Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия

Оборотни… Почти у все это слово сразу же ассоциируется с каким-либо страшным зверем. Волком или медведем. Возможно, когда-то это и было именно так. Только если и было, то очень давно и к тому же, скорее всего это были простые выдумки людей. Много веков назад, начали зарождаться легенды про оборотней, вампиров и прочей нечисти. Но тогда в основном все эти странные явления приписывали всяким разным ведьмам и колдунам. Но существенная разница между тем временем и временем, в котором живем мы, заключается в том, что сейчас у людей не хватает времени на то, чтобы вновь придумывать каких-либо странных и злых существ. Сейчас в это уже никто не верит. Ну, или почти никто… Изо дня в день они живут обычной человеческий жизнью – как ты или твой друг (ну если вы, конечно, люди). И нет таких основных и выдающихся признаков, по которым можно было бы как-то выделить их среди всех других людей… Во всяком случае большинство из них не имеет никаких внешних признаков, и можно всю жизнь прожить рядом с ними, даже не догадываясь о том, что в ночь полнолуния, и не только они изменяют свой облик и перестают быть людьми в какой-то доле. Оборотни вовсе не суеверия. Они существуют среди Нас, да и существовали всегда. Далеко не каждый оборотень – это существо, которое превращается в волка. Оборотень он на то и оборотень, чтобы превращаться в кого угодно. Конечно это все можно и рассмотреть и с немного другой точки зрения. Вот что получится. Потенциально каждый человек является оборотнем. Под воздействием эмоционального стресса качества цивилизованного человека регрессируют до основных животных инстинктов и могут достичь порогапотенциальных физических изменений. Но хочу Вам сразу сказать, что оборотни и ликантропы разные создания. Ликантропия – это психическое состояние, при котором человек (ликантроп) считает себя оборотнем. При этом он не меняет своей физической формы, однако является в равной степени опасным, как и настоящий оборотень. В большинстве случаев нападений оборотней именно ликантропы являлись виновниками произошедшего. Но из ликанропа можно вполне осознанно стать самым настоящим оборотнем. А оборотень – это “человек”, который может физически превращаться в животное. Это может происходить как по желанию, так и непроизвольно. Настоящий оборотень может физически превращаться в волка (или других животных). Это изменение может произойти как пожеланию оборотня, так и непроизвольно, вызванное, например, определенными лунными циклами или звуками (вой). Оборотни не подвержены старению и физическим заболеваниям благодаря постоянной регенерации тканей. Поэтому они практически бессмертны. Хотя по своей сущности оборотень является волком, находясь в волчьей форме, он, тем не менее, сохраняет человеческие способности и знания, которые помогают ему убивать. Такие вещи, как определенный выбор жертв, обход ловушек и человеческая хитрость становятся очевидными при расследовании дел, связанных с оборотнями. Только высший человек может осуществить метаморфоз, так как его эго позволит пройти ему весь путь до конца. Он знает, что осмотрителен и осторожен большую часть своей жизни. Поэтому переход к животному состоянию может быть осуществлен без сожаления. Доказательств этого феномена более чем достаточно. Самые утонченные личности деградируют больше всего, лишь только представляется подходящая возможность.

Немного истории.

В Средние века считалось, что у оборотней обязательно должны быть волосатые и заостренные к верху уши, что у них срастаются брови и на ладонях растут волосы. Не знаю, может, в те времена это и были какими-то признаками, во что мне верится с трудом, то сейчас это просто глупые предрассудки. На разных континентах воображение облекало человека в шкуры различных зверей: леопарда, ягуара, лисы… Но самое распространенное представление об оборотне связано с волком. С человеком, превратившимся в волка или в существо с явными “волчьими” признаками. Иногда становятся хищником по своей воле, но чаще в волка превращают злые посторонние силы. Превращение происходит с помощью подсобных средств: притираний, мазей, пояса или одеяния из волчьей шкуры. Оборотень крупнее и сильнее обыкновенного волка, а главное- преступно любит человечину.Почему волк? На протяжении многих столетий он оставался существом вполне фантастическим – даром что охотники и крестьяне немало знали о его повадках (еще в XX веке волки изредка забегали на улицы, скажем, Парижа). Своеобразие средневековой психологии в том и состояло, что будничные наблюдения нисколько не подрубали крылья фантазии. Бестиарий, верно, подмечали прожорливость и силу волка, умение бесшумно подкрасться к овчарне – и тут же добавляли: от голода волк жрет землю, шея у него “негнучая” – поворачивается он только всем телом; ежели человек завидит волка в лесу первым, тот его не тронет, потеряв всю свирепость от человеческого взгляда; но уж если первым заметит путника волк – пиши пропало, человек теряет дар речи. От древних римлян пришла поговорка о молчуне: “Ты что, волка увидел?” В незапамятные времена многие животные перебывали тотемами. Ни в какого хищника охотники и воины не перевоплощались столь самозабвенно и истово, как в волка: свирепость, выносливость, удачливость зверя восхищали первобытное сознание. Не могло это кончиться добром. Первая массовая истерия- выявление и преследование оборотней (в том числе оборотней собак и кошек!) – прокатилась по Европе в XIV веке. Два столетия спустя оборотомания достигла нового пика. Следующая (последняя) массовая вспышка длилась во Франции с 1570 до 1610 года и сопровождалась небывалой “теоретической дискуссией”. Покуда крестьяне забивали кольями всех подозрительных прохожих, а суды приговаривали к сожжению “таких” оборотней, ученые мужи писали трактаты, магистерские диссертации и памфлеты на тему оборотничества. Наверняка, что каждый из вас смотрел очень много фильмов-ужастиков. И практически во всех рассказывается о событиях, которые происходили несколько веков назад. И во всех оборотни – отрицательные герои, ужасные, оскверненные существа, просто язык не поворачивается назвать их оборотнями. Просто жуть какая-то!

Термин ликантроп, при помощи которого описывают феномен оборотней, происходит от греческого мифа, в котором Зевс, приняв образ странника, посетил дворец царя Ликаона. Жестокий царь хотел узнать, человек этот странник или бог, поэтому решил его убить. Зевс в гневе разрушил дворец и сделал царя Ликаона волком на всю оставшуюся жизнь. Так появилось слово ликантропия, обозначающее превращение человека в волка.

Современные легенды об оборотнях появились в 1591 году, когда после многочисленных нападений собак на людей горожане обнаружили стаю, в которой вместе с собаками был волк, внезапно обернувшийся человеком. Позже этот человек был обвинен в убийстве нескольких горожан, в том числе и собственного сына; под пытками он сознался и был казнен. Этот случай перерос в легенду, и по всей Европе распространились слухи о волках-оборотнях. (Вы должны помнить, что мы говорим о тех временах, когда многие были неграмотны, а католическая церковь защищала своих прихожан от зла при помощи инквизиции. Люди были крайне суеверны, на этой почве пышно расцвела «охота на ведьм», многих невинных людей пытали, и под пытками они сознавались в преступлениях, которых не совершали.)

В 1621 году ученый и священнослужитель Роберт Бартон опубликовал книгу «Анатомия меланхолии», и люди по-другому начали смотреть на оборотней. Бартон верил, что ликантропия является формой безумия, и винил в ней все, начиная от ведьм и демонов до плохого питания и воздуха. После этого научное сообщество стало рассматривать ликантропию как психологическое явление, а не как физическую трансформацию.

Большую часть времени люди, считающие себя оборотнями, находились под воздействием галлюциногенов, содержащихся в пшенице, настойке опия и белладонне, которые много лет назад прописывали для лечения от определенных болезней. Комбинация этих лекарств и породила популярный миф об оборотнях, которые в полнолуние охотятся за добычей.

Эффект оборотня

Врачи говорят, что у некоторых людей можно создать эффект оборотня, если они не будут получать достаточное количество воды − в бреду такие люди стремятся напиться любой жидкости… даже человеческой крови.

Также существует редкое генетическое отклонение − порфириновая болезнь, результатом которой является недостаток гема, или содержащей железо части гемоглобина, что стимулирует рост волос. Помимо роста волос заметны и другие проявления, которые совпадают с мифами об оборотнях. Страдающие этим заболеванием люди не переносят света, плоть под ногтями отделяется, делая их похожими на когти. Кроме того, кожа начинает терять цвет, форма носа, ушей, глаз и пальцев искажается, на теле появляются язвы. Обычно такие люди страдают умственными расстройствами с маниакально-депрессивными тенденциями.

Про оборотничество мы, казалось, знаем все. Ведь образы оборотней присутствуют во всех мифологиях мира, не исключая и славянскую. У каждого - свои особенности. Каков же славянский оборотень?

Мифологическое существо, способное временно менять свой облик, магическим путем превращаясь (оборачиваясь, перекидываясь) из человека в другое существо, растение или предмет, или наоборот. Чаще всего люди-оборотни превращались в животных.

Оборотничеством занимались люди, способные к колдовству. Причем далеко не обязательно для причинения вреда другим.

Какие легенды рассказывали о славянских оборотнях?

На Руси оборотничество не считалось признаком зла. К тому же, оборотнями в славянской мифологии были Боги. Велес , например, мог появиться среди людей в виде медведя, а излюбленным обликом Ярило был волчий. Сказывают былину про Вольха Всеславьевича, мощного богатыря, способного превращаться в волка. Есть в нашем эпосе Змей Огненный Волк - сын Змея-Горыныча в облике человека, настоящий славянский оборотень.

Какими же бывают славянские оборотни? Подлинные северные былички

В волков и прочих животных, а то и в предметы, превращались колдуны и ведьмы:

Делались волкам колдуны. Ены бегали, как собаки. Бывало, застрелют, а в волчьей шкуре-то человек.

Вот раньше такие колдуны были, например, на сына своего рассердится и сделает его волколаком. И будет этот сын, как собака. Сделал один колдун своего сына волколаком на шесть лет. А бывает, что на три или на год. И ходил он по свету. У него на шее была красная лента, поэтому и не трогал его никто. А когда вышли эти года, он снова стал человеком.

Были и те, кто родился оборотнями. Они не могут контролировать свои способности и превращаться в зверей по желанию.

У папы на глазах человек в медведя оборотился. В воды вошел человек, а вылез медведем, в лес ушел и сказал одежды его не жгать. А они сожгали, он и остался медведем. Он пояс только не снял. Пошел в стадо, коров задрал, какие люди ему неприятность сделали. Его убили, а на нем ремень.

А дедко раз говорит: «Бабка, ноцью ногу на меня не закидывай, будет медвежья нога». Она-то как-то накинула, и правда, наутро нога медвежья.

Другой вид «оборотней поневоле» - жертвы колдовства:

Вот раньше: не хочет мать, чтоб женились, она нашла колдунью, они поехали венчаться, едут оттуль на лошадях, и вот вдруг лошади остановились, и молодые превратились в волков обои и в лес побежали.

Подобные оборотни в славянской мифологии к людям настроены доброжелательно, опасны только для тех, кто навел на них заклятье.

Чары с них можно снять через определенный срок или при особых условиях.

Колдунья заколдует - и он оборотень. Больше в медведя оборачивает, особенно парней, девчонки - в птичек. Зла-то он [оборотень] не делает, и срок у его тож свой есть. Обратно будет, когда кто его сможет полюбить в таком виде. Он весь срок таким пугалом будет бегать.

Оборотничеством могли заниматься обычные люди. Обычно превращение в животное служило какой-то определенной цели: сбежать из-под нежеланного венца, ради охоты, чтобы скрыться от врагов.

Как уже упоминалось, в славянской мифологии, Боги и Предки являлись животными и птицами. Богиня Лада - лебёдушкой, Сварог -кузнец - огненным вепрем, Купало -летнее солнышко - рыжим петухом, Предки спускаются с неба птицами.

Как распознать славянского оборотня?

Говорили, что склонных к оборотничеству можно различить внешне. На голове у них растет «волчья шерсть». Когда встречали животное, то смотрели, как у него повернуты колени - если вперед, то под шкурой скрывается человек. Также полагали, что зверь-оборотень отражается в воде в своем истинном, человеческом облике. Свидетельствует об оборотничестве и необычное поведение животного (например, очень разумное), особые приметы в облике (нет хвоста, белая полоса на шее, белый цвет шкуры или перьев).

Как можно превратиться в оборотня?

Те, кто желал сам стать зверем или заколдовать другого, читали для этого особые заговоры. Затем переворачивались через символическое препятствие. Оборотнями невольно становились, перешагнув через заклятую вещь. Оборачивались обратно в людей или по окончанию срока, или если на зверя набрасывали одежду, давали ему поесть «благословенной» еды.

Славянские способы защиты от оборотней

Если оборотень нападал, надо было ударить его наотмашь, нанести ему повреждения, которые будут непременно заметны в обычном облике (так вычисляли, кто именно является злым оборотнем). Еще можно найти предмет, с помощью которого оборотень проводил ритуал превращения и похитить его.

Оборотень - один из персонажей славянской мифологии. Сам его образ подчеркивает связь человеческого и природного начала. Наши предки верили, что они были тесно взаимосвязаны. Изучая мифы славян, мы сами становимся ближе к природе.

Подробнее о славянской мифологии.

О́боротень (белор. пярэварацень, укр. перевертень) - мифологическое существо, обладающее способностью превращаться (оборачиваться, перекидываться) из человека в животное или наоборот. В бытовой речи «оборотень» часто означает волка-оборотня, но в мифологии и фантастике встречаются разные виды, от восточных лис-оборотней кицунэ до популярных в фурдоме кошачьих оборотней, до акул и насекомых-оборотней ролевой игры Мир Тьмы. В фантастике и фурри-фэндоме встречаются оборотни в вымышленных существ: драконов, грифонов, тавров…

В мифологии

Превращение человека в животное - очень распространённый сюжет в мифологиях разных народов мира. Так, в «Слове о полку Игореве» описывается захват Новгорода Всеславом Полоцким и битва на Немиге. Всеслав представлен колдуном и оборотнем. А в этнической культуре североамериканских индейцев обращение в животное-тотем племени является показателем высшего слияния с духом предка. В Скандинавии верили, что берсеркеры умеют перекидываться в медведей и волков. Богатырь русских былин Вольга Святославич оборачивался «левом-зверем», «рыбой-щучиной», «гнедым туром-золотые рога», «малым горностаюшком», «малою птицей-пташицей» и другими животными. В русском фольклоре Огненный змей может обращаться в красивого юношу и в этом качестве посещать женщин, а Кощей Бессмертный обладает способностью превращения в различных существ. В тюркской мифологии оборотни - гульябани упоминаются как злые личности, обитающие в безлюдных местах и пугающие путников.

В русских поверьях оборотнем также называли недоброго духа, который «мечется человеку под ноги», как предвестник беды[источник не указан 516 дней]. Причём появляется он всегда мельком, на бегу, и разглядеть его бывает очень трудно. В отличие от большинства поверий западных стран «русский» оборотень может обратиться не только в животных, но и в кусок палки, копну сена, клубок, камень. Перед превращением всегда бьётся о землю. Считалось, что подобный оборотень - это дитя, умершее некрещёным или вероотступник, душа которого «проказит поневоле». На Севере оборотня часто именовали кикиморой. Свойство оборотней приписывали домовому и ведьме. Проклятые и некрещёные дети или ведьмы могли принимать разные вещественные виды и затем тоже оборачиваться в животных.

Вера в оборотней и оборотничество была сильна и в древней, средневековой Руси, и в России XVIII–XIX веков. В конце XIX века известный собиратель русского фольклора Н. Иваницкий писал: «Случаи обращения людей в животных и в деревья до сих пор считаются у вологодского народа вполне возможными и нередкими. Лягушки повсюду признаются обращенными людьми, во многих местах и медведи. Всего же чаще люди обращаются в волков». Поверья и мифологические рассказы об оборотничестве в русских деревнях широко бытуют и по сию пору: нередко крестьяне рассказывают об известных в местной округе случаях превращения людей в животных или неодушевленные предметы.

В народной традиции оборотнем считали человека, который по собственному заклинанию, вследствие магического воздействия других лиц или же в силу прирожденного свойства обращается в зверя. Оборотней называли также «обертышами», «пе-рекидчиками», «опрокиднями», «переходнями». Чаще всего обратившиеся или превращенные принимали облик волка, и поэтому в южнорусской, белорусской и украинской традиции оборотней называли «волколак», «волкодлак». Слово «волкодлак» образовано из двух частей - общеславянского «уъlк» и южнославянского «diaka», означающего «шерсть, шкура».

Названия

Другое название оборотней - ликантропы. Оно происходит от греческих слов λύκος - волк, и άνθρωπος - человек, но в современном употреблении не указывает на вид животного. Для обозначения вида животного используются слова вер- (др.англ. человек), -антроп (греч. человек), -длак или -лак (др.слав. шкура), -морф (греч. форма), -кин (англ. родич). Эти слова соединяются с названием животного на языке, из которого происходят, например:
Вервольф, волкодлак, ликантроп - волк-оборотень
Кошкодлак, аилурантроп- кошка-оборотень.
Крысолак, раткин - крыса-оборотень.
Кинантроп, кинаморф - пёс-оборотень.
Культуры, в мифологии которых оборотни играют заметную роль, имеют специальные названия для видов оборотней. Например, тануки - японские енотовидные собаки-оборотни, аниото - африканские леопарды-оборотни.
В западном фурри-фэндоме оборотней и их фанатов называют weres. Оборотничество - популярный вариант фетиша трансформации. Персонажа в форме зверя могут называть фералом (feral, англ. дикий), а такую форму - феральной. Другие названия оборотней в англоязычной фантастике: changers, shifters, shapeshifters, shapechangers (превращающиеся), skinchangers, skinwalkers (меняющие кожу), werebeasts (звери-оборотни). Иногда эти слова соединяются с названием животного, например, foxchanger - «превращающийся в лису».
Слова без указания на трансформацию используются для обозначения териантропов и непревращающихся существ, сочетающих качества человека с животным, например антропоморфов. Если корень «человек» в противоположном порядке по отношению к корню вида животного (например, как в слове wolfwere), то может подразумеваться оборотень с основной звериной формой - животное, иногда превращающееся в человека.

Происхождение

Мифология и фантастика дают много причин появления оборотней. Тех, кто родился со способностью превращаться в зверя, часто называют истинными. Тех, кто приобрёл эту способность в течение жизни, называют проклятыми, заражёнными или обращёнными, в зависимости от обстоятельств.
Происхождение истинных оборотней:
Наследие родителей, хотя бы один из которых был оборотнем.
Родовое наследие: народ или семья были основаны оборотнем либо животным.
Принадлежность к расе оборотней, обладающей собственной культурой и местом в мире.
Происхождение обращённых:
Укус оборотня, заражение ликантропией.
Проклятье, насланное кем-то, полученное за злодеяния или унаследованное.
Результат колдовства или сотрудничества с дьяволом.
Использование зачарованного предмета или магии. Например, так поступают анимаги из серии «Гарри Поттер».
Закон мистической природы, правдивое суеверие. Например, «испивший дождевой воды из следа волка становится оборотнем».
Одержимость духом или бесом.
Научные эксперименты, генная инженерия.

Временные оборотни

Временные оборотни - люди осознанно и добровольно принимающие звериный облик на какое то время. После превращения полностью сохраняют человеческий разум и мышление.

В фольклоре и «Слове о полку Игореве» историческая фигура Всеслава Вещего представляется колдуном и оборотнем. В форме волка он способен за одну ночь донестись от Киева до Тьмутаракани.
Днем «суды судиши, а сам в ночь влеком рыскаше из Киева», "...князьям города рядил, а сам в ночи волком рыскал... Херсоню великому волком путь перерыскивал..." (Слово о полку Игореве).

Другой герой с такими способностями - богатырь Вольга Святославич.
Вольга Святославич (также Волх Всеславьевич) - богатырь, персонаж русских былин. Основными отличительными чертами этого героя являются способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и животных.
Центральный момент былин о Вольге - его поход в далекое царство. Он набирает дружину. Чтобы снабдить её всем необходимым, он обращается в волка и сокола, кормя её охотой. Успех похода вызван мудростью Вольги. Он горностаем портит тетивы луков врагов, волком перекусывает горла лошадям и проч.

Волками, а также воронами, соколами и иногда другими зверями, умели оборачиваться волхвы.

В те поры поучился Волх ко премудростям:
А и первой мудрости учился
Обертываться ясным соколом,
Ко другой-то мудрости учился он Волх
Обертываться серым волком,

Такой образ присутствует в летописи 1282 года, повествующей о волколаке, который "гонит облака и изъедает луну" (славяне долго хранили веру в волхвов-облакогонителей, которые превращались в волков, поднимались на небо и призывали дождь или разгоняли тучи).

В более позднее время умением оборачиваться волками наделяли характерников.
Характерник - казак, воин, мудрец и колдун в одном лице.

О превращении в волка свидетельствуют легенды про кошевого Сирка (одного из самых знаменитых характерников): " Тодi зiскочив з коня, дав його другому козаковi, а сам кувирдь - та й зробився вовком i побiг до татар... Як стали тi татари вiдпочивати, то той вовк поробив iм так, що вони всi поснули. Тодi вiн назад до козакiв та знову кувирдь - i зробився чоловiком!"

Принять облик зверя можно было с помощью заговоров и обрядов ("премудростей") или перекидыванием. Пререкидывание было самым распространенным способом. Человек наделенный "сверхъестественными" способностями, становится волком, "перекинувшись" (перевернувшись) через воткнутый в гладкий пень или землю нож или топор. Перекидывались также через коромысло, пень, обручи, двенадцать ножей, веревку, ветку дерева, огонь на печном шестке, через сердцевину упавшего дерева или просто перекувырнувшись "против солнца" и т.п.

Так, по рассказам жителей села Лучасы Смоленской губернии, там когда-то жил человек-оборотень. Он куда-то уходил и пропадал бесследно. Однажды его односельчане после очередного такого исчезновения обнаружили за овином воткнутый в землю нож. Его вынули из грунта, и с той поры мужчина пропадал невесть где целых три года. После этого местный знахарь посоветовал опять воткнуть этот нож туда, где его обнаружили. Сказано – сделано, и вскоре после этого пропавший человек вернулся в свою избу, да только весь заросший волчьей шерстью. Его попарили в бане, и шерсть сошла. И только после этого он признался, что всегда, когда перекидывался через нож, он обращался в волка, а перекинувшись еще раз, приобретал человеческий вид. А в тот раз, когда нож за овином убрали, ему пришлось три года бегать волком в поле. Кстати, даже в волчьем обличье мысли у него оставались человеческие.

Оборотни по собственному желанию

У восточных славян различали несколько типов оборотней. Один из них - колдуны и ведьмы, обращающиеся в то или иное животное по своему желанию. Согласно народным представлениям, они могут принимать облик не только волка, но и медведя, свиньи, коровы, кошки, вороны, сороки, земноводных: лягушки, змеи. Могут колдуны и ведьмы оборачиваться и растениями: кустом, веткой, соломой; природной стихией, например вихрем; каким-нибудь предметом: клубком ниток, веретеном, стогом сена, поленом и т. п. Более того, колдуны и ведьмы, по поверьям, обладают способностью неоднократно менять свой облик. Так, в одном мифологическом рассказе повествуется о превращениях колдуньи, залетевшей ночью в чужой дом в виде сороки. Хозяева «зааминили» сороку, и та не смогла вылететь из избы, но наутро домочадцам не удалось ее найти. «Знающие» люди подсказали, что нужно искать то, чего не было в доме, и хозяева обнаружили странный осиновый чурбашек, который обстругали и выбросили. И в тот же день в селе стало известно, что попадья, у которой оказалось ободранным все тело, умирает. У восточных славян существовало также верование, что ведьма в одно мгновение может изменять свое обличье двенадцать раз, а потом вновь обратиться в женщину.

Колдуны и ведьмы оборачиваются тогда, когда им это нужно, и вернуть себе человеческий облик они могут в любое время. Обычно превращения осуществляются в ночное время. «Оборотиться», то есть превратиться в животное или неживой предмет, зачастую буквально означало «перевернуться», то есть перекувырнуться через условную черту в виде того или иного предмета, установленного в определенном месте, которое в мифологической системе распределения пространства соотносилось с понятием границы между мирами. Чтобы превратиться в животное или предмет, колдун и ведьма перекидываются, кувыркаются через один или несколько ножей, воткнутых в землю в подполье, или в гладко срубленный пень в лесу. Среди предметов, через которые кувыркались оборотни, в мифологических рассказах упоминаются также обручи, коромысло и некоторые другие. Изменить свой внешний вид можно было также, набросив на себя пояс из мочала. Чтобы обратно вернуть себе человеческий облик, оборотню следовало забежать с противной стороны границы и перекувырнуться через нее обратно. Но если за время пребывания человека в виде зверя кто-нибудь заберет и унесет нож или подобный предмет-границу, то он навек останется волком. Вот как о таком случае повествует мифологический рассказ, записанный в Приангарье:

Жил мужик да баба. И кажну ночь мужик куда-то уходил, а наутро ворочался домой. Вот дочь и говорит: «Маменька, я узнаю, куда тятька уходит». Вот раз пошел старик прямо в лес, а дочь за ним. Вот остановился старик, а дочь за кустом схоронилась. Старик снял с себя крест, положил ево на один пенек, потом снял ножик и поясок и положил за колоду, потом отошел немного, да с бегу прямо через колодину и перекувырнул-са. Глядит девка - старика-то уж нет, а на место ево матеруш-ший медведь. Тут она испужалась да и побежала домой, а второпях захватила тятькин и крест, и ножик, и ремешок. Прибегла омой, все в печку и бросила. Наутро надо бы старику домой быть, а ево нет. А он подходил к колоде, перекувырнулся, штоб стариком обворотитца, спину да ноги собе разбил все. Поглядел, нет ево имушшества. Так он тут и взревел. Цели превращения колдунов и ведьм - корыстные: например, проникнуть незамеченным в чужой двор или пристрожить соседскую скотину. Так, в вологодской быличке колдунья обращается в волка, чтобы прогнать овец. Нередко «знающие» оборачиваются животными или птицами с целью скрыться от преследователей или обмануть их, просто пересечь далекое пространство. Еще в «Слове о полку Игореве» упоминается о том, как князь Всеслав «рыщет волком в ночи», преодолевая огромные расстояния. Былинная колдунья Марина Игнатьевна оборачивается сорокой, чтобы добраться из своего терема к берегу далекого «Турецкого моря». Архангельская быличка повествует о купце, который, опасаясь, что его ограбят разбойники, оборачивается медведем и бежит прямым путем через леса и болота. В мифологическом рассказе, записанном в Сургутском крае, оборотень-купец «ходит налимом» в реке, отыскивая рыбу. Налима вылавливает мужик, но благодаря жене рыбака ему удается ускользнуть в воду. Через некоторое время рыбак едет в город, и там, на базаре, ему встречается незнакомый купец, который зовет его в гости, щедро угощает и передает подарки для жены:
«Отвези, брат, пожалуйста, от меня своей жене подарочек, что я тебе дам». И начал он тут откладывать мужику разные материи - и шелковы, и атласны, и гарусны, и разные ожерелья, и серьги, и кольца Тут мужик не вытерпел и спрашивает купца: «Скажите же, пожалуйста, кто вы такой будете и за что вы дарите жену мою?» - «Вот за что я ее дарю, - отвечал купец. - Помнишь ты, как раз зимой добыл ты матерого налима и приказал жене сварить из него уху, а она не послушалась тебя?.. Вот этот налим и был я, и за то твою жену дарю, что она не убила меня. Я ходил допоздна в реке, отстал от товарищей и наткнулся на уду, и спасибо жене твоей, а то быть бы мне в ухе, и вот за это ей подарочек» После этого мужик спрашивает: «Для чего же вы ходите налимом?» - «А видишь ли, братец, мы промышляем на песках рыбу, вот и ходим узнавать, где рыбы останавливается больше, там и делаем промысел» Тогда мужик понял, что перед ним оборотень, взял поскорей подарки - и домой. Меняя внешний вид, колдуны и ведьмы стараются напасть на своего недруга, оставаясь неопознанными, пугают людей, стремятся навредить им, «заморочить» и сбить их с толку, завести на бездорожье, испортить и т. п. В мифологических рассказах мать-ведьма нередко в облике свиньи или собаки преследует своего сына, чтобы не пустить его на свидание с девушкой, которая оказалась ей не по нраву, и разрушить их отношения.

Врожденное оборотничество

Другой тип оборотней - люди, склонные к оборотничеству от рождения. Ими обычно считались дети, зачатые родителями в дни, которые, согласно предписаниям традиции, являлись запретными для полового сношения. Так, в Волынской губернии считали, что зачатые под Пасху обязательно станут волколаками. Страдая за грехи родителей, они в урочный час - обычно ночью - непроизвольно превращаются в волков. Это превращение для них очень мучительно и сопровождается сильными стонами. На Житомир-щине полагали, что как предопределенное судьбой оборотниче-ство грозит детям, рожденным от связи женщины и волка. На Русском Севере верили, что оборотнями становятся дети, проклятые родителями. Гомельские крестьяне рассказывали о превращении в оборотня того, кто совершил преступление.
Согласно мифологическим рассказам, вступление таких оборотней в брак заканчивается обычно бедой для их супругов, которые, как правило, ими же и бывают загрызены. Волколаки такого происхождения, как и ведьмы с колдунами, могут находиться в облике волков после смерти, так как у них, кроме души, есть еще «дух», дающий им возможность быть упырями.

Оборотни по принуждению

И наконец, третий тип оборотней - это обычные люди, превращенные в животных колдунами. Оборотничество совершается с целью наказать человека за нанесенную обиду и свести с ним счеты. В одной из быличек ведьма превращает парня, отвергшего ее любовь, в волка; в другой - теща «пускает волколаком» неугодного ей зятя; в третьей - колдунья мстит соседу за обиду тем, что оборачивает его по ночам в коня и ездит на нем. У русских широко распространены рассказы о том, как колдун или ведьма оборачивают в волков или медведей целую свадьбу. В мифологических рассказах превращение человека в волка-оборотня иногда выступает как наказание за непочитание родителей:

Жили-были дед да бабка. Был у них одинокий сын. Уж так он их жмал, жмал, короцки даром не давал. Были у него старики наги, голодны, босы. Вот старик помер, старуха сидит плаце. А сын в избу идет с лопатой, она и скаже:
Зачем, сынок, лопатку берешь? А он говорит:
Отця в саду зарою, на попов много нужно, и без попа сгниет.
Тут старуха завыла, да и говорит:
- Лучше я б волка породила, чем такого сына; отця, как собаку, зарыть хочет.
Только она это сказала, как и стал сын волком, хвост поджал, да и в лес побежал. Долго ли он в лесу жил, коротко ли, а только мяса не едал. Разорвет овецецку, да поглядит, где пастухи картошку пекли, да на тех угольях мяско сжарит. Знал видь, что как сырое мясо съист, навсегда волком останется. Прибежал он раз ночью в зиму, под зарод лег, лежит, дрожит весь. Шел мимо добр человек, видит: собака лежит, дрожит, а не лает. Скинул с себя кафтан, да волка прикрыл. Как пал на него кафтан целовеций, стал он опять человеком. Домой пришел, мати в ноги поклонился. Ну мать, известно дело, простила. И сейчас живет, да кто - не скажу.

Действие магических чар «знающих» на жертву достигается разными способами. По поверьям, колдун или ведьма набрасывают на человека звериную шкуру, ленту или пояс или бьют своей палкой. Известен и другой прием: скрученный пояс кладут под порог хаты, и вступивший в него становится волколаком. На Нов-городчине полагали, что ведьма, чтобы обернуть жениха и невесту волками, бросает под копыта лошадей клубок пряжи. По некоторым мифологическим рассказам, ведьма, чтобы навести порчу, перекапывала дорогу, по которой должна была проехать свадьба, небольшим рвом, и когда поезд пересекал это углубление, лошади падали замертво, а люди превращались в диких зверей.

Иногда при оборачивании человека определяется срок его пребывания в облике животного - вплоть до нескольких лет, - после чего жертва вновь обретает человеческий облик. В отличие от колдунов и ведьм, подневольные оборотни не могут свободно менять свой внешний вид. Лишь при особых условиях превращенный в волка колдовством может вернуть себе прежний облик: если волшебный пояс, которым он подпоясан, перетрется, лопнет или будет разорван кем-либо.

Оборотни по принуждению, а также те, кто являются ими от рождения, сохраняют человеческий разум. В народе верили, что оборотня можно отличить от обычного животного или птицы. Так, у волколака, в отличие от волка, белая полоса на шее, а у оборотня в виде сороки нет хвоста. Калужские крестьяне полагали, что волколака легко распознать, так как у него «задние ноги имеют колена вперед, как у человека, а не назад, как у волка». Белорусские поверья говорят о том, что у волколака человеческая тень и он всегда бегает один. На Смоленщине рассказывали, что если оборотень наклонится над водой, то в ней отразится человеческий облик. У всех восточных славян бытовало представление о том, что под шкурой убитого оборотня обязательно окажутся остатки истлевшей одежды, свадебные украшения, бусы и т. п. Так, на Волгодчине был записан мифологический рассказ об оборотне-волке, занозившем лапу и дважды приходившем за помощью к мужику. Но второй раз мужик убивает волка и обнаруживает под его шкурой человека в кумачной рубахе. Зачастую в мифологических рассказах повествуется о том, что волколаки не едят сырым мясо животного, убитого волчьей стаей, а лишь поджаривая на огне свою долю. По поверьям русских, если оборотень съест сырого мяса, то останется в облике животного навсегда. На Черниговщине вообще считали, что оборотень не ест свою добычу, а только душит.
Во время своих вынужденных скитаний волколаки всегда держатся с подветренной стороны от настоящих волков, опасаясь, чтобы те не напали на них. По поверьям, волколаки никогда не набрасываются на человека и не трогают домашний скот. Нужда заставляет их питаться чем попало, но они по большей части стараются добывать хлеб и мясную пищу, проникая в погреба. Многие крестьяне, заметив убыль продуктов, обычно относят это на счет волколаков и остаются в этом убеждении, если им не случится найти виновника пропажи. Иногда, томимые тоской по человеческой жизни, оборотни приходят под окна родной избы и жалобно воют, желая увидеть своих родственников. Родные же подчас признают в волке своего пропавшего домочадца:

Оборотень этот повадился ходить под ригу и там лежать. Домашние его и подумали: «Не наш ли это сердечный?» - и положили на то место, где он ночью лежал, ломтик хлеба. Утром посмотрели, а ломтя нет: он съеден. На следующую ночь положили больше хлеба, и это он съел. Так они его и кормили, пока он не превратился опять в человека. Прошло семь лет, волчья шкура у него треснула и вся соскочила: он стал человеком. Крест, как был у него на шее, так и остался, да клочок серенькой шерсти против сердца.

Большая часть волколаков - это хозяева-молодые и гости свадьбы, порченной колдунами за неоказание им уважения. После такого несчастья обычно приходится искать знахаря, который смог бы обернуть их обратно в людей.

Избавить волколака от звериного облика может любой человек, если снимет с себя пояс, завяжет на нем несколько узлов, каждый раз говоря: «Господи, помилуй», а затем опояшет им вол-колака. Можно также просто накинуть на оборотня человеческую одежду или обычное полотно. Тогда, по поверьям, волчья шкура спадет и из нее явится обычный человек. Другие способы расколдовать оборотня - накормить его «благословленной едой», хлебом или, встретив его, назвать людским именем. Обретение человеческого облика могло произойти и само собой по истечении срока заклятия - от 9 дней до года или 3, 7, 9, 12 лет. Однако, как полагали украинцы, для оборотня-жертвы существовала опасность: если колдун умрет раньше срока действия заклятия, то человек останется волком на всю жизнь.

Согласно народным представлениям и мифологическим рассказам, при обратном превращении волколак сохраняет признаки оборотня: он наг, не может говорить по-человечески. Окончательное возвращение в мир людей и обретение человеческих признаков происходит при приобщении его, вернувшегося из мира природы, к явлениям культуры: при надевании одежды, вкушении человеческой пищи, мытье в бане; при звуке колокольного звона. Нарушение условий обратного превращения грозило тем, что у человека мог остаться хвост. Мотив превращения звероподобного чудовища в прекрасного царевича характерен для волшебной сказки, где человеческий облик герою возвращает поцелуй его возлюбленной.
Оберегов, которые могли бы предохранить человека от превращения в оборотня, по народным представлениям, практически не существует. К защитным мерам, особенно во время проведения свадьбы, относились приглашение колдуна на свадебный пир и обильное угощение его. Кроме того, на свадебный чин дружки старались выбрать человека, знающего специальные заклинания и обереги.

Трансформация

Характер трансформации отличается от мифа к мифу, от произведения к произведению. Одна из форм может считаться первичной или естественной. Часто истинные оборотни обладают бо́льшим контролем над формой и могут перекидываться когда угодно или с меньшими усилиями, особенно если все формы равноправны. Бывает, что между формами человека и зверя есть промежуточные антропоморфные, или оборотень может превратиться частично - например, обратить только голову, вырастить хвост.
У оборотней могут возникать проблемы с трансформацией в животного или возвращением в истинную форму. Превращение может запускаться непроизвольно при некоторых условиях (например, в полнолуние или от ярости) либо требовать усилий воли. Иногда для трансформации нужны специальные действия, такие как стукнуться оземь или перекувырнуться через пенёк, в которой воткнут нож. Если эти действия нельзя выполнить (например, нож украли), оборотень застревает в одной форме. Существует множество поверий, как снимаются такие трансформации - волшебными травами, молитвами, подвигами, поцелуем прекрасной дамы…
Варианты превращений:
Анатомическое: органы тела на время становятся эластичными и принимают новую форму.
Чудовищное: трансформация проходит болезненно, например, оборотень «выворачивает шкуру наизнанку» или кости ломаются, прежде чем срастись на новый лад.
Волшебное: одна форма просто заменяется на другую, часто в сиянии магии или незаметно для глаза.
Кроме превращения из человека в зверя и из зверя в человека оборотень может претерпевать постепенную трансформацию на протяжении лет. С первого превращения или со становления оборотнем звериная природа может менять черты человека, делая его более похожим на соответствующее животное. Иногда это вполне человеческие черты, такие как грация у кошачьих оборотней, иногда - серьёзные (сросшаяся бровь, оволосение) или даже нечеловеческие (хвост, клыки), по которым можно отличить оборотня от обычных людей. Часто оборотни, даже истинные, становятся способными к превращению в совершеннолетие или после полового созревания. Другие рождаются с отметинами зверя - чертами животных.

Способы защиты от оборотней

Молодоженов и свадебные поезда всегда охранял специально приглашенный колдун - вежливец и дружка, «шафер со стороны жениха», на юге называемый «волком».
Обезапасить себя от оборотня (прежде всего - от оборотня-колдуна) можно было, ударив его наотмашь, искалечив (поранив волка-оборотня, подковав ведьму-лошадь).
От оборотней защищал «змеиный топор» (топор, которым убили змею).
Если похитить одежду колдуна или предмет, через который он оборачивался, то оборотень не сможет принять человеческий облик.
Чтобы оборотень не стал после смерти упырем ему перерезали пяточные сухожилия, а глаза (или рот) зажимали монетами.

Образ, подобный волколаку, человеку-волку, оборотню, есть в верованиях многих народов (английский Беовульф, немецкий Вервольф и т.п.). Верование в волколаков относится к эпохе, когда возможно было представление человека в образе зверя и когда люди, находясь в постоянном общении со зверями, умели, по пословице, с волками выть по-волчьи: как ни странно это покажется, а летописцы это искусство действительно приписывали некоторым лицам. Так, в Лаврентьевской летописи читаем: «...и яко бысть полунощи, и встав Боняк и отьеха от вой, и поча выти вольчски, и волк отвыся ему, и начаша волци выти мнози.»

Так или иначе, представления о том, что под шкурой волка может находиться мужчина или женщина, отразили веру в родство и единство всего живого: здесь волк - «хозяин» леса, зверей и одновременно «старший» родственник, покровитель, предок человека, «сильный» колдун, волк-волхв. Человек же, в свою очередь, - «превращенный волк», который (особенно колдун) черпает в этом родстве силы, а в критические моменты жизни может вновь стать волком.

В медицине

Клиническая ликантропия

Клиническая ликантропия - психоз, при котором человеку кажется, что он превращается в зверя или является таковым. Это довольно редкое состояние, считается своеобразным выражением психотического эпизода по вине другого психического расстройства, такого как шизофрения, биполярное аффективное расстройство (маниакально депрессивный синдром) или клиническая депрессия. Чаше всего в качестве зверя встречаются волки, но существуют и другие разнообразные варианты - кошки, кони, птицы, лягушки и так далее. В некоторых случаях не удается определить, каким именно животным представляет себя больной. Клиническая ликантропия известна с давних времён. Упоминания есть в античной мифологии и Библии. Люди отождествляли себя с животными, жившими поблизости - где-то это были волки, где-то тигры, медведи, львы, крокодилы.
Один 28-летний убийца, страдавший паранойей, шизофренией и ликантропией, описал свою болезнь таким образом[:
Когда я расстроен, я чувствую, как будто превращаюсь в кого-то другого; у меня цепенеют пальцы, словно булавки и иглы воткнуты мне в ладонь; я теряю контроль над собой… Я чувствую, что превращаюсь в волка. Я смотрю на себя в зеркало и вижу процесс превращения. Моё лицо теперь не моё, оно совершенно преображается. Я пристально всматриваюсь, мои зрачки расширяются, и я ощущаю, как будто у меня вырастает шерсть по всему телу, а зубы становятся длиннее.
Исследование 1988 года предложило ставить диагноз ликантропии по следующим критериям:
Больной сам рассказывает в моменты просветления, что он иногда чувствует или чувствовал, что является зверем.
Больной ведёт себя достаточно по-звериному, например воет, лает или ползает на четвереньках.

Фёдор Адрианович Евтищев, больной гипертрихозом, шоумен в Российсой империи. Существует мнение, что именно он послужил прототипом Чубакки.

Гипертрихоз

Гипертрихоз - избыточное общее или локальное оволосение врожденного или приобретенного характера, а также рост излишне длинных, толстых волос на необычных местах и в несоответствии с полом и возрастом. Избыточно могут расти пушковые волосы, покрывающие бесцветным пушком все тело или терминальные (длинные, толстые, пигментированные). Опасности для жизни не представляет.


Фёдор Адрианович Евтищев, больной гипертрихозом, шоумен в Российсой империи.
Существует мнение, что именно он послужил прототипом Чубакки.

Некоторые исследователи полагают, что мифы об оборотнях обязаны своим происхождением указанным заболеваниям.
Предания о человеке-оборотне существуют в поверьях практически всех народов и культур. Фобии, связанные с верой в вервольфов, достигли апогея в конце средневековья, когда оборотничество напрямую отождествляли с ересью, сатанизмом и колдовством, а фигура человека-волка была основной темой различных "Молотов ведьм" и прочих теологических наставлений инквизиции (например, "De lamiis et Phitonicis milieribus" Ульриха Молитора).
Оборотень, обвертень, обворотень, обворотень, обворотень, обертень, обертной, обертун, обертыш, обёртыш, овертун, овёртыш - предмет, существо, обернувшееся (обернутое) человеком, или, наоборот, человек, обратившийся, обращенный в кого-либо, во что-либо; колдун.

Обертиха, оборотка - ведьма, колдунья; оборотень.

«Овёртыш был ворон» [из сказки] (Мурм.); «Тут мужик понял, что перед ним оборотень» (Сургут.); «Ведьма тот же оборотень»; «Оборотнем через дорогу мечется»; «Над пьяным и оборотень потешается» <Даль, 1881>; «Оборотка будто бы бегает ночью по дворам, выдаивает коров» (Перм.); «Служба узял оборотня, положил его на порог и потребовал топор» (Курск.).

Способностями к оборотничеству в поверьях наделены лешие и водяные, черт, но чаще всего оборотнями именуются колдуны, ведьмы, а также люди, обернутые колдунами и ведьмами в животных (см. Волкодлак).

«В проточных водах и особенно часто „на омутах“ (глубокие места) встречаются оборотни в виде рыбы; при этом они обыкновенно „по воде стоят“, т. е. хвостом встречу воды» (Влад.); «Оборотни - особая порода людей. Мужики чаще оборачиваются в медведя, а женщины - в свинью» (Сургут.). Оборотень превращается в свинью, реже - в волка, чаще между ними встречаются женщины-свиньи, которые «просто гуляют по улицам ночью, пугая крещеный люд» (Вятск.).

«В превращения людей в медведей, сорок и других животных народ верует и веру свою подтверждает бывалым на веках» (Арх.). Оборотни - мужчины и женщины, «которые знают чернокнижие и с помощью злых духов могут обращаться в разных животных»; говорят, что ведьма «бывает всегда оборотнем и может являться в разных видах. Так, рассказывают, что видели долгое время бегавшую по селу, по вечерам, свинью, которую несколько раз собирались убить, но та, завидя народ, убегала куда-либо в глухой угол и исчезала мгновенно. Несколько лет тому назад будто бы видели ночью бочку, которая прокатилась через все село и тоже скрылась: все это ведьмы-оборотни» (Сарат.) <Минх, 1890>. Ведьма, превращающаяся в корову, в козу (ямана), в свинью, в некоторых местах называется оборотнем (Забайк.); оборотень подкатывается клубком, клочком сена, комом снега, овчиной, обращается в камень, клубок ниток, кучу пакли, в собаку, сову, петуха, ежа <Даль, 1880>.

«Оборотни бывают двух сортов: одни вольные, другие подневольные. Вольный оборотень тот, кто сам собой, своей волей оборачивается в какого-нибудь зверя, чтобы невзначай людей пугать и их обирать, когда те испугаются. Подневольный оборотень тот, кого кто-нибудь по насердкам оборотит в зверя, чтобы тот скитался и нужду спознавал. Подневольные оборотни безопасны, жалости подобны… А вот тех, кои сами собой, ради корысти, на эти штуки пускаются, тех, знамо, и убить не грех - туда и дорога» (Урал.) <Железнов, 1910>.

Наиболее распространенные формы превращений «собственно оборотней» - волк, медведь (колдуны); свинья, лошадь, птица, дым, колесо, копна сена (ведьмы), а также волк, медведь, лошадь (для тех, кто обернут колдунами).

Иногда оборотнями именуются обмененные, подмененные нечистой силой дети: оборотень - головешка, обращенная в ребенка чертом (Курск.).

Вера в оборотней и оборотничество была сильна и в древней, средневековой Руси, и в России XVIII―XIX вв. В XVIII в. В. Н. Татищев отмечал, что вера в превращения человека в медведя, сороку, дым «твердо удерживается» и «между подлостью, и между нерассудными дворянами». «Случаи обращения людей в животных и в деревья до сих пор считаются у вологодского народа вполне возможными и нередкими, - писал в конце XIX в. Н. Иваницкий. - Лягушки повсюду признаются обращенными людьми, во многих местах и медведи. Всего же чаще люди обращаются в волков» (Волог.). Вера в то, медведь - превращенный (проклятый) человек, удерживается у некоторых жителей Новгородской области до сих пор.

«Оборотиться», «обвернуться» (превратиться) нередко буквально означало «перевернуться», то есть перекувырнуться, «переброситься через себя» или через условную границу. По поверьям, перескочив через нож (через двенадцать ножей, двенадцать ножей в подполье - Сургут.), веревку, коромысло, ветку дерева, пень, огонь на печном шестке или просто - «против солнца» (Печ.), человек мог стать зверем, птицей.

«Чтобы сделаться оборотнем, надобно перекинуться чрез двенадцать ножей, поставленных вверх острыми концами, и употреблять при этом известные заговоры» (Нижегор.); оборотни «как верит народ <…> в полночь кувыркаются три раза через огонь на печном шестке, с двенадцатью ножами и вилками между пальцами, после чего вылетают в трубу сорокой и по своему желанию делаются птицей или другим животным» (Сарат.); «Если сваливается дерево, то не нужно оставлять сердцевину на пне, потому что иначе, если через такой пень перебросится человек, знакомый с волшебством, то делается медведем» (Енис.).

«Оборачиваясь», колдун и ведьма как бы переворачиваются той стороной своего существа, которая приобщена к высшим силам мира, к почитаемым зверям, птицам, рыбам - «предкам, родственникам и покровителям» человека. В повествованиях об оборотнях грань между человеком и зверем - узенькая полоска ножа, веревки, ветки, в сущности, она проходит через самого оборотня: он и человек, и животное, птица одновременно.

Особо склонна к оборотничеству, метаморфозам ведьма, которая легко превращается не только в птиц и зверей, но и в различные предметы, стихии, становящиеся при этом «живыми» (правда, обычно это определенные предметы, значимые для крестьянского хозяйства, - игла, клубок, копна сена и т. п.).

Такая способность к почти универсальному оборотничеству, видимо, отражает давнее представление о мире как об арене вечной метаморфозы, превращения одной формы в другую <Штернберг, 1936>, где даже неодушевленные предметы - «живые», могут стать людьми (и наоборот), а смерть - не уничтожение, но переход «в иной план» бытия, превращение в животное, птицу, растение, дерево. «Мертвецы обладают способностью оборачиваться и благодаря этой способности преодолевают затруднения, которые ставит могильная насыпь». «С тех пор как в уме первобытного человека сложился смысл, что подобный ему человек может обращаться в различные предметы и существа, для него были разрешены главнейшие вопросы, которые ставили жизнь и природа. Он понял жизнь природы, генезис вещей и тайну загробного существования человека» <Смирнов, 1890>.

Иногда перемещение-превращение похищенного или заклятого понимается и как нравственное перерождение. Утонув, но продолжая «жить» под водой, злая жена и разбойник-сын становятся такими добрыми, хорошими, что попавший к ним муж и отец не верит своим глазам: «„Расскажите мне, что все это значит? Ведь я тебя утопил. Отчего ты такая ласковая?“ - „Оттого, что меня маленькую во время сна леший унес от матери и воспитывал, он и меня научил, чтобы я грубила с тобой. Он же тебя и научил, чтобы ты меня бросил в воду. Если бы ты не пришел, мы бы вечно страдали, а ты пришел, так будем жить счастливо“» (Моск.).

Вера в оборотничество отразила представления о единстве мира, взаимозависимости всего сущего, которые (естественно, не в форме стройной теории) прослеживаются и в обрядах, и в сказках, и в поверьях русских крестьян.

В центральных, северо-западных и северо-восточных районах России оборотнем часто именуется «человек-волк» (реже - «человек-медведь») (оборачивание обычно происходит во время свадьбы) (см. Волкодлак). Ср.: «Людей оборачивали в волка или медведя когда-то очень давно, когда были сильные колдуны; впрочем, есть вера, что и ныне „в зырянах“ еще есть такие колдуны, что могут человека „пустить волком“, оборотней производят больше на свадьбах… <…>. Оборотни живут в лесу вместе с другими волками, как настоящие, но если убить оборотня и содрать с него шкуру, то окажется голый человек; убить же оборотня приходится очень редко и то „знатоку“ (знающему кое-что в колдовстве), потому что оборотень очень хитер и увертлив» (Волог.) <АМЭ>.

Отличали животных, птиц-оборотней по необычному поведению, реже - по каким-то чертам в их облике (белая полоса на шее волка; белый цвет его шкуры (Арх., Сиб.); отсутствие хвоста у сороки и т. п.).

«В зимнее время была свадьба очень большая. И с помощью злого человека эту свадьбу превратили в волков. И ета свадьба убежала, исчезла бесследно. В одно прекрасное время, в холода, эта свадьба явилась к людям. И пришли еты волки под крыльцо, под колидор. А невеста все ближе к жениху держится, парой все, к нему жмется. А женщина про это слышала и стала давать им хлеба. Ну, хлеб у крестьян, конечно, был с крестом (благословленный. - М. В.) и масло с крестом. Хлеба с маслом стала им кидать, етым волкам» (Новг.) (один из способов расколдовывания оборотня - кормление благословленной едой. - М. В.; о других способах см. Волкодлак).

Обезопасить себя от оборотня (прежде всего - от оборотня-колдуна, ведьмы) можно было, ударив его наотмашь, искалечив (отрезав ухо свинье-оборотню, подковав ведьму-лошадь) (см. Ведьма, Колдун). «…Рассказывала одна старуха, что когда ей случилось однажды идти ночью по деревне, то на пути встретилась ей большая черная собака. Старуха хотела защититься от нее своей палкой, но собака сказала: „Иди, иди своей дорогой: тае не замают“» (Калуж.).

От оборотней защищал «змеиный топор» (топор, которым убили змею).

Верили также, что если похитить предмет, с помощью которого происходило превращение (например, нож), или одежду колдуна, то вновь обернуться человеком он не сможет.

Оборачивание - само по себе колдовское действие. В рассказах об оборотнях (XIX―XX вв.) они могут просто рыскать зверем или летать птицей, иногда, правда, и с определенными целями - испортить человека, посторожить (или, напротив, погубить) скот, разведать места промыслов: оборотни кусают народ или вовсе заедают людей (Сарат. и др.).

К наиболее злокозненным действиям оборотней (не всегда так именуемым) относится наведение порчи и эпидемий: «Будучи уверены, что все несчастья, в особенности скотский падеж, напускаются каким-нибудь еретиком или чернокнижником, которые, по преданию старины, часто обращаются в четвероногих животных для причинения людям вреда, крестьянки при опахивании земли с ожесточением бьют попавшегося навстречу, которого принимают за оборотня или за самую смерть» (Калуж.) <Ляметри, 1862>.

В повествовании из Вологодской губернии колдунья оборачивается через коромысло, чтобы прогнать овец; девушка оборачивается козой и убегает от нелюбимого мужа (Смол.).

В быличке Архангельской губернии купец, опасаясь быть ограбленным, отправляется на ярмарку медведем; в этом обличье он убит - под шкурой убитого медведя обнаруживают оборотня, человека, одетого в жилет и брюки, с несколькими тысячами денег в кармане <Ефименко, 1877>.

В рассказе, записанном в Сургутском крае, оборотень-купец «ходит налимом», отыскивая в реке рыбу. Налима вылавливают, но благодаря жене рыбака ему удается ускользнуть назад, в реку. Вскоре после этого рыбак, приехавший в город, встречается на базаре с незнакомым купцом, который зовет его в гости, угощает и просит передать жене подарки: «…купец и говорит мужику: „Отвези, брат, пожалуйста, от меня своей жене подарочек, что я тебе дам“. И начал он тут откладывать мужику разные материи - и шелковы, и атласны, и гарусны, и разные ожерелья, и серьги, и кольца… Тут мужик не вытерпел и спрашивает купца: „Скажите же, пожалуйста, кто вы такой будете и за что вы дарите жену мою?“ - „Вот за что я ее дарю, - отвечал купец. - Помнишь ты, как раз зимой добыл ты матерого налима и приказал жене сварить из него уху, а она не послушалась тебя?.. Вот этот налим и был я, и за то твою жену дарю, что она не убила меня. Я ходил допоздна в реке, отстал от товарищей и наткнулся на уду, и спасибо жене твоей, а то быть бы мне в ухе, и вот за это ей и подарочек…“ После этого мужик спрашивает: „Для чего же вы ходите налимом?“ - „А видишь ли, братец, мы промышляем на песках рыбу, вот и ходим узнавать, где рыбы останавливается больше, там и делаем промысел…“ Тогда мужик понял, что перед ним оборотень, взял поскорей подарки и домой» (схожее развитие имеют сюжеты, записанные в Олонецкой губернии, в Новгородской области).

Среди русских крестьян XX в. вера в оборотничество, в общем, угасает, хотя рассказы об оборотнях - медведях и волках до сих пор популярны в некоторых районах России. Интересная трансформация темы оборотничества обнаруживается в записанном И. В. Карнауховой на Русском Севере повествовании об одном из героев Гражданской войны, «прославившемся» своей жестокостью: в этом рассказе партизанский командир выступает как волк-оборотень, вурдалак, губящий людей <Карнаухова, 1934>.

Существуют ли оборотни в реальной жизни? Данная тематика весьма популярна на просторах всемирной сети. Про людей в обличии волка, написано не мало книг и снято приличное количество фильмов. И все потому, что на это были причины. У эзотерических практиков, есть свое мнение, относительно оборотней, и основано оно на детальных исследованиях.

Существуют ли оборотни с точки зрения Отвечая на вопрос о существовании оборотней, профессионалы в области эзотерических учений, говорят, да, оборотни существуют. Однако, эти существа не имеют ничего общего с оборотнями, описанными в большинстве легенд и сказаний.

Оборотни не являют собой перевоплощенных людей, воющих на луну и пожирающих в ночи скот и детей. Они в принципе не умеют превращаться. Но, опровергать их существование на Земле, все же не стоит.

Оборотни, по представлениям эзотериков, это души животных, заточенные в человеческие тела. Такие люди — оборотни, густо населяют нашу планету. Следовательно, оборотни, это животного в человека.

Иначе говоря, это души низшего уровня. Максимум действий, совершенных оборотнями за всю жизнь, это найти пропитание и потребность в размножении. Сознание не присуще этим существам. Их сравнивают с тупым стадом, не приносящим пользы цивилизованному миру. Обучать этих «людей» не представляется возможным.

Причины воплощения душ животных в тела людей:

  1. Основная причина, наказание человеческого рода, за халатное отношение к природе, истребление животных. Люди ежедневно уничтожают огромные территории, предназначенные для жизни животных. Это пагубное воздействие, наносит неоценимый вред как природе, так и зверям. Животным не где рождаться, а это неотъемлемый процесс мироздания. Поэтому, их воплощают в людей. Можно сказать, душам животных компенсируют их ранний уход, из-за истребления и жестокого обращения. Статистика показывает, процент рождения истинно человеческих душ, существенно снизился. Пугающая перспектива.
  2. Иная причина, также относится к наказанию людей, только за то, что права животных, ставятся на порядок выше человеческих. Любовь к животным, это не порок, но ставить их на одну ступень с человеком, а нередко и возвышать, редкостный маразм. Подобные действия нарушают законы Мироздания, Эволюции, ибо все живые существа, занимают свою иерархическую ступень.

Оборотни обосновались в странах третьего мира (Африка, Азия). Территория СНГ, имеет пока минимальный процент этих существ.

Прогнозы на ближайшее будущее, говорят о возвращении душ животных в непосредственную среду.

Существование оборотней с точки зрения медицины

Существуют ли оборотни с точки зрения медицины? На удивление, даже медицина не обошла стороной оборотней. Седьмое столетие, Александрия, хирург по имени Паулус Эгинета сталкивается в своей практике с людьми — оборотнями. Многочисленные исследования того времени, позволили ему сделать заключение, превращение в кровожадное существо, это ничто иное, как болезнь, название которой меланхолическая ликантропия.

Заболевание вызывало у людей появление язв на нижних конечностях, отчего, передвижение происходило на четвереньках. Ночь, являлась покровительницей оборотней, блуждая по окрестностям, они издавали душераздирающие звуки, похожие на вой. С рассветом, рассудок возвращался к ним. Как известно из учений Гиппократа, тело человека состоит из четырех жидкостей. Болезнь описанная Паулусом, подразумевает излишнее скопление черной желчи в организме. Меланхолия, наиболее распространенное название данной болезни.

Колдовство, одна из форм появления людей — оборотней

Оборотней часто приравнивают к колдунам. Небезызвестный историк Геродот, в своей четвертой книге «История», дал описание людей из племени неури, которые, по мнению скифов, являлись самыми настоящими колдунами. На это указывало их ежегодное перевоплощение в волков. В данном обличии, члены племени пребывали несколько дней, по прошествии времени, они снова принимали человеческий облик.

В скандинавский странах, где процветало язычество, нормой считалось иметь «несколько шкур». Например, люди могли превращаться в любое существо, перенимая от него не только внешний вид, но и повадки, чувства, способности. Если выбран образ волка, соответственно злоба и ярость главенствуют в перевоплотившемся человеке.

Поговаривают о связи, между оборотнями и так называемыми живыми мертвецами (неразлагающиеся тела грешников, покидающих с наступлением ночи свои могилы). Европейские страны, называют этих бродячих существ «волколы», что в переводе со славянского языка, значит оборотень. Считалось, что такие люди, при жизни были отлучены от церкви (тяжкое преступление, самоубийство), что не позволило им после смерти быть захороненными в освященной земле.

Непридуманные истории

Наиболее ужасающей, считается история о мужчине — оборотне, Петере Штуббе, уроженце немецкого города Бедбург.

С малых лет этот человек имел тесную связь со злом. Двенадцать лет, эта цифра положила начало череде зверских убийств, длинною в 25 лет. Черная Магия, некромантия, увлекали Петера. Считается, он водил дружбу с самим дьяволом, а также с его посланцами. Дьявол будто видел в мужчине орудие, с помощью которого можно вершить зло, создавая хаос среди населения. Утверждалось, в подарок от исчадия ада, Штуббе получил пояс, изготовленный из волчьей кожи, который и способствовал превращению человека в безжалостного хищника.

Дабы утолить свою кровожадность, мужчина оборачивался поясом и выходил на охоту. Многие годы он бродил из города в город, лишая жизни местный скот. Поистине зверскими были иные преступления, когда в обличии волка, он бросался на женщин и девочек, насилуя их, а в последствии пожирая. Ему приписывают жестокое обращение со своей семьей. Дочь и сестра, также были жертвами его похоти, а сын, после связи с отцом — оборотнем, был убит и съеден.

Поймать немецкого оборотня смогли в момент его обращения в человека. Дыба (средневековое орудие пытки), помогла развязать ему язык. Там мужчина признался в шестнадцати совершенных убийствах и в сделки с дьяволом. Казнь обещала быть не менее жестокой. Вначале, тело убийцы расположили на колесе, чтобы сдирать раскаленными клещами части его плоти. Далее, конечности отделили от тела, и обезглавили. Само тело сожгли на костре. Так закончилась жизнь Бедбургского оборотня.

Другой пример классической ликантропии, повествует об оборотне из Франции, по имени Жан Гренье.

По его словам, в возрасте одиннадцати лет, сосед, взял его с собой в лес, где произошло знакомство мальчика с Повелителем Леса, человеком, в жилах которого текла тьма. Он же, пометил будущего убийцу, оставив на коже некий знак. После, как и в случае с Петером, Жану преподнесли в дар шкуру волка и неизвестную мазь. Это позволяло мальчику превращаться в свирепого зверя.

Первой жертвой французского оборотня, стала маленькая девочка, пасшая овец, вблизи его родной деревни. Кто она такая он не знал, но это не помешало оборотню напасть на беззащитного ребенка, растерзать его и съесть. Дальнейшие убийства, происходили по тому же сценарию. Жан обмолвился, перед превращением, он наносил на кожу мазь из горшочка, прятал одежду и по приказу Лесного Правителя шел убивать детей. Гренье был из тех, кто мог нагонять ужас на округу и белым днем.

Главная заповедь человека тьмы, была такова: «никогда не избавляться от ногтя на большом пальце левой руки». На суде, Жан показал этот ноготь. Присутствующие отметили, он был толстым и длинным, по сравнению с остальными.

Вскоре, ему вынесли приговор, пожизненное заключение. Но через 7 лет он скончался в тюрьме.

Заключение

Итак, существуют ли оборотни на самом деле? Я соглашусь с эзотерикой. Таких людей-оборотней очень много, людей у которых 3 основных цели в жизни:

  • Поесть;
  • Поспать;
  • Размножаться. Да и то − детей тоже чаще всего не хотят иметь.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия