Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия

на что похож Петропавловский собор XVIII века и получил лучший ответ

Ответ от Ѓженок Дождя[гуру]
Ещё в 1703 году при строительстве Санкт-Петербургской (Петропавловской) крепости на её территории заложили деревянную церковь Святых Петра и Павла. 8 июня 1712 года Доменико Трезини в связи с переносом столицы в Санкт-Петербург начал возводить новый большой каменный храм. Его стены стали возводить прямо вокруг старой деревянной церкви. 30 мая 1714 года проведена церковная служба освящения будущего храма.
Петропавловский собор начали строить с колокольни, так повелел Пётр I. Во-первых, она была необходима в то время как смотровая площадка, откуда бы можно было увидеть приближение шведских войск. Во-вторых, колокольня должна была стать доминантой, утвердить возвращение приневских земель России.
Во время путешествия по Европе Пётр I обратил внимание на часы-куранты имевшиеся на некоторых европейских храмах. Такие же Пётр захотел иметь и в России, были закуплены трое курантов, одни из которых были доставлены в Санкт-Петербург. Желание царя видеть часы в деле было так велико, что под его давлением куранты установили ещё на недостроенную колокольню.
Петропавловский собор поставили на ленточный фундамент глубиной 2 метра, что необычно, так как гораздо чаще тогда применяли фундамент на сваях. Изначально колокольня была с деревянным каркасом, трёхярусной, завершалась шпилем. Шпиль был создан в 1717–1720 годах по проекту архитектора Ван Болеса, представлял собой деревянный каркас обшитый позолоченными медными листами. По окончании этих работ Доменико Трезини предложил установить на вершине колокольни ангела. Архитектор изготовил чертёж, по которому и была выполнена работа. Тот ангел отличался от существующего ныне. Он был изготовлен в виде флюгера, фигура ангела держалась двумя руками за ось, в которых поместили поворотные механизмы.
Петропавловский собор построен по совершенно новым для России того времени принципам. На его архитектурном решении сказалось влияние западных традиций. Стены гораздо менее толстые чем у традиционных русских храмов, большие окна, высокие узкие столбы (пилоны) , только один купол (вместо обычного пятиглавия) . Этот собор стал примером для всех других церквей до середины XVIII века. Далее по указу Синода храмы снова стали строиться пятиглавыми.
В таком виде Петропавловский собор простоял до 1756 года. В ночь с 29 на 30 апреля 1756 года в шпиль ударила молния, горящим он упал на крышу собора. Колокольня была тогда полностью утрачена, повреждена крыша, разбит портик при входе, в пожаре расплавились колокола курантов. Уже 31 апреля был издан указ о скорейшем восстановлении Петропавловского собора. Со всех строек в срочном порядке были собраны строители, достаточно быстро восстановили крышу собора. Изначально крыша собора была двухскатной, после реставрации она становится более плоской. Колокольню же восстанавливали 20 лет. Решено было строить её не из дерева, а в камне. Из-за увеличенной при этом массы строения в основание колокольни стали бить сваи. Появилась дополнительная стена, в результате которой образовались дополнительные помещения. Таким образом в Петропавловском соборе возник Екатерининский притвор, ризница, отдельное пространство для лестницы на колокольню.
По настоянию Екатерины II его начали восстанавливать по первоначальному проекту Доменико Трезини. Новая деревянная конструкция шпиля была выполнена по проекту Брауера. Возводила его бригада талантливого инженера Еремеева. Инженер этот был замечен в пристрастии к выпивке, поэтому выпустили специальный приказ не выпускать Еремеева за пределы крепости без присмотра. Новый шпиль вырос со 112 метров до 117. Ангела выполнили по первоначальному рисунку. При пожаре удалось спасти иконостас. Способствовала этому его разборная конструкция, из здания его по частям выносили солдаты князя Голицина.

Ответ от ,ELENA""" [активный]
Петропавловский собор мало похож на русские храмы (а это церковь - усыпальница царей).


Ответ от Ирина Бабич [новичек]
Петропавловский собор мало похож на русские храмы (а это церковь - усыпальница царей). По своей архитектуре он больше напоминает корабль стремящийся через моря. Петр и задумывал его как доминанту, чтоб напоминал о победе в Северной войне.

Санкт-Петербург

Конфессия:

Православие

Санкт-Петербургская

Тип здания:

Архитектурный стиль:

Петровское барокко

Доменико Трезини

Архитектор:

Трезини, Доменико

Первое упоминание:

Дата основания:

Строительство:

Дата упразднения:

Екатерининский придел

охраняется государством

Состояние:

действующий

(официальное название - Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла ) - православный собор в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости, усыпальница русских императоров, памятник архитектуры петровского барокко. До 2012 года собор высотой 122,5 м был самым высоким из зданий Санкт-Петербурга. С 2013 года он является третьим по высоте зданием в городе, после 145,5-метрового небоскрёба Лидер Тауэр и жилого комплекса «Князь Александр Невский», высота которого составляет 124 метра.

История

Причины строительства

В 1703 году Пётр I заложил на берегу Финского залива Петропавловскую крепость. Пётр понимал, что новая Россия нуждается в архитектуре, способной выразить идеи времени. Стремясь усилить главенствующее положение молодой столицы среди городов России, государь задумал новое строение, которое поднялось бы выше колокольни Ивана Великого и Меншиковой башни. Новый храм должен был стать самым значительным сооружением столицы и находиться в самом сердце Петропавловской крепости.

Строительство и дальнейшее существование

Строительство храма началось 29 июня 1703 года в день святых апостолов Петра и Павла на территории только что заложенной Петропавловской крепости. Освящение первой деревянной Петропавловской церкви состоялось 1 апреля 1704 года. 14 мая здесь провели праздничную службу в честь победы фельдмаршала Б. П. Шереметева над шведскими судами на Чудском озере.

30 мая 1712 года был заложен каменный Петропавловский собор. Он строился таким образом, что деревянный храм оставался внутри новой постройки. Работой руководил итальянский архитектор Доменико Трезини. В установке шпиля участвовал голландский мастер Харман ван Болос. По приказуПетра I строительство началось с колокольни. Из-за нехватки рабочих рук, бегства крестьян и недостатка рабочих материалов она была закончена только в 1720 году. Однако шпиль колокольни был укрыт листами золочёной меди только спустя некоторое время. Высота сооружения составляла 112 метров, что на 32 метра выше колокольни Ивана Великого. Весь собор был достроен только к 1733 году уже после смерти Петра I.

С учреждения в 1742 году Санкт-Петербургской епархии до освящения в 1858 году нынешнего Исаакиевского собора Петропавловский собор являлся кафедральным, затем был передан в придворное ведомство.

В 1756-1757 годах Петропавловский собор был восстановлен после пожара. В 1773 году освящён придел святой Екатерины. На колокольне в 1776 году смонтированы куранты мастера Б. Оорта Краса из Голландии. Повреждённую фигуру ангела в 1830 году отремонтировал Пётр Телушкин, поднявшийся наверх без лесов.

В 1857-1858 годах деревянные конструкции шпиля были заменены металлическими (архитектор К. А. Тон, инженеры Д. И. Журавский, А. С. Рехневский и П. П. Мельников). Основной задачей была замена деревянных стропил на металлические на колокольне собора. Журавский предложил построить конструкцию в виде восьмигранной усечённой правильной пирамиды, связанной кольцами; он же разработал метод расчёта конструкции. После этого высота постройки увеличилась на 10,5 метров.

В 1864-1866 годах прежние царские врата заменены новыми, выполненными из бронзы (архитектор А. И. Кракау); в 1875-1877 годах Д. Больдини написал новые плафоны.

В 1919 году Петропавловский собор был закрыт, а в 1924 году превращён в музей, большинство ценных предметов конца XVII - начала XVIII веков (серебряная утварь, книги, облачения, иконы) было отдано в другие музеи.

В Великую Отечественную войну Петропавловский собор сильно пострадал. В 1952 году были отреставрированы фасады, в 1956-1957 годах - интерьеры. В 1954 году здание было передано Музею истории города.

С 1990-х годов в Петропавловском соборе регулярно проходят панихиды по российским императорам, с 2000 года - богослужения. В 2008 году в соборе было проведено первое после1917 года пасхальное богослужение. В настоящее время настоятелем храма служит игумен Александр (Фёдоров), являющийся также представителем Санкт-Петербургской епархии по архитектурно-художественным вопросам.

Архитектура

По своему плану и внешнему виду Петропавловский собор совершенно не похож на православные крестово-купольные или шатровые церкви. Храм представляет собой вытянутое с запада на восток прямоугольное здание «зального» типа, характерное именно для западноевропейской архитектуры. Длина постройки - 61 метр, ширина - 27,5 метра

Его экстерьер строг и достаточно скромен. Стены оформлены лишь плоскими колоннами - пилястрами - и головами херувимов на наличниках окон. На восточном фасаде размещена фреска художника П. Титова «Предстояние апостолов Петра и Павла перед Христом». Западный фасад, который является основанием колокольни, украшен шестью пилястрами с двух сторон от главного входа - портика. Над предалтарной частью расположен небольшой барабан с куполом.

Главенствующая часть собора - многоярусная колокольня на западном фасаде, декорированная пилястрами. Первые два яруса раздаются вширь и тем самым формируют плавный переход от основного здания собора к высокой башне. Третий ярус легко устремляется вверх, он увенчан золочёной восьмискатной крышей с четырьмя круглыми окнами в массивных белокаменных рамах. Над крышей располагается стройный и изящный восьмигранный барабан с узкими вертикальными проёмами. Над ним - высокая, тоже восьмигранная, золотая корона, а на ней вместо традиционного креста - тонкая золотая башенка, служащая основанием 40-метрового шпиля. На самом верху установлена фигура ангела с крестом в руках (высота креста около 6,5 метров). Высота фигуры - 3,2 метра, размах крыльев - 3,8 метра, а масса - около 250 кг.

Колокольня, помимо всего прочего, является ориентиром в городе. Петропавловский собор, высота которого - 122,5 метра, долгое время оставался самым высоким зданием в Санкт-Петербурге.

Несмотря на строгие формы, собор оставляет впечатление лёгкости и общей устремлённости вверх.

Внутреннее убранство

Внутреннее пространство храма разделено пилонами на три нефа мощными колоннами, расписанными под мрамор, и напоминает парадный зал. При его оформлении использовались мрамор, яшма, родонит. Пол собора вымощен известняковыми плитами. Роспись стен принадлежит художникам Воробьёву и Негрубову. Лепной декор собора выполнили И. Росси и А. Квадри, плафоны в центральном нефе - Пётр Зыбин, картины на евангельские сюжеты на стенах собора под общим руководством Андрея Матвеева нарисованы художниками Г. Гзелем, В. Ярошевским, М. Захаровым, В. Игнатьевым, И. Бельским, Д. Соловьевым, А. Захаровым. Пространство собора освещается пятью люстрами из позолоченной бронзы, цветного венецианского стекла и горного хрусталя. Люстра, висящая перед алтарём является подлинником XVIII века, остальные - восстановлены после Великой Отечественной войны.

Позолоченный резной иконостас высотой почти 20 метров исполнен в 1722-1726 годах в Москве. Первоначальный чертёж иконостаса принадлежит Доменико Трезини. Изготовление иконостаса выполнялось под руководством архитектора Ивана Зарудного резчиками Трофимом Ивановым и Иваном Телегой. 43 иконы, размещённые в киотах, были написаны в 1726-1729 годах московскими иконописцами М. А. Меркурьевым и Ф. Артемьевым. Это образы святых покровителей Петербурга: святого Александра Невского, апостолов Петра и Павла, святых князей из династии Рюриковичей: князя Владимира, княгини Ольги, мучеников Бориса и Глеба. Иконы были написаны по эскизам М. Аврамова, организатора и директора Петербургской типографии и Рисовальной школы. Иконостас был изготовлен в Оружейной палате Кремля, по частям привезён из Москвы, а смонтирован в соборе. Все декоративные детали и скульптурные элементы иконостаса вырезаны из липы, каркас конструкции выполнен из лиственницы.

Это необычное сооружение напоминает триумфальную арку, открытую со всех сторон и выражающую в аллегорической форме идею победы в Великой Северной войне. В иконостас Петропавловского собора, наряду с орнаментальной резьбой, введена объёмная скульптура: по сторонам от царских врат расположены фигуры архангелов Гавриила и Михаила. По бокам от центральной иконы Воскресения Христова находятся изображения Давида и Соломона, а на верху - ангелы вокруг Господа Саваофа. Сквозь ажурные царские врата видена золочёная сень, поднятую над престолом на четырёх витых колоннах.

Напротив алтаря у левой колонны находится позолоченная кафедра для произнесения проповедей, украшенная резьбой и статуями апостолов Петра и Павла и четырёх евангелистов. Симметрично кафедре - у правой колонны располагается царское место, предназначенное для императора и снабжённое атрибутами монархической власти: скипетром, мечами и короной.

Долгое время Петропавловский собор являлся памятником славы русского оружия. Здесь на протяжении двух столетий хранились трофейные знамена, ключи от захваченных русскими войсками городов и крепостей. В начале XX века эти реликвии были переданы в Эрмитаж. Теперь в соборе представлены копии шведских и турецких знамен.

Храм имеет два престола. Главный из них освящён во имя святых апостолов Петра и Павла. Второй престол находится в юго-западном углу и освящён в честь святой великомученицы Екатерины.

На колокольне располагается 103 колокола, из них 31 сохранился с 1757 года. Там же установлен карильон. Периодически в Петропавловской крепости проходят концерты карильонной музыки.

Императорская усыпальница

Обычай хоронить членов правящей династии в храмах основывался на представлении о божественном происхождении их власти. В допетровской Руси храмом-усыпальницей являлся Архангельский собор Московского Кремля, там похоронены все великие московские князья и цари от Иоанна Калиты до Иоанна V Алексеевича.

Во времена Петра I место погребения лиц, принадлежавших к царской фамилии, не было окончательно определено. Царских родственников хоронили в Благовещенской усыпальнице. В недостроенном Петропавловском соборе в 1715 году похоронили двухлетнюю дочь Петра I и Екатерины Наталью, а под колокольней - супругу царевича Алексея Петровича принцессу Шарлотту Христину Софию Брауншвейг-Вольфенбюттельскую (1694-1715). Там же в 1718 году предали земле останки самого царевича. В 1716 году у входа в собор похоронена Марфа Матвеевна, вдова царя Фёдора Алексеевича.

После смерти Петра I гроб с его телом был помещён во временной часовне внутри строившегося собора. Погребение состоялось лишь 29 мая 1731 года. В дальнейшем в усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы до Александра III включительно, за исключением умершего в Москве и похороненного в Архангельском соборе Петра II и убитого в Шлиссельбурге в 1764 Ивана VI, место захоронения последнего не известно до сих пор.

В 1831 году император Николай I повелел похоронить в соборе своего брата Константина Павловича. С этого времени в соборе стали погребать близких родственников императоров.

В 1865 году все надгробия были заменены однотипными беломраморными саркофагами с бронзовыми позолоченными крестами (архитекторы А. А. Пуаро, А. Л. Гун). Императорские саркофаги украшены двуглавыми орлами. Два саркофага изготовлены на Петергофской гранильной фабрике. В 1887-1906 году по заказу Александра III были изготовлены саркофаги для родителей императора: саркофаг Александра II из зелёной яшмы и саркофаг императрицы Марии Александровны из розового орлеца.

13 марта 1990 года, в день 109-й годовщины со дня гибели Императора Александра II впервые за годы советской власти была отслужена панихида по Царю-Освободителю. В тот же день члены Историко-патриотического объединения «Русское Знамя» в присутствии съёмочной группы «600 секунд» совершают попытку торжественного возложения цветов к надгробию Александра II в Петропавловском соборе. Милицейская охрана Музея истории города пыталась помешать проведению этой акции, ссылаясь на инструкцию, разрешавшую возложение цветов только к надгробию Императора Петра I, демонстративно сбросила цветы на пол. Репортаж о скандальном происшествии в стенах Петропавловского собора был показан в программе «600 секунд», что послужило поводом к возбуждению общественного мнения о необходимости пересмотра действующих в музее правил и возвращения Петропавловского собора Церкви.

17 июля 1998 года в Екатерининском приделе, в юго-западной части собора, преданы земле останки, по заключению Государственной комиссии принадлежащие императору Николаю II, императрице Александре Фёдоровне, великим княжнам Татьяне, Ольге и Анастасии, убитых в Екатеринбурге в 1918 году. Эти останки не были признаны Русской православной церковью. Вместе с ними погребены лейб-медик Е. С. Боткин, лакей А. Е. Трупп, повар И. М. Харитонов, горничная А. С. Демидова.

28 сентября 2006 года в храме перезахоронили мать Николая II, императрицу Марию Фёдоровну, которая скончалась в Дании в 1928 году.

Изображение собора в культуре

  • В селе Сомино Бокситогорского района Ленинградской области находится одноимённый собор, который венчает уменьшенная копия ангела Петропавловского собора.
  • Петропавловский собор изображён на заднем плане лицевой стороны 50-рублёвой российской банкноты.
  • Изображение ангела на шпиле Петропавловского собора стало логотипом телеканала «Петербург» с 2001 по 2004 год.

1. Рассмотри одежду на людях, изображённых на стр. 75 учебника. Сделай вывод:

После преобразований Петра I одежда знатных россиян стала похожа на одежду богатых европейцев , а одежда простолюдинов изменилась лишь немного .

Рассмотри изображения архитектурных памятников на стр. 74 учебника.

Петропавловский собор XVIII века похож на Собор Парижской Богоматери тем, что у него есть шпиль . Дом Пашкова XVIII века похож на Собор Святой Женевьевы тем, что у него есть круглая башня с куполом .

Сделай вывод: Постройки россиян XVIII века стали похожи на постройки европейских архитекторов.

2. На «реке времени» (стр. 30) обозначь 1755 год. Напиши, какое событие произошло в этом году.

1755 г. - основание в Москве первого университета России.

Рассмотри изображения архитектурных памятников на стр. 74 учебника и Храма Христа Спасителя. Продолжи:


Храм Христа Спасителя XIX века похож на Благовещенский собор XV века тем, что у него есть тройные арки и золотые купола . А ещё Храм Христа Спасителя XIX века похож на Собор Святой Женевьевы тем, что у него есть круглая башня с куполом .

Сделай вывод: Постройки россиян XIX века стали похожи на постройки древнерусских зодчих и постройки европейских архитекторов .

Пояснение: приведенные выше утверждения не соответствуют действительности! (объяснение смотри внизу страницы)

3. Подумай, как с помощью этих иллюстраций доказать, что XIX век по праву называют «золотым веком русской культуры». Продолжи предложение.

Мнение XIX век по праву называют «золотым веком русской культуры»,
Объяснение (аргумент) потому что в это период жили и творили многие классики русской культуры и искусства

Объяснение некорректности выводов об архитектурных сооружениях: данные утверждения не соответствует действительности, поскольку нельзя проводить такие параллели на основании внешней схожести одного из элементов архитектурного сооружения. Все перечисленные выше здания являются абсолютно самостоятельными архитектурными памятниками, построенными в совершенно разных стилях.

Петропавловский собор : построен в стиле петровского барокко . С самого начала собор строился как православный и по задумке Петра Великого должен был символизировать новую сильную Россию, передовую мировую державу. Что касается архитектурных особенностей, то у собора действительно есть шпиль, как и у многих других сооружений разных эпох и архитектурных стилей, но в целом Петропавловский собор ничем не напоминает Собор Парижской Богоматери.

Собор Парижской Богоматери : один из самых выразительных готических соборов . Построен как католический храм в XII - XIV веках. При его сооружении использовались совершенно иные, чем при строительстве Петропавловского собора, архитектурные каноны.

Дом Пашкова в Москве : образец русской классической архитектуры . Он был построен в 1784-1786 годах для сына денщика Петра Великого капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова. В настоящее время в нем располагается Российская государственная библиотека.

Собор святой Женевьевы (Пантеон) : построен в стиле классицизма . За основу архитектурного облика этого здания был взят римский Пантеон - храм, построенный ещё в построенный в 126 году нашей эры. Собор святой Женевьевы действительно имеет круглую колоннаду - бельведер, но данный элемент присущ практически всем зданиям, построенным в классическом стиле, причём не зависимо от того, в какой стране они были возведены. В остальном же Дом Пашкова и Собор святой Женевьевы - это абсолютно разные по структуре сооружения.

Храм Христа Спасителя : относится к русско-византийскому стилю . Он изначально строился как культовое сооружение православной церкви, поэтому его архитектура полностью базируется на канонах русской и византийской архитектуры. То есть ни как каком «влиянии запада» речи не идет, даже центральная круглая башня с куполом не является классической колоннадой (бельведером). Наоборот, она призвана подчеркнуть «русскость» храма благодаря ажурному арочному декору и шлемовидным куполам.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия