Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия

Строительство собора Николая Чудотворца в Зарайске

Небросок, он считается самым древним церковным зданием на Зарайской земле. В 1225 году в город привезли из Херсонеса Таврического чудотворный образ святителя Николая Николая Мирликийского. Рязанский князь Юрий Игоревич, узнав о чудотворениях иконы, повелел создать храм во имя святителя Николая. Деревянный храм простоял три столетия.

В конце 1520-х годов в Зарайске наступила эпоха каменного строительства. Тогда вокруг города стали возводить каменные стены , и Никольский храм решили тоже перестроить в камне.

Простояв всего полтора века, Никольский храм изрядно обветшал. И тогда, согласно воле царя Федора Алексеевича, на его месте возвели пятиглавый Никольский собор, тот самый, что сохранился до нашего времени. Произошло это в 1681 году. Стены и своды Никольского храма покрывали росписи с изображением святых. Кованые двери тоже были украшены библейскими сюжетами.

Икона святителя Николая Зарайского

Главная святыня собора — чудотворная икона святителя Николая Зарайского. По велению царя Василия Шуйского в 1608 году для иконы изготовили оклад из чистого золота, коего ушло почти два с половиной килограмма, образ украсили 133 драгоценными камнями и множеством жемчужин (более полутора тысяч!).

В Зарайск на богомолье перед иконой приезжал Иван Грозный. Особо почитал этот образ Николая Угодника и молился перед ним сам «игумен земли Русской» — .

В XIX веке Никольский храм жил абсолютно безбедно — находившаяся в нем чудотворная икона святителя Николая привлекала в город огромное количество паломников со всей страны.

После революции

В 1920-х годах его — именно как храм — упразднили. Сам храм, к счастью, выстоял, хотя что только в нем не размещалось — и музей, и архив НКВД, и склад...

Лишь в начале 1960-х годов власти взялись за восстановление Никольского собора. По крайней мере, отреставрировали церковное здание снаружи и присвоили ему статус памятника архитектуры республиканского значения.


Саша Митрахович 17.11.2017 07:17


На фото: Чудотворный образ святителя Николы Зарайского в Иоанно-Предтеченском соборе Зарайского кремля.

Николай Угодник — безусловно, один из самых почитаемых на Руси святых. А Никола Зарайский, наряду, может быть, с Николой Можайским, — один из самых чтимых образов этого святого как минимум в Московском регионе. История чудесного обретения знаменитой иконы, ее утраты и возвращения поучительна и печальна, но это история со счастливым концом.

Главной святыней Никольского собора всегда была чудотворная икона святителя Николая Мирликийского . Ее принес в Рязанскую землю корсунский священник, которому святитель явился во сне. Любопытно, что несколько позже приснился и зарайскому князю Федору Юрьевичу, сообщив ему о прибытии чудотворного образа: «Княже, гряди во сретение чудотворного образа моего Корсунского... И умоляю Человеколюбивого Владыку Христа, Сына Божия, — да дарует тебе, жене твоей и сыну твоем венцы Царствия Небесного». Удивился князь, ибо у него тогда не было ни жены, ни детей, но встречать икону отправился. А пророчество святителя сбылось. Вышел князь из города и издалека увидел святыню — от нее исходило невероятное сияние. Произошло это 29 июля (11 августа по новому стилю) 1225 года.

В советское время чудотворную икону переместили сначала в краеведческий музей, а затем увезли в Москву, в Музей древнерусской культуры и искусства имени . Когда же зарайский Никольский храм передали Церкви, верующие принялись ратовать за возвращение своей святыни. Процесс занял почти четверть века, лишь 11 августа 2013 года икона святителя Николая вернулась в Зарайск, но не в Никольский собор. Сейчас она находится в , в специальном киоте.


Саша Митрахович 17.11.2017 07:41


«Белый колодец» Никольского собора

Относительно недавно — чуть больше десяти лет назад — прихожане благоустроили святой источник, который в этих местах исстари почитался. Он называется «Белый колодец» — это то самое место, где князь Федор Юрьевич встретил корсунского священника с чудотворной иконой святителя Николая Мирликийского. Согласно преданию, как только князь взял чудотворный образ в руки, из-под земли забил родник. Теперь над источником построили Никольскую часовню с купальней, ведь давно замечено, что вода «Белого колодца» целебна — исцеляет не только от телесных, но и душевных болезней.

Первая часть Повести содержит историю о принесении образа святителя Николая из Корсуня (Херсонеса) в Рязанскую землю. Главный герой, служитель Евстафий, получил от святого повеление нести его икону «на восток»: «Тамо хощу быти и чюдеса творити, и место прославить». Евстафий плывет с иконой по Днепру до «моря Варяжского», проходит через «Немецкия области», приносит икону в Новгород, где она совершает «великие чудеса». После этого их путь лежит в сторону Рязани, где святитель Николай является во сне князю Федору Юрьевичу Рязанскому, обещая ему и его будущей семье «венец царствия небесного». Встретив служителя с иконой, князь переносит чудотворный образ в некую «область свою». Вскоре после этого он женился на девушке из знатного рода Евпраксии, и у них родился сын, которого нарекли Иваном.

Икона Николы Зарайского. XVI в. Из собрания Музея-заповедника «Зарайский кремль».

В 1237 г., спустя 12 лет после принесения чудотворно образа из Корсуни, пророчество святителя Николая сбылось. Князь Федор гибнет от рук хана Батыя. Евпраксия с сыном, дабы не быть поруганной безбожными татаро-монголами, решает предпочесть смерть бесчестию. Вместе с сыном она бросилась оземь с «превысокого храма» и, по выражению летописца, «заразися до смерти». Тела благоверных князей похоронили близ храма, где пребывала икона Николы Корсунского, а над могилами поставили «кресты камены».

В память об этом трагическом событии, в 1665 г. князь Никита Григорьевич Гагарин установил в зарайском кремле три креста, находившиеся за алтарем собора Усектовения главы Иоанна Предтечи. В 1928 г. символическую гробницу уничтожили, в начале 2000-х гг. на том же месте были установлены и освящены новые кресты. Однако археологических раскопок в точке предполагаемого захоронения рязанских князей не проводилось, поэтому мы не можем с уверенностью утверждать, что под этими крестами кто-то действительно похоронен.

Рассказ о благоверных князьях повторяется и во второй части Повести и Николе Заразском. Она содержит развернутое повествование о разорении Рязани ханом Батыем в 1237 г. Там появляется еще один персонаж народного эпоса — воевода Евпатий Коловрат. Увидев, как пострадала родная Рязань, он вскричал «в горести души своея», собрал «мало дружины» и отправился громить «станы Батыевы». Коловрат внезапно атакует татаро-монголов, «бьяше их нещадно». Только с помощью «тмочисленных пороков» удалось им убить Евпатия, мужеству и храбрости которого дивились мурзы и санчакбеи: «Мы со многими цари, во многих землях, на многих бранях бывали, а таких удалцов и резвецов не видали».

В финале повести автор описывает погребение рязанских воинов, убиенных в сражении за родную землю. Также повторяется история о перенесении останков князя Федора Юрьевича к иконе Николы чудотворца в некую «область его», где он был захоронен «в едином месте» с женой Евпраксией и сыном Иваном Постноком. «И от сея вины, — не устает повторять летописец, — да зовется великий чюдотворець Николае Заразский, яко благоверная княгиня Еупраксеа и с сыном своим князем Иваном сама себе зарази». В большинстве списков к повести прилагается родословие потомков Корсунского священника Евстафия — служителей чудотворца Николы на Зарайской земле.

Скок В. А. Княгиня Евпраксия. 1959 г. Из собрания Музея-заповедника «Зарайский кремль».

Развитие исторической науки неизбежно затронуло Повесть о Николе Заразском. Первые попытки исследовать это великолепное литературное произведение относятся еще к XIX веку, однако сейчас они сильно устарели. Из относительно современных исследователей первым занялся Повестью В. Л. Комарович, опубликовавший 12 списков данного памятника. Он предполагал, что первая часть Повести древнее второй, а полная версия произведения сформировалась в XVI веке в два этапа.

Кресты, установленные в зарайском кремле в память о князе Федоре, княгине Евпраксии и их сыне Иване.

Главным популяризатором легенды о рязанских князьях в XX веке был академик Д. С. Лихачев. "Древняя Русь не знала памятников, но один памятник в ней все же был: это памятник на месте гибели Евпраксии и ее младенца (1237 г., 1665 г., 2002 г.)", — пишет он об уже упоминавшихся крестах в Зарайском кремле. Его мнение об истории сознания Повести о Николе Заразском, подкрепленное несомненным общественным авторитетом, оказывает значительное влияние и по сей день. Академик Лихачев считал, что различные части Повести создавались в разное время. Самым древним, с его точки зрения, является рассказ о принесении иконы святителя Николая из Корсуни (середина XIII века). «Повесть о разорении Рязани Батыем» Лихачев датирует началом XIV века. Формирование памятника завершилось в конце XIV - начале XV века. Однако ни один из предполагаемых оригиналов до нас не дошел, свои предположения академик Лихачев делает исключительно на основании анализа известных нам более поздних текстов. Он разделил эти списки на две группы, независимо друг от друга восходящие к общему древнему первоисточнику.

Анализ списков Повести о Николе Заразском продолжил доктор исторических наук Б. М. Клосс. Он уточнил классификацию Лихачева и сделал два логичных, но довольно смелых вывода. Подробное сопоставление текстов дало основание утверждать, что все части Повести написаны одним автором в одно время. Их объединяет общий замысел прославления местных святынь, особенности языка, используемые литературные источники. Раз все части принадлежат перу одного автора, то и датировку оригинала следует выводить из родословного перечня потомков Евстафия, завершающего повесть. Прибавив к дате перенесения иконы святителя Николая (1225 г.) еще 335 лет служения рода Евстафия на Рязанской земле, мы получаем 1560 г. Именно этот год исследователь вполне обоснованно предлагает считать самой ранней датой составления Повести о Николе Заразском в том виде, в котором мы ее знаем.

Николай Александров

По преданию, чудотворная икона Святителя Николая была принесена в город Красный (ныне Зарайск) в 1225 г. История появления в наших краях святого образа полна чудес и знаков неизреченной милости Божией; она передается в древней летописи – «Повести о Николе Заразском».

С давних пор икона находилась в Херсонесе (Корсуни Таврическом), и образ назывался Николой Корсунским. Стояла икона в храме апостола Иакова, в котором когда-то принял Святое Крещение Великий князь Владимир. Священнику этого храма пресвитеру Евстафию трижды во сне являлся Святитель Николай с настойчивой просьбой: «Возьми мой образ чудотворный Корсунский, супругу свою Феодосию и сына своего Евстафия и гряди в землю Рязанскую. Тамо хощу быти и чудеса творити, и место то прославити». Но священник медлил, не решаясь оставить родные места и пуститься в неведомый край. За свое непослушание Евстафий был наказан внезапною слепотой. И когда осознал свой грех, взмолился Чудотворцу Николю и получил прощение. Исцелившись от недуга,вместе с семьей он отправился в далекое путешествие.

Много трудностей и скорбей пришлось пережить путникам во время странствования, но они стали и свидетелями преславных чудес от чудотворного образа. Лишь через год они достигли пределов Рязанской земли.

В это время Святитель Николай явился во сне удельному князю Феодору Юрьевичу, княжившему в Красном, и возвестил о прибытии своей чудотворной иконы: «Княже, гряди во сретение чудотворного образа моего Корсунского. Ибо хощу здесь быти и чудеса творити, и место сие прославити. И умолю Человеколюбивого Владыку Христа, Сына Божия – да дарует тебе, жене твоей и сыну твоему венцы Царствия Небесного». И хотя недоумевал князь, поскольку семьи еще не имел, но повиновался воле Святителя,вышел из города со всем священным собором навстречу чудотворному образу. Еще издалека увидел он святыню, от которой исходило сияние. С великим благоговением и радостью принял Феодор от Евстафия икону. Это произошло 29 июля(11 августа по н.ст.) 1225 года.

Для принесенной иконы в городе Красном сложили деревянный Никольский храм. Чрез некоторое время князь Феодор сочетался законным браком с Евпраксией, и у них родился сын Иоанн - этим исполнением одного из предсказаний Святителя Николая завершается первая часть древних летописей о Николе Заразском.

Вторая часть старинных Повестей описывает судьбу благоверных зарайских князей во время нашествия полчищ татаро-монголов на Русь в 1237 году. Хан Батый требовал от русских десятой доли во всем: «в князьях, во всяких людях и в остальном». Удельный князь Феодор отправился в ставку Батыя с великими дарами, чтобы «уговорить хана не ходить войной на Рязанскую землю». Хан принял дары и лживо обещал «не воевать Рязанской земли» и стал «у князей рязанских дочерей и сестер к себе на ложе просить». Услышав от одного и изменника, рязанского вельможи, что у князя молодая и красивая жена, Батый обратился к нему со словами: «Позволь мне, князь, насладиться красотою жены твоей». Феодор ответил надменному завоевателю с презрительным смехом: «Не годится нам, христианам,водить к тебе, нечестивому и безбожному царю жен своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и нами, и женами нашими владеть будешь».

Рассвирепел Батый от такого ответа благоверного князя и тотчас велел убить его, а тело бросить зверям и птицам на растерзание. Один из проводников князя Апоница тайно скрыл тело своего господина и поспеши в Красный, чтобы поведать княгине о смерти ее мужа. Благоверная княгиня стояла в то время «в превысоком тереме и держала любимое чадо свое – князя Ивана Федоровича» и «как услышала она смертоносные слова, исполненные горести, бросилась на землю и заразилась(убилась) до смерти». Тело убиенного князя привезли в родной удел и похоронили рядом с храмом Николая Чудотворца, в одной могиле с женой и сыном, и поставили над ними три каменных креста.

От этого события икона Николы Корсунского стала именоваться Заразской, потому что блаженная княгиня Евпраксия с сыном князем Иоанном сама себя «заразила». Со временем и место,где произошла трагедия, стало называться Зараз, Заразск, а потом и Зарайск – такова одна из версий возникновения названия нашего города.

Слава о чудесах от иконы быстро перешагнула границы Рязанского княжества и обошла всю Православную Русь. На протяжении многих веков день принесения иконы в Зарайск почитался как общегородской праздник. Накануне, 28 июля (ст.ст.) служился молебен Николаю Чудотворцу,затем лития по усопшим князьям у памятника-надгробия с тремя крестами; на всенощном бдении читались «Повести о Николе Заразском». В самый день праздника, 29 июля, в Никольском храме всем зарайским духовенством совершалась Божественная Литургия,после которой жители города и его гости крестным ходом вместе с чудотворной иконой направлялись к Белому Колодцу. Так называется источник, возникший,по преданию, на месте встречи иконы князем Феодором. Здесь служился водосвятный молебен и освящалась вода родника,затем крестный ход возвращался в кремль.

Вот какое описание составил писатель Василий Селиванов в 1892 году о зарайской святыне: «В Зарайском Николаевском соборе находится чудотворный образ Святителя Николая, принесенный в Зарайск в 1225 году из греческого города Корсуни пресвитером Евстафием. В средине сего образа написано красками изображение Святителя полное, в священнических кресчатых ризах. Правая рука простерта на благословение, а левою держит на пелене Евангелие. На правой стороне на облаках изображен Спаситель, правою рукою благословляющий Святителя, а левою подающий ему Евангелие; на левой стороне Богоматерь,держащая в руках распростертый омофор. Образ сей с семнадцатью изображениями жития и чудес Святителя имеет в длину двадцать пять с половиною вершков, в ширину двадцать с четвертью вершков. Живопись на образе древняя, византийская, высокого стиля, что особенно видно из выражения духовности,сообщенной чертам лика святительского. Риза на образе из чистого золота с самоцветными каменьями и жемчугом, устроена царем Василием Шуйским в 1608 году… На ризу и украшение образа Святителя Николая употреблено одного золота более семи фунтов, серебра около шести фунтов, камней самоцветных сто тридцать три, бурмицких зерен три и более тысячи шестисот крупных и средних жемчужин… Образ Святителя помещен в старинном киоте… Киот снаружи с трех сторон обит листовым чеканным и вызолоченным серебром и украшен каменьями,жемчугом и иконописными изображениями Божией Матери наверху и святых угодников по бокам, а внутри обит малиновым бархатом».

В советское время храмы кремля закрыли и разграбили. Чудотворный образ Николы Зарайского сначала оказался в местном краеведческом музее, а позднее, в 1966 году, был вывезен для реставрации в Москву, в Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева.

С возобновлением церковной жизни кремлевских соборов начались и хлопоты верующих о возвращении святыни. Однако долгое время на ходатайства и письменные обращения зарайцев руководство Музея отвечало отказом, мотивируя его отсутствием в храмах Зарайского кремля необходимых условий для сохранности древнего образа. Полтора десятка лет усилиями прихожан проводились работы по ремонту и реставрации Иоанно-Предтеченского собора. В 1997 году был написан список (точная копия) с иконы Николы Зарайского, который был помещен в резную сень и установлен слева от центрального алтаря. Ныне верующими почитается еще один список с чудотворной иконы – образ Николы Корсунского-Зарайского. С этой иконой зарайские священники совершали паломничества по святым местам России, Украины, Беларуси; новый образ был также освящен на великих святынях Греции, Святой Горы Афон, на мощах Николая Чудотворца в Бари. В последнее время именно с иконой Николы Корсунского-Зарайского совершаются ежегодные крестные шествия по городу Зарайску (22 мая) и на святой источник Белый Колодец (11 августа).

Несколько лет назад завершены работы по реставрации Иоанно-Предтеченского собора зарайского кремля. А после визита врио Губернатора Московской области А.Ю.Воробьева в Зарайск 5 июня 2013 г., когда он обещал сделать всё для возвращения зарайской святыни, началась активная деятельность по решению всех проблем по передаче иконы из Музея им. Андрея Рублева. В чрезвычайно короткий срок (и это - еще одно чудо Святителя Николая!) были решены все юридические, технические, финансовые вопросы по передаче и дальнейшему пребыванию иконы в Иоанно-Предтеченском соборе зарайского кремля.

11 августа 2013 года в Зарайске состоялось великое торжество: древняя чудотворная икона Николы Зарайского вернулась на свое историческое место. Праздничное богослужение возглавил Управляющий Московской епархией митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. За Божественной литургией молился врио Губернатора Московской области Андрей Юрьевич Воробьев.

Святой образ установлен справа от центрального алтаря, в специальном киоте. Перед ним ежедневно совершаются молебные пения.

Иоанно-Предтеченский собор Зарайского кремля

http://nikola-zaraysk.ru

Святитель Николай Чудотворец - самый почитаемый святитель на Руси с древнейших времен - родился в Малой Азии во второй половине III века в греческой колонии Патара в римской провинции Ликия в семье состоятельных родителей-христиан, в юности был отдан на служение Богу под руководством своего дяди, епископа Патарского. Дядя возвел его в сан священника. Вся жизнь святителя действительно была образцом христианского служения Богу и людям. Когда его родители умерли, святитель Николай унаследовал их состояние, которое отдал его на нужды благотворительности. Святитель Николай был епископом города Миры Ликийские в Малой Азии (современный г. Демре), его подвижническая жизнь и чудеса снискали славу еще при жизни. Святитель принял участие в Первом Вселенском соборе 325 года, на котором осудил ересь Ария, отрицавшего Божество Сына Божия Иисуса Христа. Согласно церковному преданию, за пощечину нечестивому Арию он был лишен священства, Сам Спаситель и Божия Матерь принесли Николаю Евангелие и омофор - знаки святительского достоинства. Это событие называется Никейским чудом и изображается почти на всех иконах святого. Святитель Николай умер около 345 года и похоронен в городе Миры Ликийские. В 1087 году, когда город взяли турки, его мощи были перенесены в итальянский город Бари.

Местное почитание святителя началось сразу после его смерти. В Константинополе его культ оформился в IV - VII веках. На Русь почитание святителя Николая приходит с принятием христианства, с XI века получает широкое распространение. Иконографический тип святителя Николая Зарайского представляет собой ростовое изображение святителя с разведенными в стороны руками: правая рука сложена в жесте благословения, в левой - закрытое Евангелие. По мнению А. Поппэ, название «Зарайский» появилось только в XVI веке. «Повесть о Николе Зарайском» описывает историю древней несохранившейся чудотворной иконы, которая была принесена из Корсуни через Новгород в Зарайск в 1225 году. В 1237 году Рязань первой испытала ужас татарского нашествия. В «Повести о разорении Рязани Батыем» рассказывается, что после убийства татарами рязанского князя Феодора его княгиня бросилась из высокого терема на землю и «заразися (разбилась) до смерти». После погребения их около иконы Николы Корсунского образ стали называть Заразским или Зарайским.

Распространение этой иконографии в XIII - XIV веках подтверждается количеством памятников в иконописи и мелкой пластике. В Византии этот иконографический тип не получил широкого распространения. В русском искусстве он становится одним из излюбленных, чему способствовало популярность сюжета в литературе. Наиболее ранние произведения: икона первой половины XIV века «Никола Зарайский и апостол Филипп» из собрания ГТГ и новгородская икона святителя Николая первой половины XIV века из погоста Озерово.

Память святителя Николая празднуется 6 декабря (19 декабря по старому стилю), 29 июля (11 августа по старому стилю, рождество святителя), 9 мая (22 мая по старому стилю, перенесение мощей).

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература :

1. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи XI - начала XVIII вв. Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.

2. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Т. 1. Древнерусское искусство Х - начала XV века. М., 1995.

3. Житие и чудеса св. Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского и слава его в России. Сост. А.Вознесенский и Ф.Гусев. СПб., 1899.

4. Калугин В.В. «Житие святителя Николая» в агиографическом своде Андрея Курбского. М., 2003.

5. Кондаков Н.П. Памятники христианского искусства на Афоне. СПб., 1902.

6. Крутова М.С. Святитель Николай Чудотворец в древнерусской письменности. М., 1997.

7. Лазарев В.Н. История византийской живописи. М., 1986.

8. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 1983.

9. Леонид (Кавелин), архим. Посмертные чудеса святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца. Памятник древней русской письменности XI века. Труд Ефрема, епископа Переяславского. СПб, 1888.

10. Смирнова Э.С. Икона Николы 1294 года мастера Алексы Петрова // Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М., 1975.

11. Смирнова Э.С. Круглая икона св. Николая Мирликийского из новгородского Николо-Дворищенского собора. Происхождение древнего образа и его место в контексте русской культуры XVI в. // Древнерусское искусство. Русское искусство позднего средневековья: XVI век. СПб., 2003.

12. Смирнова Э.С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII - начало XV века. М., 1976.

13. Турилов А.А. Сказания о чудотворных иконах в контексте их почитания на Руси // Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира. Тезисы докладов и материалы международного симпозиума / Ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2000.

14. Чудеса Николы Мирликийского. Подготовка текста и комментарии И.И.Макеевой // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 2. СПб., 1999.

15. Шалина И.А. Икона «Святой Никола» из Свято-Духова монастыря. Литургический смысл и экклесиологизация образа // Древнерусское искусство. Русь, Византия, Балканы: XIII век. СПб., 1997.

16. Шляпкин И. Русское поучение XI века о перенесении мощей Николая Чудотворца и его отношение к западным источникам. СПб., 1881.

17. Яковлев В.В. Сказание об иконе Николая Чудотворца «Круглая доска» и поздняя летописная традиция // Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность. СПб, 1997.

21. Некрасов А.И. Древнерусское изобразительное искусство. М., 1937.

22. Антонова В.И. Московская икона начала XIV века из Киева и «Повесть о Николе Зарайском» // ТОДЛ. М., Л., 1957. С. 375-392.

23. Рындина А.В. Иконный образ и русская пластика XIV - XV веков // Древнерусская скульптура. М., 1991. С. 15-19.

24. Петров Н.И. Сказание о перенесении образа св. Николая Зарайского из Корсуни через Ригу в Зарайск в 1224 - 1225 гг. // Труды Археологического съезда в Риге, 1896. М., 1899. Т. 1. С. 220-228.

25. Попов Г.В., Рындина А.В. Живопись и прикладное искусство Твери XIV - XVI веков: Центры художественной культуры средневековой Руси. М., 1979.

26. Поппэ А.Н. К начальной истории культа св. Николы Зарайского // Essays in Honor of A.A. Zimin. Columbus, Ohio, 1985.

27. Реформатская М.А. Северные письма. М., 1968.

28. Попова О.С. Искусство Новгорода и Москвы первой половины XIV века. Его связи с Византией. М., 1980.

29. Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиенко Э.А. Живопись Великого Новгорода XV века: Центры художественной культуры средневековой Руси. М., 1982.

30. «Правило веры и образ кротости…»: Образ свт. Николая, архиеп. Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии. М., 2004.

31. Иконы Твери, Новгорода, Пскова XV - XVI вв. Каталог собрания ЦМиАР. Выпуск I / Ред.-сост. Л. М. Евсеева, В. М. Сорокатый. М., 2000. № 29, С. 142-145.

32. Иконы XIII - XVI веков в собрании музея имени Андрея Рублева. М., 2007.


Собор Николая Чудотворца в Зарайске - православный храм Московской епархии.

Обиходное название – Никольский собор; Николаевский собор; Николы собор; Николы Угодника собор; Николая Мирликийского собор; Свято-Никольский собор; Святоникольский собор.

Собор расположен в Зарайске, Зарайского уезда, Рязанской губернии (ныне Зарайский район Московской области), Кремль. Статус - действующий.

История

Период до 1917 года

Первоначальное основание церкви в честь св. Николая в г. Зарайске, именовавшемся некогда г. «Красным», относится к первой четверти XIII века и современно принесению иконы св. Николая из города Корсуна в пределы Рязанского края.

Великий князь Рязанский Юрий Игоревич, повествуется в сказании о принесении иконы св. Николая,

"услыхав приход чудотворящего образа, взяв с собою епископа Евфросина Святогорца, пошёл в область сына своего, и увидев от чудотворного образа великие и преславные чудеса, во граде именуемом Красном, повелел создать храм во имя великого чудесного святителя Николая. Помощью же Божьей вскоре храм был создан и освящён епископом Евфросином. В том храме образ Корсунский поставлен был и благоверный великий князь вместе с епископом Евфросином с великой радостью отбыл в свой град Рязань".

Время построения, вместо деревянной, каменной церкви Николая с точностью неизвестно, но в книгах Зарайского города посадким и чернослободским людям 1625 года – соборная церковь

«во имя Николы чудотворца Заразского»

значится каменною и при этом замечено, что со слов протопопа Никиты в

«прошлом 1622 году, по Государеву указу, прислан из Москвы из приказу большого дворца сытник Богдан Десятов, да подьячий Олексий Блудов, и Божьей милостью – образы и книги, и великое церковное строение переписывали в книги переписные Московского приказа Большого Дворца".

Не имея под рукою описания собора, составленного Богданом Десятовым, мы можем только предполагать, что присылка его из Москвы находится в непосредственной связи с построением каменного Никольского Собора, в котором всякое церковное строение

«исстари было Государево».

Существующий ныне Никольский Собор построен в 1681 году по грамоте царя Фёдора Алексеевича, данной из приказа Большого дворца.

По наружнему своему виду собор представляет фигуру продолговатого четырёхугольника, длиною 34, шириною 20 и высотою 24 аршина, с 5 главами на коих кресты осьмиконечные, сквозные с короною вверху и полумесяцем внизу. Наружный вид собора с расширением окон, которые до того времени были узкими и малыми, совершенно утратил характер древности, меньше пострадала от переделов паперть у западной стороны собора, имеющая вид шатра, на 14 круглых каменных столбах с капителями и базами.

Точного указания на время устройства внутри собора, находящегося там трёх ярусного иконостаса, до нас не дошло; но оно может быть отнесено если не к началу 19 века, то без сомнения к последним годам прошлого столетия.

В 1848 году иконостас, угрожавший падением, был разобран и вновь переустановлен, причём позолота на нём была прочищена, иконы исправлены; в числе их находится не мало – древнего стиля, но благодаря усердию доморощенных маляров, трудно прийти к какому-либо выводу относительно их древности.

Стенная живопись также не сохранила своей первоначальной древности и двукратно была возобновлена, как видно из надписи над западными дверьми храма, в которой повествуется:

«1760 году сия соборная церковь возобновлена стенным писанием при протопопе Иеремии Тимофеевиче братию сего города Зарайска купца Николая Михайлова Зайцевского. В 1849 году стены возобновлены внутренним и наружным писанием».

По штату 1873 года в причте положены протоиерей, 1 священник–помощник, 1 диакон и 2 псаломщика.

Период после 1917 года

Двадцатый век для православного народа стал временем кровавых испытаний и скорбей. Зарайский уезд, дотоле имевший почти сто православных храмов, в советское время превратился в духовную пустыню. Все церкви, кроме одной Благовещенской в городе, оказались закрытыми, больше половины – уничтожены.

В самый трудный момент истории Никольского Собора его настоятелем был протоиерей Иоанн Смирнов. Согласно пояснений сотрудников Историко-архитектурного, художественного и архелогического музея "Зарайский кремль", отец Иоанн, несмотря на запреты, возил икону св. Николая по окрестным сёлам, служил молебны, призывая не забывать Угодника Божия Николая. Священник вместе с верными прихожанами всеми возможными средствами старались не допустить закрытие Никольского Собора и других православных храмов.

Однако в 1922 году у верующих отобрали Никольский Собор, а через семь лет закрыли и собор Иоанна Предтечи. Кремлёвские храмы безжалостно разграбили: вывезли сотни фунтов золота и пуды серебра. Бесследно исчез с иконы ценнейший оклад, подаренный царём Василием Шуйским, пропали старинные церковные книги и дары князя Дмитрия Пожарского, другие церковные древности.

В 1937 году на волне массовых репрессий арестовали оклеветанного в контрреволюционной деятельности протоиерея Иоанна Смирнова. После недолгого следствия его приговорили к смертной казни. Мученическую смерть священник принял на Бутовском полигоне. В 2000 году он был прославлен в лике новомучеников исповедников Российских.

Поруганным и осквернённым Никольский Собор оставался до 1990-х годов. В нём сначала размещалась музейная экспозиция, потом архив и хозяйственный склад.

В годы советской власти когда храм находился в поругании, чудотворную икону святителя Николая вывезли из Зарайска. В 1959-1961 гг. внешние формы собора были восстановлены.

В 70 годы прошлого века в целях дальнейшего улучшения дела по охране памятников архитектуры, Никольский Собор в городе Зарайске был отнесён к памятникам архитектуры РСФСР, подлежащих охране и имеющих государственное значение.

Богослужения в соборе возобновлены с января 1992 года. Действует воскресная школа. Церковный приход ведет издательскую деятельность. Прихожане благоустроили святой источник «Белый Колодец» на месте явления чудотворной иконы святителя Николая; здесь освящены Никольская часовня и купальня. Ежегодно 11 августа совершается общегородское празднование в честь принесения иконы Николы Заразского. В настоящее время Никольский Собор отнесён к архитектурным памятникам, охраняемых государством как всенародное достояние.

Знаменитые церковные ценности

Чудотворная икона святителя Николая

Из священных предметов древности, находившихся в Никольском Соборе, особенного внимания заслуживает главная святыня собора – храмовая чудотворная икона святителя Николая, принесённая в 1224 году из города Корсуна в Рязанские пределы священником Евстафием.

Икона эта есть с семнадцатью изображениями чудес святителя и полями, 25, а в ширину 20 ¼ вершков, а без чудес 15 ½ в вышину и 10 вершков в ширину; святитель Николай изображён на ней во весь рост, в кресчатых ризах, с омофором, правая рука святителя простёрта на благословение, а в левой у него евангелие, направо в небольшом кругу изображён Спаситель, правою рукою благословляющий Святителя, а левой подающей ему евангелие, на лево в таком же кругу – Богоматерь с распростёртым на руках омофором.

По живописи своей икона эта принадлежит к древнему византийскому стилю, но несомненно была неоднократно возобновляема, что доказывается яркостью красок и надписью на иконе:

«Чинил сей чудотворный образ Московский купец Никита Левонтьев в 1797 году».

В 1608 году икона св. Николая царём Василием Ивановичем была украшена окладом из чистого золота, с каменьями и жемчугом, как видно из надписи, находящейся на особой пластинке, прикреплённой внизу оклада, в которой вязью написано:

«повелением Благоверного Великого Государя царя и великого князя Василия Иоанновича всея Руси сделан сей оклад на образе великого чудотворца Николая Зарайского во второе лето государства его, лета 7116 (1608)».

Устроенная Шуйским риза покрывает только одно изображение Святителя, а изображение чудес его покрыто серебропозлащённым окладом в позднейшее время, хотя пластинки из золота сделаны тем же Шуйским.

В окладе на [иконе чистого золота около шести фунтов, разноцветных камней сто тридцать три, бурмицких зёрен три и тысяча шестьсот крупных и средних жемчужин.

Оклад, устроенный Шуйским, вполне сохранил характер древности, несмотря на поправки, проделанные в 1793 и в 1881 годах.

Другие церковные древности

Кроме иконы св. Николая, в соборе, в дореволюционное время, хранилось довольно древностей, принадлежащих частью к XV, частью к XVII столетию, из числа коих особенно замечательны:

  1. Плащаница XV ст., шитая золотом и по шёлковой голубой материи, наложенной на крашенину. На ней вышито серебром и шёлком пречистое тело Спасителя, положенное в гроб. Близ главы Богоматерь, приникшая к лицу Спасителя и мироносицы, у ног изображены Иоанн Богослов, Иосиф и Никодим. По углам плащаницы четыре ангела с рындами, над телом Спасителя в небольшом кругу изображён Дух Святой.
  2. Евангелие, напечатанное в 1606 году и приложенное в собор Василием Ивановичем Шуйским.
  3. Евангелие, напечатанное в 1689 году и замечательное по своей величине. Оно составляет в длину 16, а в ширину 11 вершков. Ободки его и корешок покрыты массивным серебряно-позолачённым окладом. Всё евангелие с окладом весит 1 пуд 25 фунтов. На верхней доске средника, украшенного 8 хрусталями, изображено сошествие Христа в ад, по углам изображения четырёх евангелистов, также как и средник, чеканной работы. По сторонам средника в четырёх клеймах изображены: распятие Господне, снятие с креста, положение в гроб и тайная вечеря. На этой же доске вверху и внизу помещены надписи:

    «Принесено в собор Великого Чудотворца архиерея Божьего Николая в благославленный град Зарайск, на иждевение священника Трофима Васильевича лета 1724 месяца декабря в 6 день при протопопе Алексее Елисеевиче в память о родителях».

    В другой надписи перечислены имена усопших родителей и родственников вкладчика.
  4. Крест напрестольный, серебряно-вызолоченный, поновленный при протоиерее Димитрии в 1617 году, как видно из надписи, на кресте находящейся.
  5. Напрестольный крест, устроенный в 1624 году Антонием, архиепископом Рязанским.
  6. Водосвятная серебряная чаша, пожертвованная, как видно из находящейся по краям её надписи, Дмитрием Ивановичем Годуновым в 1604 году.
  7. Серебряно-вызолоченная лампада, устроенная в 1671 году.
  8. Два серебряных блюда, принесённых в дар собору князем Иваном Михайловичем Хворостиным, устроенные как видно из надписи, в 1700 году.
  9. Два серебряно-вызолоченных блюда, пожертвованные князем Фёдором Ивановичем Мстиславским.
  10. Ковш серебряный, овальной формы с надписью

    «Коломенского и Каширского сей ковш владыки Варлама» XVII ст.

  11. Золотая медаль, с изображением на одной стороне креста с надписью кругом:

    "IN HOC SIGNO VINCES" ("СИМ ЗНАМЕНИЕМ ПОБЕДИШИ"),

    а на другой – герба португальского с двумя также круговыми надписями:

    EMMANUIL R. PORTUGALIE AL. G. VL. IN. O. C+C. ETHIOPIA ARABIA PERSIAE IN. C.H." ("Емануил, Король Португальский, кесарь Ефиопский, Аравийский, Персидский и проч.),

    принадлежащая к концу XV ст. и пожертвованная в собор, вероятно, тем же князем Мстиславским.

Известные настоятели храма

Настоятели храма Даты Настоятель 1799 - 1837 Смирнов, Пётр Яковлевич - протоиерей Рязанской епархии, благочинный Зарайска и Зарайского уезда 1873 - 1878 Ремезов, Михаил Иоаннович - протоиерей Рязанской епархии конец XIX - начало XX в. Ястребов, Андрей Капитонович - протоиерей Рязанской епархии начало XX в. Смирнов, Иван Алексеевич - митрофорный протоиерей, безвинно пострадавший в период гонений и ныне прославленный в Соборе новомучеников и исповедников Российских. 1922 - 1992 Период закрытия настоящее время протоиерей Пётр Спиридонов

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия