безразличием, унынием, скукой!

Ты жив, если глаза твои еще могут плакать, а душа - сочувствовать!

Ты жив, если на твоем Небе, буквами смиренных и тихих звезд вышито самое главное слово - ЛЮБОВЬ!»

…Страшно, если все емкости нашей души заняты только одним - самим собою. Пост должен был помочь нам открыть свое сердце для ближнего, открыть свое сердце для Вечности.

Замечательно сказал о.Ефрем Ватопедский, который недавно привозил в Россию Пояс Богородицы: «Мы, монахи, внесем вклад в дело духовной помощи своему народу не тем, что будем ходить туда-сюда, разглашая, проповедая, а тем, что будем опытно переживать Христа». В этом весь смысл нашего духовного, сердечного делания и монахов и мирян - опытно переживать Христа!

Сейчас мы стоим с вайями в руках. «Бог Господь и явися нам! Благословен грядый во Имя Господне!» Но через радость сегодняшнего праздника уже слышится моление Гефсиманского сада и стенания Голгофы. И с каждым мгновением, с каждым вздохом сокращается расстояние между «ОСАННА!» и «РАСПНИ!»

Но Богу все это нужно пройти: и предательство ученика, и моление о Чаше, и насмешки невежественных солдат и вопли: «Сниди со Креста!» Ему нужно пройти этот путь для нас и за нас!

И Он не сойдет со Креста. Через Крест и смерь Он пройдет к Своему Воскресению!

И каждый из нас - таков закон жизни духовной - тоже когда-то пройдет по ступеням своей страстной седмицы. И никто не избежит распятия, никто не обойдет своей Голгофы.

Но за ней - и в этом весь смысл и все наше упование и вся наша надежда - обязательно будет ПАСХА!

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия