Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия

Никольский храм на Преображенском кладбище (бывший храм Успения Богородицы) – действующий православный храм. Он находится в районе Преображенское Восточного административного округа Москвы на территории бывшего Никольского единоверческого монастыря.
Первоначально Никольский храм был построен в 1784-1790 годах в псевдоготическом стиле как Успенская соборная часовня старообрядческой федосеевской общины. Архитектор постройки неизвестен. Предполагают, что храм был построен по проекту архитектора В.И.Баженова или Ф.К.Соколова. В описании храма XIX века говорится: «Каменная одноглавая церковь с невысокой колокольней над западной папертью устроена из бывшей беспоповщинской федосеевской мужской главной молельни, называвшейся соборной часовней. Построена по типу царицынского дворца и названа Успенской. Строил ее Ковылин. В храме находится много древних икон новгородского, корсунского, строгановского, московского и других писем, оцениваемых в десятки тысяч рублей».
В середине XIX века в России началась активная борьба со старообрядцами-раскольниками. Особая комиссия расследовала преступления раскольников. В ее поле зрения попала и старообрядческая община на Преображенском кладбище в Москве. Старообрядцам Преображенского вменялось в вину, что в 1812 году преображенские старообрядцы «с радостью встретили Наполеона и помогали ему в выпуске фальшивых русских денег», «в здании Преображенской богадельни было найдено карикатурное изображение русского императора с рогами на голове и с надписью на челе 666». Это стало поводом для высылки руководителей общины из Москвы в ссылку. Многие старообрядцы, испугавшись государственных репрессий, приняли единоверие, написав прошение на имя императора Николая I, хотя большая часть старообрядцев продолжало оставаться в общине.
В 1854-1857 годах Успенская часовня была перестроена в храм по проекту А.О.Вивьена. В 1854 году в трапезной был освящен престол в честь святителя Николая Чудотворца. Этот день считается днем рождения Никольского храма на Преображенском кладбище. Алтари были пристроены к храму в 1857 году на средства благотворителей. После пристройки алтарей в 1857 году главный престол храма был освящен митрополитом Филаретом в честь Успения Богородицы. Описание храма XIX века сообщает «храм холодный, построен по плану и фасаду царицынского дворца и освящён в 1857 г. митрополитом Московским Филаретом, который был в древнем омофоре, панагии первого всероссийского митрополита Макария и в древней митре, с посохом московского святителя Алексия».
В середине XIX века по инициативе митрополита Филарета в Преображенском был открыт Никольский единоверческий монастырь. С 1866 года Никольский храм стал собором Никольского монастыря. От монастырских построек, кроме Никольского храма, до настоящего времени сохранились – храм Воздвижения Креста Господня (начало XIX века, архитектор Ф.К.Соколов, в 1854 году освящен в храм их старообрядческой моленной), колокольня, корпуса келий.
Вскоре после революции, в 1923 году, монастырь был полностью закрыт, часть построек превращена в общежитие завода Радио. В 1930-е годы была сломана бывшая монастырская стенам. Сам храм Николая Чудотворца продолжал оставаться действующим. Он был разделен внутри кирпичной стеной на две части. Одна из них принадлежала старообрядцам-федосеевцам, другая – обновленческому движению Православной церкви. В 1940-е годы, в связи с прекращением существования обновленческого движения, трапезная часть храма была передана Русской православной церкви. Вторая половина храма продолжала оставаться в ведении старообрядцев. Так продолжается и до настоящего времени. Старообрядческая Успенская моленная находится в восточной части храма, вход в нее находится с севера. Вход в православную часть (Никольский храм) находится с запада. Оба храма сохранили большое число древних икон (точный список чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» из Серафимо-Понетаевского монастыря, точный список чудотворной Толгской иконы Божией Матери, чтимая икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», чтимая Казанская икона Божией Матери, несколько икон святителя Николая Чудотворца, икона мч. Вонифатия).
Храм Николая Чудотворца известен своими священниками. Так в советское время здесь служили известные проповедники и духовные писатели протоиереи Димитрий Дудко и Владимир Воробьев.

  • Полное название: Храм Святителя Николая Чудотворца на Преображенском кладбище.
  • Краткие названия в народе: Никольская церковь, Никольский храм, храм Святого Николая, Свято-Никольский храм.
  • Принадлежность: Воскресенское благочиние Восточного викариатства Москвы.
  • Настоятель - иерей Алексий Тимаков.
  • Ближайшая станция метро: «Преображенская площадь».
  • В храме на Преображенском кладбище можно подать записку об упокоении, а также заказать требы - отпевание, панихиду, сорокоуст.

Храм был построен в конце XVIII столетия как старообрядческая соборная Успенская церковь. В следующем веке староверческая община раскололась, часть прихожан приняла единоверие, и в трапезной был освящён православный престол во имя Святителя Николая Чудотворца. В настоящее время переднюю, Успенскую часть храма занимают старообрядцы беспоповского новопоморского толка, а в трапезной действует православная Никольская церковь с двумя приделами.

Адрес храма на Преображенском кладбище:

Православный храм свт. Николая на Преображенском кладбище, быв. Никольского единоверческого монастыря, Воскресенское благочиние г. Москвы (Восточный округ)

Храм свт. Николая Чудотворца на Преображенском кладбище (быв. Храм Успения Пресвятой Богородицы)

Первоначально храм построен в 1784 г. как Успенская соборная часовня старообрядческой общины федосеевского толка (арх. Ф.К. Соколов, некоторые источники приводят авторство В.И. Баженова). В 1854 г. старообрядческая община распалась и часть её прихожан приняли единоверие. Успенская часовня была передана новообразованному Никольскому единоверческому приходу. В трапезной части был создан придел в честь свт. Николая Чудотворца.

Освящение придел в честь свт. Николая Чудотворца состоялось 16 (3) апреля 1854 г. - этот день и является днем рождения Храма свт. Николая Чудотворца на Преображенском кладбище. После пристройки алтарной апсиды к главной части храма, 15 (2) июня 1857 г. свт. Филарет, митрополит Московский освятил главный престол в честь Успения Пресвятой Богородицы.

В 1866 г. храм стал собором учрежденного при нем единоверческого Никольского монастыря. От монастырских построек сохранились: храм Воздвижения Креста Господня (нач. XIX в., арх. Ф.К. Соколов, освящен в 1854 г. из старообрядческой молельни), колокольня (1876-1879 гг., арх. А.М. Горностаев), корпуса келий (1801 г.).

К 1923 году монастырь был закрыт, и превращен в дом коммуны завода радио, а в 1930-х гг. его стены были сломаны. В первой половине 1920-х годов Советские власти передали храм во владение обновленцам. Но единоверческая община не освободила весь храм и осталась существовать в передней - Успенской части храма. Храм был разделен на две части, так что главная часть храм с Успенским престолом была отделена стеной от обновленческой - трапезной части. В отделенной трапезной части, дополнительно к существовавшему с середины XIX века Никольскому (левому) приделу, сооружается новый Успенский (правый) придел.

К 1930-му году единоверческая община в передней - Успенской части храма практически перестала существовать. И в 1930 году в связи с ликвидацией общины новопоморцев в Токмаковом переулке, единоверческая - Успенская часть храма была передана Советскими властями старообрядцам безпоповского новопоморского толка, занимающим ее и поныне.

Трапезная - Никольская часть храма с двумя приделами принадлежит православному приходу. В интерьере сохранились иконы XV-XVII вв.

Храм расположен в районе Преображенское, Восточного административного округа города Москвы, на территории бывшего Никольского единоверческого монастыря.

К приходу храма святого Николая на Преображенском кладбище также приписан (), службы в котором проходят по воскресным и праздничным дням.

История в XVIII-XIX веках

Первоначально храм был построен в 1784-1790 годах в псевдоготическом стиле как Успенская соборная часовня старообрядческой общины федосеевского толка. Архитектором собора прежде считался предположительно , но по последним, наиболее достоверным разысканиям проект это был Ф. К. Соколова.

N. A. Naydenov , CC BY-SA 3.0

«Каменная одноглавая церковь с невысокой колокольней над западной папертью устроена из бывшей беспоповщинской федосеевской мужской главной молельни, называвшейся соборной часовней. Построена по типу царицынского дворца и названа Успенской. Строил её Ковылин. В храме находится много древних икон новгородского, корсунского, строгановского, московского и других писем, оцениваемых в десятки тысяч рублей».


Lodo27 , GNU 1.2

В начале 1850-х годов император Николай I начинает борьбу с сектантами и раскольниками. В это время старообрядческая община на Преображенском кладбище попадает в опалу и начинается расследование, после которого Преображенским старообрядцам вменяется в вину государственная измена, потому что в 1812 году Преображенские старообрядцы с радостью встретили Наполеона , и помогли ему организовать выпуск фальшивых русских денег, тем самым подрывая финансовую систему России.

Также в здании Преображенского Богадельного дома было найдено карикатурное изображение русского императора, где он «был изображен на висевшей в молельне картине, в Своем лице и одеянии с рогами на голове, хвостом назади и с надписью на челе 666, означающею антихриста».

По этой причине часть руководителей общины были выслана из Москвы в ссылку. Многие другие старообрядцы приняли единоверие. Более 50-ти, в основном купеческих, семей старообрядцев присоединились к единоверию, написав просительное письмо на имя императора (хотя большая часть старообрядцев так и осталась при своей федосеевской вере).

1854-1857 годах храм был перестроен по проекту архитектора А. О. Вивьена. В трапезной части был создан придел в честь святителя Николая Чудотворца.


Lodo27 , GNU 1.2

После пристройки алтарной апсиды в 1857 г. к главной части храма, 2 июня 1857 года святитель Филарет , митрополит Московский освятил главный (восточный) престол в честь Успения Пресвятой Богородицы.

«Храм холодный, построен по плану и фасаду царицынского дворца и освящён в 1857 г. митрополитом Московским Филаретом, который был в древнем омофоре, панагии первого всероссийского митрополита Макария и в древней митре, с посохом московского святителя Алексия».

Затем начата была пристройка к бывшей Успенской молельне каменного алтаря для главного храма, который 2 июня 1857 года был освящен по древнему же обряду тем же Митрополитом Филаретом , во имя Успения Пресвятые Богородицы, именем которого называлась и бывшая беспоповская молельня, обращенная в сказанную церковь.


Lodo27 , GNU 1.2

В иконостасе главного Успенского храма иконы остались те же, которые были в этой молельне и которые, как гласит история, основателем Преображенского Богадельного Дома, Ильей Алексеевичем Ковылиным, были подменены и похищены из храма святой Анастасии что на Неглинной, близ Кузнецкого моста (разобрана в 1793 г.), построенного царицею Анастасиею, супругою царя Иоанна Грозного. За допущение такой подмены священно-церковно-служители того храма лишены были своего сана, а Ковылин предан уголовному суду, который, по пролазам и подкупу Ковылина, постановил очень знаменательное следующее определение: «Так как главные виновники, допустившие похищение образов, наказаны духовным судом, а соучастник оного похищения Ковылин скрылся, то это дело прекратить», и прекращено.


Lodo27 , GNU 1.2

В алтаре этой Успенской церкви, по восточной стене помещены весьма замечательные древние образа, поступившие в Преображенский Богадельный дом из бывшей Московской Озерковской беспоповской Федосеевской же молельни, а находящийся у южной двери образ соединения земной воинствующей Христовой Церкви с небесной Торжествующей поступил из бывшей Монинской беспоповской молельни. При освящении Успенской церкви многие говорили, что событием сим исполняются и осуществляются слова Христа Спасителя, обещавшего основать Свою Церковь такою крепкою и непобедимою, что не одолеют её врата адовы...

Учреждение Никольского единоверческого монастыря

В 1866 году храм стал собором учрежденного при нем единоверческого Никольского монастыря. От монастырских построек кроме храма свт. Николая также сохранились: храм Воздвижения Креста Господня (начала XIX века, архитектор Ф. К. Соколов, освящен в 1854 году из старообрядческой молельни), колокольня (1876—1879 годов, архитектор М. К. Геппенер), корпуса келий (1801 год).

История после 1917 года

К 1923 году монастырь был полностью закрыт, и большая часть корпусов превращена в дом коммуны (общежитие) завода Радио, а в 1930-х годах большая часть стен монастыря были сломаны. В первой половине 1920-х годов (во времена церковной смуты и расколов) Советские власти передали храм во владение обновленцам. Но единоверческая община не освободила весь храм и осталась существовать в передней (восточной) — Успенской части храма. Храм был разделен на две части кирпичною стеною, так что главная (восточная) часть храм с Успенским престолом была отделена от Никольской (западной) обновленческой - трапезной части.

Обновленческая община в трапезной части храма существовала примерно до середины 1940-х годов. Одним из последних обновленческих настоятелей был епископ Анатолий Филимонов (1880—1942). Затем трапезная часть храма была возвращена РПЦ.

Около 1930 года в отделенной Никольской трапезной части храма, дополнительно к существовавшему с 1854 года Никольскому (северному) престолу, сооружается новый Успенский (южный) престол. Небольшой иконостас для которого был привезен из некоего закрытого коммунистическими властями храма. Так же наверху по всей восточной стене трапезной части был сооружен новый иконостас и заполнен высокими старинными иконами из иконостаса одного из соборов разрушенных на территории Московского Кремля.

Lodo27 , GNU 1.2

К концу 1920-х годов единоверческая община в Успенской (восточной) части храма перестала существовать. В это же время была ликвидирована Московская община старообрядцев-беспоповцев Поморского согласия в Храме Воскресения Христова и Покрова Богородицы, что в Токмаковом переулке. Но после усиленного ходатайства старообрядцев из этой ликвидированной Токмаковской общины советские власти решают передать освободившуюся Успенскую (восточную) часть храма для пользования старообрядцам беспоповского Поморского толка, которые занимают её и поныне, хотя храм Воскресения Христова в Токмаковом переулке был возвращён общине старообрядцев беспоповского Новопоморского толка в начале 1990-х годов.

«В Никольском приделе нынешней православной церкви, как и во времена митр. Филарета, иконостас и алтарь украшают дивные образа старинного русского письма. Принадлежат они кисти иконописцев Корсунской, Новгородской, Строгановской, Московской и других школ XV-XVII вв. В иконостасе находятся редчайшая из икон Богоматери - « Акафистная» (XVI в.), древний образ « Софии Премудрости Божией» (XVI или XVII в.); подлинным украшением его служат Царские врата и венчающая их икона « Тайная Вечеря», которые относятся к XV в.»

На территории храма работает реставрационно-иконописная мастерская «Александрия».

Старообрядческая Успенская (восточная) часть храма

Старообрядческая Успенская моленная, находящаяся в восточной части храма, принадлежит Поморскому согласию и является его центром в Москве. В 1990 году на дверях старообрядческой части было любопытное объявление: «Внимание. Храм старообрядческий!!! Вход лицам в нетрезвом, неприличном и нескромном виде, в головных уборах, а женщинам без платков и в брюках не разрешен. Входить в храм во время богослужения и молиться инаковерующим не положено и запрещено святыми отцами. Патриарший храм направо за углом». Вход в православную часть с запада, в старообрядческую - с севера. Оба храма сохранили большое число древних икон. Старообрядцы-поморцы также не имеют священства и литургии, поэтому существующий в их части бывший алтарь (апсида) используется как крестильня.

Служение отца Димитрия Дудко

Перевод слова «единоверческий» на английский язык при названии Никольского монастыря звучит буквально как «диссидентский»; в связи с этим можно отметить следующее совпадение - Никольская церковь с 1963 года стала местом получившего широкую огласку служения отца Димитрия Дудко, который после проповеди отвечал на вопросы присутствующих, связанные с их духовными проблемами. Беседы эти изданы. Они привлекли столь широкое внимание, что в храм, вмещающий немного народу, трудно было пробиться. К сожалению, в 1974 году отец Димитрий Дудко был переведен на подмосковный приход в село Кабаново Орехово-Зуевского района.

Статья из энциклопедии "Древо": сайт

Старообрадческое кладбище и обитель

В дальнейшем Ковылин получил Высочайшее разрешение на устройство Преображенского богаделенного дома. Обитель обнесли каменной оградой с башнями по углам. Здесь расположилась Федосеевекая беспоповская контора - центр федосеевского толка старообрядчества - в которой производили суд и расправу, избирали и утверждали духовных отцов, рассылая их по стране. При Преображенском кладбище под началом архитектора Фёдора Кирилловича Соколова был возведён целый ансамбль построек: соборная часовня (впоследствии храм) в честь Успения Пресвятой Богородицы ( -) ; богаделенный корпус с моленной ( -); надвратная часовня, впоследствии Крестовоздвиженский храм ( -).

Храмы, архитектура

Сохранившийся ансамбль бывшего монастыря включает Успенский (Никольский) соборный храм; братский корпус (больничную палату, в восточной части монастыря); надвратный корпус с Крестовоздвиженским храмом; служебный корпус (два одноэтажных здания с севера-запада и с юго-запада от келейного корпуса, по архитектурной обработке сходны с настоятельской кельей); колокольню; фрагмент западной стены (к северу от надвратной Крестовоздвиженской церкви). Две одноэтажных каменных кельи к северу от Успенской церкви были отремонтированы и обращены в церковные сторожки к году. В восточном углу - ещё один двухэтажный корпус (1-й этаж каменный, 2-й - деревянный). К югу от Успенской церкви - три новых двухэтажных сараеобразных строения. В северо-западном углу - одноэтажное строение (корпус № 4). В юго-западном углу - огороженный забором хозяйственно-строительный участок.

Успенский (Никольский) соборный храм

Кирпичный храм темно-красного цвета с желтыми украшениями был воздвигнут в - годах как соборная часовня в честь Успения Пресвятой Богородицы . В году часовня перешла к православным единоверцам в качестве приходской церкви, в связи с чем для служения Литургии понадобился алтарь и в трапезной части был сооружён придел во имя святителя Николая Чудотворца . Затем была сооружена апсида для главного алтаря и в году был освящен центральный Успенский престол. В 1920-х годах Успенская (основная) и Никольская (трапезная) части были разделены глухой кирпичной стеной, в связи с совместным пользованием храма двумя общинами; тогда же в Никольской части был сооружен новый Успенский придел.

Больничные палаты (Братские кельи) с Троицкой и Иоанно-Богословской моленной

Кирпичный двухэтажный корпус мужской богадельни с домовой старообрядческой моленной был построен в году. По обеим боковым сторонам моленной находились каменные палаты и двухэтажные круглые "ретирады" с каменными переходами к ним.

Колокольня

Отдельно стоящая колокольня из красного кирпича была выстроена в - годы в готическом стиле . К 1960-м годам крыша колокольни провалилась, всё здание сильно почернело. В конце 1970-х годов колокольню отремонтировали, крест вызолотили. По состоянию на 1990-е годы колоколов на колокольне не было, а проход был закрыт забором.

Настоятели

Монастырские

  • Тарасий (15 мая - июль 1866)
  • Онуфрий (Парусов) (июль 1866 - сер. 1867)
  • Пафнутий (Овчинников) (сер. 1867 - 10 июня 1868)
  • Павел (Леднев) (11 июня 1868 - 27 апреля 1895)
  • Иероним (май 1895 - середина 1896)
  • Сергий (сер. 1896 - 1908)
  • Мина (Шустов) (1908 - 17 апреля 1911)
  • Никанор (Кудрявцев) (октябрь 1911 - 30 октября 1923), еп. Богородский

Приходские

  • Николай Синьковский (? - 1955)
  • Василий Студенов (? - 1973)
  • Вадим Гришин (1974 - 1981)
  • Леонид Кузьминов (6 февраля 1981 - 29 декабря 2016)
  • Алексий Тимаков (с 31 января 2017)

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия