Полное собрание и описание: сугубая молитва что это такое для духовной жизни верующего человека.
ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
ТВЕРСКАЯ И КАШИНСКАЯ ЕПАРХИЯ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА РПЦ
МОНАСТЫРЬ ПРИГЛАШАЕТ ПАЛОМНИКОВ, БОГОМОЛЬЦЕВ, ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ
ТРЕБЫ, МОЛЕБНЫ, ПАНИХИДЫ
Поминовение на проскомидии о здравии и упокоении (с выниманием частички):
на 40 дней – 100 рублей
на 6 месяцев – 150 рублей
на 12 месяцев – 300 рублей
на 40 дней – 100 рублей
на 6 месяцев – 150 рублей
на 12 месяцев – 300 рублей
Принимаются пожертвования на кирпичик о здравии и упокоении.
Нет ничего выше милостыни!
Жертвуя на восстановление монастыря, вы зажигаете негасимые свечи на небесах себе и своим родным. Пожертвование на кирпичик – это вечное поминовение на сугубой ектенье в чине строителей.Жертвуя людям мы надеемся на их благодарность, жертвуя Господу мы уповаем на его милость по отношению к нам и тем, за кого приносится жертва.
К проблемам, носящим хронический характер, наиболее эффективна сугубая молитва на литургии, во время которой священник не только молится о здравии того, за кого приносится эта треба, но так же специально (сугубо) просит Господа о решении данной конкретной проблемы.
Возможны следующие сугубые молитвы:
– О вразумлении и наставлении на путь праведный
– О духовном и телесном здравии
– О помощи в устроении брака
– О даровании чада
– О помощи в учении
– О решении квартирного вопроса
– О помощи в несении воинской обязанности
– О защите от бесовских нападений
– О прощении греха детоубийства
– Об исцелении от алкоголизма, наркомании, игромании и табакокурении
Время, на протяжении которого творится сугубая молитва определяется, в зависимости от сложости проблем, требующих решения, определяя сложность решения проблемы и сам человек, ее застарелый характер принимает решение о потребном для него колличестве сугубых молитв. Обычно, для положительных изменений рекомендуется совершать сугубые молитвы в течение 12-40 литургий. Но иногда (в тяжелых духовных ситуациях) сугубые молитвы творятся на протяжении полугода и даже года.
Важно, чтобы человек, заказывающий сугубую молитву сам присоеденился к молитвенному деянию. Ведь без собственной работы над собой, над своей душой, спасение не возможно.
Испокон веков существуют правила духовной жизни, пренебрежение которыми ведет к духовной смерти. Мы рекомендуем, чтобы заказанные сугубые молитвы, сопровождались следующими действиями с вашей стороны:
1 Первое, – необходимо осмыслить заповеди, которые являются духовными правилами нашей жизни, и начать жить по заповедям.
2 Освятить дом (квартиру), в которых вы живете.
3 Молиться об усопших. Заказать поминовение всех усобших сродников. Вымаливая усопших помогаем их живым сродникам.
4 Необходимо осмыслить свою жизнь, свои поступки, мысли, слова и прийти к глубокому покаянию. После этого необходимо исповедоваться и причаститься. Покаяние, исповедь и причащение – это путь к духовному, а часто и телесному исцелению!
5 Необходимо помогать и творить милостыню и добро людям, окружающим вас и так нуждающихся в вашей любви! Нет ничего выше милостыни в глазах Бога. Блаженны милостивые, ибо они омилованы будут. Самая простая, но и самая действенная милостыня Богу – на его храм: на кирпичик.
Необходимо молиться о разрешении вашей проблемы не только священнику, совершающему сугубую молитву на литургии, но и вам, у себя дома. Ваша молитва – это общение с Богом. Будьте искренни в этом общении, будьте смиренны, будьте благодарны, будьте полны любви! И как к отцу, хоть и любящему, не возможно постоянно обращаться только с просьбами, так и к Богу необходимо обращаться не только с прошениями, но и с благодарностью! Благодарите Господа за то, что вы имеете! И Господь, как любящий отец, к которому вы обращаетесь со своей просьбой, даст вам, если для вашей духовной жизни (или жизни тех, о ком вы молитесь) это будет целительно.
Очень часто причиной грехов и проблем живых являются не отмоленные грехи усопших сродников до 3-4 колена. Поэтому желательно одновременно заказывать о них сорокоуст и Псалтирь на 40 дней. Так же очень полезно заказать панихиды об усопших.
Простая панихида стоит 80 рублей
Заказная панихида по древней христианской традиции с приношением на канун в качестве жертвы пшеницы (мука), вина (кагор) и елея (масло) – 450 рублей (в стоимость включены все приношения).
Деньги с указанием имен, назначения требы и её количества можно отправить почтовым переводом по адресу: 172840, Россия, Тверская обл., город Торопец, ул. Еременко, дом 7, Свято-Тихоновский женский монастырь. Настоятельнице монастыря монахине Иоанне (Калашниковой).
Либо можно выслать банковским переводом, предварительно написав по электронной почте или позвонив по телефону.
В 2008 году на территории монастыря под вековым дубом на историческом камне, вынутом экскаватором из-под фундамента реставрируемого храма, установлена памятная доска в память о 90-летии убиения царской семьи (освящение доски Владыкой Виктором), гласящая том, что на этом месте будет установлен памятник всем Новомученикам и Исповедникам Российским.
Спаси ХристосЪОтвечает протоиерей Александр Ильяшенко:
Сначала определим значения слов «ектения» и «молебен».
Ектения (от греч. “усердие”, “протяжение”) – ряд молитвенных прошений, произносимых диаконом или священником от лица всех молящихся во время богослужения. Начинается ектения с призыва к молитве, за которым следуют различные прошения и завершается возгласом, прославляющим Бога (произносится священником). После каждого прошения в зависимости от его содержания хор поет “Господи, помилуй”, “подай, Господи” или “Тебе, Господи”.
Сугубая ектения (от слав. “сугубити” – “усиливать, удваивать”) – начинается словами “рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем” (“рцем” означает “будем говорить”). Название этой ектении указывает на усиленное моление (поэтому ее называют “ектенией прилежного моления”). Содержит, в основном, прошения о лицах: Патриархе, правящем архиерее, стране (правителях и воинстве), о почивших христианах (в первую очередь, создателях храма), а также о всех тех, кто совершает в нем богослужение и выполняет различные послушания, а также о предстоящих. На каждое прошение, произносимое диаконом или священником, хор отвечает троекратным “Господи, помилуй”.
Молебен – один из видов частного богослужения. Отличается краткостью и имеет просительный либо благодарственный характер. Молящиеся просят Господа, Богородицу или святого о ниспослании милости либо благодарят за получение благ.
Различаются молебны общественные и частные. Первые совершаются, как правило, в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учебного года, при стихийных бедствиях, эпидемиях и т. д. Частные молебны совершаются по просьбам отдельных лиц: например, на благословение дома, на освящение и благословение пищи, о ниспослании духовного и телесного здоровья. В разных храмах существуют определенные дни для совершения таких молебнов.
Таким образом, сугубая ектения не является молебном, но может входить в последование молебна. В некоторых приходах есть традиция вставлять прошения о болящих, о путешествующих и т. п. в последование сугубой ектении.
С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко.
Молебен - это малое отдельное богослужение, как правило, совершающееся посередине храма священником, при котором верующие просят Господа, Богородицу или Святых о милости Божией или благодарят Господа. К молебну может быть присоединен чин малого освящения воды, акафист, канон.
Молебен может быть отслужен как на общих началах, так и в индивидуальном порядке. Чинопоследования молебнов многообразны по назначению, другими словами, молебны бывают тематически направленными или общими.
Общий молебен не уточняет тематику, в нем упоминаются различные прошения, он универсален.
А тематически направленные молебны могут быть, например: о болящих, о любви и искоренении всякой злобы, о новолетии, перед началом всякого дела, на всякое прошение и так далее. Таким образом, молебны поются только о живых и об их нуждах.
Если к молебну присоединен канон или акафист - то молебен наполняется и украшается глубоким смыслом прославления того, кому канон или акафист посвящается. Внимательно слушающий проникается этим глубоким смыслом.
Молящиеся могут заказать молебен как во время совершения богослужения, так и для заочного моления. На молебен подаются имена только о здравии.
Я рекомендовал бы, конечно, присутствовать на молебнах, и тогда моление будет иметь больший смысл, и сила молитвы будет возрастать и приближаться к сугубому молению. Все имена, которые поданы, будут зачитаны во всеуслышание. Также можно просить священника отслужить индивидуальный молебен по требованию.
Будьте всегда с нами!
Сайт православного священника иерея Николая Осипова
Место служения: Храм «Веры, Надежды, Любови и матери их Софии»
Адрес храма: 443010, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 136
В церковной лавке принимаются поминальные записки, которые вы бы хотели отправить на Святую Землю (с группой наших прихожан). Подробности в Объявлениях..
Крестный ход “Тропой Преподобного Сергия” в этом году перенесён на 30 сентября, субботу. Подробности в Объявлениях..
Поддержите “Милостивое сердце” – проект Никольского храма в конкурсе губернатора МО. Подробности в Объявлениях..
Планируется поездка в Псково-Печерский монастырь. Подробности в Объявлениях..
В Никольском храме будет служить о.Борис. Подробности в Объявлениях..
Добавлена служба 24.12.2015 в 8.00 утра. Подробнее в Объявлениях.
С 10 до 17 ноября в Никольском храме с.Рогачево будет находиться.икона с мощами Матроны Московской
Добавлен новый раздел – Богословские курсы.
Добавлены фото крестного хода “Тропою преп. Сергия”.
Добавлены фото велопробега в Николо-Пешношский монастырь.
Обновлено расписание работы Воскресной школы на 2015/2016 учеб. год.
Подается с просьбой совершить молитвы о физическом и душевном здоровье человека, о его благополучии. Сюда записывают всех живых крещенных людей, которым вы желаете здоровья, спасения и благоденствия.
Подается с просьбой совершить молитвы об упокоении душ усопших людей. Церковное поминовение облегчает душе проходить мытарства после отшествия из тела.
ο внесение имени живого человека в записку «об упокоении» никоим
О ком можно подавать записки?
ο любой человек может быть упомянут в записке (не только родственник
или знакомый), при условии, что Церковные правила позволяют
подавать записку о нем.
О ком нельзя подавать записки?
Церковь не поминает следующих людей:
ο не крещенных в православной вере (атеистов, инославных, иноверцев);
ο усопших, причисленных к лику святых :
Например: блаженная Матрона, блаженная Ксения.
Причина проста: находясь у Престола Божия именно они
ο убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены
Не следует подавать записки о них.
Поминовение самоубийц в Храме возможно только при соблюдении следующих условий:
ο при наличии официального медицинского заключения ,
свидетельствующего о том, что человек наложил на себя руки в состоянии
помешательства, в невменяемом состоянии;
ο и при наличии архиерейского благословения на их отпевание и церковное
Для его получения вам нужно обратиться к епископу вашей
епархии. Только епархиальный архиерей может дать разрешение
на отпевание самоубийц;
ο отпевание без такого благословения будет самочинным
Возможное поминовение самоубийц дома:
ο Оптинские старцы разрешали поминать самоубийц только по желанию
близких родственников и только краткой молитвой, которая, примерно,
должна иметь такой вид: «Господи, если можешь, помилуй раба Твоего
Что делать, если вы подали записку о человеке, которого, по Церковным правилам, нельзя поминать в Храме?
ο если это произошло, то необходимо сказать об этом священнику
Заполнение записки – духовная составляющая этого процесса:
ο вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания
с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь
припомнить того человека, чье имя вы вписываете – это уже
молитва за него.
Порядок написания имен в поминальных записках:
ο желательно – разборчивым подчерком . Лучше всего – печатными
ο имя пишется полностью, в т.ч. и детские имена, без сокращения
и уменьшительно-ласкательных форм;
ο имя поминаемого пишется в родительном падеже : о здравии,
об упокоении «кого?»;
ο все имена должны быть даны в церковном написании , т.е. так, как это имя
упомянуто в Святцах:
Если имени человека, о котором подается записка, нет в святцах
(не православное имя; имя, придуманное в советский период),
то (лучше заранее дома), перед подачей записки, вам
необходимо выяснить, был ли этот человек крещён в
Православие и, какое имя ему было дано при крещении.
Это имя и следует упоминатьв подаваемой вами записке;
Если выяснить имя, данное при крещении, не представляется
возможным, но вы точно знаете, что человек был крещен
в Православие, то можно указать его не православное имя
(светское) и рядом, в скобках, обозначить для священника
информацию о том, что поминаемый человек был крещен
Если вы не знаете полного христианского имени человека и
не уверены, был ли он крещен, воздержитесь вносить его имя
в записку до выяснения фактов. Тем временем поминайте его
в своих частных молитвах.
ο если вы хотите помянуть большее количество людей (более десяти),
пожалуйста, по возможности, подавайте несколько записок. Не очень
длинные записки священник имеет возможность прочитать
Последовательность перечисления поминаемых людей в записке:
ο первыми вписываются имена священнослужителей с указанием их сана:
Патриарха …., митрополита …., архиепископа ….,
епископа …., протопресвитера …., архимандрита ….,
протоиерея – игумена …., иеромонаха …., иерея ….,
архидиакона …., протодиакона …., иеродиакона ….,
диакона …., иподиакона …., монаха (монахини) ….,
послушника (послушницы) ….; чтеца ….;
вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа;
ο затем перечисляются детские имена:
Младенца (младеницы) …. – это ребенок до 7 лет;
Отрока (отроковицы)…. – это ребенок от 7 до 14 лет;
ο теперь вписываются имена всех остальных взрослых мирян:
сначала мужские имена, а затем женские:
Имена членов вашей семьи, близких и родных;
Имена ваших благодетелей;
недоброжелателей, обидчиков, завистников и врагов;
ο по благочестивой традиции после списка имен обычно вписывают фразу
«Всех православных христиан», которая говорит о том, что вы желаете
спасения всем без исключения, православным христианам, имена
которых вы могли забыть, или не знать.
В какой период службы лучше всего подавать записки?
ο чтобы священник успел вынуть частицы в поминовение здравствующих
и усопших, записки следует подавать до начала Божест венной
Дополнительная информация, которую не следует указывать в записках:
ο не указываются:
Фамилии и отчества,
Звания и титулы,
Степени вашего родства;
ο не пишется «старица»/ «старец», а указывается конкретный титул
поминаемого вами священнослужителя;
ο в качестве дополнения к имени вы можете написать (в понятном
Беременной (непраздной) – (непразд.).
ο в записках «Об упокоении» не пишут:
Убиенный и т.п. – такие записи не имеют значения для души
Дополнительная информация, которую вы можете указать в записках:
ο в записках «Об упокоении» добавляют:
новопреставленный - усопший в течение 40 дней после
приснопамятный (достойный всегдашнего воспоминания) -
усопший, имеющий в этот день памятную дату:
И день рождения усопшего.
Сроки записок о поминовении в нашем Храме?
В нашем Храме вы можете подать записку:
ο о единоразовом поминовении;
ο о поминовении на срок: месяц, полугодие, год.
Можно ли подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка?
Нельзя. Не родившийся ребенок еще не принял Святого Крещения, а в записках пишут только имена крещеных православных христиан.
Какова дальнейшая судьба записок, после прочтения их священником?
Вечером все прочтенные за день записки сжигаются.
Записки подаются для поминовения:
За путешествующих или тяжко болящих
Когда хотят помолиться об успешном
совершении благого дела.
Только о новопреставленных и только на
В воскресные дни, в праздники,
предпразднества и попразднества в день
памяти святого или праздник, когда
служится полиелей или славословная
служба, поминовение усопших «на сугубой»
Краткое описание поминовения на проскомидии:
хлеб и вино для Таинства Причащения;
ο поминовение по обычным запискам происходит в Алтаре, без чтения
ο сначала из пяти богослужебных просфор, после особых молитв,
священником вынимаются частицы и укладываются в определенном
порядке на дискос (круглое блюдо на подставке, символизирующее
ясли, в которых родился Спаситель):
«Агничная» частица служит для Причащения;
“Богородичная” , вынимается в честь Божией Матери и кладется
по левую сторону от Агнца;
“Девятичинные” частицы, вынимаются в честь святых:
Мучеников и преподобных,
И того святителя, имени которого
Они кладутся по правую сторону от Агнца, по три в ряд;
Из 4-ой просфоры вынимают частицы о живых – о Патриархе,
епископах, пресвитерах и диаконах;
Из 5-ой просфоры вынимают частицы об усопших –
Патриархах, создателях храмов, епископах, священниках.
ο затем в Алтаре читаются поминальные записки верующих и, после
прочтения каждого имени, священнослужитель вынимает частицу из
просфор (не богослужебных, а поданных верующими), говоря:
”Помяни, Господи, (указывается написанное имя) “. Эти частицы
также кладутся на дискос. Это – первое поминовение тех,
чьи имена написаны в поданных записках;
ο частицы, лежащие в этом порядке на дискосе, символизируют всю
Церковь Христову, собравшуюся около Агнца;
ο следует помнить, что частицы, вынутые во время прочтения
поминальных записок, не служат для очищения грехов тех, кто эти
записки подавал. Они, после окончания Таинства Причащения, будут
внесены в потир (вместе с остальными частицами, вынутыми из 4-рех
богослужебных просфор). Находясь возле Тела Господня («агничной»
частицы), все они пропитаются Божественной кровью, исполнятся
святыни и духовных дарований – ниспосылая их тому, о чьих именах
возносились молитвы. Т.е верующие, имена которых написаны в
записках, получат благодать, освящение и отпущение грехов от
приносимой на Престоле очистительной жертвы.
ο т.о. во время поминовение живых и усопших именно в Церкви,
на литургии, происходит очищение Кровью Христовой грехов, которые
совершают и совершали поминаемые нами люди.
Просфоры, подаваемые на проскомидию:
ο каждая просфора двусоставна, в знак двух природ Христа: божественной
и человеческой; священник вынимает из одной просфоры частицы
и за здравие, и за упокоение;
ο таким образом, вы вполне можете заказать только одну просфору;
ο мнение, что для проскомидии необходимо заказывать две просфоры:
о здравии и об упокоении – это благочестивый обычай;
ο мнение, что чем больше закажешь просфор, тем лучше – ошибочное, т.к.
количество заказанных просфор не влияет на качество поминовения.
ο ектенья не является сама по себе молитвой, это призыв к молящимся в
храме помолиться о том или ином случае, деле, человеке;
ο т.о. – заказывая поминовение «на сугубой», вы просите членов общины
помолиться о том или ином человеке, находящемся в обстоянии;
ο на записке необходимо написать:
Указать случай, по которому вы просите молитв общины:
новопреставленного/ой,тяжко болящего/ей,
Краткое описание поминовения на сугубой ектении:
ο имена из заказных записок произносятся на молении вскоре после чтения
ο начинается сугубая (усиленная) ектения:
Общий призыв к Богу, троекратное “Господи, помилуй!” Диакон
призывает: “Рцем (то есть да скажем, будем молиться, говорить)
вей от всея души, и от всего помышления нашего рцем!”;
В двух прошениях верующие усиленно просят Господа услышать
их молитву и помиловать их: “Господи, Вседержителю, Боже
отец наших, молитися (то есть молится Тебе), услыши и
Все находящиеся в храме просят о Патриархе, о епископе, о
священнослужителях (притче церковном) и о всей “во Христе
братии нашей”, о властях и воинстве…;
Церковь молится о милости (чтобы Господь умилостивился над
нами), о жизни, мире, здравии, спасении, посещении (то есть
чтобы Господь посетил, не оставил своими милостями),
прощении, оставлении грехов рабов Божиих братии святого
В последнем прошении диакон призывает помолиться о
плодоносящих и доброделающих (о благотворителях этого
Храма), труждающихся (для храма), поющих и предстоящих
людях, ожидающих от Бога великие и богатые милости;
ο во время ектений диакон произносит имена тех, кто указан в заказной
Затем священник произносит молитву перед Престолом, громко называя
ο в определенные дни за сугубой ектенией следует особая ектения об
умерших, в которой молятся за всех усопших, просят Господа простить им
все прегрешения вольные и невольные, упокоить их в селениях
праведных и, признавая, что нет человека, который бы не согрешил в
своей жизни, умоляют Господа даровать усопшим Царствие Небесное,
где все праведные обретают покой.
ο Молебен – это усердная молитва о живых в различных житейских
Новый год, перед началом учения детей, при
стихийных бедствиях, эпидемиях и т. д.
заказывается Вами. При этом не забудьте сказать в
Церковной лавке, какой именно:
Или водосвятный – совершается малое
освящение воды, после чего она
ο Молебны могут совершаться до или после Литургии, а также после
Заказная записка о здравии с Молебном:
ο в дополнение к изъятию частицы из просфоры диакон гласно читает
имена поминаемых на ектений;
ο затем эти имена повторяет священник перед престолом;
ο после окончания литургии о них возносится молитва на молебне , особом
Богослужение, при котором:
Просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании милости;
Или благодарят Бога за уже полученные блага –
ο Порой человек, заказывающий молебен, не дожидается его совершения и
уходит из храма, оставляя только записку. Господь приемлет всякую
жертву, но намного действеннее помолиться вместе со священником,
нежели предоставлять тому умолять за нас Бога. .
Особенности заполнения записки на Молебен:
ο сначала указываю, кому возносится молебен:
Спасителю (благодарственный, о болящих, о путешествующих
Божией Матери (разным Ее иконам);
ο затем пишется, о здравии он или об упокоении;
ο и теперь перечисляются имена тех, о ком будет возноситься молебное
ο это заупокойная треба;
ο она совершается только по крещенным;
ο Православная Церковь не возносит молитв об усопших, сознательно
отвергших Бога, отпавших от Православия в расколы, ереси и секты,
отлученных от Церкви, а также о самоубийцах.
Заказная записка об упокоении с Панихидой:
ο в дополнение к изъятию частицы из просфоры с называнием имен
Диакон гласно произносит на ектений их имена,
Затем имена повторяет перед Алтарем священнослужитель,
А затем усопшие поминаются на панихиде, которая происходит
Оценка 4.1 проголосовавших: 201Объясняет иерей Андрей Чиженко.
Слово «ектения» в переводе с греческого языка означает «прилежное моление» или «усердное, протяжное моление». В храме можно услышать, как священник или диакон возглашают определенные короткие молитвы, на которые хор отвечает или «Господи помилуй», или троекратное «Господи помилуй» или «Подай Господи».
Ектении бывают нескольких видов:
Великая (мирная) ектения. Она называется так потому, что является, во-первых, самой продолжительной по времени, а во-вторых, выражает всю полноту благ, которые падшее человечество осмеливается просить у Бога. Мирной она называется потому, что начинается словами «Миром Господу помолимся».
Малая ектения – это сокращенный вариант мирной. Она начинается словами «Паки и паки миром Господу помолимся», то есть «Еще и еще миром Господу помолимся».
Сугубая (усиленная) ектения. На прошения священников хор отвечает усиленным троекратным «Господи, помилуй».
Просительная ектения. На ее прошения хор отвечает «Подай, Господи».
Заупокойная ектения произносится на заупокойных службах: погребениях, панихидах, литиях, в определенных местах Божественной литургии.
Ектения об оглашенных , т. е. о тех людях, которые имеют желание креститься и проходят курс христианского образования (оглашения на церковнославянском). Ектения и молитвы об оглашенных всегда следуют в конце Литургии оглашенных, перед началом Литургии верных. На этой части Божественной литургии некрещеный человек не может присутствовать, поэтому Церковь возносит об оглашенных молитвы и перед Херувимской песнью они удаляются из храма.
Схемой любой ектении является прошение священника – иерея или диакона как ходатая перед Господом за народ, обращенное к Богу. Это прошение усиливает хор словами «Господи, помилуй» или «Подай, Господи». Данная звуковая схема является отголоском того, что в древности все прихожане храма пели вышеупомянутые молитвы «Господи, помилуй» или «Подай, Господи» вместе, единодушно от лица всего человечества, прося у Бога тех или иных благ.
Итак, великая (мирная) ектения.
Ею начинается любое богослужение, как-то вечерня, утреня, Литургия. Если вы внимательно вслушаетесь в ее молитвословия, то услышите, что прошения мирной ектении начинаются с просьбы о самых главных духовных благах и заканчиваются просьбами о земном благоденствии. Потому ее прошения похожи на лестницу, ведущую с неба на землю, где каждое молитвословие определенная ступенька.
Начало же «Миром Господу помолимся» двояко. С одной стороны, оно символизирует мир как полноту православного человечества, пребывающего в Церкви, с другой – мир душевный как особый молитвенный настрой.
Каждая ектения завершается священническим возгласом, в котором тем или иным образом священник благодарит Господа за его благодеяния по отношению к человечеству. Если прошения ектении может произносить диакон, то возглас – только иерей или архиерей.
И в этой конструкции ектении мы видим образ устройства самой Церкви, образ Ее полноты и силы.
В идеале диакон берет благословение у священника, который литургически, в богослужебном смысле прообразует собой Христа. Т. е. сам Бог благословляет диакона, а с ним и весь народ православный на молитву. Диакон выходит на амвон и поднимает правую руку с орарем вверх. Часто диакона называют «режиссером» или «дирижером» службы, потому что он настраивает людей на молитву, словно камертон. Итак, диакон, стоя лицом к алтарю воздевает руку с орарем вверх. Почему священнослужитель стоит лицом к алтарю? Потому что он устремлен к Богу, и в данном случае он ходатай за народ перед Ним. Почему рука воздета вверх? Потому что сердце возведено горе. И диакон показывает, что мы душевно и умственно должны покинуть землю и устремить свое внимание в небеса, в молитву – к Богу. На каждое диаконское прошение хор от лица всего народа отвечает «Господи, помилуй» или «Подай, Господи». Это символ того, что вся человеческая христианская вселенная в данный миг молится – вся полнота земной Церкви.
Завершает ектению возглас священника, который уже сугубо перед Престолом Божиим ходатайствует за народ о всех тех духовных и материальных благах, которые люди просят у своего Творца. Он возводит ектению на еще более высокий уровень – уровень ангельский, уровень благодарения и славословия Святой Троицы. Именно оно – ядро каждого священнического возгласа. Хор же от лица всех молящихся отвечает «Аминь», что переводится с еврейского языка «да будет так», «истинно так». Этим подтверждается тот факт, что все верующие в данной молитве единодушны со священником и словно бы являются Единой душой, устремленной к Богу – Его Возлюбленной Святой Соборной и Апостольской Церковью.
Иерей Андрей Чиженко
Ектения - одна из главных составных частей богослужения, входит в состав бо́льшей части богослужений в православной церкви.
В зависимости от момента и характера службы ектения может принимать разные формы, или виды:
Ектению читает, как правило, диакон, стоя на амвоне лицом к алтарю. Вытянув правую руку, он держит в ней орарь и после каждого прошения осеняет себя крестным знамением. Иногда за неимением штатного диакона на службе ектению может прочитывать священник. В Греческой церкви это было так исторически, и лишь только в Русской церкви было всегда обычным иметь также диакона на службе.
Ектения всегда читается в диалоге с хором. Ответные слова хора называются аккламациями . На ектенье бывают четыре различных аккламации:
Ектения заканчивается возгласом священника, на который хор отвечает: «Аминь! ». Возглас священника в большинстве случаев является громко озвученным окончанием про себя читаемой положенной в это время молитвы.
Таким образом, общая схема ектении выглядит так:
Диакон - Хор - Диакон - Хор - ... - Диакон - Хор - Священник - Хор
В некоторых случаях бывают незначительные отступления от этой схемы, особенно когда ектении идут друг за другом, в частности, на литургии.
Предваряет большинство служб православной церкви.
Великая ектения содержит молитвенные прошения о нуждах всей Церкви и общества. Каждое прошение диакон сопровождает поясным поклоном. Моление начинается с предметов наиболее возвышенных («свышнем мире») и постепенно снижается к общецерковным нуждам, затем земным, общественным, и наконец, к личным.
Завершается призывом верующих всецело предать свою жизнь Богу, с надеждой на заступничество Божией Матери и всех святых, и в успокоении пребывать в общецерковной молитве в храме. Возглас священника указывает на славу Божию, как высшее основание и цель мироустройства.
Священнослужитель | Хор |
---|---|
Диакон или священник: 1. - Миром Господу помолимся. | - Господи, помилуй
. |
12. - | - Тебе, Господи . |
Священник даёт возглас: - Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. | - Аминь . |
* До начала марта 1917 года вместо 5-го и 6-го нынешних прошений великая ектения содержала 4 прошения о духовной и светской власти и о царствующем доме:
** В особенных случаях после 9-го прошения (О плавающих… ) Устав указывает вставлять дополнительные прошения:
Священнослужитель: |
---|
9a. - О еже милостивно нынешнее благодарение и мольбу нас, недостойных рабов Своих, в пренебесный Свой жертвенник прияти и благоутробно помиловати нас, Господу помолимся. 9b. - О еже не возгнушатися благодарением нас, непотребных рабов Своих, еже о приятых от Него благодеяниих во смиренном сердце приносим, но яко кадило благовонное и всесожжение тучное благоприятно Ему да будет, Господу помолимся. |
Священнослужитель: |
---|
9a. - О еже не помянути беззаконий и неправд людей Своих и отвратити от нас весь гнев Свой, праведно дви́жимый на ны, и не уморити нас гладом и жаждою, Господу помолимся. 9b. - О еже благорастворенныя воздýхи и дожди благовременныя к плодоношению милостивно послати земли и людем Своим, Господу помолимся. |
Молебное пение на Новый год
В процессе написания
Молебное пение при начатии учения отрокóв
В процессе написания
Последование молебного пения ко Господу Богу нашему о Богохранимей стране нашей, властéх и воинстве ея, певаемое во время брани против супостатов
В процессе написания
Молебное пение о недужных многих или о едином
В процессе написания
Последование молебнаго пения ко Господу Богу нашему Иисусу Христу, певаемаго во время безведрия, егда дождь многий безгодно идет
В процессе написания
Чин благословения в путешествие
В процессе написания; другие В процессе написания
Малая ектения является предельно сокращённым вариантом великой ектении (без потери основного смысла). 1-е, 2-е и 3-е прошение её совпадают с 1-м (с прибавкой «Паки и паки»), 11-м и 12-м прошением великой ектении соответственно. Это вторая по значимости и первая по частоте появления на богослужении ектения.
Малая ектения читается после кафизм при чтении Псалтири; на полиелее после каждения; по 3, 6, 9 песни канона утрени; после 1-го и 2-го антифона (точнее, сразу после «Единородный Сыне») на литургии.
Возглас после кафизмыНа утреннем каноне малая ектения читается преимущественно три раза: по 3-й, 6-й и 9-й песне. Однако на Пасхальной утрене малая ектения читается после каждой песни канона, каждая со своим возгласом. Здесь приводятся все 8 возгласов. Выделены наиболее употребительные возгласы.
Возглас | по 1-й | по 3-й | по 4-й | по 5-й | по 6-й | по 7-й | по 8-й | по 9-й |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
По 1-й кафизме | + | |||||||
По 2-й кафизме | + | |||||||
По 3-й кафизме | + | |||||||
На вечерне (по преподании мира после просительной ектении) | + | |||||||
На полиелее | + |
Сугубая значит «усиленная». После первых двух прошений клирос поёт «Господи, помилуй » 1 раз, затем на каждое прошение по 3 раза. В её начале диакон призывает верующих молиться особенно сосредоточенно, прибегая к милости и человеколюбию Господа.
Священнослужитель | Хор |
---|---|
Диакон или священник: 1. - Рцем вси от всея души и от всего помышления нашего рцем. | - Господи, помилуй
(1 раз). |
3. - Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй. | - Господи, помилуй
(3 раза). |
Священник даёт возглас. На вечерне, утрене и литургии:
На молебне:
| - Аминь . |
Эта ектения называется просительной, потому что в ней верующие преимущественно молят Бога о благах, временных и вечных. В основе её лежат прошения, оканчивающиеся словами «у Господа просим », после которых клирос поёт «Подай, Господи ». Первые два прошения завершаются клиросом обычным образом: «Господи, помилуй », - а последнее словами «Тебе, Господи ».
Просительная ектения присутствует в следующих православных богослужениях:
Набор прошений ектении на вечерне и утрене различается в двух словах (буквально). Различаются также возгласы. Особенности просительной ектении на литургии бо́лее сложны и рассмотрены в следующем разделе. Ниже приведена таблица прошений на вечерне. Поправки для просительной ектении на утрени содержатся во всплывающих подсказках выделенных слов.
Священнослужитель | Хор |
---|---|
Диакон или священник: 1. - Исполним вечернюю
молитву нашу Господеви
. | - Господи, помилуй
. |
3. - Вечера
всего совершенна, свята, мирна и безгрешна у Господа просим. | - Подай, Господи
. |
9. - Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. | - Тебе, Господи . |
Священник даёт возглас. На вечерне:
На утрене:
| - Аминь . |
Две просительные ектении на литургии Иоанна Златоуста, две на литургии Василия Великого и одна просительная ектения литургии Преждеосвященных Даров (состоящая из видоизменённых прошений 1‑й и 2‑й просительных ектений обычной литургии) имеют дополнительные прошения. Основа же просительной ектении остаётся постоянной. В следующей таблице стандартные прошения просительной ектении для удобства сравнения затенены (серым цветом). Также для удобства понимания ектения на литургии Преждеосвященных Даров разбита на 2 логические части, столбец «Хор» опущен.
Иоанна Златоуста и Василия Великого | Преждеосвященных Даров | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Приготовление к принесению бескровной жертвы.
| После великого входа. Евхаристический канон здесь отсутствует, поэтому дальше сразу идут прошения о приготовлении к причащению. |
||||||||||
Ектения просительная 2-я. После пения «Достойно есть» или задостойника.
| Эта часть полностью совпадает с соответствующими прошениями 2‑й просительной (слева). По окончании поётся «Отче наш». |
Возглашается на каждой литургии, в конце так называемой литургии оглашенных (после чтения Евангелия и сугубой ектении).
Священнослужитель | Хор |
---|---|
1. - Помолитеся, оглашеннии, Го́сподеви. | - Господи, помилуй
. |
7. - Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните. | - Тебе, Господи . |
Священник даёт возглас: - Да и тии с нами славят пречестное и великолепое имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. | - Аминь. |
- Елицы оглашении, изыди́те; оглашеннии, изыдите; елицы оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся. | - Господи помилуй. |
Следует сразу после ектении об оглашенных на литургии Преждеосвященных Даров, начиная со среды Крестопоклонной (4‑й) седмицы Великого поста.
Священнослужитель | Хор |
---|---|
1. - Елицы оглашеннии, изыдите; оглашеннии, изыдите; елицы ко Просвещению, изыдите; помолитеся, иже ко Просвещению. | - Господи, помилуй
. |
10. - Иже ко Просвещению, главы ваша Господеви приклони́те. | - Тебе, Господи. |
Священник даёт возглас: - Яко Ты еси Просвещение наше и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. | - Аминь. |
В завершение диакон возглашает: - Елицы ко Просвещению, изыди́те; иже ко Просвещению, изыдите; елицы оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся. | - Господи помилуй. |
Совершается во все дни церковного года (кроме воскресных дней, двунадесятых и храмовых праздников) после сугубой ектении на литургии, при открытых царских вратах, обычно с кадилом в руке возглашающего священнослужителя. Совершается также на отдельных заупокойных службах.
Священнослужитель | Хор |
---|---|
Всплывающие подсказки указывают на видоизменение прошений в случае моления об одном/одной усопшей | - Господи, помилуй
(3 раза). |
4. - Милости Божия, Царства Небеснаго и оставления грехов их у Христа, Безсмертнаго Царя и Бога нашего, просим. | - Подай, Господи. |
5. - Господу помолимся. | - Господи, помилуй. |
Священник по окончании молитвы об усопших даёт возглас: - Яко Ты еси Воскресение и живот, и покой усопших раб Твоих (имярек), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылáем, со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. | - Аминь. |
7.1. Что такое молитва? Молитва, по определению святителя Филарета (Дроздова), есть возношение ума и сердца к Богу. Молитва – это беседа человека с Богом, в которой он изливает свои сердечные желания, прошения, воздыхания. 7.2. Зачем надо молиться? Через молитву происходит соединение человека с Богом, то есть в определенной мере осуществляется цель назначения человека – обожение его. После искренней, исполненной веры молитвы душа становится умиротворенной, спокойной, молитва доставляет внутреннюю ясность. 7.3. Когда надо молиться? Апостол Павел завещает: «Непрестанно молитесь» (1 Фес.5:17). «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Кол.4:2). Христианин должен молиться ежедневно: утром и вечером, перед вкушением и после вкушения пищи, перед началом и после окончания всякого дела. Хорошо приучить себя мысленно молиться в продолжение всего дня краткими молитвами.
7.4. Какие бывают молитвы?
– Молитвы бывают просительные, благодарственные, славословные (хвалебные). В просительных молитвах просят у Бога прощения за грехи: за дурные дела, слова и даже мысли, о помощи в различных нуждах, болезнях. Самая краткая просительная молитва: «Господи, помилуй!»
В благодарственных молитвах благодарят Бога за все Его благодеяния, например, за здоровье, благополучие, за то, что обрели веру и смысл жизни. Самая краткая благодарственная молитва: «Слава Богу!»
Славословная молитва – это самый чистый, высший вид молитвы. Ангелы в Царстве Небесном славословят Бога. Самая краткая славословная молитва: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!»
Молитвы могут быть соборные (в храме) и частные (дома).
7.5. Каким должно быть обязательное ежедневное молитвенное правило?
– В православных молитвословах напечатаны «Молитвы утренние» и «Молитвы на сон грядущим», которые и составляют обязательное ежедневное молитвенное правило.
По совету со священником это молитвенное правило может быть увеличено. При определении объема молитвенного правила учитываются жизненные обстоятельства и духовный опыт христианина. Время и силы должны быть распределены так, чтобы их хватало и на молитву, и на прилежное выполнение домашних обязанностей. «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим.5:8).
7.6. Каким чтением можно заменить утреннее и вечернее правила?
– Утренние и вечерние молитвы потому и называются правилом, что не могут быть заменены никаким иным чтением. Для начинающих церковную жизнь и немощных в православных молитвословах имеются сокращенные варианты утренних и вечерних молитвенных правил. Сокращение или увеличение молитвенного правила надо согласовывать с духовником.
7.7. О чем можно просить Бога?
– Просить следует о прощении грехов, об очищении от страстей, о примирении враждующих, об исцелении, о духовных дарованиях (о даре молитвы, терпения, смирения, покаяния), о спасении души.
В молитве искать благ не земных, а небесных. Господу лучше ведомо то, что человеку полезно. Поэтому молиться хорошо так: «Предаю, Господи, себя, детей своих и всех родных в Твою святую волю». Перед началом всякого дела хорошо попросить помощи Божией словами «Господи, благослови!» Во время совершения дела – «Господи, помоги!», а совершив его – «Господи, слава Тебе!»
7.8. Как представлять себе того, кому молишься?
– Молясь Богу, не надо воображать Его никак, а только веровать, что Он близко и все видит и слышит. Святые отцы категорически запрещают что-либо или кого-либо представлять во время молитвы, так как от этого можно впасть в болезненное духовное состояние, называемое прелестью.
7.9. Почему Бог исполняет не все просьбы?
– Господь выполняет просьбы, если они идут от сердца и на пользу душе. Он никогда не допустит, чтобы исполнилось злое пожелание. А если происходит что-то злое, то это не от Бога, а по Его попущению для пользы человека, которой он иногда не видит. Молитва должна соединяться с постом, , добрыми делами.
Не все, что человек просит у Бога, полезно для него, а все, что Бог посылает (даже и тяжкие испытания) душеполезно. Есть Промысл Божий о каждом человеке, но поступки и желания людей не всегда сходятся с ним, вот почему и кажется, что Господь не выполняет то, о чем просили, будто бы не слышит. Человек должен понимать, что все посылаемое Богом направлено к его пользе и спасению души, хоть порой и кажется это жестоким. Таков закон жизни, установленный, опять же, не человеком, а Творцом всего сущего, то есть закон Божественный, понимание которого зачастую не подвластно человеческому ограниченному разуму.
7.10. Что важно в молитве и поклонах?
– Надо помнить, что не в словах и поклонах дело, а в возношении ума и сердца к Богу. Молитва должна быть мирной, прежде молитвы нужно примириться с ближними. Надо иметь покаянное чувство, сознавать свое недостоинство и вину перед Богом. Молитву надо совершать с усердием, со вниманием, в тишине и спокойствии, вникая в слова молитвы, отгонять злые помыслы и устремлять ум к Богу.
7.11. Как следует молиться о воинах?
– О покровительстве православных воинов и армии молятся святому благоверному великому князю Александру Невскому, великомученику Георгию Победоносцу, мученику Иоанну-воину, преподобному Сергию Радонежскому. Молитвы этим святым можно найти в православных молитвословах и сборниках акафистов.
7.12. Чем отличается молебен от панихиды?
– На молебнах поминают и молятся о живых, а на панихидах – о усопших.
7.13. Что такое молебен?
– После Литургии обычно служится молебен – особое богослужение, за которым просят Господа, Богородицу и святых о ниспослании милости или благодарят за получение благ. Молебен может быть благодарственный, о болящих, о путешествующих и заказать его можно Спасителю, Божией Матери, святым. Можно заказать водосвятный молебен – в этом случае совершается малое освящение воды, которая потом раздается верующим.
7.14. Какие бывают молебны?
– Наиболее распространены общие молебны – просьбы о помощи к Господу, к Божией Матери и святым, молебны об исцелении недугов, о помощи в путешествии, в созидании добрых дел, благодарственные. Со служением молебнов может быть соединено чтение акафистов – умилительных песнопений Господу, Богородице или святым угодникам Божиим.
Молебнами также являются чины освящения икон и других святынь, а также квартир, автомобилей, полей и пр. Особым видом молебнов является водосвятие. Водосвятие бывает великое (на праздник Крещения Господня) или малое, которое может служиться в любых условиях и в любое время по просьбе верующих.
7.15. Что такое панихида?
– Панихидой называется особое богослужение, состоящее из молитв о прощении грехов и упокоении в Царствии Небесном душ усопших православных христиан. Панихида служится перед кануном. Около кануна на особом столе можно оставить приношение в память об усопших близких.
7.16. Что такое ектения?
– Ектения слово греческое и означает: «прилежное моление». Ектения – молитва совершенно особого характера. Она рассчитана на возможно меньшее утомление внимания, на постоянное возбуждение его. Ввиду этого цельная молитва делится на ряд кратких отрывочных прошений, которые прерываются пением еще более кратких молитвенных восклицаний: «Господи, помилуй», «Подай, Господи». Название ектении усвоено этого рода молитвам потому, что они являются особенно усердными молитвами, возносимыми от всех верующих. Во время после чтения Евангелия совершаются ектении, на которых читаются заказные записки о здравии и о упокоении. Каждая ектения оканчивается возгласом священника, прославляющим Пресвятую Троицу.
7.17. Зачем идти на молитву в храм, если Бог в душе и можно молиться Ему и дома?
– Бог, действительно, всегда рядом («Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20)) и молиться Ему можно в любом месте. Однако уже много тысячелетий люди посещают храмы – места особого присутствия Божия. Сам Бог так заповедал: «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди них; все сделайте, как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее; так и сделайте» (Исх.25:8,9). В храме совершается общая молитва, для которой люди должны собираться вместе по примеру апостолов: «И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк.24:53).
Кто говорит, что он может помолиться и дома, обычно дома не молится. А если он не обращается к Богу, то о какой вере, а значит, и о присутствии в его душе Божества, может идти речь? Вера предполагает, что человек не надеется сам на себя, он не самодостаточен, а зависит от Бога, воле Которого должен следовать. Человек не может быть полностью автономным и независимым, особенно когда это касается такого ответственного вопроса, как спасение души. Если христианин не ходит в храм, то есть опасность, что он лишится подлинного общения с Богом, которому надо приобщаться и учиться там, где богообщение реально совершается, то есть в храме.
Только в храме совершаются Таинства, только в храме каждый день Христос зовет всех, предлагая Тело и Кровь Свою. И кто же отказывается от Святых Таин? «Кто не со Мною, тот против Меня» (Мф.12:30).
Быть христианином и не ходить в храм, значит, сознательно отстраняться от того, что даровал Христос – очищения от грехов в покаянии, единения с Ним в Евхаристии, исцеления от болезней в , благодатного общения со святыми и многих духовных даров, которые люди обретают лишь в храме.
Христианская вера предполагает соответствующую жизнь, а жизнь проявляется в конкретных формах. Христианин спасается лишь в единстве с Церковью.
– Хорошо знать на память «Символ веры» и основные молитвы: «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся…» Нет такого церковного правила, чтобы заучивать молитвы наизусть. Если ежедневно исполнять утреннее и вечернее молитвенные правила, то они будут запоминаться сами собой. Главное – читать молитвы благоговейно, внимательно, с покаянным чувством.
7.19. Можно ли молиться совсем без молитвослова и Псалтири своими словами?
– К Богу, конечно, можно обращаться и своими словами, но вопрос в том, найдет ли человек такие слова, чтобы Бог его услышал? Не будет ли он просить у Бога того, что вовсе не полезно для спасения души? Скорее всего так и получится: ему ведь хочется, прежде всего, земных благ, успехов в этой жизни, здоровья телесного. Это все не вредно, но должно стоять на втором плане, на первом же – то, что способствует духовному росту, очищению и спасению души. Вот для чего и даны нам молитвы, слова которых по внушению Святого Духа составлены святыми. Это некие образцы прошений, то, что нужно просить у Бога, чтобы быть услышанными и получить желаемое, если это желаемое соответствует Божьему Промыслу.
Так что, прежде чем молиться своими словами, надо научиться правильно обращаться к Богу, просить полезное для спасения души, а не тела, – именно для этого и существуют молитвы святых – образцы возношения ума и сердца к Богу.
Практическое руководство по приходскому консультированию. Санкт-Петербург 2009 год.
Во время Богослужения мы часто слышим ряд молитвенных прошений, произносимых протяжно, медленно, возглашаемых диаконом или священником от лица всех молящихся. После каждого прошения хор поет: «Господи, помилуй!» или «Подай, Господи» . Это так называемые ектении, от греческого наречия ектенос - «усердно».
Ектении разделяются на несколько видов:
Великая ектения
Великая ектения состоит из 10 прошений или отделов.
Это значит призовем на наше молитвенное собрание мир Божий, или благословение Божие и под сению лица Божия, с миром и любовью к нам обращаемого, приступим к молениям о наших нуждах. Равным образом и молиться будем в мире, простивши взаимные обиды (Мф. 5:23-24) .
«Мир свышний» - это мир земли с небом, примирение человека с Богом или получение от Бога прощения в грехах чрез Господа нашего Иисуса Христа. Плодом же прощения грехов или примирения с Богом, служит спасение наших душ, о чем мы также молимся во втором прошении Великой ектений.
В третьем прошении мы молимся не только о согласной и дружной жизни между людьми на земле, не только о мире всей вселенной, но и мире, более широком и более глубоком, это: мир и согласие (гармония) во всем мире, в полноте всех Божиих творений (неба и земли, моря и «вся яже в них», ангелов и человек, живых и умерших). Второй предмет прошения; благостояния, т.е. спокойствие и благополучие святых Божиих церквей или отдельных православных обществ. Плодом и следствием процветания и благоденствия православных обществ на земле будет обширное нравственное единение: согласие, дружное возвещение славы Богу от всех стихий мира, от всех одушевленных существ, будет такое проникновение «всего» высшим религиозным содержанием, когда будет Бог «совершенно во всем» (1 Кор. 15:28) .
Благоговение и страх Божий выражаются в молитвенном настроении, в отложении житейских попечений, в очищении сердца от вражды и зависти. С внешней стороны благоговение выражается в телесной чистоте, в приличной одежде и в воздержании от разговоров и озираний по сторонам. Молиться о Святом Храме, значит просить Бога, чтобы не отступал никогда Он от храма своею благодатию; но сохранил от осквернения врагами веры, от пожаров, землетрясений, грабителей, чтобы в храме не оскудевали средства для поддержания его в цветущем состоянии. Храм именуется святым по святости священных действий, в нем совершаемых и по благодатному присутствию в нем Бога, со времени освящения. Но не для всякого доступна благодать, в храме пребывающая, а только для вступающих в него с верою, благоговением и страхом Божиим.
Мы молимся не только о своем городе, но о всяком другом городе и стране, и о жителях их (потому что по христианскому братолюбию, мы должны молиться не только о себе, но и о всех людях).
В этом прошении мы просим Господа даровать нам хлеб насущный, то есть все необходимое для нашей земной жизни. Просим благоприятной погоды для произрастания хлебов, а также мирного времени.
В этом прошении Св. Церковь приглашает нас молиться не только о присутствующих, но и об отсутствующих: находящихся в дороге (плавающих, путешествующих), болящих, недугующих (то есть больных и слабых физически) и страждущих (то есть испытывающих страдания) и о находящихся в плену.
В этом прошении мы просим Господа избавить нас от всякой скорби, гнева и нужды, то есть от горя, бедствий и невыносимого стеснения.
В этом прошении мы молим Господа оградить нас, сохранить и помиловать чрез Его милость и благодать.
Матерь Божию мы потому постоянно призываем в ектениях, что Она служит нашей Заступницей и Ходатайницей перед Господом. После обращения за помощью к Матери Божией Св. Церковь советует себя, друг друга и всю жизнь нашу поручить Господу.
Великая ектения иначе называется «мирною» (потому что в ней часто испрашивается людям мир).
Сугубая ектения
Вторая ектения называется «сугубой», то есть усиленною , потому что на каждое прошение, произносимое диаконом, певчие отвечают тройным «Господи помилуй» .
Сугубая ектения состоит из следующих прошений:
Скажем Господу от всей души и от всего помышления нашего: (далее и поясняется, что именно скажем).
Помилуй нас, Господи, по Твоей великой благости. Молимся Тебе, услыши и помилуй.
Еще молимся за всех воинов, как защитников Веры и Отечества.
Еще молимся о братиях наших по службе и по Христу.
Еще молимся о свят. православных Патриархах, о благоверных православных царях и царицех; - о всегда памятных создателях Св. храма; о всех наших умерших родителях и братьях, погребенных здесь и в других местах.
В этом прошении мы просим у Господа телесных и духовных благ прихожанам того храма, где совершается служба.
Еще молимся о людях: «плодоносящих» (т.е. приносящих вещественные и денежные пожертвования на богослужебные потребности в храме: вино, елей, фимиам, свечи) и «добродеющих» (т.е. производящих украшения в храме или жертвующих на поддержание благолепия в храме), а также о делающих какую-нибудь работу в храме, например, читающих, поющих, и о всех людях, находящихся в храме.
Просительная ектения
Просительная ектения состоит из ряда прошений , оканчивающихся словами «у Господа просим», на которые певчие отвечают словами: «подай Господи» .
Читается просительная ектения так:
Совершим (или дополним) нашу молитву к Господу.
Испросим у Господа, чтобы нам этот день (или вечер) провести целесообразно, свято, мирно и безгрешно.
Испросим у Господа Св. Ангела, который является верным наставником и хранителем души нашей и тела.
Испросим у Господа всего полезного и доброго нашим душам, спокойствия всем людям и всему миру.
Испросим у Господа, чтобы оставшееся время нашей жизни мы прожили в мире и спокойной совести.
Испросим у Господа, чтобы кончина наша была бы христианской, то есть с исповедью и Причащением Св. Тайн, безболезненной, непостыдной и мирной, то есть чтобы мы перед кончиной помирились со своими близкими. Испросим доброго и безбоязненного ответа на Страшном Суде.
Славянское слово живот означает жизнь.
Малая ектения
Малая ектения представляет собой сокращение великой ектении и заключает только следующие прошения:
Иногда к этим прошениям великом, сугубой, малой и просительной ектений присоединяются еще другие, составленные по специальному поводу, например, по случаю погребения или поминовения усопших, по случаю освящения воды, начала учения, наступления Нового Года.
Заупокойная ектения
а) Великая:
б) Малая и в) Тройная заупокойная ектения состоят из трех прошений, в которых повторяются мысли великой ектении.
Возгласы, в то время, как диакон на солее произносит ектений, священник в алтаре читает про себя (то есть тайно ) молитвы (таких молитв особенно много в составе литургии), а конец их произносит громко. Эти концы молитв, возглашаемые священником, называются «возгласами» . В них обыкновенно выражается основание, почему мы, молясь Господу, можем надеяться на исполнение наших молитв, и почему мы имеем дерзновение обращаться к Господу с прошениями и благодарениями. По непосредственному впечатлению все возгласы священника разделяются на начинательные, литургийные и ектенийные. Чтобы ясно различить те и другие, нужно тщательно усвоить возгласы ектенийные.
Наиболее употребительными являются следующие возгласы:
Яко Бог милости и щедрот и человеколюбия еси, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.
Яко благословися Имя Твое и прославися царство Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.
Яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.
Ты бо еси Царь мира и Спас душ наших, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.
Впрочем, помимо приведенных, существует еще несколько возгласов, которые содержат в себе те же мысли, что и отмеченные восемь возгласов. Например, за всенощной и молебном произносятся еще следующие возгласы:
По милости, щедрости и человеколюбию Твоего Единородного Сына, с Которым благословен Ты (Бог Отец) с Пресвятым, Благим и животворящим Твоим Духом.
Потому, что Ты Свят, Бог наш, и во святых обитаешь (своею благодатию) и Тебе славу воссылаем.
Заупокойный возглас: Яко Ты еси воскресение и живот и покой усопших раб твоих (имя рек) Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем, со безначальным Твоим Отцем, и пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.
Подготовил Александр А. Соколовский