Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия

Особенности эпохи Возрождения: Обмирщение сознания, т.е. постепенное освобождение от религиозного взгляда на мир. Распространение идей гуманизма, т.е. внимание к человеческой личности, веры в силы самого человека. Распространение научных знаний. Опора на достижения культуры Античности.


Главная цель жизни человека. Средние векаНовое время (Возрождение) Спасение души. Для этого необходимо, верить в Бога, соблюдать церковные обряды не грешить. Успех. Прославиться в искусстве, науке, торговле, предпринимательстве, путешествиях и т.д. Но обязательно приносить пользу людям!!!


Гуманизм Humanus (человек), гуманоид, гуманный, гуманитарный, гуманизм; Человек- подобен Богу, он прекрасен и гармоничен: образован, физически развит, увлекается искусством и философией; Основные добродетели: честность, доблесть, творчество, патриотизм!




Любимов «Искусство Западной Европы»: Итальянские гуманисты открывали мир классической древности, разыскивали в забытых книгохранилищах творения древних авторов и кропотливым трудом очищали их от искажений, внесенных средневековыми монахами. Поиски их были отмечены пламенным энтузиазмом. Когда перед Петраркой, которого принято считать первым гуманистом, вырисовывался в пути силуэт монастыря, он буквально дрожал от мысли, что там, может быть, находится какая-нибудь классическая рукопись. Другие откапывали обломки колонн, статуй, барельефы, монеты. Отвлеченная красота византийской иконы меркла перед теплой, живой красотой мраморной Венеры, на радость всей Флоренции или всего Рима извлеченной из земли, где она пролежала более тысячи лет. «Я воскрешаю мертвых»,- говорил один из итальянских гуманистов, посвятивший себя археологии Почему родиной Ренессанса стала Италия?


Данте Алигьери () Данте – предтеча итальянского Возрождения, в центре его главного произведения «Божественной комедии» судьбы людей, души которых он встречает во время своего воображаемого путешествия по Аду, чистилищу и Раю.


Петрарка Франческо () Лирика Петрарки представляет новый этап в развитии итальянской и европейской поэзии. Изображение любимой женщины стало у него конкретным и жизненным, а любовные переживания показаны во всей их противоречивости и изменчивости.




Какое высказывание лучше отражает взгляды гуманистов на природу человека? Сотворил Господь человека из праха земного, который ничтожнее прочих элементов, как подтверждено в Библии; Если считается столь замечательной и великой красота мира, то какой красотой и изяществом должен быть наделен человек, ради которого и был создан самый красивый и самый украшенный мир.




Эразм Роттердамский () Нидерландский учёный-гуманист, писатель, филолог, богослов, виднейший представитель северного Возрождения. Жил во Франции, Англии, Германии, Италии, Швейцарии, пользовался всеевропейским признанием. Писал на латыни. Из огромного наследия Э. Р. наиболее известны «Похвала Глупости» (1509) и «Разговоры запросто» (151930). Первое сочинение сатира философская, второе по преимуществу бытовая. Госпожа Глупость, поющая хвалу себе самой, легко оборачивается мудростью, самодовольная знатность тупой низостью, безграничная власть худшим рабством, поэтому драгоценнейшим правилом жизни становится призыв «ничего сверх меры!»


Томас Мор (). Английский гуманист, государственный деятель и писатель. Сын судейского чиновника. В 1504 Мор был выдвинут в парламент от лондонского купечества, в 1510 стал помощником лондонского шерифа, в 1518 вошёл в Королевский совет, в канцлер герцогства Ланкастерского, в канцлер Англии. Мор отказался дать присягу королю как «верховному главе» английской церкви, после чего был заключён в Тауэр (1534), обвинён в государственной измене и казнён.


«Утопия». Наибольшую известность принёс Мору его диалог «Утопия» (1516), содержащий описание идеального строя фантастического острова Утопия (греческий, буквально «Нигдения», место, которого нет; это придуманное М. слово стало впоследствии нарицательным). Здесь Мор впервые в истории человечества изобразил общество, где ликвидирована частная (и даже личная) собственность и введено не только равенство потребления (как в раннехристианских общинах), но обобществлены производство и быт. Труд в Утопии составляет обязанность всех граждан, распределение происходит по потребности, рабочий день сокращён до 6 часов; наиболее тяжёлые работы выполняют преступники. Политический строй Утопии основан на принципах выборности и старшинства.


Литература Франсуа Рабле (). Писатель. Наиболее известное произведение – роман




Уильям Шекспир Уж если ты разлюбишь, так теперь, Теперь, когда весь мир со мной в раздоре. Будь самой горькой из моих потерь, Но только не последней каплей горя! И если скорбь дано мне превозмочь, Не наноси удара из засады. Пусть бурная не разрешится ночь Дождливым утром утром без отрады. Оставь меня, но не в последний миг, Когда от мелких бед я ослабею, Оставь сейчас, чтоб сразу я постиг, Что это горе всех невзгод больнее. Что нет невзгод, а есть одна беда Твоей любви лишиться навсегда.




Проверим таблицу Область культуры Деятель культуры Произведения, идеи ФилософияЭразм Роттердамский () «Разговоры запросто» «Похвала глупости» Идеи: гуманизм, высмеивание пороков и заблуждений Средневековья Томас Мор () «Золотая книга, столь же полезная, как и приятная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Идеи: прославление физической красоты и духовного совершенства человека. ЛитератураФрансуа Рабле () «Гаргантюа и Пантагрюэль» Герои-мудрые короли-великаны. Роман возраждал старинные традиции народных представлений. Уильям Шекспир () «Ромео и Джульетта» Идеи: выразить высокие и светлые чувства человека.


Леонардо да Винчи () Самым знаменитым ученым, художником, поэтом эпохи Возрождения считается Леонардо да Винчи. Его можно смело назвать воплощенным идеалом личности нового времени.






Гуманизм- человеколюбие.

Развитие начинается в 14 веке. Данте, Боккаччо, Петрарки, Пико делла Мирандола.

Отличитель­ными чертами культуры Ренессанса являлись: светский (нерелиги­озный) характер, гуманизм, обращение к античному культурному на­следию.

Музыка: баллада, опера, соленая песня.

Архитектура: возрождение- готика- симметрии, пропорции, геометрия.

Живопись: Леонардо да Винчи, Микеланджело.

К гуманистам относится французский писатель Франсуа Рабле, автор книги «Гаргантюа и Пантагрюэль», в которой отразился суть развития гуманистической мысли, надежды, победы и пора-Кения гуманистов. Еще одним величайшим писателем-гуманистом был Уильям Шекспир, великий английский драматург. Главным принципом его произведений являлась правда чувств.

Возрождение (Ренессанс)было не только в Италии, но и в Нидерландах и других странах.

Реформация и контрреформация в Западной Европе.

С начала 16 в. началась Реформация (преобразование). Это широкое обществен­ное движение, характеризующееся отходом от католической церк­ви значительной части населения Европы. Учение католической Церкви перестало удовлетворять многих европейцев в условиях про­исходящих перемен.

Начало Реформации было свя­зано с выступлением профессора Виттенбергского университета в Германии Мартина Лютера в октябре 1517 г. с 95 тезисами против индульгенций. Вопреки учению католической церкви Лютер про­возгласил, что церковь и духовенство не являются посредни­ками между Богом и человеком. Он объявил ложными претензии католической церкви на то, что она может отпускать грехи с по­мощью таинств в силу особых полномочий от Бога. Основное по­ложение в проповеди Лютера гласило, что человек достигает спа­сения души не через церковные обряды, а с помощью сноси веры. Источником религиозной истины, по мнению Лютера, явля­ется Священное Писание. Роль церкви и духовенства должна сво­диться только к разъяснению его текстов. Богослужение должно проводиться на понятном народу языке, а не на латыни. Лютер перевел Библию на немецкий язык.

В ходе Реформации от католической церкви отделились раз­личные направления в христианстве, общее название которых - протестантизм. Протестантами впервые стали называть герман­ских правителей, подписавших в 1529 г. на имперском сейме (со­брании князей Священной Римской империи) «Протестацию». Они протестовали против решения большинства сейма об ограниче­нии распространения лютеранства в Германии.

Как проводники человеческих начал в их противопоставлении «божественным», плотского и материального в противопоставлении идеальному, ученые эпохи Возрождения искусств и наук (Rinascimento, Renaissance) или восстановления классической греко-римской культуры называли себя гуманистами (от латинских слов humanitas - «человечность», humanus - «человечный», homo - «человек»).

Гуманистическое движение зародилось в Италии, где древнеримские предания, естественно, действовали наиболее непосредственным образом и в то же время соседство с византийско -греческим культурным миром заставляло входить в частые с ним соприкосновения. Родоначальниками гуманизма называют обыкновенно и не без основания (1265 – 1321), Франческо Петрарку (1304 – 1374) и Джованни Боккаччо (1313 – 1375). К их веку принадлежали учителя греческого языка в Италии Варлаам и Леонтий Пилат. Истинную же гуманистическую школу основал впервые грек Мануил Хрисолор, преподаватель греческого языка во Флоренции с 1396 (ум. 1415 на Констанцском соборе). Так как он вместе с тем ревностно проповедовал воссоединение западной и восточной церквей в отпор грозившей со стороны ислама опасности, то собор в Ферраре и Флоренции оказал значительные услуги развитию гуманизма. Душою его был кардинал Виссарион (1403 – 72), который остался в Италии, на стороне римской партии, после того, как дело воссоединения церквей снова распалось. В его кружке репутацией авторитетного ученого пользовался Георгий Гемист Плетон (или Плифон, ум. 1455). После завоевания Константинополя турками в Италию переселились вместе со многими из своих соотечественников Георгий Трапезундский, Феодор Газа и Константин Ласкарис.

Данте Алигьери. Рисунок Джотто, XIV век

В Италии гуманизм нашел меценатов в лице Козимо Медичи (1389 – 1464) во Флоренции, папы Николая V(1447 – 1455), а позже – знаменитого Лоренцо Великолепного Медичи (1449 – 92) из Флоренции. Их покровительством пользовались даровитые исследователи, ораторы и поэты: Джанфранческо Поджо Браччолини (1380 – 1459), Франческо Филельфо (1398 – 1481), Джованни Джовиано Понтано (1426 – 1503), Эней Сильвий Пикколомини (1405 – 1464, с 1458 папа Пий II), Полициано, Помпонио Лето. Нередко в Неаполе, Флоренции, Риме и т. д. эти ученые составляли общества – Академии, название которых, заимствованное у Платоновой школы в Афинах, стало впоследствии в Европе обычным для ученых обществ.

Многие из гуманистов как например, Эней Сильвий, Филельфо, Пьетро Паоло Верджерио (род. 1349, ум. около 1430), Маттео Веджо (1406 – 1458), Витторино Рамбольдини да Фельтре (1378 – 1446), Баттисто Гварино (1370 – 1460), посвящали особое внимание науке о воспитании. Как смелый критик церковной истории особенно известен Лоренцо Валла (1406 – 57), автор сочинения «Рассуждение о подложности Константинова дара» («De donatione Constantini»).

Гуманизм и гуманисты эпохи Возрождения. Видеоурок

XVI век увидел еще блестящий расцвет позднейшего гуманизма в Италии, в особенности при папе Льве X (Джованни Медичи с 1475 – 1521, папа с 1513). К этому времени принадлежат знаменитые гуманисты кардиналы Пьетро Бембо (1470 – 1547) и Джакопо Садолето (1477 – 1547). Лишь постепенно, в большинстве случаев после появления книгопечатания гуманизм распространялся за Альпы. Сперва во Францию , где уже 1430 в Парижском университете преподавались греческий и еврейский языки и где в XV в. работали Иоанн Ласкарис, Георгий Гермоним и др., а в XVI в. особой известностью пользовались Гильом Буде (Buddeus 1467 – 1540), ученые типографщики Робер Этьен (Stephanus, 1503 – 59) и сын его Анри (1528 – 98) до переселения в Женеву в 1551, Марк Антуан Мюре (1526 – 85), Исаак Казобон (1559 – 1614, с 1608 в Англии) и многие другие. В Испании нужно назвать Хуана Луиса Вивеса (1492 – 1540), в Англии казнённого канцлера Томаса Мора (1480 – 1535). Что касается Англии, то нужно упомянуть, что к веку гуманизма относится возникновение значительного числа известных школ (Итонская с 1441 и мн. др.).

В немецких Нидерландах гуманизм нашел почву хорошо подготовленной, благодаря деятельности «братьев общинной жизни» общество которых, основанное Г. Гротом (1340 – 84) из Девентера, с особой любовью занималось воспитанием юношества. Отсюда вышли первые значительные учителя греческого языка в Германии – Рудольф Агрикола (Roelof Huysmann, 1443 – 85) и Александр Гегий (Hegius, van der Heck, 1433 – 98), Иоганн Мурмеллий, ректор в Мюнстере (1480 – 1517), Людвиг Дрингенберг в Шлетштате (ректором там с 1441 – 77, ум. 1490), Яков Вимфелинг (1450 – 1528), Конрад Цельтес и др.

Портрет Эразма Роттердамского. Художник Ганс Гольбейн Младший, 1523

Гуманизм, который ознаменовал собой новую эру в развитии человеческого общества под названием эпоха Возрождения. в те времена находилась под тяжелым бременем церковных предрассудков, всякая свободная мысль жестоко подавлялась. Именно в то время во Флоренции и зародилось философское учение, заставившее взглянуть на венец творения божьего по-новому.

Гуманизм эпохи Возрождения - это совокупность учений, представляющих человека мыслящего, умеющего не только плыть по течению, но и способного сопротивляться и действовать самостоятельно. Основным его направлением является интерес к каждому индивидууму, вера в его духовные и физические возможности. Именно гуманизм эпохи Возрождения провозгласил иные принципы формирования личности. Человек в этом учении представляется как созидатель, он индивидуален и не пассивен в своих мыслях и поступках.

Новое философское направление взяло за основу античную культуру, искусство и литературу, акцентировав внимание на духовной сущности человека. В средние века наука и культура были прерогативой церкви, которая очень неохотно делилась накопленными знаниями и достижениями. Гуманизм эпохи Возрождения приоткрыл эту завесу. Сначала в Италии, а потом постепенно и по всей Европе стали образовываться университеты, в которых, наряду с теософскими науками, стали изучать и светские предметы: математику, анатомию, музыку и гуманитарные предметы.

Самыми известными гуманистами являются: Данте Алигьери, Джованни Боккаччо, Франческо Петрарка, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти и Микеланджело Буанаротти. Англия дала миру таких гигантов, как Вильям Шекспир, Фрэнсис Бэкон. Франция подарила и Испания - Мигеля де Сервантеса, а Германия - Альбрехта Дюрера и Ульриха фон Гуттена. Все эти великие ученые, просветители, художники навсегда перевернули мировоззрение и сознание людей и показали человека разумного, красивого душой и мыслящего. Именно им обязаны все последующие поколения за подаренную возможность взглянуть на мир иначе.

Гуманизм в эпоху Возрождения во главе всего поставил добродетели, которыми обладает человек, и продемонстрировал возможность их развития в человеке (самостоятельно или при участии наставников).

Антропоцентризм отличается от гуманизма тем, что человек, согласно этому течению, является центром мироздания, а все, что располагается вокруг, должно служить ему. Многие христиане, вооружившись этим учением, провозгласили человека высшим созданием, при этом взвалив на него и самый большой груз ответственности. Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения очень существенно разнятся между собой, поэтому нужно уметь четко разграничивать эти понятия. Антропоцентрист - это человек, являющийся потребителем. Он считает, что ему все обязаны чем-либо, он оправдывает эксплуатацию и не задумывается над уничтожением живой природы. Его основным принципом являются следующий: человек имеет право жить так, как ему хочется, а остальной мир обязан служить ему.

Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения были в дальнейшем использованы многими философами и учеными, такими как Декарт, Лейбниц, Локк, Гоббс и другие. Эти два определения неоднократно брались за основу в различных школах и течениях. Самым значительным, конечно, для всех последующих поколений стал гуманизм, в эпоху Возрождения посеявший семена добра, просвещения и разума, которые мы и сегодня, спустя несколько веков, считаем наиважнейшими для человека разумного. Мы, потомки, наслаждаемся сегодня великими достижениями литературы и искусства Ренессанса, а современная наука основывается на многих учениях и открытиях, которые зародились в XIV веке и существуют до сих пор. Гуманизм эпохи Возрождения попытался сделать научить его уважать себя и окружающих, а наша задача - суметь сохранить и преумножить лучшие его принципы.

Тема:

Специальность: 19.02.10 (Технология продукции общественного питания)

Учебная дисциплина: История

Раздел 6. Страны Запада и Востока в ХVI - ХVIII веке . Тема 6.3 . Возрождение и гуманизм в Западной Европе. Реформация и контрреформация.

Тип учебного занятия: комбинированный.

Цель учебного занятия: познакомить обучающихся с жизнью и деятельностью выдающихся мастеров культуры эпохи Возрождения.

Обучающий компонент: уяснить через знакомство с искусством Возрождения всю грандиозность, сложность и противоречивость эпохи, выяснить значение реформ и контрреформ.

Развивающий компонент: умение анализировать культуру Возрождения, значение контрреформ.

Воспитательный компонент: Воспитывать культуру общения; прививать интерес к традициям других народов, развить уважение к искусству Возрождения и осмыслить могущество человека.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, игровой.

Педагогические технологии: личностно-ориентированного обучения, поисковые, групповые.

Формы работы: беседа, учебный диалог, анализ информации, составление таблицы, работа с текстом учебника, составление беседа, логические рассуждения, работа с терминами, составление синквейна.

Ресурсное обеспечение учебного занятия:

    Артемов В.В, Лубченков В.В. История часть 1 (для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей). - М.:ИЦ «Академия», 2014. -304 с.

    Технические средства: компьютер, мультимидийная установка, презентация «Возрождение и гуманизм в Западной Европе».

    Раздаточный материал: карточки, учебники, раздаточный материал.

Прогнозируемый результат:

По итогам учебного занятия обучающиеся должны освоить следующие личностные (ЛР), метапредметные (МР), предметные (ПР) результаты и общие компетенции(ОК):

ЛР 6. Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения

    МР4. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать.

ПР 3.С формированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении.

ПР 5. Сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

План

1. Высокое Возрождение.

2. Великие гуманисты.

3. «Титаны Возрождения».

4. Причины Реформации.

5. Выступление Мартина Лютера.

6. Крестьянская война в Германии.

7. Жан Кальвин и его учение.

8. Контрреформация. Религиозные войны.

Ход учебного занятия

    1. Организационный момент

Приветствие

Проверка готовности к учебному занятию

Целеполагание

    1. Повторение изученного материала.

Преподаватель предлагает обучающимся повторить пройденный материал в виде фронтального опроса, а некоторые работают по карточкам. Приложение 1

    Какие изобретения были внедрены в производство в начале Нового времени? Как они повлияли на развитие производства?

    Расскажите о развитии новой военной техники.

    Что такое революция цен? Как она повлияла на развитие стран Западной Европы?

    Какие изменения произошли в западноевропейском обществе в XVI XVII вв?. Сравните это общество со средневековым обществом Западной Европы.

    1. Изучение нового материала.

    Актуализация субъектного опыта обучающихся.

Преподаватель организует работу обучающихся с терминами в рамках изучаемой темы, используя прием «Ассоциативный ряд»

?!Как вы думаете, что такое Возрождение?

?!Какие ассоциации у вас возникают с понятием «реформация»?

1. Высокое Возрождение.

Преподаватель предлагает начать работу с вопроса.

Прочитайте средневековую притчу. Соотнесите сословия общества с , которым их уподоблял автор притчи. Приложение 2.

Предназначение овец – давать молоко и шерсть, быков – пахать землю, псов – защищать овец и быков от волков. Бог хранит их, коли каждый вид сих исполняет свой долг. Так же и сословия учинил он, дабы несли различные службы в этом мире. Он установил одним… молиться за других, чтобы они исполненные доброты, подобно овцам, наставляли людей, питая их молоком проповеди, и внушали им горячую любовь к Богу руном доброго примера. Он установил другим, чтобы они, подобно быкам, обеспечивали жизнь себе и другим. Наконец, третьим установил он, как собакам, проявлять силу в необходимых пределах, как от волков защищая тех, кто молится и пашет землю.

1. Рыцари А. Овцы

2. Духовенство Б. Быки

3. Крестьяне В. Собаки.

!? Какие выводы можно сделать на основе этого документа о положении человека в обществе? Кто определял судьбу человека? (в средневековье люди считали, что их судьба зависит от бога. Бог определяет их судьбу, человек должен покорно следовать этому принципу. Отказаться от земных удовольствий ради спасения души)

!? Какие качества характера ценились в человеке в средневековье? (вера, смирение, доброта, щедрость, терпение)

Большое внимание в средние века уделялось человеческой душе. Она должна быть чистой, красивой. А в античности? 9красоте тела)

Высокое Возрождение считается переходной эпохой от Средневековья к Новому времени. Отличительными чертами культуры Возрождения являлись светский (нерелигиозный) характер культуры, гуманизм, обращение к античному культурному наследию. Культура Высокого Возрождения возникла в то время, когда на первый план выдвинулась человеческая личность, во многом обязанная своими успехами и положением не знатности предков, а собственным знаниям и уму. Человека уже не устраивали многие

Сословно-феодальные порядки, церковно-аскетическая мораль, традиции.

Центром мироздания был объявлен не Бог, а человек как часть природы, как

наиболее совершенное ее творение. Переживания человека, его внутренний мир, его земная жизнь становятся главными темами литературы и искусства. Стал формироваться идеал гармоничной, свободной, всесторонне развитой творческой личности

2. Великие гуманисты.

Обучающиеся по ходу объяснения заполняют таблицу.

Выдающимся гуманистом раннего Нового времени явился Эразм Роттердамский , ученый, филолог, богослов. Он создал стройную систему нового богословия, которое называл «философией Христа». В этой системе главное внимание сосредоточивается на человеке в его отношении к Богу, на нравственных обязательствах человека перед Богом. Такие проблемы, как сотворение мира, троичность Бога, гуманист считал неразрешимыми и не имеющими жизненно важного значения. Лучшее произведение Эразма Роттердамского -острая философско-политическая сатира «Похвала глупости», которая звучит актуально и в наши дни. К гуманистам относится французский писатель Франсуа Рабле, автор книги «Гаргантюа и Пантагрюэль», в которой отразился путь развития гуманистической мысли, ее

надежды, победы и поражения. Еще одним величайшим писателем гуманистом был Уильям Шекспир, великий английский драматург. Главным принципом его произведений стала правда чувств. Испанский писатель Мигель де Сервантес Сааведра -автор бессмертного произведения «Дон Кихот». Герой Сервантеса живет в мире иллюзий и пытается воскресить золотой век рыцарства. Однако мечты Дон Кихота разбиваются о действительность. Томас Мор , английский мыслитель -гуманист, создал трак

тат об идеальном государстве «Утопия». На острове Утопия (в переводе -место, которого нет) автор «поселил» счастливых людей, отказавшихся от собственности, денег и войн. Мор обосновал целый ряд демократических требований к организации государства. В частности, утопийцы могут свободно выбрать ремесло или другое занятие, но все обязаны работать. Согласно учению английского философа Джона Локка, человек является общественным существом. Локк говорит о «естественном состоянии» человека. Это состояние является не своеволием, а обязанностью сдерживать себя и не наносить ущерба другим людям. Человек имеет право на собственность. Однако право на землю и потребление продуктов труда часто порождает конфликты, поэтому оно является предметом специального договора между людьми. Локк заложил основу идеи разделения гражданского

общества и государства.

3. «Титаны Возрождения».

Обучающиеся продолжают заполнять таблицу следуя по презентации и объяснению преподавателя.

Культура эпохи Возрождения отличается чрезвычайным богатством и многообразием содержания. Творцы культуры -ученые, художники, писатели -были разносторонними людьми. Неслучайно их называют титанами, как древнегреческих божеств, олицетворявших могучие силы природы. Итальянец Леонардо да Винчи в первую очередь прославился как живописец, автор величайших произведений. Портрет Моны Лизы (Джоконда) воплотил представление людей эпохи Ренессанса о высокой ценности человеческой личности. В области механики Леонардо сделал первые попытки определить коэффициент трения и скольжения. Ему принадлежат многочисленные проекты ткацких станков, печатных машин и т.д. Новаторскими были конструкции летательных аппаратов, проект парашюта. Он занимался астрономией, оптикой, биологией, ботаникой, анатомией. Современник Леонардо да Винчи Микеланджело Буонарроти был скульптором, живописцем, архитектором и поэтом. Период его творческой зрелости открывает статуя Давида, установленная во Флоренции. Вершиной творчества Микеланджело как живописца явилась роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикане, воплотившая его представления о жизни и ее противоречиях. Микеланджело руководил строительством собора Святого Петра в Риме -главного собора католического мира. Живописец и архитектор Рафаэль Санти

прославил земное счастье человека, гармонию его всесторонне развитых духовных и физических свойств. В образах мадонн Рафаэля мастерски отражена серьезность мыслей и переживаний. Наиболее известной картиной художника является «Сикстинская, Мадонна». Испанский художник греческого происхождения Доминико Эль Греко воспринял традиции византийского искусства. Его картины выделяются глубокой психологической

характеристикой персонажей. Другой испанский живописец, Диего Веласкес, в своих работах изображал правдивые сцены из народного быта, выдержанные в темном колорите и отличающиеся жесткостью письма. Крупнейшим представителем германского Возрождения является художник Альбрехт Дюрер . Он искал новые среда ства выразительности, отвечающие требованиям

гуманистического мировоззрения. Дюрер занимался также архитектурой, математикой и механикой. Известный нидерландский живописец этой эпохи

Питер Брейгель Старший. В его творчестве с наибольшей полнотой отразились жизнь и настроение народных масс. В своих гравюрах и рисунках сатирического и бытового характера, в жанровых и религиозных картинах художник выступал против социальной несправедливости. Позже в Нидерландах творил величайший художник Рембрандт Харменс ван Рейн , автор многих портретов, картин на библейские и мифологические темы. Высочайшее мастерство позволило ему создавать картины, на которых свет исходил как бы изнутри изображенных людей и предметов.

    Причины Реформации.

В XVI в. началась Реформация (в переводе с латинского - преобразование).

Реформация - это широкое общественное движение, характеризующееся отходом от католической церкви значительной части населения Европы.

В условиях перемен учение католической церкви перестало удовлетворять многих людей. Церковь утверждала, что мир и все, что в нем находится, созданы Богом и не подлежат никакому изменению. Проповедовалась идея об исконной греховности человека и о том, что Церковь через свои таинства (крещение, причащение и т. д.) может его спасти. Распространение гуманистических идей подрывало подобные идеи. Людей раздражала жадность духовенства, его стремление к обогащению. Особенно наглядно это проявлялось в продаже индульгенций : за каждый мог купить себе «отпущение грехов». Многие правители были недовольны претензиями пап на верховную власть. Они с смотрели на богатства и земли Церкви и монастырей, мечтая присвоить их.

    Выступление Мартина Лютера.

Опережающее задание подготовить информацию о личности Мартина Лютера.

Определения и ключевые моменты записываются в тетрадь.

Начало Реформации связано с выступлением в октябре 1517 г. профессора университета в немецком городе Виттенберг Мартина Лютера, который выдвинул 95 тезисов против индульгенций. Лютер провозгласил, что Церковь и духовенство не являются посредниками между Богом и человеком. Он объявил ложными претензии Церкви на то, что она может отпускать грехи с помощью таинств в силу особых полномочий от Бога: человек достигает спасения души не через церковные обряды, а с помощью веры. Источником религиозной истины, по мнению Лютера, является лишь Священное Писание, поэтому роль Церкви и духовенства должна сводиться только к разъяснению его текстов. Соответственно должно проводиться на понятном всем языке, а не на латыни. Позже Лютер перевел Библию на .

Поднявшееся в Германии широкое движение в поддержку Лютера не позволило католическому духовенству быстро покончить с его учением. Лютеранство приняли многие горожане, крестьяне, дворяне и правители ряда германских государств. Лютер призывал действовать против папского Рима не только словом, но и с помощью оружия.

B ходе Реформации от католической церкви отделились различные направления в христианстве, общее название которых - протестантизм.

Протестантами впервые стали называть германских правителей, подписавших в 1529 г. на имперском сейме (собрании князей Священной Римской империи) так называемую «Протестацию». Они протестовали против решения большинства сейма об ограничении распространения лютеранства в Германии.

    Крестьянская война в Германии.

Идеологом радикальной Реформации стал немецкий священник Томас Мюнцер . Сначала он был приверженцем идей Лютера, но в 1520 г. перешел на более решительные позиции.

Мюнцер считал, что земная жизнь должна быть очищена от зла. Врагами веры являются те, кто обрекает простой народ на страдания. Различий между богатыми и бедными быть не должно.

В 1гг. в ряде районов Германии вспыхнули восстания крестьян против дворян под лозунгами учения Мюнцера. Крестьяне собирались в целые и вели боевые действия против отрядов местных правителей и дворян, поэтому эти события называются Крестьянской войной. Программа восставших излагалась в документе «12 статей». В ней говорилось, что народ должен быть освобожден от всех тягот. Дворянское и церковное имущество и земли крестьяне по указанию Мюнцера делили между собой.

В середине мая 1525 г. в Тюрингии произошел неравный бой между рыцарской конницей, вооруженной артиллерией, и почти безоружными крестьянскими отрядами. Крестьянская армия была разбита, Мюнцер попал в плен и был казнен. Конспекты в тетради.

    Жан Кальвин и его учения.

Обучающиеся самостоятельно работают с учебником стр. 213. Выписывают главные идеи учения.

Центром Реформации являлась также Швейцария. Здесь распространилось учение француза Жана Кальвина. Он считал, что ни один человек не может знать, какая судьба его ждет, и тем более не может ее изменить. Но каждый верующий должен всеми силами доказывать свою богоизбранность. Богатство человека в земной жизни, по мнению Кальвина, является зримым доказательством его богоизбранности.

    1. Закрепление:

Преподаватель предлагает обучающимся закрепить полученные знания в виде устного опроса, при ответе на которые обучающиеся должны дать аргументированный ответ.

1. В чем состоит суть мировоззрения, характерного для эпохи Возрождения?

2.Кратко охарактеризуйте крупнейших мыслителей эпохи Возрождения.

3.Имена каких деятелей культуры в первую очередь вспоминают наши современники при упоминании об эпохе Возрождения?

4. Каковы причины Реформации? Какие идеи содержались в учениях М. Лютера и Ж. Кальвина? Что было у них общего, чем их учения отличались?

5. Расскажите о Крестьянской войне в Германии.

6. Как католическая церковь боролась с Реформацией? Каковы были итоги борьбы католиков и протестантов в Европе?

7. Опишите ход религиозных войн во Франции. Каковы были их результаты?

8. Неизбежно ли религиозные разногласия должны были вызывать в тот период войны? Свой ответ аргументируйте.

V . Домашнее задание .

    Написать эссе на тему: «Реформация и контрреформация»

VI . Подведение итогов.

Подведение итогов на основе составления синквейна (мини-стихотворения).

Значение географических открытий

Существительное

Прилагательное, прилагательное

Глагол, глагол, глагол.

Предложение

Вывод.

Оценивание учебных способов деятельности обучающихся.

Выставление оценок.

VII . Рефлексия . Используется методический прием «Незаконченное6 предложение»:

Что было на уроке самым полезным для меня было… …

Что было на уроке самым интересным для меня было…

Приложение 1.

Карточка №1

    Что такое мануфактура?

    Назовите первое огнестрельное оружие.

    Назовите отличие каравеллы от галеров.

    Причины революции цен.

    Что такое буржуазия?

Карточка №2

    Что означает рассеянная мануфактура?

    Перечислите изобретения в области техники.

    Что такое мортиры?

    Что такое акционерное общество?

    Что означает капиталистическое предприятие?

Приложение 2

Предназначение овец – давать молоко и шерсть, быков – пахать землю, псов – защищать овец и быков от волков. Бог хранит их, коли каждый вид сих исполняет свой долг. Так же и сословия учинил он, дабы несли различные службы в этом мире. Он установил одним… молиться за других, чтобы они исполненные доброты, подобно овцам, наставляли людей, питая их молоком проповеди, и внушали им горячую любовь к Богу руном доброго примера. Он установил другим, чтобы они, подобно быкам, обеспечивали жизнь себе и другим. Наконец, третьим установил он, как собакам, проявлять силу в необходимых пределах, как от волков защищая тех, кто молится и пашет землю.

1. Рыцари

2. Духовенство

3. Крестьяне

А. Овцы

Б. Быки

В. Собаки.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия