Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия

Славянский календарь основан на 16-тиричной системе, т.е. 16 Лет – это один Круг, и проходя через 9 стихий, создают периодичность 144 Лета (Круг Жизни). Каждое Лето занимало 365,25 дней. Этот же период использовали и египтяне, а потом и в юлианском календаре, но они ввели вековую систему, т.е. считали столетиями, и в этом их ошибка . К 1582 году юлианский календарь убежал аж на 10 дней, а сейчас даже на 13 дней. Потому что использовалась вековая система, т.е. 100 лет.

На самом деле календарная система не вписывается в десятичную, поэтому периодичность не вековая, а круговая, т.е. 15 Лет идут по 365 дней, а 16-ое Лето 369 дней. Вроде бы примерно тоже самое? У христиан каждый четвёртый год високосный, и у славян добавляется 4 дня на 16 лет. Но у нас нет столетних годов так называемых, поэтому вся система уравнивается. В григорианском календаре эту ошибку учли (т.е. дошло на вторую тысячу лет), но заметьте, наши Предки этой ошибки вообще не допускали, они многие тысячи лет назад чётко высчитали полную периодичность и создали определённую систему, которую назвали Круг Лет = 16 годин (периодов). Поэтому кому мы должны верить? Тем, кто старше. А на Мидгарде самые старшие — наши Предки.

Времена года и месяц

Сейчас деление не наше, годичный цикл делят на 4 времени года, а наши Предки делили на 3 периода, названия известны – Оусень (т.е. когда под сенью атмосферы оказались), Зима, Весна , и все вместе они назывались одним словом ЛЕТО . Поэтому и спрашивают: «Сколько вам лет?», есть Летопись и летописец, но нет «годописи».

Каждое время года (Лета) было разделено на 3 месяца, т.е. Лето составляло 9 месяцев . Но сегодня у нас принята очень неудобная для счёта календарная система, т.е. есть месяца в 31 день, 30 дней, 29 и 28 дней. Год разделён на 12 месяцев (12 разных табличек) и не известно, в какой день начнётся месяц. Славянский календарь гораздо удобнее , всего 2 таблички — в нечётных месяцах 41 день , в чётных 40 дней , поэтому если Лето (год) началось в понедельник, то и все нечётные месяцы (1, 3, 5, 7, 9) начнутся в понедельник, а чётные в шестицу. Всё просто и удобно. Наши Предки легко могли вычислить какой был день недели тысячи и даже сотни тысяч лет назад. Потому что в самом Круголете каждый год начинается в определённый день недели.
* В Священное Лето все месяцы по 41 дню.

Названия месяцев

Кроме первого, у всех месяцев окончание одинаковое «Летъ», т.е. Лето (буквица Ерь (Ъ) читается – «О» кр.), потому что все они — части Лета, а какая именно часть, указывает первый «слог».

1. Рамхатъ – Божественное начало.
2. АйЛетъ – месяц новых даров, т.е. собрали весь урожай.
3. БейЛетъ – месяц белого сияния и покоя Мира.
4. ГэйЛетъ – месяц вьюг и стуж (это нынешнее название). Хотя понятие «гэй» (через Э, а не гей, геев не было) здесь в значении «изменять», «переменчивость», т.е. изменить к лучшему, поэтому в Югославии и был гимн: « ».
5. ДайЛетъ – месяц пробуждения природы. Т.е. вдумайтесь в слово «ДайЛетъ» — дающий Лето.
6. Элетъ – месяц посева и наречения, т.е. в этот месяц сеяли семена в землю и проходили обряды имянаречения. Но изначальное название – месяц ожидания, т.е. ожидали изменения после прохождения обряда, и ожидали когда семена взойдут. И заметьте, форма «Э» осталась до наших дней в образе ожидания, например, когда человек хочет что-то сказать, вырывается «Эээ», т.е. ожидайте, сейчас я сформулирую.
7. ВейЛетъ – месяц ветров.
8. ХэйЛетъ – месяц получения первых даров природы.
9. ТайЛетъ – месяц завершения. «Тай» — это вершина, т.е. завершается Лето. Отсюда Тайга – завершение пути, конец пути.

Неделя = 9 дней

Понедельникъ
Вторникъ
Тритейникъ (а не «среда», т.е. середина христианской недели)
Четвергъ
Пятница
Шестица
Седмица
Осьмица (т.е. ось мира)
Неделя (нет дел)

Простой счёт дней – второй, третий, четвёртый и т.д. И была очень удобная структурированная система труда и отдыха – 3, 6, 9 , т.е. два дня трудились, один отдыхали. При девятидневной неделе три дня отдыха, т.е. человек не перетруждался.

Известная нам семидневная неделя – это позднее романское (римское) влияние. Исконная неделя у славян была пятидневной.

Элементы романской культуры проникали в области славянского пограничья не только на Дунае и Карпатах, но и от сперва романизированных, а потом и христианизированных Римом германцев: например, всякие сорбские «перунданы» вместо общеславянских «чєтвьртъкъ» ‘четверг’ как кальки немецких «Donnerstag»ов, возникших из латинских «дней Юпитера», просто характернейший пример тому. Да и в целом семидневная «астрологическая», – выражающая в своих названиях имена планет-богов халдейской астрономии, – неделя вообще вместо архаичной «малой недели» или пентады – недели пятидневной, исконно существовавшей у праславян и связанной названиями дней своих не с планетами-богами, а с простыми порядковыми славянскими числительными, – это позднейшее романское влияние.

На пограничье славяно-германском или славяно-романо-эллинском (Дунай, Балканы) возникали, были заимствованы рано (но не ранее VI в.), но у славян северо-восточных, не дотянувшихся плотно до германцев или ромеев, исконно были неизвестны.

Как «бродячий сюжет» в виде ассоциации четверга с громом («после дождичка в четверг») постепенно, за счет межславянских контактов, дошли и севернее, но в целом как концепция ассоциирующая дни недели с богами-планетами, конечно же, были совершенно чужды восточным славянам до христианства.

Пространные рассуждения некоторых современных родноверов о будто бы исконной неделе-семидневке у славян никакой критики не выдерживают. Против идеи семидневного общеславянского недельного цикла говорит перечень исконных названий дней недели в славянском, в котором именно два дня ― суббота (от семитского «шаббат» ‘покой’) и воскресенье (воскресенье Христа, конечно же) выглядят инородными телами по сравнению с пятью основными названиями дней недели, связанными со славянскими числительными.
Да, вообще воскресенье в древности называлось «нєдѣлıа», но традиция эта, безусловно, римская, а глубже и семитская («шаббат» ‘день покоя’, ‘неделания’ отсюда и «нєдѣлıа» как древнее название седьмого дня церковной < римской < семитской «седмицы»).

Порядковые славянские числительные в исконных названиях дней славянской недели прямо свидетельствуют о том, что она была именно пятидневной: так, если «пятница» (следуя её названию) это пятый день, «вторник» – второй, «четверг» – четвертый, то первым днем недели славянской, соответственно, может быть только «понедельник» (название позднее, связанное с влиянием церковной «нєдѣлıа», то есть «идущий после недели/воскресенья»), в древности, по-видимому, также названием связанный с числительными «пьрвъ» – ‘первый’.

А название «среда» ‘середина’ (ср. рус. диалектн. «середа» или в ПВЛ «…тѹ сєрєда зємли моєи…» Святослав о Переяславце на Дунае как центре своих владений) в окружении этих названий, связанных с порядковыми числительными, прямо говорит, что это «средний день» именно в пятидневном, а не семидневном цикле. В семидневке «средним днем» может быть только современный четверг.

Однако ищущие «путей спасения» исконной семидневки у славян в этом случае чаще всего говорят, что, дескать, – «и среда может быть средним днем, если неделя начинается с воскресенья».
Однако этот аргумент у них приходится отнимать, напоминанием, что это церковная неделя, восходящая еще к римской времен Константина Великого – рьяного митраиста, поклонника Солца-Митры, – начиналась с воскресенья (лат. dies Soli ‘день Солнца’ и потом, с подачи Константина, dies Domini ‘день Господень’). До сих пор в большинстве европейских культур, романизированных очень рано, недельный цикл открывается именно нашим «воскресеньем», а не понедельником.

Конкретно в 321 году император Константин издал указ, приказывавший, чтобы «…Все судьи…, а также ремесленники в почитаемый день Солнца отдыхали…». От сюда и «нєдѣлıа» церковной седмицы.

То есть совешенно невероятно, чтобы праславяне начала IV века, не вошедшие даже в ареал романской культуры, не говоря уж о том, чтобы быть данниками римлян (как германци и кельты Гаалии и Британии) в это время, вдруг взяли бы и, повинуясь указу римского императора, заимствовали бы не просто римскую семидневную неделю, а именно с воскресеньем в качестве первого дня.

Кстати, до IV столетия, до указа Константина Великого, римская неделя (привезенная Цезарем из Александрии вместе с календарем Птолемея Эвергета) начиналась именно совсем не с воскресенья dies Soli ‘дня Солнца’, а с субботы dies Saturni ‘дня Сатурна’.

До сих пор сохранилась древняя римская парапегма (каменная календарная таблица) доконстантиновского времени, на которой изображены знаки зодиака и семерка романо-эллинских богов, олицетворяющих дни недели. Так вот эту седмицу открывает торсовое изображение мужчины с серпом – атрибутом Сатурна/Кроноса, согласно мифу, оскопившего этим сельхозинвентарем своего отца Урана. Первый день – день Сатурна тут не случаен, а также отражает древнюю мифологию, ведь Кронос/Сатурн это отец богов-олимпийцев, им передшествующий, первый по отношению к ним. Потому и мифопоэтически за первым днем недели закреплена ассоциация с первым, до Зевса, царем небес Кроносом/Сатурном.

А ещё раньше, до календарной реформы Юлия Цезаря, римская неделя вообще была ВОСЬМИДНЕВНОЙ, называясь «октава» от лат. octava «восьмая». Этому также есть материальное археологическое доказательство: так называемая «летопись Антиат», единственный сохранившийся материальный памятник доюлианского римского календаря, в котором дни восьмидневной доюлианской недели обозначаются восемью первыми буквами латинского алфавита от «А» до «H» включительно.

Праславянская же малая пятидневная неделя, «пентада» от греч. πεντε ‘пять’, не была чем-то аномальным, а наоборот, является самой древней, архаической формой деления времени на периоды меньше месяца. И связана с древней пятиричной системой счисления.
Пентада была известна, помимо славян уже упомянутых, и древним китайцам, и египтянам (хотя в Египте больше была распространена «декада» – десятидневная неделя, по сути удвоенная пентада, а месяц, чисто солнечный, не связанный уже напрямую с лунными циклами, делился на три декады, три недели по десять дней), и даже доклассическим грекам.

“Беда Достопочтенный, знаменитый средневековый летописец, говорил, что в делении времени “natura aut consuetudine aut auctoritate decurrit” * (PL, XC, 279). Длина года определяется природой, неравная продолжительность месяцев - обычаями, а неделя - предписаниями властей.

* “Природа избегает обычаев и (распоряжений) властей”. Прим. пер.

Искусственные единицы измерения времени из трех, пяти, семи и т. п. дней встречаются у многих народов (ср.: Nilssоn, Time-reckoning, с. 324). Так, например, семидневный период времени часто упоминается в шумерских и вавилонских текстах (ср.: Langdоn, Menologies, с. 89; H. a. J. Lewy, -HUCA, XVII, 1942?1943, c. 6). Римляне употребляли торговую неделю (как и другие народы древности) (Nilsson, Timereckoning, с. 325) из восьми дней, известную также и этрускам (Масrоb., Sat., I, 15, 13). Дни такой недели (nundinae) обозначались в календаре буквами от А до Н: семь дней рабочих, восьмой день - базарный (Маcrоb, I, 16, 32).

Наша неделя, о которой говорит Беда, восходит к предписаниям Библии и обычаям иудеев. В конце I в. н. э. Иосиф Флавий утверждал: «Нет ни одного города, греческого или же варварского, и ни одного народа, на который не распространился бы наш обычай воздерживаться от работы на седьмой день» (Contra Apionem, II, 39, 282). Происхождение этой семеричной единицы измерения времени (евр. sabua, ср. евр. seba - “семь”) неизвестно. Дни недели у иудеев именовались порядковыми числительными, так же как в настоящее время на греческом Востоке… В Западной Европе дни именуются по названиям планет: Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера, Сатурн, Солнце. Вторым источником происхождения нашей недели является планетарная, астрономическая неделя эпохи Римской империи, в которой каждый день имел своего правителя, т. е. планету, правившую первым часом каждого дня.

У иудеев неделя начиналась в воскресенье, Так, например, в Евангелии от Матфея говорится: “По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели…” (XXVIII, 1). В планетарной неделе последовательность дней совпадала с представлениями о взаиморасположении и удаленности планет от Земли (…): Сатурн, Юпитер, Марс, Солнце, Венера, Меркурий, Луна. Таким образом, первым днем недели считалась суббота (день Сатурна). Но планеты управляли также и 24 часами каждого дня. 1-й (и соответственно 8, 15 и 22-й) час субботы отводился Сатурну, 23-й - Юпитеру, 24-й Марсу; а 1-й час следующего дня принадлежал Солнцу, которое, таким образом, правило воскресеньем (днем Солнца). Поэтому в планетарной (и в нашей) неделе dies Solis (день Солнца) следует за dies Saturni (днем Сатурна) (см.: F. Вoll, - RE, VII, стб. 2558). Благодаря этому возник обычай, пришедший на Запад с Востока в III в. н. э., обозначать наиболее важные даты по дням недели (например, CIL, III, № 1051: X К. lun. lun. XVIII die Iovis = 23 мая 205 г. н. э., день Юпитера)

. ”

Да, деление среднего лунного месяца на четыре семидневки – это давно известный факт. И оно очень древне у народов т. н. «плодородного полумесяца».
Однако на пять делятся НЕ МЕСЯЦЫ лунные, а лунный и солнечный ГОДЫ (не месяцы).

Солнечный год 365 дней (не високосный, неизвестный до Эвергета и Цезаря):
365 ÷ 5 = 73 (семьдесят три малых недели – «пентады») или 72 обычные пентады и одна т. н. «эпогоменальная» около дня зимнего солнцестояния, в эти пять дней, согласно египетскому мифу, богиня неба Нут родила пятерых богов (пятерых!) – Исиду, Нефтиду, Гора, Сета и Осириса.
А тот факт, что древние вообще нередко округляли солнечный год до 360 дней, отражен в распространенности, особенно в Азии, священного числа 72, отражающего количество пентад в таком несовершенном году древних.

Лунный год:
354 ÷ 5 = 70, 8 (а т. н. «лунный високос» из 355 дней, к которому чаще и округляли в древности лунный год, и того проще ― ровно 71 пентада)
Даже простой невисокосный лунный год делится на 5 с малым остатком (если же учесть отсчет наблюдаемых, а не рассчетных неомений, практикуемый в древности, то погрешность эта в тех условиях вообще нивелируется).

И для всего этого, – как для расчета солнечного, так и для расчета лунного года, – нужны всего пальцы двух рук. В то время как ручной счет «семерками» очень мудрен, особенно в отсутствии других способов арифметизации в архаической древности в условиях курных полуземлянок, где тысячами лет обитали праславяне.

«…Особенно заметно социальная история отразилась в лексике. Древние восточные славяне, например, серединой семидневной недели называли не четвертый день, ‘четверг’, а третий – ‘среду’ (др.-русск. сєрєда - ‘середина’). Это заставляет думать, что у предков восточных славян неделя состояла не из семи дней, а только из пяти (и у немцев ‘среда’ называется Mitiwoch - ‘середина недели’) и лишь позднее неделя была дополнена еще двумя днями – субботой и воскресеньем (суббота – слово еврейское, проникшее к славянам через греческий язык, а название воскресенье появилось лишь с распространением христианства). »

И ещё (о чувашах, быт которых в древности был гораздо ближе быту праславян, нежели вавилонян с греками с их математикой и астрономией):

“…Практически все этнографы XVIII - XIX вв. отмечают почитание чувашами пятницы (эрне кун – букв. «недельный день»). При этом нередко указывается, что такой обычай перенят чувашами от татар. Однако детальное исследование этой проблемы выявляет более глубинные истоки традиции. Первые три дня недели в чувашском языке имеют названия тюркского происхождения: понедельник – тунтикун «день сотворения (недели)», букв. «день, находящийся на месте сотворения»; вторник – ытларикун «чётный день» (от ытă «чет»), букв. «день, находящийся на четном (лишнем) месте»; среда – юнкун «день крови». Названия следующих двух дней – четверга (кĕçнерникун или кĕçĕн эрне кун букв. «младший недельный день») и пятницы (эрнекун или мăн эрни кун - букв. «старший недельный день») - заимствованы из какого-то неизвестного восточноиранского языка и, судя т. н. «булгарскому ротацизму» (ср.: иран. адине, но чуваш. эрне, где иран. «д» в булгаро-чувашском перешел в «р»), еще в древнебулгарскую (IV-VIII века) или даже более раннюю эпоху (в 1-х веках н. э.). Названия субботы (шăматкун) и воскресенья (вырсарникун или вырăс эрни куне – букв. «день русской недели», «день русского праздника») в чувашском появились сравнительно поздно.

Все это позволяет высказать предположение, что пратюркская неделя была трехдневной, причем третий день – «день крови» был праздничным, а на пятидневную неделю булгарские предки перешли под влиянием восточно-иранских племён. Пятидневная неделя иранских народов завершалась праздничным днем – пятницей. Кстати, русские названия дней недели, особенно среда (т. е. средний день недели), указывают, что пятидневная неделя в древности была характерна и для славянских и, шире, индоевропейских народов.
Таким образом, выясняется, что почитание пятницы как праздничного дня недели имеет очень глубокие корни.

Несмотря на то, что семидневная неделя была известна славянам до принятия христианства, ее возникновение относится к позднему времени и обусловлено внешним культурным влиянием. По данным языка для славян первична все же пятидневная неделя: “…в славянских языках максимальное число, от которого образовано название дня недели, – это “пять”, за ним следуют слова, для которых обозначать день недели – вторичная функция” Русское нецерковное “шесток” (шестой день) – это уже поздняя адаптация пятидневки к новой юлианской неделе.

Э.Бикерман “ХРОНОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО МИРА Ближний Восток и античность М.”Наука”, 1975. Перевод с английского И. М. Стеблин-Каменского Ответственный редактор М. А. Дандамаев (E.J.Bickerman, Chronology of the Ancient World, London, 1969)
Русинов Н. Д. Древнерусский язык., Москва, Высшая школа. 1977 г., стр. 15.
Егоров Н. И. Примечания. // Хрестоматия по культуре Чувашского края: дореволюционный период. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2001. - С. 226-227.
В. В. Шаповал “К ИСТОРИИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ НЕДЕЛИ В СЛАВЯНСКИХ ЯЗЫКАХ (Язык как исторический источник. – Новосибирск, 1983. – С. 88-93)

Начнем с начала. Сколько дней было в неделе у славян? Вопрос и сложный, и простой одновременно. Разные исследователи славянской культуры считают по-разному. Кто-то говорит, что дней было семь. Но есть мнение, что их было пять, а суббота и воскресенье появились лишь после Крещения Руси. Третьи вообще говорят о девяти днях. Поэтому, сколько дней в неделе было у славян на самом деле, мы не знаем. Мы можем лишь предположить, что оно было непостоянным и менялось с течением времени.

Дни недели у славян носили названия, обозначающие их порядковый номер. А вот воскресенье называли «неделя». Это значит, что никаких дел в этот день быть не должно, нужно отдыхать. Такое правило имеет чисто языческие корни. Понедельник же был назван так с тем смыслом, что идет как бы после недели. Нетрудно догадаться о значении названия «среда», то есть – середина недели.

Дни недели у древних славян были тесно связаны с тем или иным языческим богом. Например, четверг считался Перуновым днем, а пятница – днем Макоши. То есть день находился под чутким покровительством и защитой божественных сил. Скорее всего, такую традицию славяне переняли у европейцев.

Пятница и неделя были священными днями недели.

Названия дней недели у славян были похожи на те, которые есть сейчас, но все же отличаются. Как назывались дни недели у древних славян? Тут необходимо рассмотреть различные варианты. Если верить в девятидневную неделю (которая, скорее всего, имела место быть далеко до прихода христианства), то ее дни звучали так:

  • Понедельник.
  • Вторник.
  • Тритейник.
  • Четверг.
  • Пятница.
  • Шестица.
  • Седмица.
  • Осьмица.
  • Неделя.

Если брать в расчет, что неделя состояла из семи дней, то названия ее дней были аналогичны современным. Единственным отличием, как уже было сказано, являлось воскресенье – «неделя». Соответственно, если неделя была пятидневной, то из нее были исключены два последних дня – суббота и неделя.

Казалось бы, даже такая простая вещь как календарная неделя имеет свой смысл. Мало кто из нас задумывался, откуда вообще появились эти названия. А обязаны этим мы древним славянам и их мудрости.

В славянском календаре 9 месяцев, 40 дней в каждом, а в неделе 9 дней. Остановимся сегодня только на днях недели. Итак, дни недели у славян.

Исследователей славянской культуры ныне все больше и больше. На самом деле по числу дней в неделе у славян мнения разные. Кто-то говорит, что дней было все-таки семь. А то пять, мол суббота и воскресенье появились после Крещения Руси. Но тех, кто доказывает, что их было девять, большинство. Поэтому рассмотрим именно 9-ти дневную неделю у славян.

Дни недели у славян носили незатейливые названия, связанные с их порядковым номером. Исключение составлял последний, девятый день. Славяне называли его «неделя», в смысле ничего не делать, выходной. Тут видим, что не смотря на смену веков и приход религии ничего не изменилось, воскресенье — нечего не делаем (или пытаемся во всяком случае). Хотя у нас последний день является седьмым. Ё маё — два дня украли!

Такие простые правила имеют чисто языческие корни. И просто, и очень точно подмечено в тоже время.

Дни недели у славян

№ п/п Дни недели Примечание Бог покровитель Этимология
1. Понедельник (или Трудень) Начало, день труда Земля Хорса (Меркурий) ПОсле Недели
2. Вторник День труда Земля Орея (Марс) ВТОРой
3. Третейник Отдых, пост Земля Перуна (Юпитер) ТРЕТий
4. Четверг День труда Земля Варуны (Уран) ЧЕТВЕРтый
5. Пятница День труда Земля Индры (Хирон) ПЯТый
6. Шестица День труда Земля Стрибога (Сатурн) ШЕСТой
7. Седьмица Отдых, пост Земля Деи (пояс астероидов, за орбитой Марса) СЕДЬмой
8. Осьмица (Ось мира) День труда Земля Зари-Мерцаны (Венера) ОСЬ МИра
9. Неделя Отдых, день гостей, посиделок, песен Ярило-Солнце НЕт ДЕЛ

Кто-то даже пытается в доказательство данной версии о 9-ти днях вспомнить сказку Ершова «конек-горбунок»:

Ну, Гаврило, в ту седьмицу
Отведем-ка их в столицу;
Там боярам продадим,
Деньги ровно поделим.

К сожалению тут нет ничего про Осьмицу, что дает оппонентам версии говорит про отсутствие доказательств. Лично меня также очень сильно заинтересовала именно Осьмица. Начал искать описания.

Не смотря на то, что изначально отталкивались от девяти дней, обнаружил, что описания значений различных дней недели у славян дано на шесть-семь дней.

Осьмица нигде не описывается!

Ряд серьезных славянских сайтов, к которым лично я отношусь с уважением, дают информацию о 9-ти дневной недели в славянском календаре. Но вот эта осьмица ввергла меня в сомнения! Есть раскрытие сведений по всем дням, кроме осьмицы. Везде описано какого Бога особенно почитали в этот день, почему. Но осьмица — исключение, ничего нет фактически.

Достаточно ли этих наблюдений для того, чтобы утверждать, что не было у славян девяти дневной недели? Нет, не достаточно! В нашей истории многое давно и надежно уничтожено и стерто из памяти поколений. Может так получилось, что осьмице досталось особенно. Её удалили очень качественно. Не знаю.

Для начала стоит разобраться, почему неделя называется «неделей». Дело в том, что раньше, еще до принятия христианства, неделей называли воскресный день. И был он первым днем недели. Однако позже воскресенье стали считать последним днем, заканчивающим неделю.

Слово «неделя» произошло от сочетания «не делать», то есть отдыхать. Разумнее все-таки отдыхать после работы (вспомните русскую пословицу «Сделал дело - гуляй смело!»), поэтому самый «лоботрясный» день стал последним. В наши дни начало недели с понедельника регламентируется Международной организацией стандартизации.

Но сначала именно «неделя» (день недели, ставший впоследствии «воскресеньем») начинал семидневник. Судя по всему, прежде неделю (в современном значении) называли не «неделей», а «седмицей» (по-болгарски, кстати, и сейчас «неделя» называется «седмицей»). А потом прозвали седмицу «неделей» (семь дней от недели до недели - от воскресенья до воскресенья).

Происхождение названий дней недели

Понедельник. Слово «понедельник» образовано от «после недели». Понедельник был первым днем после воскресенья, которое в древности называлось «неделей». Корень слова - понедель. Образовано оно суффиксальным способом (суффикс -ник-).

Вторник - от слова «второй». Второй день после «недели» (нынешнего воскресенья). Заметьте - не второй день недели, а второй после недели. Корень - втор, суффикс - ник.

Среда - это слово тоже пришло из старославянского (как и «неделя», «понедельник», «вторник»). Имеет общий корень со словами «сердце», «середина». Обратите внимание: среда является серединой недели лишь в том случае, если неделя начинается с воскресенья. Этот день стоит между первыми тремя днями недели и последними. В наше время, когда неделя начинается с понедельника, «среда» не соответствует своему названию.

Почему же среду не назвали «третником» (по аналогии со «вторником») или «третейником» (хотя, по некоторых данным, именно «третейником» и называлась среда в древности)? А вспомните названия пальцев! Тот, что находится посередине, так и называется - средний палец, а не третий или еще какой-нибудь. В давние времена середине придавалось особое значение (не зря ведь «средний» и «сердце» являются однокоренными словами).

Интересно, что и в некоторых других языках день недели «среда» переводится буквально как «середина» (например, на немецком Mittwoch).

Некоторые исследователи утверждают, что среда - это середина не семидневной недели, а пятидневной. Якобы сначала неделя состояла из пяти дней, а потом, в связи с влиянием христианской церкви, в ней прибавилось два дополнительных дня.

Четверг , как и «вторник», слово «четверг» образовано в соответствии с порядковым номером дня недели после воскресенья. «Четверг» образовано от общеславянского слова «четвьртъкъ», которое, в свою очередь, суффиксальным способом образовалось от слова «четвертый». Скорее всего, со временем выпал звук «т» - остался «четверк», а постепенно звук «к» «озвончился», так как он следует за сонорным (всегда звонким) звуком «р». В итоге мы имеем день недели под названием «четверг».

С пятницей все немного сложнее. Конечно, слово образовано от цифры «пять» (пятый день после начала недели). Но почему не «пятник» или «пятак»? Дело в том, что еще до принятия христианства почиталась славянская богиня Пятница (имеющая отношение к пятому дню). Поэтому пятый день назвали в честь богини именно Пятницей, а не Пятником.

Слово суббота пришло из старославянского языка. Когда-то оно было заимствовано из греческого языка (от греч. Sabbaton). А в греческий язык оно попало из древнееврейского языка (от sabbath - «седьмой день, когда нужно воздерживаться от работы»). Шаббат - так произносится это еврейское слово, означающее буквально «покой», «отдых».

Кстати, слово «шабаш» имеет те же корни, так что «суббота» и «шабаш» - родственные слова. Интересно еще и то, что не только в русском языке название этого дня недели произошло от еврейского «шаббат»: и в испанском, и в итальянском, и во французском языках слово, обозначающее субботу, имеет одно происхождение. Впрочем, и во многих других языках. Объясняется это просто - распространение христианской религии повлияло на словари многих языков.

Воскресенье - это слово, как уже было сказано, пришло на смену слову «неделя». Возникло оно, конечно же, после принятия на Руси христианства. Слово является производным от «въскресити». Образовано суффиксальным способом. Это день, когда, согласно писаниям, воскрес Иисус.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия