Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия

Стили китайского сада

Сады Китая отличаются необыкновенным разнообразием, и их невозможно свести к условностям того или иного стиля. Несмотря на то что в Китае насчитывается как минимум шесть условных типов садов (сады при императорских дворцах, при императорских гробницах, при храмах, сады естественных пейзажей, домашние сады, сады ученых), тем не менее, в целом китайские мастера придерживались двух основных школ садово-паркового искусства – северной и южной.

Главной особенностью южной школы (экономический центр страны) является создание на небольших участках земли миниатюрных садов, внутри которых размещались архитектурные сооружения, мостики, водоемы, гроты, редкие виды деревьев и красивоцветущие кустарники. Малые сады устраивались при жилых домах. Для северного направления свойственно проектирование культурных ландшафтов на обширных территориях в сотни гектаров, с устройством огромных водоемов и достаточно крупных форм рельефа.

В Древнем Китае традиционно устраивались сады при императорских дворцах и дворцах китайских вельмож, это были парадные сады или даже парки. Они создавались как величественный и умиротворяющий фон для созерцания и медитации. Садоводы старались скопировать самые впечатляющие особенности окружающего ландшафта, которые в меньших масштабах воссоздавали за садовой оградой. Посадки деревьев и кустарников были строго симметричными, тщательно подстриженными и стилизованными, каждая деталь что-нибудь символизировала. Многие такие сады сегодня являются местами настоящего паломничества туристов. Свободная планировка этих садов сочетается со строго симметричными композициями зданий. Здания вписаны в искусно обработанный природный ландшафт, включающий озера и возвышенности.

Главная задача создателя такого парка заключалась в нахождении исходного обзорного пункта, с которого лучше всего открывался бы самый красивый вид. Менее значительные композиции группировались вокруг главной и были ей подчинены.

Китайский сад может быть садом ученых, с лабиринтом дорожек для многочасовых прогулок ученых и философов, призванным настраивать их мысли на спокойный и возвышенный лад. По свидетельству самих китайцев, в садах ученых (или садах литературы) лучше всего воплощено мировоззрение китайского сада. Здесь нет официальной парадности. Все создано для отдыха и глубоких размышлений: небольшие озера с высокими арочными мостиками, павильоны с черепичными крышами, небольшие пагоды, композиции из естественного камня. Сад ученых отличается скорее скромной, тонкой элегантностью, нежели роскошью и величиной. Ярко-красный цвет деревянных построек создает контраст по отношению к зелени окружающей природы, белым поверхностям стен и элегантной серой черепице крыш.

Китайский сад может быть домашним садом (небольшие садики около частных домов), окруженным сплошной стеной из камня или бамбука (в Северном Китае его традиционно заменяют на хвойные растения).

Кроме того, существовали также сады естественных пейзажей, где даже маленький фонтанчик маскируется под ручеек, бегущий среди скал. Здесь человек не вмешивался в природу, а любовался ее красотой.

Планировку китайского сада определяют два типа созерцания: статическое и динамическое. В китайском саду должен быть поэтический уголок (обычно беседка на некотором возвышении, из нее открывается вид на сад), который является местом для «созерцания в спокойствии» – одной из двух различных традиционных китайских форм переживаний, связанных с садом. Такую же важную роль для китайских садовых оформителей играло и «созерцание в движении» – вторая форма переживания, которая подразумевает постоянно сменяющие друг друга пейзажи при прогулке по саду.

Китайский сад предполагает и воспитывает обостренную чувствительность, способность погрузиться в мир микровосприятий. Лучшее тому подтверждение – представление о саде как о мире в миниатюре. В китайской традиции огромное значение приобретает символика не только используемых ландшафтных компонентов (растительности, рельефа, водных ресурсов), но и архитектурных сооружений. Вне зависимости от принадлежности к той или иной школе сад в китайском понимании – это целый мир, вмещающий жизнь человека, своеобразный «мир в мире».

Главное в искусстве создания китайского сада – это умение в «меньшем увидеть наибольшее», и не просто увидеть, но и сказать об этом. В использовании ландшафтных компонентов прежде всего видели возможность выявления самобытности каждой вещи. Этот способ мог выступать в виде контраста двух берегов одного ручья – оголенного и поросшего растительностью. Он распространялся и на цветочные композиции (контраст цвета, формы растений, линий и объема). Он мог быть, наконец, взаимопроникновением спокойного и изменчивого, как отражение луны на ряби водной поверхности (традиционный образ для Китая).

По эмоциональному воздействию на человека выделялись следующие типы садов: смеющийся, угрожающий и идиллический.

Смеющийся сад должен быть в полном контрасте с угрожающим, в котором главную роль играли нависшие скалы и обрывы, изломанные деревья, как будто сраженные бурей. Сады угрожающего стиля вообще наполнены причудливыми и вычурными элементами – мрачными каменными композициями, деревьями неестественной формы, страшными статуями мифических существ. Идиллический тип пейзажа подчеркивался достаточно большим водоемом с островом, на котором размещался рыбачий домик или беседка.

В противоположность японскому саду с его мягкими тонами и плавными цветовыми переходами китайский сад ярок и многоцветен. В особенности это касается смеющихся садов. Несколько ближе к японским китайские сады идиллического стиля, но и они сохраняют описанные выше типично китайские особенности, к которым можно добавить еще одну. Если японский сад может быть сколь угодно мал и производить впечатление игрушечного, то китайский сад обычно более просторен.

И если в настоящий полноценный японский сад можно превратить маленький укромный уголок приусадебного участка, то под китайский сад лучше выделить весь участок и подготовиться к основательному преобразованию его рельефа и убранства (озеленению, посадке деревьев, устройству цветников и пр.).

Знакомство с великой культурой Китая повлияло на развитие пейзажного стиля садоводства в Европе и легло в основу идеологии создания японских садов.

Из книги Луна и цветущий сад автора Семенова Анастасия Николаевна

Закладка сада Готовитесь ли вы строить собственный сад, или вы садовод со стажем, вы знаете: все начинается с идеи. С проекта, планирования, закладки. Действительно, как лучше всего распланировать будущий сад? Такое решение стоит продумать тщательно, со всей

Из книги Дача. Что и как можно построить? автора Банников Евгений Анатольевич

Освещение сада Прежде чем выбрать светильники и определить их местоположение на участке, необходимо решить, что же делать – подсветку или освещение.Обычно освещают подъезд к дому, площадку перед воротами или калиткой, крыльцо, дорожку вокруг дома, беседку (рис. 42). Чтобы

Из книги Сезонный календарь для садовода автора Куропаткина Марина Владимировна

Закладка сада Прежде чем приступить к непосредственной закладке будущего сада, необходимо совершить множество действий, любое из которых очень важно. Следует отнестись к каждому пункту внимательно, так как через несколько лет могут появиться последствия ошибок,

Из книги Золотая книга богатого урожая автора Самсонов Сергей Анатольевич

Реконструкция сада Во взрослом саду следует время от времени проводить так называемую реконструкцию. Она заключается в удалении старых погибших растений и улучшении условий для молодых и зрелых. Перед ее началом следует тщательно продумать цели, ради которых она будет

Из книги Защита огорода и сада без химии и яда автора Звонарев Николай Михайлович

Растения для сада Как правило, в плодовом саду ведущее место занимают такие культуры, как яблоня, груша, вишня, слива, земляника, смородина, крыжовник, малина, виноград. В некоторых садах выращивают также облепиху и другие растения, обладающие целебными

Из книги Садоводу и огороднику Дона автора Тыктин Н. В.

Защита сада

Из книги Всё об обрезке и прививке деревьев и кустарников автора Горбунов Виктор Владимирович

Посадка сада Лучший срок посадки яблонь и груш - октябрь, косточковых культур - ранняя весна. Запоздание с весенней посадкой может привести к гибели деревьев из-за сильного иссушения.Для экономии времени весной необходимо все подготовительные работы: перекопку,

Из книги Большая книга дачника автора Петровская Лариса Георгиевна

Обрезка сада

Из книги Отличный урожай круглый год автора Серикова Галина Алексеевна

Планирование сада Азы общего планирования, без которых никак не обойтись начинающему дачнику, мы с вами усвоили. Теперь распланируем сад.Вы уже поняли, дорогие современные дачники и дачницы, что планирование – это основа всего. Создание красивого и продуктивного сада во

Из книги Китайский и японский сад автора Згурская Мария Павловна

Закладка сада У всех давно на слуху выражение, что человек должен сделать в своей жизни. И не кажется случайным, что, помимо постройки дома и рождения сына, говорится о том, что необходимо посадить дерево, и хочется дополнить: «Желательно не одно, а лучше настоящий сад».

Из книги Дизайн сада своими руками автора Красичкова Анастасия Геннадьевна

Ландшафтные компоненты китайского сада Основу сада составляет площадка для медитаций и физических упражнений, рядом с которой располагается небольшой пруд. Водаявляется неотъемлемым элементом китайского сада. В самых знаменитых садах она занимала более половины

Из книги 1001 ответ на важные вопросы садовода и огородника автора Кизима Галина Александровна

Стили японских садов Современный подход к классификации японских садов основан не только на поиске различий в структурной концепции сада, но и на философских учениях постижения мира разных буддийских школ. Сады Дзёдо. К середине X века идеи буддизма стали

Из книги Золотые сорта плодовых культур автора Фатьянов Владислав Иванович

Стили ландшафтного дизайна Стиль – это собирательный образ художественных деталей, использующихся в оформлении чего-либо, объединенный общим способом творческого выражения. Иными словами, стиль ландшафтного дизайна заключается в едином впечатлении, которое

Из книги Большая энциклопедия дачника автора Вечерина Елена Юрьевна

Есть ли противопоказания в употреблении китайского лимонника? Есть противопоказания! Не следует пить настой лимонника на ночь, он возбуждает нервную систему. Не следует его употреблять и

Из книги автора

Красавица Сада Этот позднелетний сорт получен С. И. Исаевым от скрещивания сортов Суйслепское с Боровинкой. Зимостойкость высокая, плодоношение наступает на 4-5-й год роста дерева, не всегда ежегодное. Урожайность обильная до 240 кг с дерева. При этом плоды часто мельчают.

Китайская культура отмечена печатью древности, оригинальности и известного своеобразия. Ландшафтный дизайн можно смело назвать одним из проявлений культуры Китая, в котором в полной мере отразились все ее черты. В культуре Поднебесной империи особую роль играет учение фэн-шуй, в котором гармонично объединены философия и повседневная жизнь. В отношении китайского сада влияние фэн-шуй выражается в создании гармонии между элементами воздуха, воды, земли, а также растениями, холмами, равнинами и, конечно, человеком. Устройство садовой территории, согласно фен-шуй, представляет отражение душевной организации ее хозяина, является своего рода проекцией его внутреннего мира.

Философия в устройстве зеленой зоны

Китайский сад - это чаще всего пейзажный сад, в котором каждый архитектурный элемент имеет свое символическое значение. Особенностью зеленой зоны можно назвать характерную для нее иерархичность, отношения подчиненности между отдельными элементами, при обязательном соблюдении баланса и гармонии в духе фэн-шуй.

Сад с настроением Поднебесной – это результат усилий человека и природы, при этом рукотворные элементы (здания, скульптуры, архитектурные формы малых размеров) удивительно гармонично становятся элементами ландшафта, так что искусственное порой не так просто отличить от естественного.

Концепция настроения

В саду, созданном по китайской философии, всегда присутствует выраженный центр в виде доминирующей композиции, а остальные элементы располагаются вокруг нее. Хотя садики в таком стиле имеют единую концепцию, но имеется много интересных разветвлений. Одно из них носит название «смеющиеся сады». Они отличаются насыщенными красками, широкой цветовой палитрой. Причем даже такие элементы как здания, тропинки, аллеи выполняются в яркой цветовой гамме.


«Смеющимся садам» в философском и художественном плане противопоставляются «угрожающие», которые являют собой отражение грозной мощи необузданных стихий. Своеобразная красота и гармония их выражается в форме искривленных деревьев, низвергающихся с грохотом водопадов, каменных глыб, готовых обрушиться в любой момент.

«Идиллический сад» - еще один вид эмоционального состояния китайского сада. Все элементы композиции выполняют задачу воцарения спокойствия и мира в душе, чему способствуют неяркие краски, умиротворяющая водная гладь пруда, на островке в котором можно уединиться в уютной беседке. Примечательно, что все три вышеописанных настроения могут присутствовать в одной зеленой зоне.

Решения для сада в стиле Поднебесной (фото)




Китайский сад - это не просто пагоды, красный цвет и колокольчики. В его основе всегда лежит синтез природы и мифологии, попытка создать рай на земле. Этот рай имеет вполне конкретный образ. По древним легендам, в океане существовали пять Островов бессмертных. Их описания со временем превратились в пособие для садоводов, которые создавали миниатюрные копии ландшафта мифических островов. В идеальном китайском саду обязательно есть водоем с одним или несколькими островами, павильон и искусственная гора - прообраз горного массива Куньлунь. Рассматривая планы известных садов, европеец может обнаружить нарушение привычных нам законов планирования. Но в реальности эти сады гармоничны. В чем секрет? Китайцы изначально создавали сад, а не привязку ландшафта к дому. Если убрать забор и дом, участок соединяется с природой. Поэтому в китайских садах традиционно использовались растения-аборигены, произрастающие в этой местности. Собираясь в путешествие по китайским садам, возьмите в дорогу мои любимые книги.

Елена Голосова «Сады и парки дельты реки Янцзы»; Дж. Саймондс «Ландшафт и архитектура»; Gao Yonggang «The Essential Guide to Creating a Chinese-Style Garden: Design a Landscape for the Soul in Your Own Backyard».

Карьерный сад

Заброшенный карьер площадью 4,26 га превратился в оазис. Он расположен в Ботаническом саду в Шанхае. Дизайнеры совместно с инженерами изменили рельеф участка, создав секретные сады и петляющие маршруты. Каменные стены карьера оставили нетронутыми, что позволит им «самовосстанавливаться» под дождем и солнцем. Quarry Garden, in Shanghai Botanical Garden. 997 Longwu Rd, Xuhui Qu, Shanghai Shi. www.shbg.org

Сад Чжаньюань В Нанкине

Этому саду 600 лет, и здесь сохранились постройки династии Мин. Обратите внимание на дорожки из камней. Перед тем как поместить в сад, их много лет держали на дне озера Тайху, чтобы вода сточила все лишнее, а затем обрабатывали вручную. Идеальный камень должен был обладать пятью качествами: шоу - узкий, чжоу - морщинистый, лоу - продырявленный, тоу - проникающий, сю - красивый. Zhanyan garden. No. 128, Zhanyuan Road, Qinhuai District. www.njzy.net

Юхэюань - Парк Безмятежного отдыха

Пекинский парк 1750 года также называется «Летний дворец». Охраняется ЮНЕСКО как шедевр китайского ландшафтного дизайна. Обойти всю территорию за день не получится. Сюда принято возвращаться. Yihe Yuan Summer Palace. 19 Xinjiangongmen Rd, Haidian Qu. www.summerpalace-china.com

Парк Бейхай

Императоры разных династий снаряжали экспедиции на поиски Островов бессмертных, о которых повествуют китайские легенды. Острова не нашли. Но их описание легло в основу создания этого парка в Пекине. Здесь есть знаменитый ресторан императорской кухни, где готовят по рецептам времен династии Цин. 1 Wenjin St, Xicheng Qu. www.beijingtrip.com/attractions/park.htm

Сад Лю Юань

«Сад уединения» в Сучжоу входит в число четырех самых известных садово-парковых ансамблей Китая и охраняется ЮНЕСКО. Композиция классического пейзажного сада состоит из серии видовых точек и маршрутов перемещения между ними. Сад был создан самим хозяином в соответствии с искусством традиционных садов «бэнь юй цзыжань» («произрастая из природы»), согласно которому сначала формируется сад и лишь затем план участка. 338 Liuyuan Road, Gusu Qu, Suzhou Shi, Jiangsu Sheng. www.china.org.cn

Вангшиюань

Еще одно название - «Сад мастера плетения сетей и интриг». Образец классического китайского сада отражает тесную связь между образом жизни владельца и ландшафтом. Участок размером всего около 50 соток кажется в разы больше благодаря хитрой планировке. Из каждой комнаты дома можно без труда попасть в сад. Этот прием совмещения дома и улицы характерен для многих частных садов Сучжоу. Wangshi Yuan. No.11 Kuojiatou Alley, Daichengqiao Road, Canglang District, Suzhou 215006. www.szwsy.com

Речной парк Хаутан в Шанхае

Парк был создан к выставке Шанхай Экспo 2010 и отражает идею «ландшафта как автономной экосистемы». Участок представляет собой узкую полосу площадью 14 га на реке Хуанпу. Эти земли, загрязненные продуктами нефтепереработки, ранее принадлежали сталелитейному заводу и верфи. Проект, выполненный китайской архитектурной студией Turenscape, призван создать новую «зеленую» территорию, продемонстрировать экологически чистые технологии, а после выставки Expo использовать ее как общественную набережную. Еще одна задача, стоящая перед проектировщиками, заключалась в улучшении контроля за паводками. Чтобы создать новую активную береговую линию как живой организм для лечения загрязненной реки, было разработано болото 1,7 км в длину и 5–30 метров в ширину. Авторы проекта выстроили красивые деревянные мостики, а для поглощения загрязняющих веществ высадили растения, очищающие воду. No.2200 Shibo Avenue, Pudong New Area, Shanghai.

Сад Юй-Юан

Сад был основан в XVI веке во времена империи Мин по указу сына министра в качестве подарка своему отцу. Именно отсюда и пошло название «Сад радости». Оно символизирует счастье, которое младшие дарят старшим. К сожалению, в XIX веке сад сильно пострадал, но был отреставрирован в 1956 году. 218 Anren St, Huangpu Qu, Shanghai Shi, 200010. www.yugarden.com.cn

Ботанический сад Чень Шань в Шанхае

Масштабный пейзажный проект мюнхенского бюро Planungsgruppe Valentien осуществлен в 2010 году. На 206 гектарах насыпной земли в дельте реки Янцзы у подножия горы Чень организован уникальный зеленый ландшафт с автономной экосистемой. В основу проекта легли эстетика и символика традиционного китайского ландшафта, дополненные инновационными техническими решениями. Chenshan Botanical Garden. No.3888 Chenhua Road, Songjiang District, Shanghai 201619. www.csnbgsh.cn

Сад Хе юань в Янчжоу

Сад Хе Юань в Янчжоу являет собой хорошо сохранившийся образец садового искусства времен династии Цин. Одной из главных достопримечательностей является павиль­он пионов. He Yuan Yangzhou. No.66 Xuningmen Avenue Yangzhou. www.he-garden.net

Китайский стиль ландшафтного дизайна, как собственно и вся китайская культура, по праву считается одним из самых древних. Сады Поднебесной завораживают своей самобытностью, ведь их дизайнерские принципы формировались в условиях абсолютной изоляции, опираясь исключительно на постулаты даосизма и конфуцианства.
В китайском придомовом парке нет ничего лишнего. Здесь всё продумано до мелочей, и каждый, даже самый миниатюрный элемент, играет важную роль, имея своё символическое значение.

Философия фэн-шуй

Китайский стиль оформления ландшафта довольно специфичен. Его идеологической основой стала философия фэн-шуй. Главные постулаты этого учения, имеющие отношение к обустройству территории, таковы:

  • Во всех элементах садово-парковой композиции должна царить абсолютная гармония, олицетворяющая сбалансированное взаимодействие пяти стихий (вода, земля, дерево, огонь, металл). Этим правилом определяется также и соотношение воды и суши, и объёмы свободного и занятого пространства.
  • Каждый из элементов, составляющих общую дизайнерскую картину, одинаково важен и имеет своё предназначение.
  • Китайский сад – это мир в миниатюре. Его целостность и многогранность достигаются с помощью многоплановой перспективы и «свёрнутого» пространства. Здесь в постоянном единении и противоборстве находятся два жизнеутверждающих начала – мужское и женское.
  • Обязательно наличие главной, центральной точки, вокруг которой происходит движение. Располагается она, как правило, на возвышении.
  • Абсолютно всё, что посажено, построено, установлено, и обустроено в китайском саду должно быть наполнено животворящей энергией Ци, грамотно направленной хозяином или ландшафтным дизайнером в нужное русло.

Концепция китайского стиля в ландшафтном дизайне

Основная идея китайского ландшафтного дизайна – воспроизведение на имеющейся территории миниатюрной модели мира. По сути – это колоритная смесь из пейзажного и этнического стилей, основанная на гармоничном сочетании природных красот с определёнными декоративными включениями. Однако грань между естественным и рукотворным здесь настолько тонка, что неискушённому зрителю определить её будет очень сложно.

В китайском саду человек не противопоставляет себя природе, а лишь деликатно направляет её проявления в нужную сторону. Находясь в постоянном поиске совершенства, приверженцы древних философий создают вокруг себя живописные ландшафты, идеально подходящие для медитаций и ощущения абсолютного единства с окружающим миром.

Особенности обустройства

Оформление участка в китайском стиле предусматривает организацию максимально комфортных условий для достижения гармонии с природой и с самим собой. В этом необыкновенном месте, одинаково прекрасном в любую погоду, независимо от времени суток, человек должен отдыхать и душой, и телом.

Яркой особенностью оформления сада по-китайски является иллюзия безграничности пространства. С каждой смотровой площадки обязательно открываются новые виды. Любой, даже самый маленький кусочек сада, притягивает взгляд, создавая настроение. Неухоженные или незанятые участки здесь недопустимы.

Пейзажность таких садов обеспечивается плавностью линий, сглаженными формами, природными силуэтами и свободно растущей зеленью.

Как правило, участок, оформленный в китайском стиле, можно узнать по следующим признакам:

  1. планировка в соответствии с учением фэн-шуй;
  2. целостность и завершённость композиций;
  3. отсутствие пластика в оформлении;
  4. обилие воды и камней;
  5. наличие чайной беседки, лунных ворот и садовых окон;
  6. внутренние садовые стены;
  7. стилизованные входные ворота.

Китайские приусадебные участки существенно отличаются от европейских своим наполнением. Основной акцент дизайнеры востока делают на воду и камни, в то время как растительность, а особенно – цветы – это просто полезное дополнение.

Ландшафтные композиции

Несмотря на то, что все ландшафтные композиции в китайском стиле имеют единую философскую концепцию, они всё же подразделяются на несколько видов. В зависимости от оказываемого эмоционального воздействия, различают:

  • Смеющийся сад. Привлекает внимание богатой цветовой палитрой и насыщенностью красок. Здесь яркое всё – и растения, и дорожки, и постройки.
  • Идиллический сад. Это место спокойствия и умиротворения. Характерные признаки – уютная беседка, тихая водная гладь, неброские цвета.
  • Угрожающий сад. Олицетворяет необузданное величие стихий, выраженное бурлящими потоками, шумными водопадами, искривлёнными деревьями и могучими каменными глыбами.

Примечательно, что эти зоны должны одновременно присутствовать на территории участка. Планомерно сменяя друг друга, они делают китайский сад многоликим, напоминающим реальный мир, постепенно открывающий свои секреты любознательному путнику.

Планирование участка

Поскольку в китайском саду всё подчиняется теории равновесия фэн-шуй, обустройство ландшафта здесь следует проводить в соответствии с её идеями:

  • Южная часть. Отвечает за любовь и всё, что с ней связано. Должна быть обозначена огнём и красным цветом (светильники).
  • Северная сторона. Оказывает влияние на работу и карьерный рост. Предусматривает наличие камней, воды и чёрно-синих оттенков.
  • Восток. Зона размышлений и обучения. Традиционно обустраивается деревом и дополняется зеленью.
  • Запад. Территория дружбы. Обязательные атрибуты – металл и оттенки белого.
  • Центр участка. Обитель душевного и телесного здоровья.

Корректируя вид и количество составляющих, можно обустраивать каждую зону, ослабляя или, наоборот, усиливая её энергетическое воздействие.

Традиционные элементы

Занимаясь обустройством участка в китайском стиле нельзя забывать об определённых традиционных элементах оформления. К ним относятся:

Внутренние (садовые) стены . Выложенные из камня или выкрашенные в белый цвет, они служат эффектным фоном для растительности, одновременно выполняя функцию .

Представляют собой большие, размером с человеческий рост, проёмы произвольной формы во внутренних стенах сада. Разделяя пространство, они помогают открывать новые пейзажи по мере продвижения по участку, одновременно являясь своеобразными рамами для «живых картин».

Садовые окна . Это различные отверстия в садовых стенах, позволяющие созерцать живописные картины природного мира. Могут иметь два варианта исполнения:
— в виде достойной рамы для открывающегося за ней пейзажа;
— в форме декоративной решётки из металла, камня или дерева, зачастую с замысловатым орнаментом.

Камни . Наделены душой и олицетворяют собой мужское начало Ян. Особую ценность представляют старые глыбы и образцы, имеющие сложную форму. Располагаются как по отдельности, так и группами. Гора камней в Поднебесной – символ бессмертия.
Традиционно в оформлении ландшафта широко используется озёрный известняк, демонстрирующий на своей поверхности следы длительного воздействия воды, а значит – имеющий прошлое.

Водоёмы . Наряду с камнями являются неотъемлемой частью китайского ландшафта, и символизируют женское начало. Причём живительная влага обязательно должна присутствовать в двух состояниях – спокойном и движущемся. В саду нужно найти место как для пруда или озера (желательно с рыбками и водными растениями), так и для ручья или даже водопада.
Стилизованные мостики . Соединяя берега водных пространств, они могут быть самыми разными: шаговыми – для скромных ручейков, изогнутыми – для небольших потоков, зигзагообразными – для пересечения крупных водоёмов. Традиционные строительные материалы – дерево и камень.

Беседки и павильоны . Примечательны отсутствием стен, изогнутой кровлей и богатым убранством. Сооружаются, как правило, на берегу или в самом центре пруда. Предназначены для отдыха, медитаций и созерцания. Форма постройки зависит от окружающего ландшафта и символического значения.

Это миниатюрная пейзажная композиция из камней и песка, расположенная около ограды или на специальном столике посреди сада.

Традиционно выполняются в красном цвете, иногда украшаются иероглифами. Могут быть изготовлены из самых разных материалов – металл, дерево, бумага, стекло. Размещаются вдоль стен, внутри и снаружи беседок. Используются как для освещения пространства, так и в качестве украшения.

Каменные львы . Традиционный атрибут китайского сада, призванный защитить хозяина от отрицательной энергии, которую могут принести с собой посетители. Располагаются парами непосредственно у дверей дома или перед входными воротами.

Входные ворота . Имеют прямоугольную форму и дополняются характерной изогнутой крышей. Окрашены, как правило, в ярко-красный или коричневый цвет.

По учениям фэн-шуй вся энергия в пространстве движется ритмично. Исходя из этого, садовые дорожки обязательно должны быть извилистыми, особенно те, которые ведут непосредственно к дому. Прямая линия в китайском ландшафте по негативному воздействию приравнивается к удару молнии.
Для рассеивания или нейтрализации враждебных энергетических потоков, в особо «опасных» местах устанавливаются арки, садовые стены или лунные ворота.
Сами дорожки всегда вымащиваются твёрдым покрытием. Это могут быть:
— цветная галька, уложенная в виде волнистых узоров или замысловатых рисунков;
— булыжники;
— фигурная плитка.

Садовая мебель

Выбор мебели для сада в китайском стиле осуществляется с учётом её уместности в той или иной зоне. Размещать скамейки на открытых участках попросту – не принято. Если это место для беседы – оно должно быть прикрыто зонтом или стилизованным навесом, обеспечивающим защиту от дождя или палящего солнца.
Важно помнить, что сломанная мебель привлекает неприятности, поэтому ей нет места в настоящем китайском саду.

Растения для сада в китайском стиле

Растительный мир в китайском саду весьма разнообразен. Однако при его планировании важно помнить, что каждое дерево, каждый кустик, и каждый цветок несут в себе определённую энергетику, воздействуя соответствующим образом на окружающее пространство.

Особо значимыми среди деревьев считаются: сосна, символизирующая долголетие, бамбук – олицетворение стойкости, а также персик и слива, дарящие счастье. Они, как правило, имеются в каждом саду, наряду с пихтами, ивами и вишней.

Деревья зачастую высаживаются поодиночке. В случае групповых посадок, число растений должно быть нечётным.

Большим уважением пользуются по-настоящему древние или искусственно состаренные экземпляры с неровными стволами, которые обычно становятся центрами тематических композиций.

Встречаются в китайском саду и кустарники, привлекающие яркостью листвы или декоративностью во время цветения (магнолии, гортензии, форзиции, жасмин).

Цветы выращиваются эффектные, но в то же время утончённые. Однако их не должно быть слишком много. Это, как правило, розы, пионы, ирисы, хризантемы и лотосы. Зачастую цветущие растения окружают зеленью, придавая композициям живописной изысканности.

Ограждения

Одной из ярких особенностей китайского стиля в ландшафтном дизайне является отсутствие чётких визуальных границ пространства. Поэтому садовые ограждения маскируются всеми возможными способами:

  • Часть стены декорируется зеленью, напоминая ширму, за которой вот-вот откроется новая панорама.
  • Фрагмент забора играет роль экрана, на который живописно ложатся тени растущих неподалёку деревьев.
  • Участок ограждения может быть оформлен в виде стены якобы расположенного по соседству буддистского храма.
  • На помощь приходят и каменные композиции, притягивающие взгляд и отвлекающие внимание от фоновой ограды.

Китайский стиль в ландшафтном дизайне — видео:

Чтобы все усилия по созданию китайского сада не пропали даром, и благотворная энергия не покинула участок, очень важно пристально следить за порядком на всей его территории. Необходимо регулярно удалять сухие ветки, опавшую листву и увядшие растения, чтобы ничто не вставало на пути энергии Ци, позволяя ей беспрепятственно циркулировать в пределах заданного пространства, обеспечивая хозяину благополучие и процветание.

Китайский сад – это самобытное явление в мировой садово-парковой культуре, в корне отличающееся от классических европейских стандартов. Его история началась в I тысячелетии до нашей эры, во времена правления династии Чжоу, когда впервые был построен императорский сад. Да построен, а не посажен, сады «сажают» в Европе, а в Поднебесной «строят», потому что китайский сад – это громадный мир в миниатюрной модели, воплотивший философию Конфуция и Лао-цзы, духовные ценности буддизма и даосизма, внутренний мир человека и его гармонию с природой.

О совершенстве и великолепии китайских садов дают представление эти фото.

Кто сажает сад, тот сажает счастье

Издавна китайская мифология олицетворяла сады с раем. В частности, в известном трактате «Хуайнань-цзы» (II в до н.э.) есть упоминание о сяньпу – висячих садах у дворца богини Си-ван-му, обладавшей снадобьем бессмертия. По архаическим представлениям в этом дивном саду всегда тепло, текут ручьи кристальной чистоты и водятся невиданные животные. То есть китайцы олицетворяли сад с уголком рая на земле.


С утверждением даосизма с его идеей бессмертия акцент сместился с рая на сад, он стал ассоциироваться с обителью вечной жизни, поэтому появилась пословица, «кто сажает сад, тот сажает счастье».

Основы китайского сада

Основами китайского сада являются воплотившие дуализм всеобщего бытия – инь (вода) и ян (камни). Камни считаются мужским началом – телом, а хребты гор — венами земли. Женским началом – вода. Она олицетворяет жизненный дух и дыхание земли, которая представлялась живым организмом, а дождь считался течением крови в нем.

Камни являются символом позитивных, созидающих сил мироздания, а вода являет безмятежность и мыслительный потенциал.

Водоемы

Китайские сады и парки строятся так, чтобы в центре был пруд, а лучше несколько водоемов. Один – со стоячей водой (символ покоя), другой – с «живой» в виде водопада или ручья (символ вечного движения и текучести).

Водоемы никогда не облицовываются и имеют низкие берега, благодаря чему выглядят естественно. К слову, они имеют и практическое назначение: из них берут воду (для хозяйственных целей), прогуливаются на лодках, разводят декоративных рыбок (красных и черных, как символ полярности женского и мужского начал).Кстати, созерцание рыб в Китае считается особым искусством, способствующим развитию чувствительности.

В прудах также водились парчовые карпы (кои), водную гладь укрывали священные лотосы. Они символизируют чистоту и совершенство. Вырастая из грязи, водяные лилии остаются чистыми, как Будда, который считается сердцем лотоса.

Камни в китайском саду

Камни являются главными украшениями китайских садов. В представлениях китайцев они являются живыми существами и обладают магическими способностями.

Особо ценятся камни, которые долго пролежали в воде. Из них предпочтение отдается камням с озера Тайху, подземные ручьи которого пробуравили в них пустоты. Если постучать по этим камням специальными палочками, то каждый из них имеет свое звучание. Цена на них очень высокая, практически такая же, как стоимость античных статуй.

Особое предпочтение китайцы отдают камням с причудливыми формами, считая, что в них заключена жизненная энергия космоса.


Из камней у водоемов создают насыпные горы (высотой 3 метра и более). В них делают многочисленные гроты и пещеры, которые считались обителями небожителей.

Искусственные горы символизировали сакральное пространство. С целью привлечения бессмертных императорские сады имели террасы со специальными чашами, куда собиралась роса – напиток небожителей.

Китайский сад камней сочетает большие камни и маленькие, которые как дети окружают гору-маму. В каменных нагромождениях китайцы видят бессмертие. Нередко устанавливаются и одиночные глыбы, при этом они могут быть как стоячими, так и опрокинутыми.

Флора и фауна китайского сада

В китайских садах главные деревья — сосны, символизирующие благородство, и чем старее дерево, тем с большим почетом к нему относятся. С уважением китайцы относятся и к бамбуку, воплотившему надежность и стойкость. «Деревьями счастья» считаются персики (их любят все небожители), а также сливы мэйхуа и ивы. Растения китайского сада включат также абрикосы, мандарины, заросли бананов. Отдельная тема – карликовые деревья, китайцы видят в них образы небожителей.

Газоны в китайских садах отсутствуют, землю всегда вымащивают камнем или посыпают галькой. Нередко она выложена волнами или узорами.


«Царем цветов» китайцы считают древовидный пион, почитается китайская роза в саду (гибискус), символизирующая счастье и мир. В садах буйство хризантем, нарциссов, гортензий, растет обожаемая китайцами сирень.

Из птиц в садах – журавли, а также аисты как символ бессмертия. В парках-заповедниках в наши дни стали разводить для охоты животных, но это вне эстетических рамок китайских садов.

Архитектурные особенности

Атрибутами китайского сада являются беседки с изогнутыми крышами, дождевая вода по ним ниспадает вниз, создавая иллюзию водопада. В садах множество павильонов, соединяющихся друг с другом длинными галереями. Они применяются для отдыха и чаепития, а также для медитации.


Характерной приметой китайских садов являются изогнутые деревянные, бамбуковые и каменные мостики, проложенные над водоемами, дорожки, задающие траекторию движения посетителей.

Императорские сады

Императорские сады отличались грандиозностью и роскошью. Центром планировки была библиотека. Рядом с ней располагался водоем, в который с востока и северо-востока впадали ручьи, а вытекали на запад и юго-запад. Над прудами высились скалы с павильонами, где можно было отдыхать и любоваться солнечным восходом.

В императорских садах было несколько водоемов, объединенных каскадами с переброшенными крутыми мостиками. В буйной зелени прятались уединенные беседки, различные грядки с лечебными травами, десятки клумб, аллеи со статуями, чаши из камня и курильницы.
Императорские китайские сады окружались стенами с каменными львами у входа.Частные сады, понятно, были скромнее.

Китайские сады в Киеве

Создать китайский сад своими руками можно, но сложно, нужно выдержать стиль сада. А он имеет массу особенностей и нюансов. Ими владеют специалисты столичной студии «Gazon-ua» . С их помощью вполне можно построить китайский миниатюрный сад. Но следует помнить, что сад в китайском стиле неповторим, двух одинаковых садов не бывает.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия