Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Хаммад ибн Зайд

1. Краткая биография

Его имя:

Он – Абу Исма’ил , Хаммад ибн Зайд ибн Дирм – освобожденный раб семьи Джарира ибн Хазма аль-Джахдами. Его прозвище - аль-Азракъ. (См. «аль-Ансаб», 1/121)

Был родом из Басры, его дедушка являлся пленником Сиджистана, а его отец Зайд был пленником Хазма Абу Джарира

А когда он умер он стал рабом его сыновей Язида и Джарира. (См. «Табакат аль-Кубра», 9/287, «ас-Сикат», 6/218)

Его рождение:

Хаммад ибн Зайд родился в 98 году. Передается от его матери, что он родился во времена халифата Умара ибн ‘Абдуль-Азиза, а от его тети передается, что он родился во времена правления Сулеймана ибн ‘Абдуль-Малика. (См. «ат-Тарих аль-Кабир», 3/25)

Правление Сулеймана длилось два года и восемь месяцев, с 96 году по Сафар 99 года. А правление ‘Умара ибн ‘Абдуль-Азиза продолжалось два года и пять месяцев, оно началось через восемь дней после смерти Сулеймана и продолжалось по 101 год по хиджре. (См. «аль-Хидая уаль-Иршад фи Марифат Ахлю ас-Сика уа Садад», 1/200)

Его учителя:

Хаммад ибн Зайд был современником величайши табиинов Басры и других стран, среди них следующие:

— Айюб ас-Сихтаяни

Сказал Хаммад ибн Зайд : «Хаммад ибн Аби Сулейман приехал в Басру, но Айуб не посетил его, поэтому и мы не посетили его. Поэтому когда Айуб не посещает кого-либо, то и мы не посещаем его». (См. «Табакаталь-Кубра», 9/287)

Сказал Яхъя ибн Ма’ин : «Хаммад ибн Зайд хорошо знал Айюба». (См. «ат-Та’дыль уа ат-Таджрих», 1/524)

Айюб ас-Сихтаяни умер когда Хаммаду было 34 года. (См. «Табакат аль-Кубра», 9/287)

— Зайд ибн Дирхам (его отец)

— Сабит аль-Бунани

— Асим ибн Аби ан-Наджуд

— ‘Абдуллах ибн Тавус

— ‘Ата ибн ас-Са’иб

— Амр ибн Динар аль-Макки

— Абу Амр ан-Нахуи

— и многие другие ученые и имамы (См. «аль-Джарх уа Та’дыль», 3/137, «Тахзиб аль-Камал», 7/240-
242, «Тарих аль-Кабир», 3/25)

Его ученики:

— аль-Аш’ас ибн Исхак ас-Сиджистани (отец Абу Давуда - автора «Сунана»)

— Суфьян ас-Саури

— ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак

— Суфьян ибн ‘Уейна

— ‘Абдур-Рахман ибн Махди

— ‘Али ибн аль-Мадини

— Кутайба ибн Са’ид

— Уаки’ ибн Джаррах

— и многие другие ученики (См. «Тахзиб аль-Камал», 7/242-245, аль-Миззи)

Слова ученых о нем:

Ибн Са’д сказал о нем: «Хаммад ибн Зайд… был заслуживающим доверия (сикъа)… Передатчик большого количества хадисов». (См. «Табакат аль-Кубра», 9/287)

Имам Ахмад сказал: «Хаммад ибн Зайд из Имамов мусульман». (См. «аль-Джарх уа Та’дыль», 1/177, Ибн Абу Хатим)

Абу Я’ла аль-Халили сказал: «Хаммад бин Зайд… был заслуживающим доверия. Существует единогласие (на его заслуги и достоверность). Он передавал хадисы которые в двух книгах достоверных хадисов. И имамы одобрили его… И были соответствия между Маликом ибн Анасом и ним, и он восхищался мнением Малика. Его внуки были кадиями и последователями Маликитского мазхаба». (См. «аль-Иршад фи Марифат ‘уляма аль-Хадис», 2/498, аль-Халили)

‘Абдур-Рахман ибн Махди сказал: «Имамы людей своего века были следующие четыре – Хаммад ибн Зайд в Басре, Суфьян в Куфе, Малик в Хиджазе, и аль-Ауза’и в Шаме». (См. «Ахадис фи зам аль-Калям», 5/169- 170)

Также сказал ‘Абдур-Рахман ибн Махди : «Я еще не видел никого более знающего в ‘акыде и в хадисах связанных с ‘акыдой, чем Хаммад ибн Зайд». (См. «аль-Джарх уа Та’дыль», 1/177, «Хулият аль-Аулия», 6/257)

Также сказал он: «Я не видел факиха в Басре более знающего чем Хаммад ибн Зайд».

Был спрошен Язид ибн Зура’и о Хаммаде ибн Зайде и Хаммад ибн Саламе: «Какой из них является более достоверным в хадисе?» , он сказал: «Хаммад ибн Зайд и последний были праведными людьми». (См. «аль-Джарх уа Та’дыль», 1/181)

Сказал Сулейман ибн Харб : «Я слышал Хаммад ибн Зайда рассказывающим хадис, и он сказал: “Я слышал его 50 лет назад, и я не рассказывал его до сегодняшнего дня”». (См. «аль-Джарх уа Та’дыль», 1/178)

Сказал ‘Убейду-Ллах ибн аль-Хасан : «…Если ты ищешь знание, бери ее от двух Хаммадов». (См. «аль-Джарх уа Та’дыль», 1/179) ‘Убейду-Ллах имеет в виду, имамов Хаммад ибн Саламу и Хаммад ибн Зайда.

Оба они рассказывали от многих имамов и их хадисы передавали ученые. (См. «ас-Сияр», 7/464)

Ибн аль-Мубарак сказал: «О тот, кто ищет знания! Иди и учись у Хаммад ибн Зайда, ты приобретешь знания и терпение… затем запиши его (знание)». (См. «ас-Сияр», 7/459, «ат-Тарих аль-Кабир», 3/25, «Хулият аль-Аулия», 6/258) Затем Ибн аль-Мубарак говорит: «И остерегайся нововведений [исходящие] от сообщений Амр ибн ‘Убайда». (См. «аль-Камиль фи ду’ фа ар-Риджаль», 5/100, Ибн ‘Ади) Амр ибн ‘Убайд является лидером му’тазилитов того времени, который призывал к нововведениям.

Мухаммад ибн ат-Таба’ сказал: «Я редко видел человека мудрее Хаммада ибн Зайд». (См. «аь-Джарх уа Та’дыль», 1/182)

Сказал Ибн Хиббан : «Он был одним из отличных запоминателей и [был] религиозным, праведным человеком. Все хадисы которые он рассказывал, он читал их по памяти. И он был слепым». (См. «Машахир ‘Уляма аль-Амсар», стр. 248)

Сказал Ибн Хаджар аль-‘Аскалани : «Хаммад ибн Зайд… был факихом… заслуживающим доверие. Было сказано, что он был слепым. Возможно слепота пришла к нему в поздние годы его жизни, так как достоверно передано что он писал». (См. «Такриб ат-Тахзиб», стр. 268)

‘Абдур-Рахман ибн Махди сказал: «Если ты увидишь кого-нибудь из Басры, кто любит Хаммада, то он последователь Сунны». (См. «аль-Джарх уа Та’дыль», 1/183)

Имам аз-Захаби сказал: «Я не знаю разногласия между учеными о том, что Хаммад ибн Зайд был одим из имамов Саляфов, и из самых опытных, честных, и безошибочных запоминателей, несмотря на то что он передавал огромное количество хадисов. Да смилуется над ним Аллах». (См. «ас-Сияр», 7/461, аз-Захаби)

Также его хвалит Кади ‘Ияд , называя его факихом, мухаддисом, имамом, приверженцем Сунны и т.д.

Его смерть:

Хаммад ибн Зайд, да смилостивится над ним Всевышний Аллах, умер в пятницу 10-ого Рамадана 179 г., в возрасте 81 лет. Заупокойной молитвой по нему, руководил Сулейман ибн ‘Али аль-Хашими - правитель Басры, во времена правления Харуна ар-Рашида. (См. «Табакат аль-Кубра», 9/287)

Хаммад ушел из жизни спустя 6 месяцев после смерти Имама Малика бин Анаса, рахимаху-Ллах. (См. «ас-Сияр», 7/462)

Его семья:

Известный маликитский ученый Кади ‘Ияд в биографии внука Хаммада ибн Зайда – Исма’ил ибн Исхак ибн Исма’ил ибн Хаммада, пишет:

«Перед упоминаем его биографии, мы кратко упомянем о нескольких вестях о семье Хаммада ибнЗайда, и об их великом статусе… Члены этой семьи несмотря на их количество и известность, были из самых знающих семей в Ираке, и самыми выдающимися и религиозными. Они распространили маликитский мазхаб фикха там (в Ираке), и люди учились ему от них. И среди них был великий имам фикха, ученый Хадиса и Сунны. Все они были приверженцами Сунны». (См. «Тартиб аль-Мадариб уа такриб аль-Масалик», 4/276-278)

2. Его вероубеждение (‘акыда) в Атрибутах Аллаха

Имам Хаммад ибн Зайд сказал: Джахмиты подобны подобны человеку которого спросили: «У тебя есть финиковая пальма в доме?», он сказал: «Да». Его спросили: «У нее есть листья?», он говорит: «Нет». Его спросили: «Есть ли на ней ветки?», он сказал: «Нет». Его спросили: «У нее есть пень?», он сказал: «Нет».Спросили его: «У нее есть ствол», он говорит: «Нет». Его спросили: «У нее есть корни?», он говорит «Нет». Сказано ему: «В твоем доме нет финиковой пальмы!».

Такой человек подобен Джахмитам, которым было сказано: «Есть ли у вас Бог?», они говорили: «Да». Спросили их: «Говорит ли Он?», они говорят: «Нет». Спросили их: «У Него есть Рука?», они сказали: «Нет».Их спросили: «У Него есть Стопа?», они говорят: «Нет». Спросили их: «У Него есть
Палец?», они говорят: «Нет». Их спросили: «Становится ли Он довольным и гневается ли Он?», они сказали: «Нет». Было сказано им: «У вас нет Бога»”.

(Передал Ибн Шахин в «Шарх Мазахиб Ахлю ас-Сунна», стр. 34-35; Также ее упоминает Ибн Абу Я’ла в «Ибталь ат-Та’уилят», 1/55, и Абу аль-Касим аль-Асбахани ат-Тейми в «аль-Худжа фи баян аль-Махаджах»; иснад достоверный)

Передает Имам аз-Захаби, что Хаммад ибн Зайд и его учитель Айюб ас-Сихтаяни сказали о секте джахмитов и му’тазилитов: «Воистину, основа их в том, чтобы сказать: нет никого над небесами».

(См. «Мухтасар аль-‘Улув», 132, иснад его достоверен, а от Хаммада Ибн Зайда передали ‘Абдуллах ибн Ахмад в «Сунна», 1/118, Ибн Батта в «Ибана», 3/194, Имам Ахмад в «Муснаде», 6/457, №27627, и другие имамы)

Сказал Имам аз-Захаби , комментируя эти слова: «Я скажу: Слова саляфов, имамов Сунны, сподвижников, Аллаха, Его Пророка и верующих, состоит в том, что Аллах, Могущественный [и] Величественный, — над небом, и что Аллах над Троном, и что Аллах над Своими семью небесами, и что Он нисходит на ближнее небо». (См. «Мухтасар аль-‘Улув», стр. 146)

Да смилуется Аллах над этим имамом Ахли-Сунна!

Перевод: Имам-Али Саляфи

Однажды Суада, дочь Са’лабата решила навестить своё племя «бану маан», с ней был её восьмилетний сын Зайд ибн Харис (да будет доволен им Аллах). Когда она дошла до места, на них напала конница из племени «аль-Кайн» . Было отобрано имущество, верблюды, а сами они взяты в плен. В числе пленных оказался и Зайд ибн Харис. Его привели на рынок «’Указ», чтобы продать. Зайда купил богатый человек, один из лидеров курайшитов, звали его Хаким ибн Хузам ибн Хувайлид. Вместе с ним он купил еще несколько ребят и вернулся в Мекку. Когда его тётя Хадиджа бинту Хувайлид (да будет доволен ею Аллах) узнала о его прибытии, то направилась поприветствовать его. Он решил подарить ей одного из ребят и предложил выбрать. Хадиджа (да будет доволен ею Аллах) выбрала Зайда ибн Хариса из-за его проницательного взгляда.

Прошло немного времени, и Хадиджа (да будет доволен ею Аллах) вышла замуж за Мухаммада (мир ему и благословение). Она захотела сделать мужу хороший подарок и подарила ему Зайда ибн Хариса.

Счастливый юноша попал под попечение Мухаммада (мир ему и благословение), находился в его благородном обществе, приобретая постепенно от него нравственные качества.

Мать Зайда очень страдала, не могла успокоиться. Она не знала, жив ли сын, и неопределённость увеличивала её мучения.

А его отец бродил повсюду, спрашивая о сыне каждого встречного. Тоскуя, он складывал о потерянном мальчике печальные строки.

В один из сезонов паломничества группа людей из племени Зайда прибыла на священную Землю. Обходя старое святилище, они лицом к лицу столкнулись с Зайдом. Узнав друг друга, задавали друг другу вопросы. После завершения паломничества люди вернулись домой, и рассказали Харису обо всём увиденном и услышанном.

Харис, не медля, отправился в дорогу и взял выкуп за сына. С ним пошёл и его брат Кааб. Прибыв в Мекку, они направились к Мухаммаду (мире ему и благословение) и сказали ему:

«О, сын Абдул Муталиба, вы - соседи Аллаха, помогаете каждому, кто просит помощи, кормите голодных, помогаете тем, кто оказался в беде. Мы пришли за нашим сыном, который у тебя и привезли с собой достаточно средств, дабы выкупить его. Снизойди же к нашей просьбе и проси взамен, что пожелаешь».

Мухаммад (мир ему и благословение) спросил: «А кто ваш сын, о котором вы говорите?». «Это мальчик по имени Зайд ибн Харис». «А если ли у вас что-нибудь лучше выкупа?», - спросил Мухаммад (мир ему и благословение). «Что же это?» , - спросили братья.

«Пусть он сам выберет между нами. Если выберет вас, можете забрать его без выкупа. Но если он выберет меня, то, клянусь Аллахом, я соглашусь с этим!». Они сказали: «Ты поступаешь более чем справедливо».

Мухаммад (мир ему и благословение) позвал Зайда и спросил его, указывая на пришедших, кто это?

Зайд ответил: «Это мой отец Харис ибн Шурахбил, а это мой дядя Кааб».

Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Если хочешь, можешь пойти с ними, если хочешь, оставайся со мной» . Не раздумывая, Зайд ответил, что останется.

Отец Зайда воскликнул: «Горе тебе, о, Зайд! Ты предпочёл рабство твоим отцу и матери?». «Я вижу в нём нечто благое и никогда не расстанусь с ним», - ответил Зайд.

Когда Мухаммад (мир ему и благословение) увидел, как ответил Зайд, то взял его за руку и привёл к священному месту «байт аль-харам», встал рядом с ним возле камня, где было много курайшитов и сказал: «О, курайшиты, я свидетельствую, что он мой сын, и мой наследник».

После такого заявления отец и дядя Зайда успокоились и со спокойной душой вернулись в свои земли. С того дня Зайда ибн Хариса стали называть Зайд ибн Мухаммад (мир ему и благословение). Так звали его, пока к Мухаммаду (мир ему и благословение) не пришло откровение, и Ислам не отменил усыновление. Был ниспослан аят:

ادعوهم لأَبَآئِهِمْ

(Смысл): «Называйте их по отцам их» (сура «аль-Ахзаб», аят 5).

После этого его стали звать как и прежде - Зайд ибн Харис.

Когда Зайд ибн Харис предпочёл Мухаммада (мир ему и благословение) отцу и матери, он ещё не догадывался, какое приобретение для себя сделал, а также не знал, что господин, которого он выбрал, есть Господин предыдущих и последующих, посланный к людям. Ни о чём подобном Зайд и не думал, поистине это милость Аллаха, которую Он даёт кому пожелает. После выбора Зайда прошло совсем немного времени, как на Мухаммада (мир ему и благословение) было возложено Всевышним Пророчество истинной религии. Зайд стал доверенным в его тайны и предводителем в боевых походах, а также одним из наместником в Медине в отсутствие Пророка (мир ему и благословение).

Переселение в Таиф (город на западе Саудовской Аравии).

Когда Пророк (мир ему и благословение) отправился в Таиф вместе с Али ибн Абу-талибом, с ними отправился и Зайд ибн Харис. В Таифе её жители стали притеснять Пророка (мир ему и благословение), закидывать его камнями. Зайд защищал Пророка (мир ему и благословение) своим телом и поранил голову.

Женитьба Зайда.

Пророк (мир ему и благословение) женил Зайда на своей двоюродной сестре Зайнаб бинт Джахши. Но Зайд развёлся с ней, затем Пророк (мир ему и благословение) сам женился на ней. А Зайда женил на Уму кульсум бинт ‘Укбат. В Медине люди стали спрашивать, как мог Мухаммад (мир ему и благословение) жениться на женщине, которая была женой его сына? Но Всевышним было ниспослано откровение об отмене усыновления и повеление о женитьбе на Зайнаб после истечения срока идды.

Зайд и Пророк (мир ему и благословение).

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) и Зайд ибн Харис очень любили друг друга. В отсутствии Зайда Пророк (мир ему и благословение) сильно скучал по нему, а по возвращении радовался, встречая его.

Все мусульмане стали называть Зайда, «любимец Посланника Аллаха (мир ему и благословение)». Затем, когда у Зайда родился сын Усама, его тоже стали называть ««любимец Посланника Аллаха (мир ему и благословление) и сын любимца».

Достоинство Зайда.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Я вошёл в рай и встретил молодую гурию, я спросил, для кого ты? Она ответила: для Зайда ибн Хариса» . Ещё Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Вы не вините меня за то, что я люблю Зайда». А также Пророк (мир ему и благословление) говорил: Клянусь Аллахом, Зайд Ибн Харис был достоин порученного ему дела и был моим любимцем среди людей».

Участие Зайда в боевых походах с Пророком (мир ему и благословение).

Зайд ибн Харис участвовал в сражениях при Бадре, Ухуде, Хандаке, Худайбияте, Хайбаре. Он был хорошим стрелком и Пророк (мир ему и благословение) отправлял его в боевые походы. Первый поход был к «Фардат», в этом бою он в первый раз был предводителем. Затем отправил его к «Джамум», затем к «Аийс», затем были «Тараф», «Хашими» , «Фазафиз» и другие.

Смерть Зайда ибн Хариса.

В восьмом году по хиджре Аллах пожелал проверить Пророка (мир ему и благословение), отлучив его от Зайда.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) послал аль-Хариса ибн Умайра аль-Азди со своим посланием к правителю Бусры, призывая его к Исламу. Когда аль-Харис прибыл к местности Муътат, что на востоке Иордании, один из амиров гассанидских эмиров Шурахбил ибн Амру напал на него, на аль-Хариса надели кандалы, а потом казнили. Это очень огорчило Пророка (мир ему и благословение) и разгневало.

После этого было собрано войско из трех тысяч воинов на бой в местности Муътат. Предводителем войска Пророк (мир ему и благословление) назначил Зайда и сказал, если Зайд погибнет, то предводителем будет Джаафар ибн Абу-талиб, после него Абдулла ибн Раваха, если и он погибнет, пусть мусульмане сами себе выберут предводителя.

Когда войско прибыло в местность Маан, король римлян Ираклий поднял войска с количеством 100 тысяч воинов на защиту гассанидов и прибавил еще 100 тысяч язычников из арабов. Это войско расположилось недалеко от мусульман.

Мусульмане провели две ночи в Маане, советуясь о дальнейших действиях. Один из них сказал: мы отправим послание к Пророку (мир ему и благословение) о сложившейся ситуации, о количестве противников, и будем ждать его повеления. Другой сказал: клянусь Аллахом, о, люди, мы сражаемся вовсе не количеством и не силой, а нашей верой. Направляйтесь туда, куда вы и шли, ведь Аллах обещает каждому из вас одно - или победу или смерть шахида.

Два войска сошлись в местности Муътат . Мусульмане вели такой ожесточённый бой, что противники были очень удивлены. Их сердца переполнились уважением к трехтысячному войску, которое вышло против двухсоттысячной армии.

С отвагой сражался Зайд под флагом Посланника (мир ему и благословение), пока не пронзили его тело сотней копий, и он пал шахидом, обливаясь кровью. Ему было пятьдесят пять лет.

Затем знамя перешло к Джаафару ибн Абу-талибу, он также, отстаивая знамя мусульман, пал шахидом. Затем Абдулла ибн Равах возглавил войско, и также, сражаясь, пал шахидом. После него люди выбрали предводителем Халида ибн Валида, который незадолго до этого принял Ислам, и он спас войско от казавшегося неизбежным поражения.

До Пророка (мир ему и благословение) дошла весть о сражении в Муътате и о гибели трёх назначенных им предводителей. Сильно опечалившись, Пророк (мир ему и благословение) отправился к их родным и выразил соболезнование. Когда он дошёл до дома Зайда ибн Хариса, навстречу вышла его маленькая дочь. И Пророк (мир ему и благословление) громко заплакал. Сааду ибн Убадат спросил: «Что с тобой, о, Посланник Аллаха (мир ему и благословение)?». Пророк (мир ему и благословление) ответил: «Это любящий оплакивает любимца».

«О Господь мой, если Ты лишаешь меня этого добра, то не лишай этого моего сына Саида».

(Отец Саида Зайд)

Вдали от людской суеты Зайд Ибн Амру Ибн Нуфайл наблюдал за курайшитами, которые отмечали один из своих праздников. Он видел мужчин в дорогих йеменских накидках, на головах которых были намотаны богатые чалмы, сделанные из тафты. Он видел женщин и детей, одетых в роскошные одежды, празднично разукрашенные. Пастухи гнали скот, украшенный разноцветными покрывалами и попонами, чтобы принести их в жертву рядом со своими идолами.

Прислонившись спиной к стене Каабы, Зайд обратился к ним:

О народ курайшитов! Овец создал Аллах. Он ниспослал им дождь с неба, чтобы они напились, и Он вырастил для них траву на земле, чтобы они насытились. А вы приносите их в жертву не во имя Его. Я вижу, что вы невежественный народ.

К нему подскочил его дядя аль-Хаттаб, отец Умара Ибн аль-Хаттаба, и ударил его по лицу со словами:

Да пропади ты пропадом! Мы выслушивали от тебя весь этот бред и терпели его. Однако теперь наше терпение истощилось.

После этого он настроил против Зайда неразумных людей из своего племени, которые подвергли его долгим и тяжёлым мучениям. Зайд был вынужден бежать из Мекки и скрываться на горе Хира. Аль-Хаттаб поручил группе курайшитской молодёжи следить за ним и не пускать в Мекку. Поэтому Зайду пришлось проникать в Мекку тайком.

По секрету от курайшитов Зайд Ибн Амру Ибн Нуфайл встретился с Варакой Ибн Науфалом, Абдуллой Ибн Джахшем, Усманом Ибн аль-Харисом и дочерью Абдель Мутталиба Умаймой, тёткой Мухаммада Ибн Абдуллы. Они вместе рассуждали по поводу той глубины заблуждений, в которые впали арабы.

Зайд сказал своим соратникам:

Клянусь Аллахом, вам следует уяснить, что у вашего народа нет ничего за душой. Они исказили религию Ибрахима и нарушили её заветы. Изберите же для себя религию, которую бы вы исповедовали, если вы хотите спастись.

Четыре человека обратились к известным учёным из иудеев, христиан и представителям других религиозных общин, пытаясь найти у них истинную религию Ибрахима.

Варака Ибн Науфал принял христианскую веру. Что же касается Абдуллы Ибн Джахша и Усмана Ибн аль-Хариса, то они так ни к чему определённому и не пришли.

С самим же Зайдом Ибн Амру Ибн Нуфайлом произошла интересная история, о чём мы предпочитаем, чтобы он рассказал сам. Вот повествование Зайда:

«Ознакомившись с иудаизмом и христианством, я затем отказался от них, поскольку не нашёл того, чему можно доверять. После этого я напряжённо и повсюду начал разыскивать общину религии Ибрахима, пока не попал в аш-Шам. Мне говорили, что там проживает монах, владеющий знаниями Книги. Разыскав его, я изложил ему своё дело. Выслушав меня, он сказал:

Я вижу, что тебе нужна религия Ибрахима, о мекканский брат. Не так ли?

Да, это как раз то, чего я хочу, - ответил я.

Ты ищешь религию, которой ещё нет сегодня, - сказал монах, - возвращайся к себе домой. Аллах ниспошлёт из вашего народа того, кто обновит религию Ибрахима. Когда ты узнаешь этого человека, то держись него.

Зайд отправился в обратный путь в Мекку, спеша найти возвещённого Пророка.

Когда он был в дороге, Аллах послал Своего пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, с религией правильного пути и истины. Однако Зайд не успел увидеть его, так как подвергся нападению кочевых арабов, которые убили его, ещё до того, как он достиг Мекки, лишив его удовольствия лицезреть посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Уже будучи при смерти, Зайд обратил свой взор к небу и воззвал:

О Господь мой, если Ты лишил меня этого добра, то не лишай этого моего сына Саида.

Всевышнему Аллаху было угодно ответить на мольбу Зайда. Как только посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, начал призывать людей к Исламу, Саид Ибн Зайд оказался в числе первых, кто уверовал в религию Аллаха и приняли миссию Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

В этом не было ничего удивительного, поскольку Саид воспитывался в доме, где осуждались заблуждения курайшитов, и он рос под влиянием своего отца, который всю свою жизнь непрестанно искал истину...

Даже будучи при смерти, он также упорно и настойчиво стремился к ней...

Саид не один принял Ислам. Вместе с ним в исламскую веру перешла его жена Фатима, дочь аль-Хаттаба и сестра Умара Ибн аль-Хаттаба.

Курайшитский юноша претерпел столько страданий и унижений от своих соотечественников, что этого с лихвой хватило бы, чтобы отвратить его от новой религии. Однако курайшиты не только не смогли заставить его отказаться от своей религии, но, наоборот, он со своей женой обратил в Ислам одного из самых солидных и грозных курайшитов - Умара Ибн аль-Хаттаба. Именно благодаря им он принял исламскую веру.

Саид Ибн Амру Ибн Нуфайл всю свою энергию молодости посвятил служению Исламу. Он принял Ислам, когда ему ещё не исполнилось и двадцати лет. Вместе с посланником Аллаха он принял участие во всех военных походах и кампаниях, кроме битвы при Бадре, так как именно в это время он был занят выполнением важного поручения Пророка.

Вместе с другими мусульманами Саид участвовал в свержении трона хосроя и сокрушении господства византийского императора. Во всех битвах мусульман, где сражался Саид, он проявлял чудеса стойкости, мужества и отваги.

Одним из блестящих подвигов Саида были его действия в битве при Ярмуке. Предоставим же слово самому герою, чтобы он рассказал нам часть из тех событий, которые произошли в этот день.

Итак, Саид Ибн Амру Ибн Нуфайл повествует:

«В день битвы при Ярмуке нас было что-то около двадцати четырёх тысяч, а выступившая против нас армия византийцев насчитывала сто двадцать тысяч воинов. Подобно громадной горе, армия противника огромной массой наступала на нас, как будто управляемая невидимой рукой. Впереди солдат с распятиями в руках шли епископы, патриархи и священники, громко читая молитвы, а огромная армия повторяла их, что производило впечатление раскатов грома.

Когда мусульмане увидели приближение этой огромной силы, то их поразило огромное число врагов, и в сердца закралось чувство страха перед ними.

Тогда перед мусульманами встал Абу Убайда Ибн аль-Джаррах и, стремясь вдохновить их на бой, сказал:

О слуги Аллаха! Помогайте Аллаху, и Он придёт к вам на помощь, ниспослав вам стойкость. О слуги Аллаха! Будьте стойкими, ибо стойкость - средство спасения от неверия, и это поможет обрести вам благосклонность Аллаха и избежать позора. Направьте же ваши копья на врага и прикройтесь щитами. Ничего не говорите, кроме поминания Всевышнего и Всемогущего Аллаха в ваших душах, пока я командую вами с позволения Аллаха».

Саид продолжал свой рассказ:

«После этого из рядов мусульман вышел один человек и сказал Абу Убайде:

Я твёрдо решил умереть в этот час. Есть ли у тебя что-нибудь, что ты хотел бы передать посланнику Аллаха?

Абу Убайда ответил:

Да, передай ему от меня и от всех мусульман наше приветствие и скажи ему: “О, посланник Аллаха! Мы узнали, что обещанное нам нашим Господом есть сущая истина”».

«Услышав его слова и увидев, как он выхватывает свой меч из ножен, бросившись навстречу врагам Аллаха, я тут же крепко упёрся коленями в землю. Затем я выставил вперёд своё копьё и пронзил первого вражеского всадника, подскочившего к нам. После этого я ринулся на врага, и Аллах изгнал страх из моего сердца. Мусульмане яростно и отважно атаковали византийцев и героически продолжали сражаться до тех пор, пока Аллах не даровал правоверным победу».

После этого Саид Ибн Зайд участвовал в покорении Дамаска. Когда его население подчинилось мусульманам, Абу Убайда Ибн аль-Джаррах назначил Саида наместником в Дамаске, который стал, таким образом, первым мусульманским правителем в нём.

Во времена омеййадов с Саидом Ибн Зайдом случилась история, о которой потом долгое время вспоминали жители Йасриба.

Дочь Увайса Арва заявила, что Саид Ибн Зайд захватил часть её земли и присоединил к своей. Она повсюду начала рассказывать об этом любому встречному мусульманину. Затем Арва направила свою жалобу по этому поводу Марвану Ибн аль-Хакаму и в Медину. Для разбирательства Марван послал к Саиду своих людей. Попав в сложную ситуацию, сподвижник посланника Аллаха сказал:

Они считают, что я её притесняю! Это каким же образом? Я сам слышал слова посланника Аллаха: Тот, кто вероломно присвоит хотя бы пядь земли, в день Воскресения будет окружён со всех сторон семью стенами. О Боже, она говорит, что я поступил с ней несправедливо! Если она лжёт, то пусть ослепнет и упадёт в тот самый колодец, из-за которого она затеяла тяжбу со мной. Ярче моего права только свет, который покажет мусульманам, что я её нисколько не обидел и был справедлив.

После этого прошло совсем немного времени, как по долине Акик пронёсся мощный сель, подобного которому люди никогда раньше в этой долине не видели. Этот поток обнажил границу участков, по поводу которой разгорелся спор. Мусульманам стало ясно, что Саид был прав.

Едва прошёл месяц после этого, как женщина ослепла. Расхаживая по своей земле, она случайно упала в этот самый колодец.

Абдулла Ибн Умар сказал:

Когда мы были мальчиками, то слышали, как один человек сказал другому: «Чтоб Аллах ослепил тебя, как Он ослепил Арву!»

Ничего удивительного в этом нет, поскольку посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: Страшитесь мольбы обиженного, так как между ней и Аллахом нет преграды.

Иначе каким же образом мог стать обиженный Саид Ибн Зайд одним из десяти проповедников Рая?!

Имя Зайда ибн Хариса в источниках фигурирует как вольноотпущенник пророка Мухаммада ﷺ . Необходимо отметить, что Зайд не был с рождения рабом, а стал им вследствие на­па­де­ния племени аль-Кайн на племя бану Ма‘ан, где в это время он со своей матерью Су‘адой на­хо­дил­ся у . По сведениям других источников, нападение на них произошло по пути к родственникам . Похитители выставили мальчика на продажу на ярмарке ‘Указ, где его за 400 дирхемов купил один из богатых курайшитских вождей Хаким ибн Хизам ибн Хувайлид. Кроме Зайда он приобрёл ещё группу мальчиков и вернулся с ними в Мекку. Хаким ибн Хизам ибн Хувайлид предложил своей тёте Хадидже бинт Хувайлид выбрать себе одного из мальчиков в качестве подарка от него . Её выбор пал на Зайда ибн Хариса .

После того как Хадиджа вышла замуж за пророка Мухаммада ﷺ , она подарила ему Зайда в качестве подарка. Об этом узнали отец и дядя Зайда, которые явились к Пророку ﷺ с про­сь­бой выкупить его. Тогда пророк Мухаммад ﷺ предоставил Зайду право выбора - уйти со своими родственниками или остаться с ним. Зайд предпочёл остаться с Пророком . После этого Божий посланник встретился со знатными курайшитами и сказал: «Засвидетельствуйте, что это - мой сын и законный наследник ». Все это происходило ещё до начала исполнения им его пророческой миссии, и после этого Зайда стали называть Зайдом ибн Мухаммадом. С воз­ник­но­ве­ни­ем ислама и отмены усыновления его снова стали называть Зайдом ибн Харисой . Таким образом, происхождение Зайда ﷺ и его родословная не имела отношение к рабскому сословию. Он стал рабом в результате определённых обстоятельств.

Женитьба на Зайнаб и развод с ней как причина новых установлений ислама

Однако среди арабов такой подход к пониманию происхождения человека не учитывался в общественных взаимоотношениях. Это мо­ж­но проследить на примере сватовства вольноотпущенника Зайда к дочери тети пророка Мухаммада ﷺ Зайнаб бинт Джахш . Несмотря на то, что сам Пророк ﷺ выступал в качестве свата в заключении этого брачного союза, родственники Зайнаб были про­тив этого брака, апеллируя к тому, что Зайд был рабом. Своими действиями Пророк ﷺ хотел упразднить обычаи , согласно которым свободные женщины не могли выходить замуж за бывших рабов . Несмотря на это препятствие Зайнаб вы­шла замуж за Зайда , что по сути, искореняло обычай невежества и социальное неравенство.

Спустя короткий период, ввиду определённых семейных разногласий, Зайд попросил разрешения Пророка ﷺ с Зайнаб . Пророк Мухаммад ﷺ настоятельно советовал Зайду проявить терпение и богобоязненность и не разводиться с женой: Уде­р­жи свою жену при себе и побойся Аллаха. . В результате постоянных разногласий брачный союз между Зайнаб и Зайдом вскоре распался. После того как они расстались пророк Мухаммад ﷺ женился на Зайнаб . Женитьба на ней была повелением Господа. По утверждению мусульманских богословов, заключить этот брак Пророка ﷺ обязал Сам Аллах, не оставивший ему никакого выбора: Мы женили тебя на ней после того, как Зайд оставил её. . После женитьбы Пророка ﷺ на Зайнаб окончательно прекратилась практика усыновления, хотя по этому поводу было ниспослано другое кораническое откровение: Зовите их (приемных детей) по именам их отцов. Это более справедливо перед Аллахом. Если же вы не знаете их отцов, то они являются вашими и вашими близкими. . В приёмные дети пользовались среди арабов такими же правами, как родные, и по своему положению ничем от них не отличались .

Брак между Пророком ﷺ и Зайнаб положил также начало возможности жениться на бывших женах приёмных сыновей: Мы же­ни­ли тебя на ней, чтобы верующие не испытывали никакого стеснения в отношении жён своих приёмных сыновей после того, как те удовлетворят с ними свое желание. . Таким образом, история с Зайдом стала прецедентом запрета практики усы­нов­ле­ния в исламе и возможности жениться на бывших жёнах приёмных детей.

Любимец и спутник Пророка

По сведениям некоторых источников, Зайд был любимцем Пророка ﷺ . Когда Зайд долгое время отсутствовал, Пророк ﷺ очень скучал по нему и радовался, когда он появлялся вновь, встречая его, как никого другого .

Зайд сопровождал пророка Мухаммада ﷺ в тяжелейшие периоды в его проповеднической деятельности. Одним из самых тяжелых среди них был призыв к исламу жителей г. Таифа. Когда, однажды жена Пророка ‘Аиша спросила его был ли какой-нибудь для него более тяжким, чем день битвы при Ухуде он ответил: «Мне пришлось претерпеть от твоих соплеменников многое, но самым тяжким из всех был день ‘Акабы … » (название места близ Таифа) . Здесь имеется ввиду случай, когда жители Таифа забрасывали Пророка ﷺ камнями. В это время Зайд своим телом заслонял его и, истекая кровью, принимал удары на себя .

Участие в сражениях

Зайд ибн Хариса участвовал в битвах при Бадре, Ухуде, и других сражениях . Когда Пророк ﷺ отправился в поход на Му­рай­си‘, то оставил Зайда в Медине вместо себя. Наряду с этим Зайд принимал участие в качестве командира в таких битвах, как Карада, Джамум, Ийс, Тарафа, Хисма и Умму Кирфа.

Зәйд ибне Хәрисә Род
деятельности:
участник сражений мусульман и язычников Пол: Муж. Рождение: (0588 ) , Саудовская Аравия Смерть: , Мута Сражения: Битва при Бадре , Битва при Муте Отец: Харис ибн Шурахиль ибн Абдаль-Узза Мать: Суада бинт Салаба Супруги: Умм Аймун,
Зайнаб бинт Джахш Дети: Усама ибн Зайд (англ.) русск. Связанные события: Хиджра , Связанные персоналии: Мухаммед Дополнительная информация: приёмный сын пророка Мухаммеда, первый мужчина принявший ислам

Зайд ибн Ха́риса ибн Шура́хи́ль ибн Абдаль-Узза или Зейд ибн Хариса (араб. زيد بن حارثة بن شراحيل بن عبد العزى ‎‎) ( (0588 ) , Саудовская Аравия - , Мута) - сподвижник пророка Мухаммеда , его приемный сын и вольноотпущенник . Упоминается в Коране , в 37 аяте суры "Аль-Ахзаб" .

Биография

Попав в раннем детстве в плен Зайд ибн Хариса был выкуплен Хакимом ибн Хазамом и подарен Хадидже бинт Хувайлид, а выйдя замуж за пророка Мухаммеда, Хадиджа отдала Зайда своему мужу. Зайд был вторым человеком принявших ислам , а после него это сделала его жена Умм Аймун . Зайд ибн Хариса был одним из самых любимых сподвижников пророка Мухаммада .

Усыновление

До начала пророческой миссии, пророк Мухаммад объявил Зайда своим сыном и наследником. После усыновления его звали Зайд ибн Мухаммад, пока не был ниспослан аят Корана запрещающий давать приёмным детям имена их опекунов

Переселение в Таиф

Когда пророк Мухаммед отправился в Таиф вместе с Али ибн Абу Талибом , вместе с ними был и Зайд ибн Хариса. Жители Таифа не приняли их, стали притеснять и закидывать камнями. Зайд защищал пророка Мухаммеда своим телом и поранил голову.

Женитьба на Зайнаб бинт Джахш

С усыновление связана история женитьбы пророка Мухаммада на Зайнаб бинт Джахш, которая до этого была женой Зайда. Факт женитьбы на жене приёмного сына очень не понравился мекканским язычником, но не противоречил шариату . Этим браком пророк Мухаммад показал своё пренебрежение языческим законом и верховенство исламского. Ещё одним поводом для нападок со стороны многобожников было то, что Зайд был рабом, хоть и бывшим, а Зайнаб происходила из знатной семьи. По мекканским законам такой брак между людьми разных сословий не был возможен, но это никак не остановило брак между Зайдом и Зайнаб. Стоит также отметить, что разница в происхождении послужило причиной для развода Зайда, который так и не смог приспособиться к такому брачному союзу.

Об истории женитьбы Зайда на Зайнаб бинт Джахш говорится в Коране.

Вот ты сказал тому, кому Аллах оказал милость и кому ты сам оказал милость (Зейду, сыну Харисы): «Удержи свою жену при себе и побойся Аллаха». Ты скрыл в своей душе то, что Аллах сделает явным, и ты опасался людей, хотя Аллах больше заслуживает того, чтобы ты опасался Его. Когда же Зейд удовлетворил с ней свое желание (вступил с ней в половую близость или развелся с ней), Мы женили тебя на ней, чтобы верующие не испытывали никакого стеснения в отношении жен своих приемных сыновей после того, как те удовлетворят с ними свое желание. Веление Аллаха обязательно исполняется!

Военная деятельность

Сражения пророка Мухаммеда
  • - Абва · Буват · Сафаван · Аль-Ашир
  • - 1-й Бадр · Кудр · Савик · Бану Кайнука
  • - Гатафан · Бахран
  • - Ухуд · Аль-Асад · Бану Надир · Неджд
  • - 2-й Бадр · 1-й Джандаль · Битва у рва · Бану Курайза · 2-й Бану Лахьян
  • - Бану Мусталик · Худайбия · Хайбар · Фидак · 3-я Кура · Дат аль-Рика · Бану Бакра

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия