Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия

Иконография Сретения сложилась на основе повествования евангелиста Луки (Лк.2:22–39). На иконах, фресках и миниатюрах ключевым действием является передача Богородицей Младенца на руки Симеону, при этом за спиной Богоматери изображается Иосиф Обручник, несущий в руках или в клетке голубей, а за спиной праведного Симеона – пророчица Анна со свитком в руке.

Древнейший сохранившийся до наших дней образ Сретения запечатлен в одной из мозаик триумфальной арки, обрамляющей алтарное пространство церкви Санта Мария Маджоре в Риме (432-440-е годы). Многофигурная сцена Сретения трактована здесь как шествие Богоматери с Младенцем на руках в сопровождении ангелов навстречу св. Симеону. Мерный ритм этого шествия задается ритмом колоннады с арками, на фоне которой происходит действие. Согбенный Симеон в порыве простирает ко Христу задрапированные в мантию руки. За его спиной представлены мужчины (возможно, книжники или священники Иерусалимского храма). На фресках в церкви Санта Мария в Кастельсеприо в Италии, выполненных византийским мастером (конец VII), Симеон изображен подчеркнуто ветхим старцем с длинными волосами – по преданию, в ожидании обещанной ангелом встречи с Господом он прожил более трехсот лет. Ещё одним древним памятником иконографии Сретения, созданном до эпохи иконоборчества, является константинопольская мозаика ц. Богоматери Кириотиссы (в эпоху турецкого владычества ставшей мечетью Календархане). Здесь Младенца Христа также держит на руках Богоматерь, тогда как в памятниках, созданных после эпохи иконоборчества Младенца Христа чаще всего держит Симеон. Богоматерь же нередко изображается скорбящей, предчувствующей страдания Сына на кресте, согласно пророчеству Симеона: "и Тебе Самой оружие пройдет душу" (Лк. 2:35).

***

Читайте также:

  • Сретение Господне: иконы, фрески, миниатюры... - Православие.Ru
  • Сретение Господне (Событие праздника и его эортологическая динамика, праздник в богослужении, святоотеческая экзегеза праздника, иконография) - Георгий Битбунов
  • Сретение Господне - Древо
  • Сретение Господне: "Видеста очи мои…" - протоиерей Андрей Ткачев
  • Слово первое на день Сретения Господня
  • Слово второе на день Сретения Господня - святитель Амфилохий Иконийский
  • Слово на Сретение Господне - святитель Феофан Затворник
  • Уроки праведного старца. Сретение Господне - иерей Дмитрий Шишкин

***

Наряду с Благовещением, Рождеством и Крещением, Сретение являлось одной из ведущих сцен в мозаичном убранстве храмов средневизантийского периода – св. Луки в Фокиде, Неа Мони на о. Хиос, церкви Успения в Дафни. На Руси древнейшими образцами сцены Сретения являются фрески середины XII века в псковском соборе Мирожского монастыря, а также росписи XII века в Кирилловской церкви (Киев) и церкви Спаса на Нередице (Новгород). На фреске из церкви Успения на Волотовом поле (Новгород, середина XIV века) Симеон с Младенцем на руках представлен за низкими закрытыми дверями, ведущими в Святая святых. Многочисленные иконы "Сретения", сохранившиеся до наших дней, являлись частью праздничного ряда храмовых иконостасов.

Сретение Господне. Икона, 1408 год. Мастерская Андрея Рублева. Из иконостаса Успенского собора Владимира. Государственный Русский музей




Альбом изображений святых икон издания хромолитографии Е.И.Фесенко в Одессе. 1895г. В альбоме Фесенко изображена икона Сретения Господня из верхнего яруса иконостаса Храма Христа Спасителя в Москве. Первоначальная эта икона была исполнена профессором Т.А. фон Нефом в 1860-х.

Сретенье Господне и Богоявление. Невьянская икона, 1814-1822 г. Иконописцы - мастерская Богатыревых



Сретение Господне. Миниатюра Менология Василия II, первая четверть XI век. Библиотека Ватикана (Vat. gr. 1613)

Сретение Господне. Роспись конца VII века, церковь Санта Мария Кастельсеприо, Италия

Сретение Господне. Мозаика триумфальной арки базилики Санта Мария Маджоре в Риме. 432-440-е годы
Сретение Господне. Эмаль. Конец XII -начало XIII вв. Грузия. Государственный музей искусств Грузии, Тбилиси

Сретение Господне. Роспись Троицкой церкви монастыря Сопочаны. Около 1265 года, Сербия

Сретение Господне, XII век. Часть тимпана западного фасада в Ла-Шарите-Сюр-Луар, Бургундия, Франция

Сретение Господне. Роспись церкви Успения Богоматери, монастырь Грачаница, Сербия, 1321 год
Сретение Господне. Деталь Васильевских врат, 1336 год. Техника золотой наводки на меди



Сретение Господне. Роспись церкви Агиос Николаос Тис Стегис, XVII век. Какопетрия, Кипр
Сретение Господне. Мозаика церкви Богоматери Кириотиссы (мечеть Календархане) в Стамбуле, Археологический музей Стамбула
Сретение Господне. Икона первой половины XVI века, из праздничного ряда церкви архангелов на Городце в Пскове, Псковский музей-заповедник

Сретение Господне. Икона, XIII век. Дуччо ди Буонинсенья, сиенская школа
Сретение Господне. Эмаль, византийский стиль, конец XIX- начало XX века
Сретение Господне. Икона, около 1497 года. Из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, Кирилло-Белозерский музей-заповедник
Сретение Господне. Икона, 1680-е годы. Мастерская круга Гурия Никитина, Кострома, Ярославский художественный музей
Сретение Господне. Икона, начал XV века, из праздничного ряда Благовещенского собора Московского Кремля
Сретение Господне. Икона из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры, около 1425 год. Приписывается Андрею Рублеву

Изображение воспроизводится по изданию: Иконы Ярославля XIII - середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т. = Yaroslavl Icons of 13-mid 17th century. The masterpieces of ancient russian painting in the museums of Yaroslavl: in 2 volumes. М.: Северный паломник, 2009.


с. 116 ¦ 31. Сретение

Первая половина XVII века. Ярославль
Дерево, темпера. 79,5 × 64,5
Происходит, возможно, из Толгского монастыря под Ярославлем 1
Ярославский музей, инв. И-62

1 Толгский монастырь основан, по преданию, в 1314 г. на месте явления иконы Богоматери Толгской епископу Ростовскому Трифону (до пострижения в схиму - Прохор, ум. 1328) в княжение св. Давида Федоровича Ярославского.

Сретение входит в ряд важнейших праздников православия. В этот день вспоминаются события принесения Девой Марией и Иосифом в Иерусалимский храм своего первенца и искупительной жертвы - двух голубок. В храме Святое Семейство встречают праведник Симеон и пророчица Анна, прославляющие Христа как Спасителя, явившегося в мир.

Данная икона относится к пространному иконографическому изводу, появившемуся, по-видимому, в кругу строгановских мастеров в конце XVI века и созданному на основе проложных чтений на праздник. В композиции, кроме события, описанного в Евангелии от Луки ( Лк. 2: 22–38), изображены сцены, раскрывающие его глубинный смысл. В нижнем левом клейме изображен Исаия, пишущий книгу пророческих откровений; в нижнем правом клейме - явление ангела Симеону, переводившему Книгу пророка Исаии для египетского царя Птолемея и усомнившемуся в истинности слов «се Дева во чреве приимет», переведя их как «се молодая женщина во чреве приимет». Ангел предсказывает Симеону, что он не умрет до тех пор, пока не примет в руки Предвечного Младенца. В верхнем левом углу - крестное знамение Богоматери: ангел сообщает Марии грядущую судьбу ее первенца - по сути здесь представлен вариант изображения Богоматери Страстной (кат. № 25). Наверху в центре - изображение Троицы в виде Отечества (кат. № 4). В верхнем правом углу показано, как низвергаются при входе в храм Спасителя мира идолы. Созидание Церкви Христом означает разрушение тьмы языческого неведения. В центре нижней части иконы - адская пасть, из которой радостно восстают укрепленные Божией десницей праведники-белоризцы и повергаются дьявол и грешники, что соответствует словам Пролога: «Сей детище смерть попра, диавола одоле, клятву разори».

Сложная многочастная композиция иконы с подчеркнутым выделением главного события - Сретения пронизана идеей осуществления Божьего Промысла.

А. Федорчук с. 116
¦


Происходит из Толгского монастыря под Ярославлем (?).
Реставрировалась в 1930 г. в ярославском отделении ЦГРМ.

Праздник Сретения установлен в воспоминание о принесении Младенца Христа в Иерусалимский храм на сороковой день после рождения (Лк. II, 22–38). По закону Моисея, первенца мужского пола в каждой семье посвящали Богу и приносили за него искупительную жертву - агнца или двух голубиных птенцов. Этому обычаю последовали и Дева Мария с Иосифом Обручником. В храме Святое Семейство встретили старец Симеон и пророчица Анна, что истолковывалось как встреча Ветхого и Нового заветов.

Икона относится к пространному иконографическому изводу, который появился, по-видимому, в кругу «строгановских» мастеров в конце XVI века и был создан на основе проложных чтений на праздник и Акафиста Богоматери. Кроме самого Сретения, здесь изображена и предыстория события. В нижнем левом клейме показан пророк Исайя, пишущий книгу своих откровений. В нижнем правом клейме - явление ангела Симеону, который, по преданию, переводил книгу Исайи для египетского царя Птолемея и усомнился в истинности слов пророка «се Дева во чреве приимет» (Ис. VII, 14), переведя их как «се молодая женщина во чреве приимет». Ангел предсказал Симеону, что он не умрет до тех пор, пока «не увидит Христа Господня» (Лк. II, 26). В верхнем левом углу ангел с крестом в руках сообщает Марии о грядущей судьбе Ее первенца. Наверху в центре изображена Живоначальная Троица - Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух. В верхнем правом углу располагается сцена низвержения идолов: так отражен в иконографии шестой икос Акафиста Богоматери, повествующий о бегстве Святого семейства в Египет («идолы бо его [Египта], Спасе, не терпяше Твоея крепости, падоша...»). Внизу видна адская пасть с восстающими из нее праведниками-белоризцами и повергнутыми грешниками и дьяволом. Это соответствует словам пророчества Симеона: «се лежит на падение и восстание многих в Израиле» (Лк. II, 34) и тексту Пролога: «Сей детище смерть попра, диавола одоле, клятву разори».

Сложная многочастная композиция иконы, строящаяся вокруг главного события - Сретения, последовательно показывает, как, в соответствии с Божественным промыслом, осуществляются пророчества о Воплощении и жертвенном служении Спасителя.

...Чего нельзя делать в Сретение Господне на 15 февраля.

Тайный смысл иконы
«Сретение Господне»

Православная культура насчитывает множество икон. Некоторые из них особо почитаются верующими и имеют скрытый смысл. Таковой является икона «Сретение Господне».


Праздник Сретения Господня, когда младенец был принесен в храм Пресвятой Девой на 40 день после рождения, является одним из главных праздников в православном мире. Это ключевое событие перевернуло ход истории всего человечества. Судьбоносная встреча младенца Иисуса и Богоприимца Симеона дает нам еще один повод познать силу и могущество Отца Небесного.

Смысл иконы «Сретение Господне»

На иконе «Сретение Господне» изображены пять человек. Центральное положение занимает Богородица, которая передает своего сына Богоприимцу Симеону. Он относится к Младенцу как к великой святыне и с величайшей осторожностью прикасается к нему. Позади изображены муж Девы Марии Иосиф, стоящей за ее спиной, и пророчица Анна, которая находится позади Симеона. Изображение на иконе разделено на две части, обозначающие Новый и Ветхий Заветы. Иисус посередине соединяет обе части.
Иосиф, муж Марии, является хранителем нового и при этом принадлежит ветхому. Его задача — оберегать Деву Марию и ее Младенца. Он сложил руки и указывает на ключевую фигуру, свою жену. Художник мастерски вписал его фигуру, как бы выводя за край полотна, и при этом дал понять, в какую сторону следует двигаться, рассматривая икону.
Богородица изображена в смиренном преклонении с закрытыми руками — она только что передала свою святую ношу старцу. Ее жест повторяется и Богоприимцем. Трижды повторенный, он удостоверяет факт принесения и принятия святыни — Иисуса Христа, раскрывая главный смысл написанного: мать связана с произносимым пророчеством и покорно внимает словам, смысл которых понятен каждому. Страсти по Иисусу Христу разгорятся нешуточные, и мать первая пострадает, желая смягчить злые сердца. Симеон преклоняется перед Ней, признавая величие Господа и святость женщины, непорочно зачавшей.

Фигуры старца и пророчицы Анны практически сливаются с фоном и выглядят зыбкими и эфемерными. Мария, муж ее и младенец, наоборот, написаны четко. Художник подчеркнул смену эпох и искусно показал нам, что будущее первых предопределено пророчеством, и им суждено покинуть грешный мир и вознестись на Небеса.
Цветовое решение написанной иконы также привлекает к себе внимание. Она словно разделена на равные части, каждая из которых имеет особый смысл. Нижний треугольник написан темными тонами, резкими контрастами. Это говорит о том, что он воплощает земной мир. Верхний треугольник написан светлыми красками, будто говорящими о том, что Симеону и Анне предстоит покинуть Землю, оставляя на ней Иисуса с матерью. Последними словами старца было пророчество, заканчивающее его долгую праведную жизнь:
«Ныне отпускаешь Ты раба своего, Владыка, по слову своему и с миром»
Сама икона выглядит очень празднично, с преобладанием ярких цветов. Красный подчеркивает торжество происходящего и важность судьбоносной встречи, а золотые оттенки и цвета охры дают понять, что композиция, написанная искусной рукой мастера, стремится к свету и отображает Небесное Царство, в которое попадут в скором времени праведные Симеон и Анна.
Помните, что в светлый праздник Сретения, как и в другие православные праздники, существуют некоторые запреты, которые церковь возлагает на своих прихожан.Церковные праздники являются неотъемлемой частью жизни каждого православного человека. Чтобы провести их должным образом, необходимо знать, от чего следует воздерживаться в светлые дни календаря.


Один из главных двунадесятых праздников — Сретение Господне 15 февраля. Именно в этот день младенец Иисус был принесен во храм. Непорочное дитя явило себя в земной мир для спасения грешных душ и осуществления Божьего замысла. В этот великий праздник все православные молятся Богородице, прославляя Пресвятую Деву и ее сына. Во всех храмах проходят торжественные богослужения. В это время на некоторые дела накладывается запрет.

Что нельзя делать в Сретение Господне

15 февраля — великий день празднования встречи Бога во плоти с пророком Симеоном Богоприимцем, который предрек глобальные изменения в жизни всех людей с появлением младенца Иисуса. Молитвы, возносимые в этот день, помогают каждому верующему. В праздник Сретения Господня следует сконцентрироваться на духовной жизни, анализировать свои поступки, просить прощения за грехи и творить благо. Есть и список дел, от которых лучше воздержаться.

Запрет на работу . В Сретение церковь запрещает любые работы, кроме тех, что служат на благо людей. Зарабатывание денег считается греховным занятием 15 февраля. Исключение составляют лишь те профессии, которые направлены на помощь окружающим. Это медицинские, спасательные и иные службы, которые своими действиями приносят благо для жизни людей.

Запрет на алкоголь. Церковь не одобряет спиртные напитки, которые затуманивают разум и делают людей зависимыми от своих вредных привычек. Считается, что весь вред от лукавого, и только спасительные молитвы позволяют христианам ежедневно бороться с дьявольскими искушениями и продолжать праведный путь.
Запрет на домашние дела. Уборка и стирка — удел будних дней. Во время празднования принято посвящать время Богу и молитвам для очищения души и поиска праведного пути. Также это время для общения с родственниками и добрых поступков.
Запрет на ссоры и бранные слова. Сквернословие является одним из смертных грехов и отворачивает Небеса от бранящегося человека. Ругань разрушает связь человека с Высшими силами и лишает его покровительства и защиты.
Запрет на мытье. Мытье в прежние времена доставляло множество хлопот. Нужно было носить воду, колоть дрова и топить баню. Тяжелый труд в праздники не приветствовался, поэтому мыться было принято накануне, чтобы встретить светлую дату чистым не только душой, но и телом. В современном мире церковь не дает запрета на мытье, если оно необходимо. Исключения составляют увеселительные мероприятия и праздное времяпровождение в бане или сауне.
Запрет на рукоделие . За занятием можно забыть о посещении церкви и общении с Богом. Церковь допускает занятие рукоделием, если оно не занимает все время и не отворачивает человека от молитв. Естественно, не возбраняется чинить порвавшуюся одежду или шить ее для того, чтобы носить.
Запрет на гадания и ритуалы. Православные христиане, истинно верующие в Бога, не могут заниматься магией и всячески обманывать судьбу, предначертанную Высшими силами. Попытки посмотреть в будущее ставят под сомнение Божий замысел и являются греховными.

Праздник Сретения Господня ознаменован торжественными церковными службами и освящением свечей. В этот день ваше хорошее настроение и смирение перед Богом очищает душу и способствует обретению счастья.

"Сретение".

Благовещенский собор Московского Кремля.

А потом Андрей напишет «Сретение». Этот праздник был известен уже в IV веке. В Риме, в церкви Марии Великой, сохранилось до наших дней древнейшее из дошедших изображений, относящееся к V веку. Сретение по смыслу тесно связано с Рождеством. Его и отмечали на сороковой день после рождественских торжеств. На Руси в первые дни февраля, по старой народной примете, после ветреных метельных дней усиливался мороз. Стояла глубокая зима. Не начинались приготовления к весенним полевым и иным работам. Дни еще короткие. Тихое, располагающее к раздумьям время. Сам праздник строгий, в его песнопениях нарастает настроение покаяния. Рублевское «Сретение» получилось сложным, глубоким по смыслу и вместе с тем настолько законченным и цельным, что на первый взгляд могло показаться очень простым. Да, это и есть зрелый плод высокого творчества, та кажущаяся простота, за которой стоит столько мысли и знания, труда. Взглянет кто на икону, и первое впечатление, что изображен исполненный торжества и значительности обряд. Мария и Иосиф приносят сорокадневного Иисуса в храм. Здесь, при храме, живет пророчица Анна. Она предсказывает необыкновенную судьбу новорожденному. В самом храме их встречает, отсюда и название события «сретение» - встреча, старец Симеон, которому давно уже дано обетование, что он не вкусит смерти, пока не узрит и не примет на руки рожденного на земле Спасителя мира. И сейчас он узнает, ясно чувствует, что миг этот настал…

На иконе, мерно ступая, движутся навстречу Симеону на одинаковом расстоянии друг от друга мать с младенцем на руках, Анна, за ней обручник.

Высокие стройные их фигуры Рублев изобразил так, что они видятся соединенными, перетекающими одна в другую.

Их мерному движению, торжественному, неуклонному и неотменимому, как бы указывая на его значительность, вторит легко изгибающаяся стена, которая изображает преддверие храма.

А навстречу младенцу в глубоком, смиренном поклоне протягивает благоговейно покровенные одеждами руки ветхий служитель ветхозаветного храма. Сейчас он приемлет на руки… собственную свою смерть. Дело его на земле окончено: «Ныне отпущаеши раба твоего, владыко, по глаголу твоему с миром…» На смену старому, ветхому приходит мир новый, завет иной. И ему, этому новому, - таков всеобщий и всеобъемлющий закон жизни - придется укорениться в мире только через жертву. Юное «отроча» ждет позор, поругание, крестная мука. В сдержанном настроении, в лицах, как бы подернутых дымкой печали, Рублев выразил это будущее, жертвенное, смертное. И с особой силой пережил это художник, когда писал лицо Богоматери. Для Андрея - и здесь он не расходился с традицией - ясно было, что Мария знает о судьбе сына, прозревает и собственное страдание, «оружие», которое «пройдет ее сердце». Трепетное это материнское чувство хорошо видно, но дано с редкой и благородной мерой сдержанности. Все, чему суждено свершиться, нужно для людей, для всего мира.

Безупречно цветовое построение иконы, сильные, мужественно и твердо соотнесенные сочетания сгармонизированы художником, смягчены точным и тонким ритмом их расположения на иконной плоскости. Язык, которым Рублев говорит здесь со зрителем, сдержан, но очень емок. Художник не спешит раскрыться, поразить внешним движением, взрывом чувств. Надо вживаться, всматриваться неторопливо и раздумчиво в эту икону, постигать, открывать, углубляться в мерцающие красками ее «образы и смыслы».

Валерий Сергеев. «Рублёв». Серия ЖЗЛ №618.

Православная культура насчитывает множество икон. Некоторые из них особо почитаются верующими и имеют скрытый смысл. Таковой является икона «Сретение Господне».

Праздник Сретения Господня , когда младенец был принесен в храм Пресвятой Девой на 40 день после рождения, является одним из главных праздников в православном мире. Это ключевое событие перевернуло ход истории всего человечества. Судьбоносная встреча младенца Иисуса и Богоприимца Симеона дает нам еще один повод познать силу и могущество Отца Небесного.

Смысл иконы «Сретение Господне»

На иконе « Сретение Господне » изображены пять человек. Центральное положение занимает Богородица, которая передает своего сына Богоприимцу Симеону. Он относится к Младенцу как к великой святыне и с величайшей осторожностью прикасается к нему. Позади изображены муж Девы Марии Иосиф, стоящей за ее спиной, и пророчица Анна, которая находится позади Симеона. Изображение на иконе разделено на две части, обозначающие Новый и Ветхий Заветы. Иисус посередине соединяет обе части.

Иосиф, муж Марии, является хранителем нового и при этом принадлежит ветхому. Его задача — оберегать Деву Марию и ее Младенца. Он сложил руки и указывает на ключевую фигуру, свою жену. Художник мастерски вписал его фигуру, как бы выводя за край полотна, и при этом дал понять, в какую сторону следует двигаться, рассматривая икону.

Богородица изображена в смиренном преклонении с закрытыми руками — она только что передала свою святую ношу старцу. Ее жест повторяется и Богоприимцем. Трижды повторенный, он удостоверяет факт принесения и принятия святыни — Иисуса Христа, раскрывая главный смысл написанного: мать связана с произносимым пророчеством и покорно внимает словам, смысл которых понятен каждому. Страсти по Иисусу Христу разгорятся нешуточные, и мать первая пострадает, желая смягчить злые сердца. Симеон преклоняется перед Ней, признавая величие Господа и святость женщины, непорочно зачавшей.

Фигуры старца и пророчицы Анны практически сливаются с фоном и выглядят зыбкими и эфемерными. Мария, муж ее и младенец, наоборот, написаны четко. Художник подчеркнул смену эпох и искусно показал нам, что будущее первых предопределено пророчеством, и им суждено покинуть грешный мир и вознестись на Небеса.

Цветовое решение написанной иконы также привлекает к себе внимание. Она словно разделена на равные части, каждая из которых имеет особый смысл. Нижний треугольник написан темными тонами, резкими контрастами. Это говорит о том, что он воплощает земной мир. Верхний треугольник написан светлыми красками, будто говорящими о том, что Симеону и Анне предстоит покинуть Землю, оставляя на ней Иисуса с матерью. Последними словами старца было пророчество, заканчивающее его долгую праведную жизнь:

«Ныне отпускаешь Ты раба своего, Владыка, по слову своему и с миром»

Сама икона выглядит очень празднично, с преобладанием ярких цветов. Красный подчеркивает торжество происходящего и важность судьбоносной встречи, а золотые оттенки и цвета охры дают понять, что композиция, написанная искусной рукой мастера, стремится к свету и отображает Небесное Царство, в которое попадут в скором времени праведные Симеон и Анна.

Помните, что в светлый праздник Сретения, как и в другие православные праздники, существуют некоторые запреты , которые церковь возлагает на своих прихожан. Мы желаем вам радости и счастья в жизни. Живите в мире и не забывайте нажимать на кнопки и

13.02.2017 01:10

В народе праздник, следующий сразу за Сретением, прозвали Починками. Соблюдая народные традиции 16 февраля, вы...

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия