Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия

Данная статья содержит: молитва на четках у мусульман - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Что такое и для чего используются четки (фото их представлено вашему вниманию в этой статье)? Ведь все мы знаем только то, что чаще всего их используют в исламе. Об их назначении вы и узнаете, прочитав эту статью.

Что собой представляют четки?

Можно предположить, что каждый из нас имеет представление об этом предмете, хоть и зачастую весьма отдалённое. Внешне они напоминают ожерелье с множеством нанизанных на нить бусин (зёрен). Они могут быть круглыми или овальными – форма не ограничена парой вариантов.

Нить, которая соединяет бусины вместе, при скреплении образует круг. Само место скрепления также может быть украшено бусинами, а также кистью из нитей, цепочек или других материалов, в зависимости от вероисповедания владельца.

Четки давно уже стали воплощением течения жизни.

Область применения

Нетрудно догадаться из названия, что этот предмет изначально – религиозный атрибут. Его используют при счете прочтенных молитв. Если молитва непрерывна, то четки, фото которых вы имеете возможность увидеть в статье, помогают избежать сонливого состояния, войти в определенный ритм прочтения и не потерять концентрацию.

Существует толкование чёток как воплощения потока жизни. Отдельная бусина являет собой прожитый момент или день, и, перебирая их одну за другой, мы принимаем мысль о том, что жизнь течёт, а отведённые мгновения необходимо отпускать спокойно до самого конца нити.

Ислам – не единственная религия, использующая данный атрибут. Это может быть и буддизм, и христианство, но каждая из них имеет определённую форму. Существует несколько названий мусульманских четок: субха, мисбаха, тасбих.

Количество бусин

Как выглядят мусульманские четки, сколько бусин должно быть нанизано на их нить? Традиционно чётки в исламе содержат 99 бусин, согласно количеству имён Аллаха. Также они могут иметь 33 и 11 бусин (зёрен), скреплённых специальной кистью или бусиной-замком.

Преимущественно чётки состоят из 11 зёрен, которые разделены плоским кругом, бусиной-разделителем, после которой количество повторяется до необходимого.

Изготовление чёток

Как и в любом другом деле, тут есть свои профессионалы, которые известны умением искусной резьбы на бусинах. Они умеют делать правильные четки (мусульманские). При этом один из важнейших и ответственных процессов – сверление того самого отверстия в бусине. Для особо мелких отверстий мастеру необходим весь его опыт. Кстати, зачастую мастера делают станок для работы самостоятельно.

Изготовление чёток – длительный и кропотливый труд. Для начала сверлят отверстия в выбранных кусочках материала. После этого их делают овальными, гранёными, приплюснутыми, грушевидными или сферическими. Бусин всегда делают больше: для изделия из 99 зёрен мастер заготавливает 110–120 бусин. Это объясняется тем, что перед нанизыванием на нить будут отобраны наиболее подходящие друг к другу. Неиспользованные бусины пойдут на чётки из 33 зёрен.

Но на этом работа ещё не заканчивается. Бусины – лишь основа для будущего изделия. Теперь необходимо изготовить оставшиеся элементы чёток:

  • нисан – бусину-разделитель плоской формы, которую размещают через каждые 33 зерна;
  • пул – маленькую бусину, обозначающая седьмую позицию;
  • имам – длинную составляющую, указывающую начала нити.

После имама изготавливают тепелик – деталь, которая находится на его конце. В имаме делается углубление, маскирующее узелок нити.

Не менее важно, чтобы все вышеуказанные элементы гармонировали между собой так же, как и выбранные бусины. Традиционно все бусины должны иметь одинаковый размер, но бывает, что бусины отличаются по размеру, и на нить их нанизывают по убыванию, начиная с самой крупной.

Ранее нить для чёток непременно была шелковой, но сейчас используют и нейлоновые нити разных цветов.

После готовности всех составляющих, их в нужном порядке нанизывают на нить, украшают и гравируют надписи. Затем стягивают и добавляют кисть для декора.

Материал для четок

Материалов довольно много, и выбор их неограничен. Для изготовления изделия используют дерево, верёвки, полудрагоценные и драгоценные камни и минералы. Есть и более простой материал – косточки разных фруктов, зёрен гороха и бобов, ракушек, кукурузных семян.

Последний из перечисленных – натуральный и целебный материал. В процессе трения чётки электризуются, и человек получает небольшой заряд электричества – эффект электрофизиотерапии.

Мусульманские четки из дерева способствуют снятию головных болей и улучшают сон. Если материалом для изделия послужила пахучая древесина, к примеру, можжевельника, то хранят их в закрытой шкатулке, дабы сберечь запах.

Когда-то турецкая знать предпочитала четки из натуральных камней. Наибольшей популярностью пользовались изделия из горного хрусталя. Бусины их были прохладными, а гранёные зёрна создавали небольшие радуги из солнечного света. Мастера венчали их кистями из серебра, каждая из которых была произведением ювелирного искусства.

На сегодняшний день мусульманские четки изготавливают из синтетических материалов. Их производство давно приняло промышленный масштаб, и они продаются за довольно низкую цену. Четки, привезённые из Турции, – достойный и памятный подарок.

Еще о медицинских функциях четок

Четки стали атрибутом не только религиозных служений, но и в обиходе. Они способствуют поддержанию здоровья человека. О некоторых лечебных свойствах изделия уже упоминалось выше, но их перечень велик.

Одно из основных – избавление от неврозов и депрессий. Всем известно, какая сила и воздействие на мозг заключаются в кончиках пальцев. Психотерапия использует чётки для отвлечения внимания от негативных мыслей и успокоения.

Как четки воздействуют на организм

Мусульманские четки могут повлиять на организм лечебным образом, в зависимости от того, на какой палец приходится наибольшее воздействие:

  • указательный палец – исчезает головная боль и стабилизируется затрудненное дыхание;
  • средний палец – смеряется гнев;
  • безымянный палец – нормализуется кровяное давление, и благоприятно переносятся магнитные бури;
  • центр ладони влияет на нервную систему и снимает стресс.

Перебирание гладких бусин даст возможность сконцентрироваться или расслабится. Чётки применяют также при восстановлении двигательных функций пальцев после травм и операций на них или при артрите фаланг. Людям, страдающим им, перебирание чёток облегчает боли в руках. Регулярное использование чёток способствует уравновешенности и спокойствию человека.

Практическая и приятная функция чёток

Когда человек заметно нервничает и не знает, куда деть руки, то чётки отлично выручат в такой ситуации. Если вы держите их в руках, то люди обязательно обратят на вас внимание, ведь это не будничный аксессуар.

Это дополнительная тема для беседы, так как изделие хоть и относится в первую очередь к религии, но сам процесс изготовления и сфера применения четок могут заинтересовать любого собеседника. Кстати, перемещение внимания на руки отвлечёт его от скрываемых недостатков внешности.

Серебряные четки (мусульманские) или же из других дорогих материалов – ценных металлов, драгоценных камней – подчеркнут статус их владельца. Существуют коллекционеры этих изделий, сокровища которых насчитывают множество образцов и ничем не уступают другим произведениям искусства.

При выборе помните, что изделие, прежде всего, должно удобно лежать в руке. Качественные бусины должны быть эластичными и приятно перебираться. Стоит обратить внимание на расстояние между зёрнами, на качество материала, из которого изготовлены бусины, состояние нити.

Продумайте, для чего нужны четки: большие изделия не подойдут, если вы планируете все время носить их с собой. Если четки вам приглянулись, и вы заинтересовались их использованием, то лучше иметь под рукой изделия разных форм, цветов и размеров.

Sister - справочник мусульманки

Вопросы, которые важно знать каждой сестре

Четки, ас-Субхаh, ат-Тасбих

У многих есть четки (тасбих), которые они применяют для чтения З икра (слов упоминания Аллаhа). Четки, которые мусульманин берет с собой, напоминают ему о чтении З икра, восхвалении Аллаhа. Они используются для удобства счета при совершении З икра, в дополнительных Намазах и так далее. Четки в Исламе, имеют свои названия - субхаh (араб. سبحة‎‎), мисбахаh (араб. مسبحة‎‎), тасбих (араб. تسبيح‎‎).

Пророк Мухаммад, мир Ему, говорил означающее: «Воистину, из полезных вещей, которые напоминают о чтении З икра – это субахh»

Арабское слово «Ас-Субхаh» (четки) с точки зрения религии и арабского языка образовано от слова «ат-Тасбих». Слово «ат-Тасбих» означает произнесение слов тасбиха (слов – سُبْحَانَ اللهِ - «Субхан Аллаh», которые являются словами восхваления Аллаhа и означают, что Аллаh превыше всех недостатков).

В словаре арабского языка Фируза Абади написано о том, что слова «Субхан Аллаh» означают, что Аллаhу не приписываются качества Его творений: иметь спутницу или ребенка.

Слово «ат-Тасбих» встречается в разных Аятах Кур`ана. Так, в 57 Аяте Суры «Аль-Фуркан» сказано, означающее: «Полагайся на Живого, Который не умирает и читай ат-Тасбих (слова Субхан Аллаh)»

Слова «Субхан Аллаh» означают, что Аллаh не имеет абсолютно никакого подобия, Он превыше всех недостатков, изъянов и пороков. Любые качества творений Аллаhа (сидение, тело, органы, образы и т.п.) – созданы (имеют начало своего существования) и не присущи Аллаhу, ибо Он Создатель и не нуждается во всем этом.

Слова восхваления Аллаhа и их названия Восхваления Аллаhа в Исламе бывают различными и имеют различные названия. Так, восхваление Аллаhа словами «Субхан Аллаh» («Аллаh превыше всех недостатков») называется «Ас-Сабхаляh», а произнесение слов «Аль-Хамду ли-Лляh» («Хвала Аллаhу») называется الْحَمْد للهِ («Аль-Хамдаляh»). Слова «Ля хауля уа ля кууата илля билляh» имеют название «Аль-Хаукаляh» (это означает, что нет ограждения от попадания в грех, если Аллаh не дарует этого, и нет сил для соблюдения обязанностей без Его помощи). Слова «Бисмлляhи Ар-Рахман Ар-Рахим («С Именем Аллаhа Милостивого для всех на этом Свете и Милостивого только для мусульман в жизни следующей») именуются «Аль-Басмаляh». Самые лучший З икр – это слова لا إِلهَ إِلا اللهُ (Ля иляhа илляллаh). Как об этом сказал Пророк Мухьаммад, мир Ему, в Хадисе, означающем: «Лучшие слова, которые говорил я и все Пророки до меня это:

(«Нет бога, кроме Аллаhа»). Этот Зикр имеет название «Ат-Таhлиляh». И, наконец, слова اللهُ أكبرُ («Аллаhу Акбар») именуются «Ат-Такбираh». Слово «Астагфируллаh» тоже считается Зикром и называется «Истигфар». Слова истигфара могут быть разными, например: «Рабби-гфирли», «Гуфранака Аллаhумма», «Аллаhумма-гфирли».

Тасбих с использованием четок не является нововведением (бид‘а), потому что у него есть основа - известно, что многие сподвижники использовали камешки или косточки фиников и др. подобные предметы для совершения Зикра.

Имам Ан-Науауий в своей книге «Аль-Азкар» привел Хадис, в котором Пророк Мухаммад, мир Ему, рекомендовал читать З икр, используя для счета фаланги пальцев, так как они будут свидетельствовать в Судный День.

Посланник Аллаhа, обращаясь к собравшимся вместе женщинам, сказал:

عَلَيْكُنَّ بِالتَّسْبِيحِ وَالتَّهْلِيلِ وَالتَّقْدِيسِ وَعَقِّدْنَ عَلَيْهَا الأَنَامِلَ

فَإِنَّهُنَّ مَسْؤُلاتٌ وَمُسْتَنْطَقَاتٌ

Это означает: «Читайте тасбих, таhлиль и такдис и считайте это пальцами. Воистину, в Конце Света они будут спрошены и будут держать ответ за свои поступки».

Аллаh Всевышний в Конце Света даст пальцам возможность говорить, как в этом мире Он дал возможность говорить языку, также Он создает возможность говорить и пальцам.

Отсюда следует, что разрешено и даже рекомендуется использовать что-либо для облегчения счёта при чтении З икра. Теолог Ибн ‘Алян, комментируя Хадис из книги имама Ан-Науауий, сказал: «Поэтому люди для поклонения Аллаhу используют четки». А другой теолог Ибн Хаджар, комментируя этот Хадис, сказал: «Из этого повеления ясно, что дозволено использовать четки».

В Хадисе, переданном женой Пророка Сафийей, говорится о том, что она упоминала Аллаhа, используя семена и камешки. И Посланник Аллаhа, мир Ему, не возражал против этого. А использование камешков или семян, связанных между собой, облегчает подсчёт.

Ибн Са‘д в книге «Табакат» писал, что Фатима дочь Хусейна сына ‘Али ибн Абу Талиба восхваляла Аллаhа, отсчитывая при этом узелки на веревке.

Абу hурайра, который передал множество Хадисов, использовал нитку с двумя тысячами узелков для чтения З икра, используя ее шесть раз. Ну’айм ибн аль-Мухаррар ибн Аби hурайра передал, что у его деда Абу hурайры была нитка, на которой было две тысячи узелков, и что он не ложился спать, пока не совершит ею поминание. Это рассказал ‘Абдуллаh сын имама Ахмада в книге «Заваид аз-зухд», а также и Абу Ну’айм в «Аль-хилья».

Все вышеперечисленные люди были близки к Посланнику Аллаhа: Сафийя – Его супруга, Фатима – правнучка, Абу hурайра – его ближайший сподвижник, который был достоверным передатчиком Xадисов. Поэтому использование четок для чтения З икра является разрешенным и одобренным в Исламе.

Рассказывают один случай, который произошел с Абу Муслимом Аль-Хауляний, который жил в Йемене и был современником Пророка Мухаммада, мир Ему, но не встречался с Ним лично. Во время правления Халифа ‘Умара он приехал в Медину. Этот благочестивый человек встречался с Халифом. Однажды, читая З икр, используя при этом субхат, он уснул. Субхат сам по себе стал двигаться в его руках и повторять:

« سُبْحَانَكَ يَا مُنْبِتَ النَّبَاتِ وَيَا دَائِمَ الثَّبَاتِ »

Это означает: «Аллаh превыше всех недостатков, Он создает изменяющиеся создания, а Сам Аллаh вечен и не изменяется».

Он проснулся, увидел это и позвал свою жену: «О, Умм Муслим! Подойди сюда и посмотри на эти очень удивительные вещи». Когда женщина подошла, субхат прекратил произносить З икр. Эта история приводится как пример того, что говорить может не только язык.

Аль-Касим ибн ‘Абдурра х ман сказал: «У Абу ад-Дарда были косточки фиников, которые он носил в сумочке. Когда он совершал утреннюю молитву, он начинал поминать Аллаhа, вытаскивая из сумки по одной косточке до тех пор, пока они не заканчивались». Хадис передал Ахмад.

Из этих действий теологи сделали вывод, что использовать четки разрешено.

Те, которые запрещают использование четок не имеют никаких доказательств о запрете их использования, поскольку Пророк, мир Ему, не запретил это. Однако Посланник Аллаhа, мир Ему, учил, что читать тасбих используя для подсчета пальцы лучше.

Как четки влияют на здоровье организма

«Четки оказывают положительное действие на физическое и эмоциональное здоровье человека, который их использует. Поскольку перебирание бусин в четках способствует избавлению от неврозов, бессонницы и депрессии. Дело в том, что каждый участок кожи, каждый внутренний орган снабжены нервами. На концах пальцев у нас находятся особенные нервные окончания, которые по словам врачей намного чувствительнее, чем, например, нервные окончания на коже живота или бедер. На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые связаны с мозговыми центрами. Поэтому массаж и стимуляция пальцев влияет на участки мозга, которые отвечают за развитие таких процессов, как мышление, память, внимание, восприятие. Перебирая зерна четок разными пальцами, можно влиять как на весь организм в целом, так и на отдельные стороны его стороны, а также эмоциональное состояние.

Также четки являются отличным средством для восстановления работы пальцев после их травм и хирургических вмешательств и при их скованности из-за артритов фаланг. Регулярное использование четок хорошо влияет и на суставы людей, больных артритом. Поэтому использовать четки можно тем, кто может быть подвержен этому заболеванию в силу выбранной профессиональной деятельности. Например, офисным работникам, которые проводят за клавиатурой по нескольку часов в день, а также портным, парикмахерам и массажистам».

Четки также могут использоваться для концентрации внимания при заучивании нужной информации (Сур из Кур’ана, ду’а и т.д.). При перекладывании каждой бусины можно повторять тот или иной фрагмент информации.

Из чего и как делают четки

На сегодняшний день четки делают из бусин, в которых есть отверстия. Наиболее распространены четки, количество бусин которых, как правило, определенное: это тридцать три или девяносто девять. Но существуют четки, в которых тысяча и больше бусин. Такие четки больше известны под названием «Мисбахату Ад-Дарауиш» («Четки дервишей (суфиев)) или «Субхату сахиби Ат-Тарикаh» («Четки обладателей Тариката»).

Составные части четок просты: непосредственно бусины, шнурок (или крепкая нить), на который нанизываются бусины, разделения между ними, бусина и хохолок или кисточка, находящиеся в том месте где, соединяются концы веревки.

Мастера производства четок выделяют важные аспекты при их разработке. Так, важна их легкость и эластичность бусин при движении пальцами. Последнее достигается путем оставления подходящего расстояния между бусами. Также немаловажная особенность – это прочность нити. Следующий важный аспект для мастера – достичь баланса между размером бусин и их веса, а также соотношение между размером и длиной четок. К сожалению, в наши дни не все придерживаются определенных параметров при изготовлении четок.

Производство четок проходит в несколько этапов. В наше время фабрики производят тысячи четок. Перечислим этапы производства.

1. Выбор камней и материалов, а также выбор их цветов и видов.

2. Нарезка и просверливание.

3. Промывка, а затем работа токаря.

4. Полировка и соединение всех частей четок.

5. Инкрустация и украшение четок.

Материалы четок достаточно многообразны.

Это косточки фиников, ракушек, семена кукурузы или прочные семена других растений, косточки от фруктов (абрикоса или сливы), стекло, нить связанная в узелки. Пользуются особым спросом четки из камней: бирюзы, рубина, янтаря, сердолика, жемчуга, коралла, кристаллов. Существуют четки из изумруда, алмаза, циркона, топаза, кошачьего глаза, лазурита, тигрового глаза, малахита, гранита и многих других минералов.

Встречаются четки из серебра и золота, однако их нельзя использовать, так как ученые говорили о том, что такие четки подобны посуде из серебра и золота.

Выделяют четки, сделанные из дорогих деревьев: сандалового, рисового, дерева ‘уд. В наши дни четки делают много разнообразных по стоимости и красоте четок, их делают даже в цветах флагов различных государств, однако не стоит забывать для чего они нужны мусульманину.

В заключение хочется напомнить, хоть и чтение З икра с использованием четок не запрещено, но лучше считать количество произнесенного З икра пальцами руки. Пророк Мухаммад, мир Ему, считал слова с помощью пальцев правой руки. Но независимо от того, использует ли человек четки, восхваляя Аллаhа, или читает слова З икра пальцами, самым важным является то, чтобы такой З икр был принят Аллаhом. Мусульманин, читающий З икр, должен быть искренен. Это доброе деяние совершается ради Аллаhа, а не ради похвалы людей, не ради демонстрации четок и тому подобного. Встречаются люди, которые относят себя к суфиям и носят с собой четки для того, чтобы люди думали, что они благочестивы и богобоязненны. Такие люди будут наказаны в жизни следующей, если не покаются. Пусть каждый задумается над своими деяниями, словами и намерениями.

Каждому человеку, вставшему на путь поклонения Господу, следует знать, зачем нужны чётки. Этот атрибут является обязательным в каждой религии и имеют колоссальное значение в духовной практике. Внешне они выглядят как сомкнутая в кольцо нить с бусинами. Для изготовления используют разнообразные материалы: дерево, стекло или янтарь. Есть буддийские, индуистские, христианские и мусульманские чётки. В России распространены христианские чётки, в частности православные. Но даже не все верующие, не говоря о мирянах, знают, для чего они нужны и как правильно перебирать чётки.

Молитва - общая практика любого вероисповедания. Священные слова принято произносить многократно, что требует от верующего концентрации и часто подсчёта повторов. Перебирая чётки, легко отслеживать количество произнесённых прошений.

Ещё один важный момент, касающийся чёток, - сколько бусин должно быть в них. Их количество различается в зависимости от религиозной традиции. У христиан чаще всего используются чётки со 100 основными бусинами и тремя дополнительными. Последние размещаются под местом, куда крепится крест. Такие чётки иногда используют в качестве украшения, например у католиков: их вешают на статуи святых. В православии больше распространено использовании 33 бусин, символизирующих количество лет жизни на Земле Иисуса Христа.

Виды в христианстве

Есть два вида чёток , которые используют в христианстве при молитве.

Термин «лестовка» переводится как «лестница» и символизирует восхождение в обитель Всевышнего. Эта разновидность имеет форму не бусинок, а кожаного ремня, по длине которого созданы широкие петли («ступени»). Расположение последних основывается на неординарной системе, а в их структуре располагается бумажных валик, в котором издревле писались священные молитвы. Окончания лестовок сшивают «лапостами» (скреплёнными треугольниками). Сегодня этот древний атрибут фактически не применяется.

Розарием называются обыкновенные католические чётки, которые используются и в православных кругах. Они более просты в применении и лаконичны в изготовлении, чем лестовки. Их происхождение связано с именем святого подвижника Доминика. Предания утверждают, что Божья Матерь явилась к нему, вручила чётки и велела произносить молитвы для победы западного христианства над еретиками.

Есть и другая версия: розарий происходит от традиции ежедневного прочтения 150 священных псалмов. Современную классификацию эти чётки обрели в XIV веке, а в XIX они распространились на территории Российской Империи. Преподобный Серафим Саровский, являясь великим подвижником и почитателем Божьей Матери, ввёл в собственные общины практику молебна на розарии. Эту процедуру называли богородичным правилом. Святой Серафим оставил схемы чтения, но заменил церковный текст на аналогичный церковнославянский.

Исходя из этого можно утверждать, что и лестовки, и розарии - чётки православные.

Как пользоваться атрибутом

Перед началом регулярной практики верующему рекомендуется получить благословение у священнослужителей церкви. Молебельное обращение - простой ритуал, где одна бусина символизирует одну молитву.

Самостоятельное изготовление

Атрибут не обязательно приобретать, его можно сплести самостоятельно, с благословения священника и молитвой в душе, освятить в церкви и использовать как покупные. Есть очень простая, как плести чётки православные, схема. Для плетения понадобится длинная нить и бусины разного размера и формы. Далее, их нанизывают на нить по следующему принципу:

  • 9 мелких (5−10 мм) бусин;
  • 9 среднего (10−15 мм) размера;
  • 1 мелкая (5−10 мм) бусина;
  • завершается последовательность самой крупной (15−20 мм) бусиной.

В цепочке должно быть 30 бусин , их нужно замкнуть, пропустив концы через последнюю бусину, и нанизать еще три дополнительные (продолговатую, мелкую и среднюю). Концы нити закрепляются, затем обрезаются или прижигаются, к ним также можно прикрепить крест. Вместо бусин можно плести узелки, например, из сутажной ленты. В православных четках число бусин может быть не только 33, но и другое - кратное 10 или 12, либо 103.

Этот религиозный аксессуар постоянно напоминает о важности произнесения молебна, который является своеобразным щитом от пагубных результатов мирской жизни. Используя чётки, разум просящего легче концентрируется на Всевышнем Господе, который с большой любовью помогает собственным созданиям.

В этой статье мы постараемся с помощью Аллаха раскрыть и разобрать вопросы, касающиеся разногласий по поводу дозволенности и желательности использования чёток, которыми мусульмане пользуются для ведения счёта и контроля количества поминаний Аллаха, а также благословления Пророка ﷺ .

Здесь мы приведём слова великих учёных Ислама, которые подробно разъясняли нам практически все аспекты Ислама и указали на путь правильного понимания и применения на практике всех норм шариата.

Прежде чем приступить непосредственно к вопросу чёток, необходимо дать определение самому термину. Что это такое и каким образом они дошли до нас? В связи с этим наше основное внимание будет приковано к трудам некоторых учёных и их разъяснению данного вопроса на основе Сунны Пророка Мухаммада ﷺ и действий Его великих сподвижников (да будет доволен ими всеми Аллах).

Итак, термин «чётки» в арабской лексикологии обозначается выражением «ас-субха(т)».

Определение чёток (субха) в арабском языке

Великий учёный шафиитского мазхаба Имам Мухйиддин Ан-Навави , перу которого принадлежит множество трудов, в числе которых и комментарии к сборнику достоверных хадисов «Сахих Муслим», в своей энциклопедии арабских терминов и выражений «Тазхиб аль-асмаи ва ал-люга» пишет, что термин «ас-субха» означает чётки, как мы отмечали выше, и это нанизанные на нить бусинки, при помощи которых обычно поминают Аллаха и используют для счёта.

В арабском словаре пишется, что выражение «ас-субха» означает собранные на нить зёрна (бусинки) для контроля количества того или иного поминания.

1. передаётся от Абдулы ибн Амра (да будет доволен ими обоими Аллах), который сказал: «Я видел, как Пророк ﷺ поминал Аллаха, ведя счёт на пальцах своей благословенной руки ». (Тирмизи, 3411; Абу Давуд, 1502)

2. Пророк ﷺ повелел женщинам вести счёт на пальцах, сказав: «Благословляйте Всевышнего, говорите "Ля илаха иля Ллах" и "Субхана Ллах" и считайте количество упоминаний кончиками своих пальцев, поистине, с них спросят, и они заговорят в День Суда ». (Абу Давуд, 1501; Тирмизи, 3583; Ахмад, 370/6)

3. Передаётся со слов Сафии, что Пророк ﷺ как-то зашёл к ней, и перед ней было 4000 финиковых косточек, с помощью которых она прославляла Аллаха, и он спросил: «Что это, о дочь Хайя? », на что она ответила: «Я на них благословляю Всевышнего ». И сказал Пророк ﷺ : «Я благословил Аллаха, пока стоял у твоей головы, больше, чем ты на них ». Она сказала: «Научи меня тоже, о посланник Аллаха ». Пророк ﷺ ответил:

«Скажи Субхана Ллахи ʻадада хальки-хи (Пречист Аллах числом его творений) ». (Тирмизи, 3554)

4. Имам Ахмад в своей книге «Аз-Зухд» передаёт от Уббайда, что его мать сказала: «Я увидела, как сподвижник посланника Аллаха Абу Сафият (он был нашим соседом) благословлял Аллаха на камушках ».

5. Имам Ахмад привёл в той же книге «Аз-Зухд» слова Абдурахмана, который сказал: «У Абу Дарда (да будет доволен им Аллах) были финиковые косточки в кармане, и каждый раз после утреннего намаза он вытаскивал их по одной и благословлял Аллаха на них, пока они не заканчивались у него в кармане ».

6. От Абу Назрата передаётся, что ему рассказал его шейх: «Я гостил у Абу Хурайры в Медине, и не видел сподвижника Пророка ﷺ более гостеприимного и заботливого по отношению к гостям, чем он. Однажды, когда я гостил у него, он сидел на своей постели, и с ним был мешочек, в котором были камушки (косточки), на которых он поминал Аллаха, а у него в ногах сидела его чёрная рабыня, которой он бросал эти косточки, и когда они заканчивались, он кидал мешочек к ней, она заполняла мешочек косточками и снова подавала к нему ». (Абу Давуд )

7. Также Ибн Абу Шайба передал от Абу Саида аль Худрий (да будет доволен им Аллах), что тот благословлял Всевышнего на камушках, а также является достоверным, что и у Абу Хурайры была нитка, завязанная тысячей узелков, и он не засыпал, не благословив на ней Аллаха.

8. Также передаётся от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что он занимался поминанием Всевышнего с помощью разноцветных финиковых косточек.

Слова учёных о дозволенности использования чёток

Умар аль Маккий сказал: «Я видел моего устаза Хасана аль Басри (да будет доволен им Аллах), и у него в руках были чётки, и я спросил его: "О учитель, ты до сих пор ходишь с чётками, несмотря на твоё положение перед Аллахом и несмотря на твоё усердие в поклонении? ", на что шейх ответил: "Этой вещью (имея в виду чётки) мы пользовались в начале нашего пути и не оставим её в конце пути. Поистине, я люблю поминать Всевышнего своим сердцем, рукою и языком "».

Мухаммад аль Амир в книге «Рисалат» приводит слова шейха Абу Аль-Аббаса: «Из слов Хасана аль Басрий (да будет доволен им Аллах) становится ясным, что чётками пользовались со времён сподвижников Пророка ﷺ , так как путь его начинался со времён сподвижников ».

В книге «Аз-Заваджир ʻан иктираф аль-Кабаир» Ибн Хаджар Аль-Маккий Аль-Хайтами, поясняя вопрос использования шёлка, пишет: «Дозволяется, к примеру, сидеть на шёлковом покрывале, даже если оно тонкое, но использовать шёлк для покрытия тела не дозволяется, однако дозволяется делать вышивку на рукавах одежды, если её размер не превышает четыре пальца, и также разрешается использовать шёлковую нить для чёток и изготовления чехла для Корана ». Отсюда понимается, что Ибн Хаджар счёл дозволенным использование шёлковой нити для чёток.

Ибн Джавзий также сказал: «Использование чёток являются желательным, исходя из того, что Сафият в вышеприведённом хадисе пользовалась финиковыми косточками, и Пророк ﷺ не стал порицать это. А чётки подобны им (косточкам), так как цель одна и у чёток, и у косточек, несмотря на то что в чётках бусины упорядочены нитью ».

Также сказал ʻИкримат: «Чётками пользовались великие люди, на которых ссылаются в вопросах религии, у которых берут доводы и за которыми следуют, например, Абу Хурайра – у него была нитка с 2000 узелочками, и он не засыпал, пока не поминал Аллаха на них 12 тысяч раз ».

В книге «Ад-Дурар аль-мухтар» (книга ханафитского мазхаба) пишется: «Можно использовать чётки, но только не для показухи, как это разъяснено в книге "Аль-Бахр "».

Имам Ас-Суюти пишет: «Поистине, чётками пользовались благочестивые люди, на которых ссылаются и чьи слова приводят в качестве доводов. Если бы использование чёток не обосновывалось ничем, кроме следования этим имамам и следования их пути, то и этого было бы достаточно в качестве довода ».

Кади Абу Аббас Ахмад бин Халкан в книге «Вафая Аль-Айян» рассказал, что как-то в руках Абу Аль-Касима Аль-Джунайда ибн Мухаммада он заметил чётки и спросил его: «Ты, несмотря на своё благородство, держишь в руках чётки?», на что тот ответил: «Это путь, который привёл меня к моему Господу, и я не расстанусь с ними ». («Аль-Хави», 2/37-40)

Великий учёный ханафитского мазхаба Ибн ʻАбидин в своей известной книге «Хашия Ибн ʻАбидин» пишет следующее: «Не порицается использование чёток, и доводом к их дозволенности является хадис, который передали Абу Давуд, Тирмизи, Ан-Насаи и Ибн Хиббан и Хаким (и сказано, что по достоверной цепочке) от Саʻда ибн Абу Вакаса, согласно которому он зашёл вместе с Пророком ﷺ к одной женщине, и перед ней были финиковые косточки (по другой версии – камушки), на которых она благословляла Всевышнего, и сказал ей Пророк ﷺ : "Я расскажу тебе то, что легче и ценнее для тебя, чем это", и сказал: "Субхана Ллахи ʻадада ма халяка фи-с-самаи ва субхана Ллагьи ʻадада ма халяка фи-ль-арзи ва субхана Ллагьи ʻадада ма байна залика (Пречист Аллах числом своих творений на небесах, пречист Аллах числом своих творений на земле, пречист Аллах числом своих творений между небом и землёй )".

Заметьте, что Пророк ﷺ не запретил поминать Аллаха таким образом, он лишь указал на более лёгкий и ценный путь. Если бы это было порицаемым, то он отметил бы это.

Чётки ничем не отличаются от финиковых косточек, кроме сборки с помощью нити. В подобных действиях нет запрета, и, несомненно, чётками пользовались избранные люди суфийской общины и другие праведники». («Хашия Ибн ʻАбидин», 1/457)

А теперь мы развеем сомнения, возникающие вокруг использования чёток.

1. Если бы в чётках было благо, то Пророк ﷺ сам пользовался бы ими, и сподвижники указали бы на это.

Ответ на это будет следующий: не всё, что не делал сам Пророк ﷺ , является ошибочным, а те деяния, в которых Пророк ﷺ проявил солидарность, когда они происходили перед ним, и которые он не порицал, также являются благом. Доводом к этому служит тот факт, что Пророк ﷺ сам вёл счёт на кончиках пальцев и также повелел женщинам вести счёт на кончиках пальцев, как мы это описали в начале наших доводов.

2. Некоторые учёные установили, что ведение счета как такового в азкарах является нововведением, и может возникнуть вопрос: «Какая необходимость в использовании чёток?»

Ответ на это: Поистине, слова тех, кто говорит, что ведение счёта является нововведением, опровергнуто самим Пророком ﷺ , так как он сам вёл счёт, и великие сподвижники тоже вели счёт.

А что касается мнения, что чётки дошли до нас от иноверцев или из неисламских стран, то оно не достоверно, так как мы уже подробно установили, что их возникновение и распространение берёт своё начало ещё в эпоху расцвета исламской мысли и мусульманской культуры.

Если использование чёток относится к благим деяниям с намерением возвеличить зикр и восхвалять Аллаха, то нет вреда и порицания в этом, но если использовать их в плохом деле, с намерением обрести известность и приковывать к себе внимание людей, то это является харамом.

Интересным случаем и прекрасным примером служит рассказ имама Ас-Суюти о том, как он с группой людей был на пути в Иерусалим, и их настиг отряд арабов, которые лишили его и остальную группу всего имущества, что у них было, и когда они сняли чалму с его головы, то оттуда выпали чётки. Заметив их, арабы сказали: «Он носит с собой чётки», и всё вернули ему, и ушёл он оттуда целый и невредимый. И сказал Ас-Суюти: «Смотри, о мой брат, на обладателей этих благодатных и прекрасных чёток и на то, что содержат они в себе из благ этого мира и ахирата ». («Нузхат аль-фикр фи субха аз-зикр»)

Из всего вышеприведённого необходимо сделать итоговый вывод : обоснование дозволенности использования чёток для счета зикра утверждено в нашей религии, изменился лишь их вид – косточки и камушки, а узелки на нитках и чтение зикра на кончиках пальцев преобразовались в бусинки, нанизанные на нитку, которые носят с собой праведники и на которых поминают Всевышнего, соблюдая с их помощью вирды (азкары, читаемые в определённое время в определённом порядке).

Мнений и доводов всех этих учёных достаточно для тех, кто хочет удостовериться в дозволенности чёток. Да поможет нам Всевышний.

Джалал Забихов

Тасбих (вар.: субха, мисбаха, теспих) – это вереница из бусин, используемая мусульманами для подсчета количества произнесенных зикров или формул поминания Аллаха, как после обязательного пятикратного намаза, так и в любое свободное для поклонения время. Также это слово означает саму форму поминания Всевышнего в исламе, которая представляет собой повторение коротких молитвенных формул восхваления Аллаха .

Этимология термина восходит к арабскому глаголу, означающему “восхвалять”, “прославлять”. В религиозном смысле, тасбих указывает на молитвенную формулу «Субхан Аллах» (Пречист Аллах), что означает, что Аллах превыше всего остального, о чем в Коране говорится: «Пречист Он и превыше того, что они приобщают к Нему в сотоварищи» (39:67).

Сегодня тасбих изготовляется из деревянных или пластиковых шариков, финиковых косточек, а также из самоцветных драгоценных камней, таких как сердолик и оникс, оливковых семян, слоновой кости, янтаря, коралла, граната и жемчуга.

Самые дорогие тасбихи обычно производят из синего или желтого янтаря. Лучшие из черного коралла (йуср) изготавливаются в Йемене и Саудовской Аравии, а лучшие деревянные тасбихи – в Судане.

Тасбих обычно состоит из 99 бусин, чтобы легче было прославлять имя Аллаха после молитвы. После молитвы 33 раза произносится сам тасбих (субхан Аллах), 33 раз произносят тахмид (альхамду ли-Ллях – “Слава Аллаху”), и 33 раз – такбир (Аллаху Акбар – Велик Аллах).

Есть мнение, что 99 бусин в тасбихе также подразумевают 99 Имен Аллаха. Также тасбихи делают из 33 бусин. В этом случае восхваление Всевышнего совершается в 3 цикла. В таких тасбихах 33 бусины отделяются друг от друга перемычками. В этих местах человек, читающий Коран, делает паузы в аятах. Кроме того, тасбихи могут состоять из 100 и даже из 200 бусин. Такие тасбихи используются в обязательных зикрах некоторых сувийских тарикатов. Считается, что в раннюю мусульманскую эпоху в качестве тасбиха, люди использовали рыхлые камешки, а также использовали свои пальцы.

Большой суфийский тасбих (200 бусин) / Источник: isn1.net

Согласно ученому Мухаммаду Бакиру Маджлиси, жившему в XVII веке, после битвы при Ухуде, Фатима, дочь Пророка Мухаммада (САВ), каждые два-три дня посещала кладбище мучеников, а затем сделала тасбих из глины на могиле Хамзы ибн Абд аль-Мутталиба. После этого люди начали делать тасбихи.

Некоторые хадисы подчеркивают пользу от использования пальцев правой руки при совершении зикров после молитв.

Тасбих или четки являются неотъемлемым атрибутом поклонения не только в Исламе, но и в некоторых других религиях – христианстве, буддизме, индуизме и т.д.

Согласно одной из версий, четки вообще пришли в Ислам через христианство, в котором они занимали видное место и появились в результате постепенного развития христианского монашеского благочестия. История их возникновения довольно интересна. Христианские монахи в своих монастырях молились в течение дня очень часто, прочитывая в ходе недельной литургии по 150 псалмов Давида. Подобное благочестие вызывало зависть у мирян. Миряне, бывшие в массе своей неграмотными, хотели иметь подобную форму постоянной молитвы. Поскольку самой известной молитвой у христиан был “Отче наш”, простые люди стали читать ее 150 раз в течение дня. Чтобы не сбиться со счета, была изготовлена вереница из 150 узелков («вервица») или бусин. Для удобства она была завязана в круг и носилась на шее.

Главный тренер футбольного клуба “Рубин” (Казань) Курбан Бердыев не выпускает четки из рук / Источник: sportnetwork.su

Возвращаясь к традиции использования четок в Исламе, следует сказать, что тасбих распространен среди мусульман довольно широко. Помимо того, что он служит надежным средством, которое не позволяет сбиться со счета при рецитации зикров, он является своего рода напоминанием о необходимости постоянного совершения зикра, поскольку в Исламе совершение коротких зикров является поклонением и благим делом, за которое Всевышний обязательно дарует награду. В Коране об этом сказано: «Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас» (2:152).

Они также используются в повседневной жизни в качестве атрибута, подчеркивающего статус человека в обществе. В частности, некоторые тасбихи изготавливаются из драгоценных камней, что делает их очень дорогими. Кроме того, использование тасбиха оказывает благоприятное воздействие на человека, уменьшая тревожные и депрессивные состояния. Стимуляция нервных окончаний, находящихся на пальцах, с помощью тасбиха оказывает на человека успокаивающее воздействие.

Издание The National приводит слова ювелира Наджиба, работающего в ювелирном магазине Madinat Zayed в Эмиратах: «Вы передаете свои чувства и мысли в тасбих. Он запрещает вам думать. Когда вас что-то беспокоит, вы берете в руки тасбих, начинаете его перебирать, и беспокойство исчезает само собой. В этом и заключается его секрет. Вот почему тасбих всегда со мной».

Янтарный тасбих /

История возникновения прообраза современных четок уходит корнями во II тысячелетие до н.э. Далеко не все монахи, которые посвящали себя религиозному служению, были грамотными и умели считать. Чтобы прочитать молитву или священный текст определенное количество раз, им выдавались веревочки или полоски кожи, на которых завязывали узелки. Для этих же целей использовались и различные природные материалы, которые нанизывали на нить и перебирали пальцами: ракушки, семена, деревянные брусочки, косточки плодовых растений.

В наше время четки изготавливают из бусин. Они могут быть стеклянными, каменными или костяными, но самыми популярными по сей день остаются . Этот природный материал обладает собственным энергетическим полем, который успокаивает и защищает человека, пополняя его запас сил.

Из каких пород деревьев делают четки

Четкой регламентации по использованию того или иного дерева для изготовления четок не существует. Вы можете выбрать породу лично для себя, исходя из энергетического посыла каждой породы:

  • обладают мощной силой, которую чувствует человек, беря в руки изделие из дуба. Не зря друиды считали его энергетическим донором. Дуб излучает жизненную силу, нормализует сердечную систему и продлевает жизнь;
  • подойдут для тех, кто жаждет понять божественную природу человека, ведь это дерево считается проводником знаний небесных ко всему земному;
  • обладает сильным защитным действием, оберегая владельца деревянного аксессуара от внешнего негатива и потусторонней нечисти;
  • помогут обрести ясность сознания и ускорят процесс понимания божественных и сакральных текстов. Это дерево знаний и просветления;
  • способны научить терпению и кротости, умерить свою гордыню и найти радость в служении Богу и людям.

Чем отличаются четки мусульманские от православных

В мире много различных религий, которые помогают людям обрести свое место в жизни и стать добрее. В каждой есть свои каноны и предписания, поэтому универсальных изделий, подходящих для всех учений одновременно, не существует.

Отличие православных четок от мусульманских кроется во внешнем виде: разное число бусин и атрибутика, а также в материале изготовления. Например, православные нанизывают бусины на шерстяную нить, а последователи ислама – на шелковую.

Православные четки

На церковнославянском языке четки принято называть «вервицею». Это слово произошло от древнеславянского «вервь» – что значит «веревка» или «шнурок». На веревочку нанизывали деревянные шарики, чтобы не сбиться со счета, когда читали молитвы.

Сколько бусин должно быть в православных четках

Это зависит от того, для каких молитв они предназначены, существует два варианта:

  • Число шариков в православных четках равно количеству земных лет Иисуса. 33 бусины за каждый год, проведенный сыном Божьим с людьми;
  • Четки для христиан с числом бусин, кратным десяти – 30, 50, 100 шариков. Число десять символизирует число заповедей.
четки для православных в нашем каталоге

Для удобства использования, каждые десять бусин на нити разделены более мелкой деталью, либо миниатюрным крестиком. Это позволяет не сбиваться, и не отвлекаться на подсчет, а погрузиться в молитву полностью. Часто у монахов или священнослужителей можно видеть на шее длинные четки из 100 шариков, сомкнутых в кольцо и украшенных деревянным крестиком. Их также носят на руке, обмотав вокруг запястья в несколько рядов.

Четки для мусульман

В исламе четки называют «субха», что в переводе означает «свет» или «раннее утро». Шарики для мусульманских четок изготавливают не только из дерева, но и часто применяют такие природные материалы, как полудрагоценные камни, янтарь или стекло. Они отличаются от православных внешней роскошью и привлекательностью.

Сколько бусин должно быть в мусульманских четках

В писаниях пророка Мухаммеда указано, что их число должно быть кратно 11, именно из стольких частей состоит молитва приверженцев ислама. Чаще всего в четках мусульман можно встретить 33 или 99 шариков (по количеству имен Аллаха).


четки для мусульман в нашем каталоге

Каждые 11 бусин разделены между собой перемычкой из детали, отличающейся по форме или размеру. Замкнутые в кольцо четки на конце имеют большую продолговатую бусину, которая, в свою очередь, украшена кисточкой из нитей.

Четки и здоровье

Хотя четки и являются исконно религиозным атрибутом, и имеют цель постоянно напоминать верующему, чему он посвятил свою жизнь, нередко люди покупают себе этот аксессуар совсем не для того, чтобы отсчитывать количество произнесенных молитв.

Многим известно, и это не раз доказывали научные исследования, что разминание пальцев на руках очень благотворно влияет на общее состояние организма. Существует целая наука, которая изучает воздействие нажатия на определенные участки тела для гармонизации энергетического баланса человека, а также для снятия боли, лечения и профилактики многих заболеваний.

Неспешное перебирание гладких бусин успокаивает нервную систему, помогает дистанцироваться от внешних факторов, концентрируясь на своем внутреннем состоянии. Четки могут помочь тем, кто бросает курить снять напряжение, либо их можно использовать для проговаривания собственных позитивных установок.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия