Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия

Как необходимо подготовиться к первой исповеди? Ксения

Уважаемая Ксения! Самое главное - не передумать и не отложить на потом то, чего просит и к чему стремится душа. Внешняя подготовка может быть различной, и ее меру Вы впоследствии будете определять вместе с тем священником, который когда-то станет Вашим духовным наставником, не о ней сейчас и думайте. А постарайтесь внимательно вспомнить свою жизнь с отрочества, с того времени, когда Вы стали различать белое и черное, плохое и хорошее, - и все то, в чем совесть упрекнет, все те страницы, которые захочется поскорее перевернуть, все, о чем лукавый будет нашептывать: «А вот этого не говори, слишком давно, слишком стыдно, слишком невозможно выговорить и объяснить», - это как раз и принести на исповедь вместе с решимостью к одним грехам никогда не возвращаться, а с другими, скорее навыками, страстями, греховными привычками вести бескомпромиссную борьбу.

Еще практический совет - постарайтесь заранее узнать относительно того храма, куда Вы собираетесь пойти на исповедь, когда там есть возможность исповедоваться подробно. А еще лучше заранее договориться со священником, предупредив его, что Вы будете первый раз на исповеди. Священник Максим Козлов

Как нужно готовиться к исповеди? По какому принципу должна быть составлена исповедь — по заповедям, или по хронологии совершенных мною грехов? Насколько много должно говорить? Достаточно ли просто сознаться в том, что согрешила? Ольга

Дорогая Ольга. Надо прийти в храм на исповедь, послушавшись уже данного вам совета священника. Можно заранее записать исповедь, начиная с 7 летнего возраста. Повторяющиеся грехи можно просто назвать, а можно описать ситуации, приведшие к греху. Иногда человек болезненно чувствует, что при каких-то обстоятельствах его душа была сильно искалечена грехом, и на сердце остались раны, прикосновение к которым вызывает острую или притупленную временем боль.

Тогда действительно нужно мужество, чтобы открыть перед священником то, о чём рассказать подчас больно и стыдно. Но если не открыть, то спрятанный грех будет продолжать разрушать душу и сердце изнутри. Бывает, что какие-то грехи не удаётся вспомнить, а какие-то поступки или мысли, может, и не казались грехом, тогда регулярные дальнейшие исповеди и усердная молитва выведут их из тьмы забвения.

На исповедь, особенно первую, необходимо прийти тогда, когда у священника достаточно времени, чтобы поговорить с Вами, т.е. на вечерней службе. Приняв Вашу исповедь, священник решит, готовы ли Вы причаститься, или Вам необходимо попоститься, помолиться, походить в храм. Но всё это вы сможете разрешить с ним непосредственно в беседе. Что касается слёз при исповеди, то они естественны для кающегося. Пусть поможет Вам Господь и Ваш Ангел Хранитель преодолеть все препятствия, мешающие очищению души. Помоги Господи, священник Александр Ильяшенко

Могу ли я исповедоваться посредством переписки, не заходя в церковь? Татьяна.
Здравствуйте Татьяна, исповедь – это таинство которое совершает Сам Господь, а священник является свидетелем, того что покаяние свершилось. Кающийся человек преодолевает самого страшного и постоянного противника – самого себя. Он одерживает над собой крупную победу и священник свидетельствует, что она действительно совершилась. Мы каемся для того, чтобы внутренне измениться, исправиться с помощью Божией. Помоги Вам Господи найти духовника, к которому бы расположилась Ваша душа, священник Александр Ильяшенко

Я исповедовалась по электронной почте, это правильно? Ирина.
Здравствуйте, Ирина. По-моему, исповедь по интернету — вещь недопустимая. Конечно, исповедовать грехи бывает и горько, и стыдно. Исповедь – это таинство, в котором священник является свидетелем вашего покаяния в грехе. Покаяние отделяет грех от человека, оно является благодатным изменением состояния души.

Чем же плохо, когда священник является свидетелем того, как постыдный грех отделяются от кающегося человека? Если человек действительно кается, то священник будет радоваться за него и благодарить Бога. А если нет покаяния, то открыться на исповеди бывает не просто. Покаяние – дар Божий, о нем надо просить Господа. Бывали в истории случаи, когда человек не мог в силу обстоятельств исповедаться священнику. Но это были экстремальные ситуации. Например, человек умирает в отдалении от храма и передает товарищу свою последнюю исповедь, чтобы тот, когда появится возможность, пересказал ее священнику. Был случай, описанный владыкой Вениамином (Федченковым), когда губернатор Генерал Бюнтинг, которому угрожала смертельная опасность, имел возможность исповедаться последний раз в жизни по телефону. Но Вам необходимо преодолеть смущение. Покаяние для того и существует, чтобы вывести на свет то, что препятствует соединению души с Богом. Помоги Вам Господи! Cвященник Александр Ильяшенко

Чем ближе к исповеди, тем сильнее «крутит». Такие мысли лезут в голову, что кажется, со стыда и страха умру……Что делать, какую молитву читать, чтобы выстоять? Я Вам заранее от всей души благодарна! Марина.

Здравствуйте, Марина.
Молиться можно своими словами о том, чтобы Господь помог устоять против всех этих помыслов. А прийти на исповедь все-таки нужно в любом случае и в любом состоянии. Помоги Вам Господи, священник Михаил Немнонов.

Я была много раз на исповеди и не почувствовала облегчения. Мне часто попадаются люди которые говорят, что чувствуют после исповеди такую радость и легкость. Если не чувствуешь облегчения, радости и легкости, то значит ли это, что грехи все равно прощены? Ирина

Дорогая Ирина!
Святитель Феофан Затворник говорит, что кому полезна радость, тому даётся радость, а кому полезна печаль — тому печаль, только бы печаль эта была по Богу. Это значит, что более серьёзным должно стать наше покаяние и более строгим испытание наших отношений с другими людьми.
Преподобный Макарий Великий свидетельствует, что он знал многих, кто в начале пути был облагодатствован чрезвычайно, но потом пал самым жалким образом. И ещё больше таких, кто всю жизнь трудился в смиренном послушании веры, не имея особенных утешений, и достиг спасения в вечной Пасхе. При искреннем раскаянии в грехах человек получает от Господа их прощение в таинстве исповеди, даже если после исповеди нет чувства какой-то особой радости.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

На исповеди от волнения много забыла. Значит ли это, что исповедь моя недействительна, и я не прощена?Когда я готовлюсь к исповеди, всегда записываю грехи на бумагу. И все равно от волнения я что-нибудь да забуду. После последней исповеди не было чувства легкости, было чувство досады. Юля

Дорогая Юлия! Забытые грехи – это не страшно, они, прощены. Старайтесь записывать грехи и далее, а те грехи, которые забыли сказать, скажете на исповеди в следующий раз.
Помоги Вам Господи, священник Александр Ильяшенко

Как часто человеку нужно исповедоваться у священника? Светлана.
Здравствуйте, Светлана! Регулярность исповеди и причастия Вам лучше обсудить с духовником. На мой взгляд, оптимальный вариант — раз в две-три недели, плюс большие церковные праздники. Священник Александр Ильяшенко

Про грех юности на исповеди сказала: «Согрешила блудом». Достаточно ли этого исповедания, или все же надо что-то более конкретно говорить? Ирина.

Дорогая Ирина! Да, действительно, на исповеди нет необходимости в подробности описывать грехи, поэтому вы исповедовались правильно, не вижу Вашей ошибки. Но блуд относится к числу тяжелых грехов, поэтому одной исповеди не достаточно. Необходимо постоянно и горячо каяться пред Господом о соделанном когда-то грехе и молить его о прощении, следить за состоянием своей души. Исповедуйтесь регулярно о своих грехах даже повседневных. Надейтесь на милость Божию, помоги Вам Господи.
Священник Александр Ильяшенко

Я хочу исповедаться и не знаю, считается ли это грехом? Когда мне было лет 8 — 9, а моему брату лет 7-8, мы посмотрели нехроший фильм и по своей глупости начали повторять увиденное. Меня очень мучает совесть. Н.

Дорогая Н.!
Временный стыд в сей преходящей жизни ничего не значит в сопоставлении со славой, ожидающей тех, кто прибег к Святому Покаянию! Исповедуйте это также просто, как спросили сейчас – тут никакие названия и не нужны: просто расскажите всё священнику чистосердечно, моля Господа о прощении, и милость Божия пребудет с Вами! Помните: нет такого греха, который не может быть очищен покаянием! Помните о той радости, которая бывает на Небесах о кающихся грешниках – покайтесь и эта радость коснётся и Вашего сердца!
Крепости Вам и верности Господу! Священник Алексий Колосов

Нужно ли мне снова исповедовать грех блуда более честно?Я исповедовала его несколько раз, но без подробностей, пожалев уши священника. Елена

Дорогая Елена!
Грех, однажды исповеданный, не надо исповедовать повторно, если Вы снова его не совершали. При исповедании блудных грехов обычно не рекомендуется в подробностях описывать совершенное, поэтому если Вы не назвали каких-то деталей, то это не является «недоговариванием» и тем более «утаиванием». Советую Вам исповеданные грехи не исповедовать второй, третий раз, а если смущают помыслы — то надо молиться и каяться перед Господом и просить у Него прощения. От Вас — искренность и постоянство, а результат — от Господа.

У меня проблемы с исповедью и с духовной жизнью…Когда-то я ходила в церковь регулярно. Я читала, что нужно возненавидеть этот мир, но не хочу его ненавидеть. Мой муж меня сильно ревнует. Я представляю, какой бы был скандал, если б я пошла в церковь и задержалась бы на исповеди, даже если б мы и пошли вместе, то мне досталось бы по другому вопросу «что я так долго исповедовала? Виктория.

Дорогая Виктория. Нужно ненавидеть зло в мире, а не сам мир, и в этом Вы совершенно правы. Осуждение – это грех, нарушение заповеди Божией: «Не судите, да не судимы будете». Этот грех – проявление гордости. Апостол Иоанн Богослов говорит: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх ». Мне кажется, что недостаток Вашего мужа, о котором Вы говорите, можно преодолеть любовью. Чем более Вы будете к нему нежны, ласковы, приветливы и деликатны, тем скорее этот недостаток пройдет. Старайтесь быть с мужем искренней и открытой. Вам необходимо ходить на исповедь, но предупреждайте мужа, что будете задерживаться, чтобы он не волновался.
Помоги Господи, священник Александр Ильяшенко

Меня мучают сомнения, что я не полностью исповедовалась на генеральной исповеди! Я не называла отдельные эпизоды, и не смогу теперь вспомнить, что исповедано, а что нет. Ольга
Дорогая Ольга!
Для Господа важно не скрупулезное перечисление грехов, а глубина и искренность покаянного чувства. Господь – Сердцеведец, а не бухгалтер. Но если какой–то грех мучает Вашу совесть, Вы можете назвать его на следующей исповеди.
С уважением, священник Александр Ильяшенко

Первую исповедь я произносил батюшке в нетрезвом состоянии, но это было для храбрости. Считается ли это исповедью? Юрий.
Дорогой Юрий!
К Таинствам следует приступать благочинно и в чистоте – конечно, таинство совершилось, но покаяться в том, что были нетрезвы во время исповеди, всё-таки следует. И помните: в пьяной «храбрости» мало толку! А священник, скорее всего, заметил, но, чувствуя Ваше состояние, и тревогу проявил такт и понимание.
С уважением, священник Алексий Колосов

Батюшка на несколько мгновений задремал во время моей исповеди. Считается ли моя исповедь совершенной или нет? Лариса

Да, Лариса, Ваша исповедь считается совершенной, ведь на исповеди Вы каетесь не священнику, а Господу, священник только является свидетелем Вашего покаяния. Помоги Вам Господи! Священник Александр Ильяшенко

Могу ли я каяться в грехе, сознавая, что избавиться от него пока не в силах? Мысли об этом грехе причиняют мне страдания. Катерина.
Здравствуйте, Катерина!
Нет ли лицемерия в том, что я постоянно каюсь за свою гордость, зависть, вспыльчивость…? Думаю, Вы понимаете, что такие грехи не искореняются сразу и бесповоротно в один раз. Так что же и не каяться?
Посмотрите, как часто мы моем свое тело, даже, если не особо грязнимся. И ведь знаем, сознаем, что мыть нужно постоянно и всю жизнь. Может тогда не мыть?
Итак, Катерина, идите на исповедь и кайтесь в том, что тяготит совесть. Помните, как говорил святитель Иоанн Златоуст, что Господь не только плоды приемлет, но и намерения целует. Помолитесь с теплотой сердечной: Господи, Ты видишь, как этот грех меня угнетает, как я страдаю от него! Помоги, дай силы избавиться от него! И прочее, как посоветует духовник. Попросите у него молитв и совета, как Вам быть в Вашем положении.
Помогай Вам Господь! Священник Павел Ильинский.

Есть ли смысл в следующей исповеди, если не избавилась от греха, из-за которого не была допущена до причастия? Рита
Рита, здравствуйте!
Смысл в исповеди есть всегда, кроме тех случаев, когда мы не хотим избавляться от греха, в котором исповедуемся. А если все-таки хотим расстаться с этим грехом, но пока не сумели, то нужно исповедоваться.
С уважением, священник Михаил Немнонов

Хочу исповедаться, меня смущает то, что священник может негативно отнестись к таким грехам, как: хула на Церковь и священнослужителей, сомнение в силе и высмеивание Бога, слушание песен сатанинского содержания. Евгений

Здравствуйте, Евгений!
Не бойтесь того, что священник отнесется к Вам негативно. Именно ему, как никому, хорошо известно, как слаб человек, как часто способен заблуждаться. Сознавая и свои недостатки, и то, что безгрешных людей не бывает, любой священник с великой радостью всегда приветствует, если человек обрел веру и стал на путь спасения.
Потому не надо опасаться ни осуждения, ни презрения, ни, тем более гнева. Скажите ему на исповеди просто и бесхитростно, все, что есть в душе и то, что теперь Вы имеете намерение жить по Заповедям, а для этого просите его молитв и наставлений.
Батюшка Вам даст советы для духовной жизни и благословит именем Христовым.
Помогай Вам Господь! Священник Павел Ильинский

Недавно я исповедовалась в грехе блуда. Во внебрачные отношения я вступила с парнем, которого люблю и с которым в будущем мы собираемся узаконить отношения. Я раньше не понимала, что греховного во внебрачной связи, и поэтому не шла на исповедь, просто не хотела каяться в том, чего не понимаю, только из-за того, что так сказано Церковью. Ведь после исповеди надо еще и не возвращаться к греху. Это тяжело когда не понимаешь смысла. Вот ждала, думала. Потом пришло понимание всего, и как будто пропасть перед ногами разверзлась. Хоть я и раскаялась на исповеди, но душе тяжело, мрачно. Все болит внутри.

Раньше бывало после исповеди выходишь из храма, и мир вокруг как будто ярче и радостнее стал, и внутри все поет. А сейчас выходила из храма как из операционной - с тем же тяжелым чувством боли и потери. Депрессия не отпускает меня с тех пор, не могу своими силами справиться с ней. Что мне делать, мне кажется, Бог не любит меня как прежде - ведь я уже не такая чистая. Как происходит раскаяние в блуде, ведь это считается смертным грехом? Я знаю, многие святые годы терзались за такой грех. Это так и должно быть? Сколько мне нужно страдать, чтобы вернуть себе прежнее духовное состояние, которое было до моего падения?

Катя

Уважаемая Екатерина, во-первых, очень хорошо, что Господь дал Вам мужество в тяжком смертном грехе покаяться перед крестом и Евангелием в таинстве исповеди, осознать его как грех, а не просто как норму бытового поведения, что свойствен такому количеству людей ныне. Вы спрашиваете, почему нет облегчения на душе, почему не стало сразу светло и ясно. Но Катя, грех греху рознь, бывает, оступится человек, сделает какую-нибудь пакость, раскается в ней - и все, как водой умылся, больше и нет этого. А бывает, как с серьезной болезнью: сделает человек операцию, вырежут ему аппендицит, или какие-нибудь опухоли злокачественные - ох, как долго еще болит все тело. Так и с грехами. Когда решимся мы вырезать что-то злокачественное, болезненное, нас сильно искажающее, то после операции будем долго еще в себя приходить. Тот же больной - его и тошнит, и жить ему не хочется, и первую неделю кажется, что умрет он сейчас, но все же онкологии уже нет, того, что отравляло и лишало возможности на жизнь в будущем, уже нет. Так и с таким грехом - сначала будет тяжко, а потом дальше, исправлением жизни и невозвращением к этому греху засвидетельствуете Богу, что покаяние Ваше было действительно, и в этом усилии жизни Господь даст Вам постепенно и мирность, и радость и дальнейшую прямоту Вашего пути ко спасению.

священник Максим Козлов

_________________________________________

Здравствуйте. У меня на душе есть некие грехи, которые очень грызут совесть! Я их делал в детстве (те, что хуже), но некоторые продолжаю делать и сейчас (немного полегче), но когда прихожу на исповедь, то от стыда за самого себя язык не крутится сознаться в этих "тяжких преступлениях". Я боюсь, что про меня подумает священник (а от мысли, что он может кому-нибудь рассказать меня в дрожь бросает). Что мне делать? ОЧЕНЬ нуждаюсь в совете. Заранее спасибо. С уважением, Андрей.

Отвечает протоиерей Михаил Самохин:

Здравствуйте, Андрей!

Любой нормальный священник радуется о покаянии человека, особенно если речь идет о тяжких или постыдных грехах, поскольку из собственного опыта наверняка знает, насколько тяжело бывает каяться в подобных грехах и насколько эти грехи влияют на нашу будущую вечную жизнь. Поэтому не бойтесь – ничего плохого о Вас священник не подумает. Если же вы не можете преодолеть свой стыд, попробуйте написать текст исповеди на бумаге и попросить священника прочесть. Еще одним способом облегчения стыда может быть исповедь незнакомому священнику в новом для Вас храме. В то же время хочу напомнить, что стыд является спасительным горьким лекарством, охраняющем нас от повторения исповеданных грехов.

С уважением, протоиерей Михаил Самохин.

Проживая свою жизнь, человек много усилий прилагает к тому, чтобы заботиться о своем теле. Смывая с себя телесную грязь, он очищает тело, которое на самом деле бренно. Это наше временное пристанище. Но если мы содержим в чистоте свое тело, то не более ли того стоит заботиться о своей душе, смывая с неё духовную грязь? Духовная грязь - это грехи, которыми наша душа обрастает за время своей жизни. Болезни и нечистоты души врачуются через таинство Покаяния.

Что такое покаяние Господу

Что же представляет собой это таинство? Покаяние - это священнодействие, несущее благодать. После того как верующий человек раскается в своих грехах, он получает их отпущение. Посредником между Богом и человеком в таинстве покаяния выступает священник. Через него кающийся человек получает прощение своих грехов от Самого Иисуса Христа. Данное таинство содержит два основных действия:

  1. Исповедание перед священником всех своих грехов.
  2. Разрешение грехов, которое произносит пастырь Церкви.

Таинство покаяния называют также исповедью, хотя она является только одной составляющей. Однако эта составляющая действительно самая важная, поскольку без осознания своих грехов не будет и прощения.

Самое главное - понимать, что исповедь - это не допрос и не «вытаскивание» грехов из души насильно. Она не выносит обвинительный приговор грешнику. Покаяние - это также не беседа о своих недостатках, не осведомление священника о своих грехах и не просто добрая традиция. Исповедь - это искреннее раскаяние в своих грехах, это насущная потребность в очищении души, «умерщвление» себя для греха и воскрешение для святости.

Обязательно ли нужно каяться перед священником

Исповедуясь, человек приносит покаяние в грехах не священнику, а Богу. Священник также является человеком, соответственно, он тоже не безгрешен. В данном таинстве он является лишь посредником между кающимся и Господом. Настоящим тайносвершителем является только лишь Сам Бог, и никто другой. Пастырь Церкви выступает ходатаем перед Ним и следит за тем, чтобы таинство свершалось должным образом.

В исповеди перед священником есть еще один важный аспект. Когда мы признаем свои грехи сами перед собой - это, конечно, очень важно. Но это сделать гораздо проще, чем, к примеру, рассказать о них третьему лицу. Каясь в своих грехах перед служителем Церкви, человек преодолевает также такой грех, как гордыня. Он превозмогает стыд, признаётся в своей греховности, рассказывая те вещи, о которых обычно люди стараются умалчивать. Эти душевные страдания делают исповедь еще более глубокой и значимой для очищения души.

Все ли люди - грешники?

Некоторые считают, что им не в чем каяться. Они не совершают убийства, кражи и прочих тяжких преступлений. Однако это в корне неверно. Постоянными спутниками человеческой жизни являются такие чувства, как лень, зависть, месть, злость, тщеславие, раздражительность и прочие неугодные Богу состояния души. Кроме того, некоторые женщины совершают грех детоубийства (аборты), вина за который лежит как на женщине, так и на мужчине, её поддержавшей или даже склонившей к этому решению. А супружеские измены, обращения к гадалкам и прочие поступки? Если учитывать все эти моменты, то окажется, что все мы грешны перед Богом, и поэтому каждый из нас нуждается в покаянии и прощении грехов.

Покаяние - это единственно верный путь к Господу. Тот, кто не считает себя грешником, более грешен, чем тот, который осознает свои грехи, пусть у него их даже больше, чем у нераскаявшегося человека.

Как уничтожить в себе грех

Грехом называется добровольное нарушение Божиих заповедей. У него есть такое свойство: возрастание от меньшего к большему. Какой вред несёт в себе грех? Он приводит к вырождению, может сократить земную жизнь, а самое страшное - он может лишить вечной жизни. Источником греха есть падший мир. И человек в нем является проводником.

Грех имеет следующие фазы вовлечения:

  • Прилог - это возникновение греховного желания, помысла.
  • Сочетание - фиксирование внимания на греховном помысле, принятие его в своих мыслях.
  • Пленение - одержимость данным желанием, согласие с этим помыслом.
  • Падение в грех - воплощение на деле того, что присутствовало в греховном желании.

Покаяние - это начало борьбы с грехом. Чтобы побороть грех, нужно его осознать и раскаяться. Нужно иметь твердое намерение бороться с ним, чтобы, в конце концов, искоренить его в себе. Чтобы искупить грех, нужно совершать благие дела, а также выстраивать свою жизнь согласно Божиим заповедям. Жизнь нужно провести в послушании Господу, Церкви, а также своему духовному наставнику.

Можно ли прожить без покаяния?

Часто люди живут, не задумываясь о том, что они творят. Им кажется, что впереди еще достаточно времени для того, чтобы измениться в лучшую сторону, покаяться и искупить свои грехи. Они живут в своё удовольствие, не особо заботясь о душе. Но на самом деле покаяние - это то, что нельзя откладывать на потом. Что происходит, когда мы не спешим разбираться в себе и анализировать свои поступки, соотнося их с Божиими заповедями? На нашей «духовной одежде» не остаётся ни одного светлого пятнышка. А это чревато тем, что совесть - эта Божественная искра - постепенно угасает. Мы начнём двигаться к духовной смерти.

Выражаясь образно, душа без покаяния становится открытой для греховных мыслей, страстей и злых деяний. В свою очередь из-за этого может наступить тяжелый период в земной жизни человека. И даже если при жизни человек не испытает на себе всю тяжесть своей греховности, то после смерти, когда уже будет поздно что-либо исправлять, последствием нераскаявшейся души станет её смерть.

Может ли покаяние быть недействительным

Суть покаяния заключается не в том, чтобы формально рассказать о своих недостатках священнику. Покаяние не может приняться Господом, если оно не искреннее, совершается ради того, чтобы отдать дань моде, выглядеть лучше в чьих-то глазах или если человек кается для облегчения своей совести, без твердого намерения исправлять свои грехи. Холодное, сухое и механическое покаяние не считается действительным. Оно не принесёт никакой пользы кающемуся грешнику. Для того чтобы покаяние действительно послужило на благо человеку, оно должно исходить из самого сердца, осознанное и горячее. Причем одного только осознания и раскаяния тоже мало. Человек должен вознамериться бороться со своим грехом. Господа он должен призвать в свои помощники, потому что человеческая плоть слаба, и самому бороться со своей греховной природой практически невозможно. Но именно Бог помогает нам в этом нелёгком деле. Самое главное - иметь твердое желание.

Как готовиться к исповеди

Для того чтобы приготовиться к исповеди, нужно для начала наедине самим с собой проанализировать свою жизнь и осознать все свои грехи. Соотнеся все свои мысли и поступки с Божиими заповедями, можно легко понять, что мы делали неверно, где прогневали Господа. Покаяние души должно заключаться в том, чтобы каждый грех в отдельности осознать, раскаяться в нем и исповедать его перед священником. Для удобства перед исповедью можно выписать все свои грехи на бумагу, чтобы ничего не забыть. Есть специальные брошюры, в которых приведен перечень грехов. Случается так, что человек даже и не подозревает, что грешен в тех или иных вопросах, и очень удивляется, когда среди этого перечня находится множество противных Богу деяний, которые он совершал в своей жизни. Человеку, решившемуся на исповедь, нужно:

  • твёрдо верить и надеяться на Господа;
  • сожалеть о том, что прогневал Господа;
  • простить обидчикам все обиды и не держать ни на кого зла;
  • объявить перед священником все свои грехи без утайки;
  • твердо вознамериться впредь не гневить Господа и жить по Его заповедям.

Помочь человеку, решившему исповедаться, может Школа покаяния. В материалах и лекциях подробно описывается весь процесс, не упускается не один нюанс данного священнодействия.

Что нужно знать человеку, готовящемуся к исповеди

Исповедаться можно в любое время, когда это возможно, в церкви. Делать это нужно как можно чаще. Особенно необходима исповедь перед причастием. На исповеди нужно помнить, что это не беседа со священником. Если у вас есть к нему какие-то вопросы - их нужно обсуждать в другое время. На исповеди необходимо перечислять свои грехи, при этом не пытаясь себя оправдать или обвинить кого-то. Ни в коем случае нельзя приступать к исповеди, а затем к причастию, если вы не со всеми примирились и держите на кого-то зло или обиду. Это будет большим грехом. Если у священника нет времени, чтобы подробно выслушивать все грехи - это не страшно, можно их рассказать вкратце. Однако особо гнетущие можно рассказать поподробнее, и попросить священника их выслушать. В любом случае Господь знает ваши истинные намерения. Пусть зажжется ваша свеча покаяния. И Господь непременно услышит вас.

Можно ли исповедовать не все грехи

Господь может принять покаяние, только если оно искреннее. А какая может быть причина, чтобы утаивать какой-то грех? Ведь человек, стремящийся избавиться от бремени греха, наоборот, с особой тщательностью будет копаться в себе, чтобы не оставить ни малейшего прегрешения. Стремление очиститься у искренне раскаявшегося грешника настолько велико, что он без малейшего стыда и гордыни поспешит рассказать все на исповеди священнику. Если же человек утаивает свои прегрешения - значит, он страдает грехом гордости, маловерия, ложного стыда либо не осознает всей важности данного таинства. Неисповеданный грех не прощается. Мало того, если человек не признается священнику в каком-либо проступке, то, возможно, подсознательно он не хочет с ним расставаться. Такая исповедь не принесёт пользы. Мало того, от неё может быть даже больше вреда, поскольку ко всем прочим грехам добавятся ещё и дополнительные, перечисленные выше.

Как часто нужно исповедоваться

Желательно делать это как можно чаще. Однако при этом покаяние должно исходить от души, т. е. качество не должно переходить в количество. Прислушивайтесь к своему сердцу - оно подскажет вам, когда настанет насущная потребность очиститься от бремени греха.

Все ли грехи прощает Бог

Можете не сомневаться в том, что все ваши искренне исповеданные грехи Бог простит. Если вы будете соблюдать все требования и правила, описанные в данной статье - Господь обязательно вас услышит. Не зря же первый человек, попавший в Царствие Божие, был разбойником.

Именно потому, что он искренне раскаялся в своих грехах и поверил в Милость Божию, он был услышан и прощён.

Количество записей: 200

Здравствуйте Батюшка у меня несколько вопросов. Во-первых, я, сидя в интернете, искал православную литературу, и случайно наткнулся на одну книгу, и сразу этого не понял, но когда начал читать, сразу закрыл сайт, поняв, что наткнулся на еретическую литературу. Надо ли мне каяться в этом, или, раз я сразу же закрыл, наткнувшись случайно, могу просто в домашней молитве помолиться? И второй вопрос: я собираюсь к старцу Иоанну Миронову, он проводит чин общий исповеди, могу ли я на этой исповеди исповедоваться и покаяться на ней в грехах, которые я записываю на листочек, про себя? Заранее спасибо.

Аркадий

Здравствуйте, Аркадий. Каяться нужно во всем, в чем обличает совесть. И, конечно же, сразу, как только это обличение произойдет, не откладывая. На домашней исповеди надо поминать свои грехи, совершенные за день, по именам, а на исповеди в храме называть уже целые семейства грехов "по фамилиям". Не мельчить. Общая исповедь ни в коем случае не может быть полноценной заменой частной исповеди. Допустима только для тех, кто все-таки находит возможность примерно раз в месяц исповедоваться подробно частным образом. Отец Иоанн по немощи лет не может принять исповедь у всех желающих, поэтому прибегает к общей исповеди. Поэтому найдите возможность исповедоваться и другому священнику.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, батюшка! У меня есть привычка, закоренелая и дурная - иронизировать над собой, насмехаться, что ли. Например, нагрубили мне в магазине, я оттуда выйду, вся озлобленная, и мысль в голове появляется: "Ой, ну надо же, разобиделась! Великая персона! И пальцем-то ее не тронь. А маме-то утром как грубила?", и в таком духе. Мне кажется, это неправильное что-то, ведь совершенный грех должен привести меня к покаянию, к тому, чтобы я у Бога попросила прощения и сил исправляться, а этими мыслями с иронией я скорее только ненависть к себе навожу, и потом мучаюсь от этого.

Елена

Пожалуй, соглашусь с Вами, Елена: такое иронизирование мало общего имеет со смирением и самоукорением, лучше уж в содеянных грехах каяться и просить прощения. Кстати, почитайте об этом у о.Иоанна Кронштадского: в его дневниках есть замечательные моменты, когда ему приходилось согрешать и он молил Бога о прощении. Вот замечательный образец для подражания!

игумен Никон (Головко)

Вопрос о.Максиму. 1) До своего воцерковления я, как и многие мои сверстники, верила в гороскопы и носила знак зодиака. После воцерковления я, конечно же в этом покаялась, но знак Зодиака у меня остался, хоть я его и не ношу уже давно. Скажите, что мне с ним сделать? Дело в том, что мне его когда-то подарила мама, я не думаю, что она разрешит мне от него избавиться. С другой стороны, я сама теперь воспринимаю его не как талисман, а просто как красивое украшение на тему "животные" (такая грациозная, изящная козочка). 2) Ну и второй вопрос такого же типа: мама однажды купила 2 книги с рецептами народной медицины. Но в ней, наряду с обычными рецептами, помещены тексты молитв, с которыми соседствуют разные заговоры. Что делать с этими книгами? Они сейчас хранятся в моём шкафу. Я бы ни за что не стала их хранить у себя, но ведь они не мои, а мамины, а мама очень невоцерковлённый человек... Есть ли тогда на мне грех? И как лучше поступить?

Мария

Мария, я бы посоветовал Вам переплавить ваш зодиак в более нейтральную вещицу-украшение. Книги я бы отправил в утиль.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте, батюшка, у меня сложилась такая жизненная ситуация. 9 месяцев назад умер мой муж, у нас остался ребенок, но так получилось, что через 6 месяцев я познакомилась с человеком, мы начали встречаться. Я понимаю, что это неправильно, но от него отказаться не могу, и понимаю, что нужно год выдержать траур, как быть, как поступить, не знаю, он мне приснился, сейчас я поговорила с молодым человеком, мы будем общаться, но никаких интимных отношений у нас не будет, подскажите, как поступить правильно, что нужно сделать, исповедаться, как исправить, я понимаю, что согрешила?

Марина, вдова имеет право на законный брак. Подчеркиваю – на законный, а не на сожительство и «романтическую» связь. Вы правильно мыслите – надо в храм на исповедь. Скажите то же, что и написали здесь. Год хранить траур Вас никто «юридически» не обязывает, это просто старая добрая традиция. Да и спешить с замужеством «с разбега» или связью довольно глупо: необходимо время для того, чтобы утихли страсти, переживания.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте! Мне 18 лет. Когда я начала встречаться с парнем, то перестала ходить в храм. С парнем рассталась, но уже год в церкви не появлялась, показаться на глаза священнику стыдно, потому что я еще бросила воскресную школу из-за занятости в университете. Я не знаю, с чего мне начать. Помогите, пожалуйста.

Марина

Дорогая Марина, не стыдитесь пойти в храм - ну, пришлось из-за учебы оставить воскресную школу. Теперь Вы вошли в режим, когда можете посвятить воскресенье храму, и пришли. Все нормально. Начать хорошо - просто пойти на службу, например, на всенощное бдение в субботу. Порадуетесь храму, помолитесь. А там само сложится. Да поможет Вам Господь!

иерей Сергий Осипов

Доброе время суток! Изначально хочу сказать, что при любых обстоятельствах я не считаю себя правой, как бы ни было, я не имела право делать это, от этого считаю себя очень грешной! Я сделала аборт. Осознаю и искренне каюсь в этом, поэтому хочу вымолить моего убиенного ребёнка, будьте добры, подскажите действия, как мне это сделать?

Анастасия

Настя, Ваш ребенок – мученик. Его вымаливать не надо. А вот о себе молиться надо усердно и идти на исповедь. Что же Вас довело до такого греха в столь юном возрасте? Вот о чем стоит подумать.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте, батюшка. Прошу вашего совета, как мне покаяться в грехах моих за всю мою жизнь, как быть смиренной и любить всех. В церковь хожу (по субботам-воскресеньям, т. к работаю). Исповедуюсь и причащаюсь. Стараюсь жить по заповедям, но не всегда получается (и раздражение и гордость, "и всяк грех вложила в свою душу").

Людмила

Людмила, кайтесь в том, что помните, а новых грехов старайтесь не делать – вот и весь путь покаяния. Чего же еще? Невозможно прыгнуть выше человеческого естества. И не «накручивайте» себя излишне в этом вопросе: Господь с Вас выше человеческих сил не спросит. А любовь к людям придет после глубокого осознания своей греховности.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. У меня такой вопрос. Я забеременела от своего будущего мужа еще до росписи в ЗАГСе. после наступления беременности мы поженились и повенчались. Ребенка мы очень хотели, и я о нем молилась. Только сейчас понимаю, что это было неправильно, ведь я молила Бога о ребенке, живя во грехе. А сейчас слышала, что вымаливать детей нельзя, что потом с ними будет много проблем. Так ли это? А еще каждый раз при угрозе и каких-то страхах я молюсь. Но правильно ли это? Ведь получается, что я не полагаюсь на Бога, а хочу, чтобы все было по-моему. Я раскаиваюсь в том, что, живя в блуде, молила о ребенке. Как быть теперь? Перед венчанием я исповедовалась. И сейчас хожу в храм, но мысли о том, что детей не вымаливают, не покидают.

Ольга

Причем тут ваши грехи! Мать должна молиться о своем ребенке! В грехах кайтесь, а за детей молитесь!

протоиерей Максим Хижий

Добрый вечер! Меня крестили в возрасте до года. До 16 лет я чувствовала связь с Господом, а потом она, как канатик, по ниточке обрывалась. Я вела неправильный образ жизни - жила два года в гражданском браке с мужчиной, потом имела связь с женатым мужчиной. Как вы понимаете, счастья мне это не принесло. Полгода назад я встретила мужчину, в которого влюбилась с первого взгляда. Волею Господа, мы видимся каждый день, так как работаем рядом. С моей стороны чувства настолько сильны, что при виде него перехватывает дыхание. Я впервые захотела настоящую семью и деток! По его поведению я понимаю, что как минимум симпатия у него ко мне есть, но первый шаг он не делает. Меня ситуация неопределенности, когда ни да, ни нет, настолько мучила, что я не находила себе места, мне было очень тяжело. Два месяца назад я поняла, что это наказание мне за мою прошлую жизнь. Я переосмыслила свое поведение, поняла свои ошибки, поняла, что я больше не хочу их совершать. И появилось неудержимое желание пойти в церковь на исповедь. Я нашла очень хорошего батюшку! Это была моя первая исповедь, я плакала, не могла остановиться. Батюшка допустил меня до причастия и сказал, что появление этого человека в моей жизни - чудо Божье! После причастия я проплакала весь день. Теперь у меня нет таких сильных эмоций, которые буквально разрывали меня на части сутками напролет. Но чувства не прошли! Неужели я недостаточно сильно раскаялась, почему я все еще прохожу через это испытание? Неужели мне не отпущены мои грехи? Ведь я провела огромную работу над собой, осознав, что живу неправильно и раскаявшись в этом, искренне раскаявшись!

Ирина

Ира! Вы совершили очень верный и важный поступок – пошли в храм на исповедь. Но дело в том, что грехи оставляют после себя шрамы на душе, на способности человека адекватно воспринимать жизнь, даже на способности любить. Смотрите, что делает с Вами встреча с мужчиной. Видите, сколько эмоций? Разве это нормально? После печальных экспериментов над душой Вам придется учиться ходить как человеку, у которого были переломаны ноги. На это тоже нужно время. Чтобы все прошло, чтобы Вы стали адекватны, надо пожить без увлечений противоположным полом. Ну хоть годик! А то так все у Вас пойдет опять по наезженной колее: страсть, отношения, грех, разочарование.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте! Меня зовут Константин. Когда мне было 18 лет, я в пьяном состоянии разбил надгробие на кладбище, сейчас я не могу вспомнить, в каком месте и как звали этого человека, порой меня это очень мучает, я очень сожалею и раскаиваюсь в этом. Я понимаю, что это нельзя исправить, но помогите, пожалуйста, что можно сделать в таком случае? Чтобы и умерший, и Господь меня простили, я многое понял. Заранее благодарю.

Константин

Прежде всего, надо исповедоваться, Константин. А после этого душа подскажет, что нужно еще сделать, чтобы окончательно обрести покой от этого греха: может быть, какое-то доброе дело или милостыню, или оказать помощь, например, ухаживая за надгробиями на кладбище. Посоветуйтесь в этом вопросе со священником, которому будете исповедоваться, и послушайте свою душу.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка. Мы прожили с мужем 13 лет в венчанном браке. Месяц назад узнала, что полгода он изменял мне с другой. Говорит, что со мной ему было мало интимных отношений. То я устаю, то праздники церковные, то болею. Хотя раньше как-то справлялся с этим. Говорит, что не любил ее, но она нравилась ему. Об измене рассказал сам, когда решил больше не встречаться с той женщиной, когда понял, насколько я и ребенок дороги ему. Понял, какой грех он совершил. Муж ходил на исповедь, покаялся. К причастию его пока не допустили. Просит у меня прощения, говорит, что какое-то помешательство нашло. Я его люблю, но пока мне тяжело все забыть и простить. Я всегда доверяла ему. Могу ли я продолжать ходить на исповедь и причастие, если еще не простила его? Правильно ли я делаю, что прошу Бога простить мужу его грех, или он только сам должен молиться за себя? И еще: как нам вернуть то единение душ, которое (мы так думаем) было у нас? Спасибо.

Лидия

Если любите, живите дальше. Простить, думаю, простили, если живете вместе. А обида забудется нескоро. Причащаться можно и нужно. Но надо подумать, почему все было так тускло в интимной жизни. Это не значит, что вы во всем виноваты. Мужу тоже надо подумать о том, почему Вы так уставали, что ничего уже кроме сна было ненужно.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте, батюшка, у меня несколько вопросов. Я слышала, что если родители не венчанные, то на том свете они не смогут встретиться друг с другом и со своими детьми. У меня очень много грехов, в моей жизни был алкоголь, наркотики, аборты, я делала очень много ужасного... Мне 21, сейчас я полностью изменилась в хорошую сторону, у меня маленькая дочка, живу без мужа. Очень хочу очиститься от всех своих грехов, возможно ли это? Стать, как бы сказать, чистой перед Богом?

Здравствуйте, Юля. Мы призваны к святости, но должны сознавать, что свят Один Господь. Мы должны понуждать себя к осуществлению святости в своей жизни, это цель, ради которой сотворен человек. Никакого времени не хватит на осуществление этой цели, поэтому Бог дает человеку вечность. А чтобы мы могли войти в вечность, дает Самого Себя. Он пришел не праведников спасти, а призвать грешников к покаянию. Кающийся грешник, борющийся со своими страстями, принуждающий себя к жизни по Евангелию - вот тот, кто милостью Божией входит в Царство Небесное. Следуйте за Церковью Православной, руководствуйтесь ее учением, и не теряйте надежду. На «том свете» мы встретим всех, и родных, и тех, кого оскорбили, никуда не денемся. А вот продолжения брачных союзов в жизни вечной не будет. Не следует никак себе представлять ту жизнь, она непредставима. В нашем земном опыте нет ни соответствующих слов, ни понятий, чтобы ее выразить и понять. Оставим это. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Можно ли раскаяться в грехе, если не выработалось стойкое и ясное отвращение ко греху?

Максим

Здравствуйте, Максим. Раскаяние еще ничего не дает. Раскаиваемся мы легко и постоянно – повысил голос, и тотчас раскаялся, до следующего раза. Необходимы еще осуждение греха, осуждение себя, и решимость впредь не грешить. Полезно представлять себя уже на смертном одре в ожидании суда. Ведь мы не знаем, в какой момент закончится наша жизнь, и мы предстанем перед Богом. Писание прямо говорит, вспоминай о своей смерти и во век не согрешишь. Так же необходима благодатная помощь Таинств. Надо часто исповедоваться. Нам необходимо не раскаяние, а исцеление от греха. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте! Почему считается, что после смерти человек теряет возможность покаяться, почему душа человека не может, как при земной жизни, молить, просить Бога о прощении грехов? Если возможно, укажите, откуда пошло такое мнение (труды святых отцов, Писание или что-то еще)?

Татьяна

Здравствуйте, Татьяна! В Евангелии есть притча о богаче и Лазаре, в которой ясно указывается на невозможность покаяния после смерти: «и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк., 16:26). Святые отцы, следом за Словом Божиим единогласно учат, что время, данное нам для покаяния и исправления нашей души - эта, временная наша жизнь. После смерти человека ждёт суд Божий и воздаяние за то, что он сделал в этой жизни. «Страшная истина. Нераскаянные грешники после смерти теряют всякую возможность измениться к лучшему и, значит, неизменно остаются преданными вечным мучениям (грех не может не мучить). Время и место для действия благодати - только здесь: после смерти - только молитвы Церкви, и то на раскаянных грешников могут действовать, на тех, у которых есть приемлемость в душах, свет добрых дел, унесенный ими из этой жизни, к которому может привиться благодать Божия или благодатные молитвы Церкви. Нераскаянные грешники - несомненные сыны погибели» (св. прав. Иоанн Кронштадский).

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, прошу у Вас помощи и разъяснения, как мне поступить, правильно ли я делаю или нет, я совсем запуталась и не с кем посоветоваться... В 18 лет (сейчас мне 30) я делала аборт, по своей воле, так сложились обстоятельства, я была обманута, не любима и не любила. Сейчас я в браке и у нас есть сынишка, любимый и желанный... Я знаю, что я во грехе, и хочу в этом покаяться, хочу причащаться, ходить в церковь, сына причащать, и понимаю, что не могу этого сделать, пока не покаюсь в своем грехе... Только совета прошу вот в чем: я каюсь, что сделала это, осознаю, но не могу покаяться в том, что если бы вернуть время, я бы так не поступила снова. Одно знаю, что я сейчас больше никогда не сделаю аборт, но в той ситуации я по-другому не могла поступить... Отпустит ли мне этот грех Бог? Примет ли батюшка это за раскаяние, или я недостойна? Грешу ли я еще больше оттого, что до сих пор тяну и не исповедуюсь в том грехе? Мне страшно. Мне страшно и стыдно оттого, что исповедовалась перед родами и не сказала ничего, еще раз согрешила, может, поэтому роды были сложными, хотя носила легко. Мне хочется просто приходить в церковь и стыдно за свой грех. Сегодня я пришла к тому, что хочется помолится, посидеть просто в церкви... Не знаю, понятно ли написала! Помогите, подскажите, как поступить. Спасибо!

Анастасия

Дорогая Анастасия! Во-первых, сынишку можно и нужно причащать вне зависимости от того, причащаетесь Вы или нет. Во-вторых, на исповеди Вам нужно покаяться в том, что Вы до конца не осознаете тяжесть греха детоубийства. Помоги Вам Господь во всей полноте жить жизнью православного христианина, осознать и исповедать все свои грехи и войти в Царствие Небесное. Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте, хотел Вас спросить: если я покаюсь на исповеди второй раз в одном и том же грехе, то так можно делать или нет?

Невозможно представить христианина без покаяния. Поэтому вряд ли вызовет удивление, что Оптинские старцы тщательно и всесторонне наставляли покаянию. В главе, главным образом, рассматривается определение истинного покаяния, борьба и ошибки кающихся, необходимость искать помощь Божию в деле покаяния.

4.1. ПРИЗНАКИ ИСТИННОГО ПОКАЯНИЯ»

Как и любое духовное действие человека, покаяние должно быть истинным. Быть истинным означает соответствовать своей природе, своему внутреннему смыслу – той природе и тому смыслу, которое в покаяние заключил . Преп. Макарий раскрывает условия истинного покаяния, а тем самым – природу и внутренний смысл самого покаяния:

…Покаяние тогда только истинно, когда человек, восчувствуя грехи свои, коими прогневал Создателя своего, оставляет греховное действо, сожалеет об оных и раскаивается, и удостаивается прощения благодатию Христовою через разрешение священнослужителя Церкви. А когда не оставляет, хоть и кается, то сие не есть покаяние, а даже и опасное, чрезмерное и безрассудное упование на благость Божию, которое так же, как и отчаяние, в равной мере судится пред Богом .

Началом покаяния является «восчувствование грехов своих». Не умозрительное, формальное и в чем-то равнодушное согласие признать совершенные грехи, а отчетливое сердечное ощущение неправильности и неприемлемости своих греховных действий, справедливо вызывающих гнев Создателя человека – такова точка зарождения покаяния.

В этой точке человек ощущает всю противоестественность положения, в котором он, будучи образом и подобием Божием, находится в противоречии с тем, что Бог определил ему в качестве нормы жизни. И единственным выходом из этого гибельного противоречия он принимает оставление греховного действия.

Оставление греховного действия здесь рассматривается как фундамент истинного покаяния. Если оставления нет, то дом покаяния строится на песке, и упование на то, что он устоит опасно, чрезмерно и безрассудно. Несомненно, преп. Макарий давая это наставление держал в памяти сказанное Иисусом Христом в Нагорной проповеди о необходимости не только слушать, но и исполнять заповеди.

Оставив греховное действие человек не приходит в состояние умиротворенности или довольства. Ибо содеянный однажды уже принес зло в мир и заставил страдать других людей или самого человека. Количество зла в мире увеличилось, и зло как «антидобро» образовало утрату для людей. Вот об этой-то утрате человек и начинает сожалеть, а также раскаиваться в совершенном греховном действии, повлекшем утрату. Почему же истинное покаяние не может совершаться без сожаления и раскаивания?

Потому что в сожалении и раскаивании проявляется неприятие человеком греха и сокрытого в грехе зла. Если кто-то равнодушен к последствиям совершенных грехов, тот лишь мнит себя кающимся. На самом деле он еще не разорвал окончательно связь со злом и находится под его воздействием.

Но оставивший греховное действие, сожалеющий о грехах и раскаявшийся становится достойным прощения. Это прощение совершается благодатью Иисуса Христа через разрешение священнослужителя. Истинное покаяние, следовательно, состоит из нескольких тесно связанных сторон, каждая из которых обязательна: (1) восчувствование своих грехов, (2) оставление греховного действия, (3) сожаление и раскаяние и (4) исповедь и разрешение священнослужителя, через которое человек получает прощение Христовой благодатью.

Эти стороны покаяния получили дальнейшее разъяснения в поучениях Оптинских старцев. Преп. Макарий о восчувствовании грехов говорит следующее:

Пишешь ты, что живешь во всяком нерадении и много грешишь, а покаяния не имеешь, других осуждаешь; поэтому ты еще не ощутила того в чувстве сердца, что ты грешна, а только языком произносишь сие слово. Постарайся в чувстве сердца иметь себя грешну, от чего стяжешь и смирение, не станешь других судить, а паче не подлежащих твоему суду, стяжешь и покаяние с умилением&hellip ; .

Жизнь в нерадении и многих грехах, в осуждении других вместо собственного покаяния приводит к неразвитости и огрубелости сердца. Человеку сложно в этом случае встать на путь покаяния, поскольку его сердце не ощущает греховности содеянного. Язык, конечно, произносит слово «грех», но сердце молчит и не распознает греха своим собственным сердечным чувством. Как следствие, человек, не обличаемый сердцем, увлекается идеей собственной праведности, из которой обыкновенно выводит и свое «право» судить других.

Вы знаете, какая у диавола тактика? Вам это надо знать. Он, зная, что какой-либо человек имеет грех более или менее тяжкий, старается, чтобы человек в нем не покаялся. С этой целью он всячески умаливает степень тяжести греха, внушая такие мысли: «Это не важно, Бог тебе это простит», – и тому подобное. И даже старается, чтобы человек забыл об этом грехе. Но когда этому человеку удается как-либо исповедать духовнику на исповеди грех, то диавол всячески увеличивает тяжесть греха, внушая, что грех этот настолько велик, что Бог даже никогда не простит. И старается привести человека в уныние и отчаяние. Видите, как хитер враг. Он отлично знает, что исповедию смываются все грехи, поэтому и не допускает человека до исповеди, а если он не исповедуется, то враг всячески смущает&hellip ; .

Враг стремится разрушить адекватность восприятия человека. Чем более искаженно будет человек воспринимать свои мысли, слова и поступки, тем больше вероятность, что он не сможет исправить греховную линию своего поведения. Первое испытание нас ожидает тогда, когда мы уже совершили грех более или менее тяжкий. Дьявол ставит своей задачей произвести «уценку» этого греха в нашем сознании, добиться чтобы он (грех) воспринимался нами как нечто несущественное, что Бог и так простит.

Если такая тактика приносит плоды, враг постарается развить свой успех и придать ему систематический характер. Он будет каждое последующее прегрешение преуменьшать все сильнее, как бы расчищая тропу для все более тяжких грехов. В общем, как говорится, «посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». При этом враг будет делать все, чтобы не допустить человека до исповеди.

Но и в том случае, когда человек оказался адекватен в отношении содеянного и несмотря на козни врага все же исповедал свой грех, и тут не оставляет человека. Он приступает с другой стороны, и начинает в нашем сознании «работу по дооценке» совершенного греха. Вызываемая врагом неадекватность связана с неправильным отношением к греху как «непростительному», как к такому, за который Бог непременно накажет. Если врагу удается закрепить в человеке это восприятие или, правильнее сказать, помрачение, тогда он переходит к попыткам ввергнуть в уныние и отчаяние.

В такой ситуации надо срочно вспоминать святоотеческое учение о том, что нет греха непрощенного, а есть грех нераскаянный. И что спасительная жертва Иисуса Христа значит много больше, чем любые грехи. Преп. Анатолий (Зерцалов) в одном из писем сказал так:

Радуюсь за тебя, М., что поборола врага своего, как радовался полк белоризцев после низложения исполина мурина святым Андреем Юродивым. Да не один полк, а все неисчетные полки Небесных Сил радуются, по слову Самого Господа, о единем грешнице кающемся (). Мир тебе и спасение! И благословение Господне отныне и до века. «Несть грех не прощен, точию нераскаянный». Так учат святые отцы. Если бы весь мир был переполнен твоими грехами, то одна капля крови Спасителя все сожжет во мгновение. Собери грехи всего мира, учит Златоуст, они все-все окажутся, как одна капля в безпредельном море .

Покаяние, завершенное исповедью и прощением Иисуса Христа по разрешительной молитве священника – это победа над врагом. Трудность этой победы заключается совсем не в том, что враг якобы может умалить жертву Спасителя или сделать наши грехи, так сказать, равными ей или даже превосходящими ее. Одной капли крови Господа достаточно для того, чтобы сжечь любые грехи.

Но трудность победы над врагом заключается только в том, что враг может поколебать, хотя и временно, нашу веру в Бога, Его любовь к нам и веру в Его силу спасать даже самых отъявленных грешников. Поэтому охранение собственной веры от нападок лукавого существенно с точки зрения нашей способности приносить покаяние. Сильная вера не только побуждает с надеждой идти на исповедь, но и кладет начало подлинному исправлению. Ибо сильный в вере силен и с помощью благодати в исполнении заповедей, т.е. в любви к Богу: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня ().

В этом смысле учение святых отцов о том, что нет греха непрощенного, а есть только грех нераскаянный – это учение о должной вере и должной любви к Богу. О вере в то, что все грехи искуплены Спасителем и не прощается лишь то, что разрушает до основания способность покаяться. Так, сознательное и полное отвержение истины (хула на Святого Духа) закрывает дорогу к прощению, но не потому что любви Божией недостаточно, а потому что угасла в грешнике любовь к Богу и привела его к отречению от Него.

Но если искренне пошел человек на исповедь покаяться, то его любовь к Господу жива, и Господь по молитвам Церкви явит грешнику Свою любовь, прощение и силу. И должно совершиться в покаявшемся то, о чем сказано в Евангелии: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит () . Следовательно, путь покаяния – это путь любви к Богу, где через прощение многих грехов человек обретает способность и любить своего Господа много , т.е. творить Его волю и не впадать во множество грехов.

Итак, если враг пытается исказить сознание человека и сделать неадекватным его восприятие, то Оптинские старцы стараются помочь людям выработать и сохранить ясное понимание того, что Господь законоположит согрешающим. Преп. Амвросий говорит:

Что законоположит Господь согрешающим? Законополагает, чтобы каялись, глаголя во Святом Евангелии: покайтеся, аще не покаетеся, погибнете () .

Некоторые из христиан от неверия совсем не каются, а некоторые, хотя и каются для порядка и обычая, но потом без страха опять тяжко согрешают, имея неразумную надежду на то, что Господь благ, а другие, имея в виду одно то, что Господь правосуден, не перестают грешить от отчаяния, не надеясь получить прощения. Тех и других исправляя, слово Божие объявляет всем, что благ Господь ко всем кающимся искренно и с твердым намерением не возвращаться на прежнее. Несть бо грех побеждающ человеколюбие Божие. Напротив, правосуден Господь для тех, которые от неверия и нерадения не хотят каяться, также и для тех, которые хотя иногда и приносят покаяние для порядка и обычая, но потом опять без страха тяжко согрешают, имея неразумное упование на то, что Господь благ. Есть и такие христиане, которые приносят покаяние, но не все высказывают на исповеди, а некоторые грехи скрывают и утаивают стыда ради. Таковые, по слову апостольскому, недостойно причащаются Святых Таин, а за недостойное причащение подвергаются различным немощам и болезням, а немало и умирают .

Снова подчеркивается, что воля Господа к грешникам заключается в том, чтобы они каялись. И что без покаяния ожидает согрешающих погибель. Преп. Амвросий указывает на основное препятствие для покаяния, которое всячески пытается возвести и укрепить враг – неверие. В неверии любовь к Богу ослабевает, заповеди Божии перестают восприниматься как императив, их нарушение трактуется как неизбежная и в чем-то даже нормальная черта человеческой жизни, в суждениях о жизни начинают преобладать релятивистские мотивы и т.д. «Венцом» неверия становится суждение «а зачем каяться, когда в целом все и так нормально и объяснимо». Скатывание в духовную слепоту и самомнение – таков обычный результат неверия.

Ненамного лучше дела идут у тех, кто кается лишь для порядка и обычая. Среди них есть своего рода «оптимисты» и «пессимисты». Первые склонны считать, что Господь по благости Своей все простит и так, и что не нужно настраивать себя на серьезное переживание совершенных грехов и оставление их после исповеди. Покаяние становится актом формальным, предназначенным для сохранения определенного порядка и обычая, или внешней формы церковной жизни. Таким образом таинство покаяния трансформируется в обряд, некое условное действие, которому сами кающиеся не предают большого значения.

Противоположную по смыслу ошибку допускают «пессимисты». Они грешат не от легкомыслия, а от отчаяния. По их мнению, Господь правосуден и воздаст за совершенные грехи непременно. Следовательно, больше или меньше нагрешит человек, в этом случае уже не так важно.

…Покаяние не совершается (не оканчивается) до гроба и имеет три свойства или части: очищение от помыслов, терпение находящих скорбей и молитву, т.е. призывание Божией помощи против злых прилогов вражиих. Три эти вещи одна без другой не совершаются. Если одна часть где прерывается, то и другие две части там не тверды бывают .

Очищение от помыслов в каком-то смысле играет роль «протирки» взгляда человека на жизнь, ведет от мутной и обманчивой, ложной и опасной картины своей исключительности и особости к простому и ясному взгляду, что «я – один из многих, ничем не лучше, а часто и хуже других». И эта ясность взгляда обнажает в сердце человеку ту правду, которую он непременно должен в себе открыть. Что он – грешник, и перестать быть грешником и есть его подлинная задача.

Как только происходит осознание этой задачи, появляется и понимание того, что перестать быть грешником – трудно. Что многое из греховного прошлого и настоящего уже вошло в жизнь и исказило ее. И что пришло время терпеть скорби, неизбежных спутниц своей и чужой греховности.

Более того, ясное желание избавиться от грехов – это вызов врагу спасения, который обязательно в этом случае вступает в открытую войну против нас. Выстоять в этой войне сами мы не можем. Но мы можем молить Бога о помощи и получать ее. Только так можно устоять и все выдержать. Соединив в жизни все три части покаяния – очищение от помыслов, терпение находящих скорбей и молитву – мы и приходим к истинному покаянию. Покаянию как дороге к Богу, которую Бог для нас создал и по которой Он нас ведет в Царство Небесное.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия