Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия

Протестантизм

Англиканство

Основные особенности англиканства

Окончательное торжество англиканства наступило при королеве Елизавете, которая в 1563 г. парламентским актом провозгласила «39 статей» англиканской церкви в качестве англиканского символа веры. Эти статьи проникнуты пртестантским духом, но они умышленно обходят вопросы, которые разделяли протестантов XVI в. и продолжали разделять в XVII в., - вопросы о причастии и предопределении.

Статьи были составлены под влиянием и при участии протестантских континентальных богословов, главным пособием послужило «Аугсбургское вероисповедание». В этих статьях следует различать:

1) догматы, которые имеют общехристианский характер, как-то: учение о триедином боге, творце и промыслителе мира, о сыне божьем, его воплощении, соединении в нём двух естеств - божественного и человеческого, его воскресении, вознесении и втором пришествии и т.д.;

2) протестантское отрицание чистилища и индульгенций, предписание проповеди и богослужения на народном языке, отмена обязательного безбрачия духовенства, отрицание папской власти, учение о том, что священное писание содержит всё необходимое для спасения, учение об оправдании одною верой, отрицание почитания икон и мощей, отрицание пресуществления;

3) утверждение церковного главенства короны, т.е. верховным правителем англиканской церкви является король, осуществляющий свою власть при посредстве послушного клира.

Королевская власть в Англии имеет право назначать епископов на вакантные кафедры, созывать конвокации, т.е. соборы всех епископов провинции и выборных представителей низшего духовенства, является высшей апелляционной инстанцией по церковным делам. Со временем королевское церковное главенство превратилось в главенство над церковью парламента. Назначение на епископские кафедры зависит от премьер-министра, роль высшей апелляционной инстранции выполняет особый протестантский совет, члены которого могут и не быть англиканами и, как правило, ими не бывают.

Наиболее характерной особенностью англиканской церкви является то, что в ней сохранилась церковная иерархия. Согласно учению англиканской церкви, только духовенство обладает всеми благодатными дарами истинной иерархии, духовенство отличается от мирян, которые устранены от всякого руководства церковной жизнью. Англиканство эклектически соединило католический догмат о спасающей силе церкви с догматом об оправдании верой.

По своему устройству англиканская церковь епископальная. Священнослужители деляться на три группы: епископов, пресвитеров и диаконов, которые все возводятся в свой сан через епископское рукоположение. Группирующиеся вокруг своего храма верующие составляет церковную общину. Верующие на своих приходских собраниях определяют налог в пользу церкви и избирают из своей среды попечителя, или старосту, для заведования делами прихода. Священники прихода назначаются местными патронами. Сохраняются церковные суды, епископ творит суд в своём епископском суде. Епископы по своему сану занимают положение лордов, и многие из них состоят членами верхней палаты парламента.

Богослужение англиканской церкви изложено в «Книге общих молитв», которая представляет собой слегка изменённый перевод на английский язык римско-католической богослужебной книги, употреблявшейся в Англии до Реформации. В англиканстве сохранён пышный культ, употребляются священные облачения.

Содержание статьи

АНГЛИКАНСКИЕ ЦЕРКВИ, христианские объединения, которые находятся в евхаристическом общении с архиепископской кафедрой в Кентербери (Англия), используют единый служебник (Книгу общественного богослужения ), стоят на сходных теологических позициях, придерживаются единой формы церковной организации. В состав Сообщества англиканских церквей входят ряд церквей и церковных организаций во всех частях мира; в Северной Америке его представляет Протестантская епископальная церковь в США.

Англиканская Реформация.

К 1529 относится начало знаменитого конфликта короля Генриха VIII с римским папой; в 1559, когда на трон взошла королева Елизавета I , организационное устройство Церкви Англии утвердилось в формах, которые во многом сохранились до настоящего времени. За указанные 30 лет произошли многие изменения, однако англикане всегда придерживались мнения, что их церковь является не новой, а все той же церковью, которая просуществовала в Англии более тысячи лет; реформа же ее проведена для возвращения к модели церкви, представленной в Новом Завете. В подтверждение этой преемственности англикане ссылаются на свои вероучение, священство и литургию.

И все же был осуществлен ряд серьезных изменений. Прихожане получили Библию на английском языке, а духовенство стало приучать их относиться к ней как к высшему авторитету в делах веры и жизни. Богослужение проводилось теперь на местном языке. Церковь Англии настаивала и настаивает на самостоятельности национальных церквей во внутренних делах, на праве церквей действовать по своему усмотрению в отношении обрядов и богослужебной практики. Юрисдикционные притязания папы на территорию Англии были отвергнуты. Тем не менее из-за двойственного характера своей реформации Церковь Англии претендует на название и католической, и протестантской.

Основы англиканского вероучения.

Англиканская вера покоится на Священном Писании, которое содержит все необходимое для спасения и являет собой высший авторитет в делах веры и церковной жизни; трех исторических символах веры (Апостольском, Никейском и Афанасьевском), кратко излагающих христианское вероучение; вероисповедных положениях четырех вселенских соборов ранней церкви (Никейского, Эфесского, Константинопольского и Халкидонского), утвердивших основы церковного вероучения; 39 статьях Церкви Англии: они не являются полным изложением данного вероучения, но указывают на занятую церковью промежуточную позицию в межконфессиональных спорах 16 в.: между Римом, с одной стороны, и радикальным протестантизмом – с другой; едином служебнике – Книге общественного богослужения (The Book of Common Prayer ). Англикане не отделяют теологию от богослужения. Этот служебник – в основном плод трудов архиепископа Томаса Кранмера, умершего мученической смертью в 1556, – столь же превосходен в литургическом плане, сколь глубок в богословском. Изучение его – лучший способ для понимания жизни англиканских церквей.

Характер англиканства.

Традиция англиканства многим обязана Кранмеру. Он выдвинул два великих принципа: 1) ничто в старом церковном порядке не может быть изменено, если не содержит явного противоречия слову Божьему; 2) следует избегать каких бы то ни было определений, если только сам Бог не дал их в Писании. Это значит, что по многим вопросам в англиканских церквях допускаются различные интерпретации. Например, Церковь Англии в трактовке характера присутствия Христа в евхаристии отвергает, с одной стороны, доктрину пресуществления Римско-католической церкви, где допускается отождествление внешних знаков (хлеба и вина) и с благодатным даром (Тела и Крови Христа), а с другой – цвинглианство, которое стремится в полной мере отделить знаки от дара; англиканство не определяет с точностью характер присутствия Христа или способ, которым дар его Тела и Крови передается участвующим в богослужении верующим. Можно критиковать нечеткость англиканского вероучения в данном вопросе, но она свидетельствует о благоговении перед тайнами, слишком глубокими для человеческого понимания. Вместе с тем отсутствие крайностей в решении теологических вопросов способствует открытости англикан новым идеям, ибо они верят, что истина всегда выше достигнутого уровня ее понимания. Англиканская богословская традиция насчитывает ряд великих теологов, начиная с Дж.Джевела и Р.Хукера в царствование королевы Елизавета I и кончая У.Темплом (1881–1944) в 20 в.

Распространение англиканства.

Англиканство поначалу было государственной религией Англии и Ирландии (хотя большинство ирландского населения продолжало оставаться в лоне Римско-католической церкви). Но оно весьма быстро начало распространяться по всему миру благодаря колонизации, поскольку колонисты, разумеется, придерживались привычных им форм христианских верований, а также посредством миссионерской работы, начало которой положило основание Общества по пропаганде Евангелия (1701). Англиканская церковь в Англии является национальной, ее защищает и поддерживает государство, хотя англиканские епископы и священство не находятся на государственном содержании. Во всех остальных странах подобная связь с государством полностью исчезла, и сейчас ни одна англиканская церковь в них не связана какими бы то ни было отношениями с Британской короной. В Шотландии с 1689 доминирующим стало пресвитерианство; небольшая Епископальная церковь страдала от преследований из-за своей верности изгнанному королевскому дому Стюартов. Но ей удалось пережить эти тяжелые времена, и в конце 18 в. наступила эпоха веротерпимости. Естественно, что после американской революции Епископальная церковь Америки оформилась как свободное и независимое от Церкви Англии объединение, хотя и не провозглашала своей целью отказ от основ ее вероучения и богослужебных традиций. В 1857 независимой епархией, не вышедшей из содружества с Церковью Англии, стала Церковь Новой Зеландии. В 1869 от государства отделилась Церковь Ирландии, которая стала считать себя независимой. Данный процесс продолжался до тех пор, пока независимые и самоуправляемые англиканские церкви не образовались практически в каждой части света. К настоящему времени распределение архиепископств (церковных провинций) англиканской церкви по странам и регионам таково: Англия (2), Шотландия (1), Ирландия (1), Уэльс (1), Канада (4), США (9), Вест-Индия (1), Африка (6), Судан (1), Индийский океан (1), Бирма (1), Бразилия (1), Китай (1), Япония (1), Австралия (5), Новая Зеландия (1); епархия, в юрисдикции которой находится Ближний Восток, именуется Советом епископальной церкви Иерусалима и Ближнего Востока.

Церковная провинция может быть сформирована минимум из четырех епархий. Она избирает собственных епископов, утверждает каноны местного церковного управления, вправе пересматривать служебник в соответствии с местными традициями. Никакая церковная провинция не может навязывать свои порядки другой, причем все признают, что существенные изменения в вероучении или церковном богослужении могут повлечь за собой утрату связей со всеми остальными. Некоторые епархии, например на острове Маврикий, не входят ни в одну из церковных провинций и подчиняются церкви либо в Англии, либо в США.

Сообщество англиканских церквей.

Англиканские церкви образовали обширное содружество церквей во всемирном масштабе. Сегодня все епископы в Японии – японцы, а в Китае – китайцы. Четыре епископа-африканца возглавляют епархии в Нигерии, здесь насчитывается также двенадцать помощников епископов из африканцев. Епископ Ямайки – негр из Вест-Индии. В 1958 состоялось первое посвящение филиппинца в сан викарного епископа. Данный процесс продолжается; как только церкви в Азии и Африке добиваются независимости, они, как правило, создают церковные объединения, которые весьма существенно отличаются от европейских и американских образцов.

Единство столь обширного объединения помогают сохранять дружественные взаимосвязи. У англиканских церквей нет ни папы, ни Ватикана. Их не удерживает вместе какой-либо общепризнанный закон. Но они ощущают свое единство, разделяя общую веру, придерживаясь сходной традиции богослужения, а изменения в нее вносятся на основе пересмотра служебника в разных церковных провинциях. С позволения местного епископа англиканский священник может совершать богослужения в любой части англиканского мира. Каждые десять лет (или около этого) эта дружественная взаимосвязь подтверждается на Ламбетских конференциях англиканских епископов, собирающихся со всего мира. Первая конференция состоялась в 1867, в тревожное для церкви время. Ее встречи происходят в Ламбетском дворце – лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, который ex officio (по должности) является их председателем и рассылает приглашения от своего имени. Конференция – не синод, она не может принимать каких-либо решений, обязательных для всех церквей. Но она предоставляет возможность для взаимных консультаций и откровенных дискуссий. Ее отчеты и резолюции пользуются большим авторитетом, многие из решений принимаются к исполнению различными церквами. Сегодня происходят изменения в формах организации, учреждены постоянные комитеты по межцерковным отношениям в рамках англиканских церквей и по миссионерской деятельности. На фоне роста экуменических настроений англиканские церкви и Римско-католическая церковь учредили в 1967 объединенный комитет по теологии, чтобы осуществить первые шаги на путях восстановления полного единства между этими двумя вероисповеданиями.

Значение англиканства.

С самого начала англикане ставили своей целью объединение всех приверженцев Христа на земле. Архиеписком Кранмер разработал грандиозный план сотрудничества всех церквей, прошедших через Реформацию; его попытки не увенчались успехом из-за отсутствия интереса к нему со стороны некоторых руководителей немецких церквей. Англиканские церковники поддерживают дискуссии с целью более тесного союза с различными руководителями самых разных церквей, включая Римско-католическую. Некоторые из данных собеседований привели к позитивным результатам. Англиканские церкви вступили в полное евхаристическое общение со старокатолическими церквами и Польской национальной католической церковью; многие из англиканских церквей поддерживают неполное евхаристическое общение с церквами Швеции и Финляндии; частичный интеркоммунион – с Сирийской церковью Мар Томы в Южной Индии. Американская церковь установила особые дружественные связи с Независимой церковью Филиппин. Четыре американские епархии вошли в новую единую Церковь Южной Индии; данная церковь не связана полным евхаристическим общением ни с одним из англиканских церковных провинций, но со временем контакты между ними становятся все более тесными. В переговоры с другими церквями включились англиканские объединения в Бирме и Шри Ланке, что может привести к созданию объединенных церквей в указанных странах.

Возникшая в 16 веке; государственная церковь в Великобритании. Культ и организационные принципы англиканской церкви ближе к католической церкви, чем у других протестантских церквей. В догматике англиканской церкви сочетаются положения протестантизма о спасении личной верой и католицизма о спасающей силе церкви. Церковную иерархию англиканской церкви возглавляет британский монарх.

Англиканская церковь возникла в результате разрыва английского короля Генриха VIII с папством, секуляризации монастырей, как государственная национальная церковь, возглавленная королем согласно «Акту о супрематии» (1534). Ее вероучение и организационные формы в своей основе оставались католическими. Внешним толчком к реформе послужила ссора Генриха VIII с римским папой, вызванная отказом последнего признать законным развод короля с Екатериной Арагонской. При Эдуарде VI (1547-1553) Т. Кранмером была составлена «Книга общественного богослужения» (Common Prayer Book, 1549), сочетавшая в догматике и культе протестантские и католические элементы. При Елизавете Тюдор в «Тридцати девяти статьях» (1571) вероучение было приближено к кальвинизму.
Основой церковной политики Елизаветы было стремление усилить правительственную опеку над церковью: для наблюдения за исполнением обрядов была создана Верховная комиссия, высший суд по церковным делам. Но параллельно с государственной церковью в Англии начали образовываться тайные группы сектантского толка (пуританство), требовавшие самоуправления церковных общин. В борьбе с пуританами при Якове I Стюарте (1603-1625) англиканская церковь сблизилась с католицизмом. В годы Английской революции (1641-1660) англиканская церковь служила опорой абсолютизма и была упразднена. Официальной религией стало пресвитерианство (умеренное пуританство).
После реставрации Стюартов (1660) англиканская церковь была восстановлена. Годы правления королей Карла II (1660-1685) и Якова II (1685-1688) прошли под знаком борьбы с пуританством: согласно королевскому указу 1673 года. (Test Act) пуританам разрешалось занимать государственные должности лишь при условии признания догматов англиканской церкви. Славная революция 1688 года возвела на королевский престол протестанта Вильгельма III Оранского. Акт о терпимости, изданный в 1689 году, хотя и провозгласил англиканскую церковь господствующей, но существенно облегчил положение католиков и пуритан.
Англиканская церковь построена по иерархическому принципу. Британский монарх, как ее глава, назначает епископов. Высшее духовенство составляют два архиепископа: Кентерберийский (примас англиканской церкви и первый пэр королевства) и Йоркский. Соответственно территория Англии разделена на два архиепископства, в те в свою очередь на епископства. Значительная часть епископов является членами палаты лордов. Принципиальные церковные статуты подлежат утверждению британского парламента. Расходы по содержанию англиканской церкви в большой мере несет государство. Традиционно в англиканской церкви сложились три направления: высокая церковь (High Church), близкая католицизму; низкая церковь (Law Church), близкая к пуританизму и пиетизму; широкая церковь (Broad Church), которая стремится объединить различные христианские течения и является господствующим направлением в англиканской церкви.
Помимо англиканской церкви собственно в Англии (The Church of England), существую самостоятельные англиканские церкви в Шотландии, Уэльсе, Ирландии, США, Канаде, Австралии. Формально они не зависят друг от друга, но The Church of England считается матерью-церковью для остальных англиканских церквей. С 1867 года раз в десятилетие англиканские епископы собираются в Лондоне на Ламбетские конференции (по названию дворца Lambeth - резиденции архиепископа Кентерберийского). Общая численность последователей англиканской церкви в Англии оценивается в 25 млн. человек. Важную роль в церковной жизни играет приходское собрание мирян под председательством священника, которое избирает должностных лиц прихода, а иногда и самого священника.

Текст подготовлен в рамках проекта «Динамика религиозной ситуации и конфессиональная идентичность в Московском регионе». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом.

Англиканская церковь (англ. Anglican Church; от лат. Ecclesia Anglicana ) — общеупотребительное наименование Церкви Англии, «установленной Законом» (англ. «the Church of England as by Law established») христианской церкви на территории входящей в Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии Англии, главой которой является британский монарх (с 1952 г. – королева Елизавета II ), а предстоятелем – архиепископ Кентерберийский (с 2013 г. – его высокопреосвященство достопочтенный Джастин Уэлби ), носящий титул «Примас всей Англии».

В России под «англиканской церковью» обычно подразумевается Церковь Англии, так как англиканские общины (религиозные организации и группы), существующие на территории Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Владивосток), находятся в юрисдикции Восточного Архидиаконства (Диоцеза Гибралтара в Европе – сорок второго диоцеза Церкви Англии. Однако прихожанами англиканских общин, в том числе российских, могут быть не только верующие Церкви Англии, но и верующие из других Англиканских Церквей.

Англиканская церковь в России

Англиканство появляется на территории России во второй половине XVI в., когда при Иване IV Грозном начинается активное налаживание торговых и политических связей Московского государства с Английской короной. В частности, царь позволил английским подданным – купцам, морякам и служащим «Московской компании» (англ. Muscovy Company, также Muscovy Trading Company) – отправлять в России англиканские обряды, но только на территории их собственных домов. В Москве такими домами были так называемый «Старый» английский двор, пожалованный царём англичанам и располагавшийся недалеко от Кремля, и «Новый» английский двор в Белом городе близ Ильинских ворот.

1649 год стал для московских англикан роковым: «Старый» и «Новый» английские дворы были конфискованы в связи с проблемами в дипломатических отношениях Московского государства с Англией, а так же было принято Соборное уложение 1649 года, согласно которому «немецкие керки» не должны были больше находиться в черте города. В 1652 году по указу царя Алексея Михайловича англикане, как и другие неправославные иноземцы, переселяются за пределы Москвы – в Новую Немецкую слободу на правом берегу реки Яузы.

В начале XVIII в. англикане появляются и в новой столице. В середине века английские купцы и фабриканты выкупают особняк графов Шереметевых, ставший впоследствии Англиканской церковью Иисуса Христа.

Несмотря на то, что начало XIX века ознаменовалось печальными для Москвы событиями Отечественной войной 1812 года, отчасти именно они стали толчком к развитию жизни московской общины. В московском пожаре сгорела реформатская церковь в Немецкой слободе, и англикане подали прошение на разрежение постройки нового здания. В 1828 г. был приобретен каменный дом прапорщика П.А. Наумова на, как он тогда назывался, Большом Чернышевском переулке, который был переоборудован под часовню. В 1878 г. общиной было принято решение построить на этом месте полноценную церковь. Строительство велось по проекту английского архитектора Р.Н. Фримена под руководством русского зодчего Б.В.  Фрейденберга с 1882 по 1884 гг. Первое богослужение в новой церкви прошло 2 сентября 1884 г., а 13 января 1885 она была торжественно освящена в честь св. апостола Андрея. Церковь стала центром религиозной, культурной и светской жизни общины – в её здании находились комната для приходского собрания, библиотека, архив, в колокольне было оборудовано хранилище для ценностей прихожан, а в 1885 году в церкви был установлен орган. В 1894 г. в церковном дворе был построен двухэтажный дом для настоятеля.

События начала XX в. не обошли церковь св. Андрея стороной – во время Первой мировой войны англиканская община организовала в ней госпиталь и полевую кухню; а во время Октябрьской революции 1917 года большевики использовали колокольню как пулемётную вышку. В 1920 г. отправление служб и обрядов в церкви было прекращено (последняя запись в церковной книге – венчание 11 апреля 1920 г.), а здание конфисковано советским правительством. Капеллан (настоятель) Фрэнк Норт, который был сначала арестован, но затем выслан из страны, отправился в Финляндию, где продолжил своё служение – капелланство Хельсинки стало носить название «Хельсинского и Московского». Впоследствии отец Норт и его преемники регулярно предпринимали попытки приехать в Москву, а, когда им это удавалось, совершать богослужения в Британском посольстве. В советские годы церковь св. Андрея использовалась сначала как помещение для нужд посольства Финляндии, затем как склад и общежитие, а в 1960-е в нём расположилась студия звукозаписи всесоюзной фирмы грампластинок Министерства культуры СССР «Мелодия».

В 1991 г. капеллан «Хельсинский и Московский» преподобный Тайлер Стрэнд убедил студию «Мелодия» разрешить использовать церковь для воскресных богослужений, которые стали проводиться примерно раз в две недели. В 1992 г. московская англиканская община получила государственную регистрацию, а в 1993 г. в церковь св. Андрея был назначен её первый постоянный капеллан постсоветского периода – преподобный Чад Коуссмэйкер. 19 октября 1994 королева Великобритании Елизавета II посетила церковь св. Андрея в рамках своего официального визита в Россию, а в 1995 г. здание церкви было передано верующим для постоянного использования. В 1999 г. отца Коуссмэйкера сменил преподобный каноник Саймон Стивенс, возглавлявший приход в течение пятнадцати лет. При нём развернулась активная культурная и общественная деятельность, была проведена частичная реставрация здания церкви, а в 2003 г. община получила ныне действующую регистрацию и официальное название – «Англиканская церковь в Москве». Также при отце Стивенсе капеллан церкви св. Андрея стал апокрисарием (специальным представителем) архиепископа Кентерберийского перед Русской Православной Церковью, а так же получил должность почетного капеллана посла Великобритании в Российской Федерации. С 2015 по 2017 гг. капелланом был преподобный Клайв Фэйрклоу. С февраля 2017 г. община не имеет настоятеля, новый капеллан ожидается в августе 2017 г.

Численность

Согласно данным Церкви Англии за 2015 г., число членов Церкви (без учёта Диоцеза в Европе) составляет порядка 32,5 миллионов человек. Еженедельно службы посещают до 961,4 тысяч, 10,3 тысячи из которых – прихожане церквей Диоцеза в Европе.

Анализ записей церковных книг церкви св. Андрея за 2012-2017 гг. дал следующие результаты: на 2017 г. еженедельно службы в среднем посещает порядка пятидесяти шести верующих. Нблюдается тенденция к уменьшению численности: в 2012 г. – 72 человека, в 2013 г. – 66, в 2014 г. – 56, в 2015 г. – 53, в 2016 г. – 58. Национальный состав общины – англичане, канадцы и американцы, австралийцы и новозеландцы, выходцы из Африки (например, из Республики Кения) и Индии, несколько русских.

Вероучение и религиозные практики

Важно отметить, что в Церкви Англии не существует единого авторитетного источника вероучения. Согласно Канонам Церкви Англии, ее догматическое учение основывается на Священном Писании и вероучении древних Отцов и Соборов Церкви, соответствующих словам Писания. Оно рассредоточено по ряду источников:

-​ Книга общей молитвы (1662 г.);

-​ 39 статей англиканского вероисповедания (1571 г.);

— Ординал (1550/1662 гг.).

Эти документы не имеют равного с Писанием и Преданием авторитета.

«Тридцать девять статей», одобренные клиром и Парламентом Англии в 1571 г. при королеве Елизавете I, являлись одним из многочисленных сборников «вероучительных положений», которые были созданы в Церкви Англии с началом реформации в XVI веке. Являясь продуктом политической воли королевы, стремившейся к установлению религиозного единообразия, нежели актуальным изложением основ вероучения, «Тридцать девять статей» оказались скорее документом политическим. При этом «Тридцать девять статей» отражают особенности вероучительной позиции Церкви Англии, сочетающей в себе как положения общие для христианских церквей «латинской традиции» (например, вера в исхождение Святого Духа от Отца с Сыном (лат. Filioque ), так и являющихся образчиками английской реформированной богословской мысли и носящими яркий анти-римский характер (например, отвержение римского учения о жертвенном характере Святой Мессы).

«Книга общих молитв», богослужебная книга Англиканской Церкви, в своей первой редакции была составлена XVI в., впоследствии неоднократно редактировалась и в современном виде представляет собой редакцию 1662 г., принятую после Реставрации монархии. Она в немалой степени базируется на так называемом Сарумском обиходе, местном чине богослужения, сформировавшегося в Средние века в Солсберийском соборе, и бенедиктинской монашеской литургии часов. Однако она имеет ряд характерных отличий от указанных литургических текстов: измененная последовательность частей службы и добавление ряда молитв, заимствованных из литургии Иоанна Златоуста. «Книга» содержит в себе чины утреннего и вечернего богослужений, евхаристической литургии, различных треб (например, литании (молебна), ектеньи (молитвенного прошения), крещения и конфирмации (как взрослых, так и детей), бракосочетания, посещения и причащения болящих, погребения и др. ), а так же ряд богослужебных и богословских текстов – символ веры, Псалтирь, «Тридцать девять статей», Катехизис, календарные таблицы (литургический год у англикан, как и католиков, начинается с первого воскресения Адвента – периода предшествующего Рождеству (считается за четыре воскресенья до Рождества ) и некоторые другие. В Церкви Англии богослужения проводились в основном по тем правилам, которые предписывала «Книга общих молитв», вплоть до второй половины XX века. Однако с 2000 г. в Церкви Англии используется «Книга общественного богослужения», ставшая полноценной альтернативой «Книге общих молитв».

«Ординал», также составленный в XVI в. по образцу католического Понтификала, и содержит в себе чины рукоположения в диаконы, священники и епископы. В 1985 г. Церковь Англии приняла решение разрешить хиротонию женщина на уровне диаконис, в 1992 г. – на уровне священства, в 2014 г. – на уровне епископа, что, усложнило ведение экуменистического диалога Англиканского Сообщества с рядом других христианских Церквей. Первая женщина-епископ, Либби Лейн, была рукоположена в январе 2015 г.

Отметим также, что ни «Книга общей молитвы», ни тем более «Тридцать девять статей» не являлись и, на сегодняшний день, не являются литургическими или вероучительными стандартами для Англиканского Сообщества. Шотландская епископальная церковь и Епископальная церковь в США использовали собственные «книги общей молитвы» с XVII и XVIII вв., соответственно. Большинство современных англиканских церквей также использует собственные молитвенники. Аналогичная ситуация наблюдается и с «Тридцатью девятью статьями».

Общественная деятельность

Все здания архитектурного ансамбля церкви св. Андрея, находящиеся по адресу Вознесенский переулок, д. 8, стр. 1-4, являются региональными памятниками архитектуры и обладают охранным статусом «объект культурного наследия».

При приходе активно действует воскресная школа, ведется работа по организации семейных праздников (Зимний базар, ярмарки, пикники и др.), а в колокольне находится обширная библиотека, существующая в рамках совместной образовательной деятельности церкви св. Андрея с Библейско-богословским институтом св. апостола Андрея (ББИ).

Московская англиканская община занимает активную социальную позицию: она сотрудничает с Центром равных возможностей для детей-сирот «Вверх» (англ. STEP UP), выделяет помещение для собрания англоязычной группы анонимных алкоголиков, участвует в благотворительных и социальных акциях англоязычной протестантской общины «Moscow Protestant Chaplaincy», которой так же выделяет время для богослужения в церкви св. Андрея.

В рамках культурной деятельности в здании церкви регулярно проходят тематические музыкальные вечера, чаще всего – классической музыки. В вопросах организации концертов община сотрудничает с культурным благотворительным фондом «Небесный мост». Также в здании церкви репетирует и выступает Московский международный хор.

Церковь св. Андрея — Москва, Вознесенский пер., д. 8.

— официальный сайт (англ. St Andrews Anglican Church and Centre in Moscow): www.moscowanglican.org

-​ страница на Facebook:www.facebook.com/moscowanglican

Литература

1.​ Ерохин В.Н . Становление англиканской церкви в XVI – первые десятилетия XVII вв. в освещении современной британской историографии. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2009.

2.​ Фадеев И.А . Церковь Англии: проблема конфессиональной самоидентификации в исторической перспективе. М.: ООО ИПЦ «Маска», 2015.

М. Киселев, И. Фадеев

1) Также под англиканской церковью может пониматься для обозначения церквей, являющихся членами Англиканского Сообщества (англ. The Anglican Communion) – международного объединения поместных (национальных или региональных) Церквей, исторически связанных с Церковью Англии, в целом разделяющих её теологическую доктрину и находящихся в евхаристическом общении с Кентерберийским престолом. Архиепископ Кентерберийский лишь духовный лидер Сообщества, т.к. все Церкви, входящие в него – независимы и автономны, у каждой из них свой примас и свои структуры управления. Однако архиепископу Кентерберийскому принадлежит право созывать Ламбетовскую конференцию – собрание епископов Церквей, членов Сообщества, проводимое раз в десять лет (первая – 1867 г., четырнадцатая – 2008 г.), решения которого носят необязательный, но рекомендательный характер. На данный момент в Англиканском Сообществе состоит сорок четыре Церкви: тридцать восемь поместных Церквей, так называемых Провинций (англ. Provinces), включая Церковь Англии, и шесть Экстра Провинций (англ. Extra Provincials), пять из которых находятся под юрисдикцией архиепископа Кентерберийского, а одна – Совета Епископов (англ. Metropolitan Council).

2) Здание сохранилось. Современный адрес – ул. Варварка, д. 4. Сейчас там располагается музей «Старый Английский двор», отделение музейного объединения «Музей Москвы» (официальный сайт: www .mosmuseum.ru).

3) В 1649 г. в Англии в ходе Английских гражданских войн (1642-1646; 1648-1649; 1649-1651 гг.) был казнён король Карла I, что послужило причиной временного разрыва дипломатических отношений между Московским государством и Англией, которые были вновь восстановлены после реставрации монархии в Англии (1660/1 г.) и Славной революции (1688/9 г.).

4) Раздел «Факты и статистика» официального сайта Церкви Англии (данные опубликованы в октябре 2016 г.). URL : https://www.churchofengland.org/media/3331683/2015statisticsformission.pdf

Задолго до начала протестантского движения на территории Европы реформаторские идеи ходили среди жителей Англии, так как во времена Средневековья диктатура Римской церкви была достаточно жесткой. Кроме репрессий и вмешательства в частную жизнь, церковь фактически управляла государствами, принимая активное участие в политических играх.

Развитие экономических отношений требовало и перемены линии взаимодействия церковной и светской власти, решения не только социальных, но и религиозных проблем. На основе появления разительных отличий между каноничными текстами и их трактовкой в лице служителей церкви в пятнадцатом столетии появляется новая религиозная община – Англиканская церковь.

Особенности Англиканской церкви

В отличие от других протестантских течений, новая церковь Англии сохранила основные традиции – к примеру, в вопросе преемственности церковной иерархии. При возведении в новый сан обязательно проходит священное таинство с молитвой и призывом Святого Духа. Так, по настоянию Елизаветы I, была создана и одобрена так называемая книга Англиканской веры, которая содержит всего тридцать девять статей и обрисовывает основные догмы новой веры. Но при это пространность основных пунктов допускает возможность неоднозначных трактовок, которые до сих пор являются предметом споров. Что интересно, присягу британские монархи приносят именно на этом своде догм.

Основные догмы

Основы Англиканской церкви не были такими категоричными, как в других странах Европы. В них можно достаточно явно отследить политические веяния шестнадцатого века. Так, главным достижением новой церкви является независимость от Ватикана. Главой же выступал не духовный наставник, а непосредственно монарх. Также не признавалось монашество, а спасать душу следовало не отказом от мирского, а путем личной веры. Такой подход помог поддержать казну страны – приходы и монастыри лишились своего имущества в пользу государства.

Еще одной особенностью именно Англиканской церкви стоит назвать признание только трех Таинств – это Покаяние, Крещение и Причащение. И, не смотря на реформаторские традиции, в церквях разрешено поклонение иконам, допускаются пышные наряды священнослужителей и использование органной музыки.

Основным достижением новой церкви стало решение проводить богослужение на родном языке прихожан, как и публиковать Библию – в отличие от католицизма, где везде используется исключительно латынь.

Церковь и государство

На определенном этапе развития любая религия сталкивается с необходимостью разделения церковной и светской жизни. В Англии церковная община является фактически еще одним государственным органом – это с учетом того факта, что страна является светской.

По нормам Англиканской церкви, правящий монарх не только юридически является главой, но также может назначать епископов и архиепископа. Большинство епископов, к тому же, члены Палаты лордов. Монарх может контролировать церковные доходы и решать догматические споры, инспектировать епархии. Изменения церковных канонов происходят только после согласования в Парламенте.

Сейчас Англиканская церковь достаточно распространена в мире – более девяноста миллионов верующих насчитывают ее приходы, и число приверженцев такой ветки христианства продолжает расти.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия