Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия

В западных духовных субкультурах слово «дхарма» употребляется так же часто, как и понятие «карма». Концепция Дхармы явно недопонята и требует детального объяснения.

Дхарма точно не переводится с санскрита на другие языки, буквально это «то, что удерживает или поддерживает» (от санскритского корня дхар - «поддерживать»). Дхарма играет первостепенную роль в доктринах индийских религий, принцип Дхармы включает в себя широкий круг идей в зависимости от контекста. Термин может означать «цель жизни», «нравственные устои», «религиозный и личный долг», «универсальный закон бытия», «повседневные обязанности», «призвание» и так далее.

Испокон веков люди искали ответы на вопросы: кто я, какая моя миссия в этой жизни, в чём смысл. Жизнь, прожитая без ответов на эти вопросы, бессмысленна и сравнима с блужданием в лесу без каких-либо ориентиров. Для того что бы стать счастливым, ощутить полноту жизни, нам нужно осознать свой долг, своё предназначение и иметь чёткие ориентиры. Уметь различать, что по-настоящему ценно, за что стоит бороться и к чему стремиться. В этой статье я постараюсь осветить и синтезировать идеи и концепции о Дхарме предельно просто, систематично и без мистики.

Что такое успех. Современный мир даёт нам широкий выбор и свободу. При желании и усердии каждый может получить образование и овладеть любой профессией, но современное общество навязывает извращённые стереотипы успешного человека: Юрист, Дантист, Топ-менеджер, Звезда эстрады и кино. Проявляя желание пойти учиться на философский или педагогический факультет, молодые люди сталкиваются с непониманием и неодобрением родителей. Ты будешь бедствовать? Как ты собираешься кормить семью? И многие поддаются натиску общества и становятся посредственными юристами, дантистами и, даже если достигают успеха, остаются неудовлетворёнными и несчастными.

Как сделать правильный выбор, узнать своё призвание, миссию жизни? Многие из вас слышали о кастах: социальных группах, на которые исторически разделялось индийское общество. Касты - варны характеризуются эндогамией, наследственным закреплением и ограничениями по выбору профессии. Индийское общество делилось на четыре главных сословия, варны, (санскритское «цвет»): брахманы (священнослужители), кшатрии (воины), вайшью (торговцы, скотоводы, земледельцы) и шудры (слуги и рабочие). Пятой группой были люди вне традиционного общества - неприкасаемые. К ним относили преступников, могильщиков, кожевников, прачек и людей, исповедующих нетрадиционные религии: шиваитскую традицию Натха, тантристов Агхоры. Индийское общество, как и западное, проходит через эпоху упадка и деградации, Кали-юга - Железного века. Система каст - варн, заложенная во времена Сатьи-юги, Золотого века, больше не работает, изжила себя и требует изменения. Мы должны осознать и адаптировать мудрость древних для нашего времени, отбросить систему каст - варн и использовать систему «дхармических типов».

Дхармический тип обусловлен вашей природой, заложенной самскарами, отпечатками опыта, и васанами, страстными желаниями предшествующих воплощений. Мироздание даёт каждому из нас идеально подходящие тело и его природу для реализации нашей личной миссии в жизни. Для того чтобы ответить на вопросы: кто я и какое моё предназначение, - нужно изучать свою природу и тенденции, заложенные в вас.

3 закона дхармических типов

  • Дхармический тип не наследуется. Мы все знаем, что ребёнок, родившийся в семье поэта, доктора или механика, не наследует автоматически призвание родителей.
  • Нет иерархии дхармических типов. Люди всех типов Дхармы обладают равными правами, все типы равно полезны и значимы для благополучия и здоровья общества. Каждый реализует свой жизненный потенциал согласно своему уникальному призванию и предрасположению.
  • Дхармический тип неизменен. Тип определён от рождения и остаётся неизменным до конца жизни.

5 дхармических типов

  1. Просветитель : учёные, учителя, доктора, священники.

    Призвание: просвещать других
    Качества: сострадание, мудрость, самоконтроль
    Элемент: воздух
    Санскрит: джняна - мудрость, дайя - сострадание, кшанти - неприхотливость
    Идеалисты, но не практичные. Сильный интеллект, способность воспринимать абстрактные концепции. Уступчивый характер, менее физически выносливы, чем другие типы. Хорошие наставники, но зачастую не обладают дисциплиной и сами не следуют тому, что проповедуют Мотивированы высокими идеями, не мотивированы деньгами.
    Слабости: раздражительность, страсть - распущенность, излишняя самокритичность.
    Задача просветителей неcти знания и своей мудростью направлять общество к идеалу. Формировать чистые, светлые, прогрессивные идеи, цели и архетипы.

  2. Воин : военные, политики, юристы, государственные служащие

    Призвание: защищать других
    Качества: отвага, сила духа, проницательность
    Элемент: огонь
    Санскрит: вирья - сила, вивека - способность различать
    Врождённые лидеры, стремятся доминировать. Мотивированы изменить себя и общество. Врождённое желание защищать слабых. Дисциплинированы.
    Слабости: азарт, страсть к соперничеству, гордость.
    Воины рождены вести общество, будучи лидерами от природы. Защищать и оберегать высшие ценности: нравственность, справедливость, свободу, чистоту. Воин должен служить обществу, руководствуясь принципами чести и быть неподкупным. Самое низкое падение для Воина - когда он руководствуется принципами и идеологией Торговца.

  3. Торговец: предприниматели, бизнесмены, фермеры

    Призвание: создавать, объединять, оживлять
    Качества: характер, благотворительность, энергия
    Элемент: вода
    Мотивированы обезопасить и финансово защитить себя и свою семью Окружают себя людьми, любят организовать вечеринки, обеды. Чувствуют себя одинокими и опустошёнными без общества. Красиво говорят, харизматичны, социально активны, любят компании и развлечения. Щедры, но их щедрость сначала направлена на семью, друзей и лишь затем на общество. Любят дарить подарки. Понимают, как работает бизнес и знают как извлечь выгоду.
    Слабости: привязанности, накопительство, самолюбие.
    Задача Торговцев делать людей счастливыми. Создавать товары и услуги, которые будут нести радость, комфорт и удобство. Открывать рестораны с приятной атмосферой, хорошим сервисом, производить товары хорошего качества. Торговец обретёт счастье и радость, видя удовлетворённые лица покупателей и клиентов. Если это ваш дхармический тип, то ваше призвание - давать.

  4. Рабочий: рабочие, ремесленники, служащие

    Призвание: заботиться и служить
    Качества: преданность,
    работоспособность, настойчивость
    Элемент: земля
    Санскрит: бхакти - преданность, сева - служение, дхрити - выносливость
    Главные ценности: семья, дружба, вера, патриотизм. Твёрдая жизненная позиция, делят всё на белое и черное. Физически сильны и выносливы, не прихотливы и просты. Готовы служить и способны на самопожертвование. Хорошая интуиция, смекалка и умелые руки.
    Слабости: зависть, неспособность менять свои убеждения в течение жизни.
    Призвание Рабочего - помогать. Помогайте другим, заботьтесь о семье, друзьях и близких, используя свою смекалку и умелые руки, и вы найдёте огромное удовлетворение в этом.

  5. Бунтарь

    Призвание: вводить новшества, ломать устои, бороться за права и свободы
    Качества: сопереживание, свободолюбие, обновление
    Элемент: все 5 элементов
    Санскрит: шакти - энергия, раса - сочность, данам - подаяние
    Выделяются взглядами, убеждениями, увлечениями, внешностью, одеждой. Путешествуют в нестандартные (странные, диковинные) места и страны. Принимают, впитывают обычаи и взгляды других культур. С лёгкостью приспосабливаются к среде, меняют образ и играют разные роли. Не принимают истеблишмент, власть, устоявшиеся нормы, догму. Не религиозны, но духовны. Обострённо чувствуют несправедливость в обществе и его пороки. Не привязаны и с лёгкостью меняют взгляды, место жительства, партнёров, друзей.
    Главная ценность: свобода
    Способны имитировать образ других типов.
    Слабости: самообман, отказ брать на себя ответственность, соблазн взваливать вину на мир и других за свои проблемы.
    Долг Бунтарей - нести принципиально новые идеи, ломать застоявшиеся представления, обновлять виденье - будь то в искусстве, устройстве общества, политике. Способность Бунтарей решать казалось бы неразрешимые проблемы, принципиальность и упорство в защите прав и свобод, новаторство, невозможно переоценить. Без вас, дорогие Бунтари, невозможен прогресс ни в одной сфере деятельности общества.

Осознав принадлежность к дхармическому типу, нужно осознать свою миссию и стремиться к реализации личной Дхармы. Не бойтесь кардинально изменить свою жизнь, профессию и представления, только на пути реализации своей жизненной миссии и проявляя полноценно свой дхармический тип, вы сможете обрести счастье.

«Гораздо лучше человеку выполнять свои обязанности, пусть даже несовершенным образом, чем чужие - в совершенстве. Лучше изведать неудачи, исполняя свой собственный долг, чем выполнять чужой, ибо следовать по чужому пути опасно». Бхагавад-Гита 3.35

Дхарма - первая и основная из целей жизни. Дхарма - это моральная чистота, праведность и выполнение своих обязанностей в обществе. Дхарме всегда предавали самоё большое значение, она основа счастливой жизни и здоровья общества. Примерами олицетворения Дхармы в Ведических текстах был принц Рама (Рамаяна) и Юдхиштхира (Махабхарата), сын Кунти, данным ей от Бога смерти Ямы (Бог Справедливости и Праведности).

В статье использованы материалы из книг Симона Чокойского «5 Типов Дхармы» и Джона Беннет «Long Pilgrimage - жизнь и учения Шива Пури Бабы».

Узнать больше о дхармической концепции можно, приняв участие в

Пре-тичерз - это 50-ти часовой подготовительный к преподавательскому курс, который поможет вывести ваше понимание и практику йоги на новый уровень. Курс охватывает широкий спектр тем: в программе история и философия йоги, базовые параметры контроля и отстройка асан, пранаямы и медитация, основы анатомии, практические видеоуроки и многое другое. Разносторонний, системный и доступный, этот курс станет отличным стартом для тех, кто задумывается о пути преподавателя йоги.

Ведущий - Руслан Клейтман , харизматичный, глубокий и опытный преподаватель йоги. Руслан начал личную духовную практику более 15 лет назад, обучался у мастеров в ашрамах и монастырях Индии и Северной Кореи. Преподаватель 200 и 500-часовых тичерз-тренингов Йога Альянса, зарекомендовавших себя по всему миру. Сотни студентов, успешно окончивших курс, преподают в Северной и Южной Америке, Корее и Японии, а также в России. Метод обучения Руслана является системным подходом к духовному росту на основе ключевых принципов классической йоги.

В переводе с санскрита слово «дхарма» означает «предназначение», «жизненный замысел». Закон Дхармы утверждает, что мы получаем проявление в физическом теле для того, чтобы реализовать этот замысел. Поле чистой потенциальности Божественно по своей сущности, и Божественное принимает человеческий облик для осуществления своего замысла. Согласно этому закону, вы обладаете уникальным талантом и уникальным способом его выражения.

Существует что-то такое, что вы умеете делать лучше, чем любой другой в этом мире, — и у каждого уникального таланта и уникального выражения этого таланта есть также свои уникальные потребности. Когда эти потребности сочетаются с творческим выражением вашего таланта, это служит искрой, которая создает изобилие. Выражение ваших талантов в удовлетворении потребностей создает неограниченное богатство и изобилие.

Если бы вы могли опять стать ребенком и начать свою жизнь сначала с этими представлениями, вы увидели бы, какое влияние они оказывают на вашу жизнь.

Я реально проделываю это со своими детьми. Я снова и снова напоминаю им, что существует причина, почему они здесь, и они должны раскрыть для себя эту причину. Они слышат это с четырехлетнего возраста. Примерно в этом же возрасте я научил их медитировать, и я сказал им:

«Я не хочу, чтобы вы когда-либо беспокоились о том, как строить свою жизнь. Если вы, когда вырастете, не сможете построить свою жизнь, я буду вас содержать, так что не беспокойтесь об этом. Я не хочу, чтобы вы сосредоточивались на успехах в школе. Я не хочу, чтобы вы сосредоточивались на получении лучших оценок или поступлении в лучшие колледжи. Я хочу, чтобы вы сосредоточились на вопросе о том, как вы можете служить человечеству, и спросили себя, в чем заключаются ваши уникальные таланты. Потому что каждый из вас обладает уникальным талантом, которого нет ни у кого другого, и особым способом выражения этого таланта, которым не обладает никто другой».

В результате они посещали наилучшие школы, получали наилучшие оценки, и, даже учась в колледже, они отличались от всех остальных тем, что были финансово независимы, потому что они сосредоточились на том, что они находятся здесь, чтобы давать. Это и есть Закон Дхармы.

Закон Дхармы включает три составляющих

Первая утверждает, что каждый из нас находится здесь для того, чтобы открыть свое истинное Я, самому убедиться в том, что наше истинное Я духовно, что по существу мы — духовные существа, проявленные в физическом облике. Мы не есть человеческие существа, получающие время от времени духовный опыт, — все как раз наоборот: мы духовные существа, получающие время от времени человеческий опыт.

Каждый из нас находится здесь для того, чтобы открыть свое высшее, или духовное Я. Это первое выражение Закона Дхармы. Мы должны открыть для себя, что внутри каждого из нас живет в эмбриональном состоянии бог или богиня, которые хотят родиться, чтобы выразить нашу божественную сущность.

Вторая составляющая Закона Дхармы — выражение наших уникальных талантов.

Закон Дхармы утверждает, что каждое человеческое существо обладает уникальным талантом. Вы обладаете талантом, уникальным в своем выражении, уникальным настолько, что на этой планете не существует другого человека с таким же талантом или таким же выражением этого таланта. Это означает, что существует единственная вещь и единственный способ делать ее лучше, с чем вы справитесь лучше любого живущего на этой планете. Когда вы делаете эту единственную вещь, вы теряете представление о времени. Когда вы выражаете этот уникальный талант, которым вы обладаете, — и нередко больше, чем один уникальный талант, — выражение этого таланта погружает вас в лишенное временных границ осознание.

Третья составляющая Закона Дхармы — это служение человечеству.

Это значит служить своим собратьям, постоянно задавая себе вопросы: «Чем я могу быть полезен? Как я могу помочь всем тем, с кем мне приходится соприкасаться?» Когда вы сочетаете способность выражать свой уникальный талант со служением человечеству, вы полностью используете Закон Дхармы.

И если учесть опыт вашей собственной духовности, поле чистой потенциальности, вы не можете не получить доступа к полному изобилию, потому что это реальный путь достижения изобилия.

Это не временное изобилие. Оно постоянно благодаря вашему уникальному таланту, вашему способу его выражения и вашему служению и посвящению себя своим собратьям, к которому вы пришли, задавая себе вопрос «Чем я могу быть полезен?» вместо вопроса «Что это мне даст?».

Вопрос «Что это мне даст?» относится к внут-реннему диалогу, который ведет эго. Вопрос «Чем я могу быть полезен?» — это внутренний диалог духа. Дух — это та область вашего осозна-ния, где вы ощущаете свою универсальность.

Посредством простого смещения своего внутреннего диалога с вопроса «Что это даст мне?» к вопросу «Чем я могу быть полезен?» вы автоматически выходите за пределы эго и попадаете в область духа.

Лучше всего входить в область духа во время медитации — простое смещение внутреннего диалога к вопросу «Чем я могу быть полезен?» откроет вам доступ к духу, к той области вашего осознания, где вы ощущаете свою универсальность.

Если вы хотите максимально использовать Закон Дхармы, вам необходимо взять на себя несколько обязательств.

Первое обязательство:

С помощью духовной практики я буду искать свое высшее Я, которое находится за пределами моего эго.

Второе обязательство:

Я открою свои уникальные таланты и, обнаружив их, я буду испытывать наслаждение, потому что процесс наслаждения начинается тогда, когда я вхожу в бесконечное осознание. То есть когда я нахожусь в состоянии блаженства.

Третье обязательство:

Я задам себе вопрос, как наилучшим образом служить человечеству. Получив ответ на этот вопрос, я буду применять его на практике. Я буду использовать свои уникальные таланты для того, чтобы служить своим собратьям, — я буду согласовывать свои желания с их потребностями, чтобы помогать и служить другим людям.

Сядьте и напишите все возможные ответы на следующие два вопроса:

Если бы деньги вас больше не беспокоили И вам бы принадлежало все время и все деньги всего мира, что бы вы делали?

Если бы вы продолжали делать то, что делаете сейчас, значит, вы в Дхарме, потому что вы испытываете страсть к тому, что делаете, — вы выражаете свой уникальный талант.

А потом ответьте на вопрос:

Как я мог бы лучше всего служить человечеству?

Ответив на этот вопрос, воспользуйтесь своим ответом на практике.

Откройте свою Божественность, найдите свой уникальный талант, и вы сможете создать любое богатство, какое захотите.

Когда ваше творческое выражение соответствует нуждам ваших собратьев, богатство спонтанно из непроявленного становится проявленным, из царства духа переходит в мир форм. Вы начинаете воспринимать свою жизнь как чудесное выражение Божественного — не от случая к случаю, а всегда. И вы узнаете истинную радость и истинный смысл успеха — экстаз и торжество вашего духа.

Применение Закона «Дхармы», или Предназначения

Я хочу заставить работать Закон Дхармы, взяв на себя обязательство предпринять следующие шаги:

  1. С сегодняшнего дня я буду любовно питать бога (или богиню), живущего в эмбриональном состоянии в глубине моей души. Я буду направлять внимание на дух внутри меня, который оживляет мое тело и мой разум. Я осознаю это глубокое спокойствие в моем сердце. Я буду вносить сознание бесконечного, вечного Бытия в ограниченный временем
  2. Я составлю перечень своих уникальных талантов. Потом я составлю список всего того, что я люблю делать и в чем выражаются мои уникальные таланты. Когда я выражаю свой уникальный талант и использую его для служения человечеству, я теряю представление о времени и создаю изобилие в своей жизни, а также жизни других людей.
  3. Я ежедневно буду задавать себе два вопроса: «Как я могу служить?» и «Чем я могу быть полезен?». Ответы на эти вопросы дадут мне возможность помогать и служить с любовью всем людям.

В индийской национальной философии понятие дхарма объясняют как комплекс устоев, правил, догм, позволяющих найти свой верный путь и жить в гармонии с окружающим миром и Вселенной.

Это своеобразный кодекс морально-нравственных устоев, опираясь на который можно достичь совершенства. Основная цель дхармы — соединить душу с реальной жизнью, но при этом реальность должна соответствовать некоему идеальному миру.

Понятие дхармы

В буддистской философии слово дхарма употребляется в нескольких значениях: это и закон, и состояние души, и возможность жить по правилам, и единственно верное понимание сути существования человека на земле.

Главное в дхарме то, что она учит человека правилам поведения и общения со всеми другими людьми, а кроме этого

  • Выполнять свою миссию, которую даровала Вселенная,
  • Повышать свой нравственный потенциал,
  • Строго следовать нравственным устоям общества,
  • Самосовершенствоваться и изменять свое внутреннее Я,
  • Достигнуть понимания Бога и его сути.

Дхарма учит человека, как при жизни постичь религиозное учение, которое в ином случае постигается лишь избранными. Учение индуизма утверждает, что в праведной жизни есть четыре стороны:

  • Воздержание,
  • Чистота,
  • Сочувствие и понимание,
  • Праведность.

И именно дхарма учит, как достичь единения физического тела и души и достичь баланса между землей и небом, духом и плотью, кратковременностью и вечностью.

Дхарма в буддизме

В различных религиозных учениях дхарму объясняют по- разному. У буддистов дхарму отождествляют с высшим пониманием учения Будды (Просветлённого). Считается, что Великий Будда видит каждого человека в его собственной ипостаси, как единственно уникальную сущность, поэтому и дхарма не может быть общей, одинаковой для всех.

Это нравственный закон, который каждый понимает по-своему и стремится к его выполнению. То есть в буддизме дхарма это и главный нравственный закон существования человека в обществе, и священный поток сознания, излучаемый Вселенной.

Дхарма в индуизме

Понятие дхарма впервые встречается еще в древних письменных источниках и там ее интерпретируют, как умение сочувствовать и сострадать ближним.

Затем в индуизме это понятие расширялось и теперь оно обозначает

  • Кодекс нравственных законов, стремясь к выполнению которых, можно достичь нирваны,
  • Основные моральные догмы и внутренняя самодисциплины,
  • Столб веры — все то, что создано Богом для облегчения верующим его учения.

Особым почетом в индуизме пользуется учение о дхарме внутри семьи . Считается, что если свою семейную жизнь человек строит по законам дхармы, то он особо угождает Богу и может рассчитывать на его благоволение.

Для женщины это, прежде всего, служить желаниям мужа, быть верной и преданной, уважать и почитать всех родственников своего супруга, следовать за своим мужем, куда бы он ни пошел и всегда чтить его наравне с Богом.

Для мужчины это защищать свою женщину при любых обстоятельствах и до последнего издыхания, хранить физическую верность, вести за собой жену и детей и обеспечивать им необходимый уровень жизни.

Дхарма в астрологии

С появлением астрологии учение о дхарме пополнилось новыми знаниями. Наука о влиянии звезд на судьбу человека считает, что дома дхармы имеют номера 1,5,9 – лучшие дома, оказывающие самое положительное влияние на формирование характера человека.

Если в гороскопе сильны именно эти дома, то этот человек и мудр, и благочестив, и наделен всяческими добродетелями. Именно они указывают на то, сколько благочестия у индивидуума. А главная цель каждого человека, начиная с рождения – это идти по пути, определенному дхармой и помогут ему в этом пять истин:

  • Религиозное учение и философские знания,
  • Закон справедливости,
  • Умение терпеливо сносить страдания,
  • Преданность долгу и Богу,
  • Любовь к Богу и людям.

Всего выделяют пять правил дхармы, которые и считаются главными этическими законами поведения:

  • Нельзя причинять вред любому живому существу,
  • Не желать чужого имущества, и не брать того, что вам не принадлежит,
  • Правильно распределять свои доходы, не присваивать чужой труд,
  • Никогда не говорить неправды, избегать зависти, злости, агрессии,
  • Быть умеренным в еде и питье, не употреблять спиртные напитки, поскольку они затемняют рассудок и путают сознание.

Некоторые буддисты трактуют этот принцип, как полное воздержание от спиртного и призыв к разумной умеренности в потреблении пищи.

Как постичь свою дхарму?

В наши дни много приверженцев древних восточных учений, поэтому все чаще возникает вопрос: как верно определить свою дхарму ? Веды на это отвечают, что в этом деле главное смотреть внутрь себя, определить свои жизненные приоритеты, причем, сделать это можно строго самостоятельно. Кроме этого, Веды называют пять дхармических типов:

  • Учитель, несущий огонь знания- это научные работники, учителя, священнослужители и врачи. Они умеют понимать и сострадать, тянуться к знаниям и могут сдерживать свои страсти.
  • Воин –защитник слабых, это военнослужащие, политики, дипломаты, юристы. Они смелы и решительны, могут быстро реагировать в трудных ситуациях.
  • Купец, создающий фундамент благосостояния, это предприниматели, менеджеры, бизнесмены. Они энергичны, обладают огромной жизненной энергий, предприимчивы.
  • Труженик, создающий материальные блага- это ремесленники и землепашцы. Они преданы своему делу, послушны, добры и верны.
  • Вольный человек, стремящийся к свободе и воле — это лидеры, умеющие повести за собой людей. Они –самоотвержены, романтичны, обладают чувством эмпатии и мечтают о воле и свободе.

Вы можете примерить эти типы на себя и определить свой тип дхармы.

Значение колеса дхармы

Одно из самых ранних изображений, начертанных в священной книге Вед – это колесо дхармы. В индуизме это изображение олицетворяет защиту и божественную поддержку человеку среди земных стихий, а в буддизме – это символ Будды и его мудрости.

Постоянное движение колеса дхармы значит, что учение Будды действует и спустя тысячелетия после его смерти, оно вечно и постоянно и всегда находит своих последователей.

Колесо состоит из трех частей: ступица, обод и спицы (от 5-ти до 8-ми), и каждая часть освещает свой аспект учения Будды: этику, мораль и умение концентрироваться на себе и Вселенной.

Восемь спиц в колесе олицетворяют Благостный Восьмеричный путь Будды

  • Умение видеть и делать выводы,
  • Умение размышлять над увиденным,
  • Верно и точно выражать свои мысли,
  • Совершать только правильные поступки,
  • Следовать своим избранным путем,
  • Идти в нужном направлении,
  • Осознавать свою миссию на земле,
  • совершенствовать свое внутреннее Я.

А ступица- центр колеса символизирует общий закон нравственности, необходимый к выполнению для всех без исключения живущих на земле.

Обод же олицетворяет вечное вращение колеса, постоянное движение жизни. Иногда его изображают с тысячью спиц, которые демонстрируют всему миру тысячу деяний Будды.

Считается, что великий Будда сделал собственноручно три поворота колеса дхармы, т.е. дал три больших цикла лекций о своем учении:.

  1. При первом повороте Будда учил четырем благородным истинам и законам Кармы, закону вселенской справедливости и возмездия.
  2. Второй поворот раскрыл закон взаимопроникновения и взаимозависимости всего и всех в мире.
  3. Третий поворот колеса раскрыл понятие о всеобщей просветленности, то есть в каждом живом существе есть частичка Будды, отыскать которую нужно стремиться в процессе самосовершенствования.
  4. 5 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
    Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Приветствуем вас, дорогие читатели.

Наша беседа сегодня посвящена одному из ключевых понятий буддизма – дхарме. У нее много форм и толкований. Это древнеиндийское слово, происходящее из санскрита. В тесно связанном с ним языке Пали Дхарма принимает форму Дхаммы. Но перевести слово для западного человека не так просто.

Рассматривая, что такое дхарма в буддизме, можно узнать, что ее определяют как фактор, составляющий опыт. Это указывает на каждый элемент, являющийся частью материальных и физических аспектов мира.

Отсюда следует, что все существует как дхарма либо включает ее. То есть из нее состоят атомы, мысли, облака, искусство, автомобили, звезды и утконосы. Дхамму также описывают как естественный ход вещей (универсальный закон) и учения Будды, которые указывают на эту истину и описывают Путь к ее реализации (другими словами, просветление).

Определения

Прежде всего, Дхарма представляет собой одну из трех драгоценностей буддизма . Это идеалы, которых следует придерживаться для вдохновения и приверженности практике. Три драгоценных камня – это Будда (совершенство просветления разума), Дхарма (учения и методы) и Сангха (пробужденные существа, которые руководят и поддерживают на Пути).

Дхамма иногда используется для обозначения высказываний Будды и его ранних учеников. В более широком смысле она включает появившиеся впоследствии толкования и дополнения, разработанные различными школами, чтобы помочь объяснить и расширить учения.

Альтернативно дхамму можно рассматривать как высшую и трансцендентную истину. Она полностью выходит за пределы мирских вещей и относится к «закону» или конечной реальности (природе вещей).

Один из самых важных символов буддизма – это колесо Дхармы. Оно олицетворяет собой учения Будды. Тибетский термин для этого символа «колесо трансформации». Его движение служит метафорой для ускоренного духовного изменения благодаря учениям Будды.

Так, беседа учителя в Сарнатхе считается «первым поворотом колеса дхармы». Его проповеди в Раджгире и Шравасти олицетворяют второй и третий обороты. Восемь спиц – это символ Благородного восьмеричного пути.

Колесо также олицетворяет бесконечный цикл сансары или возрождения, которого можно избежать только с помощью буддийских учений. Некоторые последователи религии рассматривают основные части этого элемента как символы «трех навыков» в практике:

  • Ось – это моральная дисциплина, которая стабилизирует разум.
  • Спицы означают мудрость, которая применяется для поражения невежества.
  • Обод представляет собой концентрацию, которая держит все остальное вместе.


Практика

Иногда Будду сравнивают с опытным и умелым врачом, а Дхарму с подходящим лекарством. Но даже с самым замечательным доктором или эффективным препаратом пациент не излечится, если не следует курсу лечения. В этом смысле практика Дхаммы – единственный способ достичь окончательного освобождения, то есть нирваны.

Характеристики

Те, кто следуют по пути дхармы, должны развить в себе 10 важных качеств , неотъемлемо связанных с ней. Первое – это дхарти или терпение. В духовной сфере нереалистично ожидать немедленных результатов после начала практики. Другие качества:

  • Кшама. Это момент, в который цикл действия и реакции прекращается по собственной инициативе человека.
  • Дама. Это состояние достижения контроля над внутренними врагами, включая отказ от желаний.
  • Астея. Буквально означает отказ от кражи, физической или умственной.
  • Шаоча. Это чистота, внешняя и внутренняя. Первая относится к телу, одежде и окружающей среде. Внутренняя чистота – это ум.
  • Индрийяниграха. Есть десять индрий или органов: пять сенсорных и пять моторных. Поскольку они осуществляют контроль над физическими действиями, их называют доминирующей сущностью. Индрии в свою очередь находятся под контролем умственной и духовной силы.
  • Дхи. Если человеческий интеллект недостаточно развит, он становится разрушительным. Дхи означает доброжелательный разум, помогающий возродить общество, принося пользу не только людям, но и всем существам.
  • Видья. Это внутреннее усвоение внешних целей. Делится на 2 типа: видья и авидья. Первая связана с внутренней жизнью, вторая – с внешней. Видья и авидья помогают добиться успеха в материальной и духовной сферах.
  • Сатьям или истина, которая соблюдается в личной и общественной жизни.
  • Акродха. Это отказ от гнева, который представляет собой пребывание под воздействием нервных клеток, а не более тонких слоев разума, поэтому он очень опасен. Гнев можно проявлять, только чтобы остановить нечестивые деяния грешных людей.

Мораль

Дхарма и карма, которые связаны с концепцией справедливости, служат основой для буддийской этики. Они образуют космический путь, который ведет душу через реинкарнацию к конечной цели просветления. Два понятия связаны между собой: дхамма учит людей жить в ладу с миром, позволяя накапливать позитивную карму. Это дает возможность испытать благоприятные события в этой и следующей жизни.

Естественное состояние мира гармонично, и люди должны делать все, что в их силах, чтобы сохранить это. Деяния, нарушающие естественный баланс, такие как война или кража, безнравственны. Карма – космическая сила, которая сопровождает как хорошее, так и плохое действие. Если люди не могут наблюдать дхарму и действовать в своих собственных интересах, они набирают плохую карму, что приводит к негативным событиям в будущем.

Дхамма – это своего рода очевидная истина в буддизме. Это естественное состояние всех вещей, и приверженцы узнают его через изучение писаний и медитации. Дхарма объединяет буддийский принцип Четырех благородных истин:

  • Существование страдания.
  • Происхождение страдания.
  • Прекращение страдания.
  • Путь к прекращению страдания.

Карма, с другой стороны, представляет собой естественную причинную силу. Она пронизывает космос и направляет душу через многие жизни. Она учит, что у каждого действия есть последствия, а у каждого решения – результат.


Убеждения

Буддизм также включает определение «Дхарма человеческих существ». Эта концепция известна как «5 принципов». Они основаны на моральном поведении, которое и делает мир людей терпимым. Эти заповеди помогают буддисту удержаться от плохих поступков и служат основой для дальнейшего роста дхаммы.

  1. Я беру на себя обязательство воздерживаться от уничтожения живых существ. Это предписание распространяется на всех созданий, не только на людей. Все существа имеют право на свою жизнь, и его следует уважать.
  2. Я беру на себя обязательство воздерживаться от взятия того, что не дано. Эта заповедь шире, чем просто отказ от воровства, так, следует избегать идей, если не уверены, что они предназначены для вас.
  3. Я беру на себя обязательство воздерживаться от сексуальных проступков. Это предписание часто неверно интерпретируется как относящееся только к насилию. Оно охватывает любые чувственные излишества, даже чревоугодие.
  4. Я беру на себя обязательство воздерживаться от неправильной речи. Помимо предупреждения лжи и обмана, эта заповедь охватывает клевету, а также разговоры, которые не приносят пользы другим людям.
  5. Я беру на себя обязательство воздерживаться от опьяняющих напитков и наркотиков, которые приводят к беспечности. Эта заповедь относится к особой категории, поскольку она не предполагает внутреннего зла, например, в алкоголе, но злоупотребление им может быть причиной нарушения других четырех заповедей.

Буддизм учит, что эта жизнь – лишь одна из многих, но все они разные. Дхарма помогает людям избежать множества судеб. Придерживаясь принципа естественной гармонии, человек не только обеспечивает благоприятное перерождение, но и движется к буддийской цели. Это нирвана – состояние радости, в котором люди, наконец, освобождаются от цикла жизни и смерти.


Заключение

В переводе буддийский философский термин «дхарма» определяется как поддержка, его можно представить как свод правил, помогающих сохранить космический баланс. Это нравственные принципы, праведный путь, которым должен следовать человек, чтобы достигнуть просветления. Цель дхармы – союз души с реальностью, которого реально достичь.

Что такое «дхарма»?

В буддийских текстах санскритское слово дхарма употребляется в двух значениях:

  1. Общепринятом в Древней Индии, пишется с заглавной буквы, в значении «закон».
  2. Строго буддийском. Не переводится, пишется с маленькой буквы

С учетом концепций, существует несколько определений, объясняющих понятие «дхарма». Основной постулат: она дарит уважение, советует, как жить в гармонии с Вселенной и чувствовать себя удовлетворенным. Что означает дхарма?

  1. Следование собственному назначению, долг перед Вселенной.
  2. Нравственное развитие, связь с Высшими силами.
  3. Верность нравственным принципам.
  4. Развитие своего высшего «я» и подавление низшего.
  5. Моральный закон мира.

Дхарма помогает человеку достичь Бога, ее еще называют балансированием между духовным и физическим совершенством. Как гласит индийское учение, праведная жизнь имеет 4 аспекта:

  • экономии (тап);
  • чистоты (шауч);
  • сострадания (дайн)
  • праведности (сатья).

Дхарма в буддизме

Этот термин по-своему трактуют в разных религиях. У буддистов дхарма считается важным определением, воплощением учения Будды - высшей истины. Существует объяснение, якобы Будда видел каждую , как уникальную, поэтому нет общей формулировки дхармы, срабатывающей в разных ситуациях. Есть только учение, для определенной части верующих – свое. Что такое дхарма в буддизме?

  • нравственность, которой должны стараться достичь люди;
  • комплекс итоговых компонентов, на них расщепляется священный поток создания Вселенной.

Дхарма в индуизме

Впервые индуистские гуру упомянули дхарму в древних писаниях, автор Рамачаритаманаса Тулсидас назвал ее источником умение сострадать. Что такое дхарма в индуизме?

  1. Свод универсальных законов, соблюдая которые, человек становится счастливым.
  2. Моральный закон и духовная дисциплина.
  3. Основа для верующих, то, что держит все творения Бога на земле.

Особое внимание уделяет учение такому понятию, как дхарма . По ведическим писаниям, если человек в семействе следует своей дхарме и выполняет свой долг, то Бог воздаст ему в полной мере. Для жены это:

  • соблюдать верность, уметь служить мужу;
  • ценить родственников супруга;
  • во всем поддерживать главу семьи, следовать по его пути.

Для мужа:

  • защищать жену при любых обстоятельствах;
  • хранить верность;
  • обеспечивать супругу и детей;
  • быть духовным лидером семьи.

Дхарма в астрологии

Астрологи внесли свою лепту, расшифровывая понятие «дхарма». В науке о небесных светилах, дома, которые демонстрируют дхарму личности, имеют номера 1, 5 и 9 – лучшие дома гороскопа. Если они сильны, то человек наделен большой мудростью и способностями. Дома дхармы определяют, сколько благочестивой кармы у той или иной личности. Главная цель человека от рождения – следовать своей дхарме, а помочь ему могут 5 столпов учения:

  • знания;
  • справедливость;
  • терпение;
  • преданность;
  • любовь.

Виды дхармы

Выделяют в учении 5 дхарм, которые переводятся, как «этические принципы»:

  1. Не причинять вред всему живому.
  2. Воздерживаться от присвоения того, что отдали не добровольно.
  3. Избегать неразумных трат и эксплуатации других существ.
  4. Удерживаться от лжи, борясь с ее источниками: привязанностью, ненавистью и страхом.
  5. Не употреблять спиртных напитков и наркотиков, что ведет к утрате осознанности. В одних странах, исповедающих буддизм, этот постулат трактуют, как полное воздержание, в других – умеренное.

Как узнать свою дхарму?

Многие люди задаются вопросом: как определить свою дхарму? Веды советуют руководствоваться своим сознанием и ценностями, а не выгодой, поскольку, что для него главное в жизни, человек должен решать самостоятельно. Ученые выделили 5 дхармических типов, которые помогают «примерить» их на себя:

  1. Просветитель : научные работники, преподаватели, врачи, священнослужители. Качества: умение сострадать, мудрость.
  2. Воин : военные, политики, юристы. Качества: смелость, наблюдательность.
  3. Торговец : предприниматели, деловые люди. Качества: милосердие, энергичность.
  4. Рабочий : ремесленники, служащие. Качества: преданность, настойчивость.
  5. Бунтарь : умение сопереживать, любовь к свободе.

Колесо дхармы - значение

Колесо дхармы называют священным знаком буддийского учения, исследователи придерживаются мнения, что это - самое раннее изображение. Колесо имеет от 5 до 8 спиц, на некоторых рисунках возле него лежат олени. В древнеиндийской культуре оно означало защиту, в буддизме является символом Будды. Существует понятие «поворот колеса дхармы», оно излагает, что Будда учил не только сам, его учение, как колесо, пребывает в постоянном движении и спустя много лет.

  1. Первый поворот колеса описан в оленьем парке Сарнатх, где Будда рассказывал о карме.
  2. Второй – в Раджгире, там бог учил людей Праджняпарамите.
  3. Третий поворот колеса дхармы имел место в разных городах, когда Будда обучал секретной Мантраяне только самых талантливых учеников.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия