Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия

Эти скандинавские боги незримо присутствуют в жизни шведов, как в будни, так и .

Один/Odеn

Верховный бог скандинавской мифологии Один - отец и родоначальник богов, творец и устроитель земли, создатель рода человеческого. Один - бог войны, дарующий победу в битвах. Храбрейшие воины, павшие в бою, пируют вместе с ним в Валгалле ("чертоге мертвых"), куда их приводят валькирии - воинственные девы, дочери Одина. Каждый день витязи тешатся в боях, но раны, которые они при этом наносят друг другу, тотчас же заживают, и за битвой следует веселое пиршество. Один - также бог мудрости, пророчеств и заклинаний и покровитель поэзии. Он изображается одноглазым: другой глаз он отдал за то, что напился из колодца мудрости. С копьем в руке, в широкополой шляпе он странствует по земле, принимая участие в человеческих делах.
У него есть восьминогий конь Слеипнер, два ворона: Хюгин и Мюнин, которые являются его гонцами и шпионами, а два волка Гере и Фреке следуют за ним повсюду. Один вооружен копьем Гунгнир, которое поражает и пробивает любую цель, а ещё обладает волшебным кольцом Драюпнер.

Тур/Tor


Тур — сын Одина, бог грома и молнии, самый влиятельный бог после Одина. Вооружен каменным молотом, которым он поражает враждебных богам и людям великанов. У шведов четверг называется в честь Тура, это «день Тура».
Рыжебородый Тур обладает невероятной силой и аппетитом, а так же является покровителем земледелия. Ездит на колеснице, запряженной козлами, которых он съедает, когда голоден, но затем их снова воскрешает своим волшебным молотом Мйёльнeр.

Фрей/Frej

Бог плодородия, покровитель мира на земле как между отдельными людьми, так и между целыми народами. Благодаря ему светило солнце, шёл дождь и всходили посевы. В Швеции во время уборки урожая статую Фрея возили в повозке по всей округе. Крестьяне верили, что так можно обеспечить богатый урожай.
Он один из самых красивых богов, а так же добр и великодушен. Священным животным Фрейа был дикий вепрь.

Фрейа/Freja



Богиня была сестрой-близнецом бога Фрей/Frej и являлась богиней любви. Её колесницу влекли по небу два громадных кота. Она обладала волшебной силой, позволявшей ей предсказывать будущее и принимать самые разнообразные формы и обличия. Она была самой красивой женщиной, которая когда-либо жила, и все: люди и боги были влюблены в неё.
В честь Фрейи, пятница у шведов называется «днем Фрейи».

Скандинавская мифология — красивый и одновременно жестокий мир. Мир собранный из множества интересных и поучительных мифов. Мир насыщенный приключениями и подвигами, которые заставляют о многом задуматься.

Кратко о скандинавских богах

  1. Три основных бога скандинавской мифологии — Один [Война], Тор [Защита] и Фрейр [Плодородие].
  2. Боги скандинавской мифологии делятся на две семьи:
    1. Асы — семья верховного бога Одина [Боги войны]
    2. Ваны — семья морского бога Ньёрда [Боги плодородия]
  3. В мифах и легендах скандинавов встречается множество второстепенных богов, которые играют незначительные роли и почти не участвуют в основных событиях.
  4. Сколько всего богов, сосчитать сложно. Потому что многие из них, в одних источниках относятся к богам, а в других к людям, существам или великанам.
  5. Всего в скандинавской мифологии около 120 персонажей.

Здравствуй, уважаемый читатель. Большое спасибо, что уделил время моему дневнику. Меня зовут Гаврилов Кирилл . Я увлекаюсь историей, мифологией и культурой средневековой Скандинавии, а это мой «Северный Дневник» — . В этой записи я познакомлю тебя с богами и богинями скандинавской мифологии.

Скандинавские боги предстают перед нами, не только как мудрые и всесильные вершители человеческих судеб, но и как обычные люди. Часто они совершают вполне человеческие ошибки, прибегают к обману, поступают подло и несправедливо, любят жестокость и смеются над чужими бедами.

В этой записи я бережно составил удобные списки всех богов и богинь с небольшими описаниями, для твоего удобства. О некоторых персонажах у меня есть отдельные записи — нажимай на имя в списке.

Тор сражается с королём великанов Хрунгниром

Главные боги

Асы

Асы — это семья верховного бога Одина и боги, которые изначально приняли его своим владыкой. Они живут в мире под названием Асгард, в котором и находятся их чертоги.

  1. — верховный скандинавский бог, владыка Асгарда и правитель . Бог войны, мудрец, странник, воин и колдун. Основатель скандинавской мифологии. Главные спутники и символы бога Одина:
  2. Фригг — жена Одина, богиня деторождения, хранительница домашнего очага и покровительница людей.
  3. — бог огня, хитрости и коварства. Главный виновник всех событий скандинавской мифологии. Поб­ра­тим Оди­на, сын великана Фар­ба­ути и богини Ла­увейи [Локи не принадлежит к Асам, но живет в Асгарде. Боги разрешили Локи жить вместе с ними за его хитрость].
  4. — сын Одина, бог грома, защитник богов и людей. Рыжебородый силач, хозяин волшебного молота Мьёльнира. Гроза великанов и убийца чудовищ. Главные символы Тора:
    1. Молот Мьёльнир
    2. Колесница с двумя козлами
    3. Железные рукавицы
    4. Пояс силы Мегингъерд
  5. Ёрд — мать Тора, богиня земли
  6. Сив — жена тора, златовласая богиня плодородия
  7. Моди — сын Тора, бог воинской ярости
  8. Магни — сын Тора, бог силы и мощи
  9. Улль — пасынок [Приёмный сын] Тора, бог лука и стрел, покровитель лыжников
  10. — сын Одина, страж радужного моста «Биврест», предвидящий будущее. В день, когда наступит Рагнарек [Конец света], протрубит в свой рог Гьяллархорн, созывая богов на последнюю битву. Символы Хеймдалля:
    1. Громкий рог Гьяллархорн
    2. Золотой меч
    3. Конь с золотой гривой
  11. Тюр — сын Одина, однорукий бог храбрости и воинских поединков. Потерял правую руку в пасти волка
  12. Хёд — сын Одина, слепой бог зимы
  13. Хермод — сын Одина, храбрый посланник
  14. Вали — сын Одина, бог мести и растений
  15. Видар — сын Одина, бог мести и безмолвия
  16. Бальдр — сын Одина, самый красивый и хорошо сложенный бог, покровитель весны. Смерть Бальдра будет началом Рагнарёка.
  17. Нанна — жена Бальдра
  18. Форсети — сын Бальдра, бог судов и собраний
  19. Браги — бог красноречия, хранитель волшебного мёда поэзии.
  20. Идунн — жена Браги, богиня молодости, хранительница ларца с золотыми яблоками молодости, которые даруют богам вечную жизнь

Кроме жён асов, в Асгарде живут еще одиннадцать богинь:

  1. Эйр — покровительница врачевания
  2. Гевьон — покровительница юных дев
  3. Фулла — служанка и спутница Фригг
  4. Гна — посланница Фригг на коне Ховварпнир
  5. Сьеви — покровительница любви между мужчинами и женщинами
  6. Лови — соединяет влюблённых
  7. Вар — покровительница клятв
  8. Вер — богиня ума и любопытства
  9. Сюн — стражница закрытых дверей
  10. Хлин — оберегает людей от опасности
  11. Снотра — богиня сдержанности и мудрости

Ваны

Ваны — семья морского бога Ньёрда, которые изначально не захотели принимать Одина своим владыкой. Они живут в Ванахейме, но после войны богов переселяются в Асгард.

  1. Ньёрд — бог плодородия, владыка морей, отец Фрейра и Фрейи.
  2. Фрейр — бог урожая, плодородия, покровитель лета. Брат близнец Фрейи.
  3. Фрейя — богиня красоты и любви, именно она обучила Асов колдовству. Сестра близнец Фрейра.


Другие боги и младшие божества

  • Валькирии — девы воительницы Одина. Возносят павших воинов в , могут даровать победу или поражение в битве
  • Норны — три богини плетущие нити судьбы для каждого живого существа в девяти мирах. О них я рассказывал в записи о Мировом дереве
  • Андхримнир — главный пищевар в Вальхалле, ежедневно готовит гору мяса для воинов эйнхериев. Каждое утро закалывая гигантского вепря Сехримнира, который жертвует собой, чтобы прокормить войско Одина. А на следующее утро возрождается снова
  • Бури — дедушка Одина, предок всех богов
  • Бор — отец Одина и двух его братьев Вили и Ве
  • Бестла — мать Одина, жена Бора
  • Вили — первый брат Одина, сын Бора и Бестлы
  • Ве — второй брат Одина, сын Бора и Бестлы
  • Эгир — морской великан, покровитель спокойного моря
  • Ран — жена Эгира, покровительница бушующего моря
  • Сигюн — жена Локи родившая ему сыновей Ва­ли и Нар­ви
  • Ангрбода — жена Локи породившая волка , змея и богиню

На этом у меня всё. Если хочешь познакомиться со всеми мифами и легендами скандинавской мифологии, у меня есть для тебя целый сборник —

Скандинавская мифология – одна из самых древних и мистических, которую не смогло искоренить даже христианство. В пантеон входит огромное количество богов, главными среди которых являлись асы. Их местом жительства был Асгард, где располагалось много дворцов. В центральном жил главный бог – Один, а его дворец назывался Валаскъяльв. Он был украшен серебром, Один сидел на троне Хлилдсъяльв. С него бог смотрел в разные части мира, в это время в ногах лежат волки – Фреки и Гери, на плечах Одина спали вороны.

Возле Валасъкльвала находилась Вальгалла, в которой обитали викинги, погибшие в боях. Один считался их приемным отцом, поэтому Верховного бога называли Отцом павших.

Воины назывались эйнхерии, которые все время проводили в военных играх и упражнениях. Сражения и убийства происходили каждый день, а перед сном всех погибших воскресали девы-валькирии. Викинги верили, что валькирии приносили победу тем, на кого указывал Один. Когда богу был не важен исход битвы, тогда валькирии самостоятельно решали, кто выиграет, а кто проиграет в войне. Потом убитых они забирали в Вальгаллу.

Пантеон божество

Традиционная триада богов викингов выглядит так:

  • Один;
  • Фрейр.

Ученые считают, что сформировался такой пантеон в поздний период язычества у скандинавов. Изначально триада состояла из Тора, Фрейра или Ньерда, Тюра (известен также в сагах под именем Тиу,Тиваса, Дьяуса, от которого возникло имя Зевс у древних греков). Несколько позже возник культ Одина, символизирующий колдовство, покровительствовал магам и колдунам, воинским союзам, стал постепенно вытеснять Тюра. Потом Один или как его называют в исторических источниках Водин, превратился в верховного бога. Причин для этого было несколько:

  • Увеличилось количество военных дружин викингов;
  • У населения Скандинавского полуострова произошло усложнение общественной жизни, что вызвало разделение представлений о загробном мире. Появилась Вальгалла, что говорило об особом отношении викингов к павшим воинам. Самые смелые из них попадали в царство мертвых, которое находилось на небе;
  • Одина рассматривали, как важное небесное божество, забрав у Тора и Тюра функции войны.

И Тор, и Один, и Тюр принадлежали к главным божествам пантеонам – асам. К ним также относились, согласно хроникам «Старшей Эдды» Локки, Хеймдалль, Улль и другие боги. В «Младшей Эдде» можно найти упоминание и о богинях/асинях. Например, о Фригге, Саге, Фулле, Гна, Ринде, Сюн, Хлин, Ловн.

Человеческие черты скандинавских богов

Все божества, которые существовали в пантеоне викингов, похожи на людей. Это прослеживается в их поступках, действиях, поведении, темпераментах. Отличительной особенностью скандинавских богов было то, что они имели собственные психологические портреты.

Божества не всегда отражали воинственность викингов, их традиции на море и военные компании. Тор, Тюр, Один и Хеймдаль были знамениты своими подвигами, отличались храбростью, воинственностью, смелостью, смелостью.

В эпосах – «Старшей Эдде» и «Младшей Эдде» — описаны боги Локки, Браги, Форсети, которые вообще не имели никакого отношения к войне. В частности, бог Ньёрд обладал силами ветра, руководил удачей, морем, морскими существами. Локки – неоднозначный и довольно занимательный персонаж, который в одном мифе мог быть очень коварным, а в другом – храбрым, добрым, самоотверженным. Браги был богом, который отвечал за литературу, покровительствовал поэтам и литераторам. За справедливость у скандинавских богов отвечал Форсети.

Викинги наделили своих богов и такой чертой, как жертвенность. Например, верховный бог Один отдал свой правый глаз старику Мимиру, Локки пожертвовал невинность для того, чтобы защитить Мидгард, а Тюр – пожертвовал правый глаз адскому псу, которого звали Гарм. Жертвенность богов тормозила принятие жителями Норвегии, Дании, Швеции христианства, поскольку они видели черты Христа в своих богах. Поэтому большая часть скандинавского пантеона перешли в католическую и православную веру, проникли в другие веры, многие из них стали святыми.

Список скандинавских богов и их значение

Языческая идеология жителей Скандинавии насчитывает огромное количество божественных небожителей, обитателей подземного мира. Помощь им в управлении миром и людьми оказывали различные существа, воплощающие силы природы, стихии. Список основных богов представлен в следующей таблице:

Имя бога
Значение бога и его сил
Родсто
Бальдр Прекрасный, благородный, убитый своим братом. Символизировал весну и свет. Брат бога Хёда
Один (известен и под другими именами, согласно мифам это было необходимо, чтобы совершать поездки по Земле) Обожал путешествовать по Мидгарду, соблазнял женщин, которые от него рожали детей. Сын богини Бестлы и Бьорра, отец Тора
Фрейя Богиня любви, потом стала покровительницей смерти и войны. Жена бога Ода
Квасир Появился из слюны ванов и асов, когда они решили заключить мирный договор. После этого они стали сплевывать в ритуальный сосуд. Бог мудрости, добродетельности. Бог или сверхъестественное существо. Возможно, что был ваном, поскольку происходил от одного из асов.
Васуд Отвечал за доброжилательность. Это отец бога Виндсала и дедушка Зимы
Создали из тела Имира Мидгард, страну мертвых. Сын Бьорра, который вместе с братьями убили своего деда – Великана Имира.
Гевьон или Гевион Богиня плодородия, земледелия, девственница, которой служили умершие девочки и девушки. Спутница Фригг
Герсеми Отвечала за любовь, чувственность, доброту. Дочь богини Фрейи
Видар Бог мщения, безмолвия, с детства отличался молчанием, был физически развит. Еще один сын Одина
Локки Бог мщения и коварства. Жил в Асгарде, родственник Одина (кровный брат)
Мимир Бог мудрости, охранял источник или колодец Мимира, который начинался у корней Иггдрасиля. Безголовый бог.
Од или Одур Бог путешествий, который всю жизнь искал любовь среди смертных. Первый муж богини Фрейи.
Ринд Богиня вечной мерзлоты. Третья жена Одина
Фригг Главная богиня плодородия. Жена Одина
Хермод Встречал павших воинов у входа в Вальгаллу. Сын бога Одина и богини Фригг
Хед Убил своего брата из-за козней Локки. Брат-близнец бога Бальдра

Северная традиция весьма своеобразна и обладает особой магической структурой, уникальной как по составу, так и в плане мистических числовых соответствий. Отождествить скандинавских богов, к примеру, с греческими невозможно. Черты сходства между двумя этими пантеонами имеются, но прямых соответствий нет. В сущности, скандинавские божества стоят гораздо ближе к вудуистским лоа или к сантерийским ориша, очищенным от католических наслоений.

Предположим, что в некий момент времени и в некой точке пространстве из энергии сформировалось сознание и было положено начало творению. В соответствии с космическими законами сознание претерпевало процессы дифференциации. На каком-то этапе появились различные классы существ - боги, природные духи, люди и, вероятно, иные, неизвестные нам формы жизни.

Боги реальны, но это не значит, что они статичны и неизменны. По мере того, как развивается сознание народа и люди обретают всё более глубокое и полное знание об окружающем мире, эволюционируют и божественные формы, созданные этим народом. С течением времени божественные формы видоизменяются в согласии с переменами, которые претерпевает коллективное сознание народа.

Главная стихия: вода

Дополнительная стихия: огонь

Цвет: ярко-белый

Тотемные животные: баран, тюлень

Магическое орудие: рог

Цели воззвания: защита, обучение

Руны для работы: Кеназ, Манназ, Дагаз

С моей точки зрения, Хеймдалль принадлежит к классу ванов, так как он связан с Фрейей и, следовательно, с Ньёрдом. Его титул - «сияющий ас». Магическое орудие Хеймдалля - рог Гьяллархорн. Протрубив в этот рог, Хеймдалль возвестит о начале Рагнарёк и призовёт асов и эйнхериев на битву. Хеймдалль славится острым слухом: он слышит, как растёт трава и овечья шерсть. Согласно мифам, рог Хеймдалля спрятан под корнями ясеня Иггдрасиль. Но не исключено, что в действительности здесь идёт речь не о роге, а о слухе, что хорошо согласовалось бы с образами двух других богов, приносящих себя в жертву, - Одина и Тюра. Можно предположить, что Хеймдалль тоже совершил акт самопожертвования, стоивший ему уха, - подобно тому, как Один пожертвовал глазом, а Тюр - рукой. Миф, повествующий об этом, утрачен, но, вероятно, в нём объяснялось, каким путём Хеймдалль обрёл свой тончайший слух (ведь и Один, пожертвовав одним глазом, стал всевидящим) .

Хеймдалль - посредник между Асгардом и Мидгардом. К нему можно взывать о защите и о помощи . Хеймдалль - страж радужного моста. В данном контексте - для обретения знаний - взывать к Хеймдаллю следует с помощью руны Кеназ. Кроме того, Хеймдалль как «сияющий ас» помогает пролить свет на любую тайну - к примеру, прояснить чьи-либо скрытые побуждения. Взывать к Хеймдаллю как учителю можно и с помощью руны Манназ, так как именно Хеймдалль обучает рунам людей. Дагаз же способствует «путешествиям» в Асгард и вообще облегчает перемещение между мирами. Будучи солярным божеством, Хеймдалль ассоциируется с зарёй нового дня, а потому взывать к нему следует обратившись лицом на восток.

Бог Улль

Имена: скандинавское - Улль (Uller) , английское - Вульдер (Wulder) .

Главная стихия: снег.

Ипостаси: северное сияние

Магические орудия: лук, «славные ветви» (wuldortanas) , клятвенное кольцо

Цели воззвания: охота, клятвы, поединки

Руны для работы: Эйваз, Вуньо

Об этом древнем божестве известно не так уж много, но приверженцы религии Асатру находят в нём немало привлекательных черт. Поэтому я постараюсь изложить то, что мы знаем о нём наверняка. Улльр - пасынок Тора, сын Сив от первого брака со звёздным героем Орвандилем. Таким образом, Улль принадлежит к классу ванов. Улль, Как и Орвандиль, Улль, по-видимому, значительно древнее асов и даже ванов. Некоторые исследователи отождествляют его с архаическим богом смерти, почитавшимся на территории Норвегии, где в его честь названо множество населённых пунктов. Имя «Улль» означает «сверкающий». В Скандинавии его ассоциируют с северным сиянием. По-видимому, в какую-то эпоху Улль играл не менее важную роль, чем Один, и считалось, что он правит Асгардом в зимние месяцы.

Улль - бог-лыжник, покровитель зимы. Его оружие - лук. Его супруга Скади, чьё имя означает «тень», также некогда была местной архаической богиней смерти. Согласно другим источникам, Улль имел сестру-близнеца по имени Уллин. По всей вероятности, Уллин - скандинавский аналог Хольды, богини снега. Эта гипотеза удачно вписывается в общую систему близнечных божеств, выделяющуюся в рамках северной мифологии.

Взывая к Уллю, следует обратиться лицом на север. Главная его руна - Эйваз, дополнительная - Вуньо. Обе они помогут снискать милость этого божества, но лучше всего взывать к Уллю с помощью связанной руны, состоящей из двух этих рун. К Уллю обращались с просьбами даровать победу в поединке, а также призывали его в свидетели клятвы. Поэтому один из атрибутов Улля - клятвенное кольцо, которое возлагали на его алтарь. Англосаксы чтили его под именем «Вульдор», означающим «сверкание» или «слава».

Бог Локи

Имена: скандинавское - Локи (Loki) , германское - Логе (Loge)

Главная стихия: бушующее пламя

Цвет: красный

Тотемные животные: лосось, тюлень, лиса

Цели воззвания: обман, разрушение

Руны для работы: Дагаз

Локи - один из самых загадочных персонажей скандинавской мифологии. По-видимому, это очень древний бог, возникший задолго до асов и ванов. Не исключено, что ещё в каменном веке ему поклонялись как богу огня. В таком случае этот изначальный, милостивый Локи должен принадлежать к классу великанов. Свидетельства этого сохранились в скандинавских мифах, где родителями Локи называются великаны Лаувейя и Форбаути. Позднее Локи приобрёл ряд негативных черт; та же участь постигла и большинство великанов - представителей старшего поколения северных богов. По-видимому, Локи связан с двумя другими стихийными божествами: Кари (воздушным великаном) и Хлером. Хлер соотносится с водой, так как его отождествляют с Эгиром - великаном, повелевающим морской стихией и женатым на морской великанше Ран. Все эти персонажи относятся к древнейшему слою северной традиции. Последующие поколения северных народов наделили Локи жестокостью и коварством. Действительно, Локи - трикстер и катализатор перемен, но его отрицательные свойства я считаю христианским наслоением. Превратив Бальдра в некий северный эквивалент «Иисуса скорбящего» и обременив Одина атрибутами Яхве, христиане сочли, что им необходим ещё и «дьявол». И на эту роль был избран злокозненный Локи.

Внимательно изучая мифы, можно обнаружить в характере Локи и ряд положительных черт. К примеру, его похождения в Свартальвхейме, откуда Локи вернулся с чудесными дарами - молотом для Тора, копьём для Одина и волшебным кораблём для Фрейра, - достойны всяческих похвал, ибо он не присвоил все эти магические предметы себе, а раздал их асам. Таким образом, Локи не привязывается ни к каким ценностям. Он - катализатор, вызывающий перемены, но не подверженный их воздействию. И всё же практику обращения к Локи я не поощряю - несмотря на то, что схожие предостережения, относящиеся к Одину, лично меня никогда не останавливали.

Локи - отец трёх чудовищ: Фенрира, Ёрмунганд и Хель (Хель - это, по-видимому, искажённый вариант Хольды) . С другой стороны, он же рождает Слейпнира - чудесного жеребца Одина. Слейпнир - единственный на свете конь, способный путешествовать между всеми девятью мирами. Между прочим, Слейпнира Локи рождает, приняв облик кобылы, то есть приходится ему не отцом, а матерью. Чудовищные же его дети появились на свет от союза с великаншей Ангрбодой, в котором Локи выступал в мужской роли. Таким образом, Локи - оборотень, способный принимать обличье животных и менять пол. В более поздней, негативной своей ипостаси Локи подстраивает убийство Бальдра, и этот поступок кладёт начало цепи событий, ведущих к Рагнарёк. Не исключено, опять же, что мрачная скандинавская версия мифа о Рагнарёк, завершающаяся тотальным уничтожением мира, сложилась сравнительно поздно, а в первоначальном варианте этого мифа боги побеждали и сковывали великанов. Именно такая участь постигла Локи. Его схватили и приковали к скале, повесив над его головой змею, непрерывно плюющую ядом ему в глаза.

Стихия Локи - бушующий, неукротимый огонь. Его цвет - ярко-красный. В современных понятиях Локи можно назвать олицетворением ядерной энергии. В психологическом плане Локи - это импульсивный, разрушительный, незрелый аспект человеческой природы. В мифах говорится, что некогда Локи и Один заключили между собой клятву побратимства, так что Локи можно определить и как «теневую сторону» Одина. Оба эти бога считаются коварными и непредсказуемыми.

Богиня Фригг

Имена: скандинавское - Фригг (Frigg) , английское - Фрикг (Fricg) , голландское - Фригга (Frigga) , немецкое - Фрикка (Fricka)

Главная стихия: воздух

Дополнительная стихия: вода

Цвет: серебристо-серый

Тотемные животные: сокол, баран, паук

Магические орудия: прялка

Цели воззвания: супружеская верность, деторождение

Руны для работы: Феху, Перто, Беркана

Фригг - первая из целого ряда богинь, чьи роли в северных мистериях мы сейчас рассмотрим. Современные одинисты не уделяют богиням достаточного внимания, так как в исландских текстах - основном источнике наших сведений о северной традиции - о них сообщается очень мало. Однако не следует забывать, что эти тексты относятся к довольно поздней эпохе викингов с её культом мужественности, а также испытали сильное влияние христианских воззрений, которым были привержены составители эддических сводов. Социальный статус женщин в средневековой Скандинавии или англосаксонской Британии был относительно высок по сравнению с тем положением, которое в тот же период занимали женщины в странах Средиземноморья. И только в феодальную эпоху, начало которой в Англии ознаменовалось норманнским завоеванием, женщины утратили традиционную независимость. Тацит сообщает, что у германцев женщины ценились вдвое выше мужчин, так как вира за убийство женщины была почти вдвое больше виры за убийство мужчины того же социального положения. Кроме того, именно мать или бабушка обычно вручала юному воину его первый щит. В «Младшей эдде» Один («Равновысокий») , сравнивая богинь с богами, утверждает, что богини «столь же священны, и не меньше их сила».

Главная из богинь - Фригг, супруга Одина. Ей ведомы судьбы всех людей и богов, не исключая и судьбы, уготованной её сыну Бальдру. Однако Фригг не предсказывает будущего. Чтобы обрести познания, которыми уже владеет его жена, Один не расспрашивает её, но прибегает к иным средствам - приносит себя в жертву на Иггдрасиле и отдаёт Мимиру свой глаз. Обладая знанием, Фригг по некой причине не способна его сообщать его другим. Быть может, она просто считает это бесполезным, полагая, что ей не поверят, или что ей всё равно не удастся ничего изменить. Нет ничего обиднее, чем знать, что должно случиться, но не иметь возможности это предотвратить, так как самая ткань реальности сопротивляется всем нашим усилиям. С этим «проклятьем Кассандры» я и сама, к сожалению, слишком хорошо знакома на личном опыте. Итак, Фригг знает всё заранее, но хранит свои знания в тайне, ибо ей не под силу изменить неотвратимую судьбу, или орлог. В молчании Фригг заключён важный урок: зная, что спасти Бальдра всё равно не удастся, она всё же героически пытается предотвратить его гибель. Фригг не уступает в могуществе Одину, но сила её обращена внутрь, а не на внешний мир. И только после того, как Бальдру начинают сниться зловещие сны, Фригг предпринимает тщетную попытку спасти его. Если взглянуть на этот миг с чисто человеческой точки зрения, толкуя его буквально, то перед нами предстанет женщина, знающая, что сына её скоро постигнет безвременная смерть и что смерть эта положит начало цепи событий, которые приведут к Рагнарёк.

Фригг обладает великой магической силой. Но трагический парадокс заключается в том, что она сама своими действиями предопределяет гибель Бальдра. Пытаясь спасти сына, она берёт клятву со всех живых существ, растений и камней, что они не станут ему вредить. Узнав об этом, асы затевают игру: они принимаются метать в Бальдра стрелы и камни, зная, что всё ему будет нипочём. Но Локи находит побег омелы, с которого Фригг не стала брать клятвы, сочтя его безвредным, и вручает его слепому Хёду, который и убивает Бальдра, выстрелив в него этой веточкой из лука. Если бы Фригг не попыталась защитить своего сына, то никто бы и не подумал в шутку нападать на Бальдра, а следовательно, Хёд бы и не убил его веткой омелы. Воздержись она от всяких действий, Бальдр всё равно погиб бы, но своей попыткой спасти его Фригг невольно подготовила орудие его убийства. Образ этой богини очень трагичен. А магический урок, который мы можем извлечь из этого мифа, таков: не следует вмешиваться ни в чей вирд, ибо своими попытками изменить его мы можем невольно запустить цепь событий, которые пытаемся предотвратить. Эти события произошли бы и без нашего участия, но своим вмешательством мы вплетаем их и в свой собственный вирд.

Фригг часто изображают с прялкой. В прядении заключён особый магический смысл, так как его суть - формирование нити из сырого материала. Прядение предшествует тканью. Норны ткут узоры человеческих судеб. А Фригг со своей прялкой готовит нити, из которых затем сплетаются эти узоры. Таким образом, Фригг властвует над первоматерией, подготавливая субстанцию, которой норны затем придают определённую форму.

Знания этой богини столь глубоки и обширны, что даже Один порой не может обойтись без её совета. В сущности, все свои познания Один получает из вторых рук. Он жертвует собою, чтобы обрести их, но в результате не столько открывает их в себе самом, сколько принимает в дар: «Девять песен силы узнал я от Бёльторна», - говорит он после испытания на Древе. Иными словами, он воспринял свои знания от учителя. Придя к источнику Мимира и отдав глаз за право испить из него, он снова обретает мудрость не непосредственно, а с разрешения Мимира. Далее, вызвать дух вёльвы и получить от неё новые знания ему удаётся лишь благодаря Фрейе, которая обучила его искусству некромантии, входящему в комплекс техник сейта. Медиумизм - традиционно женское занятие - по сути своей близок некромантии. Таким образом, все оккультные знания Одина вторичны, и получает он их, по преимуществу, от женщин, тогда как Фригг, Фрейя и норны владеют знаниями от природы и никто их не учил.

Птица Фригг - цапля, а её магическое орудие - прялка. Современные исследования показывают, что тотемным животным Фригг следует считать сову. По меньшей мере трое из моих знакомых удостоилось посещения совы во время работы с архетипом Фригг. Предполагаю, что сова связана одновременно и с Фригг, и с Одином. Когда вам покажется, что недурно бы погадать или поколдовать, то прежде, чем браться за магические орудия, обратитесь к Фригг, чтобы получить доступ к первоматерии.

Богиня Фрейя

Имена: скандинавское - Фрейя (Freyja) , голландское - Фрийя (Frija) , немецкое - Фрейя (Freia) , английское - Фрео (Freo) .

Основная стихия: огонь

Дополнительная стихия: вода

Цвет: золотой

Тотемное животное: кошка

Магические орудия: соколиное оперенье, рукавицы из кошачьего меха, ожерелье Брисингамен

Цели воззвания: любовь, война, колдовство (сейт)

Руны для работы: Феху, Перто, Ингуз, Хагалаз, Беркана, Лагуз

Фрейя - самая знаменитая из северных богинь, хотя иногда её путают с Фригг. Многие исследователи, в том числе братья Гримм, полагали, что в действительности две эти богини довольно далеки друг от друга как по функциям, так и по происхождению. Теперь я разделяю этот взгляд, хотя на момент первого издания этой книги придерживалась иной точки зрения. Древнейшее известное нам англосаксонское имя Фрейи - Фрео, а голландское - Фрийя. Однако в плане своих атрибутов голландская Фрийя всё-таки ближе скандинавской Фригг. На землях современных Нидерландов, за исключением, пожалуй, Фрисландии, Фрейю из рода ванов не знали; там поклонялись таким богиням, как Габия (Gabiae) и Алигабея (Aligabea), т. е. «Подательница» и «Всеподательница», тождественным скандинавской Гевьон, которую можно рассматривать как ипостась Фрейи. В некоторых отношениях Фрейя стоит даже ближе, чем Фригг, к образу «Великой Богини» в современном его оккультном понимании. Она - подательница жизни и смерти, тогда как Фригг дарует только жизнь. С одной стороны, Фрейю, наряду с Фригг и дисами, призывают в помощь роженице, с другой - она забирает половину воинов, павших в битвах.

Имя «Фрейя» переводится как «госпожа», то есть либо «женщина королевского рода», либо, в более поздние времена, просто «хозяйка дома». Таким образом, по происхождению это не столько личное имя, сколько титул. Не исключено, что древнейшие имена многих богинь были забыты на довольно раннем этапе или сохранялись только в именах матрон. Можно вспомнить и о том, что имя «Фрейр», означающее «господин», также бесспорно является титулом, а настоящее имя этого божества - Ингви или Инг. Быть может, похожее имя - например, Ингва, - некогда носила и богиня, считавшаяся его сестрой-близнецом. Шведская исследовательница Бритт-Мари Настрём также считает, что когда-то Фрейя носила более личное имя, и предлагает вариант «Ингагерд».

Фрейя - самая деятельная из богинь. Она одновременно и валькирия, и диса, так как одно из её имён - Ванадис. В первую очередь, она - богиня любви и войны, жизни и смерти. По своим функциям она противостоит Одину и, в то же время, дополняет его. Оба эти божества - шаманы, оба путешествуют между мирами в обличье животных. Оба получают равную долю воинов, павших в сражениях, и примечательно, что право выбирать первой принадлежит Фрейе. Тотемные животные Фрейи - кошки. Она разъезжает на колеснице, запряжённой двумя кошками, белыми или серыми. Фрейя - покровительница вёльв, которые в древности носили в её честь рукавицы из кошачьего меха. В наши дни Фрейя поможет проклясть человека, издевающегося над кошками. Ещё одно связанное с ней животное - супоросая свинья, символ плодородия. Фрейе принадлежит ожерелье Брисингамен, которое она получила в награду за то, что разделила ложе с четырьмя карликами. Эти карлики символизируют четыре стихии, а ожерелье - это пятый элемент, возникающий из смешения четырёх остальных. По некоторым вариантам, Брисингамен - это не ожерелье, а пояс, причём пояс такого рода, который использовали в помощь роженицам. День недели, посвящённый Фрейе, - пятница, и именно в этот день в старину по традиции играли свадьбы.

Имя «Фрейя» связано с двумя голландскими словами - vrijen и vrij. Первое означает «заниматься любовью» или «ухаживать». Vrijer - это кавалер, ухажёр. Второе слово, vrij, означает «свободный». В поздней исландской традиции Фрейя считалась женой Ода, имя которого, как установили исследователи, есть не что иное, как вариант имени Одина. Возможно, Од - это Один в своей ипостаси странника. Когда Од покидает Фрейю, она разыскивает его во всех девяти мирах, принимая различные имена: Мардолль («сияющая, как море») , Сюр («свинья») и Гевьон («подательница») . Печалясь об Оде, она проливает золотые слёзы. В одном менее известном мифе, дошедшем до нас в трудах Саксона Грамматика, она выступает под именем Менглад - «ожерелье радости». Миф этот повествует о том, как Фрейя попала в плен к великанам, но была спасены неким Свипдагом или Оттаром, которого можно отождествить с Одом. Великаны один за другим сватаются к Фрейе, изобретая всевозможные способы добиться её руки. Фрейе принадлежит чудесное соколиное оперенье, надевший которое обретает способность летать. Многие исследователи скандинавских мифов выдвигали гипотезу, что Фрейя тождественна Гулльвейг. Эдред Торссон в своём «Руководстве по рунической магии» высказывает также мысль, что Фрейя эквивалентна Хейд - вёльве, с которой совещается Один. Роберт Грейвс в «Белой Богине» утверждает, что Фрейя ассоциировалась с вОронами - тотемными животными Одина. В каком-то смысле это резонно, поскольку Фрейя - не только богиня жизни, но и владычица смерти. В период раннего Средневековья Фрейя считалась покровительницей жанра любовных песен, именовавшегося masongr, или, по-немецки, Minnegesang. С наступлением христианства эта её роль была забыта, но традицию продолжили позднесредневековые менестрели и трубадуры, посвящавшие свои песни Деве Марии. К этой искажённой версии древней богини перешли многие атрибуты Фрейи, а также посвящённые ей растения и животные, к примеру божья коровка, в английском языке носящая название в её честь: lady-bird (букв. «госпожа-птица»). Как и большинство северных богинь, Фрейя связана с солнцем, которое ассоциировалось на севере с женским началом.

Богиня Идунн

Имена: скандинавские - Идунн (Idunn) , Идуна (Iduna)

Главная стихия: земля

Цвет: зелёный

Магические предметы: яблоки

Цели воззвания: долголетие, здоровье

Руны для работы: Йера, Беркана, Ингуз

Идунн - одна из богинь Асгарда. Известно о ней не так уж много. На первый взгляд, её можно счесть второстепенным божеством, но я постараюсь показать, что это не так. Идунн древнее асов и, вероятно, даже старше ванов. Её отец - великан и звёздный герой Ивальди, а её брат - Орвандиль, первый муж Сив. Орвандиль, Идунн и жена Бальдра Нанна - дети Ивальди и принадлежат к старшему поколению богов. Резонно предположить, что этим старшим поколением были великаны, которые с приходом нового поколения богов либо превратились в носителей зла, либо, как Скади или Герд, вписались в новый миропорядок. Обычно Идунн изображают как прелестную, очень юную и наивную девочку; так, Локи без труда удаётся заманить её к великану Тьяцци. Она не расстаётся со своей корзиной, полной золотых яблок. Идунн молчалива: красноречие - удел её супруга Браги, бога поэзии. Но в её хрупких руках - огромная сила. Именно ей боги обязаны своим здоровьем и долголетием, ибо без яблок Идунн они начинают стариться и приближаться к порогу смерти. Однако же саги уделяют Идунн совсем немного внимания. Яблоки Идунн даруют не столько бессмертие, сколько продление жизни, потому что богам приходиться есть их регулярно. Сердцевина яблока может символизировать материнское чрево, потому что в нём содержатся семена - потенциал новой жизни. Яблоки играют важную символическую роль и в мифах других народов. В кельтской мифологии фигурирует чудесный остров Авалон, на котором растут яблони, приносящие золотые плоды вечной молодости. Как известно большинству оккультистов, если разрезать яблоко поперёк, то на срезе будет виден символ пентаграммы. В греческой мифологии Геракл в ходе одного из своих двенадцати подвигов добывает золотые яблоки. Миф об Идунн можно сопоставить с греческим мифом о Коре-Персефоне. Со злом яблоки ассоциируются только в иудейской традиции. Но даже и библейский миф невольно связывает яблоко с познанием не только зла, но и добра. Таким образом, яблоко - символ добра и зла, а также сексуальности как условия продолжения рода, ибо библейская Ева стала зачинать детей лишь после того, как съела яблоко. Известна легенда о том, как бездетный король гуннов Рери застал однажды свою супругу под деревом, где она молила богов ниспослать ей ребёнка. Фригг сжалилась над ними и послала к ним свою вестницу, богиню по имени Гна. Гна бросила на колени королеве яблоко, съев которое, она зачала. От потомков этих короля и королевы пошёл род Вольсунгов. Яблоки - священные плоды Богини, играющие важную роль в женских мистериях. Символически они заключают в себе души ещё не рождённых детей. Идунн - богиня растительности. С наступлением Рагнарёк она скрывается под корнями Иггдрасиля и исчезает из этого мира, чтобы затем вернуться, когда возродится новая жизнь.

Богини Хель / Хольда

Две эти богини имеют между собой много общего. На вопрос о том, развивались ли эти образы параллельно или же один произошёл от другого, ответить сложно. Обе они связаны с миром мёртвых. Хольда в своей ипостаси Frau Gode - предводительница Дикой охоты, как и Водан. Долгое время мне казалось, что два эти божества тесно связаны. Быть может, когда-то они составляли близнечную пару, подобно Зиу и Зисе. Хель - это, по-моему, скандинавский аналог Хольды. Однако не исключено, что Хольда - это самая древняя в германской традиции богиня смерти. Мне всегда представлялось, что образ Хель сложился довольно поздно, под влиянием христианских представлений об ужасах, ожидающих грешников в загробной жизни. Только однажды - в ожидании Бальдра - Хель предстаёт перед нами в чертоге, пол которого устлан цветами, а столы ломятся от яств и напитков. Специфическая черта Хольды, отличающая её от Хель, заключается в том, что Хольда особо заботится о детях, умерших во младенчестве; позднее, в христианские времена, стали считать, что в её царство попадают младенцы, умершие некрещёными. Я полагаю, что изначально она считалась, в первую очередь, богиней умерших детей. Скандинавская же Хель - просто богиня смерти. В её мир отправляются после смерти все, кто не был всецело предан кому-либо из прочих богов или богинь и, соответственно, не может попасть в их чертоги. Согласно описаниям, Хель наполовину красавица, а наполовину - уродливый разлагающийся труп. Но на основе современных исследований мы можем прийти к новому представлению об этой богине, распознав заключённые в ней доброту и мудрость. И Хольда, и Хель попали под влияние архетипа безобразной ведьмы, сложившегося в средние века. Хольда также иногда предстаёт юной красавицей, но гораздо чаще она изображается как добрая в душе, но суровая или уродливая старуха с больной ногой (она слишком долго вертела колесо прялки - отсюда и увечье). Впрочем, так повествуют о ней голландские сказки, а фольклоре других народов она может принимать иной облик.

В настоящее время культ этой богини стал возрождаться на юге Англии, прежде всего в Гринвиче. Руна Хольды - Хагалаз. Она - покровительница прорицательниц-haegtessen и вёльв, как и Фрейя. В справочнике по скандинавской мифологии утверждается, что Водан/Один получил своих воронов в дар от Хольды

Богиня Нехелления

Нехелления - голландская богиня, покровительница растений, собак и моря. Не исключено, что это милостивая ипостась Хель, так как её изображают с корзиной яблок, традиционно символизирующих жизнь, как мы помним из описания Идунн. С другой стороны, собаки ассоциируются со смертью: в шаманской традиции они нередко служат проводниками в нижний мир. В таком случае можно предположить, что Нехелления - это местная версия Нертус, та самая богиня, которую Тацит в рамках своей «interpretatio Romana» именует Исидой. Центром культа Нехеллении был остров Валхерен, входящий ныне в состав нидерландской провинции Зеландия. Моряки взывали к ней о помощи, прежде чем отправиться в опасный путь к берегам Англии через Северное море. Кроме собаки и корзины, её атрибутом является корабль. Британские исследователи отождествляют её с древней английской богиней Элен. Стихия Нехеллении - вода; руны, помогающие воззвать к ней, - Хагалаз и Лагуз. В защитное заклинание, призванное облегчить морское путешествие, можно также включить руну Райдо.

Богиня Скади

Скади - локальная скандинавская богиня. В мифах она предстаёт как временная жена Ньёрда. Она получила его в мужья как часть виры, которую асам пришлось заплатить за убийство её отца, великана Тьяцци. Будучи родом из великанов, Скади может принадлежать к числу древнейших местных божеств, которым в Скандинавии поклонялись до появления культа асов. Скандинавия - «земля Скади» - названа в её честь. Скади - богиня зимы. Она бегает на коньках, а потому ассоциируется с Уллем, который стал её мужем после того, как Скади рассталась с Ньёрдом. По другим вариантам, Скади стала возлюбленной самого Одина, и от этой связи пошёл род Скьёльдунгов - королевская династия Дании. Имя «Скади» означает «тень», и эта богиня также связана со смертью. После того, как был схвачен и скован Локи, именно она повесила змею над его головой, мстя за ту роковую роль, которую Локи сыграл в судьбе её отца. Чертоги Скади носят название Трюмхейм. Связанные с ней руны - Эйваз, Хагалаз и Иса. Её стихия - снег.

Богиня Сив

Сив, вторая жена Тора, - златовласая богиня зерна. Согласно некоторым текстам, она обладала даром пророчества, хотя в эддах об этом ничего не сказано. В ранних германских источниках Сив предстаёт девой-лебедем. Некогда она была замужем за Орвандилем, а потому также может принадлежать к старшему поколению богов. Сив ассоциируется с летним плодородием земли и спелыми колосьями, поэтому миф о том, как Локи остриг её наголо, может трактоваться как метафорический рассказ об огне, уничтожающем урожай. Имя «Сив» родственно немецкому sippe - «родня». Из этого можно заключить, что Сив, как и Фригг, связана с миром и дружбой, царящими в счастливом семействе, а также с супружеской верностью. Руны Сив - Беркана и Ингуз.

Богиня Сага

Сага - одно из имён Фригг. В этой своей ипостаси Фригг покровительствует памяти и воспоминаниям. Сага живёт у потока времён и событий. Фригг обитает в Фенсалире (букв. «болотный край») , а Сага - в Сокквабеке («низкие скамьи») . Каждый день Один пьёт с нею из золотых кубков, и Сага поёт о прошлом и давно минувших временах. Так как Фригг обладает даром предвидения, а Саге ведомо всё, что осталось в прошлом, можно сказать, что Сага олицетворяет собою воспоминания Фригг. Ей соответствуют руны Перто и Лагуз.

Эйр, Вор, Вар и Фулла

Эйр - одна из служанок Фригг, покровительствующая врачеванию. С ней связаны руны Беркана, Совуло и Лагуз. Уруз - также целебная руна, но слишком мужская, поэтому использовать её для воззвания к Эйр я не советую. Вор и Вар также прислуживают Фригг; их призывают в свидетельницы клятв и просят наказать клятвопреступника. Особенно интересна Вар: её имя родственно немецкому слову wahr - «правда». Тот же корень сохранился в ряде английских слов, таких как aware («осознающий, осведомлённый») или beware («беречься, остерегаться») , связанных по смыслу с восприятием, осознанием или выявлением истины. Таким образом, Вар как хранительница клятв - это олицетворение идеализированных понятий об истине и честности. Вар предостерегает от поспешных, необдуманных клятв, в том числе брачных обетов: как служанка Фригг, она карает тех, кто нарушает верность супругам и возлюбленным. Фулла - неизменная спутница и наперсница Фригг. Она повсюду носит за нею корзину с сокровищами.

Виды на будущее

Долгое время роль женского начала в северной религии принижалась в ущерб всем приверженцам этой традиции, как мужчинам, так и женщинам. Так как большая часть доступных нам письменных источников относится к эпохе викингов, в эддах и сагах мы находим очень мало сведений о богинях и, тем более, о женских мистериях. Более того, христианские писцы в угоду своим религиозным предрассудкам нередко представляли женские стороны северной традиции в искажённом свете.

Пуританская неприязнь к символике плодородия не позволяла им описывать женские мистерии во всех подробностях. И в результате образовался порочный круг. Возрождающаяся в наши дни северная религия до сих пор страдает от неподобающего крена в сторону мужского начала, доминировавшего в эпоху викингов, а потому так и не сбросила оков, наложенных на неё христианскими монахами и священниками. Из-за этого принять участие в восстановлении северных традиций отваживаются сейчас лишь немногие женщины, и всё возвращается на круги своя.

Однако в действительности северная традиция должна не подавлять, а, напротив, возвеличивать роль женской духовности. Возрождение исконных северных мистерий невозможно без восстановления гармоничного равновесия между мужским и женским началом. Без подобающего почтения к Богине, без понимания истинной роли норн, валькирий и дис, реставрация северной религии неизбежно останется однобокой и несовременной; без женских мистерий, представленных как равноценное дополнение к мужскому воинскому культу, современные народы северных стран останутся, с мистической точки зрения, обделёнными и ослабленными. Я надеюсь, что моя книга поможет восстановить равновесие и разорвать порочный круг. Следует признать, что виды на будущее, открывающиеся перед нами, не столь уж мрачны. В конце концов, это - лишь первая в Англии (да и во всей Европе) за много десятилетий книга о рунах, написанная искренней последовательницей древней северной веры. И есть все основания надеяться, что её примеру последуют и другие женщины. Наши усилия окупятся сторицей, так как каждая такая книга подготовит ещё больше женщин к тому, чтобы взяться за эту нелегкую, но плодотворную задачу - вернуть женским мистериям Севера их заслуженное место в традиции.

В свете того, что мы почти не располагаем историческими сведениями, необходимыми для того, чтобы заполнить эту лакуну, одних только научных исследований будет недостаточно. Нужно больше экспериментировать, полагаясь на свою интуицию и фантазию. Именно так я, по большей части, проводила свои исследования, положенные в основу этой книги. Какое счастье, что необходимые для этого качества - интуиция, воображение и чувствительность - от природы развиты в душе каждой женщины!

Но для того, чтобы возродить северные мистерии по-настоящему, этого тоже недостаточно. Ведь возрождение это должно протекать в рамках стандартов, близких коллективной душе северных народов. Женщины Севера должны открыться веяниям коллективного бессознательного своих предков, внёсших некогда бесценный вклад в прогресс всего человечества. У многих наших современников слово «некромантия» вызывает неприятные или пугающие ассоциации. Но следует понять, что наши предшественники обладали великой мудростью и глубокими мистическими познаниями, и общение с ними послужит нам только во благо. Мы должны перенимать опыт прошлых поколений и приспосабливать его к современным нуждам. Средства же и приёмы, позволяющие пробудить коллективную память, скрыты в недрах нашего личного бессознательного.

Таким образом, женщинам следует уделять больше времени воспитанию детей. Все мы неплохо знаем древнегреческую и библейскую мифологию, но кому из вас рассказывали в школе о северных богах? Этот пробел следует восполнять своими силами, в домашнем обучении.

Восстановление равновесия между мужским и женским началами послужит во благо не одним только женщинам, но обоим полам. К примеру, традиционно женские искусства врачевания и гадания приносят пользу как женщинам, так и мужчинам. Богини заботятся обо всех. Они заняты женщинами ничуть не в большей степени, чем боги - мужчинами. И до тех пор, пока не восстановится равновесие полов, традицию северных мистерий нельзя будет считать возрождённой в полной мере. Надеюсь, моя книга внесёт свой вклад в решение этой проблемы, послужив лекарством для того, что нуждается в исцелении.

Просмотры: 29 884

ют общих предков. Много веков назад их называли викингами или варягами. Они были известны как талантливые моряки и умелые кораблестроители. Викинги открыли самый большой остров Гренландию, первыми доплыли до берегов Северной Америки. Но прославились они больше всего как самый воинственный народ Европы. Викинги завоевали практически всю Европу. Про викингов слагается множество легенд и сказаний, которые находят своё отражение в скандинавских мифах.

Асгард мир богов.

Как появился наш Мир.

Как утверждаю скандинавские мифы, в центре нашего мира растёт огромное древо Иггдрасиль. Оно имеет три уровня: в его корнях, под землёй находится мир мёртвых, около ствола находится царство людей Мидгард, а на вершине его живут боги.


Древо игдрасиль.

Великаны и боги.


Великан Имир.

Согласно легендам первыми живыми существами на земле были великан Имир и корова Аудумна появившиеся из древних льдов. Однажды корова Аудумна захотела полизать кусок вечного льда. От её теплого дыхания лёд растаял и из него появился могучий Бор. Когда Бору надоело жить самому, то он женился на одной из дочерей великана Имира. У них родились дети, наделённые божественной силой. Так в мире скандинавской мифологии появились первые боги - Один, Вили и Ве.

Откуда появились первые люди.

Согласно скандинавским мифам однажды, когда дети Бора первые боги скандинавов играли на берегу океана, то они увидели два дерева. И решили они продемонстрировать друг другу свою силу. Один вдохнул в деревья жизнь и душу, Вили наделил их способностью двигаться и мыслить, а Ве сделал из деревьев людей, подарив им красоту, слух, зрение, и дар общения. Они получили имена Ясень и Верба. Они стали предками всех людей.

Разделение мира.



Вначале времён всю землю покрывал безграничный океан и не было ни одного кусочка суши. Но однажды богам надоело изо дня в день наблюдать пустынную морскую гладь, и они из глубин океана подняли сушу, которая стала в последствие царством людей Мидгардом. На ней боги поселили первых людей. Границы этого царства скандинавские боги окружили стеной из век первого из великанов могучего Имира, они защитили царство людей от колдовства и враждебных существ. По соседству с Митгардом были и другие царства. Йотунхейм в этом царстве жили великаны, которые ненавидели и людей и богов. Также были два божественных царства Асгард и Ванахейм в первом из них жили светлые боги Асы, а во втором тёмные Ваны.

Первые войны.

Но не смогли боги жить в мире с великанами и в скором времени, между ними разгорелась война. Она длилась, долгие сотни лет пока скандинавские боги всё-таки не одолели великанов, но это была Пиррова победа, поэтому они заключили перемирие и обменялись заложниками. Когда затихли все битвы самой первой войны на земле остался лежать поверженный великан Имир. Он был очень измученный и обессиленный этой войной, и боги скандинавов решили наложить на великана Имира заклинание, и его тело превратилось в горы, а волосы в леса.

Один.


Верховным богом викингов и правителем скандинавских богов был Один. Его часто изображают как могучего седобородого воина с одним глазом, второй глаз он отдал за то, чтобы испить воды из источника мудрости. Он был вооружён волшебным копьём Гунгниром не знающим пощады, на голове носил рогатый шлем, а сверху доспехов одевал пояс с волшебной пряжкой. Эта пряжка была амулетом из серебра, на которой были начертаны могущественные руны, эта пряжка во время битвы увеличивала его силу в десятки раз.


Если верить легендам Один ничего ни ел, а только пил божественный нектар называемый мёдом поэзии. Благодаря этому он заслужил славу оратора умеющего высказывать свои мысли стихами. Он даровал викингам руны, чтобы получить, их он принёс себя в жертву самому себе, пригвоздив себя своим же копьём к мировому древу Иггдрасиль, так он провисел девять дней, а на десятый день ему открылись заветные знания. Скандинавские руны символизировали знание и были мощнейшими оберегами. Викинги использовали магические руны в своей магии, чтобы записывать магические заклинания.


Одина всегда сопровождают два волка или два ворона, его лицо скрыто капюшоном, в таком виде он странствует по миру на своём восьминогом коне Слейпнире. Будучи мастером, изменять свою внешность он не узнанным появлялся среди людей помогая решать им сложные споры, а в битвах поддерживает всегда наиболее достойного. Поэтому он считается богом мудрости и войны.


Но кроме стремления к познанию мудрости и жажды сражений его отличала от многих богов любвеобильность. Будучи одним из самых красивых из богов он имел огромный успех у женщин. Один часто влюблялся в разных богинь и дочерей Имира, несмотря на то, что был женат на красивейшей из богинь - богине брачных уз Фригг.

Помощники Одина.


Один был в курсе всех событий, которые происходили в мире. Но будучи даже самым могучим из богов Один не мог одновременно находится в разных местах. Для этого у него были два помощника ворона, которых звали Мунин (Помнящий) и Хулиг (Мыслящий). Они летали по миру и всё примечали, а вечером являлись Одину садились ему на плечо и шёпотом рассказывали ему обо всём, что делается в мире. Также Одина всегда сопровождали двое белых волков.


Войско Одина состояла из погибших в сражениях величайших воинов викингов находящихся в небесном чертоге Вальхалле. Их после боя собирают на поле боя Валькирии посланные Одином.

Вальхалла.

Согласно древним преданиям викингов Валь халла представляет собой большой зал, с крышей, состоящей из щитов из золота, которые опираются на копья, наконечники которых изготовлены из серебра. У Вальхаллы 540 дверей, из каждой из них во время последней битвы Рагнарека по зову бога Хеймдаля выйдут по 800 воинов. Викинги, находящиеся в Вальхалле называются энхерии. Каждое утро они облачаются в боевые доспехи и сражаются насмерть друг с другом, а вечером, будучи воскрешёнными Валькириями, садятся пировать.

Бог грома Тор .


Тор один из самых известных богов скандинавской мифологии его отцом был Один, а матерью богиня земли. Он был богом грома и урожая. Скандинавы изображали его как могучего воина огромных размеров с огнено-рыжей бородой. Главным оружием Тора был волшебный молот Мьёлльнир, не знавший промаха, которым он мог убить самого огромного великана. Согласно легенде это оружие для него выковали одни из самых искуснейших кузнецов карлики Брок и Синдри. Молот Тора всегда попадал в цель, после чего возвращался хозяину. Но не только разрушительной силой обладал молот Мьёлльнир, существует множество скандинавских мифов и легенд, в которых благодаря ему Тор исцелял и воскрешал раненых и павших в бою воинов. Не смотря, на всю свою грозность, к простым людям он относился хорошо, особенно к женщинам и детям. Викинги считали Тора главным защитником всех людей живущих на земле. Купить Молот Тора.


У Тора была было волшебное снаряжение, которое помогало ему совладать с таким мощным оружием как молот Мьёлльнир. В него входили железные рукавицы, благодаря которым он мог держать раскалённый молот Тора, не опасаясь обжечься и пояс который удваивал его силу. Благодаря этим волшебным артефактам Тор был практически непобедим. Согласно легенде о последней битве Рагнареке Тору было суждено сразиться Ёрмунгандом.

Тор путешествовал по миру в повозке запряжённой двумя козлами которых звали Тангниостр и Тангриснир. Если Тор был голоден то он их съедал, после чего при помощи Мьёлльнира воскрешал их. У скандинавов существует легенда, что Тор в своей повозке возит множество серебряных и медных чайников и когда ударяет молния то чайники, в повозке гремят и от этого происходит гром, который мы слышим во время грозы.


Локи – бог обмана.


Именно так называли этого бога. Локи был богом обмана и огня и имел злой и завистливый характер. Его изображали двуликим потому, что с одного стороны он был близким родственником Одина и помогал ему, а с другой только и мечтал, как бы занять его место.

Локи мог превращаться в любое существо, а благодаря своим крылатым ботинкам он мог перемещаться в любое место. Больше всего на свете Локи любил разные подлости, чтобы поссорить людей, богов или великанов.

Проделки Локи.


Как то раз когда Локи и Один прогуливались вдвоём возле водопада, Локи увидел в воде выдру и кинув в неё камень и убил её. Но вскоре выяснилось, что это не выдра, а карлик Отр, который превратился в выдру, чтобы поймать себе рыбу.

Разгневанный отец Отра, потребовал за кровь сына выкуп волшебный посох Одина и крылатые ботинки Локи. Вернуть эти вещи можно было, только дав за них много золота. За золотом Один отправил Локи в страну чёрных эльфов.

Когда Локи добрался до страны чёрных эльфов, то в реке он заметил щуку, чешуя которой блестело подобно золоту. Локи не тратя время на раздумья, закинул сеть в реку и выловил рыбу с чешуёй из золота и уже хотел её съесть, но оказалась, что это не рыба, а карлик-кузнец Андвари, который отдыхал в прохладной реке.

Хитрющий Локи быстро сообразил, как из этой ситуации получить выгоду и предложил Андвари обменять свою жизнь на золото. Кузнец-карлик согласился с предложением Локи. Он отдал всё своё золото Локи, спрятав только уникальное амулет в виде кольца способное удваивать богатство. Но бога обмана не проведёшь он и сам кого хочешь, обманет по этому когда Андвари отлучился Локи выкрал амулет в виде кольца.

Когда Андвари обнаружил пропажу, то наложил на кольцо амулет мощное заклятье, которое вредило любому, кто использовал это амулет в виде кольца. Но Локи и в этот раз выкрутился, он отдал амулет в виде кольца вместе с золотом для выкупа, за это карлики вернули ему крылатые ботинки, а Одину его посох. А в семье карлика Отра начало действовать заклятье Андвари.

Богиня красоты и любви Фрейя.


Как мы уже знаем Фрейя, попала к светлым асам вследствие обмена заложниками. Её отцом был бог морей Ньорд, а матерью богиня земли Скади. Но в отличии от других заложников она об этом ни когда не жалела.

Фрейя заботилась о роженицах – с её помощью роды всегда проходили легко и благополучно, а дети появлялись на свет здоровыми. Но основным занятием богини любви было помощь влюблённым. Она так увлеклась этим, что скандинавским богам пришлось выделить ей отдельный уголок в царстве мёртвых. В это миниатюрное царство мёртвых попадали души молодых парней и девушек. А чтобы Фрейя смогла устроить им романтическое и наполненное любовью существование после смерти скандинавы хоронили неженатых молоденьких девушек в свадебных платьях, чтобы они могли выйти замуж в загробном мире.

Не было такого бога среди асов которому не нравилась бы Фрейя, и чтобы сделать ей приятное они дарили ей удивительные ювелирные украшения из золота и серебра. Но больше всего прекрасная богиня Фрейя нравилась богу грома Тору.

Боги моря и земли.


Бог моря Ньёрд.

Богом морей у скандинавов был Ньёрд. Он повелевал бурями и штормами, и ему подчинялись все обитатели морского царства. Женой бога морей была богиня земли Скади. Так вышло, что они женились случайно. Дело в том, что после войны Асов и Ванов, богиня земли у которой погиб в этой войне отец пожелала, чтобы в знак компенсации боги нашли ей мужа. Боги согласились, но поставили условие, что выбрать будущего мужа она сможет по ногах. Богиня долго придиралась и, в конце концов, остановилась на ногах, которые ей показались наикрасивейшими. Она думала, что они принадлежат сыну Одина красивейшему из Асов богу весны. Как же она была удивлена и разочарована, когда оказалось, что наикрасивейшие ноги принадлежат старому и некрасивому богу морей.


Богиня земли Скади.

Кто знает, сколько лет между ними шёл спор, где жить. Ньёрд боялся волков и поэтому не хотел селиться на суше возле гор, но именно там хотела жить Скади. Богиня земли в свою очередь отказывалась жить в море, потому что крик чаек раздражал её, а волны укачивали её.

Спор их так не чем и не разрешился, поэтому они решили жить порознь, а когда встречаются, постоянно скандалят и ругаются.

Северная красавица Герд.

Герда.

В северном царстве во дворце великана Гюмира жила наикрасивейшая дева севера Герд (Герда). Её лицо светилось светом, освещая самые тёмные уголки души.

Один раз когда сын морского бога Фрейр сидел на волшебном троне, и наблюдал за тем что творится в мире он увидел Герду и влюбился в неё. Но Фрейр понимал, что она была дочерью великана и врага богов и вряд ли могла согласиться стать его женой. Но он всё же рискнул и решил послать своего друга Скирнира просить руки прекрасной Герды.


Фрейр.

Как Фрейр и предполагал Герда, отказалась выйти за него замуж. Её не испугала даже смерть, которой угрожал ей Скирнир. Но боги всегда старались приходить на помощь друг другу. У Скирнира был волшебный меч, на котором были начертаны магические руны. Он наслал на Герду любовное заклинание и каждая из девяти рун на его мече каждый день усиливала любовь Герды к Фрейру.


Сын бога и дочь великана поженились, но любовь вызванная магией не смогла растопить холодное сердце северной красавицы Герды.

Бог Весны.

У богини брака Фригг и мудрого Одина было трое детей Хермод, Хед, и Бальдр. Наикрасивейшим из них был Бальдр бог весны. Когда он только родился его мать взяла обещание со всего живого, что они не причинят вред её сыну, забыла лишь взять обещание с омелы, которая была в то время очень маленькой и её просто не заметили. У Бальдра было доброе сердце, он никогда ни с кем, не конфликтовал, все любили его.

Скучая боги частенько стреляли из луков в неумирающего Бальдра, чтобы развеять скуку ведь оружие не могло причинить ему вред. Подлый Локи очень завидовал Бальдру, поэтому одного раза он превратился в женщину пришёл к его матери Фригг и выведал у неё тайну про слабое место Бальдра. Затем вложил стрелу из омелы в руку слепому Хеду.

Фригг долго оплакивала своего сына, пытаясь любыми способами вернуть его к жизни из царства мёртвых. И в конце концов она решилась спуститься в царство мёртвых, чтобы уговорить богиню Хель отпустить её сына. Хель согласилась отпустить, но поставила условие, что всё живое на земле должно оплакивать Бальдра.

Но Бальдру не было суждено вернуться, и виной всему был Локи, который превратился в великаншу и веселился смерти Бальдра.

Наказание Локи.

Однажды когда у великана Эгира был пир, боги начали восхищаться мастерством его слуг Фимафенга и Эльдира. Искусство обоих вызывало у всех восхищенье и поэтому все Асы хвалили их без умолка. Всё это вызвало приступ злобы и зависти у Локи, и он спровоцировал сору с Фимагеном и убил его мечом. Все боги возмутились и Один изгнал его. Но он вернулся и начал оскорблять всех. Но и этого ему показалось мало, и поэтому, желая по больнее ранить Одина, он сознался в том, что это он виноват в смерти его любимого сына Бальдра. Сказав это, он бросился бежать, но боги догнали его и решили наказать. Они приковали его к скале, а Фригг в отместку за смерть сына повесила над ним ядовитую змею, из пасти которой капал яд. Верная жена Локи Сигни день и ночь держит над ним большую чашу, в которую капает яд, но, как только она отходит, чтобы вылить переполненную чашу, капли яда падают на лицо бога огня, и тогда он корчится в страшных мучениях. От этого содрогается весь Митгард и происходят землетрясения.

Рагнарек закат богов.


В давние времена скандинавским богам было предсказано, что после трёх длинных зим, падут оковы, сдерживающие с Локи, и он пойдёт войной на светлых богов Асгарда на его сторону перейдут великаны и другие древние враги богов и начнётся последняя битва Рагнарек. Один будет повержен огромным волком Фенриром, Тор сразится с морским змеем Ёрмунгандом и поразит его своим Мьёлльниром, но погибнет от яда Ёрмунганда. Все старые боги викингов погибнут в этой последней битве, но выживут их дети которым суждено возродить мир после Рагнарека.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия