Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия

Созидательная деятельность - это когда Вы приносите людям подлинную благость: материальную, техническую, сподручную, для тела, для души, для психики, для повышения духовности, для очищения души, для наработки положительных качеств, для расширения сознания и так далее. То есть если Вы способствуете оздоровлению или насыщению тела человека без каких-либо разрушительных эффектов в этом плане, то есть без вредных химических веществ, без употребления мясной пищи, без принятия наркотических, алкогольных и курительных веществ, Вы занимаетесь созидательной деятельностью. Если Вы с благими намерениями помогаете в ремонте и обслуживании технических устройств, их улучшении и модернизации, настройке, обслуживании, разрешении проблем и неполадок в компьютерных и технических системах, чините сломавшуюся аппаратуру или любые предметы быта, занимаетесь строительством домов, изобретением вспомогательных изобретений и средств, созданием и распространением различных необходимых для применения в жизни предметов быта, которые только не предназначены именно для использования в плане отрицательного характера, например, охотничьи ружья, взрывоопасные вещества, наркотики, то это тоже является проявлением с Вашей стороны созидательной деятельности, но некоторые люди могут впоследствии направить оказанную Вами помощь, отремонтированные Вами технику, приборы, бытовые средства во вред себе или другим, то есть отрицательным образом. Но это уже будет способствовать наработке отрицательной кармы ими самими, а не Вами, если Вы им помогали с добрыми намерениями, а не в плане каких-то отрицательных мотивов. Если Вы способствуете повышению духовности людей, наработке их душой положительных качеств, Вы таким образом совершаете еще более благую созидательную деятельность, это могут быть гуманитарии разных профессий, проповедники духовности, несущие людям Свет Истины Высших Знаний, энергодуховные целители, оказывающие людям всевозможную помощь и поддержку, психологи, проводящие семинары йоги, духовные практики, занимающиеся разного рода видами творчества, которое приносит душе положительные и возвышающие душу энергии, пробуждает и расширяет их сознание определенным образом, вызывает у них чистые и светлые чувства и эмоции, это могут быть художники, певцы, музыканты, лирики и другие. Если же Вы способствуете определенным образом разрушениям тела и души людей, принесением им определенного физического, психического, душевного или духовного вреда, то Вы занимаетесь разрушительной деятельностью. К ней относится производство алкоголя, табака, наркотиков, оружия, порнографии, всяких содержащих вредные химические вещества продуктов, насаждение низкой морали и нравственности, показ фильмов и передач, пропагандирующих жестокость, насилие, аморальное поведение, низкая и грубая музыка, вроде техно, металла, рэпа, панк-рока, распространение вредных для здоровья продуктов и лекарств, отравление и засорение природы злокачественными химическими и прочими излияниями, загрязнение атмосферы в самих городах от промышленных отходов и транспортных средств, насилие и убийство живых существ, проповедование средствами массовой информации ложных ценностей, предпочтений, устремлений, образа жизни, способствование зачерствлению людей, набору их душами темноотрицательных энергий, это всевозможное завлечение людей материальными ценностями, карьерным ростом, соперничеством, запудривание и забивание их голов всякими жесткими деловыми, юридическими, формальными законами и правилами, борьбой за выживание и место под солнцем, чтобы у всех в глазах были только деньги, чтобы молодежь привлекали всякие низконравственные развлечения, чтобы речь у них была сквернословной, чтобы все думали как бы побольше заработать, нажить побольше всякого добра для себя, всякие шаблонизирующие ум и мышление убеждения, да большинство профессий, существующих сейчас в мире, являются несущими разрушение и большинство людей сейчас занимается именно разрушительной, а не созидательной деятельностью. Например, продавцы, повара, официанты, где людей подчуют алкоголем, мясосодержащей пищей, химически вредными продуктами, занимаются разрушительной деятельностью, потому что это несёт как вред для здоровья, так и для души, а также нарабатывает отрицательную карму для всех принимающих в этом участие, или привести в пример разработчиков большинства компьютерных игр, где присутствуют элементы жестокости, насилия, безнравственности, алчности, пагубного влияния на психику, здесь просто пиршество процессов разрушения и соответствующие последствия как для душ разработчиков, так и для заядлых игроков, в которых просто хлещут, бурлят и переполняют отрицательные энергии. Чтобы Ваша деятельность была созидательной, она должна способствовать истинному благу для людей в любом отношении, и в материальном, и в физическом, и в психическом, и в моральном, и в нравственном, и в духовном. Задумайтесь над тем, чем Вы занимаетесь по роду своей деятельности, что Вы этим несёте людям: энергии созидания или разрушения. Может Вам следует поменять свою работу, чем Вы измените баланс между протекающими в мире созидательными и разрушительными процессами, а также измените свою собственную полярность в плане Вашей профессиональной деловой направленности. Вам стоит хорошо задуматься в этом отношении, потому что от этого во многом зависит как жизнеуклад данного мира, так и Ваше собственное становление души.

Творческий, зиждительный, создающий Словарь русских синонимов. созидательный см. творческий Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

СОЗИДАТЕЛЬНЫЙ, созидательная, созидательное; созидателен, созидательна, созидательно (книжн. ритор.). прил. к созидание, творческий. Созидательный процесс. Созидательная деятельность. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

СОЗИДАТЕЛЬНЫЙ, ая, ое; лен, льна (высок.). Создающий что н., творческий. Созидательная деятельность. Мирный с. труд. | сущ. созидательность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

созидательный - , ая, ое. Высок. Связанный с созиданием, творческий. == Созидательный труд (работа). патет. ◘ Трудящиеся Литвы украсили плодами созидательного труда свой край. Сов. Лит., 6. Советский Союз был свободен от экономических и политических… … Толковый словарь языка Совдепии

Созидательный, созидательная, созидательное, созидательные, созидательного, созидательной, созидательного, созидательных, созидательному, созидательной, созидательному, созидательным, созидательный, созидательную, созидательное, созидательные,… … Формы слов

Разрушительный … Словарь антонимов

созидательный - созид ательный; кратк. форма лен, льна … Русский орфографический словарь

созидательный - кр.ф. созида/телен, созида/тельна, льно, льны; созида/тельнее … Орфографический словарь русского языка

созидательный - Syn: творческий … Тезаурус русской деловой лексики

созидательный - см. созидать; ая, ое. Созида/тельный труд. С ая сила … Словарь многих выражений

Книги

  • Созидательный реванш , Поляков Юрий Михайлович. Юрий Поляков не боится предстать перед читателем в развитии. Его ошибки, заблуждения, метания, обольщения, разочарования происходят не от желания приспособиться, прильнуть, "встроиться", а от…
  • Созидательный реванш , Поляков Ю.. Юрий Поляков не боится предстать перед читателем в развитии. Его ошибки, заблуждения, метания, обольщения, разочарования происходят не от желания приспособиться, прильнуть, «встроиться», а от…

Каждый человек рано или поздно начинает задумываться о смысле жизни, о том, какой вклад он вносит в свою жизнь и существование окружающих людей. Нам всем хочется быть полезными, любимыми близкими, получить признание, состояться в той или иной деятельности. Достижению этих целей во многом способствует понимание необходимости развить и укрепить созидающее начало в своей жизни. Многие люди постепенно приходят к тому, чтобы взять его за основу.

Если обратиться к толковому словарю, то можно узнать, что созидающий – это воссоздающий, творящий жизнь по своему великому желанию это делать. Однако главная мысль здесь заключается не в том, чтобы действовать вопреки общественным установкам, жить по своим правилам, не согласуя их с мнением большинства, а чтобы направить все силы и энергию на раскрытие своего творческого потенциала.

Итак, что же значит созидать? Значение словавосходит к построению наполненной особым смыслом жизни. В данной статье мы постараемся ответить на вопросы о том, какие компоненты включает в себя созидание и что это такое в самом общем случае.

Открытость новому опыту

Человек, готовый принимать меняющиеся условия собственного существования, всегда стремится к обновлению. Неважно, что это будет – приобретенная специальность, получение знаний, изучение каких-либо предметов. Главное, такая личность не боится рисковать, не чувствует себя виноватой от того, что потратила деньги на себя. Созидая жизнь вокруг себя, человек становится подлинно счастливым.


Почему для нас так важно принимать новый опыт? Дело в том, что мы живем постоянно обучаясь. Если то, чему мы научились, приятно, то, как считают многие, можно гордиться своими достижениями. Если данное обстоятельство не очень одобряется в обществе, то, скорее всего, человек не примет новый опыт, станет его скрывать и, как следствие, ничего полезного из этого не вынесет.

Творчество

Что может сравниться по силе с тем счастьем, которое испытывает творец, когда ему удалось довести до конца произведение? Творческие порывы бывают у многих, но лишь единицы на самом деле готовы работать над развитием своего таланта. Созидающий – это, прежде всего, тот, кто не боится рисковать. Верность своим идеалам – критерий, который продвигает талант и помогает проявиться неординарным способностям. Если у человека имеется четкий план развития и становления себя как замечательного автора книг, картин или музыкальных творений, то он гораздо быстрее добьется успеха.

Благотворительность

Мы не смогли бы жить на этой планете в одиночку. Человек так устроен, что даже при благополучном стечении обстоятельств, ему все равно требуется помощь, участие другого. Пусть даже маленькая поддержка, вовремя сказанное слово, улыбка, взгляд – все это не раз помогало сохранить веру в себя, воспрянуть духом в сложных ситуациях.


Многие считают, что благотворительность – это удел очень богатых людей, которые могут и должны делиться с теми, кому повезло значительно меньше. Между тем истинная помощь всегда рождается в сердце, то есть внутри человека. Всякий может оказаться полезным своему ближнему. Для этого надо иметь веру в себя и открытое сердце.

Целостность

Созидающий – это тот, кто находится в гармонии с собой и целым миром, а значит, обладает целостностью. У такого человека обострено чувство собственного достоинства, он никому не позволит себя обидеть. Им невозможно манипулировать, он настолько мудр и самодостаточен, что недоброжелатели обходят его стороной.

Целостность обозначает стремление жить в согласии с законами мироздания. Личность, обладающая гармонией, способна отдавать и искренне заботиться о других. Она совершенно лишена эгоизма, но имеет индивидуальные цели, амбиции, которые хочет претворить в жизнь. Вот что значит в полной мере созидать. Значение слова здесь рассматривается как способность быть самим собой, без масок и ложного притворства.

Любовь к жизни

Счастливый человек – щедрый человек. Он хочет делиться, его переполняет изнутри чувство изобилия, и сам он радуется при этом. Его лицо озаряется искренней улыбкой, когда он общается с другими людьми, животными, природой, целым миром. Такой человек много времени проводит как во взаимодействии с ближними, так и в одиночестве. Ему неведом страх остаться одному. Духовные практики, медитации – вот его сила, центр личности, созидающая визуализация.


Тот, кто по-настоящему любит жизнь, никогда не станет вредить ни одному существу. Он мысленно и практически (то есть на деле) предпринимает определенные попытки для поддержания благополучия во всем мире. Сюда относится охрана природных ресурсов, конкретная помощь людям.

Таким образом, созидающий – это воссоздающий жизнь, счастливый, целостный, внутренне наполненный человек, тот, кто может отречься в нужный момент от собственного эгоизма и послужить истинным участием на благо других.

Что такое созидание? Что означает слово созидание?

Aleksandr lxxv

Это слово сродни слову "создавать" и раньше часто использовалось в смысле "строить, творить, основывать" (например, в Библии). В похожем смысле употребляется и сегодня, но только чаще всего в форме "созидающий процесс, характер, комментарий, критика" (иногда даже "созидающий человек", то есть человек, который не останавливается на месте, а постоянно самосовершенствуется) итд, что по большому счёту означает "конструктивный", "обоснованный".

Слово созидание обозначает ведение положительного образа жизни.

Например работа на работе, приносящей обществу пользу или изготовление каких-то полезных людям вещей.

Противопоставляется слову созидание слово разрушение. Не только в смысле разрушения зданий, но и в смысле каких-то плохих дел, ведения преступного образа жизни.

Слово ""созидание"" сзвучно слову ""создание"" и означает практически то же самое, создание чего либо. Разница, на мой взгляд, в том, что созжают что то обыденное, например страницу Вконтакте а созидают что то величественное, например, картину

Слово СОЗИДАНИЕ означает какой-то творческий процесс, творение, создание чего-то нового.Для художников- новая картина, для писателей, поэтов- новое произведение, для ученых- новое открытие.Созидание- это движение нашего прогресса вперед.

Pozitivnost

Созидание - это синоним создавать, построить, сделать. Например создать проект, чтобы по этому проекту построить новый дом, стадион, олимпийский объект. Созидать идею придумать какой-нибудь бизнес-проект.

Значение слова. Созидательный созидательная деятельность

Геннадий донской

СОЗИДАТЕЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна (вчсок.) . Создающий что-н. , творческий. Созидательная деятельность. Мирный с. труд. II сущ. созидательность, -и, ж. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегов

СОЗИДАТЕЛЬНЫЙ, созидательная, созидательное; созидателен, созидательна, созидательно (книжн. ритор.) . Прил. к созидание, творческий. Созидательный процесс. Созидательная деятельность. Словарь Ушакова
Цель созидательной деятельности в нашей школе - развитие мотивации личности к познанию творчества, реализация дополнительных программ в интересах ребенка.
Созидательная деятельность - это практико-ориентированная форма организации культурно-созидательной деятельности ученика.
- это проектно-проблемный тип деятельности, базовая сфера развивающего образования.
- это дополнительность, непрерывность и системность в образовательном процессе.
- это условие для личностного роста ребенка, которое:
формирует систему знаний, дополнительных умений и навыков в опоре на основное образование;
помогает реализовать индивидуальные способности и склонности ребенка;
обеспечивает органическое сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности.

Нажмите, чтобы прослушать

Созидательная активность людей – важный ресурс модернизации. None. С античных времен известна формулировка: «Глас народа – глас божий». Изучением общественного мнения жителей любого из развитых современных государств занимаются социологи. Какую роль мнение людей играет в определении внутренней политики государства? Насколько переменчивы настроения граждан и как ориентироваться в многоголосии современного общества? Об этом в ходе очередного заседания клуба «От первого лица» журналисты газеты беседовали с генеральным директором Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), профессором Высшей школы экономики Валерием Федоровым. Валерий Валерьевич посетил Тюмень в качестве основного докладчика состоявшихся пятых Губернаторских чтений. Предлагаем вниманию читателей текст беседы, данный в сокращении.Александр Скорбенко:– Более двух тысячелетий назад Пифагор утверждал, что миром правят числа. Скажите, все ли в наши дни можно исчислить, выразить в цифрах так, чтобы существующая действительность была полностью понятна и рационализирована?Валерий Федоров: – Должен сказать, что социологов часто путают со статистиками – именно последние отвечают за цифровые подсчеты. Предполагается, что все данные, определенные статистиками, обладают абсолютной точностью. Точнее не считает никто. Только статистическим ведомствам посильна, например, государственная перепись населения. Кстати, можно по-разному относиться к результатам последней общероссийской переписи, однако парадокс в том, что точнее данных нет ни у кого. Ни один институт не имеет ресурсов и, следовательно, возможностей провести альтернативный подсчет. Социологические исследования, в свою очередь, имеют дело с некими погрешностями. В отличие от статистиков не претендуем на то, что наши цифры – самые точные. Они точны, но с некоторым «интервалом». Например, погрешность данных всероссийских социологических опросов составляет 3,4 процента. Иными словами, если говорим о том, что «за данного политика может проголосовать 15 процентов избирателей», это означает, что в реальности ему может отдать голоса от 12,6 до 18,4 процента избирателей. Исследования социологов не претендуют на содержание в них абсолютной истины. Вместе с тем с определенной точностью можем сказать о том, что думают люди и как планируют поступить в будущем. Александр Скорбенко:– Однако социологи с помощью результатов исследований имеют возможность влиять на общественное мнение... Валерий Федоров: – Есть даже такая шутка: «Общественное мнение изучают для того, чтобы сообщить народу, что он на самом деле думает». В действительности о результатах опросов сообщают не социологи, а журналисты – у нас нет собственных средств массовой информации. Работает официальный сайт ВЦИОМ: www.wciom.ru, на котором максимально полно, подробно и со всеми примечаниями и оговорками представлены результаты исследований. Сайт активно посещают аналитики и обозреватели сферы масс-медиа. Вместе с тем у каждой газеты, радио- и телеканала свой жанр подачи новостей и анализа событий. Поэтому они доносят до аудитории те цифры и данные, которые считают нужными и важными. Социологи за это не ответственны. Журналисты любят оперировать цифрами из результатов социологических опросов, ведь цифры дают иллюзию понятности. У человека, скажем, есть какое-то не оформленное в четкую мысль мнение, его нельзя ничем подтвердить. Численные данные дают подтверждение такому мнению, являясь «железобетонным аргументом». Поэтому в социологических данных порой видят то, что отвечает внутренним убеждениям тех или иных интерпретаторов. На самом деле цифры бывают разными, в том числе и «лукавыми». Но лучше так, чем вообще без четких данных. Именно поэтому у общества и государства существует запрос на деятельность социологических служб. Просто «за деревьями необходимо видеть лес», а за цифрами – суть процессов, происходящих в обществе. Денис Фатеев:– Проблема еще в том, насколько искренне люди отвечают на поставленные социологами вопросы. Конечно, этот фактор можно нивелировать грамотно составленной выборкой, но все же от чего зависит характер ответов граждан в ходе социологического опроса?Валерий Федоров: – Знаете, мнение человека зависит от ситуации. Когда плохо, больно, голодно, ему для счастья хочется лишь куска хлеба. Но как только получает хлеб, тут же становится его недостаточно. И настроение может не улучшиться, а ухудшиться. Мы, социологи, меряем настроение населения с помощью ответов на наши вопросы. А настроение у людей очень изменчиво. Чем оно может объясняться? Погодой, раздорами в семье, внутренним накопившимся раздражением. Или наоборот, душевным подъемом. Солнышко выглянуло – и вроде бы жить не так грустно. Один пример: проводили опросы по всем регионам УФО в апреле и июне 2011 года. Вопросы задавались конкретные: насколько устраивает система здравоохранения? Оценки, полученные с интервалом в три месяца, по многим показателям в разных регионах изменились выше статистическойпогрешности – на 5–10 процентов. Что могло измениться радикально за три месяца? Да ничего! Здравоохранение и медицинское обслуживание – серьезная система, и чтобы в ней что-то существенно изменилось, должно пройти много времени. Просто в июне у людей начались отпуска, появились другие заботы. Резюмируя, скажу, что социологи дают данные, которые власть, руководящие структуры должны принимать к сведению. Люди тоже могут принимать их к сведению. Треть опрошенных заявила, что прислушивается к данным социологических исследований, которые получает из СМИ. Это послужило основой целой концепции нашей социологической науки, которая называется «Вернем общественное мнение народу». То есть давайте будем спрашивать не для власти, а для самих людей. Александр Скорбенко:– В обыденном сознании господствует мнение о том, что все общество можно «посчитать», выяснить его мысли, привычки и чаяния – вплоть до пристрастий каждого человека. От этого скроешься разве что на необитаемом острове. Верно ли, на ваш взгляд, данное представление о возможностях социологов и статистиков?Валерий Федоров: – Мнение о том, что якобы все можно посчитать, не соответствует реальному положению дел. Более того, количественная социология является лишь небольшим разделом социологии общественного мнения. Существуют и так называемые качественные методы социологической науки. Они не оперируют цифрами, но зато дают более интересные и содержательные ответы на вопросы, которые нас интересуют. Специфика работы социологов в следующем: все, что им известно, они знают от людей благодаря опросам общественного мнения. Иными словами, если что-то не знаем, то идем и спрашиваем, а люди отвечают. Но все ли знают сами люди? вот в чем вопрос! В социологической науке давно определен парадокс, который указывает на то обстоятельство, что люди склонны говорить одно, думать другое, а поступать совершенно по-иному. Причем они не лукавят и не лгут, так устроены человеческий мозг и личностное поведение. Потому убежден, что к социологическим данным, выраженным в цифрах, необходимо относиться с вниманием, но не рассматривать как «истину в последней инстанции». Это лишь один из инструментов исследований. Раиса Ковденко:– Во времена СССР существовало, во всяком случае на видимом уровне, «всенародное одобрение» мер партии и правительства. На выборы всегда приходило 99,9 процента избирателей. Существуют ли в настоящее время механизмы управления общественным мнением?Валерий Федоров: – Социологические исследования проводились и в советское время. Другое дело, что их результаты не публиковались, поскольку заказчиками выступали партийные органы и спецслужбы. Данные опросы показывали, что никакого «монолитного единства советского народа» на самом деле не существовало. Разложение советского общества на социальные, профессиональные и иные страты или группы началось в середине 60-х – начале 70-х годов XX века. В 1967 году известный советский, российский социолог Борис Грушин выпустил книгу. Она, кстати, фактом своего выхода в свет утвердила как феномен общественного мнения в СССР, так и науки для его изучения. До этого ничего подобного в рамках господствующей марксистско-ленинской идеологии в нашей стране и быть не могло. Исследования Бориса Грушина показывали со всей отчетливостью, что никакого единства в советском обществе не наблюдалось. Есть сложноустроенное общество, которое к тому же все более и более дифференцировалось. Причем у каждой общественной группы населения имелись свои интересы и убеждения. Так и нынешнее российское общество максимально индивидуализировано. И если в ответе на ряд вопросов население высказывается однозначно «за», это не значит, что в обществе нет плюрализма мнений. Напротив, он весьма велик. Люди это понимают, но не могу сказать, что это им очень нравится, – все-таки значительная часть граждан России воспитывалась в коллективистской культуре. Есть ностальгия по временам, когда все были едины, были вместе – хотя бы внешне. Но коллективизма уже нет, и его не вернуть. Конечно, сегодня имеются разнообразные современные техники управления. Сложное информационное постиндустриальное общество немыслимо безсовременных техник управления. Важным из них является телевидение, которое вносит в общественное сознание коллективные интересы и установки. Олег Банных, управляющий партнер Западно-Сибирского проектного центра, г. Екатеринбург: – Зачем же тогда замерять народное мнение, если оно является следствием определенной манипуляции?Валерий Федоров: – В мировой социологии тема, насколько человек поддается манипуляции, – одна из самых популярных на протяжении последних 50 лет. Есть разные точки зрения. Кто-то говорит, что человек сегодня – робот, управляемый по телевизору, Интернету. Наши социологи выдвинули другую теорию: есть часть людей, которые действительно поддаются манипуляции, но есть часть, которая информационно нечувствительна. То есть, что им ни говори, у них на все своя точка зрения. Таких людей в России достаточно много. Взять тот же электорат коммунистов. При любых условиях они будут голосовать за свои идеи. Вот вам пример того, что манипуляция проходит не всегда и не везде. Поэтому, конечно, нужно замерять общественное мнение. Александр Скорбенко:– Валерий Валерьевич, вторгается ли государство в личную жизнь человека и насколько? Или наоборот: чем дальше, тем больше будет отвоевываться личное пространство?Валерий Федоров: – На мой взгляд, происходит конвергенция. Двадцать лет назад мир был разделен железным занавесом на запад и восток. Запад считался свободным миром, где государство выступало в роли ночного сторожа. В нашей стране бытовало мнение, что государство и человек – одно и то же, но это осталось в прошлом, теперь они существуют отдельно. Государство не стремится вмешиваться в частную жизнь, каждый отдельный человек ему не особенно интересен. Более того, оно старается сбросить с себя излишнюю ответственность. Отсюда идут социальные реформы, рационализация бюджетной сферы и другое. Таким образом создается частное пространство, где человек волен делать то, что ему заблагорассудится. Однако многие не приучены к такому положению вещей и ждут указаний, что вполне объяснимо: семь десятков шли в едином строю в направлении, указанном партией и правительством. Когда направления не стало, появилось ощущение брошенности, подавленности, дезориентации. Вот горькая цена свободы. Ее получили, а как ею распорядиться, зачастую не знаем, потому что отсутствуют техники, стратегии, культура распоряжения свободой, ресурсы. При этом Россия в некотором смысле одна из самых свободных стран мира, потому что в ней не действуют законы, обычаи, традиции умерли, а новые правила практически не выработаны. На Западе противоположная тенденция: общество усложняется, создаются новые технические средства (Интернет, смартфоны и многое другое), которые резко упрощают и удешевляют стоимость контроля государства над человеком. Вместе с тем параллельно увеличиваются риски террористические, глобального потепления, техногенных катастроф, эпидемий. В итоге, повторюсь, становимся более свободными, уходя от тоталитарного общества, на Западе же процесс идет в противоположном направлении – к более управляемой системе. На мой взгляд, движемся навстречу. Вопрос: в какой точке сойдемся и сойдемся ли? Константин Елисеев:– Вы ярко описали атомизацию российского общества. Власть пытается выдвигать какие-то общие цели, понимая, что стране требуется технологический, социальный рывок... Но люди, видимо, надорвались во время предыдущих мобилизаций и довольно прохладно относятся к призывам. Или я не прав? Какой личный интерес может помочь человеку включиться, к примеру, в ту же программу модернизации? Валерий Федоров: – Что касается личного интереса, на мой взгляд, только им и живем в последние два десятилетия. Конечно, каждый понимает его по своему и живет по принципу «моя хата с краю» или «своя рубашка ближе к телу». Если раньше за всех отвечали партия и правительство, теперь человек сам должен нести ответственность. Конечно, любое общество не сможет долго существовать в состоянии всеобщего раздрая, когда каждый только за себя, поэтому нужны какие-то скрепы. Это в первую очередь всеобщее уважение к закону и система мер, которая это уважение поддерживает. К слову, на Западе закон работает намного жестче, чем у нас. В систему мер входит карательный аппарат, то есть полиция, прокуратура работают не на свой карман, а на то, чтобы все понимали, что действие закона неотвратимо. От независимости суда и приоритета права как раз идут концепции правового государства – некая «священная корова» современных западных обществ. В России же пока не сложилось подобное внутреннее отношение к закону как к высшему судье – вспомните поговорку «закон что дышло...». Еще одна скрепа – так называемая национальная идеология. Известно, что Конституция РФ запрещает какую-либо общегосударственную идеологию, о чем записали в 1993 году, чтобы сделать невозможным возвращение к коммунистическому прошлому. В то же время понятно, что в любом обществе, пока оно остается обществом, существуют непоколебимые установления, которые для всех являются общезначимыми. Возьмем, например, США. Да, там есть либералы и консерваторы, республиканцы и демократы, Буш и Обама, то есть некие полюса. Но при этом существуют вещи, которые в принципе не обсуждаются и едины для всех. Например, «все американцы – патриоты»: как только звучит гимн, все встают, поют и даже плачут. У них есть национальная святыня, общее представление о том, что Америка – лучшая страна в мире и так будет всегда. Американцы убеждены, что только они знают, как на самом деле нужно жить и готовы учить других. Возможно, это не проговаривается вслух, но присутствует в сознании каждого. Хорошо или плохо, но это и является в действительности национальной идеологией. Наша страна, выйдя из коммунистического периода и наложив табу на единую идеологию, не заключила некую конвенцию, не создала общего поля, за рамки которого нельзя выходить. Что может стать основой данной конвенции? Одни считают, что наша «религия» – Конституция, каждый должен выполнять ее и тогда все будет хорошо. Думаю, это тоже выход. У американцев основой их «гражданской религии» тоже является конституция США. Известно, что она существует две сотни лет, ни разу не менялась – в нее вписывались только поправки. Вполне очевидно, что наше отношение к Основному закону страны несколько иное, так сказать, инструментальное. До ельцинской Конституции была брежневская, до той поры сталинская. Самое главное, что ни одна из них не выполнялась, поэтому отношение к Основному закону страны такое же, как к любому закону. В государстве отсутствуют общие нормы и ценности, которые могли бы гармонизировать личные воли и стратегии, а только при их наличии получилось бы не внутренне противоречивое общество, а синергия, общее движение вперед. Конечно, проблему модернизации невозможно решить, если не будет найден компромисс – способ увязать личные стратегии и стратегию страны в целом. Это основной путь к успешной модернизации. В противном случае все, кто может модернизироваться, то есть самые молодые, активные, образованные, имеющие материальные ресурсы, будут реализовывать планы «персональной модернизации», то есть действовать индивидуально. Это означает следующее: либо они станут переезжать на Запад, потому что там лучше выстроена система для личного благополучия и процветания, существуют традиции, работают соответствующие институты и другое, либо физически останутся в России, но мыслями будут там. Александр Скорбенко: ­– На ваш взгляд, грядущие выборы гармонизируют ситуацию в обозримом будущем?Валерий Федоров: – С выборами сложилась достаточно сложная ситуация. Двадцать лет назад, когда впервые появилось много партий и кандидатов, население возлагало на выборы большие надежды. Этого капитала народных надежд хватило примерно на четыре года. Избранные политики начали реализовывать курс, который привел к радикальным изменениям в обществе. Имею в виду либерализацию цен, ваучерную приватизацию и ряд других болезненных реформ. Выяснилось, что большинство ожидало другого. Осталось горькое послевкусие после 90-х годов XX века. События почти двадцатилетней давности оставили, к сожалению, существенный негативный опыт электорального поведения граждан. С тех пор отношение к выборам в обществе достаточно скептическое. Если два десятка лет назад выбирали по принципу, кто лучше, теперь «как бы чего не случилось» или «из двух зол меньшее». Это тоже элемент атомизации. В идеале на выборы идут, чтобы нанять власть, которая будет работать на народ и улучшать жизнь. В реальности же получается, что на выборы идем, но ничего хорошего не ждем. У власти совершенно другое отношение к выборам. Понятно, что в любом демократическом обществе выборы – единственное легитимное основание для деятельности власти. В частности, поэтому она заинтересована в том, чтобы утвердить данный институт, в том, чтобы избирательный процесс приходил при большой явке. В этом парадокс: общество не верит в выборы, а власть о них заботится. Маргарита Шаманенко: – Мы привыкли, что интерес к политической жизни у россиян просыпается только накануне выборов. А как обстоят дела в этом смысле у электората западных стран?Валерий Федоров: – В большинстве западных стран люди смотрят на выборы как на инструмент. Не устраивает меня эта власть – должен пойти проголосовать и сменить ее на другую, которая будет меня устраивать. И власть сама к этому относится как к инструменту. Да, сегодня власть, а завтра оппозиция, ничего страшного. Посижу в оппозиции четыре-восемь лет, потом опять приду к власти. То есть нет эмоций. Выборы для них не война, а игра, спорт. Все понимают, для чего они нужны, и используют это. В России выборы скорее ритуал, нежели рациональный способ решить проблему. У нас выборы – война. Все или ничего. Поэтому тот, кто пришел к власти, стремится остаться там навсегда. А любой, кто принимает участие в голосовании, понимает, что это в большей степени имитация, чем реальный выбор. Такая вот деформация произошла. Думаю, когда-нибудь выберемся из нее. Тимур Хакимов: – Власть реагирует на вашу работу, на результаты ваших исследований?Валерий Федоров: – Конечно, власть очень внимательно работает с нашими данными, именно потому, что это власть в демократическом обществе. Другого источника легитимности просто нет. У нас же власть не монархическая. Человек становится президентом потому, что его избирают люди, пусть даже не веря в выборы как в институт. Ему просто не на что больше опираться, кроме как на народное волеизъявление. Поэтому он всегда внимательно смотрит: а если бы выборы произошли завтра, сколько бы народу за меня проголосовало? Иногда даже превращается в паранойю. Например, в США президент не принимает ни одного решения, не выяснив, как к этому относятся американцы. Константин Елисеев:– Уже не первый год центр проводит исследования в Тюменской области. Какие видите преимущества региона в свете проведенных исследований?Валерий Федоров: – Действительно, по заказу правительства региона довольно часто организуем опросы общественного мнения в Тюменской области. На общем фоне Тюмень смотрится лучше. К сильным сторонам можно отнести ресурсную базу и сформировавшуюся традицию управления: очевидно, что последнее десятилетие области везет с руководством. Стабильность социально-экономической ситуации служит базой для работы на перспективу. Есть внимание к региону со стороны федеральной власти и, что несомненно важно, активная деятельность руководства Тюменской области в русле социально-экономического развития региона. По результатам исследований общественного мнения, условия жизни в области по сравнению со многими другими субъектами РФ удовлетворяют население. Это хороший фактор конкурентоспособности среди регионов. В области наб-людается высокая активность жителей – 50 процентов опрошенных связывают улучшение жизни с собственной работой. Каждый второй тюменец рассчитывает не на государство, а на себя. Для России это очень высокий показатель.Существует еще и фактор восприятия истории освоения территории – и эта история жива в восприятии тюменцами дня сегодняшнего. Тема модернизации и открытий не чужда жителям области – потомкам первопроходцев Сибири. Еще одним важным фактором модернизации является то, что большая доля граждан с высшим образованием (11 процентов) занята в сферах образования, науки и культуры. Кроме того, 8 процентов населения составляет учащаяся молодежь. То и другое в совокупности составляет внушительную базу для инновационного развития региона. С данным фактором связан и следующий показатель – удовлетворенность основной массы населения Тюменской области качеством образовательных услуг. По данным ВЦИОМ, от 70 до 80 процентов населения региона дает высокие оценки качеству образования. Это позволяет надеяться, что молодежь будет оставаться в области, а также приезжать из других районов страны. Качество образовательных услуг – первый фактор в списке возможности модернизации на территории региона, у Тюменской области имеется в этом смысле хороший потенциал. Владимир Полищук:– Одно время были большие разговоры по поводу национальной идеи, сейчас они как-то утихли. Вы человек информированный, возможно, существует какая-то рабочая группа, которая продолжает эту работу?Александр Скорбенко:– А региональные идеи Уральского округа? Существует корпоративная связь идей? Маленькие идеи маленького района – области – государства. Валерий Федоров: – Насколько знаю, на федеральном уровне никакой рабочей группы нет. Поиски идут, что называется, у каждого в голове. И мне кажется, что в ближайшие 15–20 лет успехом они не увенчаются. Потому что наша нация и народ находятся сейчас в достаточно тяжелой фазе – в фазе осознания того, что прежний способ развития, прежнее наше поведение как нации больше не работает. Россия была экстенсивно развивающимся государством, расширяясь в своих границах огромными темпами. Не случайно стали самой большой страной в мире, это произошло не «само собой». Любой историк расскажет, что колонизация той же Сибири выглядела несколько иначе, чем миф о добровольном присоединении чукчей и эскимосов. Но государство достигло некоторых пределов. Более того, 1991 год обозначил обратное движение. Мы стали терять территории. Потеряли Казахстан, Украину, по населению так вообще полстраны. Куда дальше двигаться? Пытаться вернуться к традиционному, естественному для России способу территориального расширения, экспансии? Какими способами? Особенно в ситуации, когда мы слабы. Другие державы гораздо более сильны. Либо же изменить этот национальный код. Осознать наши границы и понять, что надо обустраивать жизнь здесь и сейчас. Надо, словами Владимира Путина, «как святой Франциск Ассизский, ежедневно возделывать свой сад, мотыжить его». Это, казалось бы, простая мысль, но для многих россиян, к сожалению, пока еще очень тяжелая. Мы все время жили ради великой цели и мелких трудностей вроде отсутствия благоустройства в жилых домах не замечали, не обращали на это внимания. А сейчас должны заниматься обустройством своей жизни, но к этому еще не привыкли. Так что пока с национальной идеей тяжело. Что касается региональной идеи, думаю, что на уровне регионов здесь существенно сложнее, чем на уровне поселения. Самая живая тема – это когда город или поселок придумывает себе некую идею, некий бренд. Туристы едут туда, где жители любят свой город. Его лелеют, культивируют, украшают, благоустраивают. За что-то жители должны полюбить свой город, это и есть бренд. Когда руководство города и его жители видят, что население сокращается, уезжает и условно к 2015 году город исчезнет, это становится шоком. Начинают думать, как такую динамику остановить, появляются интересные проекты. Все сейчас знают про Великий Устюг – родину Деда Мороза. А лет 15 назад не было никакой родины Деда Мороза. Это абсолютно рукотворная история. В середине 1990-х годов царил кризис. Люди думали, как выживать, ресурсов нет, уникальных производств нет. Придумали, начали этот бренд раскручивать. Сейчас в Великом Устюге пытаются военный аэродром переоборудовать под гражданский, потому что поезда и автобусы не справляются с доставкой туристов. Это пример, конечно, не национальной и не региональной идеи. Но такая городская идея пробивает себе путь и реально меняет качество жизни, резко ее улучшая. Качество жизни и мировосприятия людей выросло. Для таких идей в России имеется огромное пространство. Денис Фатеев: – Расскажите хотя бы об одном необычном исследовании, которое ВЦИОМ планирует провести в ближайшее время.Валерий Федоров: – Совместно с национальным Олимпийским комитетом разрабатываем амбициозную программу исследований, связанных с проблемами спорта. Сегодня спорт в России развивается в основном за счет государства либо каких-то окологосударственных спонсоров. Это очень дорогостоящая игрушка, которая, к сожалению, не работает так, как это происходит на Западе, когда спорт сам зарабатывает огромные деньги. У нас он их только потребляет. Надо найти формулу, как снять с плеч государства это гигантское бремя, как придумать для спорта самодвижущийся механизм. Александр Скорбенко: – В Тюменской области в ближайшее время пройдут исследования ВЦИОМ?Валерий Федоров: – Недавно мы закончили большое исследование по социально-политической ситуации в Тюменской области, которое проводили по заказу регионального правительства. В октябре планируем провести общеокружное исследование, по всему УФО, в том числе в Тюменской области. Будет замеряться около 50 основных параметров, в том числе как население оценивает качество государственных услуг и эффективность власти. ---блиц-опрос– Есть ли у вас авторитеты в науке? Если да, то кто?– Российский социолог Борис Грушин и Джордж Гэллап, основатель научной социологии общественного мнения.– Как вы любите проводить свободное время?– Езжу в Тюмень.– Самый необычный подарок, который вы получали когда-либо?– Жена подарила мне на 14-летие со дня свадьбы 14 бутылок красного вина. До сих пор пытаюсь его выпить.– А самый необычный подарок, который сделали вы сами?– Он еще впереди.– Есть ли у вас любимое блюдо и умеете ли вы сами готовить?– Нет и еще раз нет.– Любимый писатель и поэт?– Лев Толстой. В школе прочитал «Войну и мир», читал месяца три, она произвела на меня очень глубокое впечатление. А вот любимого поэта нет. С поэтами у меня тяжело. Только проза.– Вы любите оперу?– Да. Предпочитаю итальянскую, в основном Пуччини.– А любимые исполнители?– Их много. Из ныне живущих – Хосе Каррерас.– Со спортом дружите?– Только в разряде физзарядки.– Любите сидеть за рулем? Если да, за каким?– Я каждый день за рулем – управляю ВЦИОМом. Вот уже восемь лет.– Но все-таки приходится же вам ездить на автомобиле?– Конечно. Но предпочитаю пешие прогулки.– Расскажите о своей семье.– Две дочки, младшая в этом году пошла в школу. Старшая учится в восьмом классе.– Читаете детям на ночь сказки?– Младшей читаю, конечно.– Семья вас поддерживает в работе и жизни? – Безусловно, поддерживает.– Федоров – известная фамилия. Вы не отслеживали, кем были ваши предки?– Такая мысль у меня есть. В ноябре в Доме киноактера будет презентация документального фильма о Федоровых. Меня пригласили на его презентацию, буду выступать в течение 40 минут перед фильмом. Федоровых очень много, и проследить свою довольно сложно. Но, может, это дело будущего. Выйду на пенсию – займусь.

С античных времен известна формулировка: «Глас народа – глас божий». Изучением общественного мнения жителей любого из развитых современных государств занимаются социологи. Какую роль мнение людей играет в определении внутренней политики государства? Насколько переменчивы настроения граждан и как ориентироваться в многоголосии современного общества? Об этом в ходе очередного заседания клуба «От первого лица» журналисты газеты беседовали с генеральным директором Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), профессором Высшей школы экономики Валерием Федоровым. Валерий Валерьевич посетил Тюмень в качестве основного докладчика состоявшихся пятых Губернаторских чтений. Предлагаем вниманию читателей текст беседы, данный в сокращении.
Александр Скорбенко:
– Более двух тысячелетий назад Пифагор утверждал, что миром правят числа. Скажите, все ли в наши дни можно исчислить, выразить в цифрах так, чтобы существующая действительность была полностью понятна и рационализирована?
Валерий Федоров:

– Должен сказать, что социологов часто путают со статистиками – именно последние отвечают за цифровые подсчеты. Предполагается, что все данные, определенные статистиками, обладают абсолютной точностью. Точнее не считает никто. Только статистическим ведомствам посильна, например, государственная перепись населения. Кстати, можно по-разному относиться к результатам последней общероссийской переписи, однако парадокс в том, что точнее данных нет ни у кого. Ни один институт не имеет ресурсов и, следовательно, возможностей провести альтернативный подсчет.

Социологические исследования, в свою очередь, имеют дело с некими погрешностями. В отличие от статистиков не претендуем на то, что наши цифры – самые точные. Они точны, но с некоторым «интервалом». Например, погрешность данных всероссийских социологических опросов составляет 3,4 процента. Иными словами, если говорим о том, что «за данного политика может проголосовать 15 процентов избирателей», это означает, что в реальности ему может отдать голоса от 12,6 до 18,4 процента избирателей.

Исследования социологов не претендуют на содержание в них абсолютной истины. Вместе с тем с определенной точностью можем сказать о том, что думают люди и как планируют поступить в будущем.

Александр Скорбенко:
– Однако социологи с помощью результатов исследований имеют возможность влиять на общественное мнение...
Валерий Федоров:

– Есть даже такая шутка: «Общественное мнение изучают для того, чтобы сообщить народу, что он на самом деле думает». В действительности о результатах опросов сообщают не социологи, а журналисты – у нас нет собственных средств массовой информации. Работает официальный сайт ВЦИОМ: www.wciom.ru, на котором максимально полно, подробно и со всеми примечаниями и оговорками представлены результаты исследований. Сайт активно посещают аналитики и обозреватели сферы масс-медиа. Вместе с тем у каждой газеты, радио- и телеканала свой жанр подачи новостей и анализа событий.

Поэтому они доносят до аудитории те цифры и данные, которые считают нужными и важными. Социологи за это не ответственны.

Журналисты любят оперировать цифрами из результатов социологических опросов, ведь цифры дают иллюзию понятности. У человека, скажем, есть какое-то не оформленное в четкую мысль мнение, его нельзя ничем подтвердить. Численные данные дают подтверждение такому мнению, являясь «железобетонным аргументом». Поэтому в социологических данных порой видят то, что отвечает внутренним убеждениям тех или иных интерпретаторов. На самом деле цифры бывают разными, в том числе и «лукавыми». Но лучше так, чем вообще без четких данных. Именно поэтому у общества и государства существует запрос на деятельность социологических служб. Просто «за деревьями необходимо видеть лес», а за цифрами – суть процессов, происходящих в обществе.

Денис Фатеев:
– Проблема еще в том, насколько искренне люди отвечают на поставленные социологами вопросы. Конечно, этот фактор можно нивелировать грамотно составленной выборкой, но все же от чего зависит характер ответов граждан в ходе социологического опроса?
Валерий Федоров:

– Знаете, мнение человека зависит от ситуации. Когда плохо, больно, голодно, ему для счастья хочется лишь куска хлеба. Но как только получает хлеб, тут же становится его недостаточно. И настроение может не улучшиться, а ухудшиться. Мы, социологи, меряем настроение населения с помощью ответов на наши вопросы. А настроение у людей очень изменчиво. Чем оно может объясняться? Погодой, раздорами в семье, внутренним накопившимся раздражением. Или наоборот, душевным подъемом. Солнышко выглянуло – и вроде бы жить не так грустно.

Один пример: проводили опросы по всем регионам УФО в апреле и июне 2011 года. Вопросы задавались конкретные: насколько устраивает система здравоохранения? Оценки, полученные с интервалом в три месяца, по многим показателям в разных регионах изменились выше статистической
погрешности – на 5–10 процентов. Что могло измениться радикально за три месяца? Да ничего! Здравоохранение и медицинское обслуживание – серьезная система, и чтобы в ней что-то существенно изменилось, должно пройти много времени. Просто в июне у людей начались отпуска, появились другие заботы.

Резюмируя, скажу, что социологи дают данные, которые власть, руководящие структуры должны принимать к сведению. Люди тоже могут принимать их к сведению. Треть опрошенных заявила, что прислушивается к данным социологических исследований, которые получает из СМИ. Это послужило основой целой концепции нашей социологической науки, которая называется «Вернем общественное мнение народу». То есть давайте будем спрашивать не для власти, а для самих людей.

Александр Скорбенко:
– В обыденном сознании господствует мнение о том, что все общество можно «посчитать», выяснить его мысли, привычки и чаяния – вплоть до пристрастий каждого человека. От этого скроешься разве что на необитаемом острове. Верно ли, на ваш взгляд, данное представление о возможностях социологов и статистиков?
Валерий Федоров:

– Мнение о том, что якобы все можно посчитать, не соответствует реальному положению дел. Более того, количественная социология является лишь небольшим разделом социологии общественного мнения. Существуют и так называемые качественные методы социологической науки. Они не оперируют цифрами, но зато дают более интересные и содержательные ответы на вопросы, которые нас интересуют.

Специфика работы социологов в следующем: все, что им известно, они знают от людей благодаря опросам общественного мнения. Иными словами, если что-то не знаем, то идем и спрашиваем, а люди отвечают. Но все ли знают сами люди? вот в чем вопрос!

В социологической науке давно определен парадокс, который указывает на то обстоятельство, что люди склонны говорить одно, думать другое, а поступать совершенно по-иному. Причем они не лукавят и не лгут, так устроены человеческий мозг и личностное поведение. Потому убежден, что к социологическим данным, выраженным в цифрах, необходимо относиться с вниманием, но не рассматривать как «истину в последней инстанции». Это лишь один из инструментов исследований.

Раиса Ковденко:
– Во времена СССР существовало, во всяком случае на видимом уровне, «всенародное одобрение» мер партии и правительства. На выборы всегда приходило 99,9 процента избирателей. Существуют ли в настоящее время механизмы управления общественным мнением?
Валерий Федоров:

– Социологические исследования проводились и в советское время. Другое дело, что их результаты не публиковались, поскольку заказчиками выступали партийные органы и спецслужбы. Данные опросы показывали, что никакого «монолитного единства советского народа» на самом деле не существовало.

Разложение советского общества на социальные, профессиональные и иные страты или группы началось в середине 60-х – начале 70-х годов XX века. В 1967 году известный советский, российский социолог Борис Грушин выпустил книгу. Она, кстати, фактом своего выхода в свет утвердила как феномен общественного мнения в СССР, так и науки для его изучения. До этого ничего подобного в рамках господствующей марксистско-ленинской идеологии в нашей стране и быть не могло.

Исследования Бориса Грушина показывали со всей отчетливостью, что никакого единства в советском обществе не наблюдалось. Есть сложноустроенное общество, которое к тому же все более и более дифференцировалось. Причем у каждой общественной группы населения имелись свои интересы и убеждения.

Так и нынешнее российское общество максимально индивидуализировано. И если в ответе на ряд вопросов население высказывается однозначно «за», это не значит, что в обществе нет плюрализма мнений. Напротив, он весьма велик.

Люди это понимают, но не могу сказать, что это им очень нравится, – все-таки значительная часть граждан России воспитывалась в коллективистской культуре. Есть ностальгия по временам, когда все были едины, были вместе – хотя бы внешне. Но коллективизма уже нет, и его не вернуть.

Конечно, сегодня имеются разнообразные современные техники управления. Сложное информационное постиндустриальное общество немыслимо без
современных техник управления. Важным из них является телевидение, которое вносит в общественное сознание коллективные интересы и установки.

Олег Банных, управляющий партнер Западно-Сибирского проектного центра, г. Екатеринбург:
– Зачем же тогда замерять народное мнение, если оно является следствием определенной манипуляции?
Валерий Федоров:

– В мировой социологии тема, насколько человек поддается манипуляции, – одна из самых популярных на протяжении последних 50 лет. Есть разные точки зрения. Кто-то говорит, что человек сегодня – робот, управляемый по телевизору, Интернету. Наши социологи выдвинули другую теорию: есть часть людей, которые действительно поддаются манипуляции, но есть часть, которая информационно нечувствительна. То есть, что им ни говори, у них на все своя точка зрения. Таких людей в России достаточно много. Взять тот же электорат коммунистов. При любых условиях они будут голосовать за свои идеи. Вот вам пример того, что манипуляция проходит не всегда и не везде. Поэтому, конечно, нужно замерять общественное мнение.

Александр Скорбенко:
– Валерий Валерьевич, вторгается ли государство в личную жизнь человека и насколько? Или наоборот: чем дальше, тем больше будет отвоевываться личное пространство?
Валерий Федоров:

– На мой взгляд, происходит конвергенция. Двадцать лет назад мир был разделен железным занавесом на запад и восток. Запад считался свободным миром, где государство выступало в роли ночного сторожа. В нашей стране бытовало мнение, что государство и человек – одно и то же, но это осталось в прошлом, теперь они существуют отдельно. Государство не стремится вмешиваться в частную жизнь, каждый отдельный человек ему не особенно интересен. Более того, оно старается сбросить с себя излишнюю ответственность. Отсюда идут социальные реформы, рационализация бюджетной сферы и другое. Таким образом создается частное пространство, где человек волен делать то, что ему заблагорассудится. Однако многие не приучены к такому положению вещей и ждут указаний, что вполне объяснимо: семь десятков шли в едином строю в направлении, указанном партией и правительством.

Когда направления не стало, появилось ощущение брошенности, подавленности, дезориентации. Вот горькая цена свободы. Ее получили, а как ею распорядиться, зачастую не знаем, потому что отсутствуют техники, стратегии, культура распоряжения свободой, ресурсы. При этом Россия в некотором смысле одна из самых свободных стран мира, потому что в ней не действуют законы, обычаи, традиции умерли, а новые правила практически не выработаны.

На Западе противоположная тенденция: общество усложняется, создаются новые технические средства (Интернет, смартфоны и многое другое), которые резко упрощают и удешевляют стоимость контроля государства над человеком. Вместе с тем параллельно увеличиваются риски террористические, глобального потепления, техногенных катастроф, эпидемий.

В итоге, повторюсь, становимся более свободными, уходя от тоталитарного общества, на Западе же процесс идет в противоположном направлении – к более управляемой системе. На мой взгляд, движемся навстречу. Вопрос: в какой точке сойдемся и сойдемся ли?

Константин Елисеев:
– Вы ярко описали атомизацию российского общества. Власть пытается выдвигать какие-то общие цели, понимая, что стране требуется технологический, социальный рывок... Но люди, видимо, надорвались во время предыдущих мобилизаций и довольно прохладно относятся к призывам. Или я не прав? Какой личный интерес может помочь человеку включиться, к примеру, в ту же программу модернизации?
Валерий Федоров:

– Что касается личного интереса, на мой взгляд, только им и живем в последние два десятилетия. Конечно, каждый понимает его по своему и живет по принципу «моя хата с краю» или «своя рубашка ближе к телу». Если раньше за всех отвечали партия и правительство, теперь человек сам должен нести ответственность. Конечно, любое общество не сможет долго существовать в состоянии всеобщего раздрая, когда каждый только за себя, поэтому нужны какие-то скрепы. Это в первую очередь всеобщее уважение к закону и система мер, которая это уважение поддерживает. К слову, на Западе закон работает намного жестче, чем у нас.

В систему мер входит карательный аппарат, то есть полиция, прокуратура работают не на свой карман, а на то, чтобы все понимали, что действие закона неотвратимо. От независимости суда и приоритета права как раз идут концепции правового государства – некая «священная корова» современных западных обществ. В России же пока не сложилось подобное внутреннее отношение к закону как к высшему судье – вспомните поговорку «закон что дышло...».

Еще одна скрепа – так называемая национальная идеология. Известно, что Конституция РФ запрещает какую-либо общегосударственную идеологию, о чем записали в 1993 году, чтобы сделать невозможным возвращение к коммунистическому прошлому. В то же время понятно, что в любом обществе, пока оно остается обществом, существуют непоколебимые установления, которые для всех являются общезначимыми. Возьмем, например, США. Да, там есть либералы и консерваторы, республиканцы и демократы, Буш и Обама, то есть некие полюса. Но при этом существуют вещи, которые в принципе не обсуждаются и едины для всех.

Например, «все американцы – патриоты»: как только звучит гимн, все встают, поют и даже плачут. У них есть национальная святыня, общее представление о том, что Америка – лучшая страна в мире и так будет всегда. Американцы убеждены, что только они знают, как на самом деле нужно жить и готовы учить других. Возможно, это не проговаривается вслух, но присутствует в сознании каждого. Хорошо или плохо, но это и является в действительности национальной идеологией.

Наша страна, выйдя из коммунистического периода и наложив табу на единую идеологию, не заключила некую конвенцию, не создала общего поля, за рамки которого нельзя выходить. Что может стать основой данной конвенции? Одни считают, что наша «религия» – Конституция, каждый должен выполнять ее и тогда все будет хорошо. Думаю, это тоже выход. У американцев основой их «гражданской религии» тоже является конституция США. Известно, что она существует две сотни лет, ни разу не менялась – в нее вписывались только поправки.

Вполне очевидно, что наше отношение к Основному закону страны несколько иное, так сказать, инструментальное. До ельцинской Конституции была брежневская, до той поры сталинская. Самое главное, что ни одна из них не выполнялась, поэтому отношение к Основному закону страны такое же, как к любому закону. В государстве отсутствуют общие нормы и ценности, которые могли бы гармонизировать личные воли и стратегии, а только при их наличии получилось бы не внутренне противоречивое общество, а синергия, общее движение вперед.

Конечно, проблему модернизации невозможно решить, если не будет найден компромисс – способ увязать личные стратегии и стратегию страны в целом. Это основной путь к успешной модернизации. В противном случае все, кто может модернизироваться, то есть самые молодые, активные, образованные, имеющие материальные ресурсы, будут реализовывать планы «персональной модернизации», то есть действовать индивидуально. Это означает следующее: либо они станут переезжать на Запад, потому что там лучше выстроена система для личного благополучия и процветания, существуют традиции, работают соответствующие институты и другое, либо физически останутся в России, но мыслями будут там.

Александр Скорбенко:
­
– На ваш взгляд, грядущие выборы гармонизируют ситуацию в обозримом будущем?
Валерий Федоров:

– С выборами сложилась достаточно сложная ситуация. Двадцать лет назад, когда впервые появилось много партий и кандидатов, население возлагало на выборы большие надежды. Этого капитала народных надежд хватило примерно на четыре года. Избранные политики начали реализовывать курс, который привел к радикальным изменениям в обществе. Имею в виду либерализацию цен, ваучерную приватизацию и ряд других болезненных реформ. Выяснилось, что большинство ожидало другого. Осталось горькое послевкусие после 90-х годов XX века.

События почти двадцатилетней давности оставили, к сожалению, существенный негативный опыт электорального поведения граждан. С тех пор отношение к выборам в обществе достаточно скептическое. Если два десятка лет назад выбирали по принципу, кто лучше, теперь «как бы чего не случилось» или «из двух зол меньшее». Это тоже элемент атомизации.

В идеале на выборы идут, чтобы нанять власть, которая будет работать на народ и улучшать жизнь. В реальности же получается, что на выборы идем, но ничего хорошего не ждем.

У власти совершенно другое отношение к выборам. Понятно, что в любом демократическом обществе выборы – единственное легитимное основание для деятельности власти. В частности, поэтому она заинтересована в том, чтобы утвердить данный институт, в том, чтобы избирательный процесс приходил при большой явке. В этом парадокс: общество не верит в выборы, а власть о них заботится.

Маргарита Шаманенко:
– Мы привыкли, что интерес к политической жизни у россиян просыпается только накануне выборов. А как обстоят дела в этом смысле у электората западных стран?
Валерий Федоров:

– В большинстве западных стран люди смотрят на выборы как на инструмент. Не устраивает меня эта власть – должен пойти проголосовать и сменить ее на другую, которая будет меня устраивать. И власть сама к этому относится как к инструменту. Да, сегодня власть, а завтра оппозиция, ничего страшного. Посижу в оппозиции четыре-восемь лет, потом опять приду к власти. То есть нет эмоций. Выборы для них не война, а игра, спорт. Все понимают, для чего они нужны, и используют это.

В России выборы скорее ритуал, нежели рациональный способ решить проблему. У нас выборы – война. Все или ничего. Поэтому тот, кто пришел к власти, стремится остаться там навсегда. А любой, кто принимает участие в голосовании, понимает, что это в большей степени имитация, чем реальный выбор. Такая вот деформация произошла. Думаю, когда-нибудь выберемся из нее.

Тимур Хакимов:
– Власть реагирует на вашу работу, на результаты ваших исследований?
Валерий Федоров:

– Конечно, власть очень внимательно работает с нашими данными, именно потому, что это власть в демократическом обществе. Другого источника легитимности просто нет. У нас же власть не монархическая. Человек становится президентом потому, что его избирают люди, пусть даже не веря в выборы как в институт. Ему просто не на что больше опираться, кроме как на народное волеизъявление. Поэтому он всегда внимательно смотрит: а если бы выборы произошли завтра, сколько бы народу за меня проголосовало? Иногда даже превращается в паранойю. Например, в США президент не принимает ни одного решения, не выяснив, как к этому относятся американцы.

Константин Елисеев:
– Уже не первый год центр проводит исследования в Тюменской области. Какие видите преимущества региона в свете проведенных исследований?
Валерий Федоров:

– Действительно, по заказу правительства региона довольно часто организуем опросы общественного мнения в Тюменской области. На общем фоне Тюмень смотрится лучше. К сильным сторонам можно отнести ресурсную базу и сформировавшуюся традицию управления: очевидно, что последнее десятилетие области везет с руководством. Стабильность социально-экономической ситуации служит базой для работы на перспективу. Есть внимание к региону со стороны федеральной власти и, что несомненно важно, активная деятельность руководства Тюменской области в русле социально-экономического развития региона.

По результатам исследований общественного мнения, условия жизни в области по сравнению со многими другими субъектами РФ удовлетворяют население.

Это хороший фактор конкурентоспособности среди регионов. В области наб-людается высокая активность жителей – 50 процентов опрошенных связывают улучшение жизни с собственной работой. Каждый второй тюменец рассчитывает не на государство, а на себя. Для России это очень высокий показатель.
Существует еще и фактор восприятия истории освоения территории – и эта история жива в восприятии тюменцами дня сегодняшнего. Тема модернизации и открытий не чужда жителям области – потомкам первопроходцев Сибири.

Еще одним важным фактором модернизации является то, что большая доля граждан с высшим образованием (11 процентов) занята в сферах образования, науки и культуры. Кроме того, 8 процентов населения составляет учащаяся молодежь. То и другое в совокупности составляет внушительную базу для инновационного развития региона.

С данным фактором связан и следующий показатель – удовлетворенность основной массы населения Тюменской области качеством образовательных услуг.

По данным ВЦИОМ, от 70 до 80 процентов населения региона дает высокие оценки качеству образования. Это позволяет надеяться, что молодежь будет оставаться в области, а также приезжать из других районов страны. Качество образовательных услуг – первый фактор в списке возможности модернизации на территории региона, у Тюменской области имеется в этом смысле хороший потенциал.

Владимир Полищук:
– Одно время были большие разговоры по поводу национальной идеи, сейчас они как-то утихли. Вы человек информированный, возможно, существует какая-то рабочая группа, которая продолжает эту работу?
Александр Скорбенко:
– А региональные идеи Уральского округа? Существует корпоративная связь идей? Маленькие идеи маленького района – области – государства.
Валерий Федоров:

– Насколько знаю, на федеральном уровне никакой рабочей группы нет. Поиски идут, что называется, у каждого в голове. И мне кажется, что в ближайшие 15–20 лет успехом они не увенчаются. Потому что наша нация и народ находятся сейчас в достаточно тяжелой фазе – в фазе осознания того, что прежний способ развития, прежнее наше поведение как нации больше не работает. Россия была экстенсивно развивающимся государством, расширяясь в своих границах огромными темпами. Не случайно стали самой большой страной в мире, это произошло не «само собой».

Любой историк расскажет, что колонизация той же Сибири выглядела несколько иначе, чем миф о добровольном присоединении чукчей и эскимосов. Но государство достигло некоторых пределов.

Более того, 1991 год обозначил обратное движение. Мы стали терять территории. Потеряли Казахстан, Украину, по населению так вообще полстраны. Куда дальше двигаться? Пытаться вернуться к традиционному, естественному для России способу территориального расширения, экспансии? Какими способами? Особенно в ситуации, когда мы слабы. Другие державы гораздо более сильны. Либо же изменить этот национальный код. Осознать наши границы и понять, что надо обустраивать жизнь здесь и сейчас. Надо, словами Владимира Путина, «как святой Франциск Ассизский, ежедневно возделывать свой сад, мотыжить его».

Это, казалось бы, простая мысль, но для многих россиян, к сожалению, пока еще очень тяжелая. Мы все время жили ради великой цели и мелких трудностей вроде отсутствия благоустройства в жилых домах не замечали, не обращали на это внимания. А сейчас должны заниматься обустройством своей жизни, но к этому еще не привыкли. Так что пока с национальной идеей тяжело.

Что касается региональной идеи, думаю, что на уровне регионов здесь существенно сложнее, чем на уровне поселения. Самая живая тема – это когда город или поселок придумывает себе некую идею, некий бренд.

Туристы едут туда, где жители любят свой город. Его лелеют, культивируют, украшают, благоустраивают. За что-то жители должны полюбить свой город, это и есть бренд.

Когда руководство города и его жители видят, что население сокращается, уезжает и условно к 2015 году город исчезнет, это становится шоком. Начинают думать, как такую динамику остановить, появляются интересные проекты. Все сейчас знают про Великий Устюг – родину Деда Мороза. А лет 15 назад не было никакой родины Деда Мороза. Это абсолютно рукотворная история.

В середине 1990-х годов царил кризис. Люди думали, как выживать, ресурсов нет, уникальных производств нет. Придумали, начали этот бренд раскручивать. Сейчас в Великом Устюге пытаются военный аэродром переоборудовать под гражданский, потому что поезда и автобусы не справляются с доставкой туристов.

Это пример, конечно, не национальной и не региональной идеи. Но такая городская идея пробивает себе путь и реально меняет качество жизни, резко ее улучшая. Качество жизни и мировосприятия людей выросло. Для таких идей в России имеется огромное пространство.

Денис Фатеев:
– Расскажите хотя бы об одном необычном исследовании, которое ВЦИОМ планирует провести в ближайшее время.
Валерий Федоров:

– Совместно с национальным Олимпийским комитетом разрабатываем амбициозную программу исследований, связанных с проблемами спорта. Сегодня спорт в России развивается в основном за счет государства либо каких-то окологосударственных спонсоров. Это очень дорогостоящая игрушка, которая, к сожалению, не работает так, как это происходит на Западе, когда спорт сам зарабатывает огромные деньги. У нас он их только потребляет. Надо найти формулу, как снять с плеч государства это гигантское бремя, как придумать для спорта самодвижущийся механизм.

Александр Скорбенко:
– В Тюменской области в ближайшее время пройдут исследования ВЦИОМ?
Валерий Федоров:

– Недавно мы закончили большое исследование по социально-политической ситуации в Тюменской области, которое проводили по заказу регионального правительства. В октябре планируем провести общеокружное исследование, по всему УФО, в том числе в Тюменской области. Будет замеряться около 50 основных параметров, в том числе как население оценивает качество государственных услуг и эффективность власти.

Ребенок копит деньги, и я даю каждый месяц определенную сумму

9 марта 2018

Если вы задались вопросом о том, что такое созидательная деятельность, то в первую очередь необходимо обратить внимание на ключевое слово "созидать". В. Даль трактует его как "создавать что-либо".

Однако под созидательной деятельностью ошибочно понимать вырезание снежинок из книжных листов или лепку ежиков из пластилина. Все, что относится к этому понятию, должно не только иметь творческую, техническую, культурную или научную основу, но и приносить пользу, наслаждение или благо обществу либо отдельной группе лиц.

Созидателем может быть как творец (человек с исключительными интеллектуальными или творческими способностями), так и обычный человек, создающий полезные блага для общества.

Давайте познакомимся с известными примерами созидательной деятельности человека.

Изобразительное искусство

Картины как предмет изобразительного искусства - это созидательная деятельность художника. С помощью красок и кистей он превращает пустой холст в настоящий шедевр. Этим и занимался, например, Илья Репин, написавший картину "Бурлаки на Волге".


Скульптура

Гора Рашмор - результат скульптурного искусства. Работы по созданию лиц четырех американских президентов велись на протяжении 14 лет под руководством Джона Гутзона Борглума.


Технологии

Стив Джобс большую часть своей жизни занимался созидательной деятельностью в сфере высоких технологий. Результат его работы - легендарная компания Apple, получившая наивысшую оценку от экспертов IT-индустрии.


Медицина

В 1922 году Фредерик Бантинг и Чарльз Бест спасли умирающего от диабета мальчика с помощью первой в мире дозы синтезированного инсулина.


С этого момента все люди в мире, страдающие диабетом, смогли вести полноценную жизнь. Несомненно, такое лекарство - одно из величайших и полезных достижений в обществе.

Литература



Источник: fb.ru

Актуально

Разное
Разное
Разное
Кофе из сказки: в Шанхае подают напиток под маленьким сладким "облаком"



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия