Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия

Глава VIII. Восточная мифология

Зороастр

Наше знание религии древних персов выведено главным образом из Зенд-Авесты, т. е. священных книг этого народа. Зороастр был основателем или точнее реформатором религии, которая ему предшествовала. Время его жизни точно не известно, но определено, что его система стала доминирующей религией Западной Азии со времен Кира (550 в. до н. э.) и до завоевания Персии Александром Македонским. Во времена македонской империи учения Зороастра значительно исказились введением чужеземных взглядов, но позже их доминирующее влияние восстановилось.

Зороастр учил о существовании высшего существа, которое сотворило два других могущественных существа и передало им столько от своей собственной природы, сколько казалось для него хорошим. Из них Ормузд (называемый греками Оромасдом) остался верным своему создателю и почитался как источник всякого добра, тогда как Ахриман (Ариман) взбунтовался и стал виновником всего зла на земле. Ормузд сотворил человека и дал ему все для счастья; но Ахриман испортил это счастье введением в мир зла и созданием диких зверей и ядовитых рептилий и растений.

В результате, Зло и Добро теперь перемешаны друг с другом в любой части мира, и последователи добра и зла – приверженцы Ормузда и Ахримана – ведут непрестанную борьбу. Но такое положение вещей не будет длиться вечно. Придет время, когда приверженцы Ормузда везде будут победителями, а Ахриман и его последователи будут ввергнуты во мрак навечно.

Религиозные обряды древних персов были весьма простыми. Они не использовали ни храмов, ни алтарей, ни статуй, и исполняли свои жертвоприношения на вершинах гор. Они поклонялись огню, свету и солнцу как символам Ормузда, источника всего света и чистоты, но не почитали их как независимых богов.

Религиозными обрядами и церемониями руководили жрецы, которых называли Магами. Учение Магов было связано с астрологией и колдовством, которым они так славились, что их имя стало применяться как нарицательное для обозначения всякого рода чародеев и колдунов. Вордсворт так упоминает культ персов:

…Перс, жаждущий смести

Алтарь и Образ, и капкан стены,

И храмов рукотворных крыши,

На дальние высоты восходя, с вершин

С тиарой миртовой на голове,

Исполнил жертву Звездам и Луне,

И ветрам, и исходным элементам,

И всей небесной сфере, ибо для него

Существованье чуткое и Бог.

«Путешествие», Книга IV

У пророка Зороастра до сих пор имеются поклонники

В «Паломничестве Чайлд Гарольда» Байрон говорит о персидском культе следующим образом:

Так чувствовали персы в оны дни,

На высях гор верша богослуженье.

Лицом к лицу с природою они

В молитве принимали очищенье –

Не средь колонн, не в тесном огражденьи.

Сравни тот храм, что строил грек иль гот,

С молельнею под небом, в окруженье

Лесов и гор, долин и чистых вод,

Где не стеснен души возвышенный полет.

Перевод В. Левика III., 91.

Религия Зороастра продолжала процветать даже после введения христианства, и в III веке была доминирующей верой на Востоке до возрастания силы магометанства и завоевания Персии в VII веке арабами, которые вынудили огромное число персов отказаться от своей древней веры. Те, кто отказывались оставить религию своих предков, бежали в пустыни Кермана и в Индостан, где они до сих пор существуют под именем парсов, производным от древнего названия Персии. Арабы называют их губерами от арабского слова, означающего неверующих. В Бомбее в наши дни парсы являются очень активным, умным и богатым классом людей. Они положительно выделяются чистотой жизни, честностью и примирительным поведением. У них имеется множество храмов огня, которому они поклоняются как символу божества.

Религия парсов является темой прекрасного рассказа в «Лала Рук» Мура «Огнепоклонники». Губер-вождь говорит:

Да! Я из того рода нечестивцев

Рабов Огня, что по утрам и вечерам

Обитель славят своего Создателя

Среди живых огней небесных;

Да! Я из тех отверженных,

Ирану и мести приверженных,

Что проклинают час пришествия арабов,

Принесших скверну в наши огненные храмы,

И пред горящим оком Бога присягаю

Разрушить цепи родины иль умереть.

автора Балфинч Томас

Глава IX. Индусская мифология Нелигия индусов откровенно основывается на Ведах. Этим книгам своего писания они приписывают величайшую святость и утверждают, что сам Брахма создал их при творении. Но нынешний порядок Вед приписывается мудрецу Вьяса (Vyasa), жившему около

Из книги Всеобщая мифология. Часть III. Божества?иных?народов автора Балфинч Томас

Глава X. Северная мифология Истории, которые до сей поры занимали наше внимание, очень далеки от мифологии северных краев. Но это другая ветвь древних суеверий, которые не должны быть полностью пропущены, особенно потому, что принадлежат народам, от которых через наших

Из книги Всеобщая мифология. Часть III. Божества?иных?народов автора Балфинч Томас

Глава XII. Древнегерманская мифология В германской мифологии имя Одина – Вотан, а Фрейя и Фригг почитаются как одно и то же божество, и боги, в общем, предстают менее воинственными по характеру, чем в скандинавских мифах. Однако в целом древнегерманская мифология

Из книги Всеобщая мифология. Часть III. Божества?иных?народов автора Балфинч Томас

Из книги Тайны Космоса автора Прокопенко Игорь Станиславович

Глава 5 Кулинария и мифология Люди уже в VII веке до нашей эры знали секрет пищи, богатой веществами, которые возбуждают чувственность, желание и дарят неутомимость в любовных играх. Гетеры – независимые жрицы любви в Древней Греции – устраивали особые трапезы.

Из книги Компьютер Бронзового века: Расшифровка Фестского диска автора Батлер Алан

Глава 16. АСТРОНОМИЯ И МИФОЛОГИЯ Между многими мифологическими системами И ранними религиями Западной Европы, датируемыми поздним каменным веком или началом бронзового века, существует несомненная и непосредственная связь. Эти вопросы подробно рассматривает в своей

Из книги Индоевропейцы Евразии и славяне автора Гудзь-Марков Алексей Викторович

Глава 12. Индоевропейская мифология

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

ЦЕНТРАЛЬНАЯ, ВОСТОЧНАЯ И ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА На рубеже 70-х и 80-х годов XV в. окончательно пришла в упадок Золотая Орда. Одновременно завершилось объединение земель Северо-Восточной и Северо-Западной Руси под властью великих князей Московских, поставившее литовских и

Из книги Крещение Руси [Язычество и христианство. Крещение Империи. Константин Великий – Дмитрий Донской. Куликовская битва в Библии. Сергий Радонежский – изоб автора Носовский Глеб Владимирович

15. ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ, КИТАЙ, ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ И ИНДИЯ, см. рис. p. 9, рис. p. 10, рис. p. 14, рис. p. 15, рис. p. 16 ??? «Восток. Земля Малацыя (Малазия – Авт.). Стоит подле моря Окияна на богатре всей земле. Много злата и каменьев дорогих. Поклоняются идолам, а войны ни с кем ни с кем не имеют.

Из книги Иллюзия свободы [Куда ведут Украину новые бандеровцы] автора Бышок Станислав Олегович

Глава 6. МИФОЛОГИЯ. ИДЕОЛОГИЯ 6.1. Русский идеолог украинского «интегрального национализма» Лидеры «Свободы» неоднократно заявляли, что идеология партии основывается на трудах одного из классиков украинского национализма Дмитрия Донцова. Этот автор, родившийся в 1883

Из книги История мировых религий автора Горелов Анатолий Алексеевич

Из книги Всемирная история. Том 3 Век железа автора Бадак Александр Николаевич

Северная Сирия и юго-восточная Малая Азия в XII–VIII вв. до н. э Конец существования Хеттской державы был положен в результате вторжения «народов моря» с юга и малоазийских племен с севера и северо-запада около 1200 г. до н. э. На ее территории там, где находились железные и

Из книги Тайны Всемирного потопа и апокалипсиса автора Баландин Рудольф Константинович

ГЛАВА 1. МИФОЛОГИЯ Развитие мифа было задержано наукой, и оно замирает под тяжестью мер и весов, пропорций и моделей, даже почти умерло уже. Оно рассекается ныне анатомическим ножом ученых. Э. Тейлор Священное предание В Библии четыре главы посвящены Всемирному потопу.

автора Хейфец Михаил Рувимович

Глава 9 МИФОЛОГИЯ ОТСТАЛОСТИ Большая часть мифов была придумана и унаследована Россией с дореволюционных времен.Мой покойный друг, ленинградский историк Вадим Вилинбахов (его прадед служил помощником государственного секретаря в эпоху Александра III) поделился своим

Из книги Цареубийство в 1918 году автора Хейфец Михаил Рувимович

Из книги История Европы. Том 2. Средневековая Европа. автора Чубарьян Александр Оганович

Глава VIII РУСЬ И ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА В XIII-XV вв. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫВосточная Европа второй половины XIII-XV вв. поражает этнической пестротой. Наряду с древнерусской народностью на основной части Восточно-Европейской равнины, балтскими племенами на

Тема 1.1. Мифология Древней Месопотамии. Базовые мифы Месопотамии. Шумеро-аккадская и вавилоно-ассирийская космогония. Мифологема нисхождения в царство мертвых в мифе об Энлиле и Инлиль, об Инанне (Иштар) и Думузи (Таммузе). Бог Энки (Эа) – создатель людей, скота и зерна, хранитель основ цивилизации и божественных сил. Космогонические и теогонические мифы Двуречья в поэме «Энума Элиш». Антропогонический миф в Двуречье. Миф о Всемирном потопе и его отражение в Эпосе о Гильгамеше. Гильгамеш и Энкиду. Гильгамеш как историческая фигура и как культурный герой. Влияние мифа о недостижимости бессмертия на представление о смысле жизни.

Тема 1.2. Мифология Египта. Основные источники изучения мифов Древнего Египта. Тексты пирамид и тексты саркофагов. Роль деления на номы в формировании древнеегипетской мифологии. Рудименты тотемизма. Культ животных и зооморфизм богов. Варианты космогонических и антропогонических мифов в Древнем Египте. Гелиопольская эннеада. Гермопольская огдоада. Мемфисская космогония. Многовариантность воплощений солнечного божества. Культ Амона-Ра. Культ фараонов.

Мифы об Осирисе и Исиде. Осирис как культурный герой и основатель традиций культурного земледелия. Осирис как бог плодовитости. Исида – богиня-мать и божественная супруга. Осирис и Гор. Гор и мифологема чудесного рождения. Борьба Гора с Сетом.

Представления о загробной жизни. Древнеегипетская книга мертвых. Представления о пяти душах египтянина и погребальный культ. Осирис – покровитель и судья мертвых. Богиня Маат и решение посмертной участи умершего. Влияние мифа о загробном суде на представление о смысле жизни («Разговор умершего со своей душой»).

Тема 1.3. Мифология Древней Индии. Множественность мифологических комплексов в истории и современности Индии. Индуизм как мифология и как религия. Древнеиндийский эпос «Махабхарата» и «Рамаяна».Ведийская мифология . Ведийская космогония. Жертвоприношение Пуруши как космический акт. Миф о пахтании океана. Основные классы богов индийского пантеона. Боги главные и второстепенные.Индра как «царь богов». Победа Индры над драконом Вритрой. БогиВаруна, Кубера и Яма. БогАгни как первоогонь, как дитя вод и как порождение Брахмы. БогиВаю, Сурья и Сома .

Мифология индуизма. Верховная триадаВишну, Брахма иШива (Тримурти) и проблема единства троичного божества. Многочисленные аватары – реинкарнации Вишну. Боги «Ригведы» Брахма, Варуна, Индра, Вишну, Шива и проблема антропоморфности. Брахма как демиург. Второстепенные божества Кама, Ганеша, Хануман, Апсапы, Наги, Гандхарвы.

Буддийская мифология. Боги и асуры. Легендарные цари и герои. Учение о карме. Миф о сансаре. История жизни и духовных подвигов Сиддхартхи Гаутамы Шакьямуни (Будды ).

Тема 1.4. Мифология Древнего Китая.

Китайская мифология. Космогонические мифы. Учение о Инь и Янь . Смерть великанаПань-гу . Миф о прародительницеНюй-ва. Культ священных животных. Китайская космогония и пространственная модель мира. БожествоХуан-Ди как верховный владыка и Император неба. Представления о Подземном царстве – обители мертвых. Китайская мифология и учение Конфуция.


Культура первых цивилизованных государств унаследовала многое от своих доисторических предков. Мышление древних народов, создавших первые цивилизации, еще по преимуществу мифологично. Мир по-прежнему представляется им «единым комом», где все со всем неразрывно связано. Но в этот клубок бытия вносится порядок и субординация, подобно тому как в полу стихийное первобытное общество цивилизация вносит более высокую государственную организацию. Бесчисленные первобытные тотемы, духи, демоны заменяются ограниченным числом богов - это в основном олицетворения небесных светил и сил природы. Первобытные маги и колдуны уступают место жрецам, древнейшие культы - религиям. Теперь миром управляет не человек (с помощью духов), а боги, среди которых, как и среди земного «правительства», есть главные, есть второстепенные, а есть и вовсе «обслуживающие». Но боги управляют мирозданием не по произволу, а на основании определенных законов, которыми нельзя пренебречь.

Древние народы Востока пытаются постичь эти законы, найти организующее начало в мире и тем самым осознать мир не как первобытный «хаос», а как цивилизованный «космос». Видную и почетную роль в этом космосе играет цвет.

Наиболее развитые и последовательные учения о цвете среди всех стран Древнего Востока были созданы в Китае и Индии. Здесь наука о цвете носит уже философский характер, хотя и не порывает со своей мифологической основой.

Китай

Картина мира и его бытия, созданная древними китайцами, еще совсем в мифологическом духе многокрасочна.

Замечательным памятником древней мудрости является «И цзин» - «Книга перемен». Она состоит из 64 гексаграмм - сочетаний шести линий (черточек), расположенных одна над другой, причем таких линий имеется два типа: сплошная и прерванная.

В каждой гексаграмме закодирована определенная космическая или жизненная ситуация, характеризующая какую-либо стадию или этап мирового процесса, например творчество, погружение, восход, сияние, поражение света, сосредоточенность, упадок, конец и т. д.

В целом последовательность всех 64 гексаграмм (дополненных краткими текстами).Эта книга воспроизводит грандиозную и сложную драму бытия мироздания, в которой главные герои - небо, земля и человек; главные силы - свет и тьма, активность и пассивность, мужское и женское начало; главные стихии - вода, ветер, огонь, гром. Действуют и такие персонажи, как гора, дерево, конь, корова, колесница, а также люди (князь, воины, народ). Все главные герои, силы и стихии окрашены в главные цвета, которые следует понимать не только как абстракции или символы, но и как живые образы во плоти. Так, основным знакам гексаграмм приписываются цвета: сплошная черта - это знак неба, она синяя, светлая; прерванная черта - знак земли, она желтая, теневая. , ведь они представляют собой исчерпывающее многообразие цветовых композиций в сине-желтой или черно-белой гаммах. В них зафиксированы все возможные ситуации борьбы, игры, взаимодействия синего и желтого или светлого и темного. Каждая гексаграмма оказывается своего рода картиной. Исследователь «И цзин» Ю. К. Шуцкий пишет: «Можно ощутить «Книгу перемен» как эпопею взаимодействия света и тьмы. Тогда она приобретает и красочность, и выразительность»

В самом деле, помимо простых «канонических» цветов-символов, в «И цзин» можно встретить и такие сложные и тонкие цвета, как сюань и сюнь. Сюань - это цвет неба, но не полуденного, синего, а предрассветного неба на северо-востоке; это черный цвет, сквозь который едва пробивается красный. Этот сложный цвет символизирует зарождение света в недрах мрака, он «визуализирует» смысл триграммы Кань, входящей в ряд гексаграмм «И цзин». Цвет сюнь - это цвет земли, но не просто желтый, а красно-желтый; он дает представление о земле, залитой обильными лучами южного солнца, поскольку красный - это цвет огня и юга,

В Древнем Китае всем стихиям, временам года, странам света, планетам и веществам приписывались их собственные цвета. Основных цветов насчитывалось пять. Эту систему можно записать в виде таблицы:

Здесь следовало бы уточнить два момента. Первое - это взаимозаменяемость понятий синего и зеленого. В древних памятниках нет четкого различия между этими цветообозначениями. Может быть, причина кроется в том, что зеленый рассматривался как порождение синего, как такой цвет, в котором синий служит главной составной частью, а другая составляющая - желтый - взята в небольшом количестве. Относительно иероглифа «цин» и по сей день нет полного единодушия - синий это или зеленый. Но одно несомненно: древние китайцы различали эти цвета и пользовались обеими красками. Другое замечание по поводу цветовой символики относится к белому цвету как символу осени. Это становится понятным, если учесть, что осень в Китае - время сбора риса, т. е. белого зерна. Кроме того, осень связана с западом, а запад - это страна смерти, печали. Траурный цвет в Китае и Японии - белый.

Символика цвета была важнейшим принципом в изобразительном и прикладном искусстве, в архитектуре и поэзии. На ней строилась и цветовая «режиссура» религиозных обрядов. Вот как, например, описаны обряды встречи времен года в книге Хоу Ханьшу:

«В день Личунь (Установление Весны), когда вода ночной клепсидры еще не истощилась на пять половинок часа, все чиновники столицы надевают платье цвета цин (зеленое

В день Лися (Установление Лета) надевают красное платье...

В день Дзися (на исходе Лета) одежда желтая...

В день Лицю (Установление Осени) ... все... надевают белое платье и выходят в западное предместье встречать дыхание Осени...

В день Лидун (Установление Зимы) чиновники надевают черное и выходят в северное предместье встречать дыхание Зимы».

Важнейшая из закономерностей бытия, установленных в «И цзин». заключается в том, что успех или «счастье» любого действия возможно только в том случае; если это действие не идет вразрез с общей тенденцией развития природных сил в данный момент. Деятельность человека должна органически «вливаться» в жизнь и взаимодействие стихии, лишь тогда она будет плодотворной. Поэтому, как гласят предания, даже органы чиновно-бюрократического аппарата китайского государстваназывали именами, связанными с красочными природными явлениями, что должно было обеспечить им успех.

В комментарии II в. к книге древнего китайского ученого-историка Сымы Цяня говорится: «Когда Кзанди принял власть, появились предвещающие благо облака. Поэтому он по облакам обозначил дела: Весеннее ведомство назвал зеленооблачным, Летнее ведомство - краснооблачным, Осеннее - белооблачным, Зимнее - чернооблачным и Срединное - жел-тооблачным» .

По-видимому, еще во II тысячелетии до н. э. в Китае регламентировался цвет одежд для различения сословий. Об этом говорится в старинном сборнике песен «Ши цзин» («Книга песен»). «Лучший» цвет - красный - предназначался для князей, а те, что поскромнее,- черный и желтый - для простого народа:

В месяце восьмом у нас в селеньях ткут. Краска черная и желтая - для нас. Ярко-красная приятнее для глаз. Ткани лучшие покрасим в красный цвет, Чтобы княжич наш нарядней был одет!»

В той же книге песен мифический князь Просо - бог злаков - дарит людям зерно трех цветов: черное, красное, белое. Совокупность этих цветов символизирует «изобилие благ» и способствует продолжению изобилия и в дальнейшем.

Во времена правления последней династии древности Хань китайская культура достигла почти предельной высоты. Язык форм и красок становится неописуемо богат, и к тому же он обогащен «языком» ароматов и звуков. Запахи и звуки (музыкальные или природные) входят в палитру китайского художника наравне с красками и материалами, а ветер и всяческие движения воздуха - в композицию пространства. «Это вещи эфемерные»,- скажете вы. Но в этом насквозь искусственном и утонченном дворцовом мире все эфемерно, в том числе и люди, особенно женщины. Они и внешне похожи на бабочек в своих легких развевающихся платьях с рукавами-крыльями, и жизненный их путь напоминает полет бабочки, и так же легко и внезапно они умирают, сраженные слишком сильным чувством. Среду, в которой жили ханьские аристократы, можно себе представить по двум произведениям древнекитайской литературы: поэме Сымы Сянжу «Там, где длинны ворота» и произведению Лин Сюаня «Частное жизнеописание Чжао - Летящей Ласточки».

Одинокая опальная супруга императора в поэме Сымы Сянжу бродит по дворцу, с тоской размышляя о своем горе (она покинута мужем за чрезмерную ревность). В сумерках дворцовые здания кажутся ей огромными, подавляют своей высотой и мрачностью. «Вот главная зала…как глыба... Она упирается в небо - да, в самое небо... Строенья другие громадою темной с ней вместе поднялись и высятся к небу...» Но когда она входит в залы, то красота интерьеров заставляет ее забыть своё горе. Душа не в силах оторваться от созерцания всей этой красоты: ..Толкну в инкрустациях дверь, золоченые бляхи затрону - схвачусь я, их звук загудит-загудит, как звон колокольный какой-то. Перекладины двери моей из скульптурной магнолии все - да, все резные, карниз абрикосом ажурным отделан... Отделаны все редкими деревьями верхи колонн, их капители: неровными рядами они крепят упоры крыш... А днем все пять цветов слепят, один перед другим - слепят; блестят и огненно сверкают - сплошное яркое сиянье! И плотно так скрестились камни, нет - это черепицы крыш... напоминает их узор игру каких-то самоцветов. Везде растянуты сплошной, причудливою сетью там занавесы, да; свисают вниз перевитыми узлами густой бахромы...»

Колорит императорских дворцов бесконечно многообразен. Здесь встречаем не только «слепящие» цвета, но и неяркие, утонченно-изящные: серые, древесные, терракотовые множества оттенков; и этот сдержанный общий фон разнообразится небольшими яркими включениями: светлая луна, белый журавль, синие, зеленые и красные птицы. Сама природа строит свои гаммы по такому же принципу, и в унисон с природой настроена человеческая душа, потому и эти тонкие сложные гаммы - не просто копии природных, а отображения субъективного мира человека.

Мы «заглянули» во дворец императрицы, а теперь «посмотрим» «павильон младшей наложницы» другого императора. Отделка дворца подобна оправе драгоценной жемчужины или роскошной вазе для орхидеи: «изнутри помещение было вызолочено и изукрашено круглыми пластинками из белого нефрита с четырехугольным отверстием посредине - стены дивно переливались на тысячу ладов».

Каким-то причудливым образом во всей этой жизни сочетаются крайняя искусственность и наивнейшая натуральность. И это, наверное, и составляет первую главную особенность колорита поздней китайской древности - колорита, понятого и в широком и в узком смысле этого слова. Об этом дает очень хорошее представление список 26 предметов, которые наложница Хэдэ дарит своей сестре-императрице. Его можно было бы озаглавить: «Самое лучшее из мира вещей». Приведем здесь хотя бы его начало: «Циновка, стеганная золотыми блестками. Чаша из ароматного дерева алоэ в виде завязи лотоса. Большой пятицветный узел - воплощение полного единения. Штука золотой парчи с рисунком уточек-неразлучниц. Ширма хрустальная. Жемчужина к изголовью государыни, светящая в ночи. Покрывало для жертвенных приношений из шерсти дикой кошки, пропитанное ароматами. Темно-красное платье дань из прозрачного шелка сяо. Ящичек лазоревой яшмы для притираний»".

Прочитав и прочувствовав этот список, можно назвать и вторую главную особенность колорита этой культуры: «космический охват», безбрежно-широкий мир вещей, материалов. В самом деле: тут металлы и дерево, натуралистические копии цветов и абстрактные символические фигуры, хрусталь и жемчуг рядом с шерстью дикой кошки и с «тигриными полосами», прозрачный шелк и носорожья кость.

Но таков закон диалектики (кстати, вспомним, что Китай - родина первых диалектических учений): одновременно с любым явлением порождается и его отрицание. Уже в глубокой древности возникла идея осуждения роскоши, богатства, декоративности.

В «И цзин» (22-я гекс.) недвусмысленно выражено недоверие внешней мишуре и пестрым украшениям. Они предназначены для того, чтобы скрыть недостатки человека, т. е. представить его в ложном виде. Украшения можно применять, так как это вошло в обычаи, но нельзя допускать, чтобы они поглощали человека целиком. Пестроте украшений противопоставляется белое убранство, символизирующее чистоту и непорочность. Мудрецы «золотого века» китайской философии учили, что пристрастие к драгоценностям и вообще всякая «разубранность и разукрашенность» представляют социальную опасность. В своих книгах они настойчиво осуждают стремление к цветистости и внешнему блеску и, напротив, восхваляют скромность и умеренность в быту.

«Пять цветов притупляют зрение»,- говорится в «Дао дэ цзин». «Драгоценные вещи заставляют человека совершать преступления. Поэтому совершенномудрый стремится к тому, чтобы сделать жизнь сытой, а не к тому, чтобы иметь красивые вещи».

Богатство и внешний блеск господствующего класса добываются ценой обнищания народа. Лучшие умы Древнего Китая понимали, что это гиельно для государства.

В книгах древних китайских философов и поэтов бессчетное число раз осуждается роскошная внешность власть имущих и воспевается скромный, а иной раз бедный до нищеты быт и внешний вид «достойного мужа». По словам Конфуция, благородный муж «умерен в еде, не стремится к удобству в жилье» . Великий учитель Кунцзы презирает тех, кто слишком заботится о своей внешности и быте. «Учитель сказал: «Тот, кто стремится познать правильный путь, но стыдится плохой одежды и пищи, не достоин того, чтобы с ним вести беседу».

Но это отрицание внешней репрезентативности было не только формой протеста против социального неравенства и «разбоя» властей. Оно возникло на более глубоком мировоззренческом фундаменте. Пытаясь понять закономерности бытия, его начала и причины, древние мудрецы пришли к выводу о том, что они непостижимы для слабого человеческого разума. Универсальное вездесущее начало, управляющее жизнью Вселенной,- дао - недоступно чувственному познанию, невыразимо словами и не имеет зримого облика. Его называют «формой без форм, образом без существа... туманным и неясным».

Учение о дао вошло в жизнь и культуру Китая, как соль «ходит в состав морской воды: нет такой сферы жизни, на которую это учение не повлияло бы так или иначе. Огромное влияние этой философии испытала на себе и живопись, и все другие жанры изобразительного искусства. То, что внесли в искусство адепты дао и близких к нему учений, в известной мере противостоит описанным выше тенденциям древнего искусства. Так, на место красочности и полноцветия приходит монохромия и вообще ахроматическая живопись тушью - ведь «пять цветов притупляют зрение». Вместо четкости и отделанности начинает цениться неясность, туманность и бесформенность, потому что само дао неясно и бесформенно и потому что «великое совершенство похоже на несовершенство». Вместо блеска золота и сияния жемчугов ценится приглушенность красок и полумрак теней, потому что именно в тени человека заключена его душа или сокровенная сущность. Художнику же не следует чрезмерно доверять внешнему феномену вещей, но должно воплощать их скрытую сущность. И, наконец, проникновение под внешний покров явлений приводит к утрате различия между красивым и уродливым. Вот почему «совершенный муж», тощий и косматый, одетый в холщовую рубаху «в заплатах и узлах», кажется даосу прекраснее лживого и корыстолюбивого царедворца, облаченного в парчу. Вот почему корявый черный ствол старого сливового дерева становится излюбленным мотивом художников. Разве он менее красив, чем, например, павлин или цветок лотоса?



Дзержинский педагогический колледж

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

Реферат на тему:

«Мифология Древнего Востока и античного мира»

Выполнила студентка

специальности 050303

группы 303-1А

Короткова Н. В.

Проверила: Комлева О. Ю.

Дзержинск 2006


Введение

Глава I. Что такое мифология

1.1 Понятие мифологии

1.2 О чем повествуют мифы

2.1 Египетская мифология

2.2 Китайская мифология

2.3 Индийская мифология

Глава III. Мифы античного мира

3.1 Мифы Древней Греции

3.2 Мифология Древнего Рима

Заключение

Литература


Введение

Мифы и легенды в книгах и энциклопедиях понимаются достаточно широко: не только имена богов и героев всех времён, но и всё чудесное, магическое, с чем была связана жизнь древнейших людей – заговорное слово, волшебная сила трав и камней, понятия о небесных светилах, явлениях природы и прочем.

Древо жизни людей тянется своими корнями в глубины первобытных эпох, палеолита и мезозоя.

Первое тысячелетие до н.э. – время возникновения богатырского эпоса, мифов и сказаний, дошедших до нас в виде волшебных сказок, легенд, поверий и приданий.

Древнейшая система мифологических представлений предков современных народов мира, реконструируется с помощью сравнительно-исторического исследования отражений этой системы в исторически засвидетельствованных отдельных традициях.

Для традиций, сохранивших преемственность вплоть до недавнего времени, источником сведений о мифологии народов мира могут быть фольклорные тексты, особенно включающие мифологические имена и соответствующие мотивы; для фрагментарно сохранившихся традиций существенно и упоминание отдельных мифологических слов и особенно имён.

Данная тема достаточно хорошо изучена в литературе. Она является актуальной, потому что во все времена люди изучали мифы, предания, сказания, и другие форма устного народного творчества, и это изучение способствует развитию культуры речи, обогащению языка различными словами, фразами, афоризмами и другими компонентами.


Глава I. Что такое мифология

1.1 Понятие «мифологии»

Что такое мифы? В «школьном» понимании - это античные, библейские и другие старинные «сказки» о сотворении мира и человека, а также рассказы о деяниях древних, по преимуществу греческих и римских героев – поэтические, наивные, нередко причудливые. Это «житейское», подчас до сих пор бытующее в настоящее время представление о мифах, в какой-то мере результат более раннего включения именно античной мифологии в круг знаний европейского человека. Само слово «миф», греческое и означает «предание», «сказание». Именно об античных мифах сохранились высокохудожественные литературные памятники, наиболее доступные и известные самому широкому кругу читателей.

Действительно, вплоть до 19 века в Европе были наиболее распространены лишь античные мифы – рассказы древних греков и римлян о своих богах, героях и других фантастических существах. Особенно широко имена героев и богов были известны с эпохи Возрождения (15-16вв.), когда в европейских странах оживился интерес к античности.

Примерно в это же время в Европу проникают первые сведения о мифах арабов и американских индейцев. В образованной среде общества вошло в моду употреблять имена античных богов и героев в аллегорическом смысле: говоря «Марс», подразумевали войну, под «Венерой» понимали любовь, под «Минервой» - мудрость, под «музами» - различные искусства, науки и т.д. Такое словоупотребление удержалось до наших дней, в частности в поэтическом языке, вобравшем в себя многие мифологические образы.

В первой половине 19 века в научный оборот вводятся мифы широкого круга индоевропейских народов (древних индийцев, иранцев, германцев, славян). Последующее выявление мифов народов Америки, Африки, Океании, Австралии показывает, что мифология на определённой стадии исторического развития существовала практически у всех народов мира.

Научный подход к изучению «мировых религий» (христианства, ислама, буддизма) показал, что и они «наполнены» мифами. Создавались литературные обработки мифов разных времён и народов, появилась огромная научная литература, посвящённая мифологии отдельных народов и регионов мира и сравнительно-историческому изучению мифов; при этом привлекались не только повествовательные литературные источники, являющиеся уже результатом более позднего развития, чем первоначальная мифология, но и данные этнографии, языкознания.

1.2 О чем повествуют мифы

Сравнительно-историческое изучение широкого круга мифов позволило установить, что в мифах различных народов мира – при чрезвычайном их многообразии – целый ряд основных тем и мотивов повторяется. К числу древнейших и примитивнейших мифов, очевидно, принадлежат мифы о животных. Самые элементарные из них представляют собой лишь наивное объяснение отдельных признаков животных. Глубоко архаичны мифы о происхождении животных от людей (таких мифов много у австралийцев) или мифологические представления о том, что люди были некогда животными. Мифы о превращении людей в животных и в растения известны едва ли не всем народам земного шара. Широко известны древнегреческие мифы о гиацинте, нарциссе, кипарисе, лавровом дереве (девушка-нимфа Дафна), о пауке Арахне и др.

Очень древни мифы о происхождении солнца, луны, звёзд: солярные мифы, лунарные мифы, астральные мифы. В одних мифах они нередко изображаются людьми, некогда жившими на земле и по какой-то причине поднявшимися на небо, в других – создание солнца (не олицетворённого) приписывается какому-либо сверхъестественному существу.

Центральную группу мифов, по крайней мере у народов с развитыми мифологическими системами, составляют мифы о происхождении мира, вселенной и человека: космогонические мифы и антропогонические мифы.

У культурно отсталых народов мало космогонических мифов. Так, в австралийских мифах лишь изредка встречается идея о том, что земная поверхность некогда имела иной вид, но вопросов, как появились земля, небо и прочее не ставиться. О происхождении людей говорится во многих мифах. Но мотива творения здесь нет: говорится или о превращении животных в людей, или выступает мотив «доделывания». У народов сравнительно культурных появляются развитые космогонические и антропогонические мифы. Очень типичные мифы о происхождении мира и людей известны у полинезийцев, североамериканских индейцев и у народов Древнего Востока и Средиземноморья.


Глава II. Мифы Древнего Востока

К мифам Древнего Востока относятся практически все мифы народов мира, такие как:

Египетская мифология

Индийская мифология

Китайская мифология

Мифология Мессопатамии и Междуречья

Индуистская мифология

Индоевропейская мифология

Рассмотрим несколько из них.

2.1 Египетская мифология

Источники изучения мифологии Древнего Египта отличаются неполнотой и несистематичностью изложения. Характер и происхождение многих мифов реконструируются на основе поздних текстов. Основными памятниками представления египтян, являются разнообразные религиозные тексты: гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц. Наиболее значительные из них – «Тексты пирамид» - древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий Древнего царства (26-23 вв. до н.э.); «Тексты саркофагов», сохранившиеся на саркофагах эпохи Среднего царства (21-18 вв. до н. э.), «Книга мёртвых» - составлявшаяся начиная с периода Нового царства и до конца истории Древнего Египта, сборники заупокойных текстов.

Мифологические представления нашли отражение также в таких текстах, как «Книга коровы», «Книга о том, что в загробном мире», «Книга дыхания» и другие. Значительный материал дают записи драматических мистерий, которые исполнялись во время религиозных праздников и коронационных торжеств. Большой интерес представляют магические тексты, заговоры и заклятья, в основе которых часто лежат эпизоды из сказаний о богах, надписи на статуях, иконографический материал.

Источником сведений о египетской мифологии являются также труды античных авторов: Геродота, Плутарха.

Египетская мифология начала формироваться в 6-4 тысячелетии до нашей эры, задолго до возникновения классового общества.

В каждой области складывается свой пантеон и культ богов, воплощённых в небесных светилах, камнях, деревьях, зверях, птицах, змеях и т.д. Сама область персонифицируется в образе особого божества; например богиней Гермопольской области считалась Унут, почитавшаяся в образе зайца. Позднее местные божества обычно группировались в виде триады во главе с богом-демиургом, покровителем нома (области), вокруг которого создавались циклы мифологических сказаний, например фиванская триада - бог солнца Амон, его жена Мут – богиня неба, их сын Хонсу – бог луны.

Женские божества, как правило, имели функции богини-матери.

Небесный свод обычно представлялся в виде коровы с телом, покрытым звёздами, но иногда его олицетворяли в образе женщины. Существовали представления о том, что небо – это водная поверхность, небесный Нил, по которому днём солнце обтекает землю. Под землёй тоже есть Нил, по нему солнце, спустившись за горизонт, плывёт ночью. Воплощением земли в одних номах был бог Геб, в других – Акер. Нил, протекавший на земле, олицетворялся в образе бога Хапи, который способствовал урожаю своими благодатными разливами. Сам Нил также населялся различными добрыми и злыми божествами в образе животных: крокодилов, гиппопотамов, лягушек, скорпионов, змей и других.

Плодородием полей ведала богиня – владычица закромов и амбаров Рененутет, почитавшаяся в образе змеи, которая появляется на поле вовремя жатвы, следя за тщательностью уборки урожая. Урожай винограда зависел от бога виноградной лозы Шаи.

К мифам Древнего Востока относятся практически все мифы народов мира, такие как:

Египетская мифология

Индийская мифология

Китайская мифология

Мифология Мессопатамии и Междуречья

Индуистская мифология

Индоевропейская мифология

Рассмотрим несколько из них.

Египетская мифология

Источники изучения мифологии Древнего Египта отличаются неполнотой и несистематичностью изложения. Характер и происхождение многих мифов реконструируются на основе поздних текстов. Основными памятниками представления египтян, являются разнообразные религиозные тексты: гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц. Наиболее значительные из них - «Тексты пирамид» - древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий Древнего царства (26-23 вв. до н.э.); «Тексты саркофагов», сохранившиеся на саркофагах эпохи Среднего царства (21-18 вв. до н. э.), «Книга мёртвых» - составлявшаяся начиная с периода Нового царства и до конца истории Древнего Египта, сборники заупокойных текстов.

Мифологические представления нашли отражение также в таких текстах, как «Книга коровы», «Книга о том, что в загробном мире», «Книга дыхания» и другие. Значительный материал дают записи драматических мистерий, которые исполнялись во время религиозных праздников и коронационных торжеств. Большой интерес представляют магические тексты, заговоры и заклятья, в основе которых часто лежат эпизоды из сказаний о богах, надписи на статуях, иконографический материал.

Источником сведений о египетской мифологии являются также труды античных авторов: Геродота, Плутарха.

Египетская мифология начала формироваться в 6-4 тысячелетии до нашей эры, задолго до возникновения классового общества.

В каждой области складывается свой пантеон и культ богов, воплощённых в небесных светилах, камнях, деревьях, зверях, птицах, змеях и т.д. Сама область персонифицируется в образе особого божества; например богиней Гермопольской области считалась Унут, почитавшаяся в образе зайца. Позднее местные божества обычно группировались в виде триады во главе с богом-демиургом, покровителем нома (области), вокруг которого создавались циклы мифологических сказаний, например фиванская триада - бог солнца Амон, его жена Мут - богиня неба, их сын Хонсу - бог луны.

Женские божества, как правило, имели функции богини-матери.

Небесный свод обычно представлялся в виде коровы с телом, покрытым звёздами, но иногда его олицетворяли в образе женщины. Существовали представления о том, что небо - это водная поверхность, небесный Нил, по которому днём солнце обтекает землю. Под землёй тоже есть Нил, по нему солнце, спустившись за горизонт, плывёт ночью. Воплощением земли в одних номах был бог Геб, в других - Акер. Нил, протекавший на земле, олицетворялся в образе бога Хапи, который способствовал урожаю своими благодатными разливами. Сам Нил также населялся различными добрыми и злыми божествами в образе животных: крокодилов, гиппопотамов, лягушек, скорпионов, змей и других.

Плодородием полей ведала богиня - владычица закромов и амбаров Рененутет, почитавшаяся в образе змеи, которая появляется на поле вовремя жатвы, следя за тщательностью уборки урожая. Урожай винограда зависел от бога виноградной лозы Шаи.

Характернейшей чертой египетской мифологии является обожествление животных, возникшее в древнейшие времена и особенно усилившееся в поздние периоды истории Египта. Воплощённые в животных божества первоначально, как правило, считались покровителями охоты, с приручением животных некоторые из них стали божествами скотоводов. К числу наиболее почитаемых животных - воплощений различных божеств относились:

Бык - Апис, Мневис, Бухис, Бата,

Корова - Хатор, Исида,

Баран - Амон и Хнум,

Змея - Рененутет,

Крокодил - Себек,

Кошка - Баст,

Лев - Тефнут, Сехмет,

Шакал - Анубис,

Сокол - Гор,

Ибис - Тот и другие.

Позднее происходила антропоморфизация пантеона, однако зооморфные черты в облике божеств не были полностью вытеснены и обычно сочетались с антропоморфными. Например, Баст изображалась в виде женщины с кошачьей головой. Тот - в виде человека с головой ибиса.

Боги в образах быков и коров почитались во многих номах. Один демотический папирус сохранил запись мифа о том, что сначала все боги и богини были быками и коровами различного цвета. Потом, по велению верховного бога, все быки воплотились в одного чёрного быка, а все коровы - в одну чёрную корову. Культ быка, в глубокой древности связанный, вероятно, с почитанием вождя племени, с возникновением древнеегипетского государства стал сближаться с культом фараона.

В Мемфисе, а затем и во всём Египте чёрный бык с белыми отметинами считался воплощением бога Аписа. В образе змей воплощались как добрые, так и злые божества. Главой всех врагов солнца - Ра, считался огромный змей Апоп, олицетворявший мрак и зло. В то же время в образе змеи почиталась богиня плодородия Рененутет, богиня - хранительница кладбищ Меритсегер, Исида и Нефтида - защитницы Осириса и, следовательно, любого умершего.

С развитием древнеегипетского государства мифологические представления видоизменялись. Культы многочисленных местных божеств сохраняли своё значение, но почитание некоторых из них распространилось за пределы отдельных номов и даже приобрело общеегипетское значение.

Наиболее значительны циклы мифов Древнего Египта - это мифы о сотворении мира, о солнечных божествах и об Осирисе. Изначально, считалось, мир представлял собой хаос, первозданную пучину вод - Нун. Из хаоса вышли боги, создавшие землю, небо, людей, животных и растения. Первым богом было Солнце, выступающее обычно в роли демиурга. В одном из мифов говориться, что из вод вышел холм, на котором распустился цветок лотоса, а оттуда появилось дитя, «осветившее землю, пребывавшую во мраке». В других мифах появление солнца связывается с яйцом, снесённым на поднявшемся из хаоса холме птицей «великий Гоготун». Наряду с этим существовали представления о богине неба - женщине, которая утром рождает солнце, вечером проглатывает - в результате наступает ночь - и следующим утром вновь рождает его.

С мифами о сотворении мира связаны мифы о солнечных богах. Солярные мифы отражают две группы представлений: о смене времён года и о борьбе солнца с мраком и злом, олицетворённым в образах чудовищ и различных страшных животных, особенно змей.

В наиболее знойное время года солнце, считалось, распаляется гневом на людей. С этим представлением связан миф о наказании людей за их грехи по приказанию Ра. Когда Ра состарился, люди перестали почитать бога-царя и даже «затеяли против него злые дела». Тогда Ра собрал совет старейших богов во главе с прародителем Нуном, на котором было решено наказать людей. На них напустили солнечное око, любимую дочь Ра, называемую в мифах Сехмет. Богиня в образе львицы стала убивать и пожирать людей, их истребление приняло такие размеры, что Ра решил остановить её. Однако богиня, разъярённая вкусом крови, не унималась. Тогда её хитростью напоили красным вином, и она, опьянев, уснула и забыла о мести. Ра же, провозгласив, своим заместителем Геба, поднялся на спину небесной коровы и оттуда продолжал править миром.

Уже в эпоху Древнего царства живущие фараоны рассматриваются как «служители Гора», а умершие отождествляются с Осирисом. Фараон благодаря магическому погребальному обряду, оживает после смерти, как ожил Осирис. Культ Осириса становится центром всех заупокойных верований. Считалось, что каждый египтянин, подобно Осирису, возродится для вечной загробной жизни, если будет соблюдён весь погребальный ритуал.

Связанные с Осирисом мифы нашли отражение в многочисленных обрядах.

«Широчайшее распространение культа Осириса отразилось и на представлениях об Исиде. Почитавшаяся как любящая сестра и беззаветно преданная жена Осириса, заботливая мать младенца Гора и одновременно великая волшебница, она в Греко-римскую эпоху превратилась во всеегипетскую богиню-мать, а её культ распространился за пределы Египта».

Многие персонажи египетской мифологии почитались в соседних странах, в частности в Древней Нубии, которая в течение длительного времени находилась под властью Египта. Государственным богом Древней Нубии был Амон, его оракулы избирали царя. Также популярностью пользовались мифы о Горе. Жители Древней Нубии восприняли и многие представления египтян о загробной жизни и суде, который Осирис вершит над умершими.

Мифологические воззрения Древнего Египта нашли широкое отражение в архитектуре и искусстве, литературе. В египетских храмах и около них стояли скульптурные изображения божеств, мыслившиеся как «тела», в которых эти божества воплощаются.

Представления о том, что умершие должны иметь жилище, обусловили строительство специальных гробниц: мастаба, пирамид, скальных склепов. Гробницы и храмы украшались рельефами и росписями на мифологические темы.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия