На всю Лидию славилась Арахна своим искусством. Часто собирались нимфы со склонов Тмола и с берегов златоносного Пактола любоваться ее работой. Арахна пряла из нитей, подобных туману, ткани, прозрачные, как воздух. Гордилась она, что нет ей равной на свете в искусстве ткать. Однажды воскликнула она:
Пусть приходит сама Афина-Паллада состязаться со мной! Не победить ей меня; не боюсь я этого.
И вот под видом седой, сгорбленной старухи, опершейся на посох, предстала перед Арахной богиня Афина и сказала ей:
Не одно зло несет с собой, Арахна, старость: годы несут с собой опыт. Послушайся моего совета: стремись превзойти лишь смертных своим искусством. Не вызывай богиню на состязание. Смиренно моли ее простить тебя за надменные слова, Молящих прощает богиня.
Арахна выпустила из рук тонкую пряжу; гневом сверкнули ее очи. Уверенная в своем искусстве, смело ответила она:
Ты неразумна, старуха, Старость лишила тебя разума. Читай такие наставления твоим невесткам и дочерям, меня же оставь в покое. Я сумею и сама дать себе совет. Что я сказала, то пусть и будет. Что же не идет Афина, отчего не хочет она состязаться со мной?
Я здесь, Арахна! - воскликнула богиня, приняв свой настоящий образ.
Нимфы и лидийские женщины низко склонились пред любимой дочерью Зевса и славили ее. Одна лишь Арахна молчала. Подобно тому как алым светом загорается ранним утром небосклон, когда взлетает на небо на своих сверкающих крыльях розоперстая Заря-Эос, так зарделось краской гнева лицо Афины. Стоит на своем решении Арахна, по-прежнему страстно желает она состязаться с Афиной. Она не предчувствует, что грозит ей скорая гибель.
Началось состязание. Великая богиня Афина выткала на своем покрывале посередине величественный афинский Акрополь, а на нем изобразила свой спор с Посейдоном за власть над Аттикой. Двенадцать светлых богов Олимпа, а среди них отец ее, Зевс-громовержец, сидят как судьи в этом споре. Поднял колебатель земли Посейдон свой трезубец, ударил им в скалу, и хлынул соленый источник из бесплодной скалы. А Афина в шлеме, с щитом и в эгиде потрясла своим копьем и глубоко вонзила его в землю. Из земли выросла священная олива. Боги присудили победу Афине, признав ее дар Аттике за более ценный. По углам изобразила богиня, как карают боги людей за непокорность, а вокруг выткала венок из листьев оливы. Арахна же изобразила на своем покрывале много сцен из жизни богов, в которых боги являются слабыми, одержимыми человеческими страстями. Кругом же выткала Арахна венок из цветов, перевитых плющом. Верхом совершенства была работа Арахны, она не уступала по красоте работе Афины, но в изображениях ее видно было неуважение к богам, даже презрение. Страшно разгневалась Афина, она разорвала работу Арахны и ударила ее челноком. Несчастная Арахна не перенесла позора; она свила веревку, сделала петлю и повесилась. Афина освободила из петли Арахну и сказала ей.
Ἀράχνη «паук») в древнегреческой мифологии - дочь красильщика Идмона из лидийского города Колофон , искусная ткачиха. Называется меонийкой из города Гипепы, либо дочерью Идмона и Гипепы , либо жительницей Вавилона .Возгордившись своим мастерством, Арахна заявила, что превзошла в ткачестве саму Афину , считавшуюся покровительницей этого ремесла. Когда Арахна решила вызвать богиню на состязание, та дала ей шанс одуматься. Под видом старухи Афина пришла к мастерице и стала отговаривать её от безрассудного поступка, но Арахна настояла на своём. Состязание состоялось: Афина выткала на полотне сцену своей победы над Посейдоном . Арахна изобразила сцены из похождений Зевса . Афина признала мастерство соперницы, но возмутилась вольнодумством сюжета (в изображениях её было неуважение к богам) и уничтожила творение Арахны. Афина порвала ткань и ударила Арахну в лоб челноком из киторского бука . Несчастная Арахна не перенесла позора; она свила веревку, сделала петлю и повесилась. Афина освободила Арахну из петли и сказала ей:
Живи, непокорная. Но ты будешь вечно висеть и вечно ткать, и будет длиться это наказание и в твоём потомстве.
Афина окропила Арахну соком волшебной травы, и тотчас тело её сжалось, густые волосы упали с головы, и обратилась она в паука. С той поры висит паук-Арахна в своей паутине и вечно ткёт её. Миф об Арахне изложен в поэме Овидия «Метаморфозы» .
1 го сентября в ночь отдан приказ Кутузова об отступлении русских войск через Москву на Рязанскую дорогу.
Первые войска двинулись в ночь. Войска, шедшие ночью, не торопились и двигались медленно и степенно; но на рассвете двигавшиеся войска, подходя к Дорогомиловскому мосту, увидали впереди себя, на другой стороне, теснящиеся, спешащие по мосту и на той стороне поднимающиеся и запружающие улицы и переулки, и позади себя – напирающие, бесконечные массы войск. И беспричинная поспешность и тревога овладели войсками. Все бросилось вперед к мосту, на мост, в броды и в лодки. Кутузов велел обвезти себя задними улицами на ту сторону Москвы.
К десяти часам утра 2 го сентября в Дорогомиловском предместье оставались на просторе одни войска ариергарда. Армия была уже на той стороне Москвы и за Москвою.
В это же время, в десять часов утра 2 го сентября, Наполеон стоял между своими войсками на Поклонной горе и смотрел на открывавшееся перед ним зрелище. Начиная с 26 го августа и по 2 е сентября, от Бородинского сражения и до вступления неприятеля в Москву, во все дни этой тревожной, этой памятной недели стояла та необычайная, всегда удивляющая людей осенняя погода, когда низкое солнце греет жарче, чем весной, когда все блестит в редком, чистом воздухе так, что глаза режет, когда грудь крепнет и свежеет, вдыхая осенний пахучий воздух, когда ночи даже бывают теплые и когда в темных теплых ночах этих с неба беспрестанно, пугая и радуя, сыплются золотые звезды.
АРАХНА
В греческой мифологии дочь Идмона — красильщика тканей из Колофона. Славилась как вышивальщица и ткачиха, чьим искусством восхищались нимфы реки Пактола. Гордясь своим мастерством, Арахна вызвала на состязание саму богиню Афину, которая приняла вызов, но, явившись сначала в образе старухи, предупредила Арахну о необходимом смирении перед богами. Арахна не вняла этому совету и не устрашилась богини, представшей в полном своем величии. Афина выткала на пурпуре изображения двенадцати олимпийских божеств, а по четырём углам ткани, обведенной узором оливковой ветви, представила как бы в назидание Арахне наказания, которые претерпели смертные, пытавшиеся соперничать с богами. В свою очередь Арахна выткала любовные похождения Зевса, Посейдона, Диониса. Разгневанная богиня разорвала прекрасную ткань и ударила Арахну челноком. Та в горе повесилась. Однако Афина вынула её из петли и превратила с помощью зелья Гекаты в паука, который вечно висит на паутине и неустанно ткет пряжу. В мифе содержатся явно богоборческие черты мифологии периода развитого героизма. Древнейший мифологический мотив оборотничества, представленный в позднем изложении Овидия в виде жанра метаморфозы, также нашёл отражение в мифе (Ovid. Met. VI 5— 145).
Случаи обращения к мифу в европейском (как и в античном) искусстве редки (картины Я. Тинторетто, П. Веронезе, П. П. Рубенса и Д. Веласкеса, а также ряд фресок 16 — 17 вв. — Б. Франко, Л. Камбиазо, Т. Цуккаро и др.).
Персонажи и культовые объекты греческой мифологии. 2012
На
всю Лидию славилась Арахна своим
искусством. Часто собирались нимфы
со склонов Тмола и с берегов
златоносного Пактола любоваться
ее работой. Арахна пряла из нитей,
подобных туману, ткани, прозрачные,
как воздух. Гордилась она, что нет
ей равной на свете в искусстве
ткать. Однажды воскликнула она:
- Пусть приходит сама Афина-Паллада
состязаться со мной! Не победить ей
меня; не боюсь я этого. И вот под
видом седой, сгорбленной старухи,
опершейся на посох, предстала
перед Арахной богиня Афина и
сказала ей:
- Не одно зло несет с собой, Арахна,
старость: годы несут с собой опыт.
Послушайся моего совета: стремись
превзойти лишь смертных своим
искусством. Не вызывай богиню на
состязание. Смиренно моли ее
простить тебя за надменные слова,
Молящих прощает богиня. Арахна
выпустила из рук тонкую пряжу;
гневом сверк- нули ее очи.
Уверенная в своем искусстве, смело
ответила она:
- Ты неразумна, старуха, старость
лишила тебя разума. Читай такие
наставления твоим невесткам и
дочерям, меня же оставь в покое. Я
сумею и сама дать себе совет. Что я
сказала, то пусть и будет. Что же не
идет Афина, отчего не хочет она
состязаться со мной?
- Я здесь,
Арахна! - воскликнула богиня,
приняв свой настоящий образ.
Нимфы
и лидийские женщины низко
склонились пред любимой дочерью
Зевса и славили ее. Одна лишь
Арахна молчала. Подобно тому как
алым светом загорается ранним
утром небосклон, когда взлетает на
небо на своих сверкающих крыльях
розоперстая Заря-Эос, так
зарделось краской гнева лицо Афины.
Стоит на своем решении Арахна, по-прежнему
страстно желает она состязаться с
Афиной. Она не предчувствует, что
грозит ей скорая гибель. Началось
состязание. Великая богиня Афина
выткала на своем покрывале
посередине величественный
афинский Акрополь, а на нем
изобразила свой спор с Посейдоном
за власть над Аттикой. Двенадцать
светлых богов Олимпа, а среди них
отец ее, Зевс-громовержец, сидят
как судьи в этом споре. Поднял
колебатель земли Посейдон свой
трезубец, ударил им в скалу, и
хлынул соленый источник из
бесплодной скалы. А Афина в шлеме, с
щитом и в эгиде потрясла своим
копьем и глубоко вонзила его в
землю. Из земли выросла священная
олива. Боги присудили победу Афине,
признав ее дар Аттике за более
ценный. По углам изобразила богиня,
как карают боги людей за
непокорность, а вокруг выткала
венок из листьев оливы. Арахна же
изобразила на своем покрывале
много сцен из жизни богов, в
которых боги являются слабыми,
одержимыми человеческими
страстями. Кругом же выткала
Арахна венок из цветов, перевитых
плющом. Верхом совершенства была
работа Арахны, она не уступала по
красоте работе Афины, но в
изображениях ее видно было
неуважение к богам, даже презрение.
Страшно разгневалась Афина, она
разорвала работу Арахны и ударила
ее челноком. Несчастная Арахна не
перенесла позора; она свила
веревку, сделала петлю и
повесилась. Афина освободила из
петли Арахну и сказала ей:
- Живи, непокорная. Но ты будешь
вечно висеть и веч но ткать, и
будет длиться это наказанье и в
твоем потомстве.
Афина окропила Арахну соком
волшебной травы, и тотчас тело ее
сжалось, густые волосы упали с
головы,и обратилась она в паука. С
той поры висит паук-Арахна в своей
паутине и вечно ткет ее, как ткала
при жизни.
Арахна Арахна
(Arachne, Αράχνη). Лидийская девушка, достигшая такого искусства в ткачестве, что вызвала на состязание Афину. Побежденная богиней, она хотела повеситься, но Афина превратила ее в паука. Этот миф указывает на то, что люди научились ткацкому искусству у паука и что оно первоначально возникло в Лидии. Арахна есть греческое название паука.
(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)
АРАХНА(Άράχνη) , букв. «паук»), в греческой мифологии дочь Идмона - красильщика тканей из Колофона. Славилась как вышивальщица и ткачиха, чьим искусством восхищались нимфы реки Пактола. Гордясь своим мастерством, А. вызвала на состязание саму богиню Афину, которая приняла вызов, но, явившись сначала в образе старухи, предупредила А. о необходимом смирении перед богами. А. не вняла этому совету и не устрашилась богини, представшей в полном своём величии. Афина выткала на пурпуре изображения двенадцати олимпийских божеств, а по четырём углам ткани, обведённой узором оливковой ветви, представила как бы в назидание А. наказания, которые претерпели смертные, пытавшиеся соперничать с богами. В свою очередь А. выткала любовные похождения Зевса, Посейдона, Диониса. Разгневанная богиня разорвала прекрасную ткань и ударила А. челноком. Та в горе повесилась. Однако Афина вынула её из петли и превратила с помощью зелья Гекаты
в паука, который вечно висит на паутине и неустанно ткёт пряжу. В мифе содержатся явно богоборческие черты мифологии периода развитого героизма. Древнейший мифологический мотив оборотничества, представленный в позднем изложении Овидия в виде жанра метаморфозы, также нашёл отражение в мифе (Ovid. Met. VI 5- 145).
а. т.-г
Случаи обращения к мифу в европейском (как и в античном) искусстве редки (картины Я. Тинторетто, П. Веронезе, П. П. Рубенса и Д. Веласкеса, а также ряд фресок 16- 17 вв. - Б. Франко, Л. Камбиазо, Т. Цуккаро и др.).
(Источник: «Мифы народов мира».)
Арахна- (греч. arachne - паук), лидийская девушка, дочь красильщика Идмона из Колофона. Искусная пряха, ткачиха и вышивальщица. Вызвала на состязание в ткачестве Афину и соткала ткань не хуже, однако Афина порвала ее ткань, обосновав это тем, что там были вытканы любовные похождения богов, которые людям не подобает обличать. И богиня превратила Афиной в паучиху.
// Н.А. Кун: АРАХНА
(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)
АРАХНАНа всю Лидию (1) славилась Арахна своим искусством. Часто собирались нимфы со склонов Тмола и с берегов златоносного Пактола любоваться ее работой. Арахна пряла из нитей, подобных туману, ткани, прозрачные, как воздух. Гордилась она, что нет ей равной на свете в искусстве ткать. Однажды воскликнула она:
Пусть приходит сама Афина-Паллада состязаться со мной! Не победить ей меня; не боюсь я этого.
И вот под видом седой, сгорбленной старухи, опершейся на посох, предстала перед Арахной богиня Афина и сказала ей:
Не одно зло несет с собой, Арахна, старость: годы несут с собой опыт. Послушайся моего совета: стремись превзойти лишь смертных своим искусством. Не вызывай богиню на состязание. Смиренно моли ее простить тебя за надменные слова, Молящих прощает богиня.
Арахна выпустила из рук тонкую пряжу; гневом сверкнули ее очи. Уверенная в своем искусстве, смело ответила она:
Ты неразумна, старуха, Старость лишила тебя разума. Читай такие наставления твоим невесткам и дочерям, меня же оставь в покое. Я сумею и сама дать себе совет. Что я сказала, то пусть и будет. Что же не идет Афина, отчего не хочет она состязаться со мной?
Нимфы и лидийские женщины низко склонились пред любимой дочерью Зевса и славили ее. Одна лишь Арахна молчала. Подобно тому как алым светом загорается ранним утром небосклон, когда взлетает на небо на своих сверкающих крыльях розоперстая Заря-Эос, так зарделось краской гнева лицо Афины. Стоит на своем решении Арахна, по-прежнему страстно желает она состязаться с Афиной. Она не предчувствует, что грозит ей скорая гибель.
Началось состязание. Великая богиня Афина выткала на своем покрывале посередине величественный афинский Акрополь, а на нем изобразила свой спор с Посейдоном за власть над Аттикой. Двенадцать светлых богов Олимпа, а среди них отец ее, Зевс-громовержец, сидят как судьи в этом споре. Поднял колебатель земли Посейдон свой трезубец, ударил им в скалу, и хлынул соленый источник из бесплодной скалы. А Афина в шлеме, с щитом и в эгиде потрясла своим копьем и глубоко вонзила его в землю. Из земли выросла священная олива. Боги присудили победу Афине, признав ее дар Аттике за более ценный (2). По углам изобразила богиня, как карают боги людей за непокорность, а вокруг выткала венок из листьев оливы. Арахна же изобразила на своем покрывале много сцен из жизни богов, в которых боги являются слабыми, одержимыми человеческими страстями. Кругом же выткала Арахна венок из цветов, перевитых плющом. Верхом совершенства была работа Арахны, она не уступала по красоте работе Афины, но в изображениях ее видно было неуважение к богам, даже презрение. Страшно разгневалась Афина, она разорвала работу Арахны и ударила ее челноком. Несчастная Арахна не перенесла позора; она свила веревку, сделала петлю и повесилась. Афина освободила из петли Арахну и сказала ей:
Живи, непокорная. Но ты будешь вечно висеть и вечно ткать, и будет длиться это наказанье и в твоем потомстве.
Афина окропила Арахну соком волшебной травы, и тотчас тело ее сжалось, густые волосы упали с головы, и обратилась она в паука. С той поры висит паук-Арахна в своей паутине и вечно ткет ее, как ткала при жизни.
(1) Государство в Малой Азии, разгромленное персами в VI в. до н. э.
(2) Сцена спора Афины с Посейдоном была изображена на фронтоне храма Парфенона в Афинах знаменитым греческим скульптором Фидием (V в до н. э.); в сильно поврежденном виде фронтон сохранился до нашего времени.
(Источник: «Легенды и мифы Древней Греции». Н. А. Кун.)
- (греческое arachne паук), в греческой мифологии лидийская девушка, искусная рукодельница, дерзнувшая вызвать Афину на состязание в ткачестве и превращенная за это богиней в паука … Современная энциклопедия
- (греч. arachne паук) в греческой мифологии лидийская девушка, искусная рукодельница, дерзнувшая вызвать Афину на состязание в ткачестве и превращенная за это богиней в паука … Большой Энциклопедический словарь
Сущ., кол во синонимов: 2 астероид (579) ткачиха (22) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
арахна - ы, ж. arachné [аракне] <лат. Arachne Лидийская ткачиха, превращенная в паука. Прекрасное название Арахны (d Arachné), данное в прошлом году одной шелковой материи, по которой набита мелкая сеточка, похожая на блондовую решетку, переменилась в… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Арахна - (греческое arachne паук), в греческой мифологии лидийская девушка, искусная рукодельница, дерзнувшая вызвать Афину на состязание в ткачестве и превращенная за это богиней в паука. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
У этого термина существуют и другие значения, см. Арахна (значения). Веласкес, Пряхи. Состязание Афины с Арахной … Википедия
Арахна - (греч. arachne паук) в греческой мифологии лидийская девушка, искусная ткачиха. Дерзнула вызвать Афину на состязание в искусстве ткачества, была побеждена и превращена богиней в паука. (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах,… … Античный мир. Словарь-справочник.
АРАХНА Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии
АРАХНА - Дочь Идмона, красильщика тканей. Была непревзойдённой ткачихой и вышивальщицей. Вызвала на состязание саму богиню Афину. Афина в образе нищей старухи предупредила Арахну о необходимом почтении к богам, но Арахна не вняла доброму совету. На… … Список древнегреческих имен