Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия

В деревню Малые Ляды (от Минска - километров 40). Монастырь называется "Ляданский Свято-Благовещенский ставропигиальный мужской монастырь". Ставропигиальный - означает независимыми от местной епархиальной власти и подчинёнными непосредственно патриарху или синоду.

По сравнению с Жировичским - очень маленький: 23 человека живут. На территории запрещено фотографировать (всем), быть не в платке и не в юбке (женщинам), быть в шортах (мужчинам). Но, нарушать так нарушать. В смысле, пофоткаем немного.

На первом фото - монастырская церковь, "Благовещенская". Во дворе - полный раздрай и ремонт. Хорошо хоть резиновые сапоги не запрещены уставом (немного посомневавшись, поехала в них, хотя большинство прихожанок щеголяло в кожаных ботиночках на каблучках. Это по таким-то лужам!).

Домик слева - братский корпус. Тут же находится трапезная. После праздничной службы особо прошаренные прихожане дружною толпой ломанулись вслед за святыми отцами в это строение - угощаться. Мне наглости не хватило. Хотя, попутчики уверяли, что "кормят там ну оооочень вкусно и никого не прогоняют". Бежать и хавать нахаляву - всегда есть риск нарваться на конфликт, чего не хотелось. В Жировичах проще: есть трапезная, где платишь небольшую денежку и спокойно выбираешь, что хочешь. В конце концов, мы сюда не только за материальной пищей приехали.

В братском корпусе идет ремонт - в прошлом декабре сгорела крыша . О назначении строения справа я могу только догадываться. Возможно, там кто-то живет. Все домики на территории выкрашены в зеленую гамму и неплохо отделаны снаружи. Но, повторюсь, ландшафтным дизайном на территории пока не пахнет. Экскурсии по подворью не получится, в основном народ приезжает только в церковь. В наш приезд было два автобуса паломников.

Чего интересного есть тут и зачем ехать. Во-первых, нынешний игумен монастыря - епископ Вениамин - личность с весьма занятной биографией : 2 года проучился в радио-физическом университете, послужил в армии (интересно, и кто ему сессию завалил?), потом вернулся и закончил вуз с дипломом "Радиофизика и электроника".


После университета подался в семинарию и стал делать "духовную карьеру" в Жировичах. Попутно окончил духовную академию и получил "кандидата богословия". Стал преподавать. В настоящее время является игуменом монастыря и председателем Издательского совета Белорусской Православной Церкви. Товарищу 45 лет, кстати.

Во-вторых, любопытно посмотреть на ход службы. У них есть свои особенные ритуалы, которые в других церквях не видела. Чего стоит принародное одевание игумена перед службой! Выглядит так: его ставят на возвышение в центре храма, раздевают до черного подрясника, а потом, с поклонами, поцелуями, свечами и песнопениями начинают одевать обратно. Количество элементов одежды, которые надеваются на священника, вызывает легкое недоумение. Немного напоминает одевание короля.Процесс длится минут десять-пятнадцать, и в голову закрадываются крамольные мысли: судя по иконам, Христос был как-то проще по жизни. И в отношении одежды так не заморачивался. Возможно, у них так не каждый раз, а только в праздничные службы.


По ходу службы у меня появилась масса вопросов насчет отношений между ее участниками. А действительно ли надо столько раз целовать нарукавники у игумена? А зачем все эти круговые хождения и свечи? А почему...

Ясное дело, что каждое движение службы несет какой-то символический смысл. Для непосвященного человека - странное действо. Но, как говорится, их монастырь - их устав.

Служба шла довольно долго - около трех часов. Выстоять всю с непривычки было сложно, особенно, когда не всегда понимаешь, в чем смысл.

Одним из приятных моментов (да-да, не смейтесь) были два прислуживающих молодых человека. Высокие, стройные, красивые до одурения. И было ужасно обидно, что эти парни... и в монастыре. В голове не укладывалось, почему они только и занимаются, что "подай-принеси-подержи зонтик", и всё со смирением, поклонами и поцелуями рукавов вышестоящих. Мысль о том, что у них может быть очень нетрадиционная ориентация, гоню прочь - фуфуфу о таком думать! Пусть уж лучше это будут "семинаристы на практике". А, может, это такой красивый откос от армии? Ограничения и подчинения - те же, так хоть какая-то вероятность, что не убьют, оденут и покормят.

Потом одна мадам из верующих объяснила, что эти "мальчики" пока еще не прошли постриг и не монахи. И вообще *цитирую* если бы девки не были дурами, то не шли бы во всякие экономические и юридические университеты, а поступали в семинарию учиться на регентов (то есть руководителей церковного хора). Фишка в том, что в семинариях учатся будущие священники, которые почти все обязательно должны жениться к моменту окончания и распределения... А если слуха нет - то надо развивать!

В этом есть смысл. Вот вам, к примеру, дом священника из небольшого районного городка Беларуси. Архитектурное решение, конечно, не ахти. Но, матушка (у которой, по слухам, около десяти детей), вроде не особо жалуется: порядок в доме и на территории помогают поддерживать толпы особо сознательных прихожанок пенсионного возраста. Добровольно и бесплатно.

Что-то я отвлеклась. Вовзращаемся к монастырю. Что касается икон, то здесь находится список чудотворной ватопедской иконы "Отрада и утешение" (расположена справа от входа). Ватопедский монастырь находится на Афоне, и именно там хранится известный всем "Пояс Богородицы", который не так давно привозили в Россию. Если совсем кратко, то история иконы такая:

21 января 807 года. Шайка разбойников, решивших ограбить Ватопедский монастырь, высадившись в темноте на берег, укрылась в окрестностях монастыря, намереваясь дождаться открытия ворот обители. В то время, когда разбойники ждали открытия ворот, закончилась утреня и братия стала расходиться по кельям для временного отдыха. В церкви остался один настоятель монастыря. Вдруг от стоящей вблизи иконы Божией Матери он услышал женский голос, предупреждающий об опасности, грозившей монастырю. Игумен устремил свой взор на икону и увидел, что лики Богородицы и Иисуса изменились. Ватопедская икона была подобна "Одигитрии" , на которой Иисус всегда изображается с благословляющей рукой.

И вот игумен видит, как Иисус поднял Свою руку, заграждая уста Богородицы, со словами: «Нет, Мать Моя, не говори им этого: пусть они накажутся за грехи свои». Но Богородица, уклоняясь от Его руки, двукратно произнесла те же слова: "Не отверзайте сегодня врат обители, а поднимитесь на стены монастырские и разгоните разбойников".

Поражённый игумен тотчас собрал братию. Все были изумлены изменением очертания иконы. После благодарственной молитвы перед святым образом воодушевлённые иноки поднялись на монастырские стены и успешно отразили нападение разбойников.

Вообщем, если у вас есть возможность - советую съездить и посмотреть монастырь. А потом заехать в Смиловичи (не путать со Смолевичами!), где купить настоящие валенки ($35-$40 за пару) в магазине при фабрике (работает без выходных до 6 вечера вроде бы. Чтобы добраться до магазина, надо повернуть направо возле автостанции в Смиловичах и немного проехать вперед). Смиловичи - очень маленький городок, где помимо валяльной фабрики есть еще одна местная достопримечательность - церковь, настоятель которой - отец Валериан - известен на всю страну тем, что

/ Свято-Благовещенский ставропигиальный мужской монастырь

Свято-Благовещенский ставропигиальный мужской монастырь

Ляданский Свято-Благовещенский мужской монастырь находится в деревне Большие Ляды Смолевичского района Минской области. Он расположен примерно в 45 километрах от Минска, в 24 километрах от Смолевич, в 45 километрах от Червеня и в 6 километрах от Смилович.

Монастырь в Лядах возник по особому промыслу Божию. Предание повествует, что Царица Небесная, сжалившись над тяжелым трудом и бездуховным бытом местного люда и восхотев укрепить его Своей благодатной помощью, явилась селянину по имени Кирик и указала место возведения православного храма, который немедленно был построен из дерева ляданским и окрестным населением.

В начале 18 века жена Минского воеводы Завиши Тересса Тышкевич, страдавшая тяжкой болезнью и получившая исцеление от чудотворной , в знак благодарности пожертвовала в Ляданскую церковь список этой иконы. Разросшаяся молва о новых чудесах, совершавшихся перед благодатным образом Пресвятой Богородицы, и усиливающееся почитание ляданского списка Жировичской иконы Божией Матери побудили благочестивое семейство Завишей построить вместо обветшавшей новую деревянную церковь и основать при ней монастырь для базилиан-униатов. На содержание монастыря в 1732 году Тересса Завиши (Тышкевич) завещала ему деревни Слободку и Гриву, а также 4000 польских злотых и право бесплатного перемола хлеба на смиловичской мельнице для монастырских нужд.

В 1737 году Маршал Великого княжества Литовского граф Завиша, по случаю болезни своей жены Марцибеллы Огинской, дал обет построить в Лядах каменные церковь и монастырский корпус, но опять же по неисповедимому Божественному промыслу это обещание не осуществилось, а сама М.Огинская после своего выздоровления с 1746 по 1756 годы пожертвовала монастырю в общей сложности 14 000 польских злотых. По ходатайству и содействию рода Завишей, в Лядах были учреждены ярмарки в дни Благовещения Пресвятой Богородицы и Рождества святого Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня, что значительно увеличило монастырские доходы. В 1760 году помещик Юрий Ильич пожертвовал монастырю 15 000, а в 1780 году польский инстигатор Антоний Боржевский - 2550 рублей.

К концу 18-го века Ляданский монастырь владел угодьями и капиталом, обеспечивающими ему нормальное существование и возможность начать новое строительство. На монастырские средства и пожертвования тех же Завишей в 1794 году при настоятеле иеромонахе Иулиане Шуйском была построена каменная церковь, а каменный монастырский корпус возводился с 1811 года и приобрел нынешний вид к 1850 году при настоятеле архимандрите Иоасафе.

Монастырь оказывал огромное влияние на духовное и нравственное воспитание населения, общеобразовательное просвещение молодежи. В начале прошлого столетия при нем была основана обширная богадельня, а в 1809 году по инициативе настоятеля иеромонаха Мелетия Сержбутовского открыто и им же возглавлено четырехклассное духовно-светское училище с правами уездного, в котором воспитывались и обучались дети духовенства, дворянского и других сословий.

В тридцатые годы 19-го столетия, в связи с очищением униатской церкви от римско-католических обрядностей, возникла вероятность упразднения Ляданского монастыря. Не без повеления Свыше монашествующие этой обители благоразумно восприняли наметившееся сближение унии с православием и ощутили предопределенность последующего вхождения обители в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в лоно Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Это позволило сохранить монастырь и обратить впоследствии его в православие. Коренные изменения в монастырском укладе произошли к 1837 году: был установлен чин совершения церковного богослужения по уставу Православной Церкви, приняты служебники и другая духовная литература московских изданий, из храма удалены боковые алтари при колоннах, орган, лавки и тому подобное. При этом воссоединение Ляданского монастыря с Православием прошло без духовных неурядиц и социальных потрясений, в чем немалая заслуга тогдашнего его настоятеля иеромонаха Пия Маевского.

В 1838 году училище при монастыре было преобразовано в духовное уездное и подчинено Святому Синоду, а в 1848 году передано в ведение Минского Свято-Богоявленского монастыря.

В 1878 году по благословению Минского Архипастыря, Преосвященнейшего Евгения монастырская церковь была существенно обновлена и приведена в благолепный вид: заменены купол и крыша, увеличен иконостас, произведена роспись. Работы завершились к 20 августа 1878 года, в этот же день храм был освящен. В 1900 году был произведен его первый и последний капитальный ремонт.

По штату Ляданскому монастырю полагалось 13 человек: настоятель, 5 иеромонахов, 2 иеродиакона и 5 послушников. Со времени основания монастыря в 1837 году по 1856 год им непосредственно управляли вышеупомянутые настоятели иеромонахи Иулиан Шумский, Мелетий Сержбутовский и Пий Маевский, архимандрит Иоасаф. С 1856 года монастырь поступил в ведение ректоров , которые управляли им через казначеев или экономов. В 1874 году ректор Минской духовной семинарии архимандрит Ианнуарий передал дела управления монастырем его новому настоятелю - игумену Адриану, после смерти которого в 1876 г. настоятелем стал игумен Всеволод. В последующие годы монастырем управляли только настоятели.

Богослужения в Ляданском монастыре совершались седмичным порядком, со всей строгостью монастырского устава и в определенное время: утреннее, а равно в праздники всенощное бдение во весь год - в 6 часов утра, литургия в будние дни в 9 часов, а в праздничные в 10 часов дня. По субботам во весь год, за исключением Пасхальной недели и двух недель Рождества Христова, самим настоятелем совершались заупокойная литургия и панихида с поминанием знаменитых иерархов церкви, бывших настоятелей монастыря, братии и всех от века почивших православных христиан. В праздничные дни до литургии настоятелем в сослужении двух или четырех иеромонахов читался акафист перед местночтимой иконой Божьей Матери. При засухах, падеже скота, эпидемиях и других бедствиях совершались молебны и крестные ходы. Наиболее торжественными событиями в монастыре были праздники в честь Рождества святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, святых апостолов Петра и Павла. На праздники и богослужения собиралось много местных прихожан и приезжего народа.

После начавшейся в советский период кампании богоборчества в начале 20-х годов Ляданский монастырь был закрыт с выселением монашествующих: одни разошлись по квартирам, другие разъехались в разные места. Церковь продолжала действовать как приходская. Однако в 1939 году и ее закрыли. Сняли колокол и святые иконы, но чудотворный образ Божьей Матери никто снять не отважился. Наконец нашелся один житель деревни, который попытался это сделать. Икона прочно удерживалась на месте незримой силой, и он долго не мог отделить образ от стены. Тогда святотатец ударил по иконе ногой. Такое кощунство не осталось безнаказанным. Вскоре у богохульника нога сильно заболела и стала загнивать. От боли он не находил себе покоя, впал в уныние и отчаяние. Ему советовали пойти в храм и покаяться перед иконой Богородицы, попросить у Приснодевы и Ее Божественного Сына прощения. Но этому не суждено было произойти, так как бесы не давали возможности нечестивцу подойти к церкви, являясь ему в виде лошадей и прогоняя от храма. Не выдержав душевных терзаний, он утопился в реке.

После закрытия церкви в ее помещении предполагалось разместить спиртозавод, но директор заводе отказался от этого, и тогда монастырский корпус заняла школа.

В первые годы Великой Отечественной войны храм возобновил свою деятельность. Оккупационные власти посчитали нужным открыть церковь, отыскали священника. 2 июня 1942 года в монастырь был доставлен Митрополит Минский и всея Беларуси Пантелеимон со своим келейником Иулианом. Во время служения в Лядах Владыкой созывался Православный собор, который был распущен оккупационными властями, а сам Митрополит Пантелеймон перевезен в Вилейку. Однако в монастыре продолжались богослужения, на которые приходили молиться местные жители об окончании войны, просили у Спасителя и Его Матери мира. По окончании войны пришел, наконец, долгожданный мир, - но не наступил он в духовной жизни народа. С новой силой возобновилась атеистическая пропаганда, насаждались антицерковные убеждения, искоренялась и уничтожалась не только православная вера, но и все, что о ней напоминало. Закрывались и осквернялись храмы, разворовывались церковные ценности.

Тяжкая участь постигла святыни, храм и жилые строения монастыря. В свое время директор школы, расположившейся в монастырском корпусе, ходатайствовала о закрытии церкви, мотивируя свою инициативу тем, что совершаемые в храме богослужения отрицательно влияют на детей и мешают им хорошо учиться. И это в то время, как монастырь более полутора веков был источником духовности, просвещения и нравственности нескольких поколений!

В 1960 году храм был закрыт, главная его святыня - Жировичская икона Божией Матери исчезла. С храма варварским образом сорвали купол: его основание подпилили и стянули трактором, а саму церковь превратили в склад.

Долгие годы храм стоял без присмотра, не ремонтировался и находился в весьма запущенном состоянии: с прогнившей кровлей и проваливающимся полом, уничтоженной росписью и отваливающейся штукатуркой, выломанными окнами и дверями.

Однако по великой Своей милости Господь вновь обратил взор на заблудший народ и благоволил оживить Ляданский храм и монастырь. В 1992 году произошло официальное открытие приходской церкви в деревне Большие Ляды. Через два года решением Синода Белорусской Православной Церкви был возобновлен Свято-Благовещенский ставропигиальный мужской монастырь, первым настоятелем котрого стал архимандрит Софроний (Ющук), ныне епископ Могилевский и Мстиславльский. В обители как и прежде стали совершаться богослужения, под древними сводами зазвучало церковное пение, появились монахи и послушники.

Л яденский Свято-Благовещенский мужской монастырь находится в д. Малые Ляды[i] Смолевичского района Минской области, примерно в 47 км от г. Минска и 24 км от г. Смолевичи. Монастырь в Лядах возник по особому Промыслу Божию. Один из летописцев монастыря, историк архимандрит Николай (Трусковский), в 1864 г. писал, что о начале Ляденского монастыря сохранилось следующее местное предание. Царица Небесная сжалилась над местным людом из-за его тяжёлого труда и бездуховного быта и восхотела укрепить его Своей благодатной помощью. Она, явившись селянину по имени Кирик, указала место для возведения православной церкви, которая и была построена ляденским и окрестным населением в последней четверти XVII в. Известно, что та деревянная церковь, построенная недалеко от местечка Ляды, существовала долгое время.

В первой четверти XVIII в. владелица Ляд, помещица Тереза Завиша из рода Тышкевичей, жена минского воеводы Христофора Станислава Завиши, совершила паломничество в Свято-Успенский Жировичский монастырь. Благочестивая женщина страдала тяжкой болезнью и, молясь перед чудотворной Жировичской иконой Божией Матери, получила исцеление от своего недуга. В знак благодарности она пожертвовала в Ляденскую церковь выполненный на доске список чудотворной Жировичской иконы. Вскоре от нового образа стали совершаться многочисленные чудеса. Икона получила название Ляденская. Распространившаяся молва о чудесах, которые совершались перед благодатным образом Пресвятой Богородицы, и усиливающееся его почитание побудили семейство Завишей построить вместо обветшавшей новую деревянную церковь и основать при ней Ляденский мужской монастырь. На содержание монастыря были дарованы деревни Слободка и Грива, а также право бесплатного помола зерна на Смиловичской мельнице. Этот дар маршалок Великого Княжества Литовского граф Игнатий Аникита Завиша вместе со своей матерью Терезой подтвердили в Трибунале Великого Княжества Литовского в 1732 г., приложив к тому же 4 000 польских злотых.

С пустя несколько лет, в 1737 г., Игнатий Завиша по случаю болезни своей жены Марцибеллы Огинской дал обет построить в Лядах каменные церковь и монастырский корпус, но обет исполнить не удалось вследствие скорой его кончины. Супруга же его выздоровела и в течение пятнадцати лет (с 1746 по 1760 гг.) в воспоминание обета мужа пожертвовала монастырю 10 000 польских злотых. К концу XVIII в. Ляденский монастырь владел капиталом и угодьями, которые обеспечивали ему нормальное существование и дальнейшее развитие. На пожертвования и монастырские средства в первой половине XVIII века было начато строительство каменной церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, завершившееся к концу 1794 г. при настоятеле иеромонахе Иулиане (Шумском). В рапорте о посещении монастыря в 1797 г. сообщается, что церковь, построенная в Лядах, «гонтом крытая, в ней же три алтаря искусно расписанные, вблизи же ея другая старая деревянная церковь, в оней же служба церковная не справлялась. Монастырь дерева брусчатого, также уже старый».

С троительство каменного монастырского корпуса вместо старого деревянного началось в 1811 г. Свой нынешний вид, за исключением небольших изменений, корпус приобрёл к 1850 г. при настоятеле архимандрите Иоасафе. Монастырь оказывал огромное влияние на духовное и нравственное воспитание населения, просвещение молодёжи. В последней четверти XVIII в. при нём была основана обширная богадельня. В 1809 г. по инициативе настоятеля иеромонаха Мелетия (Сержбутовского) открыто и им же возглавлено четырёхклассное, с правами уездного, духовно-светское училище, в котором воспитывались и обучались дети духовенства, дворянского и других сословий. Училище просуществовало до 1838 г., затем было преобразовано в духовное уездное училище с подчинением Святейшему Синоду, а в 1848 г. передано Пинскому Богоявленскому монастырю.

В 1878 г., по благословению Минского Архипастыря Преосвященнейшего Евгения, монастырскую церковь существенно обновили: заменили купол и крышу, увеличили иконостас, обновили роспись. Работы завершились к 20 августа 1878 г., в этот же день храм был освящён. В 1900 г. произведён его первый и последний капитальный ремонт. До 1856 г. им непосредственно управляли вышеупомянутые настоятели: иеромонахи Иулиан (Шумский), Мелетий (Сержбутовский), Пий (Маевский), архимандрит Иоасаф. С 1856 г. монастырь поступил в ведение ректоров Минской Духовной семинарии, которые управляли им через казначеев или экономов. В 1874 г. ректор Минской семинарии, архимандрит Ианнуарий, передал дела управления монастырём новому его настоятелю – игумену Адриану, после смерти которого в 1876 г. настоятелем стал игумен Всеволод. В последующие годы монастырём управляли только настоятели.

В начале 1920-х гг. Ляденский монастырь закрыли с выселением монашествующих. Монастырские помещения были переданы в распоряжение Наркомата образования. Храм продолжал действовать как приходской, но в 1939 г. закрыли и его. С деревянной колокольни, располагавшейся справа от входа в храм, сбросили колокола, а саму её разрушили. В период Великой Отечественной войны богослужения в храме возобновились. 2 июня 1942 г. немецкая служба безопасности доставила в монастырь Митрополита Минского и всея Белоруссии Пантелеимона (Рожновского) с келейником Иулианом. Насильственный переезд был вызван тем, что организованная в годы войны Белорусская Православная Церковь, возглавляемая Митрополитом Пантелеимоном, противостояла вмешательству в церковные дела немецких властей, которые затеяли против Владыки интригу, завершившуюся его отстранением от церковных дел и ссылкой в бывший Ляденский монастырь.

В есной 1944 г. священника, служившего в храме монастыря, немцы схватили по подозрению в связях с партизанами. О его дальнейшей судьбе ничего не известно. Богослужения в храме стали совершаться вновь после окончания войны, когда по просьбе местных жителей, организовавших церковный приход, осенью 1946 г. в Ляденский храм назначили нового священника. В конце 1950-х годов с новой силой стала вестись атеистическая пропаганда. Гонения коснулись и Ляденского монастыря. По настоянию директора местной школы, размещённой в братском корпусе обители, Благовещенскую церковь окончательно закрыли. Своё прошение директор школы мотивировал тем, что проводимые в храме богослужения отрицательно влияют на детей и мешают им хорошо учиться. И это при том, что более полутора веков монастырь являлся источником духовности, просвещения и нравственного воспитания местного населения. К просьбе директора было приложено заявление о закрытии церкви «по причине её вреда», составленное деревенскими жителями. В действительности, заявление составили местные власти, обманом собрав подписи сельчан на чистом листе бумаги якобы для открытия школьной столовой. В результате этого весной 1960 г. церковь закрыли, а приход при ней упразднили.

З дание церкви передали в распоряжение спиртзавода, который находился в д. Слободка в 2-х км от д. Малые Ляды, но директор завода использовать храм отказался. Несколько лет убранство храма вместе с чудотворным образом оставалось нетронутым, но в 1963 г. по указанию вышестоящего начальства местные власти начали разорять храм. Большинство икон, находившихся в церкви, передали действующим приходам близлежащих деревень. Некоторые иконы выкупили сами прихожане. Благодаря этому многие ляденские иконы удалось сберечь. Писанные на холстах, они до сих пор украшают храм великомученика Георгия Победоносца в д. Заболотье Смолевичского р-на. Остальное убранство храма, в том числе иконостас, богоборцы вывезли на грузовике в лес, порубили и сожгли.

О днако к чудотворному образу Пресвятой Богородицы никто не решался прикоснуться. Только один сельчанин попытался это сделать. Икона прочно удерживалась на месте невидимой силой и святотатец долго не мог отделить её от стены. Тогда он ударил по ней ногой. Икона медленно спустилась со стены на пол. Кощунство не осталось безнаказанным. Вскоре у богохульника нога сильно заболела и стала загнивать. От боли он не находил себе покоя, впал в уныние и отчаяние. Ему советовали пойти в храм и покаяться перед образом Богородицы, попросить у Неё и Её Божественного Сына прощения, но он, к сожалению, так и не нашёл в себе силы это сделать и вскоре в муках скончался.

Ч ерез время с храма варварским образом сорвали купол – подпилили и стянули трактором, а саму церковь превратили в зернохранилище. Главная святыня храма – Ляденская икона Божией Матери – исчезла и до сих пор не известно, где она находится. Прошли годы и храм стал непригодным для зернохранилища, пришел в совершенное запустение: с прогнившей кровлей и проваливающимся полом, уничтоженной росписью и отваливающейся штукатуркой, выломанными окнами и дверями. В 1992 г. по благословению Высокопреосвященнейшего Филарета, Митрополита Минского и Слуцкого, было совершено официальное открытие церкви в д. Малые Ляды как приходской. Богослужения в ней совершал настоятель храма в честь великомученика Георгия Победоносца г.п. Смиловичи протоиерей Валериан Бугаенко. Спустя два года по благословению Священного Синода Белорусской Православной Церкви началось возрождение Ляденского монастыря. Наместником был назначен насельник Жировичского монастыря архимандрит Софроний (Ющук), с 2001 г. – епископ Могилевский и Мстиславльский. Его трудами был отремонтирован и восстановлен Благовещенский храм.

С 2001 по 2007 гг. послушание наместника монастыря нёс игумен Афанасий (Ванкевич), также бывший насельник Жировичского монастыря, который приступил к полномасштабной реконструкции Ляденской обители. Была восстановлена первоначальная планировка келий, заново построена каменная монастырская ограда. 10 ноября 2011 г. Ляденскую обитель посетила делегация Ватопедского монастыря Святой Горы Афон во главе с настоятелем архимандритом Ефремом, который передал в дар монастырю точный список Ватопедской иконы Божией Матери «Отрада и Утешение». Перед этим образом каждую пятницу после вечернего богослужения братией читается акафист Пресвятой Богородице.

В обители проживает 19 насельников (2017 г.).


[i] Само название селения – Ляды – говорит о его древней истории. Существует предположение, что название это происходит от слова «ляда», означающего участок, на котором вырубали и сжигали лес, а землю использовали под пахоту. Такое лядное земледелие известно на территории Беларуси с древнейших времён и существовало до XIX века.

КОНТАКТЫ:

В деревне Малые Ляды Минской области можно найти одну из достопримечательностей Беларуси – Благовещенскую церковь . Находится это местечко в 45 км от Минска, в Смолевичском районе. Строительство этого храма окутано легендами. Изначально в Лядах существовала небольшая деревянная церковь, позже был основан монастырь базилиан . Его появление в 1730 году связано с обетом, который дал Завиша за исцеление от тяжелой болезни своей жены Терезы из рода Тышкевичей.

Тереза молилась в за свое исцеление перед чудотворной иконой Божией матери и она была услышана. Тереза перевезла список чудотворной иконы в Благовещенскую церковь, вести о силе которой стали разлетаться с неимоверной скоростью. Вскоре после выздоровления, муж Терезы умер, так и не выполнив обещания. Тогда за дело взялась вдова. На пожертвования и свои деньги Тереза основала мужской монастырь. Храм в стиле позднего классицизма начали возводить в 1792 году и окончили к 1794 году.

Каменный корпус монастыря начали строить в 1811 году. При нем действовала богадельня и духовное училище. В 1839 году монастырь в Лядах отошел Православной церкви. В конце 19 века в церкви провели капитальный ремонт и обновили интерьер.

Закрытие храма в Лядах

В 1920-х монахов выселили, а в 1939 храм и вовсе закрыли. Службы возобновились сразу после окончания войны. Но во время антирелигиозных кампаний советских властей в 1950-х церковь вновь должна была прекратить богослужения. В этот раз виновником стал директор местной школы, требующий закрытия Благовещенской церкви, так как службы мешают воспитывать детей. Закрытия долго ждать не пришлось и в 1960 году приход упразднили.

Первые годы после закрытия в храме действовал спиртзавод. А позже храм стали разорять – увезли на продажу иконы, сожгли иконостас и сняли купол. Некоторые ценные иконы удалось выкупить и передать храмам ближайших деревень. Святыня стала зернохранилищем, а когда храм сильно обветшал, его забросили.

Благодаря игумену Афанасию Ванкевичу в 2001 году храм начали реконструировать. Спустя 6 лет Благовещенская церковь в Малых Лядах была восстановлена, а вокруг неё возведена каменная ограда.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

д. Малые Ляды, Смолевичский р-он, Минская обл.

В начале XVIII века жена Минского воеводы Завиши Тереза Тышкевич, страдавшая тяжелой болезнью и получившая исцеление от чудотворной Жировичской иконы Божией Матери, в знак благодарности подарила копию иконы ляданскому храму. Многочисленные чудеса, происходившие по молитвам перед списком Жировичской иконы, побудили семью Завишей в 1732 г. построить новую церковь вместо обветшавшей и основать при ней базилианский монастырь.

К концу XVIII в. Ляданский монастырь владел угодьями и капиталом, обеспечивающими ему нормальное существование и возможность начать новое строительство. На монастырские средства и пожертвования тех же Завишей в 1794 г. при настоятеле иеромонахе Иулиане Шуйском была построена каменная церковь, а каменный монастырский корпус возводился с 1811 г. и приобрел нынешний вид к 1850 г. при настоятеле архимандрите Иоасафе.

П ри монастыре была основана обширная богадельня, а в 1809 г. по инициативе настоятеля иеромонаха Мелетия Сержбутовского открыто и им же возглавлено четырехклассное духовно-светское училище с правами уездного, в котором воспитывались и обучались дети духовенства, дворянского и других сословий.

К оренные изменения в монастырском укладе произошли к 1837 г. - был установлен чин совершения церковного богослужения по уставу Православной Церкви, приняты служебники и другая духовная литература московских изданий, из храма удалены боковые алтари при колоннах, орган, лавки и тому подобное. При этом воссоединение Ляданского монастыря с Православием прошло без духовных неурядиц и социальных потрясений, в чем немалая заслуга тогдашнего его настоятеля иеромонаха Пия Маевского.

В 1838 г. училище при монастыре было преобразовано в духовное уездное и подчинено Святому Синоду. В 1878 г. по благословению Минского Архипастыря, Преосвященнейшего Евгения монастырская церковь была существенно обновлена и приведена в благолепный вид: заменены купол и крыша, увеличен иконостас, произведена роспись. Работы завершились к 20 августа 1878 г., в этот же день храм был освящен. В 1900 г. был произведен его первый и последний капитальный ремонт.
После начавшейся в советский период кампании богоборчества в начале 20-х годов Ляданский монастырь был закрыт с выселением монашествующих: одни разошлись по квартирам, другие разъехались в разные места. Церковь продолжала действовать как приходская.

В 1950-х годах храм был закрыт, главная его святыня - Жировичская икона Божией Матери исчезла. С храма варварским образом сорвали купол: его основание подпилили и стянули трактором, а саму церковь превратили в склад. Долгие годы храм стоял без присмотра, не ремонтировался и находился в весьма запущенном состоянии: с прогнившей кровлей и проваливающимся полом, уничтоженной росписью и отваливающейся штукатуркой, выломанными окнами и дверями.

В 1992 г. Свято-Благовещенский храм в Лядах был открыт как приходской. Через два года решением Синода Белорусской Православной Церкви был возобновлен Свято-Благовещенский ставропигиальный мужской монастырь. В обители, как и прежде, стали совершаться богослужения, под древними сводами зазвучало церковное пение, появились монахи и послушники.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия