Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия

Ревизионизм (лат. пересмотр) - оппортунистическое направление внутри революционного рабочего движения, осуществляющее антинаучный пересмотр коренных положений марксизма-ленинизма. Правый Р. смыкается с буржуазно-реформистскими взглядами, для «левого» характерны анархистски-волюнтаристские установки. Р. возник в конце 70-х гг. В 19 в.; в конце 90-х гг. 19 в. - начале 20 в. он оформился как направление в социал-демократическом движении Германии, Австро-Венгрии, Франции, России и др. стран (Бернштейн, Каутский, О. Бауэр, Э. Вандервельде, Ф. Шейдеман, С. Прокопович, Л. Мартов, Л. Троцкий и др.). Утверждая, что социалистические воззрения независимы от философских взглядов, ревизионисты пытались соединить научный социализм с неокантианством и махизмом. Марксистское учение о классовой борьбе объявлялось устаревшим, т. к. буржуазная демократия и всеобщее избирательное право якобы уничтожают для нее почву, и поэтому нет необходимости в революционном свержении буржуазии и установлении диктатуры пролетариата. Согласно Р., новые тенденции в развитии капитализма ведут к смягчению его противоречий. Взгляды ревизионистов были подвергнуты решительной критике Лениным и др. марксистами. После краха II Интернационала и победы Великой Октябрьской социалистической революции рабочее движение раскололось на реформистское направление (Реформизм), полностью порвавшее с марксизмом, и революционную часть - международное коммунистическое движение. Внутри коммунистического движения в периоды обострения социальных противоречий общественного развития возникали ревизионистские течения правого и «левого» толка (правый уклон в нек-рых коммунистических партиях, «левый коммунизм» и др.). Совр. правый Р. под флагом творческого развития марксизма и борьбы с догматизмом, утверждения, что научно-техническая революция привела к качественному изменению социальной структуры капиталистического об-ва, отвергает необходимость социалистической революции и выступает за реформирование капитализма. Ревизионисты утверждай ют, что рабочий класс якобы под влиянием роста уровня жизни интегрировался в капиталистическую систему, поэтому ведущая роль перешла к интеллигенции. Абсолютизируя национально-исторические особенности перехода разных стран к социализму, Р. игнорирует общие закономерности строительства социализма и международное значение ленинизма. Р. отрицает социалистическую природу реального социализма, выдвигая в качестве идеала принципы абстрактной, внеклассовой демократии, свободной игры политических сил. Р. отвергает принцип демократического централизма, изображая его в виде средства подавления «свободной дискуссии» в коммунистических партиях и стремясь на деле к разрушению революционной организации рабочего класса. Атакам ревизионистов подвергаются принципы интернационализма. Совр. «левый» Р. проявился в деятельности лево-экстремистских групп, стоящих на позициях мелкобуржуазного революцио-наризма. Борьба о Р. - важнейшее условие укрепления коммунистических партий и рабочего движения в целом, успехов освободительной борьбы трудящихся.

Ревизионизм - антинаучный пересмотр положений марксизма-ленинизма. Зародился в конце XIX в., в эпоху перерастания домонополистического капитализма в империализм , внутри социал-демократических партий II Интернационала. Теоретически оправдывал оппортунизм , реформистскую, социал-шовинистскую, националистическую политику и тактику, проводимую правыми лидерами этих партий. Основоположником ревизионизма был Э. Бернштейн.

В начале XX в. ревизионизм распространился в социал-демократическом движении Германии, Франции, Австро-Венгрии, России и других стран (Р. Гильфердинг, О. Бауэр, Э. Вандервельде, Ф. Шейдеман, Л. Троцкий и др.). Абсолютизируя и ошибочно истолковывая такие факторы, как парламентаризм, реформы, усиление профсоюзов, рост кооперации, расширение прав муниципалитетов, рост производства и образование акционерных обществ, ревизионисты под видом творческого развития марксизма отрицали необходимость социалистической революции и диктатуры пролетариата, экспроприации средств производства у буржуазии. Они выступали за «исправление» теории стоимости Маркса, против марксистской теории прибавочной стоимости, утверждали, что мелкое производство имеет преимущества и не вытесняется или вытесняется крайне медленно крупным, что экономические кризисы вполне устранимы и т. п. Теория империализма и ультраимпериализма (см. «Ультраимпериализма» теория), выдвинутая К. Каутским в годы первой мировой войны, гильфердинговская теория «организованного капитализма» подменяли конкретно-исторический анализ далекими от реальной действительности, надуманными схемами, игнорировали существенные черты и процессы монополистического капитализма и сеяли иллюзии о возможности врастания капитализма в социализм.

Будучи мелкобуржуазной идеологией, ревизионизм дискредитирует в глазах трудящихся идеи марксизма-ленинизма, реально существующего социалистического общества и направлен на подрыв и раскол мировой системы социализма и международного коммунистического движения изнутри. В своем развитии современным ревизионизм прошел три этапа, соответствующих основным этапам общего кризиса капитализма . Коммунистический Интернационал в 20-е и 30-е годы вел борьбу с антиленинскими течениями, представленными Троцким, Зиновьевым, Преображенским, Бухариным в ВКП(б), Масловым, Рут Фишер, Брандлером в Компартии Германии, с ревизионистскими группами в компартиях Чехословакии (Бубника), Италии (Бордиги), Франции (Суварина), Китая (Ли Лисяна) и т. д. Это была борьба по коренным вопросам о возможности и путях построения социализма в одной стране - Советском Союзе, о диктатуре пролетариата, нэпе, характере стабилизации капитализма в 20-е годы, по колониальному и другим вопросам.

После второй мировой войны коммунистическое движение столкнулось с двумя большими волнами выступлений ревизионизма в международном масштабе. В 50-е годы были раскритикованы и организационно разбиты ревизионистские группировки в компартиях Венгрии (И. Надь, Г. Лошонци), США (Дж. Гейтс), Канады (Солсберг, Смит), Италии (А. Джолитти), Дании (Ларсен), Франции (А. Лефевр, П. Эрве), Польши (Р. Зиманд, Л. Колаковский). Всесторонней критике были подвергнуты ревизионистские концепции, получившие распространение в Союзе коммунистов Югославии (М. Джилас и др.). В конце 50-х и в 60-х годах с позиций ревизионизма выступили «слева» маоисты (см. Маоизм), правые в Компартии Чехословакии (О. Шик, Н. Свитак и др.), ренегаты типа Р. Гароди во Франции, Э. Фишера, Ф. Марека в Австрии, деятелей группировки «Манифеста» в Италии и др. Основным идейно-теоретическим звеном современного ревизионизма является концепция множественности «моделей социализма». Она отрицает общие закономерности (в том числе экономические) пролетарской революции, строительства социализма и коммунизма.

Экономическое обоснование той или иной ревизионистской «модели социализма» неизменно выливается в мелкобуржуазное отрицание, вульгаризацию политической экономии в духе «рыночного социализма» (см. «Рыночного социализма» теория), «казарменного коммунизма». Государственно-монополистический капитализм трактуется ревизионизмом в социал-реформистском духе (см. Реформизм) , Ревизионизм в прошлом (Гильфердинг) отрицал самую возможность и необходимость политической экономии социализма, включая в предмет политэкономии лишь производственные отношения товарно-капиталистического хозяйства, где экономические законы действуют стихийно и налицо товарный фетишизм.

Современный ревизионизм, подменяя марксистско-ленинский анализ экономической структуры социалистического общества мелкобуржуазными представлениями, нигилистически относится к сложившейся и развивающейся политэкономии социализма. Его представители отрицают решающую роль теоретического наследия К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина в развитии политэкономии социализма; полностью игнорируют опыт многомиллионных масс, создавших социалистическое общество; отрицают общие черты и закономерности развития социалистического (коммунистического) способа производства в разных странах. Старый ревизионизм опирался на вульгарную буржуазную политэкономию второй половины XIX в., современный - на вульгарную буржуазную политэкономию XX в. Ревизионизм извращает сущность государственной собственности в условиях социализма, отрицает ее общенародный характер,-отождествляет государственно-монополистическую, и социалистическую государственную собственность.

Правые ревизионисты принижают действенность присущих социализму стимулов к труду и ратуют за так называемую «социалистическую конкуренцию». По их мнению, социалистическое общество не может непосредственно регулировать расширенное воспроизводство и планомерно устанавливать его объем и пропорции. Они трактуют социалистическое производство как разновидность товарного, рыночного хозяйства, видят в получении предприятием прибыли главную цель производства. «Левые» ревизионисты игнорируют объективные причины существования товарно-денежных отношений в социалистической экономике, их новое содержание, не понимают значения их использования в интересах коммунистического строительства. Праворевизионистские концепции отрицают принцип равной оплаты за равный труд. «Левые» ревизионисты недооценивают личную материальную заинтересованность работников, проповедуют уравниловку в оплате труда.

Предлагаемые ревизионизмом экономическая политика и система управления общественным производством противоречат интересам рабочего класса, потребностям развития производительных сил и социалистических производственных отношений. Различаясь по форме, «право»- и «лево»-ревизионистские концепции однотипны по существу. И те и другие в формировании социалистического хозяйственного механизма на первый план выдвигают не существенные характеристики нового способа производства, а неверно понятые исторические (в том числе национальные) особенности развития своих стран. Попытки реализовать на практике «право»- и «лево»-ревизионистские установки терпят провал и неизбежно приводят к альтернативе: или реставрация капитализма, или осуществление ленинских принципов социалистического хозяйствования.

Все концепции ревизионизма направлены против интернационального единства и международного сотрудничества социалистических стран, коммунистических партий. В плане идеологическом они означают распространение среди трудящихся непролетарского, мелкобуржуазного мировоззрения, оживление и раздувание частнособственнических, мещанских, местнических интересов, националистических и великодержавно-шовинистических устремлений. Марксистско-ленинская экономическая теория развивается в непримиримой борьбе с экономическим ревизионизмом. КПСС и братские партии решительно выступают против правого и «левого» ревизионизма, пытающегося столкнуть международное революционное рабочее и коммунистическое движение на позиции оппортунизма, привить ему идеологию реформизма или анархистские, авантюристические взгляды.

Многие интересуются тем, что такое ревизионизм и каковы были взгляды его представителей. Путем данного рассказа я попытаюсь освятить данный вопрос как можно более детально и подробно. Итак, структура моего повествования следующая:

  • что такое ревизионизм;
  • разновидности ревизионизма;
  • каковы были взгляды представителей ревизионизма.

Что такое ревизионизм

Ревизионизм - это идеи, которые провозглашают то, что необходимо пересматривать (проводить ревизию) каких-то общепринятых теорий либо доктрин. Ревизионизмом также называют политические течения в международных рабочих движениях , представители которого стремились с развивающими, "исправляющими " и "уточняющими " целями, лишить марксистскую теорию революционного смысла . Возникновение ревизионизма относят к концу 19 столетия во время у тверждения марксистских идей как господствующих в идеологии рабочего движения .

Разновидности ревизионизма

Популярными явлениями, которые привыкли обозначать таким термином, является марксистский ревизионизм, ревизионизм в истории (его также называют историческим) , а также ревизионизм, относящийся к сионистскому движению двадцатых-тридцатых годов двадцатого столетия.

Каковы были взгляды представителей ревизионизма

Если говорить о представителях ревизионизма и о том, какими были их взгляды, в первую очередь следует упомянуть такую личность, как Эдуард Бернштейн. Он являлся ярым социал-демократом, максималистом и достаточно хорошим другом Фридриха Энгельса. Эдуард считал, что необходимо пересмотреть марксистскую доктрину, провести ее ревизию.

Также нельзя не сказать о Владимире Жаботинском, который пытался добиться равных прав для евреев в отношении россиян. Желал утвердить иврит в каждую сферу жизни евреев. По отношению к арабскому вопросу Жаботинский выступал за то, что необходимо развивать еврейские военизированные структуры и оказывать жёсткое силовое давление на арабов для того, чтобы создать еврейское государство в Палестине. Владимир считал, что эта борьба соответствовала моральным правилам.

Исходя из названия, ревизионизм подразумевает под собой некий пересмотр (ревизию). В данном случае ревизионизм-это идеи, направленные на пересмотр сложившихся устоев и взглядов, доктрины.

Стоит отметить, что впервые это понятие было употреблено в немецкой социал-демократии.

Вот примеры ревизионизма:

1. В марксизме: противоречие исходным постулатам марксизма;

2. Исторический: пересмотр исторических событий. Отождествляется с фальсификацией;

3. Ревизионизм в сионистском движении: пересмотр сложившейся политической системы по отношению к евреям (в пользу евреев: возрождение вооруженных еврейских формирований, создание государства евреев в Палестине).

позднелат. revisio - пересмотр) - одно из доминирующих течений в идеологии рабочего движения конца 19 - середины 20 вв. Впервые с идеей о необходимости пересмотра основных положений марксовой теории выступили представители германской социал-демократической партии И. Хехберг, Бернштейн и К. Шрамм в 1879. Р. как самоосознающее теоретическое направление возник в 90-х 19 в., когда Бернштейн, выступив с программой модернизации марксизма, дал соответствующее имя этому течению. В начале 20 в. Р. распространился в социал-демократическом движении Германии, Франции, Австро-Венгрии, России и др. стран (Каутский, О. Бауэр, Э. Вандервельде, Л. Мартов, Троцкий и др.). Представители Р. отвергали научность диалектического (и тем более исторического) материализма, стремились заменить социалистический революционизм идеей общественной эволюции. Приверженцы Р. подвергли жесткой критике марксово учение о классовой борьбе и диктатуре пролетариата, исключили возможность построения социализма через насилие и заявляли, что политические свободы, демократия и всеобщее избирательное право уничтожают почву для классовой борьбы. По их мнению, задачей рабочего движения является борьба за реформы. В экономической теории Р. утверждалось, что вытеснение мелкого производства крупным замедлилось, а в сельском хозяйстве оно не происходит и вовсе, что тресты и картели позволяют капитализму устранить кризисы. Расчеты на крушение капитализма, т.обр., не представлялись реальными, т.к. намечалась тенденция к смягчению его противоречий. Несмотря на то, что по сути своей полемика идеологов Р. и ортодоксов осуществлялась в рамках традиционалистской марксовой доктрины (что, естественно, существенно сужало поле для конструктивного преодоления крайностей идеи революционного насилия), сам факт духовной оппозиции и диссидентства подобного рода имел неоспоримое историческое значение.

Отличное определение

Неполное определение ↓

РЕВИЗИОНИЗМ

от лат. revisio – пересмотр) – антинауч. метод пересмотра положений марксизма; оппортунистич. направление внутри революц. рабочего движения, к-рое под предлогом творч. осмысления новых явлений действительности осуществляет ревизию коренных, подтверждаемых практикой положений марксистской теории. Р. возник в конце 70-х гг. 19 в. в герм. с.-д. партии, уже вставшей на позиции марксизма. Хехберг, Бернштейн и Шрамм выступили в 1879 с пересмотром осн. положений революц. теории. Маркс и Энгельс в спец. письме, адресованном А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Бракке и др. ("Циркулярное письмо"), дали решит. отпор этой первой вылазке ревизионистов. Окончательно Р. оформился после смерти Маркса и Энгельса, когда в 90-х гг. Бернштейн, выступив с наиболее цельной программой ревизии марксизма, дал имя этому течению. В нач. 20 в. Р. распространился в с.-д. движении Германии, Франции, Австро-Венгрии, России и др. странах, где на оппортунистич. позиции скатились Каутский, Бауэр, Вандервельде, Шейдеман, Легин, Мартов, Богданов и др. Р. конца 19 – нач. 20 вв. выступил с пересмотром всех сторон учения Маркса. В области философии ревизионисты не признавали научности диалектич. материализма, ссылаясь на достижения новейшего естествознания, они объявляли диалектику "ловушкой", заменяли материализм кантианством, берклеанством и махизмом. В экономич. теории, ссылаясь на "новые данные хозяйств. развития", они утверждали, будто вытеснение мелкого произ-ва крупным замедлилось, а в с. х-ве не происходит вовсе, будто тресты и картели позволяют капитализму устранить кризисы, что расчеты на крушение капитализма не реальны, т.к. намечается тенденция к смягчению его противоречий. В политич. области, апеллируя к новым явлениям социальной жизни, ревизионисты пересматривали марксистское учение о классовой борьбе и ее цели, они заявляли, что политич. свобода, демократия, всеобщее избират. право уничтожают почву для классовой борьбы. "„Конечная цель – ничто, движение – все“, это крылатое словечко Бернштейна, – писал Ленин, – выражает сущность ревизионизма лучше многих длинных рассуждений" (Соч., т. 15, с. 23). Решит. критику ревизионизма дал Ленин. Обстоят. критика Р. содержится также в ряде работ Плеханова, Люксембург, К. Либкнехта, Меринга, Цеткин и др. представителей революц. марксистской мысли. После краха 2-го Интернационала (1914), вызванного укоренением оппортунизма, рабочее движение раскололось на правую, социал-реформистскую часть, и левую, революц. часть, развившуюся в дальнейшем в междунар. коммунистич. движение. Поскольку с возникновением и распространением ленинизма внутри коммунистич. движения господствующей идеологией становится марксизм-ленинизм, Р. пытается в 20–40-е гг. и позже пересматривать уже эту теорию. Наиболее массированную попытку ревизовать марксизм-ленинизм предприняли оппортунисты внутри коммунистич. движения в 50–60-е гг. Спекулируя на новых послевоен. явлениях и процессах, не получивших еще науч. марксистского объяснения, воспользовавшись трудностями коммунистич. движения, связанными с преодолением последствий культа личности, в конце 50-х гг. широко распространился Р. справа, пытавшийся столкнуть революц. рабочее движение на социал-реформистский путь. С ревизионистских позиций в 50-х гг. выступали А. Лефевр, П. Эрве (Франция), Дж. Гейтс, А. Биттелмен (США), А. Джолитти (Италия), М. Джилас (Югославия), Р. Зиманд, Л. Колаковский (Польша), Э. Блох (ГДР) и др. Особенно крупную вылазку предприняла ревизионистская группа Надя – Лошонци в Венгрии, проложившая путь контрреволюции 1956. Р. 50-х гг. пытался подвергнуть радикальному пересмотру все три составные части марксизма-ленинизма. В области философии оппортунисты ревизовали марксистский материализм, утверждали, будто неореализм, позитивизм, операционализм, семантич. философия сближаются с материализмом, что само противопоставление материализма идеализму изжило себя, что необходимо "обогатить" диалектич. материализм экзенстенциалистским учением о человеке, интуитивистской теорией познания, позитивистским пониманием законов диалектики как гипотетических, не поддающихся "верификации". В социально-экономич. области ревизионисты стремились сочетать марксизм-ленинизм с каутскианством и кейнсианством, с различными концепциями "этич.", "демократич.", "антропологич." социализма, распространяли теорию "трансформации капитализма в социализм", отстаивали лозунги "интегральной демократии", "нац. коммунизма", "идеологич. умиротворения". Особенно широкому пересмотру подвергались политич. аспекты марксистско-ленинской теории. "Современный ревизионизм, – говорилось в Декларации 1957, – пытается опорочить великое учение марксизма-ленинизма, объявляет его "устаревшим" и якобы утратившим ныне значение для общественного развития. Ревизионисты стремятся вытравить революционную душу марксизма, подорвать веру рабочего класса и трудового народа в социализм. Они выступают против исторической необходимости пролетарской революции и диктатуры пролетариата при переходе от капитализма к социализму, отрицают руководящую роль рабочего класса и марксистско-ленинской партии, отрицают принципы пролетарского интернационализма, требуют отказа от основных ленинских принципов партийного строительства и прежде всего от демократического централизма, требуют превращения коммунистической партии из боевой революционной организации в некое подобие дискуссионного клуба" ("Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм", М., 1961, с. 15). Междунар. коммунистич. движение в Декларации 1957 и Заявлении 1960 осудило Р. как гл. опасность в своих рядах, подвергло его всесторонней критике, постепенно очистило свои ряды от активных поборников Р. Рассматривая Р. как идеологич. явление, следует видеть его специфику, гносеологич. и классовые корни. Будучи одной из форм теоретич. обоснования оппортунизма внутри революц. марксистского движения, Р. имеет специфич. черты: он сохраняет формальную связь с революц. теорией, выдавая себя за "творч. марксизм"; возникает в результате ненаучного, выгодного буржуазии пересмотра положений марксизма; как правило, Р. прикрывается принципом "свободы критики", выступает под флагом антидогматизма и получает наибольшее распространение во время существ. поворотов рабочего движения. Поскольку Р. является теоретич. обоснованием оппортунизма, имеющего две гл. формы – правый и левый оппортунизм, постольку сам Р. тоже бывает "Р. справа", когда ревизуемые положения марксизма заменяются бурж.-реформистскими взглядами, и "Р. слева", когда пересматриваемые положения заменяются анархистскими, бланкистскими, волюнтаристскими установками. Ленин подчеркивал важность теоретич. анализа как "Р. слева", обрисовавшегося тогда в романских странах, так и "Р. справа", широко распространившегося в ряде др. европ. стран (см. Соч., т. 15, с. 24). Общая противоположность того и другого Р. революц. марксизму не отменяет их собств. коллизий; это особенно заметно в последнее время: концепции правооппортунистич. Р. конца 50-х гг. находятся в остром конфликте с теми идеями "Р. слева", к-рые наряду с догматизмом и сектантством нашли применение в левом оппортунизме 60-х гг. В гносеологич. отношении необходимо различать теоретико-познават. корни Р. в целом и той или иной его концепции. Взятый в целом, Р. паразитирует на относит. характере марксистских знаний. Как и любая наука, марксизм не может дать исчерпывающе абсолютное знание об изменяющейся действительности. В ходе обществ. развития отд. положения марксистской теории, ранее правильно отражавшие действительность, устаревают, вступают в противоречие с изменившейся действительностью. Это требует не просто дополнения имеющихся выводов новыми, но и известной переоценки прежних формулировок, пересмотра имеющихся знаний с целью освобождения их от устаревших положений и формул. В подобном пересмотре нет ничего ревизионистского. Спекулируя на необходимости такой переоценки устаревших положений теории, Р. в гносеологич. отношении представляет собой результат субъективистской ревизии марксизма в отрыве и противоречии с действительностью, ибо им подвергаются пересмотру не устаревшие выводы, а сохраняющие свою правильность принципы марксизма. Однако не всякая ошибка и односторонность, не любой просчет и субъективизм, допущенные при пересмотре тех или иных марксистских положений, приводят к Р. Будучи продуктом классового общества, Р. выступает как социально обусловленное извращение марксистской теории. В классовом отношении имеется известная разница между классовой природой и социальной функцией Р., между тем, чьи позиции он отражает, и том, кому он служит. Если по своему классовому происхождению Р. – результат мелкобурж. и бурж. воздействия на революц. рабочее движение, то по своей классовой природе Р. – идеология мелкой буржуазии, рабочей аристократии, средних слоев. Он отражает обществ. положение этих двойственных по своей природе, колеблющихся по своим устремлениям социальных групп, примыкающих то к рабочему классу, то к буржуазии. По своей социальной функции Р. выступает как проводник влияния буржуазии в революц. рабочем движении. Р. как идейно-политич. течение охватывает по своему содержанию различные области обществ. науки: философию, политич. экономию, теорию науч. коммунизма, историю философии, этику, эстетику и др. Поэтому критич. анализ ревизионистских концепций – задача различных наук. Марксистская философия анализирует филос. аспекты Р. Этот анализ предполагает: во-первых, изучение филос. концепций Р., сознательно отстаиваемых и пропагандируемых ревизионистами и представляющих собой филос. Р.; во-вторых, рассмотрение методологии, к-рая присуща ревизионистскому способу мышления, независимо от того, осознается она или нет самими ревизионистами, и к-рая составляет философско-методологич. основы ревизионизма; в-третьих, раскрытие теоретикопознават. истоков, гносеологич. корней отд. ревизионистских концепций. Филос. Р. – это отнюдь не единое раз навсегда избранное филос. миропонимание, а исторически изменяющаяся эклектич. сумма различных филос. концепций. В конце 19 – нач. 20 в. часть ревизионистов проповедовала кантианство (Бернштейн, Шмидт), другая часть – подправленный махизм (Богданов, Базаров), третья – смесь неокантианства с вульгарным материализмом (Каутский) и т.д. В ревизионистских теориях 50-х гг. можно обнаружить влияние экзистенциализма (Блох), позитивизма (Бламберг), неокантианства (Лефевр) и т.д. Представители Р. предлагали, в частности, дополнить философию Маркса фейербаховским антропологизмом и гегелевской систематикой, сделать ее предметом познания имманентного материи "тотума" (Блох), рекомендовали поставить в центр проблему отчуждения (Лефевр), советовали разрабатывать философию, имеющую не мировоззренческую, а моральную функцию (Колаковский). Характерно и то, что в прошлом ревизионисты прямо отвергали диалектич. материализм и призывали признать "философией марксизма" те или другие модные в то время бурж. филос. концепции; теперь диалектич. материализм признается философией марксизма, но он истолковывается Р. таким образом, что в конечном итоге оказывается замененным тем или иным бурж. филос. учением, а нек-рые ревизионисты вместо диалектич. материализма выдвигают т.н. "натуралистич. гуманизм" и вместо историч. материализма – "историч. гуманизм". Методологич. основы Р. – это определ. устойчивый субъективизм, лежащий в теоретич. фундаменте всех его концепций и выражающийся в эклектике и софистике (см. тамже, т. 28, с. 213). Здесь находит свое выражение устойчивая, классово обусловленная черта всего Р., связанная и с его социальной функцией, что ведет в теории, в философии к попыткам совместить пролет. философию с буржуазной, материализм с идеализмом. Так, в филос. воззрениях Базарова и Богданова налицо сочетание материализма с субъективным идеализмом, материалистич. тезиса о взаимодействии субъекта и объекта с авенариусовской "принципиальной координацией Я и не – я"; в философии Блоха идеалистич. телеология совмещается с тезисом о материальности мира и т.п. Для обоснования своих взглядов ревизионисты широко используют софистику. Эклектизм и софистика вполне соответствуют практич. целям Р. "При подделке марксизма под оппортунизм, – писал Ленин, – подделка эклектицизма под диалектику легче всего обманывает массы, дает кажущееся удовлетворение, якобы учитывает все стороны процесса, все тенденции развития, все противоречивые влияния и проч., а на деле не дает никакого цельного и революционного понимания процесса общественного развития" (там же, т. 25, с. 372). Гносеологич. корни отд. ревизионистских концепций представляют собой те стороны, черточки, грани в познании действительности, из абсолютизации к-рых вырастает данная концепция. Так, если ревизионистская концепция "национального коммунизма" (Надь) вырастает из преувеличения нац. особенностей социалистич. строительства, то идея "интегральной демократии" (Колаковский) – продукт абсолютизации и интегрирования общих и сходных черт пролет. и бурж. демократии, а "антропологическая марксистская философия" (Блох) – следствие раздувания общечеловеч. проблем в философии, результат подмены социально-классового индивида абстрактным человеком. Междунар. революц. рабочее движение ведет решит. борьбу против филос. Р., против ревизионизма справа и слева, пытающегося идеологически разоружить рабочий класс, привить ему реформистские или анархистские взгляды. Коммунистич. партии, философы-марксисты вскрыли теоретич. несостоятельность и политич. вред Р. вообще, филос. Р. в частности. В результате идейной борьбы и организац. мер влияние правооппортунистич. Р. за последние годы резко упало, а его наиболее активные поборники оказались вне рядов коммунистич. движения. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., [Письмо] А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Браке и др. ("Циркулярное письмо") от , в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, М., 1953; Ленин В. И., Марксизм и ревизионизм, Соч., 4 изд., т. 15; его же, Разногласия в европ. рабочем движении, там же, т. 16; его же, Историч. судьбы учения Карла Маркса, там же, т. 18; его же, Крах II Интернационала, там же, т. 21, его же, Детская болезнь "левизны" в коммунизме, там же, т. 31; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Против совр. Р., М., 1958; Бутенко А. П., Осн. черты совр. Р., М., 1959; Бутенко А. П. [и др.], Против совр. Р. в философии и социологии, М., 1960; За чистоту марксизма-ленинизма, М., 1964. А. Бутенко. Москва.

Специфика ленинизма как особого варианта марксистской теории и политики была и остается предметом спора. Ревизовал ли Ленин марксизм или, наоборот, наиболее удачно применил общие принципы марксизма в новой социально-политической ситуации? Политический смысл указанной контроверзы особо доказывать не надо.

Сталинская ортодоксия, все еще не сдающая своих позиций, защищает второй вариант ответа. Сталин говорил, что Ленин ничего не добавил и ничего не изъял из марксизма, а только безошибочно применял его принципы в специфических условиях России и в изменившейся международной ситуации. Согласно сталинской точке зрения, ленинизм не специфически русское явление, а универсальная стратегия и тактика коммунистического и.рабочего движения в эпоху империализма и пролетарских революций. Троцкий ^считал ленинизм специфически русским явлением и средством осуществления пролетарской революции в России. Другие марксисты доказывают, что Ленин во многих пунктах отошел от Маркса.

Подобно всем остальным идеологическим вопросам рассматривае мый вопрос неразрешим с научной точки зрения, критерием которой является истина и ложь. Однако такие вопросы неизбежно возникают в истории всех религиозных и политических движений. Поколения, приходящие после пророков или основоположников, стоят перед необходимостью решения теоретических и практических вопросов, окончательного ответа на которые исходный канон не дает. Поэтому они стараются так его истолковать, чтобы обосновать и оправдать собственные решения. В данном контексте возникает идеологическая проблема «верности» и «измены» унаследованной доктрине, не имеющая отношения к проблеме истины и лжи.

История марксизма как идеологии и политического движения в этом смысле мало чем отличается от истории других религиозно-политических движений, поскольку марксизм до сих пор не освободился от потребности сохранять «верность» своим источникам. По сути дела, данная «верность» просто скрывает различные компромиссы между унаследованной идеологией и потребностями практики. Новые линии раздела и новые политические формации, осеняющие себя знамением марксизма, обычно возникают под давлением различных исторических обстоятельств. Но каждая из них стремится найти основание в идеологической традиции, которая никогда не может быть признана абсолютно завершенной и единообразной.

В этом отношении имеется существенное различие между Бернштейном и Лениным. Первый был ревизионистом, так как открыто отбрасывал некоторые элементы марксизма, считал их устарелыми и, по крайней мере, никогда не пытался играть роль бдительного идеологического стража всего наследия Маркса. Второй стремился все свои действия представить как единственно возможное и абсолютно правильное применение марксизма в данных обстоятельствах места и времени. Первый признавал возможность различных толкований марксизма, второй ее отвергал. В то же время Ленин не был догматиком и доктринером, подчиняющим политический успех движения, которым он руководил, соблюдению верности словам Маркса. Ленина отличало выдающееся политическое чутье и способность подчинять все вопросы теории и тактики одной главной задаче - русской и мировой революции.

Ленин полагал, что все основные вопросы теории уже решены Марксом. И надо лишь умело извлекать из этих решений выводы, наиболее подходящие для данной ситуации. Самого себя он считал верным исполнителем Марксового завета и тех принципов политической стратегии и тактики, которые наиболее четко проявились в деятельности германской социал-демократии. Вплоть до первой мировой войны она была для него образцом, а Каутский - наиболее авторитетным марксистом. Ленин ссылался на него не только при обсуждении теоретических, но и практических вопросов, которые сам знал намного лучше (например, в вопросе бойкота второй Думы): «Где и когда претендовал я на создание какого бы то ни было особого направления в международной социал- демократии, не тождественного с направлением Бебеля и Каутского? Где и когда выступали на свет разногласия между мной, с одной стороны, Бебелем и Каутским, с другой,- разногласия, хоть сколько- нибудь приближающиеся по серьезности к разногласиям между Бебелем и Каутским, например, по аграрному вопросу в Бреславле?»

Вопрос о ревизионизме Ленина не может быть решен путем простого сопоставления его текстов с текстами Маркса и Энгельса или посредством поиска ответа на неразрешимый вопрос: «Что бы Маркс или Энгельс сделали или сказали в тех ситуациях, в которых действовал Ленин?». Теория Маркса оставляла возможность различных толкований. И потому могла быть использована и утилизована самым различным способом без ясного и открытого нарушения ее оснований. В то же время проблема преемственности между марксизмом Маркса и «марксизмом» Ленина не лишена научного значения. Если отбросить понятия верности и измены, в которых до сих пор эту проблему обсуждали государственные идеологи, то она сводится к выявлению общих тенденций ленинской утилизации и дополнений к Марксовому наследству.

Все вопросы теории для Ленина имели только инструментальный смысл по отношению к революции - главной задаче. То же самое можно сказать о всех человеческих делах, идеях, социальных институтах и ценностях - их значение исчерпывается классовой функцией. Безусловно, в текстах Маркса можно найти оправдание такой точки зрения, поскольку он неоднократно подчеркивал преходящий и классовый смысл всех форм общественной жизни в классовом обществе. Но анализ конкретных проблем у Маркса был более сложен и дифференцирован и не может быть сведен к редукционистским формулам исторического материализма. Еще более абсурдным было бы утверждение, что смысл всего творчества Маркса и Энгельса исчерпывается вопросом: хорошо это или плохо для революции.-* Классики обладали значительно более широким интеллектуальным горизонтом, нежели их русский ученик. Они глубоко понимали преемственность человеческой культуры. Не считали, что ценность науки, искусства, морали, социальных институтов есть только средство выражения классовых интересов. Однако общие формулы исторического материализма вполне подходили для того способа использования, каким вдохновлялся Ленин. Для него искусство, литература, право, мораль, социальные институты, демократические ценности, религиозные и философские идеи не имеют никакого самостоятельного значения, а являются только средствами политической борьбы. И в этом пункте его нельзя упрекнуть в отступлении от марксизма Маркса. Просто как и всякий не в меру рьяный последователь он применял принципы исторического материализма более жестко и однозначно, чем это делал Маркс.

Если, например, право рассматривать только как орудие классового угнетения, то вслед за Лениным можно предположить, что нет существенного различия между правовым правлением и абсолютной диктатурой. Если политические свободы толковать лишь как способ защиты буржуазией своих классовых интересов, то можно согласиться и с ленинским выводом: большевистская партия не обязана заботиться о защите этих свобод после того, как она взяла власть в свои руки. Если духовное творчество - научное, художественное или философское - есть только средство классовой борьбы, то нет качественного различия между сочинением философского трактата и применением маузера, винтовки или штыка. Это только различные формы одного и того же оружия, которое применяется в ^зависимости от обстоятельств по отношению к врагам и соратникам.

Речь идет об элементах ленинизма, смысл которых стал ясен всем после прихода большевиков к власти. И они содержались в работах Ленина с самого начала его деятельности. По этой причине он, как правило, оказывался в более выигрышном положении при дискуссии с другими марксистами. Упрощал принципы теории Маркса, которые признавались всеми марксистами. И если те, например, упрекали его в отступлении от Маркса (подчеркивая, что для Маркса диктатура, в отличие от Ленина, никогда не означала деспотической власти, не связанной никакими законами), то они обнажали не только ленинский ревизионизм, но и незавершенность и двусмысленность марксизма.

Однако в важнейших пунктах ленинский вклад в марксизм порождал и порождает сомнения в правоверности последователя. Ленин создал собственную концепцию партии. Нерешенность национального вопроса использовал как мощный источник энергии, который должна применить партия для достижения своих целей. И выдвинул лозунг союза пролетариата с крестьянством в буржуазной революции. Эти идеи встретили резкую критику не только реформистов, но и Р. Люксембург - главного столпа марксистской ортодоксии. В то же время ленинская доктрина оказалась чрезвычайно успешной на практике и привела большевиков к победе в революции, гражданской и всей последующей войне со своим народом.

Еще по теме § 1. Был ли Ленин ревизионистом?:

  1. 1. Столыпинская реакция. Разложение в оппозиционных слоях интеллигенции. Упадочничество. Переход части партийной интеллигенции в лагерь врагов марксизма и попытки ревизии теории марксизма. Отповедь Ленина ревизионистам в его книге "Материализм и эмпириокритицизм" и защита теоретических основ марксистской партии.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия