Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия

Каждый православный человек встречается с лицами духовенства, которые выступают публично или ведут службу в церкви. При первом взгляде на можно понять, что каждый из них носит какой-то особый чин, ведь не зря же они имеют различия в одежде: разного цвета мантии, головные уборы, у кого-то есть украшения из драгоценных камней, а другие более аскетичны. Но не каждому дано разбираться в чинах. Чтобы узнать основные саны священнослужителей и монахов, рассмотрим чины православной церкви по возрастанию.

Следует сразу сказать, что все чины делятся на две категории:

  1. Белое духовенство. К ним относятся служители, которые могут иметь семью, жену и детей.
  2. Чёрное духовенство. Это те, кто принял монашество и отказался от мирской жизни.

Белое духовенство

Описание людей, которые служат Церкви и Господу, идет еще из Ветхого Завета. В писании говорится, что до Рождества Христова пророком Моисеем были назначены люди, которые должны были общаться с Богом. Именно с этими людьми связана сегодняшняя иерархия чинов.

Алтарник (послушник)

Этот человек является мирским помощником священнослужителя. В его обязанности входит:

При необходимости послушник может звонить в колокола и читать молитвы, но ему строго возбраняется касаться престола и ходить между алтарем и Царскими вратами. Одежду алтарник носит самую обычную, наверх накидывает стихарь.

Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из писания, растолковывать их простым людям и объяснять детям основные правила жизни христианина. За особое усердие священнослужитель может посвятить псаломщика в иподиакона. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью (бархатную шапочку).

Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь. Если архиерей благословит его, то иподиакону можно касаться престола и заходить через Царские врата в алтарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Он обмывает ему руки во время богослужений, подает необходимые предметы (трикирий, рипиды).

Церковные саны православной церкви

Все перечисленные выше служители церкви не являются церковнослужителями. Это простые мирные люди, которые желают приблизиться к церкви и Господу Богу. На свои должности они принимаются только по благословению батюшки. Рассматривать церковные саны православной церквиначнем с самого низшего.

Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе. Его главная обязанность - чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается.

Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Раньше этот сан получал протодиакон, который отличался особым рвением к службе. Чтобы определить, что перед вами протодиакон, стоит посмотреть на его облачение. Если на нем надет орарь со словами «Свят! Свят! Свят», значит перед вами именно он. Но в настоящее время этот сан дается только после того, как диакон отслужил в церкви не менее 15–20 лет.

Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях.

Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника. Епископ наделяет его следующими полномочиями:

  • совершать богослужения и другие таинства;
  • нести учение людям;
  • проводить причащение.

Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой.

Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма. Во время свершения таинств протоиереи надевают ризу и епитрахиль. В одном богослужебном заведении могут служить сразу несколько протоиереев.

Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси в награду за самые добрые и полезные дела, которые совершил человек в пользу Русской православной церкви. Это высший сан в белом духовенстве. Заслужить чин выше уже не получится, так как далее идут чины, которым запрещено создавать семью.

Тем не менее многие, чтобы получить повышение, бросают мирскую жизнь, семью, детей и навсегда уходят в монашескую жизнь. В таких семьях супруга чаще всего поддерживает мужа и так же отправляется в монастырь, чтобы принять монашеский обет.

Черное духовенство

К нему относятся только те, кто принял монашеский постриг. Эта иерархия чинов более подробная, чем у тех, кто предпочел семейную жизнь монашеской.

Это монах, который является диаконом. Он помогает священнослужителям проводить таинства и совершать службы. Например, выносит необходимые для ритуалов сосуды или произносит молитвенные просьбы. Самый старший иеродиакон называется "архидиакон".

Это человек, который является священником. Ему дозволяется проводить различные священные таинства. Этот сан могут получить священники из белого духовенства, которые решили перейти в монахи, и те, кто прошел хиротонию (наделение человека правом совершать таинства).

Это настоятель или настоятельница русского православного монастыря или храма. Раньше, чаще всего, этот сан давался в качестве награды за заслуги перед Русской православной церковью. Но с 2011 года патриархом было принято решение наделять этим чином любого настоятеля монастыря. При посвящении игумену вручается посох, с которым он должен обходить свои владения.

Это один из самых высоких санов в православии. При его получении священнослужитель также награждается митрой. Архимандрит носит черное монашеское одеяние, которое отличает его от других монахов тем, что на нем есть красные скрижали. Если к тому же архимандрит является настоятелем какого-либо храма или монастыря, у него есть право ношения жезла – посоха. К нему положено обращаться «Ваше высокопреподобие».

Этот сан принадлежит к разряду архиереев. При рукоположении они получили самую Высшую благодать Господа и поэтому могут совершать любые священнодействия, даже рукополагать диаконов. По церковным законам они имеют равные права, самым старшим считается архиепископ. По древней традиции только епископ может благословить службу с помощью антимиса. Это четырехугольный платок, в который зашита часть мощей какого-либо святого.

Также это духовное лицо контролирует и опекает все монастыри и храмы, которые расположены на территории его епархии. Общепринятое обращение к епископу «Владыка» или «Ваше преосвященство».

Это духовный сан высокого ранга или высший титул епископа, самый древний на земле. Подчиняется он только патриарху. Отличается от других санов следующими деталями в одежде:

  • имеет голубую мантию (у епископов красные);
  • клобук белого цвета с крестом, отделанным драгоценными камнями (у остальных клобук черного цвета).

Этот сан дается за очень высокие заслуги и является знаком отличия.

Самый высокий сан в православной церкви, главный священник страны. Само слово объединяет в себе два корня «отец» и «власть». Его избирают на Архиерейском Соборе. Этот сан является пожизненным, только в самых редких случаях возможно его низложение и отлучение от . Когда место патриарха пустует, временным исполняющим назначается местоблюститель, который выполняет всё, что должен делать патриарх.

Эта должность несет в себе ответственность не только за себя, но и за весь православный народ страны.

Чины в православной церкви по возрастанию имеют свою четкую иерархию. Несмотря на то, что многих священнослужителей мы именуем «батюшка», каждый православный христианин должен знать основные отличия санов и должностей.

От редакции:

Со-бытия XVII в., связанные с по-пыткой закабаления Русской Церкви государством, привели к многочисленным отступле-ниям от веры представителей иерархии. Это стало причиной недоверия церков-ного народа к иерархии. А с другой стороны, после раско-ла полтора века старообряд-цы только и думали о том, как восстановить иерархическое устройство Церкви. Сегодня иерей Иоанн Севастьянов , настоятель , размышляет об особенностях священнического служения в современном мире, о проблемах, с которыми сталкиваются священники в своей пастырской деятельности, о взаимоотношениях общин с настоятелями, искушениях и духовных испытаниях, а также уровне образования современных пастырей.

Священники временно без епископов

Одной из важных сто-рон устройства хри-стианской Церкви является иерархический принцип церковного служе-ния. Апостолы, а затем их приемники, являются опорой Господа в созидании церков-ного Тела. Отсюда вытекает основополагающий принцип апостольской преемственно-сти. Отсюда право иерархии представлять голос Церкви. Отсюда следует то присталь-ное внимание, которое Цер-ковь всегда уделяла этому служению. И поэтому во все периоды церковной истории состояние иерархии является показателем уровня жизни всей Церкви.

Старообрядческий период особенно проявил значение иерархического служения в Церкви. С одной стороны, со-бытия XVII в., связанные с по-пыткой закабаления Русской Церкви государством, привели к многочисленным отступле-ниям от веры представителей иерархии. Это стало причиной повального недоверия церков-ного народа к иерархии. А с другой стороны, после раско-ла полтора века старообряд-цы только и думали о том, как восстановить иерархическое устройство Церкви.

Следует заметить, что пери-од существования Церкви без епископов не прошел бесслед-но для церковного сознания. На протяжении этого времени вместе с жаждой восстановле-ния нормального церковного устройства происходит есте-ственное привыкание к жизни без иерархии. Церковными лидерами постепенно стано-вятся не епископы и священ-ники, а иноки и авторитетные миряне. Трансформировалась очень важная связь между священнослужителями и возглав-ляемыми ими общинами. В гонительных условиях ни один священник, ни один епископ не мог быть уверен, что он долго будет служить в одной общине. Все служили, как в последний раз . Кроме этого, особенные отношения между беглыми новообрядческими священниками и общинами, а вернее, попечителями общин, которые принимали их «по ве-ликой нужде », способствовали развитию наемничества, осо-бой связи между общиной и ее священником только на основе материального договора. И, на-конец, влияние окружающего новообрядческого духовенства с его казенным представле-нием о назначении священ-нослужителей, о сословности священнического служения, о разделении Церкви на учащую и учимую части.

Этот процесс привел к тому, что положение и значе-ние священнослужителей в Церкви постепенно измени-лось и продолжает меняться. Изменяется само представле-ние о месте священнического служения. И в первую очередь изменяются, размываются представления об ответствен-ности священнослужителей.

Ответственность иерархии перед церковным народом

Вопрос ответственности священнослужителей пред-ставляется одним из самых важных в иерархическом служении. Как и перед кем долж-ны быть ответственны еписко-пы, священники и диаконы? К сожалению, старинные прин-ципы внутренних церковных связей размываются. Священ-нослужители постепенно пере-стают чувствовать свою ответ-ственность за избравшую их конкретную общину. Служе-ние одного священника сразу в нескольких общинах приво-дит к обезличиванию отдель-ных общин в расплывчатую «паству ». Древний принцип постоянного места служения — «у попа одна жена и церква одна » — становится неактуаль-ным, уже и в «мирное» время допускаются переводы служи-телей с места на место. Иерар-хическое служение в Церкви постепенно превращается в привилегию. Все это приводит к ослаблению и даже потере ответственности служителей за конкретный результат, за конкретную общину. Да и сам результат служения измеряется только годами, прошедшими с момента хиротонии.

Подобная тенденция при-вела к встречному снижению запроса церковного народа на качество священнослужения. Общепринято и приемлемо стало сводить роль священнос-лужителей только к соверше-нию церковных таинств. А так как это не требует особых ин-теллектуальных и профессио-нальных навыков, то критерий к выбору служителей также чрезвычайно понижался.

В разные периоды, в раз-ных ситуациях эти проблемы проявляются по-разному. Но в общем тенденция к пониже-нию качества священнослуже-ния в Церкви прослеживается давно. И одной из важных про-блем в этой ситуации является отсутствие четкого представ-ления об обязанностях священнослужителей. Христос оставил своим ученикам запо-веди, напрямую касающиеся организации священнического служения. Когда Господь посылал апостолов, приемника-ми которых являются церков-ные священнослужители, Он дал им очень подробные ин-струкции. И эти инструкции были не общего плана — «слу-жить Богу», а конкретные ре-комендации: куда идти, что с собой брать, что говорить, что делать, как поступать в той или иной ситуации. И эти кон-кретные, ясные рекомендации раньше были критерием для оценки деятельности священ-нослужителей. Но с момента дарования Исусом Христом этих рекомендаций в Церкви постоянно присутствует же-лание эти требования упро-стить и округлить. Некоторые святые отцы, особо радеющие об иерархическом служении в Церкви, как например, Иоанн Златоуст, Григорий Двоеслов, Григорий Богослов, пытались заострить эту проблему церковной жизни, но подавляю-щая тенденция была направ-лена на упрощение служения епископов, пресвитеров и диа-конов. И эта тенденция во все времена мешала жизни и раз-витию Церкви.



Права и обязанности священника

Проблема оценки высоты и истовости священнического служения стала значимой в последнее вре-мя. У нас есть большой спи-сок канонических правил, защищающих права и досто-инство священнослужителей, особенно епископов. Но вот правил, определяющих их обязанности, не очень много. Причем почти все эти пра-вила регулируют особенные, чрезвычайные ситуации. Да и существующие правила подвержены негласной града-ции — важных и неважных. Например, в жизни Церкви случались трагедии, когда священнослужителя на осно-вании правил лишали сана за непристойное поведение. А много ли было случаев, когда священника или епископа, на основании правил, отстраня-ли от служения за то, что он не проповедует? Хотя и то, и другое требуется канониче-скими правилами. Как след-ствие, вполне допустимым и никак не влияющим на оценку деятельности священнослу-жителей, стало умаление вве-ренных общин, уменьшение христиан в храмах.

Как можно сформули-ровать обязанности современного священ-нослужителя? Что конкрет-но должен делать в своем служении каждый епископ, священник или диакон? В чем заключается ежеднев-ное, регулярное, рутинное служение священнослу-жителя? Это же касается и контроля за деятельностью священнослужителей. По каким критериям можно оценивать служение? Что можно признать удовлетво-рительным, а когда следует поднимать тревогу? Это все вопросы, которые требуют своего ответа.

Вот пример, который мож-но взять из светской жизни го-сударства. Екатерина II в свое время ввела очень простой принцип оценки деятельности губернских руководителей. Если население губернии при-растает, значит деятельность местных властей вполне удо-влетворительна. Если количе-ство людей уменьшается, зна-чит, время принимать кадровое решение. Это один из аспектов, который можно было бы, с со-ответствующими оговорками, применять и для оценки свя-щеннического служения.

Дает ли хиротония право на преклонение и почет?

Отсутствие таких четких представлений и требова-ний не только приводят к не-преднамеренной бездеятель-ности и халатности, но и к неоправданному завышению роли служения. Превращение священнослужения в церковную привилегию приводит к неоправданному перекосу внутрицерковных взаимо-отношений. Теперь вместе с хиротонией священнослужи-телям автоматически переда-ется обязательные почет, пре-клонение и церемониальность со стороны мирян. Еще во времена протопопа Аввакума отношение к священнослужи-телям было менее трепетным, более равным.

Последующий «дефицит» служителей зна-чительно трансформировал взаимоотношения священнос-лужителей и мирян. Мнение священнослужителя стало преимущественным только потому, что это мнение свя-щеннослужителя. Эти пере-косы могут привести к таким ситуациям, когда священник может совершать явные нару-шения (например, крестить не трехпогружательно), но при этом община будет соглашать-ся с этим, потому что «настоя-тель так изволит ».

Еще одна проблема в организации иерар-хического служения в Церкви заключается в от-сутствии образовательного ценза для священнослужи-телей. Следует заметить, что этот вопрос был актуален во все времена существования Церкви. На протяжении двух тысячелетий так и не был дан однозначный ответ: нуж-но ли священнослужителям образование, и если нужно, то какое? Многие святые отцы по-разному отвечали на этот вопрос. И несмотря ни на чьи рекомендации, эта сторона священнического служения оставлялась сугу-бо на личное произволение служителей. Практически никто и никогда не требовал от священнослужителей по-лучения систематического образования. Это считалось весьма побочным фактором.

Хотя следует вспомнить интересный исторический факт. И в XIX, и в ХХ веках гонители Церкви, в числе действенных мер по борьбе с религией, препят-ствовали служению образо-ванных иерархов, но способ-ствовали рукоположению в священническое служение необразованных кандидатов. Такое положение дел, оправ-данное во время гонений, никак не может быть терпи-мо во время общественного спокойствия. Допускать, что человек, не имеющий обра-зования, может стать адек-ватным проповедником, уже является проявлением халат-ности и пренебрежения.

Сложившееся отношение к священнослужению, пред-намеренно заниженная план-ка требований к кандидатам привела даже к тому, что священнослужители выведены за рамки современного правово-го положения старообрядческих общин. По современному гражданскому уставу настоя-тель общины уже даже и не совсем обязательная штатная единица. Юридически общи-на запросто может существо-вать без настоятеля, главное, чтоб был председатель.

Как повысить качество священнического служения

Оценивая происходящие в Церкви события, анализи-руя возникающие проблемы церковной жизни, можно за-метить признаки тлеющего кризиса священнического слу-жения. Вполне возможно, что причиной многих церковных нестроений является не до конца осознаваемое значение священнического служения. Внутренние личностные про-блемы пастырского служения не стоит придавать обще-ственному обсуждению. Этот вопрос очень субъективен и не подлежит никаким обобще-ниям. А вот внешнюю, орга-низационную сторону иерар-хического служения в Церкви следует соборно обсуждать и искать пути решения суще-ствующих проблем.

Но делать это нужно не для того, чтобы найти повод для какого-то укорения или осуждения. Все это нужно формулировать для того, что-бы новые поколения священ-нослужителей имели четкие указания и рекомендации для своего служения. При-шло время всей Церкви по-думать над формулированием «штатного расписания» для священнослужителей. Чтобы каждый епископ, свя-щенник и диакон мог знать, в чем конкретно заключается его повседневное слу-жение. Сколько времени он должен проводить в своем храме, сколько служб и как должен совершать каждый священнослужитель, какое образование должно быть минимальным для служи-теля, какое мерило является определяющим для оценки качества священнослужения, кто и как может контролиро-вать его деятельность.

Все эти кажущиеся бю-рократическими вопросы на самом дел очень важны для плодотворного церковного слу-жения. Безответственность, не-определенность обязанностей, непреднамеренная халатность всегда губительно отражаются на жизни и деятельности лю-бого человеческого общества, начиная от семьи и кончая государством. А тем более, это касается Церкви — богоустановленного общества, которое состоит из человеков. И то, что Господь, когда посылал своих учеников на проповедь, давал им конкретные рекомендации по служению, а потом спра-шивал у них отчет за их дела, свидетельствует о том, что и в наше время этот принцип организации священнического служения крайне необходим и важен.

Все лица, принявшие на себя священнослужительский чин, помимо стяжания ими благодатных даров для служения в Церкви, наделяются и определенными правами и обязанностями в церковно-правовом отношении. Человек, состоящий в священном чине, окружен особым почтением со стороны верующих людей. Но при этом не стоит забывать, что центральной Личностью в Церкви является Господь Иисус Христос (и Пресвятая Троица в целом). Именно Пресвятой Троице достойно воздавать наивысшую степень поклонения.

Права священнослужителей

Вся система прав священнослужителей складывалась на протяжении многих лет после рождения христианской Церкви. Естественно, что на развитие правовых отношений священнослужителей повлияли различные исторические эпохи и те государства, в которых существовала Православная Церковь.

1. Каноны ограждают неприкосновенность личности епископа особыми прещениями для лиц, покушающихся на нее. 3-е правило Собора в Святой Софии запрещает мирянину поднимать руку на епископа под угрозой анафемы (церковного отлучения). По законам Византийской империи, а в последствии и Российского государства оскорбление духовного лица при несении им служения расценивалось как квалифицированное преступление. Современное гражданское законодательство не предусматривает данной привилегии духовенства, уравнивая в правах священнослужителей и мирян.

2. Как в Византии, так и на Руси священнослужители часто были подсудными только церковным властям (даже по уголовным делам). В Российском государстве данная привилегия была почти полностью упразднена в эпоху Святейшего Синода, а по отделении Церкви от государства она упразднена окончательно. При этом стоит отметить, что по канонам Церкви любая привилегия может быть использована в любой момент, если тому будут соответствовать законы государства. Важно понимать, что Церковь стоит выше государства и поэтому ее каноны не подвластны веяниям той или иной исторической эпохи, или того или иного политического режима.

Духовным лицам подобает особое почитание внутри Церкви. По установившейся в Церкви традиции миряне, церковнослужители и диаконы испрашивают благословение у пресвитеров и епископов, а пресвитеры – у епископов. Во взаимных отношениях между священнослужителями привилегию чести имеет тот, кто находится в более высоком чине служения. Для духовных лиц, находящихся в одном священном чине, согласно 97-му правилу Карфагенского Собора, первенство чести определяется старейшинством хиротонии. Данная традиция широко распространилась в России. При всем этом стоит особо отметить, что по канонам Церкви низшим клирикам запрещается оказывать почтение высшим духовным чинам посредством неумеренных знаков почтения, противных самому духу христианства. В первую очередь, должно быть просто почтительное и уважительное отношение к лицу духовного звания (высшему чину).

Обязанности священнослужителей

Помимо определенных прав священнослужители должны также выполнять и определенные обязанности. Данные обязанности связаны с образом их жизни и с нравственными нормами поведения, которые они должны соблюдать. Основным правилом поведения для священнослужителей является следующее: все то, что возбраняется совершать кандидату в священнослужители, запрещено совершать и уже действующему священнослужителю.

Все права священнослужителей строго регламентированы различными Церковными Соборами и правилами.

Так, 42-м и 43-м правилами Святых Апостолов всем церковнои священнослужителям строжайше запрещено предаваться винопитию (пьянству) и азартным играм. За нарушение данных правил духовное лицо может быть извергнуто из сана.

62-е правило Трулльского Собора запрещает священнослужителям (а также мирянам) участвовать в языческих празднествах, переодеваниях в одежды противоположного пола и в надеваниях масок.

27-е правило Святых Апостолов запрещает священнослужителям поднимать руку на человека, даже на провинившегося.

Целый ряд церковных канонов запрещает духовным лицам участвовать в тех или иных предосудительных мероприятиях, например, таких как: конские бега и различные «позорищные игрища» (24-е правило Трулльского Собора), посещение питейных заведений (54-е правило Святых Апостолов), устраивание у себя дома разгульных пиршеств (55-е правило Лаодикийского Собора), вдовым или неженатым клирикам – содержание у себя дома посторонних женщин (3-е правило Первого Вселенского Собора) и т. д.

Ряд канонов посвящены внешнему виду священнослужителя и обязательны к исполнению. Так, по 27-му правилу Трулльского Собора священнослужителю запрещено одеваться в неприличную одежду. Данное правило гласит: «Никто из числящихся в клире да не одевается в неприличную одежду, ни пребывая во граде, ни находясь в пути; но всякий из них да употребляет одежды, уже определенныя для состоящих в клире. Аще же кто учинит сие, на едину седмицу да будет отлучен от священнослужения». Далее, по 16-му правилу Седьмого Вселенского Собора священнослужителям запрещено ходить в роскошных костюмах: «Всякая роскошь и украшение тела чужды священническаго чина и состояния. Сего ради, епископы, или клирики, украшающие себя светлыми и пышными одеждами, да исправляются. Аще же в том пребудут, подвергати их епитимии, такожде и употребляющих благовонныя масти».

Серьезным образом Церковь относится и к семейной жизни священнослужителя. Неженатым священнослужителям вступление в брак запрещено. Как гласит 26-е Апостольское правило, «повелеваем, да из вступивших в клир безбрачными, желающие вступают в брак одни токмо чтецы и певцы». 10-е правило Анкирского Собора дозволило диаконам вступать в брак и после хиротонии, но при условии, чтобы о таком намерении было объявлено епископу перед рукоположением. Однако 6-е правило Трулльского Собора строго запретило брак не только диаконам, но даже и иподиаконам после поставления. Брак клириков должен быть строго моногамным. Второй брак вдовым священнослужителям и церковнослужителям безусловно запрещается. Для клирика недопустима и так называемая пассивная бигамия. 8-е правило Неокесарийского Собора гласит: «Аще жена некоего мирянина, прелюбодействовав, обличена будет в том явно, то он не может прийти в служение церковное. Аще же по рукоположении мужа впадет в прелюбодейство, то он должен развестися с нею. Аще же сожительствует, не может касатися служения, ему порученнаго». Если нарушение брачной верности женой клирика несовместимо со священнослужением, то нарушение ее самим духовным лицом, равно как и блуд безбрачного священнослужителя, тем более недопустимы.

В целом, необходимо отметить, что данных правил и канонов достаточно много, но все они направлены на достижение одного результата – сохранение чистоты священнического служения и предостережение мирян от впадения в различные мирские искушения.

Отдельно стоит сказать о правах и обязанностях священнослужителей в деле участия их в богослужениях Церкви.

Диаконское служение является начальной ступенью священнослужения в Церкви. В связи с этим, диакон, во многом является помощником более высоких священнических чинов при совершении богослужений. По своему изначальному значению диаконы служат при Трапезе Господней, т. е. при совершении Божественной Литургии. По церковным канонам диакон во время совершения богослужения полностью подчиняется пресвитеру или архиерею. Основными функциями диакона являются: подготовлять священные сосуды, возносить молитвы как про себя, так и всенародно, с разрешения пресвитера учить и наставлять в вере мирян, толковать им различные места из Священного Писания. Диакон не имеет права совершать какое-либо богослужение без участия пресвитера или епископа, т. к. он является, в первую очередь, помощником. Также необходимо отметить, что диакон без благословения священника не может надеть свои облачения перед началом службы. Без пресвитерского или епископского благословения диакон не имеет права совершать каждения и произносить ектении. Что касается семейного положения, то диакон может быть женат, но только один раз и до Таинства Хиротонии. Данное правило связано с тем, что в Таинстве Хиротонии человек (кандидат в священнослужители) вступает в духовный брак с христианской паствой.

Второе, по степени важности, место в церковной иерархии занимают пресвитеры. Пресвитеры также обладают своими определенными правами и обязанностями при совершении богослужений. Основные права пресвитера заключаются в возможности совершать следующие действия: право совершать Церковные богослужения и Таинства (кроме Таинства Хиротонии), преподавать верующим пастырское благословение и научать мирян истинам христианской веры. Все данные права священник получает от епископа в Таинстве Хиротонии во пресвитера. Пресвитер, находящийся под запрещением, лишается права совершать богослужения. Пресвитер, переведенный в причетники, временно лишенный сана или находящийся под запрещением, не имеет права носить рясу, другие знаки священнического отличия, иерейский крест, а также не может благословлять верующих.

Высшей степенью священнической иерархии является епископское служение. По благодатным дарованиям все епископы равны между собою, т. е. все имеют епископскую степень и являются архиереями, – полновластными раздаятелями благодатных даров, первыми и главными совершителями богослужения. Только епископу как преемнику апостольской власти принадлежит право совершать Таинство Священства, освящать миро для Таинства Миропомазания и престолы или антиминсы для совершения Таинства Евхаристии. В своей епархии ему принадлежит право назначать на приходы священно- и церковнослужителей и перемещать их, а также награждать или взыскивать.

Епископ с первых веков христианства был предстоятелем христианской общины, о чем свидетельствуют книги Нового Завета (см. Деян. 20: 28; 1 Тим. 3: 2; Тит. 1: 6 – 7). Позднее, в процессе становления церковного юридического статута, они получили еще наименования: патриарх, митрополит, архиепископ и викарий. В Русской Православной Церкви патриарху принадлежит право ношения белого куколя с сионами, митрополиты носят белый клобук с крестом, архиепископы – черный клобук с крестом и епископы – черный клобук без креста.

Сергей Милов

ТРЕБОВАНИЯ К СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯМ. ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

Все лица, принявшие на себя священнослужительский чин, помимо стяжа­ния ими благодатных даров для служения в Церкви, наделяются и определенными правами и обязанностями в церковно-правовом отношении. Человек, состоящий в священном чине, окружен особым почтением со стороны верующих людей.

Но при этом не стоит забывать, что централь­ной Личностью в Церкви является Господь Иисус Христос (и Пресвятая Троица в це­лом). Именно Пресвятой Троице достой­но воздавать наивысшую степень покло­нения.

Права священнослужителей

Вся система прав священнослужителей складывалась на протяжении многих лет после рождения христианской Церкви. Естественно, что на развитие правовых отношений священнослужителей повлия­ли различные исторические эпохи и те го­сударства, в которых существовала Право­славная Церковь.

1. Каноны ограждают неприкосновен­ность личности епископа особыми прещениями для лиц, покушающихся на нее. 3-е правило Собора в Святой Софии за­прещает мирянину поднимать руку на епископа под угрозой анафемы (церковно­го отлучения).

По законам Византийской империи, а в последствии и Российского государства оскорбление духовного лица при несении им служения расценивалось как квалифицированное преступление.

Современное гражданское законодатель­ство не предусматривает данной привиле­гии духовенства, уравнивая в правах свя­щеннослужителей и мирян.

2. Как в Византии, так и на Руси свя­щеннослужители часто были подсудными только церковным властям (даже по уго­ловным делам).

В Российском государстве данная привилегия была почти полностью упразднена в эпоху Святейшего Синода, а по отделении Церкви от государства она упразднена окончательно.

При этом сто­ит отметить, что по канонам Церкви лю­бая привилегия может быть использована в любой момент, если тому будут соответствовать законы государства.

Важно по­нимать, что Церковь стоит выше государ­ства и поэтому ее каноны не подвластны веяниям той или иной исторической эпо­хи, или того или иного политического режима.

Духовным лицам подобает особое почи­тание внутри Церкви. По установившейся в Церкви традиции миряне, церковнослу­жители и диаконы испрашивают благо­словение у пресвитеров и епископов, а пресвитеры - у епископов.

Во взаимных отношениях между священнослужителя­ми привилегию чести имеет тот, кто на­ходится в более высоком чине служения. Для духовных лиц, находящихся в одном священном чине, согласно 97-му правилу Карфагенского Собора, первенство чести определяется старейшинством хиротонии. Данная традиция широко распространи­лась в России. При всем этом стоит особо отметить, что по канонам Церкви низшим клирикам запрещается оказывать почте­ние высшим духовным чинам посредством неумеренных знаков почтения, противных самому духу христианства. В первую оче­редь, должно быть просто почтительное и уважительное отношение к лицу духовно­го звания (высшему чину).

Обязанности священнослужителей

Помимо определенных прав священ­нослужители должны также выполнять и определенные обязанности. Данные обя­занности связаны с образом их жизни и с нравственными нормами поведения, ко­торые они должны соблюдать. Основным правилом поведения для священнослужи­телей является следующее: все то, что воз­браняется совершать кандидату в священ­нослужители, запрещено совершать и уже действующему священнослужителю.

Все права священнослужителей строго регламентированы различными Церков­ными Соборами и правилами.

Так, 42-м и 43-м правилами Святых Апостолов всем церковно- и священно­служителям строжайше запрещено пре­даваться винопитию (пьянству) и азарт­ным играм. За нарушение данных правил духовное лицо может быть извергнуто из сана.

62-е правило Трулльского Собора за­прещает священнослужителям (а так­же мирянам) участвовать в языческих празднествах, переодеваниях в одежды противоположного пола и в надеваниях масок.

27-е правило Святых Апостолов запре­щает священнослужителям поднимать ру­ку на человека, даже на провинившегося.

Целый ряд церковных канонов запре­щает духовным лицам участвовать в тех или иных предосудительных мероприя­тиях, например, таких как: конские бе­га и различные «позорищные игрища» (24-е правило Трулльского Собора), посе­щение питейных заведений (54-е прави­ло Святых Апостолов), устраивание у себя дома разгульных пиршеств (55-е правило Лаодикийского Собора), вдовым или не­женатым клирикам - содержание у себя дома посторонних женщин (3-е правило Первого Вселенского Собора) и т. д.

Ряд канонов посвящены внешнему виду священнослужителя и обязатель­ны к исполнению. Так, по 27-му прави­лу Трулльского Собора священнослужи­телю запрещено одеваться в неприличную одежду. Данное правило гласит: «Никто из числящихся в клире да не одевается в не­приличную одежду, ни пребывая во граде, ни находясь в пути; но всякий из них да употребляет одежды, уже определенныя для состоящих в клире. Аще же кто учинит сие, на едину седмицу да будет отлучен от священнослужения». Далее, по 16-му пра­вилу Седьмого Вселенского Собора свя­щеннослужителям запрещено ходить в роскошных костюмах: «Всякая роскошь и украшение тела чужды священническаго чина и состояния. Сего ради, епископы, или клирики, украшающие себя светлы­ми и пышными одеждами, да исправляют­ся. Аще же в том пребудут, подвергати их епетимии, такожде и употребляющих благовонныя масти».

Серьезным образом Церковь относит­ся и к семейной жизни священнослужи­теля. Неженатым священнослужителям вступление в брак запрещено. Как гласит 26-е Апостольское правило, «повелева­ем, да из вступивших в клир безбрачными, желающие вступают в брак одни токмо чтецы и певцы». 10-е правило Анкирского Собора дозволило диаконам вступать в брак и после хиротонии, но при условии, чтобы о таком намерении было объявлено епископу перед рукоположением. Однако 6-е правило Трулльского Собора стро­го запретило брак не только диаконам, но даже и иподиаконам после поставления. Брак клириков должен быть стро­го моногамным. Второй брак вдовым свя­щеннослужителям и церковнослужителям безусловно запрещается. Для клирика не­допустима и так называемая пассивная бигамия. 8-е правило Неокесарийского Собора гласит: «Аще жена некоего миря­нина, прелюбодействовав, обличена будет в том явно, то он не может прийти в слу­жение церковное. Аще же по рукоположе­нии мужа впадет в прелюбодейство, то он должен развестися с нею. Аще же сожи­тельствует, не может касатися служения, ему порученнаго». Если нарушение брач­ной верности женой клирика несовмес­тимо со священнослужением, то наруше­ние ее самим духовным лицом, равно как и блуд безбрачного священнослужителя, тем более недопустимы.

В целом, необходимо отметить, что дан­ных правил и канонов достаточно мно­го, но все они направлены на достижение одного результата - сохранение чистоты священнического служения и предосте­режение мирян от впадения в различные мирские искушения.

Отдельно стоит сказать о правах и обя­занностях священнослужителей в деле участия их в богослужениях Церкви.

Диаконское служение является началь­ной ступенью священнослужения в Церк­ви. В связи с этим, диакон, во многом является помощником более высоких свя­щеннических чинов при совершении бо­гослужений. По своему изначальному значению диаконы служат при Трапезе Господней, т. е. при совершении Божест­венной Литургии. По церковным канонам диакон во время совершения богослуже­ния полностью подчиняется пресвитеру или архиерею. Основными функциями диакона являются: подготовлять священ­ные сосуды, возносить молитвы как про себя, так и всенародно, с разрешения пре­свитера учить и наставлять в вере мирян, толковать им различные места из Свя­щенного Писания. Диакон не имеет пра­ва совершать какое-либо богослужение без участия пресвитера или епископа, т. к. он является, в первую очередь, помощни­ком. Также необходимо отметить, что диа­кон без благословения священника не мо­жет надеть свои облачения перед началом службы. Без пресвитерского или епископ­ского благословения диакон не имеет пра­ва совершать каждения и произносить ектении. Что касается семейного положе­ния, то диакон может быть женат, но толь­ко один раз и до Таинства Хиротонии. Данное правило связано с тем, что в Таинстве Хиротонии человек (кандидат в священнослужители) вступает в духовный брак с христианской паствой.

Второе, по степени важности, место в церковной иерархии занимают пресви­теры. Пресвитеры также обладают свои­ми определенными правами и обязанно­стями при совершении богослужений. Основные права пресвитера заключают­ся в возможности совершать следующие действия: право совершать Церковные бо­гослужения и Таинства (кроме Таинства Хиротонии), преподавать верующим пас­тырское благословение и научать мирян истинам христианской веры. Все дан­ные права священник получает от еписко­па в Таинстве Хиротонии во пресвитера. Пресвитер, находящийся под запрещени­ем, лишается права совершать богослу­жения. Пресвитер, переведенный в при­четники, временно лишенный сана или находящийся под запрещением, не имеет права носить рясу, другие знаки священ­нического отличия, иерейский крест, а также не может благословлять верующих.

Высшей степенью священнической ие­рархии является епископское служение. По благодатным дарованиям все еписко­пы равны между собою, т. е. все имеют епископскую степень и являются архие­реями, - полновластными раздаятелями благодатных даров, первыми и главны­ми совершителями богослужения. Только епископу как преемнику апостольской власти принадлежит право совершать Таин ст во Свя щен ст ва, освящать миро для Таинства Миропомазания и престолы или антиминсы для совершения Таинства Ев­харистии. В своей епархии ему принадле­жит право назначать на приходы священ­но- и церковнослужителей и перемещать их, а также награждать или взыскивать.

Епископ с первых веков христианства был предстоятелем христианской общи­ны, о чем свидетельствуют книги Нового Завета (см. Деян. 20: 28; 1 Тим. 3: 2; Тит. 1: 6-7). Позднее, в процессе становле­ния церковного юридического статута, они получили еще наименования: патри­арх, митрополит, архиепископ и викарий. В Русской Православной Церкви патри­арху принадлежит право ношения бело­го куколя с сионами, митрополиты носят белый клобук с крестом, архиепископы - черный клобук с крестом и епископы - черный клобук без креста.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия