Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия


Введение 3

1.История возникновения баптизма 4

2.Личная вера 10

3.Конструктивность баптизма 13

3.1.Баптистская концепция морали 13

3.2.О баптистском утешении 13

3.3.Баптизм о смысле жизни 14

3.4.Баптистская община 14

3.5.Обрядовость 15

Заключение 17 Список литературы 18

Введение.

Человека от животного отличает способность верить, верить в непознанное, невидимое, заполняя верой пустоту, рождаемую сознанием, сакрализируя неясное. Вера в Бога, каким бы он ни был – неотъемлемая составляющая человеческого социума: Бог появляется с рождением сознания и как порождение сознания. Для язычника бог многолик, многофактурен, разнопланов; для язычника человек – есть Бог. Именно язычник, не атеист, - самый демократичный и свободный человек: уважая себя и ценя своих богов, язычник оставляет за другим право верить в собственного Бога.

С укреплением государства, трансформацией ранней государственной демократии в империю, с усилением социального неравенства глобального, экономического расслоения, появляется потребность божественной унификации – объединяющего звена, апофеоза конечного равенства. И тогда на место язычества приходит монотеизм.

Самой распространенной монотеистической религией является христианство. В своем стремлении к унификации, христианство доходит до того абсурда, до которого никогда не доходило язычество. Основываясь на догмате свободной воли, христианство, тем не менее, этой самой свободной воли не приемлет, регламентируя, кто, как и кому должен молиться. Любое инакомыслие, зарождающееся даже в рамках доктрины, приводит, в конечном итоге, к резне: достаточно вспомнить мучительный процесс разделения церквей. Но, тем не менее, уже свершившийся раскол дает богатую почву для зарождения и формирования новых постулатов.

Надо понимать, что религия – суть способ надгосударственной, невластной, моральной организации общества, и новые течения и постулаты рождаются не просто так.

Как правило, государство в лице его руководителей не создает нового течения, но узаконивает уже существующее, максимально отвечающее нуждам общества. Хрестоматийным примером причины и следствия в зарождении новой догмы может служить пуританизм: английское общество времен королевы Елизаветы, погрязнув в разврате, стало банально вымирать от сифилиса. Кроме того, пуританизм, даже в сравнении с протестантизмом, имел массу экономических «бонусов»: ставя во главу угла максимальный отказ от мирских и чувственных благ, пуританизм был дешев. Таким образом, пуританизм может служить одним из самых ярких явлений религиозной целесообразности. Но даже такое монолитное явление как пуританизм (казалось бы, куда уж жестче?) неоднородно. Примером может служить баптизм.

Целями данной работы является изучение особенностей баптизма и раскрытие теоретических аспектов его конструктивности.

1. Разузнать чем вызвана живучесть баптизма

2. Изучить как общество относится людям, исповедующим эту религию

3. Рассмотреть отношение к труду

История возникновения баптизма.

Христианство никогда не было однородным - в нем постоянно возникали соперничающие и враждебнее друг другу церкви, группы, ереси, толки и т.п. Происходило это потому, что христианские идеи неодинаково усваивались различными социальными слоями, выступая как идеологическое оформление их классовых и политических позиций. Но, начиная с XVI в, прежде разрозненные проявления оппозиции католической церкви слились в мощный поток, захвативший Европу и давший начало новой разновидности христианства – протестантизму, в русле которого и возник баптизм.

Истинные побудительные мотивы реформации коренились в социально-политической сфере. Догматы католической церкви, как отмечал Энгельс, приобрели характер политических аксиом. Поэтому борьба крепнувшей буржуазии против средневековых порядков закономерно вела к пересмотру установившихся католических догм. Протестантизм означал реформацию на буржуазных началах католической церкви, приспособившей христианство к сословной средневековой деспотии. Именно эта социальная природа протестантизма позволяет понять особенности его догматики и культа.

Выступая против церкви, как неотъемлемого института феодализма, идеологи протестантизма отвергли и богослужебную практику католической церкви, и те догматические положения, на которых она основывалась.

Обосновывая свои реформы, протестанты ссылались на адекватное прочтение «священного писания», которое они объявили единственным авторитетом в вопросах веры, отвергая «священное предание», закрепившее социальную практику и положение католицизма в условиях феодализма. Протестанты отвергли католическую церковь и большинство церковных обрядов: поклонение иконам, святым угодникам, культ девы Марии. Они ликвидировали институт священства, монашества, пост; из семи церковных таинств они сохранили лишь крещение и причащение. Отрицая католическое учение о церкви как необходимой посреднице в деле спасения людей, «добрые дела и подвиги благочестия» - как непременные ступени к загробному воздаянию, протестантские богословы противопоставили им учение о едино спасающей личной вере. Было выдвинуто иное учение о церкви, изменениям подверглось толкование принципов религиозной нравственности и т.д.

Протестантское прочтение Библии было глубоко обусловлено реальными, земными интересами буржуазии и в религиозной форме отразило ту борьбу, которую она вела против феодального строя. А поэтому степень решительности, с которой в различных странах осуществлялась реформация католической церкви во многом зависела от остроты классовой борьбы в данной стране, от той социально-политической обстановки в которой она проходила.

Особую форму реформация приняла в Англии, на родине баптизма. Окончательное утверждение англиканства произошло в 1563 году, когда королева Елизавета провозгласила так называемые «39 статей» в качестве так называемой религии, непосредственно подчиненной королевской власти. В статьях отвергались католический догмат о чистилище, практика индульгенций, папская власть, почитание икон, мощей и святых угодников, католические святые, обет безбрачия священников и др. С другой стороны, был сохранен догмат о церкви как о необходимой посреднице в деле спасения людей, деление на священство и прихожан. Была сохранена также церковная иерархия. Баптизм возникает здесь в начале XVII вв. как один из продуктов развития так называемого пуританизма – движения, направленного на дальнейшее очищение английской церкви от католицизма.

Развитие буржуазного уклада, укрепление английской буржуазии, требовавшей дешевой и послушной церкви, вызвало движение так называемых пуритан, которые выступали за дальнейшее очищение церкви от «папизма». Речь в частности шла об изменении англиканского богослужения, во многом напоминавшего римско-католическое, об отмене пышного культа и специальных священнических облачений. Пуритане требовали также реформ в организации церкви и замены епископальной системы так называемой пресвитерианской, при которой церковь управляется пресвитерами, избираемыми общинами. Движение пуритан не было однородным.

Наиболее радикальные требования выдвинули баптисты, связанные в основном с мелкой буржуазией. Они выдвинули идею о том, что членом поместной церкви может быть лишь тот человек, который «сознательно» принял крещение, а поэтому бесповоротно отвергли крещение детей. Именно потому, что учение о крещении обозначило отличие новой церкви от родственных ей течений, за ее последователями постепенно закрепилось название «баптисты».

Если остальные разновидности пуританских течений требовали отделения от официальной церкви и самостоятельности в решении религиозных вопросов, то речь шла конкретно об англиканской церкви и королевской власти. В принципе же, они считали, что светская власть ответственна за состояние церкви и должна оказывать ей поддержку, и надеялись со временем такую поддержку получить. Баптисты же в принципе отвергали право светской власти вмешиваться в религиозные дела.

Фактически же история появления баптизма такова. В 1606-1607 гг. две группы английских сепаратистов (одно из направлений пуританства) из Линкольншира переселились в Голландию. Одна из них под руководством Джона Смита нашла приют в Амстердаме и положила начало баптизму.

Смит учил, что крестить следует лишь тех людей, которые смогут представить убедительные доказательства своей преданности Христу. Поскольку все существовавшие в то время церкви Джо Смит рассматривал, как неистинные, то он сам крестил себя обливанием, а затем окрестил своих сторонников, организовав первую в истории баптистскую церковь.

В 1611 голу группа его последователей вернулась в Лондон и образовала первую баптистскую общину на английской земле. Вскоре была опубликована «Декларация веры» новой церкви. В ней нашли отражения те особенности баптизма, о которых мы говорили. Так, например, здесь говорилось: «Магистрат не имеет права вмешиваться в вопросы религии или свободы совести, заставлять или принуждать людей к исполнению той или иной формы религии или учения, но он должен предоставлять христианское вероучение свободной совести каждого». В «Декларации» было также было также четко сформулировано баптистское учение о церкви: «Видимая церковь состоим только из таких покаявшихся людей, которые верят в то, что Христос приносит впредь плоды, способные улучшить жизнь… Видимая церковь есть мистическая форма истинной, духовной, невидимой церкви, которая образуется душами только праведных и совершенных людей».

Баптисты делятся на общих и частных.

Баптистская доктрина вырастала на основе протестантской теологии Лютера и Кельвина. Отвергая претензии католической церкви на роль непосредственной посредницы в деле спасения, Лютер выдвинул учение о том, что спасает лишь личная вера человека. Но вера эта по Лютеру не есть результат благочестия самого человека, она возникает под воздействием святого духа, который тем самым удостоверяет «избранность» данного индивида к спасению. Эти идеи нашли своеобразное отражение в учении Кельвина. Если вера имеет своим источником исключительно благодать божью, рассуждал он, то лишь от нее зависит судьба человека. Допустить же свободу воли – значит поставить промысел божий в зависимость от человека. Отсюда Кельвин формулирует свой известный догмат абсолютного предопределения, согласно которому бог «от века еще раньше, чем они совершили что-либо, благое или дурное», одних людей избрал к вечному спасению, других – к вечному проклятию. Тем самым искупительная жертва Христа распространялась лишь на часть людей – на тех, кто изначально записан в «книге жизни». Такой взгляд получил наименование догмата частного искупления, а баптисты, разделявшие его – частных баптистов.

Но среди протестантов было распространено и другое понимание концепции избранности. Акцент делался на наличие у человека свободы воли, возможность выбора им пути праведности или пути греха. Предопределение понималось, как предузнание. Христос, говорили они, искупил грехи всех людей и дал возможность спастись каждому человеку. Но бог с самого начала знал, кто воспользуется данной возможностью, а кто останется в грехе. Таков догмат общего искупления, а сторонников его среди баптистов называли общими баптистами.

Джон Смит придерживался догмата общего искупления. Он прямо указывал, что «господь не предопределил ни одного человека к уничтожению» Первая баптистская община была, таким образом, церковью общих баптистов. Численность общих баптистов росла медленно. В 1626г. В Англии было лишь пять церквей, которые объединяли около150 последователей. В целом общие баптисты не оказывали существенного влияния на главный поток формирования мирового баптизма.

Другая ветвь баптистов, так называемые частные, баптисты возникла независимо от группы Смита. Первая английская церковь частных баптистов была основана Джоном Спилсбери в 1638 г в Сосворке. Они исповедовали догмат «частного искупления». В 1644 г. Существовало 7 таких церквей, и было принято так называемое Лондонское исповедание веры, состоящее из 50 статей. Оно признавало крещение путем погружения в воду. В итоге долгих споров и взаимного соперничества баптистских церквей в XVIII в. складывается система так называемого закрытого членства, которая впоследствии становится отличительной чертой частного баптизма. Именно частные баптисты оказали наибольшее влияние на последующее развитие баптизма в Англии, США и на европейском континенте.

Личная вера.

Суть баптистского вероучения составляет догмат о спасительной миссии Иисуса Христа, догмат, лежащий в основе религиозной жизни общины и каждого члена в отдельности. В баптистской проповеди решительно и настойчиво проводится мысль о том, что человек сам по себе неспособен достичь праведности, добиться морального самоусовершенствования и тем более спастись. Данный пункт рассматривается богословами как основное положение баптистского вероучения. «Какова же эта центральная истина всего Ветхого и Нового завета? Она заключается в том, что человек получает спасение и оправдание от бога не собственными делами, а через веру в жертву, принесенную Христом на Голгофском кресте. Это действительно центральная истина всей Библии».

«Когда человек начинает приготовление к встрече с господом?» - ставит вопрос баптистский проповедник. И отвечает: «Очевидно,- «земной», «плотский» и «душевный» человек, «мертвый по грехам и преступлениям», как таковой не может заботится о небесном царстве – жительство его только на земле – и, следовательно, не способен о горнем помышлять, «где Христос сидит одесную бога», ни ожидать пришествие его с небес». Даже в том случае, продолжает богослов, если человек станет поступать по слову божьему, творить милостыню, даже отдаст себя на муки за веру, его спасение никак не гарантировано. «Оправдывающую веру и спасительную любовь можно получит только от предмета веры и источника любви через действие Духа божьего». Эта идея проходит сквозь все рассуждения баптистских идеологов. «Духовное возрождение - есть рождение от кого-то, от бога…а, следовательно, не самоусовершенствование.». Спасает только бог, воздействие святого духа, который служит причиной «возрождения свыше» человека. Всякая иная вера есть вера человеческая, вера «мирская», она оставляет человека «мертвым» и не может привести его к спасению.

Все люди, по мнению баптистов делятся на «избранных» и «неизбранных» «Избранность» того или иного человека обнаруживается не только в потустороннем мире, а находит свое выражение уже в земной жизни. Присутствие святого духа узнается по действию, которое он производит в верующем. Самое главное при этом «строго различать духовное рождение от простого убеждения в истинах божиих.». Таким образом, содержание баптистской личной веры раскрывается как определенное отношение человека с богом.

Вообще говоря, у баптистов есть схема перехода человека на позиции религиозной веры.

· Первый этап – осознание собственной греховности. Придя к человеку дух святой прежде всего заставляет человека осознать себя грешником.

· Второй этап – начало обращения человека к мысли о погибели, состояние раскаяния покаяние в прежней греховной жизни.

· Третий этап: человек приходит к пониманию, что спастись собственными силами он не в состоянии.

· Четвертый этап – обращение к богу. Святой дух входит в сердце полюбившего Христа.

Итак, человек «обращается» к богу. «Обращение – это акт само вручения себя богу, когда человек начинает жить для Иисуса».

Баптистское «возрождение» направлено прежде всего против «богатого человека», против тех черт - смелости, мужества, уверенности в своих силах, которые делают человека личностью, придают ему индивидуальность, т.к. одно из их главных требований – «возрастать в смирении».

Конечный идеал баптисты проповедуют совершенно отчетливо: «О, если бы мы так выросли в смирении, чтобы превратиться в ноль, чтобы Христос был все и во всем в нашей жизни. Ноль - это отсутствие величины. Пусть у нас не будет ни малейшего величия, собственного величия».

Каждая религия имеет особенности и своих поклонников. Одно из направлений протестантского христианства, баптизм, является самым популярным во всем мире. По его правилам приняли крещение многие известные политики и деятели шоу-бизнеса. Однако, интересуясь баптизмом, важно помнить, что это секта. Предлагаем выяснить, кто такие баптисты.

Баптисты - кто это?

Слово «баптист» происходит от «баптизо», что с греческого переводится как «погружение». Таким образом, баптизм означает крещение, которое должно происходить во взрослом возрасте путем погружения тела в воду. Баптисты – это последователи одного из направлений протестантского христианства. Баптизм берет свои корни от английского пуританства. В его основе – добровольное крещение человека со стойкими убеждениями и не приемлющего греховность.

Символ баптистов

Своя символика есть у всех направлений протестантизма. Сторонники одного из популярных верований не являются исключением. Знак баптистов – рыба, символизирующая объединенное христианство. Помимо того, для представителей данного вероучения важным является полное погружение человека в воду. Еще в древности рыба олицетворяла Христа. Таким же изображением для верующих был агнец.

Баптисты - признаки

Понять, что человек является сторонником данного верования можно, зная, что:

  1. Баптисты – это сектанты. Такие люди всегда объединяются в общину и приглашают других приходить на их собрания и .
  2. Библия для них – единственная истина, где можно найти ответы на все интересующие вопросы, как в повседневной жизни, так и в религии.
  3. Невидимая (Вселенная) церковь является единой для всех протестантов.
  4. Все члены поместной общины являются равноправными.
  5. Знания о Крещении могут получить только возрожденные (крещенные) люди.
  6. Для верующих и неверующих существует свобода совести.
  7. Баптисты уверены, что церковь и государство должны быть отделены друг от друга.

Баптисты - «за» и «против»

Если для православного христианина учение баптистов может казаться неправильным и таким, что полностью противоречит Библии, то могут найтись и те, кого баптизм заинтересует. Единственное, чем может привлечь секта – объединение неравнодушным к тебе и твоим проблемам людей. То есть, узнав кто же такие баптисты, человеку может казаться, что он попал в то место, где ему действительно рады и всегда ждут. Разве такие добродушные люди могут желать зла и наставлять на неправильный путь? Однако, так размышляя, человек все больше отдаляется от православной религии.

Баптисты и православные - отличия

У баптистов и православных много общего. Например то, как хоронят баптистов напоминает похороны православного христианина. Однако важно понимать, чем отличаются баптисты от православных, ведь и те и другие считают себя последователями Христа. Называют такие отличия:

  1. Баптисты полностью отвергают Священное предание (письменные документы). Книги Нового и Старого Заветов они трактуют по-своему.
  2. Православные верят в то, что спастись человек может, если будет соблюдать Божьи Заповеди, очищать душу через церковные таинства, и непременно живя благочестиво. Баптисты же уверены, что спасение свершилось ранее – на Голгофе и ничего дополнительно делать не нужно. При этом не так и важно насколько праведно живет человек.
  3. Баптисты отвергают крест, иконы и прочие христианские символы. Для православных все это является абсолютной ценностью.
  4. Сторонники баптизма отвергают Богоматерь и не признают святых. Для православных Богоматерь и святые являются защитниками и ходатаями о душе перед Богом.
  5. У баптистов в отличии от православных нет священства.
  6. У сторонников направления баптизма нет организации богослужения и потому они молятся своими словами. Православные же последовательно служат Литургию.
  7. Во время крещения баптисты погружают человека один раз в воду, а православные – трижды.

Чем отличаются баптисты от свидетелей Иеговы?

Некоторые считают, что баптисты - это . Однако в действительности эти два направления имеют различия:

  1. Баптисты верят в Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа, а свидетели Иеговы считают первым творением Бога Иисуса Христа, а Святого духа – силой Иеговы.
  2. Сторонники баптизма не считают, что нужно обязательно употреблять имя Бога Иегова, а свидетели Иеговы полагают, что имя Бога нужно обязательно называть.
  3. Свидетели Иеговы своим последователям запрещают использовать оружие и служить в армии. Баптисты к этому относятся лояльно.
  4. Свидетели Иеговы отрицают существование ада, а баптисты уверены, что он есть.

Во что верят баптисты?

Чтобы отличить баптиста от представителя другого направления, важно понимать, что проповедуют баптисты. Для сторонников баптизма главным является Божье слово. Они, будучи христианами признают Библию, хотя и трактуют ее по-своему. Пасха у баптистов – главный в году праздник. Однако в отличии от православных в этот день они не идут на службу в церковь, а собираются общиной. Представители данного течения исповедуют триединство Бога – Отца, Сына и Святого Духа. Баптисты верят, что Иисус является единственным посредником между людьми и Богом.

По-своему они понимают Церковь Христову. Для них она как некое сообщество, состоящее из духовно возрожденных людей. Присоединиться к поместной церкви может каждый, чья жизнь благодаря Евангелию изменилась. Для сторонников баптизма важным является не воцерквление, а духовное рождение. Они полагают, что человек должен креститься уже во взрослом возрасте. То есть такой поступок очень важен и должен быть осознанным.

Что нельзя делать баптистам?

Все, кто интересуются кто такие баптисты, должны знать, чего боятся баптисты. Таким людям нельзя:

  1. Употреблять алкоголь. Баптисты не приемлют спиртное и считают пьянство – одним из грехов.
  2. Креститься в младенческом возрасте или же крестить своих детей, внуков. По их мнению, крещение должно быть осознанным шагом взрослого человека.
  3. Брать в руки оружие и служить в армии.
  4. Креститься, носить нательный крест и поклоняться иконам.
  5. Использовать слишком много косметики.
  6. Пользоваться средствами защиты во время интимной близости.

Как стать баптистом?

Стать баптистом может каждый. Для этого нужно иметь желание и найти таких же верующих людей, которые помогут начать свой путь в баптизме. При этом необходимо знать основные правила баптистов:

  1. Принять крещение во взрослом возрасте.
  2. Посещать общину и причащаться исключительно там.
  3. Не признавать божественность Богородицы.
  4. Трактовать Библию по-своему.

Чем опасны баптисты?

Баптизм для православного человека опасен уже по той причине, что баптисты - это секта. То есть, они представляют группу людей, у которых свои взгляды на религию и собственные убеждения в их правоте. Нередко в сектах применяют гипноз или же другие способы с целью убедить человека, что они будучи с ними находится на правильном пути спасения. Нередки случаи, когда сектанты обманными путями овладевают не только сознанием человека, а и его материальными средствами. Помимо того, баптизм опасен тем, что человек будет идти неправильным путем и отдалится от истинной православной религии.

Баптисты - интересные факты

Православные и представители других религиозных верований иногда удивляются некоторым вещам, таким как, например, почему у баптистов в храме сауна. Сторонники баптизма отвечают, что здесь верующие очищают свои тела от накопившихся химических веществ, не позволяющих получать дальнейший духовный прогресс. Есть немало других интересных фактов:

  1. Во всем мире 42 миллиона баптистов. Больше всего их проживает в Америке.
  2. В числе баптистов немало известных политических деятелей.
  3. Баптисты признают две должности в церковной иерархии.
  4. Баптисты – большие благотворители.
  5. Баптисты не крестят детей.
  6. Некоторые баптисты уверены, что Иисус искупил грехи только для избранных, а не для всех людей.
  7. Много известных певцов и актеров приняли крещение от сторонников баптизма.

Известные баптисты

Это верование интересовало и интересует не только простых обывателей, а и даже известных личностей. Узнать, кто такие баптисты смогли на личном опыте многие популярные люди. Есть такие баптисты знаменитости:

  1. Джон Буньян - английский писатель, автор книги «Путешествие Пилигрима».
  2. Джон Мильтон – английский поэт, правозащитник, общественный деятель также стал сторонником известного во всем мире направления в протестантизме.
  3. Даниэль Дефо – является автором одного из самых популярных произведений мировой литературы романа «Робинзон Крузо».
  4. Мартин Лютер Кинг – лауреат Нобелевской премии мира, ярый борец за права чернокожих рабов в США.

Из истории зарождения баптизма

Возникло это движение в начале XVII века в Западной Европе. Основателями его были англичане - конгрегационалисты, бежавшие из Голландии от преследований англиканской церкви. В 1604 году некто Джон Смит крестил себя водою сам и провозгласил новое учение, которое потом легло в фундаментальное обоснование баптизма.

В 1612 году возникла первая баптистская община в Англии, где ее лидер Томас Хелвис, подобно меннонитам, отвергал вначале присягу, и военную службу, но позднее другие общины допустили и то и другое. Это были, так называемые впоследствии «генеральные» баптисты. Из их среды появляются «партикулярные» баптисты, придерживающиеся учения Кальвина. Название «генеральных» («общих») и «партикулярных» («частных») указывает на различные воззрения между ними в вопросе о предопределении.

Генеральные баптисты учат, что Бог предопределил всех людей к вечному спасению, но от свободной воли человека зависит, принять это спасение или отвергнуть его. Это воззрение впервые было высказано одним из деятелей Реформации XVI Арминием.

Партикулярные баптисты утверждают, согласно учения Кальвина, что Бог от вечности одних предопределил ко спасению, других же к осуждению и, таким образом, спасутся только первые.

После темы «История зарождения баптизма» мы попробуем разобраться в этом довольно интересном вопросе, т. к. попутно следует заметить, идея полного фатализма (зависимость от судьбы без возможности изменить что - либо) присутствует даже в целой мировой религии исламе.

В 1689 г. в Англии был издан государственный указ - «Акт Толеранто», по которому короной дается полная свобода всех вероисповеданий. С этого момента активизируется миссионерская работа баптистов, а в 1813 г. лидеры общин объединились в «Баптистский Союз Великобритании и Ирландии». В 1905 г. в Лондоне создан «Всемирный Союз Баптистов». В его задачу входило - распространять учение во всех странах мира.

Распространение баптизма в России пошло по двум направлениям: через юг Украины и через Петербург с севера. Этот факт имел исторические предпосылки в конце XVIII - начале XIX века. В результате успешной войны с Турцией, Россия вышла к Северному Причерноморью, присоединив к себе Херсонскую, Таврическую, Екатеринославскую губернии и Крым. Эти земли были мало заселены и для их освоения требовались крупные людские и материальные ресурсы. Поэтому правительство Екатерины II решило заселить их не только русскими поселенцами, но и иностранцами. Переселение немцев началось в 60–е годы XVIII века и продолжалось сто лет. Именной Указ Императрицы предоставлял большие льготы переселенцам из Западной Европы, связанных с налогообложением, выделением земли, ссудой, службой в армии и т. д. Все это было утверждено грамотами Императрицы.

Другой объективной предпосылкой для распространения новых религиозных неправославных идей послужила Отечественная война 1812 г., когда Наполеон завоевал почти всю Европу. Глубокие переживания, связанные с утратой близких в военных кампаниях, нестабильность в экономике, внутренний страх перед грозной бедой породили в высшем свете, приближенном к Императору Александру I, склонность к мистике, разочарования в традиционной религии, желание утопить неопределенность и тревогу в каком - то одномоментном чуде. Таким образом, любая, псевдодуховная, иррациональная, оккультная или мистическая идея могла найти сочувствие и поддержку в свете.

В 1812 г. в Петербург приехал первый представитель «Британского Библейского общества» пастор Джордж Петерсон, который развернул активную деятельность с целью создания библейского общества в России, и в придворных кругах встретил сочувствие и поддержку. Сам Император Александр I принял звание члена этого общества и пожертвовал в его фонд 25 тысяч рублей. Целевым назначением общества было распространение Библий на русском языке в том числе и в армейских частях. В 1826 г. деятельность этого общества с санкции Императора Николая была приостановлена.

В 1874 г. в Петербург прибыл лорд Редсток, где стал устраивать религиозные собрания, на которых произносил импровизированные молитвы, читал и объяснял Св. Писание и вел проповедь на французском языке. Русская аристократия еще со времен Екатерины II, под влиянием Французских вольнодумцев уже тогда стала отчуждаться от Православия. И вот теперь это высшее петербургское общество, воспитанное в духе неверия или формализма в вере, но томившееся в поисках духовного удовлетворения, бросилось на собрания. Вскоре у Редстока появилось много последователей (особенно из числа женщин) высшего общества.

После отъезда Редстока во главе его последователей стал Пашков, аристократ по происхождению и воспитанию, принадлежавший к числу самых богатых русских помещиков; у него были крупные имения в Звенигородском уезде, в Новгородской и Тамбовской губерниях. В Петербурге у него был роскошный дом, где и стали собираться последователи Редстока для молитв. Кроме того, в Петербурге Пашковым были открыты благотворительные столовые, читальни, а последовательницы учения посещали притоны и ночлежные дома с тем, чтобы распространять учение. С 1874 г. пашковцы (в простонародье это учение получило название «пашковщина») стали издавать в Петербурге журнал «Русский рабочий» с сектантской направленностью. В 1884 г. Пашков был выслан за границу и поселился в Париже, где и умер в 1902 г. Его преемницей на духовном поприще стала княгиня Ливен, приложившая большие усилия в пропаганде этого учения.

С другой стороны учение баптистов проникло в Россию со стороны юга Украины, через немцев - колонистов и называлось «реформатской штундой». В 1785 г. русское правительство опубликовало за границей манифест, на основании которого переселенцы могли занимать южные окраины Украины. Первыми поселенцами на указанных территориях были меннониты из г. Данцига.

По известной схеме все шло предельно просто. Поскольку немцы народ достаточно пунктуальный, и рациональное в их психологии доминирует над всем остальным, колонисты, нанимая на работу русских крестьян, не могли мириться с традицией длительных праздников двунадесятых или Пасхи, считая это пустым времяпровождением. Но поскольку не могли получить сочувствия и поддержки ни со стороны губернатора, ни, тем более, со стороны православного духовенства, то стали выписывать из Германии своих пасторов и за определенные поощрения предлагали наемным рабочим переходить в протестантизм. Молиться можно было ежедневно со слушанием проповедей, но только краткое время (условно - час ; нем. яз - chtund ). Отсюда их и называли штунда. Все православные праздники были ими упразднены, а несколько наиболее важных смещены по времени.

11 июня 1869 г. в деревне Карловка Елизаветградского уезда Ефим Цимбал вместе с 30–ю колонистами был перекрещен в реке Сугаклее колонистом Унгером. Этот первый перекрещенец из русских открывает собою ряд будущих «пресвитеров» южно - русского баптизма. Затем уже и сам Цимбал крестит новообращенных, в частности, им были перекрещены Иван Рябошапка и Петр Ратушный, которые впоследствии станут ревностными продолжателями дела Унгера. Уже под их влиянием крестьяне дер. Любомирки станут выносить из домов иконы, подвергая их поруганию и осквернению. Вот что писал губернатору елизаветградский исправник жандармерии 21 июля 1870 г. в своем рапорте: «Некоторые из крестьян, принадлежащие к секте штундистов, не признавая как и все прочие штунды, икон, повыносили их из домов и сложили их в кладовке… другие кощунствуют над ними, а некоторые закрывают ими окна, употребляя их вместо ставень… Рябошапка публично крестит взрослых в реке, хоронит в закрытых гробах покойников, венчает по домам, причащает и имеет чашу для причащения…»

В конце 70–х годов Иван Рябошапка ходатайствует перед министром внутренних дел о том, чтобы штундистам было разрешено строить молитвенные дома и иметь духовных наставников. В начале 80–х годов штундисты окончательно слились с баптистами.

В настоящее время баптистское движение в наших государствах (СНГ) расколото на две крупные ветви: по старой аббревиатуре - ВСЕХБ (Всесоюзный Совет евангельских христиан - баптистов) и СЦЕХБ (Совет Церквей евангельских христиан - баптистов).

До 1961 г. у них был единый центр, имеющий генерального секретаря и председателя. Ряды движения пополняются новообращенными неофитами, и постепенно в число проповедников и руководящего состава попадают люди, не только не имевшие элементарного богословского образования, но и люди просто невежественные. На руководство общин пресвитеров поставляли или утверждали местные органы власти. Поэтому авторитет ВСЕХБ на местах падал. Как известно, в 60–х годах была установка правительства о бескомпромиссной борьбе с религиозными пережитками, которые тогда очень мешали скорому построению коммунизма. Навалившееся наступление на религию, в том числе и на баптизм в лице Совета по делам религий продемонстрировала решительное нежелание бюрократического аппарата считаться с интересами верующих. Старшие пресвитеры областей подверглись давлению со стороны властных структур, потребовавших свернуть свою деятельность. Основным детонатором раскола в баптистском братстве послужили два принятых тогда же правительством документа: «Положение о Союзе евангельских христиан - баптистов» и «Инструктивное письмо к старшим пресвитерам ВСЕХБ». Эти документы были составлены с целью нейтрализации работы по привлечению новых членов в общины. Не вдаваясь в глубокое перечисление пунктов этих документов, следует указать только на некоторые из них, прямо ущемлявших свободу совести баптистов.

Состав ВСЕХБ остается постоянным; проведение съездов представителей поместных церквей не предусматривается (п. 18 Положения).

Старшие пресвитеры при посещении собраний должны ограничиваться наблюдением за соблюдением установленного порядка, согласно установлению ВСЕХБ, но не принимать участия в богослужениях (п. 12).

Максимально ограничить крещения молодых верующих в возрасте от 18 до 30 лет. «Главной задачей, - говорилось в пункте 3 Инструктивного письма, - является не привлечение новых членов, а удовлетворение насущных духовных потребностей верующих».

Пресвитерам поместных церквей предписывалось избегать призывов к покаянию во время служений. Запрещалось также хоровое выступление в сопровождении оркестра и декламации.

Верующие, крещение которых было совершено неизвестными крестителями, не принимались в церкви. Как исключение таковые принимались при условии полного согласия с Положением.

Перед принятием названных документов председатель ВСЕХБ Я.И. Жидков предупредил присутствующих, что вопрос, который будет рассматриваться, «приведет всех в смущение». Он сказал, что рост поместных церквей в последние годы вызывает беспокойство среди «людей, принадлежащих к другой идеологии». Далее он заключил, что «Совет религиозных культов дает понять, чтобы мы вошли в берега». Затем были зачитаны оба документа. Обсуждение продолжалось два дня, после чего документы были приняты участниками пленума ВСЕХБ и разосланы по общинам.

Инициатором раскола стали Георгий Вине и Геннадий Крючков, которые в г. Туле организовали «Инициативную группу». Обвинив руководство ВСЕХБ перед всем братством в малодушии, отступлении от истины, «связи с миром» и «проведении программы атеизма», руководители инициативной группы предложили всем верующим отделиться от Совета. В основание этого предложения были взяты слова апостола из Второго Послания к Коринфянам (6:14–17). Чтобы усилить действенность предлагаемого отделения, члены инициативной группы объявили об отлучении от церкви двадцати семи членов ВСЕХБ. Поместные общины, принявшие правительственные документы, были объявлены «погибающими», а группы, ставшие на сторону отделившихся, назывались «спасающей церковью». 25 февраля 1962 года на совещании членов инициативной группы было принято решение образовать Организационный комитет по созыву всесоюзного съезда евангельских христиан - баптистов. Какую - либо возможность диалога и примирения «инициативники» отвергали, создавая при этом свой Оргкомитет. Раскол вскоре принял лавинообразный характер. Многие общины отказались от регистрации в местных исполкомах полностью, перейдя на полулегальное существование. Как альтернатива ВСЕХБ Г.П. Винсом создается СЦЕХБ (Совет Церквей евангельских христиан - баптистов). Правительство, видя, что нажим на баптистское руководство в лице ВСЕХБ не достигло цели по нейтрализации деятельности общин, но, наоборот, консолидирует т. н. «клерикально настроенные круги» братства, вновь делает неуклюжие попытки вмешательства в жизнь баптистов через административные и силовые структуры власти. Привлекаются к уголовной ответственности ряд руководящих братьев СЦЕХБ по сфальсифицированным делам, что только подливает масла в огонь раскола. Следует полный разрыв многих неопределившихся и колеблющихся общин со структурами ВСЕХБ, и их переход на нелегальное и полулегальное положение. Следует массовая сдача на местах регистрационных документов в местные органы власти. Процесс становится неуправляем; теперь для контроля за деятельностью т. н. «инициативников» уже не хватает штата сотрудников силовых структур, по пословице: «За что боролись…» Вот так печально для всех сторон закончилось беспардонное вмешательство власти в религиозную жизнь и совесть верующих.

В настоящее время формально раскол удерживается, хотя открытого антагонизма, как раньше, между этими ветвями в баптистском братстве не наблюдается.

Из книги Воспитание ума в Ваджраяне автора Падмасамбхава

Наложение печати на стадию зарождения Благородная Цогял спросила учителя: Каким образом следует запечатать стадию зарождения стадией завершения?Учитель ответил: Практик, желающий выполнить стадию завершения, должен, представив себя в виде божества, попросить божество

Из книги Доказательства существования Бога. Аргументы науки в пользу сотворения мира автора Фомин А В

Попытки эволюционистов найти ответ на вопрос зарождения живого Вопрос возникновения живого на Земле настолько завел эволюционистов в тупик, что они стараются не касаться этого вопроса, насколько это возможно. И пытаются отделаться от него такими общими фразами, как:

Из книги Опора на духовного учителя: построение здоровых взаимоотношений автора Берзин Александр

Особое объяснение относительно посвящения и практики стадии зарождения Причинное посвящение не может произойти без квалифицированного тантрического мастера, должным образом проведенного ритуала и квалифицированного ученика с уверенностью, признательностью и

Из книги Тибетский буддизм автора Островская Елена Александровна

Тибетский буддийский канон - источник зарождения школьных традиций Указы Ралпачана на законодательном уровне декретировали организацию (силами индийских и кашмирских ученых) образовательных центров для подготовки будущего просвещенного тибетского монашества. В

Из книги Краткое объяснение сущности Ламрима автора Еше Лодой Ринпоче

Из книги Исагогика. Ветхий Завет автора Мень Александр

§13 Краткий очерк ветхозаветной истории и истории создания Ветхого Завета (по данным современной библеистики) 1. Почему Завет был дан в рамках одного народа. Книги Св. Писания не были созданы одной из прославленных и могущественных цивилизаций, но явились Откровением,

Из книги Избранное. Проза. Мистерии. Поэзия автора Пеги Шарль

[Суд истории] Когда какая-нибудь партия падает жертвой насилия, а именно политического насилия, которое под именем восстания есть священнейший долг, если идет снизу, а под именем государственного переворота - отвратительнейшее злоупотребление, если идет сверху, та

Из книги Правда о баптистах автора Павлов Василий Гурьевич

XII. Распространение баптизма Осенью 1872 года к общине присоединился еще один молодой человек из селения Новоивановки Елизаветпольской губернии Василий Васильевич Иванов, который вскоре в своем селении образовал баптистскую общину, и таким образом баптистское учение

Из книги Светоч уверенности автора Конгтрул Чжамгон

XIV. Дальнейшее распространение баптизма В 1877 году община в Тифлисе, с самого возникновения своего имевшая свои собрания на Песках, перенесла их во вновь выстроенный дом Воронина, рядом с Николаевской церковью, на теперешней Песковской улице, принадлежащей ныне доктору

Из книги Энциклопедия ислама автора

РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАРОЖДЕНИЯ БОДХИЧИТТЫ Одно лишь зарождение Бодхичитты очищает от несметных вредоносных деяний и безмерно умножает благотворные. Та заслуга, которую ты обретаешь лишь за одно мгновение проявления Бодхичитты, превышает [заслугу, которую ты обрел бы, совершив]

Из книги Зарождение ислама автора Ханников Александр Александрович

автора Ткачев Андрей

Время и место зарождения ислама Появление ислама стало событием мировой истории. Из трех мировых религий эта религия является самой «молодой». Если буддизм и христианство возникли в эпоху, которую относят к древности, то ислам появился в раннем средневековье. Основным

Из книги "Страна чудес" и другие рассказы автора Ткачев Андрей

Две истории * * * А вот и вторая история Дело было на Галичине, в одном из сел в конце семидесятых, еще при Брежневе. Встречался некий юноша с девушкой. Имел самые серьезные намерения. А у нее дядя был священник. Священники тогда на Западной Украине в основном жили как сыр в

Из книги Письма (выпуски 1-8) автора Феофан Затворник

Две истории До чего же мудр Господь. Прямо-таки хитер в поиске заблудившегося и потерявшегося человека. Приведу тому, как пример, несколько слышанных мною историй.Дело было во Львове в девяностых годах. Времена смутные. Каждый выживал как мог. В такие годы

Из книги автора

1162. Конец трудов по составлению Евангельской Истории. Разъяснение порядка некоторых событий этой истории Милость Божия буди с вами! Добрейший Н-лай В-вич! Я писал к вам в Спб. Письмо м.б. разъедется с вами. Я писал к вам, что составляю Четвероевангелие или Евангельскую

Из книги автора

1163. Переписка Евангельской Истории. Книжная конкуренция. О сновидениях. Благословение. Еще к делу о Евангельской истории Милость Божия буди с вами! Добрейший Н-лай В-вич! Измучился. Над чем? Над леностью. Переписываю. А ведь это великое искушение. Поверить некому. Перепишут

Россия издревле была страной многоконфессиональной. На пышном древе русского христианства росли не только православные, но и заявляли о себе ростки евангельских вероисповеданий. Среди протестантских течений, возникших на русской почве, первое место по численности ныне занимают евангельские христиане-баптисты.

Какие причины послужили основным толчком для возникновения баптистского движения в России? Во-первых, это крестьянская реформа 1861 года, проведенная царем Александром II. После отмены крепостного права у мыслящей части населения России резко усилилась тяга к духовным исканиям. “Сдерживаемый крепостным правом в своих духовных правах, народ, почуяв свободу, с жадностью ищет удовлетворения прежде всего своих интересов,-писал епископ Алексей Дородницын.-Он осознал себя как личность, почувствовал прелесть духовной жизни… Это был поворотный пункт в области духа”.

Всплеск богоискательства не нашел понимания среди казенно-бюрократической части православного духовенства. Напротив, его реакция была враждебной. Это вызвало чувство глубокой неудовлетворенности по отношению к господствующей церкви со стороны жаждущих активной духовной жизни. “Страстное искание народом духовного обновления после того, как он познал в 1861 году обновление гражданское, встретило на пути религиозной восторженности равнодушие и неразвитость своих пастырей”,-замечал известный общественный деятель Анатолий Кони.

Крестьянская реформа, духовный кризис господствующей церкви и перевод Библии на русский язык всколыхнули интерес к первоисточнику христианской веры среди всех слоев русского народа. Повсеместно-в столичных городах и в отдаленных губерниях-стали образовываться кружки и группы по изучению Библии, в которых появились талантливые народные проповедники. Чисто обрядовый уклад церковной жизни уже не удовлетворял неутомимых искателей Высшей Правды. Они стремились служить Богу в духе и истине, устраивая жизнь по примеру древней первоапостольской церкви.

Крупные очаги евангельско-баптистского движения вспыхнули во второй половине 19-го века среди поволжских губерний, на Кавказе, на юге Украины и в Петербурге. В отдаленных районах первые общины формировались из крестьян, ремесленников, купцов, а в северной столице инициатором движения стала высшая петербургская знать. Отставной гвардейский полковник, богатый аристократ В.А.Пашков, графы М.М.Корф, А.П.Бобринский, княгини Е.И.Черткова, Н.Ф.Ливен, В.Ф.Гагарина устраивали публичные духовные собрания с проповедью Евангелия в столичных особняках и в своих родовых имениях.

Участникам евангельского движения в народе присваивали всевозможные клички: “штундисты”, “пашковцы”, “сектанты”. Несмотря на некоторые различия в обрядах и формах служения, всех серьезных исповедников Христа объединяло вероучение и мировоззренческие принципы церкви христиан-баптистов. Слово “баптист” вытекает из греческого текста Нового Завета и происходит от “баптисмы”, то есть крещения, или омовения, через полное погружение в воду. Духовные истоки церкви христиан-баптистов восходят к земной жизни Господа Иисуса Христа и связаны с евангельским учением о крещении. “Итак, идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа. Кто будет веровать и креститься, спасен будет” (Мф. 28, 19; Мар. 16,15-16). Баптисты отвергают крещение младенцев, исповедуя сознательное, осмысленное крещение по личной вере при наличии твердых христианских убеждений и действительного отказа от греховного образа жизни. В практике церковной жизни баптисты придерживаются принципа всеобщего священства. Все христиане равны перед Богом. Пресвитер общины не обладает абсолютной властью, наиболее важные вопросы решаются на церковных советах, общих собраниях верующих, конференциях. Богослужения носят творческий характер и состоят из проповеди, пения в сопровождении музыкальных инструментов, сердечных мпровизированных молитв (своими словами), чтения духовных поэм и стихотворений.

Стремясь воссоздать живой дух христианства первых веков, евангельско-баптистское движение всегда на первое место ставило апостольское служение, то есть широкую проповедь Евангелия. Поэтому с самого начала своего возникновения русские христиане-баптисты известны как поборники духовного просвещения. В далекие и самые глухие районы Российской Империи они в большом количестве доставляли Священное Писание.

Все крупные христианские движения неизменно порождали выдающихся духовных деятелей. На небосклоне русского протестантизма наиболее ярко сияют три имени, три самобытные личности: В.А.Пашков (1831 — 1902), В.Г. Павлов (1854 — 1924), И.С.Проханов (1869 — 1935). Петербургский аристократ В.А.Пашков основал в 1876 году “Общество поощрения духовно-нравственного чтения”. Пашков и его сотрудники-граф М.М.Корф, княгиня Е.Г.Черткова, графиня Е.И.Шувалова-на свои средства за восемь лет издали более 200 наименований различных книг и брошюр духовного содержания. Общество выпускало сборники стихов для пения, богословские трактаты, проповеди, назидательные рассказы, а книгоноши эту литературу распространяли по всей России. Большую популярность среди народа обрел ежемесячный журнал “Русский рабочий”. Его тоже издавали друзья Пашкова. На страницах журнала публиковались рассказы из Священной Истории, проповеди Иоанна Златоуста, беседы Тихона Задонского, очерки на духовно-этические темы.

В 1884 году Пашков созвал первый в России съезд общин евангельско-протестантского исповедания. За активную духовно-просветительскую деятельность Пашков, вместе с Корфом, по инициативе Обер-прокурора Святейшего Синода Победоносцева был изгнан из России и закончил свою жизнь на чужбине.

“Патриарх” русского баптизма В.Г.Павлов стоял у истоков евангельского движения, нес правозащитное служение, всю жизнь отдал на дело проповеди Евангелия, за что был постоянно гоним, побывал в сорока царских тюрьмах, пережил две тяжелейшие ссылки, где лишился жены и троих детей. Маршрут его миссионерских путешествий пролегал от Кавказа до Дальнего Востока, от Одессы до Америки.

Религиозно-общественный деятель И.С.Проханов трудился как проповедник, организатор книгоиздательского дела, системы духовно-протестантского образования, христианского кооперативного движения. Он выступал на Государственном Совещании, организованном Временным Правительством в августе 1917 года, с обширной программой интеллектуального, нравственного и духовного просвещения русского народа.

В истории русского баптизма мало было спокойных лет. Наиболее жестокие преследования обрушивались на головы христиан-баптистов в эпоху Победоносцева. Религиозные собрания вне православной церкви считались крайне опасным вольномыслием. Браки русских протестантов не регистрировались, детей не принимали в школы, проповедников ссылали на каторжные работы в районы Закавказья и Сибири.

В то время, когда единомышленники Победоносцева клеймили неправославных христиан как отщепенцев, наиболее образованная и широкомыслящая часть русской интеллигенции вставала на сторону гонимых, защищая свободу совести, и видела в преследуемых опору нации, людей самобытных, благородных, обладающих христианскими качествами души. Один из потомков славного рода Волконских, известный деятель русской культуры князь Сергей Михайлович не раз выступал перед общественностью России и западных стран с критикой религиозно-националистических взглядов. <169>Как можно запретить человеку причислять себя к тому или иному верованию? — вопрошал Волконский. — Да я завтра сделаюсь баптистом, разве я от этого перестану быть русским? Сколько у нас, благодаря смешению терминов “русский” и “православный”, проникло в жизнь логически абсурдного и нравственно жестокого. Насилие над другими имеет развращающее влияние на совесть того большинства, ради которого оно творится. Яд, направленный против других, имеет возвратное действие. Смешение понятий внедряется в общественное сознание все более: только православный истинно русский, неправославный уже не настоящий патриот”. Слова эти были написаны около 100 лет тому назад, но ощущение такое, как будто упали они с неостывшего пера в наше время сложного переплетения разнородных идей. Стремление превратить учение Христа в некое узко-идеологическое кредо — не ново в мировой и русской истории. Подлинные христиане не помышляют о создании единой господствующей церкви, ибо Христос учил не властвовать, а смиренномудренно служить всем в любви. Не случайно общехристианская молитва начинается со слов “Отче наш”. Неужели Всемогущий Господь есть Бог только одних православных? Или Бог баптистов? Бог католиков? Творец неба и земли — Отец всего рода человеческого, и во всяком народе чтущий Его заповеди свободен от духа обособления. Для христиан культурных, духовно воспитанных, живущих по Евангелию, не существует проблем межнациональных и межконфессиональных. Они легко общаются друг с другом, так как обращают внимание прежде всего на то, что объединяет, а не на то, что разделяет. Христиане-баптисты и верующие православных церквей почитают и признают одну и ту же Библию в качестве вероучительного документа, исповедуют Иисуса Христа как Богочеловека и Спасителя души, разделяют Библейское учение о Триедином Боге, веруют в бессмертие души и воскресение тела. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, как и его предшественники, проводит регулярные встречи с руководящими служителями Союза церквей христиан-баптистов. Патриарх неоднократно делает публичные заявления по поводу того, что Московская патриархия не имеет никаких претензий к христианским конфессиям с историческими корнями в России и не благословляет выпуск недружелюбных брошюр. Что касается всевозможных экзотических культов и западных религиозных организаций с модернистским богословием, умаляющим божественное достоинство Иисуса Христа, то они вызывают естественную обеспокоенность со стороны христиан всех традиционных конфессий. Не соглашаясь с искажениями Евангелия, баптисты в то же время признают право каждого человека на свободу выбора и отрицают всякие методы принуждения и насилия над личностью в духовно-воспитательном процессе.

При советском режиме острые проблемы возникали у христиан-баптистов во взаимоотношениях с органами власти. Живая динамика баптизма, вольный дух открытого исповедания своих христианских убеждений часто наталкивались на глухую и жесткую ограду законов, позволяющих верующим лишь “отправление религиозного культа”. Являясь инструментом тоталитарного государства, изобилуя бесчисленными запретами, законы о религии, принятые в 1929 году и существовавшие почти без изменений до 1989 года, гасили всякую искру доброты, сковывая духовную и творческую жизнь верующих. Без контроля извне шагу ступить было невозможно. Детям категорически запрещалось присутствовать на богослужениях. Хочешь избрать служителей, нужно “благословение” властей. Ну, а если молодой человек или девушка заявляли о своем желании стать христианами, их принимались “воспитывать” по месту работы, всячески стараясь заглушить влечение к христианской вере.

В 1961 году выходит специальная Инструкция о порядке применения законодательства о религии, затем формируются комиссии по контролю за соблюдением закона при исполкомах местных Советов. Положение верующих еще более усугубилось. Пресвитеров заставляли подавать списки новообращенных христиан в органы власти, крестить молодежь до 30-ти лет не разрешалось, талантливых проповедников блюстители закона старались не допускать до церковной кафедры, всякие проявления живой веры за пределами молитвенных домов строго пресекались. Политика властей, направленная на грубое ущемление прав верующих, вызвала мощное движение протеста в недрах баптистских церквей. Тут же, повсеместно, была пущена в ход государственная репрессивная машина, которая с небольшими перебоями работала до 1989 года. Над активными верующими организовывали судебные процессы, отправляли непокорных в лагеря и ссылки. Молясь за своих гонителей, не держа на них зла в сердце, верующие просили у Бога терпения и стойкости для защиты права на свободное исповедание Христа.

Эпоха глобальных перемен, пришедшая в нашу страну за последнее десятилетие, изменила положение христиан-баптистов в обществе. Исполняя повеление Христа, баптисты России в меру сил и возможностей развернули духовно-просветительскую и благотворительную деятельность в медицинских, исправительно-трудовых и образовательных учреждениях. Баптисты уверены в том, что утверждение евангельских идеалов в душах людей поведет к всестороннему улучшению общества. Изменился сейчас и сам состав верующих, во многих церквах он помолодел, озрос образовательный уровень. Ежегодно в церкви христиан-баптистов вливаются 8 — 9 тысяч новых последователей Иисуса Христа.

Исконно благочестивому русскому народу всегда было присуще космическое, вселенское сознание и широта души. Русские баптистские общины исстари были открыты для христианского сотрудничества с единоверцами из-за рубежа. Мосты к христианам Европы строили видные проповедники И.С.Проханов, В.Г.Павлов, В.А.Фетлер. Братские международные контакты расширяли духовный горизонт верующих без утраты собственного самобытного лица.

В целом русский баптизм представляет собой своеобразное явление в истории мирового христианства. Это многомерный сплав русской и западной духовности, органичное сочетание христианства Запада и Востока.

Благородные евангельские принципы христиан-баптистов обрели уважение во всем цивилизованном мире. Передовые страны Европы учились у баптистов демократии и духовной свободе. История баптистов не запятнала себя преследованием инакомыслящих. Баптисты провозглашают лозунг: “Свободная Церковь в свободном Государстве”. Баптисты убеждены в том, что духовную культуру народа созидают не только религиозные конфессии, имеющие высокий государственный статус в обществе, но и все живые души, искренне любящие Господа и ближнего своего. “Толкуйте народу Евангелие неустанно, ибо гибель человечеству без Слова Божия”, — эти слова Достоевского, произнесенные устами старца Зосимы, близко к сердцу принимают духовно возрожденные христиане всех конфессий и баптисты в том числе. Потому и неудержимо стремились во времена гонений и в дни свободы сеять разумное, доброе, вечное ради спасения человека и восстановления в нем образа и подобия Божьего.

На данный момент в мире насчитывается более 40 миллионов баптистов. По данным christianity.com баптисты являются одним из самых больших протестантских направлений в мире! Например, в США Southern Baptist Convention является самой крупной протестантской деноминацией в стране.

Проведя небольшое исследование, я решил предоставить вашему вниманию 10 фактов о баптистах, которые мало кто знает.

* * 1 * *

Слово «баптист» означает «крещённый». Баптисты верят, что водное крещение нужно принимать только в зрелом возрасте и категорически выступают против крещения младенцев.

* * 2 * *

Не все баптисты отрицают дары Святого Духа и не все принимают учение Джона МакАртура:) Лично я считаю его еретиком по причине того, что на своих конференциях «Чуждый Огонь», он, не подбирая слов, принижает Дары Святого Духа в современной церкви.

* * 3 * *

5 президентов Америки являлись членами баптистских церквей, включая Билла Клинтона, Джими Картера и Барака Обаму. Кстати, Джими Картер до сих пор преподаёт в своей баптисткой церкви в воскресной школе.

* * 4 * *

Многие баптистские проповедники знамениты на весь мир. Чего только стоит упомянуть Мартина Лютер Кинга, Чарльза Сперджена, Джона Буньяна и Билли Грэма.

* * 5 * *

Когда появились первые баптисты, трудно сказать. Известно одно, что во времена протестантской реформации возникла группа людей, которая начала практиковать крещение в зрелом возрасте. Их в то время презрительно называли «анабаптистами», что значит «перекрещённые». Первые анабаптисты отрицали это прозвище, так как они считали, что они не перекрещиваются, потому что крещение в детстве для них не являлось крещением, как таковым. С самого начала анабаптистов сильно преследовали, и это происходило не только со стороны католических, но и протестантских церквей. Много анабаптистов были казнены, в том числе Дирк Вильямс и Феликс Манц.

* * 6 * *

Предвестником украинских баптистов являлся подросток по имени Иван Онищенко. Примерно в 1850 году отец подарил Ивану на 17-летие Новый Завет. Старательно читая Слово Божье, парень пришёл к выводу, что ему нужно принять водное крещение в зрелом возрасте. После этого он нашел контакт с немецкими колонистами, проживавшими в херсонской губернии, и со временем, принял через них водное крещение с полным погружением в воду. Движение, начатое Иваном Онищенко, охватило весь юг Украины и стало первым евангельским пробуждением на украинской земле.

По данным английской википедии в конце 19-го столетия в Украине насчитывались около 300 тысяч баптистов!

* * 7 * *

Первым русским баптистом считается Никита Воронин.

До своего покаяния Никита был большим ревнителем молоканского культа. В возрасте 30 лет его даже выбрали пастором Тифлисской общины молокан (современный Тбилиси). Но однажды, читая Библию, Воронин пришёл к выводу, что учение молокан расходится с Библией, и начал искать Бога.

20 августа 1867 года Никита принял водное крещение в Тифлисе в реке Кура, которое преподал ему немец Мартин Кальвельт. Эта дата официально считается рождением русского баптизма.

* * 8 * *

В 1961 году в баптистском объединении в СССР произошёл большой раскол. Геннадий Крючков обвинил официальный союз ЕХБ в сотрудничестве с коммунистами и призвал всех, несогласных с официальным руководством церкви, отделиться. Новое объединение, известное в народе как «нерегистрированные баптисты» или «крючковцы», получило название Союз Церквей Евангельских Христиан Баптистов (СЦ ЕХБ). Это был самый большой раскол среди евангельских христиан в советском союзе.

* * 9 * *

В советское время слово «баптист» являлось ругательным. Его использовали с презрением, обзывая всех христиан протестантского направления. Интересно отметить, что в тоже время в Америке баптисты становились президентами, занимались крупным бизнесом (чего только стоит упомянуть Труэта Кэти, владельца Chick-fill-A) и вели активную социальную жизнь.

* * 10 * *

И последнее, самое важное: многие современные христианские ученные сходятся на том, что на основании первого послания к Фессалоникийцам 4:16 когда Христос прийдет за своей Церковью, то баптисты воскреснут прежде всех:)

P.S. Для тех кто не понимает юмор, сообщаю что 10 пункт это шутка:)



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия