Узбекистан (узб. O"zbekiston, Ўзбекистон или узб. O"zbekiston Respublikasi, Ўзбекистон Республикаси ) - государство, расположенное в центральной части Средней Азии. Названия государства «Республика Узбекистан » и «Узбекистан » равнозначны. Сопредельные государства: на востоке - Киргизия; на северо-востоке, севере и северо-западе - Казахстан; на юго-западе и юге - Туркмения; на юге - Афганистан и на юго-востоке - Таджикистан.
Православие в Узбекистане представлено Русской православной церковью, объединяющей всех православных христиан на территории республики в Ташкентскую и Узбекистанскую епархию, которая входит в состав Среднеазиатского митрополичьего округа Русской православной церкви (московский патриархат).
Кроме того, имеется община Армянской апостольской церкви (не входит в семью поместных православных церквей). Поскольку Армянская апостольская церковь относится к дохалкидонским церквям, не принявшим постановлений Халкидонского Собора (451) и не принадлежит к Православию как сообществу православных автокефальных поместных церквей, имеющих между собой евхаристическое общение. Русская православная церковь является единственной зарегистрированной в Узбекистане православной церковью.
Начало возникновение христианства в Средней Азии по преданию связывают с именами апостолов Фомы и Андрея Первозванного, которые, как считается, проповедовали на этой территории. Сведения об этом содержатся в житиях этих апостолов, а также косвенным подтверждением может служить тот факт, что христианские общины в Индии до новейших времен носят названия - «христиан апостола Фомы».
Также предание сохранило сведения о почитании еще со времен вавилонского плена целой общиной иудеев могилы ветхозаветного Патриарха Иова Многострадального, которая находилась в Ургенче. До современных времен на территории Узбекистана существует почитаемых как христианами, так и мусульманами «родники Иова», самый известный из которых находится в Бухаре. Предание о том, что именно Хорезм был местом жития праведного Иова Многострадального, косвенно подтверждается предположениями ученых о единстве древнейшего Хорезма с месопотамской цивилизацией Ур (Шумера и Аккада).
После того, как христианство было принято Римскими Императорами и стало официальной государственной религией, в Персии началось гонение на христиан, что и привело их к переселению в Центрально-Азиатский регион. Уже с 334 года упоминается христианский епископ в Мерве.
Начиная с V века, после того, как большинство христиан из персов приняли несторианство и разорвали свои отношения с Константинополем, несториане становятся основными распространителями христианства в Средней Азии. Православными оставалось Хорезмийское (Хвалисское) архиепископство, входившее в состав Антиохийского Патриархата.
После завоевания Среднеазиатского региона арабами, начиная с VIII века наибольшее распространение в регионе приобретает ислам. Несторианскому католикосу удалось стать придворным халифа и основать свою резиденцию в Багдаде. При содействии властей несториане сумели объединиться с яковитами и организовать крупную церковную общину в регионе.
Дальнейшее распространение ислама и буддизма в XIV веке и начавшиеся гонения на христиан в регионе, привели к постепенному прекращению деятельности как несторианских, так и других христианских общин.
Новое появление христианских общин начинается только с XIX века.
Непосредственно православная диаспора в Узбекистане начинает формироваться наряду с приходом в Среднюю Азию Русской православной церкви после присоединения основной части этого региона к Российской Империи и образованием Туркестанского генерал-губернаторства (1867 год).
Уже к концу 40-х годов в регионе начинают появляться первые русские поселенцы, в основном из сибирских казаков. Они начинают основывать станицы и создавать первые постоянные храмы. Первый такой храм был построен в станице Копальской (ныне город Копал) в 1850 году.
Активным распространением православия становится осуществляемая активная переселенческая программа, которая обеспечивала переезд из центральной части России в Среднеазиатский регион русских крестьянских семей для освоения пустующих земель. Данная программа привела к тому что к 1897 году русское население в регионе уже составляло почти 10 %.
В выстроенных русскими укреплениях, возникающих «русских» пригородах местных городов, казачьих станицах открываются православные приходы: В 1860-х годах - городские в Ташкенте, Джизаке, Самарканде, Чимкенте, а также ряд в совсем небольших поселках и станицах. В 1871 году был учрежден приход и основан храм при Ташкентском госпитале. В 50-х годах ХХ века архиепископом Ермогеном (Голубевым) этот скромный храм был расширен и перестроен в современный Успенский собор.
Самостоятельная епархия в Средней Азии появилась 4 мая 1871 года, когда императорским указом было утверждено решение об открытии Ташкентской и Туркестанской епархии. Но из за внутреннего сопротивления чиновников и генерал-губернатора Кауфмана архиерейская кафедра вплоть до 1916 года располагалась не в Ташкенте, а в г. Верном.
Территория Узбекистана входит в Ташкентскую и Узбекистанскую епархию Среднеазиатского митрополичьего округа Русской Православной Церкви (МП). Епархия была основана в 1871 году как «Туркестанская» и включала в себя территорию Таджикистана, Туркменистана и Кыргызстана - в настоящее время на территории этих государств существуют самостоятельные епархии. Православные соборы расположены в Ташкенте и Самарканде.
С июля 2011 года правящий архиерей - митрополит Викентий (Морарь).
Ташкентская и Узбекистанская епархия состоит из 5 благочиний и 35 приходов, покрывающих всю территорию Республики Узбекистан и включает в себя более 50 храмов и молельных домов.
На территории епархии выпускается православный журнал «Восток свыше», газета «Слово жизни».
На территории епархии находятся: мужской Свято-Троице-Георгиевский монастырь (г. Чирчик) и женский Свято-Троице-Никольский монастырь (г.Ташкент).
В Ташкенте с 1996 года работает Ташкентская духовная семинария - высшее духовное учебное заведение Русской православной церкви, готовящее священно- и церковнослужителей. Действуют пастырско-богословское и катехизаторское (женское) отделения.
Кафедральный Успенский собор Русской Православной Церкви:
Александро-Невская церковь Русской Православной Церкви на Боткинском кладбище:
САМАРКАНД. Мавзолей Ходжа-Дониёр (принадлежит мусульманам). Мощи:
4 мая 1871 г. была учреждена Туркестанская епархия. Первоначально центр епархии находился в г. Верном (Алма-Ата), а в 1917 г. кафедра правящего архиерея была перенесена в Ташкент. В годы гонений на Церковь было уничтожено, либо закрыто множество храмов. С 1937 по 1945 годы епархия существовала без архиерейского возглавления; во всей Средней Азии оставался только один действующий православный храм — Покровский собор в Самарканде, остальные приходы были либо закрыты, либо возглавлялись еретиками-«обновленцами». Несмотря на гонения, с конца 1940-х годов начинается постепенное возрождение Церкви. Однако лишь после 1991 г. в республиках Средней Азии были созданы все необходимые условия для нормального осуществления духовной жизни православных верующих.
Решением Священного Синода от 12 октября 2007 г. () из состава Ташкентской епархии выделено .
Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. () из состава Ташкентской епархии выделены и епархии. Преосвященному Ташкентскому Синод постановил иметь титул «Ташкентский и Узбекистанский».
Также Синод постановил Преосвященному Ташкентскому и Узбекистанскому быть главой . В делах, касающихся Среднеазиатского митрополичьего округа, а также при литургическом поминовении в иных, кроме возглавляемой им самим, епархиях, главе Среднеазиатского митрополичьего округа Синод постановил титуловаться «митрополит Среднеазиатский».
Священный Синод на заседании 6 октября 2017 г. () утвердил устав Ташкентско-Узбекистанской епархии.
Объединяет приходы и монастыри на территории Узбекистана.
Кафедральный город — Ташкент. Кафедральный собор: Успенский (Ташкент).
Благочиннические округа: Бухарский, Гулистанский, Самаркандский, Ташкентский, Ферганский.
Епархиальные отделы: просветительский; художественно-производственный; по делам молодежи.
Действующие монастыри:
Учебные заведения:
Церковные СМИ: газета «Слово жизни», издается епархиальным управлением, имеет приложение — альманах «Восток свыше».
Страна: Узбекистан Город: Ташкент Адрес: 700047, Ташкент, ул. Садыка Азимова, 3-й тупик, 22 Телефон: (99-871) 233-33-21 (канцелярия) Факс: (99-872) 236-79-39 Web-сайт: www.pravoslavie.uz E-mail: [email protected] Правящий архиерей:6 февраля 2018 года, в день памяти святой блаженной Ксении Петербургской, глава Среднеазиатского митрополичьего округа митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий начал свой архипастырский визит по приходам Бухарского благочиния. Первым приходом, в котором владыка совершил Божественную литургию, стал храм всех святых, в земле Российской просиявших, города Учкудука.
Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный Бухарского благочиния протоиерей Леонид Козин, настоятель храма иерей Георгий Фоминов, протоиерей Сергий Заворотнев, иерей Леонид Петров, иеромонах Лука (Милючев), иерей Антоний Коршунов, диакон Владислав Царев, диакон Петр Гнатик.
По окончании Божественной литургии была прочитана молитва блаженной Ксении Петербургской, пропето величание, после которого владыка Викентий обратился к прихожанам:
«Всех вас поздравляю с днем памяти святой блаженной Ксении Петербургской. Эта святая всем нам известна, всеми нами любима, потому что стяжала от Бога великую благодать помогать людям во всех нуждах, печалях, скорбях, болезнях, жизненных трудностях, семейных перипетиях, искушениях этой жизни. Во всем этом она стяжала особую благодать.
Она жила в начале XVIII века. Ее жизнь была очень долгой и проходила она в унижении, оскорблении, поношении, в лишениях. Она взяла этот подвиг ради своего мужа, который внезапно погиб. И она переживала за него, чтобы Господь его не наказал вечными мучениями, но даровал ему Царство Божие. Вот такая была у нее любовь к мужу, чтобы его спасти, чтобы его привести в Царство Божие, чтобы он не погиб в вечных мучениях, и это было ее заботой, потому она 42 года вела такую жизнь.
Сейчас мы думаем о нашем благополучии, как лучше устроиться в этой жизни. Может быть, это и не плохо, не совсем предосудительно, но когда у нас есть большее устремление сердца в привязанности к земным утехам, то конечно - это плохо. Нам нужно не забывать о Царстве Божием.
К сожалению, есть такая слабость и немощь, что веря в Бога, ходя в Церковь и причащаясь, мы думаем, чтобы Господь помогал нам хорошо жить на земле, но не думаем, чтобы хорошо жить на Небе. Господь по Своему милосердию помогает в нашей земной жизни, помогает, чтобы у нас было более или менее хорошее положение в обществе. Он не отвергает наши земные потребности, но когда мы полностью думаем о земном и живем ради него, то это плохо. Господь дает земные блага, чтобы удостоверить нас, что Он есть, что Он слышит наши просьбы. И когда мы получаем от Бога просимое, мы должны задуматься, что если Господь дает нам земные блага, то надо просить у него блага небесные.
Для того чтобы получить небесные блага, мы должны отречься от чего-то земного. Мы видим в лице святой блаженной Ксении, что она полностью отреклась от всего. От нас не требуется этого, но требуется отречься от того, что является грехом, от тех привязанностей к земным благам и удовольствиям, которые противоречат Божественному установлению в нашей жизни.
Всех вас поздравляю с сегодняшним праздником. Дай Бог, чтобы наша жертвенная любовь к празднуемой святой несла нам благо. Блаженная Ксения, конечно, видит и слышит наши молитвы. Она приносит свои молитвы к небесному престолу и оттуда черпает для нас благословение, помощь, заступление и выполнение всех тех просьб, с которыми мы к ней обращаемся. И действительно, мы должны благодарить Бога, что имеем в нашей Церкви такую святую, которую можно попросить во всех нуждах, если мы будем просить с верою и упованием».
В конце проповеди владыка раздал прихожанам иконочки святых собора Среднеазиатского митрополичьего округа на молитвенную память об этом визите.
В июне 1865 года отрядом генерала Михаила Черняева был захвачен Ташкент. В 1868 году Туркестанский генерал-губернатор Константин Петрович фон Кауфман возбудил ходатайство об учреждении в областях Туркестанского Генерал-губернаторства особой епархии с нахождением епархиального архиерея в городе Верном.