Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия

Русалка. Кажется, про русалок слышали даже те, кто очень смутно знаком со славянской мифологией. Образ узнаваем, присутствует во многих сказках, литературных произведениях, можно увидеть его и на картинах. У нас на Севере считают, что русалки и по сей день существуют. Столько историй про них рассказывают! Но какие они, настоящие русалки?

Русалка - персонаж славянской мифологии, опекающий поля, леса и воды. Один из наиболее вариативных образов народной мистики. В то, что русалки существуют, верили повсюду на Руси, но идеи о том, какая она - настоящая русалка - в разных местах различались.

Р усалки существ уют! Подлинные северные былички

Казалось бы, персонаж этот настолько фантастический, что остался только в сказках. Но наши северные былички утверждают - настоящих русалок можно увидеть и по сей день.

Живут русалки в воде, но могут выходить и наружу. К людям они не слишком благосклонны, их стоило опасаться:

Маленьки были, так говорили нам старики-то, что нельзя после дождя купаться, русалка там моется. Волосы-то у ей длинные. Утащит она…

Рассказывали о них довольно страшные истории:

Русалки-то? Да, слыхивала. Сейчас уж никого не стало, а раньше много было всего, много рассказывали историй всяких.

Вот у одной женщины утонул сын. Он и плавал-то неплохо, хорошо плавал-то и вот вдруг утонул. А было летом, конечно. Ну, народ-то: «Водяной утащил!» А потом, уж много времени прошло-то, пошла она стирать на реку и глядит, сидит на камне девушка, красивая, да голая, волосы черные, длинные. Она их чешет. Та [женщина] как увидела ее, и сердце захолонуло сразу. Спугалась сильно, стоит, не дышит аж. Забоялась шибко сильно. А как же, ошарашно ведь! Что ты! Эта русалка как посмотрит на кого, как застывши человек стал, так и будет стоять, долго может так, да. Вот та и стоит. Вдруг русалка повертывается и говорит: «Твому сыну хорошо, иди домой и не ходи больше сюда». И в воду прыгнула, а гребень оставила на камне. А сына тело так и не нашли, глубоко больно.

Русалки в реке и сейчас есть. Оны как человек, волосы длинные, распущены, на камне сидят и волосы чешут. И груди есть. В глыбких местах живут. Выходит утром и вечером.

Русалки были тож. Разны виды показывали: и женщиной, и мужчиной, и скотиной. Как привидится. Увидят их и болеют.

Бабушка умерла. Приехавши был дядя с Москвы. Пошел на речку. В костюме, одевши как следует. Ему показалась девушка красивая. Он приобнять хотел, руками так сделал - и нырнул в речку. Привиделась хорошая девушка, красивая. А он пришел, льет с него, а в хорошем костюме был.

Маленьки были, так говорили нам старики-то, что нельзя после дождя купаться, русалка там моется. Волосы-то у ей длинные. Утащит она.

Русалки в реках и сейчас есть. В русалку обращается, говорят, проклятый человек. Оны как человек, волосы длинные, распущены, на камне сидят и волосы чешут. И груди есть. В глыбких местах живут. Выходит утром и вечером. И попка, как у человека. Красивая, груди стоят, как у женщины. Белье полоскала, ручной палкой колотила, чтоб пыль выходила. Вижу, волосы длинные, распущены. А заметили, и она исчезла.

Шишихи, русалки, хватают за ноги и топят. Бабки свиклу сажали, а женщина в воду зашла. Ее кто-то тянет, а потом на ногах следы от пальцев.

Рассказывали, служил один какой-то во флоте, а она [русалка] выходила, песни пела. И так она ему понравилась, что влюбился. А любовь у ей настоящая. И ребенка нажили. А что моряку делать, как ее с собой привезти, ведь она не умеет говорить, и ребенок не умеет говорить. И переслали его на другой корабль. Она приходит, смотрит, где он. А ей показывают: уехал. Тосковала горазд. А потом разорвала ребенка и бросилась в воду.

Как выглядит настоящая русалка? Есть ли у неё хвост?

Образ русалки в книгах и на картинах вполне узнаваем - красивая девушка с рыбьим хвостом. Однако, как многие духи славянской мифологии, выглядеть они могут по-разному:

Разные виды показывали: и женщиной, и мужчиной, и скотиной. Как привидится.

Но чаще всего настоящие русалки напоминают красивых юных девушек, обнаженных, с длинными распущенными волосами зеленоватого, русого или черного цвета, которые они постоянно расчесывают. Есть ли у русалок хвост? На Севере Руси полагали, что русалки обликом полностью подобны людям. Ведь они не только сидят в воде, но и передвигаются по суше, могут заходить в мельницы, бегать по берегу реки или водоема, качаться на ветвях деревьев. На Юге Руси рассказывали, что русалки живут только в воде, поэтому хвост у них есть.

Хотя настоящая русалка выглядит подчас красиво и соблазнительно, весь ее облик говорит о том, что это неживой человек. Если приглядеться, можно заметить закрытые или тусклые глаза, бледную кожу.

Есть рассказы, в которых русалки выглядят настоящими чудовищами: неприглядные, с длинными отвисшими грудями, острыми когтями, полностью покрытыми шерстью. Сразу становится понятно, что такое существо к людям будет совсем не благосклонно.

Как стать русалкой?

Почему же настоящие русалки так враждебны к людям? Потому, что они и сами когда-то были людьми, но умерли слишком рано или «неправильно» (стал жертвой преступления, покончил с собой, трагически погиб) и сделались «заложными» покойниками. Рассказывали, что стать русалкой может погибший (особенно утонувший) ребенок, юная девушка, молодая женщина или же вообще любой, кто скончался во время особой недели года - Русальной. Русалки утягивают на дно купающихся в неурочное время и без благословения людей, при встрече на берегу могут напасть и защекотать до смерти, удушить своими длинными волосами, заманить в воду стирающих на берегу женщин. Те, кто погиб по вине этих духов, тоже становятся русалками. Чтобы души умерших маленьких детей или девушек не стали русалками, при их похоронах соблюдали особые ритуалы.

Чем опасны русалки?

Несмотря на довольно романтические представления об этих духах, они живых людей не любят, стремятся их погубить, чтобы пополнить свои ряды. Особенно русалки активны и опасны на Русальную неделю в мае-июне, в период цветения ржи. Тогда-то они чаще всего и показываются людям. В этот период советовали не только воздержаться от купания в водоемах, но и подходить к воде вообще, гулять в лесу.

При встрече с русалками нужно было не смотреть на них - лучше всего оборотить взгляд в землю. Были и заговоры против этих духов. Советовали от них также откупаться - бросать им какой-то элемент одежды, гребешки, украшения.

Русалки существуют и поныне, и наши предки отлично это знали. Духи природы окружают нас и поныне. Вся славянская мифология свидетельствует об этом. Изучая ее, мы заново открываем для себя мир духов окружающей среды.

Подробнее о славянской мифологии.

Сложно найти человека, который бы не слышал о русалках. Но не всем известно, кто и как мог стать русалкой и чем отличались эти существа от другой нечистой силы. В книге известного русского этнографа Дмитрия Зеленина «Очерки русской мифологии» собран богатейший материал, касающийся этих колоритных фольклорных персонажей.

Заложные покойники

На Руси считалось, что русалкой могла стать особа, умершая не своей смертью. Таких людей называли «заложными» покойниками, что и означало умерших насильственной или преждевременной смертью. Чаще всего это были утопленницы, погибшие случайно, покончившие жизнь самоубийством или убитые посредством утопления.

Суицид мог быть совершен и путем повешения. Такая покойница тоже превращалась в русалку. В глубокой древности к ним относили и души покойников, над которыми тяготело ужасное родовое проклятие. У южных славян считалось, что в этих существ обращаются также души умерших раньше времени некрещеных младенцев.

Русалками становились только маленькие дети или женщины. Обычно это были молодые незамужние девицы, для которых столь ранняя смерть являлась чем-то абсолютно неестественным. Женщины замужние – даже достаточно молодые - нередко умирали при родах. Эти случаи относили к категории естественной смерти, и такие покойницы в русалок не превращались.

Само название «русалка» использовалось довольно редко. Больше были распространены другие наименования (особенно у южных славян): «водяница», «лешачиха» (от слова «леший»), «чертовка», «купалка» и др. Также русалок называли и «лоскотухами», потому что они могли залоскотать (защекотать) до смерти.

Внешний вид и нрав русалок

Русалки считались опасными существами с непредсказуемым нравом. Согласно преданиям, пик их активности приходился на глубокую ночь. Заложные покойницы выходили из рек и вели себя довольно шумно: хохотали, пели или хлопали в ладоши. Места, где предполагалось присутствие русалок, люди старались избегать.

По народным поверьям, эти существа могли утаскивать соблазненных их девичьей красотой мужчин в реку и топить. Часто утопленницы сидели на берегах и горько плакали о своей доле. Русалок заставали и за расчесыванием их длинных роскошных волос. Покойницы использовали для этого железные гребни.

Видевшие русалок описывали их как небывалой красоты девушек с длинными, иногда русыми, чаще – зелеными волосами. Русалки никогда не заплетали косы, ходили в длинных призрачно-белых одеждах, похожих на погребальный саван. Кожа у них была мертвенно-бледной, почти прозрачной. Голову водяницы украшали венками из ивовых прутьев и цветов.

В Забайкалье русалок представляли девицами с черными, как смоль, длинными волосами. По народным поверьям, распространенным в этом регионе, они могли быть не только красивыми, но и страшными, а также отличаться не только злым, но и добрым нравом.

Русальские обряды

Из самых популярных обрядов, связанных с этими существами, можно назвать проводы и похороны лоскотух. У южных славян также была распространена традиция поминать души всех преждевременно умерших – в том числе и русалок – на Троицкой неделе. Этот обычай назывался «русальными поминками».

В это время было принято оставлять на краю поля кусок хлеба или плошку с медом для русалки. В подарок водяницам также оставляли мотки ниток, ленты или полотенца, повязывая их на ветки дубов. Все эти подношения были призваны задобрить злокозненных покойниц. Считалось также, что эти существа любят выходить в ночь на Купала. Их тоже следовало умилостивить в это время разными подарками.

Водяницы любили гулять в полях и лугах. Могли забрести и дом, попортить скотину или наделать других пакостей, поэтому их было принято провожать назад, к рекам или в лес. По случаю таких «проводов» устраивались гулянья с песнями. Девушки пели особые песни, ласково упрашивая русалку вернуться в свою реку.

Иногда проводы русалок напоминали обряды сожжения Костромы. Чучело в виде девушки в длинной рубашке оставляли в поле, там, где водяницы обычно любили гулять. В другой интерпретации чучело сжигали, что ассоциировалось с похоронами русалки.

Издревле до современности дошли поверья о многочисленных мистических существах. Среди них драконы, ведьмы, водяные, домовые и другие подобные создания. Многим вопрос о том, существуют ли русалки, может показаться очень смешным, но ведь не бывает дыма без огня.

Конечно, сомневаться в невозможности существования женщин с рыбьим хвостом не приходится. Однако, у распространения мифа о русалках были свои исторические причины. Также некоторые считают их духами. То есть, даже если и верить в существование русалок, увидеть их всё равно вряд ли получится.

Кто такие русалки?

Сегодня русалки являются характерными персонажами славянской мифологии. О них поговаривали в разных местах – на Севере, в Сибири, на Урале. Везде эти существа приобретали свои определенные особенности, из-за чего, например, южные и западные варианты вообще имеют больше различий, чем сходств.

Существует несколько теорий происхождения слова русалка.

  • Некоторые полагают, что термин был заимствован из древнеримского языка, где существовал праздник Розалии, посвященный мертвым.
  • Другие считают, что данное слово исконно славянское. Возможно, оно образовалось из названий рек, вроде Русы и Роси.
  • Отмечают и влияние слова «русло». Возможно, именно из-за него персонаж стал больше ассоциироваться с реками, а не лесом.

Да, русалки не всегда воспринимались исключительно как водные обитатели. Более того, их образы различались с точки зрения характера и стремлений. Сейчас выделяют два самых распространенных варианта.

  • Русалка-злобный дух. Она выглядит как девушка с длинными волосами. Летом такая русалка появляется в поле или в лесу, чаще всего рядом с реками. Согласно мифологии, она может защекотать человека до смерти, или же просто утопить его.
  • Русалка-добрый дух. Этот вариант предполагает, что персонаж появился в связи с культом растений. Она ассоциируется с плодородием, является духом воды, дающим жизнь.

Различны и мнения насчет того, как появляются русалки. Такой дух, согласно поверьям, мог сформироваться после смерти некрещённых детей, утонувших незамужних девушек, а также, если человек погиб на так называемой Русальной неделе.

В связи с такой мифологией родилась легенда об отце трагически скончавшейся девушки-невесты. Чтобы она не стала русалкой, мужчина привязал её мертвое тело к столбу, как бы «венчая» с ним. В некоторых местах принято считать, что эти мифические существа могут превращаться в белок, птиц, даже коров или собак. Тем не менее, чаще всего русалка – это девушка.


Традиции и поверья

Помимо обычных русалок, выделяют их некоторые архетипы, вроде полудниц (обитают в полях) и фараонок (встречавшихся в лесах). Тем не менее, некоторые этнографы считают, что любая русалка олицетворяет сразу все возможные виды и не может делиться на какие-то частные случаи.

Эти персонажи всегда позиционировались голыми. Лишь изредка их изображали в рваных лоскутах. В связи с этим распространились некоторые поверья.

  • Если в период Троицкой недели кто-то встречает русалку в лесу, то он должен бросить какой-то элемент своей одежды, вроде рукава от платья.
  • Эти существа всегда стремятся найти себе наряд, поэтому воруют у спящих ткани и пищу. Вооружившись одеждой, они соблазняют мужчин.
  • В своих поисках эти духи часто приходят к баням.

В мифологии достаточно сильно распространена сцена, в которой русалка выходит из воды и долго причесывает волосы, сидя на берегу. При этом их гребни обычно сделаны из рыбьих костей. Ещё одна страсть русалок – венки. Считается, что они делают их не только из цветов, но и веток деревьев.


Как выглядят русалки?

Помимо классического образа молодых девушек, существует и множество других. Например, русалок часто представляют в виде маленьких девочек. Их отличительными особенностями являются:

  • Сильная бледность кожи,
  • Зеленый цвет волос,
  • Чрезмерная длина рук.

В других вариациях русалки предстают почти чудовищами – это страшные женщины со спутавшимися клоками волос. Современный же вариант девушек с рыбьими хвостами вообще практически не фигурирует в древней литературе. Такие персонажи появились лишь с течением времени, под влиянием Морской девы.

Что касается европейских русалок, то те образовались от сирен, упоминавшихся в романах Гомера. Славянские же варианты больше схожи с нимфами. Единым у всех русалок фактически остается только одно – длинные распущенные волосы . Дело в том, что подобное совершенно не допускалось среди обычных живых женщин.


Особенности русалок

В мифологии русалки – это как добрые, так и злые духи. Они имеют свои особенности характера. Чаще всего люди обращали внимание именно на их злые стороны. Считалось, что такие существа ненавидят человечество и не прочь покидаться во всех камнями. Отсюда же и желание соблазнять мужчин, забирая их на морское дно.

Отношение к лицам своего пола у русалок несколько проще. Они не стремятся их убить, но и теплых чувств не испытывают, поэтому обычно стараются прогнать девушек из мест своего обитания.

К кому русалки, согласно легендам, относятся хорошо, так это к детям. Они нередко помогают им, спасают от опасностей вроде диких животных . Иногда существа проявляют доброту и в отношении умирающих, например, не давая кому-то утонуть. В числе их положительных черт – веселый нрав, любовь к пляскам и разнообразным развлечениям.


Существуют ли русалки?

Вряд ли современный взрослый человек может верить в существование настоящих русалок. Однако, у любого поверья и мифа есть свои корни. Так как это мифическое существо неразрывно связано с водой, большинство легенд и суеверий рождались из рассказов мореплавателей. Если внимательно рассмотреть их жизненное положение, то становится ясно, с чего они могли решить, существуют ли русалки.

  • Команда корабля – это множество мужчин, которые долгие месяцы не могут покинуть своё судно. Рядом нет ни одной особи женского пола, а желание увидеть их велико. В результате у многих развивались обычные галлюцинации.
  • К этому стоит добавить присутствие в воде разнообразных морских млекопитающих. Конечно, на фото вряд ли удастся заметить сильное сходство морской коровы и девушки, но издалека, в темноте, с сильным желанием увидеть красотку, моряк мог напридумывать себе что угодно.

Наконец, существует ещё одно оправдание существования русалок. Известна болезнь под названием «синдром русалочки». Под таким названием скрывается врожденный порок – ребенок появлялся на свет со сросшимися ногами. Разумеется, в старину люди могли принять такое отклонения за мифическое существо.


Видео

Как-то ведь надо понять, откуда взялся этот образ? Некоторые натуралисты пытались объяснить - и довольно убедительно - «рыбообразие» нижней части тела русалок тем, что морякам древности и средневековья не раз приходилось наблюдать настоящих морских сирен, то есть дюгоней и ламантинов - морских млекопитающих, близких к моржам и тюленям. Моряки, проводившие многие месяцы в плавании без женского общества, могли, наверное, издали принять этих животных за прекрасных морских дев. Казалось бы, рациональное объяснение. Однако тут снова есть «но»… Да не одно!

Первое «но» - в том, что мифическая «человекорыба» не всегда была только женского рода. В шумеро-вавилонской мифологии присутствуют и Оаннес, таинственное существо в виде бородатого мужчины с рыбообразной нижней частью тела, и бог воды и мудрости Эа (Энки) - такого же вида. А в «Библейской энциклопедии» приводится изображение Дагона - «филистимского идола», упоминаемого в Книгах Судей, Царств и других разделах Библии. Этот Дагон Филистимский - мужчина с ассирийской бородой, мускулистыми руками и торсом; ниже пояса - рыба. Русал? Водяной?

Второе «но». В 1987 году в Новосибирске вышла книга «Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири», собранные В. Зиновьевым. В ней есть сообщения, которые к мифологическим можно отнести лишь весьма условно. В их числе - рассказ местной жительницы, в детстве дважды видевшей русалку.

Девочка, поившая ночью коня в старице, увидела, что на противоположном берегу сидит на кочке женщина и расчесывает волосы. Девочка решила, что это знакомая старушка, Михайловна, «прибрела и моется». Мать девочки усомнилась: «Че она ночью-то мыться будет?» Через день девочка снова поила коня и опять увидела ту же картину. Любопытная девчушка решила развеять сомнения: «Конь-то пьет, а я говорю:
- Ты че, бабушка Михайловна, ночью моешься?
Она как в воду-т - бух! Конь-то у меня со всех ног…»

Как будто ничего особенного. Но концовка рассказа совсем не мифологического характера: «Ее потом Сафонов убил, эту русалку. Из воды вытащил и показывал. У нее голова и руки, тело-то человечье, а ниже - хвост рыбий. Черный такой, в чешуе». Не бред, не фантазия, не розыгрыш. Особенно убеждает в правдивости рассказа то обстоятельство, что не какой-то неизвестный лесник или охотник, а вполне конкретный, всем в этой местности известный Сафонов взял да и убил это непонятное существо. Он оказался решительнее, чем царевич у Лермонтова. Чего уж там!.. Просто пришел, увидел и - убил…

Ну а вот к этому как отнестись? В серьезном журнале «Наука и жизнь» (1991, № 4) был помещен реферат статьи американского зоолога К. Банзе «Основы биологии русалок», опубликованный в 1990 году в столь же серьезном международном журнале «Лимнология и океанография». Автор статьи без всякой иронии относится к многочисленным в прошлом свидетельствам о человекообразных существах, обитающих в воде. «Детали описаний и изображений таких существ во многом сходятся, начиная с описаний, данных еще Аристотелем. Типичная русалка обладала бинокулярным зрением… У русалок характерный для человека противопоставленный остальным большой палец, что позволяет захватывать орудия труда. На всех изображениях видна большая голова, говорящая, по-видимому, о хорошо развитом мозге… Задняя часть тела не имеет конечностей и изображается обычно в виде хвостового плавника рыб, но на самом деле это скорее нечто вроде хвостовых лопастей китообразных. Рыбья чешуя - лишь свидетельство того, что художники обычно сами не встречались с этими животными. На самом деле задняя часть тела, видимо, была покрыта ороговевшими складками кожи»…

Автор отмечает, что в литературе о русалках факты смешаны с предрассудками, легендами, игрой воображения, но все же могут быть отфильтрованы. Частота встреч с русалками стала снижаться после наступления эры великих географических открытий: эти существа обитают в прибрежных водах, а развитие судоходства уводило моряков все дальше от побережий. Просвещение и рост научного скептицизма привели к тому, что многим видевшим русалок стало просто неудобно об этом рассказывать. Причина же их вымирания (К. Банзе считает русалок вымершим видом) - развитие рыболовства и загрязнение моря.

Трудно, конечно, отнестись к этой публикации с полным доверием. И трудно не согласиться с мнением М. Быковой, что статья К. Банзе - пример если не ёрничества, то определенного дилетантизма. Да, если уж известный криптозоолог, отстаивающий права на существование своих «подопечных» видов не только в популярных изданиях, но и на страницах научных монографий, высказывает сомнение в научности работы К.Банзе, то это кое-что значит. Да, да, конечно же… Но все-таки: кого убил Сафонов?

Морские сирены. Лубок. 1866 год New York Public Library

Русалка литературная

В русской литературе первой половины XIX века часто встречается сюжет о русалке — речной или морской женщине, часто с рыбьим или драконьим хвостом, которая соблазняет земного мужчину или мстит неверному возлюбленному, утягивая его в воду. Это есть и у Пушкина, и у Лермонтова, и у Ореста Сомова, и у многих других. Этот мотив является литературным романтическим штампом, почерпнутым отчасти из западноевропейской литературы, отчасти из западноевропейской мифологии. Он пришел вместе с романтизмом и связанным с ним комплексом идей, в том числе — интересом к национальным корням и народной традиции как квинтэссенции, как бы сейчас сказали, национальной идентичности. Прежде всего, это веяние приходит с Жуковским, который в 1820-е годы очень много переводил немецких романтиков. Он вбрасывает эти сюжеты в русскую литературу, и все тут же начинают интенсивно их использовать. Даже Гоголь, хорошо знавший народную традицию, был увлечен западноевропейским романтизмом и заимствовал западные сюжеты — это встречается и в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», и в «Миргороде». Например, сюжет «Страшной мести» взят из новеллы Людвига Тика «Пьетро из Абано».

Образ русалки — литературный и романтический штамп, почерпнутый из западноевропейской литературы и мифологии

Между тем в славянской народной традиции тоже есть женские персонажи, которые называются русалками, и женские персонажи, связанные с водой и способные затянуть человека в воду. Чем они отличаются от русалок и морских царевен Лермонтова, Пушкина и Жуковского?


Мелюзина. Рисунок Джузеппе Челлини. 1886 год Иллюстрация к сборнику Габриэле д"Аннуцио «Isaotta Guttadàuro ed altre poesie»

Женщины с ногами, но без лиц

Русалка — один из центральных образов украинской и белорусской мифологических традиций. Это очень известный, хорошо сформированный персонаж, о котором существовало (и до сих пор существует) огромное количество текстов с очень разветвленной системой мифологических мотивов.

Прежде всего, это никакие не морские полудевы-полурыбы, а обычные женщины с ногами, без всяких хвостов. Они выглядят как девушки и женщины с распущенными светлыми волосами в белых одеждах. Очень часто у них не видно лиц, потому что они — покойницы. Причем не любые покойницы, а неправильно умершие и из-за этого не имеющие упокоения на том свете.

Русалочка. Иван Билибин. 1937 год Иллюстрация к изданию «Albums du Pere Castor»

Представление о людях, умерших неправильной или нечистой смертью, — одно из самых древних в восточнославянской мифологии, оно восходит еще к индоевропейскому пласту. Сюда относятся чаще всего самоубийцы, те, кто умер без покаяния, занимавшиеся при жизни колдовством и знавшиеся с нечистой силой, а также люди, умершие до брака, — потому что с точки зрения народной традиции неправильной является всякая смерть человека, который не изжил своего положенного века и не выполнил заложенную для него жизненную программу, особенно если он умер, не вступив в брак и не оставив потомства (в первую очередь это касается девушек, умерших в период между обручением и венчанием). Кроме того, в украинской и белорусской традиции часто русалками становятся девушки, которые умерли на Троицкую неделю.

На Троицкую неделю приходится пик солнечной активности и цветения растений, и в соответствии с очень древними представлениями это связывается с возвращением душ умерших на землю. Вероятно, слово «русалка» восходит к древнегреческим «розалиям», или «русалиям», — празднику, который отмечался в античном мире в начале мая, когда расцветали розы. В этот период устраивались поминальные обряды и на могилы умерших возлагали розы и розовые венки. В восточнославянской традиции на Троицкую неделю, когда начинает колоситься рожь, на землю приходят русалки, поэтому по-украински эта неделя называется «Русальний тиждень» (Русальная неделя).

Вернувшись, русалки бегают по ржи, качаются на ветвях деревьев, танцуют, устраивают хороводы. Чаще всего появляются гурьбой. В этот период они очень опасны для людей: нападают, пугают, щекочут до смерти, вообще причиняют очень много неудобств. Кроме того, они могут приходить в свои дома, и там для них оставляют пищу и какую-то одежду, особенно люди, у которых кто-то из родни умер неправильной смертью и имел шанс стать русалкой.

После окончания Троицкой недели, в первый день Петровского поста или в воскресенье перед ним, русалки должны уйти назад, в иной мир. Для того чтобы это наверняка произошло, существовал особый обряд, который назывался «проводы русалки», или «изгнание русалки». Для него в последний день Троицкой недели делали соломенное чучело и с пением специальных песен всем селом выносили за границы села, в поле или в лес, а там ритуально уничтожали: топили в реке, сжигали или разрывали на кусочки и разбрасывали по полю. Второй вариант этого обряда — когда какую-нибудь девушку наряжали русалкой (одевали в светлые одежды, закрывали лицо), под руки, с пением специальных обрядовых песен, выводили за пределы села и оставляли. Эта девушка, посидев какое-то время где-нибудь в поле или под кустом, тихонько возвращалась к себе домой и продолжала жить своей обычной жизнью.

Русалки почти не занимаются соблазнением мужчин

Мы видим, что семантически эти восточноевропейские русалки связаны с вегетацией растений, но не с водоемами. В текстах может говориться о том, что они выходят из воды, но это один из многочисленных вариантов — точно так же они могут приходить с кладбища или просто с того света. Кроме того, в народной традиции чрезвычайно слабо проявляется любовная сюжетная линия, которую так любят эксплуатировать писатели и поэты-романтики: русалки почти не занимаются соблазнением мужчин. Редкие тексты, в которых русалка все-таки соблазняет земного мужчину, как подозревает целый ряд фольклористов, спровоцированы именно книжностью, знанием литературных текстов, а не собственно народной традицией.

Шутовка с гребнем

В северорусской традиции есть другой женский персонаж. Он довольно редко называется русалкой — скорее шутовкой, чертовкой, какой-нибудь водяной бабой. Этот персонаж лишен четко выраженной сезонности, всегда появляется в одиночку и связан именно с водным пространством — с какой-нибудь рекой или озером. Очень часто говорят, что эти шутовки происходят из утопившихся девушек и женщин. Фактически этот персонаж проявляет себя только в одном сюжете: шутовка сидит на берегу, на каком-нибудь прибрежном камне или на мостках, где стирают белье, и расчесывает свои длинные волосы большим костяным, каким-то необычным гребнем. При приближении человека она бухается в воду и скрывается в ней. На берегу остается ее гребень. И если человек заберет этот гребень с собой, она потом будет ходить к нему под окна, просить, нудить, чтобы он ей его отдал, и не оставит его в покое, пока он не положит гребень на место. В некоторых случаях она может причинять вред, в том числе затягивать человека в воду, — но это никак не связано с гендерными признаками, затянуть могут и мужчину, и женщину. Сексуальная составляющая, которая так сильна в романтической литературе, здесь никак не эксплицируется.

При приближении человека она бухается в воду и скрывается в ней

И украинские и белорусские русалки, и русские шутовки — это вполне нормальные, даже красивые женщины. Но если в европейской романтической традиции их красота всячески подчеркивается, то у славянских русалок это не слишком актуально. Кроме выдающейся внешности западноевропейские русалки часто обладают прекрасными голосами и поют красивые песни, заманивая к себе земных мужчин. Славянские русалки ничего особенного не поют и вообще по большей части молчат. То есть славянские русалки похожи на обычных девушек и женщин, ничем особенно от них не отличаясь ни по облику, ни по поведению.


Русалки. Картина Ивана Крамского. 1871 год

Некрасивая русалка

Но в восточнославянской традиции есть еще один женский образ, который тоже может называться русалкой. Это безобразная русалка — косматая, некрасивая, старая, горбатая, одетая в какое-то рванье, с длинными отвисшими грудями, которые она может перекидывать через плечи. Она часто нападает на детей — убивает их, пугает, вообще им вредит и совершает над ними какое-то насилие. Иногда говорится, что у нее железные груди, и детей в Полесье, например, часто ими пугали: не ходи в жито, а то тебя русалка железной цыцькой затолчет. Как полагают исследователи, этот образ является заимствованием из тюркских представлений о женском демонологическом существе, которое называется «албасты», или «албаста», и которое специализируется на причинении вреда детям и роженицам. В тюркских традициях оно иногда нападает на взрослых мужчин, щекочет их и может даже выступать в качестве мифологической любовницы, заманивая их к себе и сожительствуя с ними.

Некрасивая, старая, горбатая, одетая в какое-то рванье, с длинными отвисшими грудями, которые она может перекидывать через плечи

Но в восточнославянских рефлексах на эту тему оно проявляет себя исключительно как страшная баба с длинными отвисшими грудями, которая может причинить вред детям.

Получается, что у восточных славян прототипа литературной романтической русалки мы не находим.

Русалочья болезнь

У южных славян тоже есть некие русалкоподобные существа, но они в некоторых своих проявлениях сближаются с украинскими и белорусскими русалками: это множественные и сезонные существа, появляющиеся на Троицкой неделе. Они появляются на земле во время цветения такого растения, которое по-болгарски называется «росен», и проявляют себя чаще всего в том, что поют и танцуют на полянах, где растет это растение, и оставляют на траве круги. Человек, ступивший на то место, где танцевали русалки, или нарушавший запреты на работу, предписанные для троицкого периода, заболевает «русальской болезнью», которая проявляется в некоторой слабости, в неадекватном сознании — человек находится, что называется, не в себе. Для того чтобы излечить его от этой болезни, односельчане должны танцевать вокруг него специальный танец хоро — типа нашего хоровода, только все время убыстряющийся, с высокими подскоками. Участники этого хоровода носили название «русалии».


Иллюстрация к стихотворению Лермонтова «Русалка». Рисунок Михаила Врубеля. 1891 год Государственная Третьяковская галерея

Хвост, красивый голос и зачаровывание мужчин

Что касается западных славян, то у них как раз есть представления о полуженщинах-полурыбах. У поляков они называются сиренами, или сиренками: на старом гербе Варшавы изображена такая сиренка — девушка с рыбьим хвостом; ее же изображение есть на Рыночной площади Старого города. Но в тех польских фольклорных и этнографических материалах XIX-XX веков, с которыми я знакома, этот персонаж известен плохо, в крестьянской традиции он не популярен.

На польскую и чешскую мифологии во многих узловых моментах сильно повлияла западноевропейская, особенно германская, традиция.

Полуженщины-полурыбы или женщины с драконьими хвостами, иногда женщины с двумя драконьими или рыбьими хвостами, тоже встречаются в разных мифологиях на севере Европы — кельтской, балтийской, германской. У всех есть набор общих черт: они красивые, очень часто поют красивые песни, впечатления от их голоса специально отмечаются в рассказах. Проявляют себя они чаще всего, вступая в любовные отношения с земными мужчинами. Называться могут по-разному — никса, ундина, Лорелея или Мелюзина. Все они имеют ряд общих черт с древнегреческими сиренами. Я не берусь утверждать, что все эти североевропейские персонажи генетически связаны с древнегреческими, но ведут себя они аналогично. Скорее всего, этот сюжет, так же как и сюжеты о карликах, проник в польскую традицию с Запада — возможно, это произошло где-то в Средние века — и к нашему времени стал расхожим местом, таким туристическим брендом. Теперь эта сиренка изображается на сувенирах — магнитиках, открытках и значках — в качестве символа Варшавы.


Русалка в декоративной резьбе. Музей деревянного зодчества на Щелоковском хуторе в Нижнем Новгороде. Середина XIX века. Ирина Бобылькова

То же самое произошло и в некоторых восточнославянских ареалах: эта сюжетная линия из книжности проникла в народную традицию России, Белоруссии и Украины, и там возник отдельный, совершенно самостоятельный сюжет о фараонках, или мелюзинах. В начале XX века русский этнограф и фольклорист Дмитрий Константинович Зеленин одним из первых выдвинул предположение о том, что образ полуженщины-полурыбы в восточнославянской мифологии был позаимствован. Он проник в устную традицию из библейского сюжета о воинах фараона, которые погибли в Красном море, преследуя еврейский народ, когда тот уходил из‑под египетского рабства. Волны моря расступились и пропустили евреев, а воины фараона потонули. Из них и возникли полулюди-полурыбы, живущие в море. Поэтому одно из русских названий таких персонажей — фараонки. 



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия