Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия


В Страстную Пятницу Литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву , – совершаются Царские часы с особыми псалмами, паримиями, чтением Апостола и Евангели я.

8:00 - Царские часы.

В Страстную Пятницу Литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву.

14:00 - Чин выноса Плащаницы Господа нашего Иисуса Христа.

16:30 - Чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. Крестный ход. Поклонение св. Плащанице.

В этот день:

(1 Кор 1, 18-2,2 2. Мф. 27, 1-38. Лк.23, 39-43. Мф.27, 39-54. Ин.19, 31-37. Мф.27, 55-61)

Воспоминание ареста, суда, избиения, поругания, казни и крестной смерти Спасителя.

Страстная пятница - самый страшный день в истории человечества. В этот день совершилось, как казалось, предельное торжество зла, человеческой зависти и неблагодарности: Христос, воплотившийся Творец мира, столько веков ожидаемый Мессия был отвергнут Своим народом, подвергнут страшным издевательствам, несправедливо осужден и предан самой мучительной и позорной, которая только когда-либо существовала, казни.




кадры из фильма "Страсти Христовы"

Тогда на жестком, грубом деревянном кресте, после многочасового страдания, умер плотью воплотившийся Сын Божий. Тогда, с того креста, ученики, которые до того были тайными, а теперь, перед лицом случившегося, открылись без страха, Иосиф и Никодим сняли тело. Было слишком поздно для похорон: тело отнесли в ближнюю пещеру в Гефсиманском саду, положили на плиту, как полагалось тогда, обвив плащаницей, закрыв лицо платом, и вход в пещеру заградили камнем - и это было как будто все. Но вокруг этой смерти было тьмы и ужаса больше, чем мы себе можем представить. Поколебалась земля, померкло солнце, потряслось все творение от смерти Создателя. А для учеников, для женщин, которые не побоялись стоять поодаль во время распятия и умирания Спасителя, для Богородицы этот день был мрачней и страшней самой смерти. Тогда пятница была последним днем. За этим днем не видно ничего, следующий день должен был быть таким, каким был предыдущий, и поэтому тьма и мрак и ужас этой Пятницы никогда никем не будут изведаны, никогда никем не будут постигнуты такими, какими они были для Девы Богородицы и для учеников Христовых. Начиналось дление бесконечных дней.


Я ничего вам не могу передать, если вы сами не почувствуете, если вы сами не постоите, если сами не отложите всякое житейское попечение и послушаете, поучаствуете. Такое благодатное дело происходит в церкви с людьми: когда читается Евангелие, то Господь дает слушающим реальное участие в этих великих святых событиях.

Я вот только хочу прочесть отпуст, то есть, последние слова священника, когда он кланяется своим прихожанам, такие замечательные слова

Термин «плащаница» появился в русских богослужебных книгах в конце XVI века. Плащаница - это икона, изображающая Спасителя, лежащего во гробе. Обычно это большой плат (кусок ткани), на котором написан или вышит образ положенного во гроб Спасителя. Вынос Плащаницы и Чин погребения - это два важнейших богослужения, которые совершаются в Великую пятницу Страстной седмицы. Великая пятница


На вечерне Великой Пятницы заканчивается чтение книги Иова. Богослужение этого дня пронизано каким-то созерцательным оцепенением, умышленной сдержанностью чувств и образов. Мы ничего не просим, не высекаем из себя слёзы, не сокрушаемся о своем. Сегодня – всё о Нем, всё Его, всё Им.

Многострадальный Иов, судившийся с Богом за свои несчастья, наконец, получил

Утром читаются Царские Часы. Они названы так потому, что на каждом Часе положено …

Вечерня начинается как обычно. Однако песнопения и тексты, которые мы слышим, кажется, обжигают. По-моему нет в православном богослужении более пронзительных текстов, чем тексты этих дней. Вспоминаю, что когда я посмотрел нашумевший фильм «Страсти Христовы» я поймал себя на мысли: интенсивность пережива


Отданный на казнь, Христос еще много пострадал до нее самой. Поруганию, избиению и насмешкам Спасителя предали римские воины, которые должны были сопровождать Его на место казни. Возложив на голову Господа терновый венец, впивавшийся своими колючками в плоть, и дав Ему тяжелый крест – орудие казни, они вышли на путь к Голгофе. Голгофой или лобным местом называлась возвышенность к западу от Иерусалима, на которую можно было пройти через городские Судные ворота. Этим путем и пошел Спаситель, пройдя его в итоге за всех людей.

Такая казнь иногда длилась несколько суток. Чтобы ускорить ее, человека не просто привязывали ко кресту, как в большинстве случаев, а прибивали. Кованые граненые гвозди вбивались между лучевыми костями руки, рядом с запястьем. На своем пути гвоздь встречал нервный узел, через который нервные окончания идут к кисти руки и управляют ей. Гвоздь перебивает этот нервный узел. Само по себе прикосновение к оголенному нерву - страшная боль, а здесь все эти нервы оказываются перебиты

Я сегодня Тебя провожала

На Голгофу, на крест...

Под смоковницей тихо стояла-

Рядом не было мест.

Я старалась к Тебе прикоснуться,

Чтобы Ты исцелил.

С самарянкой пришла к колодцу,

Чтобы Ты напоил.

Протянула сухую душу,

Чтоб она ожила.

Ожидая с Закхеем на ужин,

Все долги раздала.

А теперь Ты подал мне раны

Целовать и рыдать,

С Богородицей и Иоанном

На Голгофе стоять.

Я сегодня Тебя хоронила-

Ты меня допустил...

Нет страшнее Твоей могилы

Среди всех могил.

Замолчала вся плоть человеча-

Сам Господь молчит.

Но надежда, как тонкая свечка

В моём сердце горит.

Я приду сюда завтра рано,

Ароматы неся,

С мироносицами женами

Не боясь, а любя.

Ты меня осияешь светом

И растает печаль.

Я пойду за Тобой с рассветом-

Мне себя не жаль.

Ты научишь меня смиренью и любви святой,

Чтобы нам уже не расстаться

Никогда с Тобой.

(Галина Кременова, г.Херсон)

Крестная смерть Христа совершилась по Евангелию в 9 час (около 3 часов дня по на-шему времени). Поэтому во второй половине дня в храмах при пении тропаря: "Благообразный Иосиф с древа снем пречистое Тело Твое...", священнослужители поднимают Плащаницу (т.е. изображение Христа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма в преднесении светильников (все молящиеся стоят с зажженными свечами) и при каждении фимиамом. Плащаница полагается на особо приготовленном столе (гробнице), которая будет находится на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.



Затем, на чине выноса Плащаницы читается канон "Плач Божией Матери". "Увы мне, чадо мое, увы мне, свете мой", - скорбно восклицает Церковь от лица Пресвятой Богородицы, созерцая ужас Страстных дней.

Устав предписывает совершать его келейно, так что те кто не попал на службу, обязательно прочтите этот удивительный по глубине канон.

"Жизнь вечная, како умираеши?" - в недоумении вопрошает Сына Своего и Бога Приснодева. Тысячи, тысячи матерей могут узнать этот плач - но, Ее плач страшнее всякого плача: Она хоронила не только Сына Своего, но всякую надежду на победу Божию, всякую надежду на вечную жизнь. Многие, верно, глядели на Христа, многие, верно, постыдились и испугались и не посмотрели в лицо Матери. С каким ужасом в душе должны бы мы стоять перед лицом Матери, Которую мы убийством обездолили.,. Встаньте перед Ее лицом, встаньте и посмотрите в очи Девы Богородицы!.. Слушайте, слушайте этот плач! Говорите: Мать, я повинен - пусть среди других - в смерти Твоего Сына; я повинен - Ты заступись. Если Ты простишь - никто нас не осудит и не погубит... Но если Ты не простишь, то Твое слово будет сильнее всякого слова в нашу защиту...

Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницею и лобызают язвы изображенного на ней Господа - прободенные ребра, руки и ноги Его. И в это остающееся короткое время вникнем душой в эту смерть, потому что весь этот ужас зиждется на одном: НА ГРЕХЕ, и каждый из нас ответственен за эту страшную Великую Пятницу. Поэтому, прикладываясь к священной Плащанице, будем это делать с трепетом. Он умер для тебя одного: пусть каждый это понимает! - и будем слушать этот Плач, плач всея земли, плач надежды надорванной, и благодарить Бога за спасение, которое нам дается так легко и мимо которого мы так безразлично проходим, тогда как оно далось такой страшной ценой и Богу, и Матери Божией, и ученикам.


Каждый человек, действительно живущий жизнью Церкви, знает ужас и бесприютность этого дня. Этот день страшен еще и потому, что перед каждым он со всей беспощадностью ставит вопрос: А где я был бы тогда, в ту страшную ночь? И ответ на него неутешителен: даже апостолы, говорившие, что готовы умереть за Христа, и действительно думавшие, что умрут за Него, все разбежались, даже Петр, самый твердый и ревностный среди них, трижды перед лицом, если посмотреть, самой ничтожной опасности отрекся от своего Учителя.

Путь к смерти ужасен для каждого человека, а Иисус истинно был человеком, но, и более того, для Христа он был особенно труден. Мы должны в это вдуматься: нам всегда - или часто - кажется, что легко было Ему отдать Свою жизнь, будучи Богом, Который стал человеком. Но умирает-то Спаситель наш Христос как человек: не Божеством Своим бессмертным, а человеческим Своим, живым, подлинно человеческим телом!».

«Солнце увидело невиданное им, - говорит святитель Игнатий (Брянчанинов, - и, не стерпевши увиденного, скрыло лучи свои, как человек закрывает очи при невыносимом для него зрелище: оно оделось в глубокий мрак, выражая мраком печаль, столько глубокую, как горька смерть. Земля колебалась и потрясалась под событием, совершившемся на ней. Ветхозаветная Церковь растерзала свою великолепную завесу; так терзаются и не щадятся драгоценнейшие одежды при бедствии неотвратимом, решительном. И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь».

Тогда храм погружен в темноту. Звуки покаяния нарастают и охватывают молящихся. Каждый поставляется в этой суровой темноте на суд своей совести, остается с ней наедине, а голос покаянных строк то осуждает содеянное, то горько укоряет за него. Стоят в темноте перед Богом все возрасты человеческой жизни; замирает, вдруг услышав звуки вечной правды, юность. Стоит, исповедуется Богу в молчании весь храм, а за окном в глубокую темноту неба уходят отражения зеленых огней лампад, будто там, в небосводе обретающих свое твердое пребывание. Это все, пережитое накануне - и покаянное пение, и мрак храма, и дрожащие за окном во мгле неба зеленые огни, - все это наполняет небывалой широтой переживаний. Литургии в Великую Пятницу не бывает, так как в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские Часы. Это день особенно строгого поста. Есть благочестивая традиция не вкушать в Великую Пятницу никакой пищи до окончания чина выноса Плащаницы (то есть примерно до трех часов пополудни), а затем принимать в пищу только хлеб и воду. (читается 1 Кор 1, 18-2,2 2. Мф. 27, 1-38. Лк.23, 39-43. Мф.27, 39-54. Ин.19, 31-37. Мф.27, 55-61)

А вечером в пятницу - совершается утреня Великой Субботы (сутки по церковному календарю начинаются с вечера) с чином погребения Плащаницы. Вечернее богослужение имеет заупокойный характер. Это погребение Самого Христа. Как на отпевании, все в храме стоят с зажженными свечами. В начале утрени читается семнадцатая кафизма - часть Псалтири, которую обычно читают при отпевании усопших или на панихидах.


"Исходное пение, надгробную песнь Тебе воспою; погребением Твоим жизни моея входы отверзшему, и смер-тию смерть и ад умертвившему", - так начинается канон Великой Субботы. Это тоже плач о погребенном Христе, но в нем все сильнее звучит новая тема - ожидание Воскресения, предчувствие Пасхи. "Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе… востану бо и прославлюся", - поет хор. А Евангелие читают уже воскресное о явлении ангелов на месте погребения Распятого Христа, о том как жены-мироносицы не нашли Иисуса там, где его погребали. До Пасхи остается чуть больше суток…

Тихим крестным ходом с Плащаницей и со свечами завершается утреня Великой Субботы. Когда шествие обходит храм, все поют заупокойное "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас..." И уже всего несколько часов отделяет этот крестный ход от следующего, совершаемого в воскресную полночь, уже пасхального.

Страстная неделя — это последние дни перед Пасхой, путь страданий, крестной смерти Спасителя и его Светлого Воскресения. Подробнее об этом в нашей статье!

Как провести Страстную седмицу?

О том, как правильно провести Страстную неделю, как прожить ее в полную меру, корреспонденты портала спросили у известных священников.

Протоиерей Валериан Кречетов, духовник Московской епархии:

Сопереживайте Спасителю

Протоиерей Валериан Кречетов

Время поста, которое было дано человеку для достижения покаяния, заканчивается пятницей шестой седмицы. Весь смысл покаянного подвига, совершаемого , как говорят святые отцы, состоит в очищении сердца.

И Иоанн Предтеча, и Сам Господь начали свою проповедь со слов: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное ». И когда, как сказано в каноне Андрея Критского, «пророки уже изнемогли», Церковь подготавливает праздник , показывая последние дни Его жизни, когда Господь страдал за грехи наши. Как Бог, Он знал обо всем, что будет происходить, но как человек Он просил сострадания: «И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте » (Мф 26:34).

Готовит нас к празднику Пасхи и показывает, что другого пути к воскресению, чем через крест и страдания, нет. Поэтому простой народ и говорил: «Господь терпел и нам велел».

Богослужения Страстной седмицы призывают человека к тому, чтобы он сопереживал, сострадал Спасителю.

Первые три дня полагается перечитывать всех четырех Евангелистов в напоминание того, что Господь сотворил, а мы своими грехами Его распинаем. И хотя это обращено как бы к иудеям того времени, это относится к каждому человеку, который своими грехами распинает Христа.

В Страстную неделю, если имеется такая возможность, желательно чаще бывать в храме, особенно в , и накануне в среду вечером. Утром верующие соприсутствуют на Тайной Вечере и причащаются, а вечером читаются Евангелия страстей Господних. Дальше идет – распятие Спасителя, погребение и уже начинающаяся радость Светлой Субботы.

Первыми о воскресении Христовом узнали ангелы, так же как и о Его рождении, поэтому Церковь поет: «Воскресение Твое Христе Спасе ангели поют на небеси. И нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити ». Почему сказано «чистым сердцем»? Потому что считается, что человек постом насколько возможно очистил свое сердце к этому светлому дню.

Страстная седмица — это драгоценное время

Службы Страстной недели — это самые лучшие службы из всего церковного года. Думаю, что люди вообще не создали ничего лучше, чем Страстные службы. Это самое прекрасное, самое глубокое, самое талантливое, самое Боговдохновенное из всего, рожденного человеческим гением.

Если эти службы совершаются благоговейно, если человек старается в них участвовать осмысленно, то они перенесут его в ту реальность, которая явилась на земле две тысячи лет назад, помогут вместе со святыми, вместе с Божией Матерью и апостолами, пройти путь страданий Христа и встретить Светлое Христово Воскресение.

Если человек постарается вникнуть в них, то сможет преодолеть пространство и время и стать участником евангельских событий. Если искренне, с верой и любовью участвовать в этих церковных службах, то обязательно по-новому почувствуешь все Евангелие, по-новому осознаешь себя христианином.

Кроме того, эти службы, как всякое произведение искусства, действуют не только рациональным образом — на сознание человека, они действуют непосредственно, образно говоря, на сердце человека. Участвуя в них, человек что-то осознает, но еще больше он чувствует, что его вере открывается та духовная реальность, которая существует вне времени и пространства. Жертва Христова, Его страдание и смерть, Его победа над силами зла, над смертью, торжество Его воскресения — это все принадлежит духовному миру, находящемуся вне времени и пространства. И через церковные службы мы можем приобщиться к этой реальности.

Очень многое является тайной, которую мы не можем понять рационально. Это естественно, потому что духовный, Божественный мир выше нас, он не открывается нашему разуму вполне, не подвластен ему. А сердцу он открывается. Если это происходит, то становится великим достижением в нашей жизни. Мы поймем потом, не сразу, что ничего более высокого в нашей жизни не было. И не может быть ничего выше, чем жизнь со Христом, чем возможность найти Христа и быть с Ним. Поэтому Страстная седмица — это драгоценное время.

Конечно, со Христом можно быть всегда, и нужно быть всегда. Но падшему человеку это очень трудно. Наше сердце к этому не способно, оно как бы изнемогает, оно не может себя очистить, не может себя приготовить к тому, чтобы всегда быть с Богом. А здесь Господь Сам берет наше сердце в Свои руки, ведет Своей мощной рукой и совершает ту работу, которую мы должны были бы сделать сами, но стали неспособны на это. Церковь вводит нас в мощное шествие ко Христу, в жизнь со Христом, поэтому на богослужении прийти приблизиться ко Христу, почувствовать себя вместе с Ним гораздо легче, чем в одиночестве.

Обстоятельства нашей жизни таковы, что препятствуют участвовать во всех службах. Мы в храме Николы в Кузнецах стараемся служить по две службы в день: самые великие службы удвоить, чтобы все члены семьи могли подменить друг друга и поучаствовать в этих, даже не службах, а событиях.

Каждый день Страстной седмицы, так же как повествование об этих днях в Евангелии, является путем к страданию, которое совершилось на Голгофе. Само наше путешествие по дням Страстной седмицы похоже на тот путь на страсти, который прошел Сам Господь.

Вот мы видим, как Господь приходил в Иерусалим, потом уходил и приходил снова, говорил Свои последние поучения народу и ученикам. Службы делают нас спутниками Христа, Его слушателями. Вспоминаются Страстной четверг, … Мне кажется, тут комментарии не нужны и даже невозможны. Это настолько выше слов, что, как поется в службе, «изумевает всяк ум». Лучше прийти в храм и поучаствовать самому.

Очень важно, чтобы эти службы совершались неторопливо, чтобы всё было понятно, чтобы они доходили до сердца, чтобы соучастие в страданиях со Христом объединяло всю общину, народ и духовенство, чтобы это было общее шествие со Христом.

Протоиерей Владимир Шафоростов:

Не дайте себе прожить это время расслабленно

Протоиерей Владимир Шафоростов

Страстная неделя – время особенное. Эти дни нельзя прожить расслабленно, прожить так, как будто Христос не распинался ради нашего спасения.

К сожалению, многие стремятся к тому, чтобы взять от жизни всё, забывая о главном. Отвергая Христа, не отзываясь на крестную Божественную любовь, люди лишают себя благодатной радости и смысла жизни. Напомню читателям портала «Православие и мир» о так называемом пари Паскаля: человек, верующий во Христа, выигрывает жизнь вечную, если он прав, и не проигрывает ничего, если он ошибается; человек неверующий не выигрывает ничего, если он прав, и проигрывает вечную жизнь, если он заблуждается.

Верно заметил, что: «Не столько огорчают Бога содеянные нами грехи, сколько наше нежелание перемениться».

В дни Страстной седмицы каждый, кто хочет быть верным учеником Христа, должен сделать всё возможное, чтобы отречься от греховных желаний, поставить молитвенное общение с Богом выше всего.

Не требовать любви к себе, не причинять боль ближнему, а лучше потерпеть ради Христа и постараться прожить эти Великие дни так, чтобы содержанием нашей жизни стало подлинное служение Богу и ближнему.

Важно не просто «отстоять» службу и вспомнить о страданиях Спасителя, а молитвенно сострадать, сораспяться со Христом. Дай Бог всем нам силы сберечь и приумножить всё светлое, что дано по благодати нам, и победить грех, который удаляет нас от Христа Спасителя.

Протоиерей Игорь Фомин:

Напитаться духом Богослужения

Чтобы Пасха стала настоящим праздником, Страстную неделю желательно провести в храме и пропитаться тем духом, который Церковь дает людям верующим именно в богослужении.

Надо обязательно отстраниться от времени, от нашего 21 века, мысленно хотя бы перенестись в те дни, прочувствовать, что испытал ради нас Господь. Каждый день этой страшной седмицы посвящен какому-либо дню недели перед воскресением Христовым, перед нашим спасением, и очень важен. Так что если мы проведем эти дни в храме, со вниманием и трепетом, то Пасха для нас будет логичным завершением Страстной седмицы.

Если нет возможности пребывать в храме эти дни, я мог бы посоветовать для людей верующих синопсис. В православном синопсисе есть евангельские чтения на каждый день Страстной седмицы.

В эти дни надо особо обратить внимание на тех, кто рядом с нами. Обязательно творить добрые дела, которые были бы подтверждением нашей веры во Христа, распятого ради нас.

Протоиерей Кирилл Каледа:

Ежедневное чтение Евангелия

К Страстной неделе надо готовиться. Подготовка к Страстной седмице – это Великий пост.

Прочувствовать Страстную неделю без этой подготовки, наверное, невозможно. Каждый день этой недели посвящен переживанию тех событий, которые произошли почти 2000 лет тому назад. И поэтому ежедневно необходимо читать Евангелие с тем, чтобы вместе с Церковью переживать эти события.

Конечно же, необходима молитва, потому что мы не просто вспоминаем некое историческое событие, мы молитвенно в нем участвуем. Поэтому без молитвы Страстную неделю проводить невозможно. Особенно без молитвы церковной, потому что именно в церковной молитве мы по-особому переживаем эти такие важные для нашего спасения дни.

Если нет возможности бывать на службах на этой неделе, то необходимо ежедневное чтение Евангелия. Евангелие мы можем почитать и дома, и в транспорте, и на работе, если это не помешает труду.

Священник Андрей Лоргус, декан факультета психологии Российского православного университета имени апостола Иоанна Богослова:

Проникнуться атмосферой святых дней

Самое лучшее, что можно было бы сделать в дни Страстной недели – посетить все службы. Быть и на последней и далее на всех – то есть в четверг утром и вечером, и на вынос плащаницы и погребение, в великую Субботу, и в пасхальную заутреню и Литургию и главное – в пасхальную Вечерню.

Чтобы Страстная седмица могла принести максимальную пользу, чтобы раскрылась красота и смысл церковного богослужения — надо побывать на всех службах. Хорошо было бы к этому добавить посильное участие в приготовлении домашнем. Подарки приготовить, яйца покрасить и многое другое.

Если нет возможности ходить на службы, то надо читать Евангелие, соответствующие главы, читать учебную Библию, чтобы разобраться.

Многое можно сделать для того, чтобы проникнуться атмосферой тех дней. Для этого сейчас все есть: и книги, и кино, и радио, и телевидение. Конечно, если человек обладает временем, силами – можно поучаствовать и в какой-то благотворительной деятельности, и поехать куда-то в социальные учреждения, и посетить своих собственных друзей и домашних, родственников, нуждающихся в помощи, помочь в чем-то к Пасхе, купить что-то.

Можно сделать многое, но все-таки эту неделю лучше посвятить себе, своей душе. Посвятить покаянию и проникновению в смысл происходящего. Если человек только воцерковляется, то есть только начинает свой церковный путь, то тогда, конечно, учиться, учиться и учиться. И потихонечку традицию осваивать. Если человек все это уже знает, то тогда он может как-то себя посвятить тому, чтобы посетить нуждающихся и что-то делать доброе.

В Страстную неделю лучше сосредоточиться, а не распыляться на сто дел. Лучше отложить то, что можно сделать в другое время. Не планировать суеты, помочь себе в максимальной концентрации, поспособствовать внутренней собранности.

Протоиерей Максим Козлов:

Чтобы быт не поглотил бытие

Страстная неделя – это время, когда все достигает своего максимума. Поэтому тонкость не в том, что нужно для нее специально придумать что-то особенное, а просто нужно постараться то, что важно делать в жизни обычной, здесь делать в степени максимального развития.

От нас, с одной стороны, потребуется, во-первых, максимально глубокое и ответственное осознание своего участия в богослужениях этих дней, которые, конечно же, очень не хочется пропускать. Понятно, что люди, которые учатся или работают, не будут иметь возможность быть на всех службах. Но все же у большинства из нас есть возможность дома или в дороге, в транспорте вычитывать выдержки из Триоди постной Службы Страстной недели, которые многократно были изданы.

Конечно, есть дни, в которых нужно все усилия приложить, чтобы попасть на службы. Подумать заранее, перенести зачет, договориться с начальником, взять отгул. Это Богослужение великого Четверга, когда все нас зовет причаститься. , с последованием Страстей Христовых, с выносом плащаницы.

Часто люди пропускают Богослужение Великой Субботы. Говорят, что к этому времени сил не остается, но на самом деле не хватает внутреннего понимания, что на этой службе нужно быть. Это богослужение, с которого, собственно, начинается Пасха. Которое есть такой удивительный переход от покоя смертного к покою Воскресения Христова.

Конечно, на Страстной каждый, кто не имеет каких-то абсолютных препятствий, должен постараться приобщиться Святых Христовых Таин.

Посещение богослужений в максимальной для себя мере не должно стать чем-то убаюкивающим. Службы наши удивительно красивы. Но нужно стараться не привести это в сентиментальные переживания по поводу . Это более соприсутствие .

Очень важно в эти дни не забывать людей, которые вокруг нас. Известно, что к концу поста все мы устаем. Но мы ведь знаем, что так бывает, и, соответственно, должны быть готовы к тому, что мы легче можем сорваться, друг друга лишить возможности в мире подойти к Пасхе. Вот к этому нужно отнестись очень и очень внимательно.

Если просят помочь убраться дома к Пасхе – то нужно, конечно, помочь. Но совсем хорошо будет, если это «помочь убраться» будет не вместо службы, а вместе со службой, скажем, вместо собственного сна и еще чего-нибудь, что мы себе разрешаем. Надо свои личные занятия постараться максимально раздвинуть с этих дней. Но, конечно, в каждой семье должны быть, особенно если есть маленькие дети, компромиссы. Кто-то пойдет на одну службу, а кто-то на другую. Как-то надо чередоваться, договариваться, как друг друга отпускать.

И последнее. Жизнь в Церкви церковного человека богата и многообразна. Помимо бытия, в ней есть быт. В жизни каждого из нас будут предпасхальные приготовления. Для кого-то это забота о подарках, для кого-то – предварительные попечения о пасхальных яствах, которых все мы будем ждать в той или иной мере. Но только бы не стало это приоритетом. Ну, не должна быть пасха как творожная еда важнее Пасхи как Христова Воскресения. Пусть будет на каком-то иерархически правильном в жизни месте.

Протоиерей Максим Первозванский:

В дни Страстной недели будьте в храме

Протоиерей Максим Первозванский

Поскольку Страстная неделя является кульминацией всего церковного года и периодом, когда в храмах вспоминаются все события, происходившие в последние дни жизни Господа нашего Иисуса Христа, то я настоятельно бы советовал как можно больше времени потратить на пребывание в храме.

Все богослужения Страстной седмицы построены таким образом, чтобы мы не пропускали ни одного из них.

На воскресной вечерней службе обычно уже служится утреня с песнопением «Се жених грядет в полуночи» и читается Евангелие.

Утреня следующего дня посвящена пребыванию Господа в Иерусалиме в период между его и страстями.

В среду вечером и в четверг утром совершаются богослужения Великого Четверга.

В четверг вечером — утреня Страстного Пятка и чтение страстных Евангелий.

В пятницу в храмах служится три богослужения – это царские часы, вечерня с выносом плащаницы и утреня с погребением.

Потом, конечно, божественная литургия и богослужения Великой Субботы.

Надо также отметить, что люди совершают ошибку, пытаясь снова на Страстной неделе особенно подробно исповедоваться, вновь подумать о своих грехах. Этого делать не нужно. Раньше в храмах иногда даже вывешивали объявления о том, что поисповедоваться надо постараться до празднования Входа Господня в Иерусалим, а начиная с этого праздника, для тех, кто исповедовался в течение Великого поста, можно причащаться уже и без исповеди.

Поэтому мой главный совет — по возможности посетить как можно большее количество богослужений и причаститься как минимум в Великий Четверг и на Пасху.

Подготовили Наталья Смирнова, Мария Абушкина, Александр Филиппов

Вы прочитали статью Страстная неделя — как ее провести?

Шестого апреля 2018 года для православных христиан, отмечающих праздники по юлианскому календарю, наступает самый скорбный и трагический день Страстной недели - Великая (страстная) пятница . В Страстную пятницу верующие вспоминают суд над Иисусом, его крестные муки, смерть, завершившую земную жизнь Христа, и погребение.

Когда православные отмечают Страстную пятницу в 2018 году

Страстная пятница для православных наступает 6 апреля , за два дня до Пасхи , которую в этом году отмечают 8 апреля .

Католики, протестанты и другие церкви, живущие по западному календарю, встретили Пасху 1 апреля.

Что вспоминают в Страстную пятницу

Согласно евангельской истории, именно в Страстную пятницу Иисус был предан суду, приговорен к казни на кресте, подвергся бичеванию, а затем совершил крестный путь на Голгофу, где был распят и умер, завершив земную жизнь. Также в Великую пятницу вспоминают снятие тела Иисуса с креста и погребение.

В Евангелиях от Иоанна и Марка рассказывается, что после вынесения Христу приговора он был подвергнут бичеванию. После бичевания римские воины насмехались над Иисусом - надели на него багряницу, возложили на голову терновый венок, в правую руку вложили трость и падали перед ним на колени со словами: «Радуйся, царь иудейский», а затем плевали в него и били по голове и по лицу.

По приговору Понтия Пилата Иисус был распят за стенами Иерусалима на горе Голгофе, куда он сам нес свой крест. Вместе с Иисусом были распяты два разбойника. Когда Иисус умер, один из римских воинов воткнул ему в подреберье копье, чтобы удостовериться в его смерти.

После этого тело Иисуса было снято с креста и погребено в вырубленной в скале гробнице близ Голгофы, чтобы пребывать там до момента воскресения - Пасхи.

Как поститься в Страстную пятницу

В православии и в народной традиции Страстная пятница - в знак уважения к христовым мукам - один из самых строгих дней Великого поста. Согласно самой строгой версии поста, в этот день принято полностью воздерживаться от пищи, по крайней мере, до вечера. После службы и выноса плащаницы постящимся дозволяется только хлеб с холодной водой.

Великая пятница: народные обычаи, традиции и приметы

На Руси Великую пятницу очень чтили. Верующие постились, ходили в храмы, а зажжение во время службы свечи несли горящими домой и ставили перед иконой. Так же делалось и во время богослужения на Пасху. Этот обычай жив и поныне.

Были и народные приметы, связанные со Страстной пятницей.

Так считалось, что кулич, испеченный в Великую пятницу, может храниться целый год - он не плесневеет и обладает целебными свойствами.

Считалось, что хорошая погода в Страстную пятницу сулит хороший урожай.

В Великую пятницу кормящим матерям разрешалось отлучать детей от груди.

Также существовал обычай в Великую пятницу изгонять из дома предметы, предположительно, заговоренные недругами или завистниками. Для этого избу обходили с зажженной свечей, считалось, что рядом с предметами, от которых идет «сглаз», свеча начинает трещать. «Плохую» вещь старались выбросить или отдать, чтобы не навлечь беды на себя и близких.

Страстная пятница: что нельзя делать

В Страстную пятницу считалось грехом протыкать землю железом - в память о том, что руки и ноги Христа при распятии пронзили гвоздями. Поэтому в этот день категорически запрещались все работы, связанные с пахотой и боронованием. Под запретом была рубка дров и любые работы, для которых нужен был металлический инвентарь - ножи, пилы и т.д. Нельзя было и резать пищу ножами. Женщинам категорически запрещалось в этот день шить, вязать и вышивать.

Вообще хозяйственные хлопоты в Страстную пятницу не поощрялись - все работы по дому следовало закончить в Чистый четверг. Особенно порицались хозяйки, которые не успели в четверг закончить стирку - их осуждали всей деревней.

Можно было только заканчивать приготовление пасхальной пищи, выпечку куличей и окраску яиц.

Также в Страстную пятницу на Руси было не принято веселиться, смеяться, петь и даже громко разговаривать. По поверью, тот, кто позволяет себе веселье в Страстную пятницу, весь год будет лить слезы.

Самым сложным днём Страстной недели священнослужители называют Великую Пятницу - это день, когда Христос был распят на кресте. Страстная пятница-2018 приходится на 6 апреля. Это самый скорбный день в году, и даже если до этого православные по каким-то причинам не соблюдали Великий Пост и не посещали службы, в пятницу обязательно нужно пойти в храм, советуют священники. Есть и народные приметы, связанные со Страстной пятницей.

Хотя Великая Пятница - это предпоследний день Великого поста, он считается и самым строгим. Все мысли верующего должны быть обращены к мучениям Иисуса, распятого на кресте, который он сам же и нёс на Голгофу. В этот же день тело Спасителя сняли с креста и поместили во гроб - этому посвящена церковная служба в ночь.

Проректор по социальной и миссионерской работе Православного Свято-Тихоновского Государственного Университета отец Филипп Ильяшенко, рассказывает:

— Страстная пятница считается самым строгим и страшным днём в году. Служба двенадцати Евангелий, страстей Христовых, совершается поздно в ночь с четверга на пятницу, а потом рано утром - служба Великого Пятка. Снова и снова каждый год мы переживаем страдания Христа в его последние дни и часы, от ареста и осуждения до избиения и распятия, а затем смерти и погребения.

Поэтому пятница начинается поздно ночью в четверг: в ритме современного мегаполиса мало кто может прийти на раннюю службу. В течение пятницы мы выносим плащаницу - это служба, посвященная снятию со креста, помазанию и приготовлению к погребению.

Мы служим погребальную службу в ночь с пятницы на субботу - это утренняя Преблагословенная суббота, крестный ход в темноте, с разреженным колокольным звоном, без сияния свечей. Это ход, посвященный погребению тела Иисуса - мы несём плащаницу вокруг храма. В это день Спаситель страдает, мучительно умирает, солнце скрыло лик свой, и мёртвые восстали и вернулись в город. В такой день недопустимо никакое веселье, развлечения, любые посторонние дела. Это день строгого поста - некоторые и вовсе отказываются от пищи: как можно наедаться, когда Христос распят и умирает?

–- Получается, всё время нужно провести в храме?

— В пятницу, когда Спаситель распят и умирает, и в ночь с пятницы на субботу, когда тело его помещают в гробницу, службы идут так плотно, что верующий человек будет занят только ими. Если время позволяет, лучше посетить все их, а хозяйственные дела отложить на будущее или завершить ранее. Ночная служба длинная, утомительная, нужно подготовиться к Преблагословенной Субботе, в которую Христос уснул. Увлекаться в эти дни хозяйственными делами не стоит. В пятницу мы служим вечерние службы - вынос плащаницы, снятие плащаницы - стоит посвятить время молитвам.

– Кто-то уверен, что даже если Великий пост не соблюдали, то можно начать говеть на Страстной неделе, и этого хватит для православного человека.

— Да, многие считают, что если по каким-то причинам упустили Великий пост, даже по нерадению, то взяться за дело в Страстную седмицу - уже хорошо. Так считает святитель Иоанн Златоуст, а поскольку его огласительная проповедь к Пасхе считается основополагающей, нет причин сомневаться. Если кто потрудился, постясь, с первого часа - пусть радуется, и кто к началу опоздал, и даже тот, кто пришёл только в последний час, пусть ничуть не усомнится и присоединится. И даже тот, кто только хотел поститься, тоже пусть присоединятся - Бог всё видит: первому подает и последнего милует…

Между тем у многих россиян возникают простые, «бытовые» вопросы - чего нельзя делать в Страстную пятницу?

Священники советуют отказаться от развлечений — например, поменьше сидеть в Интернете, просматривая соцсети, не вести праздных разговоров. Также нужно воздержаться от плотских утех.

В Страстную пятницу нельзя готовить куличи, красить яйца, делать творожную Пасху, прибирать - все это полагается делать в Чистый четверг.

И ни в коем случае нельзя ругаться с коллегами и близкими.

Есть и некоторые народные приметы, которые для современных людей звучат странно, но тем не менее. Считается, например, что нельзя протыкать землю железными предметами - например, копать лопатой.

Если ничего не пить целый день в Страстную пятницу, то в течение года никакие напитки не нанесут вам вреда.

Если со службы из храма принести домой свечу, которую в церкви вы держали в руках, и снова ее зажечь, пройдясь по комнатам, то она будет трещать рядом с порченой вещью.

Страстная пятница 2018: что нельзя делать в этот день

Сегодня пишем о традициях, обычаях и запретах в Страстную пятницу-2018

6 апреля в 2018 году отмечается Страстная пятница – самый скорбный день предпасхальной недели. Этот день посвящен воспоминанию крестной смерти Иисуса Христа, снятию с креста его тела и погребения.

Сегодня.Lifestyle пишет о традициях, обычаях и запретах в Страстную пятницу-2018.

Страстная пятница-2018: история этого дня

Ровно в три часа дня в церкви во время богослужения выносят Плащаницу – это плат, на котором изображен в полный рост Господь Иисус Христос, лежащий во гробе. Ее выносят из алтаря и устанавливают в центре храма на возвышении, который украшен цветами. После чего уже вечером проходит вторая служба, во время которой верующие стоят со свечами в руках, а Плащаницу обносят вокруг храма.

С церковной службы домой приносят двенадцать горящих свечей и дают им полностью догореть. Считается, что это принесет материальное благополучие, удачу и радость.

Страстная пятница-2018: что нельзя делать 6 апреля

  • Все приготовления к Пасхе нужно закончить в Чистый четверг, чтобы в Страстную пятницу ничто не отвлекало человека от молитв и служб.
  • В этот день нельзя физически трудиться и заниматься никакими хозяйственными делами, нельзя шить, вязать и резать.
  • Единственным исключением является приготовление куличей и посев на огороде или в поле. При этом сажать что-либо строго запрещается, так как воткнутые в землю железные предметы в Страстную пятницу несут беду.
  • Удержитесь от посещения увеселительных заведений и мероприятий. Считается, что человек, чрезмерно радостный в Страстную пятницу, весь следующий год проплачет.

Страстная пятница — это знак печали и горя, она олицетворяет смерть Иисуса.

Служба в Великую Пятницу посвящена воспоминанию смерти на кресте Иисуса Христа, снятию с креста Его тела и погребению Его (Богослужение Поклонения Кресту).

Казнь распятия на кресте была самой позорной, самой мучительной и самой жестокой. Такой смертью казнили в те времена только самых отъявленных злодеев: разбойников, убийц, мятежников и преступных рабов.

Мучения распятого человека невозможно описать. Кроме нестерпимых болей во всех частях тела и страданий, распятый испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску.

Смерть была настолько медленная, что многие мучились на крестах по несколько дней. Даже исполнители казни — обыкновенно, люди жестокие, — не могли хладнокровно смотреть на страдания распятых. Они приготовляли питье, которым старались или утолить невыносимую жажду их, или же примесью разных веществ временно притупить сознание и облегчить муки.

По еврейскому закону, повешенный на кресте считался проклятым. Начальники иудейские хотели навеки опозорить Иисуса Христа , присудивши Его к такой смерти.

Когда привели Иисуса Христа на Голгофу , то воины подали Ему пить кислого вина, смешанного с горькими веществами, чтобы облегчить страдания. Но Господь, попробовав, не захотел пить его. Он не хотел употреблять никакого средства для облегчения страданий. Эти страдания Он принял на Себя добровольно за грехи людей; потому и желал перенести их до конца.

Когда все было приготовлено, воины распяли Иисуса Христа . Это было около полудня, по-еврейски в шестом часу дня. Когда же распинали Его , Он молился за Своих мучителей, говоря: «Отче! прости им, потому что они не ведают, что творят».

При кресте Спасителя стояли Матерь Его, апостол Иоанн, Мария Магдалина и еще несколько женщин, почитавших Его. Невозможно описать скорбь Божией матери, видевшей нестерпимые мучения Сына Своего!

Иисус Христос , увидев Матерь Свою и Иоанна здесь стоящего, которого особенно любил, говорит Матери Своей: «Жено! вот, сын Твой». Потом говорит Иоанну: «Вот, Матерь твоя». С этого времени Иоанн взял Матерь Божию к себе в дом и заботился о Ней до конца Ее жизни.

Между тем, во время страданий Спасителя на Голгофе произошло великое знамение. С того часа, как Спаситель был распят , то есть с шестого часа (а по нашему счету, с двенадцатого часа дня), солнце померкло и наступила тьма по всей земле, и продолжалась до самой смерти Спасителя.

Эта необычайная, всемирная тьма была отмечена языческими писателями-историками: римским астрономом Флегонтом, Фаллом и Юнием Африканом. Знаменитый философ из Афин, Дионисий Ареопагит, был в это время в Египте, в городе Гелиополе; наблюдая внезапную тьму, сказал: «Или Творец страждет, или мир разрушается». Впоследствии Дионисий Ареопагит принял христианство и был первым афинским епископом.

Великая пятница — день строгого поста.

Великая пятница – самый скорбный день Страстной недели и всего года для православных

В Великую или Страстную пятницу был распят Иисус Христос, который для искупления людских грехов принял мученическую смерть на Кресте.

Пост Страстной пятницы - самый строгий день Великого поста, согласно церковным канонам православные в это время полностью воздерживаются от пищи.

Церковные службы
Службы Великой или Страстной пятницы полностью посвящены воспоминаниям о крестных страданиях Спасителя – Его распятии на Голгофе, мученической смерти, снятию с Креста и погребению. Во всех четырех Евангелиях эти события подробно описаны.

В Великую или Страстную пятницу совершаются три основные службы: Утреня, Царские Часы и Великая Вечерня с малым повечерием.

На утрени – эта служба проходит в Великий четверг вечером, посреди храма читаются двенадцать Евангельских чтений, избранных из всех четырех Евангелий, которые повествуют о страданиях Спасителя, начиная с Его последней беседы с учениками на Тайной Вечери и кончая Его погребением в саду Иосифа Аримафейского и приставлением к Его гробу воинской стражи.

Верующие стоят с зажженными свечами, во время чтения Евангелия, этим показывая с одной стороны то, что величие и слава не оставили Господа и во время Его страданий, а с другой стороны - горячую любовь к своему Спасителю.

Литургии в Великую пятницу не бывает, потому что Сам Господь в этот день принес Себя в жертву, за исключением тех лет, когда Страстная пятница совпадает с Благовещением Пресвятой Богородицы, которую православные празднуют 7 апреля. В Великую пятницу совершаются Царские Часы.

Вечерня совершается в третьем часу дня – в это время считается, что свершилась крестная смерть Иисуса. Во время службы поют особый канон о распятии Господа и выносят Плащаницу - плат, на котором изображен в полный рост Иисус Христос, лежащий во гробе.

Обычно во время службы на Плащаницу кладут Евангелие, а перед ней ставят кадильницу. Плащаницу украшают цветами в память о том, как жены-мироносицы помазали благовониями тело погребенного Иисуса.
Перед Плащаницей во время службы положено полагать земные поклоны, прикладываться к ней. Все богослужения Великой пятницы и Великой субботы начинаются и завершаются перед Плащаницей, а не в алтаре.

Находится Плащаница в центре храма в течение неполных трех дней, символизируя трехдневное нахождение в гробнице Иисуса Христа. Ее вносят обратно в алтарь за несколько минут до пасхального крестного хода.

В Кафедральном соборе Светицховели во Мцхета (древнейшая столица Грузии), где хранится величайшая реликвия, Плащаница Иисуса Христа, проводят особый ритуал, ставя крест перед алтарем.

Страстная пятница - для всех верующих время скорби и поминовения, когда все земное и бренное теряют свой смысл. Вместе с тем, оно пронизано насквозь предстоящим чудом Воскрешения.

Великая пятница - что можно и нельзя
Пост в Страстную пятницу очень строгий - верующие воздерживаются от принятия пищи до выноса Плащаницы, примерно до 15 часов дня. По истечении этого времени можно есть лишь хлеб и пить воду, а некоторые и вовсе голодают в этот день.

Верующие помимо соблюдения строгого поста, должны максимально отстраниться от мирских забот, так как в этот день работать нельзя. Великая пятница во многих странах объявлена официально выходным, в том числе и в Грузии.

В Страстную пятницу нельзя прясть, шить, пилить или рубить, или что-то резать. Сельскохозяйственные работы выполнять в этот день также запрещаются, ни в коем случае вбивать железные предметы в землю нельзя –по аналогии с прибиванием к кресту гвоздями.

Посему, в Чистый четверг нужно переделать все дела, а в Великую пятницу пойти в церковь на службу и молиться. Прихожане, после службы могут с собой унесите двенадцать свечей, с которыми стояли в храме. Затем эти свечи зажечь в доме, пока сами не догорят, стараясь охватить все уголки. Это в доме очистит атмосферу и привлечет блага.

В Страстную пятницу ничто не должно отвлекать от молитвы и духовного самосовершенствования, поэтому в этот день отказываются от стрижки, окраски волос и вообще любых косметических процедур, и даже не умываются.

Празднование дня рождения или юбилея, если он выпадает на Великую пятницу, нужно перенесите, потому что веселиться и гулять запрещено в день вселенской скорби. В старину говорили, что тот, кто будет смеяться в Страстную пятницу, тот проплачет весь год.

Яйца, по древней традиции красили в один из дней Страстной седмицы - последней недели Великого поста.
Этим ритуалом рекомендовано заниматься в Великий четверг, когда дома проводится генеральная уборка и другие мероприятия по подготовке к Светлому Воскресению Христову.

Но в некоторых странах, в том числе и в Грузии по традиции люди красят яйца, которые символизирует кровь, пролитую Спасителем, в Страстную пятницу до захода солнца.

Приметы, обычаи и традиции
Воздержаться в Великую пятницу необходимо от употребления алкоголя, так как люди, которые напиваются в это время рискуют стать алкоголиками.

В день страданий и смерти Иисуса Христа следует воздержаться и от плотских утех - дети, зачатые в Страстную пятницу, рождаются или больными, или становятся в будущем жестокими преступниками.

Нельзя плевать в Великую пятницу на землю - народные приметы гласят, что тот, кто плюнет на землю - от того на весь год отвернутся все Святые.

Определить, есть ли на вашем доме порча, можно в Великую пятницу - для этого нужно, с остатком зажженной свечи, с которой вы отстояли службу, обойти всю квартиру или дом комнату за комнатой. Свеча сильно затрещит возле "порченной" вещи и начнет чадить черным дымом.

По народным приметам, урожая не будет, если посеять пшеницу или посадить что-либо другое в Страстную пятницу.

В Великую пятницу также нельзя стирать – согласно поверью, если постирать белье и вывесить его сушиться, то на нем появятся следы крови.

Говорят, что человек, который полностью воздержится от еды и воды весь этот день, будет знать время своей смерти за три дня.

В старину люди по Страстной пятнице определяли какой год ожидается - для этого утром проснувшись первым делом, ни с кем не разговаривая, нужно было выглянуть в окно. Если увидели первой птицу, для девушки это к новому знакомству, а для парня - к добрым вестям.

Увидеть с утра первой собаку предвещало грусть и печаль, кошку – к достатку и богатой жизни, молодого парня или мужчину - весь год будете здоровым, а молодую девушку - к благополучию.

Увидеть с утра старика, инвалида или больного человека, к сожалению, предвещало болезнь или крупную потерю, а целую семью - жить со всеми родными в мире и согласии.

Магию Великой пятницы знахари использовали для многих целей - лечили болезни, ставили обереги, заговаривали от болезней. Например, в лечении алкоголизма, сглаза и смертной тоски помогает печная зола, взятая в Страстную пятницу.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия