Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия

18 мая 2012 г. - 140 лет со дня рождения Бертрана Артура Уильяма Рассела
(англ. Bertrand Arthur William Russell, 3rd Earl Russell; 18 мая 1872 года — 2 февраля 1970 года) — английского математика, философа и общественного деятеля.

Bertrand Russell (1916).

Всю мою жизнь пронизывали три страсти, простые, но неодолимые в своем могуществе: жажда любви, тяга к знанию и мучительное сочувствие к страданиям человечества . Как могучие ветры, носили они меня над пучиною боли, увлекая из стороны в сторону и порой доводя до отчаяния.
Я искал любви, прежде всего потому, что от нее душа кипит восторгом, безмерным восторгом — за несколько таких часов не жаль пожертвовать всей жизнью. Я искал любви и потому, что она прогоняет одиночество, страшное одиночество трепещущего сознания, чей взор устремлен за край Вселенной, в непостижимую безжизненную бездну. Наконец, я искал любви и потому, что в единении двух видел, словно на заставке таинственной рукописи, прообраз рая, открывавшегося поэтам и святым. Вот что я искал и вот что в конце концов обрел, хоть это и напоминает чудо.
С не меньшей страстью я стремился к знанию. Я жаждал проникнуть в человеческое сердце. Жаждал узнать, почему светят звезды. Стремился разгадать загадку пифагорейства — понять власть числа над изменяющейся природой. И кое-что, правда совсем немного, мне удалось понять.
Любовь и знания — когда они давались в руки — влекли меня наверх, к небесной выси, но сострадание возвращало вновь на землю. Крики боли эхом отдавались в сердце: голодающие дети, жертвы насилия, беспомощные старики, ставшие ненавистным бременем для собственных детей, весь этот мир, где бескрайнее одиночество, нищета и боль превращают человеческую жизнь в пародию на самое себя. Я так хотел умерить зло, но был не в силах, и я сам страдаю.
Такова была моя жизнь. Ее стоило жить, и если бы я мог, охотно прожил бы ее сначала.

Бертран Рассел. Автобиография. Ради чего я живу

Расселл, как и Вольтер, был "смеющимся философом" своего поколения. У него было лицо веселого оживленного эльфа и худое аристократическое тело. Непочтительный ни к каким авторитетам ум и магнетизм натуры были частью его ненасытного аппетита к жизни. Вместе с тем, он был, как и Вольтер, необыкновенно страстным человеком. На некоторых газетных фотографиях, сделанных во время его яростных выступлений, он выглядел, как ангел-мститель. На протяжении всей своей жизни Расселл резко критиковал традиционные взгляды во всех сферах человеческой жизни, начиная с секса, образования, религии, и кончая правами женщин, политикой и гонкой ядерных вооружений.
Расселл родился в одной из старейших и известнейших семей в Англии.

Бертран Артур Уильям Рассел родился в Треллеке (Уэльс) 18 мая 1872 года. Он рано остался без родителей и воспитывался суровой и аскетической бабушкой-пресвитерианкой.


John Russell, Viscount Amberley (1842-1876). Отец Бертрана Рассела.
Он жил в тени своего отца, известного государственного деятеля графа Рассела. Тем не менее, он был членом парламента с 1865 по 1868 год, когда поддержка проекта контроля над рождаемостью уничтожила любые шансы продолжения им общественной жизни. Затем он обратился к литературной деятельности. Он не отличался крепкой конституцией, постоянно страдал от бронхита, и рано умер от горя после смерти его жены и дочери в 1874 году от дифтерии


Lowes Cato Dickinson. John Russell, 1st Earl Russell (8 августа 1792 — 28 мая 1878). Лорд Джон Рассел - дед Бертрана Рассела, 1й граф Рассел— британский государственный деятель, 32-й и 38-й премьер-министр Великобритании с 1846 по 1852 гг. и с 1865 по 1866 гг., лидер вигов. Бертран помнил своего деда добрым стариком инвалидом, который проводил свои дни за чтением Hansard.


Lady Stanley of Alderley. Грозная леди Стэнли - дама из восемнадцатого века, по словам ее внука".


Lady John Russell, Frances Anna Maria Elliot Russell - бабушка Бертрана.

Когда мне исполнилось четырнадцать лет, ограниченность бабушкиных умственных горизонтов стала меня раздражать, а пуританские взгляды на мораль казаться крайностью. Но в детские годы на ее великую ко мне привязанность и неустанную заботу о моем благополучии я отвечал горячей любовью, и все это вместе давало мне великое чувство защищенности, столь необходимое детям. Помню, как я лежу в постели — мне года четыре, может быть, пять, и мысль о том, какой это будет ужас, когда бабушка умрет, не дает мне уснуть. Но когда она и в самом деле умерла — я был тогда уже женат, — я принял это как должное. Однако сейчас, оглядываясь назад, понимаю, что с возрастом я все больше ощущал, как сильно она повлияла на мое формирование. Ее бесстрашие, заботу об общественном благе, презрение к условностям, равнодушие к господствующему мнению я всегда вменял ей в заслугу, они вызывали у меня восхищение и желание подражать им. Бабушка подарила мне Библию, на форзаце которой написала свои любимые изречения, там было и такое: "Не следуй за большинством на зло”* Благодаря этим словам, исполненным для нее особого смысла, я никогда не боялся оказаться среди тех, кто остается в меньшинстве

Бертран Рассел. Автобиография


Katharine Russell, Lady Amberley (1842-1874), дочь лорда Стэнли Alderley, вышла замуж за виконта Amberley в 1864 году, родила троих детей между 1865 и 1872 гг., из которых Бертран был последним. Как и ее муж, она выступала за контроль над рождаемостью, свободу вероисповедания и даже за свободную любовь. Она умерла, когда Бертран был слишком мал, чтобы помнить ее. Рассел описал свою мать как "энергичную, живую, остроумную, серьезную, оригинальную, и бесстрашную"


"Frank", John Francis Stanley Russell (1865-1931) - старший брат Бертрана Рассела и его сестра Rachel (1868-1874). В июле 1874 г. Rachel (в возрасте 6 лет) и мать Бертрана умерли от дифтерии.


Пембрук Lodge, в Ричмонд-парке - дом, в котором прошло детство Рассела, был предоставлен королевой Викторией лорду Джону Расселу и его жене в 1847 году в качестве награды за заслуги перед нацией .

Бертран рос застенчивым и чувственным ребенком и страдал от того, что совершал, как он сам считал, много "грехов".


Рассел в 1876 году, в котором он остался сиротой, в возрасте четырех лет


«Берти», как записано в фотоальбоме его тети Агаты

В 18-летнем возрасте Расселл отверг религию и поступил в Тринити-колледж Кембриджского университета в 1890 году, где стал изучать математику, чтобы понять, "можно ли в этом мире хоть что-то познать". Это превратилось в дело всей его жизни. Он познакомился с молодым Джорджем Эдвардом Муром и попал под влияние Альфреда Норта Уайтхеда, который рекомендовал его "Кембриджским апостолам".


Russell in 1893 as a BA in mathematics at Trinity College, Cambridge

В 20-летнем возрасте он влюбился в 15-летнюю Alys Pearsall Smith.


Alys Russell (Pearsall Smith) 1892

Элис жила в Филадельфии и была родом из известной квакерской семьи. Расселл решил, что непременно женится на Эллис, и впервые поцеловал ее через 4 месяца после того, как сделал ей предложение. Против этого активно выступила его бабушка, которая называла Элис не иначе как "воровкой детей" и "хитроумной и коварной женщиной". Молодые люди, тем временем, стали активно обсуждать вопрос о том, как часто они будут заниматься сексом, когда станут мужем и женой. Они, тем не менее, удержались от соблазна и не потеряли девственности вплоть до своей женитьбы в 1894 году.
Некоторые сексуальные проблемы, возникшие после женитьбы, удалось быстро решить. Элис считала, что секс дан женщине Богом в наказание, а Расселл даже "не посчитал нужным" спорить по этому вопросу. Они оба верили в свободную любовь, но ни один из них ее не практиковал: первые пять лет их супружеской жизни были счастливыми и высоконравственными.


Bertrand Russell, Alys Russell 1895

Примерно в 1901 году, однако, Расселл влюбился в Эвелину Уайтхед, одаренную жену своего соавтора А.Н.Уайтхеда. Их отношения были чисто платоническими, но так повлияли на Расселла, что он пересмотрел многие из своих прежних взглядов. Во время велосипедной прогулки, которую он совершал в полном одиночестве, он вдруг осознал, что не любит Элис, и тут же ей в этом признался. Позже он написал: "Я не хотел быть жестоким по отношению к ней, но в те дни я считал, что в интимной жизни нужно всегда говорить правду". На протяжении последующих девяти лет Расселл и Элис старательно сохраняли видимость счастливой семейной жизни, но занимали при этом разные спальни и были необыкновенно несчастными. Расселл далее написал: "Примерно дважды в год я пытался восстановить наши сексуальные отношения, чтобы облегчить ее страдания, но она меня больше не привлекала, и эти попытки были безуспешными".
В 1910 году Расселл познакомился с леди , женой члена парламента от либеральной партии Филипа Моррелла. Расселл описал леди Оттолин так: "Она была очень высокой, с длинным тонким лицом, немного похожим на лошадиное, и у нее были великолепные волосы".


Леди Оттолайн Моррелл


Леди Оттолайн Моррелл

Они тщательно скрывали свои сексуальные отношения, поскольку Оттолайн не хотела уходить от мужа и не желала поставить его в неловкое положение. Филипп знал о их связи и высоко ценил их благоразумие и скрытность. В том же году Расселл оставил Элис. Они встретились вновь только в 1950 году как "хорошие знакомые". Расселл позже признался: "Оттолайн почти уничтожила во мне пуританина". Несмотря на их частые бурные ссоры, они оставались любовниками до 1916 года и близкими друзьями до ее смерти в 1938 году.
Расселл перестал быть пуританином. После 1910 года он уже никогда не вел моногамный образ жизни до глубокой старости, хотя и был женат еще три раза. Его частная жизнь была настоящим хаосом серьезных романов, легкого флирта и ничего не значащих сексуальных связей, и все это постоянно грозило вылиться в шумный и бурный скандал. Этого, к счастью, не произошло. В своих письмах Оттолайн и другим своим любовницам он честно рассказывал о существовании в его жизни других женщин. Его любовницы, однако, на удивление спокойно относились как к его похождениям, так и друг к другу.

Бертран Рассел никогда не был истинной частью группы блюмсберийцев. Хотя он и разделял ее пацифизм, атеизм, антиимпериализм и общие прогрессивные идеи, он презирал ее апатическое уныние: она же в свою очередь отринула его. Он думал, что Стрейчи извратил “Принципы” Мура для того, чтобы оправдать гомосексуализм. Во всяком случае, он чувствовал, что книга была низкопробной. “Я тебе не нравлюсь, ведь так, Мур?” - спрашивал он. Мур ответил после продолжительного и добросовестного размышления: “Нет”. Примечательно, что Рассел, в отличие от Стрейчи, действительно боролся за пацифизм во время Большой войны и попал за это в тюрьму. Он прочел “Выдающиеся викторианцы” в тюрьме “Брикстон” и смеялся “настолько громко, что сторож подошел к моей камере и сказал, чтобы я не забывал о том, что тюрьма - это место для наказания”. Но его обдуманный приговор состоял в том, что книга была поверхностной, “пропитанной сентиментализмом старомодной девической школы”. Со своими четырьмя браками, своим ненасытным волокитством, пятьюдесятью шестью книгами на самый широкий круг тем, охваченных когда-либо одним автором, со своим неизлечимым стремлением к активному участию, Рассел обладал более твердой закалкой, чем кто-либо из группы блюмсберийцев.


Bertrand Russell 1894

Рассел является автором множества работ в области математической логики. Важнейшая из них — «Начала математики» (1910—1913) (в соавторстве с А. Уайтхедом) — доказывает соответствие принципов математики принципам логики и возможность определения основных понятий математики в терминах логики. Отмечалось, что вклад Рассела в математическую логику является наиболее значительным и фундаментальным со времен Аристотеля.

Рассел считал, что философию можно сделать наукой (а к этому понятию он относил только технические науки), выразив её основные построения в терминах логики. Этому был посвящен ряд его работ. Такому же детальному анализу была подвергнута и психология.

Книга Рассела «Проблемы философии» (1912) до сих пор считается в англосаксонских странах лучшим введением в философию.

Как убежденный пацифист, Рассел с 1914 года стал участником, а затем и руководителем «Антимобилизационного комитета». Его взгляды тех лет нашли свое отражение в книге «Принципы социальной реконструкции» (1916). В 1918 году за свою пацифистскую деятельность, за призывы к отказу от службы в армии, он был заключен в тюрьму сроком на шесть месяцев. В то же время в этой же тюрьме находился известный русский большевик Максим Литвинов.

В политическом отношении Рассел сочетал принципы либерализма со своего рода доброжелательным, либертарианским социализмом, сходным с фабианским, но отличным от последнего. В этот период жизни Рассел был членом Либеральной партии и называл себя социалистом.

В работе «Пути к свободе» (Roads to Freedom) (1917) Рассел определял социализм как утверждение общественной собственности на землю и капитал. В книге «In Praise of Idleness» (1935) он указывал, что определение социализма должно состоять из двух частей, политической и экономической. Экономическая часть предполагает сосредоточение в руках государства исключительной экономической власти. Политическая часть заключается в требовании демократического характера высшей политической власти.

Первоначально Рассел с надеждой отзывался о «коммунистическом эксперименте». В 1920 году Рассел посетил Советскую Россию, встречался с Лениным и Троцким. Итогом поездки и разочарований явилась книга «Практика и теория большевизма» (1920).

В этой книге Рассел отмечал, что большевизм не просто политическая доктрина, но ещё и религия со своими догмами и священными писаниями. По его мнению, Ленин походил на религиозного фанатика и не любил свободу. В «Практике и теории большевизма» Рассел пишет:

Я приехал в Россию коммунистом, но общение с теми, у кого нет сомнений, тысячекратно усилило мои собственные сомнения — не в самом коммунизме, но в разумности столь безрассудной приверженности символу веры, что ради него люди готовы множить без конца невзгоды, страдания, нищету.

В дальнейшем Рассел жёстко критиковал сталинский режим и методы государств, провозглашающих марксизм и коммунизм. В 1934 году он опубликовал статью «Почему я не коммунист» (Why I Am Not a Communist). Боролся против теорий, проповедующих поглощение личности государством, выступал против фашизма и большевизма («Происхождение фашизма» (1935), «Сцилла и Харибда, или Коммунизм и фашизм» (1939)).


Bertrand Russell in 1916

В 1914 году, во время его первого лекционного турне по Америке, у Расселла началась интимная связь с Хелен Дадли, дочерью хирурга из Чикаго. Он пригласил ее приехать к нему в гости в Англию. В письме Оттолайн Расселл, честно во всем признавшись, написал: "Дорогая, не думай, что это означает, что я стал тебя из-за этого меньше любить". Когда Хелен прибыла в Англию, страсть Расселла уже улеглась, и он почувствовал к ней "абсолютное равнодушие". К этому времени у него уже начался роман с талантливой и красивой Айрин Купер Уллис. Айрин, впрочем, опасалась скандала, а Расселл ненавидел всяческие меры предосторожности, которыми она старательно маскировала из связь. Расселл сказал как-то Оттолайн: "И черт меня дернул позаниматься с ней любовью".
В 1916 году Расселл познакомился с леди Констанцией Мэллесон . Ей был 21 год, она была актрисой со сценическим именем Колетт О"Нил


Lady Constance Malleson ("Colette O"Niel") (married to the actor Miles Malleson) 1917-1919


Lady Constance Malleson ("Colette O"Niel")

Ее брак с актером Майлзом Маллесоном, по их взаимной договоренности, был "открытым". Рассел оставался ее любовником до 1920 года и часто проводил с Констанцией и с ее мужем свой отпуск. Еще трижды они возобновляли свою любовную связь на протяжении последующих 30 лет, а Колетт всегда посылала ему розы на его день рождения. Расселл написал Оттолайн: "Мои чувства к Колетт нельзя назвать даже маленькой тенью тех чувств, которые я испытываю к тебе".

Расселл страстно желал иметь детей. В 1919 году он познакомился с Дорой Блек , феминисткой, тоже страстно мечтающей иметь детей, но без брачного союза и вынужденной моногамии. В разгар романа с Колетт, регулярно и честно рассказывая обо всем Оттолайн, Расселл уехал в Китай, где ему была предложена должность в Пекинском университете. С ним поехала Дора. Когда они вернулись в Англию в августе 1921 года, Дора была на девятом месяце беременности. "С самого начала мы не предпринимали никаких мер предосторожности," — поведал Расселл другу. Расселл и Дора решили заключить брачный союз, в котором каждому из них позволялось иметь любовные связи и с другими партнерами. Они поженились за месяц до рождения ребенка. Некоторые полагают, что в это время у него был роман с Вивьен Хей-Вуд, первой женой Т. С. Элиота.


Vivienne on the left, with Peter Stainer and Mildred Woodruff, photographed by Lady Ottoline Morrell in 1921

В 1927 году Расселл и Дора основали экспериментальную школу.Beacon Hil

l
Dora Russell, John Russell, and Katharine Russell

Обстановка в школе была чрезвычайно либеральной. В ней, в частности, отстаивалось право всех преподавателей школы на свободную любовь. У Расселла тоже было несколько любовных связей с молодыми преподавательницами. В то время, как Расселл вовсю веселился в своей школе и во время лекционных турне по Америке, Дора завела роман с американским журналистом Гриффином Барри и родила от него двух детей.

Расселлу явно пришлось не по душе такое применение его теории на практике. В их брачный контракт он, в частности, внес и такой пункт: "Если у нее родится ребенок не от меня, за этим последует развод". Расселл и Дора развелись в 1935 году.


Bertrand Russell, John Russell, Katharine Russell

Расселл всегда считал, что он никогда не познает женщину, пока не переспит с ней. В своей работе "Замужество и мораль" он выступил в защиту пробных и открытых брачных союзов. В 1929 году такие идеи казались чрезвычайно радикальными. Он считал, что ему просто "не может нравиться физически одна и та же женщина больше, чем 7 или 8 лет". Дора хотела родить от него еще одного ребенка, но Расселл "посчитал это невозможным". Его роман с Джоан Фолуэлл, которой исполнился тогда 21 год, был типичным для Расселла. Много лет спустя Джоан написала: "После нашего третьего ужина вместе, я начала с ним спать... Это продолжалось больше трех лет.". Однако Рассел был слишком стар для нее, и она его бросила.

После смерти своего старшего брата Франка, в 1931 году, Рассел стал 3-й графом Рассел, избирался в парламент, и с 1944 года принимал активное участие в палате лордов.

В 1930 году начался продолжительный роман Расселла с Патрицией Спенс , молодой гувернанткой его детей. В 1936 году они поженились, а в следующем году в семье родился сын.


Patricia ("Peter") Russell 1935


Bertrand Russell, Patricia Russell, Kate Russell, John Russell.1939.

В этике и политике Рассел придерживался позиции либерализма, высказывал отвращение к войне и насильственным, агрессивным методам в международной политике — в 1925 году он подписал «Манифест против воинской повинности».

Исходя из своих пацифистских убеждений приветствовал Мюнхенское соглашение 1938 года.

Частично пересмотрел свои взгляды с началом Второй мировой войны. Считая, что любая война является великим злом, он допустил возможность ситуации, когда она может быть меньшим из зол, имея при этом в виду захват Гитлером Европы.


1940


Bertrand Russell, G.E. Moore (1941)


Bertrand Russell, Albert Schweitzer,


Bertrand Russell, Conrad Russell. США в августе 1942 года


Bertrand Russell, Patricia Russell, Conrad Russell в Кембридже в апреле 1945 года .

Во время второй мировой войны семья жила в США. Патриция стала чувствовать себя все более несчастной. Дочь Расселла так описала их семейную жизнь: "Она поняла, что ее замужество не принесло ей радости. Его страсть... сменилась любезностью, которые не могли удовлетворить романтически настроенную молодую женщину". В 1946 году Расселл, которому было уже за 70, завел роман с молодой женой преподавателя Кембриджского университета. Этот роман продолжался три года. Колетт, с которой он последний раз встретился в 1949 году, написала ему горькое письмо: "Я вижу теперь все совершенно ясно. Какой ужасный конец всем нашим годам, проведенным вместе... Трижды я становилась частью твоей жизни, и трижды ты меня отбрасывал в сторону".


This is a photograph of Bertrand Russell sitting in a hospital bed in Trondheim, Norway after he was rescued from a flying boat crash, Oct. 8, 1948 .

Патриция Спенс развелась с Расселлом в 1952 году. В этом же году он женился на своей давней знакомой Эдит Финч , писательнице из США. У Расселла появилась, наконец, возможность остудить свои "ненормально сильные сексуальные инстинкты", поскольку ему исполнилось уже 80 лет. Его семейная жизнь с Эдит сложилась счастливо. На свой последний день рожденья он, как всегда, получил подарок от Колетт — букет красных роз.


Bertrand Russell, Edith Russell 1950


Bertrand Russell, Edith Russell Рассел и Эдит на их свадьбе 15 декабря 1952 года.

Почётный член Британской академии (1949). В 1950 году получил Нобелевскую премию по литературе «…в знак признания разнообразных и значительных произведений, в которых он отстаивает гуманистические идеалы и свободу мысли».


Bertrand Russell posing for the bronze bust made by the famous British sculptor, Jacob Epstein.(1953)

В 1950-е и 1960-е годы Рассел стал все более активно участвовать в обсуждении вопросов международной жизни. Сразу после Второй мировой войны он настаивал на том, чтобы Запад использовал имевшуюся у него в то время монополию на ядерное оружие и принудил СССР к сотрудничеству в деле поддержания мира на планете. Однако развертывание холодной войны и распространение ядерного оружия убедили его в том, что человечество находится под угрозой уничтожения. «Лучше быть красным, чем мертвым», — так рассуждал теперь этот убежденный антикоммунист.

Манифест Рассела-Эйнштейна привел к организации Пагуошского движения ученых. Рассел присоединяется к демонстрациям за запрещение ядерного оружия. После одной из таких демонстраций его заключили в тюрьму в Лондоне (в возрасте 89 лет), где он находился в течение недели.



Карикатура из Evening Standard относится к недельному тюремному заключению Рассела в сентябре 1961 года.

В 1962 году во время Карибского кризиса Рассел вел интенсивную переписку с Джоном Ф.Кеннеди и Н. С. Хрущевым, призывая к созыву конференции глав государств, которая бы позволила избежать ядерного конфликта. Эти письма, а также письма к главам других государств мирового сообщества были опубликованы в сборнике «Победа без оружия» (1963).

В последние годы жизни Рассел страстно боролся против интервенции США во Вьетнаме, в 1963 году им был создан «Фонд мира Бертрана Рассела», в 1966 году организован «Международный трибунал по военным преступлениям». Он также осудил вторжение СССР в Чехословакию в 1968.


Джек Розен. Карикатура на Бертрана Рассела. 10 мая 1960.

"Я так не хочу покидать этот мир", — сказал Расселл незадолго до того, как мирно отошел в мир иной в 97-летнем возрасте

Итоги жизни Рассел подводит в трехтомной «Автобиографии» (1967—1969).


Bust Of Bertrand Russell-Red Lion Square-London

Рассел (Russell) Бертран (18 мая 1872, Треллек, Уэльс - 2 февраля 1970, Пенриндайдрайт, Уэльс), английский философ, логик, математик, общественный деятель. Основоположник английского неореализма и неопозитивизма.Развил дедуктивно-аксиоматическое построение логики в целях логического обоснования математики. Нобелевская премия по литературе (1950).

Самой популярной работой Рассела в области философии является «История западной философии» — изложение основных философских концепций с античности и до времени написания работы. Без преувеличения, можно назвать эту книгу одним из самых логичных и систематически выверенных изложений философских концепций, которое весьма полезно для изучения философии и истории философии.

Книги (21)

Основания математики. Том 1

Три тома этой монографии выходят в свет в рамках перспективного проекта, реализуемого Самарским государственным университетом, по полному переводу на русский язык и комментированию указанного сочинения с целью приобщения всего научного сообщества к этому выдающемуся образцу творческой мысли. Предполагается, что современный перевод на русский язык Principia Mathematica восполнит также существующий пробел в литературе по математической логике и основаниям математики, а также будет способствовать развитию формальной математики в духе ее основоположников.

Основания математики. Том 2

Трехтомная монография А. Уайтхеда и Б. Рассела Principia Mathematica занимает уникальное место в мировой математической литературе.

Ее первое английское издание увидело свет в 1910-1913 гг. в трех томах, составлявших вместе почти 2000 страниц. Principia Mathematica по праву считается одним из самых ярких сочинений по основаниям математики и, в широком смысле, — выдающимся вкладом в интеллектуальную сферу прошедшего столетия. Не будет преувеличением сказать, что по прошествии почти целого столетия с момента первого издания этой монографии интерес к ней не ослабевает и Principia Mathematica до сих пор продолжает оказывать весьма существенное влияние на развитие математики и логики.

Второй том этой монографии выходит в свет в рамках перспективного проекта, реализуемого Самарским государственным университетом, по полному переводу на русский язык и комментированию указанного сочинения с целью приобщения всего научного сообщества к этому выдающемуся образцу творческой мысли. Перевод первого тома был выполнен в 2004 г. Предполагается, что современный перевод на русский язык Principia Mathematical восполнит также существующий пробел в литературе по математической логике и основаниям математики.

Работа А.Уайтхеда и Б.Рассела представляет собой независимое и энциклопедическое для своего времени исследование всех важнейших аспектов оснований математики. Высокие научные и методические достоинства книги позволяют рассматривать ее не только как монографию, но и как ценное учебное пособие, которое можно рекомендовать для начального изучения математической логики и теории множеств.

Основания математики. Том 3

Трехтомная монография А. Уайтхеда и Б. Рассела Principia Mathematica занимает уникальное место в мировой математической литературе.

Ее первое английское издание увидело свет в 1910-1913 гг. в трех томах, составлявших вместе почти 2000 страниц. Principia Mathematica по праву считается одним из самых ярких сочинений по основаниям математики и, в широком смысле, — выдающимся вкладом в интеллектуальную сферу прошедшего столетия. Не будет преувеличением сказать, что по прошествии почти целого столетия с момента первого издания этой монографии интерес к ней не ослабевает и Principia Mathematica до сих пор продолжает оказывать весьма существенное влияние на развитие математики и логики.

Третий том этой монографии выходит в свет в рамках перспективного проекта, реализуемого Самарским государственным университетом, по полному переводу на русский язык и комментированию указанного сочинения с целью приобщения всего научного сообщества к этому выдающемуся образцу творческой мысли. Перевод первого тома был выполнен в 2004 г., второго — в 2005 г. Предполагается, что современный перевод на русский язык Principia Mathematical восполнит также существующий пробел в литературе по математической логике и основаниям математики. Работа А. Уайтхеда и Б. Рассела, являясь фундаментальным руководством, несомненно принадлежит к числу лучших книг всей мировой литературы по основаниям математики, из которой можно извлечь основные каноны преподавания математической логики, теории формальных систем и теории множеств.

Жизнь английского ученого и общественного деятеля Бертрана Рассела - это почти вековая история Европы. Родившись в период расцвета Британской империи, в XX в. он стал свидетелем двух страшных мировых войн, революций, распада колониальной системы и дожил до ядерной эпохи.

Рассел известен во всем мире как крупный философ - глава современной ему английской философии субъективного идеализма, основоположник английского неореализма и неопозитивизма, как автор двухтомной "Истории западной философии", как выдающийся логик и математик, а также общественный деятель, один из идеологов и организаторов британского антивоенного движения и Пагуошских конференций ученых всего мира, начало которым в 1955г. положил знаменитый Манифест Эйнштейна - Рассела.

Общественно-политическая деятельность Рассела широко отражена в зарубежной историографии, где по-разному оцениваются и эта деятельность Рассела, и его вклад в антивоенное движение. В отечественной историографии специального исследования, освещающего его общественно-политическую деятельность, пока не существует. Подавляющее большинство посвященных ему работ либо обращены к его философскому наследию, либо носят популярный характер. В последние годы интерес к Расселу возрос, и настало время осознать, что "Бертран Рассел - это целый мир, полный многообразия и красок" и "более глубокое освоение его идей, по-видимому, только начинается".


1. Эволюция философии Бертрана Рассела

Рассел (Russell) Бертран (18.5.1872), английский философ, логик, математик, социолог, общественный деятель. В 1910-16 профессор Кембриджского университета, который Р. окончил в 1894; был профессором различных университетов Великобритании и США. С 1908 член Лондонского королевского общества.

Знакомство Рассела с теориями "новых реалистов" в Гарварде весной 1914 г. стимулировали изучение им "Анализа ощущений и отношений физического к психическому" (1886) Э. Маха. Покорили Рассела работы Джемса "Существует ли сознание?" (1904) и "Эссе по радикальному эмпиризму" (1912). Своими впечатлениями по поводу этих работ он делится в статье "О природе знакомства" (1914), в которой признательно цитирует Джемса, а также "Анализ ощущений" и "Философские тенденции настоящего времени" (1912) Маха. Он также находит термин "нейтральные ощущения" в "Учебнике психологии" гегельянца Дж.Ф. Стаута.

В 1919 посетил Советскую Россию.

В области философии проделал сложную эволюцию, которую сам он определил как переход от платоновской интерпретации пифагореизма к юмизму. После кратковременного увлечения неогегельянством в его английской версии Рассел перешёл к платоновскому варианту идеализма, а затем под влиянием Дж. Мура и А. Уайтхеда - к неореализму.

В 20-30-х гг., сблизившись с неопозитивизмом, Рассел признавал реальность лишь чувственных данных, трактуемых в духе концепции "нейтрального монизма", которая усматривала в понятиях "дух" и "материя" логические конструкции из чувственных данных.

В 40-50-х гг. Рассел обращается к идеям Д. Юма; он допускает существование "фактов", которые, в отличие от "опыта", объективны, но объективность их основана лишь на вере в бытие внешнего мира.

Философская эволюция Рассела соответствовала изменениям в содержании проводившейся им широкой программы приложения средств математической логики к теоретико-познавательным исследованиям. На неореалистском и неопозитивистском этапах эволюции Рассела эта программа вела к растворению теории познания в логическом анализе, а в дальнейшем он вновь признал самостоятельное значение философских проблем.

Рассел был создателем концепции логического атомизма, основоположником логического анализа философии.

Разработка философских вопросов математики занимает большое место в его работах. Открытый Расселом один из парадоксов теории множеств привёл его к построению оригинального варианта аксиоматической теории множеств и к последующей попытке сведения математики к логике.

В написанном в соавторстве с А. Уайтхедом трёхтомном труде "Principia Mathematica" (1910-13) Рассел систематизировал и развил дедуктивно-аксиоматическое построение логики в целях логического обоснования математики принадлежит также оригинальная теория дескрипций.

По социологическим взглядам был близок к психологизму: в основе исторического процесса и поведения людей, по Расселу лежат инстинкты, страсти. Рассел утверждал, что из совокупности факторов, определяющих историческое изменения, невозможно выделить главный и установить объективные исторические законы.

В этике и политике Рассел придерживался позиции буржуазного либерализма, выступая против теории, проповедующих поглощение личности обществом и государством. Он отрицательно относился к христианству и в особенности к ханжеству религиозной морали, противопоставляя ей мораль "науки свободного разума". Особенностью этической и общественно-политической позиции Рассела являлась активная борьба против фашизма, антиимпериалистическая направленность, непримиримость к войне, насильственным, агрессивным методам в международной политике.

Рассел - один из инициаторов Пагуошского движения; он выступал на стороне прогрессивных общественных сил за запрещение ядерного оружия, за мирное сосуществование.

Нобелевская премия по литературе (1950).

2. История философии глазами Рассела

Апостол Павел говорит: "Смотрите, (братия) чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением" . В этом смысле "История западной философии" Рассела не понравилась бы апостолу Павлу. Книга, как ни странно, действительно способна увлечь, и тому есть ряд причин.

Во-первых, Рассел не был профессиональным историком философии, несмотря на то что именно эта его книга наиболее известна в России. Ее автор не задавался целью последовательно изложить всю философию "от античности до наших дней", как это делается в учебниках. Поэтому его книга по истории философии вряд ли может оказаться ценной как учебное пособие; по полноте она, очевидно, проигрывает любому из отечественных учебников советских времен или, например, недавно изданному у нас многотомному труду Джованни Реале и Дарио Антисери. Но Рассел и не хотел создать учебник. Он искал в сочинениях великих философов прошлого то, что по-прежнему остается интересным, с чем можно спорить, соглашаться или не соглашаться. Оставаясь в истории философии "только лишь" великолепно эрудированным дилетантом (интересно отметить, что дилетантизм метафизиков XVII-XVIII веков Рассел подчеркивает как заслугу в противовес "профессорской" философии), английский мыслитель задается вопросом, поставить который не решился бы ни один профессионал: "Существует ли такая вещь, как мудрость, или же то, что представляется таковой, - просто максимально рафинированная глупость?".

Во-вторых, Рассел сам был одним из крупнейших философов двадцатого столетия, стоявшим у истоков создания философии логического анализа, которой, кстати, посвящена последняя глава книги. Критика его всегда оригинальна, обоснована и, что немаловажно, остроумна. Иногда простой здравый смысл позволяет ему пролить новый свет на традиционные проблемы истории философии. Так, например, традиционно считается, что образ Сократа у Ксенофонта более достоверен, чем у Платона, так как Платон, обладавший помимо философского гения немалым литературным талантом, превратил Сократа из реальной личности в защитника собственных взглядов. Рассел резонно замечает на это: "Существовала тенденция считать, будто все, что говорит Ксенофонт, должно быть правильно, потому что ему не хватало ума, чтобы думать о чем-либо неправильном. Эта линия аргументации совершенно неосновательна. Пересказ глупым человеком того, что говорит умный, никогда не бывает правильным, потому что он бессознательно превращает то, что он слышит, в то, что он может понять. Я предпочел бы, чтобы мои слова передавал мой злейший враг среди философов, чем друг, несведущий в философии". Логические позитивисты считали, что все философские проблемы или по крайней мере большая их часть связаны с неправильным употреблением слов, с отсутствием четкого синтаксиса. В подобных случаях Рассел четко и ясно показывает это на конкретных примерах.

Исследуя философские проблемы, Рассел позволяет себе высказывать смелые идеи, на которые вряд ли бы решился в теоретической работе. Сама мысль рассмотреть философию как "ничейную землю", лежащую между верой и наукой, была еретической с точки зрения его коллег-позитивистов.

В-третьих, книга интересна еще и тем, что позволяет открыть нечто новое и в самом Расселе. Ее автор предстает перед нами не только как знаток философии, но и как тонкий и остроумный стилист, глубокий ценитель литературы. К тому же чисто литературные достоинства украшают любую книгу, даже книгу по истории философии. Несколько цитат могут дать представление об этих сторонах многогранного таланта английского философа и математика: "Об Эмпедокле рассказывалось много легенд. Полагали, что иногда при помощи магии, а иногда при помощи научного знания он творил чудеса или то, что казалось таковыми. Говорят, что он мог управлять ветрами; он вернул к жизни женщину, казавшуюся мертвой в течение тридцати дней. Говорят, наконец, что он умер, прыгнув в кратер Этны, чтобы доказать свою божественность. Как говорит поэт:

Великий Эмпедокл, с пылкой душой, Прыгнул в Этну и изжарился целиком.

На эту тему Мэтью Арнольд написал поэму, но, хотя она принадлежит к наихудшему из того, что им написано, в ней не содержится вышеприведенного двустишия". Или, например, такое: "Лейбниц был немного скуп. Когда какая-нибудь молодая фрейлина ганноверского двора выходила замуж, он обычно преподносил ей то, что называл "свадебным подарком", состоявшим из полезных правил, заканчивавшихся советом не отказываться от умывания теперь, когда она заполучила мужа. История не отметила, были ли довольны этим новобрачные".

Рассел испытывал симпатию к тем, о ком писал, даже если не разделял их взглядов. Его критика спокойна и свободна от тенденциозности. Его отличает особая страсть находить в биографиях философов малозначительные на первый взгляд черты, способные не только развлечь читателя, но и открыть что-то новое в характере мудреца. Стала знаменитой его фраза о Декарте: "Декарт всегда был хорошо одет и носил шпагу. Он не был трудолюбивым, работал он всего в течение нескольких часов в день, читал мало" . Может быть, образ дилетанта-аристократа просто грел душу английского лорда. Не случайно же он заостряет внимание на замечании Юма: "Оснований для изучения философии не существует <... > за исключением того, что некоторым натурам это предоставляет возможность приятно провести время" .

"История западной философии" писалась в годы второй мировой войны, и время наложило на нее свой отпечаток. Рассел не стремится сделать классиков злободневными, но и не упускает случая проиллюстрировать старую мысль о том, к каким печальным последствиям могут привести самые благородные идеи.

Книга уже дважды издавалась на русском языке, но даже если отвлечься от того, что первые два издания давно стали редкостью, нынешнее отличается от них полным отсутствием купюр. В нем полностью воспроизводятся разбросанные по тексту замечания (естественно, не всегда доброжелательные) об отцах-основателях диалектического материализма, советских государственных деятелях и впервые печатается глава о Карле Марксе. Кроме того, издание снабжено громадным (свыше пятидесяти страниц) алфавитным указателем, объединяющим персоналии и темы.

3. Язык математики в философии Б. Рассела

Логический атомизм можно кратко охарактеризовать как философию математической логики, а если быть более точным, то как философию, изложенную в "Принципах математики", большой работе по математической логике, написанной Б. Расселом и А. Уайтхедом, которая была опубликована в трех томах в 1910-1913 гг.

После более десяти лет работы в наступившем XX в. они разработали логику нового типа, намного более широкую, чем аристотелева, в которую классическая (аристотелева) логика входила, но лишь в качестве одного из частных случаев. Главное отличие этой логики от логики Аристотеля можно сформулировать так: если логика Аристотеля по существу была логикой классов, то логика Рассела - логикой высказываний.

Например, суждение "Все люди смертны" устанавливает, что класс людей включается в класс объектов, которые смертны. В отличие от этого, в логике Рассела рассматриваются отношения между высказываниями (например, "Если идет дождь, то улицы мокрые"). Оба предложения: "идет дождь" и "улицы мокрые" - являются высказываниями, но (кроме этого) они находятся между собой в некотором отношении, которое Рассел назвал импликацией (следованием). Расселу удалось показать, что в терминах этой логики можно выразить также отношения между классами.

"Принципы математики" представили огромный интерес для философии, по крайней мере, по двум причинам:

в работе доказано, что математика, всегда считавшаяся самостоятельной дисциплиной, в действительности является разделом логики;

Рассел утверждает также, что базовая структура повседневных или "естественных" языков, таких, как английский или русский, подобна структуре "Принципов математики". Но хотя естественные языки и похожи в этом отношении на "Принципы математики", они (языки) непригодны для философского анализа, поскольку более "расплывчаты". В соответствии с этим в работе выражено убеждение, что математическая логика могла бы дать философии отточенный до совершенства инструмент для выделения значений предложений любого естественного языка. Это, в свою очередь, дает основание надеяться, что, наконец, философские споры можно будет подвергать строгой логической проверке.

В обыденном языке мы не расположены толковать о солнце, почему и как оно всходит и заходит. И все-таки астрономы находят, что лучше другой язык, и я также утверждаю, что в философии предпочтительнее другой язык.

Что понимается под "базовой структурой" предложений какого-либо естественного языка? Прежде всего, Рассел проводит различие между тем, что он называет атомарными высказываниями и высказываниями молекулярными. Молекулярные высказывания строятся из атомарных при помощи того, что Рассел называет связками, - слов, таких, как "и", "или", "если... то".

Например, "Джон и Мэри собираются в кино" - молекулярное высказывание, состоящее из двух атомарных. Любое молекулярное высказывание можно разложить на набор атомарных высказываний и логических связок.

Рассел показывает, что "Принципы математики" сообщают нам знание о действительном мире. В них утверждается, что мир состоит из "фактов" и что все эти факты имеют атомарную природу, т.е. что каждый факт может быть описан некоторым атомарным высказыванием. В природе не существует молекулярных фактов, поскольку каждое молекулярное высказывание может быть переведено или представлено набором атомарных высказываний и логических связок. Сами связки, конечно, в мире ни к чему не относятся, это - языковые средства, которые позволяют нам комбинировать атомарные высказывания различными способами. То есть их использование, считает Рассел, носит чисто "синтаксический" характер. Также здесь подчеркивается, что в мире не существует никаких "общих" фактов. В мире нет факта, соответствующего общему высказыванию "Все люди смертны", поскольку это высказывание опять-таки сводится к множеству атомарных высказываний типа "Джон смертен", "Джеймс смертен" и т.д. для каждого отдельного человека, который является смертным. Конечными элементами мира являются "факты", а каждый отдельный факт состоит из отдельного предмета и его индивидуальных характеристик.

Предполагается, что в "Принципах математики" представлен набросок совершенного языка; этот язык совершенен, поскольку он отражает структуру действительного мира. Если предложение с обычного естественного языка "перевести" на этот совершенный логический язык, то становится полностью ясным значение этого предложения. Если окажется, что после такого преобразования предложение не обретает субъектно-предикатной формы, это значит, что не существует такого объекта, к которому непосредственно относился бы грамматический субъект (грамматическое подлежащее), поскольку в структуре этого совершенного языка каждый субъект-термин обозначает некоторый действительный объект мира, а каждый предикат-термин - какую-нибудь реальную характеристику этого объекта.

Логический атомизм получил свою наиболее полную форму и тщательную разработку в загадочной работе ученика Рассела Людвига Витгенштейна.

4. Философия и литература

Современная философия, ознаменовавшая себя наличием множества интерпретаций, смыслов, различных ценностных установок, отражает многогранность восприятия современной действительности. Она уже не может вписываться в строгий по форме, стремящийся к предельной рациональности, чистый философский дискурс. Лишь художественный метод в силу своей изначальной толерантности, множественности позволяет не просто механически сочетать в себе противоречивое, но организует его в подлинно всеохватывающее единство, цель которого - вмещать и гармонизировать несовместимое. Вторжение философии в пограничную область поэтического языка не означает, что она лишается своего предмета. Это взаимопроникновение улучшает понимание человеческого "Я" и помогает субъекту отрефлексировать его проблемы, достигается равновесие звучания и смысла.

Философский текст будет исследоваться как вмешательство в диалог, стремящийся к литературно-поэтическому выражению и развертывающийся в бесконечности, поскольку искусство словесного построения и есть способ существования истины.

Возможно, больший интерес могут представлять не столько представители экзистенциализма, феноменологии и т.д., сколько аналитические философы, в какой мере они подвержены поэтическому, творческому порыву. Бертран Рассел (1872-1970), крупнейший представитель аналитической школы, также не избежал на себе влияния новых тенденций двадцатого века. В 1950 году Рассел получил Нобелевскую премию по литературе за работу "Брак и мораль" и другие, ибо по философии таких премий не предусмотрено. Но, с другой стороны, это была заслуженная премия именно по литературе. Его работы, начиная с "Германской социал-демократии" историко-философских, политических, нравственных очерков и эссе по свободомыслию и атеизму - все они высокохудожественные произведения с великолепной стилистикой, остроумные, с использованием широкой гаммы литературных приемов.

Рассел известен больше как философ науки, логики, математики, но значительная часть его творчества, связанная с искусством философствования, философской публицистикой и литературой пока остается незамеченной. Основная задача сводится не только к анализу его художественных произведений, поиску границ поэтического и строго рационального, но и к попытке раскрыть влияние языка литературного жанра на философский текст, потому как именно в слове раскрывается истина, а философия оказывается "искусством рационального предположения".

Эволюция взглядов Б. Рассела происходила на протяжении почти целого столетия. Еще в начале своей научной деятельности Рассел совместно с Уайтхедом выпускает книгу "Основания математики", основу которой составляет строго формализованное изложение с применением фактически искусственного "птичьего" языка науки. Это поистине монументальный труд, но он по сию пору остается недосягаемым для нас в силу своей "нечитабельности". Постепенно Рассел приходит к мысли о том, что философия должна быть доступна каждому, а не оставаться только как академическая наука в стенах Университетов. Чтобы истина стала понятной, нужно особое изложение, особый стиль письма.

Рассел стал одним из инициаторов Пагуошского движения за мир, автором "Декламации Рассела - Эйнштейна". В это время он приходит к пониманию, что соединение философии и искусства неразрывно связано с процессом развития идеи гуманизма. Она ориентирована, прежде всего, на развитие в человеке духовного начала, его творческих способностей и акцентирование внимания на нравственной стороне жизнедеятельности. В наш век насилия и неприятия толерантности его идеи для нас как никогда актуальны.

Многие сегодня задаются вопросом, какие методы использует современная философия для продвижения к художественной форме. Изменилось время и классическое рациональное постепенно отходит в сферу иррационального. Для изучения этого явления обычно обращаются к деконструкции, постмодернизму, постструктурализму. Но уже к середине двадцатого столетия Рассел в литературном творчестве расширяет понятие рациональности и, таким образом, становится предвестником постнеклассической рациональности, которая сочетает в себе логические основания с культурно-историческим контекстом. Истоки того, что мы наблюдаем в основных школах мысли конца двадцатого века, можно найти в работах Рассела, поэтому стоит более пристально отнестись к литературно-художественной стороне его творческой деятельности.

Будучи одним из основоположников аналитической философии, изначальным приверженцем логического и строго рационального подхода, Рассел неожиданно переходит к художественной форме изложения, которая никоим образом не может быть ограничена. Рассел рассматривает язык как инструмент, выполняющий функции объяснения всего мира, поэтому уделяет ему особое внимание. Как представителю аналитической философии, Расселу свойственна предельная точность терминологии. Он преодолевает хаос и беспорядок в философском дискурсе путем устранения различных смыслов, вкладываемых в одни и те же словосочетания. Еще в первой половине двадцатого века Рассел занимался изучением глубинного логического анализа языка. Многие задачи философии он решает с помощью грамматического, лингвистического подхода.

Сегодня в нашей стране публикуется много работ Рассела, но нет изданий с его рассказами и эссе. Это далеко немаловажная область творчества мыслителя незаслуженно остается в тени. То, что Рассел обращается к искусству, становится подтверждением, что в какой-то момент строгие прежние рамки философского текста не могут вместить все разнообразие современного мира.

Философская мысль актуализируется в слове, в языке, поэтому в исследование будет входить стилистический анализ, более глубокое изучение форм художественного слова. Прилагаемые к работе переводы художественных произведений станут обоснованием того, что Рассел в совершенстве сочетает рациональность содержания, в которой так нуждаемся мы все сегодня, и художественную форму как наиболее подходящую сейчас для выражения философской мысли.


Заключение

В настоящее время современная зарубежная философия находится в состоянии критического пересмотра своих оснований. Вместе с тем, она не отказалась от продолжения тех систем, которые были предметом ее разработки в XX веке, ибо в последней четверти XX столетия многообразный мир потребовал разнообразных подходов. Вполне закономерно, что попытки осмысления этого единого, но различного в себе мира предполагают и обновление философских концепций. Мир все больше занимается темой взаимодействия культур, диалогом, а также практическими проблемами.

Непосредственно рассматривая философию Б. Рассела в орбиту нашего внимания входили и взаимопроникновение философии и науки, и диалог философских культур, и анализ эволюции взглядов Б. Рассела.

Плодотворность опыта возвращения к прошлому, то есть к концепциям, выдвинутым английским мыслителем, напрямую связана с устремлением обнаружить в богатстве его многообразия незаслуженно оставшиеся без внимания, а потому невостребованные, но обладающие актуальностью методы и подходы.

Многие исследования открывают "нового", то есть неизвестного Рассела не только у нас в стране, но и за рубежом. Обращаясь к недавнему прошлому, к 20-60 гг. XX века творчества философа, мы обнаруживаем то, что кажется особенно актуальным сегодня.


Список используемой литературы

1. Богомолов А.С., Английская буржуазная философия XX века, М., 1973.

2. Быховский Б.Э., Мееровский Б.В., Атеизм Бертрана Рассела, в книге: От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела, М., 1969.

3. Колесников А.С. Философия Бертрана Рассела.М., 1991.

4. Нарский И.С., Философия Б. Рассела, М., 1982.

5. Нарский И.С., Помогаев Е.Ф., Бертран Рассел - философ и гуманист, "Вопросы философии", 1992, № 6.

6. Рассел Б. История западной философии: В 2-х т. - М., 1998.

7. Яковлев А.А. Предисловие к эссе Б. Рассела. - Квинтэссенция: философский альманах. М., 1997.


Бертран Артур Уильям Рассел (англ. Bertrand Arthur William Russell, 3rd Earl Russell ) - английский математик, философ и общественный деятель.

Родился Рассел 18 мая 1872 года в Треллеке(Уэльс). Учился и в дальнейшем преподавал в Кембриджском университете, неоднократно приглашался для преподавания в университеты других стран, прежде всего США. Его первой книгой была "Германская социал-демократия" (1896 ; русский перевод 1906). Во время обучения в университете находился под влиянием "абсолютного идеализма" (британской версии неогегельянства), но впоследствии вместе со своим коллегой Д. Э. Муром стал противником идеалистической метафизики, положив начало традиции аналитической философии. После защиты диссертации по основаниям геометрии Рассел написал книгу о философии Лейбница (1900 ), где впервые показал современное значение его логических идей. Первое изложение собственных логицистских взглядов на математику он представил в книге "Принципы математики" (1903 ), но подлинную славу ему принесла трехтомная "Principia Mathematica" (1910-1913 ), созданная совместно с кембриджским математиком А. Н. Уайтхедом. Работа "Введение в математическую философию" (1919 ) была написана им в тюрьме, куда он был заключен в 1918 году на шесть месяцев за свою пацифистскую деятельность. Его книга "Проблемы философии" (1912 ; русский перевод 1914) до сих пор считается в англосаксонских странах лучшим введением в философию. Вопросам языка и познания посвящены его книги "Наше познание внешнего мира" (1914 ), "Исследование значения и истины" (1940 ) и обобщающая работа "Человеческое познание: его сфера и границы" (1948 ). В 1920-1921 годах посетил Советскую Россию (итогом этой поездки явилась книга "Практика и теория большевизма", 1920) и Китай. Рассел - автор широко известной "Истории западной философии" (1945 ; русский перевод 1959) и трехтомной "Автобиографии" (1967-1969 ). Рассел живо интересовался проблемами брака и семьи, образования, принимал участие в педагогических экспериментах. Он вел активную общественно-политическую деятельность, в 1955 году совместно с Эйнштейном выступил инициатором Пагоушского движения, а также кампании за ядерное разоружение (1958 ). Сохранился огромный рукописный архив Рассела. Умер Бертран Рассел 2 февраля 1970 года.

Философия Рассела


Предмет философии

В произведениях Рассела можно встретить несколько определений предмета философии, однако наибольший интерес представляет его ранняя трактовка философии как правильного логического (глубинного) анализа языка ("логика есть сущность философии"). Важнейшее качество философии, по Расселу, - способность устранять всевозможные парадоксы. В "Истории западной философии" он характеризует философию как "ничейную землю между наукой и теологией"; вообще она имеет дело с проблемами, еще не освоенными наукой.

Основные понятия онтологии и теории познания

Рассел говорил о присущем ему "инстинкте реальности", который допускает наличие в мире "чувственных данных", объектов здравого смысла (отдельных предметов), а также универсалий (то есть свойств и отношений), но исключает "единорогов", "крылатых коней" и "круглые квадраты". Философ-аналитик должен найти логические способы отрицания сомнительных сущностей, которых особенно много в метафизике. Принципиально важным для Рассела было различение двух видов знания - "знания-знакомства" и "знания по описанию". Первое есть изначальное и непосредственное знание о чувственных данных и универсалиях. Элементы языка, подтверждаемые "знанием-знакомством", Рассел называл "именами". "Знание по описанию" вторично. Это выводное знание о физических объектах и психических состояниях других людей, получаемое с помощью "обозначающих фраз". Главные логические проблемы и недоразумения порождаются именно "обозначающими фразами", например, фраза "автор "Уэверли" в предложении "Скотт есть автор "Уэверли" сама по себе не имеет своего объекта, то есть лишена значения. Рассел разработал механизм анализа и устранения двусмысленных "обозначающих фраз". Он обнаружил проблемы и с собственными именами: например, мифологическое имя Пегас порождает "парадокс существования" (тезис о существовании несуществующего объекта). Позднее он признал все собственные имена двусмысленными и пришел к выводу, что язык "соединяется" с миром только с помощью указательных местоимений ("это" и "то"), которые "логически суть собственные имена".

Математические и семантические парадоксы

Занимаясь теорией множеств, Рассел обнаружил парадокс, который впоследствии получил его имя. Этот парадокс касается особого "класса всех классов, не являющихся членами самих себя". Спрашивается, является ли такой класс членом самого себя или нет? При ответе на данный вопрос возникает противоречие. Этот парадокс привлек широкое внимание ученых, ибо в начале 20 века теория множеств считалась образцовой математической дисциплиной, непротиворечивой и полностью формализованной. Решение, предложенное Расселом, получило название "теории типов": множество (класс) и его элементы относятся к различным логическим типам, тип множества выше типа его элементов, что устраняет "парадокс Рассела" (теория типов был использована Расселом и для решения знаменитого семантического парадокса "Лжец" ). Многие математики, однако, не приняли расселовское решение, считая что оно накладывает слишком жесткие ограничения на математические утверждения.

Логический атомизм

Рассел стремился установить соответствие элементов языка и мира. Элементам реальности в его концепции соответствуют имена, атомарные и молекулярные предложения. В атомарных предложениях ("это белое", "это слева от того") фиксируется обладание некоторым свойством или же наличие отношения. Таким предложениям в мире соответствуют атомарные факты. В молекулярных предложениях входящие в них атомарные предложения соединяются с помощью слов-связок "или", "и", "если". Истинность или ложность молекулярных предложений зависит от истинности или ложности входящих в них атомарных предложений. По признанию Рассела, теория логического атомизма возникла под влиянием идей его ученика - австрийского философа Людвига Витгенштейна - и была призвана дать максимально полное, экономное и точное описание реальности. Рассел предполагал, что в логически совершенном языке науки каждый знак будет соответствовать компонентам определенного факта, что позволит избежать двусмысленностей и парадоксов. Эта точка зрения в 1930-е годах была подвергнута критике "поздним" Витгенштейном и представителями лингвистической философии.

Философия сознания

В книге "Анализ сознания" (1920 ) Бертран Рассел, вслед за У. Джеймсом и представителями американского неореализма выдвинул теорию "нейтрального монизма", характеризуя ее как попытку совместить материалистическую позицию в современной ему психологии (бихевиоризм) с идеалистической позицией в физике, "дематериализующей материю". Рассел отвергает философское разделение на материю и дух, критикует субстанциалистские концепции сознания, а также идею интенциональности сознания. Материю он трактует как логическую фикцию, удобное обозначение сферы действия каузальных законов. В психологии и в физике действуют разные каузальные закономерности, однако, поскольку данными психологии являются ощущения, то данные физических наук тоже являются психическими данными. В целом исходное объяснение того, что происходит в мире, ближе у Рассела к психологическому объяснению, нежели к физическому. В более поздних его работах эта тенденция психологизации философского и научного знания усилилась, в чем сказалось влияние на него феноменализма Д. Юма.

Бертран Артур Уильям Рассел - английский математик, логик, философ; прославился активной общественной деятельностью, сочинениями, публичными выступлениями на самые разнообразные социальные, политические, этические темы. Член Лондонского королевского общества, член совета Тринити-колледжа (Кембридж), лауреат Нобелевской премии по литературе, убежденный пацифист. Родился 18 мая 1872 г. в Рейвенскрофте (графство Монмаутшир), был потомком одного из старинных известных родов. В частности, его дед по отцу был премьер-министром. Мальчик остался круглым сиротой в 4-летнем возрасте, поэтому воспитывала его графиня Рассел, бабушка, растившая мальчика в строгости.

С 1890 по 1894 г. Рассел - студент Тринити-колледжа Кембриджского университета, по окончании которого стал бакалавром искусств. Еще будучи 18-летним юношей, Рассел проявил страстный интерес к математике, в изучении науки он искал ответ на вопрос о возможности познания хоть чего-либо в этом мире. Увлечению было суждено превратиться в дело всей жизни и принести Бертрану известность сначала в узких научных кругах, а затем прославить его во всем мире. В 1903 г. им была опубликована книга «Принципы математики», в которой вся математика была сведена к ряду логических постулатов.

Воодушевленный огромным успехом книги, ученый стал развивать это направление. В 1910-1913 гг. выходит их совместный с А. Уайтхедом трехтомник «Основание математики». Рассел придерживался пацифистских убеждений, в 1914 г. он был участником, а позднее и лидером «Антимобилизационного комитета». Его работы, написанные в годы Первой мировой войны и после нее («Война и справедливость» (1916), «Принципы социального переустройства» (1916) «Политические идеалы» (1917), «Дороги к свободе» (1918) и др.), обращенные к другим призывы проигнорировать службу в армии обернулись для него 6-месячным тюремным заключением.

Проявив интерес к «коммунистическому эксперименту», питая определенные надежды, Бертран Рассел в 1920 г. нанес визит в советскую Россию, где у него состоялась встреча с Лениным и Троцким. В том же году увидела свет книга «Практика и теория большевизма», в которой писатель поделился впечатлениями от путешествия и испытанного разочарования. В 1921 г. Рассел побывал в Китае и Японии. В Поднебесной он выступал с лекциями по философии , параллельно работал над книгой «Проблемы Китая», опубликованной в 1922 г. На протяжении 1924-1931 гг. в качестве преподавателя философии читал лекции в США, переезжая из города в город. В 1927 г. Рассел и его супруга в качестве эксперимента открыли собственную школу, в которой воспитывался и их собственный ребенок. К каким результатам привел педагогический эксперимент, общественность узнала из книги «Воспитание и общественный порядок», вышедшей в 1932 г.

В 30-х гг. в круг главных интересов Рассела вошли педагогика и вопросы международных отношений, и он посвятил им шесть книг. В 1931 г. Бертран получил по наследству графский титул, продолжал активно вести общественную жизнь. Рассел был ярым противником любых теорий, подразумевающих подавление государством личности, одинаково страстно критиковал фашизм и большевизм, в частности, в книге «Сцилла и Харибда, или Коммунизм и фашизм» (1939).

Внимание к актуальным политическим проблемам не отменяло занятий на философском поприще: так, в 40-х гг. выходит целый ряд фундаментальных работ, в частности, «К вопросу о значении и истине» (1940), «Философия и политика» (1947), «Знание человека», «Пределы и границы» (1948). Начиная с 1944 г. Рассел вел активную деятельность в парламенте, будучи членом палаты лордов. В 1950 г. он, к тому времени очень известный общественный деятель, автор многочисленных сочинений, становится лауреатом Нобелевской премии по литературе: тем самым общественность признает его заслуги как выдающегося гуманиста и рационалиста.

В 1950-1960 гг. растет активность Бертрана Рассела в вопросах международной жизни, внешней политики. Его сочинения стали идейным фундаментом для Пагуошского движения ученых. После участия в одной из демонстраций за запрет на ядерное оружие 89-летний Рассел неделю просидел в лондонской тюрьме. Когда разгорелся Карибский кризис, в 1962 г. он активно переписывался с Н. Хрущевым и Дж. Ф. Кеннеди, инициируя конференцию мировых лидеров, которая избавила бы от угрозы ядерного конфликта. Рассел был страстным обличителем американской интервенции во Вьетнаме, резко отрицательно отнесся к вторжению в Чехословакию советских войск в 1968 г. Параллельно на протяжении 1967-1969 гг. Рассел работал над автобиографией, подводя итоги своей длинной и насыщенной различными событиями жизни. Скончался общественный деятель от гриппа 2 февраля 1970 г. в Пенриндайдрайте.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия