Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия

Русская православная церковь за границей, церковная организация, отделившаяся от Русской православной церкви. Известна также под названием Карловацкой церкви. Русская православная церковь за границей была образована в 1921 русским православным духовенством, находившимся в эмиграции. Первые русские православные церкви появились за границей ещё в XVIII в. В XIX -- начале XX вв. русские храмы действовали во многих городах Европы, а также в Китае, Северной и Южной Америке. До 1920 они в каноническом отношении подчинялись Петроградскому митрополиту. После установления в России советской власти эмиграция духовенства и верующих, подвергавшихся жестоким репрессиям, резко усилилась. Связь зарубежных епархий с Московской патриархией была нарушена. Во время гражданской войны оторванными от центра оказались и церковные епархии, находившиеся на территории, занятой Белой армией. Эти епархии переходили на самоуправление, создавая свои временные центры. Один из таких центров (Высшее церковное управление) возник на юге России. В 1920 аппарат Высшего церковного управления выехал из России, обосновавшись по приглашению Вселенского патриарха в Константинополе. В 1921 по приглашению сербского патриарха это управление было переведено в Югославию -- в город Сремские Карловцы (по названию этого города зарубежную церковь и именуют Карловацкой). В ноябре 1921 в Сремских Карловцах прошёл первый Всезарубежный собор русского рассеяния. После того как в мае 1921 патриарх Тихон под давлением советских властей был вынужден распустить Высшее церковное управление, взамен его были созданы Архиерейский собор (высший церковный орган) и Архиерейский синод (центральный исполнительный орган) .

Когда в 1927 под нажимом руководства страны митрополит Сергий потребовал от духовенства и верующих Советского Союза полной лояльности по отношению к советской власти и подобное требование было предъявлено также Русской православной церкви за границей, она полностью порвала отношения с Русской православной церковью. Вместе с тем в специально принятом послании подчёркивалось, что зарубежная часть Русской церкви продолжает считать себя неразрывной, духовно-единой ветвью Матери-Церкви и не претендует на автокефальность. С тех пор Русская православная церковь за границей стала рассматривать себя «свободной частью» Русской церкви, а патриаршью церковь -- «несвободной частью» Русской церкви. Русская православная церковь за границей официально не признана ни одной православной автокефальной церковью.

Отношения между Русской православной церковью за границей и Русской православной церковью всегда были напряжёнными. Зарубежная церковь обвиняла Русскую православную церковь в сотрудничестве с атеистической советской властью и с КГБ, а также в том, что её руководство закрывало глаза на гонения, которым подвергались духовенство и верующие.

Догматических и культовых различий между Русской православной церковью за границей и Русской православной церковью почти нет. Они касаются лишь сонма святых. Так, в 1981 Архиерейский синод Русской православной церкви за границей канонизировал русских новомучеников и исповедников, погибших за веру при советской власти, в частности, к лику святых была причислена расстрелянная большевиками царская семья.

В настоящее время Русская православная церковь за границей объединяет 18 епархий (6 из них находятся в США,5 -- в Европе,3 -- в Южной Америке,2 -- в России, по одной -- в Канаде и Австралии). Духовный центр церкви располагается в Джорданвилле (недалеко от Нью-Йорка).

Русская православная церковь за границей отмечает в основном те же праздники, что и Русская православная церковь. Большое внимание зарубежная церковь уделяет сохранению у эмигрантов русских традиций и русского языка .

Численность последователей Русской православной церкви за границей в 1988 составляла 150 тыс. человек. В своём подавляющем большинстве это русские эмигранты и их потомки. Наибольшее число последователей Русской православной церкви за границей живёт в США, Канаде, Германии и Франции. Приходы этой церкви имеются более чем в 30 странах мира (также в Бельгии, Нидерландах, Ливане, Турции, Австралии, Новой Зеландии и др.). В последние годы Русская православная церковь за границей начала свою деятельность на территории России и под её юрисдикцию перешли некоторые приходы Русской православной церкви.

Русская Православная Церковь уделяет все большее внимание миссионерской деятельности за пределами России. Сегодня особенно бурное развитие переживает русская духовная миссия в странах Юго-Восточной Азии.

Вы правы, в прошлые века уделялось огромное внимание миссионерской деятельности, особенно на Дальнем Востоке. Это и просвещение алеутов митрополитом Иннокентием (Вениаминовым), и труды упомянутых вами Иакинфа (Бичурина) и Николая (Касаткина). Тогда, в XIX веке, действительно были созданы не только русские духовные миссии в этих странах, но и свои национальные Церкви. То есть богослужения совершались на языке коренного населения, также и Библия была переведена на национальные языки. Сегодня мы видим плоды этих усилий на примере Японской Автономной Православной Церкви, которую возглавляет митрополит Токийский и всея Японии Даниил (Нусиро).

По пути Японии шли многие страны Азии. Однако советский период внес свои коррективы. Отрезанная от внешнего мира РПЦ в течение долгого времени не могла посылать своих проповедников в другие государства. Поэтому связь с приходами в Юго-Восточной Азии фактически были прервана. Наверное, не стоит подробно вспоминать историю ХХ века, которая изобилует войнами, революциями и переворотами. Все это мало способствовало укреплению позиций православия в Юго-Восточной Азии.

Стоит сказать, что в Сингапуре уже несколько лет действует приход Константинопольского Патриархата. При этом их местный священник согласен с тем, чтобы здесь был и русский приход.

Нынешний Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, еще будучи председателем Отдела внешних церковных связей, несколько лет назад посетил многие страны Юго-Восточной Азии: Малайзию, Индонезию, Сингапур и другие. Во время этой поездки он неоднократно встречался с нашими соотечественниками. Каждый раз они просили его создать православные общины, где они могли бы собираться и молиться.

Владыка Кирилл прекрасно понимал, насколько важно не забывать и всячески поддерживать россиян, живущих за пределами своей родной страны. Но, видимо, тогда время еще не пришло. Было неясно, за что браться сначала, а что делать потом. Вы только представьте, что во всей Юго-Восточной Азии проживают почти две трети населения Земли. Там просто невероятная плотность населения, которое вовсе не стремится найти какую-либо иную, не национальную культуру. Поэтому одного желания было мало, нужны были решительные действия со стороны живущих там людей.

Но сегодня эти желания наконец начали материализовываться. Сейчас уже не только высказываются просьбы, но и ведутся активные действия. Вот, к примеру, Таиланд. Здесь уже есть один крепкий приход, который возглавляет замечательный человек - игумен Олег (Черепанин). Я знаю, что сейчас там собираются открыть еще несколько храмов. Растет паства, в том числе и из местного населения.

После того как в Сингапуре открылась Успенская церковь, к нам стали приезжать русские из соседней Малайзии, из Куала-Лумпура. И они также просят открыть у них приходы. Есть острая необходимость в открытии храма во Вьетнаме, где еще со времен Советского Союза обосновались целые русские поселения.

Можно сказать однозначно, что в современных условиях инициировать открытие прихода за границей в той или иной стране могут только сами люди, которые там живут. Их желание, подкрепленное письмом на имя Святейшего Патриарха, является для нас достаточным основанием, чтобы ставить вопрос об учреждении духовной миссии в этих странах.

Выводы к главе 1

русский зарубежье философия литературный

Трагедия эмиграции - трагедия людей, покидающих родные места, уходит своими корнями в глубь тысячелетий. В Библии, в книге Бытия, мы найдем рассказ о Лоте и его жене. Комментарии к библейскому сюжету бесчисленны, главный из них: если суждено покинуть родину, то надо, преодолев жалость, тоску, отчаяние, без оглядки выполнить свою миссию. В ХХ веке мы видим не только возмездие за непослушание, но и другой - тоску по покинутой родине, трагедию беженства, извечную дилемму изгнанных и уехавших.

В ХХ веке эмиграция стала массовым явлением и неотъемлемой частью общественной жизни. Эмиграция - явление вполне закономерное, здесь нет ничего патологичного и экстраординарного. В России, начиная с Ивана IV, эмиграция являлась выражением антипатриотического настроя, по существу, предательством. Немногочисленные эмигранты были беженцами, противостоящими московской власти (Феодосий Косой, Иван Федоров, Андрей Курбский, Артемий Троицкий). Уже у этих первых эмигрантов-одиночек проявилась характерная черта, которая впоследствии была присуща лучшей части российской эмиграции XIX - XX вв., использовавшей пребывание за рубежами отечества в интересах самого же отечества, утверждая идеи, которые не могли распространяться в пределах России.

Временное Высшее Церковное Управление было создано Сибирским церковным Совещанием в Томске , объединившим 13 архиереев епархий Урала и Сибири.

По ознакомлении с указом, большинство членов ВЦУ пришло к мнению о том, что он был подписан под давлением большевиков. В русских зарубежных приходах начался сбор подписей под обращениями к митрополиту Антонию с просьбой не уходить на покой.

Архиерейский Собор, состоявшийся 2 сентября , решил формально исполнить волю Патриарха Тихона. Собор упразднил ВРЦУ и образовал Временный Заграничный Священный Синод РПЦ. Решение Собора гласило:

1. Во исполнение Указа его Святейшества Святейшего Тихона Патриарха Московского и всея Руси и Святейшего при нём Синода от 24 апреля (5 мая) 1922 года за 348 существующее Высшее Русское Церковное Управление упразднить;

2. Для организации новой Высшей церковной власти созвать Русский Всезаграничный Собор 21 ноября 1922 года;

3. В целях сохранения правопреемства Высшей Церковной власти образовать Временный Заграничный Архиерейский Синод РПЦ за границей с обязательным участием митрополита Евлогия, каковому Синоду и передать все права и полномочия Русского Церковного Управления за границей".

В состав РПЦЗ вошли тогда не только епископы-эмигранты, но и те части Российской Церкви, которые оказались вне пределов бывшей Российской Республики: многочисленные приходы в Западной Европе, епархия в Америке, две епархии на Дальнем Востоке (Владивостокская и Пекинская), причём из Владивостокской епархии, до ноября 1922 года находившейся под белой властью, выделена была ещё третья дальневосточная епархия - Харбинская в Маньчжурии. Вошли в Заграничную Церковь также Православная Духовная Миссия в Палестине и приход в Тегеране .

В сентябре 1936 года созванное Сербским Патриахом Варнавою Совещание архиереев РПЦЗ приняло Временное Положение о Русской Православной Церкви заграницей , которое, в частности, учреждало Дальневосточный и Североамериканский митрополичьи округа. Североамериканский округ возглавил митрополит Феофил (Пашковский). Первая Глава Положения определяла Русскую Церковь за пределами СССР следующим образом:

Русская Православная Церковь заграницей, состоящая из находящихся за пределами России епархий, духовных миссий и церквей, есть неразрывная часть Российской Православной Церкви, временно существующая на автономных началах. Имя Местоблюстителя Всероссийского Патриаршего Престола Митрополита Петра всегда возносится за богослужением во всех заграничных церквах.

РПЦЗ во время Второй мировой войны

По мере успехов Германии в ходе Второй мировой войны митрополит Анастасий начал рассматривать возможность переноса церковного центра в Швейцарию . После занятия в апреле 1941 года Белграда германскими войсками последовали репрессии против руководства Сербской Церкви; 25 апреля Патриарх Гавриил был арестован. Отношение военной администрации в Югославии к Архиерейскому Синоду было более благожелательным.

Согласно исследованию Михаила Шкаровского , 22 июня 1941 года в покоях митрополита Анастасия был произведен обыск сотрудниками гестапо , в котором он слыл англофилом . Также были произведены обыски в канцелярии Архиерейского Синода и на квартире правителя дел синодальной канцелярии Григория Граббе. Митрополит Анастасий воздержался от издания какого-либо послания в связи с началом войны на территории СССР, хотя значительная часть русских эмигрантов приветствовала начало войны между Германией и СССР, связывая с ним скорый крах большевистского режима в России. Отдельные иерархи, как-то митрополит Западно-Европейский Серафим (Лукьянов) в своём послании от 22 июня 1941 года, а также Архиепископ (впоследствии Митрополит) Берлинский и Германский Серафим (Ляде) , бывший этническим немцем, и некоторые другие клирики РПЦЗ поддержали «освободительный поход» вермахта против СССР , полагая коммунистический режим гораздо бо́льшим злом для России .

Основной целью Синода в сношениях с германскими ведомствами была задача участия в церковном возрождении на занятой вермахтом территории СССР. Но направленная в Рейхсминистерство церковных дел Анастасием 26 июня 1941 года просьба о разрешении ему на проезд в Берлин для обсуждения вопроса об организации на «восточных территориях» церковной власти была отклонена вследствие неприятия таких предложений другими ведомствами Третьего рейха.

В Германии митрополит Анастасий имел несколько встреч с генералом Власовым , благословил создание Русской освободительной армии (РОА). 18 ноября 1944 года он присутствовал в Берлине на торжественном собрании, провозгласившем учреждение Комитета освобождённых народов России (КОНР) и 19 ноября в берлинском соборе произнёс речь, посвящённую учреждению комитета. В связи с приближением советских войск митрополит Анастасий и сотрудники Синода при содействии генерала Власова выехали в Баварию .

РПЦЗ после Второй мировой войны

Важнейшим церковно-политическим деянием РПЦЗ стала совершённая 19 окт./1 ноября канонизация Новомучеников и Исповедников Российских и свв. Царственных Мучеников.

На Соборе РПЦЗ 2000 года был провозглашён курс на воссоединение с Московской Патриархией. В 2001 году митрополит Виталий (Устинов) , противившийся новому курсу, был отправлен на покой, в свою очередь, итогов собора не признал и совместно с епископом Варнавой рукоположил архиереев и основал паралельный синод РПЦЗ(В) , в котором он пробыл Первоиерархом до своей кончины 25 сентября 2006 года.

После Акта о каноническом общении

Правящий архиерей Таврической и Одесской епархии РПЦЗ епископ Агафангел (Пашковский) и ряд клириков отказались признать вхождение в состав Московского Патриархата, в связи с чем, епиcкоп Агафангел был запрещён в служении Архиерейским Синодом РПЦЗ.

Часть приходов, отвергших Акт , перешли в юрисдикцию греческой Архиепископии Константинопольского Патриархата и Русской Истинно-Православной Церкви ("Лазаревский раскол").

Другая часть приходов, отвергших Акт , созвала собрание своих представителей, на котором определила состав Временного Высшего Церковного Управления Русской Православной Церкви Заграницей (ВВЦУ РПЦЗ) во главе с епископом Агафангелом (Пашковским)

Как отмечают сами клирики РПЦЗ , после Акта смысл существования РПЦЗ как административно обособленной структуры в рамках РПЦ становится совершенно неясен, а ситуация с течением церковной жизни в Северной Америке, где существует признаваемая Московским Патриархатом и некоторыми иными Церквами в автокефальном статусе Американская православная церковь , противоречит каноническим нормам и обычаям.

В октябре 2008 года митрополит Иларион отметил, что в Бразилии у РПЦЗ было 7 приходов и все они вышли из подчинения Синоду РПЦЗ после подписания Акта о каноническом общении.

Тем не менее практически подавляющая часть РПЦЗ вступила в каноническое общение с Русской Православной Церковью. Необъединившимися остаются приходы только на пространстве бывшего СССР, имеющие тенденцию к обособлению и приходы в латинской Америке, а также некоторые приходы в США, Канаде, Южной Америке, Австралии и Европе. В Латинской Америке некоторыми аналитиками предполагается тенденция к примирению необъединившихся приходов с РПЦ после «Дней России в Латинской Америке», возглавляющихся бывших митрополитом Кириллом, ныне Святейшим Патриархом Московском и всея Руси.

Устройство и управление

В РПЦЗ состоит 6 епархий и одно временное викариатство (в России). Митрополичья епархия - Восточно-Американская и Нью-Йоркская. Основная часть приходов находится в США - 323 прихода; всего - более 400; около 20 монашеских общин. Духовный центр - Свято-Троицкий мужской монастырь в Джорданвилле, штат Нью-Йорк , основанный в 1930 году архимандритом Пантелеимоном (Петром Адамовичем Нижником) и псаломщиком Иваном Андреевичем Колосом . В Джорданвилле расположена духовная семинария РПЦЗ, в которой преподавали такие видные деятели русского православного зарубежья как архиепископ Аверкий (Таушев) и архимандрит Константин (Зайцев) .

Административный центр находится в Нью-Йорке : 75 E 93rd St New York; там же расположен синодальный собор Знамения Божией Матери (Synodal Cathedral of the Mother of God of the Sign ), освящённый 12/25 октября 1959 года , ; в соборе - чудотворная икона Курская Коренная (the Kursk-Root Icon of Our Lady of the Sign ), вывезенная в 1919 году из Знаменского монастыря в Курске (явлена в Коренной пустыни). Синодальный дом был куплен и подарен Архиерейскому Синоду в 1957 году выходцем из Одессы Сергеем Яковлевичем Семененко.

Согласно Положению о Русской Православной Церкви заграницей (от 1956 года) высший орган церковного законодательства, управления, суда и контроля для Русской Православной Церкви заграницей есть Собор Епископов, созываемый по возможности ежегодно, согласно церковным канонам .

Председатель Собора Епископов и Архиерейского Синода - Первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей в сане Митрополита, избираемый Собором пожизненно; члены Собора суть все архереи, входящие в состав Русской Православной Церкви заграницей (пр. 8 Положения ). В круг ведения Собора Епископов, среди прочего, также входит избрание двух Заместителей Первоиерарха, являющихся вице-председателями Синода, двух членов Архиерейского Синода и двух заместителей членов Синода (пр. 11 Положения ). В случае особой надобности Первоиерарх вместе с Архиерейским Синодом созывают Всезарубежный Церковный Собор, состоящий из епископов и представителей клира и мирян. Постановления таких Всезарубежных Церковных Соборов имеют законную силу и приводятся в исполнение только по утверждении их Собором Епископов под председатальством Первоиерарха (пр. 12 Положения ).

Священный Архиерейский Синод является исполнительным органом Собора и состоит из Председателя (Первоиерарха), двух его Заместителей и четырёх членов Синода, из которых два избираются Собором на междусоборный период и два вызываются из епархии на четырёхмесячный срок в порядке очереди, а также двух их заместителей, вызываемых в заседание Архиерейского Синода по усмотрению Председателя (пр. 16 Положения ).

Богословские достижения и отличия

Никаких догматических отличий в вероучении и практике РПЦЗ никогда не было, что связано с тем обстоятельством, что её руководство всегда видело своей наипервейшей задачей сохранение православного вероучения и практики в неизменности и чистоте.

Ввиду такой консервативной линии, РПЦЗ всегда жёстко осуждала всё, что она рассматривала как отступления от чистоты православия, как-то софианство, сергианство , экуменизм . Всегда с крайней враждебностью относилась к «латинству » (римо-католичеству).

В послевоенные годы в богословии и идеологии РПЦЗ получила развитие концепция катехона ; роль «Удерживающего» усвоялась преимущественно русским царям, что послужило одним из обоснований для канонизации в РПЦЗ последнего русского монарха в 1981 году . В РПЦЗ были переработаны традиционные принципы канонизации в лике мучеников - первоначально, бежавшим из СССР протоиереем Михаилом Польским , который, исходя из признания «советской власти» в СССР по существу антихристианской, полагал «новомучениками российскими» всех православных христиан, убиенных представителями государственной власти в СССР и Советской России; притом, согласно такой трактовке, христианское мученичество смывает с человека все ранее бывшие грехи .

Первоиерархи РПЦЗ

Литература

  1. Проф. Андреев П. М. Краткий обзор истории Русской Церкви от революции до наших дней . Jordanville, N. Y., 1951.
  2. Протопресвитер Георгий Граббе. Правда о Русской Церквина Родине и за Рубежом . Jordanville, N. Y., 1961.

Примечания

См. также

Ссылки

  • Русская Православная Церковь заграницей. Описание : на официальном сайте МП
  • Протоиерей Сергий ЩУКИН. Краткая история Русской Православной Церкви заграницей 1922-1972
  • А. В. Попов. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗА ГРАНИЦЕЙ: ОБРАЗОВАНИЕ И РАСКОЛ (1920-1934 гг.) Новый исторический вестник 2005 № 1
  • Граббе Г. Опровержение ошибок и неправд в сочинении Д. Поспеловского «The Russian Church Under the Soviet Regime 1917-1982»
  • Митрополит Смоленский и Калининградский КИРИЛЛ - председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, постоянный член Священного Синода РПЦ МП

Краткая история церкви

Образование юрисдикции связано с расколом РПЦЗ - после смещения Виталия с поста митрополита, последний вскоре в Свято-Преображенском скиту (Канада) заявил, что ушел с поста по принуждению и остается митрополитом РПЦЗ. Вслед за ним последовала меньшая часть клира - в основном в Канаде, Франции и России. 5-го ноября 2001 г. Виталий переименовал РПЦЗ в "РПЦ в Изгнании" (РПЦИ), чтобы иметь различие с синодом Лавра, однако вскоре старое название было возвращено и это объединение стало неофициально называться РПЦЗ(В). С самого начала митрополит Виталий посвятил нескольких близких ему человек в епископы. Из старых епископов РПЦЗ вслед за Виталием последовал лишь епископ Варнава, правда среди рядовых священников и приходов последовавших за ним было больше, хотя их общее число не велико - за границей СНГ под омофором Виталия находится 28 приходов и 3 монастыря/скита (из них 11 приходов в Европе, 8 в Канаде, 7 в США и 2 в Южной Америке). В России сторонниками Виталия и частью его церкви признали себя епископы Лазарь и Вениамин. Однако достаточно скоро внутри нового образования начались раздоры. 14 августа 2002 года русские иерархи поставили четырех новых епископов, утверждая, что с благословения митрополита Виталия (противники этих рукоположений утверждают, что митрополит не был поставивлен в известность). 10 ноября 2002 года их имена были изъяты из списков архиереев РПЦЗ(В) (однако сами епископы, восстановившие название Русская Истинно-Православная Церковь , продолжают поминать Виталия и считают его главой церкви). На территории бывшего СССР также параллельно действуют структуры епископа Варнавы (из-за которых во многом и произошел раскол). Этот раскол тем более болезненный, что приходы стан СНГ составляют абсолютное и наиболее преданное большинство церкви. Затем начался раздор между Варнавой и канадскими епископами, которых Варнава обвинил в воздействии на престарелого Виталия. Однако в данном случае разногласия не получили продолжения в виде раскола, хотя на совещании 2003 года ряд действий Варнавы были признаны неканоническими. 11 декабря 2003 окончательно была согласована и утверждена на Архиерейском Синоде структура РПЦЗ(В), внутри которой бытовала сумятица и неразбериха, в основном на территории России, где главенствующее положение пытался занять архиепископ Варнава. Европейская епархия была разделена на 3 части, однако пожелавшим клирикам было разрешено остаться под управлением Варнавы. Размежевание между "французской" частью под руководством Варнавы и "канадской" во главе с Сергием обострилось после того, как глава Западно-Европейской епархии запретил в служении парижского протоиерея Вениамина Жукова, секретаря Архиерейского Синода и фактического идеолога РПЦЗ(В). В январе 2004 Варнава за нарушения был уволен на покой, а в начале июля 2004 Архиерейский Синод за неподчинение издал указ о запрещении в священнослужении ранее уволенного на покой архиепископа Варнавы. После этого Варнава объявил себя Первоиерархом РПЦЗ (В-В), в его юрисдикцию входят часть приходов в Западной Европе и России. В мае 2006 архиепископ Варнава подал прошение о приеме в РПЦЗ(Л), которое было удовлетворено. Однако подчинявшиеся ему приходы, образующие "Западно-европейскую епархию РПЦЗ" решения своего архиерея не поняли и не одобрили, продолжив существовать как отдельная юрисдикция. При этом практически сразу несколько приходов епархии обратились к РИПЦ с просьбой о присоединении.
В начале июня 2006 года разразилось противостояние между управляющим делами церкви Антонием и епископом Виктором, контролирующими митрополита Виталия и епископами Владимиром и Варфоломеем и протоиереем Вениамином Жуковым, который фактически расколол РПЦЗ(В) (17 июня Владимир и Вениамин были отстранены от должностей секретарей Архиерейского Синода, те отстранение признали неканоничным). В самой Мансонвильской обители состоялся конфликт между думая группами, борющимися за возможность доступа к митрополиту Виталию. 23 июля Антоний (Орлов) издал указ о временном переходе к нему полномочий главы Церкви и открыл 24 июля заседание Архиерейского Собора (кроме него участвовал лишь еп. Виктор), продлившийся до 29 числа. На этом соборе были рукоположены два новых епископа и РПЦЗ(В) окончательно раскололась на две юрисдикции - РПЦЗ(А) и РПЦЗ(В-В), поминающую старейшего по хиротонии епископа Владимира. Неспособность договориться друг с другом оставшихся епископов РПЦЗ (В-В) привела к фактической стагнации церкви - объявленный на начало 2007 года Собор так и не состоялся, иерархи не смогли договориться о его созыве и позднее. Фактически сформировалось несколько противоборствующих партий и церковь превратилась в неструктурированный вольный конгломерат приходов, в котором основную роль играют неформальные связи. 21 ноября 2006 года епископ Антоний (Рудей) своим указом отправил на покой епископа Анастасия (Суржика) (что конечно, последним признано не было). В марте 2007 года в дер. Амосовка, Курской обл. прошло пастырское совещание российской части РПЦЗ(В), призвавшее не торопиться с избранием нового первоиерарха. Недоверие и внутренняя враждебность в итоге привела к фактическому, ноне оформленному окончательно расколу. Первым витком окончательного оформления разделения было решение совместного приходского собрания приходов Южно-Российской епархии, который проходил 21-24 декабря 2007 года в г.Алексине. На этом собрании приходами, которые после отделения епископа Пивоварова начали поминать епископа Антония (Рудей) было решено прекратить его поминание и начать поминать епископа Анастасия (Суржика). В ответ на это 25 декабря 2007 года епископ Антоний запретил в служении иеромонаха Тихона (Козушина). А уже 9 января 2008 года епископ Антоний объявил о разрыве отношений с двумя другими епископами РПЦЗ(В-В) и совершении им единоличных хиротоний двух новых епископов, фактически сформировав новую юрисдикцию - РПЦЗ(М) . Оставшиеся два епископа (Владимир и Анастасий), отправив епископа Варфоломея на покой, провели 7-10 апреля 2008 года Архиерейский собор церкви, призвавший остатки РПЦЗ(В) косолидироваться вокруг них и разделили церковь на два церковных округа - Американский и Евразийский. Во время архиерейского собора 4-11 октября 2009 года было снова реорганизовано церковное управление - отменены церковные округа, Санкт-Петербургская епархия передана в управление еп.Виктору, а еп.Владимир был избран председателем Архиерейского Синода. С 2011 года епископ Мартин (создавший и долгое время окормлявший приходы в Крыму) начал активно пытаться перевести Крыма из состава Малороссийской епархии в свою, Южно-Российскую. А 12 марта 2014 года в одностороннем порядке объявил, что вступает "в управление местными делами по окормлению паствы на всей земле Крыма". На Архиерейском Синоде 31 октября 2014 года за это деяние он был запрещен в служении, чего сам не признал и продолжил активное служение.
Окончательное размежевание противоборствующих групп произошло в октябре 2015 года. Прибывший на Архиерейский Собор РПЦЗ(В-В), проходивший 4-10 октября 2015 года в селе Малая Солтановка (Украина), епископ Владивостокский Анастасий, и после переговоров был констатировано, что он более не входит в состав Собора этой группы (после чего через несколько дней епископ Анастасий присоединился к РПЦЗ(А)). Тогда как два других оппозиционных иерарха создали новую ветвь РПЦЗ .

Первоиерарх Митрополит (Восточно-Американская епархия)

Епархии

Канадско-Французская фракция (2001-2006)

Каннская (Европейская, с 11 декабря 2003 Западно-Европейская) епархия:
Варнава (Прокофьев) (ноябрь 2001 - январь 2004)
Епархия Мансонвильская; с 11 декабря Монреальская и Восточно-Канадская:
Сергий (Киндяков) (3 ноября 2001 - 10 апреля 2006)
Епархия Сакраменто; с 11 декабря Сан-Францисская и Западно-Американская:
Владимир (Целищев) (6 ноября 2001 - 29 июля 2006)
Епархия Гренадская; с 11 декабря Эдмонтонская и Западно-Канадская:
Варфоломей (Воробьев) (11 ноября 2001 - 29 июля 2006)
Бэлтская и Молдовская епархия (до 11 декабря 2003 викарная к Европейской):
Антоний (Рудей) (28 июня 2003 - 29 июля 2006)
Владивостокская и Дальневосточная епархия:
Анастасий (Суржик) (29 июня 2003 - 29 июля 2006)
Епископ Славянский, викарий Европейской епархии, с 11 декабря 2003 Славянский и Южно-Российский.

Русская Православная Церковь за рубежом, объединяющая до полумиллиона верующих более чем в 30 странах мира, и до 1917 года имела некоторое количество приходов и обителей за рубежом.

После разгрома белого движения, когда из России эмигрировали более 2 миллионов человек, в числе которых были священнослужители, появилась необходимость не только строить новые храмы, но и упорядочить церковную жизнь.

Ноябрь 1920 года - Архиереи, покинувшие Россию, на Первом соборе в Югославии образовали Высшее Русское Церковное Управление (ВРЦУ) за границей, которое положило начало РПЦЗ.

Каноническим основанием для этого послужил Указ св. Патриарха Тихона № 362 от 7(20 ноября) 1920 года, по которому части Церкви, оказавшиеся за линий фронта или за границей, не имеющие возможности контактировать с Центром, должны организовать свое собственное управление во главе со старшим архиереем, оказавшимся в этой части Церкви.

Так началась история РПЦЗ (иначе ее называют "карловацкой", или "синодальной", церковью).

21 ноября - 3 декабря 1921 года - В Сремских Карловцах на территории Югославии был учрежден Всезаграничный Русский Церковный Собор, выступивший против власти большевиков.

Тогда же было принято «Послание чадам Русской Православной Церкви, в рассеянии и изгнании сущим».

Это вызвало недовольство советской власти и от Патриарха Тихона потребовали роспуска ВРЦУ. Патриарх под давлением властей вынужден был издать указ о закрытии ВРЦУ заграницей.

31 августа 1922 года - Образован Временный Священный Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), который возглавил один из старейших и самых авторитетных иерархов того времени - митрополит Киевский и Галицкий Антоний Храповицкий (1863-1936).

Представителей церкви, созданной русскими архиереями-эмигрантами во главе с митрополитом Антонием (Храповицким) называют "зарубежниками" (до 1944 года сторонников этой церкви называли "карловаты", так как в это время Синод располагался в г. Сремски-Карловцы).

В конце 1920-х годов среди русской церковной эмиграции возникли свои противоречия.

29 августа 1927 года - Допущенный большевиками к управлению Российской Церковью митрополит Сергий (Страгородский) опубликовал Декларацию, в которой заявлял, что Церковь едина с советским богоборческим правительством и потребовал в ультимативной форме от всего эмигрантского духовенства письменной подписки о лояльности советской власти.

Почти все зарубежные иерархи и священники отказались дать подписку о лояльности, митрополит Сергий заявил о разрыве этого духовенства с Московской патриархией.

С этого момента Русская православная церковь за рубежом (РПЦЗ) оказалась совершенно самостоятельной церковной структурой, осознающей себя как «временно самоуправляющаяся на соборных началах часть поместной Российской Церкви».

Середина 1930-х годов - В Западной Европе сложилась сохранившаяся до наших дней «расстановка сил» в русской церковной эмиграции: консервативная РПЦЗ (ее приходы находятся в основном в Швейцарии и Германии), либеральные «евлогиане» Константинопольского патриархата (Франция) и немногочисленные приходы Московского патриархата, появившиеся в основном после Второй мировой войны и сильно умножившиеся в последние десятилетия (больше всего их в Великобритании, но немало и в Германии).

1936 год - Скончался митрополит Антоний и его преемником стал митрополит Анастасий.

1938 год - Состоялся Второй Всезарубежный Собор, который принял два послания: «К Русскому народу в Отечестве страждущему» и
«К Русской пастве в рассеянии сущей».

Во время войны немцы с угрозами потребовали от митрополита Анастасия, который оставался в Югославии, написать послание к русскому народу о сотрудничестве с фашистской Германией.

Анастасий отверг эти требования, однако РПЦЗ поддержала Комитет освобождения народов России (КОНР), созданное генералом А.А. Власовым.

К концу войны митрополит Анастасий переехал в Вену, затем в Карлсбад и, наконец (после окончания войны) в Мюнхен. Здесь в 1945-1950 годах обосновался Центр русской церковной и общественной жизни. В 1950 году Заграничный Синод РПЦЗ переехал в Нью-Йорк.

1964 год - митрополит Анастасий, за год до своей кончины, ушёл на покой и главой РПЦЗ был единогласно избран епископ Брисбенский (Австралия) преосвященный Филарет, который управлял РПЦЗ в течение 21 года.

1986 год - В связи с кончиной митрополита Филарета, первоиерархом РПЦЗ стал архиепископ Монреальский и Канадский Виталий (Устинов).

10 июля 2001 года - Митрополит Виталий ушел на покой по состоянию здоровья. Первоиерархом РПЦЗ стал архиепископ Троицкий и Сиракузский Лавр (в миру Василий Михайлович Шкурла).

Под его духовным началом находится около полумиллиона православных, проживающих более чем в 30 странах мира, в первую очередь в США, Австралии, Германии, Канаде и Франции. В юрисдикции РПЦЗ находятся 19 архиереев, около 600 священнослужителей, 16 епархий, 39 монастырей и скитов, 454 прихода.

В том же году от "зарубежников" отошли приходы, не согласные с избранием Лавра (Шкурлы). Усилило этот раскол то обстоятельство, что 90-летний митрополит Виталий (Устинов) - прежний первоиерарх, ушедший на покой по старости, - вдруг передумал и заявил о незаконности избрания митрополита Лавра.

Во главе РПЦЗ оказались два взаимно не признающих друг друга первоиерарха, последователи которых называли себя, соответственно, РПЦЗ(Л) и РПЦЗ(В).

Первые, безусловно, преобладают количественно и настроены на воссоединение;

вторые - в меньшинстве и относятся к Московской патриархии непримиримо, как и их предшественники по церковной эмиграции.

После окончания советского периода, в условиях наступившей религиозной свободы, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II несколько раз обращался к Русской зарубежной церкви с призывом начать процесс сближения, считая, что "отпали причины, которые лишали Зарубежную церковь возможности воссоединиться с Матерью-Церковью".

Май 2004 года - Состоялась первая встреча Алексия II с первоиерархом РПЦЗ митрополитом Лавром, на которой было принято решение добиться воссоединения двух частей Русской церкви.

Акта, рассматриваемого канонистами РПЦЗ в качестве основного правоустанавливающего документа.

По ознакомлении с указом, большинство членов ВЦУ пришло к мнению о том, что он был подписан под давлением большевиков. В русских зарубежных приходах начался сбор подписей под обращениями к митрополиту Антонию с просьбой не уходить на покой.

Архиерейский Собор, состоявшийся 2 сентября , решил формально исполнить волю Патриарха Тихона. Собор упразднил ВРЦУ и образовал Временный Заграничный Священный Синод РПЦ. Решение Собора гласило:

1. Во исполнение Указа его Святейшества Святейшего Тихона Патриарха Московского и всея Руси и Святейшего при нём Синода от 24 апреля (5 мая) 1922 года за 348 существующее Высшее Русское Церковное Управление упразднить;

2. Для организации новой Высшей церковной власти созвать Русский Всезаграничный Собор 21 ноября 1922 года;

3. В целях сохранения правопреемства Высшей Церковной власти образовать Временный Заграничный Архиерейский Синод РПЦ за границей с обязательным участием митрополита Евлогия, каковому Синоду и передать все права и полномочия Русского Церковного Управления за границей".

В состав РПЦЗ вошли тогда не только епископы-эмигранты, но и те части Российской Церкви, которые оказались вне пределов бывшей Российской Республики: многочисленные приходы в Западной Европе, епархия в Америке, две епархии на Дальнем Востоке (Владивостокская и Пекинская), причём из Владивостокской епархии, до ноября 1922 года находившейся под белой властью, выделена была ещё третья дальневосточная епархия - Харбинская в Маньчжурии. Вошли в Заграничную Церковь также Православная Духовная Миссия в Палестине и приход в Тегеране .

В сентябре 1936 года созванное Сербским Патриахом Варнавою Совещание архиереев РПЦЗ приняло Временное Положение о Русской Православной Церкви заграницей , которое, в частности, учреждало Дальневосточный и Североамериканский митрополичьи округа. Североамериканский округ возглавил митрополит Феофил (Пашковский). Первая Глава Положения определяла Русскую Церковь за пределами СССР следующим образом:

Русская Православная Церковь заграницей, состоящая из находящихся за пределами России епархий, духовных миссий и церквей, есть неразрывная часть Российской Православной Церкви, временно существующая на автономных началах. Имя Местоблюстителя Всероссийского Патриаршего Престола Митрополита Петра всегда возносится за богослужением во всех заграничных церквах.

РПЦЗ во время Второй мировой войны

По мере успехов Германии в ходе Второй мировой войны митрополит Анастасий начал рассматривать возможность переноса церковного центра в Швейцарию . После занятия в апреле 1941 года Белграда германскими войсками последовали репрессии против руководства Сербской Церкви; 25 апреля Патриарх Гавриил был арестован. Отношение военной администрации в Югославии к Архиерейскому Синоду было более благожелательным.

Согласно исследованию Михаила Шкаровского , 22 июня 1941 года в покоях митрополита Анастасия был произведен обыск сотрудниками гестапо , в котором он слыл англофилом . Также были произведены обыски в канцелярии Архиерейского Синода и на квартире правителя дел синодальной канцелярии Григория Граббе. Митрополит Анастасий воздержался от издания какого-либо послания в связи с началом войны на территории СССР, хотя значительная часть русских эмигрантов приветствовала начало войны между Германией и СССР, связывая с ним скорый крах большевистского режима в России. Отдельные иерархи, как-то митрополит Западно-Европейский Серафим (Лукьянов) в своём послании от 22 июня 1941 года, а также Архиепископ (впоследствии Митрополит) Берлинский и Германский Серафим (Ляде) , бывший этническим немцем, и некоторые другие клирики РПЦЗ поддержали «освободительный поход» вермахта против СССР , полагая коммунистический режим гораздо бо́льшим злом для России .

Основной целью Синода в сношениях с германскими ведомствами была задача участия в церковном возрождении на занятой вермахтом территории СССР. Но направленная в Рейхсминистерство церковных дел Анастасием 26 июня 1941 года просьба о разрешении ему на проезд в Берлин для обсуждения вопроса об организации на «восточных территориях» церковной власти была отклонена вследствие неприятия таких предложений другими ведомствами Третьего рейха.

В Германии митрополит Анастасий имел несколько встреч с генералом Власовым , благословил создание Русской освободительной армии (РОА). 18 ноября 1944 года он присутствовал в Берлине на торжественном собрании, провозгласившем учреждение Комитета освобождённых народов России (КОНР) и 19 ноября в берлинском соборе произнёс речь, посвящённую учреждению комитета. В связи с приближением советских войск митрополит Анастасий и сотрудники Синода при содействии генерала Власова выехали в Баварию .

РПЦЗ после Второй мировой войны

Важнейшим церковно-политическим деянием РПЦЗ стала совершённая 19 окт./1 ноября канонизация Новомучеников и Исповедников Российских и свв. Царственных Мучеников.

На Соборе РПЦЗ 2000 года был провозглашён курс на воссоединение с Московской Патриархией. В 2001 году митрополит Виталий (Устинов) , противившийся новому курсу, был отправлен на покой, в свою очередь, итогов собора не признал и совместно с епископом Варнавой рукоположил архиереев и основал паралельный синод РПЦЗ(В) , в котором он пробыл Первоиерархом до своей кончины 25 сентября 2006 года.

После Акта о каноническом общении

Правящий архиерей Таврической и Одесской епархии РПЦЗ епископ Агафангел (Пашковский) и ряд клириков отказались признать вхождение в состав Московского Патриархата, в связи с чем, епиcкоп Агафангел был запрещён в служении Архиерейским Синодом РПЦЗ.

Часть приходов, отвергших Акт , перешли в юрисдикцию греческой Архиепископии Константинопольского Патриархата и Русской Истинно-Православной Церкви ("Лазаревский раскол").

Другая часть приходов, отвергших Акт , созвала собрание своих представителей, на котором определила состав Временного Высшего Церковного Управления Русской Православной Церкви Заграницей (ВВЦУ РПЦЗ) во главе с епископом Агафангелом (Пашковским)

Как отмечают сами клирики РПЦЗ , после Акта смысл существования РПЦЗ как административно обособленной структуры в рамках РПЦ становится совершенно неясен, а ситуация с течением церковной жизни в Северной Америке, где существует признаваемая Московским Патриархатом и некоторыми иными Церквами в автокефальном статусе Американская православная церковь , противоречит каноническим нормам и обычаям.

В октябре 2008 года митрополит Иларион отметил, что в Бразилии у РПЦЗ было 7 приходов и все они вышли из подчинения Синоду РПЦЗ после подписания Акта о каноническом общении.

Тем не менее практически подавляющая часть РПЦЗ вступила в каноническое общение с Русской Православной Церковью. Необъединившимися остаются приходы только на пространстве бывшего СССР, имеющие тенденцию к обособлению и приходы в латинской Америке, а также некоторые приходы в США, Канаде, Южной Америке, Австралии и Европе. В Латинской Америке некоторыми аналитиками предполагается тенденция к примирению необъединившихся приходов с РПЦ после «Дней России в Латинской Америке», возглавляющихся бывших митрополитом Кириллом, ныне Святейшим Патриархом Московском и всея Руси.

Устройство и управление

В РПЦЗ состоит 6 епархий и одно временное викариатство (в России). Митрополичья епархия - Восточно-Американская и Нью-Йоркская. Основная часть приходов находится в США - 323 прихода; всего - более 400; около 20 монашеских общин. Духовный центр - Свято-Троицкий мужской монастырь в Джорданвилле, штат Нью-Йорк , основанный в 1930 году архимандритом Пантелеимоном (Петром Адамовичем Нижником) и псаломщиком Иваном Андреевичем Колосом . В Джорданвилле расположена духовная семинария РПЦЗ, в которой преподавали такие видные деятели русского православного зарубежья как архиепископ Аверкий (Таушев) и архимандрит Константин (Зайцев) .

Административный центр находится в Нью-Йорке : 75 E 93rd St New York; там же расположен синодальный собор Знамения Божией Матери (Synodal Cathedral of the Mother of God of the Sign ), освящённый 12/25 октября 1959 года , ; в соборе - чудотворная икона Курская Коренная (the Kursk-Root Icon of Our Lady of the Sign ), вывезенная в 1919 году из Знаменского монастыря в Курске (явлена в Коренной пустыни). Синодальный дом был куплен и подарен Архиерейскому Синоду в 1957 году выходцем из Одессы Сергеем Яковлевичем Семененко.

Согласно Положению о Русской Православной Церкви заграницей (от 1956 года) высший орган церковного законодательства, управления, суда и контроля для Русской Православной Церкви заграницей есть Собор Епископов, созываемый по возможности ежегодно, согласно церковным канонам .

Председатель Собора Епископов и Архиерейского Синода - Первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей в сане Митрополита, избираемый Собором пожизненно; члены Собора суть все архереи, входящие в состав Русской Православной Церкви заграницей (пр. 8 Положения ). В круг ведения Собора Епископов, среди прочего, также входит избрание двух Заместителей Первоиерарха, являющихся вице-председателями Синода, двух членов Архиерейского Синода и двух заместителей членов Синода (пр. 11 Положения ). В случае особой надобности Первоиерарх вместе с Архиерейским Синодом созывают Всезарубежный Церковный Собор, состоящий из епископов и представителей клира и мирян. Постановления таких Всезарубежных Церковных Соборов имеют законную силу и приводятся в исполнение только по утверждении их Собором Епископов под председатальством Первоиерарха (пр. 12 Положения ).

Священный Архиерейский Синод является исполнительным органом Собора и состоит из Председателя (Первоиерарха), двух его Заместителей и четырёх членов Синода, из которых два избираются Собором на междусоборный период и два вызываются из епархии на четырёхмесячный срок в порядке очереди, а также двух их заместителей, вызываемых в заседание Архиерейского Синода по усмотрению Председателя (пр. 16 Положения ).

Богословские достижения и отличия

Никаких догматических отличий в вероучении и практике РПЦЗ никогда не было, что связано с тем обстоятельством, что её руководство всегда видело своей наипервейшей задачей сохранение православного вероучения и практики в неизменности и чистоте.

Ввиду такой консервативной линии, РПЦЗ всегда жёстко осуждала всё, что она рассматривала как отступления от чистоты православия, как-то софианство, сергианство , экуменизм . Всегда с крайней враждебностью относилась к «латинству » (римо-католичеству).

В послевоенные годы в богословии и идеологии РПЦЗ получила развитие концепция катехона ; роль «Удерживающего» усвоялась преимущественно русским царям, что послужило одним из обоснований для канонизации в РПЦЗ последнего русского монарха в 1981 году . В РПЦЗ были переработаны традиционные принципы канонизации в лике мучеников - первоначально, бежавшим из СССР протоиереем Михаилом Польским , который, исходя из признания «советской власти» в СССР по существу антихристианской, полагал «новомучениками российскими» всех православных христиан, убиенных представителями государственной власти в СССР и Советской России; притом, согласно такой трактовке, христианское мученичество смывает с человека все ранее бывшие грехи .

Первоиерархи РПЦЗ

Литература

  1. Проф. Андреев П. М. Краткий обзор истории Русской Церкви от революции до наших дней . Jordanville, N. Y., 1951.
  2. Протопресвитер Георгий Граббе. Правда о Русской Церквина Родине и за Рубежом . Jordanville, N. Y., 1961.

Примечания

См. также

Ссылки

  • Русская Православная Церковь заграницей. Описание : на официальном сайте МП
  • Протоиерей Сергий ЩУКИН. Краткая история Русской Православной Церкви заграницей 1922-1972
  • А. В. Попов. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗА ГРАНИЦЕЙ: ОБРАЗОВАНИЕ И РАСКОЛ (1920-1934 гг.) Новый исторический вестник 2005 № 1


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия