Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия

Как молиться по четкам?

В церковных лавках продаются четки. Их приятно держать в руках, но я не знаю, как по ним молиться.

Четки удобно носить в кармане. Они всегда напоминают нам, что надо молиться. Конечно, этот предмент не имеет никакого магического действия. Не существует какой-то «особой молитвы для четок», но есть опреденные церковные традиции, связанные с молитвой по четкам.

Молиться по четкам очень просто. Каждая бусина - это одна молитва. Зажимаете между двумя пальцами бусинку и читаете умом и сердцем молитву. Допустим, Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного». Или молитвы Богородице: «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Богородице Дево, радуйся…» Ангелу Хранителю; вашему святому - вариантов множество. Если на нитке между большими бусинами нанизано десять маленьких, то и молитв надо прочитать десять. А на большую бусину - особую…

Каждый православный христианин должен непрестанно молиться и бодрствовать. Для этого Святая Православная Церковь своим чадам предоставила молитвы утренние и вечерние, молитвы во всяких нуждах, молитвы за живых и усопших, за болящих. Избранные молитвы собраны в «Молитвословы» и церковно-служебные книги, например, «Служебник», «Требник», «Часослов», «Триодь…» и прочие.

Все это вместе для православного христианина составляет молитвенный щит, который хранит молящегося православного христианина от козней бесовских, от зла правителей тьмы мира сего.

Непрестанно молитесь и бодрствуйте! Укрывайтесь молитвенным щитом. Как же он действует, молитвенный щит? Просто. Также просто, как все просто у Бога. На элементарном примере можно рассмотреть действие молитвенного щита: кинулся помысел на молитвенника, чтобы поразить его и свалить в грех, а войти не может – молитвенник в молитве пребывает! Голова его и сердце заняты молитвой! Он укрыт молитвенным…

Иеромонах Серафим (Параманов)

О чётках

Название «чётки», согласно В. Далю, происходит от слов: считать, честь (отсчитывать), обозначая, таким образом, приспособление для счёта – нитку бус или ремень с узлами – для счета молитв и поклонов. Кожаные чётки называются – лестовка. Внешне чётки представляют ни что иное, как шарики (матерчатые, стеклянные, янтарные, деревянные и др.), нанизанные на шнурок и увенчанные крестиком. Лестовка же представляет собой круглый ремень, у которого вместо креста находятся четыре лапостка, а между ними семь передвижек и девять ступенек кожаных и 100 так называемых «бабочек» (или иной вариант – «бобочек»). Лестовка по своему назначению совпадает с чётками, служа также для счета молитв и поклонов; она сохранилась в обиходе староверов и единоверцев , хотя не возбраняется пользоваться ею и в нашей Церкви. На некоторых изображениях (например, на известной иконе моления на камне) в руке преподобного Серафима видна именно лестовка. По…

Что такое чётки и как к ним нужно относиться

Название «четки», согласно В. Далю, происходит от слов: считать, честь (отсчитывать), обозначая таким образом приспособление для счета – нитку бус или ремень с узлами – для счета молитв и поклонов. Внешне четки представляют не что иное, как шарики (матерчатые, стеклянные, янтарные, деревянные и др.), нанизанные на шнурок и увенчанные крестиком.

Кожаные четки называются лестовка. Лестовка же представляет собой круглый ремень, у которого вместо креста находятся четыре лапостка, а между ними семь передвижек и девять ступенек кожаных и 100 так называемых «бабочек» (или иной вариант – «бобочек»). Лестовка по своему назначению совпадает с четками, служа также для счета молитв и поклонов.

Введены четки в обиход еще святым Василием Великим (по иным источникам – Пахомием Великим и даже святым Антонием, но в любом случае – очень давно, в первые века Христианства) для неграмотных монахов, выполнявших молитвенное правило не по книгам, а…

В истории взаимоотношений человека с Творцом всегда существовало время для молитвы — общения с Богом. Сам термин религия происходит от латинского слова re-ligare (связывать).

Именно поэтому, пожалуй, основным стержнем любой религиозной культуры (и христианство тут не исключение), является именно молитва, связывающая нас с нашим Небесным Отцом. И это не зря, ведь чем чаще человек обращается к своему Создателю, тем лучше понимает Его волю и свое личное предназначение.
Но в нашей современности, полной искушений и ежедневных забот очень трудно найти время для личной молитвы. В отличие от старых времен, когда жизнь была неспешной, а день был четко распланирован — утренняя молитва, работа в поле, вечерняя молитва и отдых; сегодня, твердого, неменяющегося расписания не может позволить себе никто.
Но, даже в те, относительно спокойные времена, духовно богатые личности понимали необходимость упорядочения молитвы, дабы происходила она последовательно и четко.
Ведь…

Подскажите,пожалуйста,у меня четки 100 бусин,через 10 одна большая,онисвязаны в монастыре.Какие молитвы на них творить и по сколько раз.

Валерий. Чётки в 100 бусин хорошо подходят для исполнения иноческого или монашеского правила. Для мирян удобнее, на мой взгляд, 50 или 30 бусин. Или даже 10. По чётка читают Молитву Иисусову: Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешного (полная Молитва Иисусова). Существуют сокращения: Господи Иисусе Христе помилуй мя грешного, Господи Иисусе Христе помилуй мя, Иисусе Христе помилуй мя, Господи помилуй. Они употребляются, если ум переутомлен и тяжело читать полную молитву.

Помимо Иисусовой Молитвы читают Богородичную молитву: Владычица моя Пресвятая Богородица спаси мя грешного или Пресвятая Богородица Спаси мя. По такому же принципу молятся короткими молитвами Ангелу Хранителю и Святым. Прочитав десяток коротких молитв останавливаются и читают Отче наш или Богородице Дево радуйся или 50 псалом или Символ Веры. Можно…

В церковных лавках продаются четки.

Их приятно держать в руках, но я не знаю,

как по ним молиться.

Четки удобно носить

в кармане. Они всегда

напоминают нам, что

надо молиться. Конечно,

этот предмент не имеет

никакого магического

действия. Не существует какой-то «особой молитвы для четок», но есть

опреденные церковные традиции, связанные с молитвой по четкам.

Прежде чем начать молиться по четкам, лучше всего взять благословения у священника.

Молиться по четкам очень просто. Каждая бусина - это одна

молитва. Зажимаете между двумя пальцами бусинку и читаете умом и сердцем

молитву. Допустим, Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий,

помилуй меня грешного». Или молитвы Богородице: «Пресвятая Богородице,

спаси нас», «Богородице Дево, радуйся…» Ангелу Хранителю; вашему святому -

вариантов множество. Если на нитке между большими бусинами нанизано

Как читать по четкам молитву Розария

Сперва берется пальцами крест и читается «Верую в Бога…». Это «Символ веры», в котором в краткой форме содержится истина, открытая нам Богом о Самом Нем, о том, как Он сошел на землю, жил на ней, умер и воскрес, для того, чтобы мы могли вместе с Ним по окончании земной жизни взойти на Небо.. Затем берется первая бусинка и читается «Отче наш…». На трех следующих - три раза «Радуйся, Мария…» (для умножения веры, надежды и любви). После этого - «Слава Отцу…»

Эти молитвы составляют вступление Розария.

После этого объявляется название части и первой тайны. На большой бусинке читается «Отче наш…», на маленьких - 10 «Радуйся Мария…». В конце каждой тайны произносится «Слава Отцу…» и можно прибавить молитвенные возгласы: напр.,

«О, мой Иисус! Прости нам наши грехи, избавь нас от адского огня и приведи на небо все души, особенно те, которые больше всего нуждаются в Твоем Милосердии».

ЧЕТКИ! Тем кто решил научиться молиться по четкам и получать от своей молитвы РЕЗУЛЬТАТ!

Четки – учебник небесной философии; все книгохранилища мира за восемь тысяч лет могут быть заключены в восьми словах Иисусовой молитвы. Четки видимое делают невидимым, а невидимое – видимым. Четки это лестница, ведущая вниз и ввысь: вниз – вглубь сердца, где душа встречается сама с собой, а ввысь – к небу, где дух, не выходя из сердца, встречается с Богом. Четки мера любви человека к Богу.

НАКОНЕЦ ТО!

Я закончил работу над многими долгожданной программой по обучению работе с очень важным инструментом для нашего спасения - ЧЕТКАМИ.

Долгие месяцы ушли на создание этой программы, но я уверен, время потрачено не зря! Каждый человек, приобретший программу ЧЕТКИ получит уникальные и довольно специфические знания о четках, которые обычно передаются в монастырях от духовного отца к его духовному чаду.

Господь сказал: «Я принес на землю не мир, а…

Православные четки – это специальное приспособление для подсчета количества произнесённых молитв или совершенных земных поклонов. История их появления относится еще к раннехристианскому времени – одни источники утверждают, что четки были введены в обиход Пахомием Великим, другие – Василием Великим (оба жили в III–IV веках нашей эры). Изначально четки имели исключительно практическое значение – предназначались для того, чтобы не сбиться со счета при выполнении монашеского молитвенного правила, которое подчас составляло по несколько тысяч Иисусовых молитв за один раз, но со временем стали символизировать духовную брань – борьбу человека с диаволом.

Православные четки могут выглядеть по-разному – иногда это замкнутая цепочка с нанизанными деревянными, керамическими или костяными бусинками, иногда – кожаная лестница с бабочками, иногда – гибкая планка, представляющая собой скрепленные деревянные брусочки, которые можно перебирать пальцами, ведя отсчет. Кроме того, православные…

Архимандрит Рафаил (Карелин)

ЖИЗНЬ ЦЕРКВИ

О ЧЕТКАХ

Хочу к домашнему правилу прибавить Иисусову молитву по четкам, но не знаю, как определиться с количеством молитв. С пятисотницей сразу не справлюсь. Могу ли просить Бас благословить мне какое-то определенное количество молитв и «структуру» привила (то есть когда и сколько делать поклонов, как и в каком количестве добавлять прошения к Богородице и Ангелу Хранителю).

Начните с малого. Две четки (сотницы) Иисусовых молитв, одну четку Божией Матери, полчеток Ангелу Храните и полчеток святому, празднуемому в этот день. Если есть время, то прочитайте еще полчеток святой, имя которой носите, а полчеток всем святым. Старайтесь день наполнить Иисусовой молитвой. Когда Вы увидите, что правило легко дается Вам то можете понемногу прибавлять Иисусовых молитв. Если позволяет Ваше здоровье, то кладите от 20 до 30 земных поклонов, а если это трудно, то замените поясными (за один земной – два…

Круговорот молитв на пальцах

В подземном переходе рядом со станцией метро «Улица 1905 года» в Москве уже несколько лет можно наблюдать такую вывеску: «Кольца с молитвой (крутящиеся)». Закономерно возникает вопрос — зачем крутящиеся? Официального ответа церкви на этот вопрос у нас нет, но есть рассуждения руководителя пресс-службы Московской патриархии священника Владимира Вигилянского. Рассуждения эти, правда, связаны не с устройством этих колец, а с желанием Минфина брать с церкви налог с их продажи. Тем не менее, есть пара слов об их предназначении.

Согласно документу, от НДС могут освобождаться операции по реализации нательных крестов, нагрудных образов святых, а также ложечек для причастия. Что же касается «колец с молитвами», то, как отмечается в письме Минфина, освобождать их от НДС «оснований не имеется», поскольку они не входят в специальный перечень предметов храмового пространства или богослужебного назначения, утвержденный постановлением правительства от…

ВАЖНОЕ СООБЩЕНИЕ! ВНИМАНИЕ, ВНИМАНИЕ, ГОВОРИТ МОСКВА! Полный текст (и видео), обращения Сергея Собянина к москвичам из-за коронавируса. 18+ ************************************************************************************************ Милые мои москвичи старшего поколения, мамы и папы, дедушки и бабушки! Мое сегодняшнее обращение, в первую очередь, к вам. Я думаю, что оно может вам не понравиться и даже вызвать внутренний протест, но прошу поверить, оно продиктовано искренней заботой о вас. Вы очень дороги нам. По периметру наших границ бушует пандемия новой коронавирусной инфекции. В России ситуация более-менее спокойная. Но мало того, что Москва – самый большой город в России и Европе, он еще и находится на перекрестке всех дорог. И если, несмотря на все принимаемые меры, эта беда придет и к нам, мы должны быть максимально готовы. Природа коронавируса такова, что в первую очередь он представляет угрозу для жизни и здоровья пожилых и людей с хроническими заболеваниями, с низким иммунитетом. Поэтому наша главная задача – защитить вас, москвичей старшего поколения. Как это сделать? Идеальных решений нет и быть не может, но очевидны два направления. Первое: ограничить контакты с другими людьми. Второе: медицинское наблюдение и своевременная помощь. Я уже настоятельно рекомендовал вам не выходить без особой нужды из дома. А если позволяют условия, уехать на дачу. Многие так и сделали, многие соблюдают эти рекомендации. И большое вам спасибо за это ответственное решение. Но многие не соблюдают. И это большой риск. Поэтому, на мой взгляд, для вас, для вашего здоровья необходимо принять следующее решение. С 26 марта до 14 апреля 2020 года москвичи старше 65 лет и граждане, страдающие хроническими заболеваниями, такими как сахарный диабет, бронхиальная астма, онкологические заболевания, а также перенесшие инфаркт или инсульт, обязаны соблюдать домашний режим. Если вы работаете, прошу вас не ходить на работу. Исключение только для руководителей и сотрудников, чье нахождение на работе жизненно важно для функционирования предприятия, учреждения, органов государственной власти. Также для работников здравоохранения. Они должны находиться на своем посту. К ним домашний режим может не применяться. Остальных пожилых, или страдающих хроническими заболеваниями сотрудников, работодатели обязаны перевести на режим удаленной работы, либо предоставить оплачиваемый отпуск, либо отправить на больничный. Чтоб получить больничный, следует позвонить по телефону 8-495-870-45-09, и его доставят на дом. Также прошу пожилых и людей с хроническими заболеваниями не посещать любые общественные места. Выходить в магазин или аптеку можно только в случае необходимости. Если есть возможность, самое лучшее – поехать на дачу, тем более, погода в ближайшие дни обещает быть теплой. Для компенсации дополнительных расходов, которые могут возникнуть из-за режима самоизоляции, москвичам старше 65 лет и людям с хроническими заболеваниями будет выплачена разовая материальная помощь в размере 4 тысяч рублей. Из них 2 тысячи – авансом, еще две тысячи - после окончания домашнего режима при условии его ответственного соблюдения. Операторы связи обязаны не отключать телефоны и интернет при нулевом или отрицательном балансе у пожилых и людей с хроническими заболеваниями, находящихся на домашнем режиме. Временно отменяется взимание пени и штрафов за просрочку оплаты услуг ЖКХ. Покидать квартиру или уезжать с дачи, чтобы оплатить квитанции, не нужно. В случае необходимости доставки продуктов, лекарств, и решения других проблем, нужно звонить по телефону 8-495-870-45-09. На помощь придут социальные работники и волонтеры. По этому же телефону можно заказать на дом доставку лекарств по бесплатным и льготным рецептам из аптечных пунктов. Отдельная просьба к более молодому поколению. Даже не чувствуя симптомов заболевания, вы можете быть носителями коронавируса, который очень опасен для пожилых людей. Насколько возможно, воздержитесь в эти дни от личного общения с вашими родителями, бабушками и дедушками, и вообще пожилыми людьми. Тем самым, вы поможете уберечь их от этой напасти. А контакты лучше поддерживать по телефону или через интернет. Хочу также проинформировать о двух решениях, касающихся семей с детьми. В связи с временным закрытием учебных заведений, школьники, имеющие право на бесплатное питание, смогут получить продуктовые наборы. Их будут выдавать через школы. Тем самым мы поддержим семьи с небольшими доходами. В период закрытия учебных заведений отменяется льготный проезд в общественном транспорте для школьников, начиная с 5 класса. Почему это важно? Мы закрыли школы для того, чтобы минимизировать контакты учащихся, а не для того, чтобы они с утра до вечера катались по городу. Еще раз повторю. Если даже для самых молодых людей это не так опасно, то получив порцию вируса, они могут *наградить* им своих родителей, бабушек и дедушек. Транспортное приложение социальной карты москвича у школьников будет временно заблокировано. Но уплаченные деньги будут перенесены на более поздний срок, чтобы они не пропали. Друзья, борьба с распространением коронавирусной инфекции очень сложная, длительная, но это наша общая борьба. Власти и горожане могут справиться только вместе, только совместными усилиями. Хочу обратиться к москвичам с просьбой. Проявите внимание к людям старшего поколения. Если это ваши близкие, помогите им пережить сложный период. Если это ваши соседи, знакомые, просто поинтересуйтесь, что им нужно и окажите посильную помощь. А иногда и добрые слова поддержки дорогого стоят. Наши бабушки и дедушки ни в коем случае не должны чувствовать себя забытыми. Это очень и очень важно. Надеюсь, что объявленные сегодня меры противодействия новой коронавирусной инфекции будут восприняты с пониманием. В складывающейся ситуации, я считаю, они абсолютно необходимы. Спасибо, дорогие москвичи.

Многие религиозные конфессии в своей традиции ритуалов и процессий используют четки. Среди них буддизм, индуизм и ислам. В христианстве бусы такого рода также рассматривают как обязательный атрибут. Тема данной статьи – четки : как пользоваться, как выбирать и хранить.

В границах русскоязычного православного мира чётки имеют своё предназначение и толкование. Это специальные бусы на шнурке, которые используются для счета количества поклонов и произнесенных молитв. По одним данным, в русской традиции четки впервые стал использовать святой Василий Великий. Другие источники говорят, что в обиход этот предмет ввел святой Пахомий Великий.

Вещь подобного рода нужна истинно православному человеку. Часто во время постоянной молитвы можно сбиться во время отсчета. Сама Богородица благословляла использование четок, называя их главнейшим орудием против попыток нечистого помешать верующему.

Нужно уметь различать светские четки, которые служат просто для украшения, и истинно православные. Существует два вида традиционных четок: шерстяные (лестовки) и деревянные. Первые представляют собой круглые шерстяные бусинки, нанизанные на нитку из такого же материала. Деревянные четки – это бусы-вкладыши, сделанные из дерева и нанизанные на нитку. Каждую завершает православный крестик и кисточка.

Если бусины сделаны из камня, стекла или пластмассы, то они редко благословляются священником на использование. Считается, что лучшим будет натуральный материал: шерсть, кожа или благородное дерево.

Обычно в четках 30 или 100 бусин. Но бывает меньше или больше, главное, чтобы их число было кратно 12 или 10. Если на зернах есть надписи, то эти четки мусульманские. В некоторые православные четки, сделанные из кожи или шерсти, внутрь помещается маленький свиток с написанной Иисусовой молитвой.

Зачем нужны православные четки и как с ними обращаться?

Строгого правила молитвы на четках нет. Каждый выбирает тот способ, который ему кажется удобным. Чаще всего духовники, благословляя, советуют начинать с Иисусовой молитвы, которую нужно произнести 150 раз в сутки, или с правила Богородицы. Также четки используют для чтения молитвы «Господи, помилуй». Это может быть 1, 3, 12, 40 или 50 раз.

Перед началом произнесения священных слов нужно сказать: «Господи благослови». При произнесении молитвы четки держат в левой руке. После прочтения каждой молитвы перекладывают одно зерно, а затем правой рукой крестятся.

Функции четок:

  1. Помогают во время чтения Иисусовой молитвы или Богородичного правила.
  2. Усиливают внимание и трезвение во время произнесения священных текстов.
  3. Дают успокоение и сосредоточенность.
  4. Не позволяют заснуть во время молитвы.

Есть такое понятие – «намоленные четки». В старину считалось, что если их использует истинно верующий человек, то они могут стать оберегом. Например, защищать от нападения диких зверей, в дороге и сложной ситуации. Четки, принадлежащие святым людям, помогали исцелять от болезней. Примером тому стал случай из жизнеописания старца Порфирия Кавсокаливита.

Современные четки и их применение

Со времен своего появления четки незаметно «перекочевали» из религиозной атрибутики в околоцерковный и даже преступный мир. В определенный период их стали использовать как атрибут богатства и приобщения к воровскому конгломерату. Появилось даже такое понятие как «арестантские четки», не имеющее ничего общего с православием.

Эзотерики и представители восточной медицины отмечают, что перебирание зерен или бусин успокаивает нервы, настраивает на мирный лад и даже нормализует дыхание. Однако это не имеет никакого отношения к православному христианству.

Сейчас православные четки позволено использовать только монахам или высшему духовенству. Для старообрядцев четки – неотъемлемый атрибут любого верующего. Русская православная церковь считает нежелательным носить четки как украшение или молиться с их помощью без благословения духовного наставника.

Этот религиозный атрибут принято хранить, не показывать посторонним и даже передавать из поколения в поколение. Узнав, что такоечетки православные, как пользоватьсяими правильно, чтобы не согрешить и не навредить своей душе, можно .

Четки – это нанизанные на нить бусины или навязанные на плотной нити узелки, часто соединенные в кольцо. Перебирая эти бусинки (узелки), человеку легче держать ум сосредоточенным на молитве, не поддаваться сонливости и не сбиться в подсчетах молитв, когда они читаются по определенным правилам. Слово «четки» происходит от древнерусского глагола «честь» , т.е. «читать», «считать» . Православный человек молится по четкам, отсчитывая количество прочитанных Иисусовых молитв.

Откуда появились четки?

С глубокой древности было замечено, что во время многократного произнесения одной и той же молитвы человек должен занимать свое тело какой-то механической деятельностью, чтобы не возникало психического напряжения. Древние монахи занимались во время молитвы каким-то рукоделием, иногда люди во время произнесения молитвы перекладывали камушки из стороны в сторону, вязали узелки, нанизывали семена, ракушки, зерна. Впоследствии были придуманы четки, то есть веревка с узелками. Четки можно встретить практически во всех религиях мира.

Считается, что в православной традиции первыми стали использовать для молитвы четки великие отцы Церкви IV столетия, такие как преподобные Антоний Великий, Пахомий Великий и святитель Василий Великий.

Могу ли я молиться по четкам?

Многие думают, что четки – это атрибут только монахов. Действительно, во время пострига они вручаются монаху, как «духовный меч», как орудие в борьбе со страстями. Но молиться по четкам может и мирянин, получив на это благословение священника.

Ношение четок напоминает человеку о необходимости «непрестанной молитвы», как сказано в Евангелии. Ведь часто в мирской суете мы забываем помолиться в течение дня, а четки на запястье об этом напоминают.

Какие были четки раньше?

Считается, что именнопридумал так называемую вервицу (со старославянского «веревка» ) – четки, которые представляли собой несоединенную в кольцо веревку из завязанных узелков. Эти древние четки послужили прообразом для современных, используемых в наше время плетёных четок.

На Руси вервица превратилась в лестовку (с древнерусского «лестничка» ) – кожаную ленту в виде лестницы. Внутрь ленты обычно зашивали текст с Иисусовой молитвой. Форма таких четок глубоко символична, она означает лестницу в небо, по которой мысленно молитвенники возносились к Господу.

Как молиться по четкам?



Деревянные четки


Наши, бывают разного размера и вида, но всегда соединены в кольцо. Основные их характеристики: количество бусин обычно кратно 10. Чаще всего это 100, 50, 30 но бывает и 33 (по числу земных лет Иисуса Христа). Через десять бусин (или узелков) – разделительная бусина, а в одном каком-то месте вместо разделительной бусины – крест. С этого креста начинается молитва, и здесь она заканчивается, пройдя круг.

По четкам можно читать разные молитвы. Но обычно, перебирая бусины, православные люди читают Иисусову молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)» или ее сокращенный вариант «Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешнаго (грешную)» .

Так, двигаясь по кругу, человек возносит свою молитву Богу, приближается к духовной радости, совершенствуясь и очищаясь. Круг – символ бесконечности, а четки – символ духовного пути человека, который никогда не заканчивается.

иеромонах Серафим (Параманов)

О чётках

В духовной практике Православной Церкви, как отмечает современный автор (иеромонах Лонгин), нет строгого правила, как молиться на чётках. Основная молитва, которой молятся на чётках, – Иисусова молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» или более короткие формы, самая короткая из которых – «Господи, помилуй мя». В этой короткой молитве человек, имеющий опыт настоящей глубокой молитвы, находит всю полноту и молитвенных прошений, и молитвенных благодарений, и молитвенных воздыханий. Чётки в монашестве называются духовным мечом и вручаются монаху при постриге для непрестанной молитвы, для как можно более частого призывания имени Божьего. В этом случае чётки являются орудием (средством) напоминания о непрестанной молитве, средством против рассеивания ума. Чётки могут использоваться также для специального молитвенного правила, которое состоит из определенного количества Иисусовых молитв (сотница, двусотница и т.д.). В этом случае правило читается по особому благословению, потому что в противном случае можно впасть в состояние духовной прелести и серьезно навредить своему духовному деланию. Тем более для простых мирян (немонашествующих) использование четок в молитвенной практике возможно только по благословению духовника и то более для напоминания о непрестанной молитве, чем для специального молитвенного правила, хотя последнее не исключается. Молитва на чётках не исключает также возможных вставок других молитв, например, на каждой большой бусинке можно читать «Отче наш», или «Богородице Дево, радуйся», или какую-либо другую молитву, близкую молящемуся человеку, или же молитвы своими словами, которые изливаются из сердца человека и которые православная духовная практика не запрещает, лишь бы сердце взывало к Богу. Но в любом случае на всякую молитвенную практику необходимо благословение духовника.

Молитва с чётками должна быть незаметной для постороннего глаза, исключение могут составлять лишь монашествующие, имеющие на это особое благословение.

«Когда новопостриженному монаху вручаются чётки, то произносятся следующие слова…: «приими, брате, меч духовный, иже есть глагол Божий, ко всегдашней молитве Иисусове: всегда бо имя Господа Иисуса Христа во уме, в сердцы и во устех своих имети должен ecu, глаголя присно: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий; помилуй мя, грешнаго» . Здесь используется изречение из Священного Писания, слова апостола Павла (см. ), придающие чёткам некое символическое значение: в данном случае они называются «мечом духовным». И это очень справедливое и мудрое сравнение, хотя апостол Павел и относил эти слова не к чёткам, не к молитве Иисусовой, а к силе христианской проповеди, которая и является «духовным мечом». Но ведь занимаясь Иисусовой молитвой, мы также проповедуем слово Божие, проповедуем истину как бы для самих себя и заставляем все свои душевные и телесные силы подчиниться этой евангельской проповеди. Противоречия здесь никакого нет: действительно, чётки, необходимые нам для совершения Иисусовой молитвы, словно изображают этот духовный меч, поражающий невидимых врагов. Все более или менее внимательно, искренне, усердно занимающиеся этим делом – молитвой Иисусовой, знают, что в ней мы не только каемся, просим у Бога милости, прощения грехов и вечной блаженной участи, но и в момент духовной брани, восстания на нас демонов поражаем их ею как неким мечом. Это настоящее оружие, которым мы обороняемся во время нападения врагов и сами наносим удары. Поэтому очень уместно, разумно, что чётки, вручаемые новопостриженному, символически названы духовным мечом.

Опираясь на это уже существующее в церковном обряде сравнение, мы можем дерзнуть отыскать и другие слова, изречения, повествования Священного Писания, с которыми ассоциируется это удивительное святоотеческое изобретение – чётки.

Прежде всего, чётки приводят нам на память евангельский рассказ о том (см. и сл.), как Господь наш Иисус Христос, войдя в иерусалимский храм, увидел там людей, торговавших скотом, который предназначался для жертвоприношений, и менял, разменивавших деньги (также как будто бы по важной причине, ведь жертвовать Богу можно было только специальные иудейские монеты, а монеты, принадлежавшие языческим государствам, в том числе римскому, не подходили для этой цели – это было особо оговорено в законе). И вот Господь возмутился тем, что во дворе храма, где люди должны были только молиться, благоговейно предстоя перед Богом, они отвлекались от молитвы этой торговлей и общей суетой, совершенно для дома молитвы неуместной. Он стал опрокидывать у менял столы и, сделав бич, как сказано по-славянски – бич от вервий (), начал изгонять из храма и самих торгующих, и скот, который они продавали. Вы знаете, что иудейский храм состоял из дворов, находился под открытым небом и только «святое» и «святая святых» (то, что в наших храмах называется алтарем) располагались в отдельном здании. Так вот, чётки как раз и ассоциируются с этим бичом от вервий, и ассоциация эта, мне кажется, имеет довольно серьезное обоснование, потому что, молясь, мы действительно прогоняем из своего сердца, из своей души «торгующих» – всевозможную нечистоту – «скот», под которым можно понимать плотские страсти; тело же и дух человека, по учению апостола Павла, – это храм Божий (см. ).

Чётки также напоминают нам о притче Спасителя о сеятеле (). Растению, выросшему на каменистой почве, не имевшему корня и увядшему от солнечного жара, или тому, которое погибло при дороге, или тому, которое было заглушено тернием, можно уподобить неправильную, неразумную молитву, от которой человек в конечном счете не получает никакой пользы. Правильное же упражнение в молитве (а наиболее полезной и плодоносной является именно непрестанная молитва (Иисусова) можно сравнить со стократным плодоношением. И действительно, чётки имеют в себе сто узлов, в чем как бы содержится намек на то, что если мы будем усердно заниматься этим деланием, то получим во сто крат больше плодов по сравнению с тем усердием, которое приложим.

Все эти сравнения, связанные с внешним видом чёток, нужны нам для того, чтобы возбудить в себе ревность к занятию Иисусовой молитвой. Можно также найти некое сходство чёток – их узлов, которые между собой соединены, – с Христовыми узами, наложенными на Господа нашего Иисуса Христа, когда Он был взят в Гефсиманском саду, связан и веден на беззаконный суд, на страдание и позорную смерть – распятие. Поэтому, занимаясь молитвой Иисусовой, мы должны с сокрушением вспоминать страдания Спасителя, по крайней мере стараясь подражать Его смирению, проявленному в те страшные страстные дни. И поскольку чётки увенчиваются изображением креста, то, скорее всего, это сравнение не напрасно и не искусственно, оно помогает понять значение и внутренний смысл, который заложен в этом прекрасном предмете, изобретенном святыми отцами. Апостол Павел говорит: прочее, труды да никтоже ми дает: аз бо язвы Господа Иисуса на теле моем ношу (). Конечно, под язвами Господа Иисуса имеется в виду крест, который апостол Павел, как и всякий христианин, носил на себе. И на чётках мы также видим изображение креста, то есть язв Господа Иисуса Христа, и, нося их на своем теле (мы их носим в руке, которая также часть нашего тела), мы не должны заниматься никакими прочими трудами, кроме единого угождения Господу, и в особенности, Иисусовой молитвы. Это первое и самое важнейшее дело, а прочее, труды да никтоже ми дает, потому что все остальное напрасно, ненужно или, в лучшем случае, второстепенно. Таким образом, и само устройство чёток в виде связанных узлов, напоминающих нам об узах Христа, и крест, венчающий чётки, должны напоминать нам о Христовом смирении, с которым мы должны совершать это великое делание ума, делание Иисусовой молитвы.

Наконец, крест оканчивается кистью – так называемым «воскрилием», четырьмя такими воскрилиями оканчивались одежды древних иудеев, и эти кисти напоминали им о том, что они должны исполнять заповеди. И, безусловно, в данном случае эта кисть также должна приводить нам на память то, что молитва только тогда может оказаться успешной и достигнуть своей цели, когда вместе с усердием в ней у нас будет и ревность к исполнению заповедей. Но, кроме того, эта кисть напоминает нам и о воскрилии ризы Самого Спасителя. …Как говорила себе кровоточивая жена: если только прикоснусь к воскрилию риз Его, тотчас исцелею (См. ). И по вере своей она получила просимое, т. е., едва прикоснувшись к краю ризы Господа, а именно – к кончику воскрилия, исцелилась от кровотечения. Так и мы должны верить, что только, так сказать, легким прикосновением к благодати Христовой, как бы к этому воскрилию, к краю ризы Его, мы можем получить исцеление от течения страстей, которые мучили нас, может быть, на протяжении многих и многих лет, если, конечно, будем прикасаться к этому воскрилию с верой, подобно кровоточивой жене.

Может показаться, что все это лишь внешние, искусственно привлеченные образы, в действительности не имеющие отношения к такому простому устройству – чёткам, но, даже если исторически это появилось в результате стечения каких-то внешних обстоятельств, ничего случайного в Церкви быть не может. И потому рассуждение о том, что прикосновение к кисти, которая имеется на чётках, символизирует как бы невидимое прикосновение ума к краю ризы Христовой, к благодати Божией, – также не является натянутым и искусственным. Мы видим, что чётки устроены в виде замкнутого круга, который, безусловно, без всякой искусственности, легко ассоциируется в уме с бесконечностью, в данном случае – с вечностью. Апостол Павел говорит:Видимое временно, а невидимое вечно (). И чётки, это гениальное устройство, изобретенное святыми отцами для помощи нам в занятии умным деланием, также отражают это невидимое вечное. Будучи внешне простым предметом, они отображают многие невидимые, возвышенные вещи, как бы обнаруживают их присутствие для нас во время молитвы Иисусовой. Еще раз перечислю: во-первых, чётки – это меч духовный, помогающий нам в сражении с демонами. Во-вторых, это бич, которым мы изгоняем из своей души страсти. В-третьих, это символ, это утешение нам, показывающее, что если мы будем усердно и разумно упражняться в Иисусовой молитве, то получим стократное воздаяние. В-четвертых, чётки напоминают нам о путах и страданиях Спасителя и, таким образом научают нас смирению. В-пятых, они учат нас вспоминать о заповедях и одновременно надеяться на милость Божию, потому что одно только прикосновение к славе Божией и благодати уже исцеляет нас от течения страстей. И, наконец, они являются образом и символом вечности, к которой человек приобщается через занятие молитвой, в особенности через занятие непрестанной молитвой Иисусовой.

Отношение к чёткам должно быть благоговейное. Нужно, чтобы они лежали в том же месте, где хранятся Евангелие и молитвослов» .

Как писал один из опытных делателей Иисусовой молитвы монах Борис в начале XX вв.: «Хочешь ли научиться отгонять скоро и с силою помыслы, приносимые бесами? Отгоняй их, когда ты один в келлии, гласною внимательною молитвою. Брат! Произноси слова ея по чёткам неспешно, с умилением: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

По чёткам обозначается сто десять узлов (имеется в виду сотница с десятью разделительными узлами). Отдели десять крупных узлов из ста на творение молитвы Божией Матери. Молись Ей так: «Пресвятая Богородице, спаси всех нас и меня грешнаго». И Она тебе будет всегда Помощницей во всем.

Брат мой! Бесы трепещут от внимательной устной молитвы, и рушатся сети их! А ангелы святые молятся вместе с творящими устную внимательную молитву, как удостоились это зреть некоторые святые угодники Божии: прп. , Симеон Дивногорец и прочие.

Во всю свою жизнь упражнялись устного и гласного молитвою святые отцы и получали дарования Духа Святаго. Причина преуспеяния их та, что с гласом и устами были соединены ум, сердце, вся душа и все тело; они произносили молитву от всей души, от всей крепости своей, из всего существа своего, из всего человека. Такими они были разгоревшимися в любви к Богу.

Брат! Будем с Божией помощью и молитвами Пресвятой нашей Богородицы внимательны в устных и гласных молитвах, произносимых нами при церковных службах и в уединении келейном. Брат мой о Христе, не сделаем наших трудов и жизни в монастыре безплодными нашей невнимательностью и небрежением в деле Божием» .

Гораздо больше о внутренней стороне молитвенного делания говорит один из старцев XIX века: «Главное – надо стать умом в сердце пред Господом, – пишет епископ (1815-1894), – и стоять пред Ним неотходно день и ночь до конца жизни». Молиться, согласно этому определению, можно и ничего не прося и даже – не произнося каких-либо слов. Акцент переносится с действия, ограниченного отрезком времени, на длящееся состояние. Молиться значит предстоять Богу в личном и непосредственном общении; знать всем своим существом, – и интуитивно, и рационально и в подсознании, и в сверхсознании, – что мы в Боге и Бог в нас. Личные отношения между людьми не становятся глубже оттого, что мы без умолку вопрошаем и произносим слова. Напротив, чем лучше мы знаем друг друга и чем сильнее любим, тем меньше нужды говорить, как мы друг ко другу относимся. Личное общение с Богом строится точно так же .

«Молитва с призыванием имени, с одной стороны, крайне проста и доступна каждому христианину, с другой – вводит в таинственные глубины созерцания. Тот, кто намерен читать ее каждый день и подолгу, а тем более – сочетать ее с дыханием или иным телесным ритмом, непременно должен найти опытного духовного наставника, старца, хотя сделать это в наши дни очень нелегко. Те же, у кого личной связи со старцем нет, могут без опаски, не вовлекая телесных ритмов, начинать с малого: десяти-пятнадцати минут непрерывной молитвы.

Ни учиться Иисусовой молитве, ни готовиться к ней заранее не нужно. Совет начинающему: просто начни. «Не сделав первого шага – не пойдешь, и не нырнув в воду – не поплывешь. То же и с призыванием имени. Начни с любовью и благоговением, будь настойчив. Думай не о том, что призываешь имя, а только о том, что предстоишь пред Иисусом. Произноси имя неспешно, тихо и спокойно».

Выучить слова молитвы не составит труда. Чаще всего ее произносят так: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Но единообразия здесь нет: иногда «помилуй мя» заменяют на «помилуй нас» или сокращают молитву до: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя» или даже до «Господи, Иисусе»; наконец – крайне редко – до «Иисусе». Некоторые, напротив, прибавляют «мя грешнаго», усиливая покаянный аспект молитвы. Или, памятуя об исповедании апостола Петра по дороге в Кесарию Филиппову, произносят «…Сыне Бога Живаго…». Иногда в Иисусову молитву вставляют обращение к Божией Матери или святым. Но Имя «Иисус», составляющее суть молитвы, присутствует в ней всегда. Мы можем пробовать разное сочетание слов и подбирать то из них, которое нам больше подходит. Однажды выбранную формулу со временем можно менять, но только – не слишком часто. «Как растения не укореняются, если часто их пересаживать, так и молитвенные движения в сердце, при частой перемене слов молитвенных»,- предостерегает св. .

Для молитвы «по правилу», как и для «свободной», нет строгих правил. Положение тела не имеет особого значения. В православной традиции молитву чаще всего читают сидя, но можно и стоя, и преклонив колени, а если одолевают немощи или утомление, то и – лежа. И, как правило, в темноте или с закрытыми глазами, а не перед иконой, освещаемой лампадой или свечой. Старец (1866-1938), когда молился, прятал в шкаф часы, чтобы не отвлекало тиканье, и надвигал на глаза и уши толстую шерстяную монашескую шапку.

Темнота однако действует усыпляюще! Если на молитве клонит в сон, нужно встать с колен или сиденья, осенить себя крестным знамением после прошения и поклониться, касаясь пола правой рукой. Можно сделать и земной поклон – преклонив колени и коснувшись лбом пола. Сиденье для молитвы не должно быть расслабляющим, а тем более – пышным, хорошо, если оно без ручек. В православных монастырях обычно используют низкую скамейку без спинки. Можно молиться и стоя и воздев руки.

Иисусову молитву часто читают, перебирая чётки, обычно с сотней узелков. Делают это не столько для того, чтобы считать, сколько для того, чтобы сосредоточиться и удержать ритм. Из опыта хорошо известно, что если руки заняты, легче успокоить тело и сконцентрироваться на молитве. Увлечение же количественными оценками- по чёткам или как-то еще – отнюдь не поощряется. В «Откровенных рассказах странника» старец строго наказывал, сколько раз в день нужно повторять Иисусову молитву: сперва 3 тысячи, потом – 6 тысяч и наконец – 12 тысяч, не больше и не меньше. Это – совершенно необычное внимание к количеству. Видимо, дело здесь не просто в числе, а во внутреннем расположении странника: старец хотел испытать его послушание и посмотреть, готов ли тот без колебаний исполнить все, что он ему наказывает. Нам же больше годится совет епископа Феофана: «Вы говорите, что иногда забываете счет молитв по чёткам. Беда невелика. Когда есть припадания к Господу, яко присущему, со страхом и упованием, это лучше всякого выполнения числа молитв»».

Призывая имя, не нужно намеренно воображать Спасителя. Иисусову молитву обычно читают не глядя на иконы, а в темноте или с закрытыми глазами. «Память о добрых и худых вещах обыкновенно печатлеет в уме образы их и вводит его в мечтание, – пишет св. . – Тогда испытывающий сие бывает уже мечтателем (phantasies ), а не безмолвником (hesychastes )» . «А чтобы при делании умной молитвы не впасть в прелесть, – пишет преподобный († 1508), – не допускай в себе никаких представлений, никаких образов и видений». «В действии Иисусовой молитвы не должно быть никакого образа, посредствующего между умом и Господом, – пишет епископ Феофан. – Существо умной молитвы – в хождении пред Богом; а хождение пред Богом есть не отходящее от сознания убеждение, что Бог как везде есть, так и в вас есть, и видит все, даже внутреннее, видит даже более, чем мы сами. Это сознание ока Божия, смотрящего внутрь вас, тоже не должно иметь образа, а все должно состоять в одном простом убеждении или чувстве». Только так призывая имя, – не представляя Спасителя, а просто ощущая Его присутствие, -: мы испытаем всю силу Иисусовой молитвы, которая собирает воедино и дарует целостность» .

Можно отметить, что ритмизированная речь, которая является неотъемлемым атрибутом Иисусовой молитвы, по мнению светских исследователей, – имеет лечебное воздействие. Как утверждают итальянские ученые, она благотворно влияет на сердце.

Специалисты исследовали относительную скорость дыхания 23 человек во время молитвы с чётками. Особенностью и тех, и других было то, что текст их, по традиции, должен повторяться раз пятьдесят. А можно и три раза по столько. Для сравнения были измерены ритмы дыхания во время обыкновенного разговора и во время выполнения упражнений по регуляции дыхания.

Обычная частота вдохов человека составляет около 14 единиц в минуту, и она может уменьшаться до 8 у тренированных людей. Во время чтения христианских молитв частота дыхания может уменьшаться до 6 вздохов в минуту. Их воздействие на организм похоже: они помогают синхронизировать сердечные ритмы. И это, как отмечают кардиологи, положительно влияет на сердечно-сосудистую деятельность человека .

«Иисусова молитва удивительно гибка. Это молитва для начинающих, но она же ведет и к глубочайшим тайнам созерцательной жизни. Она может практиковаться любым человеком в любое время: когда он стоит в очереди, прогуливается, едет на автобусе или поезде, работает, во время бессонницы или в минуты сильного беспокойства, когда невозможно сосредоточиться на других видах молитвы. Однако, разумеется, одно дело – когда любой христианин произносит Иисусову молитву таким вот образом в какие-то особые моменты, и другое дело – произносить ее более или менее постоянно, применяя связанные с нею физические упражнения. Православные духовные авторы настаивают на том, что практикующие Иисусову молитву систематически должны при возможности отдаться под водительство опытного наставника и ничего не предпринимать по собственной инициативе.

Для некоторых наступает время, когда Иисусова молитва «входит в сердце», так что произносится уже не в результате сознательного усилия, а сама собой. Она продолжается даже тогда, когда человек гуляет или пишет, присутствует в его снах и пробуждает его утром.

Православные верят, что сила Божья присутствует в имени Иисуса, так что призывание имени Божьего действует как эффективный знак божественного действия, наделенного сакраментальной благодатью. «Молитва проникает внутреннее существо человека, который в изумлении видит себя в Божественном свете… Свет имени Иисусова, через сердце, озаряет и всю вселенную». Как для тех, кто читает Иисусову молитву постоянно, так и для тех, кто прибегает к ней лишь изредка, она является источником дерзновения и радости. Процитируем Странника («Откровенные рассказы странника своему духовному отцу»):

«Вот теперь так и хожу да беспрестанно творю Иисусову молитву, которая мне драгоценнее и слаще всего на свете. Иду иногда верст по семидесяти и более в день и не чувствую, что иду; а чувствую только, что творю молитву. Когда сильный холод прохватит меня, я начну напряженнее говорить молитву и скоро весь согреюсь. Если голод меня начнет одолевать, я стану чаще призывать имя Иисуса Христа и забуду, что хотелось есть. Когда сделаюсь болен, начнется ломота в спине и ногах, стану внимать молитве и боли не слышу. Кто когда оскорбит меня, я только вспомню, как насладительна Иисусова молитва; тут же оскорбление и сердитость пройдет, и все забуду… Слава Богу! теперь ясно понимаю, что значит изречение, слышанное мною в Апостоле: «Непрестанно молитесь» ()» .

Истории из жизни святых подвижников, связанные с чётками
О кончине иеродиакона Серапиона

О том, что чётки – это не просто механическое приспособление, говорит и очень интересный случай из жизнеописания одного глинского подвижника, иеродиакона Серапиона. Этот подвижник, благочестивый, ревностный, всю свою жизнь избегавший даже посвящения в сан иеромонаха, несмотря на то что был достоин этого, просил, чтобы, когда он скончается, не погребали его три дня. И вот, когда он почил, братья увидели необыкновенное чудо: уже после кончины, когда тело его лежало на смертном одре, он три часа непрерывно перебирал чётки, и это показывало его внутреннее возвышеннейшее состояние – все, что было в его сердце .

Истинный послушник – подражатель

В одной из Керасийских келлий, а именно в келлии Честного Предтечи и Крестителя Иоанна, жил некий благоговейный, простой и смиренный монах, истинный послушник, по имени Пантелеимон (в миру Феофил Феофилопулос), родом из городка Лонганико близ Спарты. Внимательно прочитав приводимое аввой Дорофеем в своей книге житие аввы Досифея, жившего в V веке в монастыре аввы Серида на Востоке, он захотел подражать ему.

Эта книга и образ жизни аввы Досифея произвели такое впечатление на отца Пантелеимона, что он от всей души решил подражать ему. И в самом деле, он во всем повторял его жизнь. Тот не захотел поесть яиц, необходимых ему по болезни, потому что попросил их сам; чтобы отсечь свою волю, он не стал их есть. Так и отец Пантелеимон ни в каком деле не хотел, чтобы совершалась его воля; все должно было быть в точности так, как заповедует старец.

Его самоотвержение было совершенным. Даже воды он не пил без позволения и благословения старца. Он регулярно исповедовался и открывал духовнику свои тайные помыслы; он не мог уснуть, не исповедав своих помыслов и результатов духовной брани этого дня.

Согласно с преданием, которое стало для него требованием совести, и отец Пантелеимон неопустительно совершал суточное молитвенное правило – поклоны и молитву по чёткам – и непрестанно произносил умом и устами молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», «Пресвятая Богородице, спаси мя», «Крестителю Христов, моли Бога о мне и помози ми грешному», «Святии отцы, молите Бога о всем мире и о мне грешнем».

С позволения старца и духовника, помимо повседневных суровых и тяжелых послушаний и своих собственных молитв и духовного делания, он творил особую молитву за своих родителей и родственников по плоти и по духу и за весь мир.

Он был настолько точен и внимателен в своей жизни вообще и в своих повседневных молитвенных трудах, церковных службах и Божественной литургии, что когда в 1931 году его старец послал его в Иериссос к врачу, чтобы полечить правую руку, с детских лет поврежденную, и в течение 15 дней после операции он не мог творить поклоны и перебирать чётки, старец заповедал ему заранее совершить столько молитв и поклонов, чтобы покрыть упущенные во время выздоровления дни; о. Пантелеимон совершал по 500-1000 поклонов и по 50-60 сотниц в сутки.

Чтобы дать пример отсечения своей воли, мы расскажем об одном из многих случаев, которым сами были свидетелями.

Дело было летом; уже зрел инжир. В нашей келлии напротив дома было немало фиговых деревьев; они росли и в саду, примерно в ста метрах ниже по склону. На тех деревьях, что росли перед келлией, инжир уже начал набухать, но еще не поспел. На следующий день мы с братом отправились в нижний сад, чтобы вскопать его. Мы принялись за работу и, присев немного отдохнуть под сенью фигового дерева, с радостью увидели, что на нем немало спелого инжира. Я встал, чтобы нарвать плодов.

Отец и брат Пантелеимон сказал:

— Эй! Что это ты делаешь, брат?

Не подозревая, что я что-то делаю не так, я наивно отвечал:

— Брат, я вижу что здесь инжир уже созрел, и раз мы ничего не взяли с собой на завтрак, я нарву немного инжира, чтобы было что поесть.

А он кротко ответил мне:

— Брат, а ты взял благословение у старца?

Оправдываясь, я сказал:

— Я не знал, брат, что здесь инжир уже поспел, чтобы заранее спросить разрешения и благословения; я не думаю, что старец отказал бы. Давай я сейчас нарву плодов и мы поедим, а потом расскажем об этом старцу.

Тогда он говорит мне:

— Замечательная идея, брат: сначала заняться тайноядением, а потом попросить прощения! Это называется умышленным грехом и заслуживает наказания. Так что надо бы сначала попросить разрешения на то, что ты собираешься сделать, чтобы оно было по благословению Божию, к твоей душевной и телесной пользе.

По этому критерию он всегда выстраивал свою жизнь. И таким образом он никогда не сбивался с курса, потому что ответственность за всякое его дело нес старец, который заранее знал обо всем, что собирался делать о. Пантелеимон. Поэтому его совесть всегда была спокойной, чистой и безмятежной, ибо он исполнил свой долг.

Сила молитвы по чёткам

Один монах из монастыря святого Павла поехал однажды к святому Герасиму (известному своим даром изгонять бесов – перев.) в Кефалонию. Во время Божественной литургии он стоял в алтаре и молился по чёткам – произносил в уме молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас», а в храме в это время пели. В привели одного бесноватого, чтобы святой Герасим исцелил его.

Когда монах молился в алтаре, беса в храме жгло, и он кричал:

— Эй, ты, монах, не тяни эту веревку – она жжет меня!

Это услышал служивший священник и говорит монаху:

— Брат, изо всех сил молись по чёткам, чтобы создание Божие освободилось от беса.

Тогда бес, рассвирепев, закричал:

— Эй, ты, старый поп, что ты говоришь ему, чтобы он тянул веревку?! Она меня жжет!

Тогда монах с еще большим усердием начал читать молитву, перебирая чётки, и человек, которого мучил бес, наконец освободился от него.

Молитва с утруждением

Отец Арсений Пещерник говорил: «Когда я молюсь по чёткам стоя, то ощущаю сильное Божественное благоухание. А когда молюсь сидя, едва его чувствую».

Несмотря на свой девяностопятилетний возраст, старец непрестанно и ревностно подвизался, а также постоянно духовно обогащался, хотя у него и без того был уже накоплен большой духовный капитал.

Полный Православный богословский энциклопедический словарь в 2-х т. Т. 2. Без даты.
Печатается по изданию: «Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря». М., 1996.
Нижегородский Интернет-справочник «Культурный туризм»,
Игумен Авраам, духовник Ново-Тихвинского женского монастыря г. Екатеринбург. Материал размещен на сайте монастыря по адресу:
Монах Борис. Наставления в молитве Иисусовой. Православная жизнь. №9 (620) Сентябрь, 2001.
Епископ Диоклийский Каллис (Уэр). Сила Имени. «ЦЕРКОВЬ И ВРЕМЯ», № 1 (8), 1999. Размещено по адресу:
Епископ Диоклийский Калист (Уэр). Сила Имени. «ЦЕРКОВЬ И ВРЕМЯ», № 1 (8), 1999. Размещено по адресу.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия