Пословицы о школе и знаниях , собранные в этой статье, помогут школьникам в выполнении домашних заданий. Здесь собраны пословицы со следующими ключевыми словами: школа, знание, знать, учение, учеба, учиться .
Школа вымучит, школа выучит.
Школа-то школа, да и семья-то не тьфу.
Не выучит школа, а выучит нужда.
Не выучит школа, выучит охота.
Не только школа выучит, но и охота.
Практика – лучшая школа.
У Николы две школы: азбуки учат да каникулы твердят.
Где нет знаний, там нет смелости.
Рука победит одного, знания поборют тысячи.
Мир освещается солнцем, а голова - знанием.
Знать никто не знает: ни пёс, ни кошка, ни поп Ерошка.
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Ни в зуб ногой (т.е. ничего не знает)
Не стыдно не знать - стыдно не учиться.
Знание - сила.
Знание - венец на голове.
Знание - лучшее богатство.
Знания на плечи не давят.
Знание – сила, время – деньги.
Знание да сила – врагу могила.
Знайка дорожкой бежит, а незнайка на печи лежит.
Знайка все с полуслова понимает, а незнайка все только рот разевает.
Чему учился, тому и пригодился.
Учеба и труд - рядом идут.
Учёба и труд всё перетрут.
Учён да не умён – в полцены он.
Ученье – красота, а неученье – слепота.
Учение – путь к умению.
Учение свет, а неучение тьма.
Учёный идёт, а неучёный спотыкается.
Ученье – человеку ожерелье.
Ученье да труд к славе ведут.
Учился писать да читать, а выучился петь да плясать.
Учись доброму – худое на ум не пойдёт!
Учись смолоду – не умрёшь под старость с голоду.
Учитель – второй родитель.
Учитель в школе, что посев в поле.
Учить – ум точить.
Учиться без книги – что удить рыбу без крючка.
Учиться всегда пригодится.
Учиться никогда не поздно.
Учиться одно, научиться другое.
Повторенье – мать ученья.
Идти в науку - терпеть муку. Без муки нет и науки.
С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь.
Человек неученый - что топор неточеный.
Не учась и лаптя не сплетешь.
Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.
Поговорки про знания. Только самые лучшие поговорки. Самая полная сборка русских поговорок по темам и направлениям. Если вы ищете поговорки, то вы их уже нашли это Поговорки.ру
День Неделю Месяц Год Все время
Истинное знание не бросается в глаза.
Не насытится око зрением, а человек-знанием.
Знание - сила.
Знания-не кошель, за плечами не носить.
Лучше быть совсем глупым, чем иметь поверхностные знания.
Зачем мне мое знание польского, если меня во двор не пускают.
Без знаний будешь делать дело - не жди плодов.
У пространства нет размера, а у знаний нет предела.
От знания нет беспокойства.
Книга - мост в мир знаний.
Знания по наследству не достаются.
Ни один сосуд не вмещает в себя больше своего объема, кроме сосуда знаний, - он постоянно расширяется.
Звезды явятся - небо украсят, знания появятся - ум украсят.
Лучше знание, чем богатство.
Книга – ключ к знанию.
64 поговорки про знания
Вбитое в голову знание - не мудрость. (Осетинская)
Весь урожай в один мешок не вмещается, как один человек не обладает всеми знаниями. (Адыгейская)
Где бы ни были знания, иди за ними. (Адыгейская)
Грамотный просветленным ходит, а неграмотный - в темноте. (Шорская)
Для умного человека основной девиз: «Век живи - век учись». (Адыгейская)
Если знаний нет, что там деньги! (Греческая)
Если не видишь, взойди на гору; если не поминаешь, спроси у старшего. (Тибетская)
Если хочешь много знать, нужно меньше спать. (Испанская)
Знания много места не занимают. (Кубинская)
Знания приходят в труде. (Камбоджийская)
Знания ценнее храбрости. (Греческая)
И много знающий много раз ошибается. (Абхазская)
Книга - самый верный друг. (Фульбе)
Кто больше знает, тот больше учится. (Португальская)
Кто не делится своими знаниями, тот подобен свету в кувшине. (Амхарская)
Кто ничего не знает, тот ни в чем не сомневается. (Испанская)
Лучший друг - книга, лучшее богатство - знание. (Татарская)
Мало видеть - нужно понимать. (Эве)
Мир красен солнцем, а человек — образованием. (Армянская)
Мудрецу всегда не хватает знаний. (Абхазская)
Мудрость не купишь. (Акан)
Настоящее знание в голове, а не в тетради. (Хинди)
Наука - источник интеллекта. (Татарская)
Начало науки - ум, начало ума - терпение. (Черкесская)
Не взяв книги в руки, не осилишь науки. (Колумбийская)
Не подражай ошибкам своего учителя. (Камбоджийская)
Не стыдно не знать, а стыдно не учиться. (Татарская)
Нет преграды, равной преграде невежества. (Хинди)
Нехватка знаний - кандалы. (Хауса)
Образование - вечное богатство. (Адыгейская)
Образование - гость, ум - хозяин. (Абхазская)
Слеп человек без книги. (Исландская)
То, что учишь старательно, не забывается. (Майя)
Трудно знания добывать, зато носить легко. (Испанская)
Ум не знает цены, знания - предела. (Адыгейская)
Ум - одежда, которая никогда не износится; знание - родник, который никогда не исчерпаешь. (Киргизская)
Умный хочет учиться, глупый - других учить. (Абхазская)
Утром не встал - потерял день, в детстве не учился - потерял жизнь. (Тибетская)
Учись не у того, кто долго жил, а у того, кто много видел. (Каракалпакская)
Учись с молоду - под старость не будешь знать голоду. (Белорусская)
Учить старого - писать на воде, учить малого - писать на камне. (Эве)
Хорошо учить того, кто сам хочет учиться. (Исландская)
Хочешь прожить один год - посей хлеб, хочешь прожить десять лет - разведи сад, хочешь прожить сто лет - учи людей. (Чувашская)
Чем красиво наряжаться, лучше знаниями вооружаться. (Тибетская)
Что с молоду запомниться, то не скоро забудется. (Исландская)
Школа без дисциплины - мельница без воды. (Чешская)
Приходилось ли Тебе когда-нибудь слышать выражение «scientia est potentia»? Это - латинский афоризм, который в переводе звучит как «знание - это сила». В этом никогда не сомневались наши предки, а потому составили об этом множество пословиц и поговорок.
Друг, если Ты думаешь, что учиться - значит непрерывно «проглатывать» содержание школьного учебника, то ошибаешься. Учиться - значит получать новые знания и уметь ими пользоваться. «Век живи - век учись», - говорили наши предки, и Ты об этом всегда помни. А еще не забудь выучить несколько пословиц и поговорок об учебе.
Люди ценили знания во все времена. Еще в Древней Греции принято было считать, что успешный человек - это тот, который имеет хорошие физические данные, - красивый, сильный и ловкий. Однако наряду с этим, греки ценили также ум и любознательность. Поэтому неудивительно, что одним из их любимых развлечений было разгадывание загадок.
«Мир освещается солнцем, а человек знанием», - говорят в народе, о чем и следующая подборка пословиц и поговорок о знаниях.
Разум украшает человека. Вот почему в пословицах и поговорках постоянно говорится о том, что с ним не сравнится ни красота, ни сила. А как ценили люди ум и разум - узнавай со следующей подборки.
Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 38»
города Набережные Челны
Республики Татарстан
Целевой компонент классного часа
Цели классного часа:
Задачи:
Организационно-деятельный компонент:
Место данного класса часа в воспитательном процессе класса и школы: кл.час направлен на развитие осознанного отношения к учебе; воспитание уважения к себе, уверенности, что знания всегда пригодятся в жизни.
Оборудование и оформление:
на доске: плакаты с цитатами;
на листах бумаги пословицы и поговорки, загадки;
сценарий сценки
рисунки учащихся
смайлики
компьютер, мультимедийный проектор, экран, диск с песней «Чему учат в школе» (слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского), презентация .
Предварительная подготовка.
1)изготовление плакатов, рисунков;
2)сбор материала по теме классного часа;
3)создание презентации.
Основная часть:
Вступительное слово.
Заключительная часть
5 Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
Размещение учащихся в круге.
I. Вступительная часть.
1. Вступительное слово. Добрый день, дорогие друзья! Здравствуйте, уважаемые гости!
Знание — свет, а незнание — тьма.
Это известно всем.
Без знаний все люди сошли бы с ума,
Жить не смогли бы совсем
Знание — сила, тот, кто им владеет
Всего в своей жизни добиться сумеет!
Ведь, чтобы кем-то значимым стать,
Надо немало, друзья мои, знать!
Ребята, как вы думаете, что станет предметом нашего разговора сегодня?
Да, вы правы, мы будем говорить о знаниях. А что такое знание? (2 слайд) В «Толковом словаре» Ожегова даны следующие определения этого значения: результаты познания, научные сведения. Совокупность сведений в какой-нибудь области.
(3 слайд) Как вы понимаете слова писателя Максима Горького: «Нет силы более могучей, чем знание; человек, вооруженный знанием, - непобедим»? (ученики отвечают на вопрос)
Так для чего же нужны человеку знания? Прежде всего, знания нужны, чтобы получить профессию и заниматься любимым делом - ведь без знаний ты не сможешь быть хорошим специалистом и не будешь полезен обществу. Очень приятно общаться с человеком всесторонне развитым. Интересно вести разговор с людьми, которые много читают. У таких людей хорошо развита речь, недаром А. С. Пушкин отметил, что чтение - лучшее учение. Знания украшают человека, они - огромная созидающая сила.
II. Основная часть.
2. Обсуждение притчи. В истории существуют примеры того, как люди, обладающие глубокими и всесторонними (а иногда - энциклопедическими) знаниями, достигали больших высот. (4 слайд)
Библейский царь Соломон попросил у Бога единственное благо - знание. За это он награжден всем: богатством, мудростью, любовью, долгожительством. (5 слайд) Послушайте внимательно притчу и ответьте на вопрос: Что значит для вас смысл высказывания мастера «Всё в твоих руках». (Обсуждение высказывания). (6 слайд)
Высокообразованными, эрудированными, людьми были художник, архитектор, ученый и инженер Леонардо да Винчи, (7 слайд) полководец Суворов, (8 слайд) ученый и поэт Ломоносов, (9 слайд) великий Пушкин, и многие другие. Они-то как раз и являются яркими примерами великой роли знаний - того, что они могут дать человеку и как повлиять на его жизнь. (10 слайд)
Вспомним историю Петра Великого. Ни в ком практическая потребность в знаниях и природная любознательность не проявились с такой бурной силой, как в Петре.
Он учился каждый день своей жизни, но учился для того, чтобы приобретенные знания тут же претворить в указ, распоряжение, в дело. Он не стеснялся мелочей, так как он не стеснялся учиться, не стыдился учиться. Этот необузданный, своенравный человек, царь, император, владелец огромных территорий и хозяин миллионов людей, не останавливался ни перед чем и никого не боявшийся, этот человек лишь в одном не знал гордости - в учении, лишь перед одним послушно склонял голову - перед знанием. (11 слайд)
3.Игра «Назови пословицу!». Много пословиц и поговорок сочинил народ о силе знания. Обратите внимание на доску. Части пословиц, которые вы видите - перепутаны. Предлагаю вам восстановить их первоначальный вид (ученики поочерёдно подходят к доске, подбирают к 1 части 2-ю и зачитывают результат, объясняют значение половиц).
Спасибо, вы были очень активными. (12 слайд) Ребята, как называется город, в котором мы живём? (Набережные Челны). А как ещё его называют? (Автоград). Почему его так называют? (ответы детей). (13 слайд) Мы знаем, что в 1969 году был образован Камский комплекс заводов по производству большегрузных автомобилей. С той поры прошло много лет. (14 слайд) И благодаря высоким научно-производственным возможностям компании автомобили модернизируются и становятся более мощными. (15, 16 слайд) Было ли все это возможно без знаний, умений и навыков тех людей, которые создают эти автомобили? А где можно приобрести необходимые знания? В каких учебных заведениях? (ответы учеников). (17 слайд) Многие из вас слышали о Камской государственной инженерно-экономической академии (КамПИ). Там и обучают будущих высококвалифици-рованных специалистов КамАЗа. Вы пока пятиклассники, но незаметно пролетит время, вы окончите школу и продолжите свой путь по планете знаний.
Планета знаний - огромна. Сейчас мы проведем путешествие по некоторым её континентам, названия которых зашифрованы в загадках. Давайте их разгадаем.
(18 слайд)
4. Загадки о школьных предметах: (ученики поочерёдно задают друг другу загадки)
1. Нужная наука, для ума гимнастика,
Нас научит думать….(математика)
2. Грамотным будет любой ученик,
Если он знает …(русский язык)
3. Хочешь ездить по разным странам,
Нужно знать язык …(иностранный)
4. Книжки полюбим, повысим культуру
Мы на уроках …(литературы)
5. Укрепит мускулатуру всем детишкам…(физкультура)
6. Чтоб найти таланты у детей вокальные,
Им нужны уроки …(музыкальные)
7. Картины, краски, высокие чувства -
Этому учит … (изобразительное искусство)
8. Мастерить, работать с увлечением -
Для этого нужно … (трудовое обучение)
9. Далекое прошлое, древние территории -
Это изучает наука … (история)
10.Знать и любить природу научит …(природоведение)
Спасибо вам за ответы, предлагаю посмотреть маленький эпизод из жизни одного пятиклассника (роли распределяются между желающими играть в сценке). (19 слайд)
5. Сценка «Чему учат в школе».
Действующие лица: ученик, только что окончивший 4 класс; мама ученика; учителя (3 человека).
За столиком в парадной форме сидит ученик с дневником в руках, рассуждает сам с собой.
Ученик.
Я четвертый кончил класс -
Это раз!
Во-вторых, я ученик -
Пятиклассник, вот дневник!
В третьих, надо записать,
Сколько книжек покупать.
(Почесывая в затылке.)
А предметов этих - тьма!
Разве хватит мне ума
Все узнать про белый свет?
Сколь учиться надо лет!
Может, стоит ли трудиться?
И зачем же мне учиться?
Не сойдется клином свет -
Быть мне умным или нет.
Как в дальнейшем поступить?
У кого совет спросить?
Звучит мелодия песни «Чему учат в школе» (слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского). Далее на сцену поочередно выходят учителя - каждый со «своим» учебником в руках, дают ученику советы, кладут книги перед учеником на стол и уходят. После реплики каждого учителя следует реакция ученика.
Входит учитель математики.
Учитель математики.
Чтобы в космос летать
И подводником стать,
Надо много уметь,
Надо многое знать.
Учитель математики уходит.
Ученик. Помню, выучил едва,
Сколько будет дважды два.
Ишь, принес библиотеку -
Тут свихнется голова.
(Рассматривая учебник.)
Входит учитель литературы.
Учитель литературы.
Чтобы слово сказать
И народ не смешить,
Надо много учить.
Хоть везде аппаратура,
Автоматика,
Не забудь литературу
Да грамматику.
Учитель литературы уходит.
Ученик. Вот те штука! Вот те раз!
Все один и тот же сказ.
Входит учитель истории.
Учитель истории.
Чтоб полезными быть,
В жизни место иметь,
Надо много учить
И не меньше уметь.
Человек не может быть
Без роду и племени -
Так историю учите
Не жалея времени.
Учитель истории уходит.
Ученик (разглядывая учебники).
Было племя, был и род,
Феодалов полон рот.
Но давно все это было,
А сейчас-то мы - народ.
А к неграмотным народ
На поклоны не пойдет.
Хошь - не хошь, по всем предметам
К делу грамота ведет!
Пока ученик так размышляет, на сцену выходит мама ученика и учителя, становятся полукругом за спиной ученика. Учителя и мама поочередно обращаются к залу со следующими словами:
Географию знать,
Песни звонкие петь,
Надо все вам уметь!
Будьте в жизни дружны с книгою!
И с культурою!
Обязательно дружите с физкультурою!
Мама (ученику). Твердо выбрать, кем быть,
Тебе, сын, нелегко!
И до финиша плыть
Еще так далеко.
(Зрителям.)
Так примите пожеланья
Наши личные:
Чтобы были ваши знанья
Лишь отличные.
И счастливыми бы были
Дни житейские.
А здоровье ваше было
Лишь гвардейское!
(Ученику.)
И запомни навсегда
В заключение:
Даже рыбку из пруда
Не поймаешь без труда
И терпения!
Непременно, знания, полученные в школе, помогут вам выбрать профессию, стать уважаемыми людьми, принести пользу нашей стране.
Все известные, великие люди получили прекрасное образование, обучаясь в институтах, университетах или даже в академиях. Назовите, пожалуйста, известных вам великих людей.
III. Заключительная часть.
6. Подведение итогов (рефлексия).
Ну что же, ребята подходит к концу наша встреча. Сегодня мы с вами поговорили о значении и роли знаний в жизни. Наш разговор об этом ещё раз подтверждает, что «Человек, вооружённый знанием, непобедим». Скажите, зачем нам нужны знания, если их порой так нелегко получать? Что нового вы узнали сегодня? О чем задумались? Какие чувства возникли у вас во время классного часа? Покажите смайлик, который отражает ваше настроение. Почему? (20 слайд)
Благодарю всех за интересную беседу, за внимание, за активную работу и сотрудничество.
Приложение:
Немало можно добиться строгостью, много - любовью, но всего больше- знанием дела и справедливостью, невзирая на лица.
Иоганн Гёте (1749 - 1832),
Недостаточно знания, необходимо также применение; недостаточно хотеть, надо и делать. Иоганн Гете
Нет силы более могучей, чем знание: человек, вооружённый знаниями, непобедим.
Максим Горький
Не старайся знать все, иначе будешь невеждой во всем.
Демокрит
Нужно стремиться к тому, чтобы каждый видел и знал больше, чем видел и знал его отец и дед.
Антон Чехов
Ошибочно думать, что много знание есть достоинство. Важно не количество, а качество знания.
Лев Толстой
Соедините знание и труд, дайте знание тем людям, которые по необходимости извлекут из него всю заключающуюся в нем практическую пользу, и вы увидите, что богатства страны и народа начнут увеличиваться с невероятною быстротою.
Дмитрий Писарев
Используемые источники:
Интернет - ресурсы:
Пословицы о знаниях - это не просто народный фольклор, это способ показать растущему поколению, что без знаний человека можно сравнить с более низкими приматами. Знание - сила, это факт. Но как рассказать об этом детям, не читая им нудные нотации? На помощь придут пословицы о знаниях и учении.
Знание - это цель, к которой всегда стремились лучшие умы человечества. Без знаний невозможно что-либо создать или ответить на многие интересующие вопросы. Именно поэтому получать знания так необходимо с малых лет. Поговорки о знаниях - это великая мудрость народа, который всегда призывал к обучению и получению новых знаний и умений.
Без знаний человек не может в жизни достичь многого. Да и передать свой опыт будущему поколению без знаний нельзя. Недаром говорят "кто имеет мало знаний, мало чему может научить". Именно поэтому пословицы про знания для детей несут народную мудрость в понятном выражении.
Мы собрали довольно много пословиц и поговорок про знания для детей дошкольного и школьного возраста.
Знание - дело наживное. |
Всяк мастер на выучку берет, да не всякий доучивает. |
Сперва аз да буки, а потом науки. |
Мир освещается солнцем, а человек - знанием. |
Кто хочет много знать, тому надо мало спать. |
Незнайка лежит, а знайка далеко бежит. |
Гордись не знанием верхушек, а знанием корней. |
Знает не тот, кто много жил, а тот, кто знание нажил. |
Знайка все с полуслова понимает, а незнайка все только рот разевает. |
Диплом имеет, а дела не разумеет. |
Знание приобретешь - не пропадешь. |
Знай больше, говори меньше. |
По ученику и об учителе судят. |
Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет. |
Корень учения горек, да плод его сладок. |
Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота - чтобы знания черпать. |
Не говори, чему учился, а говори, что узнал. |
Больше узнаешь - сильнее станешь. |
Человек неученый - что топор неточеный. |
Повторенье - мать ученья. |
Не выучит школа, выучит охота. |
Сытое брюхо к ученью глухо. |
Красна птица перьями, а человек знанием. |
Век живи - век учись. |
Где нет знаний, там нет и смелости. |
Знание и мудрость украшают человека. |
Нет опаснее знания, чем знание наполовину (Великобрит.) |
Учиться никогда не поздно (Великобрит.) |
Королевского пути к учению не существует (Великобрит.) |
Умом можно добыть и тысячу мечей, а мечом можно достать немногое (персидск.) |
Спросить – минутный стыд, а не спросить – стыд на всю жизнь (японск.) |
Умный богат и без денег. |
Не гордись званием, а гордись знанием. |
Знание - половина ума. |
Руки поборют одного, знание - тысячи. |
Знания на плечи не давят. |
Знания не кошель: за плечами не носить. |
Кабы снова на свет народиться, знал бы, как состариться. |
Не нужен ученый, а нужен смышленый. |
Дурак времени не знает. |
Кто больше знает, тот меньше спит. |
Кончил курс науки, а знает аз да буки. |
Не насытится око зрением, а человек - знанием. |
От знаний уйдешь - в хвосте пойдешь. |
Красен обед пирогами, река берегами, а сходка головами. |
Мудрец известен знаниями, а не происхождением. (ассирийская пословица) |
Всяк знает, где его сапог жмет. |
Знать птицу по перьям, а молодца - по речам. |
И кует, и дует, и сам не знает, что будет. |
Легко забыть то, что не знаешь. |
Лучше много знать, чем много иметь. |
Мало самому знать, надо другим передать. |
От умного научишься, от глупого разучишься. |
Учи других - и сам поймешь. |
Как бы ты ни знал много, а больше народа не узнаешь. |
О чем не знаешь - не берись судить. |
Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь знать. |
Азбука - к мудрости ступенька. |
Без букв и грамматики не научиться и математике. |
Без наук как без рук. |
Бог лучше знает, что дать, чего не дать. |
Как вырастешь с мать, все будешь знать. |
Что знаешь, того и знать не хочется. |
Буквы кривые, да смысл прямой. |
Велико ли перо, а большие книги пишет. |
Ворчаньем наскучишь, примером научишь. |
Знание - сила, время - деньги. |
Знание - столь драгоценная вещь, что его незазорно добывать из любого источника. |
Знание да наука на вороту не виснут. |
Знание не только свет, но и свобода. |
Знание человека возвышает, а невежество унижает. |
Знания не даются без старания. |
Всякое полузнание хуже всякого незнания. |
До смерти учись, до гроба исправляйся. |
Люди тянутся к знаниям, как растение к солнцу. |
Самое ценное богатство - знание. |
Человек, овладевший знаниями, видит свой путь. |
Дерево и учитель познаются по плоду. |
За учёного трех неучёных дают. |
Книга - книгой, а своим умом двигай. |
Коли грамота даётся, так на ней далеко уедешь. |
Кто грамоте горазд, тому не пропасть. |
У соседа ума не займешь. |