В 90‑х годах прошлого века строилась железная дорога Козельск - Сухиничи. На постройку этой дороги и был назначен инженер Beйденгаммер. Он был, как сам о себе говорил, человек неверующий и развратный. Кутила. Был женат и имел дочь, но жене постоянно изменял. Среди постоянных мимолетных увлечений он встретил девушку, которую серьезно полюбил. Он приехал с ней, как с женой (это был т. н. гражданский брак. - Ред.), и поселился в Козельске на время постройки этой ветки железной дороги.
Жена его (он называл ее Даня) была человеком удивительной кротости и влияла на мужа своей светлой личностью. С ней он начал перерождаться. Скоро Даня стала духовной дочерью оптинского старца Иосифа. Когда она шла к старцу, муж сопровождал ее и терпеливо ожидал, сидя на скамейке недалеко от хибарки в скиту…
Иеромонах Иосиф (Литовкин) (1837-1911) |
Скоро постройка дороги окончилась. Инженера командировали на другую стройку - Ростов-на-Дону. Уезжая, он сказал Данечке, чтобы она скорее управилась со своими домашними делами и ехала к нему. Оставшись пока в Козельске, она первым долгом отправилась к старцу, благословилась распродать свою мебель и подготовиться в дорогу. Потом исповедовалась у батюшки, причастилась, пособоровалась и отправилась в дорогу. Во время пути ей надо было сойти; она торопилась выйти и попала под поезд.
Дали знать Вейденгаммеру. Скорбь его была безгранична, он совершенно отчаивался, хотел застрелиться, но мысль: «Ведь Данечка не погребена, кто же будет ее хоронить?» - держала его. Он доехал и похоронил Данечку в Рудневе около церкви (это дача Шамординского монастыря): она особенно любила это место… Теперь он свободен и должен покончить с собой. Но появилась еще одна мысль: «Ведь Данечка так любила старца, пойду ему сообщу».
Рассказал он старцу о ее смерти и при этом признался, что теперь не может жить… Смиренный, кроткий старец необычно твердо сказал: «Ты должен поступить в монастырь в память Дани». «Как же я могу поступить, когда я неверующий развратник?»
«Ты должен это сделать в память Дани», - опять твердо сказал старец. «Я пьяница, курильщик». «Пей, кури, но так, чтобы никто не видел». Он долго и много охаивал себя, и на все это был один твердый старческий ответ: «Все равно, при всем этом ты должен поступить в монастырь!».
И вот он поступает в скит.
Он не мог, конечно, сразу стать настоящим монахом. Изредка только ходил в церковь. Допоздна трудился над планами, если были какие‑либо постройки в Оптиной или Шамордине. Ездил туда на постройки. И в окне его кельи далеко за полночь светился огонек…
А затем было получено известие о его смерти. Подробностей никто не знал, только стало известно, что под конец жизни он сделался истинным монахом.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Эта история, рассказанная монахиней Амвросией (Оберучевой), произошла с родственником жены известного писателя Ивана Сергеевича Шмелева. Она еще раз напоминает нам слова Спасителя: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9: 13) и дает надежду всем, чья жизнь не безупречна в нравственном смысле. Рассказ еще раз подтверждает истину о том, что всякого человека, будь он даже последним злодеем, если он откажется от греха и покается, Господь примет в Свои объятия, как любимого и долгожданного сына. В летописи Предтеченского скита Оптиной пустыни есть несколько записей о Вейденгаммере. В подтверждение сказанного две из них приведем здесь:
«1900. Ноября 13. Понедельник. Поступивший в скит 5 июня сего года послушник Виктор Алексеевич Вейденгаммер происходит из потомственных дворян Московской губернии Рузского уезда. Окончил курс наук в Императорском Московском техническом училище инженер-механиком. До поступления в скит служил старшим ревизором тяги на Средне-Азиатской железной дороге Закаспийской. От роду 57 лет.
1916. Апреля 17. <…> Сегодня вечером последовала внезапная кончина рясофорного монаха о. Виктора (Алексеевича Вейденгаммера), поступившего в скит в 1900 г. Покойный страдал приступами удушья давно, и с ним было уже несколько ударов. Видимо, один из таковых и прекратил его жизнь. О. Виктор приобщался Св. Христовых Таин на Страстной седмице и в Великие Светлые дни находился в высоком духовном настроении. Простота, искренность, доброта, прямодушие, чуждое лицемерия и лукавства, и отзывчивость на всякую скорбь ближнего приобрели ему общее уважение, и он пользовался ото всех любовию и расположением.
Талант, данный ему от Господа, особенно проявлялся в знании им инженерного, архитектурного и технического искусства; в том же деле трудился он неленостно в монастыре и скиту и своими познаниями приносил большую пользу обители. Трудолюбие и высокие его нравственные качества дают твердое основание надежде на блаженное воздаяние ему в вечности. В этом уповании утверждает и то обстоятельство, что почивший после того, как раздался зов Божий в катастрофе с его женою, раздавленною поездом на ж. д., не замедлил порвать с миром, несмотря на вся красная и благая его, предпочтя сим последним «единое на потребу».
Достойно примечания, что гроб с телом умершего, стоявший в храме до пятницы, в удовлетворение просьбы родных, желавших присутствовать на погребении,
не обнаружил никаких признаков тления. Могила покойного - рядом со свежею могилою иеромонаха о. Ираклия. Вечная им память».
Подготовила монахиня Евтропия (Бобровникова)
Шёл 2003 год, когда по благословению митрополита Владимира после 80-летнего перерыва под сводами больничного храма во имя св.прпмц.Евгении вновь зазвучали слова молитвы, послышался сокровенный шёпот исповедующихся и добрый, ласковый голос отца Валериана ЖИРЯКОВА - настоятеля храма, - произносящий разрешительную молитву. И хоть о встрече мы договорились заранее, мне пришлось подождать, потому что после вечерней службы батюшка внимательно выслушивал своих подопечных - старушек-блокадниц, - вникая во все их нужды и тревоги. А после исповеди, улыбаясь, размашисто крестил склонённую седую голову, отпуская грехи именем Иисуса Христа. Проводив до порога церкви последнюю исповедницу, о.Валериан предупредил: "Времени у меня немного. В девять часов я пойду по палатам исповедовать тех, у кого нет сил дойти до храма". Итак, милости просим в храм св.Евгении.
История этого храма и общины св.Евгении началась с милости. Это был конец XIX века. Разговорился как-то с нищенкой добрый человек и узнал, что она была сестрой милосердия на Русско-турецкой войне. Дрогнуло сердце этого человека, имя которого знает Господь... и в 1882 году в Санкт-Петербурге появился Комитет попечения о сёстрах Красного Креста. А впоследствии из этого комитета выросла известная по всей России своей благотворительной деятельностью и делами милосердия община святой Евгении. Но, как говорится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Сначала, в 1883 году, было построено общежитие для 12 сестёр милосердия. Через три года при нём открылись двухгодичные подготовительные курсы сестёр милосердия, и лишь спустя ещё два года была открыта небольшая лечебница для приходящих больных. В 1887 году комитет взяла под своё покровительство внучка государя Николая I Евгения Ольденбургская. А 7 января 1893 года общежитие сестёр милосердия было переименовано в общину св.Евгении. Шло время, община разрасталась. Наконец встал вопрос о строительстве собственной больницы, которая и была построена на углу Старорусской и Новгородской улиц. В нижнем этаже разместилось убежище для престарелых сестёр милосердия им.Императора Александра III, на втором - церковь на 4000 человек во имя св.блг.князя Александра Невского и св.прпмц.Евгении и общежитие для сестёр общины.
Начались трудовые героические будни. Сёстры милосердия, окончившие двухлетний курс, работали в госпиталях, лазаретах кадетских корпусов, дежурили в частных домах и различных лечебницах Петербурга и провинции. Что здесь героического, спросите вы. А надобно сказать, что в 1893-1894 годах сёстры работали в Тульской, Тверской и Воронежской губерниях, где свирепствовала тифозная эпидемия... И это ещё не всё. В 1898-1899 годах сёстры общины были призваны оказывать помощь в губерниях, пострадавших от неурожая, - Самарской, Уфимской. Отряд сестёр был отправлен в Манчжурию. Также сёстры милосердия принимали участие в Русско-японской войне, а позже и в Первой мировой.
Но всё это было забыто после 1917 года. Новая власть пыталась изгладить из памяти народной само понятие христианского милосердия. И вот больница св.Евгении превратилась в "свердловку" - медучреждение для лечения высшего городского партактива. В период Великой Отечественной войны в больнице был устроен госпиталь для лечения офицеров Ленинградского и Волховского фронтов. А в 1990-х годах больница стала обычной горбольницей N 46...
Слава Богу, в наше время в больнице св.Евгении возрождаются добрые традиции. В созданном здесь по инициативе главврача О.Семёновой "Центре медицинской помощи жителям блокадного Ленинграда" проходят лечение тысячи людей, пережившие блокаду, много на своём веку перестрадавшие. В больнице ведётся научная работа: учёные изучают воздействие экстремальных факторов - холода, голода - на организм людей во время блокады и в отдалённом периоде, а также их влияние на последующие поколения.
В 2000 году больнице вернули святое наименование, а в главном корпусе устроится часовня св.Евгении. Кстати, символично, что первое освящение больничного храма состоялось в день памяти св.равноап.Нины 27 января 1900 года, в этот же день в 1944 году была снята блокада Ленинграда. Ныне в храме проходят молебны, совершаются Таинства исповеди, крещения, соборования. В 2000 году приход пополнился выпускниками Воскресной школы Александро-Невской лавры. С их приходом в больнице вновь работает Общество милосердия, сёстры и братья которого оказывают посильную помощь болящим.
Свт.Игнатий Брянчанинов писал: "На суде Христовом потребуется в оправдание милость как деятельное выражение любви, и заслуживает помилования одна милость как опытное доказательство любви. "Милости хочу, а не жертвы" (Мф.9.13), - возвестил грядущий страшный и нелицеприятный Судия. Милость доставит оправдание возлюбившим её, а отвергших - предаст осуждению. Всех делателей своих милость приведёт пред Христом и исходатайствует им у Христа помилование и вечное блаженство". Помните об этом и не скупитесь на дела милосердия.
Адрес: 193144 СПб, Старорусская ул., 3. Тел. 274-19-90
Пересказала Ирина НИКОЛАЕВА
Http://pravpiter.ru/pspb/n194/ta005.htm
XXVI. "Милости хочу, а не жертвы" Мф.9:13
Т.е. не внешнего соблюдения передо Мной формы Моего закона, а внутреннего исполнения его духа в применении к людям.
Внешняя жертва есть лишь символ внутренней и без последней есть мерзость пред Богом (Ис. Гл.1).
Наружная правда наша должна быть обнаружением внутреннего света, потому что боговедения Бог хочет больше, чем всесожжения (Ос.6:6).
К нам, христианам, это нравственное указание Господа имеет более тонкое применение. Для нас любовь и сострадание к ближнему стали уже законом, очевидным для каждого. Хотя есть еще очень много и таких христиан, которые полагают свою праведность только во внешнем исполнении законов богопочтения; но это лишь недоразумение, и в глубине их же собственной совести они находят смутный укор за лукавство пред Богом. Но есть другой сорт людей среди последователей Христа, которые более тонко и потому более опасно нарушают рассматриваемое нами правило. Это люди, сделавшие для себя из нравственного закона любви к ближнему закон внешний, подобный древнему закону жертв и всесожжении. Исполнение закона любви они полагают во внешних благодеяниях, в материальных жертвах благотворительности, без участия внутреннего огня любви к тем, кому они благотворят, без той милости сердца, без которой жертва наша есть мерзость пред Богом.
К таковым слова Господа: "Милости хочу, а не жертвы" - имеют также свое полное применение. И на них особенно требуется обратить внимание в настоящее время. Бог не может довольствоваться нашим принесением одних только внешних жертв благотворительности. Он не жертвы хочет, а милости, т. е. внутреннего любовного отношения к ближнему, мудрой отзывчивости к скрытым причинам его бедствий и предупреждения их, а не наружного только материального благотворения, не исцеляющего внутренней болезни, а только временно облегчающего ее, и дающего лишний повод нам гордиться своею мнимою праведностью в исполнении Христова закона - любви…
Из книги Книга 16. Каббалистический форум (старое издание) автора Лайтман Михаэль Из книги КАББАЛИСТИЧЕСКИЙ ФОРУМ. Книга 16(старое издание). автора Лайтман МихаэльХочу и сомневаюсь… Сказано «Тысячи входят в учебу, но один выходит к свету», – действительно, приходят и прошли через меня тысячи, но постоянная моя группа – около сотни мужчин, в основном от 25 до 40 лет, прибавляется по 15% в год из тех сотен, которые проходят за год через
Из книги `Мастер и Маргарита`: гимн демонизму? либо Евангелие беззаветной веры автора СССР Внутренний Предиктор Из книги В начале было Слово… Изложение основных Библейских доктрин автора Автор неизвестенБог милости. Ни один грешный человек никогда не видел Бога (см. Исх. 33:20). У нас нет изображения Его лица. Бог показал Свой характер посредством милостивых дел и данного через Моисея описания: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и
Из книги 1000 вопросов и ответов о вере, церкви и христианстве автора Гурьянова Лилия«Я хочу поставить свечку». «Я хочу подать записку» – А куда свечку поставить, чтобы... ну... понадежнее? – Две записки с обедом. – С чем? – Ну, с булочкой, с просвирой. Записки: «Обыденная»; «О упоминании»; «Ектинидия»; «Послеобеденная»; «О здравоохранении»; «Золотоуст на
Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRuЧто означают слова: «милости хочу, а не жертвы»? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря «Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы?» (Мф.9:12–13). Господь наш Иисус Христос приводит эти слова из книги пророка Осии: «Ибо Я милости хочу, а не
Из книги 12 христианских верований, которые могут свести с ума автора Таунсенд Джон Из книги Сочинения автора Кассиан Иоанн Из книги Творения автора Кассиан Иоанн23. собеседование аввы Феоны (третье) о словах апостола: доброе, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю глава 1После рассвета, когда мы с большей настойчивостью стали убеждать старца исследовать глубины апостольского изречения, он начал так говорить:
Из книги Последний экзамен автора Из книги Реинкарнация. Размышления автораЯ хочу жить Гуляя в лесу, я заметил две большие лужи. Одна была полна воды и в ней кипела жизнь. Множество крохотных резвящихся живых существ наслаждались беззаботной жизнью, которую для них уготовила судьба. Но погода стояла жаркая, и вторая лужа почти совсем уже
Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр11. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? 12. Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, 13. пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не
Из книги Последний экзамен автора Хакимов Александр Геннадьевич7. если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, Дальнейшее и самостоятельное доказательство правильности поведения Христа, не запрещавшего ученикам срывать колосья, и ошибочности мнения фарисеев, имеющее близкую связь с предыдущей
Из книги Доказательства существования ада. Свидетельства переживших смерть автора Фомин Алексей В.13. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? 14. возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; 15. разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? 16. Так будут
Из книги автораХочу домой! Шридам прабху, старший пуджари нашего храма, ушел из этой жизни так быстро и неожиданно для всех. Когда я узнала об этом, первая мысль, пришедшая в голову, была: «Как так, он ведь был самый живой?» И вся эта история казалась нелепой выдумкой какого-то злого
Из книги автора«Я не хочу умирать!!!» Было бы величайшей ошибкой думать, что жизнь человека после его смерти заканчивается. «А как это?» - спросите Вы. Вот, лежит человек, не дышит, сердце не бьется. Умер. Был человек - и нет его. Да и действительно, кто может обнаружить жизнь или признаки
«Милости хочу, а не жертвы». Иисус цитирует здесь пророка Осию, который так объяснял людям Божий завет: «милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос 5:6). Жертвоприношения - важнейший религиозный ритуал, но гораздо важнее - глубокая, искренняя вера и не показная праведность, умение сострадать и стремление помогать людям. Бог хочет, чтобы люди не слепо исполняли, а понимали глубинный смысл Его указаний и запретов.
Иегова - «Бог великий и страшный» (Втор 7:21) , но Он, по словам пророка Варуха, будет по-прежнему «с радостью вести Израиля светом славы Своей, с милостью и правдою Своею» (Вар 5:5–9). Славя Господа, Псалмопевец выражает уверенность в том, что «милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются» (Пс 84:11).
Придя на землю в иную историческую эпоху, когда борьба с идолопоклонством во многом утратила остроту, Иисус Христос являет Собой Бога кроткого, смиренного, милостивого. Он не призывает безжалостно истреблять внешних врагов, а акцентирует внимание на борьбе человека с собственным несовершенством. В Его устах слово «милость» означает милосердие, умение понимать, любить и прощать не только ближних, но и дальних, не только праведников, но и грешников.
Христос объясняет:«Не здоровые имеют нужду во враче, а больные» (Мф 9:12). «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф 9:13) . Он обличает фарисеев и книжников. А на вопрос о том, кого человек должен считать ближним, отвечает: того, кто «сжалился и позаботился о нем» («Притча о милосердном самаритянине»). И подчеркивает в Нагорной проповеди: «Блаженны милостивые» (Мф 5:7).
Милостыня - важнейший акт христианского милосердия, то, что «зачтется» человеку на Страшном суде. «Милостыня человека - как печать у Него, и благодеяния человека сохранит Он, как зеницу ока» (Сирах 17:18). Но творить ее следует от чистого сердца, а не напоказ: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас; иначе не будет вам награды от Отца Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби пред собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди... У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. Чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф 6:1–4).
Фраз.: «блаженны милостивые»; «левая рука не знает, что делает правая»; «трубить» (в смысле «хвастаться»); «трубить на всех перекрестках»; «хранить, как зеницу ока».
Лит.: Уильям Хоуэллс, роман «Милосердие».
А. С. Пушкин, «Памятник»:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в наш жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Иной раз читаешь в ленте социальных сетей посты моих православных "друзей", - так порой самому страшно становится: ну такие верующие, ну такие набожные и главное настолько внимательны, что видят всех, кто "не святее их". Неважно кто это, священник с близлежащего храма, митрополит или патриарх, - а чего им, - они и без того «святее папы Римского»!
То, что Христос посетил дом Левия Алфеева и там «ел и пил с мытарями и грешниками», они бы Ему еще простили, причем то, что хозяин станет апостолом Матфеем, - ни в коей мере не снижает вины гостей. За прощение блудницы «взятой во грехе» они бы заклеймили Христа грозной аналитикой в стиле: «мало того, что закон повелевает предавать таких смерти, так Он еще и…». Ну а последней чашей для «ревнителей праведности» стало бы прощение разбойника на Кресте, и обещание ему рая…. Это уж никак не вписывается в их упорядоченный внутренний мир. Их ранимое чувство справедливости просто бы не выдержало.
Потом какие-то непонятные интернет-священники, заставляют каяться то за убийство Царя, то за богоотступничество, то за «родовые грехи» А эти откуда взялись, где учились и учились ли вообще? Или это отголоски рукоположений 90-х? «Читать умеешь? – Завтра хиротония!»?
А вот не буду каяться в этом! - потому что царя не убивал и крестов с храмов не сбрасывал. Каются люди за личные грехи, а не за «родовые» или «народные».
Помню, как не так давно ревнители благочестия накинулись на детей, танцевавших в храме, где-то в Тульской епархии, - сравнили их с «pussyками», заклеймили настоятеля обрушив на его бедную главу небесные кары. Во-первых хотел бы спросить у них, а их дети в храме часто бывают? И если у прихода даже комнаты нет, где провести детский праздник, - отчего помещение храма не может принести радость или дети его как-то оскверняют? А может обычное лицемерие у нас теперь «ревностью о благочестии и святости места» именуют? Во-вторых, - большинство претензий таких ревнителей хорошо объяснял старик Фрейд. так что, дорогие, начните с себя, раз усмотрели в детском танце эротический подтекст. Это скорее ваша проблема, чем церковная.
Как-то вот так незаметно воспиталось поколение, относительно на первый взгляд неплохо владеющее каноническими правилами церкви, знающее массу благочестивых притч и «достоверных» сказаний, но похоже никогда не открывавшее Евангелие. Эх, если бы прочитали, да постарались понять…. Ведь Христос - это радость, мир… а эти деятели вгоняют народ в перманентную депрессию, которой кстати и сами затем не выдерживают.
Одна сторона.
Другая крайность
Люди не имеющие малейшего отношения к церкви, (возможно лишь только по крещению), не знакомые с образом жизни в церкви, культурой этого образа, даже не вникающие, - потому что не интересно, - почему-то совершенно точно знают «как надо», «как должно быть» и свое видение выносят как кассацию. Хотя последнее можно понять: вот врачи, - учатся по 10 лет в университетах, ходят в интернах, но все равно находятся личности, которые «лучше них знают «кого, как и чем нужно лечить».
«[Однажды] книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? […]
Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень.
И опять, наклонившись низко, писал на земле.
Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди.
Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?
Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши».
Евангелие от Иоанна 8 глава 3-10 стихи