Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия

Евангелие от Матфея, глава третья

1 В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской 2 и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. 3 Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. 4 Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед. 5 Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему 6 и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. 7 Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? 8 сотворите же достойный плод покаяния 9 и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. 10 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. 11 Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; 12 лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым. 13 Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. 14 Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? 15 Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда [Иоанн] допускает Его. 16 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. 17 И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

[свернуть]

Проблема самобичевания

Недавно я с изумлением узнала, что русское слово «покаяться» можно перевести как «ругать себя». И что многие люди именно так и понимают: между «каяться» и «самобичеваться» стоит знак равенства. Между тем, как греческое слово, переведенное у нас как «покаяние», означает «изменение ума», а древнееврейское – «поворот». Поворот с пути от Бога на путь к Богу. И это не то же самое, что сурово себя осудить, признать себя полностью неправым, ничтожеством и так далее.

Что покаяние и самобичевание не одно и то же, я заметила на паре своих знакомых. Иногда скажет или сделает человек что-то обидное, скажешь ему об этом, а дальше начинается ад. Потому что человек приходит в состояние «я плохой, я очень плохой, мне незачем жить – такому ужасному» и приходится его два часа утешать и уговаривать жить. При этом, увы, человеку так и не удается заметить ту боль, которую он причинил мне. Заметить меня.

Мне не нужны переживания человека о том, что он «плохой». Мне нужно от него, чтобы он меня заметил, услышал, понял – чтобы я была для него достаточно ценной, чтобы прислушиваться ко мне. Точно так же и Богу не нужно от нас самобичевание и переживание своей плохости. Ему нужно, чтобы мы услышали Его, услышали и поняли, и перестроили жизнь так, чтобы Ему как личности было в ней место. «Прямыми сделали стези Ему ». Иначе ни о каких отношениях с Богом нельзя и говорить. Он многократно говорит о том, что для Него важно. Он хочет, чтобы мы Его услышали, узнали и полюбили – как мы узнаём другого человека, когда мы внимательны к нему. А любовь помогает нам поступать так, как будет другому человеку радостно.

Но я, конечно, знакома с самобичеванием на почве греха не только снаружи, но и изнутри. Это ужасное чувство, когда раздваиваешься внутри на двух разных людей – виноватого и карателя, который бьет виноватого ногами и рассказывает ему, какой тот мерзавец.

Чем же это «порицание себя» вредно? Во-первых, оно помогает ничего не менять. Во-вторых, оно полностью эгоцентрично. В-третьих, оно снижает самооценку и провоцирует чувство беспомощности. Прекрасно показано самобичевание в «Гарри Поттере», когда домовый эльф Добби то и дело бьется головой об стену, когда делает то, что, по его мнению, делать не должен.

Когда сделал что-то плохое и ругаешь себя, кажется, что занимаешься чем-то полезным. Ведь не остаешься равнодушным к своему поступку, занимаешь нравственную позицию, переживаешь. Происходит внутренняя активность, на нее – на стыд или чувство вины – тратятся силы. Силы потратила, себя за плохой поступок самобичеванием наказала, на исповедь сходила – вроде бы уже все нормально. Но ничего не изменилось. Через неделю, через месяц или на следующий день ситуация повторяется.

Этот внутренний спектакль весьма тягостен и в нем нет места Богу. Вроде бы грех – это то, что сделано против Бога, но Ему места в этой системе нет.

Богу же не нужно наше самонаказание. Он хочет, чтобы Его встречали, как дорогого гостя, прибравшись и приготовив угощение, с мыслью о нем («приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему »). Но пока я занимаюсь самонаказанием и самобичеванием, я не вижу пути к Богу. Я замкнута на себе и вокруг меня стены. И я возвела сама их вокруг себя, закрыла дверь и потеряла ключ. А Христос стоит снаружи и стучит.

Светоч мира. Уильям Холман Хант. 1854
Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.
(Откр.3:20)

Когда грех повторяется вновь и вновь, и снова и снова повторяешь себе, какой ты плохой, падает самооценка и начинаешь верить, что изменить, собственно, ничего и нельзя. Ты такой. Это судьба. Выхода нет.

Это, конечно же, совершенная неправда. Каждый может что-то изменить в своей жизни, иначе Иоанн Креститель не призывал бы к невозможному. На этом пути может понадобиться помощь, но изменения возможны. Главное – возненавидеть не себя, а грех.

Что же делать?

Во-первых, сделать видимым это самобичевание. Выписать все то, что говорит вам внутренний голос по этому поводу. Увидеть его со стороны – и возразить ему с позиции милости.

Ввести Бога в систему. Сесть и начать письменно размышлять над тем, почему, собственно, это грех (и грех ли это). Почему Богу важно, чтобы я этого не делала, а поступала по-другому. Иногда на этой стадии выясняются неожиданные вещи вроде недовольства Богом, что Он не обеспечил мне необходимые условия для того, чтобы не грешить, поэтому не может теперь с меня спрашивать. И тут же становится понятно, что те условия во многом зависят от меня. Я могу расти и развиваться в сторону того, чтобы эти условия появились. Так ко мне возвращается ощущение своей силы и способности на что-то влиять. А значит, изменить свой путь и принести достойные плоды покаяния.

Посмотреть на грех, как на внешнюю силу, и попробовать определиться не только с отношением Бога к этому поступку, но и со своим собственным. Грех хочет, чтобы я поступал так-то и так-то – а что я думаю об этом? Согласен ли я так поступать, нравится ли мне так поступать? Как грех соблазняет меня, в каких обстоятельствах? Что я могу этому противопоставить?

Вопросы для размышления

  • Есть ли у вас представление, к чему хочется придти вместо какой-то угнетающей вас греховной привычки?
  • Понимаете ли вы, почему это важно Богу?
  • Что вы по этому поводу думаете?

Это статья в рамках проекта Предания «Четвероевангелие за пост» . Если вам интересно, вы можете подписаться на рассылку и получать главы Евангелия с размышлением над ними на почту.

Слово покаяние в христианстве означает преображение ума. Русскому слову "покаяние" в Новом Завете и других древних христианских текстах соответствует греческое слово метанойя (μετάνοια: «перемена ума», «перемена мысли», «переосмысление» ). Метанойя обозначает перемену, прежде всего, отношения к жизни, переориентация ума и сердца с позиции эгоизма на позицию любви и самопожертвования. Метанойя - процесс, который длится всю жизнь, постоянно и устойчиво, в восходящем порядке. Как пишет один из древних христианских подвижников святой Григорий Нисский, на пути совершенствования души не может быть остановки, так как остановка - это на самом деле - движение назад.

Но понятие "покаяние" часто понимают неправильно. В православной среде (официальной церкви) считают, что покаяние - это исповедь грехов перед священником. Алгоритм покаяния при этом следующий: согрешил, пришел на исповедь и покаялся, ушел. Затем опять согрешил, снова пришел каяться. И хотя православные богословы указывают на истинный смысл покаяния, но на практике его мало кто из священства проповедует и разъясняет, а прихожане в подавляющем большинстве воспринимают именно по указанному алгоритму. То есть налицо восприятие покаяния не как непрерывного духовного процесса всей жизни, а как некоего ритуала , хотя отдельные богословы и священники и соединяют его с истинным пониманием.

Протестанты чаще всего понимают покаяние таким образом. Человек покаялся один раз после обращения ко Христу, а затем уже не имеет нужды в покаянии, так как Христос во время покаяния при обращении простил христтанину все грехи. Но в таком случае человек может решить, что уже свят и поэтому процесс преображения ума прекратиться. Здесь происходит подмена понятия "покаяние" понятием "раскаяние". Если покаяние или метанойя - это непрерывный духовный процесс всей жизни, состоящий в постепенной перемене ума, уничтожении греховных наклонностей, то раскаяние - это лишь сожаление о своих греховных поступках или мысленных наклонностях и стремление их более не совершать (если это поступки) или уничтожить (если это наклонности). Но раскаяние не означает победу над грехом, а лишь осознание его. Затем должна начаться борьба за его избавление.

Таким образом, есть неполное понимание покаяния как однократного раскаяния или же как многократного раскаяния. Не умаляя значение раскаяния вообще, нужно отметить, что покание - понятие более широкое, это процесс более длительный (всю жизнь) и более объемный, многомерный.

Дорогие читатели, ждем ваших мнений на эту тему. Какие еще понимания покаяния вы знаете?

Казалось бы, ответ на вопрос «Раскаяние - это что такое?» прост, но немногие могут отличить раскаяние от покаяния, так как считают, что эти слова означают одно и то же, однако различия все же имеются. Итак, если говорить о покаянии, то это некое духовное переживание и несколько больше чем раскаяние, которое ощущаешь лишь тогда, когда очень сильно сожалеешь о совершенном поступке.

Кающийся человек признается перед Господом, что идет по ложному пути и жаждет найти истинный путь. Он видит свои грехи и осуждает себя не только за свои нелицеприятные действия, но и за свое падение в это греховное состояние.

Раскаяние - это сожаление о сделанном

Итак, когда человек покается в чем-то, он должен отречься от совершенного им греха, вернуться на путь благодетели и затем больше не делать того, о чем приходится потом так сильно сожалеть. Тогда, что такое раскаяние в полном понимании этого слова?

Надо отметить, что существует еще некоторые различия между покаянием и раскаянием. В покаянии нужно попросить прощения, что непременно должно привести к перемене жизни в лучшую сторону (плоду покаяния), а раскаяние - это простое сожаление, не более того.

Возьмем из библейского сюжета пример для более точного разъяснения. Иуда ведь после предательства ним своего учителя Иисуса Христа за 30 серебряников сильно раскаялся, его слова были такие: «Согрешил я, предав кровь невинную». Однако он повесился, так как не смог покаяться. А вот апостол Петр, отрекшись трижды от Христа, однако, принес Господу плоды своего покаяния - всю жизнь, сожалея о случившемся, он умывался слезами.

Что такое раскаяние, исповедь

С покаянием и раскаянием в общих чертах мы уже разобрались, однако теперь во всю эту картину надо вписать сожаление, без этого чувства не прийти ни к тому, ни к другому.

Наверняка, именно с сожаления и начинается глубокое раскаяние, а за ним и искреннее покаяние. Ведь сожаление - это чувство печали, тревоги и огорчения по поводу невозможности чего-либо вернуть. Сожаление может означать жалость и сострадание к кому-либо.

Затрагивая вопрос о том, что такое раскаяние, сожаление и покаяние, с одной стороны к их определениям можно применить одни и те же трактовки, однако можно сказать и то, что это звенья одной цепи.

Сначала человек совершает какой-нибудь неблагонравный поступок, за который со временем ему становится стыдно - так начинает работать его совесть, которая будет похуже любого судьи, а затем повинного накрывает чувство сожаления. За всем этим наступает раскаяние, когда человек полностью понимает и принимает свою ошибку, а когда хочет исправиться и найти выход из сложившейся ситуации, приходит к покаянию на исповеди.

Покаяние

В человеческой жизни рано или поздно появляется необходимость покаяния, чтобы с этим получить моральное и нравственное очищение. Покаяние ведет к глубокому осознанию своего греха, сожалению и скорби, решительному желанию не повторять его в дальнейшем и исправиться делом и мыслью.

Покаяние - слово греческое, буквально означающее перемену мыслей или перемену ума. Каясь, человек не только осознает свою греховность, но и твердо готов бороться со своими дурными склонностями и страстями. Вот такое состояние души соединяется с просьбой или молитвою о помощи к Богу. И только при искреннем и сердечном покаянии открытая душа получает то благодатное врачевство, которое не допускает, чтобы душа вновь погрузилась в грех.

Православное Таинство

В православии есть Таинство, которое так и называется - Покаяние, при котором исповедующий свои грехи при видимом получении прощения от батюшки разрешается от грехов самим Господом.

Покаяние, как правило, предшествует Таинству Причащения, так как подготавливает душу ко вкушению Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Необходимость Таинства Покаяния заключается в том, что человек после Таинства Крещения становится христианином. Омывший таким образом свои грехи, он по немощи своего природного человеческого естества продолжает грешить. Вот эти грехи и отделяют человека от Господа, ставя между ними преграду. Своими силами человек никогда не сможет болезненный разрыв, если бы не было покаяния, которое помогает сохранить обретенное в Крещении единение с Богом.

Покаяние - это, прежде всего, духовный труд, в результате которого совершенный человеком грех становится ненавистным ему.

Заключение

В Евангелии от Луки сказано: «Если не покаетесь, все так же погибнете». На Небесах больше радости будет об одном кающемся грешнике, чем о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.

Человек всю свою земную жизнь проводит в непрерывной борьбе с грехом, у него бывают тяжелые поражения и падения. Но, несмотря на это, настоящий христианин не должен поддаваться унынию, в любом случае ему надо подниматься и продолжать свой путь, так как Божье милосердие бесконечно. Надо взять свой крест и идти за Христом.

Плод покаяния - получение примирения с Богом, со своей совестью и людьми, и обретение духовной радости освобождения от наказаний за исповеданные грехи в вечной жизни. Это и послужит ответом на вопрос: «Раскаяние - это что?».

Думаете, что раскаяние и покаяние - одно и то же? Увы, вы жестоко ошибаетесь!

Раскаяние - это сожаление о совершённом поступке, будь то грех, запрещённый всеми Святыми Писаниями, или доброе дело. Да-да, я не ошиблась, мы можем сожалеть и о совершённых нами добрых делах.

Сейчас всё объясню. Представьте себе следующую ситуацию: вы торопитесь на работу. Но тут ваш взгляд падает на старушку, которая боится перейти проезжую часть. Вы помогаете ей, тратите своё бесценное время. Добрый поступок? Безусловно. Но вы всё же опаздываете на работу, и , каетесь, что его совершили.

Или другой пример. У близкого вам человека день рождения, допустим, . Что мы делаем в порыве душевной доброты? Верно, покупаем ему дорогой подарок. Юбилей прошёл - деньги кончились. И тут приходит осознание: «Зачем подарил настолько дорогой подарок? Дороже моего ему ничего не дарили! Вот, дурак! А теперь сиди без денег до зарплаты на воде и хлебе!» Что это было? Раскаяние. При чём, раскаяние о добром поступке. Мы сожалеем о том, что потратились на дорогостоящий подарок близкому человеку, не подумав о себе.

Раскаяние в своих делах, причём, делах не в пример нашим, присуще даже самому чистому существу - Всевышнему Создателю. Ибо сказано в Бытие: «И раскаялся Господь, что создал человека на земле».

Мы раскаиваемся в своих поступках и своём выборе, которые изменили нашу собственную жизнь в худшую сторону. Раскаиваемся, что связались с ипотекой или женились именно на этой , а не на другой. Каемся, что пошли на автобусную остановку и прождали автобус 40 минут, а не добежали до станции метро. Мы раскаиваемся о случившемся без намерения что-либо изменить или исправить. Ну не съезжать же из любимой квартиры на вокзал! Да и с женой уже не разведёшься - есть дети. И завтра мы вновь пойдём на автобусную остановку, потому что она ближе, чем станция метро.

Раскаяние - сожаление о делах мирских, о собственном неправильном выборе, об уже произошедшем, что мы изменить уже не можем или менять вовсе не собираемся. Как сказал американский писатель Томас Ибарра: «Настоящий христианин в воскресенье искренне раскаивается в том, что делал в пятницу, и будет делать в понедельник».

Даже глубокое и искреннее раскаяние в своих грехах - это ещё не добродетель и не всегда ведёт к добру. В раскаянии есть только одно положительное качество: раскаявшийся признал за собой совершённые грехи. А это уже немаловажно.

Даже наше правосудие высоко оценивает раскаяние - искренне раскаявшемуся осуждённому смягчат приговор. Эта процессуальная норма прописана законом.

Но к чему приведёт раскаяние определить сложно. Постоянно мучимый собственным раскаянием человек может свалиться и в «обочину» жизни. Терзаемый душевной болью раскаявшийся может начать злоупотреблять алкоголем или наркотиками в надежде, что так он сможет уйти от мук совести. Или привести , которая является в современном мире очень распространённым заболеванием. Это абсолютно тупиковые пути раскаяния. Между прочим, самая крайняя мера, которую выбирают раскаявшиеся для очищения своей грешной души, это самоубийство. Нередко и депрессия приводит к тому же результату. А суицид, как известно, смертный грех. Ему прощения нет.

Почему так получается? Потому, что раскаявшись, человеку необходимо покаяние. Покаяние же влечёт за собой твёрдое убеждение в том, что нельзя возвращаться к прошлым грехам и ошибкам. Покаяние ведёт к изменению своей жизни или хотя бы к искреннему намерению изменить жизнь. Покаявшийся человек отрекается от самого себя прежнего и старается не совершать тех же поступков, в которых искренне раскаялся.

Но здесь стоит подчеркнуть, что без искреннего раскаяния не может быть настоящего покаяния. А без покаяния даже глубокое раскаяние не ведёт к очищению души от греховных пороков. Да и не зачтётся Всевышним Творцом. Тот, кто надеется на прощение Господа, совершая вновь и вновь те же грехи, за которые вчера раскаялся, глубоко заблуждается. Но в искреннем покаянии также есть особенная черта. В трактате "Йома" Талмуда есть потрясающее определение: "Проступки в отношении к Богу день покаяния искупляет; проступков же в отношении к ближнему день покаяния не искупляет, пока ближний не будет удовлетворен". То есть мало покаяться перед Всевышним, необходимо просить прощения у тех, кому наши грехи и несправедливые поступки причинили ущерб, обиду, боль.

Самый известный в истории случай раскаяния без покаяния - это самоубийство Иуды, ученика Иисуса Христа. Предавши своего Учителя, Иуда обрёк свою душу на ужасные муки. Но Иуда раскаялся, выбросив те 30 сребреников. А покаялся ли Иуда? Нет. Он обрёк свою бессмертную душу на смертный грех - самоубийство. Смертный грех, если кто не в курсе, ведёт к гибели души человека. То есть вместе с биологической смертью такого грешника погибает и его душа, Божественная частица.

Очень хочется закончить этот разговор словами Священного Корана: “О вы, которые уверовали! Обращайтесь к Господу с искренним раскаянием. Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся» (Коран, сура 66 стих 8).

Но закончу всё же словами из Талмуда, трактат «Шаббат»: «Мы учили слова раби Элиэзера: «За день до смерти покайся». Спросили Элиэзера его ученики: «А разве знает человек, когда он умрет?» — «Тем более покайся на случай, если умрешь завтра».

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия