Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия

Поистине, мудрость совершает десять вещей: она оживляет мёртвое сердце; она усаживает вместе в бедняками; она возвеличивает до степени царей; де-лает незнатного почитаемым; освобождает рабов; даёт посторонним, странникам убежище; обогащает нуждающихся; увеличивает благородство благородным и господство господам. Мудрость ценнее, чем богатство, она - защита от страха, военное снаряжение в войне, товар для прибыли, заступник во время охватывания ужасом (т.е. в День Суда). Мудрость является путеводителем к усилению веры в Аллаха (когда из-за слабости веры человек выбирает услужение своему эго, плоти), она является покрывалом тогда, когда одежда не скры-вает наготы.

Блага будут в руках у того, кто умеет хранить тайну.

О сын мой! У завистника есть три признака: 1) он будет злословить, порочить человека, когда того нет рядом; 2) он будет льстить, заискивать перед ним, ког-да увидит этого человека; 3) он будет радоваться несча-стью этого человека.

Совершай добро по отношению к тем, кто этого действительно заслуживает, и не совершай его по отношению к тем, кто не заслуживает этого, не то по-терпишь убыток в нём в этом мире и лишишься награды за него в вечном мире. Будь экономным и не будь рас-точительным. Не будь в имуществе скупым, но и не будь транжирящим его.

Со дня твоего прихода на этот свет ты всё отдаляешься от него и приближаешься к миру вечному. Ты, поистине, близок к той обители, которая к тебе приближается, чем к той, которая отдаляется от тебя.

Если хочешь с кем-то подружиться, то сначала сделай так, чтобы он на тебя разгневался. Если он при этом будет справедливо поступать по отношению к тебе, то подружись, если же нет, то остерегайся, сторонись его.

Пусть твои слова всегда будут приятными, а твоё лицо довольным, и тогда для людей ты будешь любимее и ближе, чем те, кто дарит им подарки.

Будь таким, который не желает хвалы людей и не заставляет их порицать себя. Пусть своему эго (нафсу)он будет доставлять усталость, а людям будет приносить покой.

Среди торговли выбирай поклонение Аллаху, так как оно принесёт тебе прибыль и без товара.

Не будь слабей того петуха, который кукарекает на рассвете, в то время как ты на рассвете спишь.

Приучи свой язык произносить: «О Аллах, прости меня!». Поистине, у Всевышнего Аллаха есть про-межутки времени, в течение которых Он не отвергает мольбы.

Не трать своего имущества попросту, оберегая чужое имущество. Поистине, твоим является лишь имущество, которое ты потратил в богоугодных делах, приносящих пользу для твоей вечной жизни, а чужим является имущество, которое ты оставил после себя, ибо его присвоят, наследуют другие.

Нет ничего лучшего, чем язык и сердце, когда они праведны, и нет ничего худшего, чем язык и сердце, когда они порочны.

И пусть первым, кому ты принесёшь пользу в этом мире после праведного друга, будет праведная жена.

Нет другого такого богатства, как здоровье, и нет другого такого блага, чем чистота души, сердца.

Не посылай своим посланцем невежду, если же не найдешь мудреца, будь своим посланцем сам.

Принимай участие в похоронах и не присутствуй на свадьбах, так как похороны напомнят тебе о вечном мире, а свадьба вызовет у тебя любовь к этому миру.

Не будь слишком сладким, а то тебя проглотят, и не будь горьким, а то тебя выплюнут.

Не бросай своего первого друга, а то тебе не будет доверять и второй.

Поистине, праведная жена, как масло на голове, которое смягчает жилы и улучшает волосы. Она - корона на голове царя, жемчуг и другие драгоценности, цену которым не знает никто. Нечестивую, плохую же-ну можно сравнить с селем, стремительным потоком, который не останавливается до тех пор, пока не достигнет конца своего. Такая женщина, если говорит, то поднимает свой голос; если ходит, то спешит; если садится, то поднимается на возвышенное место; если гневается, то выявляет свой гнев. Все болезни излечиваются, кро-ме такой болезни, как плохая жена.

Я завещаю тебе две вещи, и пока ты будешь придерживаться их, они принесут тебе только благо: это дирхам (достаточные средства) для пропитания, и религия - для вечной жизни.

О сын мой! Не извиняйся и не оправдывайся перед тем, кто не любит принимать твоего оправдания. И не обращайся за помощью к тому, кто не любит получать твои заботы и исполнять твои нужды.

Кто будет терпеливо переносить тяготы и нужды людей, тот будет управлять ими.

Ищи для какого-либо деяния своего брата лучшее оправдание, пока ты не получишь от него достоверный довод в пользу того дела.

Остерегайся лени и раздражения, беспокойства без особых на то причин. Когда ты ленишься - не выполняешь свои обязанности в полной мере, а когда раздражаешься, беспокоишься - не выносишь правды.

Если говоришь, то будь лаконичен. Если добился желаемого посредством речи, то более уже не разговаривай.

В другой версии сказано: когда происходит с тобой то, от чего ты доволен или не доволен, непременно сделай так, чтобы в помыслах ты говорил себе: «В этом заключается благо».

Выбирай собрания людей, принимая во внимание их (собраний) сущность, пользу для тебя. Если увидишь собрание, в котором поминают Всевышнего и Всемогущего Аллаха, то присоединяйся к ним: если ты ученый, то твои знания принесут тебе пользу, а если ты невежественный, то обретёшь знания. Если Аллах ниспошлёт Свою милость на них, то и тебя она покроет.

Лукман сказал: «О сын мой, используй для себя разум других». Сын спросил: «Как?» Лукман ответил: «Проси совета в своих проблемах».

Когда настанет время молитвы, не откладывай её. Соверши её, затем отдохни, потому что она - твой долг. Совершай молитву вместе с коллективом верующих, даже если придётся выполнять её на кончике копья.

Когда ты обратишься с просьбой к правителю, не будь настойчивым, упорным. Излагай свою нужду тогда, когда правитель доволен и находится в хорошем расположении духа. Не проси помощи у того, кто тебя обманывает. И не ищи её у подлого и скупого человека. Если он тебе откажет в помощи, то тебе будет стыдно, позорно. А если он поможет тебе, то потом будет попрекать, а ты останешься в долгу перед ним.

Если тебя просят быть свидетелем - свидетельствуй, если тебя просят помочь - помоги, если у тебя просят совета - не торопись, пока не рассмотришь данное дело.

Не теряй стыдливость посредством просьб. Не лечи свой гнев постыдным поступком. Знай себе цену, это поможет тебе в жизни.

Если ты сомневаешься в смерти, тогда не спи. Подобно тому, как ты всё равно уснёшь, как бы ты этого не желал, так ты и умрёшь. Если ты сомневаешься в воскрешении в Судный день, тогда не просыпайся. Как ты всё равно просыпаешься независимо от твоего жела-ния, так же и воскреснешь после смерти.

Ищи помощи против бедности в дозволенном заработке. Когда кто-либо становится бедным, его непременно настигают три беды: появляется хрупкость в религии; слабеет ум; он теряет достоинство и порядочность. Но страшнее всего этого появление у людей не-уважения к нему, унижение его и их пренебрежение к его состоянию.

Если тебе приказывают что-то или просят о чём-то, то скажи: «Да». Не говори: «Нет», потому что «нет» - это слабость и низость.

Когда в дороге вы заблудились и не знаете, куда идти, тогда остановитесь.

Когда вы засомневались в намерении, цели, остановитесь и посоветуйтесь.

У Лукмана аль-Хакима спросили: «Каково твоё самое надёжное деяние?» Он ответил: «Оставление то-го, что меня не касается, не приносит пользы».

Лукман аль-Хаким сказал: «Побеждай свой гнев кротостью и свою похоть - богобоязненностью».

Молчание - это мудрость, которой мало кто пользуется.

Поистине, если верующий сможет предвидеть последствия совершаемого им дела, то он будет в безопасности от сожаления.

Поистине, долгое уединение делает мысль ясной. Продолжительные размышления являются указателем дороги, ведущей в Рай.

Умному среди своих домочадцев следует быть в качестве ребёнка, а среди людей - в качестве взрослого человека.

Не приобретай знания из-за трёх вещей и не бросай их из-за трёх вещей. Не обучайся для того: 1) чтобы спорить с кем-то; 2) чтобы хвастаться; 3) чтобы люди хвалили, для показухи. Не бросай приобретения знаний: 1) из-за невнимательности, отрешённости от них; 2) из-за стыда перед людьми; 3) из-за довольства невежеством.

Из книги «Мудрость Лукмана аль-Хакима»

Во имя Аллаха Милостивого Милосердного!

Всевышний Аллах в суре «Бакара» («Корова» аят 269) говорит:
«Он мудростью одаряет того, кого захочет, и тот, кому дарована она, получит всеобъемлющие блага».
То есть мудрость является огромным благом и даром.
В этой книге собраны мудрости Лукмана Хакима (да будет доволен им Аллах), в которых особенно сегодня нуждаются люди, поменявшие духовно-нравственные ценности на материальные, тем самым, отдалившись от истины. И пусть эти мудрости станут напоминанием людям о бренности этого мира и станут причиной для оживления сердец.

ЖИЗНЬ ЛУКМАНА ХАКИМА
(ДА БУДЕТ ДОВОЛЕН ИМ АЛЛАХ).

По преданию Мухаммада бин Исхака – это Лукман сын Багура сын Нахура сын Тариха, т.е. Азара – отца Пророка Ибрахима (да будет ему мир). По преданию Вахаба, Лукман был сыном сестры Пророка Аюба (да будет ему мир).
Сказано, что жил он тысячу лет, застал Пророка Дауда (да будет ему мир) и получил от него знания.
По преданию Ибн Касира, Лукман был судьей у Бани Исраил во времена Пророка Дауда (да будет ему мир).
По преданию Ибн Касира, Лукман был рабом из Эфиопии у одного из людей Бани Исраил, который освободил Лукмана Хакима и дал ему богатство.
Ибн Габбас сказал, что Лукман Хаким был рабом из Эфиопии (т.е. негром) и был плотником.
Саид бин Аль-Мусейб сказал, что Лукман Хаким был из Судана. Всевышний Аллах дал ему мудрость, но не пророчество.
Он был портным. У него были толстые губы и плоские ступни. Он был молчаливым, много размышляющим и глубокого взгляда, никогда не спал днем, и никто не видел его плюющим. Он не забавлялся, не смеялся, не повторял своих слов, кроме мудрости. Ибн Касир сказал, что это был святой человек, обладающий огромной мудростью, поклонением, назиданием. Он полюбил Аллаха, и Аллах полюбил его, одарив его мудростью. Достичь мудрости можно, говоря истину языком; размышляя душой, сердцем; выполняя обязанности (фарзы). Когда Лукман Хаким говорил, он говорил мудро, когда он размышлял, он размышлял мудро, когда он делал движения, он делал это с мудростью.
Халид Рабигый сказал: «Лукман Хаким был рабом-эфиопом (негром), плотником. Однажды хозяин сказал ему: «Зарежь эту овцу». И когда Лукман Хаким зарезал указанную овцу, хозяин сказал: «Вытащи из нее два самых лучших куска мяса». Тогда Лукман Хаким вытащил язык и сердце. Затем хозяин сказал: А теперь вытащи два самых плохих куска». Лукман опять взял язык и сердце. На это хозяин сказал: «Когда я приказал тебе вытащить самые хорошие куски мяса, ты вытащил язык и сердце. Когда я приказал вытащить два самых плохих куска, ты опять взял их же». Лукман Хаким ответил: «Воистину, нет ничего лучше них, если они праведны. И нет ничего хуже них, если они испорчены».
Ибн Касир сказал: «Лукман был рабом-негром, с толстыми губами, плоскими ногами. Как-то к нему пришел человек и увидел Лукмана Хакима в окружении людей, которые его внимательно слушали. Этот человек спросил: «Разве ты не тот человек, который пас со мной скот в таком-то месте?» Лукман Хаким ответил: «Да, это я». Человек, удивившись, сказал: «Как ты достиг того, каким я тебя теперь вижу?» Лукман Хаким ответил: «С помощью правдивости слов и молчания в том, что меня не касается».
Джабир бин Габдулла, да будет доволен им Аллах, сказал: «Воистину, Аллах возвысил Лукмана Хакима мудростью. Однажды один человек, знавший Лукмана раньше, увидел его и спросил: «Разве ты не раб такого-то племени, который еще вчера пас склт?» «Да», — ответил Лукман Хаким. «Как ты стал таким?», — спросил тот человек. Лукман Хаким: «По велению Всевышнего, через выполнение доверенного, правды в словах и оставлении того, что меня не касается».
4
Ибн Кассир сказал, что Абу Дарда однажды, говоря о Лукмане Хакиме, сказал, что у него не было особых качеств, богатства, семьи, но он был отважным и храбрым.
У Лукмана Хакима была семья, дети, но все они умерли при его жизни, по ним он не плакал. Он посещал царей, чтобы наблюдать, размышлять и брать назидание, поэтому ему было дано то, что дано.
Лукман Хаким был аскетом в этом мире, он не проводил в накопительстве свою жизнь и не поворачивался к ней.
Сказано, что его сын по имени Таран был неверующим, поэтому Лукман Хаким не прекращал давать сыну свои наставления до тех пор, пока тот не уверовал.
Все ученые согласились с тем, что Лукман Хаким был праведным рабом, мудрецом, другом Аллаха, но не был пророком.
Дауд (да будет ему мир) сказал: «Блажен ты Лукман! Тебе дана мудрость и ты отдален от бед. Мне дано наместничество (т.е. пророчество) и меня постигают беды и смуты».
Сказано, что могила Лукмана Хакима находится в деревне Сарфанд, пригороде города Рамля, в Палестине.
Именем этого мудреца названа одна из сур Священного Корана. Ниже приведены аяты, в которых указывается наставления Лукмана Хакима своему сыну.
Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:
«Мы даровали Лукману мудрость, знание, верную речь и сказали ему: «Благодари Аллаха за те блага, которые Он тебе даровал. Тот, кто благодарит Аллаха за Его блага, делает благо себе, а тот, кто не благодарит Аллаха за Его блага, то Аллах ведь не нуждается в его благодарности. Он заслуживает хвалы, даже если никто не прославляет Его! Скажи своему народу, как Лукман, увещевая своего сына, дал ему совет: «О сын мой! Не покланяйся никому наряду с Аллахом. Поистине, многобожие – великий грех, ибо ставит Того, кто заслуживает поклонения, наравне с тем, кто этого не заслуживает!»
(сура «Лукман», аяты 12-13).
«О сын мой! Добро и зло, как бы малы они не были, — даже весом с горчичное зерно – будет ли это скрыто в скале или в небесах, или в земле – Аллах выведет наружу и воздаст за это! Поистине, Аллах Мудр и Всеведущ! Ничто не скрыто от Него, даже самые тонкие дела, и Он знает истину о всех вещах!
О сын мой! Совершай обрядовую молитву, призывай к добру, удерживай от зла и будь терпелив в трудности. Следует беречь и следовать тому, что Аллах привел в своих заповедях.
О сын мой! Не криви высокомерно лицо перед людьми и не ходи по земле горделиво, поистине, Аллах не любит хвастливых гордецов. Соразмеряй свою походку: не ходи ни слишком быстро, ни слишком медленно и понижай свой голос. Ведь самый худший и самый неприятный из голосов – голос ослов, ибо рев осла начинается с неприятного всхлипа и кончается отвратительным криком».
(сура «Лукман», аяты 16-19).

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Толкование 12-19 аятов из суры «Лукман»

وَلَقَدْ آتَيْنَا لُقْمَانَ الْحِكْمَةَ أَنِ اشْكُرْ لِلَّهِ وَمَن يَشْكُرْ فَإِنَّمَا يَشْكُرُ لِنَفْسِهِ وَمَن كَفَرَ فَإِنَّ اللَّهَ غَنِيٌّ حَمِيدٌ

(12) «Мы даровали Лукману мудрость: «Благодари Аллаха! Тот, кто благодарит, поступает только во благо себе. А если кто неблагодарен, то ведь Аллах – Богатый, Достохвальный».

Всевышний Аллах рассказал о Своей милости по отношению к праведному рабу Лукману. Он одарил его мудростью, т.е. правильными представлениями о вещах и божьих законах, а также заложенных в них тайнах и мудростях. Очень часто люди обладают знаниями, но лишены мудрости. Однако для того, чтобы стать мудрым необходимо обладать знаниями и уметь практически их использовать. Именно поэтому под мудростью часто подразумевается полезное знание и праведные деяния.

Когда Всевышний Аллах облагодетельствовал Лукмана этой великой милостью, ему было велено благодарить Аллаха за это щедрое вознаграждение и обещано, что в этом случае Аллах приумножит его вознаграждение и осенит его еще большей милостью. Аллах поведал о том, что благодарность и признательность приносит людям пользу, тогда как неверие и не благодарность ложится на их плечи тяжелым бременем.

Всевышний Аллах не нуждается в благодарности. И Он заслуживает всякой похвалы за то, что предопределил ослушнику такую судьбу. (Аль-Гъина) Богатство и самодостаточность являются неотъемлемыми качествами Аллаха, и Он достоин хвалы за Свои совершенные качества и прекрасные деяния, и это также является неотъемлемым качеством божественной сущности. Каждый из этих атрибутов являются качеством совершенства, а когда эти качества упоминаются вместе, то одно совершенство дополняется другим.

وَإِذْ قَالَ لُقْمَانُ لِابْنِهِ وَهُوَ يَعِظُهُ يَا بُنَيَّ لَا تُشْرِكْ بِاللَّهِ إِنَّ الشِّرْكَ لَظُلْمٌ عَظِيمٌ

(13) «Вот Лукман сказал своему сыну, наставляя его: «О сын мой! Не приобщай к Аллаху сотоварищей, ибо многобожие является великой несправедливостью».

Толкователи Корана разошлись во мнениях по поводу того, был ли Лукман пророком или же он был праведным рабом. Всевышний сообщил нам только то, что ему была дарована мудрость и что он давал наставления своему сыну. Всевышний сказал:

وَإِذْ قَالَ لُقْمَانُ لِابْنِهِ وَهُوَ يَعِظُهُ

«Вот Лукман сказал своему сыну, наставляя его»

Наставлением называются повеления и запреты, которые сопряжены с побуждением и предостережением. В наставлениях мудреца Лукмана упомянуты основные положения и главные принципы мудрости. Он повелел своему сыну искренне поклоняться одному Аллаху и предостерег его от многобожия , а затем разъяснил ему причину этого сказав:

إِنَّ الشِّرْكَ لَظُلْمٌ عَظِيمٌ

«ибо многобожие является великой несправедливостью» .

Из этого мы извлекаем очень полезное знание о том, что мудрость заключается в следовании по пути пророков, да благословит их Аллах и приветствует, в призыве людей и их воспитании на религии Аллаха. Следует начинать с самого важного, затем менее важного и т.д. И нет сомнения в том, что акида, единобожие и очищение умов и общества от ширка является основой основ, с которой следует начинать, и нельзя начинать с чего-то другого. И тот, кто оставляет этот путь (манхадж) и придумавет другие пути, тот сошел с прямого пути и заблудился.

Абдуллах бин Масъуд, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Когда Всевышний ниспослал аят:

الَّذِينَ آمَنُوا ولم يَلْبِسُوا إِيمَانَهُمْ بِظُلْمٍ أُوْلَـئِكَ لَهُمُ الأَمْنُ وَهُم مُّهْتَدُونَ

«Те, которые уверовали и не облекли своей веры в несправедливость, им будет безопасность, и они ведомы по прямому пути» (аль-Ан’ам, 82), сподвижники испугались и сказали: «А кто из нас не причиняет себе зла?». На что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Это не то, о чем вы думаете, это то, о чем сказал Лукман своему сыну:

يَا بُنَيَّ لَا تُشْرِكْ بِاللَّهِ إِنَّ الشِّرْكَ لَظُلْمٌ عَظِيمٌ

«О сын мой! Не приобщай к Аллаху сотоварищей, ибо многобожие является великой несправедливостью» .

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил сподвижником то, что под «зульмом» в этом аяте понимается большой ширк и большой куфр, за которое человек попадает под сильный гнев Аллаха и вечное наказание. Грех, который не прощается. И поэтому он ему сказал: «многобожие является великой несправедливостью».

Идолопоклонство и многобожие действительно являются величайшей несправедливостью, потому что на свете нет ничего более ужасного и отвратительного. Как можно уподоблять возникшие из праха творения Царю всего сущего? Как можно уподоблять рабов, которые совершенно лишены власти, Владыке, который управляет всеми делами Вселенной? Как можно уподоблять несовершенные творения, которые каждый миг нуждаются в помощи и поддержке, Господу, который безупречен и ни в чем не нуждается? Как можно приравнивать того, кто не способен принести даже малую часть блага, Тому, по милости Которого люди обладают душой и телом, исповедуют религию, благоустраивают свою мирскую жизнь, трудятся во благо Последней жизни и избегают зла?! Разве может быть еще большая несправедливость?!!

Всевышний сказал:

أَيُشْرِكُونَ مَا لَا يَخْلُقُ شَيْئًا وَهُمْ يُخْلَقُونَ وَلاَ يَسْتَطِيعُونَ لَهُمْ نَصْرًا وَلاَ أَنْفُسَهُمْ يَنْصُرُونَ

«Неужели они приобщают в сотоварищи к Аллаху тех, которые ничего не творят, тогда как сами были сотворены, которые не способны оказать им поддержку и не способны помочь даже самим себе?» (аль-А’раф, 191-192 аяты).

Он также сказал:

آللَّهُ خَيْرٌ أَمَّا يُشْرِكُونَ أَمَّنْ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ وَأَنزَلَ لَكُم مِّنَ السَّمَاءِ مَاء فَأَنبَتْنَا بِهِ حَدَائِقَ ذَاتَ بَهْجَةٍ مَّا كَانَ لَكُمْ أَن تُنبِتُوا شَجَرَهَا أَإِلَهٌ مَّعَ اللَّهِ بَلْ هُمْ قَوْمٌ يَعْدِلُونَ

«Аллах лучше или те, кого вы приобщаете в сотоварищи?» «Кто создал небеса и землю и ниспослал вам с неба воду? Посредством нее Мы взрастили прекрасные сады ***. Вы не смогли бы взрастить деревья в них. Так есть ли бог, кроме Аллаха? Нет, но они являются людьми, которые уклоняются от истины (или равняют с Аллахом вымышленных богов)».

*** Знаете ли вы, что при хорошем дожде на участок в 8 соток за 15 мин, выпадает 4 тонны воды (320 ведер воды).

أَمَّن جَعَلَ الْأَرْضَ قَرَاراً وَجَعَلَ خِلَالَهَا أَنْهَاراً وَجَعَلَ لَهَا رَوَاسِيَ وَجَعَلَ بَيْنَ الْبَحْرَيْنِ حَاجِزاً أَإِلَهٌ مَّعَ اللَّهِ بَلْ أَكْثَرُهُمْ لَا يَعْلَمُونَ

«Кто сделал землю жилищем, проложил по ее расщелинам реки, воздвиг на ней незыблемые горы и установил преграду между морями? Есть ли бог, кроме Аллаха? Нет, но большинство их не знает этого».

أَمَّن يُجِيبُ الْمُضْطَرَّ إِذَا دَعَاهُ وَيَكْشِفُ السُّوءَ وَيَجْعَلُكُمْ خُلَفَاء الْأَرْضِ أَإِلَهٌ مَّعَ اللَّهِ قَلِيلاً مَّا تَذَكَّرُونَ

«Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему, устраняет зло и делает вас наследниками земли? Есть ли бог, кроме Аллаха? Мало же вы поминаете назидания!»

أَمَّن يَهْدِيكُمْ فِي ظُلُمَاتِ الْبَرِّ وَالْبَحْرِ وَمَن يُرْسِلُ الرِّيَاحَ بُشْراً بَيْنَ يَدَيْ رَحْمَتِهِ أَإِلَهٌ مَّعَ اللَّهِ تَعَالَى اللَّهُ عَمَّا يُشْرِكُونَ

«Кто ведет вас прямым путем во мраках суши и моря и посылает ветры с доброй вестью о Своей милости? Есть ли бог, кроме Аллаха? Аллах превыше тех, кого приобщают в сотоварищи!»

أَمَّن يَبْدَأُ الْخَلْقَ ثُمَّ يُعِيدُهُ وَمَن يَرْزُقُكُم مِّنَ السَّمَاءِ وَالْأَرْضِ أَإِلَهٌ مَّعَ اللَّهِ قُلْ هَاتُوا بُرْهَانَكُمْ إِن كُنتُمْ صَادِقِينَ

«Кто создает творение изначально, а затем воссоздает его и обеспечивает вас пропитанием с неба и земли? Есть ли бог, кроме Аллаха? Скажи: Приведите ваше доказательство, если вы говорите правду» (ан-Намль, 59-64).

И что может быть хуже, если человек, которого Аллах сотворил для искреннего поклонения Ему одному, обрек свою благородную душу на погибель и пал так низко, что стал поклоняться ничтожным созданиям и причинять себе великое зло?! Ведь Аллах не прощает этот страшный грех. Аллах, Всемогущ Он и Велик, сказал:

إِنَّ اللّهَ لاَ يَغْفِرُ أَن يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَلِكَ لِمَن يَشَاءُ وَمَن يُشْرِكْ بِاللّهِ فَقَدِ افْتَرَى إِثْماً عَظِيماً

«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех» (ан-Ниса, 48).

После упоминания о том, что отречение от многобожия является одной из важнейших обязанностей человека перед Господом, для выполнения которой люди обязаны исповедовать строжайшее единобожие, Всевышний заповедал Своим рабам выполнять свои обязанности перед родителями и сказал:

وَوَصَّيْنَا الْإِنسَانَ بِوَالِدَيْهِ حَمَلَتْهُ أُمُّهُ وَهْناً عَلَى وَهْنٍ وَفِصَالُهُ فِي عَامَيْنِ أَنِ اشْكُرْ لِي وَلِوَالِدَيْكَ إِلَيَّ الْمَصِيرُ

(14) «Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Его мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два года. Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие».

Аллах заповедал человеку хорошо относиться к родителям и непременно спросит его о том, соблюдал он эту заповедь или нет? Человек обязан благодарить Аллаха, поклоняться Ему, выполнять свои обязанности перед Ним и не использовать Божьи милости для совершения грехов. А наряду с этим ему велено почтительно относиться к родителям, говорить с ними кротко и учтиво, делать им добро, смиренно вести себя перед ними, уважать их, оказывать им поддержку и всячески избегать любых поступков и речей, которые могут обидеть их.

Аллах заповедал человеку поступать так и возвестил о том, что человек непременно вернется к Аллаху, который ниспослал ему эту заповедь и обременил его этой обязанностью. И тогда Аллах спросит своего раба: “Соблюдал ли ты эту заповедь? Если ты соблюдал ее, то непременно получишь щедрое вознаграждение. Если же ты нарушал ее, то будешь подвергнут мучительному наказанию”.

Говоря о причине, которая обязывает человека почтительно относиться к родителям, Всевышний Аллах напомнил о том, что мать носит своего ребенка в чреве, испытывая изнеможение за изнеможением. С момента зачатия беременная женщина становится прихотливой, болезненной, слабой и тяжелой. Затем начинаются родовые схватки, которые причиняют женщине очень сильные боли. А после рождения ребенка она заботится о нем, воспитывает его и кормит его грудью в течение еще двух лет. Разве человек не должен хорошо относиться к тому, кто переносит ради своего ребенка столько трудностей и вместе с тем испытывает к нему самую сильную любовь?

وَإِن جَاهَدَاكَ عَلى أَن تُشْرِكَ بِي مَا لَيْسَ لَكَ بِهِ عِلْمٌ فَلَا تُطِعْهُمَا وَصَاحِبْهُمَا فِي الدُّنْيَا مَعْرُوفاً وَاتَّبِعْ سَبِيلَ مَنْ أَنَابَ إِلَيَّ ثُمَّ إِلَيَّ مَرْجِعُكُمْ فَأُنَبِّئُكُم بِمَا كُنتُمْ تَعْمَلُونَ

(15) «А если они будут сражаться с тобой, чтобы ты приобщил ко Мне сотоварищей, о которых у тебя нет знаний, то не повинуйся им, но сопровождай их в этом мире по-доброму и следуй путем тех, кто обратился ко Мне. Потом вам предстоит вернуться ко Мне, и Я поведаю вам о том, что вы совершили».

Почитая родителей, нельзя повиноваться им тогда, когда они призывают человека приобщать к Аллаху сотоварищей. Ослушание родителей в этом вопросе не является непочтительным отношением к ним, потому что обязанности человека перед Аллахом важнее, чем его обязанности перед любым творением. «Нельзя повиноваться творениям, если при этом ты ослушаешься Творца».

Всевышний не велел человеку относиться к родителям с неуважением, если они станут побуждать его к язычеству и многобожию. Он велел не повиноваться им только тогда, когда они подталкивают его к совершению греха. Но даже в этом случае он должен быть добр к ним. И поэтому Аллах велел человеку сопровождать таких родителей в этом мире и делать им добро, но не повиноваться им, если они попытаются склонить его к неверию или ослушанию.

Толкователи Корана говорили, что этот аят был ниспослан по причине Саъда бин Аби Уаккаса, как на это указывает хадис в сборнике Муслима (1748): «То, что по его причине были ниспосланы некоторые аяты из Корана. Он рассказывал: «Мать Саъда поклялась не разговаривать с ним, не будет есть и пить, пока он не откажется от своей религии. Она сказала (ему): «Ты возомнил, что Аллах заповедовал тебе благочестие к родителям. А ведь я твоя мать. И я приказываю тебе это». Он сказал: «И в таком положении она провела три дня, пока не потеряла сознания от истощения. И другой ее сын, имя которого Уъмара напоил ее водой. И она начала взывать против Саъда, после чего Аллах, всемогущ Он и велик, ниспослал аят из Корана:

وَوَصَّيْنَا الْإِنسَانَ بِوَالِدَيْهِ حُسْناً

«Мы заповедали человеку быть добрым к родителям» (Аль-Анкабут 29: 8).

وَاتَّبِعْ سَبِيلَ مَنْ أَنَابَ إِلَيَّ

«и следуй путем тех, кто обратился ко Мне» .

Человек должен следовать путем только тех, кто уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его писания, Его посланников, кто покорился своему Господу и обратился к Нему. А для того, чтобы следовать этим путем и обратиться к Аллаху, человек должен устремиться душой к своему Господу и совершать деяния, которые помогают приблизиться к Аллаху и снискать Его благоволение. В тафсире аль-Багауи сказано, что это пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники.

Шейх Ибн аль-Къайим говорил: “Каждый сподвижник пророка (мир ему и благословение Аллаха) был обратившимся к Аллаху, и поэтому необходимо следовать их пути, поскольку Аллах повел их по прямому пути” . См. “И’лямуль-мууаккъи’ин” 4/120.

Для каждого верующего является обязательным понимать Коран и Сунну только в соответствии с пониманием праведных предшественников этой общины (саляфы). Многие мусульмане заявляют о том, что они следуют Корану и Сунне, однако они забывают об этом важном условии, что необходимо понимать Коран и Сунну именно так, как понимали это саляфы, а не так, как может или хочет понимать каждый. Этого требует Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха).

Всевышний Аллах сказал:

وَمَن يُشَاقِقِ الرَّسُولَ مِن بَعْدِ مَا تَبَيَّنَ لَهُ الْهُدَى وَيَتَّبِعْ غَيْرَ سَبِيلِ الْمُؤْمِنِينَ نُوَلِّهِ مَا تَوَلَّى وَنُصْلِهِ جَهَنَّمَ وَسَاءتْ مَصِيراً

«А того, кто воспротивится посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в огне Ада. Как же скверно это место пребывания!» (ан-Ниса 4: 115).

Имам Ибн Абу Джамра говорил: “Ученые сказали, что в этом аяте речь идет о сподвижниках и первых поколениях мусульман!” См. “Бахджату-ннуфус” 15.

Всевышний Аллах также сказал:

فَإِنْ آمَنُواْ بِمِثْلِ مَا آمَنتُم بِهِ فَقَدِ اهْتَدَواْ وَّإِن تَوَلَّوْاْ فَإِنَّمَا هُمْ فِي شِقَاقٍ فَسَيَكْفِيكَهُمُ اللّهُ وَهُوَ السَّمِيعُ الْعَلِيمُ

«Если они уверуют так, как уверовали вы, то последуют прямым путем; если же они отвратятся, то они ведь в расколе, и Аллах избавит тебя от них» (Аль-Бакара 2: 137).

Ибн Аббас сказал: “Речь идет о сподвижниках!” аль-Харауи в “Заммуль-калям” 759.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, тот из вас, кто проживет долго, увидит множество разногласий, и поэтому вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем. Держитесь за это “коренными зубами” и избегайте новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение!» Абу Дауд 4607.

Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Разделится моя община на семьдесят три течения. Семьдесят две группы в Огне, а одна в Раю». Сподвижники спросили: “Кто же они?!” На что он ответил: «Это те, кто следует тому, на чем я и мои сподвижники» . Абу Дауд 2/503.

Также в истории о дискуссии Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) с хариджитами, сообщается, что Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал им: “Я пришел к вам от сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха) – мухаджиров и ансаров, и сына его дяди (‘Али). Коран был ниспослан им, и они лучше вас знают его значение, а среди вас нет ни одного из них!” Ахмад 1/621.

Все это указывает на важность следования Корану и Сунне в понимании праведных предшественников. Каждый мусульманин обязан понимать Ислам так, как понимали его саляфы, и не основываться на своем мнении, так как понимание Ислама «на свой лад» и привело к возникновению многочисленных сект!

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, после вас наступят долгие дни терпения, и те, кто в подобных обстоятельствах станет придерживаться того же, на чем были вы, получит награду, равную награде пятидесяти из вас» . Сподвижники спросили: “О пророк Аллаха, может быть, пятидесяти из них?” Он сказал: «Нет, именно из вас!». “ас-Сильсиля ас-сахиха” 494.

Каждый человек, будь он покорный мусульманин или грешник, непременно вернется к Аллаху, и тогда ему возвестят обо всем, что он совершил. Он получит воздаяние за веру или неверие, а также получит воздаяние за совершенные им благодеяния и прегрешения, и ни одно человеческое деяние не останется сокрытым от Аллаха.

يَا بُنَيَّ إِنَّهَا إِن تَكُ مِثْقَالَ حَبَّةٍ مِّنْ خَرْدَلٍ فَتَكُن فِي صَخْرَةٍ أَوْ فِي السَّمَاوَاتِ أَوْ فِي الْأَرْضِ يَأْتِ بِهَا اللَّهُ إِنَّ اللَّهَ لَطِيفٌ خَبِيرٌ

(16) «О сын мой! Если нечто весом с горчичное зернышко будет внутри скалы, или на небесах, или в земле, то Аллах принесет его. Воистину, Аллах – Проницательный (или Добрый), Ведающий».

Имам аль-Багауи говорил: «Нечто» возвращается к греху. Так как сын Лукмана спросил однажды своего отца: «О отец, если я совершу какой-то грех так, что ни кто меня не увидит, как об этом узнает Аллах? И он сказал этот аят».

Горчичное зернышко является одним из самых мелких и ничтожных творений. Но даже такое творение не сможет скрыться от Аллаха, потому что знание Аллаха безгранично, а Его могущество совершенно. Среди Его прекрасных имен – Добрый (Латыф), Проницательный и Ведающий (Хабир). Его знания настолько совершенны и безупречны, что они объемлют самые сокровенные тайны творений, океанов и пустынь. А это значит, что человек обязан помнить о том, что Аллах наблюдает за ним, повиноваться своему Господу и избегать всех малых и великих грехов.

Не следует мусульманину быть небрежным к этим двум атрибутам как всеобъемлющее знание, безграничная мощь. Всегда должен помнить о вечности имен Аллаха и полноте Его атрибутов. И каждый раз когда он будет вспоминать о полноте Его имен и атрибутов, это станет причиной увеличения уважение к Нему, возвеличивании Его, страха перед Ним, желания надежды на Него. Каждый раз когда он будет вспоминать о прекрасных именах и великих качествах, он будет находить их благие плоды в самом себе. И это при помощи Аллаха. Тот, кому Аллах желает добра, наделит тем, что он всегда будет вспоминать об этом, как сказал Всевышний:

وَلاَ تُطِعْ مَنْ أَغْفَلْنَا قَلْبَهُ عَن ذِكْرِنَا وَاتَّبَعَ هَوَاهُ وَكَانَ أَمْرُهُ فُرُطاً

«и не повинуйся тем, чьи сердца Мы сделали небрежными к Нашему поминанию, кто потакает своим желаниям и чьи дела окажутся тщетными» .

Прибегай к Аллаху от небрежности и забывчивости. Поминание Аллаха не ограничивается языком. Поэтому небрежность, может проявиться и в том, что человек не будет вспоминать о величии Аллаха, свят Он и велик, о Его мощи, о Его знании, о том, что Он все видит, о том, что Он справедлив, о том, что Он щедр и что Его благам нет конца.

И после этого великого напоминания сыну и важного наставления о том, что Аллах охватил все своим знанием, он как будто хочет сказать: Бойся грешить, бойся ослушаться Его, ведь Он видит все и мощен над всем, засчитаывает все что сделал, и если ты не хочешь чтобы он простил тебя, то ты пропал. А если твой грех является ширком, то нет сомнения в том, что ты в наихудшем положении.

يَا بُنَيَّ أَقِمِ الصَّلَاةَ وَأْمُرْ بِالْمَعْرُوفِ وَانْهَ عَنِ الْمُنكَرِ وَاصْبِرْ عَلَى مَا أَصَابَكَ إِنَّ ذَلِكَ مِنْ عَزْمِ الْأُمُورِ

(17) «О сын мой! Совершай намаз, повелевай совершать одобряемое, запрещай предосудительное и терпеливо сноси все, что постигает тебя. Воистину, в этих делах надлежит проявлять решимость».

يَا بُنَيَّ أَقِمِ الصَّلَاةَ

«О сын мой! Совершай намаз»

Лукман призвал своего сына совершать намаз и выделил его из числа остальных благодеяний, потому что намаз является величайшим обрядом поклонения, который мусульмане совершают телом.

وَأْمُرْ بِالْمَعْرُوفِ وَانْهَ عَنِ الْمُنكَرِ

«повелевай совершать одобряемое, запрещай порицаемое»

Он также заповедал своему сыну призывать людей к одобряемому и удерживать их от порицаемого. А для этого мусульманин должен обладать знаниями об одобряемом и порицаемом, потому что только в этом случае ему удастся призывать людей к добру и отвращать их от зла.

Одобряемое это то, что одобряется шариатом и то, к чему он призывает. Порицаемое это то, что порицает шариат, запрещает и предостерегает от этого. Т.е. призывай ко всему одобряемому, начиная с единобожия заканчивая самым маленьким благим делом, вплоть до приказа убирать преграду с дороги, ведь иман это семьдесят с лишним ступеней, самой верхней из которых является шахада, а самой маленькой убирать преграду с дороги. Поэтому, призывай к одобряемому начиная со свидетельства, затем призывай к намазу, закяту, уразе, хаджу, благочестию к родителю, к благим нравам и так до самого малого дела.

И предостерегай от порицаемого. Порицаемое, это ширк, новшества, большие грехи, маленькие грехи, скверные нравы и т.д. Все, что порицается шариатом и разумом. И благой разум всегда соответствует шариату.

Наряду со знаниями проповедник должен обладать добротой и терпением, и поэтому далее Лукман заповедал своему сыну терпеливо сносить любые трудности и неприятности.

وَاصْبِرْ عَلَى مَا أَصَابَكَ

«и терпеливо сноси все»

Такое терпение требует от проповедника выполнять то, к чему он призывает окружающих, и избегать всего, от чего он предостерегает людей. Выполняя же эти предписания, человек не только сам становится на прямой путь, потому что совершает добро и избегает зла, но и помогает другим встать на него, потому что призывает их творить добро и удаляться от зла.

Лукман прекрасно понимал, что проповедника истины и добра ожидают трудности и испытания. Людям тяжело призывать окружающих к одобряемому и удерживать их от порицаемого. Именно поэтому он велел своему сыну проявлять должную терпимость и выполнять его заповеди с надлежащей решимостью.

إِنَّ ذَلِكَ مِنْ عَزْمِ الْأُمُورِ

«Воистину, в этих делах надлежит проявлять решимость».

Воистину, эти заповеди заслуживают самого пристального внимания, и выполнять их надлежащим образом удается только тем, кто наделен решимостью.

وَلَا تُصَعِّرْ خَدَّكَ لِلنَّاسِ وَلَا تَمْشِ فِي الْأَرْضِ مَرَحاً إِنَّ اللَّهَ لَا يُحِبُّ كُلَّ مُخْتَالٍ فَخُورٍ

(18) «Не отворачивай своего лица от людей из высокомерия и не шествуй по земле кичливо. Воистину, Аллах не любит всяких гордецов и бахвалов».

وَلَا تُصَعِّرْ خَدَّكَ لِلنَّاسِ

«Не отворачивай своего лица от людей» т.е. не хмурься и не отворачивайся от людей из высокомерия и презрения к окружающим.

Муджахид говорил: «Это когда между тобой и кем-то будет злоба. И когда ты его встречаешь, он отворачивает от тебя свое лицо».

Ар-Рабиъ бин Анас и Катада говорили: «Не относись презренно к бедным. Пусть бедные и богатые будут для тебя одинаковыми».

وَلَا تَمْشِ فِي الْأَرْضِ مَرَحاً

«и не шествуй по земле кичливо» т.е. не ходи по земле горделиво, хвастаясь собственным богатством и забывая о своем Благодетеле. Не будь самодоволен и кичлив.

إِنَّ اللَّهَ لَا يُحِبُّ كُلَّ مُخْتَالٍ فَخُورٍ

«Воистину, Аллах не любит всяких гордецов и бахвалов» , которые надменно относятся к людям в душе и выражают свое высокомерие отношением к людям внешним обликом, а также бахвалов, которые выражают свое высокомерие на словах.

То есть Лукман заповедовал сыну не проявлять высокомерие к людям, очищать душу от высокомерия, так как это скверный нрав приводящий к неверию, презренному отношению к людям, к отвержению истины.

Как ты человек проявляешь высокомерие? Прояви скромность. Ты же беспомощное создание, созданное из пыли, созданное из презренный капли, справляешь нужду. Как ты можешь проявлять высокомерие?

Как проявляешь высокомерие зная кто ты? Если ты уколешься иголкой плачешь от этого.

وَاقْصِدْ فِي مَشْيِكَ وَاغْضُضْ مِن صَوْتِكَ إِنَّ أَنكَرَ الْأَصْوَاتِ لَصَوْتُ الْحَمِيرِ

(19) «Ступай размеренной поступью и понижай свой голос, ибо самый неприятный голос – это рев осла».

وَاقْصِدْ فِي مَشْيِكَ

«Ступай размеренной поступью» т.е. ходи скромно и спокойно. Не ходи так, как ходят высокомерные гордецы или нерадивые простецы.

وَاغْضُضْ مِن صَوْتِكَ

إِنَّ أَنكَرَ الْأَصْوَاتِ لَصَوْتُ الْحَمِيرِ

«ибо самый неприятный голос – это рев осла» , самый неприятный и отвратительный голос – это рев осла. И если бы громкий голос приносил бы пользу, то он не был бы отличительной особенностью ослов, которые известны своей глупостью и низостью.

Заключение и общие пользы:

Заповеди, которые мудрец Лукман оставил своему сыну, объединяют в себе важнейшие религиозные предписания, из которых вытекают многие другие заповеди. Любые религиозные заповеди имеют тесное отношение к заповедям Лукмана, потому что они учат мусульман творить добро и избегать зла. Все это подтверждает сделанное нами ранее заявление о том, что мудрость складывается из знания о религиозных предписаниях и пользе этих предписаний. Именно поэтому мудрец Лукман повелел:
– Исповедовать единобожие, которое представляет собой основу религии.
– Запретил приобщать к Аллаху сотоварищей и разъяснил, что именно должно удерживать людей от многобожия и идолопоклонства.
– Он также повелел делать добро родителям, и разъяснил причину, по которой человек должен почтительно относиться к своим родителям.
– Он также повелел благодарить Аллаха и выражать признательность родителям, но подчеркнул, что повиноваться им следует только тогда, когда они не призывают человека к ослушанию Аллаха. Если же они побуждают человека приобщать к Аллаху сотоварищей, то он не имеет права повиноваться им в этом. Или же если они сами приобщают Аллаху сотоварищей, или же совершают новшества, или же совершают большие грехи, все равно, не смотря на все это, человек обязан проявлять к ним уважение и делать им добро.
– Он также повелел помнить о том, что Аллах наблюдает за своими рабами и что человеку предстоит предстать перед своим Господом и получить воздаяние за каждое доброе и злое, а также малое и великое деяние.
– Он также запретил проявлять надменность и высокомерие и повелел соблюдать скромность.
– Он также призвал соблюдать спокойствие при ходьбе и при разговоре и запретил нарушать эту прекрасную заповедь.
– Он повелел призывать людей к одобряемому и удерживать их от порицаемого.
– Совершать намаз.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

По лекции Рината Абу Мухаммада

В Коране есть сура (31-ая), названная именем исламского мудреца Лукмана. Это историческая личность, идеальный образ мусульманина. Согласно Корану, Аллах подарил Лукману мудрость. А причины этого подарка мы сейчас выясним.

Биография

Полное имя – Лукман аль-Хаким (от «хикма» – «мудрость»). Неизвестно точно, где он родился и кем был. Есть несколько более или менее похожих на правду предположений. Так, проповедник мог быть:

  • рабом из Эфиопии, впоследствии освобождённым (самая распространённая теория);
  • портным и плотником из Судана;
  • пастухом;
  • учеником пророка Давуда, а после учёбы – судьёй.

Любопытно, что во времена Средневековья Лукмана называли Эзопом, приписывая ему авторство известных басен.
Лукман ввёл множество арабских обычаев. Его заповеди повторяют столпы исламской веры:

  • единство Аллаха;
  • совершение молитв;
  • некоторые этические и моральные нормы.

По легенде, проповедник был адитом, отправившимся вместе с соплеменниками во время страшной засухи в Мекку, чтобы просить Аллаха ниспослать на землю дождь. Вместо воды он просил долгой жизни. И Аллах даровал ему время, равное жизни семи орлов. Когда умирала одна птица, сразу же рождалась другая. Так Лукман стал долгожителем, он пережил собратьев и построил Марибскую плотину.

Обретение мудрости и немного легенд

Предание гласит, что во время дневного сна Лукмана разбудил голос, предложивший ему установить справедливость в мире людей и стать халифом. Проповедник спросил разрешения отказаться, он предпочитал быть рабом, а не царём. Бога поразил такой ответ. Лукман снова уснул, и во сне Аллах одарил его сердце мудростью.

После чего то же предложение получил Давуд. Пророк согласился без раздумий.

Осталось немало преданий, подтверждающих безграничную мудрость Лукмана. Два наиболее ярких:

  • проповедник вместе с другими рабами отправился в сад за фруктами. На обратном пути рабы съели собранное, но перед хозяином обвинили Лукмана. Мудрец предложил хозяину напоить каждого из работников горячей водой, чтобы выяснить истину. Всех, кроме его самого, вырвало фруктами. Так на свет явилась правда.
  • Лукмана попросили зарезать овцу и принести два самых лучших куска от неё. Мудрец принёс сердце и язык. В другой раз хозяин просил принести два худших куска. Лукман принёс то же самое. На вопрос, как может лучше оказаться худшим, он ответил: «Нет ничего слаще них, но если испортятся, то не будет и ничего хуже».

Во время проповеди один слушающий спросил Лукмана, как тому удалось, будучи чабаном, достичь успеха. Мудрец ответил, что его помощники – отказ от лишнего, оправдание доверия и истина.

Праведник Лукман - сын сестры пророка Айюба (а.с.), то есть его племянник. Досточтимый Икрима утверждал, что Лукман был пророком. Однако Судди отрицает, что он был удостоен пророческого сана.

В предании говорится, что Всевышний спросил у Лукмана:

Чего ты хочешь: пророчества или мудрости?

Лукман отдал предпочтение мудрости. Всевышний сказал:

Почему ты выбрал именно мудрость?

Аллах никогда не оставлял в покое тех, кого избрал Своим пророком и посланником, и всегда подвергал их испытаниям. Поэтому я предпочел мудрость, - ответил Лукман.

Не случайно Всевышний говорит: «Мы даровали Лукману мудрость, чтобы он был благодарен Аллаху. Тот, кто благодарит, тот поступает во благо себе» (Сура «Лукман», аят 12).

Согласно преданию, однажды Лукман увидел во сне, что ему было сказано:

О, Лукман, не лучше ли тебе быть пророком и халифом на земле?

Лукман (а.с.) сказал:

Жизнь и здоровье для меня дороже, чем всякие беды, ибо вместе с пророчеством ко мне нагрянут и беды.

Ангелы спросили:

Откуда же ты знаешь, что пророков ожидают беды, сам не будучи пророком?

Я знаю: кто ведет людей за собой и старается их рассудить, тот всегда испытывает трудности. Хорошо, если правильно рассудит. А если он допустит при этом несправедливо, то сам окажется в аду. На земле лучше быть уважаемым, чем презренным. В мире ахирата тоже достоинство лучше презрения. Кто предпочтет этот мир ахирату, тот подвергнется на земле искушению. А в мире ахирата он лишится благосклонности Аллаха.

Ангелы очень удивились, услышав эти слова. Когда Лукман проснулся, Аллах одарил его мудростью.

Некоторые считают, что Лукман не был пророком, однако был правителем и правил народом по справедливости.

Вахб бин Мунаббих говорит:

Лукман был рабом-эфиопом. Он трудился плотником и был очень честным и хорошим человеком. Позднее Аллах освободил его от рабства.

Один человек сказал Лукману:

Ты же был рабом. И как ты достиг такой высокой степени?

Благодаря тому, что был честным и всегда возвращал доверенный мне аманат, - ответил Лукман.

Муджахид говорил:

Аллах даровал Лукману мудрость, а это значит, что ему были даны совершенный ум, знания от Аллаха, верность истине и праведность. И еще - умение жить в соответствии с этими знаниями.

По мнению некоторых, мудрость - это способность проникнуть в суть всех вещей и познать все их особенности.

Говорят, что однажды Лукман отправился в путь и встретился с одним ребенком.

Что случилось с моими родителями? - спросил он.

Они умерли, - ответил ребенок.

Мои дела приблизились к концу, не о чем больше печалиться. А что стало с моим братом?

И он умер.

Сломаны мои крылья. А что случилось с моим сыном?

Он тоже умер, - сказал ребенок.

Я потерял навсегда душевный покой, - промолвил Лукман.

По преданию, Лукман-мудрец говорил:

Кто лжет, тот потеряет сияние глаз, он лишится чести и достоинства. Приличие превыше благородного происхождения, а дела превыше богатства. Знания лучше всего, что есть в этом мире. Есть четыре условия, чтобы стать счастливым:

  1. Честность.
  2. Приличие и воспитанность.
  3. Мягкий характер и добрый нрав.
  4. Не злоупотреблять доверием.

Лукман (а.с.) служил визирем у царя и пророка Давуда (а.с.) и прожил ровно тысячу лет. Сейчас уже нет надобности рассуждать, пророком он был или святым праведником. Обо всем лучше известно Аллаху.

Некоторые говорят:

Кому дарованы мудрость и Коран, тот также приобрел достоинства всех прежних святых писаний. По этой причине, он должен хорошо осознавать свое положение. Он не должен привязываться сердцем ко всему земному. Именно поэтому то, что дано ученым, превыше мирского. Недаром Всевышний сказал:

«Мирские блага непродолжительны» (Сура «Ниса», аят 77).

Из книги "Анваруль-ашикын"

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия