Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия

Невероятные факты

Начало строительства Собора Парижской Богоматери (Нотр-дам де Пари) началось около 850 лет назад в сердце тогда еще не такого большого Парижа.

Возвышаясь на высоту 69 метров, парижский собор Нотр-дам до сих пор остается одной из самых важных достопримечательностей французской столицы.

Ежегодно через его ворота проходят миллионы туристов, но лишь некоторые обращают внимание на детали.

Пожар в Нотр-даме

15 апреля 2019 года в соборе начался крупный пожар, в результате которого обвалился шпиль и дубовая комната. Пожар длился несколько часов, и потребовалась помощь больше 400 пожарных, чтобы обуздать пламя.

Однако Нотр-дам жив, а французское правительство уже планирует реконструкцию символа Франции.

Вот, несколько интересных фактов о Соборе Парижской богоматери, о которых вы, возможное, не знали.

Парижский собор Нотр-дам де Пари

1. Самый посещаемый памятник в Париже


Франция является одной из самых посещаемых стран в мире. Интересно, что самый посещаемый памятник - это не Эйфелева башня.

Если парижский Диснейленд считается самой популярной достопримечательностью во Франции, то собор Нотр-дам де Пари является самым посещаемым памятником в пределах Парижа.

Больше 13 миллионов посетителей проходят через главные ворота собора ежегодно. А это значит, что каждый день его посещает 35 тысяч людей. Во Франции в 99-ти процентах городов меньше населения, чем посетителей Нотр-дама.

2. Собор построен на священном месте

Собор Парижской Богоматери построен на острове Сите (Île de la Cité) в самом центре Парижа. Довольно сложно представить этот остров без собора Нотр-дам.

Готический шедевр стоит здесь с 12-го века. Однако остров Сите был здесь задолго до появления собора. После того, как римляне одержали победу над галлами в битве при Лютеции (52 до н. э.), на острове Сите был основан новый галло-римский город Лютеция.

С момента своего основания остров Сите был разделен на две части. Западная часть была посвящена делам города и здесь находился Дворец, где располагались правители во время посещения Лютеции. Восточная же часть была отведена для алтарей, где проходили богослужения, которые позже сменили католические церкви. Нотр-дам был позднее построен на останках этих церквей.

3. Все дороги ведут в Нотр-дам


Если вы бывали перед собором Нотр-дам, любовались его фасадами, но никогда не смотрели вниз, то вы упустили одну важную деталь, а именно официальный ориентир, представляющий Париж.

Из-за толп туристов, гуляющих вокруг Нотр-дама, многие упускают небольшой круглый знак с восьмиконечной бронзовой звездой.

Здесь находится французский "нулевой километр ", точка, откуда отсчитывается расстояние от Парижа до всех остальных городов во Франции.

Он был установлен в 1924 году, хотя его временно переносили в 1960-х годах во время раскопок для подземной парковки. Однако планы по ее строительству пришлось отменить, когда были подняты архитектурные останки, которые теперь хранятся в археологической крипте.

4. Колокола имеют собственную историю

Как и в других соборах, колокола Нотр-дама имеют свои названия. В Соборе Парижской Богоматери их называют Мари, Эммануэль, Габриэль, Анн-Женевьев, Дени, Марсель, Этьен, Бенуа-Жозеф, Морис и Жан-Мари .

Интересно, что колокола, которые сейчас слышны – это не те колокола, которые были установлены при завершении строительства собора 600 лет назад.

Дело в том, что после Французской революции в 1791 году большинство колоколов сняли и расплавили, чтобы сделать из них пушечные ядра.

Новые колокола были установлены только в середине 19-го века, но обновленные инструменты были не так тонко настроены, как старые версии и издавали более диссонирующие звуки во время звона.

Наконец, в 2013 году новый ансамбль колоколов воссоздал звучание 17-го века.

5. Химеры собора - не средневековое творение


Типичный элемент готического искусства химеры и гаргульи украшают многие станы Нотр-дама. Гаргульи – это полые статуи, расположенные в определенных местах, для отвода дождевого стока. Химеры же выполняют чисто декоративную роль.

На башнях Нотр-дама знаменитые химеры позволяют туристам сделать известные перспективные снимки с башенными химерами на переднем плане и Парижем на заднем фоне.

Люди часто думают, что химеры представляют средневековый стиль собора. Однако это совсем не так.

В первую очередь, почти все гаргульи были заменены со времен Средневековья. Более того, из-за своих функций многие не предназначены служить долгий срок, и их нужно заменять каждые 150 лет.

Большинство химер тоже заменили, а самую знаменитую в Галерее химер просто добавили во время реконструкции в середине 19-века.

6. Собор был спасен Квазимодо

После Французской революции, собор Парижской Богоматери был серьезно разрушен, включая статуи и колокола. В 19-м веке он был в довольно плачевном состоянии и практически канул в Лету, став религиозным местом хранения.

В 1804 году Наполеон короновал себя императором Франции в соборе, что вернуло интерес к этому месту.

В 1831 году знаменитое произведение Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери ", действие которого происходило в Париже 15-го века в одноименном соборе, принесло беспрецедентную славу давно забытой церкви.

7. Собор является местом обезглавливания


Во время революции люди были настолько возмущены монархией, что начали разрушать любые символы королевства на улицах Парижа.

Революционеры снесли головы 28 статуям в галерее на главном фасаде, приняв их за статуи французских королей. На самом деле, статуи представляли царей древней Иудеи.

У статуй до сих пор нет голов, но 21 из них была найдена во время работ в подвале Французского банка внешней торговли, а сейчас их можно найти в Музее Клюни.

8. На крыше собора расположен целый лес

Размер Нотр-дам де Пари составляет 127 метров в длину и 48 метров в ширину, а высота главного нефа - 43 метра под крышей.

При таких параметрах, удивительно, что конструкция крыши практически полностью была сделана из дерева 12-го века.

Деревянный каркас состоял из более чем 1300 деревьев, а на каждую балку ушло одно дерево. Конструкция крыши получила название "Лес" из-за ее огромных размеров.

9. В Соборе хранится терновый венец


В Нотр-даме хранятся бесценные реликвии, среди которых Терновый венец Иисуса Христа, часть Креста и гвоздь.

Если остальными сокровищами можно любоваться круглый год, то Святые реликвии можно увидеть только в первую пятницу каждого месяца во время богослужений, а также Великого поста и страстной пятницы.

10. Собор построен на основе золотого сечения

В архитектуре золотое сечение видно в любой форме, состоящей из квадрата и прямоугольника, чьи суммарные размеры составляют соотношение 1 к 1,61.

Такое соотношение считается формулой совершенства в искусстве.

В архитектуре многие известные и ценные здания построены на основе золотого сечения, например Парфенон в Греции или Тадж-Махал в Индии.

Итак, мы в Париже! Для нас сбылась вековая мечта многих россиян: культурная столица мира, собрание музеев, памятников и парков – у ног нашей тургруппы. С чего начать путешествие по городу, где вы никогда не почувствуете себя чужим?

– Мы будем жить в гостинице, которая расположена в десятом округе. Куда там посоветуешь пойти? – спросил меня однажды друг, впервые устроивший парижские каникулы себе и своей возлюбленной.

– Выходите из гостиницы и идите к центру города. На каждом шагу встретите что-то такое, о чем читали, слышали, что видели в кино.

Где центр Парижа? Конечно, на острове Ситэ (Île de la Cité,в переводе – обжитое место), где, собственно, и зародилось первое поселение кельтского племени паризиев, позже, за полвека до нашей эры, превратившееся в римский город Лютеция. Ну а центр Ситэ – это, конечно, Собор Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris).

История. Луч света из мрачного Средневековья

Христианские храмы, как правило, строились на месте «языческих капищ». В случае с Нотр-Дам все еще интересней: сначала тут возвели римский храм Юпитера, затем древнехристианскую церковь, потом базилику Святого Стефана, самого первого христианского мученика, погибшего за веру всего двумя годами позже распятия и воскресения Иисуса Христа, после, во время правления каролингов, – собор, а на его месте – романский кафедральный собор. И уже его камни легли в фундамент собора во имя Божией Матери Парижской. Строительство храма началось в 1163 году повелением короля Людовика VII Французского, а закончилось спустя без малого два века – в 1345-м.

Как и все готические соборы, Нотр-Дам легко узнать по витражу-розе (на снимке вверху), шпилю и двум башням (одну из которых, если верить роману Франсуа Рабле, использовал в качестве кафедры великан Гаргантюа). Над тремя величественными порталами (слева – портал Богоматери, справа – святой Анны, в центре – портал Страшного суда) – они на фото внизу – расположена галерея с 28-ю статуями библейских царей. Много лет они наблюдали сверху за венчанием королей и королев, коронациями и помпезными похоронами монархов, а в 1302 году – за самым первым заседанием Генеральных Штатов, как назывался тогда парламент Франции.


Но в 1789-м грянула Великая французская революция и не пощадила монархов – ни живых, ни каменных: мало было отрубить головы королю Людовику XVI и королеве Марии-Антуанетте – Робеспьер приказал обезглавить еще и «каменных королей, украшающих церкви». И 28 царей иудейских были низвергнуты с фасада Нотр-Дам, а сам собор объявлен «Храмом Разума».

Лишь в 1802 году, с приходом к власти Наполеона Бонапарта, собор вернули церкви и вновь освятили. В середине XIX века Нотр-Дам отреставрировали, галерею королей в том числе. А в 1977 году часть статуй нашлась под жилым домом. В бурные революционные годы некий парижанин выкупил их как камни для фундамента своего нового дома, а на самом деле просто спрятал. Но, видно, не дожил до лучших для собора времен…

Во время реставрации собору не только вернули утраченное. Он получил даже то, чего у него никогда раньше не было: вокруг нового дубового 96-метрового шпиля, покрытого свинцом, появились бронзовые статуи четырех евангелистов и их символов – Марк со львом, Матфей с ангелом, Лука с тельцом, Иоанн с орлом. Помимо устрашающих гаргулий, и прежде украшавших концы балок и водосточных труб, на крыше собора появились химеры – полулюди-полуживотные, полуптицы-полузвери.

Французские писатели помогли сохранить Нотр-Дам в том виде, в каком мы видим его сегодня. Виктор Гюго написал свой роман «Собор Парижской Богоматери» с одной целью – защитить храм, судьба которого в конце 1820-х годов только решалась: одни предлагали кардинально осовременить его, а другие – и вовсе снести. Роман Гюго словно разбудил всех не равнодушных к собственной истории и культуре французов, и собор отстояли.

Уже позже, когда началась реставрация, другой писатель – Проспер Мериме – добился, чтобы витражи огромных окон собора выполнили из цветных стекол, как то было раньше, а не из белых. Может быть, оттого внутри собора всегда царит сумрак, а порой не видно даже сводов, зато ощущение, что ты попал в Средневековье, - полное. Только почему-то так светло при этом на душе.

Как добраться

Но, прежде чем попасть в Средневековье, надо попасть на остров Ситэ.

Даже если мне достается гостиница в нескольких километрах от Собора Парижской Богоматери, я все равно не могу отказать себе в удовольствии дойти до него пешком – не торопясь, по старым улицам и зеленым бульварам, мимо исторических зданий и памятников, знакомых еще по школьным учебникам французского.

Конечно, если вы в Париже в первый раз или приехали с группой, то придется забраться в автобус и ехать «как все». Но Париж не любит тех, кто любит быть как все, и потому, поглядывая из окна автобуса, с городом не перейдешь на «ты». Ну ладно, всякое бывает: вы и вправду боитесь потеряться на незнакомых улицах, или вам просто трудно долго ходить пешком.

Есть хитрый промежуточный вариант – метро: вы то идете, то едете. Ситэ, Нотр-Дам – это еще и нервный узел Парижского метрополитена. Здесь сходятся сразу пять линий метро, а значит, можно без проблем приехать сюда из любого округа Парижа. На самом острове вас ждет станция, естественно, «Ситэ» («Cité»), на левом берегу Сены – «Сен-Мишель» («Saint-Michel», она на снимке внизу), «Клюни – Ля Сорбонн» («Cluny – La Sorbonne»), «Мобер – Мютюалитэ» («Maubert – Mutualité»), на правом – «Пон Мари» («Pont Marie»), «Отель дё Виль» («Hôtel de Ville») и, конечно, крупнейшая пересадочная станция «Шатле» («Châtelet»).

Если решите добираться на метро самостоятельно, без франкоговорящего гида, при этом не зная языка, напомню: во всех французских словах ударение всегда ставится на последний слог. Если будете покупать билет не в автомате, а у кассира, или, чего доброго, заблудитесь «в переходах подземных станций», вам надо будет сказать, куда вы едете. Вот тут-то, произнося название станции, не забудьте про ударение, иначе вас просто не поймут.

Можно войти?

Приехали. Или все же пришли? Не важно. Главное – мы стоим возле потрясающего, величественного Собора Парижской Богоматери. Конечно, сначала хочется полюбоваться его архитектурными изысками снаружи, а уж потом окунаться во мрак почти тысячелетней истории.

Любуйтесь на здоровье, только сперва займите очередь. Или две: одну – собственно в собор, а другую – на крышу. Вход в сам Нотр-Дам без гида – бесплатный, но наверх даром не пускают. Подняться на крышу с экскурсоводом стоит 15 евро за право полтора часа любоваться видами Парижа, без экскурсовода – 8,5 евро за 45 минут. Группам – скидка 2 евро на человека (то есть со скидкой выходит 6,5 на душу), детям и подросткам до 18 лет – бесплатно, если они с родителями. Каждое первое воскресенье месяца с ноября по март за вход наверх денег не берут. Очередь желающих попасть именно в собор упирается в правый портал (святой Анны), а жаждущие воспарить над парижской суетой выстраиваются вдоль левой стены Норт-Дам.

Оставьте в очереди товарища и гуляйте себе, любуйтесь. Только менять своего постового не забывайте – все же счастливого мгновения у входа в собор иногда приходится ждать часа полтора, а у выхода на крышу – даже два. Конечно, можно сделать вид, что вы инвалид, и попросить друзей взять вас под руки, чтобы пройти всем троим без очереди, либо с папкой под мышкой сыграть роль вечно спешащего чиновника французского минкульта, либо и вовсе прикинуться жителем экзотической страны, который не понимает никакого языка, кроме родного, - и вперед! Но ведь могут и разоблачить. Хотя второй вариант у меня однажды сработал…

Сразу надо сказать покорителям высот Собора Парижской Богоматери: стоит заранее подумать, выдержите ли вы подъем в 422 ступени по узкой винтовой лестнице, на которой нет пути назад, ибо его преграждают такие же отчаянно смелые люди, как вы. И еще: лифтов и туалетов тут не предусмотрено – храм все-таки.

Собор открыт ежедневно: с 1 октября по 31 марта – с 10.00 до 17.30, с 1 апреля по 30 сентября – с 10.00 до 18.30. В июле и августе по пятницам и субботам Нотр-Дам работает до 23.00. Но в любой день посетителей прекращают пускать за 45 минут до закрытия, а при большом наплыве народа это время может быть увеличено. В плохую погоду на крышу могут и не пустить ради вашей же безопасности. В праздники – 1 января, 1 мая и 25 декабря – собор закрыт.

Почему Париж стоит мессы

Наверное, нет смысла рассказывать, что именно вы увидите внутри и наверху. На это надо посмотреть своими глазами, только тогда вы поймете смысл фразы короля Генриха IV «Париж стоит мессы». Анри знал, о чем говорил, когда переходил из протестантов в католики, чтобы занять французский престол.

Кстати о мессе. Однажды нам с другом довелось попасть в Нотр-Дам во время богослужения. В листовке-программке, обнаруженной у входа в собор, мы прочли, что сегодня мессу проводит не кто-нибудь, а сам архиепископ парижский кардинал Люстиже (ныне, увы, покойный). В тиаре и белом облачении, сопровождаемый служкой с кадилом, он прошествовал по проходу между скамьями и плетеными стульями к кафедре. Служка снял с архиепископа тиару, под которой вдруг обнаружилась знаменитая кардинальская шапочка красного шелка.

Братья и сестры, - неожиданно спокойным и теплым голосом сказал глава французских католиков, - сегодня мы собрались здесь, чтобы почтить память нашего брата во Христе кардинала NN, который посвятил себя обращению во христову веру новооткрытых племен Амазонии. Недавно он ушел из жизни. Помолимся за него.

Все, кто был в соборе, встали и начали читать общую молитву. Оказывается, здесь не осталось ни одного туриста, кроме нас. И мы с другом, по рождению православные, тихонько покинули собор, потому что молиться в те давние годы были еще не обучены, тем более на французском... Может быть, однажды и вам повезет, и вы попадете на мессу, чтобы понять, что же имел в виду король Анри четвертый.

Когда же вы вновь окажетесь на площади перед Собором Парижской Богоматери, унося с собой незабываемые впечатления на всю оставшуюся жизнь, сделайте еще несколько шагов прямо от выхода из храма. Вы увидите, как люди, приехавшие из самых разных стран, толкутся у вделанного в мостовую металлического пятачка размером с блюдце. Это нулевая точка дорог Франции, там так и написано на чистом французском. Отсюда вы можете пойти в любую сторону, и если успели полюбить Париж, то вам будет интересно в любой его точке.

Например, в расположенном совсем неподалеку – некогда крепости, затем дворце, а теперь музее.

Фото: Anna & Michal / Flickr.com

Собором Парижской Богоматери называется католический храм во Франции. Он относится к одной из главных достопримечательностей Парижа.

Собор Парижской Богоматери на карте географически находится на востоке о. Сите, в 4-ом округе, на территории 1-ой христианской церкви Франции. Строительство длилось с 1163 — 1345 годы. В высоту собор достигает 35 метров. Колокольни находятся на высоте 69 метров.

В архитектурном строении собора наблюдается два стилистических направления. В первом, можно заметить долю романского стиля с характерным для него жестким и плотным сочетанием деталей, а во втором - отметить необычные достижения в готической архитектуре, которые обеспечивают строению простоту и производят ощущение легкости вертикальной конструкции.

По описанию современных археологов, на территории Нотр-Дам-де-Пари располагались несколько разных храмов.
Возведение Собора началось во времена Людовика седьмого. Ученые имеют различные мнения о таком факте, кто первым заложил камень в строительство Нотр-Дам. По одним описаниям это был Морис деСюлли, по другим описаниям — Александр третий.

Весной 1182 г. был освящен основной алтарь собора, через 14 лет неф строения был практически завершен. Спустя еще 44 года завершилось возведение южной башни, в это же время было решено, не использовать идею увенчивания башен с помощью шпилей.

Строительство Северной башни было завершено в 1250 г. Позже была завершена и отделка внутри помещения. К возведению западного фасада приступили к 1200 г.

Нотр-Дам с его роскошными залами в ходе нескольких столетий был местом для заключения брачных союзов королей, коронации и похоронных служб. В 1302 г. Собор парижской богоматери послужил местом собрания первого парламента страны.

В Соборе Нотр-Дам молебен отслужил Карл седьмой. А спустя некоторое время здесь прошло свадебное торжество Генриха четвертого и сестры короля Франции Маргариты. В эпоху Людовика четырнадцатого, Собор парижской богоматери претерпел тяжелые изменения: могилы, витражи разрушили.


В период Великой революции во Франции, революционерами было сказано, что если французы не желают, чтобы Нотр-Дам был разрушен, они обязаны внести дань на потребности всех революционных движений, какие ещё случаться с их подачи в остальных странах. Собор парижской богоматери объявили Храмом Разума.

Архитектурные особенности Собора

Основные задумки по архитектуре Собора принадлежат архитекторам - Жану де Шелю, который работал над проектом 15 лет и Пьеру де Монтрей, проработавшему над строительством почти 17 лет.

В возведении Нотр-Дам-де-Пари участвовало немало различных архитекторов, об этом факте говорят отличные и интересные по стилистическому описанию и размерам западный фасад здания и башни. Строительство всего Нотр-Дам завершилось в 1345 г.


Собор парижской богоматери в фасадной части разделен колоннами и галереями, притом на нижнем уровне, имеется несколько порталов. Над которыми проходит Галерея Королей с несколькими статуями, которые по описанию олицетворяют древних иудейских правителей. На нижней перемычке иллюстрированы мертвецы, которых пробудили ангелы.

Во многих эпизодах применяются визуальные приемы и символы, которые помогают понять их как единое целое. Допустим, по описаниям в эпизоде рождения Христа младенец размещен выше Марии, что говорит о его более высоком статусе, притом он лежит на алтаре, что, по предположениям историков свидетельствует о его будущей жертвенной роли.


В архитектуре Нотр-Дам отсутствует живопись на стенах, а цветовым источником служат разнообразные высокие витражные стрельчатые окна. Двери украшают кованые рельефы. Кровля здания исполнена свинцовыми плитками, которые уложены внахлест, масса всей кровли – около двухсот тонн.

Реставрация Собора

Собор парижской богоматери начали реставрировать в 1841 г., с подачи В. Гюго, который привлек широкое внимание общества к данному вопросу в своем произведении, в нем он дал подробное описание плачевного состояния Собора.

Руководил работами несколько лет архитектор Виолле-ле-Дюкас. Этот известный архитектор-реставратор Франции, в том числе руководил другими реставрационными работами (например, восстановление церкви готической архитектуры Сент-Шапель).

Работы по восстановлению Собора и скульптурных композиций, замене разрушенных статуй и возведению шпиля продолжались по факту более 22 лет. К этому реставратору относится и идея разместить химеры — мифические существа на Соборе, приняв в качестве образца гаргулий Среднего века.


Так на верхнем уровне у подножия башен Нотр-Дам можно наблюдать гаргулий, представляющих собой древних мифических существ, и химер – отдельных статуй мифических персонажей. Данные скульптуры исполнили несколько скульпторов под руководством Ж. Дешоме.

Существует интересное поверье, что если смотреть на них долго во мраке, то они «оживают». А если сделать фотографии близко с химерой или фото рядом гаргульей, то человек будет казаться на фото окаменелым изваянием.

Фото: Cornell University Library / Flickr.com

Во время проведения реставрационных работ витражи окон задумывались первоначально белыми, однако П. Мериме настоятельно рекомендовал, чтобы они были сделаны подобно средневековым.

В этот же период времени снесли постройки, которые примыкали к зданию, в итоге перед фасадом Собора образовалась ныне существующая площадь.

Собор сегодня

Нотр-дам, бесспорно, самый популярный на территории Европы собор. О нем написано множество романов, описание храма можно найти во многих источниках и статьях, снято несколько документальных фильмов и сделано огромное количество фото.

Во Франции все пути приведут к нему – так еще в восемнадцатом столетии решили географы. Сегодня Собор парижской богоматери привлекает много паломников и по факту он способен разместить одновременно 9 тыс. чел. Одним из самых лучших видов на храм для удачных фото считается вид с набережной, если пересечь мост через Сену.


Прежде всего, Нотр-дам привлекает своей архитектурой. Здесь все хочется посетить, разузнать, сделать незабываемые фото. Так высота шпиля храма составляет 96 м.

Основание которого окружает четыре группы статуй апостолов из бронзы. Перед ними размещены символы животных. Каждая статуя направлена на Париж, исключение составляет только св. Фома, направленный к шпилю.


Большинство витражей исполнено в середине девятнадцатого столетия. Основной витраж размерами 9,6 м. в диаметре - роза над входом в Нотр-Дам. На северном и южном фасаде Собор парижской богоматери имеет 2 боковые розы.

Главный колокол звонит не часто. Другие звонят по утрам и вечерам. Все колокола имеют собственное название и различный вес: один массой 1,765 т; второй – 1,158 т; третий – 0,813 т; четвертый — 0,67 т.

Заключение

Внутри храма выполнены поперечные нефы, которые переплетаясь с основным продольным, формируют крест. В часовнях, которые находятся в правой стороне Нотр-Дам, находятся картины и скульптурные произведения различных живописцев, которые, по многолетним обычаям, даруются храму каждый год в начале мая. Люстра храма выполнена из бронзы, покрытой серебром по проекту французского архитектора.


Ежегодно Собор посещают миллионы путешественников, проводятся бесплатные экскурсии, разрешают туристам делать фото внутреннего убранства Собора. Осмотр богатств этой достопримечательности можно сочетать с бесплатным посещением органных концертов.


18.12.2015

Трагедия всей Франции. В результате пожара обрушились шпиль, часы и крыша здания. Пожарным удалось спасти обе колокольни собора, пламя не затронуло и главные святыни: терновый венец, тунику святого Людовика; спасены несколько картин. Очагом воспламенения по мнению пожарных стали строительные леса, возведенные на чердаке собора. Напомним, что реставрационные работы начались весной этого года, планировалось завершить работы к 2022 году. Пожар начался в 18:50 по местному времени 15 апреля, по данным на 16 апреля, пожар потушен. В ходе спасательной операции пострадал один пожарный.

Итоги пожара

На место происшествия прибыл президент Франции с супругой, который пообещал полностью восстановить реликвию, при содействии «лучших талантов современности». Надежда на полное восстановление имеет место быть, так как собор досконально изучен, сохранены старинные чертежи.

По предварительным оценкам, ущерб обойдется в сотни миллионов евро. Сегодня Фонд наследия объявил начало национальной компании по сбору средств на восстановление собора, по последним данным 240 человек передало в Фонд более 6 тысяч евро.

По предварительным оценкам, на восстановление здания может уйти не менее 10 лет.

На данный момент с острова Сите эвакуированы все жители, в целях безопасности запрещена навигация по Сене в окрестностях острова.

Прокуратура Парижа ведет расследование в связи с неумышленным причинением ущерба в ходе пожара.

Место «невероятной силы» — именно так называют собор парижские гиды, которые знакомят людей с его историей и архитектурой. А легенды добавляют объекту мистический дух.

Фотографии собора

На тимпане над дверью помещена сцена благословления Христом Девы Марии, в то время как ангел возлагает царскую корону на её голову. В верхней части изображён Сен-Марсель, епископ парижский в V столетии. Его останки считаются одной из самых драгоценных святынь собора и покоятся на вершине кафедральных хоров на виду у всех прихожан.

В левой части над дверным проёмом размещено скульптурное панно о том, как епископ проводит церемонию крещения и святого причастия – два важнейших таинства для христиан всех конфессий. С правой стороны он же восседает на кафедре, проповедуя. Его лик выражает духовное торжество над дьяволом.

Статуя Парижской Богоматери — Vierge à l’Enfant «Notre Dame de Paris»

У юго-восточного столба трансепта или поперечного нефа, справа от главного алтаря, можно увидеть статую Девы Марии с младенцем на руках. Её называют Парижской Богоматерью. Статую привезли в XIX веке из часовни Сент-Эньян на Иль де ла Сите.

Это самое известное и почитаемое скульптурное изображение Девы Марии из 27 подобных статуй, представленных в Нотр-Даме. Период её создания относится к XIV веку. Установлена в 1855 году вместо древней скульптуры чудотворной Черной Девы, бесследно исчезнувшей в годы революции.

От скульптуры исходит голубоватый свет, а большое количество белых лилий, которыми украшена Дева Мария, источают изумительный аромат. Всё это устроено в знак глубочайшего поклонения.

Трансепт — Transept

В церковной архитектуре «трансептом» называется поперечный неф в храмах, выстроенных в форме креста или базилики, который пересекает центральный продольный неф под прямым углом. Крайние границы трансепта образуют апсиды, выдвигающиеся за пределы основной части здания, трансепт выступает на 2 метра. По высоте с главным нефом они совпадают, но трансепт отличается тем, что состоит из четырёх ярусов.

Трансепт был возведён к 1258 году. Здесь расположены такие значимые достопримечательности, как южное и северное витражное окно-роза, статуя Парижской Богоматери с младенцем, портал Святого Стефана и портал «Красных врат», а также главный алтарь. В одном из ответвлений трансепта можно полюбоваться на две женские фигуры святых покровительниц Франции – святой Жанны Д’Арк и святой Терезы – покровительницы младенца Иисуса, а также на статую святого Дионисия работы Николя Кусту. Многие статуи были воссозданы уже в XIX веке.

Вблизи от изваяния Девы Марии установлена табличка, которая сообщает, что в данном соборе состоялся знаменитый судебный процесс, оправдавший Жанну Д’Арк. А небольшая бронзовая пластина в полу информирует о том, что известный поэт Поль Клодель принял здесь католическую веру в 1886 году.

Южное окно-роза — Rose sud

На южном фасаде трансепта расположено огромное витражное окно в форме розы, диаметр которой составляет 13 метров. Первоначально его установили ещё в XIII веке. Какая-то часть витража сохранилась до наших дней в первозданном виде, остальные части были заменены в ходе реставрационных работ, проводимых в XVIII и XIX веках.

Сама розетка состоит из 84 витражных фрагментов, которые выложены в форме четырёх кругов: 24 медальона, 12 медальонов, 4-х дольные и 3-х дольные панели. Известно, что во время реконструкции, которая проходила в XIX веке, Виолле-ле-Дюк повернул южную розетку градусов на 15, для того чтобы закрепить её на прочной вертикальной оси. По этой причине многие фрагменты находятся не на своих оригинальных местах, и сейчас непросто определить какой участок окна изначально занимала та или иная сцена.

На витражной розе изображен Иисус Христос, окруженный апостолами и другими почитаемыми во Франции святыми, мучениками и мудрыми девами.

В четвёртом круге на разных фрагментах нарисованы двадцать ангелов, держащих в руках венки, свечи и кадильницы, а также изображены события из Нового и Ветхого Заветов.

Третий круг предлагает нам познакомиться с девятью сценами из жизни святого Матфея, которые датированы последней четвертью XII века и прекрасно сохранились до наших дней.

В центральном медальоне оригинальный витражный фрагмент не сохранился, поэтому Виолле-ле-Дюк заменил его изображением второго пришествия Христа: в уста Спасителю вложен меч, символизирующий Слово Божие, которое предназначено отделить истину ото лжи. У ног Христа лежит Книга Жизни, а вокруг него символы четырёх евангелистов: ангел, орёл, лев, телец.

Два нижних угловых элемента повествуют о сошествии в Ад и воскресении Христа.

Роза покоится на своеобразном поясе из 16-ти стрельчатых витражных оконцев, в совокупности с которыми общая высота витража доходит до 19 метров. На этих узких пластинках изображены пророки. Это создавалось в 1861 году художником Альфредом Жерентом под руководством Виолле-ле-Дюка.

Портал святого Стефана — Portail Saint-Etienne

На южной стороне трансепта, обращённой к набережной реки Сены по направлению к Латинскому кварталу, находится портал, который был освящён во имя мученика святого Стефана. Он был построен в XIII веке архитекторами Жаном де Шеллем и Пьером де Монтрейлем. В прошлом этот проход вёл к резиденции епископа, преемника святого мученика Дени.

Главным украшением портала является тимпан, на котором в камне изображены эпизоды жизни и мученичества святого Стефана, а также сцены быта студентов Парижского университета. Святой Стефан являлся покровителем первого парижского собора.

Рассматривая скульптурную композицию справа-налево и наверх, можно увидеть, как святой Стефан проповедовал перед еврейскими властями и народом, а впоследствии предстал перед судом, был забит камнями, похоронен и благословлён Христом. Примечательна сцена, на которой два священнослужителя проносят молитвенник и освящённую воду после традиционной службы. Это служит доказательством того, что одни и те же святые традиции соблюдаются с течением времени.

Северное окно-роза — Rose nord

По левой стороне от главного алтаря на северном фасаде трансепта расположено удивительной красоты витражное окно-роза. Его можно назвать подлинным шедевром высокой готики XIII века. В отличие от южной розетки, этот витраж сохранился практически нетронутым, так как 85% мозаики – это оригинальное произведение искусства средневековых мастеров.

Северное окно-роза располагается на высоте 21 метр, его диаметр – 13 метров. Сюжетная композиция изображает Богоматерь с младенцем в окружении персонажей из Ветхого Завета. В центральной части витражной розетки помещена Дева Мария с новорождённым Иисусом на руках, а вокруг неё расположены медальоны с изображениями судей, пророков, царей и первосвященников.


Преобладание лиловых и фиолетовых оттенков в цветовой палитре мозаичных элементов символизирует долгую тревожную ночь в ожидании появления на свет Мессии.

Композиция северной розетки находится в своеобразном движении: фрагменты витража располагаются не по строгим вертикальным и горизонтальным линиям, создавая, тем самым, образ вращающегося колеса. Озаряемое солнечными лучами, окно-роза северного трансепта расцвечивает яркими красками тёмные стены нефа, заполняя внутреннее пространство храма божественным светом.

Портал «Красных врат» — Portail du Cloître

Портал на северной стороне трансепта носит название «Красных врат». Раньше он служил проходом в монастырскую обитель, расположенную рядом с собором Парижской Богоматери.

На центральном столбе портала изображена Дева Матерь – подлинная статуя XIII века. Она находилась здесь изначально с момента её создания, но младенец, к сожалению, был разрушен. Напоминая собой знаменитую статую Парижской Богоматери XIV века, установленную внутри собора, Дева портала всё же является более царственной и величественной.

На тимпане над вратами помещена скульптурная сцена о короновании Марии в присутствии короля Людовика IX Святого и королевы Маргарет Прованской. Чуть выше изображены сюжеты из детства Иисуса Христа: рождество, явление его в храме, убиение младенцев и бегство в Египет.


На архивольтах показаны эпизоды чудес, происходивших со святыми Феофилом и Марселем. На одной из сцен святой Марсель извлекает дьявола в образе дракона из тела умершей грешницы. На другой показана божественная сила Марии, заключённая в её сыне-спасителе. Впечатляет история о том, как Феофил, продав душу дьяволу, для того чтобы закрепить за собой место преемника епископа, впоследствии раскаялся и стал молиться Деве. И она разорвала этот договор, спасая Феофила из дьявольских объятий. В самой верхней части над порталом изображён епископ, рассказывающий историю в назидание верующим.

Отдельные части подлинных статуй, украшавших эти врата, – фигуры волхвов и добродетелей – выставлены в музее Клюни.

Главный алтарь — Autel principal

У входа на хоры установлена приподнятая литургическая платформа с помещённым на ней современным бронзовым алтарём работы французских скульпторов Жана и Себастьяна Туре. Его освящение проводилось в 1989 году.

По образцу собора в Шартре по бокам главного алтаря расположены фигуры четырёх библейских пророков – Исайи, Иеремии, Иезекииля и Даниила.


Впереди изображены четыре евангелиста – Матфей, Марк, Лука и Иоанн. По замыслу создателей эта скульптурная группа символизирует связь Ветхого и Нового Заветов.

Начиная со времени Второго Собора в Ватикане, месса проводится рядом с входом на хоры, при этом священник обращён лицом к прихожанам, как это всегда делал Папа в церкви Святого Петра в Риме.

Боковые нефы — Bas-côtés

Собор Парижской Богоматери, в архитектурном смысле, представляет собой базилику с галереями и двойными боковыми нефами, которые разделены пополам продольными рядами гигантских колонн. Такие дополнительные ряды столбов превращают трёхнефную базилику в пятинефную. Эта особенность делает собор намного более ценным памятником архитектуры. В Средневековье готические соборы с двойными боковыми нефами строились не часто, в проёмах аркад просто вешали шпалеры.

По сторонам нефов расположено по семь капелл, идущих от четвертого до десятого пролета. В этих часовнях хранятся картины и скульптуры на религиозную тематику, которые создавались на заказ лучшими мастерами Франции. Они преподносятся в дар собору ежегодно в первый день мая, следуя многовековой традиции, связанной с парижскими ювелирами. А ещё в одной из капелл можно рассмотреть исторический макет, наглядно демонстрирующий ход строительства собора Парижской Богоматери.

Неф — Nef

Центральный неф представляет собой вытянутое помещение из десяти пролетов, ограниченное с обеих продольных сторон рядом колонн, отделяющих его от боковых нефов. Своды нефа поднимаются в высоту на 33 метра, а его ширина составляет 12 метров.

В высоту неф собора Парижской Богоматери имеет три уровня:

  • В нижнем ярусе расположились круглые, отшлифованные колонны с капителями в виде искусных венков из листьев аканта.
  • Во втором ярусе расположены арочные проемы, отделяющиеся друг от друга тонкими колоннами.
  • С обеих сторон третьего яруса выстроились ряды вытянутых стрельчатых окон, необходимых для проникновения дневного света.

Благодаря этому, ясно просматривается потолок, сооруженный в виде шестилепесткового каменного свода.

Внутреннее пространство нефа кажется намного больше, чем в обычной приходской церкви. Создатели собора, тем самым, пытались воссоздать образ небесного Иерусалима, который подробно описывается в Библии. Архитектурные элементы готического стиля добавляют интерьеру утончённости и изящества, создавая ощущение прикосновения к небесам, что не всегда было присуще романской архитектуре более раннего периода.

По обеим сторонам нефа на хорах сохранились резные деревянные скамьи начала XVIII века, на которых изображены сцены из жизни Девы Марии. Они были выполнены специально, как дань, во имя королевского обета Людовика XIII.

Ежедневно здесь на службу собирается большое количество прихожан. Внутри собора царит таинственный полумрак. В ходе масштабной реставрации, для лучшего освещения, были дополнительно проделаны новые окна в боковых стенах нефа.

Большой Орган — Grand orgue

Под западным окном-розой установлен знаменитый орган собора Парижской Богоматери. Он является не только самым большим органом во Франции, но и одним из крупнейших музыкальных инструментов во всём мире. На сегодня орган состоит из 109 регистров и около 7800 труб.

Впервые орган был установлен в соборе в 1402 году. Для него был специально сконструирован новый корпус в готическом стиле. Поскольку этот инструмент не мог полностью заполнить собой всё обширное пространство собора, в 1730 году Франсуа-Анри Клико выполнил его достройку. Тогда же орган приобрёл и свой нынешний корпус в стиле Людовика XVI. В 1860-х годах известный французский строитель органов XIX века Аристид Кавайе-Колль произвёл его полную реконструкцию, и барочный инструмент получил необычное романтическое звучание. В дальнейшем, большой орган ещё несколько раз подвергался различным перестройкам и заменам, но в 1992 году управление инструментом было компьютеризировано, а к нему проведён оптоволоконный кабель.

Многие известные имена сопровождали этот орган на протяжении веков, среди которых были Перотина, изобретатель полифонической музыки в XIII веке, Кампра, Дакен, Арман-Луи Куперен, Сезар Франк, Камиль Сен-Санс, а в недавнее время Луи Вьерна и Пьер Кошеро. Должность титулярного органиста собора Парижской Богоматери считается одной из престижнейших во Франции.

Послушать звучание большого органа можно совершенно бесплатно каждую неделю во время воскресной мессы.

Западное окно-роза — Rose ouest

Западное окно-роза – это центральный витраж в Нотр-Дам де Пари. Он был создан в 1220 году и является самой старинной розеткой в соборе. Витражная роза кажется огромной, но её диаметр составляет всего 9,6 метров, что делает эту мозаику самой маленькой из трёх розеток собора.

Гармонично расположенная в центре западного фасада, она состоит из трёх кругов вокруг центрального медальона с изображением Богоматери и младенца Иисуса. В первом поясе от центра размещены двенадцать «малых» пророков, далее следуют 12 сельскохозяйственных работ по сезонам, которым соответствуют 12 знаков зодиака.


В верхнем круге на медальонах показано, как двенадцать добродетелей в виде воинов, вооружённых копьями, выступают против двенадцати пороков.

До наших дней большая часть подлинных фрагментов мозаики западного окна не сохранилась, а сам витраж был практически полностью изменён Виолле-ле-Дюком в XIX веке. В полной мере рассмотреть розетку на окне также не получится, так как её частично закрывает большой орган.

Западный Фасад — Façade occidentale

Строительство этого фасада началось при епископе Эде де Сюлли в 1200 году третьим по счёту архитектором, трудившимся над возведением собора. Эту работу продолжили его преемники, в частности, Гийом д’Овернь, а после 1220 года строительство продолжил уже четвёртый архитектор. Северная башня была завершена в 1240 году, а Южная башня – в 1250 году.

Западный фасад является воплощением величия, простоты и гармонии. Его сила и мощь основывается на взаимосвязи между вертикальными и горизонтальными линиями. Четыре мощных контрфорса устремляются к вершинам башен, вознося их к небесам. Их символический смысл в том, что этот храм посвящён Богу. А две широкие горизонтальные полосы как будто возвращают здание обратно на нашу бренную землю, являясь доказательством того, что этот кафедральный собор принадлежит также и людям.

Впечатляют и размеры западного фасада: 41 метр – в ширину, 43 метра – до основания башен, 63 метра – до верхней части башен.

В центре, рядом с Галереей Девы, находится большая роза диаметром 9,6 метров, созданная в 1225 году, которая образует собой нимб над головой статуи Девы с младенцем, которая находится в окружении двух ангелов. По обеим сторонам от каменной розы установлены статуи Адама и Евы, которые напоминают нам о первородном грехе. Они были поставлены здесь по инициативе Виолле-ле-Дюка в XIX веке.

Под балюстрадой расположен широкий горизонтальный фриз, называемый Галерея Царей. Здесь представлено 28 фигур иудейских царей, прародителей Христа. Высота каждой фигуры – больше трёх метров. Эта скульптурная композиция указывает на то, что Мария была смертной женщиной, представительницей человеческой расы, и родила Иисуса, который был и человеком и Богом. В период революции 1793 года каменные фигуры были обезглавлены, поэтому реставраторам XIX века пришлось их восстанавливать. Большая часть подлинных сохранившихся голов царей сейчас выставлена в средневековом музее Клюни.


На нижнем уровне фасада расположены три больших портала, которые существенно различаются между собой. Центральный портал известен как Портал Страшного Суда, он выше и шире остальных. Справа от него находится Портал святой Анны, а слева – Портал святой Девы. Створки ворот украшены удивительным узором из кованого железа, а фасадная часть порталов оформлена с изображением множества персонажей. На контрфорсах размещены 4 статуи: на южной стороне – фигура диакона святого Стефана, на северной стороне – епископ Сен-Дени, а по бокам от центрального портала изображены две аллегории – синагога и церковь.

Портал Святой Анны — Portail Sainte-Anne

Южный проход на правой стороне западного фасада называется Порталом святой Анны, она была матерью Девы Марии. Он относится к XIII веку и является самым ранним среди других порталов.

На тимпане, в верхней его части, изображена Мадонна Маэста, восседающая на троне под балдахином. По разным сторонам от неё разместились ангелы и строители храма – епископ Морис де Сюлли и коленопреклонённый король Людовик VII. Эти статуи были созданы для церкви Святой Марии, которая ранее находилась на месте собора, а затем их перенесли на портал. В нижней части тимпана изображены сцены из жития Иоакима и Анны.

На центральном столбе портала между дверьми установлена статуя святого Марселя, парижского епископа в V веке. Святой Марсель был предшественником святой Женевьевы. Эти две фигуры до революции были очень почитаемы среди верующих парижан. Они прославились своими смелыми, изобретательными и эффективными трудами, направленными на благотворительность. К тому же, как и все истинные борцы за справедливость, они были высокодуховными личностями, свято соблюдающими все таинства и молитвы.

Портал Страшного суда — Portail du Jugement

Этот портал был возведён в 1220–1230 годах. Он расположен по центру западного фасада, поражая своим великолепным скульптурным оформлением. Здесь представлен Страшный Суд так, как он описан в Евангелии от Матфея.

В центре тимпана изображён Христос, восседающий на троне во славе, по обеим сторонам от него расположились ангелы с орудиями Страстей и коленопреклонённые фигуры Иоанна Крестителя и Девы Марии, которые молятся за грешников. Под фигурой Христа изображён град небесный – Новый Иерусалим. Справа от него помещены фигуры праведников, возглавляемые архангелом Михаилом с весами для человеческих душ в руках. На другой стороне – черти забирают грешников в Ад. В самой нижней части тимпана показана сцена Воскресения.


На архивольтах изображены разнообразные святые, женщины и мужчины, которые составляют иерархию Сил Небесных. На боковых пилястрах у самих врат расположены фигурки дев, по пять с каждой стороны, олицетворяя «Притчу о десяти девах».

На пилястре, разделяющей портал на две створки ворот, находится ещё одна статуя Христа. Его окружают двенадцать апостолов, по шесть с каждой стороны. В их подножии, на цоколе портала, в небольших медальонах представлены добродетели и пороки.

Многие статуи, украшавшие Портал Страшного Суда, были уничтожены во время революции и впоследствии воссозданы Виолле-ле-Дюком, который вернул западному фасаду его первоначальный облик.

Портал Святой Девы — Portail de la Vierge

Северный портал на левой стороне западного фасада собора Парижской Богоматери носит название Портал Святой Девы. Он украшен статуями XII – XIII веков.

На центральном пилястре установлена фигура Мадонны с младенцем. На тимпане изображены сцены Успения и Коронования Девы Марии.
На одной из скульптурных композиций можно увидеть, как проходило завершение жизненного пути Марии на земле. Термин «успение» в христианском словаре обозначает смерть. Умершие заснут, но в Последний День Христос пробудит их для всеобщего воскресения, как и Господь воскресил его в пасхальное утро. Символизируя связь с Ветхим заветом, у смертного одра Марии расположились двенадцать апостолов, которые возложили Ковчег Завета, где находятся скрижали Завета, которые служат прообразом святой Девы, в ком слово стало плотью.


Другая сюжетная линия изображает сцену коронации Девы после её воскресения на небеса. Она торжественно восседает на царском троне, а сын Иисус благословляет её, пока ангел возлагает корону на голову Марии.

На боковых пилястрах размещены аллегорические фигуры двенадцати месяцев, на архивольтах расположены разнообразные святые и ангелы.

Легенды Собора Парижской Богоматери

Для многих Нотр-Дам – универсальный справочник эзотерики. И ничего удивительного в том, что величественное сооружение, имеющее многовековую историю, как в саван, укутано в бесчисленные легенды.

Легенда о кузнеце

Легенды знаменитого собора встречают парижан и многотысячные толпы туристов прямо у ворот. Выражение «продать душу дьяволу» употребляется не в фигуральном, а в прямом смысле слова, когда речь заходит о мастере, ковавшем ворота для собора.

Спустя тысячелетия, люди с радостным восхищением любуются волшебством затейливых узоров на воротах. Не верится, что такую совершенную, непостижимую красоту мог создать человек.

В начале 2-го тысячелетия епископ Морис де Сюлли задумал построить грандиозный собор, который должен был затмить красотой и величием все, до того существующие.

Будущему собору отводилась почётная роль: стать духовным оплотом нации и вмещать в себя население целого города. На кузнеца была возложена важная миссия – создать ворота, которые соответствовали бы красотой и мастерством исполнения величию возводимого здания.

Каноник собора, придя наутро поверить, как продвигается работа, застал кузнеца в бессознательном состоянии. Зато в кузнице лежали ворота невероятной красоты. Причудливые витые узоры и орнаменты филигранной работы переплелись на них в единую небывало — волшебную композицию.

Непонятно было даже то, каким способом мастеру удалось создать этот шедевр: применял ли он ковку, или литьё для создания столь сложных ажурных узоров. Но сам мастер ничего не мог ответить.

Придя в себя, он был мрачен, задумчив и неразговорчив. Когда ворота установили и укрепили на них замки, то выяснилось, что никто, включая кузнеца, не может их открыть. Заподозрив неладное, замки окропили святой водой, и только после этого ворота впустили в храм изумлённых служителей.

Сам же гениальный мастер вскоре лишился дара речи и быстро сошёл в могилу. Так и не успели выпытать у него секрет создания ворот. Кое- кто логично предполагал, что мастер просто не хотел раскрывать секреты профессионального мастерства.
Но слухи и легенды сообщали, что тут не обошлось без сделки с дьяволом. Именно на такую сделку вынужден был пойти кузнец: продать душу в обмен на талант.

Как бы там ни было, но непостижимая красота главных ворот храма действительно может вызвать сомнения в том, что они создавались без какого — то вмешательства внеземных сил.

Легенда о гвоздях святого креста

Из четырёх крестных гвоздей, которые были использованы при распятии Христа, два хранятся на территории Франции. Один из гвоздей находится в самом Нотр-Даме. Другой — в церкви святого Сиффредия, которая расположена в городе Карпантра. Именно этому гвоздю приписывают всякие чудеса.

Чудесный гвоздь был найден в Иерусалиме матерью византийского императора Константина и перевезён в Рим. Елена, мать императора, не зря почитаема православными христианами всего мира: она спасла и уберегла многие святые реликвии, связанные с жизнью и смертью Иисуса и Богоматери. В частности, с её помощью был обретён крест, на котором казнили Господа.

Веруя в чудесную мощь крестного гвоздя, Елена приказала соорудить из него удила для коня своего сына. Она верила в то, что сила, заключённая в гвозде, убережёт императора на полях сражений. В 313 г Константин, одержав победу над Люцинием, положил конец гонениям на христиан и сам принял христианство.

Спустя века, удила очутились в соборе Карпантра. Гвоздь из этого собора являлся мистическим символом и оберегом города во времена нашествия чумы.

В их миссию входил также поиск заветного ларца. Слух о том, что ларец был то ли найден ими, то ли передан тамплиерам тайными хранителями реликвии, распространился по Франции.

Во всяком случае, после их возвращения на родину началась постройка Шартрского собора. Ему предназначено было стать самым величественным и загадочным собором в мире.

Алтарь — «святое место» находится между второй и третьей колоннами собора. Если отсчитать от этого места 37 метров вниз, то можно обнаружить древний колодец друидов (нижняя точка). И на таком же расстоянии от алтаря находится высшая точка собора — шпиль главной колонны.

Это место с точками, расположенными симметрично на одинаковом расстоянии от главной святыни обладает какой-то магической силой. У побывавших там остаются неизгладимые впечатления. Кажется, что собор передаёт человеку двойную энергию.

Энергия Земли поднимается с нижней точки храма. Энергия небес нисходит сверху. Человек получает такую порцию концентрированной чистой энергии, что мгновенно преображается, как физически, так и духовно.

Легенда о Символе неба

Для жителя средневековья всё, что он видел, было лишь отражением высшего мира, невидимого для человеческого глаза. Поэтому вся архитектура средневековья было зашифрована в символы. Нелегко разгадать всю эту символику геометрии, симметрии, математики, астрологические символы, спрятанные в архитектуре Нотр-Дама.

На его центральном круглом витраже (розетке) изображены зодиакальные знаки и высечены из камня зодиакальные символы рядом с фигурой Девы Марии. Толкуется эта композиция, как символ годичного зодиакального цикла.

Но зодиакальный цикл начинается со знака Тельца, в то время как на витраже он берёт начало со знака рыб. А это соответствует не западной, а индуистской астрологии.

Знаку рыб соответствует Венера, если исходить из греческих традиций. Но так же рыба являлась символом Иисуса Христа. Греческое слово «ихтус» (рыба) в своих первых буквах содержало фразу: «Иисус Христос, Божий сын».

Галерея из 28 иудейских царей воспроизводит лунный цикл. Но — опять загадка Нотр-Дама: царей было всего 18, тогда, как лунный цикл состоит из 28 дней.

Легенда о колоколе

Колокола на башнях собора имеют свои имена и голоса. Самому древнему из них имеет имя Белль. А самый большой — Эммануэль весит 13 тонн.
Все колокола, за исключением последнего, звонят ежедневно утром и вечером. Эммануэль в силу своей тяжести раскачать не так- то просто. Поэтому им пользуются только в самых торжественных случаях.

Но, если верить легендам, то некогда собор служил пристанищем человеку, который мог в одиночку раскачать это гигантское сооружение. Его звали Квазимодо, он был звонарём Нотр-Дама.

Также существует красивая легенда, относящаяся к созданию этого колокола. Когда в своё время его хотели отлить из бронзы, влюблённые в Нотр-Дам парижанки бросали в расплавленную бронзу свои золотые и серебряные украшения. Именно поэтому голос колокола по красоте и чистоте звучания не имел себе равных.

Легенда о философском камне

Эзотерики считают Нотр-Дам своеобразным сводом оккультных знаний. Архитектуру и символику собора пытаются расшифровать различные исследователи оккультизма с начала XVII века.

Говорят, что знаменитым архитекторам собора помогали своими знаниями древние алхимики. И где – то в геометрии здания закодирован секрет философского камня. Тот, кто сумеет разгадать его в бесчисленной скульптурной лепнине, сможет превращать в золото любое другое вещество.

А, если суметь расшифровать древнее учение, которое, как считают последователи оккультизма, закодировано во фресках, то можно постичь все тайны мироздания и получить неограниченную власть над миром.

Стоимость билетов на башню:

  • Взрослый: 8,50 евро
  • Лица от 18-25 лет: 6,50 евро

Одним из выдающихся памятников архитектуры является собор Парижской Богоматери. Воспетый и прославленный поэтами, писателями и художниками, этот известный храм мира горделиво возвышается в самом сердце Парижа.

Его называют не только географическим центром, но и духовным. Строительство началось в далеком 1163 году и завершилось лишь в 1345 году. Более 180 лет потребовалось, чтобы создать уникальный и удивительный Нотр-Дам-де-Пари. Это центр жизни Франции, в котором короновали императоров, венчали и отпевали королевских особ. Помимо всего прочего место примечательно тем, что в нем заседал первый парламент Франции, также в католическом храме находили временный приют нищие и обездоленные.

Роман, который прославил собор

Собор Парижской Богоматери окутан ореолом романтики, овеян тайной и мистицизмом. Это ежегодно привлекает в храм миллионы путешественников. Нотр-Дам-де-Пари для туристов выглядит пленительнее, чем знаменитый Лувр. Существует крылатое выражение: «Увидеть Париж и умереть». Каждый человек должен посетить кафедральный собор, перед тем как умереть.

Жемчужина Франции никого не оставит равнодушным. Но чем обусловлена такая невероятная популярность? Мировая известность достигнута благодаря стараниям талантливого мастера пера Виктора Гюго, создавшего роман, не имеющий аналогов, - «Собор Парижской Богоматери». Именно его фантазия и буйное воображение дали жизнь необыкновенным героям. Читатель с головой погрузился в книгу. Его взволновали перипетии судьбы очаровательной Эсмеральды, он посочувствовал несчастной доле Квазимодо и удивился коварству интригана Клода Фролло. Благодаря этим именам название собора ассоциируется с драматической сказкой, это произведение разожгло любопытство людей со всего мира. Но все персонажи лишь выдумка одаренного автора.

Грандиозная стройка

Основными строителями готического «замка» считались два талантливых архитектора - Жан де Шель и Пьер де Монтрей, об остальных лицах, приложивших руку к постройке, информации практически не сохранилось. Но долгие годы, на которые растянулась эта стройка, красноречиво свидетельствуют о том, что участников было немало.

Собор Парижской Богоматери вмещает одновременно девять тысяч человек. В средневековье строительство практически любого города начиналось с церкви, и Париж не стал исключением из этого правила. Современные археологи считают, что на месте храма находилось четыре строения:

  1. Палеохристианская церковь.
  2. Меровингская базилика Святого Стефана.
  3. Каролингский собор.
  4. Романский кафедральный собор.

Последнее строение было безжалостно разрушено, а его камни послужили фундаментом для Нотр-Дам-де-Пари. Изначальная идея подразумевала грандиозное строительство, помещение храма должно было с легкостью вмещать все население города, которое на тот момент не превышало десяти тысяч человек. Но строительство затягивалось, финансовых средств не хватало. Население города старалось внести свою лепту, даже малоимущие и девушки легкого поведения несли деньги на строительство священного храма. Невзирая на живое и активное участие жителей в судьбе храма, стройка затягивалась.

Стиль собора Парижской Богоматери

Общее впечатление от визуального осмотра храма весьма неоднозначно. Дело в том, что постройка не имеет единого стиля, что впрочем, неудивительно, если вспомнить о том, что руководители менялись с завидной периодичностью. В XII веке (начало возведения собора) преобладал своеобразный романский стиль, но постепенно его сменил готический. Таким образом, здание наделено чертами нескольких стилей, что и объясняет его неповторимый облик:

  1. Романская архитектура отличается массивными очертаниями, отсутствием любых излишеств, узкими окнами, изящество здесь сдает позиции, уступая место практичности, рациональности, мощности и простоте.
  2. Готическая архитектура характеризуется вертикальными композициями, заостренными элементами, деталями, устремленными ввысь.

Отзвуки романского стиля Нормандии и новаторские идеи готического стиля соединились и дали по-настоящему неожиданный и интересный результат. Нотр-Дам-де-Пари - это как раз тот редкий случай, когда смешение стилей пошло только на пользу и превратило постройку не в «китч», а в одно из главных украшений замечательного города.

Загадки и легенды, связанные с собором

Веселый Диснейленд, свежеиспеченные хрустящие круассаны, изысканная кухня и коллекционные вина - все это Париж. Собор Парижской Богоматери - одно из главных достояний страны и гордость местного населения. Но храм имеет огромное количество тайн и загадок, которые до сих пор будоражат умы.

При визуальном осмотре сложно поверить в то, что это чудо сотворено руками обычного человека. Древняя легенда гласит, что в строительстве принимал участие сам дьявол. Более того, он увековечил себя в образе химеры, украшающей собор. И это не единственное предание, связанное с храмом.

С чего начинается собор? Конечно, с роскошных кованых ворот. Доподлинно известно, что их изготовил искуснейший мастер по фамилии Бискорне. Кузнец настолько дорожил этим ответственным, почетным заказом и боялся разочаровать своих работодателей, что призвал себе на помощь … сатану. И исключительно благодаря стараниям нечистого весь мир может получать эстетическое наслаждение от созерцания невиданной красоты, которую не способны создать руки простого смертного. Что же дало толчок распространению этого мифа? Когда ворота были готовы и в них врезали замки, оказалось, что конструкцию невозможно открыть никакими силами. На помощь пришла святая вода. После того как «дьявольский забор» окропили ею, железо поддалось.

Что говорят экскурсанты

Очень заманчив для всех путешественников собор Парижской Богоматери. Отзывы людей, побывавших в нем, преимущественно восторженно-положительные. Это место позволяет туристам пережить колоссальную гамму приятных эмоций. В это сложно поверить, но те, кто имел возможность посетить это здание, утверждают, что чувствовали энергию и силу, исходящую от него. Возможно, что это лишь самовнушение и настроение, которое сумел навеять одноименный мюзикл, но можно сказать наверняка, что мрачная романтика и невероятная мощь готического собора точно не оставят равнодушными посетителей.

Первый камень

История собора Парижской Богоматери впечатляет. Она началась 850 лет назад, но по сей день огромное количество людей задается вопросом о том, кто заложил первый камень этого грандиозного сооружения. Существует несколько теорий на этот счет, но сказать наверняка уже, конечно, невозможно, слишком много времени прошло с тех пор. Существуют два самых популярных претендента на эту роль - римский папа Александр III и епископ Морис де Сюлли. Но именно епископ принял решение о возведении нового собора на месте старого и полуразрушенного строения. Его замыслы были амбициозны и тщеславны, собор должен был превзойти все, что строилось до этого. Можно сказать, что планы претворились в жизнь. Люди приступили к выполнению трудоемкой задачи. Стоит отметить, что в то время в стране царил голод, поэтому были и противники дорогостоящей стройки. Но, невзирая на все протесты, работа началась. Из наиболее запоминающихся и значимых событий, происходивших в стенах собора, можно отметить коронацию Наполеона Бонапарта, состоявшуюся зимой 1804 года.

При правлении Людовика XIV витражи и гробницы были беспощадно разрушены, планировалось полное уничтожение легендарного храма. Народу поставили ультиматум: если не будет собрана энная сумма денег к назначенному часу, Нотр-Дам-де-Пари превратится в руины. Это поразительно, но парижане выполнили условия. К сожалению, национальный конвент и не думал держать слово, собор сильно пострадал. Лишь в 1831 году благодаря стараниям Гюго у людей снова стал проявляться интерес к храму и, как следствие, началась реставрация здания через год после публикации книги.

Внешний вид католического храма

Описание собора дает представление о монументальности и масштабах здания.

  1. Длина - 130 метров.
  2. Высота - 35 метров.
  3. Ширина - 48 метров.
  4. Высота колоколен - 69 метров.

При этом вес колокола Эммануэль составляет целых 13 тонн, а его «языка» - 500 кг.

Внутреннее убранство и архитектура

Способна поражать шедевральная французская архитектура. Собор Парижской Богоматери - яркий тому пример. Памятник ранней готики (Нотр-Дам) помог преобразиться городу. Фасад здания разделен по вертикали пилястрами. Главный фасад имеет три входных двери, над которыми идет аркада, именуемая Галереей Королей. На внутреннем поле фронтона - Христос и два ангела. Центральный вход имеет достаточно символичное украшение - изображение Страшного суда.

Вес крыши более 200 тонн. Верхняя часть украшена изображениями гаргулий и химер. В этом храме нет никакой настенной живописи, а источником цвета служат витражи стрельчатых окон. Роза над самым входом в собор сохранилась со средних веков. Паникадило (люстра) изготовлено из бронзы.

Первый орган был установлен в 1402 году, но его звучание было недостаточно мощным для огромной площади собора, именно поэтому в 1730 году инструмент был достроен.

Перед собором можно увидеть статую Карла Великого, а позади здания «Фонтан девственницы».

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия