Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия

Преподобный Кирилл, игумен Белоезерский (в миру Косма) родился в Москве у благочестивых родителей. В юные годы он остался сиротой и жил у своего родственника, боярина Тимофея Васильевича Вельяминова, окольничего при дворе великого князя Димитрия Донского (1363 - 1389). Светская жизнь тяготила юношу. По просьбе преподобного Стефана Махрищского (+ 1406; память 14 июля) боярин отпустил Коcму в Симонов монастырь, где он и принял постриг от святого Феодора (+ 1395, память 28 ноября) с именем Кирилл. Иноческие послушания преподобный Кирилл исполнял под руководством старца Михаила, впоследствии епископа Смоленского. Ночью старец читал Псалтирь, а преподобный Кирилл клал поклоны, но по первому удару колокола шел к утрени. Он просил у старца дозволения вкушать пищу через 2 - 3 дня, но опытный наставник не разрешил этого, а благословил есть каждый день с братией, только не до сытости. Послушание преподобный Кирилл нес в хлебопекарне: он носил воду, колол дрова, раздавал хлеб. Когда преподобный Сергий Радонежский приходил в Симоновскую обитель, то прежде прочих посещал и с любовью беседовал с преподобным Кириллом. Из хлебопекарни преподобного Кирилла перевели в поварню, и святой говорил себе, смотря на пылающий огонь: "Смотри, Кирилл, не попасть бы тебе в вечный огонь". Девять лет трудился в поварне преподобный Кирилл и стяжал такое умиление, что не мог без слез вкушать хлеб, благодаря Господа. Избегая славы человеческой, преподобный временами стал юродствовать. В наказание за нарушение благочиния настоятель назначил ему в пищу на 40 дней хлеб и воду; преподобный Кирилл с радостью понес это наказание. Но как ни таил святой свою духовность, опытные старцы понимали его и против воли заставили принять сан иеромонаха . В свободное от служения время преподобный Кирилл ставил себя на чреду послушника и занимался тяжелыми работами. Когда святой Феодор был посвящен в архиепископа Ростовского, братия в 1390 году избрала преподобного Кирилла архимандритом обители.

Богатые и знатные люди стали посещать преподобного, чтобы слушать его наставления. Это смущало смиренный дух святого, и он, как ни упрашивала братия, не остался настоятелем, а затворился в своей прежней келлии. Но и здесь частые посетители беспокоили преподобного, и он перешел на старое Симонове. Душа преподобного Кирилла стремилась к безмолвию, и он молил Матерь Божию указать ему место, полезное для спасения. Однажды ночью, читая, как всегда, акафист перед иконой Божией Матери Одигитрии, он услышал голос: "Иди на Белоозеро, там тебе место".

В Белоезерской стороне, тогда глухой и малолюдной, он долго ходил в поисках места, которое в видении было предназначено для его пребывания. В окрестностях горы Мяуры у Сиверского озера он, вместе со своим спутником преподобным Ферапонтом (память 27 мая), поставил крест и выкопал землянку.

Преподобный Ферапонт вскоре удалился в другое место, и преподобный Кирилл не один год в одиночестве подвизался в подземной келлии. Однажды святой Кирилл, томимый странным сном, лег уснуть под сосной, но едва он закрыл глаза, как услышал голос: "Беги, Кирилл!" Только успел преподобный Кирилл отскочить, как сосна рухнула. Из этой сосны подвижник сделал крест. В другой раз преподобный Кирилл чуть не погиб от пламени н дыма, когда расчищал лес, но Бог хранил Своего угодника. Один крестьянин пытался поджечь келлию преподобного, но, сколько ни пытался, это ему не удавалось. Тогда со слезами раскаяния он исповедал свой грех преподобному Кириллу, который постриг его в монашество.

Из Симоновой обители к преподобному пришли любимые им иноки Зеведей и Дионисий, а затем Нафанаил, впоследствии келарь обители. Многие стали приходить к преподобному и просить удостоить их иночества. Святой старец понял, что время его безмолвия кончилось, В 1397 году он построил храм в честь Успения Пресвятой Богородицы .

Когда число братии умножилось, преподобный дал для обители устав общежития, который освящал примером своей жизни. В церкви никто не смел беседовать, никто не должен был выходить из нее прежде окончания службы; к святому Евангелию подходили по старшинству. За трапезу садились каждый на своем месте, и в трапезной была тишина. Из трапезной каждый молча шел в свою келлию. Никто не мог получать ни писем, ни подарков, не показав их преподобному Кириллу; без его благословения писем не писали. Деньги хранились в монастырской казне, ни у кого не было никакой собственности. Даже пить воду ходили в трапезную. Келлии не запирались, и в них, кроме икон и книг, ничего не держали. В последние годы жизни преподобного Кирилла боярин Роман решил подарить обители село и прислал дарственную грамоту. Преподобный Кирилл рассудил, что если обитель станет иметь села, то для братии начнутся заботы о земле, появятся поселенцы, иноческое безмолвие нарушится, и отказался от дара.

Господь наградил Своего угодника даром прозорливости и исцелений. Некто Феодор, поступив в обитель из любви к преподобному, потом так возненавидел его, что не мог смотреть на святого и порывался уйти из обители. Он пришел в келлию преподобного Кирилла и, взглянув на его седины, не мог от стыда выговорить ни слова. Преподобный сказал ему: "Не скорби, брат мой, все ошибаются во мне, ты один знаешь правду и все мое недостоинство; я действительно непотребный грешник". Затем преподобный Кирилл благословил Феодора и прибавил, что он более не будет смущаться помыслом; с тех пор Феодор спокойно жил в обители.

Однажды недостало вина для Божественной литургии , и пономарь сказал об этому святому. Преподобный Кирилл велел принести к нему пустой сосуд, который оказался полным вина. Во время голода преподобный Кирилл раздавал хлеб всем нуждавшимся, и он не кончался, несмотря на то, что обычно запасов едва хватало для братии.

Преподобный укротил бурю на озере, которая угрожала рыбакам, предсказал, что никто из братии не умрет до его кончины, несмотря на то, что свирепствовал мор, а после многие пойдут вслед за ним.

Свое последнее Богослужение преподобный совершил в день Святой Троицы . Завещав братии хранить любовь между собой, преподобный Кирилл блаженно почил на 90-м году своей жизни 9 июня 1427 года в день памяти тезоименного ему святителя Кирилла , архиепископа Александрийского. В первый же год по смерти преподобного из 53 человек братии скончались 30. Оставшимся преподобный часто являлся во сне с поддержкой и наставлением.

Преподобный Кирилл любил духовное просвещение и привил эту любовь своим ученикам. По описи 1635 года в монастыре числилось более 2 тысяч книг, среди них 16 "чудотворца Кирилла". Замечательными образцами духовного наставничества и руководства, любви, миролюбия и утешения являются дошедшие до нас три послания преподобного русским князьям.

Общерусское почитание преподобного началось не позднее 1447 - 1448 годов. Житие святого Кирилла было написано по поручению митрополита Феодосия и великого князя Василия Васильевича иеромонахом Пахомием Логофетом, который прибыл в Кириллов монастырь в 1462 году и застал многих очевидцев и учеников преподобного Кирилла, в том числе и преподобного Мартиниана (память 12 января), управлявшего тогда Ферапонтовым монастырем.



Прославленный сердцеведением и прозорливостью русский святой

Кирилл Белозерский (в миру - Косьма) - сын образованных родителей, грамотный, пишущий, начитанный, чтобы избегнуть знаков уважения к себе, "под образом буйства" юродствовал, с радостью принимая за это наказания. Зная о том, что он умеет книги "добро писати" и что "слово его солию разума растворено", его почти насильно возвели в звание архимандрита Симонова монастыря. А он отказался!


Преподобный Кирилл был самым знаменитым учеником Сергия Радонежского, любившего беседовать с ним с глазу на глаз. Причем сначала Сергий встречался с Кириллом, а потом уже шел к игумену.

Согласно Житию, однажды во время ночной молитвы он услышал голос: «Кирилл, уйди отсюда. Иди на Белое озеро и найдешь там покой, там тебе уготовано место, в котором спасешься». Взглянув в оконце кельи, Кирилл увидел белый свет и некую местность, находящуюся далеко на севере. Вскоре видение исчезло. В 1397 Кирилл вместе с др. иноком, Ферапонтом, покинули обитель и ушли на север. Они обошли несколько мест, пока Кирилл не узнал то, которое было указано в чудесном видении. Кирилл вырыл здесь землянку и стал жить. Вокруг кельи Кирилла собралась братия. Совместными усилиями они построили деревянную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Так, на берегу Сиверского озера возник Успенский Кирилло-Белозерский, или просто Кириллов монастырь. Кирилл ввел в монастыре строгий общежительский устав. Ферапонт через некоторое время оставил это место и в 15 верстах основал иной монастырь, позднее известный как Ферапонтов.

Кирилла Белозерский был прозорлив. С тех пор как поселился он в келейке, люди стали слышать "звоны от этого места и певцов поющих". В числе чудес, им совершенных, сообщается даже о том, что он воскрешал мертвых, а именно брата Далмата, умершего без принятия Святых Тайн. Кирилл воскресил его: он причастился и умер вторично.

Слава Кириллова способствовала духовной дружбе и переписке с тремя князьями: с великим князем Василием Дмитриевичем, с можайским князем Андреем, со звенигородским князем Дмитрием. В этих посланиях преподобный поучает княжичей, как надо правильно поступать в отношении между братьями и правильно править. Духовная связь соединяла отшельника с державцами Русской земли. До нашего времени дошли 12 книг из личной библиотеки прп. Кирилла — первая известная нам русская частная библиотека.

Источник: КИРИЛЛИЦА



Кирилло-Белозерский монастырь

«Великая государева крепость» Кирилло-Белозерский монастырь — крупнейший в Европе. Здесь на территории в 12 га стоит 11 каменных церквей XV-XVIII веков. Он состоит из трёх частей — Большого Успенского и Малого Ивановского монастырей, а также Нового города. Все деревянные строения и стены обители сгорели в страшном пожаре 1557 года. К 1600 году были построены мощнейшие каменные стены с башнями и укреплениями. Благодаря им город и монастырь устояли во время польско-литовского нашествия. Западная часть обители — это Большой Успенский монастырь . Здесь до сих пор в два яруса стоят каменные стены (до 5,2 метра высоты и до 1,5 метров толщины). Имеются две надвратные церкви и четыре угловые башни: Свиточная, Грановитая, Мереженная и Круглая. Первоначально башни достигали 15 метров высоты и имели по 60 амбразур. Полностью в изначальном виде сохранилась только Свиточная башня. Остальные перестраивались.

С юга к Большому Успенскому примыкает Малый Ивановский монастырь . Стены здесь ниже (до 4 метров) и тоньше — всего метр. Когда-то тут было 4 башни, но сохранилась лишь одна — Котельная (Глухая), выходящая к озеру. С 1654 по 1680 годы вокруг монастыря было построено еще одно оборонительное полукольцо — высокие стены Нового города длиной почти 2 километра, высотой до 11 и толщиной до 7 метров. Самая высокая башня — Московская (40 метров).



Главная достопримечательность Кирилло-Белозерского монастыря — Успенский собор . Первое небольшое деревянное здание Успенского собора было построено в 1397 году. Через 100 лет обветшавшую церковь заменила новая. Она была тоже деревянная, «украшенная иконами и иными красотами». Но и она сгорела во второй половине XV века. Успенский собор, который мы можем видеть сейчас, — одно из первых каменных зданий в Белозерье. Он построен в 1497 году артелью ростовских мастеров, правда, с тех пор неоднократно подвергался перестройкам и реставрациям. Самое ценное и в духовном, и в художественном смысле в Успенском соборе — это иконы 1495-1497 годов. Они написаны мастерами ведущих школ живописи Руси. Сам собор расписал в 1641 иконописец Любим Агеев, который, к слову, вернувшись из Кириллова, расписал Успенский собор Московского Кремля.

В храме Иоанна Лествичника и храме Преображения сохранились иконостасы XVI века, выполненные местными мастерами. А в храме Иоанна Предтечи — иконостас XVIII века.

Интересна прогулка по галереям крепостных стен . Их длина — почти два километра. Знатоки рекомендуют обойти монастырь по периметру с внешней стороны. Самая высокая башня монастыря — Ферапонтовская или Московская. Её высота — около 40 метров со шпилем, а стоит она при входе в лавру. Потрясающе смотрятся Глухая (Котельная) башня XVI века и стоящая рядом Кузнечная башня XVII века.

Свиточная башня — единственная башня старой ограды, которая сохранилась полностью. Здесь чудом уцелел даже деревянный шатер. На первом ярусе Вологодской башни располагается выставка «Великая государева крепость». Здесь можно узнать об основных этапах строительства крепости и о событиях военной истории Кирилло-Белозерского монастыря.

Новый и Старый города соединяют Святые ворота 1524 года — старейший элемент укреплений монастыря. Они состоят из двух арочных проездов разного размера. Надвратная церковь построена в 1572 году на вклад сыновей Ивана Грозного.

Действующие храмы: в честь Сергия Радонежского (службы только летом) и в честь Кирилла Белозерского (службы круглый год).

Житие преподобного Кирилла Белозерского
Память 9 июня с.с.

Преподобный Кирилл, игумен Белоезерский (в миру Косма) родился в Москве у благочестивых родителей. В юные годы он остался сиротой и жил у своего родственника, боярина Тимофея Васильевича Вельяминова, окольничего при дворе великого князя Димитрия Донского (1363-1389). Светская жизнь тяготила юношу.
По просьбе преподобного Стефана Махрищского († 1406; память 14 июля) боярин отпустил Косму в Симонов монастырь, где он и принял постриг от святого Феодора († 1394, память 28 ноября) с именем Кирилл. Иноческие послушания преподобный Кирилл исполнял под руководством старца Михаила, впоследствии епископа Смоленского. Ночью старец читал Псалтирь, а преподобный Кирилл клал поклоны, но по первому удару колокола шел к утрени. Он просил у старца дозволения вкушать пищу через 2-3 дня, но опытный наставник не разрешил этого, а благословил есть каждый день с братией, только не до сытости. Послушание преподобный Кирилл нес в хлебопекарне: он носил воду, колол дрова, раздавал хлеб.

Избегая славы человеческой, преподобный временами стал юродствовать. В наказание за нарушение благочиния настоятель назначил ему в пищу на 40 дней хлеб и воду; преподобный Кирилл с радостью понес это наказание. Но как ни таил святой свою духовность, опытные старцы понимали его и против воли заставили принять сан иеромонаха. В свободное от служения время преподобный Кирилл ставил себя на чреду послушника и занимался тяжелыми работами. Когда святой Феодор был посвящен в архиепископа Ростовского, братия в 1390 году избрала преподобного Кирилла архимандритом обители.

Богатые и знатные люди стали посещать преподобного, чтобы слушать его наставления. Это смущало смиренный дух святого, и он, как ни упрашивала братия, не остался настоятелем, а затворился в своей прежней келлии. Но и здесь частые посетители беспокоили преподобного, и он перешел на старое Симоново. Душа преподобного Кирилла стремилась к безмолвию, и он молил Матерь Божию указать ему место, полезное для спасения. Однажды ночью, читая, как всегда, акафист перед иконой Божией Матери Одигитрии, он услышал голос: "Иди на Белоозеро, там тебе место".

В Белоезерской стороне, тогда глухой и малолюдной, он долго ходил в поисках места, которое в видении было предназначено для его пребывания. В окрестностях горы Мяуры у Сиверского озера он, вместе со своим спутником преподобным Ферапонтом (память 27 мая), поставил крест и выкопал землянку.

Преподобный Ферапонт вскоре удалился в другое место, и преподобный Кирилл не один год в одиночестве подвизался в подземной келлии. Однажды святой Кирилл, томимый странным сном, лег уснуть под сосной, но едва он закрыл глаза, как услышал голос: "Беги, Кирилл!" Только успел преподобный Кирилл отскочить, как сосна рухнула. Из этой сосны подвижник сделал крест. В другой раз преподобный Кирилл чуть не погиб от пламени и дыма, когда расчищал лес, но Бог хранил Своего угодника. Один крестьянин пытался поджечь келлию преподобного, но, сколько ни пытался, это ему не удавалось. Тогда со слезами раскаяния он исповедал свой грех преподобному Кириллу, который постриг его в монашество.

Из Симоновой обители к преподобному пришли любимые им иноки Зеведей и Дионисий, а затем Нафанаил, впоследствии келарь обители. Многие стали приходить к преподобному и просить удостоить их иночества. Святой старец понял, что время его безмолвия кончилось. В 1397 году он построил храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Когда число братии умножилось, преподобный дал для обители устав общежития, который освещал примером своей жизни. В церкви никто не смел беседовать, никто не должен был выходить из нее прежде окончания службы; к святому Евангелию подходили по старшинству. За трапезу садились каждый на своем месте, и в трапезной была тишина. Из трапезной каждый молча шел в свою келлию. Никто не мог получать ни писем, ни подарков, не показав их преподобному Кириллу; без его благословения писем не писали. Деньги хранились в монастырской казне, ни у кого не было никакой собственности. Даже пить воду ходили в трапезную. Келлии не запирались, и в них, кроме икон и книг, ничего не держали. В последние годы жизни преподобного Кирилла боярин Роман решил подарить обители село и прислал дарственную грамоту. Преподобный Кирилл рассудил, что если обитель станет иметь села, то для братии начнутся заботы о земле, появятся поселенцы, иноческое безмолвие нарушится, и отказался от дара.

Господь наградил Своего угодника даром прозорливости и исцелений. Некто Феодор, поступив в обитель из любви к преподобному, потом так возненавидел его, что не мог смотреть на святого и порывался уйти из обители. Он пришел в келлию преподобного Кирилла и, взглянув на его седины, не мог от стыда выговорить ни слова. Преподобный сказал ему: "Не скорби, брат мой, все ошибаются во мне, ты один знаешь правду и все мое недостоинство; я действительно непотребный грешник". Затем преподобный Кирилл благословил Феодора и прибавил, что он более не будет смущаться помыслом; с тех пор Феодор спокойно жил в обители.

Однажды недостало вина для Божественной литургии, и пономарь сказал об этому святому. Преподобный Кирилл велел принести к нему пустой сосуд, который оказался полным вина. Во время голода преподобный Кирилл раздавал хлеб всем нуждавшимся, и он не кончался, несмотря на то, что обычно запасов едва хватало для братии.

Преподобный укротил бурю на озере, которая угрожала рыбакам, предсказал, что никто из братии не умрет до его кончины, несмотря на то, что свирепствовал мор, а после многие пойдут вслед за ним.

Свое последнее Богослужение преподобный совершил в день Святой Троицы. Завещав братии хранить любовь между собой, преподобный Кирилл блаженно почил на 90-м году своей жизни 9 июня 1427 года в день памяти тезоименного ему святителя Кирилла, архиепископа Александрийского. В первый же год по смерти преподобного из 53 человек братии скончались 30. Оставшимся преподобный часто являлся во сне с поддержкой и наставлением.

Преподобный Кирилл любил духовное просвещение и привил эту любовь своим ученикам. По описи 1635 года в монастыре числилось более 2 тысяч книг, среди них 16 "чудотворца Кирилла". Замечательными образцами духовного наставничества и руководства, любви, миролюбия и утешения являются дошедшие до нас три послания преподобного русским князьям.

Общерусское почитание преподобного началось не позднее 1447-1448 годов. Житие святого Кирилла было написано по поручению митрополита Феодосия и великого князя Василия Васильевича иеромонахом Пахомием Логофетом, который прибыл в Кириллов монастырь в 1462 году и застал многих очевидцев и учеников преподобного Кирилла, в том числе и преподобного Мартиниана (память 12 января), управлявшего тогда Ферапонтовым монастырем.

Родился будущий святой в 1337 году в Москве, в знатной семье, и был наречен в крещении Косьмой. С юных лет он был отдан в учение и хорошо разбирал священные книги. После того как родители его умерли, он перешел в дом своего родственника Тимофея Васильевича Вельяминова, бывшего окольничим при дворе великого князя Дмитрия Ивановича Донского. Вельяминов принадлежал к одному из самых знатных московских родов и обладал в Москве огромной властью. Он поручил своему молодому родичу управление домом. Косьма со старанием исполнял поручение, однако страстно желал иного: принять пострижение в иноки и посвятить всю свою жизнь служению Богу. Но трудно было ему исполнить задуманное: опасаясь гнева могущественного Тимофея Вельяминова игумены московских монастырей, к которым он обращался, отказывались постричь его. Впрочем, Косьма держал свои помыслы в тайне, также опасаясь, что Вельяминов будет чинить ему препятствия.
Случилось так , что в то время в Москву пришел Стефан, игумен Махрищского монастыря, человек большой святости, которого все знали и почитали за его богоугодную жизнь. Узнав о его прибытии, Косьма устремился к нему и стал умолять исполнит его желание. Преподобный Стефан убедился в том, что это желание искреннее, и стал размышлять, как бы помочь молодому человеку. «Если расскажем Тимофею, то он не допустит этого, размышлял игумен. - Если же начнем умолять его, то он не по слушает нас». И тогда Стефан просто возложил на Косьму иноческие одежды и, без всякого пострижения, нарек ему имя Кирилл. Затем, оставив его в доме, где остановился, отправился к боярину Тимофею. Тимофей Вельяминов, не меньше других почитавший преподобного Стефана, весьма обрадовался его при ходу. Преподобный же, благословив боярина, сказал так: «Богомолец ваш Кирилл благословляет вас». «Какой Кирилл?» - удивился Тимофей. Игумен отвечал ему, рассказав, что бывший слуга его Косьма возжелал принять иночество. Услышав о пострижении своего управителя, боярин Тимофей пришел в страшный гнев и начал осыпать игумена Стефана бранью. «Повелено Христом Спасителем, - сказал ему на это преподобный, - если где примут вас и послушают, там пребывайте. А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших». Жена Тимофея Ирина устрашилась этих слов и начала укорять своего мужа, говоря, что он оскорбил преподобного. Тимофей одумался и вскоре послал за игуменом Стефаном, умоляя его вернуться. Так они примирились, и боярин Тимофей, уступая преподобному, разрешил Косьме жить по своей воле.
Косьма (нареченный Кириллом ) раздал все свое имущество нищим и стал умолять Стефана, чтобы тот совершил над ним обряд пострижения. Стефан же рассудил по-другому. Он привел будущего инока в незадолго до этого основанный Симонов монастырь, к игумену Феодору, племяннику преподобного Сергия Радонежского. Феодор и совершил обряд пострижения.
Так Косьма окончательно сделался иноком Кириллом . В это время ему было уже более тридцати лет.
Началась многотрудная жизнь Кирилла в Симоновом монастыре. Игумен отдал его в послушание старцу Михаилу (будущему епископу Смоленскому), великому постнику и молитвеннику. Кирилл стал во всем подражать своему наставнику. Он умолял его позволить ему поститься больше иных братьев: вкушать пищу лишь через два, а то и через три дня. Но мудрый старец не разрешил этого, повелев Кириллу питаться вместе со всеми братиями, хотя и не до сытости. Тем не менее Кирилл находил возможность всячески изнурять плоть: он принимал лишь столько пищи, чтобы не умереть с голода и сохранить в себе силы для монашеских подвигов, со рвением исполнял всякую работу. Его отличали особая кротость, смирение, безропотное послушание. Часто преподобный проливал слезы, не мог без них даже хлеба вкусить - и было такое его житие, словно ангельское. Так пишет о преподобном Кирилле в период его пребывания в Симонове монастыре древний агиограф.
Игумен определил Кирилла в хлебопекарню, а затем на поварню. Преподобный проводил там в трудах много времени. А в то время в Симонов монастырь, к племяннику своему Феодору и к братии, нередко захаживал преподобный Сергий Радонежский. И вот стали замечать: сначала Сергий шел в хлебопекарню, к блаженному Кириллу, и в течение долгого времени беседовал с ним с глазу на глаз . Только затем Сергий навещал настоятеля обители. Так великому чудотворцу Сергию первому открылась святая жизнь преподобного Кирилла.
Видя, что братия почитают и хвалят его, Кирилл принял на себя новый подвиг - подвиг юродства: желая утаить свою добродетель, он притворился юродивым и стал предаваться глумлению и смеху. Святой возлюбил бесчестие больше чести: пусть лучше ругают и поносят его, полагал он, чем хвалят и почитают. И действительно: иные из братии стали думать, что преподобный повредился рассудком, иные - что он впал в тяжкие грехи. Архимандрит наложил на него епитимию (церковное наказание): жестокий сорокадневный пост на хлебе и воде - блаженный же Кирилл только обрадовался такому наказанию: свое обычное пощение он стал совершать под видом исполнения епитимии. И когда наказание заканчивалось, он вновь совершал какой-то проступок, за что вновь подвергался наказанию. Наконец, братия разгадали природу его юродства, и настоятель перестал налагать на него наказания. Тогда и преподобный Кирилл прекратил притворное юродство.
В служении на поварне и хлебопекарне преподобный провел девять лет. Иногда ему поручали переписывать книги. Затем архимандрит - вопреки желанию самого Кирилла рукоположил его в священники. Преподобный стал совершать церковные службы, а в свободное время продолжал участвовать в монастырских работах.
В 1390 году Феодор Симоновский был поставлен в сан архиепископа Ростовского. На его место архимандритом Симонова монастыря был избран преподобный Кирилл. Впрочем, он не слишком долго настоятельствовал в монастыре. Кирилл предпочел оставить начальство обителью и предаться безмолвию. Он ушел в свою прежнюю келью и, несмотря на все уговоры братии, затворился в ней. Архимандритом Симоновским был поставлен иеромонах Сергий Азаков (впоследствии епископ Рязанский). Но случилось так, что многие люди - и иноки, и миряне - продолжали приходить к преподобному Кириллу, желая получить от него совет и благословение. Это вызвало зависть архимандрита Сергия, который посчитал, что приходящие к блаженному Кириллу тем самым принижают его как настоятеля обители; он начал злобствовать в отношении преподобного. Узнав о зависти архимандрита, Кирилл решил покинуть обитель. Сначала он удалился к церкви Рождества Богородицы - на так называемое «Старое Симоново», недалеко от «нового» Симоновского монастыря. Затем преподобный решил уйти еще дальше - в пустынь, удаленную от людей. О его окончательном уходе из Симонова монастыря Житие рассказывает так.
Преподобный Кирилл имел обычай: петь по ночам акафист Пресвятой Богородице. И вот однажды, когда он пел так, внезапно послышался дивный голос, вещавший с высоты: «Кирилл, уйди отсюда. Иди на Белое озеро и найдешь там покой, там тебе уготовано место, в котором спасешься». Когда же преподобный отворил оконце кельи, он увидел свет, сияющий с неба, к северу. Святой застыл в изумлении и вдруг увидел некую местность, находящуюся в далекой северной стране, так, словно она находилась неподалеку. Вскоре видение исчезло.
Всю ночь провел святой без сна, размышляя о чудесном видении. В то время в монастыре был инок Ферапонт, также постриженик Симоновский, друг преподобного Кирилла; ему приходилось прежде по торговым делам совершать поездки к Белому озеру. Кирилл спросил Ферпаонта, есть ли на Белом озере место, где можно было бы предаться безмолвию. Ферапонт отвечал, что там много подобных мест. И тогда они договорились уйти из монастыря и вместе отправиться к Белому озеру.
Иноки отправились в долгий и многотрудный путь и, наконец, добрались до Белозерского края. Им пришлось обойти несколько мест, пока преподобный Кирилл не узнал то, которое было указано ему в чудесном видении. Находилось оно на берегу Сиверского озера. Преподобный поставил крест на этом месте и только тогда рассказал своему спутнику о видении, бывшем еще в Симоновом монастыре. Так в 1397 году было положено начало Кириллом Белозерской обители.
Вскоре инокам пришлось расстаться. Ферапонт удалился верст на пятнадцать и поселился отдельно, на том месте, где впоследствии был поставлен знаменитый монастырь во имя Рождества Богородицы, известный как Ферапонтов. (В истории русской культуры Ферапонтов монастырь славен, прежде всего, своими знаменитыми фресками, написанными иконописцем Дионисием.) Кирилл же остался один, выкопал себе земляную келью и так стал жить, предаваясь молитве и посту.
Жизнь его протекала не только в постоянных трудах, но и в опасностях. Так, однажды преподобный уснул, и его едва не задавило упавшее огромное дерево. В другой раз, когда он расчищал землю и, собрав много хвороста, поджег его, внезапно начался сильный пожар; преподобный чудом вышел из огня невредимым.
Вскоре у него появились и последователи. Сначала два местных крестьянина случайно набрели на его хижину - это были Авксентий по прозвищу Ворон и Матфей по прозвищу Кукос. Они стали помогать святому, а затем поселились рядом с ним. Позже пришли два инока из Симонова монастыря - Зеведей и Дионисий, а также инок Нафанаил, ставший впоследствии келарем обители. Затем собрались и другие братия. (К концу жизни преподобного Кирилла обитель насчитывала уже 53 человека.) Со временем братия поставили небольшую деревянную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, и так устроился монастырь, получивший впоследствии название Успенского Кирилло-Белозерского, или просто Кириллова монастыря.
Житие рассказывает о том, что не все из окрестные жителей приветствовали появление здесь преподобного (что, по-видимому, было вполне обычно в то время). Так, некий Андрей несколько раз хотел поджечь обитель, но каждый раз вмешательство Высшей силы мешало ему. В конце концов, этот Андрей раскаялся в своих помыслах и пришел с повинной к самому Кириллу. Слова преподобного так тронули его, что он принял пострижение в его обители. Также и разбойники намеревались напасть на монастырь преподобного старца, полагая, что он хранит какие-то богатства (ведь он, как узнали, некогда был архимандритом богатого Симонова монастыря).
Уста в, введенный в обители преподобным Кириллом , отличался особой строгостью: братии запрещалось владеть каким-либо имуществом, от каждого требовалось строгое исполнение всех заповедей и правил. Но игумен не заставлял никого силой исполнять предписанное - достаточно было его слова и, главное, личного примера. Кротость и смирение - обычные добродетели русских святых - в полной мере были присущи и белозерскому старцу. Так, ненавидящему его иноку он говорил, уподобясь своему учителю Сергию: «Все соблазняются обо мне, почитая меня добрым. Ты один увидел истину, познав меня как человека злого и грешного. Ибо кто я такой, грешный и непотребный?» И эти слова совершенно исцелили инока от прежней злобы.
Сохранились послания преподобного Кирилла к князьям, сыновьям Дмитрия Донского. (Все они писались старцем в ответ на просьбы и послания самих князей.) Знаменательны слова, с которыми обращался Кирилл к великому князю Василию Дмитриевичу, правившему тогда Русской землей: «Если кто из бояр согрешит, то тем самым не всем людям пакость творит, но токмо себе единому; если же сам князь - то всем людям, которые под его властью, причиняет вред». Потому белозерский игумен и считал необходимым обращаться с поучениями и наставлениями к сильным мира сего. Того же Василия I он предостерегает от вражды к сродникам его, суздальским князьям - «дабы не погибли те в заблуждении в татарских странах».
Князя Андрея Дмитриевича Можайского, в владениях которого находилась Белозерская обитель, преподобный старец благодарит за милостыню, за щедрые и постоянные пожертвования, и также поучает: князь должен следить за тем, чтобы в вотчине его судьи судили праведно, чтобы не было «поклепов» и анонимных доносов, корчевничества (ибо «крестьяне ся пропивают, а души гибнут») и ростовщичества, разбоя и сквернословия. «А милостыньку бы по силе давали: понеже, господине, поститься не можете, а молиться ленитесь; вот милостыня, господине, ваш недостаток и восполнит».
С исключительным почтением относился к преподобному Кириллу и князь Юрий Дмитриевич Звенигородский. Как явствует из послания Кирилла, князь просил святого молиться за здоровье его заболевшей жены и намеревался сам посетить обитель. Кирилл, однако, воспретил князю навещать его: «Ибо твоей вотчины в сей стране нет, и как только ты, господине, поедешь сюда, то станут все говорить: Кирилла ради поехал»; в этом случае опасающийся «похвалы человеческой» игумен грозил покинуть монастырь.
До нашего времени дошли также двенадцать книг из личной келейной библиотеки преподобного Кирилла - первая известная нам русская частная библиотека. В одной из этих книг находится древнейшая на славянском языке подборка выписок по естествознанию, а также диетические рекомендации на разные времена года и руководство по практической медицине.
Преподобный Кирилл дожил до глубокой старости. Шестидесяти лет от роду пришел он на берег Сиверского озера и в течение тридцати лет пребывал здесь. Еще при жизни он прославился многими чудесами: как-то молитвой и крестом остановил пламя, грозившее уничтожить обитель; полутора хлебами и небольшим количеством рыбы накормил бояр и слуг в течение более чем двадцатидневного пути; предсказал рождение двух сыновей и дочери у бездетного до того князя Михаила Белевского; усмирил разбушевавшееся Белое озеро и тем спас от верной смерти рыбаков; многократно даровал исцеление с верой приходящим к нему. Почувствовав приближение смерти, великий старец собрал братию, заповедал им не разрушать принятый им общежительный устав и назначил своего преемника - игумена Иннокентия. До наших дней сохранилось завещание преподобного Кирилла. Скончался преподобный 9 июня 1427 года.
Еще при жизни святого монастырь приобрел значительные земельные владения. Часть из них была пожалована князем Андреем Дмитриевичем, часть куплена на собственные средства монастыря. Впоследствии Кирилло-Белозерский монастырь сделался богатейшим вотчинником Северной Руси и соперничал в этом отношении с Троице-Сергиевой лаврой. Возле самого монастыря возник посад, так что вскоре на месте убогой кельи пустынника ибезмолвника вырос целый город, получивший имя преподобного, - Кириллов.

Церковь празднует память преподобного Кирилла Белозерского (Белоезерского) 9 (22) июня.

22 июня (9 июня ст. ст.) Церковь отмечает день преставления преподобного отца нашего Кирилла, игумена Белозерскаго, чудотворца, основавшего в 1397 году в вологодской земле Белозерский монастырь, который впоследствии стал крупнейшим духовным центром Руси. Преподобный Кирилл Белозерский считается одним из основных столпов древнерусского иночества. Благодаря его подвижническим трудам христианское просвещение и православные монастыри распространились по всему северу Руси. Подвиги преподобного Кирилла являют собой важный пример подлинного ревнительства, когда человек, всячески избегая славы человеческой, совершает дела во имя Господа и Церкви Христовой.

Житие преподобного Кирилла Белозерского

Преподобный Кирилл Белозерский родился в 1337 году в благочестивой семье. При крещении его нарекли Козмой. Отрок часто проводил время за молитвой и чтением богодухновенных книг. Перед смертью родители поручили заботу о сыне боярину Тимофею Васильевичу Вельяминову. Вельяминов являлся влиятельным боярином в Москве, окольничим при дворе великого князя Димитрия Донского. Когда Козма достиг совершеннолетия, Вельяминов назначил его казначеем своего имения. Но Козму тяготила светская жизнь, и он искал молитвенного уединения. Тимофей не разделял желания юноши оставить у него службу и принять иночество. Однако боярина посетил игумен Стефан Махрищский (ум. 1406 г.) и просил отпустить Козму. Сперва Вельяминов гневался и не хотел уступать, но вскоре раскаялся и принял решение Козмы стать монахом.

Козма отправился в Успенский Симонов монастырь, где принял иноческий постриг с именем Кирилл. Чин пострижения в иноки совершил архимандрит Феодор (ок. 1340-1394 гг.), будущий архиепископ Ростовский.


Иноческие труды Кирилл совершал под наставничеством монаха Михаила (ум. 1402 г.), который впоследствии стал Смоленским епископом. Кирилл подражал во всех делах своему учителю. Как-то раз он стал просить Михаила, чтобы тот разрешил ему принимать пищу через два-три дня, но старец не одобрил это, а разрешил вкушать пищу, как и вся братия, ежедневно, но не до полной сытости. Ночью старец Михаил молился Псалтырь, а Кириллу велел творить поклоны, и часто это продолжалось до тех пор, пока не начинали бить в било. В храм же Кирилл старался прийти раньше всех. Инок Кирилл работал в монастырской хлебопекарне: носил воду, колол дрова и раздавал хлеб. Он уклонялся от любой человеческой славы и даже пытался принять на себя подвиг юродства. Однако игумен наказал его за нарушение общепринятого в монастыре поведения, назначив ему сорок или более дней вкушать только хлеб и воду. Но это только обрадовало инока Кирилла, и по выполнении епитимии он снова принимался юродствовать, чтобы принять от старца еще большую епитимию.

Впоследствии по воле игумена Кирилл принял священнический сан. Кроме богослужений, он выполнял самую тяжелую работу в монастыре. В 1390 году Кирилл становится архимандритом Симонова монастыря, поскольку Феодора избирают архиепископом Ростовским. Архимандрит Кирилл трудился на благо монастыря, который процветал благодаря его усердию. Он никогда не возносился, несмотря на свой высокий сан. Являлся образцом смирения, помогал всем нуждающимся.

Спустя некоторое время архимандрит Кирилл принял решение сложить сан и затвориться в келье, приняв на себя подвиг безмолвия. Ввиду того, что обитель не могла оставаться без архимандрита, им избирают Сергия Азакова (ум. до 1433 г.), впоследствии ставшего рязанским епископом. Как не избегал человеческой славы Кирилл, но Бог только больше прославлял Своего угодника. Так, к нему шли за помощью, утешением и духовной пользой люди со всех русских земель. Видя это, новый архимандрит Сергий, чувствуя, что им самим пренебрегают, затаил гнев на Кирилла. Когда же Кирилл узнал о Сергиевой зависти, он не оскорбился и не рассердился, ничего не сказал ему на это, а лишь продолжал пребывать в уединении и безмолвии.

Белозерская обитель

Как сообщает Житие преподобного Кирилла, однажды ночью во время молитвы он услышал голос Богородицы:

Кирилле, изыде отсюду и иди на Белоезеро, тамо бо уготовах ти место, в немже можеши спастися .

И тут в его келье возник яркий свет. В указанное Божией Матерью место священноинок Кирилл отправился вместе с иноком Ферапонтом. На берегу Сиверского озера Кирилл выкопал пещеру, где пребывал в молитвенных подвигах. Шел 1397 год. Таким образом, было положено начало монастырю в честь Успения Пресвятыя Богородицы, который позднее стал именоваться Кирилло-Белозерским. Спутник священноинока Кирилла, монах Ферапонт, неподалеку основал Богородице-Рождественскую обитель, известную сейчас как Ферапонтова.


Некоторое время священноинок Кирилл претерпевал различные искушения. Однажды он чуть не погиб, когда на него во время сна стало падать дерево. Он услышал во сне голос, который призывал его проснуться, и таким образом он спасся от гибели. Как-то раз, когда он вырубил лес и очистил место, он собрал воедино хворост и зажег его, что спровоцировало пожар, но опять же священноиноку удалось спастись. Уединенная жизнь Кирилла недолго оставалась таковой. Совсем скоро к нему пришли иноки Зеведей и Дионисий из Симонова монастыря. Постепенно стали приходить те, кто желал стать монахом. Но тут возникли новые беды. Местный боярин Феодор полагал, что священноинок Кирилл принес с собой из Симонова монастыря большую казну, и он подослал к нему грабителей, но когда они приблизились к обители, то увидели множество людей: кто-то из них стрелял из лука, кто-то делал что-то другое. Они решили подождать, когда все уйдут. Долго ждали, но так и не дождались и ушли прочь. И это повторялось не раз. Но когда боярин узнал, что последние две недели в монастырь никто не приезжал, он понял, что Кирилла Богородица уберегает от всех зол. Тогда Феодор раскаялся, пришел к Кириллу и рассказал ему о своих злодеяниях. Человек по имени Андрей возненавидел Кирилла, потому что тот поселился на этой земле, поблизости от его владений. Он неоднократно пытался поджечь келью Кирилла, но ему не удавалось этого сделать. Тогда он раскаялся в своих недобрых стремлениях и спустя время уже сам принял постриг от рук преподобного.

Когда постепенно увеличилось число иноков, Кирилл написал устав общежительного монастыря весьма высокой строгости. Так, например, в храме никто не мог разговаривать, никто не должен был выходить из церкви до окончания службы, к святому Евангелию подходили по старшинству. Во время трапезы у каждого было свое место, и пищу вкушали без каких-либо бесед. Кирилл сам заботился о трапезе для братии, а иногда даже принимал участие в приготовлении. Однако мед и вино, и другие хмельные напитки были не позволены в монастыре. После трапезы каждый молча шел в свою келью. Если кто из иноков получал письма или подарки, он должен был прежде показать их игумену Кириллу. Также без благословения Кирилла не писали никаких писем. Деньги хранились в монастырской казне, никто не имел никакой собственности. Инокам не разрешалось даже иметь свою воду в кельях. Кельи не запирались, кроме икон и книг в них ничего не хранили. Как-то раз проживавший неподалеку боярин Роман решил отдать в дар обители село и прислал дарственную грамоту. Кирилл же посчитал, что с появлением в собственности монастыря сел у братии возникнут заботы о земле, появятся жители, будет нарушено иноческое безмолвие, и отказался от дара. Стоит отметить, что в отношениях с мирской властью Кирилл был независим, но в то же время кроток и миролюбив.


Кирилло-Белозерский монастырь являлся одним из главных книжных центров Руси. При земной жизни Кирилл уделял немало времени духовному просвещению, к чему и наставлял других. Согласно описи 1653 года в Белозерской обители числилось более 2000 книг. Библиотека Кирилла частично сохранилась до наших дней. Среди книг 2 Евангелия, 3 канонника, «Лествица» Иоанна Синайского со святым Аввой Дорофеем, святцы и другое. Кроме того, сохранились послания Кирилла Белозерского сыновьям Дмитрия Донского: великому князю Василию, Андрею Дмитриевичу Можайскому и Георгию Звенигородскому, которые являются образцом миролюбия, доброты и мудрости.

Чудеса преподобного Кирилла Белозерского

Однажды не хватило вина для Божественной литургии, и об этом сообщили игумену Кириллу. Кирилл велел принести ему пустой сосуд, который оказался полным вина. Во время голода Кирилл раздавал хлеб всем, кто нуждался, и он не заканчивался, несмотря на то, что обычно его запасов хватало только инокам. Известен случай, когда Кирилл укротил бурю, угрожающую рыбакам. Вот как этот случай описан в Житии:

Ниже се да умолчано будеть, бывшее блаженым отцемъ Кирилломъ. Некогда пославшу святому на езеро рыбы ловити, и темъ ловцемъ отплувшем, посреди езера бывшим, бысть буря велиа въ езере, и волны паче превъсхождаху и възвышахуся, и смертию претяще. Темьже, злостражуще от волнъ, не можаху къ брегу приити, и уже живота отчаявшимся, смерть предочима имуще. Некый же человекъ, Флоръ именемъ, стоя тогда на брегу езера, зря беду и погыбелъ ловцемъ, скоро притече къ святому и сказуеть ему беду, яко: «Ловци, - рече, - въ езере утопают!» Святый же слыша, скоро въста и, крестъ в руце вземъ, течаше и на брезе езера бывъ. И знамение крестное сътвори крестом, егоже ношааше, и абие в той час преста езеро от волнениа своего и в тишину велию преложися. И ловци от истоплениа избывше и на сухо приставше, глаголаху къ святому, яко: «В велице беде быхом, аще не бы ты предварилъ молитвою своею къ Богу ». И того дни ловци тии яшя множество рыбъ паче прьвых дний.

Также он сказал братии, что никто из них не умрет до его кончины, несмотря на мор, но после его смерти в мир иной уйдут многие монахи.

Последнюю Литургию в своей жизни Кирилл совершил в Троицын день. 9 (с.ст.) июня 1427 года, в день памяти святителя Кирилла (376-444 гг.), архиепископа Александрийского, священноинок Кирилл преставился. В первый год после его смерти один за другим умерли более 30 иноков.

Судьба Кирилловой обители после кончины ее основателя

После преставления игумена Кирилла устав основанной им обители претерпел некоторые изменения, в частности, это касается монастырской пищи. Согласно келарскому Обиходнику 1655 г. старца Матфея Никифорова и Описи монастыря 1601 г., одним из главных разделов келарского Обиходника является книга Праздничная, то есть устав братской трапезы в праздничные дни. В ней подробно расписано меню на каждый скоромный и постный день. Например, согласно Обиходнику, были четыре сорта праздничных квасов: медвяной; ячменный, смешанный пополам с медвяным; ячменный и ячменный, смешанный с овсяным или ржаным. Примечательно, что медвяной квас подавался на три праздника: Пасху, Успение и память чудотворца Кирилла. На двунадесятые праздники участников богослужения в качестве награды за труды посылали пить квас.

Можно сказать, что квасу уделялось особое внимание в Кирилловой обители. Даже в Великую субботу, как только заходило солнце, братии давали квас и булочку, «посиления ради телеснаго». Однако, как сказано было ранее, преподобный Кирилл в своей обители запретил употреблять медовые напитки. В праздничные дни вместо ржаного хлеба подавался белый. Стоит сказать о меню в Великий пост. В пять суббот поста употреблялась заупокойная пища с рыбой: 1 и 2 субботы - по царю Ивану IV, 3 и 5 - по царевичу Ивану Ивановичу, 4 - по игумену Христофору (был учеником преп. Кирилла). Также в первое воскресенье Великого поста была заздравная трапеза с рыбой - за царя.

Послабление в братской трапезе с практикой заупокойных и заздравных трапез, а также с постановлением Стоглавого Собора:

Да в великих же и честных монастырех стригутся князи и бояре и приказные люди великие и немощи или при старости, и дают вкупы великие и села вотчинные по своих душах и по своих родителех в вечной поминок, и тем за немощь и за старость законов не полагати о трапезном хождении и о келейном ядении; покоити их по разсуждению ествою и питием, про таких держати квасы сладкие, и черствые, и выкислые - кто какова потребует, и ества тако же, или у них лучится свой покой, или от родителей присылка и о том их не истязати же.

В 1497 году был возведена первая каменная постройка Кирилло-Белозерской обители - собор Успения Пресвятыя Богородицы.


В 1519 году была построена трапезная церковь Введения во храм Богородицы.


В середине XVII в. в монастыре было 19 престолов. По описи на 1621 год в обители было 186 монахов. Обитель росла, богатела и постепенно стала крупнейшим церковным землевладельцем. За монастырем числилось более шестисот деревень, что, кстати, также противоречило первоначальным заветам преподобного Кирилла, который отказывался от принятия в дар земельных владений.


Как и другие обители русского севера, Кириллова являлась местом заточения церковных и светских деятелей разных периодов. Здесь находились в заключении Вассиан Патрикеев, бояре М. И. Воротынский, И. П. Шуйский, И. Ф. И. Мстиславский, Б. И. Морозов, князь Симеон Бекбулатович, московский митрополит Иоасаф (Скрипицын).

После своего извержения из сана в 1667 году в Кириллов монастырь был заключен бывший патриарх Никон. Однако жизнь Никона в монастыре нельзя назвать стесненной, он имел полную свободу в передвижении по территории обители и в пределах земель принадлежащих монастырю, царь регулярно присылал ему самые разные дары: шубы, вино, дорогостоящие продукты питания. Какого-то серьезного надсмотра над изверженным патриархом не было. У него нередко бывали гости, а в окрестностях монастыря Никон воздвиг несколько крестов, посвященных самому себе и своим «подвигам». Ныне в музее монастыря хранится трон, который был сделан по заказу Никона. На его ручке имеется надпись, вырезанная самим мятежным патриархом: «Сей трон Никона пострадавшего за святую Церковь».

В 1600 году вокруг монастырских сооружений была построена первая крепостная каменная стена с 8 башнями. На территории обители находилось 9 каменных храмов. Кельи и хозяйственные постройки были деревянными. Смутное время Кириллов монастырь пережил относительно благополучно. В 1654-1680 годах были построены новые каменные стены монастыря, сохранившиеся до наших дней. В Петровское время экономическое значение монастыря стало падать. В 1764 указом Екатерины II Кириллова обитель была лишена крестьян и угодий. В 1776 году из монастырской слободы был образован город Кириллов. С приходом к власти большевиков игумен обители был расстрелян, а сам монастырь был упразднен. Наиболее ценные иконы были вывезены из монастыря в музеи Москвы и Ленинграда. Была вывезена и уникальная монастырская библиотека. Среди вывезенных книжных трудов - наиболее древние списки «Задонщины» и хождения Даниила Паломника в Святую Землю.


В 1924 году в разоренном монастыре был открыт Кирилло-Белозерский музей-заповедник. Это событие в какой-то мере позволило избежать сноса монастырских сооружений, который в то время в стране проходил повсеместно. В музее была развернута реставрационная деятельность, были привезены памятники деревянного зодчества из окрестных деревень. С 1997 года Кирилло-Белозерский музей-заповедник был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ. В 1997 году часть территории монастыря была передана Вологодскому епархиальному управлению. В 1998 году зарегистрирован Кирилло-Белозерский мужской епархиальный монастырь г. Кириллов Вологодской области РПЦ МП. Сейчас музей и монастырь РПЦ делят территории обители между собой на две части. В церкви преподобного Кирилла под спудом находятся мощи преподобного Кирилла Белозерского.

Почитание преподобного Кирилла Белозерского. Тропарь и кондак

Общерусское почитание основателя Белозерского монастыря началось не позднее 1447-1448 годов. Житие преподобного Кирилла было написано по поручению митрополита Феодосия (?-1475 г.) и великого князя Василия Васильевича (1415-1462 гг.) священноиноком Пахомием Логофетом (?-ум. не ранее 1484 г.). Автор Жития в 1462 году побывал в Кирилловой обители, где застал многих учеников преподобного Кирилла, игумен обители Касиан рассказал ему о чудесах преподобного Кирилла. Ученик Кирилла Мартиниан (ок. 1400-1483 гг.) подробно рассказал о жизни преподобного. В 1547 году Кирилл Белозерский был причислен к лику святых.


Тропарь, глас 1.

Яко крин в пустыни давыдски процвел еси отче Кириле, злострастия терние искореняя, и собрал еси в ней ученик множество, страхом Божиим и учением ти наставляемых: их же и до конца яко чадолюбивый отец не остави посещая. да вси вопием ти, слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Дающему тобою всем исцеление.

Кондак, глас 8.

Яко преобидев тленная, и долу влекущая мудрования отче, к Вышнему течению радостно устремился еси, и тамо со святыми Пресвятей Троице предстоя, моли от враг сохранитися стаду твоему: яко да святое твое успение празднующе вопием, радуйся преблаженне Кириле отче наш.

Библиотека Русской веры

Преподобный Кирилл Белозерский. Иконы

Дионисий Глушицкий (1363-1437 гг.) написал прижизненную икону преподобного Кирилла Белозерского, которая находится в ГТГ в Москве.


Надпись на киоте, в котором находилась икона:

Образ чудотворца Кирилла списан преподобным Дионисием Глушицким, еще живу сущу чудотворцу Кириллу, в лето 6932. Сделан сий кивот в дом пречистыя и чудотворца Кирилла в лето 7122 по благословению игумена Матфея в славу Богу, аминь.


Преподобный Кирил Белозерский. Русь. Середина XVI века. С 1920-х в ГВСИАХМЗе. Суздаль

Храмы во имя преподобного Кирилла Белозерского

Во имя преподобного Кирилла Белозерского освящена церковь в Рощенье (г. Вологда). Постройка храма относится, скорее всего, к XVII веку. Известно, что в XVIII веке осуществлялась перестройка храма: к нему была пристроена трапезная с двумя маленькими главками и большой двухэтажный корпус, заслонивший низ колокольни. Эти позднейшие пристройки сильно изменили первоначальный внешний вид церкви. В феврале 1928 года церковь была закрыта. В 1929 году в ее здании помещались переплетная, кулечная и игрушечная мастерские. В настоящее время в церкви преподобного Кирилла Белозерского находится Вологодская обойная фабрика. Колокольня и купол храма утрачены.


Кирилло-Белозерская церковь в Вологде

Во имя преподобного Кирилла Белозерского освящен придел церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (г. Москва). Храм построен в 1509 г. на месте деревянного, который был первоначально возведен в 1370 г. преподобным Сергием Радонежским и его племянником Феодором, епископом Ростовским, как храм небольшого мужского монастыря. В 1380 г. иноком этого монастыря был преподобный Кирилл Белозерский. На предполагаемом месте его келий до 1917 г. существовал памятный камень. В 1927 г. церковь была закрыта. В 1930-х гг. обезглавлена. В 1989 г. возвращена РПЦ.


Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Москве

Во имя преподобного Кирилла Белозерского освящен придел Воскресенской церкви в д. Городня Ступинского района Московской области. В начале XVI века в селе Городня на средства Шереметевых была построена каменная шатровая церковь Воскресения Христова. В документах она впервые упоминается в 1578 г. В начале XVI века к храму пристроили одноэтажную галерею, которая во второй половине XVII века была надстроена вторым ярусом. В 1896 г. была построена небольшая колокольня. В 1936 г. храм был закрыт и разорен. В 1990-х гг. передан общине РПЦ.


Воскресенская церковь в д. Городня Ступинского района Московской области

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия