Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия

Болдинский Свято-Троицкий монастырь, древнейший из ныне действующих на Смоленщине монастырей, находится в 15 км восточнее Дорогобужа, рядом со Старой Смоленской дорогой. Он был основан в 1530 г. преподобным Герасимом.

Подвижническая деятельность Герасима была направлена на создание монастырей на землях, отвоеванных Москвой у Великого княжества Литовского. Вскоре после своего основания Болдинская обитель превратилась в богатейший и влиятельнейший монастырь всей смоленской земли.

В 1580-90-х годах в монастыре развернулось большое каменное строительство. Именно в эти годы были выстроены основные монастырские здания - Троицкий собор, трапезная палата с теплой шатровой церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы, столпообразная трехъярусная шестигранная колокольня, стены монастыря.

Архитектурный ансамбль Болдинского монастыря являлся выдающимся шедевром русской архитектуры, единственным известным нам ансамблем эпохи царствования Федора Иоанновича. Архитектура и фасадная декорация Троицкого собора восходят к Архангельскому собору Московского Кремля. Представьте, в глубокой провинции стоял храм, по красоте и величию равный одному из лучших соборов Москвы.
Болдинская обитель располагалась около оживленной дороги - тракта, ведущего к западным границам Руси. Здесь останавливались стрельцы, шедшие в поход, царские послы, торговые люди. В Житии преподобного Герасима сохранилось описание чуда исцеления царского посла Михаила Безднина в 1585 году благодаря молебну у раки преподобного. Т.е. уже тогда мощи пр. Герасима были известны и почитаемы как чудотворные.

Большой удар по Болдинскому монастырю был нанесен Смутой начала XVII века и польским нашествием. С 1617 по 1654 гг. Дорогобужский край находился в составе Речи Посполитой, в котором государственной религией было католичество.

После того, как в 1654 г. Россия отвоевала у Польши смоленские земли, Болдинский обитель была возрождена, но не смогла сохранить за собою былых богатств. В 1764 году, согласно манифесту, подписанному Екатериной II у монастыря (как и у всех монастырей государства Российского) были отобраны все земли. Это привело к упадку монастырей, многие из которых из-за бедности закрывались. Выжить Болдинскому монастырю помогли благотворители, из которых выделялся своей щедростью кн. Андрей Николаевич Долгоруков.

В 1929 году, по распоряжению советской власти, монастырь был закрыт. В годы Великой Отечественной войны здесь расположилась партизанская база. В марте 1943 года, когда линия фронта приблизилась к Дорогобужу, гитлеровцы заминировали все старинные постройки: Троицкий собор, трапезную палату с Введенским храмом, колокольню - и взорвали их.

Возрождение Болдина монастыря из небытия связано с именем выдающегося архитектора-реставратора П.Д. Барановского. Первый в своей жизни проект реставрации Барановский составил в 1912 году для трапезной палаты с Введенской церковью Болдина монастыря. В 1964 году Петр Дмитриевич снова вернулся в Болдино, в свой родной Дорогобужский край, чтобы начать возрождение взорванного фашистами шедевра архитектуры. Именно его трудами по сохранившимся обмерам и фотографиям поднялась из руин удивительной красоты колокольня.

В 1991 году Болдинский монастырь был передан Русской православной церкви и возобновил деятельность. За прошедшие годы были восстановлены трапезная с Введенской церковью и каменная стена с четырьмя башнями, Тихвинская церковь, а также деревянный дом игумена, сторожка у Святых ворот, каменный келейный корпус, каменный казначейский корпус, деревянная часовня на монастырском кладбище.

В 2001 году при расчистке южного придела Троицкого собора были обретены мощи преподобного Герасима. Сейчас рака с мощами преподобного находится в Троицком соборе, восстановленном в 2010 г. С обретением мощей своего святого основателя Болдинский монастырь начал новый этап истории.

Будучи духовной опорой жизни православных людей, Болдин монастырь стал и местом упокоения многих представителей таких знатных родов России, как князья Звенигородские, дворяне Пушкины, Плещеевы, Годуновы, Салтыковы.

В настоящее время возрождён монастырский некрополь. Среди сохранившихся захоронений - семейная усыпальница представителей славного Смоленского (дорогобужского уезда) дворянского рода Вистицких конца XVIII - первой половины XIX веков.

В Троицком соборе находилась усыпальница семьи князей Долгоруковых. Здесь похоронены дед (Николай Владимирович) и бабушка (Екатерина Андреевна), отец (Андрей Николаевич) и два дяди (братья отца: Николай Николаевич и Василий Николаевич) двух выдающихся государственных деятелей России - военного министра (1852-1856), начальника III отделения Собственнго Его Императорского Величества канцелярии и шефа жандармов (1856-1866) кн. Василия Андреевича Долгорукова и знаменитого московского генерал-губернатора (1865-1891) кн. Владимира Андреевича Долгорукова.

В настоящее время, вряд ли найдется еще одна монашеская обитель в нашем Отечестве, которая возродилась к жизни, и жизни активной, от полного разрушения и запустения.

Экскурсии по теме статьи

, Краеведение

Презентация к уроку



























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

СЛАЙД 2. Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь.

Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь находится в Смоленской области. Он располагается в 15 километрах на восток от города Дорогобужа на берегу искусственного озера, которое было устроено в пойме речки Болдинка. Недалеко от монастыря проходит старая Смоленская дорога. Болдинский монастырь наиболее древний из существующих и действующих монастырей в Смоленской области. Он был основан преподобным Герасимом в 1530 году.

СЛАЙД 3 Основатель монастыря преподобный Герасим.

Преподобный Герасим Болдинский родился в 1490 г. в Переяславле Залесском. Он был послушником Горицкого монастыря у старца Даниила Переяславского. Герасим помогал старцу в построении храмов и келий, совершал подвиги поста и молитвы, служил бедной братии своим ремеслом – он был сапожником.

Святой Герасим, получив благословение старца на отшельничество, поселился недалеко от города Дорогобужа в Смоленской земле, в диком лесу, населенном змеями и зверями. Святой много раз подвергался нападениям разбойников, но терпеливо сносил все обиды и молился за обидчиков. Для пропитания своего он повесил кузовок на дереве у дороги: проходившие клали туда куски хлеба, но и эти куски иногда отбирали другие бедняки, за что преподобный только благодарил Бога. Впоследствии явился у него сторож его кусочков - ворон; если недобрый человек подходил к кузовку, ворон поднимал крик и, летая, бил крыльями по лицу нежеланного посетителя, а хищным зверям даже выклевывал глаза и обращал их в бегство.

По особому видению он перешел на Болдину гору, где у источника стоял огромный дуб. Местные жители избили его палками и хотели утопить, клеветали на него наместнику Дорогобужа, подкупили его, чтобы тот прогнал старца. Наместник хотел посадить Герасима в тюрьму, как бродягу. Преподобный Герасим терпеливо переносил издевательства, молчал и молился. Царский посланник из Москвы, увидев святого Герасима поклонился и попросил у него благословения, так как ранее видел святого вместе с преподобным Даниилом у царя. Наместник испугался, просил прощения у старца, обещал ограждать его от нападений, пожертвовал ему на устройство обители. С этих пор святой Герасим стал принимать к себе желающих иноческого подвига, и к нему собрались братия.

Кроме Болдина монастыря преподобный Герасим основал в городе Вязьме монастырь во имя Иоанна Предтечи, недалеко от Дорогобужа восстановил небольшой монастырь, который существовал с конца XV века, в волостном селе Свирковы Луки на левом берегу реки Днепр. Построил храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (по другим данным Введенский и Никольский храмы). В 1547 году в Брянских лесах преподобный основал Троице-Введенский монастырь

СЛАЙД 4 Мощи преподобного Герасима Болдинского.

Мощи преподобного Герасима находятся под спудом в Троицком соборе в Болдино. Ежедневно служится молебен с чтением особой молитвы преподобному Герасиму. В 20-е годы XX века мощи были утрачены, монастырь частично разрушен. Во время Великой Отечественной войны все монастырские постройки были взорваны, уцелела только деревянная церковь преподобного Герасима. В 1991 году ее освятил и благословил восстановление обители митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Мощи преподобного Герасима обретены 17 июля (н. ст.) 2001 года в Богословском приделе разрушенного Свято-Троицкого собора при начале восстановления храма. Сейчас мощи преподобного находятся в заново выстроенном Свято-Троицком соборе.

СЛАЙД 5-7 Северный вход в монастырь, ограда, Святые ворота.

Западные ворота.

Юго-западная башня.

Ограда - кирпичные стены, которые охватывают всю территорию монастыря. Она восстановлена в 1993 г. В северной стене ограды находятся Святые ворота, перестроенные в начале 20 в. Арочные ворота и калитки на других сторонах ограды выглядят намного проще.

СЛАЙД 8-10 Свято-Троицкий собор.

Деревянный соборный храм в честь Святой Троицы с приделом во имя преподобного Сергия Радонежского построен в 1530-е годы рядом с первыми постройками обители. Каменный собор в честь Святой Троицы с приделами во имя апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и благоверных князей Бориса и Глеба построен в 1585-1591 годах, по преданию, на средства инока Николая, из дворянского рода Арсеньевых. В приходно-расходных книгах монастыря упоминался церковный мастер Терентий, руководивший строительными работами. Собор был расписан фресками в византийских традициях на сюжеты из евангельских притч московскими, государевыми иконописцами - Постником Дерминым и Стефаном Михайловым. В соборе хранился древний, почитаемый образ Казанской иконы Божией Матери. Храм взорван в 1943 году. В 1991-2000 годах проведены раскопки руин храма.

СЛАЙД 11-13 Колокольни Свято-Троицкиого Герасимо-Болдинского мужского монастыря.

Между собором и трапезной в конце XVI века возведена высокая трехъярусная колокольня, имевшая по описи 1744 года “часы с боем”. В 1587 году мастер Иван Афанасьев отлил для обители в Москве благовестный колокол. В 1871 году на верхнем ярусе колокольни висели семь колоколов - от большого в 50 пудов (819 кг.), отлитого в 1861 году, до малого в 25 фунтов (10,2 кг.). В среднем ярусе находилась ризница, в которой хранилась ценная утварь. Колокольня взорвана в 1943 году, восстановлена из руин в 1980-е годы при участии студенческих строительных отрядов Смоленского пединститута и Дорогобужского участка реставрации ССНРПМ. С осени 1990 года колокольня используется по своему назначению.

СЛАЙД 14-17 Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Деревянный трапезный храм в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы построен в 1530-е годы. Каменный двухэтажный трапезный Введенский храм с келарской палатой построен в 1590-е годы. В 1843 году при настоятеле игумене Никодиме на втором этаже трапезной, рядом с Введенским храмом устроен придел в честь святителя Митрофана Воронежского. Храм взорван в 1943 году. Первый этаж восстановлен в 1960-e годы. Реставрационные работы проведены в 1995-1997 годах. Часть кровельных работ выполнена бригадой А. Е. Копейчикова. Возрожденный из руин Введенский храм освящен митрополитом Кириллом 4 декабря 1997 года. Божественную литургию в день памяти преподобного Герасима митрополит Кирилл совершил в храме в 1998 году. Иконостас и роспись Введенского храма и трапезной палаты на втором этаже выполнили белорусские мастера, под руководством С. Петрова.

СЛАЙД 18-19 Церковь Тихона Задонского.

На месте первой келии преподобного Герасима, у древнего дуба в 1890-х годах братией обители поставлен небольшой каменный храм в честь преподобного Тихона Калужского. В 1990 году он восстановлен и с октября возобновлено регулярное Богослужение в обители. Кровельные работы и золочение иконостаса выполнены бригадой А. Е. Копейчикова. Митрополит Кирилл освятил храм в честь святителя Тихона Задонского в мае 1991 года. До восстановления Введенского храма в нем проводились все Богослужения.

СЛАЙД 20 Часовня, место захоронения уважаемых монахов.

СЛАЙД 21 Дуб, посаженный патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

СЛАЙД 22 Колодцы монастыря.

СЛАЙД 23-24 Сад монастыря

СЛАЙД 25 Подворье в Дорогобуже: церковь Казанской иконы Божией матери

СЛАЙД 26 Подворье в Сафоново (Смоленская обл.): Подворье в Сафоново: церковь Святого Равноапостольного князя Владимира

Приход в городе Сафоново образован в декабре 1988 года. Каменный храм в честь равноапостольного великого князя Владимира Киевского построен в 1989-1991 годах на средства администрации города и прихожан. Храм устроен на 1500 человек, с трехъярусной 27-ми метровой колокольней. На колокольне пять колоколов, больший - весом 500 килограммов. Особую помощь в возведении храма оказывал председатель Сафоновского горисполкома П. С. Осипов. Большую часть хозяйственных работ выполняла староста прихода Н. К. Золотухина. Кровельные работы, установку куполов и крестов провела ремонтно-строительная бригада А. Е. Копейчикова. Храм освящен митрополитом Кириллом в декабре 1991 года. За понесенные труды игумен Антоний (Мезенцев) награжден палицей. Указом митрополита Кирилла от 11 июля 1994 года Владимирский приход преобразован в подворье Герасимо-Болдинского мужского монастыря. Иконостас храма изготовлен Сафоновскими резчиками, по образцу иконостаса Покровского храма села Дуброво Темкинского района. Иконостас освящен митрополитом Кириллом на Божественной литургии 29 октября 1994 года. В 1997 году расписан алтарь храма.

СЛАЙД 27 Спасибо за внимание!


Сегодня мы отправимся за 110 километров от города по старой Смоленской дороге в самый древний из существующих и действующих ныне монастырей в Смоленской области - Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский.

Сам монастырь был основан в 1530 году преподобным Герасимом Болдинским. К концу века это был крупный центр культурной и духовной жизни. Самый расцвет пришёлся на конец 16 и начало 17 века до польской войны. Тогда же и широко развернулось каменное строительство. Назван монастырь Болдинским потому что с востока монастырь окружает небольшой лес, в прошлые века в нем росли дубы, по-славянски "болды", от чего и место было так названо. По легенде, преподобному Герасиму, который вел отшельнический образ жизни, приглянулось это место и остался он ночевать тут, найдя большой дуб, в дупле которого мог он поместиться. Да так и остался тут жить. Через несколько лет, когда о нём уже прознали местные жители, стали они приходить к нему за советом, а некоторые просили оставить их здесь учиться мудрости. Срубив небольшую деревянную церковь Герасим и основал монастырь.

Впоследствии, когда послушников стало много, он отправился пешком в Москву просить государя жаловать ему средств на постройку здесь каменных строений.

Государь принял Герасима и жаловал ему грамоты охранные и средства необходимые для постройки. С тех пор монастырь переживал и расцветы и упадки. В польскую войну монастырь опустел, спустя некоторое время его здания были переданы Смоленскому иезуитскому коллегиуму. После возвращения земель в 1654 году монастырь был возрождён, но уже никогда не был столь богат. В 18 веке тут была открыта типография, отстроены многие здания. В Наполеоновскую войну монастырь был снова закрыт и превращён в тюрьму для русских солдат.

В 1922 году монастырь был опять закрыт и превращен в антирелигиозный музей. Однако монахи постарше остались тут работать музейными сотрудниками и проводили службы до 1929 года, когда до власти дошли слухи о "религиозном мракобесии" и все оставшиеся монахи-сотрудники были сосланы в лагеря. Тогда же архитектор П.Д. Барановский исследовал и обмерил все сооружения монастыря, составил план его и проекты реставрации.

В Великую Отечественную Дорогобуж и окрестности были партизанским краем, лютые бои проходили тут когда немцы рвались к Москве. В самом монастыре был штаб, ремонтные мастерские и склады. В отместку за партизанские нападения монастырь был взорван.

После войны монастырь пришёл в полное запустение, местные жители даже стали разбирать его на кирпич. И только 1964 году, тот же архитектор П.Д. Барановский что в двадцатые годы проводил обмеры, руководствуясь чудом сохранившимся планами и обмерами взялся за восстановление обители. Он умер в 1984 году, восстановив лишь трапезную палату, но ученик его А.М. Пономарев продолжил работы.

Вокруг монастыря возведена стена, а южнее есть небольшое озеро с живописными мостками.

Отправимся внутрь. Ворота монастыря.

Крайне чистое, приятное и живописное место. Осенняя природа придаёт лёгкую нотку мечтательности и созерцания.

Осеннее небо, опадающие листья и желтеющая листва дополняют картину

Сам монастырь во всей красе.

Колодец

Отправимся на центральную колокольню

Главный колокол

Виды из под колоколов

Ныне монастырь полностью восстановлен из руин и доступен для посещения. Несмотря на отдалённость от современной дороги на Москву паломники тут есть даже в промозглый осенний день.
А вот деревня Болдино приходит в запустение, а местные жители вспоминают о храме только когда говорят о своей бурной комсомольской молодости и походах в клуб который ранее располагался внутри.
А мы отправляемся домой с приятным умиротворением от посещения столь прекрасного места

Другие фотопосты по тегу

Золотошвейная мастерская осени-кружевницы хорошела под яркими лучами последних деньков "бабьего лета". Чуть заметный ветерок с легким шорохом отделял точеные листья один от другого, показывал солнцу, как мастер проверяет на свет свою работу, а то щедро поливало их золотой краской. И небо в искрящейся синеве своей сквозь эти краски, резьбу и формы кружило голову.

С востока монастырь окружает роща; в стародавние времена были в ней могучие, древние дубы, по-славянски "болды", теперь же они поразбавились, и ныне уже другая поросль по-детски теснится к монастырю. Оттого в пурпуре и золоте кленовой, березовой и дубовой листвы обитель сияет как в драгоценном окладе. Небольшое озерцо с камышовыми берегами точь-в-точь отражает белоснежные стены, а насельники его - гусиные семейства плавают прямо через храмы и башни. По берегу пасутся пугливые пушисто-палевые овцы, да задумчивая корова с рыжими пятнами. И в этом золоте, подаренном миру, себя тоже чувствуешь необделенным, и на душе оттого беззаботно.

Почти пятьсот лет назад прозвонили над той дубравой невидимые колокола. Разнес этот звон ветер, и лишь один монах, проходивший мимо, услышал его. Привлекло это необычное знамение странника. Взобрался он на горку, осмотрелся, да и решил здесь остаться. Нашел дуб - столь древний и великий, что в дупле его свободно мог разместиться человек, в нем он и поселился, просто, - так немного ему было надо.

Два года жил он до того в лесной чаще. Не один, были у него и соседи, и не только птицы да звери дикие - невдалеке торговая дорога вилась средь лесов, а кто деньги возил через эту глушь - попадал под разбойничий набег; эти-то лихие люди и были самыми неспокойными соседями. Много раз пытались они его прогнать, бивали даже, а он все терпел и молился. "Для чего я, грешный, из Переславля, от старца Даниила ушел, - думал он, - сам ведь просил безмолвия и уединения. Неужто столь малых скорбей не потерплю, а они что же, окаянные, будут души христианские губить?" С этим и жил.

С детства, с 13 лет постриг его старец в монахи и нарек Герасимом. Определил ему и послушание, быть "кожешвецем" - обувь для братии да для нищих божедомцев шить. И со временем за богомудрый нрав снискал себе молодой монах уважение не только в обители Переславской, но и в самом первопрестольном граде. Из-за этого-то, после двадцати лет послушания, благословился Герасим на отшельничество, да и ушел в леса. Не любил славы человеческой.

Но и на Болдиной горе спокойнее жить ему не стало. Узнали о Герасиме местные жители, что жили под горой. Дики они были нравом, что те же лесные грабители; в вере православной не вразумленные, - только ведь Смоленское княжество от Литвы отошло: вот и обеспокоились крестьяне, безо всякой причины, за владения свои. Стали они инока прогонять - придут деревенские мужики и начнут палками бить, да насмехаться. А однажды связали по рукам и ногам и поволокли к озеру топить, чуть не бросили уже, но один сказал: "Коль убьем его, самим отвечать придется, лучше отведем его к наместнику Дорогобужскому, и подарочек притом не забудем, все и уладится". Так и сделали. Наместник избитого Герасима обругал и в тюрьму посадил, как бродягу, вот и стал он улицы подметать, да работу всякую черную исполнять, - без укоров, и с молитвою. За этим-то делом и застал его как-то раз один боярин, что к наместнику от царя прибыл. Узнал он Герасима, виделись они, когда тот со старцем к царю приходил, старец-то его, Даниил Переславский, царским духовником был. Поклонился Герасиму боярин в пояс и благословение у него взял, а тот как с метлой был, так и благословил. Наместник тут испугался, выпустил тотчас своего заключенного, покаялся перед ним, грамоты охранные дал, да еще пожертвование упросил взять. С того времени стали Герасима уважать и к дубу его приходить за советом и благословением. Находились и такие, кто, услышав об отшельнике, придя к нему, да побеседовав о спасении души, оставались, разделяя с ним труды монашеские.

Всех гостей преподобный с радостью принимал, церковку построил, чтоб помолиться где было о нуждах людских, а потом и в Москву направился просить позволение на основание новой обители. Шел он пешочком четыреста верст по Смоленской дороге, иначе ведь как пешком преподобный во всю свою жизнь никак и не передвигался. Дошел в столицу к празднику - родился у государя долгожданный наследник Иоанн Васильевич. А на крещении младенца встретил Герасим своего старца в числе восприемников. Побеседовали, кто как спасается, молитв друг у друга испросили, и разошлись восвояси.

После всеобщей радости государь Герасима ласково принял, побеседовал, царской грамотой наделил, да еще щедро подарками пожаловал новую обитель. На царские деньги и воздвигли храм да братские кельи. Строила их вся новая братия во главе с игуменом Герасимом. Но и став игуменом, сохранил преподобный строгость жития своего - как и прежде, ел одну лишь воду с хлебом, да со всеми на равных трудился: рожь молол, хлебы пек, дрова рубил, за больными ходил, да еще же службы... Спать-то когда? - спрашивали любопытные. А этого за ним и не замечали, если и дремал он, то только не лежа.

Кроме Болдина монастыря, построил преподобный еще три обители, и все разбойники на его пути встречались. Однажды пришел он в самый разбойничий притон на окраине Вязьмы. Много вяземцы от душегубов этих натерпелись, потому ограждали они дома свои высоким тыном, а ночами не спали, все ходили в дозор. Богатый боярин разбойникам потакал, и не было на них никакой управы. Вот преподобный Герасим ею и стал. Не смущаясь, приходил он на бандитские сборища и увещевал их исправиться. Вначале его, конечно, били, грозили, гнали, потом прислушиваться стали, а дальше случилось чудо - размягчились под святым словом очерствевшие сердца, и трое страшных разбойников - Добрыня, Лютый и Опта покаялись, да от жития демонского к житию равноангельскому обратились - монахами стали. Так возник Иоанно-Предтеченский монастырь у Вязьмы, прямо на месте притона. А еще была Введенская пустынь на реке Жиздре, что по просьбе местных преподобный основал, и Рождественский монастырь под Дорогобужем. И везде самолично трудился он над постройками, собирал братию, а потом из учеников своих ставил игумена. "Все в монастыре должно быть общее - учил он. - В келье ничего, кроме одежды, держать не надобно, да и та должна быть проста, из сукна. Хмельного пития в обители тоже иметь не следует, даже для гостей. Кормить всех лучше вместе - игумена, братию и гостей, да пищей одинаковой. Из обители никого не выгонять, даже за прегрешения, их надо помогать исправлять". Необычное в обителях своих преподобный управление установил - в помощь игумену - собор 12 старцев, самых мудрых, чтобы, "в случае чего" и самого игумена поправить, тоже ведь человек - всякое бывает. Впрочем, было Герасиму на кого обители свои оставить, ярких светильников веры воспитал он: Аркадий затворник и Антоний, первый епископ Вологодский, как святые церковью прославлены, а другие ученики сами монастыри основывали, учителю своему подражая. Преставился преподобный отец наш Герасим 1 (14) мая 1554 года, когда было ему от рождения лет 66, иноческого же жития да подвигов - более полувека.

И по небесным молитвам старца, обитель продолжала расцветать. Немного спустя построены были Троицкий и Введенский храмы, колокольня, - причем каждое сооружение архитектурным шедевром было. Славились монахи Болдинского монастыря и высотой духовной жизни, и ученостью своей. От Болдина начинался путь свт. Феоктиста Тверского, прп. Рахили Бородинской, и иных, менее известных подвижников. Простой же люд в великом множестве с немощами своими приходил к святому Герасиму, и вскорости всяк молящийся получал утешение в бедах и исцеление от болезней. А по праздникам престольным у монастырских стен разворачивалась ярмарка - и от такой близости к святыне гулянья народные шли чинно, без обмана и излишеств.

Но недолго братия пребывала в спокойствии - много скорбей суждено было претерпеть обители Болдинской. В 1611 году, во время польского ига, попал монастырь в иезуитские руки, и только лишь через пятьдесят лет смогли вернуть его православные. Два века спустя, в 1811, разорила и осквернила монастырь проходящая армия Наполеона, французы превратили его в тюрьму для русских пленных. По прошествии еще ста лет, в 1922 году, по приказу Советской власти монастырь был закрыт и превращен в антирелигиозный музей. Монахов, кто был помоложе, разогнали, а братия постарше устроилась работать в музее - кто смотрителями, кто дворниками, жили же они в деревне. Поначалу еще терпимо было - даже собор Троицкий не отобрали, там те "дворники" и "смотрители" и служили Богу. Только в 1929 году дозналась красная власть, что директор музейный что-то мало атеистическую пропаганду ведет, монахов пригрел, мракобесие разводит, вот и сослали его в лагеря с остатками братии и игуменом Пафнутием.

А потом война грянула, шли здесь бои лютые - вся земля смоленская огнем была повыжжена, кровью да слезами полита. И много фашистам партизаны местные докучали, а штаб партизанский и склады размещались как раз в Болдинском монастыре. В отместку за это немцы, отходя в 1943 году, взорвали монастырь. И осталась от великой и славной обители только огромная груда камней XVI века.


Фото из книги "Русские монастыри"

На нее-то и пришел в 1989 году отец Антоний. Едва только построил он храм Князя Владимира в районном центре Сафоново, что в пятидесяти верстах от Болдина, как направили его сюда. Была здесь лишь одна колокольня, восстановленная в 1960-х годах реставраторами за красоту и древность. Первым делом отремонтировал отец Антоний маленький храмик Тихвинской иконы Божией Матери, что лучше всех сохранился, да под богослужения его приспособил, - верил он, что возрождение монастыря начинаться должно с возрождения молитвы. Так оно и получилось.

Собрались вскоре помощники, стали разбирать развалины, да строить заново, не глядели, что по мирским меркам дело представлялось безнадежным. И вот, в декабре 1997 года, посреди крепких, русских морозов, торжественно освятили вновь отстроенный огромный Введенский храм, двухэтажный. Восстанавливали все по чертежам Барановского, он этот храм еще целым видел, и по монастырю Болдину свой дипломный проект защищал. Так и соорудили точную копию XVI века, а двумя годами позже удалось и расписать его. Потом корпус настоятельский восстановили, кельи, где и живут теперь.

Ныне в обители уже 15 монахов, да столько же трудников. Помимо новых построек, хозяйства, да разбора завалов их же трудами посажен яблоневый сад, коим всегда славился монастырь, переиздано житие прп. Герасима, проводятся регулярные крещения и наставления в вере христианской местного населения, сего ради в монастырь едут со всей округи, даже где свои церкви есть... Но главное, конечно, не в этом, главное - в возрождении духовного делания, для которого в наш век всеобщего обмирщения потребно много больше усилий, чем в древности.

Не мирян это дело - судить о высоте равноангельного чина. То лишь духовно опытным людям ведомо. Но вот что можно сказать: удивительно теплые воспоминания остаются о тех из братии Болдина монастыря, с кем нам посчастливилось общаться. И о строгом отце Евмении, что не хотел помогать нам без благословения настоятеля, и о скромном послушнике Дионисие, это благословение для нас получившем, и об интеллигентном отце Зосиме, подробно беседовавшем с нами о древней и новой истории монастыря, и о сосредоточенном брате Сергие, подвезшем нас на обратном пути, и, конечно же, о самом отце Антоние - богатыре с огромной, с проседью бородой, и добрыми, внимательными глазами. От них всех веяло святой, бесхитростной и богомудрой простотой, непричастной к страстям грешного мира.

Мы стоим с отцом Зосимой под глубоким синим небом, между поднявшимся из праха Введенским храмом и огромными руинами Троицкого собора - он последний в очереди на восстановление. Льется из уст монашеских сказ о делах древних, о преподобном Герасиме, ветер теребит тонкую бородку, в очках яркое осеннее солнышко отражается. Улыбается отец Зосима и каждое слово исполнено любовью к монастырю, к каждому камушку, к каждому известному и безвестному его насельнику, к каждому, большому и малому событию.

Невольно глянешь, заслушавшись, - от монастырских стен, вдаль за речку Болдинку, лесок желтеет, жмутся друг к дружке избушки деревенских, поля просторные, земелька распаханная небу синему улыбается, а по нему облака плывут. Заглядишься - а то не облака вовсе, а дымы из труб химзавода, что из-за горизонта грязными кирпичными пальцами вверх тычут. Тревожное соседство, дымы разноцветные прямо на монастырские поля веют. Спрашиваем мы у батюшки: "вредно, должно быть, от такого дела и растениям, и животине монастырской, и самим братиям?" Нет, отвечает со скромной улыбкой отец Зосима, приезжали специально ученые, делали замеры и удивлялись - все показатели в норме.

И не только так оберегает Господь монастырь. Явлено новой братии за труды их два больших знамения, укрепляющих в подвигах и напоминающих о небесном заступничестве славного основателя монастыря.

Первое - это древний антиминс игумена Пафнутия, чудесным образом сохранившийся в годы безбожной власти и, по возрождении, снова оказавшийся в монастыре. Так знаменовано было духовное преемство между воспитанниками преподобного Герасима и новой братией.

О втором же знамении рассказ особый. Святые мощи старца Герасима более четырехсот лет под спудом почивали, как раз под каменным Троицким храмом. Многие тысячи паломников посещали то место с молитвами и поклонами. При закрытии же монастыря было решено большевиками устроить "освидетельствование" почитаемых мощей, т.е. осквернение, в порядке борьбы с "религиозным опиумом". Начали копать они под Троицким храмом. Прокопав метр, наткнулись на гробик. Дальше копать заленились, а то, что нашли, и объявили останками прп. Герасима Болдинского и перезахоронили их в другом месте. Однако верующие не поверили им, и место нового погребения "мощей" ими не почиталось. Уже в наше время это подтвердилось с научной стороны - в 1998 году экспертиза установила, что найденные коммунистами останки принадлежат пятилетнему ребенку.

В то время о. Антоний с братией вел расчистку руин взорванного храма Св. Троицы. Расчистив предел до уровня пола, было решено, с молитвенным дерзновением, продолжить копать. В этом году к делу подключились и археологи. Сантиметр за сантиметром проходили века, эпохи, история монастыря раскрывалась пред глазами, но все, с замиранием, ждали встречи с самим основателем.

И вот, на глубине более 3 метров от уровня пола начала ХХ века открылись всечестные останки преподобного Герасима Болдинского. Покоились они в большой выдолбленной колоде (в древности гробы такие были), а на ногах преподобного сохранилась кожаная обувка, самим же им и вытачанная. Был же Герасим кожешвец! Без малого полтысячелетья обувь его пережила в целости!

Случилось это великое и радостное событие 17 июля, а три дня спустя было дано официальное заключение по поводу принадлежности найденных останков преподобному Герасиму. Потому и митрополит Смоленский благословил 20 июля считать датой обретения его всечестных мощей.

Поместили мощи в возрожденном Введенском храме, под иконой, единственной сохранившейся от древнего монастыря. На иконе старец Герасим с Николаем Чудотворцем держат икону Казанской Заступницы нашей за Землю русскую - Богородицы. И в иконе этой ответы на все возможные прошения наша: и за Отечество, и за здравие ближних, и за путешествующих, и на защиту от разбойников и для самих разбойников помилование.

Внешне вроде все тоже в монастыре, а говорят, изменилось в невидимом что-то. Ни спокойнее, ни легче не зажили, но и не в этом радость. Царствие Божие ближе стало. Вот они - мощи, нетленные, благоухающие тому подтверждение. Было уже и исцеление от новообретенной святыни, паломницы одной, из Дорогобужа.

Ехали мы обратно через деревню. Измельчало Болдино, захирело, умирает оно, как и вся древняя крестьянская Русь. От двухсот дворов, что в царское время здесь стояли, ныне едва домов двадцать наберется, да и в тех старушки лишь век свой доживают, а в храм никто не зайдет, будто нет ничего рядом, если и вспомнят, то только молодость свою комсомольскую: "весело, мол, было, когда клуб в соборе был".

Проносятся за окном болдинские просторы, стены белые позади, позади уж и деревня, все ближе заводские трубы, но мысли все еще там, в храме, а душа даже не просто радуется, а ликует - бывает же и в наши дни такое чудо, чтобы прямо на глазах из грязи да груды строительного мусора вырос огромный красавец-монастырь, словно видимый залог того, что и души наши, осуетившиеся грехами могут по милости Божией также преобразиться.


Ссылки

Монастырь был основан в 1530 году преподобным Герасимом Болдинским. В XVI веке монастырь неоднократно получал дары: земли от царя, крупные вклады от бояр и состоятельных людей; обитель занималась и собственной торговой и промысловой деятельностью. К концу XVI века обитель владела более 80 селами и деревнями в Дорогобужском уезде, около 20 монастырскими деревнями в других уездах, мельницами, охотничьими и бортными угодьями, скотными дворами, рыбными ловлями. Монастырские подворья и торговые лавки существовали в Дорогобуже, Вязьме, Смоленске, Москве. Монастырь владел мельницами, охотничьими и бортными угодьями, скотными дворами, рыбными ловлями.

Каменное строительство в монастыре развернулось в 1590-х годах. Тогда были выстроены пятикупольный Троицкий собор (взорван, ныне почти восстановлен), колокольня (сохранилась), трапезная палата с церковью Введения во храм Богородицы (сохранились) и стены (перестроены). Согласно гипотезе П.Д. Барановского, в строительстве принял участие государев зодчий Фёдор Конь.

С 1617 по 1654 годы Дорогобужский край находился в составе государства Речь Посполитая. Монастырь опустел; позже его строения были переданы Смоленскому иезуитскому коллегиуму. Монастырь возрождён в 1654 году, когда смоленские земли вновь вошли в состав Русского царства. Обитель не смогла сохранить за собою былых богатств: к концу XVII века ей принадлежало около 20 деревень.

XVIII – начало XX века

В начале XVIII века святителем Иоанном (Максимовичем) в монастыре была открыта типография. В ней печатались богослужебные книги, учебные пособия, сочинения духовно-нравственного содержания, включая труды самого Иоанна, переводы с латыни.

В 1764 году, согласно манифесту, подписанному Екатериной II (1764) у монастыря были отобраны все земли. Большую помощь монастырю оказал благотворитель –князь Андрей Долгоруков.

На 1870-1880-е годы приходится новый расцвет монастыря. Настоятелем был назначен иеромонах (впоследствии архимандрит) Андрей (Васильев). За время его 24-летнего управления монастырем были отремонтированы и перестроены все существовавшие здания и храмы монастыря, построены новые Святые ворота, часовня на месте кельи св. Герасима Болдинсого, деревянные кельи, хозяйственные здания, гостиница для паломников, настоятельский дом, просфорная, мельница на озере, высажен сад (в 700 корней). Он же на основе двух древних текстов написал и издал новое «Житие Преподобного Герасима».

В 1919-1927 годах в монастыре были проведены реставрационные работы под руководством П.Д. Барановского. В бывших монастырских зданиях организован историко-художественный музей, в экспозицию которого, в числе прочих экспонатов, вошли фрагменты изразцовых печей XVII-XVIII веков, деревянная скульптура, собранная М.И. Погодиным. На территорию обители был перевезён деревянный храм из села Усвятье.

Упразднение и возрождение монастыря

В ноябре 1929 года монастырь был официально закрыт. В Троицком соборе разместилось зернохранилище, во Введенском храме – колхозный сырзавод, в часовне – сепаратор для переработки молока.

Во время Великой Отечественной войны Болдинский монастырь был базой партизанских отрядов; в зданиях бывшей обители разместились ремонтные мастерские. В марте 1943 года при отступлении немцы заминировали и взорвали старинные постройки – Троицкий собор, Введенский храм и колокольню.

В 1964 году началась реставрация монастыря по сохранившимся обмерам и фотографиям под руководством П.Д. Барановского. Они продолжаются и поныне (руководитель – ученик Барановского А.М. Пономарёв).

В 1991 году Болдинский монастырь передан Русской православной церкви.

В настоящее время восстановлена каменная стена с четырьмя башнями, колокольня, трапезная палата с Введенской церковью. Среди других построек – деревянный дом игумена, сторожка у Святых ворот, каменный келейный корпус, каменный казначейский корпус на подклете, деревянная часовня на монастырском кладбище. Каменная часовня была перестроена в храм во имя преподобного Тихона Калужского. Троицкий собор освящён Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в июне 2010 года.

Возрождён монастырский некрополь. Среди сохранившихся захоронений – могила семьи Вистицких, с металлической оградой и двумя гранитными колоннами, в том числе Степана (Стефана) Вистицкого, автора одного из первых учебников по тактике и его сыновей – Михаила Степановича (генерал-майор, в 1812 году был назначен М.И. Кутузовым генерал-квартирмейстером русской армии) и Степана Степановича (генерал-майор, в конце 1812 году возглавивший Смоленское ополчение).

Монастырь имеет подворья в Дорогобуже и в Сафонове.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия