Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия

«Нет судьбы более величественной и более трагичной», - писал митрополит Сурожский Антоний в своей проповеди на Усекновение главы Иоанна Предтечи. 11 сентября православные христиане вспоминают новозаветное событие - насильственную смерть великого пророка, который предсказал пришествие Мессии и крестил Господа Иисуса Христа в водах реки Иордан.

События Усекновения главы Иоанна Предтечи

Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна - полное название праздника. 11 сентября (29 августа по старому стилю) Русская Православная Церковь вспоминает новозаветные события, описанные в 14-й главе Евангелия от Матфея и 6-й главе Евангелия от Марка.

Святого Иоанна Крестителя, который предсказал пришествие Мессии и крестил Иисуса Христа в реке Иордан, заключили в темницу по приказу царя Ирода Антипы. Ирод в то время правил в Галилее, и великий пророк обличал грехи и злодеяния его и его окружения. Тетрарх (то есть один из четырех римских правителей Иудеи) боялся казнить святого: его любил народ, и Ирод страшился народного гнева. Но жена его брата Иродиада, с которой он сожительствовал, подговорила свою дочь Саломею обманом заставить царя убить узника. На пиру Саломея танцевала для Ирода. Танец так понравился ему, что он поклялся исполнить любое ее желание. Саломея попросила голову Иоанна на блюде. Ирод исполнил просьбу. Так пророк принял мученическую смерть.

За что заключили в тюрьму Иоанна Предтечу

Иоанн Креститель обличал тетрарха (то есть один из четырех римских правителей Иудеи) Галилеи Ирода Антипу за многие злодеяния. Ирод сожительствовал с женой своего брата Филиппа Иродиадой, чем грубо нарушал еврейский обычай. Пророк не боялся жестокого царя и говорил о его грехах перед народом. Ирод посадил его в темницу, но не хотел казнить: боялся людских волнений: иудеи любили и почитали праведника.

Когда отмечается Усекновение главы Иоанна Предтечи

Усекновение главы Иоанна Предтечи Русская Православная Церковь вспоминает 11 сентября (29 августа по старому стилю).

Что можно есть в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи

В этот день - строгий пост. Постящиеся не едят мясо, рыбу, яйца и молочные проукты. Пищу можно приправлять только растительным маслом. Гастрономические ограничения в этот праздник - выражение нашей скорби о смерти великого Иоанна Крестителя.

Глава Иоанна Предтечи - история святыни

Спустя много лет после казни Иоанна Предтечи земля, в которой покоился сосуд со его святой главой, перешла в собственность благочестивого вельможи Иннокентия. Сосуд обнаружили во время строительства церкви. Это было первое чудесное обретение главы Иоанна Крестителя.

От святыни стали происходить чудеса. Иннокентий благоговейно хранил главу пророка, а незадолго до своей смерти снова зарыл ее в том же месте - чтобы она не была поругана иноверцами.
По преданию, во время правления императора Константина святой Иоанн Креститель явился двум инокам - паломникам, которые приехали в Иерусалим. Они откопали сосуд с его святой главой и решили присвоить великую святыню себе. Спрятали в мешок и отправились домой. По дороге они встретили горшечника, которому доверили нести драгоценную ношу. Предтеча вновь явился - горшечнику. По слову пророка этот благочестивый человек покинул иноков вместе с главой пророка. Запечатанный сосуд передавали в его семье от поколения к поколению.

Как говорит предание, потом святыня попала в руки еретика - священника Евстафия. Он был последователем ереси арианства. Пользуясь чудодейственной силой, исходившей от главы, он совратил множество людей в ересь. Но тайное стало явным - кощунство открылось. Евстафий закопав святыню в пещере рядом с Емессой, желая потом вернуться и забрать ее.

Еретику не удалось вернуть себе главу пророка: в пещере основали монастырь. В 452 году архимандриту монастыря Маркеллу явился Иоанн Креститель. Святой указал, где покоится его глава. Это было второе чудесное обретение главы Иоанна Крестителя. Ее перенесли в Емессу, а затем в столицу Византии - Константинополь.
В 850 году главу пророка вновь перенесли в Емессу, а потом, во время набега сарацин, в Команы. Когда в Команах начались иконоборческие гонения, святыню спрятали. Когда иконопочитание было восстановлено, Патриарх Игнатий во время молитвы получил знание о месте, где хранится честная глава. Святыню нашли - это было третье чудесное обретение главы Иоанна Крестителя. Главу перенесли в придворную церковь. Сейчас часть ее хранится на святой горе Афон.

Первое и второе чудесное обретение главы Иоанна Крестителя Церковь вспоминает 9 марта по новому стилю (24 февраля по старому стилю). Праздник третьего обретения главы святого Иоанна Предтечи - 7 июня по новому стилю (25 мая по старому стилю).

Молитвы Усекновения главы Иоанна Предтечи

Тропарь Предтече
Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. Темже за истину пострадав, радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающего нам велию милость.

Кондак Предтече

Предтечево славное усекновение, смотрение бысть некое Божественное, да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие; да рыдает убо Иродиа, беззаконное убийство испросивши: не закон бо Божий, ни живый век возлюби, но притворный, привременный.

Величание Предтечи

Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея главы усекновение.

Смысл праздника Усекновение главы Иоанна Предтечи

Отвечает протоиерей Игорь ФОМИН, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО:

«11 сентября мы празднуем память человека, который явился пророком, предтечей, крестителем Господа нашего Иисуса Христа.

День Усекновения главы Иоанна Предтечи - это день расставания святого с этим миром, в который он пострадал от людского гнева и жестокости. Чему учит нас этот праздник? Казалось бы, зло победило добро: праведник убит, его палачи живы. Да, мученическая смерть стала итогом его жизни и подвига, но она не стерла те добро и правду, что он нес людям. Точно так же те из нас, кто погиб за веру и правду, жили не зря. Жизнь, отданная во имя истины, может быть величайшей жертвой. Она не напрасна, с ее помощью человек проповедует свои идеалы».

Икона Усекновения главы Иоанна Предтечи

До нас дошли иконы Усекновения главы Иоанна Предтечи ранневизантийской эпохи. Это миниатюра из Александрийской хроники и фрески церкви святого Иоанна Предтечи в Чавушине в Каппадокии.

В средневизантийский период широкое распространение получил такой иконописный сюжет: пророк склонился, и воин заносит над ним меч; действо происходит на фоне пустыни. Также главу святого Иоанна изображали отделенной от тела. При этом из шеи пророка изливалась кровь, а его палач стоял над ним и вкладывал меч в ножны.

На древнерусских иконах главу пророка Иоанна Крестителя писали в чаше на фоне храма. По обе стороны от нее были написаны монахи, священнослужители и император Константин.

Часто русские иконописцы изображали святого склоненным, со связанными впереди руками; при этом воин заносил над ним меч. Такой сюжет можно увидеть, например, на фресках в соборе Рождества Богородицы Антониева монастыря в Великом Новгороде (1125 год), в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове (около 1140 года), в церкви Благовещения на Мячине в Великом Новгороде (1189 год).

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на день Усекновение главы Иоанна Предтечи

Нет судьбы более величественной и более трагичной - Усекновение главы Иоанна Крестителя

Мы привыкли в нашей жизни, что о всякой нужде, по поводу всякого случая мы обращаемся к Богу за Его помощью. И на каждый наш зов, на каждый крик тоски, страдания, страха, мы ожидаем, что Господь вступится за нас, защитит, утешит; и мы знаем, что Он делает это постоянно, и что предельную Свою заботу о нас Он явил, став человеком и умерев за нас и ради нас.

Но иногда бывает в жизни нашего мира, что Бог обращается за помощью к человеку. И это бывает постоянно, но часто еле заметно или проходит вовсе незамечено. Постоянно Бог обращается к каждому из нас, прося, моля, уговаривая быть в этом мире, который Он так возлюбил, что жизнь за него положил, - быть Его живым присутствием, быть Его живой заботой, зрячей, добродействующей, внимательной. Он нам говорит, что все, что бы мы ни сделали доброго для любого человека, мы для Него сделали; тем самым Он призывает нас быть здесь как бы на Его месте. А порой Он некоторых людей зовет к более личному служению Ему. В Ветхом Завете мы читаем о пророках; пророк Амос говорит, что пророк - это человек, с которым Бог делится мыслями Своими. Но не только мыслями, но и Своим делом. Помните пророка Исайю, который в видении видел Господа озирающегося и говорящего: Кого послать Мне? - и пророк встал и сказал: Меня, Господи...

Но вот среди пророков, среди людей, которые Богу послужили сердцем неразделенным, всей большой силой души, есть один, память которого мы совершаем сегодня и кого Бог назвал величайшим среди тех, которые рождены на земле. Это Иоанн Креститель. И действительно, когда вдумаешься в его судьбу, кажется, нет судьбы более величественной и более трагичной.

Вся судьба его была в том, чтобы как бы не быть для того, чтобы в сознании и в видении людей возрос Единственный, Который есть - Господь.

Вспомните первое, что говорится о нем в Евангелии от Марка: «Он глас вопиющий в пустыне». Он только голос, он настолько стал единым, настолько уже не отличим от своего служения, что он стал только Божиим голосом, только благовестником; словно его как человека, человека плоти и крови, человека, который может тосковать и страдать, и молиться, и искать, и стоять, в конечном итоге, перед грядущей смертью, - словно этого человека нет. Он и его призвание - одно и то же; он - голос Господень, звучащий, гремящий среди пустыни людской; той пустыни, где души пусты, потому что вокруг Иоанна люди были, а пустыня от этого оставалась неизменной.

И дальше Сам Господь говорит о нем в Евангелии, что он - друг Жениха. Друг, который так сильно, так крепко любит жениха и невесту, что он способен, забыв себя, служить их любви, и служить тем, чтобы никогда не оказаться лишним, никогда не быть там и тогда, когда он не нужен. Он - друг, который способен защитить любовь жениха и невесты и остаться вне, хранителем тайны этой любви. Тут тоже великая тайна человека, который способен как бы не стать для того, чтобы что-то большее, нежели он, было. И дальше сам Креститель говорит о себе по отношению к Господу: «Мне надо умаляться, сходить на нет, для того чтобы Он возрос». Надо, чтобы обо мне забыли, чтобы только о Нем помнили, надо, чтобы мои ученики от меня отвернулись и ушли, подобно Андрею и Иоанну на берегах Иордана реки, для того, чтобы последовать неразделенным сердцем только за Ним: я живу только для того, чтобы меня не стало!

И последнее - страшный образ Иоанна, когда он уже был в темнице, когда уже вокруг него суживался круг приходящей смерти, когда не было у него уже выхода, когда эта колоссально великая душа заколебалась. Шла на него смерть, кончалась жизнь, где ничего у него не было своего, в прошлом был только подвиг отречения от себя, а впереди - мрак. И в этот момент, когда заколебался в нем дух, послал он учеников спросить у Христа: Ты ли Тот, Которого мы ожидали? Если Тот, то стоило в юных летах заживо умереть. Если Он - Тот, стоило умаляться из года в год, чтобы Иоанна забыли и только образ Грядущего возрастал в глазах людей. Если Он - Тот, тогда стоило теперь и умирать уже последним умиранием, потому что все, для чего Иоанн жил, было исполнено и совершено. Но вдруг Он не Тот? Тогда потеряно всё: и юность, и величайшая сила зрелых лет, всё погублено, всё бессмысленно; и еще страшнее, что случилось это потому, что Бог будто ‘обманул’. Бог, призвавший Иоанна в пустыне, Бог, отведший его от людей, Бог, вдохновивший его к подвигу самоумирания. Неужели Бог обманул, и жизнь прошла, и возврата нет?

И вот, послав учеников ко Христу с вопросом: «Ты ли Тот?», Иоанн не получает прямого, утешающего ответа. Христос не отвечает ему: «Да, Я Тот, иди с миром!» Он только дает пророку ответ другого пророка о том, что слепые прозревают, что хромые ходят, что мертвые воскресают, что нищие благовествуют. Он дает ответ из Исаии, но Своих слов не прибавляет, - ничего, кроме одного грозного предупреждения: «Блажен тот, кто не соблазнится о Мне. Пойдите, скажите Иоанну». И этот ответ достиг Иоанна в предсмертном его ожидании: верь до конца, верь, не требуя ни свидетельств, ни доказательств, ни знамений. Верь, потому что слышал ты внутри, в глубинах души твоей, глас Господень, повелевающий творить дело пророка. Пророки в своем порой величайшем подвиге каким-то образом могут опереться на Господа. Иоанна же Бог поддерживает только тем, что повелел ему быть Предтечей и ради этого явить предельную веру, уверенность в вещах невидимых. И вот почему дух захватывает, когда мы думаем о нем, и вот почему каждый раз, когда мы думаем о подвиге, которому предела нет, мы вспоминаем Иоанна. Вот почему из тех, которые родились среди людей рождением естественным и возносились чудесно благодатью, он из всех - самый великий.

Сегодня мы празднуем день усекновения… Празднуем... Слово «праздновать» мы привыкли понимать как радость, но оно же значит «оставаться без дела», а без дела можно оставаться, потому что захлестнет душу радость и уже дела нет до обычных дел, а может это случиться потому, что руки опустились от горя или от ужаса. И вот таков сегодняшний праздник: за что возьмешься перед лицом того, о чем мы слышали сегодня в Евангелии?

И вот в этот день, когда перед ужасом и величием этой судьбы опускаются руки, нас призывает Церковь молиться о тех, которые тоже в ужасе и трепете и недоумении, и в отчаянии иногда, умирали на поле битвы, умирали в застенках, умирали одинокой смертью. После того как вы приложитесь ко кресту, помолимся о всех тех, которые на поле брани жизнь положили, чтобы жили другие, склонились к земле, чтобы воспрянул другой. Вспомним тех, которые из тысячелетия в тысячелетие, а не только в наше время, погибали страшной смертью, потому что они умели любить, или потому, что другие любить не умели, вспомним всех, потому что всех объемлет Господня любовь, и за всех предстоит, молясь, великий Иоанн, который прошел через всю трагедию жертвы до конца умирания и смерти без единого слова утешения, а только властным повелением Божиим: «Верь до конца, и будь верен до конца!».

Частица мощей Иоанна Предтечи

Перед частицей мощей Иоанна Предтечи можно помолиться в храме Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове. Это Северо-Восточный округ Москвы, Троицкое благочиние.

Каменный храм построили в 1772-1777 годах на средства Александра Глебова, владельца поместья в Виноградове - по проекту известного архитектора Василия Баженова. В годы советской власти храм не закрывался, но в 1930-ом у общины изъяли церковный дом.

Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Коломенском (селе Дьяково)

Храм находится в Москве по адресу: проспект Андропова, дом 39, строение 7.

Церковь возвели в селе Дьякове в середине XVI века. В некоторых своих чертах она предвосхищала собор Василия Блаженного. Одни исследователи связывают закладку храма с венчанием Ивана Грозного на царство в 1547 году; другие предполагают, что он был заложен как моленный храм Ивана Грозного за сына, царевича Ивана, родившегося в 1554-ом.

Храм сильно переделали в XIX веке, но все переделки удалили во время реставрации в 60-х годах XX века. В 1962-ом на купольном своде центрального столпа были расчищены фрагменты первоначальной росписи - изображение круга со спиралями из красных кирпичиков. Интересно, что значение этой росписи ученые до сих пор не раскрыли.

Народные традиции праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи

В народе праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи называли также Полетовщик, Полеток, Иван-пролеток, Репный праздник, Головосек, Иван - осенний торжок, Иван-постный, Иван-пост и так далее.

На традиции празднования сильно влияли древние языческие верования и бытовые суеверия. Многие христианские символы в народном сознании исказились и приобрели гротескное значение. Например, в праздник Усекновения нельзя было есть круглые плоды и овощи, потому что... они похожи на главу пророка. Яблоки, картофель, арбузы, лук, репа были под запретом. Старались спрятать подальше острые предметы: они напоминали простому люду меч, которым воин отсек голову святого. Поэтому овощи не резали, а хлеб ломали руками. В некоторых регионах со стола убирали плоды и напитки красного цвета - цвета крови Крестителя.

Но были народные традиции, больше связанные с погодой и календарным циклом, нежели с язычеством. День Усекновения главы Иоанна Предтечи считался началом осени: «С Иван-поста мужик осень встречает, баба свое бабье лето начинает».

Этот праздник - начало «Репных Дней». Постились строго, не водили хороводы и не пели песен, потому что «Иродова дочь плясанием и песнями выпросила отрубить голову Иоанна Крестителя». К праздничному столу было принято звать бедняков и странников.

Ежегодно 11 сентября проходит величайшее празднование для Православной церкви - Усекновение главы Иоанна Предтечи. Именно в этот день произошла мучительная кончина Иоанна Крестителя. Его по приказанию одного из четырёх правителей в тетрархии Галилеи Ирода, казнили и отсекли голову.

Так сложилось, что с давних времен в этот день почитают память о данном служителе Бога. Иоанна Крестителя уважают больше всех святых.

Усечение головы Иоанна Предтечи: история возникновения празднования

О мучительной погибели в 32 году от Рождества Христового Предтечи Господня рассказывает Евангелие от Матфея и Марка.

Поделив на 4 участка земли Палестины, позднее кончины Антипа стал предводителем Галии. Он состоял в браке с дочерью царя Арефы. Покинув супругу, Ирод стал проживать с женой родного брата - Иродиадой. Иоанн всегда выводил его на чистую воду, но Ирод боялся причинить рукоприкладство пророку и заточил его в острог.

Правитель устроил великое торжество в честь своих именин, куда пригласил большое количество почетных гостей. На дне рождении перед всеми танцевала дочь Иродиады - Саломея. Ироду понравился танец и он поклялся всем присутствующим, что выполнит любую её просьбу или прихоть. Саломея спросила у матери, и та приказала отсечь голову пророку. У Ирода не было выбора, и он отдал приказ сделать это.

Обезглавив голову подарили Саломии. Она булавкой проколола язык Иоанна Крестителя, потом зарыла голову в землю. Жена управленца дома Хузы отыскала голову, и, запрятав её в посудину, захоронила в угодьях Ирода, которые располагались на Елеонской горе. Ученики пророка похоронили останки тела. После этих событий христиане и начали проводить этот праздник.

Но, как рассказывает история праздника Усечение головы Иоанна Предтечи, на этом всё не закончилось, Бог был сердит на людей, убивших пророка, поэтому наказал их. Зимой Саломея пыталась перейти через реку Сикорис, но провалилась в холодные потоки воды. Выбраться из нее, ей было не суждено, ведь ей отрезало главу заостренным куском льда. Эту голову доставили Ироду и Иродиаде. Арефа начал расплату за смерть своей дочери и в ярости дал указания отправить Ирода и Иродиаду в тюрьму в Галии, где вскоре они умерли.

Вельможа Иннокентий через многие года выкупил тот участок, на котором были захоронены останки Святого Иоанна Крестителя. А на земле той построили церковь, но перед своей кончиной Иннокентий запрятал голову там же, где ее и откопал.

Спустя некоторый промежуток времени, церковь, основанная Иннокентием, оказалась заброшенной.

Первое нахождение головы

Во времена власти правителя Константина Великого двум православным монахам дважды снится образ святого Иоанна Крестителя, который указывает местность, где расположена его голова. Найдя данную реликвию, монахи положили ее в сумку, сделанную из верблюжьего волосяного покрова, и направились к себе домой. На пути они встречают незнакомца, который нёс мешок.

Святой пророк явился во сне к незнакомцу и приказал убежать от монахов с головой в сосуде.

Незнакомец долгое время хранил в своей семье этот сосуд, но позже ею завладел священник Евстафий. Узнав о чудесах, которые могла творить голова, он решил воспользоваться нею. О его кощунстве вскоре узнали, священник спрятал голову, в надежде вновь овладеть ею. Но Господь не позволил этому случиться. И внутри пещеры, которая находилась неподалёку от Емессы, на месте нахождения реликвии, был возведен новый монастырь.

Второе нахождение головы

Далее, в пятом столетии, наставник и послушник лавры увидел сновидение, в котором пророк Иоанн рассказал о местонахождении захоронения головы, и она снова была найдена. Священная голова была перемещена в город Константинополь.

Дальнейшие поиски головы

Следующее упоминание о голове Иоанна Крестителя приходится на середину 9-го века.

В Константинополе произошел переворот из-за переселений Иоанна Златоуста и голову святого Иоанна Крестителя спрятали в Емессе. Далее, во времена гонений за иконами, её перепрятали в Команы. Но осуществляя ночное чтение молитвы, патриарх Игнатий увидел образ Иоанна Крестителя и узнал о месте, в котором хранится его голова.

На сегодняшний день бытует мнение, что голова находится на территории Афона, но служители об этом не распространяются.

Мощи Иоанна Крестителя

Где на сегодняшний день находится голова Иоанна Предтечи - доподлинно неизвестно, но часть из его мощей располагается в храме Владимирской иконы Божией Матери на территории поселения Виноградово.

Строительство храма произошло благодаря средствам хозяина поместья Виноградово - Александра Глебова.

Что запрещается делать в праздник?

Большинство людей задают такой вопрос: «По какой причине запрещается надрезать предметы круглой формы на Усекновение главы Иоанна Предтечи?». Как можно понять из прочитанного ранее, это все является взаимосвязанным с мучительной погибелью пророка, которому отрезали голову.

Итак, в день Усечения головы Иоанна Предтечи что нельзя делать? Одним из самых основных запретов является брать в руки что-то острое. В этот день категорически запрещается что-то резать или пилить. Запрещается даже нарезать хлеб. Его в этот день можно разламывать на кусочки или купить уже нарезанным.

Еще в праздник Усечение головы Иоанна Предтечи что нельзя делать? Запрещено в этот день есть помидоры или арбузы. Нельзя употреблять в пищу и другие продукты круглой формы, которые имеют красный цвет. Верующие люди считают, что все эти продукты напоминают о мучениях Иоанна Крестителя.

Также под особым запретом находится сечение, нарезание и срезание капусты. Её запрещается даже квасить и солить.

Нельзя проводить любые праздники и концерты, свадьбы и венчания. Проводить крестины, пляски, пенье и любые гуляния. Это считается смертным грехом, подобно тому, который совершила Саломея. Нельзя ни петь, ни, тем более, танцевать.

Особенности соблюдения поста

Во время празднования Усекновения головы Иоанна Предтечи устанавливается суровый пост, в целях выражения прискорбия, сожаления, страдания и печали о мучительной кончине Великого пророка.

Запрещается употреблять на протяжении всего дня молочные, мясные и рыбные продукты.

История создания икон Иоанна Предтечи

До данного момента времени существуют иконы Усечения головы Иоанна Предтечи, созданные в ранневизантийской эпохе. Картина из Александрийской летописи и святого Иоанна Предтечи в Чавушине, в Каппадокии.

В средневизантийскую эпоху широко распространенным являлось следующее иконописное содержание: пророк находится в склоненном положении, солдат замахивается над его шеей своим мечом; фоном для данной миниатюры является пустыня.

Голову святого Иоанна писали отдельно от всего тела. Из его шеи лилась ручьем кровь, а стоящий рядом с ним «палач» клал орудие убийства в ножны.

В иконах древней Руси описывалась голова, находящаяся в сосуде, в качестве фона использовалась церковь. С обеих сторон стояли инки и правитель Константин.

Много раз иконописцы из России изображали пророка на коленях, руки были завязаны спереди, а солдат, которому отдал приказ казни царь, только начинал заносить орудие над Иоанном Крестителем.

Молитвы Усечения головы Иоанна Предтечи

Через молитву люди начинают узнавать, что они не одни на этой планете, что есть Бог, который выше нас. Он может выслушать все наши тайны, секреты, огрехи и помочь в трудную минуту. Молитвы к святым помогают узнать себя, найти именно тот путь, который предназначен для каждого человека по жизни.

На данном этапе времени существует несколько молитв к пророку Иоанну Предтечи (Тропарь Предтечи, Кондак Предтечи и Величание Предтечи) для прошения блага собственной семье, помощи в победе над злыми духами и разоблачения злых замыслов.

Православные обряды и заговоры, проводимые в праздник

В Усечение головы Иоанна Предтечи всем верующим необходимо сходить в храм, прочесть молитву и попросить извинения за все свои злодеяния. Наши прадеды также веровали, что если в этот день загадать желание, то Иоанн Предтеча сможет помочь в его исполнении.

Обычно молятся о здравии своих детей, родственников и всех ближних.

Среди основных которые проводятся в этот праздник, выделяют следующие:

  1. Чтение молитв. Идеальным вариантом будет обратиться к чудотворной иконе Иоанна Предтечи, если же её у вас нет, то можно читать молитву перед любой иконой, изображающей святого. Отмечено, что чтение молитв поспособствует избавлению от сильных головных болей и ряда других заболеваний.
  2. Следование строгому посту. Согласно мнению некоторых священнослужителей, если в этот день следовать посту, то удастся избавить себя от ряда грехов. Запрещено употребление жирной и копченой пищи, а также любых алкогольных напитков. Идеальным решением будет провести целый день за чтением молитвы.
  3. Обязательно нужно отправиться в церковь и поставить там свечу.

Народные обряды и заговоры

Если рассматривать данный праздник не со стороны служителей церкви, а со стороны обычного народа, то в день Усечения головы Иоанна Предтечи приметы, поверья, обряды и заговоры следующие:

  1. В этот день обязательно следует собрать с огородов морковку и свеклу.
  2. Во времена Руси в этот день осуществлялись заговоры на лошадей, чтобы те были более здоровыми. На сегодняшний день по аналогии с лошадьми, выполняется заговор автомобилей. Прежде чем осуществить заговор, следует посыпать на автомобиль 3 щепотки соли, а потом произнести специальные слова: «От всевозможных бед, от злых людей, от влияния чертей. Аминь».
  3. Если дорогой вам человек на протяжении длительного времени болеет, то не исключено, что на нём присутствует сглаз. Именно в этот день можно наиболее эффективно избавиться от него. Для этого потребуется трижды умыться водой, набранной из колодца или источника, а затем прочитать следующие слова: «Помоги мне матушка-природа очиститься от скверны и греха и от зависти чужой, чтобы потекла моя жизнь в прежнее русло, чтобы не терзали моё тело и душу различные невзгоды. Да будет так». Заговор и весь ритуал следует повторять на протяжении 3 дней.
  4. В этот день обязательно нужно попрощаться с летом и подготовиться к встрече с зимой.

Выполнение всех этих манипуляций гарантировало человеку дальнейшую здоровую и счастливую жизнь.

Христиане искренне верят, что мучения Иоанна Предтечи были не напрасными, поскольку он отстаивал мысли Бога, поэтому всем нужно равняться на этого человека, который не побоялся пойти даже против великого царя. Если каждый верующий человек в этот день будет соблюдать все правила, то он тоже внесёт свою лепту в отстаивание праведных мыслей и идей.

Если же вы по каким-то причинам не в состоянии удерживать пост или посетить храм, то просто помолитесь перед иконой Иоанна Крестителя - это уже признак уважения.

Усекновение главы – убийство Иоанна Крестителя. Ужасное злодеяние, безвинная смерть. Почему же христиане празднуют этот день?

Ведь праздник – это торжество, а какое ж тут, казалось бы, торжество? Человеку, да еще какому человеку: величайшему, по словам Спасителя, из всех пророков (Мф. 11; 11; Лк. 7; 28) – отрубили голову…

О его мученической кончине повествуют Евангелия от Матфея (Мф. 14, 1-12) и Марка (Мк. 6, 14-29).

Наверняка эпизод мученической смерти Иоанна Крестителя, описанный в Евангелии, известен многим.

У царя была законная жена, дочь аравийского царя Арефы. Ирод оставил ее и сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата. Пророк Иоанн неоднократно обличал его, но царь не посмел причинить ему зла, так как почитал Иоанна Крестителя как пророка и боялся народного гнева.

В день своего рождения Ирод устроил богатый пир. Собралось множество гостей. Столы ломились от изысканных блюд и дорогих вин, пришедших услаждали актеры и танцовщики. На празднике перед гостями плясала Саломия, дочь Иродиады. Она так угодила этим Ироду, что он поклялся перед гостями дать ей все, чего бы она ни попросила. Саломия пошла к матери за советом.

— Дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя, — сказала девушка, когда вернулась к гостям.

Ирод опечалился: он боялся гнева Божиего за убийство пророка, но не мог нарушить неосторожной клятвы.

Св. Иоанну Крестителю отрубили голову и отдали Саломии.


Обезглавливание (усекновение главы) Иоанна Крестителя (Караваджо. 1608)

Злобная Иродиада исколола язык пророка булавкой и закопала голову в нечистом месте. Но Иоанна, жена царского домоправителя Хузы, тайно взяла святую главу, положила в сосуд и погребла ее на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода. Тело св. Иоанна Крестителя взяли его ученики и погребли его.

Считается, что и после своей смерти Иоанн был Предтечей Господу, т. к. перед Его сошествием душа пророка явилась в ад и сообщила пребывавшим там душам праотцев о том, что вскоре должен прийти Спаситель.

Он выдержал свое испытание до конца, не поколебался и остался верен Богу.

Жизнь Ирода и Иродиады не была счастливой и спокойной. Оба они боялись, что Иоанн может воскреснуть из мертвых. Иродиада даже велела похоронить голову пророка отдельно от тела — на всякий случай. О том, насколько опасался этого Ирод, говорит тот факт, что когда начал проповедовать Иисус Христос, царь пришел в ужас и, должно быть, вспомнив о совершенном по его приказу убийстве, сказал: «это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им».

Суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией еще при их земной жизни. Саломея, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Труп ее не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.

Внешне смерть Иоанна Предтечи – торжество порока над праведностью: вот, он мертв, а его враги живы и торжествуют… Но торжество это призрачное, из-за нечувствия «победителями» своей погибели заживо. На самом же деле смерть последнего ветхозаветного пророка была торжеством правды Божией, не пренебрегающей ни убогими, ни знатными, «не прогибающейся под изменчивый мир», не знающей «двойных стандартов» и не раболепствующей «здравому смыслу», настойчиво нас побуждающему считаться с могуществом и богатством.

Православные христиане проводят День Усекновения Главы Предтечи Христова Иоанна в строгом посте , даже рыба и молочные продукты исключаются из рациона. Строгий пост установлен как выражение скорби о насильственной смерти великого пророка. Время сосредоточенности для всех верующих.

В этот день не принято веселиться, устраивать празднества и застолья, потому что люди с печалью и грустью вспоминают всех, кто пострадал за правду.

Иоанн Предтеча — Ангел Господень

Иоанн Предтеча называется Ангелом Господним и часто изображается на иконах с крыльями. Сам Спаситель сказал о Крестителе, что он не только пророк, но и больший пророка – Ангел Господень: «Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. » (Мф. 11:10). Святой Предтеча – это поистине первый Ангел во плоти. Он своею жизнью из всех смертных людей наиболее приблизился к ангельской жизни и уподобился ангелу небесному.

Чем же святой Иоанн уподобился ангелу? Святитель Николай Сербский (Велимирович) отмечает, во-первых, своим послушанием Богу; во-вторых, своею свободой от мира; и в-третьих, своею безпопечительностью о телесной жизни своей.

Ангелы всецело послушны Богу. И святой Иоанн был всецело послушен Богу от самого своего младенчества. Он весь предался Богу и во всем полагался на Бога.

Кроме того, Иоанн был подобен ангелам небесным и своею свободой от мира и людей. Мир для него был прахом, который то зеленеет, то чернеет, но всегда остается прахом. Люди для него были рассеянным стадом, потерявшим из вида своего пастыря. Иоанн, как ангел Божий, нимало не прилеплялся к миру и не имел не малейшего страха пред миром. Он не различает людей ни по одежде, ни по знатности, ни по власти, ни по учености, ни по богатству, ни по возрасту – он различает их лишь по свойствам души их. Его очи и видят не телесных людей, но нагие человеческие души, кои для прочих очей сокрыты под маскою тела. Таковую свободу от мира и людей имеют лишь ангелы Божии.

Кроме того, Иоанн уподобился ангелам и безпопечительностью о своей телесной жизни. Ангелов не томит забота о том, что им есть, что пить и во что одеться. Служа Богу, они знают, что Бог будет их и питать, и поить, и одевать. Иоанн питался акридами (верхушки неких пустынных растений) и диким мёдом, его дух не тревожили заботы этого мира. И не сказано, что он когда-нибудь жаловался на голод или на жажду. Не акриды и дикий мед питали его, но сила Божия, подаваемая верному и послушливому служителю Божию чрез акриды и дикий мед. И о жилье и одежде не заботился Иоанн. Жильем его была пустыня, одежду же он носил из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих. Святой Иоанн был свободен от всякого телесного попечения. Все его заботы были о душе, а воля Божия была единственным законом и властителем души его. В этом он уподобился ангелам небесным.

Вот почему его называют Ангелом.

Иоанн Креститель — Предтеча и в аду

Святой Предтеча получил свидетельство Господне о том, что он наибольший из рожденных женами, еще и потому, что он стал первым новозаветным мучеником между всеми святыми мучениками.

Но почему всеблагой Бог попустил совершиться великому злодеянию 2000 лет тому назад и почему Господь Иисус Христос не воскресил святого Иоанна Крестителя? Потому, что Предтеча должен был стать Предтечей и в аду, царстве смерти, куда отходили души всех людей от Адама до пришествия Спасителя в этот мир, чтобы возвещать праведникам, почившим с надеждой на искупление, что близок приход Спасителя, Который Крестом сокрушит врата ада.

О празднике

День Усекновения главы св. Иоанна Предтечи входит в число тех дней церковного календаря, которые выделяются как праздничные, хотя и скорбные. В этот день установлен пост, чтобы достойно почтить память великого постника и пустынника. Одновременно этот однодневный пост имеет цель – напомнить о пагубных последствиях страсти невоздержания.

Относительно праздника Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна существует масса суеверий, не имеющих отношения к сути почитаемого события. Например, что в этот день нельзя ставить на стол ничего круглого (ни блюд, ни тарелок), нельзя есть пищу круглой формы (то есть – картофель, лук, яблоки, арбузы), использовать рубящие и режущие предметы. Разумеется, эти суеверия распространялись (и распространяются иногда до сих пор) среди людей малоцерковных и не имеют никакого основания в традициях Церкви относительно дня празднования Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Тропарь, глас 2
Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистинну и пророков честнейших, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданного. Там же за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающего вам велию милость.

Кондак, глас 5
Предтечево славное усекновение, смотрение бысть некое Божественное, да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие; да и рыдает убо Иродиа, беззаконное убийство испросивши: не закон бо Божий, ни живый век возлюби, но притворный, привременный.

Величание
Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея главы усекновение.

Молитва ко Святому Иоанну Предтече

Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но совокупляяся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многая беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего: аз бо есмь вертеп злых дел, отнюд не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем: что сотворю, не вем. И к кому прибегну, да спасена будет душа моя? токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем по Богородице вем больша быти рожденных всех, ибо ты сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия. Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний Пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю: не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя падшагося многими грехи; обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси: крещением омываяй прародительный грех, покаянием же очищаяй коегождо дело скверно; очисти мя грехами оскверненнаго и понуди внити, аможе ничтоже скверно входит, во Царствие Небесное. Аминь.

29 августа/11 сентября Православная Церковь празднует Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В память об этом событии в этот день установлен строгий пост как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка.

О святом Иоанне, Предтече и Крестителе, Сам Господь наш Иисус Христос свидетельствовал, что он - больший из рожденных женами и первый среди пророков. Почему Спаситель так возвеличил святого великого Иоанна Крестителя, как никого из людей? Потому, что святой Предтеча в себе, в личности своей, вместил все добродетели неба, все добродетели всех пророков, всех апостолов, всех мучеников, всех Ангелов небесных, всех исповедников. Чистота святого Иоанна и его любовь к девству были таковы, что он удостоился не только видеть Спасителя, Предтечей Которого был, но и крестить Его в Иордане и стать свидетелем откровения Святой Троицы.

В 15-й год правления кесаря Тиверия (29 год по Р.Х.) Иоанну в пустыне было слово от Бога. Тогда он пришел на Иордан и стал проповедовать покаяние приходившему к нему народу, наслышанному о его ангельской жизни. Он крестил иудеев в водах Иордана в знак очищения грехов, готовя их принять Спасителя и призывая принести достойные плоды покаяния вместо того, чтобы хвалиться тем, что они - сыны Авраамовы. Повторяя слова пророка Исаии, Иоанн говорил: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся… и узрит всякая плоть спасение Божие» (Ис. 40:3-5). Народ спрашивал, не он ли Спаситель, Которого ожидают многие поколения. Иоанн отвечал им: «Я крещу вас водой, но идет Сильнейший меня… Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк. 3:16).

Иоанн Предтеча закончил свою жизнь в 32 году по Р.Х. мученическою смертью (Мф. 14:1-12; Мк. 6:14-29).

После крещения Господня, святой Иоанн Креститель был посажен галилейским царем Иродом Антипой в темницу (Ирод Антипа, был сыном того Ирода Великого, который убил 14 000 вифлеемских младенцев).

Пророк Иоанн обличал царя Ирода в том, что он, оставив свою законную жену, дочь аравийского царя Арефы, женился на жене своего брата Филиппа Иродиаде, грубо нарушив еврейский обычай. Иродиада озлобилась за это на Иоанна и просила Ирода, чтобы он убил его. Но Ирод не соглашался на это, потому что считал Иоанна за великого пророка и боялся народа, но в угоду ей, посадил его в темницу. В темнице Иоанн Предтеча провел около года.

В день своего рождения Ирод устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Дочь Иродиады Саломия плясала во время пира перед гостями и угодила Ироду и возлежащим с ним гостям. В благодарность девице он поклялся дать все, чего она ни попросит, даже до половины своего царства. Саломия по совету своей злобной матери Иродиады просила дать ей тотчас же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод опечалился, т.к. боялся гнева Божия за убийство пророка, которого сам раньше слушался. Боялся он и народа, который любил святого Предтечу. Но ему не хотелось при гостях изменить своему неосторожному слову, и он послал воина в темницу отсечь голову Иоанну и отдать Саломии.

Воин, выполнив приказание царя, принес на блюде голову Иоанна Крестителя и отдал Саломии, а Саломия отнесла матери своей Иродиаде.


После усекновения главы Иоанна тело его тайно в ту же ночь было погребено учениками его в городе Севастии — городе Самарийском.

По преданию, голова продолжала обличать Ирода и Иродиаду. Неистовая Иродиада боялась, что при соединении главы с телом, Иоанн может воскреснуть и снова обличить ее. Она исколола язык Пророка булавкой и закопала голову в нечистом месте.


Но Иоанна, жена царского домоправителя Хузы, ставшая потом одной из мироносиц, тайно откопала святую главу, положила в сосуд и погребла ее на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода.

После убийства святого Иоанна Крестителя Ирод продолжал править еще некоторое время. Понтий Пилат, правитель Иудеи, посылал к нему связанного Иисуса Христа, над Которым он насмеялся (Лк. 23:7-12).

По прошествии многих лет, 452 году от Р.Х., честные мощи святого Иоанна Предтечи были чудесным образом обретены и стали источником благодати для верующих, приходивших поклониться им (читайте об этом ).

Суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией еще при их земной жизни (читайте об этом ) . Саломея, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Труп ее не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы (37-41) и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.

ИОАНН ПРЕДТЕЧА - АНГЕЛ ГОСПОДЕНЬ


Иоанн Предтеча называется Ангелом Господним и часто изображается на иконах с крыльями. Сам Спаситель сказал о Крестителе, что он не только пророк, но и больший пророка - Ангел Господень: «Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.» (Мф. 11:10). Святой Предтеча - это поистине первый Ангел во плоти . Он своею жизнью из всех смертных людей наиболее приблизился к ангельской жизни и уподобился ангелу небесному.

Чем же святой Иоанн уподобился ангелу? Святитель Николай Сербский (Велимирович) отмечает, во-первых, своим послушанием Богу; во-вторых, своею свободой от мира; и в-третьих, своею безпопечительностью о телесной жизни своей.

Ангелы всецело послушны Богу. И святой Иоанн был всецело послушен Богу от самого своего младенчества. Он весь предался Богу и во всем полагался на Бога.

Кроме того, Иоанн был подобен ангелам небесным и своею свободой от мира и людей. Мир для него был прахом, который то зеленеет, то чернеет, но всегда остается прахом. Люди для него были рассеянным стадом, потерявшим из вида своего пастыря. Иоанн, как ангел Божий, нимало не прилеплялся к миру и не имел не малейшего страха пред миром. Он не различает людей ни по одежде, ни по знатности, ни по власти, ни по учености, ни по богатству, ни по возрасту - он различает их лишь по свойствам души их. Его очи и видят не телесных людей, но нагие человеческие души, кои для прочих очей сокрыты под маскою тела. Таковую свободу от мира и людей имеют лишь ангелы Божии.

Кроме того, Иоанн уподобился ангелам и безпопечительностью о своей телесной жизни. Ангелов не томит забота о том, что им есть, что пить и во что одеться. Служа Богу, они знают, что Бог будет их и питать, и поить, и одевать. Иоанн питался акридами (верхушки неких пустынных растений) и диким мёдом, его дух не тревожили заботы этого мира. И не сказано, что он когда-нибудь жаловался на голод или на жажду. Не акриды и дикий мед питали его, но сила Божия, подаваемая верному и послушливому служителю Божию чрез акриды и дикий мед. И о жилье и одежде не заботился Иоанн. Жильем его была пустыня, одежду же он носил из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих. Святой Иоанн был свободен от всякого телесного попечения. Все его заботы были о душе, а воля Божия была единственным законом и властителем души его. В этом он уподобился ангелам небесным.

Вот почему его называют Ангелом.

ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ - ПРЕДТЕЧА И В АДУ

Святой Предтеча получил свидетельство Господне о том, что он наибольший из рожденных женами, еще и потому, что он стал первым новозаветным мучеником между всеми святыми мучениками.


Но почему всеблагой Бог попустил совершиться великому злодеянию 2000 лет тому назад и почему Господь Иисус Христос не воскресил святого Иоанна Крестителя? Потому, что Предтеча должен был стать Предтечей и в аду, царстве смерти, куда отходили души всех людей от Адама до пришествия Спасителя в этот мир, чтобы возвещать праведникам, почившим с надеждой на искупление, что близок приход Спасителя, Который Крестом сокрушит врата ада.

О ПРАЗДНИКЕ

День Усекновения главы св. Иоанна Предтечи входит в число тех дней церковного календаря, которые выделяются как праздничные, хотя и скорбные. В этот день установлен пост, чтобы достойно почтить память великого постника и пустынника. Одновременно этот однодневный пост имеет цель - напомнить о пагубных последствиях страсти невоздержания.

Вокруг праздника Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна существует масса суеверий , не имеющих отношения к сути почитаемого события. Например, утверждается, что в этот день нельзя резать ничего круглого, что якобы напоминает собой голову - арбузы, круглые фрукты и овощи (ни блюд, ни тарелок), нельзя есть пищу округлой формы (то есть - картофель, лук, яблоки, арбузы), использовать рубящие и режущие предметы. Разумеется, эти суеверия распространялись (и распространяются иногда до сих пор) среди людей малоцерковных и не имеют никакого основания в традициях Церкви относительно дня празднования Усекновения главы Иоанна Предтечи. Все вышеперечисленные «запреты» - не более чем народные суеверия, сродни языческому представлению мира, не имеющие внутреннего духовного смысла.

Православная вера и суеверие - несовместимы, потому что вера делает человека свободным от греха, а суеверие - зависимым от любого действия человека или природы. Говоря о суевериях и приметах, святитель Иоанн Златоуст приводит следующий пример: «Кто, выходя из своего дома, встречает кривого или хромого и разумеет это как примету, тот мыслит дело сатанинское, ибо не встреча с человеком делает день несчастным, а греховная жизнь».

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Молитва святому пророку Иоанну Предтечи
К рести́телю Христо́в, честны́й Предте́че, кра́йний проро́че, пе́рвый му́чениче, по́стников и пусты́нников наста́вниче, чистоты́ учи́телю и бли́жний дру́же Христо́в! Тя молю́, и тебе прибега́я не отри́ни мене́ от твоего́ заступле́ния, не оста́ви мя па́дшего мно́гими грехи́; обнови́ ду́шу мою́ покая́нием, я́ко вторы́м креще́нием; очи́сти мя, грехи́ оскверне́ннаго, и пону́ди вни́ти, имо́же ничто́же скве́рно вхо́дит, в Ца́рствие Небе́сное. А ми́нь.

Тропарь, глас 2-й
Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. Темже за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающаго нам велию милость.

Кондак, глас 5-й
Предтечево славное усекновение, смотрение бысть некое Божественное, да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие; да рыдает убо Иродиа, беззаконное убийство испросивши: не закон бо Божий, ни живый век возлюби, но притворный, привременный.

Величание
Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея главы усекновение.

Закон Божий. Усекновение главы Иоанна Предтечи

11 сен-тяб-ря Цер-ковь празд-ну-ет Усек-но-ве-ние гла-вы Про-ро-ка, Пред-те-чи и Кре-сти-те-ля Гос-под-ня Иоан-на. День му-че-ни-че-ской смер-ти «ве-ли-чай-ше-го из рож-ден-ных же-на-ми» опи-сан еван-ге-ли-ста-ми Мат-фе-ем () и Мар-ком (). Что про-изо-шло с Иро-дом по-том? Где на-хо-дит-ся се-го-дня гла-ва свя-то-го? По-че-му по-стить-ся в этот день - это зна-чит стать сво-бод-нее от раб-ства удо-воль-стви-ям?

По-сле смер-ти Иро-да Ве-ли-ко-го рим-ляне по-де-ли-ли тер-ри-то-рию Па-ле-сти-ны на че-ты-ре ча-сти, на-зна-чив в каж-дую из них пра-ви-те-ля из сво-их став-лен-ни-ков. Ирод Ан-ти-па по-лу-чил от им-пе-ра-то-ра Ав-гу-ста Га-ли-лею в свое управ-ле-ние. Иоанн Кре-сти-тель об-ли-чал Чет-ве-ро-власт-ни-ка в том, что он, оста-вив свою за-кон-ную же-ну (дочь ара-вий-ско-го ца-ря Аре-фы), неза-кон-но со-жи-тель-ство-вал с Иро-ди-а-дой, же-ной сво-е-го род-но-го бра-та Филип-па. За это Ирод за-клю-чил свя-то-го в тем-ни-цу. Неко-то-рые ис-то-ри-ки утвер-жда-ют, что Ирод сде-лал это не столь-ко из-за зло-бы на Иоан-на Кре-сти-те-ля, сколь-ко по-то-му, что же-лал за-щи-тить его от сво-ей воз-люб-лен-ной, зная ее мсти-тель-ный нрав. Иро-ди-а-да бы-ла чрез-вы-чай-но зла на про-ро-ка.

Усек-но-ве-ние гла-вы Иоан-на Пред-те-чи про-изо-шло во вре-мя пи-ра в честь дня рож-де-ния Иро-да, на ко-то-ром при-сут-ство-ва-ли вель-мо-жи, ста-рей-ши-ны и ты-ся-че-на-чаль-ни-ки. Дочь Иро-ди-а-ды Са-ло-мия (Са-ло-мея) тан-це-ва-ла пе-ред го-стя-ми, рас-по-ло-жив тем са-мым к се-бе Иро-да, ко-то-рый по-клял-ся дать ей все, что она ни по-про-сит - хо-тя бы да-же и по-ло-ви-ну сво-е-го цар-ства. По на-го-во-ру сво-ей ма-те-ри Иро-ди-а-ды, у ко-то-рой по-яви-лась воз-мож-ность ото-мстить свя-то-му Иоан-ну и на-все-гда из-ба-вить-ся от упре-ков и об-ли-че-ний, Са-ло-мея по-про-сил дать ей го-ло-ву Иоан-на Кре-сти-те-ля и при-не-сти ее на блю-де. Ирод сму-тил-ся, так как бо-ял-ся гне-ва Бо-жия за убий-ство про-ро-ка, а так-же на-род-но-го гне-ва, по-сколь-ку Пред-те-ча был лю-бим жи-те-ля-ми Га-ли-леи. При этом из Еван-ге-лий из-вест-но, что Ирод во мно-гом слу-шал свя-то-го Иоан-на и по-сту-пал по его сло-вам - но, как пи-шет свт. Иоанн Зла-то-уст, пра-ви-тель «цар-ство-вал над удо-воль-стви-я-ми, вер-нее, был ра-бом удо-воль-ствий». Зла-то-уст по-ла-га-ет, что, ско-рее все-го, клят-вой Ирод при-крыл-ся, как бла-го-вид-ным пред-ло-гом - на са-мом же де-ле, ис-тин-ной при-чи-ной его по-ступ-ка бы-ла бо-язнь по-те-рять Иро-ди-а-ду.

И он сдер-жи-ва-ет свою клят-ву, дан-ную в при-сут-ствии вы-со-ких го-стей: он от-да-ет со-от-вет-ству-ю-щий при-каз - и про-ис-хо-дит Усек-но-ве-ние гла-вы Иоан-на Пред-те-чи. Су-ще-ству-ет пре-да-ние, со-глас-но ко-то-ро-му уста мерт-вой гла-вы про-ро-ка по-преж-не-му про-дол-жа-ли об-ли-чать пра-ви-те-ля: «Ирод, не долж-но те-бе иметь же-ну Филип-па, бра-та тво-е-го». По-сле это-го Са-ло-мия в яро-сти ис-ко-ло-ла язык про-ро-ка иг-лой и за-ко-па-ла гла-ву Кре-сти-те-ля в нечи-стом ме-сте.

Ирод про-дол-жал пра-вить неко-то-рое вре-мя по-сле Усек-но-ве-ния гла-вы Иоан-на Пред-те-чи - еван-гель-ская ис-то-рия сви-де-тель-ству-ет о том, что Пон-тий Пи-лат по-сы-лал к нему свя-зан-но-го Иису-са Хри-ста ().

Даль-ней-шая судь-ба Иро-да и Иро-ди-а-ды сло-жи-лась пе-чаль-но. Лю-бов-ни-ки бо-я-лись, что свя-той Иоанн вос-креснет из мерт-вых, а Ирод, ко-гда на-чал про-по-ве-до-вать Иисус Хри-стос, ужас-нул-ся это-му, ска-зав: «это Иоанн Кре-сти-тель; он вос-крес из мерт-вых, и по-то-му чу-де-са де-ла-ют-ся им».

По про-ше-ствии вре-ме-ни по-сле Усек-но-ве-ния гла-вы Иоан-на Пред-те-чи, Са-ло-мия, пе-ре-хо-дя зи-мой по льду ре-ку Си-ко-рис, про-ва-ли-лась под во-ду и лед сда-вил ее та-ким об-ра-зом, что го-ло-ва на-хо-ди-лась на по-верх-но-сти, а те-ло - в ле-дя-ной во-де. Она тщет-но пы-та-лась вы-брать-ся, но это ей не уда-ва-лось - так про-дол-жа-лось до тех пор, по-ка ост-рые глы-бы не пе-ре-ре-за-ли ее шею. Те-ло Са-ло-мии не на-шли, а го-ло-ву при-нес-ли Иро-ду с Иро-ди-а-дой, по-доб-но то-му, как неко-гда при-нес-ли гла-ву Иоан-на Пред-те-чи. Усек-но-ве-ние гла-вы Иоан-на Пред-те-чи от-ра-зи-лось и на судь-бе са-мо-го Иро-да - в от-мест-ку за бес-че-стие сво-ей до-че-ри, ара-вий-ский царь Аре-фа на-пра-вил свои вой-ска про-тив него. Ирод по-тер-пел по-ра-же-ние и по этой при-чине раз-гне-вал рим-ско-го им-пе-ра-то-ра Ка-ли-гу-лу. Он был со-слан вме-сте с Иро-ди-а-дой в за-то-че-ние в Гал-лию, а за-тем - в Ис-па-нию.

По-сле Усек-но-ве-ния гла-вы Иоан-на Пред-те-чи, его уче-ни-ки по-греб-ли те-ло свя-то-го в Са-ма-рян-ском го-ро-де Се-ва-стии. Свя-тая гла-ва Иоан-на Кре-сти-те-ля бы-ла най-де-на и по-гре-бе-на в со-су-де на Еле-он-ской го-ре. По-сле-ду-ю-щие со-бы-тия раз-ви-ва-лись сле-ду-ю-щим об-ра-зом: один по-движ-ник ко-пал ров для ос-но-ва-ния хра-ма, на-шел свя-ты-ню и хра-нил ее у се-бя. А пе-ред сво-ей смер-тью, опа-са-ясь, что свя-ты-ня мо-жет быть по-ру-га-на, скрыл ее в зем-ле в том же са-мом ме-сте, где и об-на-ру-жил.

В 452-м го-ду про-рок ука-зал в ви-де-нии ме-сто со-кры-тия сво-ей гла-вы - и она бы-ла вновь об-ре-те-на, по-сле че-го ее пе-ре-нес-ли в Емес-су, за-тем - в Кон-стан-ти-но-поль. В па-мять это-го уста-нов-лен еще один празд-ник, нераз-рыв-но со-пря-жен-ный с Усек-но-ве-ни-ем гла-вы Иоан-на Пред-те-чи - об-ре-те-ние его чест-ной гла-вы. Празд-ник пер-во-го и вто-ро-го чу-дес-но-го об-ре-те-ния от-ме-ча-ет-ся Цер-ко-вью 8 мар-та (24 фев-ра-ля ста-ро-го сти-ля).

Во вре-ме-на ико-но-бор-че-ских го-не-ний гла-ва бы-ла вы-ве-зе-на в Ко-ма-ны (Аб-ха-зия), из-вест-ном как ме-сто ссыл-ки и кон-чи-ны свт. Иоан-на Зла-то-уста, и спря-та-на в зем-ле. По-сле вос-ста-нов-ле-ния ико-но-по-чи-та-ния св. пат-ри-ар-ху Иг-на-тию но-чью во вре-мя мо-лит-вы бы-ло ука-за-но ме-сто, где хра-нит-ся чест-ная гла-ва. Та-ким об-ра-зом свя-ты-ня бы-ла об-ре-те-на вновь. Это со-бы-тие празд-ну-ет-ся 7 июня (25 мая) как Тре-тье об-ре-те-ние гла-вы св. Иоан-на Пред-те-чи

День стро-го-го по-ста

Усек-но-ве-ние гла-вы св. Иоан-на Пред-те-чи от-ме-ча-ет-ся 11 сен-тяб-ря (29 ав-гу-ста). Мит-ро-по-лит Су-рож-ский Ан-то-ний в од-ной из про-по-ве-дей так трак-ту-ет тот факт, что Усек-но-ве-ние гла-вы свя-то-го (то есть на-силь-ствен-ное убий-ство) - яв-ля-ет-ся имен-но празд-ни-ком:

«Се-го-дня мы празд-ну-ем день Усек-но-ве-ния гла-вы Иоан-на Пред-те-чи… Сло-во "празд-но-вать" мы при-вык-ли по-ни-мать как ра-дость, но оно же зна-чит "оста-вать-ся без де-ла", а без де-ла мож-но оста-вать-ся, по-то-му что за-хлестнет ду-шу ра-дость и уже де-ла нет до обыч-ных дел, а мо-жет это слу-чить-ся по-то-му, что ру-ки опу-сти-лись от го-ря или от ужа-са. И вот та-ков се-го-дняш-ний празд-ник: за что возь-мешь-ся пе-ред ли-цом то-го, о чем мы слы-ша-ли се-го-дня в Еван-ге-лии?»

По-это-му в день Усек-но-ве-ния преду-смот-рен стро-гий пост, во вре-мя ко-то-ро-го не упо-треб-ля-ет-ся в пи-щу мя-со, мо-лоч-ные про-дук-ты, ры-ба. «Не бу-дем мы со-общ-ни-ка-ми чре-во-уго-дия Иро-да», - го-во-рит Ти-пи-кон. Устав по-яс-ня-ет, как пра-виль-но от-но-сить-ся к это-му празд-ни-ку:

«Бу-дем есть мя-со или дру-гую изыс-кан-ную пи-щу? А Кре-сти-тель жил в без-вод-ной и бес-трав-ной пу-стыне — ни хле-ба не ел, ни дру-гой еды не имел. Ви-но пьем? А он не пил ни ви-на, ни дру-го-го пи-тья мир-ско-го. Сто-лом и одром его бы-ла зем-ля, вку-шал он толь-ко ак-ри-ды (струч-ки рож-ко-во-го де-ре-ва, по дру-гим ис-точ-ни-кам — род съе-доб-ной са-ран-чи) и ди-кий мед. Вме-сто ча-ши - при-горш-ни во-ды, те-ку-щей из кам-ня. По-это-му про-ве-дем этот день в по-сте и мо-лит-ве».

Пост в день Усек-но-ве-ния гла-вы Иоан-на Пред-те-чи уста-нов-лен, ве-ро-ят-нее все-го, вме-сте с празд-ни-ком, на-ча-ло ко-то-ро-го от-но-сит-ся к пер-вым вре-ме-нам хри-сти-ан-ской Церк-ви. Древ-ность по-ста в этот день под-твер-жда-ет-ся уста-вом иеру-са-лим-ско-го мо-на-сты-ря прп. Сав-вы Освя-щен-но-го. В нем го-во-рит-ся, что пост в день Усек-но-ве-ния гла-вы Иоан-на Пред-те-чи «за-ве-щан древни-ми свя-ты-ми от-ца-ми».

Не есть круг-лое - суе-ве-рие

От-но-си-тель-но празд-ни-ка Усек-но-ве-ния гла-вы Про-ро-ка, Пред-те-чи и Кре-сти-те-ля Гос-под-ня Иоан-на су-ще-ству-ет мас-са суе-ве-рий, не име-ю-щих от-но-ше-ния к су-ти по-чи-та-е-мо-го со-бы-тия. На-при-мер, что в этот день нель-зя ста-вить на стол ни-че-го круг-ло-го (ни блюд, ни та-ре-лок), нель-зя есть пи-щу круг-лой фор-мы (то есть - кар-то-фель, лук, яб-ло-ки, ар-бу-зы), ис-поль-зо-вать ру-бя-щие и ре-жу-щие пред-ме-ты. На-при-мер, по бе-ло-рус-ско-му по-ве-рью, свя-зан-но-му с днем Усек-но-ве-ния гла-вы Иоан-на Пред-те-чи, в те-че-ние го-да го-ло-ва свя-то-го по-чти при-рас-та-ет об-рат-но, но как толь-ко лю-ди в этот день нач-нут ре-зать хлеб - сно-ва от-па-дет. У юж-ных сла-вян в день Усек-но-ве-ния гла-вы Иоан-на Пред-те-чи стро-го со-блю-дал-ся за-прет на крас-ные пло-ды и на-пит-ки, так как счи-та-лось, что «это кровь свя-то-го Иоан-на». По-это-му в этот день не ели чер-но-го ви-но-гра-да, по-ми-до-ров и крас-но-го пер-ца.

Ра-зу-ме-ет-ся, эти суе-ве-рия рас-про-стра-ня-лись (и рас-про-стра-ня-ют-ся ино-гда до сих пор) сре-ди лю-дей ма-ло-цер-ков-ных и не име-ют ни-ка-ко-го ос-но-ва-ния в тра-ди-ци-ях Церк-ви от-но-си-тель-но дня празд-но-ва-ния Усек-но-ве-ния гла-вы Иоан-на Пред-те-чи.

Где на-хо-дит-ся гла-ва св. Иоан-на Пред-те-чи

В ми-ре су-ще-ству-ет несколь-ко свя-тынь, непо-сред-ствен-но свя-зан-ных с со-бы-ти-я-ми Усек-но-ве-ния гла-вы Иоан-на Пред-те-чи. Это ча-сти-цы гла-вы свя-то-го Иоан-на Кре-сти-те-ля: пе-ред-няя часть гла-вы на-хо-дит-ся в ка-то-ли-че-ском ка-фед-раль-ном со-бо-ре Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы в го-ро-де Амье-на (Ита-лия), часть гла-вы хра-нит-ся в Лав-ре свя-ти-те-ля Афа-на-сия Ве-ли-ко-го на Афоне, а гроб-ни-ца про-ро-ка с ча-стью его гла-вы на-хо-дит-ся в ме-че-ти Омай-я-дов в Да-мас-ке. На ме-сте об-ре-те-ния гла-вы Иоан-на Кре-сти-те-ля - Еле-он, го-ры Воз-не-се-ния в Иеру-са-ли-ме - на тер-ри-то-рии рус-ско-го Спа-со-Воз-не-сен-ско-го мо-на-сты-ря по-стро-е-на ча-сов-ня в па-мять это-го со-бы-тия, а ме-сто об-ре-те-ния от-ме-че-но углуб-ле-ни-ем в мо-за-ич-ном по-лу.

В Москве ча-сти-цы мо-щей св. Иоан-на Пред-те-чи на-хо-дят-ся в несколь-ких хра-мах. На-при-мер, в Иоан-но-Пред-те-чен-ском жен-ском мо-на-сты-ре и хра-ме Вла-ди-мир-ской ико-ны Бо-жи-ей Ма-те-ри в Ви-но-гра-до-во.

Под-го-то-вил: Дмит-рий Бо-ри-сов

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия