Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия

Календарные даты русских праздников. – Поминальный стол на святках. – Кутья и блины как обрядовые блюда. – Обычай звать покойников греться. – Масленичная обрядовая еда. – Прощание с покойниками на Масленицу. – Поминки на могилах в Троицу. – Праздник Навьего дня и Радуницы. – Поминовение в другие сроки. – Выводы и предложения.

Приступая к изучению русских праздников, мы наблюда­ем, что некоторые из них из года в год совершались в одни и те же сроки, другие же праздновались в разные дни. Пер­вые определялись поворотными днями солнечного календа­ря. Святки (церковное Рождество) праздновались в период зимнего солнцеворота, встреча весны - ко времени весен­него равноденствия. Иван Купало приходился на летний солнцеворот. Менее определенно можно говорить о празд­новании осеннего равноденствия. Заметим сразу же, что каждый из этих четырех сроков у разных народов в разное время мог служить и действительно служил днем, с которо­го исчислялся новый год.

Сроки других праздников также определялись астроно­мически, но они связаны не с днями солнцеворотов и рав­ноденствий, а с вычислением дня пасхи. День пасхи вычис­лялся по особым правилам и мог праздноваться не раньше 22 марта и не позже 25 апреля по старому стилю. От Пас­хи отчислялась масленица, которая праздновалась за семь недель до Пасхи, и Троица, которая праздновалась через семь недель после Пасхи.

Связь праздников с календарными сроками составляет проблему, которую мы сейчас разрешать не будем. Она раз­решится при изучении самих праздников. Эта связь не име­ет ничего общего с существом христианской религии. Но она, как мы увидим, не связана и с культом солнца, хотя и определяется солнечным календарем.

Чтобы лучше понять сроки празднеств в России, необхо­димо иметь в виду, что в истории России сменялись, а ино­гда и сосуществовали различные системы времяисчисления. Имелись календари церковный, гражданский и народный, которые не всегда совпадали. В Древней Руси гражданский новый год начинался с марта. Эта дата была занесена к нам извне; она не соответствовала ни хозяйственному укладу Ру­си, ни трудовым навыкам центрально- и севернорусского крестьянства. Церковь, основываясь на некоторых текстах библейской легенды, считала новый год с сентября. Факти­чески обе эти даты определяются поворотными моментами солнечного календаря: весенним и осенним равноденствием. Вследствие споров о начале нового года на соборе в Москве при Симеоне Гордом и митрополите Феогносте в 1348 г. было определено, чтобы как церковный, так и гражданский год начинать 1 сентября. Этот порядок длился до царство­вания Петра I . Указом Петра I от 19 декабря 1699 г. новый год стал исчисляться с 1 января. Таким образом, 1699 год длился всего 4 месяца. Церковь не подчинилась приказу Петра I , так как святые, память которых праздновалась в выпавшие месяцы, на 1699 год оставались без своих празд­ников.

Наряду с этим в крестьянкой среде не исчезли следы бо­лее древнего солнечного календаря. По нему новый год на­чинали с зимнего солнцеворота. Ни гражданский, ни цер­ковный новый год в старом крестьянском обиходе не счита­лись праздниками. Истинным праздником был день поворо­та солнца к новому свету. С этого момента начинается почти беспрерывная цепь различных обрядовых празднеств.

Мы не можем конечно, ожидать, чтобы русское кресть­янство знало день солнцеворота астрономически точно. По­читался преподобный Спиридон Тримифунтский, он же Спиридон Солоноворот, память которого праздновалась 12 декабря. По юлианскому календарю на этот день действи­тельно когда-то приходился зимний солнцеворот. С этою дня свет начинал прибывать: «Нонь солнце на лето пойдет, а зима на мороз». Теоретически с 12 декабря ожидалось бы начало новогодних празднеств. Однако установленное еще византийской церковью празднование рождения Христа 25 декабря привело к тому, что именно с этого дня начинались и народные праздники.

Первым из цикла народных праздников были «святки», или «коляда». Длились они от сочельника, т. е. вечера 24 декабря до Крещения Христа, т. е. до б января.

Мы рассмотрим некоторые основные черты этого празд­ника и проследим их в других праздниках.

Празднование святок начиналось с торжественного ужи­на. Пристальное изучение этого момента не оставляет со­мнений в том, что этот ужин представляет собой поминаль­ный стол. Поминовение усопших в разных формах есть один из постоянных элементов аграрных обрядовых празд­неств, что дает основание начать исследование именно с этого обычая.

Правда, во многих случаях сообщается только о том, что до появления первой звезды не едят ничего, а затем садятся за стол. Торжественная трапеза в этот день одновременно является и обедом и ужином. Едят «скоромное» - колбасу, свинину и никаких обрядовых признаков как будто нет. Но тем не менее при изучении деталей обрядовый характер этой трапезы становится ясным. Многие наблюдатели сооб­щают, что одно из непременных блюд в этот день - кутья. Кутьей иногда называется и сам праздник. А. И. Петро­павловский сообщает о белорусском обычае: «В течение ко­ляд бывает три кутьи: первая - постная, перед Рождест­вом, вторая - скоромная, иначе богатая, под новый год, и третья - постная, под крещение». У белоруссов новогодняя кутья называлась «щедрою» или «богатою», так как 31 декабря называлось «щедрым вече­ром». У русских порядок был несколько иной: «богатой» кутьей иногда назывался сочельник.

Свидетельств, что в сочельник ели кутью, имеется очень много. И. П. Сахаров пишет: «Для вечерней трапезы гото­вится доселе из круп каша, а из пшена и ячменя - кутья сочельницкая». О том же А. А. Макаренко сообщает из Сибири: «В вечерю кушают капусту, квас и кутью» . Кутью иногда ста­вили не на стол, а в передний угол под образа, вместе с не­обмолоченным снопом ржи. В Белоруссии этот обычай яс­нее выражен, или, может быть, лучше записан, чем у вели­корусов. П. В. Шейн приводит запись из Смоленской губернии: «Главное и необходимое кушанье на этом обеде - кутья». У украинцев Саратовской губернии А. П. Минх наблюдал следующее: «В сочельник, накануне Рождества, малороссы варят свару и кутью; в этот день они ничего не едят до вечерней зари; лишь взойдет звезда, они ставят кутью и свару на стол, зажигают перед образами свечу, все становятся на колени и просят Бога о ниспослании им хорошего урожая хлебов, благополучия скоту и здравия себе». Д. К. Зеленин, подводя ито­ги рассмотренным им великорусским, белорусским и укра­инским материалам, приходит к выводу, что «обрядовые блюда восточно-славянского рождественского праздника не оставляют сомнения в том, что этот праздник некогда пред­ставлял собой поминки, был посвящен культу предков». Общеизвестно, что кутья составляет непре­менную принадлежность похоронного обряда и поминок. Вместе с тем ее иногда употребляли на свадьбах, родинах (праздновании родов) и крестинах. Почему, однако, имен­но кутья служит поминальной едой, которую при этом едят также на свадьбах и при рождении детей? Кутья, как пра­вило, варилась из цельных, нераздробленных зерен - чаще всего пшеницы. В городах, где пшеницы обычно не бывает, ее заменил рис. Если предположить, что кутья готовилась собственно из семян, мы приблизимся к пониманию этого обряда. Зерно обладает свойством надолго сохранять и вновь воссоздавать жизнь, умножая ее. Семя - растение - семя составляют извечный кругооборот, который свидетельствует о нескончаемости жизни. Путем еды к этому процессу при­общаются люди. В животном мире зерну или семени, с точ­ки зрения крестьянина, соответствует яйцо, обладающее тем же удивительным свойством, что и семя: оно сохраняет, содержит жизнь и воссоздает ее. Ниже мы увидим, что яй­ца действительно широко применялись в заупокойном куль­те всех народов как знак бессмертия. К кутье обычно примешивались ягоды (черемуха, в городском обиходе - изюм). Ягоды представляют собой то же семя, облеченное плодом. Всем этим объясняется, почему кутью употребляли при свадьбах, рождении детей и смерти. Она знаменует постоянство возрождения жизни, невзирая на смерть.

Другой признак поминального стола состоит в том, что в этот день подавались блины, которые, как известно, также представляют собой поминальную еду. П. С. Ефименко, на­блюдавший на севере обычай есть блины под рождество, полагает, что славяне, как и другие народы, поминали умер­ших блинами и воображали, что покойники в это время встают и едят их вместе с живыми. Этот обычай лучше зафиксирован у белорусов, чем у рус­ских, у которых к XX в. он веке начинал забываться. «Так как этот день есть вместе с тем и день поминовения умер­ших родственников, то, кроме кутьи, пекут лепешки и бли­ны» - сообщает П. В. Шейн из Смоленской губернии.

Почему при поминках употреблялись блины - на этот вопрос можно ответить только предположительно. Во вся­ком случае не потому, что они своей круглой формой напо­минают солнце и должны служить магическим средством возвращения солнца после зимы, как думают некоторые исследователи. Вместе с тем блины должны иметь другое обрядовое значение, чем кутья, так как они не взаимозамени­мы, а употребляются параллельно. По-видимому, блины - древнейшая форма печеной мучной еды. Когда еще не уме­ли печь хлеб, муку смешивали с водой, делали жидкое тесто и порциями выплескивали его на горячие камни. Таким об­разом, блины по происхождению - не магическая еда, как кутья, а древнее, архаическое блюдо, средство насыщения, получившее обрядовое применение.

Рассматривая рождественскую вечернюю трапезу как поминальный стол, необходимо указать, что дело в этом слу­чае идет не о поминовении покойников вообще, а покойни­ков своей семьи, своих предков.

В Белоруссии корреспонденты П. В. Шейна записали не­которые другие детали, которые снимают последние сомне­ния о характере этого стола. П. В. Шейн сообщает, что в Гродненской губернии сидящие за столом пили из одной круговой чары, причем каждый, раньше чем приложиться, выплескивал немного на стол. «Также и первую ложку жидких кушаньев выливают прямо на стол - все для умерших». Это несомненно очень древний, впоследствии забытый обычай. Так поступа­ли, например, благочестивые римляне, считавшие, что в их трапезах участвуют лары, или пенаты, - обожествленные предки. Им отдавали первый кусок пищи, первый глоток напитков. Все это показывает, что умерших предков мысли­ли присутствующими на трапезе. Вспоминали также об умерших, которые не имели потомков. Считалось, что души таких покойников бродили по улицам, и для них блины вы­ставляли в слуховое окно. Переосмыслением этого обычая может быть случай, который у белорусов наблюдал А. И. Петропавловский: «На третью кутью вечером [т. е. 5 янва­ря], когда вся семья находится за «вечорой», хозяин смотрит в окно и зовет с улицы «мороз» в гости. «Мороз, мороз, ходи кутью есть» при этом хозяин просит мороза не морозить посева гречихи, а в противном случае угрожает ему кнутом: «будем железной пугой бить».

На святках кое-где соблюдался и другой, в XIX в. уже почти вымерший обряд, - возжигать большие костры и звать покойников греться. Он подробно изучен Д. К. Зеле­ниным, который, например, воспроизводит рукопись 1852 г., где говорится, что «24 де­кабря на дворах зажигают огни, полагая, что усопшие роди­тели приходят обогреваться и что от этого огня пшеница народится ярая». С. В. Максимов описывает его следующим образом: «Способы поминания усопших родителей чрезвычайно разнообразны, и один из них называется «греть родителей». Практикуется он во многих местах (между прочим, в Тамбовской и Орловской губерниях) и состоит в том, что в первый день рождества; среди дворов сваливается и зажигается воз соломы, в той слепой уверенности, что умершие в это время встают из могил и приходят греться. Все домашние при этом обряде стоят крутом в глубоком молчании и сосредоточенном молитвенном настроении. Зато в других местах около этих костров, взявшись за руки весело кружатся как в хороводе на радунице».

Из воспроизведенной Д. К. Зелениным рукописи 1852 г. последние строки для нас особенно интересны. Они показывают, что обряд обогревания предков производился с целью получить хороший урожай. Мы можем предположить, что не только этот, но и другие обряды заупокойного культа имели целью воздействовать на урожай. Подробнее об этом можно будет говорит после того, как будут рассмотрены подобные обряды в другие сроки.

Следующий за святками праздник - масленица. «Широка масленица» слывет за самый веселый, самый разгульный праздник в году. Однако и на масленицу соблюдались обычаи почитания предков.

В свете изложенного можно думать, что масленичные блины, так же как и святочные, представляют собой поминальную еду. Об этом пишут И. П. Сахаров, И. М. Снеги­рев и позднейшие исследователи. «Специальное кушанье: масленицы, блины, - пишет Вс. Миллер, - как известно, один из специальных атрибутов поминок». Об этом имеются многочисленные свидетельства. Д. К. Зеленин пишет: «Масленица была когда-то, как и святки, поминальным праздником. За это, без сомнения, говорит обычная ритуальная еда - блины. На самом деле, как мы увидим, масленица - праздник сложный, комплексный. Поминание же - только одна из составных частей его.

Подобно тому, как на святках первый глоток посвящало» предкам, так на масленице поступали с первым блином: «В Тамбовской и других губерниях первый блин, испеченный на Сырной неделе, кладут на слуховое окошко для душ родительских». В других местах первый блин отдавали нищей братии - на помин усопших. «Набожные женщины, садясь за стол, едят первый блин за упокой усопших».

Почитание предков на масленице известно и в других формах. В последний день масленичной недели перед насту­плением поста был обычай ходить друг к другу прощаться, т. е. просить прощения за все прегрешения перед своими близкими. Младшие кланялись в ноги старшим, слуги - господам, и просили простить их за все свои провинности перед ними. Этот обычай применялся не только по отно­шению к живым, но даже к мертвым. «В прощальный день ездят на кладбище, служат панихиду и поклоняются праху родных». Мы приведем свидетельство С. В. Максимова, представляющее собой сводку из собран­ных им или переданных ему материалов. «...Чрезвычайно твердо держится обычай прощаться с покойниками... Обы­чай ходить на кладбище в последний день масленицы под­держивается главным образом бабами. В четвертом часу по­полудни они кучками в 10 - 12 человек идут с блинами к покойникам и стараются ничего не говорить по дороге. На кладбище каждая отыскивает родную могилку, становится на колени и бьет по три поклона, причем со слезами на гла­зах шепчет: «Прости меня (имя рек), забудь все, что я тебе нагрубила и навредила». Помолившись, бабы кладут на мо­гилку блины (а иногда ставят и водку) и отправляются до­мой также молча, как и пришли».

Поминовение производилось также на русальную или семицкую неделю, предшествующую Троице. «В старину наши старики хаживали встречать Семик на могилах роди­телей, где после поминовения они со своими семействами разъедали яичницы и драчены» (Сахаров). Эта картина типична. Она показывает, что чем ближе к весне, тем ярче выражено было поминовение. На святках оно совершалось в домах, на масленицу - выносилось на кладбища, и продолжением этого служат троицкие обряды. На севере покойника поминали сперва в церквах, потом на могилах, где могли совершаться даже пиры. Так, П. С. Ефименко сообщает, что в Пинежском уезде «сверх священного поминовения поминают усопших блинами, оладышами, салатом и кутьею. Кутью едят по благословению священника». П. В. Шейну писали Владимирской губернии, что здесь на семик «утром установлен обычай поминать усопших, а послеобеденное время вместе с вечером окончательно отдается веселью и разгульным песням беззаботной молодости». Мы имеем, по-видимому, обветшалые и поблекшие формы некогда весьма развитого культа предков. Об этом мы можем судить по очень яркому описанию в Стоглаве, где под 23-м вопросом говорится: «В Троицкую субботу по селам и по погостам сходятся мужи и жены на жальниках и плачутся по гробом с великим причитаньем. И егда начнут играти скоморохи, и гудцы и перегудники, они же, от плача переставите, начнут скакати и плясати и в долони бити и песни сатанинские пеги; на тех же жальниках обманщики и мошенники».

Необходимо еще упомянуть, что на Троицу устраивались похороны покойников, которые почему-либо не были по­гребены в течение года. Так, во времена войн, чумы, голода, мертвые в «убогих домах», «скудельницах», «божьих домах» сваливались в общую яму, выкопанную в сарае. Это делалось для предохранения от заразы и для защиты трупов от пору­гания, а также потому, что хоронить зимой в мерзлой земле было трудно. В Семик эти трупы зашивались в рогожу, де­лали для них гробы и хоронили.

То, что Стоглав сообщает о Троицкой, субботе, в равной степени относится к навьему дню и Радунице, когда поми­нальные обряды достигали своего апогея. Навий день и Ра­дуница приходились на Фомину неделю. Так называлась первая неделя после пасхи, потому что по Евангелию на этой неделе апостол Фома выразил сомнение в том, что Христос действительно воскрес во плоти, но Христос будто бы вложил его персты в свою рану, после чего Фома встал. Понедельник на этой неделе назывался Навий День (вторник - Радуница. Разница в названиях, по-видимом; не означала разницы по существу. В XIX в. Навий день почти забыт и встречается редко, Радуница же справлялась в очень ярких формах. Можно сказать, что в XIX в. они полностью слились. Указанные сроки - понедельник и втор­ник на Фоминой неделе - были необязательны. Поминове­ние, характерное для Радуницы, могло, например, совер­шаться в день Пасхи. У белорусов Радуница приходилась на четверг пасхальной недели. Слово «навий» в древнерусском языке означало «относящий к умершим». В древнечешком языке «унавити» означало «умертвить», укра­инское «нава» означает «гроб». Е. Ф. Карский и некоторые другие указывают на аналогичные слова в ли­товском и других языках, не оставляющие сомнений в значении этого слова в русском языке. На Украине Фомин по­недельник именовался «могилками», «гробами» или «прово­дами».

Этимология слова «радуница» (радоница, раданица, радовница и пр.) менее ясна. Большинство лингвистов сбли­жает его с корнем «рад», но такое толкование мало помога­ет раскрытию самого понятия, так как неясно, чему, собст­венно, радуются. И. П. Калинский, например, полагает, что этим словом выражается радость покойников, что их не за­бывают. А. А. Потебня сближает его с корнем «род», что также не раскрывает содержания слова в народном обиходе.

Совершаемые в эти дни обычаи описываются в общем одинаково. Радуница была праздником всенародным. Вся деревня выходила на кладбище к могилам своих близких. Женщины на могилах причитали. В причитания входили воспоминания о усопшем, как это имело место при оплакивании после смерти. Они «с плачем и рыданьем взывали к их душам, воспевая их добродетели». На могилы приносили еду и питье. Упоми­наются кутья, пироги, калачи, блины, сырники, крашеные яйца, вино, пиво, канун (род браги) и т. д. Едой делились с покойниками: яйца, блины и прочие угощения крошили на могилах и оставляли их там. На могилы лили масло, вино, пиво; все это делалось «мертвым на еду». С покойниками христосовались, полагая, что они их слышат. По могиле ка­тали яйца. После этого к еде и питью прикладывались сами, и печаль переходила в веселье, которое могло кончаться разгулом. «Торжество Радуницы заключалось в собственном смысле общим разгулом и игрищем». И. П. Калинский пишет: «Не без основания замечает Карамзин, что наш народ, следуя языческому об­ряду, совершает над умершими обжорства и возлияния в честь их, и что, следовательно, наши родительские поминки напоминают собой древнеязыческий обряд поминовения, совершавшийся в начале весны, и вообще древнюю тризну». На Радуницу пели песни и водили хоро­воды. Известна поговорка: «На Радуницу утром пашут, днем плачут, а вечером скачут». Е. Ф. Карский сообщает о бело­русах: «Тут же устраивается поминальный стол, переходя­щий часто в разные непристойные увеселения под влиянием в изобилии выпитого вина». Переход от плача к веселью и характер этого веселья нас займут ниже, при изучении проводов масленицы и других аналогичных обрядов. Радуница - праздник древний. В 62-м слове Иоанна Златоуста (IV в.) говорится, что поминовение усопших на Фоминой неделе установлено церковью в воспоминание о нисшествии Христа в ад, но праздник этот все же отнюдь не церковный, а совершенно языческий. В летописях радуница впервые упоминается в 1372 г. (Тро­ицкая летопись) и в дальнейшем иногда используется как календарная дата. В Стоглаве радуница, как и другие празд­ники, которым можно приписать языческое происхожде­ние, запрещалась. Ответ на 25-й вопрос гласит: «Чтобы о велице дни оклички на радунице не творили и скверными речьми не упрекалися».

С Радуницей обрядовое поминовение усопших прекра­щалось. На Ивана Купалу, например, уже никаких призна­ков поминок нет.

Правда, церковь установила и некоторые другие сроки, когда полагалось поминать покойников, но эти сроки носи­ли именно только церковный характер. Было установлено несколько «родительских суббот» и дней «вселенских пани­хид», когда полагалось поминать умерших, что и исполня­лось верующими (в субботу перед Петровым днем - 29 июня, в субботу перед Успеньем - 15 августа и в некоторые другие дни), но ни одно из этих поминовений, установлен­ных церковью, даже отдаленно не может сравниться с тем, что делалось в указанные праздники. Этнографы, собиратели и исследователи фольклора ни о каких обрядах в эти дни не сообщают. Некоторое исключение составляет только так на­зываемая Дмитриевская суббота, установленная после Кули­ковской битвы Дмитрием Донским в память павших в этом бою и отмечавшаяся в субботу между 18 и 26 октября ве­роятно потому, что 26 октября почитали днем Дмитрия Солунского. В этот день на кладбищах широко поминали сво­их покойников, что дало И. М. Снегиреву повод сближать его с радуницей.

Какие же выводы можно сделать из приведенных мате­риалов? Чем объяснить упорное, с наступлением весны все нарастающее стремление почтить своих предков?

Стремление время от времени вспоминать о своих близ­ких, находящихся в могилах, как будто совершенно естест­венно объясняется любовью к близким; причитания и вопли прочно входили в быт русского крестьянина. Мы имеем излияние чувств скорби, желание почтить память усопших так, как это делалось испокон веков. В этом особой пробле­мы нет. Проблема же состоит в том, что это чествование совершалось в определенные дни солнечного календаря. Оно начиналось с зимнего солнцеворота и кончалось ко времени летнего солнцеворота.

Имеющиеся объяснения не могут нас удовлетворить. Так, И. П. Калинский, ссылаясь на А. Н. Афанасьева, пи­шет: «Что касается оснований, почему предки наши избрали начало весны для поминовения усопших, то вероятно, что в этом случае держались они того общего верования, что ве­сеннее время всеобщего пробуждения природы было порою пробуждения и самих душ из темных затворов адских».

Наши материалы приводят нас к другому предположе­нию. Время между двумя солнцеворотами есть время про­буждения сил земли, нужных земледельцу. Культ мертвых стоит в связи с земледельческими интересами и стремлениями. Русские обряды не показывают прямо, в чем именно здесь состояла связь. Русский материал - материал пережиточный. Чтобы решить, какие представления определяли исполнение этих обрядов, какова их мыслительная основа и цель, нужно обратиться к таким народам, где эти представле­ния и обряды были не пережиточным, а живым явлением.

Уже давно замечено сходство между земледельческими обрядами античности и позднейшей Европы, включая и Русь. Это не значит, что все можно объяснить заимствова­нием; это означает, что есть некоторая закономерная связь между формами труда и формами мышления.

По античным представлениям смерти как полного пре­кращения существования не было. Умершие якобы про­должали жить под землей и имели над ней большую власть, чем земледелец, ходивший по ней с плугом. Из глубин зем­ли умершие могли воссылать урожай или неурожай, могли заставить землю родить или задержать ее силы. Они пре­вращались в своего рода хтонические божества. Говоря о душах умерших, немецкий исследователь ан­тичности Роде пишет: «От них ожидают помощи в любой нужде; в особенности же верят, что они, подобно хтоническим богам, в область которых они спустились, приносят благословение и обилие полям». Выражение «души» надо отнести за счет идеалистических взглядов автора. Обычно не «души», а сами покойники, находящиеся под землей в могилах, были предметом культа. Другой исследователь античности, Дитерих, выражается уже осторожнее: «Покойники в земле, духи или души, если угодно, способствуют произрастанию плодов земли; им мо­лятся, чтобы они их восслали». Слова «если угодно» указывают, что исследователь делает здесь уступку господствующему в немецкой науке мнению, но что сам он так не думает.

Земля и находящиеся в ней покойники как бы сливают­ся в одно целое. «Земледелец, - пишет Б. Л. Богаевский, - как и каждый человек античности, видел, что земля «покрывала» своей поверхностью посадки, посевы, содержа­ла их в себе и выливала наружу из своего громадного сосуда. Также земля... содержала... и могилы умерших, заботивших­ся о посевах и посадках». Из всего этого видно, что, по греческим представлениям, покойники, нахо­дясь под землей, могли иметь власть над урожаем. Эти представления и вызывают к жизни весенние земледельческие обряды, посвященные усопшим. Так обстояло дело не только у греков и римлян, так обстояло дело и у древних славян. Вот почему забота о посевах сочетается с заботой о покойниках и носит двоякий характер: усопших надо уми­лостивить, надо выразить им свою любовь, почитание. Но этого мало. Их надо поддержать пищей, питьем и теплом, надо с ними трапезовать, надо оставлять им еду на могилах, совершать возлияния из вина и масла. Но и этого мало. На­до обеспечить им не только жизнь, но и бессмертие. Надо приобщить их к кругообороту жизнь - смерть - жизнь, которым живет природа и который нужен земледельцу, на­до, чтобы они и сами способствовали этому кругообороту. Отсюда, как мы видели, такие обрядовые блюда, как кутья и яйца. С яйцом связаны самые разнообразные представле­ния. Но в русском заупокойном культе отражено только одно из них: способность воссоздания, воскресения жизни. Как символ воскресения оно было освящено церковью, и поэтому применялось особенно широко во время Пасхи и непосредственно после нее; радуница, когда на могилах крошили яйца, приходилась на первую неделю после Пасхи. Воскресение божества, воскресение природы и ее сил, хра­нителями и носителями которых считались находящиеся в земле, но все же не совсем умершие предки, - все это сли­вается в один поток обрядов и обычаев очень ясных в их аг­рарной направленности. Как мы еще увидим ниже, в этот поток укладывается и внезапный переход от плача к весе­лью, который мы наблюдаем в Радуницу.

Ко дню летнего солнцеворота, т. е. ко времени, когда солнце находится в зените, а земля в расцвете своих сил, никакие обращения к подземным помощникам уже не нужны. Они уже либо сделали, либо не сделали своего дела, и поминовение их прекращается вплоть до нового солнце­ворота, когда снова начнут чествовать своих предков за сто­лом и на могилах.

Этот исконный смысл заупокойных обрядов давно забыл­ся, но они совершались по привычке, по традиции, поддер­живаемой естественным стремлением вспоминать своих ушедших из жизни близких и оказывать им честь.

/Приводится по изданию: Пропп В.Я. «Русские аграрные праздники. Опыт историко-этнографического исследования. – М.: «Лабиринт», 2004./

Православная традиция уделяет большое внимание памяти о покойных. Умерших христиан в храмах поминают несколько раз в году по субботам. Но есть особая, родительская суббота, когда в церкви служат заупокойные службы, уделяя внимание именно умершим родственникам, а люди устраивают поминки и посещают кладбища. Из-за многолетнего негативного отношения советской власти к религии, когда традиции и обряды были под запретом и некоторые обычаи забылись, сейчас многие теряются в догадках, как же проводить родительскую субботу.

В частности, людей волнуют вопросы о том, что нужно, а чего нельзя делать в этот день, что необходимо нести с собой на кладбище и в церковь. Наши предки старались проводить родительскую субботу достойно, максимально заполненной событиями, так как, по традиции, нужно было успеть выполнить массу дел и ритуалов. Разберемся детальнее, как правильно поминать усопших в родительскую субботу, и чем она отличается от других дней.

В православном календаре существует несколько дат поминовения в году. Но самыми почитаемыми среди народа считаются те, которые предшествуют крупным религиозным праздникам, как перед Троицей, Масленицей, Покровом. Несмотря на название «родительская», это не значит, что эта суббота предназначена для поминовения исключительно своих покойных отцов и матерей. Это название происходит, скорее, от корня «род», так как традиционно люди первыми поминают именно своих ближайших родственников, но следует - всех умерших знакомых.

Выделяются такие ключевые поминальные дни:

  • Мясопустная суббота;
  • Радоница;
  • Троицкая;
  • Димитровская.

Накануне празднования масленичной недели, перед Великим постом, во всех православных церквях происходит вселенская, или большая родительская суббота - день поминовения предков. Эта родительская еще носит название Мясопустная. Такое название обусловлено тем, что эта суббота приходится перед мясопустным днем - последним в году перед Великим постом, когда верующие могут себе позволить съесть мясо.

Также отдельно выделяется дата, которая идет не перед, а после большого христианского праздника. Это родительская , называемая еще Радоница. Ее отмечают на девятый день после Светлого Воскресенья, и приходится он всегда на вторник, но по народной традиции на кладбище хотят в субботу. Как правило, этот день отмечается в апреле, если только Пасха не поздняя (тогда Радоница выпадает в мае). Конкретное число Радоницы можно узнать по календарю, так как она напрямую привязана к Пасхе, которая, как известно, каждый год бывает в разные даты.

Следующая крупная суббота отмечается накануне празднования Троицы. Этот родительский поминальный день отличается от остальных тем, что традиционно люди использовали в обрядовых действах большое количество зелени и цветов. Важное значение люди также придают Дмитриевской родительской субботе, которую отмечают в начале ноября. Это последняя особая суббота в году, а потому к ней народ готовился особенно тщательно.

Дмитриевский родительский поминальный день также традиционно предназначен для особого поминовения павших за Родину воинов.

Важные моменты родительской субботы

Ключевое событие любой родительской субботы - поход в церковь и затем на кладбище. В храмах служится заупокойная Божественная литургия, на погосте священники совершают панихиды над могилами, а люди в церкви и дома читают особые молитвы за упокой душ умерших. Чтобы провести родительскую субботу правильно, нужно отправиться в церковь немного раньше богослужения. Это необходимо для того, что успеть в церкви подать записку об упокоении. В этой записке укажите имена, данные покойным родным и близким при крещении (иногда они не совпадают с мирскими именами людей).

Кроме того, в родительскую субботу в церковь не принято идти с пустыми руками. По давней традиции в храме установлен специальный столик для подношений. С этой целью в церковь принято нести продукты питания, как правило, постные, а также красное вино кагор, которое затем используется для совершения литургии. Учтите, что другие виды спиртного, как-то водка или коньяк, нести в качестве подношения в дом Божий нельзя. Интересно, что ранее был обычай собирать всем миром продукты и вино, а после службы во дворе храма накрывался один большой стол, за которым прихожане затем поминали своих родных усопших. Сейчас эту традицию еще можно встретить в небольших городках или деревнях, но преимущественно она уже исчезла из современной жизни. В наши дни продукты, которые были принесены прихожанами в родительскую субботу, используются на нужды прихода и для помощи малоимущим.

Согласно православным церковным правилам, правильно поминать усопших следует таким образом. В церковь нужно прийти дважды - сначала накануне родительской субботы и затем утром в поминальный день. В пятницу отправляйтесь на вечернее богослужение, в ходе которого совершается Великая панихида и Парастас. Затем утром снова идите в церковь, чтобы присутствовать на Божественной литургии и общей панихиде. По мнению священнослужителей, очень важно молиться об умерших, так как только молитвой можно помочь им найти упокоение. Немногие люди предвидели свой уход из жизни и успели пообщаться со священником, который отпустил им грехи. А потому снять с них груз грехов могут лишь живые родственники, которые своими горячими молитвами испрашивают у Всевышнего прощения для покойных.

После службы в родительскую субботу принято сразу идти на кладбище. Там нужно привести в порядок могилу и территорию рядом с ней, поменять на могилке цветы. Допустимо на кладбище помянуть мертвых, пригубив немного спиртного и закусив. Но официальная церковь выступает категорически против больших застолий на кладбище. Основной поминальный обед в родительскую субботу нужно устраивать уже после возвращения домой. Там можно собраться родней и за накрытым столом вспомнить добрым словом своих покойных родных и близких друзей.

Не забудьте по дороге на кладбище и с него подать милостыню и угостить едой нищих, которых часто можно встретить у ворот погоста. Этот жест милосердия соответствует одной из ключевых догм православия - помогать ближнему своему.

Спорные вопросы

Многие люди переживают по поводу того, допустимо ли в родительскую субботу заниматься своими привычными бытовыми делами - стирать или работать по хозяйству. На этот счет у священнослужителей нет никаких запретов. Более того, особая суббота изначально предполагает, что человек должен непременно пойти на кладбище, чтобы:

  • убрать там территорию;
  • при необходимости поправить крест;
  • починить ограду;
  • подкрасить надгробие.

Женщинам же нужно накрыть поминальный стол, что также является разновидностью работы. И надо угостить пирогом нищих, чтобы они помолились за усопших. поэтому можно смело делать все запланированное и не переживать насчет запретов на физический труд в родительский день. С другой стороны, священники указывают на тот момент, что никакая работа не должна быть преградой, чтобы в родительскую субботу и накануне ее посетить церковь и послушать службу.

Есть также ряд вопросов, касающихся других мирских дел, выпадающих на родительскую субботу. В частности, бывают такие ситуации, когда молодожены назначают дату свадьбы, не сверившись с церковным календарем, и в итоге их бракосочетание выпадает на родительскую субботу. Когда же они узнают об этом, то начинают переживать и забивать свою голову неприятными суевериями на сей счет. Хотя у священников на этот вопрос более лояльный взгляд, чем можно было бы себе представить. Священнослужители говорят о том, что в субботу венчание в церкви не проводится, а расписываться в ЗАГСе можно свободно. Другое дело, что не совсем удобно играть свадьбу накануне крупных религиозных праздников, как, например, в Троицкую родительскую субботу. Первые же дни лета считаются началом поры свадеб, а потому многие молодожены оказываются в двоякой ситуации именно на Троицкий родительский день. По мнению священников, верующие люди в этот день должны быть поглощены подготовкой к празднованию Троицы - одного из крупнейших религиозных праздников. А значит, людям нужно накануне отправиться на вечернюю службу и исповедаться. Потому свадьба в эту родительскую субботу может быть неприемлемой.

Если же дата свадьбы на Троицкую родительскую субботу уже назначена, и сменить ее нет возможности, народная мудрость припасла несколько ритуалов, которые помогут примириться с этим. Считалось, что утром накануне торжества молодожены каждый по отдельности должны посетить кладбище, чтобы положить свежие цветы на могилы ближайших родственников. В том случае, если кто-то из родителей молодоженов не дожил до этого торжественного дня, важно вдвоем прийти на могилу, чтобы испросить у покойного благословения на брак.

Древние традиции родительских суббот

До наших дней сохранился огромный пласт обрядов, связанных с проведением родительских суббот. Также существует много примет, на которые люди до сих пор обращают внимание. Например, на Радоницу обязательно ждали дождь. Ливень или небольшой дождик означал то, что по осени будет собран богатый урожай. Люди даже старались зазывать дождь, глядя на облака. Если небеса смилостивились над их просьбами, и падали первые капли, то все спешили набрать в ладони дождевую воду, чтобы умыться ею. Считалось, что этот ритуал приносит счастье и удачу. А молодые девушки и женщины использовали дождевую воду еще более замысловатым образом. Они набирали ее в предназначенную для этого емкость и затем клали в воду золотые или серебряные кольца - у кого какой был достаток. Наши предки верили в то, что этот ритуал сохранял девицам молодость и миловидность.

Еще больше необычных традиций сохранилось на Троицкую родительскую субботу. Наши предки были уверены в том, что на родительскую субботу их покойные родные на время могли выйти в мир живых, чтобы пообщаться с любимыми. Считалось, что накануне Троицы их духи таились в зелени - цветах, кустах, травах и деревьях. Потому люди торопились в этот день посетить кладбище, чтобы украсить могилы покойных свежими зелеными травами и яркими цветами.

Как и на Радоницу, Троицкая поминальная суббота в старину делилась на три части.

Если с первыми двумя пунктами все понятно, то, что же происходило вечером родительского дня? Пожилые люди оставались дома и проводили вечер за молитвой, а вот молодежь собиралась для веселья. Нужно отметить, что родительские субботы представляли собой не только дни поминовения усопших, но и своеобразный праздник, восхваляющий жизнь. В Троицкую родительскую субботу молодежь собиралась вместе возле водоема. На берегу озер или рек они зажигали большие костры и веселились.

А вот Дмитриевская суббота славилась застольями. Если в родительскую субботу после Пасхи поминальный стол следовало накрывать пасхальными блюдами, то осенью ключевым кушаеньем родительского поминального дня были разнообразные пироги. По традиции, приготовления к этому дню начинались еще с пятницы. Пятничным вечером хозяйки после завершения ужина полностью убирали стол и застилали его свежей скатертью. Затем стол накрывался новой снедью. Этим символическим жестом души покойных приглашались к столу. После этого все члены семьи должны были тщательно вымыться в бане. Последний из посетивших парилку оставлял в кадке воду и веник, чтобы покойные родственники могли освежиться.

На родительскую субботу после традиционного посещения церкви и кладбища люди приступали к большой поминальной трапезе. В этот день хозяйки накрывали богатый стол. Главными блюдами была любимая еда покойных родственников. Также непременно на стол ставили;

  • блины;
  • узвар (компот, сваренный из сухофруктов);
  • кутью;
  • студень;
  • жаркое;
  • пироги.

По традиции, пироги в этот день должны были быть непременно продолговатыми. Также еще одна традиция, связанная с пирогами, касалась людей, недавно вступивших в брак. Те, кто повенчался в октябре, должны были приготовить особый поминальный пирог и взять его с собой на кладбище.

Еще был специальный ритуал в эту родительскую субботу. На стол с поминальным обедом ставилась чистая тарелка, предназначавшаяся для покойных. Каждый из участников поминальной трапезы клал на это блюдо по ложке еды из своей тарелки. Эту тарелку не убирали на ночь. Считалось, что души умерших ночью угощались обедом.

Современные люди частично продолжают следовать традициям своих предков. Ярким примером может служить то, что на поминальной трапезе всегда стоит пустая тарелка и рюмка, накрытая куском хлеба. С точки зрения священнослужителей, это не более, чем пережиток языческих традиций, так как в христианской вере нет такого обряда. Но многие священники снисходительно относятся к подобным действиям членов своего прихода. Но то, что, по их мнению, обязательно нужно делать в родительскую субботу, это посещать храм.

В том случае, если человек из-за болезни не может прийти в церковь или в этот день он находится в дороге, тогда нужно просто молиться за души умерших. Молитва имеет ключевое значение, а прийти на кладбище, чтобы убрать могилу усопших родных, можно будет в любой другой удобный день.

0:7

1:512

В православии существуют субботние дни особого молитвенного поминовения умерших.

1:680

В дореволюционное время у каждой семьи был список имен всех усопших членов данного рода — «Помянник» . Так, молились даже за тех, кого не помнили самые старшие из здравствующих членов семьи.

1:1046

Сейчас эта традиция утрачена большинством семей, да и при совершении поминовения многие верующие не знают, как правильно помянуть усопших близких. Священник Андрей Безручко, настоятель Никольской церкви г. Воскресенска ответил на вопросы, касающиеся поминовения усопших.

1:1550

1:9

Для чего Православной церковью вводятся особые дни поминовения — родительские субботы, ведь, поминовение, и так, совершается на литургии?

1:282

Дело в том, что литургии совершаются в храмах не каждый день, нет такой, говоря современным языком, технической возможности. Для того, чтобы совершать литургию нужно, чтобы, кроме священника, были певчие, пономари и, конечно же, молящиеся. Поэтому, среди недели не в каждом храме совершается такая служба, как, литургия. Но в воскресенье в каждой действующей церкви совершаются литургии. Для поминовения усопших этого мало,потому что этот день бывает лишь раз в неделю. Поэтому, для особого поминовения, выделяются родительские субботы и дни поминовения усопших, в которые проходит особая молитва об усопших.

1:1403 1:1413

В Великом посту полная литургия среди недели совершаться не может, поэтому, не может быть в эти дни и поминовения усопших.

1:1639

С понедельника по пятницу (в седмичные дни) Великого поста не совершается полная литургия ни в одном храме - не положено, совершается по средам и пятницам или по большим праздникам Литургия Преждеосвященных Даров. На этой литургии не совершается ни поминовение о здравии, ни о упокоении, потому что дни поста — дни покаяния, дни особой молитвы, когда человек углубляется внутрь себя и церковный сам строй службы не оставляет времени для долгих поминовений об усопших, кроме краткой заупокойной литии, которая положена после 1- часа.

1:986 1:996

И, поэтому, в Великом посту определяется 2-я, 3-я, 4-я субботы, которые называются днями поминовения усопших — в эти дни как раз уделяется особое время для молитвы об усопших. Накануне читается 17 Кафизма (это когда молятся об усопших). В ней говорится о воздаянии праведникам и грешникам от Бога, об их ответе перед Богом за свои дела,и поэтому, эта Кафизма в Псалтыри является наиболее подходящей в этот день, и церковный Устав ее определяет читать накануне субботы. А уже в сам субботний день поминовения усопших совершается литургия и панихида, как заупокойное моление, где как раз и поминаются усопшие.

1:2108

1:9

2:514 2:524

Когда в календаре бывают родительские субботы, и какие еще Православной Церковью установлены особые дни для поминовения усопших?

2:778

Родительскими субботами называются несколько дней в церковном календаре: Мясопустная, Троицкая и Дмитриевская родительские субботы.

2:1031 2:1041

Остальные дни в Церковном календаре - это дни поминовения усопших. Хотя, во все эти дни поминают, и родителей усопших, и близких и знакомых православных христиан, православных убиенных воинов, но отличаются названия по строю самой службы, то есть оно в названии дней поминовения усопших определяет сам строй проходящей этой заупокойной молитвы. Например, если родительская суббота, Троицкая, Мясопустная и Дмитриевская,то в эти дни богослужение более наполнено, чем в другие дни поминовения усопших, пространными молитвами, в том числе тропарями, стихирами, канонами.

2:2090 2:9

Кроме привычных нам дней поминовения усопших: трех родительских суббот, 2-й, 3-й, 4-й суббот в Великом посту, есть другие дни поминовения усопших - Радоница (вторник второй недели после Пасхи) , так как на самой Пасхальной седмицы нет заупокойных молитв больших, есть только тайная молитва, которая происходит в алтаре, а общей заупокойной молитвы нет. Они переносятся на Радоницу, хотя, строй службы, совершаемый в это день, не так обильно наполнен заупокойными молитвами.

2:875 2:885

Дни поминовения усопших - это 11 сентября, в этот день усекновения главы Иоанна Предтечи также совершается поминовение усопших, дата пришла исторически — в этот день принято поминать православных воинов, погибших в Отечественной войне 1812 года, в этот день поминали и так этот день остался для поминовения, и не только усопших воинов.

2:1509

2:9

Также в наши дни 9 мая поминают усопших воинов в Великой Отечественной. В этот день поминаются воины, хотя, можно поминать и других усопших сродников.

2:287 2:297

Еще одним днем поминовения усопших является день поминовения усопших, погибших в годы гонений за веру Христову, репрессированных людей в 30-е годы, в безбожное время. Среди миллионов расстрелянных было много православных христиан, все они поминаются в особой молитве в день Новомучеников и Исповедников Российских — это последнее воскресенье января (после 25 января). В этот день после молитвенного поминовения святых мы обращаемся об упокоении душ усопших.

2:1145 2:1155

Есть и другие дни поминовения усопших, в церковном календаре их нет, но по благословению Святейшего Патриарха они совершаются. Например: о погибших в ДТП, о погибших ликвидаторах Чернобыльской АЭС и др.

2:1530


3:506 3:516

Что должен сделать в родительскую субботу верующий для того, чтобы помянуть умерших близких?

3:702

Прежде всего, молитва о них, молитва в храме, домашняя молитва, потому что есть люди, которые по уважительной причине не могут посетить в это день церковь. Поэтому, они могут дома горячо и сердечно молиться о своих усопших сродниках — в келейной домашней молитве.В обычном Молитвослове есть «Молитва об усопших». Накануне можно передать записки с именами усопших тем, кто идет в храм в этот день.

3:1442 3:1452

Можно накануне посетить церковную лавку и передать записку, чтобы в этот день помянули, свечку поставили, потому что горящая свеча — это как символ горения человеческой души во время молитвы. Мы молимся об усопших, а они чувствуют нашу молитву и их загробная участь от нашей молитвы становится лучше, становится блаженной. Конечно, это зависит от силы нашей молитвы, и хотя, мы не можем творить такую молитву, как совершали святые, чтобы в одночасье по нашей молитве усопшие сразу были в раю, но по мере своих возможностей в молитвах мы поминаем их, облегаем их загробную участь.

3:2521

3:9

4:514 4:524

В «Молитве об усопших» есть слова «Упокой, Господи, души усопших раб твоих: родителей …», какие слова нужно произносить, если родители молящего живы?

4:837

Можно сказать прародителей, к ним относятся деды, прадеды, все умершие члены рода, поэтому и родительской называется суббота, потому что мы молимся об усопших нашего рода.

4:1153 4:1163

Как правильно писать в записках имена, если поминаемых зовут Юрий, Светлана и Эдуард?

4:1334

Все имена в записках должны быть даны в церковном написании, например, Георгий, а не Юрий, Фотиния, а не Светлана. Некоторые люди, произнося имя на греческом языке, могут его спокойно произносить и на русском языке, для некоторых имен преграды между языками нет. Но, все-таки, нужно руководствоваться местным уставом: если в храме принимают с таким именем подавайте, если нет, то ничего страшного, если исправите имя.

4:2095 4:9

Но есть редкие имена, которым нет интерпретации в церковных святцах, например, Элеонора, Эдуард, Рубин и т.д..Поэтому, следует писать имя, нареченное при Крещении, а если оно неизвестно — решить этот вопрос со священником.

4:421 4:431

5:936 5:946

Нужно ли в родительскую субботу или в день поминовения усопших человеку задуматься о загробной жизни?

5:1149

Человеку о загробной жизни нужно думать не только в этот день, но и в каждый день своей жизни. В Притчах Соломона говорится: «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь…» — это путь к безгрешной жизни человека. Если мы будем задумываться, что нам предстоит предстать перед Богом и дать ответ за свои дела, то, мы каждый день в своей жизни будем стараться проводить благочестиво, совершать меньше грехов.
В дни поминовения усопших нужно задуматься, и о своей загробной жизни, и о загробной жизни умерших сродников. Конечно, все эти мысли нормального человека, который понимает свой путь духовный, идет по нему, стремится подняться по иерархической лестнице добродетели.

5:2426

5:9

6:514 6:524

Какой смысл поминальной трапезы?

6:601

Присутствующие, вкушая на трапезе, поминают усопших сродников, для которых и готовится эта трапеза. Это важный момент, потому что есть такая поговорка «Сытый голодного не уразумеет». Мы когда сыты, не думаем, что есть люди, которые голодные, которых нужно накормить. Зачастую, когда собираются поминки, многие люди приходят туда для того, чтобы покушать — нет дома возможности поесть. Поэтому, присутствуя на этой трапезе, они молитвой помянут нашего усопшего сродника. Сама трапеза является милостыней, творимой за усопших родственников, потому что те расходы, пошедшие на нее, это и есть жертва.

6:1710

6:9

Вопрос о присутствующих. Это не должен быть круг людей, которые интересуют нас в выгодных целях, для того чтобы получить от них пользу.Поэтому, мы должны приглашать на поминки малоимущих людей, которых нужно бы покормить.

6:418 6:428

Конечно, главное в поминовение молитва, но, тем не менее, поминальная трапеза является продолжением этой молитвы. Трапеза в церковном уставе продолжение богослужения, его неотъемлемая часть. Поэтому, присутствуя на поминальной трапезе, человек присутствует на богослужении.

6:938 6:948

7:1453 7:1463

Позволительны ли поминки с употреблением спиртных напитков?

7:1590

Церковный устав не запрещает на поминальной трапезе употребление спиртных напитков. Но иногда поминки превращаются в пьянство, из поминовения - в грех. Поэтому, все должно быть в меру. Употребление спиртных напитков можно, но советуют: тем, кто воздерживается — не пить, а тем, кто хочет выпить — не поминать спиртным, а поминать трапезой, а спиртным запивать, чтобы не поднимали бокалы, поминая усопшего знакомого.

7:775 7:785

Правильно ли оставлять на кладбище конфеты, сигареты (в случае если умерший был курящим человеком) или даже рюмки со спиртным?

7:1031

Некоторые думают, что если при жизни умерший курил, то и после его смерти на могилу нужно приносить сигареты, тогда, следуя этой логике, если человек любил водить машину, то выходит на кладбище нужно пригнать авто. Что еще любил? Потанцевать - потанцуем на могиле. Таким образом, мы возвращаемся в язычество, тогда была тризна(обряд), что там только не творилось.

7:1696 7:9

Мы должны понимать, что если у человека было какое-то земное пристрастие, оно остается на земле, а в вечной жизни этого нет. Конечно, неуместно сигареты класть или рюмки с алкоголем. Можно оставлять конфеты или печенье, но не на могиле, а на столике или скамейке, для того, чтобы человек пришел и помянул этого человека. И ругать, к примеру, детей в том. что они собирают сладости не стоит - они для того и кладутся, чтобы поминать.

7:797 7:807

Могилу нужно содержать в чистоте, и на саму могилу класть из продуктов ничего не нужно. В отсутствии человека птицы садятся туда и гадят, и получается — могила ухожена, ограда покрашена, а птицы или собаки нарушают порядок — разбрасывают фантики и т.д.

7:1280

Лучший выход: раздать конфеты и сладости тем, кому нужно, в качестве милостыни.

7:1430 7:1440

8:1945

8:9

Как правильно говорить «Царство ему небесное» или «Пусть земля ему будет пухом»?

8:193

Православный христианин всегда скажет:«Царство ему небесное», а атеист говорит: «Пусть земля ему будет пухом», потому что он не верит в Царство небесное, но, хотя, желая чего-то хорошего, своему сроднику пусть все-таки так скажет. Но православному христианину нужно говорить правильно: «Царство ему небесное».

8:794 8:804

Каких людей в храме нельзя поминать?

8:886

В храме не поминают самоубийц и некрещеных поименно. В общей молитве, когда мы приходим в церковь молиться, мы можем у Господа Бога любые прошения воздавать в своем сердце, в своем уме. Конечно, когда у человека есть усопшие некрещеные, или усопшие самоубиенные, в мысленной молитве нельзя запрещать обращаться к Господу - Господь сам знает, кого, как определять в загробной жизни.

8:1590

8:9

Есть такие случаи, когда самоубийц благословляется заочно отпевать. И когда заочно отпевают, в Епархиальном управлении после поминовения усопших говорят так, что поминовение в храме об этом человеке на усмотрение настоятеля этого храма.
В церковном Уставе для решения спорных вопросов есть выражение «Аще изволит настоятель», и вот это понимается так, что если разрешит настоятель — можно подавать записки, если нет - значит, батюшка руководствуется уставными принципами.

8:910 8:920

Можно ли их поминать домашней молитвой?

8:1008

В молитве никто не ограничивает, хотя, нужно понимать, что судить будет сам Господь на Страшном Суде. Дома мы можем молиться обо всем, не только о людях, но и об устроении в семье и делах.

8:1348 8:1358

Если умирает во время Великого поста человек, как можно ли его поминать на седмице?

8:1525

В Великом посту есть некоторые отклонения от правил обычного поминовения. Церковный устав говорит так, что если человек умирает во время Великого поста, то на седмице, ни на 9-й, ни на 40-й день не поминаются, а устраиваются помины, либо в надлежащую субботу, следующую за этим днем или на предшествующее воскресение. Например, если во вторник нужно отметить 9 дней, то лучше собрать поминки в предшествующее воскресение.

8:770 8:780
«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц - нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», - пишет святитель Иоанн Златоуст.
Молитва за усопших - это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.
По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике - все это дань традициям, пусть и благочестивым.

Бочарова Наталия. Молитва.

Но вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.
Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего - долг всякого православного христианина.
Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.
Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).
После Литургии нужно отслужить панихиду.
Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.

Сразу после смерти принято заказывать в церкви сорокоуст, чтобы в течение первых сорока дней новопреставленного ежедневно сугубо поминали. Особо отмечаются третий и девятый дни, когда, по учению Церкви, душа предстаёт небесному Престолу, и сороковой – когда Господь выносит временный приговор, определяя, где душа будет находиться до Страшного Суда. В эти дни нужно усердно молиться за усопшего, а после этих дней чаще подавать записки на Литургию и панихиду. Панихида – заупокойное богослужение, которое можно совершать как до погребения, так и после.


Александр Смирнов.У гроба святого

Умершие за себя молиться не могут, они ждут наших молитв.Больше всего душа нуждается в них первые 40 дней, пока она проходит мытарства и совершается частный суд. Надо во всех, сколько это возможно, храмах заказать сорокоуст – поминовение на 40 дней, каждый день подавать на панихиду, поминать на Псалтири, давать милостыню и просить помолиться за эту душу. Так, постоянно поминая, с помощью Церкви, можно вымолить душу даже из ада.


Шатрова Н.КНИГА БЫТИЯ

Церковь не молится только за самоубийц.

Поминовение умершего в третий день после его смерти Церковь совершает в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

В девятый день – в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и представителя к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившемуся.

Поминовение в сороковой день совершается в память Вознесения Иисуса Христа на сороковой день по Воскресении Своём.

Годовщина смерти христианина – это день рождения для новой, вечной жизни. Она всегда отмечается в кругу близких и родных покойного.

Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники.

По церковному преданию, на протяжении сорока дней после смерти душа умершего готовится к Божьему суду. С первого по третий день она пребывает в местах земной жизни почившего, с третьего по девятый ей показываются райские обители, с девятого по сороковой – мучения грешников в аду. На сороковой день совершается решение Божие, где будет находиться душа умершего до Страшного Суда.

Следует знать, что в дни поминовения усопших надо прежде всего посетить храм, заказать заупокойное поминовение, самому возвести молитву к Богу о упокоении близкого вам человека, по возможности посетить кладбище и лишь потом садиться за поминальный стол.


An Old Woman Praying, circa 1655, by Nicolaes Maes (1634-1693)

Обычай поминать усопших встречается уже в Церкви ветхозаветной. С особой ясностью о поминовении усопших упоминают Постановления Апостольские. В них мы находим как молитвы за усопших при совершении евхаристии, так и указание на дни, в которых особенно необходимо поминать усопших: третий, девятый, сороковой, годовой.

Таким образом, поминовение усопших - это апостольское установление, оно соблюдается во всей Церкви и литургия за усопших, принесение о спасении их Бескровной Жертвы есть самое сильное и действенное средство к испрашению усопшим милости Божией.
Церковное поминовение совершается только о тех, кто был крещен в православной вере.
Панихиды по самоубийцам, а также по не крещенным в православной вере, не совершаются. Тем более эти лица не могут быть поминаемы на литургии.
Святая Церковь возносит непрестанные молитвы об отошедших отцах и братьях наших при всяком богослужении и особенно литургии.


ANTONELLO da Messina.Virgin of the Annunciation

Но кроме этого Святая Церковь творит в определенные времена особое поминовение всех от века преставлыпихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнуты внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды называются вселенскими. В субботу мясопустную, перед сырной неделей, накануне воспоминаний Страшного суда, мы молим Господа, чтобы Он явил Свою милость всем усопшим в день, когда наступит Страшный суд.

В эту субботу Православная Церковь молится о всех усопших в Православной вере, когда бы и где бы ни жили они на земле, кем бы ни были по своему социальному происхождению и положению в земной жизни. Молитвы возносятся о людях "от Адама до днесь усопших в благочестии и правой вере".


Carl Kronberger.A Portrait Of A Woman With A Book Of Prayer.

Три субботы Великого Поста - субботы второй, третьей, четвертой недель Великого поста - установлены потому, что во время преждеосвященной литургии не бывает такого поминовения, какое совершается во всякое другое время года. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви, и установлены эти родительские субботы. Церковь во время Великого поста ходатайствует об усопших, чтобы и им Господь простил грехи и воскресил их в жизнь вечную.

В Радоницу - вторник второй седмицы по Пасхе - с усопшими делятся радостью Воскресения Господа, в надежде воскресения и наших усопших. Сам Спаситель сошел во ад проповедать победу над смертью и извел оттуда души ветхозаветных праведников. От этой великой духовной радости день этого поминовения и носит название "радуница", или "радоница".

Троицкая родительская суббота - в этот день Святая Церковь призывает нас совершать поминовение усопших, чтобы спасительная благодать Святого Духа очистила грехи душ всех от века усопших праотцов, отцов и братий наших и, ходатайствуя о собрании всех в Царство Христово, молясь об искуплении живых, о возвращении пленения душ их, просит "упокоить души прежде отшедших на месте прохлаждения, яко не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже сущий во аде исповедания дерзнут принести Тебе: но мы, живые, благословим Тя и молим, и очистительный молитвы и жертвы приносим Тебе о душах наших".


Жуков Фёдор Иванович.Молитва.

Димитриевская родительская суббота - в этот день совершается поминовение о всех православных убиенных воинах. Оно установлено святым благоверным князем Димитрием Донским по внушению и благословению преподобного Сергия Радонежского в 1380 году, когда он одержал славную, знаменитую победу над татарами на Куликовом поле. Поминовение совершается в субботу перед Димитриевым днем (26 октября по старому стилю). Впоследствии в эту субботу православные христиане стали творить поминовение не только воинов, за веру и отечество положивших свою жизнь на поле брани, но вместе с ними и за всех православных христиан.
Поминовение усопших воинов совершается Православной Церковью 26 апреля (9 мая по новому стилю), в праздник победы над фашистской Германией, а также 29 августа, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Обязательно надо поминать усопшего в день его смерти, рождения и именин. Дни поминовения надо проводить чинно, благоговейно, в молитве, благотворении нищим и близким, в размышлении и о нашей смерти и будущей жизни.
Правила подачи записок "О упокоении" такие же, как и записок "О здравии".

"На ектений же больше поминаются новопреставленные или значительные строители обители, и то не более одно или два имя. Но проскомидия самое важное поминовение, ибо вынутые части за усопших погружаются в кровь Христову и очищаются грехи сею великою жертвою; а когда случается память кого из родных, то можешь подать записку и помянуть на ектений", - писал в одном из писем преподобный Макарий Оптинский.


Молящийся старик.Рембрандт, Харменс ван Рейн

ДНИ ОСОБОГО ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ

Суббота мясопустная – (суббота на масленичной неделе)

Суббота 2-я Великого поста – (через две недели после мясопустной)

Суббота 3-я –Великого поста (через неделю после 2-й)

Суббота 4-я Великого поста – (через неделю)

Радоница – (на 9-й день после Пасхи во вторник)

Суббота Троицкая

Суббота Димитриевская

Поминовение усопших воинов – 9 мая, 11 сентября.
Евангелие, читаемое на заупокойной литургии в родительскую субботу
(Ин., 5, 24-30)


ANTONELLO da Messina.Virgin Annunciate

24 Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.
25 Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.
26 Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.
27 И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий.
28 Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия;
29 и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения.
30 Я ничего не могу творить Сам от Себя. || Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.


Моргачёв Вячеслав Георгиевич.Молитва.

О ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ

Никто не поленится помянуть своих родителей; но поминать надо и всех православных христиан, и не в этот только день, а во всякое время, на всякой молитве. Сами там будем, и понуждаемся в молитве этой, как бедный в куске хлеба и чаше воды. Помни, что молитва об усопших и сильна общностью - тем, что идет от лица всей Церкви. Церковь дышет молитвой. Но как в естественном порядке, при беременности мать дышит, а сила дыхания переходит и на дитя, так и в благодатном порядке Церковь дышет общею всех молитвою, а сила молитвы переходит и на усопших, содержимых в лоне Церкви, которая слагается из живых и умерших, воюющих и торжествующих. Не поленись же на всякой молитве усердно поминать всех отшедших отец и братий наших. Это будет от тебя им милостыня. . .

Феофан Затворник

МОЛИТВА ОБ УСОПШИХ

Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый; сам, Господи, упокой душу усопшаго раба Твоего (усопшия рабы Твоея или усопших раб Твоих), [имя рек], в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное им (ею или ими), словом, или делом, или помышлением, яко благ и человеколюбец Бог прости. Яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо един без греха, правда Твоя, правда во веки, и слово Твое истина.


Джон Филипп. Молитва.

Поминки - похоронный обычай, встречается у большинства народов.

Описание события

Устраивается угощение, в память об умершем, после его похорон и в поминальные дни (в православной традиции - 9 день, 40 день и через год). На поминки на могилу возлагали жертвоприношения, часть которых шла на торжественную трапезу.

В поминки входят также траурные процессии, оплакивание, а на могилах мужчин - состязания, военные игры (тризна у древних греков, германцев, славян).


Sidney Harold Meteyard.Elsies Prayer 1910

Поминки в православии

Поминки по усопшему по христианской традиции проводятся трижды. Первые поминки - в день похорон. Вторые поминки на 9 день. И третьи поминки на cороковины (40 дней).

Традиция проведения поминок уходит корнями в далёкое прошлое. Подобные обычаи наблюдаются и в других вероисповеданиях различных народов, что связано с верой человека в бессмертие души. В христианской традиции обычай поминок в основном сводится к поминальной трапезе. Но поминки - это не просто еда, это особый ритуал, цель которого - помянуть человека, отдать ему дань уважения, вспомнить о его добрых делах.


Азовсков Тимофей. "Молитва матери"

Православные христиане в процессе поминальной трапезы молятся об успокоении души умершего. Каждое действие во время поминок наполнено сакральным смыслом, поэтому и меню такой трапезы необычно.

Перед тем, как сесть за стол, читается молитва «Отче наш» или совершается лития. На протяжении всего застолья вспоминают усопшего. Разговор за столом должен быть благочестивым, не допустимы смех, сквернословие, весёлые песни, воспоминания о неправедных поступках усопшего лица и прочие разговоры, непристойные на таком мероприятии.

Первым блюдом на поминальном столе является кутья (коливо) - каша из цельных зерен риса или пшеницы, заправленная мёдом и изюмом и символизирующая вечную жизнь. Кутья должна быть благословлена во время панихиды. Это блюдо непременно должен хотя бы попробовать каждый присутствующий.

Пища на столе должна быть простой, без особых изысков, так как последние мешают процессу поминок.


Моргунова Неринга. Молитва.

Если день поминок пришёлся на будний день Великого поста, поминки переносят на субботу или воскресенье. На поминках мужчины должны быть с непокрытой головой, а женщины, напротив, с головными уборами.

На поминки в день прощания с усопшим могут быть приглашены все, кто был на кладбище, так как поминальная трапеза проводится сразу после похорон. На девятый день принято приглашать только близких друзей и родственников почившего, на сороковой день приходят все, кто желает помянуть умершего.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия