Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.

Каждый, кто хотя бы раз был на богослужении в православном храме, видел, как молящиеся совершали поклоны: кто-то наклонялся до пояса, кто-то падал на колени и касался лбом пола. Такая обрядность некоторым кажется пережитком прошлого, однако, всё в церковной службе направлено, в первую очередь, в помощь верующему для совершения им достойной молитвы. Совершение поклонов никак не унижает нашей личности и нашего достоинства, а «нужно это против гордости нашей, гнездящейся в глубине сердца. Гордость не любит кланяться», как проповедовал праведный Иоанн Кронштадтский. Так какие же бывают поклоны и как научиться правильно их совершать?

«Сознавая свою греховность и недостоинство перед Богом , – пишет протоиерей Серафим Слободской в «Законе Божьем», – мы, в знак нашего смирения, сопровождаем нашу молитву поклонами ». Поклон являет собой символическое внешнее действие, преклонение головы и тела, выражающее наше смирение и благоговение перед Господом.

Перед совершением поклона нужно осенить себя крестным знамением, и потом делать поклон.

Поклоны бывают великие (называются также земными), когда молящийся становится на колени и касается головою земли, и малые (или поясные), когда наклоняется до пояса.

Церковным уставом не положены земные поклоны в воскресные дни, на это указывается в 20-м правиле 1-го и 90-м правиле 6-го Вселенских Соборов, двунадесятые праздники, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы. Поклоны прекращаются от вечернего входа (при пении «Свете тихий ») под праздник до пения «Сподоби, Господи... » на вечерне в самый день праздника.

В Великий пост в порядок службы добавляются поклоны после молитвы «Царю небесный ». На тропарях часов, на Литургии Преждеосвященных Даров и на каждой великопостной службе полагаются земные поклоны с молитвой преподобного Ефрема Сирина. Поклоны во время службы должны совершаться в положенное время и одновременно всеми присутствующими, так гласит Устав. «Поклоны творим, кротко и равно вси покланяемся и вставаем равно вси единокупно. Поклоны иже творит невкупе, но койждо себе пометая на землю… сие есть велие самочиние и безчиние » (Око церковное, лл. 3 об. – 4).

Святитель Филарет, митрополит Московский, писал, что «если, стоя в церкви, ты делаешь поклоны тогда, когда велит это церковный устав, стараешься удерживать себя от поклонов тогда, когда этого не положено уставом, чтобы не обратить на себя внимание молящихся, или сдерживаешь воздыхания, готовые исторгнуться из сердца, или слезы, готовые пролиться из очей твоих, – в таком расположении ты и среди многочисленного собрания сокровенно предстоишь Отцу твоему Небесному, иже в тайне, исполняя заповедь Спасителя » (Мф. 6:6).

В книге святителя Игнатия Брянчанинова «Аскетические опыты» приводятся такие наставления монахам (но это наставление будет полезно и мирянам): «При совершении правила и поклонов никак не должно спешить, должно совершать и правила, и поклоны с возможной неспешностью и вниманием. Лучше менее прочитать молитв и менее положить поклонов, но со вниманием, нежели много без внимания ».

«Не следует бездумно усердствовать в земных поклонах , – как пишет в статье Ю. П. Граббе, будущий епископ Григорий, – когда Церковный Устав предписывает не совершать их. По изъяснению св. Василия Великого, стояние без земных поклонов есть символ будущего века, когда сыны Церкви окончательно, с помощью Божией победившие грех, уподобятся ангелам, про которых Церковь поёт, что они на зло пребывают недвижимы, т.е. не поддаются никаким соблазнам, будут вечно пребывать в праведном блаженном состоянии, будут неподвижно стоять в истине.

Стояние без земных поклонов есть знамение полной победы Христовой над дьяволом, той победы, которая особенно ярко показана в воскресении Господнем, а ещё полнее будет показана после всеобщего воскресения ».

В храме необходимо соблюдать следующие правила, касающиеся поклонов и крестного знамения:

Положено креститься без поклонов:

    В начале пения или чтения «Верую... », «Царю Небесный... », «Единородный Сыне и Слове Божий... ».

    На отпусте «Христос, истинный Бог наш... ».

    В начале чтения Священного Писания: Апостола и паремий.

Креститься с поясным поклоном:

    При входе в храм и при выходе из него (три поклона).

    При возгласах: «Приимите, ядите... », «Пиите от нея вси... », «Твоя от Твоих... ».

    После пения «Отче наш » на Литургии в праздничные и воскресные дни.

    При возгласе «Святая святым » в праздничные и воскресные дни.

    После пения «Честнейшую Херувим... ».

    Во время чтения Трисвятого, чтения или пения трикратного «Аллилуйя », «Приидите, поклонимся... », после возгласа «Слава Тебе, Христе Боже... », перед отпустом (три поклона).

    На литии (после каждого из первых двух прошений ектений – по три поклона, после двух остальных – по одному). При чтении молитвы «Владыко Многомилостиве...

    В начале чтения или пения «Сподоби, Господи... » на вечерни и Великого славословия на утрени (три поклона).

    При чтении канона, на 1-й и 9-й песни, при первом молитвенном обращении (припеве) к Спасителю, Божией Матери, святым.

    При пении «Буди имя Господне... » в конце вечерни и Литургии (три поклона).

    При всех возгласах «Главы наша Господеви приклоним » осеняем себя крестным знамением и преклоняем голову до возгласа священника.

    После пения «Слава, Тебе Боже наш, слава Тебе » до и после чтения Евангелия, а после возгласа «Вонмем » осеняем себя крестным знамением и преклоняем голову.

    На Литургии в начале пения «Херувимской » полагаем крестное знамение и преклоняем голову до выноса Святых Даров. После слов священника «Всех вас да помянет Господь Бог...» три поклона.

Креститься с земным поклоном:

    В дни поста при входе в храм и при выходе из него (три поклона).

    В дни поста, на утрени, после каждого припева к песне Богородице «Величит душа моя Господа... », после слов «Тя величаем... ».

    По окончании пения «Тебе поем... ».

    После «Достойно есть » или задостойника.

    После пения «Отче наш » на Литургии в будние дни.

    При возгласе «Святая святым » в будние дни.

    При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим... », и второй раз – при словах «Всегда, ныне и присно и во веки веков ».

    В Великий пост на Литургии Преждеосвященных Даров во время возгласа «Свет Христов просвещает всех ».

    В Великий пост на Литургии Преждеосвященных Даров во время пения «Да исправится молитва моя... » и «Ныне Силы Небесные... » преклоняются до земли.

    В Великий пост, на великом повечерии, при пении «Пресвятая Владычице... » (поклон на каждом стихе); при пении «Богородице Дево, радуйся... » и прочее на великопостной вечерни (три поклона).

    В Великий пост, при чтении молитвы святого Ефрема Сирина.

    В Великий пост, при заключительном пении «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем » (три земных поклона).

    На великой вечерни в праздник Святой Троицы, при возгласе диакона «Паки и паки, преклонше колена... », преклоняют колени и склоняют голову до земли до окончания молитв.

Поясной поклон без крестного знамения:

    При словах священника «Мир всем », «Благословение Господне на вас... », «Благодать Господа нашего Иисуса Христа... », «И да будут милости Великаго Бога... ».

    В конце отпуста, если священник произносит его без креста.

Земной поклон без крестного знамения:

    Великим постом, в конце великого повечерия, при молитве «Владыко Многомилостиве... » преклоняются до земли до окончания молитвы.

    Великим постом, в конце великого повечерия, после слов священника «Простите, все честные отцы и братие... ».

Креститься не положено:

    Во время чтения Шестопсалмия.

    Во время чтения или пения псалмов и стихир. На стихирах и псалмах только тогда полагаются поклоны, когда к этому призывают сами слова «поклонимся », «покланяемся », «кланяемся », «припадем », «припадаем » и т. д.

Источники:

5. «Полный молитвослов для мирян по Уставу Православной Церкви», изданного по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Поклоны являются символическими действиями, которыми выражаются чувства почтения Высочайшему Существу - Богу. Они употребляются в Христианской Церкви с древних времен. Поклоны надо совершать неторопливо, сообразуясь с определенными словами молитвы. Различаются поклоны великие (земные) и малые (поясные). При совершении земных поклонов человек должен пасть ниц и коснуться коленями и челом пола, а при поясных - наклонить голову и коснуться пола пальцами.

Обычай совершать земные поклоны появился в древние библейские времена. Так молился Соломон при освящении Иерусалимского храма (см.: 3 Цар. 8: 54), Даниил в плену вавилонском (см.: Дан. 6: 10) и другие ветхозаветные праведники. Этот обычай был освящен Господом нашим Иисусом Христом (см.: Лк. 22: 41) и вошел в практику христианской Церкви (см.: Деян. 12: 60; Еф. 3: 14).

Чаще всего коленопреклонения совершаются Великим постом. Коленопреклонение и восстание, по объяснению святителя Василия Великого, знаменует падение человека через грех и восстание его по человеколюбию Господа.

Известно, что от Пасхи до Троицы земные поклоны не совершаются, но если мы видим человека на коленях, со слезами молящегося, можно ли ему сделать замечание? Как Вы считаете?

Прежде всего отвечу на ваши добрые слова, что Вам хотелось бы почаще меня здесь видеть. Я думаю, что руководство телеканала «Союз» в данном вопросе придерживается мудрого совета святого царя Соломона. В его книге Притчи Соломона написано: «Не учащай входить в дом ближнего твоего, чтобы он не наскучил тобою и не возненавидел тебя», - то есть нечасто появляйся. Но есть и другие слова у премудрого Соломона: «…и надолго не удаляйся, чтобы не забыли тебя».

По поводу Вашего вопроса - действительно, по церковному богослужебному Уставу, составленному людьми, которые сами в Бога веровали, имели живую веру и любовь к Богу, есть регламент. Поэтому в великие и двунадесятые праздники (и, в первую очередь, от Пасхи до Пятидесятницы) земные поклоны, которые совершаются в контексте богослужения, отменяются. Это те поклоны, которые совершались в Великий пост, когда священник выходит на амвон во время великого повечерия и говорит: «Пресвятая Владычице Богородица, моли о нас грешных», и последующие поклоны, когда вместе со священником кланяются все молящиеся. Равно как на молитве преподобного Ефрема Сирина: священник выходит, провозглашает - и все молящиеся единообразно кланяются.

Что такое земной поклон? Это, как написано в Типиконе, преклонение ниц до земли, это проявление особой любви, особого благоговения к Богу. И тем не менее церковный Устав не только не запрещает, а даже предписывает и в великие праздники (и на Пасху, и от Пасхи до Троицы) на Божественной литургии совершать земной поклон во время пресуществления Святых Даров, когда после Символа веры совершается Евхаристический канон, поются особые песнопения. В этот момент на святом престоле хлеб и вино благодатью Духа Святого претворяются в истинное Тело и истинную Кровь Господа Иисуса Христа - и все молящиеся становятся на колени и преклоняются своим челом до земли. Также во время произнесения священником слов «Святая святым», во время того, когда священник выходит из алтаря с Чашей и говорит: «Со страхом Божиим и верою приступите», молящиеся, желающие причащаться, делают земной поклон.

Очень мудро ответил на подобный вопрос один из пожилых духовников и уставщиков Киево-Печерской лавры: «Если на Пасху перед тобой предстанет Живой Христос, как ты поступишь? Ты падешь ниц к Его ногам или просто отвесишь вежливо поясной поклон и скажешь: “Прости, Господи, по-другому не могу, устав не позволяет”?»

Еще один пример приведу: во время дьяконской и священнической хиротонии, когда ставленника водят вокруг престола, он кланяется правящему архиерею до земли. Это происходит и на Пасху, и в период от Пасхи до Пятидесятницы, поэтому для того, чтобы знать церковный Устав, надо иметь духовное образование и живую веру, то есть иметь христианское воспитание и образование. Поэтому я бы не советовал делать никому замечания, потому что когда мы делаем замечание, надо сначала понять, что нами движет. Ведь нередко бывает, что мы движимы просто личной неприязнью к человеку или предубеждением. Простая аналогия: например, если над вами живут соседи, к которым вы не питаете симпатии, хороших, добрых чувств, то вас раздражает в них абсолютно все: и стук, и шум, и шаги, и детский плач, и детский смех… Потому что уже есть к ним предубеждение. То же самое, если у нас есть предубеждение к кому-то и мы видим, что этот человек встал на колени, - мы готовы его растерзать; если он стоит на ногах - тоже плохо, крестится - плохо, вошел в храм - плохо, вышел - тоже плохо. То есть надо понять, что нами движет.

Я знаю случай, когда один пожилой господин приставал к женщинам, что они неправильно писали в записках о беременных «плодоносящая», а он говорил, что нельзя так писать, это неправильно и неканонично. Уже многие из этих молодых мам благополучно родили, окрестили детей, воцерковили, но вынуждены ходить в другой храм, чтобы не встречаться с этим пожилым господином, у которого такая ревность, а может, какие-то комплексы - кто его знает, один Господь знает, что им движет, но всегда усматривается личная неприязнь. Поэтому я бы Вам советовал, когда стоим в храме, лучше следить за собой, смотреть на иконы и в своем сердце во время богослужения читать молитву Иисусову или «Боже, милостив буди мне грешному».

священник Димитрий Беженарь

Данный вопрос при кажущейся своей простоте и формальности, на мой взгляд, является довольно сложным, так как большинство людей (и в этом нет ничего предосудительного!) приходят в храм только по воскресеньям и двунадесятым или большим праздникам (если не считать служб Великого поста).

Это, конечно же, в силу трудовой и семейной занятости вполне объяснимо и нормально. Слава Богу, что современный христианин при скоростях и технологиях нынешнего мира выполняет этот главный необходимый минимум.

Известно, что во дни воскресные, время от Пасхи до вечерни Пятидесятницы, от Рождества Христова и до Крещения Господня (святки) и в двунадесятые праздники земные поклоны запрещены Уставом. Об этом свидетельствует святитель Василий Великий в послании к блаженному Амфилохию. Он пишет о том, что святые апостолы воспретили вовсе преклонять колена и творить земные поклоны в вышеупомянутые дни. То же самое утвердили и правила I и VI Вселенских Соборов. То есть мы видим, что высшим церковным авторитетом – апостольскими постановлениями и соборным разумом – земные поклоны в данные дни не приняты.

Отчего это?

На этот вопрос отвечает святой первоверховный апостол Павел: «Уже неси раб. Но сын» (Гал. 4:7). То есть земной поклон прообразует собою раба – человека, совершившего грехопадение и на коленях вымаливающего себе прощение, в глубоких смиренных и покаянных чувствах кающегося в своих грехах.

А Воскресение Христово, весь период Триоди Цветной, малые пасхи рядовых воскресений, святки и двунадесятые праздники – это время, когда «Уже неси раб. Но сын», – то есть Господь наш Иисус Христос восстанавливает и исцеляет в Самом Себе образ падшего человека и восстанавливает его в сыновнем достоинстве, снова вводя его в Царствие Небесное, устанавливая Новый Завет-союз между Богом и человеком. Потому земные поклоны в периоды вышеупомянутых праздников – это оскорбление Бога и будто бы отвержение человеком этого восстановления в сыновстве. Человек, делающий земной поклон, в праздник словно говорит Богу слова, противоположные стихам Божественого Павла: «Не хочу быть сыном. Хочу остаться рабом». К тому же такой человек прямо нарушает каноны Церкви, установленные благодатью Святого Духа апостольскими правилами и Вселенскими Соборами.

Я лично слышал мнение о том, что, мол, часто мирянин не ходит в храм на будничное богослужение, то пусть поделает земные поклоны хоть в воскресенье. Не могу с этим согласиться. Так как апостольские постановления и Вселенские Соборы запрещают это, а Церковь с Божьей помощью стоит на послушании. К тому же обычай становиться в храме на колени по собственному произволению также строго запрещен.

Людям, которые не ходят в храм на вседневные богослужения (повторюсь, что это не грех. Занятого человека можно понять), я бы рекомендовал взять на себя подвиг земных поклонов в келейной домашней молитве в будничные дни. Сколько кто понесет, чтобы со временем это также не стало бременем неудобоносимым: пять, десять, двадцать, тридцать. А кто может – и больше. Установите норму с Божьей помощью для себя сами. Земной поклон с молитвой, особенно с Иисусовой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», – очень полезная вещь. Но, как говорится, всему свое время.

На воскресной же Литургии земной поклон делается в двух местах богослужения. Также примерно и смыслово их кладет и священник в алтаре перед Престолом. Первый момент: при окончании пения «Тебе поем», когда происходит кульминация евхаристического канона и всей Божественной литургии, – на Престоле пресуществляются Святые Дары; хлеб, вино и вода становятся Телом и Кровью Христовыми. Второй момент: при выносе Чаши для причастия верующих, так как священник перед причащением в алтаре также делает земной поклон. В период от Пасхи до Пятидесятницы эти земные поклоны заменяются поясными. Больше на воскресной Божественной литургии или Литургии в иной вышеобозначенный период земные поклоны не делаются.

Если же вы, дорогие братья и сестры, находитесь на Литургии будничного дня, то тогда земные поклоны разрешаются Уставом в двух уже вышеназванных случаях, а также при начале пения «Достойно и праведно»; конец молитвы «Достойно есть», или задостойника; в конце Литургии при возглашении священником «Всегда, ныне и присно», когда батюшка в последний раз на Литургии появляется с Чашей с Телом и Кровью Христовыми в руках в Царских вратах и переносит ее с престола на жертвенник (символ Вознесения Господня). На вечернем же богослужении земной поклон разрешается (на утрене), когда священник или диакон выходит с кадилом из алтаря после восьмой песни рядового канона и возглашает перед иконой Девы Марии на иконостасе «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим». Далее поется песнь преподобного Космы Маиумского «Честнейшую Херувим», во время нее тоже принято стоять на коленочках из-за любви и благоговения перед Пресвятой Богородицей, так как считается, что Она в это время пребывает в храме и посещает всех молящихся в нем.

Будем же, дорогие братья и сестры, стараться соблюдать Устав церковный. Он – наш золотой фарватер в мутной воде внешнего мира и внутреннего сердечного с его эмоциями и чувственностью. С одной стороны, он не дает нам уклониться в леность и нерадение, с другой – в прелесть и духовное заблуждение «прижизненной святости». И по этому фарватеру корабль церковный плывет в Царствие Небесное. Наше же дело на его борту – благодатное послушание. Ведь все святые отцы ставили его и ценили очень высоко. Ведь непослушанием первые люди отпали от Бога, а послушанием мы соединяемся с Ним, видя пример, конечно же, Богочеловека Иисуса, Который был послушлив до смерти и даже смерти крестной.

Иерей Андрей Чиженко

Человек - творение духовно-телесное. Положение тела в молитве влияет на душу, помогая настроиться на нужный лад. Без труда невозможно достичь Царствия Божия, очиститься от страстей и грехов. Земной поклон - это тела, которая способствует смирению, терпению и сокрушению внутреннего человека перед Создателем. Сам Господь наш Иисус Христос молился с коленопреклонением, а уж нам тем более нельзя пренебрегать таким полезным духовным упражнением. Важно знать, как делать земной поклон правильно, по канонам Церкви.

Земные поклоны не разрешаются Церковью:

  • в период от Воскресения Христова до Дня Святой Троицы;
  • от Рождества Христова до Крещения (Святые дни);
  • в дни двунадесятых праздников;
  • воскресные дни. Но есть исключения, когда благословляется земной поклон на литургии в воскресенье: после фразы священника «Преложив Духом Твоим Святым» и в момент выноса из алтаря Чаши со Святыми Тайнами Христовыми к народу со словами «Со Страхом Божиим и верою приступите»;
  • день причастия до вечернего богослужения.

Во все остальные периоды земные поклоны делают, но перечислить эти случаи не представляется возможным из-за их множества. Важно придерживаться простого правила: во время богослужения следите за священниками и повторяйте за ними. Особенно изобилуют коленопреклонениями Великопостные богослужения. Когда звонит специальный колокольчик, нужно опускаться на колени.

В домашней обстановке делать земные поклоны на молитве можно в любые дни, кроме периодов, когда это не благословляется Церковью. Главное, соблюдать меру и не переусердствовать. Качество поклонов важнее их количества. Также в православной практике недопустимо молиться, длительно стоя на коленях, это практикуется в католической церкви.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал о земных поклонах: "Господь повергался на колени во время молитвы Своей - и ты не должен пренебрегать коленопреклонениями, если имеешь достаточно сил для совершения их. Поклонением до лица земли, по объяснению отцов, изображается наше падение, а восстанием с земли - наше искупление".

Земной нужно делать не спеша, со вниманием и сосредоточенностью. Встать прямо, благоговейно перекреститься, опуститься на колени, положив ладони впереди, и коснуться лбом пола. Затем встать с колен прямо и повторить при необходимости. Творить поклон принято с краткой молитвой, например с Иисусовой, « помилуй» или своими словами. А также можно направить слово к Царице Небесной или Святым.

Важно уяснить, что земной поклон - это не самоцель, а инструмент для обретения потерянного богообщения и благотворных даров Духа Святого. Поэтому ответ на вопрос "Как делать земной поклон?" будет заключаться в правильном покаянном расположении сердца, наполненного Страхом Божиим, верой, надеждой на неизреченное милосердие Господне к нам грешным.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия