С древних времен на Рождество Пресвятой Богородицы проводят разные обряды и ритуалы, поскольку считается, что они в этот день обладают огромной силой и могут кардинально изменить жизнь в лучшую сторону.
Поскольку Богородица – главная мать на земле именно к ней следует обращаться за помощью женщинам, которые не могут забеременеть. Считается, что если женщина зачла в этот день ребенка, то он будет здоровым и счастливым. Для проведения обряда на Рождество Богородицы необходимо самостоятельно затопить баню или же хорошенько вымыть ванну. Еще следует подготовить веник из полыни, небольшой таз, отвар, приготовленный из семи разных полевых трав, ленту красного цвета и такую же свечу. Необходимо встать на восходе, распустить волосы и пойти в баню. Окна и зеркала должны быть завешены, а свет должен исходить от подготовленной свечи. В таз налейте отвар и разбавьте его горячей водой до комфортной температуры. Разденьтесь, обмойтесь водой и наденьте рубашку. Смотря на то, как горит свеча, необходимо думать о своем желании зачать ребенка. После этого встаньте одной ногой в таз с отваром, в другой – на веник, а в руках держите красную ленту. Чтобы завершить , скажите такие слова:
«Встану перекрестясь, выйду благословясь из дому родного да пойду во поля широкие, в дали дальние, к тропе перекрестной, к холму высокому. На холме том растут травы душистые, травы целебные. Поклонюсь я травам да реку им: травы целебные, травы Землей-матерью рожденные, Солнцем красным обласканные, силу светлую да лечебную впитавшие! Пуста я как кувшин глиняный, кувшин целый, да внутри темный. Наполните меня, травы целебные, силой родить, как вас Мать-Земля родила да взрастила. Как вы из Матери-Земли растете да цветете, так и моему ребенку родиться, крепнуть да цвести под Солнцем Красным. Слово мое крепкое, дело мое лепкое! Как сказала, так и будет!»
Посередине ленты завяжите узел, сказав:
«Узел вяжу, душу дитя привожу! Узелку не развязаться, целым лежать, а ребенку во мне расти, крепнуть да не сбежать. Истинно!»
Ленту носите с собой в качестве талисмана до успешного зачатия.
Много девушек мечтает встретить свою вторую половинку и выйти замуж, а чтобы приблизить это время, можно в этот великий праздник провести . Для его проведения следует сорвать семь небольших веточек рябины без листиков. Прутья сверните в кольцо, скрепив края при помощи нити красного цвета. Круг положите в центре большой и плоской тарелки, на которой не должно быть рисунка. Подожгите ветки и говорите такие слова:
«Искра – к огню, девица – к скорому венцу».
Оставшийся пепел высыпьте на кусок белой натуральной ткани, а затем, вытряхните его на улице. Считается, что если девушка выполнит этот ритуал правильно, но она в следующем году на Покров выйдет замуж.
Рождество Пресвятой Богородицы - большой праздник верующих всего мира, который входят в число двунадесятых, то есть самых важных после Пасхи. Он связан с библейской историей двух праведников, Иоакима и Анны - они вели благочестивую жизнь, но не имели детей, и постоянно молили Господа о том, чтобы он даровал им первенца. Через некоторое время у них родилась дочь Мария, которой и было предначертано стать матерью Иисуса. Важно знать, как празднуют Рождество Пресвятой Богородицы, а также приметы и обычаи, что можно и нельзя делать в этот день.
Рождество Пресвятой Богородицы приходится на 21 сентября, а в народе его называют второй Пречистой. На Руси до наступления этой даты земледельцы старались убрать урожай (на это счёт есть поговорка: «Придёт Пречистая, и будет чисто».), а пасечники начинали готовить пчёл к зимовке. Обязательно нужно было выкопать картофель и засеять землю рожью, чтобы успеть до похолодания и отпраздновать вторую Пречистую, не отвлекаясь на насущные заботы. Длительность празднования зависела от собранного урожая - если он был богатым, отмечание длилось две недели, а если скудным, то всего три дня.
Праздник Рождества Пресвятой Богородицы именуется также «Малая Пречистая», «Аспосов день»Праздник у верующих считается светлым и радостным, поэтому его широко отмечают все христиане и католики. В храмах проводятся торжественные богослужения, а после посещения церкви прихожане отправляются домой (на выходе следует подать нищим, чтобы в доме был достаток), накрывают стол и приглашают гостей.
Говорят, что если угощение богатое и разнообразное, следующий урожай будет на славу.
На стол обязательно нужно поставить блюда из зерна и корзину с осенними плодами - яблоками, сливами, виноградом и грушами в качестве благодарности природе за её дары, а также блюда из зерновых.
Когда-то хозяйки пекли к этому празднику специальный хлеб с «выгравированными» на нем буквами «Р» и «Б» (Рождество Богородицы) и угощали им всех, кто заходил в дом. Кусочек такого хлеба обязательно клали за икону, после чего он приобретал целебные свойства - если кто-то из членов семьи заболевал, угощение давали в качестве лекарства.
Перед застольем нужно обязательно прочитать молитву, а разговоры можно вести только на добрые и позитивные темы. Старики в этот день передавали накопленный опыт младшему поколению, а молодые люди, особенно молодожёны, ходили к своим старшим родственникам и внимательно слушали их советы.
В народе считается, что в день Рождества Богородицы небеса наклоняются близко к земле, поэтому Господа можно попросить об исполнении любого желания. Особенно Дева Мария благоволит к незамужним девушкам и бездетным парам - если искренне молиться о семье или ребёнке, молитвы обязательно будут услышаны. Кроме того, можно попросить о здравии и благополучии для близких людей интересным способом - написать просьбу на листке бумаги, прикрепить его к церковной свече и зажечь её. Если свеча прогорит полностью, значит, всё написанное сбудется.
В праздник Рождества Пресвятой Богородицы девушки на выданье старались встать пораньше и сразу же отправлялись к источнику воды.
Считалось, что если успеть умыться до рассвета, обратившись лицом к востоку, то женская красота не увянет до конца жизни, а к незамужней красавице обязательно придут сваты.
Чтобы укрепить здоровье и не болеть весь следующий год, 21 сентября было принято сжигать изношенную одежду и обувь, а детей выводили на крыльцо и обливали водой. А на случай неожиданной болезни предки заготавливали калину и пили приготовленные из неё отвары и настои – «если выпьешь калины на Пречистую, будешь от всякой хвори чистый».
Если в день рождения Девы Марии с человеком случилось что-то необычное, нужно сразу же схватить веник, положить его на пол и постоять на нем несколько минут - это сулит доход и карьерные успехи. К неожиданному смело можно отнести любое происшествие.
Так как 21 сентября 2018 года выпадает на пятницу, то день считается постным, однако православный календарь оповещает, что в случае такого большого праздника разрешено употребление блюд из рыбы и морепродуктов.
21 сентября считается днём, когда осень становится полноправной хозяйкой, а по погоде можно сделать прогноз на будущее:
Есть в день рождения Пресвятой Богородицы и другие приметы, не связанные с погодой.
Считается, что все младенцы, появившиеся на свет 21 сентября, будут здоровыми и счастливыми, так как сама Дева Мария укроет их от врагов, болезней и несчастий.
День рождения Пресвятой Богородицы – «сильный» день, который подходит для проведения всевозможных ритуальных действий. Единственное условие заключается в том, что все обряды должны быть направлены исключительно на добро - наводить порчу или каким-то другим образом вредить окружающим нельзя, иначе Дева Мария может разгневаться.
В день рождения Девы Марии можно сделать мощный оберег, который будет защищать дом от врагов, дурного глаза и бед. Предки использовали для его изготовления ожинковый (последний) сноп, но можно просто пойти на поле и сорвать несколько колосков. Вместе с ними нужно подготовить веточку рябины, калины, сосны или ели, церковную свечку, красную нить и лоскут натуральной ткани. Срывая ветки с деревьев, обязательно попросить у них прощения. Из всех выбранных материалов собрать красивый букет так, чтобы в центре была свеча, обмотать его тканью, обвязать нитью и побрызгать святой водой.
Получившуюся композицию нужно повесить возле входной двери.
Ещё один обряд, который можно провести 21 сентября, нацелен на реализацию заветного желания. Взять по три веточки с трёх разных деревьев: яблони, орешника и берёзы, а также ленту зелёного цвета и ёмкость с чистой родниковой водой. Все прутики собрать вместе, обвязать зелёной лентой, после чего загадать желание и обмакнуть их в воду, думая о своей мечте. Далее композицию нужно закопать под яблоней и желание вскоре сбудется.
Девушки, которые хотели как можно скорее выйти замуж, проводили ритуал с ветками орешника. Их нужно связать в круг с помощью красной нити, положить его на большую круглую тарелку и зажечь, произнося заговор: «Как быстро огонь идёт по кругу, так быстро и я пойду под венец». Когда веточки полностью прогорят и останется только зола, её нужно смести в лоскут ткани, вынести на улицу и пустить по ветру. Девушка, которая провела этот ритуал, должна встретить свою судьбу в течение года.
Следующий обряд предназначен для женщин, которые мечтают о ребёнке. Нужно набрать в ёмкость чистой ключевой воды и умыться ею, после чего жидкость освящали в церкви. Если пить эту воду по глоточку на протяжении 40 дней, долгожданная беременность не заставит себя ждать.
Рождество Пресвятой Богородицы - светлый и позитивный праздник, который нужно провести с чистыми помыслами и намерениями, и тогда Дева Мария обязательно подарит вам своё благословенье и будет защищать от неприятностей на протяжении всего года.
Праздник отмечается в ближайшую пятницу
21 сентября православные христиане отмечают Рождество Пресвятой Богородицы - праздник, посвященный рождению Девы Марии в семье праведных Иоакима и Анны. Этот день относится к двунадесятым праздникам - двенадцати важнейшим религиозным праздникам после Пасхи. В народно-христианской традиции славян с этим праздником связаны Осенины - праздник урожая и угощения.
Поскольку церковный год начинается 14 сентября по григорианскому календарю, Рождество Пресвятой Богородицы является первым из них с хронологической точки зрения. При этом дни, посвящённые событиям из жизни Богородицы, имеют более низкий статус, чем Господские праздники, в которые прославляется Иисус Христос. Тем не менее, каждый из двунадесятых праздников имеет для православных христиан большое значение.
Хотя в Новом Завете не содержится информации о рождении Пресвятой Богородицы, а событие, которое отмечается 21 сентября, было описано в апокрифическом Протоевангелии Иакова. Как говорится в этом тексте, благочестивая семейная пара из Иерусалима, Иоаким и Анна, долго не могли иметь детей, однако после того, как супруги помолмлмсь, им явился ангел, возвестивший, что Анна родит ребёнка. Через девять месяцев у них родилась дочь, которая стала матерью Иисуса Христа Не являясь каноническим, «Протоевангелие Иакова» оказало влияние на традиции католической и православной церквей.
Как и в случае со множеством других православных праздников, у восточных славян к Рождеству Пресвятой Богородицы был приурочен праздник народно-христианский. Он носил название Осенины. К этому дню крестьяне завершали полевые работы, поэтому день считался праздником урожая и встречи осени. В некоторых местностях в этот день в избе гасили старый огонь, после чего ударами кремня или трением дерева добывали новый. Рано утром женщины выходили на берега рек и озер с хлебом и киселем. Также в этот день было принято посещать новобрачных. Зачастую праздник отмечали с большим разгулом, и если урожай был богатым, устраивалось большое застолье. Также праздник был связан с осенним равноденствием.
По некоторым данным, восточные славяне считали, что погода, которая устанавливается на Осенины, сохранится до зимы. Если в этот день люди видели, что зайцы роют глубокие норы, это означало, что зима будет холодной.
Католики отмечают Рождество Пресвятой Богородицы 8 сентября по григорианскому календарю. При этом существуют некоторые исключения - в частности, Украинская грекокатолическая церковь празднует Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября.
Рождество Богородицы – великое утешение для бездетных супругов . Рождество Богородицы день открывает новый церковный год – вся история Нового Завета начинается с появления на свет маленькой девочки. Ее потом назовут Престолом Бога и она станет той Дверью, через которую явится Спаситель Мира Христос. О значении праздника Рождества Пресвятой Богородицы.
Основой почитания Марии в Церкви всегда было послушание Ее Богу, свободное доверие, оказанное Ею по-человечески неслыханному призыву. Православная Церковь вообще всегда подчеркивала эту связь Марии с человечеством и, если так можно выразиться, любовалась Ею как лучшим, чистейшим, возвышеннейшим плодом человеческой истории, человеческого искания Бога, и в Нём – последнего смысла, последнего содержания самого человечества.
Если на Западе, в западном христианстве, в центре почитания Марии всегда стоял образ Ее как Девы, девство Которой не нарушено было материнством, то для православного Востока такой сердцевиной любви его к Марии, созерцания Ее и – повторяю еще раз – радостного любования Ею с самого начала было и остается ее Материнство, Ее кровная связь с
Иисусом Христом.
Молитва пред иконою Рождества Пресвятой Богородицы
О, Пресвятая Богородице! Призри с благосердием на моления нас, грешных и смиренных рабов Твоих, и умоли Бога Сына Твоего, да низпослет нам и всем, притекающим к Тебе, здравие душевное и телесное и вся, яже к вечней и временней жизни потребная, да простит нам всякое согрешение вольное и невольное; да избавит нас от всяких скорбей и болезней, и напастей и всякаго злаго обстояния. Ей, Царице наша Преблагая, Надеждо наша несокрушимая и Заступнице необоримая! Не отврати лица Твоего от нас, за множество прегрешений наших; но простри нам руце Матерняго милосердия Твоего, и сотвори с нами знамение во благо. Яви нам богатую помощь Твою и благопоспеши во всяком деле благом; от всякаго же начинания греховнаго и промышления лукаваго отврати нас, да выну славим Пречестное имя Твое и покланяемся честному образу Твоему; и величаем Бога Отца, и Единороднаго Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа и Святаго Духа, со всеми святыми, во веки веков. Аминь.
Родители Марии – праведные Иоаким и Анна – долгие годы были бездетны. Не иметь детей считалось немилостью Божией, но они не отчаивались и молились, чтобы Господь послал им ребенка. Когда они пребывали уже в преклонном возрасте, у них родилась дочь. Имя ее было предуказано ангелом, предвозвестившим родителям и ее рождение. В память о дне рождения Пресвятой Девы христианская церковь и установила свой праздник Рождества Богородицы, или, как его порой называют, Вторая Пречистая или Малая Пречистая. (Большая Пречистая – праздник Успения).
Праздник этот был установлен церковью в IV в., но прошло еще семь столетий, прежде чем Рождество Богородицы заняло свое место среди главных праздников Православной Церкви.
В честь Богородицы воздвигнуто множество храмов, ее изображение – одно из наиболее часто встречающихся на иконах, ей посвящены 4 из всех двунадесятых праздников.
День Рождества Пресвятой Богородицы почитается в Русской Церкви еще и потому, что именно в этот день русское воинство под предводительством святого князя Димитрия Иоанновича одержало победу на Куликовом поле.
«О, Пречистая и Преблагословенная Дева, у Бога святыми молитвами испрошенная, Богу посвященная, Богом возлюбленная, и чистоты ради души и тела Твоего Матерью Сына Божиего, Господа нашего Иисуса Христа избранная. Кто Тебя не ублажит или кто не воспоет Твоего преславного рождества ибо Рождение Твое это начало спасения нашего. Прими от нас, недостойных, хвалу тебе и не отринь мольбу нашу. Твое величие исповедуем, к Тебе во умилении припадаем и скорую в заступлении чадолюбивую и благоусердную Матерь просим: испроси Сына Твоего и
Бога нашего дать нам грешным, искреннее покаяние и благочестивую жизнь, да возможность жить Богу угодно и душам нашим полезно.
О Преблагословенная Дева Мария, Царице небес и земли, призри милостиво на рабов Твоих которые не смогли еще
разродиться потомством и Твоим всесильным ходатайством ниспосли им исцеление от неплодства. О Богородица и Питательница жизни нашей, буди нам в помощь и верные чада Святой Церкви спаси, мольбы наши услышь, болящих уврачуй, скорбь утоли, мужество ко благу направи.
Темже смиренно к Тебе прибегаем и просим: испроси нам у Всемилостивого Господа Бога прощение всех грехов наших вольных и невольных, страждущему отечеству нашему спасения, мира, тишины и благочестия. И все, что жизни и спасению нашему так необходимо, испроси нам у Сына Твоего, Христа Бога нашего.
Ты надежда наша в час смерти, даруй нам христианскую кончину, и наследие вечных и неизреченных благ Царства Небесного. Со всеми святыми неустанно просим тебя о заступничество и славим единого Истинного Бога, во Святой Троице покланяемаго, Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.»
Богорадованная Владычице, Препрославленная Мати щедрот и человеколюбия, Всемилостивая о всем мире Ходатаица, прилежно раби Твои, к Твоему Божественному предстательству прибегающе и пречудному образу Твоему со умилением припадающе молимся: молитву теплую Сыну Твоему и Богу нашему сотвори, о Всепетая Царице и Владычице, да всяких болезней и печалей нас, Тебе ради, избавит и грехов всяких свободит. Царствия Своего Небеснаго наследники ны покажет, велие бо и неизреченное, яко Мати, имаши дерзновение к Нему и вся можеши, елико восхощеши, едина во веки Благая и Благословенная. Аминь.
Осенины справлялись в течение целой недели. Рождество Богородицы попадало в число дней, в которые отмечались окончание жатвы праздника урожая. Для которого характерно хождение в гости, хлебосольство с весёлым гуляньем, сопровождаемым особыми игровыми песнями. Чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник. К нему варили свежее пиво, готовили баранину, студень, пекли кулебяку с рыбой, из пшеничной муки с добавлением крупчатки.
За один-два дня до начала праздника родители посылали детей к родственникам с приглашениями в гости, теща и тесть обязательно приглашали молодых зятьёв вместе со свёкром и свекровью, чтобы установить добрые отношения между семьями сватов, родителями мужа и невесты. Особым обычаем было посещение новобрачных роднёй и знакомыми. На этот «пир» специально выбранный человек – «позыватый» приглашал гостей следующими словами: «Приходите навестить молодых, посмотреть на их житьё-бытьё, поучить их уму-разуму» Родственников угощали праздничным обедом. После чего молодая хозяйка показывала своё хозяйство, а хозяин водил гостей во двор, демонстрировал конскую упряжь в сарае и жито в амбаре. Сопровождался показ похвалами гостей и поднесением им пива (отсюда название этого дня «Поднесеньев)» .
Чтобы в доме все было благополучно, женщины шли утром в церковь и ставили Пресвятой Богородице свечки, обмотанные бумажными цветами. На низ свечки надевают бумажечку, на которой пишут просьбы Пресвятой Богородице. Затем смотрят, с какой стороны обгорит листочек, та просьба и будет исполнена. Если сгорит весь листочек, то значит все просьбы были услышаны.
Верующий молится – Богородица улыбается. В такой день в народе было принято молиться Пресвятой Богородице обо всем, что тревожило душу. Считалось, что ни одна молитва, произнесенная в этот день, не останется без внимания. Хотя, следует отметить, что в какой бы день не обратиться к Богородице – она всегда поможет, если человеку нужна ее помощь. Но в данной примете говорится не о том, чтобы обращаться к Пресвятой Деве с просьбами. Имеется в виду, что Богородица возрадуется, если верующие просто будут возносить ей благодарственные молитвы.
Чем лучше был урожай, тем дольше длится праздник урожая. Это день, когда по всем приметам весь урожай должен быть собран. А раз все полевые работы завершены, то начинался праздник, который был посвящен собранному урожаю. Этот праздник так и назывался, Праздник Урожая . Чем больше урожай собрали люди, тем дольше длился праздник. Он мог длиться от трех дней до двух недель. В эти дни было принято ходить друг к другу в гости, угощать блюдами, которые были приготовлены из того, что собрано. И чем хлебосольнее будет стол, тем лучше урожай будет в следующем году. Таким образом старались задобрить природу, чтобы следующий год был не хуже, чем этот.
Иди в гости к молодым – уму разуму учить. Когда все уборочные работы закончены, в народе начинали играть свадьбы. Так вот, если на селе была недавно сыграна свадьба, то в этот день все старики, живущие на селе, шли к молодоженам. Конечно же, к молодым обязательно приходили и их родители, бабушки и дедушки. Молодая хозяйка должна была расстараться в этот день, накрыть богатый стол, приветить родных и сторожил. Прожившие долгую жизнь люди, угощались и молодых учили, как жить, что и как правильно делать. Кстати говоря, именно на таких посиделках молодым и передавались знания в виде народных примет. И если молодые не чурались, а слушали и на ус мотали, то и жизнь у них после этого складывалась просто замечательно, как в семейном плане, так и в материальном.
Обнови огонь, чтобы жизнь была благополучной. Была такая примета, что с этого дня жизнь человеческая начинает новый круг, который продлится один год. Такие круги начинались каждую осень в этот день. Такой вот своеобразный Новый год. Обычно в домах на селе обязательно горела, так называемая, дежурная лучина, которую никогда не гасили, а поджигали от нее новую. Спичек тогда не было. Но в этот день было принято эту лучину гасить и зажигать заново. Считалось, что если так поступить в этот день, то все болезни и неприятности останутся в прошлом. А в новый год вы возьмете с собой только все самое лучшее, а то, отчего хотите избавиться, останется в старой жизни.
Если погода хорошая, то и осень будет хорошая . Эта примета, как и многие другие приметы о погоде, основана на многолетних, и даже многовековых, наблюдениях людей. Действительно, было замечено, что если в рождество Пресвятой Богородицы погода солнечная и ясная, то практически вся осень будет солнечной и ясной. А вот если пойдет дождь, то готовь резиновые сапоги, без них в эту осень не обойтись никак.
Если вы в этот день испачкали руки в чем-то черном – жди хорошего предложения на работе . Эта примета, которой придерживались раньше все служащие. Считалось, что если с вами произошел такой инцидент в этот день, то вам обязательно поручат такое дело, благодаря которому, начальство повысит вам жалование. Сегодня говорят, что если вы испачкали руки в чем-то черном, то вам поручат какой-то новый проект. И если вы сработаете так, как положено, то ждите и повышения зарплаты, и повышения по службе. Значит, это ваш день. Дерзайте, и у вас все получится. Вот только для того, чтобы закрепить действие этой приметы, вам необходимо встать на веник обеими ногами, и так постоять, хотя бы пару минут. Только в этом случае примета сработает так, как надо.
Спожинки, госпожинки – праздник урожая. Спожинки справлялись с давних пор и длились иногда целую неделю. Чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник, отмечаемый хождением в гости, широким хлебосольством. Обязательным считалось приглашение молодых к родителям. Нередко внуки оставались у бабушки с дедушкой на несколько дней после праздника.
По русскому календарю, 21 сентября – еще и Аспасов день. На него встречали матушку-Осенину. Осенина в Древней Руси праздник не только урожая, но и Лады и Лели, матери и дочери – богинь плодородия, любви, брака. Ходили к берегам рек, озер и прудов овсяным хлебом встречать матушку-Осенину. Старшая стояла с хлебом, а молодые пели вокруг нее обрядовые песни. Хлеб разламывали и раздавали всем присутствующим.
В Осенины начинались посиделки: девушки с пряжей собирались в одну избу, к ним приходили парни с гармоникой и угощением, исполнялись игровые песни:
Оспожинки - собирают лук с гряд. Оспожинки - это праздник урожая. Он справляется иногда в течение целой недели: чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник, отмеченный хождениями в гости, широким хлебосольством.Обязательным считалось приглашение молодых к родителям (тестю и теще) вместе со свекром и свекровью для установления и скрепления добрых, мирных отношений между невесткой и родителями мужа, чежду семьями сватов. Бабы встречали осень у воды, приговаривали: «Богородица пре-чистая, избави от маеты, надсады от души отведи, мое житье-бытье освети!».
Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева – от смерной гибели святым Твоим Рождением, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от тяготы греховной, громко Тебе восклицая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей.
Величание Рождества Богородицы
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.
О, Пресвятая Владычице, Христа Спасителя нашего Богоизбранная Мати, у Бога святыми молитвами испрошенная, Богу посвященная и Богом возлюбленная! Кто Тебе не ублажит или кто не воспоет, Твоего преславного рождества. Рождество бо Твое бысть началом спасения человеков, и мы, седящии во тме согрешений, зрим Тя, Неприступного Света жилище. Сего ради витийствующий язык не может песнословити Тя по достоянию. Паче бо серафим возвысилась еси, Пречистая. Обаче приими от недостойных раб Твоих нынешнее похваление и не отрини мольбы нашея. Твое величие исповедуем, Тебе во умилении припадаем и скорую в заступлении чадолюбивую и благоусердную Матерь дерзновенно просим: умоли Сына Твоего и Бога нашего даровати нам, много согрешающим, искреннее покаяние и благочестное житие, да возможем творити вся Богу угодная и душам нашим полезная. Возненавидим вся злая, укрепляемии Божественною благодатию во благом произволении нашем. Ты непостыдная надежда наша в час смерти, даруй нам христианскую кончину, безбедное шествие на страшных мытарствах воздушных и наследие вечных и неизреченных благ Царствия Небеснаго, да со всеми святыми немолчно исповедуем Твое о нас заступление и да славим единаго Истиннаго Бога, во Святей Троице покланяемаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Преблагословенная Дево Марие, Царице небесе и земли, Твоему чудотворному образу припадающе, умиленно глаголем: призри милостиво на рабы Твоя и Твоим всесильным ходатайством ниспосли коемуждо потребная. Вся верныя чада Святыя Церкви спаси, неверныя обрати, заблуждших на путь правый настави, старость и слабость сил поддержи, юных в вере святой возрасти, мужество ко благу направи, грешников к покаянию приведи и всех христиан мольбы услыши, болящих уврачуй, скорби утоли, путешествующим спутешествуй. Ты веси, Всемилостивая, яко немощны, яко грешнии, яко озлобляеми и недостойни прощения Божия, обаче буди нам в помощь, да ни коим грехом самолюбия, соблазна и диавольского прельщения прогневляем Бога: Тя имамы Предстательницу, Иже не отринет Господь. Аще бо восхощеши, вся даровати нам можеши яко благодатный источник, верно поющим Ти и превозносящим преславное Твое рождество. Избави, Владычице, грехопадений и бед всех, благочестно призывающих святое имя Твое и покланяющихся честному образу Твоему. Ты бо молитвами беззакония наша туне очищаеши, темже Тебе припадаем и паки вопием: отжени от нас всякаго врага и супостата, всякия напасти и губительнаго неверия; молитвами Твоими, подающи дожди благовременны и земле обильное плодоносие, вложи в сердца наша страх Божественный ко исполнению заповедей Господних, да вси тихо и мирно поживем во спасение душ наших, во благо ближних и во славу Господа, Ему бо, яко Творцу, Промыслителю и Спасителю нашему всякая подобает слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
О, Пречистая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице, от неплодове по обетованию рождшаяся и чистоты ради души и тела Твоего сподобльшаяся быти Материю Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, с Нимже ныне на небеси пребывавши и имаши велие дерзновение ко Пресвятой Троице, от Неяже, яко Царица, венцем вечнаго царствования увенчана еси. Темже смиренно к Тебе прибегаем и просим: исходатайствуй нам у Всемилостиваго Господа Бога прощение всех прегрешений наших вольных и невольных; страждущему отечеству нашему спасения, мира, тишины и благочестия возстановление, времена мирны и безмятежны, крамол злых непричастны; ко изобилию же плодов земных, воздуха благорастворения, дожди мирны и благовременны. И вся, яже к житию и спасению нашему потребная, испроси нам у Сына Твоего, Христа Бога нашего. Наипаче же благопоспеши нам украситися благими нравы и добрыми делы, да, елико мощно, подражатели будем святому Твоему житию, имже от юности на земли украшалася еси, благоугождающи Господу; сего ради явилася еси честнейшая Херувим и славнейшая Серафим. Ей, Госпоже Пресвятая, буди нам во всем скорая Помощница и премудрая ко спасению Наставница, да Тебе последствующи и Тобою воспомоществуеми, сподобимся наследницы быти Небеснаго Царствия, страданиями Сына Твоего исходатайственнаго, исполнителям же святых заповедей Его обещаннаго. Ты бо еси, Госпоже, едина наша по Бозе надежда и упование, и Тебе весь живот наш предаем, чающе Твоего ради ходатайства и заступления не посрамлены быти в час исхода нашего от жития сего, и на Страшном Суде Сына Твоего, Христа Бога нашего деснаго Его стояния сподобитися, и тамо вечно радоватися со всеми от века Ему благоугодившими и немолчно славити, хвалити, благодарити и благословляти Его со Отцем и Духом во веки веков. Аминь.
Когда мы от Бога получаем милость - ликует наше сердце; но иногда делается тоскливо: чем, чем мне воздать любовью за любовь, где найти ту святость, ту ласку, ту способность отзываться всем естеством на милость Божию? И тогда, хотя мы знаем, что каждый из нас слаб и немощен в любви, мы можем подумать о Матери Божией. Она за всех нас ответиласовершенной верой, никогда не колеблющейся надеждой и любовью такой широкой, что Она сумела обнять этой любовью и небо и землю, открыться любовью так, что воплотился Сын Божий, и так открыться любовью к людям, что все, самые грешные, могут к Ней прийти и получить милость. Это - ответ всей земли, это ответ всей вселенной на любовь Господню.
И вот, будем радоваться и унесем радость сегодня из этого храма - не только на одно мгновение: будем её хранить изо дня в день, будем изумляться этой радости, будем ликовать этой радостью и станем эту радость давать людям, чтоб всякое сердце возликовало и утешилось и просветилось этой радостью о том, что земля может вместить небо, что человек может ответить Богу так, что Бог стал бы человеком.
Будем хранить, беречь, растить эту радость и ею жить во дни скорби, во дни тёмные, во дни, когда нам кажется, что ни на что мы не способны, что ничем не может земля ответить на любовь Божию. Ответила земля, и стоит этот Ответ вовек с воздетыми руками, молясь о нас всех, о добрых и о злых, никогда не стоя поперёк пути спасения, всем прощая - а Она имеет, чтопростить: ведь люди Сына Ее убили - и к Ней мы прибегаем. Потому что если Она простит, то никто нас не осудит.
Долго скорбели о своем неплодии праведные родители Приснодевы, долго и горячо молились Господу о разрешении неплодия, считавшегося наказанием от Бога за грехи; много творили милостыни, чтобы преклонить на милость Всемилостивого, и терпели оскорбления от соплеменников, и в этой скорби и непрестанной молитве и благотворении постепенно очищались духом и воспламенялись больше и больше любовью и преданностью к Богу и таким образом были уготовляемы Провидением Божиим к благословенному рождению Преблагословенной Дщери, избранной от всех родов в Матерь во-площенному Слову.
Тесным и скорбным путем Господь ведет к славе и блаженству избранных Своих, ибо и Самой Матери Бога по плоти предречено было Симеоном, что душу Ее пройдет оружие и Она испытает тяжкие скорби в душе во время страдальческой жизни Сына Ее, да откроются многих сердец людских помышления (Лк. 2, 34-35). Так скорбен и тесен путь всех избранников Божиих, ибо мир и миродержец, т. е. враг Бога и человеков, крайне теснит людей Божиих; и Сам Господь попускает им идти тесным путем, поскольку он способствует им устремляться к Богу и на Него единого возлагать свое упование.
Но обратим взор от скорби к радости. Какую же радость доставляет нам Рождество Богоматери? Разъясним подробнее церковную песнь, изъясняющую причины радости праздничной. Через рождество Приснодевы, через единородного Сына Ее и Бога проклятое и отверженное человечество примирилось с Богом, безмерно оскорбленным их грехами, ибо Христос стал Посредником примирения (Рим. 5,10-11), освободилось от проклятия и смерти вечной, удостоилось благословения Отца Небесного; оно соединилось и срастворилось с естеством Божественным; возведено в первое достояние свое этим срастворением, по выражению церковной песни; отверженный прежде человек удостоился усыновления Отцу Небесному, получил обетование славного воскресения и вечной жизни на небесах вместе с ангелами.
Все это совершено и совершается воплотившимся из Пречистой девы от Духа Святого Сыном Божиим и ходатайством Пречистой Его Матери. Как почтено и возвеличено человечество через святую Деву Богородицу, ибо Она удостоилась обновления и усыновления Богу; и Сама Она удостоилась по Своему безмерному смирению и величайшей чистоте и святости быть Матерью Богочеловека! Она всегда пребывает самой сильной Ходатаицей и Предстательницей рода христианского пред Своим Сыном и Богом! Она - наша Надежда непостыдная; Она отводит от нас тучи праведного гнева Божия, отверзает нам древний рай Своим могучим ходатайством; Она поддерживает престолы царей и хранит их непоколебимо вовек. Она тысячекратно спасала и спасает Россию с начала и доныне; Она ее возвеличила, прославила, утвердила и утверждает ее; Она Поручница грешных во спасение. К Ней христиане обращают свои безчисленные моления, прошения, хвалы, славословия и благодарения; Она совершила и совершает в Церкви безчисленные чудеса, благотворные во всех концах мира.
Православные и католики до сих пор спорят о том, где точно стоял дом, и построили монастырь и базилику на расстоянии 70 метров друг от друга. Православный монастырь святой Анны - место паломничества для многих христиан мира. На первом этаже обители - церковь в честь Рождества Божией Матери, а под зданием монастыря - древняя пещерка. Считается, что эта пещерка - часть дома Иоакима и Анны.
Сегодня современные люди по-своему отмечают праздник урожая. В образовательных заведениях проводятся ярмарки-продажи с веселыми играми, потешками и концертными выступлениями. Столы на ярмарках ломятся от ярких овощей и фруктов собственного «производства». На них присутствует выпечка и заготовки на зиму в виде варений и солений.
В бывших республиках СНГ и сельской местности нашей страны праздник осени носит более масштабный характер. Праздник отмечали и отмечают с 21 сентября в течение 5 дней. Первый день считается предпраздничным и протекает днем ранее, последующие 4 дня со дня события считаются самим празднеством. Этот праздник такой же большой и веселый, как весенняя масленица, только более сытный. После крещения Руси в этот день стали праздновать Рождение Богородицы.
Осенины – это более известное название, которое прижилось у современного народа. Праздник великого урожая. Заканчивались все сборы урожаев, завершалась жатва, ожидалось затишье. Начиналась новая пора и для дома. Очищались домашние очаги, так как летом не были востребованы, готовили в основном на уличных печах. Новый огонь добывался с помощью дерева или кремния, разжигали его либо муж и жена, либо старшие в доме. «Молодой» огонь ассоциировался с обновлением, очищением и новым периодом в этом году.
Пеклись овсяные караваи, варились кисели и с этими угощениями нарядные женщины шли к местным водоемам. Каравай обязательно должен был находиться у старших женщин, они же произносили слова благодарности. Более молодые окружали их и исполняли песнопения, посвященные земле, урожаю, осени, концу лета, роженицам. Каравай и другая выпечка разделялись и скармливались домашним животным, киселями угощали друг друга.
В это время на берегах водоемов проводись игры, молодые девушки и парни водили хороводы. Незамужние девушки приглашали парней на гуляния, устраивались веселые игры с выбором пары. Именно в этот период можно было целоваться без косых взглядов родителей и соседей. К примеру, хороводная игра «Венок».
На головах у девушек были красивые плетеные венки из колосьев, украшенные цветами и красными ягодами. Парни вставали в круг, их должно было быть меньше чем девушек, девушки окружали молодых людей большим хороводом. Выбиралась запевала, она же ведущая и пела песню. Пока лилась песня парни, взявшись за руки, кружились в одну сторону, девушки, в другую. Как только песня заканчивалась, каждая из девушек должна была надеть свой венок на голову парню. В некоторых местах использовали ленты. В итоге всем достанется по паре, а кому-то никого. Часто счастливые победители целовали друг друга.
На дневных гуляниях женщины пели "зазывальные" песни, благодарили «Матушку сырую землю». А на вечерних посиделках молодежь рассказывала друг другу страшные истории с участием волшебных существ. Многие истории, передаваясь из уст в уста, дошли до нашего времени легендами и сказками.
В эти дни посещали и молодые семьи, чтобы оценить их первый урожай, помочь наставлениями по хозяйству. Это делали не только родственники, но и соседи. Пелись песни, звучали прибаутки об угощениях, со всех сторон слышался смех. Это было своего рода инициацией, когда более взрослое и опытное поколение принимало в свои круги молодых хозяев.
В осенние дни восхваляли рожениц, которые ассоциировались с плодородной землей и женщин в целом, как продолжательниц рода. Появление зачатых 9 месяцев назад детей, в зимний период затишья, приходилось как раз к празднику. А девушки, которые не могли забеременеть в эти чествования плодородия, просили у Матушки Земли потомство. На рассвете женщины уходили в луга, где наедине с природой совершали небольшие обряды, посвященные будущему оплодотворению. Это поверье сохранилось и по сей день, главное в нем является общение с Матушкой Землей.
С приходом праздника, посвященного Рождению Богородицы, гуляния фактически не изменились, только с подношениями в виде печеных хлебов стали ходить не к водоемам, а в церковь. Читали молитвы перед иконами Божьей Матери . Благодарили за урожай, за вновь рожденных детей, просили тихой и спокойной зимы для спящей почвы. Накрывались столы и созывались родственники и соседи на угощение. Для этого хозяева посылали к ним детей с приглашением.
Множество примет связывается с этим днем: например, считается, что, если листопад усиливается, или деревья уже вовсе сбросили листья, значит, зима будет чрезвычайно холодной и суровой. Двадцать первого сентября нужно обратить внимание на погоду, потому что каким будет день – такой будет и вся осень, например, дождь, предвещает сырую и дождливую погоду в октябре, а теплое солнышко, которое светит весь день, наоборот задержится еще как минимум на месяц.
Вот несколько примет, которые могут оказаться полезными:
В это время у молодых девушек начиналась пора посиделок. Все собирались в одной избе и пытались узнать свою судьбу при помощи гаданий. Так как осень – пора свадеб, то и гадания в основном касались этой темы. Для каждой девушки даже в наше время гадание – занятие весьма увлекательное, непременно стоит ощутить таинственную атмосферу таинственности в полумраке, при мягком свете зажжённых свечей, проведя нехитрое гадание у себя дома.
Одним из наиболее верных считается гадание на отношения по нитке, с помощью него молодые девушки могли узнать, чего им ожидать от брака со своим избранником. Для этого гадания нужны всего лишь три вещи: иголка, нитка красного цвета и кусочек ткани. Продев нитку в иголку, нужно, не завязывая узелка, сделать пять-шесть стежков по ткани, а затем резко потянуть иглу вверх. Все это время нужно держать в мыслях четких образ избранника. В результате, если нитка легко вышла из ткани, значит, в любви избранника сомневаться не приходится. В том случае, когда нитку приходится вытаскивать, приложив некоторые усилия, стоит задуматься о верности милого друга и о предстоящих трудностях семейной жизни с ним. Третий вариант, когда нить рвется, является свидетельством того, что судьба не благоволит девушке, и, скорее всего, любовь ее поджидает где-то в будущем.
Рождество Пресвятой Богородицы – один из крупнейших церковных праздников, имеющий не только большое религиозное, но и невероятное культурное значение. Этот праздник позволяет вспомнить о тесных семейных узах, без которых невозможно жить полноценно, а еще разрешает сделать небольшую паузу в череде сменяющих друг друга дней, чтобы уловить момент установления господства осени и почувствовать пока что еще незаметное, но уже неминуемое приближение зимы.