Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия

Среди категорий материалистической диалектики "сущность" и "явление" занимают особое место. Это объясняется тем, что процесс познания действительности начинается именно с изучения явлений и дальше идет к раскрытию их сущности. Под явлением понимаем внешнюю сторону объективной реальности, которая непосредственно дается нашим органам чувств. Объективная действительность имеет и внутреннюю сторону, недоступную для ее прямого восприятия органами чувств. Эта сторона действительности называется сущностью. Она выступает как внутренний, повторяющийся и относительно прочную связь вещей и явлений. Это внутренняя основа явлений, общее и повторяющееся в них. Явление же является выявлением (проявлением) сущности.

Итак, сущность - это внутренняя природа, внутренний образ существования предметов и явлений действительности, основное отношение, шо существует в предмете и между предметами, внутреннее противоречие - то есть то, что представляет собой источник движения и развития предмета или предметов. Явление - это внешняя, более изменчива сторона объективной действительности, которая является формой выражения сущности.

Данные категории - это взаимно проникающие стороны процесса развития, где сущность составляет основу, а явление - его конкретную реализацию через перерывы постепенности. В этом плане сфера сущности - это сфера общего, а сфера явления - проявление единичного. Вместе эти категории составляют диалектику воплощение в вещах взаимно проникающих сторон единого процесса их развития.

Идеалисты и метафизики часто неправильно объясняют содержание этих категорий. Например, Б.Рассел считал, что вопрос о сущности вопрос только о том, как употреблять слова1. Метафизики же, в основном, неоправданно противопоставляют эти категории.

Научная философия раскрывает истинную природу этих категорий, их противоречивого связи. В.И.Ленин выразил эту связь в формуле: "Сущность является. Явление существенное" 2. Это единство выражается прежде всего в том, что сущность как нечто внутреннее, оказывается, прорывается на поверхность в форме тех или иных явлений. Например, сущностью жизнедеятельности живых организмов является обмен веществ. Он проявляется в таких явлениях, как рост и размножение организмов. Растение по своей внутренней природе выступает как сущность, В ней происходит обмен веществ с почвой и атмосферой, Явлением будут разные виды растения. Другой пример. Сущность литературного процесса выражается в отображении жизни средствами художественного обобщения, в создании образов, в типизации. Творчество же выступает в явлениях поэзии, прозы, критики. Это же можно сказать и об искусстве в целом.

Сущность и явление объективны. Они представляют собой неразрывное единство, хотя имеют противоречивый характер. Эта противоречивость проявляется во взаимодействии двух сторон действительности. Сущность, выражает внутреннюю сторону действительности, стабильнее, более общая. Явление выражает сущность, оно единичное, внешнее, подвижнее от первой.

Противоречия между сущностью и явлением выглядят противоречий между общим и единичным. Они набирают разных форм, одной из которых является их внешняя противоположность, шо фиксируется понятием "видимость". Будучи формой явления, она не представляет собой призраки, порожденной фантазией субъекта. Это реальное явление, которое имеет свою объективную основу. Этой основой является противоречие самой сущности процесса, а также противоречивый взаимосвязь сущностей различных систем. Понятие "видимость" может выражать и субъективную иллюзию, что является результатом непосредственного соотношения между "эмпирическим явлением" и абстрактной сути. В.И Ленин подчеркивал, что "мнимое есть сущность в одном ее определении, в одной из ее сторон, в одном из ее моментов" 1. Он обращал внимание на внутреннюю связь видимости и сущности.

Абсолютизация видимости как сущности "в одном из ее моментов" является гносеологическим источником искаженного отражения действительности. Игнорирование этого «момента» приводит к отрыву сущности от явления, исключает возможность его естественного объяснения.

Объяснить видимость - значит раскрыть ее объективную основу. Это имеет особое значение в познании общественных явлений, в которых процесс выражения сущности имеет слишком сложный характер, поскольку общественная деятельность реализуется через целевозлагающей деятельность определенных социальных сил.

Выявление сущности в форме видимости имеет свою основу в природе самой сущности. Как форма явления видимость объективная, выражает сущность. Однако выражая сущность специфически (в единстве с другими факторами), она может выступать источником субъективных иллюзий в познании, поскольку оно останавливается на степени непосредственной фиксации видимости. Только глубокий теоретический анализ, основанный на научных методологических принципах, раскрывает истинную сущность явлений, в какой бы форме они не выступали.

В.И Ленин раскрывал сущность как процесс. Он подчеркивал, что "признание каких-либо неизменных элементов," неизменной сущности вещей "и проч. Не является материализм, а есть метафизический, т.е. антидиалектичний материализм" 1. Обобщая историю наук, он пришел к выводу, что ".,. Суть вещей или" субстанция "тоже относительны, они выражают только углубление человеческого познания объектов" 2.

Сущность не является чем-то навсегда данным как с точки зрения ее объективной неисчерпаемости, так и с точки зрения ее изменений в процессе развития. ее изменчивость обусловлена ее внутренней противоречивостью. Поэтому и сама диалектика является учением о визчення противоречий в самой сущности вещей. В процессе развития сущность разворачивает свое содержание (выступает и как основа, и как развитый содержание). Развертывание сущности осуществляется по объективным законам, которые выступают регуляторами, "организующими принципами" развития, осуществляют свое действие при определенных условиях. В единстве с этими условиями объективные законы определяют процесс становления сущности.

Сущность и закон явления равно порядку, поскольку выражают углубленное познание человеком мира. Эти категории выражают отношение одной и той же сферы - сущности. Однако эта однопорядковисть не означает их полного тождества. Отношение сущности и явления - это своеобразное отношение процесса и его регуляторов. Познание закона является познание сущности в аспекте тенденций ее саморазвертывания. Закон соотносится и с явлением как отражением устойчивого в нем, то есть того, что делает явление существенным, не оговаривая его в целом. Отсюда В.И. Ленин делал вывод о том, что любой закон является узким, неполным, приблизним3. Он, как определенная тенденция, действует при определенных условиях, хотя его полностью не совпадают с тенденцией. Закон "формирует" явление не непосредственно, а через сложную взаимосвязь с конкретными условиями. Это говорит о том, что на формирование явления влияют еще и другие факторы. Поэтому задача науки состоит в том, чтобы найти общее, выделить основу явлений. К.Маркс по этому поводу подчеркивал: если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы зайвою4. Диалектико-материалистическая философия, отстаивая научное толкование этих категорий, подвергает резкой критике различные идеалистические и агностические учения по этому вопросу.

Если наука не хочет отставать от жизни, она должна постоянно стремиться к глубинному проникновению познания в закономерности предметов и процессов. Задача науки заключается в том, чтобы понять сущность. В этой связи следует помнить мудрый совет И.П.Павлова, который, обращаясь к молодежи говорил, что изучая, экспериментируя, наблюдая, нужно стараться не оставаться на поверхности фактов, стремиться проникнуть в тайну их возникновения, настойчиво искать законы, которые ими управляют.

Знание законов развития мира, понимания сущности явлений природы и общества будут способствовать уменьшению зависимости человека от природы, становлению ее действительной свободы.

СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ – категории философского дискурса, которые характеризуют устойчивое, инвариантное в отличие от изменчивого, вариативного.

Сущность – это внутреннее содержание предмета, выражающееся в устойчивом единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление – то или иное обнаружение предмета, внешние формы его существования. В мышлении эти категории выражают переход от многообразия изменчивых форм предмета к его внутреннему содержанию и единству – к понятию. Постижение сущности предмета и содержание понятия о нем составляют задачи науки.

В античной философии сущность мыслилась как «начало» понимания вещей и вместе с тем как источник их реального генезиса, а явление – как видимый, изменчивый образ вещей или как то, что существует лишь «по мнению». Согласно Демокриту, сущность вещи неотделима от самой вещи и производна от тех атомов, из которых она составлена. По Платону, сущность («идея») несводима к телесно-чувственному бытию; она имеет сверхчувственный нематериальный характер, вечна и бесконечна. Аристотель понимает под сущностью вечный принцип бытия вещей (Метафизика, VII, 1043а 21). Сущность постигается в понятии (Мет., VII 4, 1030ab). У Аристотеля, в отличие от Платона, сущность («форма вещей») не существует отдельно, помимо единичных вещей. В средневековой схоластике проводится различие между сущностью (essentia) и существованием (existentia). Каждая вещь – это существо сущности и существования. Сущность характеризует quidditas (что есть) самой вещи. Так, согласно Фоме Аквинскому, сущность – то, что выражается в дефиниции, которая объемлет родовые основания (Summa theol., I, q.29). Сущность вещи состоит из общей формы и материи в соответствии с родовыми основаниями. Вместе с тем аристотелевское различение формы и материи приобретает у него иной смысл, поскольку сущность определяется через ипостась и через лицо, т.е. наполняется теологическо-креационистским содержанием.

В новой философии сущность связывается с акциденциями, которые дают телу определенное имя (Гоббс Т. Избр. произв., т. 1. М., 1964, с. 148). Б.Спиноза рассматривал сущность как «то, без чего вещь и, наоборот, что без вещи не может ни существовать, ни быть представлено» (Этика, II, определение 2). Д.Локк называет сущностью реальное строение вещей, внутреннюю структуру, от которой зависят познавательные свойства, проводит различие между номинальной и реальной сущностью. Лейбниц называет сущностью возможность того, что полагают и выражают в дефиниции (Новые опыты, III, 3 § 15). Для X.Вольфа сущность – то, что вечно, необходимо и неизменно, то, что составляет основу вещи. В философии Нового времени противопоставление сущности и явления приобретает гносеологический характер и находит свое выражение в концепции первичных и вторичных качеств. Кант, признавая объективность сущности, считал, что сущность характеризует устойчивые необходимые признаки вещи; явление, согласно Канту, вызванное сущностью субъективное представление. Преодолевая противопоставление сущности и явления, Гегель утверждал, что сущность является, а явление есть явление сущности, рассматривая их как рефлексивные определения, как заключающее понятие, как абсолютное, выразимое в существовании.

Неопозитивизм отвергает объективность сущности, признавая реальными только явления, «чувственно данные»; феноменология рассматривает явление как самообнаруживающееся бытие, а сущность – как чисто идеальное образование; в экзистенциализме категория сущности вытесняется понятием существования. В марксистской философии сущность и явление – универсальные объективные характеристики предметного мира; в процессе познания они выступают как ступени постижения объекта. Они неразрывно связаны: явление представляет собой форму проявления сущности, последняя раскрывается в явлениях. Однако их единство не означает их тождества: «...если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня...» (К.Маркс, см. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 25, ч. 2. с. 384).

Явление богаче сущности, ибо оно включает в себя не только обнаружение внутреннего содержания, существенных связей объекта, но и всевозможные случайные отношения. Явления динамичны, изменчивы, в то время как сущность образует нечто сохраняющееся во всех изменениях. Но будучи устойчивой по отношению к явлению, сущность также изменяется. Теоретическое познание сущности объекта связано с раскрытием законов его функционирования и развития. Характеризуя развитие человеческого познания, В.И.Ленин писал: «Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т.д. без конца» (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 227).

Литература:

1. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» К.Маркса. М, 1960;

2. Богданов Ю.А. Сущность и явление. К., 1962;

3. История марксистской диалектики. М., 1971, разд. 2, гл. 9.


Философские. религиозные и ведические теории базируются на основе сохранившихся священных писаний, сказаний, сохранившихся летописей, на достижениях человечества.

Будда, Иисус Христос, Пророк Мухаммед, - были реальными историческими личностями. Непризнание этих исторических личностей в значительной степени отвергает верующих людей от Бога, и формирует цинизм в неверующих людях. С точки зрения единобожия, мы можем полагать, что Бог обращался к разным народам, имеющим различные жизненные уклады, говорящим на различных языках. Для мусульман Бог - Аллах (Всемогущий), для христиан - Господь Бог.

Непротиворечивость религий очень важна как для возможности мирного существования стран, принадлежащих к различным религиозным направлениям, так и для мирной жизни людей с различными религиозными взглядами в одной стране. Учение Иисуса Христа не противоречит мусульманству, а мусульманство не противоречит христианству.

Атеизм - это нигилистическое учение, для которого важны все вопросы, касающиеся человека, человечества, природы. Ученые же постоянно находят свидетельства реальности библейских описаний событий и явлений в истории целых эпох.

Осознание людьми возможности мирной жизни на Земле, возможности существования различных рас, народов, - невозможно без реального признания и уважения всех религий, для недопущения ненависти, корысти, соблазна и кастового вырождения. Все теории, стоящие выше религий или заведомо не признающие религии - ошибочны и противоречивы.

В неживой природе применяются физические теории. Но у нас есть надежда на то, что есть и другие принципы и теории, относящиеся ко всем явлениям природы. В отличие от физических теорий не живой природы, социальные и исторические теории должны быть направлены прежде всего на то, что они когда-то принесут пользу, уменьшат страдания.

Просто так, - взять законы физики и начать применить их к социальным явлениям - абсурдно.

Философия исторических и социальных явлений намного сложнее, чем механика. Все знания в упрощенном виде имеют иерархию и укладываются в сознании человека в такой последовательности: Логика – Математика – Физика – Химия – Биология – Зоология – Анатомия – Психология – История – Микроэкономика – Макроэкономика - Политэкономия – Музыка – Юриспруденция –Философия – Логика. Каждая наука может вносить свои изменения и дополнения в Логику вещей, идей и взаимоотношений. Сама Логика не существует сама по себе, а имеет смысл только как прикладная наука, и она не может быть внутренне непротиворечивой или абсолютной. А если логику попытаться сделать всеобщей и абсолютной, то она и вовсе не будет полезной.

В русском языке понятие «вещь» скорее всего подразумевает материальное содержание. В английском языке каждое слово, как таковое, ничего само по себе не означает, смысл появляется лишь в сочетаниях слов - идиом. В английском языке «thing» относится и к материальным, и к нематериальным понятиям, таким как институт, семья, совесть и всё другое.

Сущности объектов и явлений состоят из множества объектов, имеющих относительно различные сущности. Объекты имеют сложную структуру, имеющую материальное и идеальное содержание. Эти сущности взаимодействуют между собой. Взаимодействие противоположностей описано в диалектике, являющейся упрощенной моделью взаимодействия явлений - именно, упрощённой потому, что наша видимость создания противоречий - далеко не две или даже не три стороны. Но учёт противоречивости основных, действующих противоположностей, - уже является основой для хорошей модели явления. Упрощенность диалектического подхода состоит в рассмотрении диаметрально противоположных, разных сущностей.

В действительности, различные сущности не определены абсолютно. Например, то, что является благом с одной точки зрения, совершенно неприемлемо с другой. Одни называют себя материалистами, а сами поклоняются идолам, да и из себя делают идолов, и создают нереальные картины, связанные с каким-то своими или чужими идеями. Затем за идеи судят или даже казнят других людей. Других можно отнести к идеалистам, которые почти закономерно, в конечном счете, приходят к вульгарному материализму.

В истории есть много описаний, что в общественных явлениях, в политике,действует такая закономерность - идешь "направо" - приходишь "налево". А идешь "налево" – приходишь "направо". А сама же оценка противоположностей, почти всегда, и закономерно - относительна.

СУТЬ И СУЩНОСТЬ, ЯВЛЕНИЕ

Суть какого-либо явления – это отражение в индивидуальном сознании событий, людей, идей, вещей, представлений, ассоциаций. Или же, суть – это фотография явления в индивидуальном, субъектном сознании. Суть может быть, в частном случае, - сущностью какого -либо явления. Сделать суть материальной тоже можно, любую идею можно постараться закодировать в виде цепочки сигналов в нейронах человека, но тогда ничего смысл будет ускользать, что-то понять будет невозможно, поэтому идею лучше считать, представлять - нематериальной.

Сущность – это наше осознание того, во что превращается суть, сущность показывает нам, куда эта суть движется, идет. Сущность - более объективнее понятие, чем суть, хотя в сознании каждого человека она отражается также, по-своему, индивидуально.

Анализ сущностей позволяет делать прогнозы того, что произойдет в будущем. Сущность явления в нашем сознании это не только имя существительное, сущность содержит не только наши предыдущие знания об этом явлении, но и содержит наши представления, суждения о будущих состояниях, представлениях.

Например, одна из сущностей журналиста – учитель. Негативная сторона журналиста – любопытный папарацци, сущность которых в стремлении писать для прославления своего имени ценой преследования выдающихся людей. Относительность этих сущностей заключается в том, что для конкретной пишущей персоны нельзя установить верный процент содержания журналиста, папарацци или других сущностей. Может быть, и у папарацци бывают добрые порывы и озарения. Кроме того, люди переоценивают своё поведение с течением времени.

Если "суть" субъективна, то "сущность" - более объективна так, что в её описаниях содержится больше солидарности мнений, и в описаниях сущности участвуют общепринятые или локально применяемые теории, гипотезы. Та общность людей, которая допускает определённый общий круг учений и гипотез, может рассматривать науку о сущностях объективной, в то время как суть находится в области субъективности, неопределённости.

Явление – это множество, или совокупность сущностей. Сущности и явления могут состоят из множеств живых и неживых объектов и субъектов. Суть можно считать первым уровнем абстракции (обобщения). Сущность является уже вторым уровнем абстракции, а явления – третьим. Явления обобщают сущности. Однако все уровни абстракции могут опускаться до восприятия, соответствующего первому уровню обобщения (абстракции), - на уровне сути, субъективного восприятия не абстрагированного, не организованного мышления.

Угловой, видимый размер Луны такой же, как у Солнца. Почему? Это случайно? Или же Луна - это искусственный объект, со смещённым центром тяжести к её невидимой части?

Можно ли считать все войны, в своей сущности, одинаковыми? Наверное, нет. В войне есть народы, которые стараются захватить чужие земли, есть те, кто защищает свою Родину, и есть и такие, кто вовлечён в военный конфликт без всякой пользы, мотивов. Обобщать такое явление, как война, трудно и потому, что современная война может вестись с применением средств, которые могут уничтожить всё живое на Земле.

Сущности могут быть противоречивыми, но не обязательно диаметрально противоположными.

Четвёртым уровнем абстракции является уже связь между явлениями, - мистика, конспирология, всевозможные теории, веды, предположения.

На каждом уровне абстракции можно учитывать отделить материальное и идеальное, - а такое разделение тоже условно и тоже относительно. Мы можем допускать точное и приближённое соответствие; а стремление а абсолютной точности, к непогрешимости, может только ухудшать возможности наших теорий, оценок.

Реальный объект содержит в себе различные сущности и явления, имеющих материальную и идеальную основу. Например, проект, идея - в большей степени идеальны, но имеют и материальное содержание. Сделать идею чисто материальной тоже возможно, но это приведет к абсолютному искажению смысла, учитывающего все возможные точки зрения.

При объединении явлений приходится использовать философские категории, философии, религии. Объекты, как сложное сочетание явлений, имеют свои атрибуты и сложную структуру, которую мы можем представлять в сознании в виде моделей.

Физические законы можно применять и к сущностям, - однако живая природа отличается от неорганической материи, от неживой природы. Закономерность изменения сущности можно понять из законов, подобных законам Исаака Ньютона. Соответствие первого закона Ньютона мы можем сформулировать так, что если сущность не тревожить, то она будет в покое или в неизменном движении (вращении). Второй закон – скорость изменения сущности зависит от приложенных усилий. И, наконец, третий закон гласит об ожидаемом равенстве действия и противодействия. Живая сущность может сделать противодействие намного более сильным, чем действие. Говорят - брось камень в чужака - в твоих собратьев прилетит десяток камней.

Некоторые считают, что нужно управлять причинами, а не следствиями явлений. На самом же деле, в реальной жизни приходится учиться управлять, учиться влиять уже следствиями явлений, нужно учиться управлять уже имеющимися явлениями, не их причинами.

Уже невозможно бороться с причиной пожара, в том случае, когда от спички загорелся дом. Часто уже невозможно бороться с причиной болезни человека, когда болезнь уже наступила. Но все-таки одной из возможностей управления явлениями - это влияние на их причину.

Примеры управления явлениями.

Борьба с огнем.
--------------
Попытки локализации пожара могут привести к неоправданным потерям и к распространению огня. Локализация, предупреждение пожара, подготовка заранее к возгораниям леса, использование разделительных полос, естественных преград - облегчат борьбу с огнем. Бездумная борьба с огнем очень опасна. Очень важно оповещение пожарных служб в первые минуты борьбы с огнем. Очень важно логически предусмотреть возможность выхода людей их горящего здания даже с учетом возникшей паники. Количество выходов, наличие противопожарных средств уменьшает панику. Важно проверять строительные материалы на опасность возгорания и выделения удушающих газов при пожаре. Комплекс заранее предусмотренных, постоянно проводящихся противопожарных мер во всяком случае уменьшит риск жизням людей при пожаре и сохранит в сохранности собственность.

Не так просто определить факторы, относящиеся к причине или следствию явления.
Наличие между факторами функциональной зависимости вовсе не означает наличие какой-либо причинно-следственной связи между ними. Даже имеющееся взаимно - однозначное соответствие параметров, когда каждому значению одного параметра соответствует единственное значение другого параметра, не означает, что между этими параметрами существует причинно - следственная связь.

Карл Маркс говорил, что бытие человека определяет его сознание.
Может быть, действительно, некие рамки обязательств, обстоятельств, условий и условностей, относительный уровень достатка и влияния в обществе - влияют на сознание человека. Но что, кроме сознания человека, может повлиять на его бытие "изнутри"?
Человек, осознавший себя, становится сильнее. Даже осознание своей временной ничтожности, никчемности уже вооружает человека для дальнейших преобразований из "самое себя"...

Действия, происходящие внутри нашего Эго - индивидуальной целостности, внутри нашего сознания, имеют для каждого человека особое значение. Общее начало любой философии, любой религии, находится внутри нас, "эзотерикус", "inside of me". Начало любой философии, любой религии, начало всех начал - эзотерика, находится в сознании человека.

Философ Пифагор создал школу знаний, полагающиеся на внутреннее сознание человека, позволяющее определять структуру явлений, их закономерность, наше отношение к явлениям. Им было впервые определена структура музыки, ноты, октавы. При помощи сознания Пифагор определял математические соотношения для геометрических объектов.

Сознание человека может изменять его бытие! Изменение сущности без явного воздействия "извне" происходит благодаря сознанию. Живая сущность вызывает дополнительные противодействия действию, это происходят благодаря разуму и сознанию.
Движение, изменение сущностей обусловлено не только приложенными внешними силами, но и внутренним сознанием субъектов.

В народе говорят - не так страшен чёрт, как его малюют. Или же - не так страшны сами вещи, как мы размещаем их в нашем сознании, как мы к ним относимся. Формирование нашего отношения к вещам - это формирование нашей реальности. Важны и сами вещи, и наше отношение к этим вещам.

Зло и добро являются противоположными сущностями, входящими во всё живое и неживое в природе. Добро и зло относительны. Не существует абсолютного зла и абсолютного добра. То, что одним кажется дорогой к счастью, для других может быть жуткой неволей.

В природе существует сложный кругооборот "добра" и "зла". Отношение к добру и злу существует в нашем восприятии уже как следствие нашего воспитания и как следствие принуждения со стороны внешних сил, нашего бытия.

Если Добро окончательно победит Зло, то оно само станет Злом.

Понятия зла и добра находятся в неопределённости, похожей на условия принципа Паули-Гейзенберга. Отличие в том, что некоторая суть, как "Кванто", может быть определена относительно верно при помощи наших суждений, опытных данных, другой информации и иного выбора. В квантовой механике распределение вероятностей реализации величины одного фактора описывается уравнением Шредингера. Взаимодействие противоположных сущностей можно описать похожими уравнениями, в основе которых лежит физический принцип неопределенности.

Зло, загнанное в угол, чрезвычайно опасно. Борьба со Злом может инициировать новые, более сильные победы Зла. Зло необходимо локализовать, вазможно, даже дать ему путь отступления. Но злу нельзя давать разрастаться. Такое наше отношение к злу, как советовал профессор Преображенский из книги М. Булгакова "Собачье сердце" - да не читайте вы эти газеты, - способствует распространению зла.

Далее, в теории управления сложными явлениями, будет производиться анализ некоторых явлений, противоположных или разных сущностей, которыми можно управлять. Относительность восприятия сущностей и явлений не будет мешать нам оценивать величину "кванто" с большой долей объективности. В квантовой механике "кванто" равна h - постоянной величине Макса Планка.

Для социальных явлений также существуют некие объективные параметры, определяющие неопределенность явлений с противоположными сущностями.

Бездумная борьба с неким "злом" может вызвать еще более сильное "зло".

Сущность разумной борьбы со злом состоит в локализации зла, в предоставлении хода силам добра.

Еще около двухсот лет назад Ганс Христиан Эрстед заметил, что протекающий в цепи ток вызывает отклонение магнитной стрелки, лежащей неподалеку. Отсюда и пошло развитие идеи о том, что электричество и магнетизм взаимосвязаны. Особенно сильно эта мысль заняла М. Фарадея, который и положил начало опытам, приведшим к открытию закона электромагнитной индукции. В одном из своих опытов он обнаружил, что при выдвигании полосового магнита из катушки, подключенной к гальванометру, в катушке наводится некоторая электродвижущая сила. В чем же тут секрет?

Собственно явление электромагнитной индукции

Начнем с того, что любой магнит порождает вокруг себя магнитное поле. Если это полосовой магнит, как в опыте Фарадея, то важно заметить, что поле вблизи магнита отличается от того, что вдали от него. Если вы подносите магнит к катушке, то магнитное поле пронизывает ее. Причем в зависимости от того, как глубоко вы задвинули магнит в катушку, катушку будет пронзать разное магнитное поле.

Но каким же образом возникает Э.Д.С.? Возникновение напряжения в катушке обусловлено перемещением зарядов (электронов) в какую-либо одну сторону, то есть возникают полярно противоположные концы с избытком зарядов одного знака. Значит, переменное магнитное поле фактически перемещает заряды.

Строгое объяснение явления электромагнитной индукции

Изначально предполагалось, что магнитное и электрическое поле взаимосвязаны таким образом, что переменное магнитное поле оказывается способным перемещать электрические заряды, а переменное электрическое – так называемые магнитные. Однако на самом деле это оказалось не совсем так.

Дело в том, что переменное магнитное поле порождает вокруг себя переменное электрическое поле и наоборот. И именно это электрическое поле и перемещает заряды в катушке Фарадея. Этот факт о такой взаимосвязи полей отражен в уравнениях Джеймса Клерка Максвелла. А само явление электромагнитной индукции, проявляющееся в появлении Э.Д.С. в замкнутом контуре при изменении магнитного потока, проходящего через него – это частный случай, вытекающий из этих уравнений.

Не стоит также забывать о том, что электромагнитная индукция предполагает изменение магнитного потока не только посредством изменения магнитного поля. Другой способ изменить поток – это менять площадь контура. В этом случае напряжение также появляется, то есть заряды также перемещаются по той причине, что само изменение площади означает перемещение контура, что фактически подразумевает собой макроскопическое перемещение зарядов внутри него. Движущиеся таким образом электрические заряды становятся магнитными, что и обуславливает их взаимодействие с внешним магнитным полем.

2.3. Явление и сущность

Диалектический анализ материального объекта предполагает раздвоение единого на противоположности. Диалектический анализ как последовательный переход от «конкретного к абстрактному» (К. Маркс) должен начинаться с наиболее «конкретных» (т. е. самых сложных, самых богатых содержанием) атрибутов. При этом во избежание субъективизма при исследовании атрибутов материального объекта необходимо постоянно учитывать принцип единства теории и практики. Диалектический анализ объекта должен опираться на историю практической деятельности (в частности, историю техники), историю всех наук (в частности, естествознание) и историю философии. Начнем с последней.

Уже мыслители Древнего мира «раздваивали» мир на нечто внешнее, чувственно-данное и нечто такое, что находится за ним и его определяет. У Платона в духе идеализма такое раздвоение лежит в основе его учения о «мире вещей» и «мире идей». Через всю историю философии проходит фундаментальное разделение мира на внешнее, являющееся и внутреннее, его сущность.

Научное познание, направленное на изучение материального мира, руководствуется важной методологической установкой: переходить от описания изучаемого объекта к его объяснению. Описание имеет дело с явлениями, а объяснение предполагает обращение к сущности изучаемых объектов.

Наконец, история техники дает богатый материал, показывающий глубокий смысл разграничения явлений и их сущности. Яркий пример этому – обнаружение сущности засекреченных технологических процессов (китайского фарфора, дамасской стали и т. п.).

Все сказанное дает достаточные основания для вывода о том, что материальный объект в ходе диалектического анализа, прежде всего должен быть «расчленен» на явление и сущность.

Понятие явления не представляет особых трудностей. Материя «является» нам в самых разнообразных формах: в форме вещи, свойства, отношения, множества, состояния, процесса и т. д. Явление всегда нечто индивидуальное: конкретная вещь, конкретное свойство и т. д. Что касается понятия сущности, то вокруг этого понятия исторически было много споров, различных трактовок; идеалисты построили вокруг этого понятия множество схоластических и даже умозрительных мистических схем.

Для характеристики содержания сущности следует исходить из практики изучения различных явлений. Из обобщения результатов таких исследований прежде всего следует, что сущность выступает как внутренняя сторона объекта, а явление – как внешнее. Но «внутреннее» здесь надо понимать не в геометрическом смысле. Например, детали механического устройства часов в геометрическом смысле «внутри» их корпуса, но сущность часов – не в этих деталях. Сущность – это основание явлений. В часах внутреннее, основание – не механические детали, а то, что делает их часами, закономерный колебательный процесс. Сущность – это внутренние, глубинные связи и отношения, определяющие явления. Приведем еще несколько иллюстраций. Сущностью воды является соединение водорода и кислорода; сущностью движения небесных тел – закон всемирного тяготения; сущность прибыли – производство прибавочной стоимости и т. д.

Сущность в сопоставлении с явлениями выступает как общее; одна и та же сущность является основанием множества явлений. (Так, сущность воды одинакова и в реке, и в озере, и в дожде и т. д.) Сущность в сопоставлении с ее проявлениями относительно более устойчива. Своеобразие сущности в гносеологическом плане заключается в том, что в отличие от наблюдаемых, наглядных явлений, сущность ненаблюдаема и ненаглядна; она познается мышлением.

Итак, сущность – это внутреннее, общее, относительно устойчивое, познаваемое мышлением основание явлений.

После «расчленения» материального объекта на явление и сущность возникает задача дальнейшего анализа явления и сущности. Обобщение практики научных исследований и данных истории философии показывает, что для описания явления нужно использовать категории качества и количества, пространства и времени и др., а для раскрытия содержания сущности необходимо использовать категории закона, возможности и действительности и др. Эти онтологические категории не имеют самостоятельного значения наряду с категориями «явление» и «сущность», а отражают отдельные стороны содержания явления и сущности как наиболее сложных атрибутов материального объекта. Последующая задача – подвергнуть анализу явление, а затем сущность объекта.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

2.3. Явление и сущность Диалектический анализ материального объекта предполагает раздвоение единого на противоположности. Диалектический анализ как последовательный переход от «конкретного к абстрактному» (К. Маркс) должен начинаться с наиболее «конкретных» (т. е.

1. Явление и бытие. - Смысл слова «явление» в подобного рода высказываниях категориально происходит из некоторого частного, объективного соотношения: между тем, как нечто является с некоторой точки зрения, и тем, каково оно есть также и без этой точки зрения, в самом себе.

Историчность как явление экзистенции 1. Историчность как единство существования и экзистенции. - Единство историчного сознания способно в одно и то же время придавать существованию абсолютную весомость как охваченному самобытием и все-таки удерживать его как не более

2. СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ Диалектический материализм требует от науки - не скользить по поверхности явлений, а видеть сущность явлений, те глубинные процессы, которые сразу не заметны, однако определяют развитие событий.Сущность - это внутренние органические связи в явлениях,

3. Свобода и ее необходимое проявление в печати. Идеальное и материальное, сущность и явление. Природа государства и его отношение к частным интересам. Проблема объективной закономерности Необходимым выражением самосознания и внутренне присущей ему интеллектуальной

1. Вещь и сущность. Сущность и существование.Единство субстрата и многообразие сущностей. Платон Тема Платона – одна из наименее разработанных в марксистской философской литературе. Еще и до сего дня из учебника в учебник «кочует» весьма приблизительное представление

3. Марксово решение антиномии сущность – явление В решении теоретических проблем политической экономии Маркс опирается на историческое понимание капиталистического способа производства и соответствующую такому пониманию логику научного мышления – на метод

В. Явление. § 131. Сущность должна являться. Ее видимость, отражение (Scheinen) в ней есть ее снятие в непосредственность, которая, как рефлексия внутрь себя, есть устойчивое существование (материя), как {221} форма же есть рефлексия в другое, снимающее себя устойчивое

553Гнилое пятно кантовского критицизма постепенно стало заметным и для менее острых глаз. Кант не имел более никакого права на своё различение «явления» и «вещи в себе», - он сам отрезал себе право делать и далее такие различения по старому11.3. Явление Омеги Рассмотрим идею нового, невиданного мира, как она предстает в философской фантастике. Говоря о «сингулярности», авторы, несомненно, стремятся подчеркнуть, что мы ни в малейшей степени не представляем, да и не можем представлять того, какая жизнь ждет нас



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия