Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия

НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ – соотносительные философские понятия; необходимым называют явление, однозначно детерминированное определенной областью действительности, предсказуемое на основе знания о ней и неустранимое в ее границах; случайным называют явление, привнесенное в эту область извне, не детерминированное ею и, следовательно, не предсказуемое на основе знания о ней. Обычно необходимость играет главную, а случайность – второстепенную роль.

От необходимости как конкретного объекта отличают необходимость как мировой принцип. Он был осознан уже в религиозных мифах – учениях о карме, дао, судьбе и т.д. С возникновением науки необходимость по существу слилась с ее предметом: наука – это познание необходимости.

«Необходимость» и «случайность» – относительные понятия. Они имеют смысл, если указана область их определения – фрагмент действительности, по отношению к которому исследуемый объект идентифицируется как необходимые или случайные. В повседневном и научном мышлении такой фрагмент обычно конечен и в пространстве, и во времени. Это порождает трудность, зафиксированную И.Кантом: однозначная детерминация сама по себе не делает явление необходимым: породившее его явление само может оказался случайным и т.д. Есть два способа преодолеть эту трудность. Первый – постулировать в начале причинного ряда безусловно необходимую первопричину. Второй – осуществить предельный переход, т.е. расширить область определения необходимости и случайности до бесконечного в пространстве и времени мира в целом. Все события в таком мире мыслятся как однозначно детерминированные (разрывы в каузальных цепях исключаются). Лаплас описывал такой мир на базе механицизма, но в принципе он представим и на любой другой основе. Т.Липпс, напр., защищал его в рамках идеализма. Отождествление области определения необходимости и случайности с миром в целом ведет к радикальному изменению этих понятий. Трактовка случайности как привходящего здесь теряет смысл, ибо ему неоткуда привходить. Поскольку любое явление в лапласовском мире однозначно предопределено всей его бесконечной предшествующей историей, оно не может быть иным и, значит, необходимо. Всеобщность при этом перестает быть признаком необходимости: однозначно детерминировано и, следовательно, неустранимо любое явление, в том числе и уникальное. Исчезает и третий атрибут необходимости – предсказуемость, если в роли предсказателя рассматривать человека: учесть все бесконечное количество факторов, делающих любое явление необходимым, он не в состоянии. И поскольку необходимость – это прежде всего предсказуемость, а случайность – непредсказуемость, практически различить их становится невозможно.

Но предсказуемость восстанавливается вновь, если в роли предсказателя выступает всеведущее существо (его называют демоном Лапласа). Для него необходимо, т.е. однозначно детерминировано, неустранимо и предсказуемо, любое явление. Демон Лапласа – не голая фикция, а идеализация, аналогичная идеализации движения без трения. Чем шире область определения необходимого и случайного, тем больше детерминирующих факторов учитывается и тем больше объектов идентифицируется как необходимые и меньше – как случайные.

Дискуссионным остается вопрос, действуют ли динамические законы и, следовательно, существует ли необходимость в лапласовском смысле на квантово-механическом уровне. Напр., А.Эйнштейн утверждает, что «Бог не играет в кости», т.е. что первичны динамические, а не статистические законы. Из принципов лапласовского детерминизма следует, что случайность – это понятие, отражающее не объективное положение вещей, а неполноту нашего знания о нем. Опровергнуть такой взгляд можно лишь одним способом: постулировав разрывы в каузальных цепях, т.е. перейдя от последовательного детерминизма к индетерминизму. Так возникает представление о спонтанном, ничем не детерминированном начале причинного ряда, причине, не являющейся ничьим следствием. Кант называл такие причины свободными. Не каждая из них случайна – Бога считают свободной, но не случайной причиной. Но только среди свободных причин можно найти не субъективную, а объективную случайность, непредсказуемую не в силу исторической ограниченности наших знаний, а по своей природе.

Новые надежды на обнаружение объективной случайности породила синергетика. Она придала принципиальное значение тому обстоятельству, что в точке перехода объекта в новое качество (в точке бифуркации) чаще всего существует не одна, а множество возможностей. Для превращения одной из них в действительность необходимо внешнее воздействие, подчас ничтожное по сравнению с событием, которое оно порождает (лавину в горах может вызвать даже громкий звук). Случайность выполняет при этом две функции; во-первых, «выбирает» одну из имеющихся возможностей и, во-вторых, запускает процесс ее превращения в действительность. Несопоставимость масштабов «пусковой» причины с масштабами следствия порождает надежду, что именно здесь, в точке бифуркации, сцепление причин и следствий разрывается и возникает объективная, подлинная случайность. Но ничто не дает нам оснований утверждать это, за исключением того факта, что мы не можем предсказать бифуркацию. Синергетика лишь конкретизирует задачу опровержения лапласовского детерминизма, но не решает ее.

Необходимыми в научном и обиходном познании называют не только объекты, однозначно детерминированные фиксированными условиями, но и сами эти условия. Необходимость – это то, что является предпосылкой для получения искомого результата, то, без чего этот результат невозможен. Такое понимание необходимости имеет строгий смысл в логике и математике, где выступает в паре с достаточностью. См. Случайность .

Эти философские категории отражают различные типы связей вещей и явлений друг с другом. Необходимость - это внутренние, устойчивые, существенные связи явлений, которые определяют их закономерные изменения и развитие. Необходимость вытекает из сущности явления, процесса и неизбежно происходит в данных условиях. Так, смерть любого живого организма неизбежна, поскольку она обусловлена его природой и внутренними процессами, которые в нем происходят.

Но все, что появляется в мире, возникает как необходимо? Нет в мире есть и случайные явления, события. Случайность - категория, определяющая проблематичность, или необязательность возникновения или существования объектов; Случайно ли то, что при определенных условиях может быть, а может и не быть. Случайность отражает моменты действительности, вытекающих преимущественно из внешних условий, поверхностных, неустойчивых связей и побочных для данного явления обстоятельств.

Необходимость и случайность не существуют отдельно. их взаимосвязь заключается в том, что случайность выступает как форма проявления необходимости и как ее дополнение. Например, реформы, которые проводятся в Украине, имеют необходимый характер. Случайным элементом в них есть конкретные политические деятели, которые направляют эти реформы.

Диалектика необходимости и случайности предполагает два существенных момента. Во-первых, случайность в ходе развития может превращаться в необходимость. Так, закономерные признаки того или иного биологического вида сначала появляются как случайные отклонения и накапливаются, а на их основе формируются необходимые качества живого организма. Во-вторых, необходимость прокладывает себе путь через большое количество случайностей. Например, развитие общества состоит из деятельности многих людей, которые имеют разные цели, характеры. Переплетения, скрещивания и столкновения всех этих стремлений приводит в результате к определенной линии развития, которая должна строго необходим, обязательный характер.

Как и все законы и категории диалектики, необходимость и случайность являются узловыми пунктами познания объективной действительности. Функции этих категорий не являются равноценными. Случайное в познании всегда выступает как начальная инстанция, необходимость - как месть. Познавательная деятельность разворачивается как движение от случайного к необходимому.

Возможность и действительность

Эти категории подчеркивают процессуальность, то есть выражают становления бытия. Как известно, из ничего не возникает что-то новое, оно может возникнуть только при определенных предпосылок, заложенных в лоне старого. Бытия нового в его потенциальном состоянии и является возможностью. Возможность - это философское понятие, которое отражает объективно существующий и внутренне обусловленный состояние предмета в его незавершенном, потенциальному развития. Действительность есть философская категория, характеризующая реализовано, актуализирован бытия: действительность реализованной возможностью.

В каждой сложившейся ситуации существует определенный набор возможностей, реализация одной из которых означает устранение других. На "противоборство" и характер реализации возможностей накладывают отпечаток условия, которые являются внешними и случайными по внутренне необходимых тенденций. Поэтому действительность всегда представляет собой диалектическое единство внешнего и внутреннего, сущности и явления, необходимого и случайного. В сфере общественного развития и покорения природы превращения возможности в действительность упорядочивается сознательным выбором и деятельностью людей.

Зрелость возможности может варьироваться в пределах от невозможности к действительности. Характеристику возможности в этом плане можно сделать с учетом ее качественной и количественной меры. Качественно возможности делятся на формальные и реальные. Формальная - это возможность с низкой вероятностью осуществления, которая приближается к нулю. Впрочем эта возможность допускается законами природного и социального развития. В этом смысле она в корне отличается от невозможности, которая идет вразрез с законами природного и социального бытия; невозможным является то, что противоречит законам объективного мира. Невозможно, например, построить вечный двигатель, невозможно вечную жизнь для человека и тому подобное. Высшую меру осуществления имеет реальная возможность, для реализации которой сложились все необходимые условия. Например, возможность полета человека в космос была прежде только формальной, а теперь она стала реальной.

Гораздо точнее будет количественная характеристика возможности. Если невозможность определить через "0", а "действительность" через "1", то все промежуточные значения от "0" до "1" будут характеризовать степень возможности. Мера возможности называется вероятностью.

Завершая рассмотрение категории диалектики, сделаем общий вывод: 1) категории диалектики - универсальные формы мышления, в которых отражаются общие связи, свойства и отношения, которые имеют место в объективной действительности; 2) в категориях диалектики сконцентрировано опыт и предметно-причинную деятельность многих поколений человеческого общества. Без понятий и категорий, в них находят свое отражение результаты познания, само познание сегодня было бы невозможным; 3) особенностями категорий диалектики являются: объективность, определенность, связь с практикой, историчность, подвижность и т.

(Дополнительный материал в рамках )

Необходимость и случайность — важнейшие категории диалектики.

В домарксистской философии проблему соотношения необходимости и случайности решали односторонне. Философы-материалисты и детерминисты (Демокрит, Спиноза, французские материалисты XVIII в.) обычно считали, что в природе все имеет свою причину, поэтому все необходимо и нет никаких случайностей. Случайностью, по их мнению, люди называют то, причина чего им неизвестна. Но как только у явления, кажущегося случайным, установлена причина, оно перестает быть таковым. Материалисты отстаивали господство необходимости, и эта точка зрения была прогрессивной.

Философы-идеалисты, стоявшие на позициях индетерминизма, утверждали, что явления причинно не обусловлены и поэтому в природе и обществе нет необходимости, а господствует случайность. Многие из них считали, что все происходит в результате проявления «свободной воли» и желания людей.

Детерминисты-метафизики были ближе к истине, однако тоже допускали серьезные ошибки в понимании соотношения необходимости и случайности. Они отождествляли необходимость с причинной связью, в то время как это вовсе не одно и то же. Достаточно сказать, что не только необходимость, но и случайность причинно обусловлена, и уже поэтому отождествление необходимости с причинностью является неправомерным. Кроме того, метафизические детерминисты отрывали необходимость и случайность друг от друга и противопоставляли их друг другу. Они полагали, что, где есть необходимость, там не может быть случайности, а где есть случайность, там нет необходимости. В действительности же необходимость и случайность взаимосвязаны , и правильно их понять можно, только рассматривая их в единстве, во взаимообусловленности.

В объективном мире господствует необходимость - неизбежный ход развития явлений, вытекающий из их сущности и обусловленный всем их предшествующим развитием и взаимодействием. Категория необходимости выражает закономерный характер развития природы и общества.

Вместе с тем диалектический материализм признает и существование случайности. Рассматривая случайность, можно выделить ряд присущих ей черт.

Во-первых, случайные явления, так же как и необходимые, имеют свои причины. Неверно думать, что случайность и беспричинность - это одно и то же. Беспричинных явлений вообще не существует.

Во-вторых, случайность объективна. Ее существование не зависит от того, знаем мы ее причины или нет. Отрицание объективного характера случайности приводит к смешению важных и незначительных факторов развития. История общества и жизнь отдельного человека приобретают в этом случае роковой, мистический характер.

В-третьих, случайность относительна. Нет абсолютной случайности, нет таких явлений, которые были бы случайны во всех отношениях и не были бы связаны с необходимостью. Случайное явление случайно не абсолютно, а лишь по отношению к определенной закономерной связи. В другой связи то же самое явление может быть необходимым. Так, с точки зрения общего хода развития науки случайно, что именно данный ученый сделал то или иное открытие. Но это открытие является необходимым результатом определенного уровня развития производительных сил, прогресса самой науки; оно необходимо также в отношении таланта, интересов и целеустремленной работы самого ученого.

Очень часто случайность возникает при столкновении двух или нескольких необходимых связей. Рассмотрим, например, случай, когда дерево свалено бурей. Сильный ветер по отношению к жизни дерева случаен, так как не вытекает с неизбежностью из сущности жизни и роста дерева. Однако по отношению к метеорологическим факторам ветер - явление необходимое, так как его возникновение обусловлено определенными законами действия этих факторов. В точке пересечения этих двух необходимых процессов - жизни дерева и возникновения ветра - и появилась случайность. При этом не только ветер случаен для дерева, но и для ветра случайно, где и какое дерево встречается на его пути.

Значит, случайность есть нечто внешнее по отношению к данному явлению или процессу, и поэтому она для него возможна, но не обязательна, она может быть, а может и не быть.

Случайность - это такое объективное явление, которое имеет основание и причину, но не в сущности данного процесса, а в других процессах, и вытекает не из внутренних, а из внешних, несущественных связей.

Как уже говорилось, необходимость и случайность находятся в тесной взаимосвязи. Эта связь заключается прежде всего в том, что одно и то же явление выступает в одном отношении как случайное, а в другом - как необходимое. Но этим данная связь не исчерпывается. Случайность есть дополнение и форма проявления необходимости. Это положение, высказанное Ф. Энгельсом , выражает другую глубокую сторону взаимосвязи необходимости и случайности.

При ближайшем рассмотрении оказывается, что «чистой» необходимости, без случайностей, в объективной действительности не бывает и быть не может. Необходимость всегда проявляется через случайности, пробивает себе дорогу через массу случайностей, как нечто устойчивое, повторяющееся. Например, общественное развитие складывается из деятельности множества людей, имеющих самые различные стремления, цели, характеры. Переплетение, скрещивание и столкновение всех этих стремлений приводит в итоге к определенной линии развития, имеющей строго необходимый характер. И там, «где на поверхности происходит игра случая, там сама эта случайность всегда оказывается подчиненной внутренним, скрытым законам» .

Случайности всегда сопровождают и дополняют необходимость и поэтому играют известную роль в историческом процессе. Этим наряду с другими причинами объясняется тот факт, что одни и те же законы общественного развития в разных странах в различное время выступают в особых формах, действуют со множеством оттенков. Если бы существовала только необходимость, а случайности не играли бы никакой роли, история, замечал К. Маркс, носила бы очень мистический характер.

Из того обстоятельства, что необходимость может проявляться только через случайности, вытекает, что случайности не только дополняют необходимость, но и представляют собой форму ее проявления . Это очень существенно для понимания диалектики необходимости и случайности. Например, такой необходимый процесс, как произрастание дикого растения, выступает в форме ряда случайных моментов. Случайным является здесь, где и когда семя попадает в землю, в каких именно условиях оно оказывается и т. д. В этой же связи можно привести и другой пример. Известно, что движение молекул газа, находящегося в замкнутом сосуде, хаотично. Какая именно молекула, где и когда столкнется со стенками сосуда - все это случайно. Но хотя удары отдельных молекул о стенки сосуда случайны, в целом их движение подчиняется определенному закону, согласно которому давление газа на любой квадратный сантиметр площади стенок сосуда всегда одинаково и передается равномерно по всем направлениям. Таким образом, и здесь мы видим, что случайности (столкновения отдельных молекул со стенками сосуда) выступают как форма проявления необходимости, выражающейся в данном законе.

То же самое имеет место и в общественной жизни. Осуществление закономерных общественных явлений, например социальных революций, связано со многими случайными обстоятельствами, такими, как место и время тех или иных событий, круг лиц, оказавшихся во главе движения, и т. п. Эти обстоятельства случайны по отношению к историческому развитию, но именно через них осуществляются необходимые процессы.

Связь необходимости и случайности проявляется также и в том, что в процессе развития случайное может стать необходимым, а необходимое - случайным. Например, обмен товаров в условиях первобытнообщинного строя носил случайный характер, не вытекал из экономических законов этого общественного строя. При капитализме обмен товаров становится необходимым явлением, выражает сущность господствующих экономических отношений. Натуральное же хозяйство, необходимое в феодальном обществе, при капитализме превращается в единичное, случайное явление.

В социалистическом и коммунистическом обществе, где общественное развитие происходит планомерно, складываются благоприятные условия, позволяющие значительно ограничить действие нежелательных случайностей. Так, внедрение научной агротехники, широкая мелиорация земель и другие мероприятия значительно ограничивают отрицательное действие случайностей погоды на сельское хозяйство.

Наука не игнорирует случайности, а изучает их, с одной стороны, для того, чтобы предвидеть возможность нежелательных случайностей и предотвратить или ограничить их, а с другой - чтобы использовать случайности положительные. Но главная цель науки заключается в том, чтобы за случайностями увидеть законы, познать необходимость. Знание законов позволяет управлять природными и общественными процессами, научно предвидеть их течение, целесообразно изменять их в нужную человеческому обществу сторону.

При подготовке насточщей статьи использовался «Начальный курс философии (для слушателей школ основ марксизма-ленинизма)», М., изд. «Мысль», 1966 г.

См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 39, стр. 175

См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, стр. 306


Необходимость и случайность - философские категории, имеющие важное значение для понимания характера процессов, совершающихся в объективном мире. В домарксовской философии был уже поставлен вопрос о том, что господствует в природе и обществе - необходимость или случайность. Но решить этот вопрос идеалистическая и метафизическая философия не могла.

Одни философские школы и системы утверждали, что явления природы имеют характер необходимости, и совершенно отрицали случайность, при этом необходимость отождествлялась с (см.). Другие проповедовали идею о чисто случайном характере всего совершающегося в природе и обществе и отрицали необходимость. Если же необходимость и признавалась, то она выводилась (идеалистами) из нематериальных сил, из божественных установлений, из «абсолютной идеи» и т. п. Только диалектический материализм впервые дал научное решение этого вопроса.

Диалектический материализм исходит из того, что в природе и обществе господствует не случайность, а необходимость. Это значит, что всё "существенное в объективном мире вызывается необходимостью, т. е. объективными законами развития. Например, смена дня и ночи, вращенне Земли и других планет вокруг Солнца, развитие одних органических видов из других и т. п. - всё это обусловлено объективной необходимостью, объективно существующими законами природы. Точно так же в истории общества смеиа одних формаций другими, изменение характера надстройки с изменением экономического базиса, классовая борьба и революции в антагонистическом обществе - всё это имеет не случайный, а необходимый характер.

Под необходимостью диалектический материализм понимает такое развитие явлений, которое с неизбежностью вытекает из внутренней существенной связи и взаимодействия между явлениями, из определённого взаимосцепления причин и следствий. Например, войны при империализме неизбежны, ибо они с необходимостью вытекают из факта существования капиталистического способа производства и его противоречий. Диалектический материализм признаёт объективный: характер необходимости, т. е. существование необходимости в природе и обществе вне и независимо от сознания и желания людей.

Вместе с тем диалектический материализм не отрицает и случайности. Случайность также существует объективно, но она не вытекает с необходимостью из закономерного развития данного явления, хотя и имеет свою причину. Так, из семени с необходимостью произрастает растение, если семя попадает в благоприятные условия. Но возможны случаи, когда растение не созревает. Например, его побеги может побить град. По отношению к росту растения град является случайностью; если бы его не было, растение могло бы созреть. Случайное есть то, что может быть и что может не быть, что может произойти так и может произойти иначе.

Метафизика рассматривает случайность и необходимость как взаимно исключающие друг друга понятия. Механисты вовсе отрицают случайность. Диалектический материализм утверждает, что необходимость и случайность взаимно связаны, что случайность есть лишь дополнение и форма проявления необходимости. За случайностями всегда скрывается необходимость, которая определяет ход развития в природе и обществе и которую наука должна вскрыть, познать: «...где на поверхности происходит игра случайности, там сама эта случайность всегда оказывается подчиненной внутренним, скрытым законам. Все дело лишь в том, чтобы открыть эти законы». Например, на капиталистическом рынке цены товаров колеблются в зависимости от ряда случайных причин. Но сквозь случайные колебания цен пробивается с необходимостью действие закона стоимости.
Познание может считаться научным лишь постольку, поскольку оно познаёт явления природы и общества в их необходимости. Познание не может основываться на случайностях.

Наука - враг случайностей. За случайностями наука всегда старается найти закономерность, необходимость. Отрицание объективной необходимости, закономерности закрывает путик научному познанию явлений, неизбежно приводит к неправильному представлению о природе и обществе как царстве хаоса и случайностей. Например, мичуринская биология в противовес лже биологии вейсманизма морганизма является подлинной наукой по тому, что она вскрывает необходимость, закономерность в развитии организмов и даёт тем самым возможность сознательно воздействовать на природу, переделывать со целенаправленно, в интересах человека. Вейсманизм-морганизм, выдвигающий па первый план действие случая, практически бесплоден н разоружает человека перед природой. Мичурин считал глупым кладо искательством ту практику в агробиологии, которая опиралась исключительно на поиски случайных изменений
в организмах.

Мичуринская биология является преобразующей революционной наукой, основывающейся но на случайностях, а на сознательном управлении законами развития живой природы. Буржуазная социология, как правило, опирается па случайность в объяснении хода человеческой истории. Классовые интересы, которые отстаивает реакционная социология, ставят её в непримиримое противоречив с научным познанием общества, требующим раскрытия объективной исторической необходимости, объективной закономерности в общественном развитии. Лишь марксизм впервые в истории человеческой мысли открыл объективные законы развития общества.

В капиталистическом производство, основанном на конкуренции и анархии, случайность играет большую роль, и необходимость там прокладывает себе дорогу сквозь массу случайностей как слепо действующая сила. В советском социалистическом обществе, основанном на плановом ведении хозяйства, объективная историческая необходимость познаётся и реализуется в целенаправленной деятельности людей, организуемых Коммунистической "партией. Здесь роль случайностей в общественной жизни сводится к минимуму; люди овладевают объективными законами развития и действуют в соответствии с этими законами. Опираясь на знание объективной необходимости, назревающих потребностей развития материальной жизни советского общества, Коммунистическая партия намечает практические задачи и мобилизует на их решение миллионные массы народа. (См. также

Изменения, происходящие в окружающей нас действительности, можно разделить на два вида:

одни: определяются внутренней природой явления и вытекают из коренных особенностей развития предметов, явлений и процессов;

другие: не вытекают из сущности данного предмета или процесса, т.к. вызываются побочными и внешними причинами.

Необходимость - это то, что совершается с внутренней неизбежностью и имеет в самом себе причину и обоснование (закономерность).

Случайность - это то, что неустойчиво, непрочно, временно связано с данной необходимостью, т.к. причина его находится вне данного явления.

Необходимость - это тип связи, который определяется устойчивой совокупностью условий, их возникновения и развития, т.е. неизбежно.

Случайность - это то, что может произойти, а может и не произойти так или иначе.

В истории философии: Демокрит, Гольбах и др. признавали только необходимость, т.к. явлений без причины не бывает, т. следовательно, они необходимы. Демокрит на этом основании отвергал случайность, ибо каждому явлению присуща какая-то причина. Гольбах - атом материи не по случайности встречается с другим атомом. Эта встреча должна произойти благодаря неизменным законам.

Отождествление причинных связей с необходимостью, видимо, связано с тем, что всякая причина обнаруживается в следствии. Например, засуха с неизбежностью порождает и соответствующее следствие - неурожай, борьбу против засухи. В этих границах причинно-следственные связи необходимы. А т.к. всякое явление есть следствие каких-то причин, значит, всякое явление необходимо. В этом на первый взгляд правильном рассуждении упускается из виду, что не всякая причина по своему происхождению необходима, она может быть и случайной. Например, лесной пожар. Следовательно, если случайна причина, то случайно и следствие. Материализм 17 века отрицает случайность.

Необходимость и случайность имеют объективный характер, хотя их роль в познании различна.

Необходимость и случайность предполагают друг друга, поэтому отрицание той или другой не может остаться без последствий. Изолируя одну из них, мы неизбежно приходим к ее противоположности. Объявляя все явления необходимыми мы тем самым объявляем необходимым заведомо случайное. Такая позиция свойственна метафизическому взгляду на мир. Согласно этому воззрению в природе господствует простая, непосредственная необходимость. От того, что все объявляется необходимым, мы вовсе не избавляемся от случайности, а саму необходимость сводим до уровня случайности. Провозглашая абсолютную необходимость, мы вынуждены, например, закону, управляющему управлению планет придавать то же значение, что и количеству горошин в стручке или длине хвоста у собаки.


Однако наука отделяет необходимое от случайного, т.е. отрицая случайность, мы тем самым отрицаем науку. В то же время признание одной только случайности ведет к тому, что эта случайность предстает как фатальная необходимость, рок, судьба. Цель науки - раскрыть закономерности, т.е. выяснить необходимость.

Необходимость и случайность не существуют обособленно и имеют определенный смысл лишь во взаимной связи. Случайность - это только один полюс во взаимозависимости. Другой полюс называется необходимостью. След-но, не существует такой случайности, которая в другом отношении не выступала бы как необходимость. Например, если засуха в отношении нашего сельского хозяйства является случайностью, то это не означает, что она ни в каком отношении не связана с необходимостью. Ее необходимость вытекает из климатических условий развития природных систем. Поэтому засуха по отношению к этим системам необходима.

Следовательно, случайность и необходимость выступают в качестве таковых в одном и том же отношении к данному явлению. Если же рассматривать явления в разных отношениях, то оно одновременно оказывается и случайным и необходимым.

Случайность и необходимость не только существуют вместе, но и при известных условиях переходят в друг друга. Например, многие открытия полезных ископаемых в науке были случайными. Но эти случайности положили начало необходимым этапам в развитии производительных сил и самой науки. Например, случайное открытие радиоактивности с необходимостью привело к развитию рентгенологии.

Из всего сказанного можно сделать вывод: случайность - это только один полюс взаимозависимости, другой полюс называется необходимостью, т.е. одно и тоже материальное явление, процесс, случайный в одном отношении выступает как необходимое в другом.

Далее, с одной стороны в материальном мире нет ни одного явления, в котором не присутствовали бы в той или иной степени моменты случайности. С другой стороны, нет таких явлений, которые считаются случайными, но в которых не было бы моментов необходимости.

Взаимосвязь необходимости и случайности состоит в том, что случайность выступает как форма проявления необходимости и как ее дополнение. Это означает, что необходимость не существует в чистом виде, она всегда проявляется через случайность. В свою очередь случайность придает явлению определенное своеобразие, специфику, неповторимые черты. Например, развитие орудий труда от каменного топора до компьютера это историческая необходимость, пробивавшая себе дорогу через случайности, обусловленными конкретным развитием того или иного общества. Необходимость обязательно, неумолимо пробьет себе дорогу через массу случайностей, если для этого созрели объективные условия.

Для познания важно, как можно обнаружить необходимое за случайное, ибо задача любой науки заключается в том, чтобы из множества случайностей выделить необходимость. Широко известно положение «наука враг случайности». Его следует понимать в том смысле, что науки вскрывает необходимость и не отбрасывает, отмахивается от случайности, а выясняет, почему данная необходимость проявляется через эти случайности.

В раскрытии случайности большая роль принадлежит динамическим и статистическим закона, которые отличаются по характеру вытекающих из них предвидений.

В законах динамического типа научное предвидение имеет точно определенный однозначный характер. Так, в механике, если известен закон движения и заданы его координаты, то по ним можно точно определить положение и скорость движения тела в любой момент времени (рассматривается относительно изолированная система, которая абстрагирована от случайностей).

В статистических закономерностях предвидение носит не достоверный, а лишь вероятностный характер. Это обусловлено действием множества случайных факторов, которые имеют место в массовых событиях, особей в биологических популяциях, людей в коллективах. Статистические закономерности выступают как результат закономерностей большого числа элементов. Необходимость проявляется в статистических закономерностях, возникает и уравновешивается множеством случайных факторов. Статистические законы, хотя и не дают однозначных и достоверных научных предвидений, тем не менее, являются единственно возможными при исследовании массовых явлений случайного характера. Они вскрывают нечто устойчивое, необходимое, повторяющееся.

Динамические законы оказываются предельным случаем статических, когда вероятность становится практически достоверностью.

При всем многообразии объективного мира первое, что бросается в глаза - это их обусловленность друг другом, их взаимосвязь. И в этой взаимосвязи одно из первых мест занимают причинно-следственные связи .

Причина - то, без чего не было другого явления (причиной называется действие, которое вызывает следствие - порождает другое).

Следствие - это результат действия причины.

В объективном бытии причина и следствие носят объективный характер, что подтверждается теоретическими и практическими знаниями. На практике человек убеждается, что независимо от него существуют объективные причины и следствия, с которыми он вынужден считаться в своей деятельности. Именно благодаря деятельности человека и возникает представление о причинности представления о том, что одно действие есть причина другого. Такой подход позволяет показать несостоятельность никаких сверхъестественных причин.

Классическая физика сыграла огромную роль в борьбе с индетерминизмом, обосновав причинную зависимость явлений природы, обосновав принципы детерминизма.

В более развернутом виде принцип детерминизма включает в себя :

1. Тезис о всеобщей обусловленности материальных систем и процессов, посредством которой каждая конкретная вещь приобретает и сохраняет свои характерные признаки и которая объясняет изменение явлений.

2. В основе всего многообразия отношений детерминации лежит генетическая причинная производительность. Каждое событие имеет свою причину, и этот процесс сопровождается переносом вещества, движения и информации.

3. Признание многообразия типов отношения детерминации и необязательно их сводить только к причинности (случайность, внешние условия).

4. Тезис о закономерности или регулярности отношений, т.е. они носят упорядоченный характер и подчиняются законам бытия.

5. Тезис об объективном характере всех отношений.

Например, в связи с созданием квантовой механики ряд ученых высказали мысль, что в явлениях микромира существуют признаки индетерминизма. На самом деле причинность в области микрообъектов проявляется в иной форме, чем в макрообъектах. Эта особенность связана со статистическим характером поведения элементарной частицы, например, электрона, обладающего не только корпускулярной, но и волновой природой. В области биологии и с индетерминизмом покончил научный дарвинизм, изгнав из живой природы Бога и теологию, тем самым была опровергнуто учение о спонтанных мутациях (сторонники теории онтогенеза).

Причинно-следственные связи носят универсальный всеобщий характер, т.е. кто признает объективность причинности, вынужден признавать и ее универсальность. Если мы допускаем явление без материальных причин, то вынужден допускать сверхъестественные причины. Признание универсального характера причинных связей доказывает несостоятельность агностицизма, т.е. если неизвестны причины заболеваний, то несомненно они будут вскрыты. Так было всегда во всей истории медицины.

Причина и следствие взаимосвязаны. Причина есть нечто самостоятельное, независимое от следствия, а следствие есть производное, зависимое. Но т.к. они связаны, причина порождает следствие, в какой-то мере становится следствием для других явлений. Например, условия жизни организмов, изменившись, вызывают изменение наследственности и в то же время в видоизмененном виде, т.е. в виде определенного генетического кода включается в само содержание этой наследственности. Вывод. В следствии есть то, что раньше было в причине и в то же время в следствии есть нечто новое по отношению к самой причине. Следствие оказывает обратное влияние на причину, т.е. выступает как причина других следствий.

Любое следствие является результатом многих причин, но не все они играют одинаковую роль, поэтому целесообразно различать причину, условие, повод. Условие - это то, что подготавливает возможность появления следствия. Повод - это внешние обстоятельства, помогающие развязать действия причины и не являются закономерностью. Например, было время, когда сырой воздух болот считали причиной малярии. Но это лишь благоприятное условие для размножения малярийного комара. Причиной туберкулеза является палочка Коха, а поводом к ускорению ее действия может явиться простуда, социальные условия и т.д.

Причина различна не только у различных следствий, но и у одного и того же следствия, поэтому встает вопрос о классификации причин. Здесь выделяются главные и неглавные, внутренние и внешние и т.д. Например, в процессе видового изменения организмов главной причиной является изменение условий жизни, среда. В процессе индивидуального развития при наличии всех необходимых условий главной причиной является наследственность организма, определяющая характер изменений. В превращении различных культур микробов под воздействием мутагенных средств решающая роль принадлежит последним как первоисточнику изменений. А в том обстоятельстве, что из семян пшеницы произрастает стебель и листья пшеницы, а не ржи, главной причиной является наследственная природа этого семени.

Причины могут быть общие и ближайшие (падение самолета).

Причины могут быть внутренними и внешними. Внутренние - взаимодействие частей данного явления, внешние - взаимодействие данного предмета с другими. Но это различие не носит абсолютного характера.

Основные различия видов причин связаны с особенностями развития объективного мира. Процесс развития явлений в живой природе протекает иначе, чем в неживой природе, а в обществе иначе, чем в живой природе. Поэтому причинно-следственные связи складываются по-разному.

Категории причины и следствия являются моментами, ступеньками процесса познания, т.е. человеческое познание идет от следствия к раскрытию причины. Главная задача медицинской науки скрыть причину того или иного заболевания. Например, если мы имеем с базедовой болезнью и пытаемся установить ее причину, то их оказывается много, но главным является недостаток йода, а остальные причины можно рассматривать как условия болезни.

Нельзя практически устранить следствие, не устраняя порождающих их причины.

Вопрос, почему, становится исходным в практической деятельности врача. Поэтому знание причины - одна из главных задач в медицине, ибо, зная причину, можно успешно бороться против ее возникновения, зная причину, можно предотвратить ее действие.

В медицине четко выявлено деление причин болезни на экзогенные (внешние - физические, химические, биологические) и эндогенные (внутренние - в виде некоторых наследственных дефектов и вторичные). К первой группе причин следует добавить психогенные.

Знание одних причин заболевания для успешного лечения недостаточно. Надо уметь разобраться во всем течении болезни, ибо причинная связь - это не просто предшествование, а результативная связь, когда одно явление вызывает другое, действует , а не просто предшествует. Врачу следует избегать логической ошибки, т.е. за этим - значит вследствие, по причине этого. Эта ошибка приводит к неправильной постановке диагноза и как следствие неверной методике лечения.

В правильном выборе лечения того или иного заболевания следует различать причину, условие, повод. В силу учета причин и условий в лечебной практике обычно сочетаются два момента: воздействие на различные явления, которые могут служить причиной патологических процессов (антибактериальная терапия) и терапевтические мероприятия направлены на ряд моментов, обуславливающих причинную связь (вакцинация, стимулирующая терапия, закаливание).

В медицине начальный период развития медицины причины болезней мыслились как нечто находящееся вне организма и духовное (лихорадка), затем «миазмы» как причина болезни. С возникновением микробиологии - причина микробы - монокаузализм , т.е. причина отрывается от самого организма, игнорируется роль условий, индивидуальная восприимчивость.

Кондиционализм считал, что для возникновения патологических процессов необходима не объективная причина, а только ряд условий, а организм сам творит свою болезнь. Поэтому сама болезнь есть результат суммы условий.

Диалектика, раскрывая развитие через философские законы и категории, позволяет сделать вывод о единстве микро- и макромира и пересмотреть концептуально схему эволюции. Этот пересмотр привел к выводу, что Вселенная представляет собой целостную единую систему. А это ведет к новой концепции детерминизма – неодетерминизму. Неодетерминизм – новая версия традиционного (линейного) детерминизма, которая являлась до сегодняшнего времени доминирующей в европейской культуре, привела к радикальному изменению взглядов в рамках естественнонаучной и в рамках гуманитарной традиции, т.е. неодетерминизм, естествознание позволяет перейти к нелинейной парадигме, что связано со становлением неклассической науки, начиная от квантовой механики до теории катастроф. Такой подход позволяет сделать вывод, что развитие всех систем Вселенной носит нелинейный характер. Это подтверждено синергетикой.


4. Синергетика как теория развития.

Первое использование данного термина связано с докладом профессора штудгартского университета Г. Хакена «Кооперативные явления в сильно неравновесных и нефизических системах» (в 1973 году).

Западногерманское издательство «Шпрингер» в 1975 году заказывает Хакену книгу. Уже в 1977 году монография под название «Синергетика» выходит на немецком и английском языках. Издательство «Шпрингер» открывает серию «Синергетика», в которой выходят все новые и новые труды.

Начиная с 1973 г., с той конференции, на которой впервые прозвучал этот термин, научные встречи по теме «самоорганизация» проходят каждый два года. К 1980 г. было уже выпущено пять объемных сборников докладов этих конференций. А известнейший и старейший форум физиков – Сольвеевский конгресс в 1978 г. был целиком посвящен проблемам самоорганизации. В нашей стране впервые конференция по синергетике прошла в 1982 г.

Сам термин «синергетика» происходит от греческого «синергена» - содействие, сотрудничество, «вместедействие».

По Хакену, синергетика занимается изучением систем, состоящих из большого (очень большого, огромного) числа частей, компонент или подсистем, одним словом, деталей, сложным образом взаимодействующих между собой. Слово «синергетика» и означает «совместное действие», подчеркивая согласованность функционирования частей, отражающуюся в поведении системы как целого.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия