Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия

Классный час: «Духовные ценности»

Цели:

Образовательные: познакомить детей с понятием «ценности», раскрыть основные виды ценностей с жизненной позиции и с научной точки зрения, сформировать представление о списке ценностей, сравнить значение материальных и духовных ценностей;

Воспитательные: помочь детям осознать, что является истинным богатством человеческого сердца, показать индивидуальность каждого ребенка;

Развивающие: развивать мышление, память, внимание, речь.

Оборудование: проектор, презентация, конверты с карточками, две шкатулки, жемчужины, карточки со словарем, драгоценности, ваза.

Словарь: счастье, ценности, материальные, эмоциональные, интеллектуальные, духовные, физические.

План проведения занятия:

1. Организационный момент

2. Интерактивная беседа

3. Основная часть

4. Подведение итога

5. Рефлексия

Ход занятия:

I.Орг.момент:

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята!

Учащиеся: Здравствуйте!

II. Интерактивная беседа:

Учитель: Вот и начинается для нас еще один учебный год. Вы стали взрослее на целый год! Сегодня, на первом нашем классном часу, я хотела бы поговорить о человеческих ценностях!

Учитель: Во все времена и во всех уголках земного шара люди хотели и хотят быть счастливыми. А как вы думаете, что такое счастье?

Учащееся: Счастье – это когда исполняются мечты. Счастье – это когда рядом есть близкие люди. и т.д.

Учитель: Каждый человек на Земле мечтает о счастье. Иногда мечта становится жизненной целью, которую человек старается исполнить, чтобы чувствовать себя счастливым.

Учащиеся: Надо ставить себе цели и достигать их.

Учитель: А как стать счастливым?

Учащиеся: Стараться делать все правильно и честно.

Просто любить и быть любимыми.

III. Основная часть:

Учитель: Вы все сказали правильно. Все о чем вы говорили, называются жизненными ценностями. Жизненные ценности помогают человеку стать счастливым.

Как вы думаете, что такое ценности?

Учащиеся: Что-то ценное для человека.

Учитель: Ценности – это что-то важное, нужное для человека. Ценностью может быть все что хочется.

Учитель: У меня есть два сундучка. Что кладут в сундуки.

Учащиеся: В сундук кладут украшения, деньги.

Учитель: Посмотрите, в одном из сундуков тоже лежат драгоценности.

А что можно положить в другой сундучок? Какое богатство находится в сердце человека?

Учащиеся: Доброта. Любовь. Уважение. Честность. Радость. Скромность.

Учитель: Можем ли мы положить все эти ценности в наш сундучок.

Учащиеся: Нет

Учитель: Как вы думаете, почему мы положим их в другой сундучок?

Учащиеся: Потому что мы не можем их потрогать.

Потому что это чувства, а не предметы.

Учитель: Тогда сделаем так. В первом сундучке есть жемчужные бусы. Пусть каждая жемчужина будет одной из ценностей, которая живет в сердце. Я беру одну жемчужину и кладу ее в пустой сундучок. Пусть это будет любовь. Кто из вас хочет положить жемчужину.

Учащиеся: (Дети берут жемчужины, называя жизненную ценность, кладут ее в сундучок)

Учитель: Как вы думаете, все богатства человеческого сердца мы положили в сундучок?

Попросим наших родителей помочь нам наполнить сундучок теми качествами, которые мы забыли.

Учитель: Итак, у нас два сундучка. В одном богатство, которое мы можем потрогать, а другие мы можем только почувствовать.

Так человек разделяет ценности на материальные и духовные.

Но ученные выделяют 4 группы.

Интеллектуальные ценности – это ценности, которые помогают человеку находить новые знания.

Физические ценности – все, что надо для тела человека.

Эмоциональные – все, что связано с чувствами человека.

Духовные ценности – все, что связано с представлениями человека, с его верой.

Учитель: У каждого на столе лежат листы, на которых перечислены все ценности. Что можно отнести к физическим ценностям.

Все это надо нашему телу, поэтому эти ценности называются физическими. Запишите их напротив «физических ценностей».

Учащиеся: Деньги, здоровье, еда, развлечения, красивая внешность, путешествия, каникулы.

Учитель: Следующая группа – это эмоциональные ценности.

Эти ценности связаны с эмоциями и чувствами и поэтому называются – эмоциональными. Также, перечислите их.

Учащиеся: Уважение, ответственность, помощь, спор, любовь, дружба, интерес.

Учитель: Выберите три самых главных для вас ценностей

Следующая группа ценностей – интеллектуальные.

Все, что связано с получением новых знаний и новой информации.

Учащиеся: сложность, чтение, общение, ум, плановость, обучение

Учитель: Выберите 3 самых главных для вас ценности.

Учитель: И последняя группа – духовные ценности.

Все, что связано с красотой, душой и верой человека.

Выберите 3 самых главных для вас ценности.

Учащиеся: творчество, свобода, вера, правда, гармония.

Учитель: Сколько ценностей вы выбрали?

Учащиеся: Мы выбрали 12 ценностей

Учитель: Но список ценностей человека может включать в себя от 3 до 7 ценностей.

Оставьте только нужные, самые важные и главные ценности.

Посмотрите внимательно на списки ценностей каждого из вас. Одинаковые списки у вас получились?

Учащиеся: Нет, разные.

Учитель: А как вы думаете, почему они разные?

Учащиеся: Потому что все мы разные.

IV. Итог:

Учитель: Так что же такое ценности?

Учащиеся: Это что-то важное, нужное для человека.

Учитель: Как называются ценности, которые можно потрогать?

Учащиеся: Их можно назвать материальными ценностями.

Учитель: А ценности, которые живут в нашем сердце?

Учащиеся: Это духовные ценности.

Учитель: На какие 4 группы можно разделить все ценности?

Учащиеся: Все ценности можно разделить на физические, интеллектуальные, эмоциональные и духовные ценности.

Учитель: Сколько может включать в себя ценностей «список ценностей»?

Учащиеся: Список ценностей включает в себя от 3 до 7 ценностей.

V.Рефлексия:

Учитель: Как вы сегодня работали на уроке.

Учащиеся: Мы работали хорошо.

Учитель: А сейчас скажите мне, как вы себя чувствуете, когда вы отлично работаете на уроке.

Учащиеся: Весёлые, радостные, очень приятно, тепло на душе.

Учитель: На что вы похожи в этот момент?

Учащиеся: На солнышко!

Учитель: Мне бы хотелось, чтобы вы всегда были похожи на солнышко, которое дарит свет и тепло, как делает это большое солнышко. Его тепла и света хватит каждому из нас.

До свидания, всем солнечного дня и хорошего настроения!

Учащиеся: До свидания!

Как ни странно, стало довольно модно рассуждать о том, какие ценности для человека важнее. Между двумя «огнями» настолько тонкая грань, что порой сложно поставить то или иное на первое место. Чтобы расставить приоритеты, придется понять и изучить углубленно, какие есть основные отличия духовных ценностей от материальных. Часто люди путаются, характеризуя свои поступки совершенными во благо, а на самом деле ими движет материальная сторона.

Что такое материальные и духовные ценности для человека

Без материальных и духовных ценностей нельзя представить ни одну человеческую жизнь. Как бы кто ни гнался за деньгами и дорогими вещами, ему всегда будет необходимо понимание, забота, собственная значимость в отношениях, психическое спокойствие, любовь. А при потере материальной значимости, существование становится невыносимым, духовная сторона перестает приносить счастье.

Материальные ценности – это все то, что можно купить, создать, построить. Другими словами, что есть возможность увидеть, потрогать, использовать. Покупаются – одежда, автомобили, лекарства. Создаются – компании, заводы, промышленность. Строятся – дома, магазины, школы. Все что находится в офисе или квартире, также относится к материальным ценностям.

Духовные ценности – это то, что невозможно увидеть, ощутить тактильно, продать и купить. Эти ценности находятся внутри каждого человека. Для кого-то имеют большее, а для кого-то наименьшее значение. К ним относятся: свобода, радость, справедливость, достоинство, творчество, гармония, уважение. Список может продолжаться до бесконечности, каждый определяет для себя то, что наиболее значимо.

Для более ясного понимания, следует изучить примеры материальных ценностей.

  1. Ни один человек не выживет без еды, воды, комфортных условий проживания. Чтобы это себе обеспечить, придется заработать и потратить деньги.
  2. Книги, картины, скульптуры больше относятся к духовным ценностям, но для того, чтобы ими обладать, нужно заплатить.
  3. Одежда, лекарства, автомобиль также неотъемлемые части материального мира. Без них человек не чувствует себя счастливым, становится обреченным (в случае болезни), отчужденным (одеваясь в обноски, имея непригодный транспорт).

Примеры духовных ценностей

  1. Насколько бы сильным ни было удовлетворение от материальной жизни, душа будет тянуться к взаимопониманию, поискам истинного счастья, любви.
  2. Без любви, даже крепкая, стальная по характеру натура, со временем зачахнет и потеряет смысл жизни. Продолжение рода, воспитание детей, становятся одними из важнейших духовных ценностей.
  3. Творческая натура, не имея возможности заниматься любимым делом, теряет свое предназначение, занимаясь нелюбимой работой только для удовлетворения первичных потребностей.

Как понять, что для конкретного человека важнее? Это станет понятно, узнав какие цели он перед собой ставит. Но есть и загвоздка в том, что достижение одной ценности, всегда ведет к восполнению другой.

К примеру, человек ставит своей целью создание солидного счета в банке, построение крупного бизнеса, завоевание известности. Он идет к своим мечтам, не щадя и закрывая глаза на чувства других людей. В приоритете лишь материальный достаток. Придя к своей цели, ощущается нехватка чего-то еще очень важного. Конечно же, духовной составляющей. Во время гонок, он не задумывался о создании семьи, забыл о родителях. А внезапно потеряв все состояние, остается и вовсе ни с чем. Без друзей, без денег, без счастья.

Почему же один человек ценит только деньги, а другой довольствуется малым. Корень всех проблем или удач – воспитание. От того насколько воспитаны родители, зависит способность ребенка находить баланс, между материальным и духовным. Покупая по каждому капризу все, что пожелает ребенок, он становится уверенным, что в жизни все достается просто так. Становясь взрослым, ему потребуется работа, на которой он будет ждать, что кто-то потрудится вместо него.

Поэтому делать подарки нужно не для прекращения капризов, а дать ребенку возможность получить их, к примеру, за хорошее поведение или оценку. Карманные деньги также должны доставаться за определенные действия. И когда возникнет желание их потратить, ребенок вспомнит, каким трудом он их заработал, и какую работу придется проделать, чтобы снова их получить.

Что ответить, если вдруг попросят сформулировать основные отличия духовных ценностей от материальных?

Для каждого человека одно важнее другого. Это связано с тем, чего ему не хватает в конкретный период жизни. Если у него все в порядке в семье и отношениях, но плохо с деньгами, акцент будет на последнее. Стремление к душевному равновесию, добрым поступкам, уважению окружающих, говорит о полноценности духовного состояния. Такие люди не гонятся за славой и большими деньгами, они счастливы здесь и сейчас. Конечно же, и здесь огромную роль играет воспитание.

Как правило, человек становится счастливым, научившись поддерживать баланс между материальностью и духовностью. На это могут уйти многие годы, а то и целая жизнь. Мир же диктует свои правила – обгоняй других, иди по головам, становись самым популярным. Человек загорается, видя чужие успехи. Пробивает себе путь, забывая о морали и нравственности. Важно понять, что действительно необходимо, а без чего можно обойтись, оставаясь при этом жизнерадостным и честолюбивым. А ведь правильно говорят, какого отношения хочешь к себе, так и поступай с другими.

Собственная реализация, уважение к людям, соблюдение общественной морали есть совокупность материальных и духовных ценностей. Главное, чтобы осознание своих наиболее значимых желаний, пришло как можно скорее. Не потеряв самого быстротечного – времени.

Основные отличия духовных ценностей от материальных was last modified: Декабрь 17th, 2015 by Елена Погодаева

В современном обществе существуют различные философские концепции духовности человека. Ведущее место в их выявлении и изучении принадлежит философско-антропологическому анализу, который предполагает познание природы, сущности и перспектив развития человека с учетом естественнонаучного и социального знаний о нем. При этом внимание концентрируется и на эпистемологическом, и на аксиологическом аспектах концепции духовности человека.

По выражению известного мыслителя Бертрана Рассела (1872-1970), "философия представляет собой размышление о предметах, знание о которых еще невозможно". И действительно, такой феномен как "духовность" еще не входит в сферу науки, а является предметом критически-рефлексивного размышления философов. Он исследуется многими авторами, но тезаурус понятия "духовность" так и не получил четкой определенности и однозначной трактовки.

Такие авторы как Л.А.Мясникова, Д.В.Пивоваров и Л.А.Шумихина изначально соотносят феномен духовности с трансцендентным, религиозным основанием. Мы, однако считаем более важным рассмотрение духовности в ракурсе аксиологическом: как стремление к высшей целесообразности, которая может стать системообразующим мировоззренческим фактором современности. Такое представление нашло отражение в работах молодых ученых, участников всероссийской научной конференции "Духовные ценности в науке, культуре, образовании", проходившей на базе ЯрГУ им.

На современном этапе духовность раскрывается как самостоятельное сущностное свойство мира (целесообразность), в процессе овладения которым человек развивается и совершенствуется.

Духовность - это новый этап разумного регулирования отношений человечества с миром, для которого характерно формирование человека как целеустремленного, самосовершенствующегося существа. Она может рассматриваться как сфера раскрытия резервов организации человека и модификации его природы, стремление к осуществлению высшей целесообразности. Этот критерий можно считать системообразующим для духовности. То есть, выявляя в каждом движении главное, основное, то, что ведет не к случайной цели, а к цели, которая образует систему высшего порядка, язык высшего уровня, мы выявляем дух (духовную интенцию).

Существуют определенные признаки и свойства духовности человека: созидательность, ответственность, способность духовного человека органично вписываться в мир и др.

Духовное, деятельное поведение человека требует разработки многозначной логики, в рамках которой получат обоснование понятия "высшая целесообразность", "высшие ценности".

В концепции духовного человека нашло отражение, на наш взгляд, становление современного человека в меняющейся среде взаимодействия: глобализации общения, потери идентичности, новой виртуальной культуре.

Кризис духовности сегодня непосредственно связан с проблемами аксиологии: проблемой природы ценностей, проблемой ценностных абсолютов и их критериев, проблемой понимания и усвоения ценностных смыслов, вопросом о соотношении национальных и общечеловеческих, личных и коллективных ценностей и т. д.

Кризис духовности (целеполагания) в этике связан также с именем Канта, у которого вся область нравственности, долженствования, свободы, нравственного идеала представляет собой некую сверхъестественную и даже божественную реальность, о которой наука может лишь догадываться на основании косвенных свидетельств - внутренних переживаний.

Н.И.Шевченко пишет: "Духовные ценности - вершители человеческого благополучия. Они - созидательные и конструктивные механизмы, работающие на стабилизацию общества, на предотвращение его разрушения, в этом заложена их закономерность".

Г.А. Аванесова отмечает, что в современных западных работах об обществе и культуре почти не прибегают к понятию "духовная культура", а термин "духовность" обычно используется в мировой литературе религиозно-философского содержания.

Понятие "духовная культура" традиционно соотносится с представлением о "материальной культуре". В качестве "предметов" духовной культуры выступают явления сознания, продукты его деятельности: язык, обычаи и нравы, искусство, наука, и т.п.

Духовная культура нередко определяется как система духовных ценностей. На наш взгляд, правильнее ее определять как систему целей, становящихся причиной движения.

Культуру можно разделить на две составляющие: мертвую и живую. Первая материальна, статична, вторая духовна, динамична. Но и в духовной составляющей культуры может быть своя культура, свое ценностное ядро.

Понимание духовности как системы движущих начал позволит анализировать как возвышенные устремления людей, - сокровенные психологические переживания, связанные с религиозной ориентацией, так и проявления повседневной культурной практики - атеистические позиции, движения души индивидуалистической направленности.

Духовность следует связывать не с "высшими оценками" человеческих качеств, а с "высшими целями", которые человек преследует.

Г.А. Аванесова отмечает, что советская аналитическая мысль в большинстве случаев под духовным понимала идеальное, но ряд историков, философов, литературоведов (Д.Лихачев, С.Аверинцев, А.Лосев, М.Бахтин и др.) развивали ценностно-понимающий подход к исследованию духовной культуры, когда под духовным видится синкретическая устремленность человека и общества к высокому и совершенному состоянию.

Господствующие в обществе ценности различны по своему предметному содержанию.

Поэтому духовность тоже может быть представлена разными типами:

Эстетизм (господствующая ценность - красота);
- теоретизм (господствующая ценность - истина), традиционно подразделяется на материализм и идеализм;
- этизм (господствующая ценность - добро, стремление оценивать жизнь с нравственных позиций), а также индивидуализм, коллективизм, соборность, общинность.

Рассмотрение духовности в зависимости от связи с различными видами человеческой деятельности осуществлялось М.М.Бахтиным, Р.Л.Лившицем, В.Г.Федотовой.

Религиозность (источником нравственных норм мыслится воля Бога);
- политизм (стремление к власти).

Но чаще говорят о необходимости типизации духовности по признакам религиозности и светскости.

Все названные типы духовности представляют собой реальные жизненные односторонности, порожденные разделением труда и абсолютизацией различных сторон духовной деятельности.

Духовность человека "нового времени" предполагает гармоничное объединение вышеперечисленных типов. Интегрированная духовность есть единство истины, добра и красоты.

Основными критериями такой духовности могут стать:

Интенциональность т. е. направленность "во вне" на что-то или на кого-то. Речь идет о постановке идеальных целей, что уже является вернейшим показателем духовно развитой личности;
- рефлексия над основными жизненными ценностями, составляющими смысл бытия личности и выступающими ориентирами в жизненном выборе;
- свобода, понимаемая как самоопределение, т.е. способность действовать в соответствии со своими целями и ценностями, а не под гнетом внешних обстоятельств;
- творчество - понимаемое и как самотворение, направленное на реализацию своего смысла жизни;
- развитая совесть - это то, перед чем человек несет ответственность за реализацию своего смысла жизни, а так же за все, что происходит в мире.

(Таковы критерии духовности в осмыслении Н.А.Бердяева, В.Франкла, Э.Фромма, Т. де Шардена, М.Шелера и др.)

Представленные типы духовности основаны на концепте "ценность", значимость которого для этики выявили М.Шелер (1874-1928) и Н.Гартман (1882-1950) в своих книгах, посвященных этике. После введения в этику концепта "ценность" все этические проблематизации стали фокусироваться на нем.

Концепция духовности человека - система ценностей личности, его представления о нем самом, через волю определяющие поведение. Это иерархия ценностей, где главными являются "высшие ценности" духа, подчиняющие ценности плоти.

    ЦЕННОСТИ - это природные и культурные объекты, процессы, отношения, обладающие положительной значимостью для человека. Вещи сами по себе в ценностном отношении нейтральны. Ценностное отношение возникает только в том или ином социальном контексте. В самом… …

    Ценность значимость (польза, полезность) некоторого множества объектов для множества живых существ. Употребляется в нескольких смыслах: «Ценность» как название предмета, обозначающее признание его значимости. Разделяют «Материальные ценности» и … Википедия

    Смысл человеческого бытия. Понятия ценности. Виды ценностей - кратко Этим вопросы задаются многие особенно остро из за того что рано или поздно в жизни каждого человека наступает момент, когда он осознает, что жизнь конечна. Чтобы жить и активно действовать, человек должен иметь представление о смысле жизни … Малый тезаурус мировой философии

    Такой ответ получил будущий великий философ Диоген из Синопа (400 325 до н. э.) у Дельфийского оракула, когда спросил его, чем ему заниматься. Следуя буквально совету этого прорицателя («переоценивай ценности»), Диоген даже стал… … Словарь крылатых слов и выражений

    ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ - - это ценности образного постижения мира в процессе любой деятельности человека (прежде всего в искусстве) на основе законов красоты и совершенства. Термин «эстетика» появился в научном обиходе в середине XVIII в., хотя учение о прекрасном, о… … Тематический философский словарь

    Историческое развитие русской цивилизации определялось прежде всего духовно нравственными ценностями русского народа, ядром которого с принятием христианства стала Святая Русь. Однако выбор православной веры для русского народа не был случаен,… … Русская история

    Цивилизация - (Civilization) Мировые цивилизации, история и развитие цивилизации Информация о понятии цивидизации, история и развитие мировых цивилизаций Содержание Содержание Цивилизация: Истоки употребления слова История мировых цивилизаций Единство природы … Энциклопедия инвестора

    - (Scheler) Макс (1874 1928) нем. философ и социолог, основоположник филос. антропологии и антропол. ориентации в социологии, феноменологич. эмотивистской аксиологии и социологии знания как самостоят, дисциплины. Учился в ун тах Йены,… … Энциклопедия культурологии

    Особое благодатное свойство русского народа, сделавшее его оплотом христианской веры во всем мире. Жертвенное служение идеалам добра и справедливости, стяжание Духа Святого, устремленность к безгрешности и совершенству сделали русских новым Богом … Русская история

    Ценность важность, значимость, польза, полезность чего либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе … Википедия

    - (Scheler) Макс (1874 1928) немецкий философ и социолог, один из основоположников аксиологии, культур социологии и социологии знания, философской антропологии. Учился в Мюнхене, Берлине и Йене, изучал философию и медицину. Ученик Р.Эйкена,… … История Философии: Энциклопедия

Книги

  • Духовные ценности. Производство и потребление , С. Ф. Анисимов. В книге раскрывается роль идейно-политических, нравственных, научных, эстетических и других духовных…
  • Дух масонства. Сменить эзотерические ценности , Бейли Фостер. "Дух Масонства" содержит пять инструкций из числа тех, которые Тибетский Учитель предполагал дать…

К духовным ценностям относятся общественные идеалы, установки и оценки, нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и противоправомерном, о смысле истории и предназначении человека и т.д. Если предметные ценности выступают как объекты потребностей и интересов человека, то ценности сознания выполняют двоякую функцию: они суть самостоятельная сфера ценностей и основание, критерий оценки предметных ценностей.

Идеальная форма бытия ценностей реализуется либо в виде осознаваемых представлений о совершенстве, о должном и необходимом, либо в виде неосознаваемых влечений, предпочтений, желаний, стремлений. Представления о совершенстве могут реализоваться либо в конкретно-чувственной, наглядной форме некоего эталона, стандарта, идеала (например, в эстетической деятельности), либо воплощаться средствами языка.

Духовные ценности неоднородны по содержанию, функциям и характеру требований к их реализации. Существует целый класс предписаний, жестко программирующих цели и способы деятельности. Это стандарты, правила, каноны, эталоны. Более гибкие, представляющие достаточную свободу в реализации ценности - нормы, вкусы, идеалы, служащие в качестве алгоритма культуры. Норма есть представление об оптимальности и целесообразности деятельности, продиктованное единообразными и стабильными условиями. Нормы включают в себя: форму единообразия поступков (инвариант); запрет на другие варианты поведения; оптимальный вариант поступка в данных общественных условиях (образец); оценку поведения отдельных лиц (иногда в форме некоторых санкций), предостерегающую от возможных отклонений от нормы. Нормативное регулирование пронизывает всю систему деятельности и отношений человека. Условием реализации социальных норм является система их подкрепления, которая предполагает общественное одобрение или осуждение поступка, те или иные санкции к лицу, долженствующему выполнять норму в своей деятельности. Таким образом, наряду с осознанием потребностей (которое, как мы уже отмечали, может быть адекватным или неадекватным) существует осознание их связи с социальными нормами. Хотя нормы и возникают как средство закрепления апробированных общественной практикой, выверенных жизнью способов деятельности, они могут отставать от нее, быть носителями запретов и предписаний, которые уже устарели и препятствуют свободной самореализации личности, тормозят общественный прогресс. Например, традиционное для России общинное землепользование, бывшее на ранних этапах истории нашей страны экономически и социально оправданным, потеряло свою экономическую целесообразность и является препятствием для развития аграрных отношений на современном этапе. Тем не менее оно сохраняется в сознании определенной части нашего общества (например, казачества) как некоторая незыблемая ценность.

Идеал - представление о высшей норме совершенства, духовное выражение потребности человека в упорядочении, совершенствовании, гармонизации отношений человека и природы, человека и человека, личности и общества. Идеал выполняет регулятивную функцию, он служит вектором, по¬зволяющим определить стратегические цели, реализации которых человек готов посвятить свою жизнь. Возможно ли достижение идеала в действительности? Многие мыслители отвечали на этот вопрос отрицательно: идеал как образ со¬вершенства и завершенности не имеет аналога в эмпиричес¬ки наблюдаемой действительности, он предстает в сознании как символ трансцендентального, потустороннего. Тем не менее идеал является концентрированным выражением духовных ценностей. Духовное составляет сферу высших ценностей, связанных со смыслом жизни и предназначением человека.

Человеческая духовность включает в себя три основных начала: познавательное, нравственное и эстетическое. Им соответствуют три типа духовных творцов: мудрец (знающий, познающий), праведник (святой) и художник. Сердцевиной этих начал является нравственность. Если знание дает нам истину и указывает путь, то нравственное начало предполагает способность и потребность челове¬ка выйти за пределы своего эгоистического «я» и деятельно утверждать добро.

Особенностью духовных ценностей является то, что они обладают неутилитарным и не инструментальным характером: они не служат ни для чего иного, напротив, все иное подчинено, приобретает смысл лишь в контексте с высшими ценностями, в связи с утверждением их. Особенностью высших ценностей выступает также и то, что они составляют стержень культуры определенного народа, фундаментальные отношения и потребности людей: общечеловеческие (мир, жизнь человечества), ценности общения (дружба, любовь, доверие, семья), социальные ценности (представления о социальной справедливости, свободе, правах человека и т.п.), ценности стиля жизни, самоутверждения личности. Высшие ценности реализуются в бесконечном множестве ситуаций выбора.

Таким образом, понятие ценностей неразрывно с духовным миром личности. Если разум, рациональность, знания составляют важнейшие компоненты сознания, без которых целесообразная деятельность человека невозможна, то духовность, формируясь на этой основе, относится к тем ценностям, которые связаны со смыслом жизни человека, так или иначе решающего вопрос о выборе своего жизненного пути, целей и смысла своей деятельности и средств их достижения.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия