Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия

Современников безмерно восхищал царский дворец в Пер-Рамсесе. К сожалению, их описания ничем не подтверждены. Даже точное местоположение дворца неизвестно. Раскопки не принесли на этот счет никаких позитивных результатов.

В Дельте известны и другие царские резиденции. Остатки дворца были обнаружены в Кантире. Деревушке под сенью двух пальм, в двадцати пяти километрах к югу от Пер-Рамсеса. Когда фараон ожидал свою невесту, дочь хеттского царя, которая, стремясь к своему нареченному, пересекла в середине зимы всю Малую Азию и Сирию, он из галантных побуждений построил в пустыне между Египтом и Финикией укрепленный дворец, где собирался ее встретить. Несмотря на удаленность, в этом дворец было все, что душа могла пожелать.

План дворца-храма

В своем городе к западу от Фив Рамсес III имел дворец, который называл "домом радости". Остатки его были раскопаны и изучены археологами Чикагского восточного института. Фасад дворца выходил на первый двор храма. Украшавшие его рельефы красноречиво свидетельствовали о могуществе фараона. На них Рамсес избивал врагов булавой, в сопровождении блестящего эскорта посещал свои конюшни, на колеснице, в боевых доспехах готовился повести войска в бой и, наконец, вместе со всем своим двором следил за борьбой и упражнениями своих лучших воинов. В середине фасада был пристроен богато изукрашенный балкон для появлений царя перед народом, под балконом четыре изящные колонки в форме стеблей папируса несли трехчастный рельеф: в нижнем регистре был изображен крылатый солнечный диск, в среднем - пальмы, в верхнем - уреи с солнечными дисками на головах. Здесь появлялся фараон, когда народ допускался на храмовый двор в честь праздника Амона. Отсюда он раздавал награды. Балкон этот сообщался с царскими покоями. Они представляли собой анфиладу множества залов с колоннами (в том числе тронный зал, личный покой фараона и ванная комната). От покоев царицы их отделял вестибюль. Покои царицы тоже насчитывали множество комнат. Длинные прямые коридоры облегчали переходы из одних апартаментов дворца в другие, а также наблюдение и охрану, потому что Рамсес III, наученный своим горьким опытом, был подозрителен и осторожен.

Тронный зал, если судить по глазурованным плиткам, найденным здесь более тридцати лет назад, и фрагментам рельефа, обнаруженным сравнительно недавно американской экспедицией, выглядел довольно суровою Фараон повсюду представлен в виде стоящего сфинкса, а также его царскими картушами. Враги Египта изображены связанными у его ног. Они облачены в богатые одеяния, расшитые варварскими узорами, при этом художник постарался, как можно точнее передать их лица, прически и украшения. На ливийцах мы видим татуировку, на неграх - крупные серьги, у сирийцев на шее - медальоны, у кочевников-шасу - заколотые гребнями длинные, отброшенные назад волосы. Однако надо думать, личные покои фараона и царицы украшали росписи и рельефы на более приятые темы.

Царские жилища занимали не особенно большую площадь. Это было квадратное сооружение со стороной менее сорока метров. Несомненно, фараон не останавливался здесь надолго, потому что у него был дворец и на другом берегу. В Дельте дворцов построено предостаточно, только выбирай! Мемфис, Он, Пер-Рамсес всегда радовались приезду фараона. Но он затеял еще одно строительство между Оном и Бубастом, на месте, которое арабы называют Телль-эль-Яхудиа; здесь и найдены глазурованные плитки того же типа, что в Мединет-Абу.

Время так безжалостно обошлось с дворцами фараонов Сети и Рамсесов, что, для того чтобы составить более ясное представление о дворцах фараонов Нового царства, нам приходится обратиться к царской резиденции Эхнатона, отстоящего по времени от этих фараонов совсем недалеко.

Пол колонных залов украшает мозаика - пруд с рыбами и водяными лилиями, окруженный зарослями камыша и папируса, с летящими над ним водоплавающими птицами; с воды взлетают дикие утки. Колонны обвиты виноградными лозами и плетями вьюнка. Капители и карнизы прекрасно инкрустированы. На стенах изображены сцены из жизни царской семьи: царь и царица сидят друг против друга: Эхнатон - в кресле, Нефертити - на подушке. На коленях у нее младенец; старшая из царевен обнимает младшую; две другие играют рядом на полу. Многие ученые утверждают, что не встречали более очаровательной сцены в египетском искусстве, но это, пожалуй, преувеличение. В самом деле, пруды, папирус, птицы, животные - все это классические персонажи рельефов. А в Мединет-Абу мы видим фараона, окруженного очаровательными наложницами. Можно с уверенностью утверждать, что дворцы фараонов XIX и ХХ династий украшались с такой же роскошью. Как и во времена Эхнатона, стены, потолки, мозаичные полы, колонны и карнизы радовали глаза и душу свежестью красок и образов. Богатая мебель, роскошные украшения и одежды создавали исключительно изысканный ансамбль.

Пьер Монте Египет Рамсесов. М., 1989

Хотя большинству людей, интересующихся историей и культурой Древнего Египта, известно о том, как фараоны планировали свою загробную жизнь, гораздо меньше знакомо в каких условиях они проживали в реальности. Благодаря археологическим исследованиям на территориях Авариса - руин дворца двенадцатой-тринадцатой династий, Малката (Луксор), где находился царский комплекс фараона восемнадцатой династии Аменхотепа III, открытию города Ахетатона фараона-реформатора Эхнатона в Амарне, постепенно воссоздаётся картина дворца фараона.

Окруженный храмами и другими зданиями, дворец фараона Древнего Египта фактически представлял самодостаточный город. Здания и помещения, входившие в дворцовый комплекс, служили разнообразным функциям, от парадного зала к кухне - обширные сады и внутренние дворы, административные офисы, жильё чиновников, библиотека, кухни, многие складские постройки.

Малката, на арабском языке означающее «место, где подняли вещи» (из-за груд щебня и развалин всё ещё засоряющих область), название территории дворца Аменхотепа III, расположенной к югу от погребального храма Рамсеса III Мединет-Абу недалеко от «города ремесленников» в Дейр эль-Медина. Археологическая зона покрывает пространство тридцать тысяч квадратных метров и есть доказательства того, что при жизни Аменхотеп III не дождался окончания строительства. В любом случае, это самый большой дворец фараона Древнего Египта.

Дворец, построенный в четырнадцатом столетии до нашей эры, называли «чертогами Радости», изначально он был известен как «Дворец Ослепительного Атона» (солнечный диск, персонифицировавший изначальный аспект бога Ра, обожествленный сыном Аменхотепа III Эхнатоном).

Апартаменты фараона, расположенные в юго-восточном углу на территории примерно пятьдесят метров на двадцать пять метров, представлявшие коллекцию залов и дворов окружали парадный зал с колоннами. Имелся большой тронный зал и несколько небольших комнат, по всей видимости, бывшие приёмными, административными офисами, складскими помещениями.

Великая царская супруга Тейе (Тия) имела собственный роскошный Южный Дворец, принцесса Сатамон, старшая дочь Аменхотепа III и Тии проживала в Северном Дворце.

В дворцовый комплекс входили элитные виллы для других членов царской семьи и родственников, включая гарем, находившийся на востоке, жилое пространство для детей младших жен и евнухов - смотрящих гаремов, жильё для слуг.

Кроме жилых и бытовых помещений, в комплекс входил большой храм, посвященный Амону. Дворцовая область была связана каналом с большой гаванью, в сегодняшние дни это Биркет Хабу. Гавань объединяла дворец с Нилом, а, следовательно, со всем Египтом.

В гавани находилась золотая барка «Ослепительный Атон», на которой Аменхотеп и Тейе участвовали в государственных и религиозных фестивалях.

Кроме того, на востоке дворца по приказу фараона было выкопано искусственное озеро, куда Аменхотеп и Тейе и другими членами царской семьи мог приплыть на королевской барке.

Для организационной деятельности чиновников, отвечавших за разные области в пределах дворцового комплекса, имелись административные здания, Западные Виллы.

Царские мастерские находились на юге, а поселение ремесленников на севере (в Дейр эль-Медина).

Дорога соединяла дворец с погребальным храмом Аменхотепа, который охраняли Колоссы Мемнона, и «Алтарём Пустыни», Ком аль-Самак, на кирпичной платформе которого фараон участвовал в «празднике хвоста» - Хеб-сед.

Комплекс был в основном выстроен из сырцовых кирпичей, на многих из них отпечатан картуш Аменхотепа. Использования камня весьма ограничено, но при строительстве применяли так же древесину, известняк, песчаник, керамические плитки.

Внешние стены были окрашены белым цветом, интерьер же имел яркие цвета с геометрическими орнаментами, фресками, изображающими птиц и животных. Так потолок в гардеробной комнате Аменхотепа декорирован спиралевидными узорами и стилизованными бычьими головами - красного, синего и желтого цвета. Спальня была расписана защитными символами и стервятниками, священным животным богини Нехбет.

Колонный зал украшали очень натуралистичные фрески на тему Нила с плескающейся рыбой и птицами. Потолок поддерживали красиво вырезанные деревянные колоны, повторявшие форму лилии.

Некоторые залы покрывала цветная плитка с рисунками цветов, виноградной лозы, птиц, рыбы. В других помещениях - иероглифы со значением защиты, здоровья, удачи.

Интерьер наполняла прекрасная мебель и керамические изделия. Известно, что Аменхотеп был очень богат и покровительствовал искусствам.


В местности, где не было и нет леса, в качестве строительного материала использовали необожженный кирпич-сырец, добываемый в долине Нила известняк, песчаник и гранит.

Какова философия архитектуры Древнего Египта?

Дворцы и жилища строились чаще всего из кирпича, а гробницы и захоронения - из камня. И этому есть своя причина.

Жизнь на земле - временна, поэтому рационально строить дома из менее прочного материала, а жизнь после смерти - вечна, следовательно и постройка должна стоять вечно.

Таково было мировосприятие древних египтян.

Из чего были сделаны здания в Египте, которые исчезли, не оставив и следа? Кирпичные дома, дворцы и городские стены рухнули, когда за ними перестали ухаживать, т.к. кирпич формировали из нильской грязи (ила) и соломы, а потом сушили на солнце.

Тайна египетской архитектуры

За исключением пирамид, египетские здания богато украшались картинами, каменной резьбой, иероглифами и объёмными статуями. Эти предметы искусства, величие и красота которых несравненны, рассказывают нам историю фараонов, богов, простых людей и природного мира: растений, птиц и животных.

Как древние египтяне смогли построить свои массивные сооружения с использованием примитивных инструментов, все еще остается загадкой не только архитектуры, но и египетской цивилизации.

Какие гробницы строили древние египтяне?

Погребения в Древнем Египте совершались на западном берегу Нила, где Солнце уходит в подземное царство.

Мастабы — архитектура Раннего царства

Архитектуру Египта в период с 3120 по 2649 годы до р.Х. представляют первые царские усыпальницы, называемые . Они были построены в Абидосе, древнем городе Верхнего Египта.

Представляют из себя усечённые пирамидальные строения, под которыми находятся мумии фараонов, членов их семей или придворных вельмож. Их форма напоминает обычную могилу огромного размера. Они отмечены стелой с начертанными именами.

В мастабах находились помещения для ритуальных предметов, необходимых в загробной жизни, посуды и сосудов для предложения еды и напитков. Здесь же хоронили слуг, наложниц, и других сопровождающих уход из этой жизни.


Мастаба Сешемнефера IV. Плато Гиза

Пирамиды — архитектура Старого Царства

Пирамиды Гиза. Архитектура Старого (или Древнего) Царства Древнего Египта

Были построены как гробницы фараонов с примерной датировкой с 2613 по 2467 до р.Х. Эти архитектурные сооружения стали первым чудом из семи чудес Света. Самая известная — Великая Пирамида в Гизе или пирамида Хеопса.

Долина царей — архитектура Нового Царства

Во время, начиная с 1500 и по 1069 гг. до р.Х. правители и вельможи устраивали свои гробницы в так называемой , предположительно, чтобы предотвратить грабеж своих усыпальниц. Это место ныне признано Юнеско объектом Всемирного Наследия.

Архитектура Древнего Египта: Долина царей. Захоронение Тутанхамона. CC BY-SA 3.0 , Ссылка

Архитектура Древнего Египта: храмы

В течение долгого времени египтяне строили многочисленные храмы вдоль Нила. Два из самых известных — в Карнаке и Луксоре. Эти впечатляющие сооружения, с их огромными колонными залами и пилонными воротами, были построены в честь усопших фараонов и почитаемых местных богов. Храмы были местами, где могли находиться боги и их божественные энергии, отделенные от всего остального в мире.


Архитектура Древнего Египта: храм Хатшепсут в Дейр эль-Бахри. Арх. Сенмут. Начало XV в. до р.Х.

Согласно легенде, первый храм появился на холме, поднявшемся из первозданного океана Нун. Изначальной формой жизни на этом холме было растение, которое облюбовал сокол, Хорус. Другая версия описывает цветок Лотоса как растение, из которого появилось Солнце. Впрочем, здесь нет противоречия. Потом были созданы люди. В знак благодарности живые существа начали строить храмы для почитания богов.

Так конструкция храма была заложена богами, и каждый последующий храм был копией первого. Жрецы проводили ежедневные ритуальные службы в честь божеств и фараонов, которым были посвящены храмы. В награду боги изливали на землю божественную благодать.


Архитектура Древнего Егмпта: храм Абу Симбел (Абу Симбиль) в честь Рамсеса II. Посвящён богам Амону, Ра-Хорахти и Птаху (прибл. ХI в. до н. э.)

Какие боги были в Древнем Египте?

Древнеегипетская религия была сложной системой политеистических верований и ритуалов (многобожия), которые представляли неотъемлемую часть общества. Она концентрировалась на взаимодействии египтян со многими божествами, которые, как полагают, присутствуют в силах природы и контролируют их.

Какова конструкция дворцов?

Дворцы были резиденциями фараонов и их окружения. Они состояли из комплекса зданий, предназначенных для размещения правительственной штаб-квартиры и храмов. Очень мало сохранилось до наших дней.


Зарисовка изображения на саркофаге главного жреца V-й династии Равера, (Гиза). Хорошо видны дворцовые башни, удлиненные ниши, между ними двери и окна. Ссылка

Дворец делился на две части:

  1. одна для удовлетворения потребностей фараона — жилая,
  2. а другая - служебная или административная.

Дворцы приобрели характерные архитектурные очертания в конце 4-ого тысячелетия до р.Х, которые повторялись в течение большей части 3-его тысячелетия. По существу конструкция представляла прямоугольную структуру из высоких стен, увенчанных башнями. Вершины башен часто украшались богатым карнизом или панелями.

Дворцово-храмовые комплексы

К концу 3-его тысячелетия до рождения Христа дворец превратился во дворцово-храмовый комплекс. И ко второму он стал еще более сложным, с добавлением гипостильного (греч. hypóstylos - поддерживаемый колоннами) зала с гигантскими колоннами, ведущими к тронному залу.

Архитектура Древнего Египта: храм Мединет Абу в Луксоре в честь Рамсеса III (прибл. ХII в. до р.Х.) CC BY-SA 2.5 , Ссылка

Помещения для нужд двора располагались в одной половине дворца, в другой для нужд фараона. Правительственные здания, озера и сады в этих комплексах создавали великолепные условия для жизни правителей Египта.

Самый сохранившийся из таких дворцово-храмовых комплексов находится в Мединет-Абу . Он был построен Рамсесом III в течение двадцатой династии, около 1150 г. до н.э.. Когда фараон приезжал из своей главной резиденции в дельте Нила, то располагался во дворце рядом с храмами для поклонения Рамсесу III и богу Солнца Амону. Также в комплекс входили склады и жилища для жрецов.

В то время, когда другие народы находились ещё на стадии доисторического развития, египтяне обладали уже высоким и развитым искусством.

Особенности архитектуры Древнего Египта

Каменная архитектура Египта, о чем свидетельствуют дошедшие до нас памятники древней египетской цивилизации, служила в первую очередь потребностям религии. Жилые дома, в том числе и дворцовые сооружения, строились из легких и недолговечных материалов, только храмы богов и комплексы гробниц возводились из камня, были сделаны очень прочно, строились на века. Естественно, что именно эти каменные сооружения выдержали ис­пытание временем и дошли до наших дней, иногда почти в первозданном виде.

Характерной чертой архитектуры Древнего Египта была галерея(коридор). Даже внутренние дворики были, скорее, продолжением и расширением галерей, чем композиционными центральными местами планировки здания, площадками дальнейшего сбора или распределения. Крытыми колонными галереями эти дворики были окружены со всех сторон довольно редко. Двери комнат и помещений также иногда выходили во двор. Большие колонные дворы и залы были галерейного типа, об этом свидетельствует направление укладки балок и направленность настенной росписи на опорах.

Расположение и смежность отдельных помещений соответствуют этой галерейной планировке, обычно она была линейной. Внутренние комнаты и помещения следовали одно за другим в одном направлении и вдоль одной оси. В архитектуре храмовых сооружений, начиная со святилища, комнаты и залы становились все более просторными, высота потолков возрастала, увеличивался объем помещений. Здание раскрывалось, подобно цветку растения. При строительстве пирамид египтяне пользовались противоположной концепцией: конец погребального пути - пирамида - возвышалась над всеми остальными элементами архитектурного ансамбля. Редкое исключение представляет центральная планировка сооружения. Она встречается только лишь в гробницах Древнего царства (архаичный период) и в святилищах и храмах римских времен.

Внешние формы построек были очень простыми: прямосторонние и наклонные призмы и пирамиды. Встречались постройки, имевшие только внутренние объемы (они были очень незначительными), как, например, скальные храмы и гробницы. Эти сооружения не имели своей отдельной массы. Были строения, которые не имели своих внутренних объемов (или же они были очень маленькими), среди них: пирамиды, фасадные башни и пилоны при входе в храм, а также стелы, которые стояли отдельно и служили вертикальным акцентом архитектурного комплекса или композиции.

Поверхности зданий изнутри и снаружи, как следствие простоты архитектурных форм, были плоскими и ровными. Эту геометрическую замкнутость и однообразие, присущее египетской архитектуре, смягчали многочисленные настенные тексты, росписи и барельефы. Однако эта настенная живопись в целом не влияла на впечатление, которое вызывает у постороннего наблюдателя архитектура Девнего Египта. Для построек древних египтян окна не были характерным элементом, они встречались крайне редко лишь на фасаде здания. Проблема внутреннего освещения решалась с помощью небольших террас и площадок, которые находились на самом верху здания.

Иногда фасад имел колонны, часто так выглядела веранда, выходящая во двор. Промежутки между колоннами заполнялись кирпичной кладкой иногда до половины, иногда на всю высоту. Это было особенно характерно для построек времени правления Птолемеев. В последнем случае получался так называемый псевдопериптер. Такое архитектурное решение фасада встречается и в памятниках Древнего царства, например, в комплексе пирамиды фараона Джосера, однако впоследствии оно было забыто. Секционное линейное решение фасадов здания времени Древнего царства также было забыто в более поздние времена.

Дворцы в архитектуре Древнего Египта

Дворцы фараонов и знати, как и жилища простых людей, строили из непрочных материалов, в основном из глиняных кирпичей, высушенных на солнце. В отличие от храмов, где поклонялись богам постоянно и во все времена, каждый из фараонов после вступления на трон строил себе новый дворец. Брошенные здания быстро ветшали и разрушались, и поэтому от дворцов фараонов не осталось, как правило, даже руин. Остатки стен и битая черепица - вот все, что мы можем увидеть на месте великолеп­ных дворцов.

Об особенностях дворцовой архитектуры времен архаичного периода и Древнего царства можно только строить предположения. Скорее всего, внешний вид дворца фараона, его фасада повторяли формы архитектуры древних царских гробниц того времени (прекрасный пример этого - гробница царицы Мернехт). Такое заключение логично, ведь гробница считалась домом усопшего в его загробной жизни, этому предназначению соответствовала и ее внутрен­няя планировка и устройство. Так, стена дворца могла выглядеть как стена, разделенная уступами стен с фигурными зубцами поверху. Стены дворца были украшены барельефами и орнаментом. Об этом свидетельствуют немногочисленные сохранившиеся изображения дворцов фараонов. На знаменитой палетте фараона Нармера, изображающей его победы, имя и титул фараона изображены на фоне дворцо­вого фасада. На палетте обозначена и линия фундамента здания; территория дворца, имеющая форму четырехугольника, окружена крепостной стеной с башнями. Подобный дворцовый фасад можно увидеть на могильной плите фараона Джета: на прямоугольном поле стоят три высокие башни, украшенные тремя вертикальными чертами-лопатками. Между башнями видны два углубления, похожие на ворота.

Нагляднее всего рассказывают нам о дворцовой архитектуре древних египтян огромные саркофаги из базальта или известняка. Они украшены резными украшениями, каждая из четырех сторон саркофага изображает фасад царского дворца. Именно так вы­глядел базальтовый саркофаг фараона Микерина (Менкаура), найденный в глубине его пирамиды. Увы, саркофаг был утерян в море во время его перевозки в Англию в первой половине прошлого века. На известняковом саркофаге Равера, главного жреца V династии, найденном в Гизе, хорошо видны дворцовые башни с удлиненными нишами, между которыми находятся двери и окна.

От Нового царства дошло до наших дней тоже немного свидетельств архитектурного мастерства египтян. Наиболее сохранившиеся - это руины столицы Ахетатона. Серебряный, или, как его еще называют,- Северный дворец Эхнатона, собственно говоря, представляет собой дворец-храм. По обеим сторонам дворика при входе во дворец возвышается святилище, другие постройки также имеют религиозное назначение. Далее следовал центральный двор, в середине которого находился бассейн. В северной части дворца был расположен зверинец, в южной части помещалась прислуга. Сам дворец| (его жилые помещения) располагался в восточной; части архитектурного комплекса. Именно здесь были апартаменты фараона, женская половина и комнаты для гостей. Рядом располагались залы для приемов. Внутри здания находились небольшие дворики с верандами, вокруг которых размещались жилые помещения, галереи, колонные залы и т. д.

В центре Ахетатона, рядом с большим храмом Дтона, по обеим сторонам Царской дороги, возвышался большой, так называемый «официальный», дворец фараона. В восточной части дворца располагалась жилая часть, западное крыло простиралось до самых вод Нила. Это была официальная рези­денция фараона. Здесь находился тронный зал, войти в него можно было через огромный колонный зал. Кроме этого, в западной части дворца находились другие помещения, необходимые для официальных церемоний, и большой двор с колоссальными статуями фараона. Естественно, к дворцу примыкали здания различных административных и правительственных учреждений. К комплексу зданий дворца фараона примыкали постройки женской половины и тенистые сады. Восточная и западная части дворца были соединены крытым мостом-переходом. Под ним проходила Царская дорога - главная улица города. В этом переходе находилась ложа фараона. Здесь он являлся перед народом, оказывал милости и вершил суд.

Стены дворца были украшены великолепными фресками, на которых были изображены фигуры зверей и растений. Это веселые и жизнерадостные картины, свидетельствующие о любви к жизни и высоком чувстве прекрасного.

Фараоны XIX и XX династий охотно строили свои дворцы рядом с заупокойными храмами. Руины фундамента архитектурного ансамбля дворца фара­она Рамсеса III в Мединет-Абу четко показывают линию фундамента и планировку здания. Первый двор храма, куда можно было попасть через ворота первого пилона, служил одновременно и дворцовой площадью. На это указывает неодинаковость опор на верандах по обеим сторонам двора. Восточные колонны имеют форму, характерную для храмовых построек, они изображают бога Осириса, капители западных колонн имеют форму цветка папируса. В западную часть двора выходил и дворцовый фасад.

За колоннадой на веранде находился балкон, предназначенный для явления фараона перед простыми смертными. Ложа фараона была расположена в той части дворцового фасада, которая была немного выдвинута вперед. Обе стороны этой ложи были украшены барельефными изображениями фараона, на которых он поражал врагов. Ниже находились барельефы, изображающие радующихся и танцующих людей. Они славили силу и мудрость фараона. Дворцовые ворота открывались с обеих сторон в средней части фасада, с правой стороны находились еще одни (третьи) ворота. Рядом с ними на стене был изображен фараон в боевой колеснице и фараон, наблюдающий за своими боевыми конями. За воротами начинался зал-вестибюль, состоящий из трех частей, в середине стояли две колонны (здесь был вход на балкон), далее следовал зал для приемов с шестью колоннами. За этим залом размещались жилые апартаменты фараона со спальней и ванным помещением. Для жен фараона предназначались отдельные комнаты, каждая из которых имела ванное помещение. Северная сторона дворца выходила на площадь.

Жилые дома в архитектуре Древнего Египта

В отличие от гробниц, египтяне строили жилые здания из непрочных материалов. Именно поэтому по прошествии тысячелетий мало что осталось от этих построек. У нас нет достаточных материалов, чтобы получить ответ на вопрос, в каких условиях жили древние египтяне.

В конце доисторического периода жилые дома, правильнее будет назвать их хижинами, имели только одну комнату, фундамент был овальной или четырехугольной формы. Образцы таких построек были найдены в местечке под названием Маади, недалеко от Каира, и в западной части Дельты, в Меримде-бени-Саламе.

В более поздние времена жилой дом стал многокомнатным. Чем богаче и знатнее был его хозяин, тем сложнее и разнообразнее была форма фундамента. Большинство домов были одноэтажными, но встречались дома и в несколько этажей. Плоская крыша использовалась хозяевами, иногда на ней строили маленькое дополнительное помещение. В бедных домах было очень мало мебели. Дома бога­тых были украшены и обставлены дорогой и очень красивой мебелью. Она изготовлялась из дерева, украшалась богатой резьбой и слоновой костью.

По чудом уцелевшим образцам мебели из погребений матери Хеопса, Тутанхамона и некоторых вельмож можно удостовериться в том, что древнеегипетские мастера освоили уже все приемы работы краснодеревщика, используемые до сих пор: фанеровка шпоном дорогих пород дерева, покрытие дерева левкасом с последующей росписью, применение шарнирных креплений в раскладных конструкциях, инкрустация, золочение с применением нескольких цветов золота, фигурная резьба, натяжные ремни для укладки мягких подушек и даже замки с ключами сложной формы.

Отсутствие сложного декора стен компенсировалось многоцветными росписями, пышностью костюмов и причесок, а также драгоценной утварью, красота и изысканность которой поражают сегодняшнего зрителя своим совершенством. Наряду с замеча­тельной обработкой алебастра и полудрагоценных камней, египтяне широко использовали цветной фаянс и многоцветное стекло и начиная с эпохи Среднего царства блестяще овладели техникой подделки драгоценных материалов, из чего, собственно, выросла алхимия.

О том, как выглядели жилые здания времени VI-XII династий, мы можем узнать, изучая модели таких домов, найденные во время исследований гробниц. Самые простые из этих макетов представляют собой двор и веранду с колоннами, иногда с террасой на крыше и лестницей, ведущей с крыши во двор. На более поздних и сложных макетах обозначены внутренние помещения и комнаты, часто это был целый дом с дверными проемами, окнами, внутренними лестницами, иногда и с мебелью. Внутренние помещения обычно располагались в линейном порядке, одно за другим. Встречаются и такие макеты, в которых комнаты размещаются вокруг одной центральной залы. В гробнице Мекетри (XI династия) была найдена модель жилого дома с бассейном, окруженного деревьями. Капители колонн на веранде имели форму цветка папируса.

В домах жителей «города у пирамид» в Эль-Лахуне было четыре или пять комнат. Жилища чиновников были богаче и разнообразнее по своей планировке. Помещения группировались вокруг внутреннего дворика с верандой, сама веранда и выходящие на нее комнаты смотрели на север, из-за жаркого климата это была самая подходящая планировка. Потолок центральной комнаты возвышался над окружающими, через получившиеся таким образом окна внутрь здания проникал свет. Комнаты женщин и детей располагались вокруг хорошо освещенных двориков. Стены жилых помещений были украшены настенной росписью. Естественно, к зда­нию примыкали и хозяйственные постройки.

Типичный жилой дом ремесленника в Дейр-эль-Медине состоял из нескольких помещений, все - анфиладой, так что в комнату можно было попасть, только пройдя через предыдущую. На улицу выходила прихожая или гостиная, в ней же находился и домашний алтарь. Из прихожей можно было пройти в жилую комнату с высоким потолком, потолок подпирался деревянной колонной. Дальше следовали спальня, кухня, кладовая и погреб. Между спальней и кухней находилась лестница, ведущая на террасу.

Дома ремесленников Ахетатона были похожи на жилища их коллег из Дейр-эль-Медине, они стояли вдоль маленьких и узких улочек одного района города.

Дома знатных египтян образовывали целые кварталы роскошных вилл. Вилла стояла, как правило, в центре большого сада, комнаты были соединены с залом, украшенным колоннами. Сад разделялся на две части. В одной находились хозяйственные постройки, комнаты прислуги, конюшни и зернохранилища. Другая часть сада представляла собой прекрасный парк, в середине которого был построен бассейн с беседкой на берегу, там же находилась небольшая молельня. В парке росли чудесные цветы и красивые деревья.

О том, как выглядели жилые дома снаружи, нам известно гораздо меньше; макеты, найденные в гробницах, и изображения на фресках показывают в основном внутреннее убранство и расположение комнат. Вероятно, снаружи эти строения мало чем отличались от современных домов египтян, проживающих в сельской местности, т.е. от массивных построек глыбообразной формы с маленькими окошками.

Крепости в Древнем Египте

На протяжении всей истории Древнего Египта границы страны охранялись мощными крепостями. На перекрестках путей и дорог в пустынях стоял укрепленный бастион. Крепостные сооружения строились и внутри страны. Это были крепости, защищающие города, крупные административные и религиозные центры.

Дворцы архаичного периода, о чем свидетельствуют сохранившиеся изображения, были сооружениями крепостного типа, имели укрепленные стены со сторожевыми башнями и бастионами. Такой крепостью был и бастион в Нехебе (Эль-Каб). Он был окружен овальной стеной. Похожая, но меньшего размера крепость, находилась и в соседнем Нехене (Иераконполь). В годы правления династий архаичного периода оба города были обнесены прямоугольной кирпичной стеной, сами цитадели были окружены кирпичными стенами с башнями. В Абидосе также были обнаружены руины такой древней крепости.

Стена вокруг комплекса пирамиды Джосера символизировала белую городскую стену Мемфиса. Естественно, она была построена по ее подобию и усилена сторожевыми башнями с бойницами. Ее построение и стиль хорошо показывают, как выглядели крепостные стены и защитные сооружения древнеегипетских городов.

Во времена Среднего царства Египет захватил территорию Нубии вплоть до второго порога Нила. На этих землях была сооружена целая система крепостей. Это были огромные кирпичные цитадели, во многих случаях они были обнесены двойными зубчатыми стенами, усиленными башенными укреп­лениями. Под защитой стен находился небольшой военный городок, где жили солдаты гарнизона. Линия фундамента крепости учитывала особенности рельефа местности. К примеру, крепость Шиемна имела форму треугольника, Кухан - форму правильного четырехугольника.

В эпоху Нового царства число пограничных крепостей значительно увеличилось, возросла численность стоящих в них гарнизонов. Войска фараона, сражавшиеся в Малой Азии, познакомились с уст­ройством и типами тамошних крепостей. Это оказало влияние на планировку и строительство крепостных сооружений египетскими строителями. В Египте получили распространение укрепленные башенные ворота и система ворот, которые сужались по мере продвижения противника внутрь. Башни крепостей стали строить в несколько этажей, оснащать их бойницами для стрелков. Так выглядели две башни на воротах дворца-храма фараона Рамсеса III в Мединет-Абу. Стена, которой был обнесен этот дво­рец, была высотой 17 м. Башни достигали высоты 22 м. Они были построены из илистого кирпича и были выложены известняковыми плитами. В них располагались комнаты для стражи, снаружи башни были украшены прекрасными барельефами.

Города и деревни в Древнем Египте

В долине Нила находилось множество крупных и мелких поселений. Некоторые из них появились еще в доисторические времена, впоследствии боль­шинство таких древнейших поселений превратилось в столицы номов (провинций). Для удовлетворения потребностей царского двора, знати, жрецов и покрытия расходов на возведение и уход за гробницами были построены специальные деревни и поселения, труд жителей которых покрывал эти затраты. Существовали военные поселения и административные центры. Города располагались обычно на берегу реки или рядом с ней. Потому строились они на естественных или искусственно созданных островах. Рассказывая о природе Дельты, Страбон писал, что во время разлива Нила всю окружающую тер­риторию покрывает вода, Дельта превращается в Море, только города и деревни стоят, как острова, ведь они построены на холмах, созданных природой или человеком. Это относится и к крупным, большим городам, и к крошечным деревушкам.

Деревни Древнего Египта

Простые деревенские жилища-хижины строили из тростника, осоки и глины. Более крупные здания возводили из высушенных на солнце глиняных кир­пичей. В основном так строились дома в городах. Как мы видим, для строительства жилых зданий использовались легкие и непрочные материалы. В силу этих причин до нас дошло очень мало следов таких построек и сооружений. Сведения о них мы почерпнули в основном из текстов и письменных докумен­тов. Новые здания возводились, как правило, на месте старых, таким образом холм, на котором стояло здание, становился все выше и выше. Наряду с городами, расположенными на открытых местах, с их беспорядком узких улочек, нам известны города и поселения, которые были спланированы и построены по единому плану. Для этих поселений характерны прямые, параллельные друг другу улицы. Некоторые населенные пункты окружала городская стена. В большинстве случаев специальных защитных сооружений не возводили.

Следы непрочных построек не сохранились, но при сопоставлении изображений на древних рельефах и сегодняшнего облика жилых домов, амбаров и голубятен в Дельте можно убедиться в том, что последние в целом повторяют образцы, созданные около пяти тысяч лет назад. Точно так же до настоящего времени воду на поля подают с помощью водяного колеса, вращаемого буйволом или «архимедова винта», вращаемого вручную.

Города Древнего Египта

В настоящее время для обозначения и названия древних египетских городов и поселений мы пользу­емся греческими наименованиями (Мемфис, Гелиополь, Фивы и др.). Это не случайно, ведь только благодаря трудам греческих ученых-путешественников мы узнали об их существовании. Однако некоторые современные названия произошли от древних египетских, среди них Абусир, Асуан и др.

Нехен и Нехеб

На севере от Эдфу, на западном берегу Нила, археологи обнаружили древнейшую столицу Верхне­го Египта, город Нехен. Он существовал еще до объединения Египта в единое государство. Греки назвали этот город Иераконполем. В городе, который был окружен крепостной стеной, находилась главная святыня страны - храм бога Гора. На противоположном берегу реки находился другой город - город-близнец Нехеб. Он тоже был окружен стеной. Здесь находился храм богини Нехбет, богини с телом грифа, защитницы и покровительницы Египта. Оба города процветали тысячелетия, а Нехен был административным центром провинции.

Мемфис

В отличие от двух этих древнейших городов Египта, дата основания которых теряется во тьме веков, история и время рождения Мемфиса, столицы Древнего Египта, нам хорошо известны. Фараон Мени, объединивший под своей властью всю страну, построил этот город на границе Нижнего и Верхнего Египта. Город строился сразу как столица государ­ства. Геродот писал, что Мени (Менее), первый властелин Египта, если судить по тем рассказам, которые слышал греческий ученый от египетских жрецов, построил дамбы и плотины и осушил землю для строительства города. Если река прорвет эти плотины, говорили жрецы Геродоту, город окажется под угрозой наводнения. Сегодня мы знаем только место, на котором стоял Мемфис. С помощью имеющихся письменных документов и комплекса пирамиды фараона Джосера, который был построен, как предполагают ученые, как модель Мемфиса, мы можем получить некоторое представление о том, как выглядел город.

Мемфис имел форму прямоугольника (со сторонами 6,5х13 км), был расположен параллельно течению и руслу Нила. Столица государства была окружена белой кирпичной стеной, усиленной сторожевыми башнями. В центре города находились искусственные водоемы и озера, в северной части Мемфиса стояли царский дворец, храмы и святилища. По обе стороны от искусствен­ных озер возвышались административные здания, за ними начинались жилые кварталы. Позднее Мемфис потерял статус столицы государства, но свое значение крупнейшего торгового и культурного центра Древнего Египта он сохранил. В поздний период он превратился в настоящий всемирный город. В Мемфисе существовали отдельные районы, где жили финикийцы, евреи, греки, персы, и др. Представители этих национальностей имели право поклоняться своим богам и возводить в их честь храмы и молельни.

Города у пирамид

Поселениями особого характера и назначения были так называемые «города у пирамид». Эти населенные пункты строились для постоянного оби­тания рабочих и мастеров - строителей пирамид. В них стали жить и знатные сановники, и жрецы, служившие культу усопшего фараона. Примыкавшие к городку поля и угодья служили для удовлетво­рения потребностей служителей по уходу за цар­скими гробницами, доходы с них шли на отправление культа мертвых. Развалины этого поселения были найдены археологами рядом с пирамидой Хефрена. Вокруг нижнего храма фараона Сенусерта II в Эль-Лахуне тоже существовал городок мастеров и ремесленников. Он был больше по своим размерам, чем приведенный выше город мастеров времен Древнего царства. Планировка городка в Эль-Лахуне была более упорядоченной, улицы располагались параллельно друг другу. Поселение было разделено сте­ной на две части. В рабочем районе стояли малень­кие домики ремесленников, жилища администрато­ров и надсмотрщиков были чуть больше. В другом квартале располагались храмы и находился дворец, там же были построены дома крупных чиновников и администраторов. Один такой дом мог вместить почти тридцать семей из рабочих кварталов.

В эпоху Нового царства подобную роль городка у пирамиды играло маленькое поселение на западе от города Фивы, рядом с Долиной царей. Оно называ­лось Сет-Маат (сейчас - Дейр-эль-Медине). Люди, проживавшие здесь, работали на строительстве гробниц царей и членов их семей. Это были строители, резчики по камню, скульпторы, художники. Этот маленький городок возник в начале правления XVIII династии. Сначала была построена только одна улица, позднее городок расширился, но планировка осталась по-прежнему линейной. На его территории находился отдельный район построек религиозного характера. Кладбище мастеров и ремесленников было расположено в долине.

Фивы

От столицы Нового царства, города Фивы, до наших дней дошли только развалины храмов и по­строек культового назначения. Согласно сохранив­шимся документам, город был расположен вдоль русла Нила (предположительно на 10-12 км) и не только на восточном, на территории Луксора и Карнака, но и на западном берегу. Сегодня его развалины мы называем «городом мертвых».

В этой части города стояли дворцы фараона, здесь жили знатные и богатые люди. Фивы были окружены длинной стеной. Если верить Гомеру иего «Илиаде» (IX, 383), то город имел сто ворот.

Ахететон

Наиболее хорошо сохранившийся, представляющий собой единую и целостную композицию древнеегипетский город - это Ахетатон (современный Телль-эль-Амарна), сто­лица фараона Эхнатона. Город расположен на вос­точном берегу Нила, на полпути между Мемфисом и Фивами. Его постройки протянулись на 10 км с севера на юг.

Главная улица Ахетатона, так называемая царская дорога, проходила через все части и районы столицы, соединяла их в одно целое. Нужно сказать, что здания здесь строились не вплотную, а на некотором расстоянии одно от другого. Дом Нефертити, супруги фараона, находился на севере, в одном из жилых районов. Он назывался Серебряным дворцом.

В центре были расположены здания государствен­ных учреждений и храмовые комплексы. Здесь же, рядом с храмом бога Атона, была резиденция фара­она. К югу от центра снова начинались жилые кварталы. На восточной окраине, практически за городской чертой, находилось, как и в Фивах, поселение ремесленников.

После смерти фараона Эхнатона и победы культа бога Амона город быстро пришел в запустение, жители покинули его. На месте Ахетатона не было построено новых поселений и поэтому, когда архео­логи раскопали его руины, древний город предстал перед их изумленными взглядами в почти нетронутом виде.

Хозяйство и культура Древнего Египта возникли на узкой полосе (15 – 20 км) плодородной долины Нила, сжатой Ливийской и Аравийской пустынями.

Наиболее древние памятники египетской архитектуры сосредоточены в дельте реки.

В плодородной, очень длинной и узкой долине Нила, с обеих сторон окруженной пустыней, развивалась цивилизация, относящаяся к наиболее значительным и своеобразным культурам древнего мира. История Древнего Египта охватывает несколько тысячелетий - с конца V тысячелетия до н. э. до IV в. н. э. За столь значительное время в Древнем Египте было создано огромное количество великолепных построек, скульптур, произведений живописи, декоративно-прикладного искусства. Многие из них остаются непревзойденными образцами высочайшего мастерства и творческого вдохновения.

Во главе государства, объединившего владения Среднего и Нижнего Нила и концу IV тыс. до н. э., стоял царь (впоследствии получивший титул фараона), считавшийся сыном бога Солнца и наследником бога подземного мира Озириса.

Независимо друг от друга племена Нижнего и Верхнего Египта создают основы своеобразной архитектуры. Ее развитие иногда делят на несколько больших временных периодов.

Предполагается, что в доисторический период (до 3200 г. до н. э.) строились укрепленные поселения с жилыми домами из недолговечных материалов и возводились надгробные архитектурные сооружения.

В период Древнего царства , приблизительно в 2700-2200 гг. до н. э., начинается строительство монументальных храмовых сооружений.

В период Среднего царства (2200-1500 гг. до н. э.), когда столицей был город Фивы, появляются полупещерные храмы.

В период Нового царства (1500-1100 гг. до н. э.) создаются выдающиеся храмовые сооружения в Карнаке и Луксоре. В позд

ний период в архитектуру Египта начинают проникать чужеродные элементы.

Временные рамки исторических периодов

  • ок. 10000 – 5000 лет до н.э. Первые деревни на берегах Нила; образование 2 – х царств – Верхнего и Нижнего Египта
  • ок. 2630 до н.э. Построена 1 – я ступенчатая пирамида
  • ок. 2575 до н.э. В эпоху Древнего царства бронза вытесняет медь; строятся пирамиды в Гизе; начинается мумификация умерших
  • ок. 2134 до н.э. Междуусобицы губят Древнее царство
  • ок. 2040 до н.э. Начало Среднего царства; знать Фив объединяет страну; завоевание Нубии
  • ок. 1700 до н.э. Конец Среднего царства
  • 1550 до н.э. Начало Нового царства; постоянная армия
  • 1400 до н.э. Египет достигает вершины могущества
  • 1070 до н.э. Начало упадка
  • 332 до н.э. Завоевание Египта Александром Македонским
  • 51 до н.э. Начало правления Клеопатры
  • 30 до н.э. Египет становится римской провинцией

Основной строительный материал в Египте - камень. Египтяне были мастерами его добычи и обработки. Они высекали высокие стройные каменные глыбы в виде обелисков, которые были символами солнца - великого Ра, а также огромные столбы и колонны высотой с трех- и пятиэтажный дом. Отдельные тщательно отесанные каменные блоки пригонялись друг к другу идеально, насухо, без раствора.

Вес тяжелых балок перекрытия несли стены, пилоны и колонны. Египтяне не использовали сводов, хотя и знали эту конструкцию. На балки укладывали каменные плиты перекрытия. Опоры были самые разнообразные; иногда это монолитные каменные столбы простого квадратного сечения, в других случаях - колонны, состоявшие из базы, ствола и капители. Простые стволы имели квадратное сечение, более сложные представляли собой многогранники и часто изображали связки стеблей папируса. Стволы иногда имели каннелюры (вертикальные желобки).

Для египетской архитектуры была характерна своеобразная форма капителей, изображавших цветок папируса, лотоса или листья пальмы. В отдельных случаях на капители высекали изображение головы богини плодородия Хатор.

Религиозные воззрения древних египтян, в которых смешались почитание местных божеств, культ Озириса и Исиды, а также бога Солнца Амона, заслуживают особого внимания – они определяли общественную и государственную жизнь страны: подавляющее большинство архитектурных памятников Древнего Египта сооружения культового назначения: храмы и погребальные комплексы.

Дворцы Египта

Дворцы фараонов и знати в Древнем Египте строили в основном из глиняных кирпичей, высушенных на солнце. В отличие от храмов, которые строили из камня на века, где поклонялись богам постоянно и во все времена, каждый из фараонов строил себе после вступления на трон новый дворец. Брошенные здания быстро ветшали и разрушались, и поэтому, как правило, от дворцов фараонов не оставалось даже руин. В лучшем случае на месте великолепных дворцов можно найти остатки стен и битую черепицу.

Предполагают, что внешний вид дворца фараона, его фасада повторяли формы архитектуры древних царских гробниц того времени. Гробница считалась домом усопшего в его загробной жизни, логично предположить, что она была похожа на его жилище в этой жизни. Исходя из этого предположения, стена дворца могла быть разделенной уступами с фигурными зубцами поверху. Немногочисленные сохранившиеся изображения дворцов фараонов свидетельствуют, что стены дворца были украшены барельефами и орнаментом.

Дворцовый фасад мы можем увидеть на знаменитой палетте фараона Нармера, на его фоне изображены победы, имя и титул фараона. Из этого изображения мы узнаём, что территория дворца, имеющая форму четырехугольника, была окружена крепостной стеной с башнями. На палетте обозначена и линия фундамента здания. Похожий дворцовый фасад изображен на могильной плите фараона Джета: на прямоугольном поле стены выделяются три высокие башни, украшенные тремя вертикальными чертами-лопатками. Между башнями можно увидеть два углубления, похожие на ворота.

Особенно наглядно о дворцовой архитектуре древних египтян рассказывают нам огромные саркофаги из базальта или известняка. Их резные украшения на каждой из четырех сторон изображают фасады царского дворца.

Реконструкция дворца

Реконструкция дворца

Реконструкция дворца

Роскошь во дворце фараона

Дворец фараона

дворец фараона

Храмы Египта

Храм Тота в Луксоре – исторический памятник Египта.

Святыня была построена в 1925-1895 годах до нашей эры. Основной строительный материал – камень.

Древнеегипетский Тот был богом мудрости и образования, поэтому у подножия храма были установлены огромные его статуи.

Во время раскопок у основания храма было также найдено 4 бронзовых сундучка, высота которых - 20,5 сантиметров, ширина - 45 сантиметров, длина - 28,5 сантиметров. В них было много серебряных шариков, по большей части смятых, золотые цепи и изложницы, лазурит - необработанный или в виде цилиндрических печатей.


Руины храма Оcириса

Храм находится в легендарной Долине Царей. К сожалению, от некогда великого храма остались лишь руины, но они буквально пропитаны историей Древнего Египта. Построен он был довольно давно и является исторической ценностью. Строил его фараон Сети I, который правил в промежутке с 1294г. До 1279 г. до нашей эры.

Само строение очень сложное по своей конструкции и имеет очень большое количество помещений. Сети I не закончил строительство храма, эту сложную задачу завершал его сын Рамсес II. Конструкция по своей структуре достаточно сложная, но интересная. Имелось два зала, каждый из них украшало множество колонн. В первом зале их было 24, а во втором - 36. Второй же, зал был самым таинственным: из него были проделаны проходы к семи святилищам. Каждое святилище было посвящено одному из семи богов (Осирис, Исид, Хорус, Амон, Ра-Хорахти, Птах и Ра). В конце обожествлялся сам Сети I. В часовнях находились статуя бога, священная ладья и ложная дверь. Через эту дверь проникал дух божества.

За самим храмом расположено здание, называемое Осирейон. На его стенах можно увидеть выбитые тексты из "Некрономикона" - египетской «Книги мертвых». Территорию Храма Осириса до сих пор изучают ученые и ведут на ней раскопки.


Храм Меренптаха

Заупокойный храм Мернептаха расположен в Долине Царей и практически разрушен. Когда-то здесь находился целый комплекс, продуманный до мелочей, сейчас же остались лишь статуи.

Ранее в первый двор сооружения вели ворота, открывающие вид на колоннады – по шесть колонн с каждой стороны. Левая сторона двора комплекса являлась фасадом кирпичного дворца царя. А гигантская Стела Израиля, когда-то стоявшая перед вторым пилоном, была построена в честь Меренптаха, указывая на его военную доблесть.

За данным пилоном следовал второй двор, в котором был обнаружен бюст Мернептаха от рухнувшей статуи. Из двора вел проход в залы. Храм завершался 3 святилищами с помещениями для жертвоприношений и священных предметов. Когда-то весь храмовый комплекс был отделан изразцами и золотом, его окружала огромная кирпичная стена, однако в настоящее время от былых построек практически ничего не осталось.


Храм Монту

Храм Монту - египетский храм, посвященный богу войны Монту.

Данная святыня была построена во времена Старого царства. Храм располагался в древнем городе Медамуде. Этот город был раскопан в 1925 году французским археологом Фернандо Биссоном де ла Роком. Во время раскопок были обнаружены многочисленные конструкции, а также храм.

До нашего времени сохранились лишь колонны и фрагменты стен. Храм был построен из кирпича и камня. Структура храма следующая: платформа, трибуны, канал, дромос, главные ворота, портик, зал и святилище. Был также двор для живого священного быка. Бога Монту ассоциировали с бушующим быком, поэтому бык был почитаемым животным. Также самого Монту изображали с головой быка. Подобная статуя и фигурки быков были найдены во время раскопок храма.


Храм Исиды в Филах

Знаменитое святилище Исиды , существовавшее вплоть до исчезновения древнеегипетской цивилизации, находится на острове Филе, неподалеку от Асуана. Исида (Изида, Isis) - одна из величайших богинь древности, ставшая образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства. Она почиталась как сестра и супруга Осириса, мать Гора, а, соответственно, и египетских царей, которые исконно считались земными воплощениями Осириса. Культ Исиды и связанные с ним мистерии приобрели значительное распространение в греко-римском мире, сравнимое с христианством.

Сейчас храм Исиды находится на острове Агилика. При сооружении Асуанского водохранилища в 1960 году ЮНЕСКО выступило с инициативой о переносе храма вверх по течению Нила. Храм был разрезан, разобран, а после каменные блоки были перевезены и вновь собраны на острове Агилика, расположенном в 500 метрах вверх по течению. Все это было обставлено такой широкой PR-деятельностью, типа: русские своими плотинами и водохранилищами уничтожают природу и памятники древней культуры, а мы, просвещенный западный мир, спасаем храмы от затопления. Только умалчивалось, что основной ущерб этот храм получил после возведения английской плотины в начале века, а Асуанская плотина, построенная при помощи CCCР, в свою очередь, стала объектом важного социального значения и поддержания энергетического баланса в регионе, без которого современная египетская экономика просто не существовала бы.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия