Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия

Раздел сайта: Проповеди митрополита Антония Сурожского.

Проповедь о любви к Богу и ближнему.

Мы призваны любить друг друга. Любовь начинается с момента, когда мы видим в человеке нечто такое драгоценное, такое светлое, такое дивное, что стоит забыть себя, забыть про себя, и отдать всю свою жизнь - свой ум, свое сердце на то, чтобы этому человеку было светло и радостно. Это не обязательно только обыкновенная, земная радость, это может быть нечто большее. В отношении к Богу, например, если мы говорим, что мы Его любим, мы должны поставить перед собой вопрос: является ли Он самой великой ценностью в моей жизни?

Готов ли я так прожить, чтобы Он мог на меня радоваться? Способен ли я на то, чтобы отвернуться от себя для того, чтобы только о Нем думать? Это не значит не думать ни о чем другом, но думать так, чтобы Ему радость была от дум моих и от последующих действий…

По отношению к человеку, о том же говорит Евангелие: так любить человека, чтобы всю жизнь отдать за него. На войне это ясно: ты выходишь в бой, и тебя могут убить для того, чтобы другого спасти. Я вспоминаю друга своего одного, который был очень высокого роста и широкоплеч, и всегда жаловался на это, потому что это обращало внимание людей на него. А во время войны, с одного уголка фронта на другой, он мне послал записку: я теперь только понял для чего Бог меня создал таким высокорослым и широкоплечим: когда бывают обстрелы, то двое могут спрятаться за моей спиной… Это было сказано как бы с улыбкой, но сколько любви надо для того, чтобы стать между пулями и человеком, которого может быть ты даже и не знаешь, но у которого есть мать, жена, дети, которых ты можешь спасти…

И в жизни мы можем также становиться между бедой и человеком, даже не знаемым нам человеком, даже человеком, о котором мы не знаем ничего, - только что он есть и что ему нужна помощь; жить так, чтобы быть защитой для другого, чтобы никогда другого не ранить, чтобы для другого быть вдохновением, чтобы для другого быть радостью… Попробуем так прожить, в простоте, не усложняя вещей; подумаем о всех тех, которые нас окружают, о самых близких сначала, которые являются так часто жертвами нашего себялюбия, эгоизма, сосредоточенности на себе. А потом расширим свой кругозор, посмотрим на других людей, которые вокруг нас есть.

Я помню, была у нас прихожанка, которая для всех была камнем преткновения, трудным человеком; её многие не понимали, потому что не знали. Четырнадцати лет она была взята в концентрационный лагерь, вышла из него четыре года спустя, и в ней остался, если так можно выразиться, животный страх. Если кто-нибудь приближался к ней сзади, она реагировала с ужасом и криком. И я помню как мне одна благочестивая женщина сказала: Сколько времени нам ее терпеть? - И я ей ответил: Первые 25 лет будет трудно, а потом это будет радостью… И оно так и случилось. До того, как она скончалась, все ее полюбили.

Подумаем об этом, и научимся любить ценой, открытым сердцем, радостью о том, что можно любому человеку принести радость и крепость, когда есть слабость, и вдохновение, когда нет ничего в жизни ради чего можно жить. Аминь.

Митрополит Антоний Сурожский.

Будьте в курсе предстоящих событий и новостей!

Присоединяйтесь к группе - Добринский храм

Нынешняя проповедь моя будет для меня несколько необычной, ибо до сего времени выступал я только перед верующими православными христианами. Сегодня же мне придется прочитать свою речь перед куда более разнообразной публикой. Но это даже интересно, ибо как же еще попробовать вкус вина, если не выпить его? Иисус сказал: «Счастливы те, кто слышит слово Бога и соблюдает его!» И я всем сердцем надеюсь, что, выслушав меня, вы обретете это счастье и гармонию душ ваших.

Темой моей проповеди, как ни странно, будет любовь. Но подождите, не говорите, что о любви уже давно все сказано, и обсуждать тут нечего. Позвольте с вами не согласиться.

Любовь вечна, она существовала еще до того, как Господь сотворил этот мир, ибо Бог вечен, и Бог есть любовь. Первые люди были созданы для любви к Богу. Библейская книга «Песнь Песней» целиком посвящена любви царя Соломона. Любовь к людям побудила Иисуса Христа пожертвовать собой ради спасения человечества.

Апостол Павел сказал: «Бог дал нам не дух малодушия, но силы, и любви, и здравомыслия». Так не стоит считать этот «дух любви» какой-то таинственной гостьей, которая посещает человека, овладевает всем его существом, вызывая бурю восторженных чувств и страшное влечение. Это не так. Я соглашусь, что любовь - это прекрасное, ни с чем несравнимое чувство. Но, так или иначе, ее нужно постигать, причем как рационально, так и эмпирически. Я хочу сказать, что легкомысленные чувства, царящие в современном мире, мало чего общего имеют с настоящей любовью, с той любовью, которая побуждает людей стать мужем и женой, строить счастливую семью, растить детей и избегать разводов.

Откройте глаза ваши! Оглянитесь! Посмотрите вокруг! Разве не об этом писал Иоанн в своем Апокалипсисе: блуд, и прелюбодеяния, и безнравственность! В этом мире будто бы и не осталось места любви и семье. Многие недалекие люди сказали бы: «А зачем любовь и брак современному человеку?» Как зачем?! Да неужели современное общество - это малоорганизованная, расшатанная структура, пропахшая наркотиками, алкоголем, феромонами и подсвеченная красными фонарями?! Разве человечество сейчас вернулось в каменный век, во времена промискуитета, когда все спали со всеми?

В большинстве развитых стран институт брака разрушается или, по крайней мере, переживает кризис. Многие браки заканчиваются разводом. Неполные семьи составляют 20% от общего числа семей. И это притом, что при разводе родителей страдают самые безвинные существа - дети. В своих потрясающих посланиях Павел писал: «Мужья должны любить жен своих, как свои тела: любящий жену свою любит самого себя». Что, неужели апостол не был прав? Неужели любовь заканчивается только в постели, не выходя за рамки беспорядочной половой жизни и сомнительных связей?

Очень много молодых людей сегодня создают свои семьи так. Познакомившись, повстречались месяца два, получили небольшое представление друг о друге и решили, что будут жить вместе. Все! Просто жить вместе. И как они это объясняют? Да очень просто: мол, вдруг мы не сойдемся характерами, разлюбим друг друга, решим, что вместе нам быть нельзя. Тогда нет ничего проще, как разойтись. А вот если ничего такого страшного не случится, то там посмотрим, может - и зарегистрируем наши отношения. Но в основной-то своей массе такие отношения заканчиваются именно разводом, а в сущности, ничем. Было два любящих сердца, и нет. И еще хорошо, что за время совместной жизни молодые люди не нажили ребенка! В противном же случае страдать больше всего будет именно он. Но родителям-то все равно. А вся трагедия случилась из-за того, что когда-то они наплевательски отнеслись к любви, решили, что она не важнее сигареты: можно выкурить и бросить на грязный асфальт. И в этом они сами виноваты. Никто не виноват: ни Бог, ни окружающие, ни Церковь, ни кто-либо другой - только они в ответе за все.

Вот и получается, что настоящих, крепких семей у нас - раз два и обчелся, а потом еще кричат некоторые: «Не надо нам семей, не надо нам любви!» Ну, не надо и не надо. Только мне хочется спросить у подобных сотрясателей воздуха: «А вы-то сами откуда взялись? Ведь родил вас кто-то? А если родил, то я надеюсь, не в общественном туалете на вокзале, или не в подворотне квартала красных фонарей, и уж точно не в ночном клубе, прямо на танцполе?» Я уверен, клянусь вам, что нет. Вас родила вполне нормальная женщина, в нормальных условиях, и уж точно - вы плод чистой и крепкой любви ваших родителей. Иначе здесь бы вы не сидели и меня не слушали бы.

В одном из посланий Нового Завета сказано: «Все написанное прежде было написано для нашего наставления». Так давайте же обратимся к Священному Писанию, а именно к речам уже упомянутого мною в этой проповеди апостола Павла, его Первому посланию к коринфянам, гл. 13, ведь недаром его называют «апостолом любви».

Итак, теперь мы будем говорить не только о любви семейной, ибо я надеюсь искренне, что каждый из сидящих здесь разделяет библейскую истину «прилепится человек к жене своей, и будут двое одна плоть». Теперь к любви между мужчиной и женщиной добавится любовь духовная, любовь к ближнему. И ни в коем случае нельзя разделять эти два проявления любви, ибо помните: Бог есть любовь и Бог есть все в этом мире и Бог един, поэтому и любовь едина и никогда не перестает, что бы ни случилось и какие бы бредовые речи ни произносились.

Сказано у Павла: «вера, надежда, любовь; но любовь из них больше». Так что же тут сложного? Верьте! И по вере вашей дано вам будет надежды на спасение. Надейтесь! Ибо надежда ваша обязательно принесет с собою любовь. Так любите же, ибо в сущности только любовь правит сердцами добрых людей, через любовь проще всего узнать Бога; помните, что он так возлюбил нас, что отдал в жертву за грехи наши своего единородного сына! Верьте, надейтесь и любите, потому что люди с сотворения мира верили, надеялись и любили. Так было и так будет!

Но что есть любовь к ближнему? Возьму для примера чистую любовь мужчины и женщины. Что сказано в Писании? Что любовь милосердствует, долготерпит, не превозносится. И от себя еще добавлю: и жертвует собою ради любимого. Итак, если любовь взаимна, то пусть переносит все; если по какой-то причине не может она все переносить, значит, слаба любовь и нельзя ей называться настоящей.

Берегите любовь, ибо ничего лучше нее в жизни вашей не будет, ибо нет ничего и никого лучше Бога, а Бог, повторяю, есть любовь. Ничего не заменит вам любви: ни наркотики, ни спиртное, ни музыка, ни сомнительные развлечения, ни беспорядочные половые связи; и если не умеете вы любить, то нет несчастнее на свете человека, клянусь вам. Любовь хрупка, как тростинка, и нежна, как листья лилии, скрывайте ее от пагубного воздействия всего злого и дьявольского. Разве, когда горит свеча в руках у вас, и ветер подует, не укрываете ли вы пламя ее от ветра? Так и любовь вашу укрывайте от ветров житейских, иначе потушат они ее и ввергнут во тьму все существование ваше.

Позвольте рассказать еще такую историю. В бытность свою студентом историком, встретил этот человек одну девушку, красивую, умную и добрую. Через некоторое время родилась между ними любовь. И что бы вы думали? Молодые люди поженились и стали жить вместе. Уверен, поначалу любовь между ними была самая что ни на есть настоящая! Но вскоре появились те самые житейские ветры: скучные рабочие будни, новые знакомства, мелкие проблемы. Эти люди не берегли свою любовь, они позволили ее растерзать на мелкие кусочки. И кому? Самим себе! Проще простого срывать злость и усталость на ближнем своем, а ты попробуй любить его, несмотря ни на что, вопреки всем житейским неурядицам! Попробуй заботиться о любимом, не замечая соринки в его глазу, да еще вытаскивая бревно из своего глаза! Вот что сложно, вот что требует сильной веры и крепкой надежды!

К сожалению, подобная история сегодня не редкость, и, что печально, все чаще и чаще она повторяется среди молодежи. Но я искренне надеюсь, что сердца всех сидящих здесь не из камня, но из плоти, и хоть малая частичка моей проповеди затронула эти сердца. А это самое главное и утешительное для меня.

Напоследок хочу сказать, что все, что говорил я сегодня, говорил не голословно. Отнюдь. Проповедь моя сегодняшняя перед вами, так любезно согласившимися меня послушать, основана на бессмертной истине Священного Писания и в крепкой вере моей в Господа нашего Иисуса Христа, который сказал нам:

БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ.

In nomine Patris, et Filii, et Spiritus Sancti, Amen.

Мир вам, братья и сестры!

Темой сегодняшней проповеди будет — любовь. Эта тема легла мне на сердце и я начал готовить проповедь, но проповедь не получалась. Слова и мысли были правильными, но движения вперед не было. Тогда я взмолился и внутренний голос спросил меня, «а соответствуешь ли ты сам тому, о чем будешь проповедовать другим?», «Разве ты не знаешь, что Господь не терпит лицемерия?», «Разве ты не знаешь, что Господу нужны не слова, а дела?». Тогда я опять взмолился и попросил Господа помочь составить мне проповедь для себя самого, чтоб я сам научился соответствовать тому слову Твоему. Я сказал Господу, что прочту эту проповедь моим братьям и сестрам, потому что, возможно, кто-то в ней нуждается. И проповедь стала получаться. Строка ложилась за строкой. И сейчас мы рассмотрим тему любви.

Любовь является основой всей Библии. И говоря о любви обычно говорят о двух главных заповедях, первая - любовь к Богу и вторая — любовь к ближнему своему. Но любовь в этих двух заповедях вторична. Первична любовь Творца к своему творению, т. е. любовь Бога к человеку, а все остальное вторично. И в этом мы убедимся, рассматривая слово Божие.

Когда Бог создал человека, Он не давал этих заповедей. Была лишь одна заповедь — послушание, потому что в послушании проявляется любовь. Когда мы воспитываем своих детей и внуков — разве требуем любви? Нет. Требуем послушания. Когда Бог предупреждал Каина, что «у дверей грех лежит», то делал Он из любви к Своему созданию (Бытие 4:7).

Прошли века. Еврейский народ стал избранным Богом народом, на котором Бог наглядно показывал всем народам, какую благодать Он дает за послушание, и как Он наказывает за непослушание, т. е. за грехи.

Второзаконие 8:5 - «И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего»

И действительно это так. Представьте себе, что у кого-то один ребенок свой родной, а еще десять он адаптировал. Балуются все одинадцать детей, но для науки всем детям, он дает по попе только одному, своему родному ребенку. Так и «Господь, кого любит, того наказывает». (Евр. 12:6)

Шли века, тысячелетия. Люди грешили все сильнее и Бог наказывал их все крепче. Но всегда Божия любовь к человеку была сильнее меры наказания за его грехи. За исключеним грехов к смерти, но об этом мы поговорим в другой раз. И вот настал решающий момент в истории человечества, на земле родился Сын Божий Иисус Христос.

Ин 3:16 - «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».

Не является ли это подтверждением Божией любви к людям.

Достигнув 30-ти летнего возраста Иисус Христос начал учить Израильский народ, а через него — все народы. И основой Его учения была любовь. Прочтем Евангелие от Матфея 22:37-40.

Мф. 22:37 - «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим».

Мф. 22:38 - «сия есть первая и наибольшая заповедь».

Мф. 22:39 - «вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Мф. 22:40 - «на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».

Последним стихом Иисус Христос говорит нам, что основой Библии есть любовь.

Сейчас мы рассмотри первые две заповеди. Как мы, верующие, проявляем нашу любовь к Богу? Прежде всего послушанием Ему. Бог в нашей жизни всегда должен занимать первое место, при любых обстоятельствах. И как сказал Иисус Христос «Блаженные слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк.11:28).

Вспомните, как из любви к родителям, вы делали то, о чем они просили, даже и тогда, когда небыли согласны. Тем более из любви к Богу, мы должны покончить с любым проявлением своеволия в нашей жизни.

Как часто муж или жена, по поводу тех или иных событий, говорят: не обращай внимания, не бери в голову или как-то иначе. Почему? Из любви. Они пытаются успокоить друг друга, чтоб любимый человек не расстраивался и тем самым сохранил здоровье. Как часто собирая ребенка в школу мать говорит ему: не дерись и ни с кем не связывайся. Почему? Из любви к ребенку. Мать предостерегает его от возможных неприятностей. И делает она это прежде всего из любви к своему ребенку, а не к другим детям. Точно также Бог, из любви к нам, через своих пророков, апостолов и Сына Своего Иисуса Христа, предостерегает нас, верующих от возможных неприятностей в нашей повседневной жизни. Слово Божие, из любви к нам, направляет всю нашу жизнь и предостерегает от греха «дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Сколько любви и заботы в этих словах. А сейчас мы рассмотрим, как мне кажется, самую тяжелую для многих заповедь - «возлюби ближнего твоего как самого себя.

Давайте вначале попытаемся ответить на некоторые вопросы:

    Кто же такие наши ближние?

    Почему нужно себя любить?

    Что понимать под словом любовь?

На первые два вопроса ответы я нашел сравнительно быстро. Наши ближние - это те, кто рядом с нами, это наши родные по крови и это наши родные по духу (по вере). Если человек не любит сам себя, то не сможет любить и никого другого. А вот третий вопрос ответить было очень трудно. Однозначного ответа нет. Работая с литературой можно сделать вывод, что слово «любовь» включает в себя очень много различных определений, каждое из которых является правильным для конкретного случая. Сейчас мы попытаемся раскрыть понимание слова «любовь» для ряда конкретных понятий:

    Любовь к Богу — это беспрекословное послушание Его воле и жизнь по Его слову.

    Любовь к себе — это не значит быть самовлюбленным эгоистом, а это значит иметь внутренний мир с самим собой.

    Любовь к ближнему — это внутренний мир по отношению к окружающим нас людям.

    Любовь к родителям — это послушание, уважение и чувство благодарности или за все, что они сделали.

    Любовь к детям — это чувство ответственности за их воспитание и здоровье. Это забота о их будущем.

    Любовь между мужем и женой — это желание всегда быть вместе. Это постоянная забота друг о друге.

    Любовь к брату или сестре — это безоговорочное и бескорыстное оказание помощи при первой же необходимости. Это стремление к взаимопониманию и миру.

К вышесказанному необходимо добавить стих 1Кор. 13:4.

1Кор. 13:4 - «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится».

В Слове Божьем мы находим указания как дети должны относиться к родителям, Второзаконие 5:16. Какие отношения должны быть между мужем и женой и как родители должны относиться к детям описаны в послании апостола Павла Колоссянам 3:19-21.

Говоря о любви к ближнему я приведу один пример из романа Виктора Гюго «Отверженные». Беглый каторжник с чужими документами спешит в Париж, где для него много легкой добычи. Ночь застает его в небольшом городке и только священник пустил его в свой дом на ночлег. Священник накормил его ни о чем не спрашивая. Беглый преступник увидел в доме у священника много серебряной посуды и два больших серебряных подсвечника. Преступник проснулся до рассвета, собрал все серебро в свой дорожный мешок и сбежал. Но на выходе из города его остановила полиция, осмотрела его дорожный мешок и узнала серебряные изделия принадлежащие священнику. Полицейские привели пойманного вора к священнику, чтобы он опознал украденные у него серебряные изделия. Но священник сказал полицейским, что он подарил эти вещи пойманному полицией человеку и попросил его отпустить. Когда полицейские ушли, вор стал возвращать украденные вещи, но священник его остановил и сказал: «Я дарю все это серебро и пусть оно поможет тебе стать честным человеком до конца дней твоих». И он стал честным человеком. С помощью этого серебра он сильно разбогател. Он стал помогать вдовам и сиротам, выручал из беды обижающих его самого. Он стал примерным христианином.

А сейчас давайте попытаемся найти объяснение, почему Слово Божие требует от нас, чтобы мы «стремились иметь мир со всеми» (Евр.12:14), чтобы мы «возлюбили ближнего своего как самого себя?». Я думаю для того, чтобы мы, верующие, имели внутренний мир как с самим собою, так и с окружающими нас людьми. Имея этот мир мы не нервничаем, не злимся, не имеем ненужных обид, а значит — хорошо себя чувствуем. А ведь каждый верующий является Храмом Божьим, и как сказано в писании, «Храм Божий разрушать нельзя», поэтому имея внутренний мир с собою и окружающими мы, во-первых, сохраняем храм Божий, а во-вторых, как сказал наш Господь Иисус Христос: «от сердца доброго и дела добрые». Вот почему Слово Божие призывает нас всегда пребывать в любви к ближнему. По этой же причине мы не должны ждать благодарности, когда делаем добрые дела. Говоря о любви к ближнему нельзя не остановиться на отношениях межу мужем и женою. Ведь казалось бы, кто есть ближе? Ведь в Слове написано «и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2:24). Тем ни менее во многих во многих семьях, даже верующих людей, мира нет. Хорошо еще если нет взаимных оскорблений. И как эти нездоровые отношения между мужем и женой отразятся на их детях, какими они вырастут? Вот почему Слово Божие призывает к любви и взаимопониманию. Это для родителей Иисус Христос не одинажды говорит «Я делаю то, что видел в доме Отца Своего» тем самым указывая родителям, что они должны быть примером для своих детей.

Особо хотелось бы сказать несколько слов о материнской любви. Всепрощающая, всепонимающая, бескорыстная и безграничная. Чего только не сделает мать во имя любви к своему ребенку? И к маленькому и к большому. Очень часто материнскую любовь называют слепой любовью. Она одинаково любит и хороших детей и плохих. Казалось бы, что не существует более сильной любви, чем любовь матери к своему ребенку. Какая мать отдаст своего единственного родного ребенка для спасения приемных детей, не говоря уже о чужих детях? А Господь Бог отдал своего Сына единородного для спасения десятков миллионов грешников. Божья любовь к своему творению значительно сильнее и мудрее. Мать любит и воспитывает несколько детей, а Бог любит и воспитывает десятки миллионов своих детей. Говоря о Божьей любви к нам будем всегда помнить «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Это ли не доказательство безграничной любви Бога к людям. Бог Свят, и ничто не чистое в Царствие Небесное не войдет. А наш Бог, как любящий Отец, чтобы Его дети были рядом с Ним, поэтому через Слово Свое учит нас и требует от нас чтобы мы жили по слову Его, если конечно хотим войти в Царствие Небесное. Слово Божие требует от нас, верующих, любви к ближнему. В своем первом послании апостол Иоанн пишет: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1Ин. 4:8).

Изучая Слово Божие, я пришел к выводу, что любить мы должны прежде всего наших братьев и сестер по вере. Откроем Ин. 17:9,24.

Ин. 17:9 - «Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои».

Ин. 17:24 - «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира».

Давайте обратим особое внимание на слова «не о всем мире молю» и «Отче! Которых Ты дал Мне». Мы все знаем слова Иисуса Христа «Никто не приходит ко Мне, без воли Отца моего», а раз мы пришли к Господу Нашему Иисусу Христу по Божьей воле, значит это о нас молит Господь, чтобы мы были там где Он. Некоторые теологи говорят, что выше прочитанные стихи относились только к апостолам. Но большинство теологов утверждают, что эти стихи в равной степени относятся как к апостолам, так и к нам. Если бы это было не так, то и заповеди Иисуса Христа относились бы только к апостолам, но они в равной степени относятся ко всем Его ученикам. К тем, кто были, к тем кто есть и тем, кто будут. Евангелие от Иоанна 13:34-35.

Ин. 13:34 - «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга».

Ин. 13:35 - «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою».

И если мы все здесь сидящие, считаем себя учениками Иисуса Христа, то должны иметь любовь между собою. И «любовь да будет непритворна» (Рим. 12:9). Но то, что мы прежде всего должны любить нашего брата или сестру по вере, а не человека из мира, указывает апостол Иоанн (1Ин. 4:20-21).

1Ин. 4:20 - «Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?».

1Ин. 4:21 - «И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего».

В этих стихах апостол Иоанн показывает нам, что любовь к невидимому Богу может проявляться на деле только в любви к нашим братьям и сестрам, которых видим. Более того — заповедь Божия объединяет в одно эти два вида любви — к Богу и к брату своему. Наш Господь Иисус Христос учит нас прощать наших братьев и сестер (Лк. 17:3-4).

Лк. 17:3 - «Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему».

Лк. 17:4 - «и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, - прости ему».

С одной стороны Господь призывает своих учеников, т. е. нас, следить за своим поведением и языком «наблюдайте за собою», а с другой — призывает нас прощать наших братьев и сестер постоянно. («Семь раз в день» в данном случае — есть образ полноты). К сожалению, каждый из нас может неосознанно согрешить. И когда мы становимся на молитву с просьбой простить нас, то давайте вначале вспомним слова Иисуса Христа (Мр. 11:25-26).

Мр. 11:25 - «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши».

Мр. 11:26 - «Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших».

В этих стихах Иисус Христос указывает нам, что наряду с верой в Бога, важным условием дохождения наших молитв к Богу, является способность прощать. Прощение Богом верующего и прощение самим верующим других людей неразрывно связанны между собой и связь эта установлена Самим Богом. Всякий, получающий прощение от Бога, должен прощать своих братьев и сестер, как и Бог простил его самого.

Из любви к нам Господь показал как важно, нам верующим, жить в любви друг к другу, и какие могут быть последствия, если мы не прощаем наших братьев и сестер. К кому мы обращаемся с нашими проблемами? К Господу. К кому мы обращаемся, когда плохо себя чувствуем? К Господу. С какими только проблемами мы к Нему не обращаемся? И как нам радостно, когда любые наши проблемы с Божией помощью быстро решаются. И как нам тяжело, тогда мы молимся, молимся, а проблема не решается. Тогда пусть каждый, у кого такое случилось заглянет в свою внутреннюю кладовую и посмотрит нет ли там не прощенной обиды на брата или сестру. И когда эта обида будет выброшена, пусть опять станет на молитву, и Господь решит его проблему.

Когда мы учим своих детей или внуков, то из любви к ним стараемся предостеречь их от возможных травм. Не играйся со спичками или зажигалкой — может быть пожар. Не играйся с ножом — можешь поранить себя или другого. Не заплывай далеко и т. д. И это все от большой любви. Точно так же из любви к нам Господь предупреждает нас через Слово Свое о грехах, которые могут стать препятствием на нашем пути в Царствие Небесное.

Мы должны научиться иметь душевное тепло к брату своему по духу (вере), такое же как к брату по крови. Если мы хотим иметь сердце чуткое, надо прежде всего смирить себя. Почему Господь столько раз говорит «укроти гордыню свою»? Многие ответят, «что Бог гордым противится, а смиренным помогает». Правильно ответят. А почему «смиренным помогает»? Потому что когда человек научится укрощать гордыню свою, он научится смирению. А когда научится смирению, научится прощать. А когда научится прощать, научится любить брата своего. А когда научится любить брата своего, получит жизнь вечную в Царствии Небесном. Потому что, как писал апостол Павел (1Кор.13:13).

1Кор. 13:13 - «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше».

Лишь готовясь к этой проповеди я осознал всю глубину Божией любви к нам, Своему творению. С тех пор как я пришел к Богу я знал и понимал, что Бог меня любит, а сейчас я не только осознал, но и прочувствовал это. Если мы, люди, так любим своих детей, то как же сильно любит нас наш Отец Небесный. Вся Библия говорит о любви Божией к нам, Его детям. Все предупреждения для нас написанные в Библии, написаны из любви к нам. Если мы любим своих детей слепо и готовы простить все, даже очень скверные поступки, то Бог Свят и все прощает. Поэтому и предупреждает нас, верующих, заранее, через своих пророков и апостолов. Слово Божие не только учит нас, верующих, любить друг друга, но и требует. Вспомните слова из заповеди нашего Господа Иисуса Христа «любите друг друга» (Ин. 13:34).

Слово «любовь» написано в повелительном наклонении «любите». Это требование к нам, это приказ нам. Иисус Христос не однажды подчеркивал, что духовное родство выше кровного (Мф. 12:49).

Мф. 12:49 - «И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои».

Мы молимся, чтоб наполнялась наша церковь, а она не наполняется. Почему? И готовясь к этой проповеди я понял, что мне не хватает истинной христианской любви, не хватает душевного тепла для моих братьев и сестер. Нет не напускного, а истинного, исходящего из сердца. Ведь недаром Иисус Христос так часто клеймил фарисеев, называя их лицемерами. Возможно не только мне одному не хватает истинной христианской любви, а еще кому-то. Слово Божие запрещает нам ненавидеть брата своего или сестру и мы верующие это хорошо знаем. Поэтому некоторые верующие заменили ненависть на безразличие. Вроде как запрета на безразличие нет, но есть полное несоответствие слову «любовь», которую требует от нас Слова Божие. И как странно, когда христианин готов помочь другим странам и совершенно равнодушен к судьбе рядом сидящего брата или сестры. Будем помнить слова нашего Господа (Мр. 3:35).

Мр. 3:35 - «ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь».

И когда в нашей церкви будет истинная христианская любовь, Господь Сам заполнит пустующие ряды.

Наша святость заключается в чистоте наших помыслов и поступков. Потому что как писал апостол Павел (1Кор. 13:3).

1Кор. 13:3 - «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы».

Так давайте помолимся, чтоб у каждого верующего в сердце была истинная христианская любовь.

Ин. 5:12 «Но знаю вас, вы не имеете любви к Богу»

Вступление.

Мы часто слышим проповеди о любви Бога к нам и любим такие проповеди. Но очень редко мы слышим о нашей любви к Богу, да и все ли любят Его? Божественное проникновение и всеведение видело тех людей, которым Он сказал: «Вы не имеет любви к Богу ». Горе нам, если Господь скажет нам, как Он сказал тем, кто слушал Его в тот момент. Нам надо непредвзято взглянуть на своё серце и искренне ответить на вопрос: “а мы любим Господа? А если любим, то КАК?” Ведь книжники и фарисеи, которые слушали Христа, говорили, что они любят Бога и упрекали простой народ, что те нарушают заповеди Божии и не любят Господа. Если кто-то спросил бы нас: «Вы любите Бога или не любите?» Думаю, что мы все сказали бы, что да,любим.

Будем рассуждать о нашей любви к Богу.

Почему Бог требует от человека любить Его?

Сам Бог есть любовь – 1 Ин. 4:16 – «…Бог есть любовь …». Любовь есть одно из качеств Божиих. Любовь Божия открылась к нам не на словах, а на деле.

Рим. 5:8 – «Иисус Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками »,

Ин. 3:16 – «Ибо так Бог возлюбил мир, что отдал Сына своего единородного …».

1 Ин. 4:19 – «Будем любить Его потому, что Он прежде возлюбил нас ». И многие другие места Священного Писания говорят нам, что любовь Божия открылась к нам на деле. Человек сотворен Богом, но по образу и подобию Божьему, поэтому душа человека должна любить Бога. Ничто так не делает человека прекрасным, как любовь.

В Кол. 3:14 мы читаем – «Любовь есть совокупность совершенства », а в 1 Ин. 4:16 – «Бог есть любовь и пребывающий в любви, пребывает в Боге и Бог в нем ».

Проявляя любовь, мы пребываем в Боге и Сам Бог находится в нас, а это значит, что мы есть дети Божии и Он с нами во всем и везде. И еще, почему мы должны любить Бога? Любовь к Богу — это первая и главная заповедь Божия как в Ветхом, так и в Новом Завете. Подтверждаем это Писанием: Вт. 6:5 –« и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими …».

В Новом Завете :

Мф. 22:37,38 – «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; »

Мр. 12:29,30 – «Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! …».

Лк. 10:27 – «Возлюби Господа Бога твоего…».

Из многих мест Писания мы видим, что любовь к Богу – это первая наибольшая заповедь.

В чем и как должна проявиться наша любовь к Богу?

В мире есть много людей, внешне верующих в Бога, но живущих в основном для себя. А у настоящих, искренне верующих в Бога, как должна любовь проявляться?

Первое, что мы должны сделать, это есть отдать себя самих на служение Богу во всей полноте. Все наше сердце и всю сущность!

1 Пет. 4:19 – «Итак, страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному создателю, души свои ».

Рим. 12:1 – «Представьте тела ваши в жертву живую, святую, угодную для разумного служения …».

Бог желает, чтобы мы отдали себя всецело, не часть, а полностью. Дух Святой часто говорит: «Сын Мой или дочь моя, отдай Мне сердце ». А мы думаем: “что Господи? Я и так ведь отдал Тебе свое сердце!” А на самом деле мы отдали только часть, а не все сердце. Отдавши себя Богу, мы должны пересмотреть и наш приоритеты в жизни, в том числе и в отношении с нашими близкими. Это подтвердит, что наша любовь к Богу выше всего земного, даже к своим близким.

Мф. 10:37 – «Кто любит Отца или мать более, нежели меня, не достоин меня …». Это не означает, что мы не должны любить своих близких. Мы должны их любить, но любовь к Богу, прежде всего, а затем к ближнему.

У всех нас есть таланты и дарования и мы должны ими служить Богу и близким нашим. Таланты нельзя закапывать, а наоборот надо умножать – 1.Пет. 4:10; Мф. 25:14-30 и другие места.

Время.

Мы живем короткую жизнь на земле и Бог дал нам это время для служения Ему и близким. И это время не для развлечений, а для служения Господу. Ценность нашей жизни не в том, сколько мы проживем на этой земле 70, 80, 100 лет или более, а что мы сделаем для Господа? Господь Иисус Христос прожил 33 года и сделал более всех для народа и принес людям спасение.

Наши финансы.

Мы имеем здоровье, профессии, таланты и Бог дает нам возможность заработать финансы. Как мы их употребляем и тратим? Есть требование Божие: 10 часть или так называемую десятину, из того, что Бог дает нам, отдать Господу. И если мы это делаем с искренним сердцем, мы этим подтверждаем, что мы любим Бога.

Любовь к Богу неразрывно связана с любовью к ближним нашим.

Не может быть любви к Богу, если мы ненавидим ближних. И если мы равнодушны к ним, если мы не любим людей, то это будет означать, что мы не любим и Бога. Сейчас, к сожалению, люди больше любят кошек, собак и других животных, чем “образ и подобие Божие”.

Что может показать нам, что мы не имеем любви к Богу?

1 Ин. 2:4 – «Не любите мира. Кто любит мир, в том нет любви Отчей ». Я думаю, что мы понимаем, что речь не идет о людях, их мы должны любить. Но ценности этого мира и его идеология должны быть чуждыми для нас. У христиан свои ценности.

1 Ин. 3:17 – «Кто имеет достаток, но видя брата в нужде, затворяет сердце, как пребывает любовь Божия? ».

1 Ин. 4:20 – «Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец, ибо нелюбящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит? ».

1 Ин. 4:18 «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх; боящийся несовершенен в любви ».

Эти тексты не нужно комментировать, они говорят сами за себя.

Охлаждение в молитве, потеря усердия, оставление собрания, равнодушие к жизни церкви, плотские помыслы и непостоянное чтение слова Божия – все это говорит о потере первой любви к Богу. И в этом случае Господь говорит: «Имею против тебя, что ты оставил первую любовь твою » — Откр. 2:4.

Заключение.

Господь Бог видит всех нас, знает всех нас больше, мы знаем себя. Не уподобимся к книжникам и фарисеям, которым Он сказал: «Знаю вас, вы не имеет любви к Богу ».

Аминь!

Пастор Александр Мелюхов.

Возлюбленные братия! Такую заповедь Господа Бога нашего возвестило нам сегодня Евангелие. Евангелие присовокупляет, что в любви к Богу и любви к ближнему сосредоточивается весь Закон Божий, потому что любовь есть та добродетель, которая доставляется из полноты всех прочих добродетелей. «Любы есть союз совершенства» (), по определению Апостола.

Очевидно: чтоб возлюбить ближнего, как самого себя, предварительно нужно правильно полюбить себя.

Любим ли мы себя? Несмотря на странность этого вопроса – нового и занимательного только как будто по излишеству в нем, – должно сказать, что весьма редкий из человеков любит себя. Большая часть людей ненавидит себя, старается сделать себе как можно больше зла. Если измерить зло, соделанное человеку в его жизни, то найдется, что лютейший враг не сделал ему столько зла, сколько сделал зла человек сам себе. Каждый из вас, взглянув беспристрастно в свою совесть, найдет это замечание справедливым. Какая бы тому была причина? Какая причина тому, что мы почти беспрестанно делаем себе зло, между тем как постоянно и ненасытно желаем себе добра? Причина заключается в том, что мы правильную любовь к себе заменили самолюбием, которое внушает нам стремиться к безразборчивому исполнению пожеланий наших, нашей падшей воли, руководимой лжеименным разумом и лукавою совестью .

Мы увлекаемся и корыстолюбием, и честолюбием, и мщением, и памятозлобием, и всеми греховными прихотями! Мы льстим себе и обманываем себя, думая удовлетворять любви к себе, между тем как удовлетворяем только неудовлетворимому самолюбию нашему. Стремясь удовлетворять самолюбию нашему, мы злодействуем себе, губим себя.

Правильная любовь к себе заключается в исполнении животворящих Христовых заповедей: «сия есть любы, да ходим по заповедем Его» , сказал святой Иоанн Богослов (). Если ты не гневаешься и не памятозлобствуешь – любишь себя. Если не клянешься и не лжешь – любишь себя. Если не обижаешь, не похищаешь, не мстишь; если долготерпелив к ближнему твоему, кроток и незлобив – ты любишь себя. Если благословляешь клянущих тебя, творишь добро ненавидящим тебя, молишься за причиняющих тебе напасти и воздвигающих на тебя гонение, то любишь себя; ты – сын Небесного Отца, который Своим солнцем сияет на злых и благих, Который посылает дожди Свои и праведным и неправедным. Если приносишь Богу тщательные и теплые молитвы из сердца сокрушенного и смиренного, то любишь себя. Если ты воздержен, не тщеславен, трезвен, то любишь себя. Если ты милостынею к нищей братии переносишь твое достояние с земли на Небо и твое тленное имение соделываешь нетленным, а временную собственность – собственностью вечною и неотъемлемою, то любишь себя. Если ты до того милостив, что соболезнуешь всем немощам и недостаткам ближнего твоего и отрицаешься от осуждения и уничижения твоего ближнего, то ты любишь себя. В то время как ты воспрещаешь себе суждение и осуждение ближнего, на что не имеешь никакого права, – правосудный и милосердый Бог устраняет праведное суждение и отменяет праведное осуждение, заслуженные тобою за многие грехи твои. Желающий правильно любить себя, не обольщаться и не увлекаться самолюбием, то есть своею падшею волею, руководимою лжеименным разумом, должен тщательно изучить евангельские заповеди, которые заключают в себе духовный разум и приводят исполнителя к ощущениям нового человека. При изучении и по изучении евангельских заповедей необходимо со всею бдительностью и трезвением наблюдать за пожеланиями и влечениями сердечными. При строгой бдительности соделается для нас возможным разбор наших пожеланий и влечений. От навыка и от страха Божия этот разбор обращается как бы в естественное упражнение. Не только всякое пожелание и влечение, явно противные евангельским заповедям, должны быть отвергаемы, но и все пожелания и влечения, нарушающие сердечный мир. Все, истекающее из Божественной Воли, сопровождается святым миром, по опытному учению святых отцов; напротив того, все, сопровождаемое смущением, имеет началом своим грех, хотя бы по наружности и казалось высшим добром .

Полюбивший правильно самого себя может богоугодно любить ближнего. Сыны мира, недугующие самолюбием и порабощенные ему, выражают любовь к ближнему безразборчивым исполнением всех пожеланий ближнего. Ученики Евангелия выражают любовь к ближнему исполнением относительно его всесвятых заповеданий Господа своего; удовлетворение пожеланиям и прихотям человеческим они признают душепагубным человекоугодием и страшатся его столько же, сколько страшатся и убегают самолюбия. Самолюбие есть искажение любви по отношению к самому себе, человекоугодие есть искажение любви по отношению к ближнему. Самолюбец губит себя, а человекоугодник губит и себя и ближнего. Самолюбие – горестное самообольщение; человекоугодие усиливается и ближнего соделать общником этого самообольщения.

Не подумайте, братия, что любовь от самоотвержения приобретает несвойственную ей суровость, а от исключительного исполнения евангельских заповедей утрачивает теплоту, делается чем-то холодным и машинальным. Нет! Евангельские заповеди изгоняют из сердца плотской огнь, который очень скоро потухает при какой-либо, иногда самомалейшей противности; но они вводят огнь духовный, которого не могут погасить не только злодеяния человеческие, но и самые усилия падших ангелов (). Пылал этим священным огнем святой первомученик Стефан. Извлеченный убийцами своими за город, побиваемый камнями, он молился. Последовали удары смертоносные; от лютости их пал Стефан полумертвым на колени, но огнь любви к ближнему в минуты разлуки с жизнью еще живее воспылал в нем, и возопил он «гласом велиим об убийцах своих: Господи, не постави им греха сего!» (). С этими словами первомученик предал Господу дух свой. Последним движением его сердца было – движение любви к ближним, последним словом и делом была молитва за убийц своих.

Невидимый подвиг против самолюбия и человекоугодия первоначально сопряжен с трудом и усиленною борьбою; сердца наши, подобно сердцам отец и праотец наших, со времени ниспадения родоначальника нашего в греховную область, «присно противятся Святому Духу» (). Они не сознаются в своем падении, с ожесточением отстаивают свое бедственное состояние, как бы состояние полного довольства, совершенного торжества. Но за каждую победу над самолюбием и человекоугодием награждается сердце духовным утешением; вкусив это утешение, оно уже мужественнее вступает в борьбу и легче одерживает победы над собою, над усвоившимся ему падением. Учащенные победы привлекают учащенное посещение и утешение благодати, тогда человек с ревностью начинает попирать своеугодие и своеволие, стремясь по пути заповедей к евангельскому совершенству, исповедаясь и таинственно воспевая Господу: «Путь заповедей твоих текох, егда разширил еси сердце мое» ().

Братия! Мужественно вступим в борьбу с самолюбием под руководством Евангелия, в котором изображена воля Божия благоугодная и совершенная, в котором таинственно жительствует Новый Адам, Христос, и передает сродство с Собою всем чадам Своим, истинно желающим этого сродства. Научимся правильно и свято любить себя; тогда возможем исполнить относительно ближнего нашего всесвятую заповедь великого Бога нашего: «Возлюбиши ближняго твоего, якоже сам себе» . Аминь.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия